Миллионы за роль и истерики на площадке: Саша Петров комментирует мифы о том, как в России снимают кино. Александр Петров: «Мне не нужны большие дома, машины и яхты Курит ли александр петров

Миллионы за роль и истерики на площадке: Саша Петров комментирует мифы о том, как в России снимают кино. Александр Петров: «Мне не нужны большие дома, машины и яхты Курит ли александр петров
Миллионы за роль и истерики на площадке: Саша Петров комментирует мифы о том, как в России снимают кино. Александр Петров: «Мне не нужны большие дома, машины и яхты Курит ли александр петров
0 25 июля 2016, 12:35

В последнее время у Александра Петрова, известного зрителю по ролям в сериалах "Метод" и "Полицейский с Рублевки", очень часто берут интервью. Это не удивительно: съемки в кино и сериалах, театральные работы, поэтический эксперимент... С каждым днем популярность, а вместе с ней и загруженность артиста растет в геометрической прогрессии. И, казалось бы, любого человека столь плотный график уже давно бы вымотал и опустошил, но только не Петрова - он открыт для всего нового и подзаряжается исключительно от работы.

Во время беседы со сайт Александр рассказал о том, как не растерять внутреннее наполнение, о своем жизненном векторе, о работе вне кино и о многом другом.

В июне, в разгар "Кинотавра", в Сочи прошла презентация проекта "Поэтический эксперимент Александра Петрова". И, надо сказать, эксперимент этот удался — люди покидали клуб, в котором состоялось мероприятие, с изумленными и довольными лицами, мои коллеги и знакомые, побывавшие на вашем выступлении, до сих пор делятся впечатлениями. А на ваш взгляд, как все прошло?

Мне кажется, что все прошло даже лучше, чем я ожидал, я побаивался некоторых вещей. Никакой серьезной и длительной подготовки к этому мероприятию не было: мы не репетировали, а с ребятами из Ocean Jet общались по телефону и смс, но, тем не менее, результат превзошел все ожидания. Однажды мы уже делали нечто подобное: в одном из номеров программы "Танцы со звездами", в которой я участвовал, совмещали мое стихотворение с их музыкой. И на этот раз мы объединили несколько вещей. Я к этим ребятам отношусь с огромным уважением, я их фанат, это одна из моих любимых музыкальных групп.

Мы попробовали несколько историй, которые хотелось бы потом внедрять в свои выступления, например, монологи из известных фильмов. Думаю, что еще буду менять какие-то вещи, что-то, безусловно, оставлю. Есть огромное количество идей, команда уже складывается.


Александр Петров на презентация проекта "Поэтический эксперимент Александра Петрова"



Откуда вообще родилась идея этого проекта? Ведь сегодня читать стихи вроде бы считается забытым творческим самовыражением.

Стихи снова входят в моду. Люди перестают стесняться читать стихи, даже в школе в настоящее время к этому по-другому относятся. Это такой вид творчества, которым может заниматься любой человек, для этого не нужны деньги. Ты просто можешь написать стихотворение, просто его прочитать, выложить в интернет.

Тенденция сейчас такая, людям нужны стихи. На моем выступлении были не только люди, которых я приглашал, в основном пришли жители Сочи и обычные отдыхающие. Атмосфера была наитеплейшая, люди хорошо принимали нас, кайфовали... Неравнодушных не осталось, очень многие подходили и говорили слова благодарности.

Я всегда стараюсь выкладываться на 300 процентов. Иногда может показаться, что какое-то мероприятие не обладает особой важностью, но для меня наоборот - это всегда что-то новое, что-то, что требует полной отдачи. Планы всегда должны быть наполеоновскими. Очень круто, что у меня появляется новый вид деятельности кроме театра и кино, в данном случае это стихи, исполняемые в музыкальной атмосфере.

Вы много работаете, в вас много творчества. Но ведь это творчество отбирает и много сил. Знаю, что, закончив работу над очередным проектом, некоторые артисты впадают в депрессию, другие стараются сразу же приступить к другому новому проекту — это их методы "лечения". Как восстанавливаетесь вы?

Нет никакого такого момента. Мне не надо отдыхать, потому что я получаю обратную энергию от самой работы, от съемочной группы или от результата, который будет. Наоборот, это дает еще больше сил. Какой отдых? Мне 27 лет!

Работа в таком темпе может опустошить, невозможно все время только отдавать. Как не растерять то внутренне наполнение, благодаря которому артисты творят?

Это очень непростой вопрос. У меня, наверное, один раз было такое, когда я думал, что чего-то не хватает, чувствовал, что внутри образовалась пустота. Хотелось другого кино или каких-то других проектов, может быть, какого-то частичного отдыха, уединения. Но все это достаточно быстро проходит. Я думаю, тут у каждого своя кухня, но в любом случае, если тебе есть, что сказать, то сил у тебя хватит надолго: хочется постоянно что-то придумывать, делать.

Очень важно, как мне кажется, иметь в своей жизни людей, которые были бы с тобой на одном энергетическом уровне. В вашей жизни есть такие люди?

Ну, конечно, они есть. Это близкие мои. Это и театральное и нетеатральное окружение, но этих людей не много.

Вы довольны теми ролями, которые вам предлагают в последнее время?

Да, безусловно.

В связи с тем, что предложений в кино стало больше, в театре теперь играете реже?

Да, на театр меньше времени уходит. Сейчас я играю в двух спектаклях, этих ролей мне вполне хватает. Это четыре спектакля в месяц, которые заставляют твой организм гореть.

Я никогда не хотел, чтобы у меня было по 12 спектаклей, это очень сложно. Это выбор каждого — я выбрал кино. Но сцена, вся эта атмосфера — это невероятный кайф, который длится несколько часов. Ты получаешь эмоции от зрителя здесь и сейчас, это ни с чем не сравнимое удовольствие.

Вернемся в прошлое. Поступая в ГИТИС, вы стремились попасть именно к Леониду Хейфецу? Почему не пошли, скажем, к Кириллу Серебренникову?

Я тогда никого не знал — ни Хейфеца, ни Серебренникова. Я приехал в Москву зеленый, не понимал что и зачем. Я был на театральном фестивале в Самарской области, там познакомился с преподавателями из ГИТИСа, и мне очень понравилось, как они работают, их подход к занятиям. Поэтому я и поступал в мастерскую Хейфеца. Когда пришел в ГИТИС, я понял, что это то место, где я буду учиться. Ты видишь "свои" стены и понимаешь, что отсюда не уйдешь. Не знаю, откуда у меня появилась такая уверенность — у меня не было ни одного знакомого актера! Для меня студенты ГИТИСа казались просто богами! Откуда пришла уверенность в том, что нужно поступать именно сюда, не знаю. Помню, Хейфец сказал мне тогда: "Я хочу с тобой дружить".

Пожалуй, в вашей профессии сложно ставить цели в виде конкретных точек на оси. Но все же складывается впечатление, что вы следуете какому-то определенному вектору. Какому?

Я никогда не ставлю себе целей, но мне всегда хочется сниматься в кино, в котором мне будет трудно, в котором я буду развиваться, где мне будет интересно, и я буду понимать, что это интересно и людям. А люди, придя в кино, что-то получат, не просто набор положительных эмоций, а, может, начнут что-то менять в своей жизни. Для меня это очень важно, я получаю от этого кайф, а не просто отрабатываю.

Конечно, вектор есть, но он больше про наращивание опыта. В ходе любого процесса появляются профессиональные навыки, которые дают возможность смотреть на все с другой стороны. Ты начинаешь понимать, как устроена индустрия, как устроена профессия. Самое главное — внутренняя интуиция. Чувство, которое нельзя потерять.

Фото Анна Темерина/сайт

Фото Архивы пресс-служб

На минувшем Comic Con Russia было три хитовых звезды: Кристофер Ллойд, Рутгер Хауэр и Александр Петров . Если западные актеры были опытными бойцами в участии в подобных конвентах, то для Петрова выступление на Comic Con стало премьерой - и тем приятнее, что актер справился на ура. Никто из наших актеров не представлял российские проекты с такой отдачей, как Александр - Юрий Колокольников откровенно ленился, остальные стеснялись, не знали, что говорить и как-то скучали на сцене, передав эти ощущения и публике. Зато Петров блестяще «продал» свои проекты - сиквел «Гоголя» и новый сериал «Sпарта» , оба снятые режиссером Егором Барановым .

Нового «Гоголя» прессе представили в первый бизнес-день, и об этом , но повторимся: фильм «Гоголь. Вий» выйдет 5 апреля, а 30 августа нас ждет «Гоголь. Страшная месть» . В «Вие» нас ждет экзорцист Хома Брут, которого Егор Баранов назвал «Ван Хельсингом в лаптях» - он охотится за ведьмами, и Николай Васильевич будет ему в этом помогать.

Канал ТВ-3 основательно подготовился к Комик-кону: был сделан специальный Гоголь-стенд, где можно было сфотографироваться с Николаем Васильевичем и встретиться с панночкой. Вместе с издательством BUBBLE канал выпустил комикс «Гоголь» , который Петров и Баранов дарили зрителям со своими автографами. Ну, и сам Александр, зажегший публику и охотно отвечающий на все вопросы, даже каверзные. Так, актера дважды спросили, смотрел ли он обзор Бэдкомедиана на «Притяжение» , где блогер раскритиковал в том числе и его игру. Петров без каких-либо отрицательных эмоций рассказал, что смотрел обзор с холодным носом, Бэдкомедиан для него - человек, который занимается любимым делом, и противопоставить его мнению он может сотни восторженных отзывов от зрителей, с которыми лично смотрел картину. «Когда сотням тысяч людей нравится твоя работа - вот что мне важно, потому что я для зрителей все делаю», - пояснил Александр и добавил, что сам смотрит кино как простой зритель и всем советует иметь собственную точку зрения.

Вот видеоверсия ответа:

Публикация от The Hollywood Reporter Russia (@сайтs) Окт 1 2017 в 10:04 PDT

Читал Петров отзывы и про «Гоголя» - самым любимым у него идет предположение, что Всадник - это герой Сергея Бурунова : «Мне кажется, это было бы шокирующее событие» . Роль Гоголя он получил просто и быстро: на съемках «Фарцы» (режиссером был тот же Егор Баранов) к нему подошел продюсер Александр Цекало и сказал: «Отвечать надо быстро и не думая - хочешь сыграть Гоголя?» Петров тут же ответил «да» - и вуаля. «Я сразу понял, что это будет крутой проект, потому что видел глаза Саши Цекало, когда он про него рассказывал - они у него горели! Видно было, что он душу вложил в этот проект» .

Зрители поинтересовались, как Александр готовился к роли. «Это внутренний процесс, он всегда разный. Но для меня важно переписывать текст каждой сцены в блокнот - когда делаю это, сразу понимаю, какие у меня вопросы к режиссеру» .

Александр Петров Фото: пресс-служба ТВ-3

Не обошли стороной и мистику - верит ли в нее актер, было ли что-то этакое на съемках? «Я верю в мистику и она преследует меня из проекта в проект , - признался Петров. - Например, я каждый раз с особым чувством надевал парик, который, если вы знаете, состоит из настоящих волос. Помогала мне наш чудесный художник по гриму Тамара Фрид, работавшая с величайшими режиссерами, в том числе с Алексеем Балабановым над фильмами “Брат” и “Брат 2”. И вот каждый раз, когда фирменное каре Гоголя оказывалось с её помощью у меня на голове, моё сердце начиналось биться чаще, а сам я испытывал странное волнение, которое не проходило, пока я не снимал парик. Какую информацию хранили эти волосы, я не знаю, но стоило мне снять парик - и я сразу успокаивался» .

Помимо каре у Гоголя еще есть усы - и вот они у Петровы были самые настоящие. «Отращивание усов получилось случайно. Когда мы снимали первую сцену, я пришел небритым - у меня не было тогда параллельных проектов, и я мог себе такое позволить. Потом мне подготовили накладные усы, а я предложил: может, мои пригодятся? Вот так мы использовали мои усы, и это большая удача, что так получилось, потому что на большом экране хорошо видно, что они настоящие!»

А вот что было потом, когда Петрову пришлось ходить с усами в жизни:

Публикация от The Hollywood Reporter Russia (@сайтs) Сен 30 2017 в 10:27 PDT

Всем хотелось знать, какие отношения у Петрова сложились с Олегом Меньшиковым -актеры сыграли вместе и в «Притяжении», и в «Гоголе». «Олег Евгеньевич давно взял меня к себе в театр им. Ермоловой, это была его инициатив, и я ему за это очень благодарен. У нас нет такой дружбы, чтобы мы ходили друг к другу в гости и собирались вечером вдарить по пивку - но сложились очень теплые отношения коллег. Я не хочу переходить в другой театр, хотя у меня и были такие предложения: в Ермоловой - место, где мне хочется творить, что-то создавать» .

После общения со зрителями Петров раздал автографы и сфотографировался со всеми желающими:

Кадр-шедевр: "Гоголь" и "Оно" встретились! Фото: пресс-служба ТВ-3

Нам удалось вклиниться в жесткий график актера и поговорить с ним о Гоголе-супергерое и любимых супергероях вообще - вы будете обрадованы его ответам:

На следующий день Петров и Баранов представили свой новый сериал «Sпарта» - речь в нем идет о виртуальной игре без правил «Sпарта», которая оборачивается для игроков кровавыми последствиями в реальности. Пока что неясно, где именно будет показан сериал - на Первом канале или сразу на Netflix, которому компания «Среда», ответственная за сериал, уже продала «Фарцу». Вместе с Петровым в «Sпарте» сыграли Артем Ткаченко, Валерия Шкирандо, Ольга Сутулова и многие другие актеры.

Нам показали тизер, из которого было понятно, что игра поглотит людей и причинит им массу проблем, и что сама виртуальная реальность изображена в сериале очень схематично. Баранов признался, что сделал это намеренно - ему хотелось, чтобы аватары героев и весь компьютерный мир отличались от реального, поэтому он сделал игру чуть примитивнее по графике, чем современные компьютерные игры. «Егор был инициатором: все придумал, показывал нам, как нужно существовать в виртуальном пространстве и немного странно двигаться» , - смеется Петров, изображая походку Железного дровосека. Александр очень увлеченно рассказывал о том, что когда снимался сериал, еще никто не выпустил в массовую продажу виртуальные очки - а сегодня это вполне себе обычное дело. Актер уверен, что со временем эти гаджеты уменьшатся и станут максимально привычными.

Александр Петров - звезда фильма «Притяжение», а теперь и картины «Гоголь. Начало» - в интервью Вадима Верника.

Фотография: Георгий Кардава

«У меня в мобильном телефоне записано «Гамлет Петров Саша»,- пишет об Александре Петрове главный редактор ОК! Вадим Верник.- Три года назад мало кому тогда известный Александр Петров дебютировал на сцене в роли, о которой мечтает любой молодой актер. И это был блистательный дебют. Саша вообще счастливчик. Знаковые роли в кино и на телевидении сыплются на него как из рога изобилия. Его обожают зрители, а особенно зрительницы. Он каждый раз неожиданный, непредсказуемый. Потому что талантливый. Новый виток популярности, бесспорно, принесет ему кинопроект под названием «Гоголь. Начало».

С аша, скажи, тебе выдохнуть удается? Ты столько снимаешься в разных проектах, будто стараешься объять необъятное.

Сейчас просто такой период, Вадим. Столько всего навалилось - я понимаю, что много на себя беру. И еще я понимаю, что мне сейчас очень не хватает какого-то выдоха. На самом деле я планирую в ближайшее время - может быть, в следующем году - сделать этот выдох, взять большую глобальную паузу и попытаться немножко подпитаться. Я и правда уже столько лет без перерыва.

А когда ты начал жить в таком ритме?

Практически на втором курсе института, в 2009 году. У меня не было такого, чтобы, например, месяц был перерыв. Сейчас 2017-й. Получается, восемь лет.

И что, за это время ни одного отпуска?

Пять дней, шесть дней, ну неделя. Но ты приезжаешь в другую страну или на море и тебе хочется всё успеть посмотреть, поездить, спать опять не удается. Ты приехал в Италию, Испанию, Грецию, всё вокруг интересно, очень хочется успеть везде побывать. И отдых, конечно, получается душевным, но физической паузы не хватает.

С другой стороны, ты спортсмен, футболист, у тебя закалка жесткая.

Закалка - да, спасибо детству. Она как-то помогает выдерживать такой ритм. Но сейчас и правда хочется паузы, хотя это не значит, что я устал. Усталостью это назвать ни в коем случае нельзя, просто такой круговорот событий, такое количество людей перед глазами постоянно, много дел. А с другой стороны, как без этого, я тоже не знаю.

Плюс я человек такой - не могу сидеть на месте, у меня всегда какой-то моторчик срабатывает, надо бежать, надо делать, надо, надо, надо...

Ты говоришь, что сниматься начал на втором курсе. Обычно в театральном вузе такое не приветствуется.

Я снимался летом, а в остальное время учился. Были небольшие съемки, ну, собственно, как все студенты снимаются.

У тебя рано появился агент, или поначалу всё на ощупь?

Да, Катя Корнилова появилась сразу, в 2009 году. Она пришла на один из показов в ГИТИС - мы были на втором курсе, - после этого она мне позвонила и сказала, что для меня есть небольшая роль в сериале «Голоса» для Первого канала, где режиссером была Нана Джорджадзе. Я помню, конечно, всё: свой первый съемочный день, как я шел к первому кадру.

Страшно было?

Невероятно страшно! Я, конечно, этого не показывал, но я прекрасно помню, где это происходило, какая погода стояла, я помню, что было под ногами - какая земля, какие камни. Я запоминал какие-то детали, ненужные совершенно моему мозгу. В общем, с тех пор я начал сниматься - потихонечку, шажок за шажочком.

Саш, как ты думаешь, почему сегодня у тебя такая сумасшедшая востребованность?

Поверь, я всегда знал, что будет именно так.

Класс!

Ну и потом, если говорить про то, сколько работы... Я не из Москвы, у меня здесь никого нет. У меня всегда было ощущение, что ты один и в любом случае тебе нужно что-то делать, нужно землю грызть. И вот это ощущение помогло и помогает мне. Но, повторяю, я никогда не сомневался, что будет именно так. Когда я поступал в ГИТИС, еще когда только стоял перед входом в этот «обезьянник», как называют его абитуриенты, - даже тогда не было сомнений.

То есть никакой рефлексии, одна установка: буду number one.

Дело не в этом. Есть интуиция, которой я очень благодарен, - она меня в эту сторону и повела. И у тебя нет шансов проиграть, потому что нет других вариантов. У меня, например, не было варианта не поступить в ГИТИС.

Какой ты все-таки самоуверенный.

Я поступал только в ГИТИС, только к Хейфецу, мне там понравилось. И я был абсолютно уверен, что поступлю. Не знаю почему. Никто из моей семьи с театральным делом не был связан, никто не знал нюансов и особенностей поступления, системы театрального образования и так далее. Я не знал, какая программа нужна, не знал, что нужно готовить, как себя вести перед этими людьми, в чем приходить, что надевать.

Один из педагогов, Алексей Анатольевич Литвин, уже на собеседовании обратил внимание на мою олимпийку: на ней было написано Dolce & Gabbana. Алексей Анатольевич спросил меня: «Нравятся такие бренды?» «Да это, - отвечаю, - с Черкизона!» Какая первая попалась, ту и надел.

Послушай, и у тебя никогда не было поражений?

Да были. Но я прошел определенную школу: сначала занимался в любительской театральной студии в городе Переславль у педагога по актерскому мастерству Вероники Алексеевны Иваненко, затем школа Хейфеца в ГИТИСе. Я просто в какой-то момент понял, что любое поражение можно совершенно спокойно обернуть в победу. Не всегда, конечно, это будет получаться. Но после школы Хейфеца ты готов к поражениям, для тебя это будет не ново. Ты готов проиграть и быстро подняться.

А в чем ты проигрывал?

Подноготной-то много разной! Я, например, никогда не был лучшим на курсе. Были ребята, большие звезды курса, я в их число никогда не входил. Все были рослые, крепкие и так далее. Я был на хорошем счету у Леонида Ефимовича и вообще в мастерской, но никогда не входил в тройку лучших ребят на курсе. Было тяжко, я понимал, что мне нужно учиться, мне нужно максимум взять от Хейфеца, от ГИТИСа, от мастеров, от педагогов, от студентов. Поэтому я впитывал всё как губка, понимал: то, что происходит сейчас, поможет мне побеждать в дальнейшем.

В общем, единственный твой комплекс - это то, что ты не был лучшим студентом. Не густо.

Это не комплекс, ни в коем случае. Я пытался быть лучшим, я пытался тянуться. Но в какой-то момент я просто начал прощаться с этой студенческой жизнью, готовясь к будущему, в котором я окажусь один. Там не будет ни студентов, ни педагогов, ты просто останешься один на один с этой жизнью, и тебе придется там драться уже по-настоящему. Ты спрашиваешь про поражения: конечно, были фильмы, в которые меня не утверждали, а мне этого очень хотелось. И раньше, когда в футбол играл, для меня каждое поражение было чем-то таким значимым, хотя, казалось бы, обычный футбольный матч во дворе.

Проиграли сегодня, завтра выиграем - какая разница. А я вот принимал это очень близко к сердцу и просто до последней капли пота и крови готов был воевать с кем угодно, только чтобы победить, чтобы забить гол, чтобы принести победу - для меня это было важно. И вот эта история сохранилась в дальнейшем.

Ты же мечтал стать профессиональным футболистом. Травма помешала.

Видишь, судьба распорядилась иначе. А любовь к футболу у меня от папы. Помню, как он посадил меня, совсем маленького, перед телевизором и сказал: «Это футбол, сына, вот это команда «Спартак-Москва», и мы будем за нее болеть». С этого момента всё и началось.

Тогда логично спросить: а что от мамы?

Наверное, эта уверенность в том, что всё будет хорошо, а еще то, что надо включить все свои резервы, чтобы победить. Вот это от мамы.

Родители в какой сфере трудятся?

Папа работал электриком, мама - в больнице, фельдшером. Потом, в 90-х, у них появился небольшой собственный бизнес, им нужно было как-то выживать. Сейчас они продолжают заниматься своим бизнесом.

В детстве тебя баловали или...

Не могу сказать, что я в чем-то сильно нуждался, у меня всё было: и игрушки, и деньги, чтобы с друзьями раз в неделю куда-то сходить. Но избалованности не было, конечно. Впервые я полетел на самолете, например, уже на съемки фильма «Август. Восьмого» во Владикавказ, это было в 2009 году.

Семья по-прежнему в Переславле-Залесском?

Дома часто бываешь?

Бываю, но сейчас реже. Я очень люблю этот город, дорожу тем, что родился там, мне это очень помогло. Вот как большинство готовится к поступлению в театральный? Многие пытаются влиться в московскую театральную тусовку, зная, в каких местах собирается творческая интеллигенция. Кто-то пытается подружиться с кем-то из студентов, чтобы понять, что и как происходит, чтобы набраться опыта. Кто-то не вылезает из Москвы, спит на вокзалах, готовит программу - по 25 отрывков прозы и 25 стихотворений - и так далее. А я перед поступлением бегал зимой вокруг озера. Темнота, ночь, сугробы - и 10 километров каждый день.

Любопытный ритуал.

Просто было какое-то внутреннее чувство, что мне именно это сейчас нужно.

Такой метод Петрова.

Да-да. (Улыбается. ) Сначала я поступил на подготовительные курсы. Поехал, помню, в Москву 9 марта. Запомнил этот день, потому что после 8 марта центр Москвы был абсолютно пустой, это была то ли суббота, то ли воскресенье. А приехал я рано-рано, в 8 утра уже был в центре города, курсы начинались в 11. И позже мне всегда хотелось почему-то приезжать пораньше. В 5:50 я уезжал из Переславля - и через два часа в Москве. В 8 утра я обычно был на «Щёлковской», а в 8:30 уже на «Арбатской». Когда впервые приехал, не знал, где ГИТИС находится, блуждал, никто мне не мог подсказать. И я, конечно, помню до мелочей, как это всё было.

Каждый раз на подготовительные курсы я уезжал на электричке в 5:50 утра - мне было важно прогуляться по Москве, по центру, пройтись по Камергерке, сходить в «Макдоналдс» напротив Камергерки, там поесть... Такая традиция.

А я не понимаю: если у тебя было такое трепетное отношение к актерской профессии, зачем ты сначала пошел учиться на экономиста? Конечно, это дела давно минувших дней, но всё же.

Другие пошли, и я пошел. Я не знал тогда, кем хочу быть. Вот я отучился в школе в городе Переславле. Куда ехать поступать - в Москву? Не думаю, что я сразу поступил бы бесплатно в какой-то московский вуз.

Но при этом ты говоришь о своей амбициозности.

Безусловно, но мне не хотелось тогда из города уезжать, я хотел стать бизнесменом, мэром города, у меня была такая мечта - стать мэром города. И я пошел, собственно, в университет Переславля, там проучился два года, затем возникла история с театральной студией, которая немножко меня изменила, поменяла сознание.

А в детстве такой тяги не было?

Ну, я ездил на какие-то конкурсы, стихи читал. Мне в принципе это нравилось, но серьезного отношения к этому делу не было. Мама всегда любила, скажем так, декламацию, она вообще стихи любила очень, и в свое время именно она научила меня учить стихи. Мама говорила: «Вот смотри, Саша, есть там слово, ты его просто представь, оно перетекает в другое слово». И так я учил стихи, поэтому для меня сейчас это несложно, техникой стиха я владею.

Слушай, мой брат - актер, но для меня до сих пор загадка, как можно запомнить огромное количество текста.

Это только лишь образное мышление. Когда находишься в постоянной тренировке, в постоянной практике, постоянно в съемках и репетициях, достаточно один раз посмотреть на текст, пробежаться глазами, и всё - ты его знаешь. Ты можешь ошибиться в каком-то слове, но ты это слово заменишь просто на другое, потому что ты запоминаешь не текст, а ситуацию. Это уже автоматом работает.

Я знаю твоих однокурсников, многие ребята высокие, рослые, фактурные, ты же, так сказать, роста не самого богатырского.

Ну да. (Смеется. )

У тебя на этот счет не было комплексов, переживаний?

Знаешь, нет. Для кинокадра это, наоборот, круто и хорошо. А для сцены... зритель приходит в театр за энергией. Если актер ее дает - совсем не важно, какого он роста. Хотя мне говорили некоторые кинорежиссеры, мол, Саша, не нужен тебе театр: сцена большая, на ней высокие люди должны быть. Меня это задевало, и я говорил: нет, я уж буду «повиднее» тех, которых видно!

И начал в театре с Гамлета.

Конечно. Перед первым курсом нам дали задание выучить монолог, я выучил «Быть или не быть». И много чего тогда придумал, даже в какую-то тряпку обернулся, но педагоги отметили только одну-единственную вещь - то, что все пытались брать что-то попроще, а Петров начал сразу с «Гамлета». И для меня это тоже было важно, потому что мне всегда хочется брать такой вес, который вроде как мне не под силу. Мышцы же могут расти только тогда, когда они поднимают тот вес, который они не могут поднять. Организм так устроен, это природа. Вот я к тебе сейчас ехал и вдруг задумался о том, что, блин, как круто: еду разговаривать с прекрасным человеком, интеллигентнейшим, и говорить о том, что мне очень нравится. И это даже работой не назовешь!

У меня всегда так: проснулся, позавтракал, посидел на балконе, посмотрел на деревья, на Москву, выехал на съемки. И сам этот процесс, процесс съемок я очень люблю. Поэтому я спокойно отношусь к такому сумасшествию в плане собственных графиков. В принципе, для меня это одно и то же - сниматься в кино или гулять по улице и дышать свежим воздухом.

Красивое сравнение. А Ира Старшенбаум, твоя подруга, наверное, хочет, чтобы вместо твоих съемок нон-стоп вы оказались вдвоем на каком-нибудь обитаемом или необитаемом острове.

Это вот как раз наша большая мечта сейчас!

У Иры тоже ведь всё складывается удачно. После фильма Фёдора Бондарчука «Притяжение» ее карьера пошла в гору.

Ну да, она много снимается. Но Ира... Во-первых, она девочка, ей нужно больше пауз и времени для отдыха. Я могу пахать 24 часа в сутки, а Ира в этом плане гораздо умнее, и я этому у нее учусь. Она умеет делать такие точечные паузы в своем расписании, чтобы посмотреть фильмы, как-то отдохнуть.

Наверное, тот ритм жизни, в котором ты живешь, способен понять только человек твоей же профессии.

Наверное. Профессия - это как наркотик, от которого ты не сможешь уже никогда избавиться.

Вы дома обсуждаете работу - за чашкой чая, например?

Когда я смотрю на вас с Ирой, у меня ощущение, что вы одно целое. Какая-то органика сумасшедшая. Когда свадьба?

Не хочу на личные темы разговаривать, Вадим. Мне кажется, личное должно оставаться где-то там, в сейфе. Понятно, что у нас публичная профессия, но есть вот дом, есть наша чашка чая, как ты говоришь, есть наша кухня. И то, что там происходит, мы никому не отдадим, и для меня это очень ценно и важно.

Правильно, Саша. Ты парень дерзкий:

когда окончил институт - попал в театр Et Cetera, к Александру Калягину, но через год оттуда ушел.

Через два месяца. Каждый раз, когда я возвращался домой после репетиции, я думал о том, что это не мое, не мои это стены. Там прекрасная труппа, великий Александр Александрович, но я практически сразу понял, что это не моя атмосфера.

Это такой юношеский максимализм, мне кажется.

Ну да, но он работает, как ни странно. А позже возник Олег Евгеньевич Меньшиков и Театр Ермоловой, и я понял, что вот это мое, что это мои стены театральные, мой человек - мой художественный руководитель.

А как ты объяснился с Калягиным по поводу ухода из театра?

Александр Александрович, конечно, был зол на меня. Надеюсь, что сейчас он всё простил и понимает, почему я так сделал. Я и тогда объяснил ему, что для меня в профессии важно не врать.

Ты уходил в никуда?

Нет, не в никуда. До этого был показ спектакля Валерия Саркисова «Божьи коровки возвращаются на землю», после чего Меньшиков пригласил меня к себе в кабинет и сказал: «Я знаю, что ты работаешь в театре Et Cetera, но я бы хотел, чтобы ты работал у меня. Думай о моем предложении сколько угодно». И вот я думал месяц, наверное, параллельно работая у Калягина и понимая, что рано или поздно я должен буду оттуда уйти. А тут как раз возник Театр Ермоловой и пазл сложился. Причем непонятно было, что будет дальше: Олег Евгеньевич только пришел в театр, но я почему-то поверил ему.

С кем-то советовался на этот счет?

Свои самые главные решения я принимаю самостоятельно. Вот посоветовался с одним, у тебя появились сомнения, надо идти еще с кем-то советоваться, и так до бесконечности. Нет, я лучше просто побуду один какое-то время и подумаю, что мне надо на самом деле.

Гибкое у тебя мышление.

Вот эту самую самостоятельность ты обретаешь, когда попадаешь в театральный институт, когда живешь в общежитии. А если, учась в институте, существуешь в тепличных условиях - с мамой, с папой, они тебе готовят еду, стирают, убирают... И правда, видно по ребятам, кто дома живет, а кто в общаге. Слово «ванна» становится для тебя каким-то божественным, и хочется просто хотя бы минут десять-двадцать посидеть в ванне! (Улыбается. )

Я помню, когда я, учась в институте, приезжал в Переславль, то первым делом шел в ванную, потому что в общаге у меня ее не было. А в душ всегда была очередь. Это нормальная общажная жизнь, которая очень сильно мне помогла.

Ну ты ведь и раньше не был инфантильным.

То есть резкого скачка не произошло.

У меня не было резкого скачка. В Переславле я, грубо говоря, жил на улице, дома только ночевал. Я постоянно гулял, постоянно футбол, подъезды - нормальное пацанское детство. Но тем не менее там был дом, родители, там ты знал, что мама тебе приготовит еду, погладит одежду. Если нужны деньги, попросишь у папы, и так далее. А тут, в Москве, ты всё должен делать сам и ты ничего не успеваешь, потому что в институте с утра до ночи.

А скажи, кризис подросткового возраста тебя коснулся?

У меня не было никогда такого. Наоборот, всегда было чувство, что всё будет хорошо. У меня были проблемы и с родителями, как у любого нормального пацана, то есть очень много всего было. Но чувства, что меня предали, что я не хочу жить, что у меня кризис, - не было ничего подобного.

Мне, напротив, всегда хотелось что-то организовать, собрать ребят, поиграть в футбол, а это же целый процесс: это надо всех обзвонить, кто-то не хочет, кого-то надо уговаривать...

Я всегда был уверен, что ты по натуре лидер.

Наверное, это мне близко: мне хочется что-то создавать, кого-то за собой вести. Планов очень много. Возможно, создам свою кинокомпанию. Очень много талантливых людей по стране, которые сидят и не понимают, куда им податься, что им делать, которые хотят снимать кино. И у нас, собственно, много талантливых друзей, молодых кинематографистов, которые в будущем станут основным пластом российской кинодействительности. Поэтому, конечно, хочется свое дело делать и становиться всё более независимым.

Что ж, наполеоновские планы - дело хорошее. Но вернемся к твоей профессии. Такую вершину, как Гамлет, ты уже покорил, чеховского Лопахина в «Вишнёвом саде» тоже сыграл. Теперь вот Гоголь.

Да, Николай Васильевич. (Улыбается. ) Спасибо каналу ТВ-3. Знаешь, мы иногда разговариваем с Меньшиковым о кино, так он говорит, что для него хорошая картина - это когда ее нельзя описать словами. Мне нравится такое ощущение. Вот я про «Гоголя» не могу рассказать ни в двух словах, ни в трех, это тот случай, когда обязательно надо смотреть. История таинственная, загадочная. Это мистика, это какие-то сумасшедшие приемы режиссера Егора Баранова. И сценарий настолько смело написан! Представить такое несколько лет назад, думаю, было бы невозможно. Это же первый сериал в кино. То есть 31 августа выходит «Гоголь. Начало», а через месяц - следующая часть.

От полицейского с Рублёвки до Гоголя.

Отличный диапазон.

И мне это очень нравится. Передо мной всегда стояла задача, чтобы каждый мой следующий персонаж не был похож на предыдущего. Вот сейчас ТНТ и ТВ-3 подготовили кросс-промо с другими сериалами ТНТ, в том числе с «Полицейским с Рублёвки», так что в одном из таких роликов артист Петров в роли Гоголя схлестнется с персонажем Гришей Измайловым.

А ты не боишься, что в какой-то момент зритель устанет от твоего бесконечного присутствия на экране?

Ты знаешь, не боюсь, вот честно. Мне всё это по кайфу, я получаю большое удовольствие от того, что делаю. В ГИТИСе тебя хвалили за то, что у тебя много работ, много этюдов, или в театре, например, прекрасно, когда у актера много ролей. Все смотрят и понимают, что это ведущий артист театра. А что плохого в том, что у человека много ярких ролей в кино? И все они разные! Но, возвращаясь к тому, с чего мы начали...

Наверное, настанет всё же тот период, когда захочется на какое-то время просто пропасть. И появится тогда возможность посмотреть то, что давно хотел, попутешествовать, почитать книги, которые не успевал читать. Есть люди, которые всегда с книжкой, я не из их числа. Вот папа у меня очень любит читать, я постоянно видел его с книжкой, где бы он ни был, он завтракает с книжкой, ужинает с книжкой. У меня это как-то в памяти отложилось.

А что с театром сейчас? Пауза?

Мы перенесли мою историю «#ЗАНОВОРОДИТЬСЯ», драматическое шоу, как мы его называем, в Театр Ермоловой, сыграли уже один раз, в сентябре повторим. Правда, для «#ЗАНОВОРОДИТЬСЯ» это небольшая площадка, потому что начали мы с Yotaspace, где было больше двух тысяч человек, потом выступали в Екатеринбурге, Воронеже, Питере, а там было почти три тысячи. Потом мы отыграли на «Нашествии» - в холоде, под дождем, но это было тоже очень круто.

Саша, я с тобой разговариваю, и так приятно на душе: рядом сидит успешный перспективный парень, у которого на всех фронтах всё о’кей. Такое благополучие тебя самого не пугает?

А чего пугаться! Ты занимаешься тем, что тебе нравится, тебе хочется развиваться, хочется учиться, удивлять. Как завещал Пастернак: не надо заводить архивов, над рукописями трястись. Надо отпускать ситуацию и двигаться вперед, представляя, что у тебя на самом деле ничего нет и всё надо начинать заново. Примерно с таким девизом я вхожу в каждый новый съемочный период, в какую-то новую авантюру. И знаешь, это работает. Не зря же мне когда-то понравилось стихотворение Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»: я тогда понял, что эти слова - отличный слоган на всю жизнь.

Фото: Георгий Кардава. Стиль: Ирина Свистушкина

Груминг: Светлана Житкевич. Ассистент фотографа: Давид Шония

«Поправьте тон, я как Ленин в Мавзолее», - перед съемкой Саша разглядывает себя в зеркало. Я улыбаюсь: «Отлично! Номер же к 100-летию революции…» Петров по-мальчишески смеется. Он приехал в студию после ночной смены, уставший и простывший. Но как только включается в работу, загораются глаза.

Разглядывая одежду для съемки, оценил редкий бренд. Давно обратил на него внимание, но не доехал до шоу-рума. Сам, на первый взгляд, одет просто, брюки и кофта в черно-серой гамме, вроде бы не выделяется из толпы, но... «Любимые японские дизайнеры и асимметрия?» - уточняю я. С вызовом: «Да! А что? Это плохо?» - «Почему? Я тоже люблю японских дизайнеров и асимметрию». Перехватывает мой взгляд, упавший на пачку сигарет: «Бросать не собираюсь. ЗОЖ, стерильная жизнь - для тех, кто живет в центре Садового кольца…»

Артиста Петрова могло и не быть. Мог быть футболист. Но вмешался случай. Или судьба? Говорят: можно просто выйти из дома, и кирпич упадет на голову. Для того чтобы у Саши появилась мечта стать актером, понадобилась целая гора кирпичей.

Psychologies: Саша, с детства вы занимались в футбольной секции Переславля-Залесского, в 15 лет прошли отбор и вас пригласили в Москву, чтобы заниматься профессионально, но вдруг…

Александр Петров: …на летней школьной практике на меня свалилась гора кирпичей. Сотрясение мозга - и о спорте можно было забыть. Я очень переживал, потому что мечта рухнула. Но так как мне в тот момент было 15 лет, я чуть подлечился, потом пошел на улицу к пацанам, стал гонять в футбол ради удовольствия.

От меня никто побед не требовал. Ну и я как будто бы родителей не разочаровывал

В этом возрасте какая-нибудь стычка-разборка во дворе, и ты уже забываешь обо всем. Так что это не была трагедия-трагедия… Понимаете, есть такая штука - настрой родителей. Кому-то с детства внушают: ты должен побеждать, если проиграл - катастрофа. От меня никто побед не требовал. Ну и я как будто бы родителей не разочаровывал.

А мне кажется, было одно разочарование. Они ждали девочку, даже имя придумали: Таня, - а тут вы... Все дальнейшее в глобальном смысле уже не разочарование, а мелочи.

Все знали, что ребенок должен появиться в Татьянин день, так что на случай рождения дочки с именем было понятно. Но я никого не разочаровал. У меня есть старшая сестра, все хотели мальчика... Правда, врачи маме говорили, что лучше не рожать, у нее отрицательный резус-фактор, возможны проблемы с ребенком. Но мама не слушала. Мама молодец.

Да, мама фельдшер, но в молодости ходила в театральные кружки. У нее были способности. Когда я еще учился в школе, мама говорила: «Саша, у меня есть знакомые в Ярославском театральном училище, попробуешь?» А я на это махнул рукой и поступил на экономический факультет в Переславле-Залесском. Там было дико скучно. Мы с товарищами открыли фирму - принты на майках делали, все шло хорошо.

Для души я занимался в театральной студии «Антреприза» у Вероники Алексеевны Иваненко. Она с первого дня знакомства уделяла мне гораздо больше времени, чем ребятам, с которыми создавала этот театр. Я приходил к ней домой, мы разговаривали на кухне по пять часов ночами. Именно тогда я поверил, что талантливый. И… стал зазнаваться. Прямо звездная болезнь началась! Ходил по Переславлю этакой звездой. Не то что сейчас - я стал гораздо скромнее. А тогда даже внешне старался выделяться. У меня была прическа острая и рваная, носил какие-то желтые рубахи.

Я дико заигрался, крылышки начали отрастать. Вел себя задиристо, наглел. И у ребят-студийцев началась ко мне лютая ненависть. Как-то старшие пацаны очень жестко со мной поговорили. Мол, старичок, так нельзя. Судя по взглядам, у них было желание меня побить… В общем, с меня сбивали спесь.

А когда я поступил в институт и началось ремесло, отростков звездности уже не было. Наоборот, появились страдания от ощущения неуверенности и никчемности. Когда мне было очень плохо, я приезжал в Переславль, заходил к Веронике Алексеевне, и она меня подбадривала. И сейчас, бывая дома, я к ней заглядываю… Вообще, Переславль - это одно из моих мест силы. Выходишь ночью из дома, слушаешь тишину. В Москве такой ноты нет.

А каким был ваш дом в детстве?

Крепостью. В доме было хорошо, уютно. Я рос под защитой мамы и папы. И когда поступил в ГИТИС, этого лишился. Очень болезненный момент, я остался совсем один... Даже не думал, что семья настолько важна, что так важен быт. Раньше все было как бы само собой: прибегаешь после футбола домой весь мокрый, тебя уже ждут с ужином, с пирожками с черникой. Мама то ли покупала их, то ли пекла. Бабушка тоже. Пироги для меня - символ дома.

Я очень хотел вырваться в другую жизнь, но не знал, что в ней так трудно... Москва казалась огромной, громкой, хаотичной

И вдруг я остался без них и буквально страдал от этого! Я очень удивлялся, как такое может быть, ведь я очень хотел вырваться в другую жизнь, но не знал, что в ней так трудно... Москва казалась огромной, громкой, хаотичной. С одной стороны, это нравилось, с другой - угнетало. У меня с ней была и любовь, и война одновременно. Я буквально терялся в городе. Потом учеба затянула, и стало чуть полегче.

Чем вы так поразили Леонида Хейфеца во время первого тура вступительных, что он взял вас на курс, минуя следующие испытания, и сказал, что хочет с вами дружить?

В первую очередь тем, что поступал только к нему. Хейфецу это казалось странным, ведь абитуриенты стараются использовать все варианты. Он даже не сразу мне поверил и попросил пробить мою фамилию по спискам других институтов. А еще Леонид Ефимович дал мне очень сложное задание, которое я выполнил.

Какое?

Он сказал: «Ты приходишь на могилу близкого, а место обезображено. Покажи свою реакцию…» Я не помню все в деталях, но это было дико больно. Злость, ощущение беспомощности, потому что, скорее всего, невозможно узнать, кто это сделал, и вообще огромная гамма чувств. Все это я переживал, иначе сыграть невозможно. Я сильно в это поверил... Недавно мы с Леонидом Ефимовичем беседовали об этом, и он сказал: «Я до сих пор себя немножко виню за то задание. Нельзя было так делать, потому что это сильно ударяет по психике…»

На вступительных экзаменах Хейфец нас безжалостно испытывал. Вся аудитория была полна абитуриентов, которые друг друга ненавидят, ведь они конкуренты. И я тоже ненавидел. Это была война каждого с каждым. А когда выбрали счастливчиков, стало еще жестче. На курсе собрались самые сильные, каждый победил 500 человек. Первый год было очень тяжело, мы занимали «места» - кто под солнцем, кто под пляжным зонтом на шезлонге, кто в море…

А где было ваше место?

На первой линии у моря - никогда. Некоторые ребята были лидерами курса с первого до последнего дня. Но не я. У меня же не было много спектаклей, наград и поощрений. Хотя однажды повезло. Каждый месяц двум-трем лучшим студентам выплачивали стипендию, на которую скидывались старшие, уже работающие ребята и педагоги. Однажды я стал лучшим. Мы с соседом по комнате Сашей Палем пошли в кафе, объелись пиццы. Были счастливы, просадили всю стипендию. Ну, вот и все…

Курсе на втором я осознал, что через два года начнется взрослая жизнь, нужно цепляться за любой шанс, начинать сниматься. Я все просчитал, у меня такое есть. Этот урок мне преподал папа, когда учил водить: «Саша, за рулем ты должен просчитывать ситуацию на шаг вперед. Так и в жизни: надо проигрывать в голове разные варианты, тогда будешь готов ко всему».

Как только появляется подушка безопасности, ты расслабляешься, не грызешь землю ради роли

И я готовился к тому, что, когда учеба закончится, нужно быть в деле, иметь работы и знакомства. Многие ребята об этом не задумывались - идет и идет… Не моя история, ведь за плечами - ничего. Родители не могли купить мне квартиру, мол, Саша, живи и не парься. И я за это благодарен обстоятельствам. Потому что как только появляется подушка безопасности, ты расслабляешься, не грызешь землю ради роли. Перестаешь стараться, думаешь: повезет в следующий раз. А у меня не было следующего раза, не было варианта проиграть.

У вас сейчас такой успех. Честно, голова кружится?

Нет. Ориентиры другие. Вот мы с вами сидим в кабинете, на стене Дженнифер Лоуренс (варианты фото на обложку октябрьского Psychologies. - Прим. ред.), ее знает весь мир, она снимается у лучших режиссеров планеты. Другой уровень, масштаб личности, сила влияния... Просто представьте себе, что это Лео ДиКаприо, а не я, придумал спектакль #ЗАНОВОРОДИТЬСЯ (премьера экспериментальной постановки Петрова, где совмещены театр, кино и современная музыка, состоялась в 2016 году. - Прим. ред.). ДиКаприо показал бы его в Нью-Йорке, собрал зрителей на Таймс-сквер… Это было бы грандиозно!

Хочется такого уровня?

А есть человек, для которого мечтаете покорить мир?

Безусловно. У каждого есть такой человек.

Наверное, это актриса Ирина Старшенбаум, о которой вы говорили: «Она разбрызгивает вокруг себя свет…» Мужчина чаще всего завоевывает мир ради женщины?

Да, иначе и смысла нет. Мужику много не надо. У нас интересы-то маленькие. Поесть, поспать, с друзьями встретиться, в баню сходить. А вот когда мужчина не один, он стремится к другим вещам. У каждого они свои. Я, например, пишу стихи. Открываю телефон, набираю что-то, получается стихотворение. На мир начинаешь смотреть по-другому, когда есть ради кого… Становишься другим человеком. И такое ощущение, что именно это со мной сейчас происходит. Хочется многого достичь...

Чего, например?

Опять же выступить на Таймс-сквер. Поработать в Голливуде. Получить «Оскара». И это когда-нибудь произойдет. Вопрос времени… Это получится, если отказаться от всего, что есть здесь, - от успеха, интересных предложений. Но пока не время, я тут и полностью погружен в работу. Беру новые проекты, по-другому не могу. Я повышаю и буду повышать этот градус.

Вы фанатик?

Да, да, да, я фанатик! Иначе результатов не добьешься. У меня сейчас революционный период в жизни. Жажда перемен! Я за то, чтобы в искусстве разрушать условности, рисковать. Раздвигать рамки. Мне всегда хотелось сокращать дистанцию со зрителем и быть дико незащищенным на сцене, что дает возможность работать на 900%.

Обычные репертуарные спектакли в театре мне уже не так интересны. Конечно, я по-прежнему нервничаю перед выходом на сцену, но когда выхожу, ловлю себя на мысли, что раньше испытывал что-то гораздо большее. У меня зависимость от адреналина! Когда получаю его, нахожусь в диком кайфе и являюсь даже не человеком, а энергетической субстанцией.

От чего еще вы получаете удовольствие?

От футбола, испытываю редкое состояние эйфории, когда играю. Хоть сам с собой, просто набиваю мяч - и уже приятно. Кстати, мяч у меня всегда в багажнике.

Театральный роман

После института Александра Петрова пригласил в труппу театра Et Cetera Александр Калягин. Мэтр сразу предложил роль Грациано в спектакле «Шейлок», который поставил Роберт Стуруа. Петрова заметил Олег Меньшиков и переманил в труппу театра им. Ермоловой. Петров получил предложение, от которого невозможно отказаться, - сыграть Гамлета. Александра зачислили в труппу 25 января 2013 года, в день его рождения. В 2015 году, с позволения Меньшикова, он вышел на сцену театра им. Пушкина - сыграл Лопахина в постановке «Вишневый сад». Все свои роли Александр аккуратно переписывает в тетрадь и обязательно повторяет перед каждым спектаклем.

Вышедший в прокат на минувшей неделе фантастический боевик «Притяжение » Федора Бондарчука вызвал широкий резонанс и в очередной раз расколол зрительское и критической сообщество. При том что большинство посмотревших положительно отозвались о спецэффектах и благостно восприняли гуманистический посыл картины, мнение об актерских работах далеко не такое единодушное. И больше всего досталось от критиков Александру Петрову , исполнившему роль чертановского хулигана Артема. Обвинения в адрес актера сыпались самые разные: и с пластикой он перегнул, и с мимикой пережал, и отчаянно переигрывал с репликами. В какой-то мере слышать такое даже странно - Петров на сегодняшний день является одним из самых востребованных и любимых публикой актеров, а продемонстрированное им в «Притяжении» мастерство лишь еще больше раскрывает его талант. Пользуясь случаем - а 25 января Александру исполнилось 28 лет, - хочу заверить вас в том, что очень скоро Петров станет главной отечественной кинозвездой, пришедшей на замену Сергею Безрукову , Константину Хабенскому и Даниле Козловскому .

5. Эмоциональность - не «минус», а «плюс» Петрова.

Раз уж речь зашла о «Притяжении», то стоит начать разговор именно с «переигрывания» Петрова в образе Артема. Кому как, а мне этот персонаж, наоборот, кажется самым цельным и живым среди всех остальных героев - в нем есть правда, он не прячет чувств и действует так, как ему отведено природой. И это подкупает всех - авторов, коллег в кадре, зрителей. Недаром ключевым фрагментом, выбранным создателями фильма для трейлера, стало импровизированное выступление Артема перед толпой - «Это наша земля!» уже стала фразой-мемом, настолько горячо и энергично она произнесена. Чем плоха эта энергия? Ничем, Артем - двигатель сюжета, не всегда поступающий верно, но всегда идущий до конца, именно он настоящий герой фильма, а не Юля, кидающаяся из крайности в крайность, и уж точно не Харитон, ни разу себя не проявивший, а действующий исключительно в ответ на обстоятельства. Петров провел гигантскую работу, чтобы «оживить» своего героя, и совершенно не удивительно, что актер перетянул одеяло на себя, он мог это сделать, и он сделал. Вообще, я удивлен тому, что кто-то воспринимает эмоциональность и напористость Петрова как нечто проявившееся только сейчас - актер всегда был таким. Совсем недавно социальные сети пестрили роликами, в которых актер читал стихи Маяковского, и всех этот перформанс восхищал, не было ни одного недовольного, никому не казалось, что Александр «перечитывает». Правильно, это потому, что Петров действовал ровно так, как требовалось в данном конкретном случае. В «Притяжении» нужно было повысить градус, и актер легко увеличил обороты. Разумеется, можно всю жизнь играть роли одна унылее другой и когда-то даже, как Кейси Аффлек , дождаться своей номинации на «Оскар», а можно гореть, полыхать в каждом образе так, что остальным слепит глаза. И оставаться при этом настоящим - можно подумать, у вас нет таких знакомых, как чертановский Артем. Просто они не стали актерами и «жгут» в домашней обстановке.

4. Девочки все понимают лучше нас.

Кадр из сериала "Фарца"


В одном из отзывов о фильме я прочитал важную вещь, пусть и сказанную в шутку: «Ох уж этот Петров, своим голым торсом отвлекал от сцены падения звездолета». Шутки здесь лишь малая часть - Александр, как и авторы фильмов с его участием, отлично знает о том, что для девочек-подростков и молодых женщин является секс-символом, и активно этим пользуется. Точнее, пользуются все-таки режиссеры и продюсеры - сегодня редкий фильм или сериал с участием этого актера обходится без чувственной эротической сцены. И они оправданны - от «Метода » до «Неуловимых », это привлекает в кинозалы и к телеэкранам зрительниц самых разных возрастов. Кто-то может сказать, что для большого актера это не ахти какое достижение, мол, и Андрей Миронов , и Александр Абдулов , и Олег Янковский обходились в советские времена без постельных сцен, но будем честны сами с собой - кино изменилось, изменилось его восприятие, и в новых обстоятельствах легкая эротика уже не выглядит вызовом, особенно если она оправданна и помогает раскрыть характеры героев. В этом отношении Петров переигрывает всех своих конкурентов по российскому актерскому цеху, противопоставить ему в таком пикантном компоненте можно разве что Павла Прилучного , но тот заметно уступает Петрову в актерском таланте. Да, вполне возможно, что умение привлечь зрительниц своим телом - последний аргумент в споре о талантах, но если этим даром человек умеет пользоваться, то почему бы и нет, никто же не критикует за подобную страсть к обнажению в каждом фильме Ченнинга Татума или Тейлора Китча . Спрос порождает предложение, а спрос на этот компонент в кино имеется всегда.

3. Петров - талантливый комедийный актер.

На съемочной площадке сериала "Вы все меня бесите"


Серьезным преимуществом Александра Петрова перед конкурентами на актерском олимпе можно считать и комедийную сторону его таланта. В «Притяжении» Артему было не до шуток, хотя пару колкостей отвесить он успел-таки, но зато в других фильмах и сериалах у Петрова есть множество возможностей и собственное остроумие показать, и чувство юмора сценаристов продемонстрировать. В «Фарце » и «Законе каменных джунглей », в «Неуловимых: Последний герой » и «Полицейском с Рублевки » - Александр везде играл если не хохмачей, то людей, способных разрядить обстановку уместной шуткой. Про «Пьяную фирму » и «Вы все меня бесите » и говорить не станем - там он заставляет улыбнуться едва ли не каждым своим появлением, пусть и на контрасте с остальными персонажами этих сериалов. Как ни странно, но эта универсальность - комедийная и драматическая - для многих российских актеров является недостижимой вершиной. Пожалуй, только Даниле Козловскому удается одинаково убедительно крушить финансовые пирамиды в «Духlesse » и кривляться, пародируя Де Ниро в «Статус: Свободен », да еще Петр Федоров как-то способен рассмешить, а вот остальным до такого умения далеко. Может быть, это и неплохо - пусть Безруков и дальше изображает на экране исторических деятелей, а Хабенский выстраивает трагедии одного актера, зрителей хватит на всех, но режиссеры обязательно обратят внимание на тот талант, который развит разносторонне, на те мускулы, которые дают гармонию, а не нарушают баланс. У Петрова с этим проблем нет - он актер разносторонний и при этом сбалансированный: и улыбкой обезоружит, и нахмуренной бровью заставит содрогнуться.

2. Опыт и образование откроют все двери.

Виктория Исакова и Александр Петров в спекталке "Вишневый сад"


Впрочем, даже со всеми этими талантами пробиться в кино порой оказывается довольно трудно, но Александру Петрову «мохнатые лапы» родственников и протекция знакомых не понадобились - он тот самый человек, который, что называется, сделал себя сам. Сам выбрал себе стезю, оставив обучение азам экономики и поступив в ГИТИС, не стал сломя голову гнаться за кинематографом, накачав актерские «мускулы» на театральных подмостках. Петров заставил говорить о себе не только и не столько скромными второстепенными проектами на телеэкранах, а «Гамлетом» в Театре Ермоловой и «Вишневым садом» в Театре Пушкина. Театр - не обязательная, но весьма желательная часть жизни для любого уважающего себя актера, но совместить две эти стихии действительно бывает очень сложно. Александру Петрову в его 28 удалось многое сразу на двух поприщах - его работы одинаково интересны и на сцене, и на экране. И это еще один плюс в резюме звезды - у хорошего режиссера не будет с таким актером ни единой проблемы, он воспитан, прилежен и ответственен на зависть самоучкам и случайно выстрелившим старлеткам, неспособным понять, что мир вертится не вокруг них и что они всего лишь винтики в большой машине кинематографа. Александру Петрову с его образованием и театральным опытом работы сегодня открыты все двери, а зрители готовы с интересом принять любой его проект - хоть биографическую драму о Николае Васильевиче Гоголе, хоть фэнтезийное приключение с шаманами и колдунами.

1. В ближайшие годы Петров готов рисковать.

На съемочной площадке фильма "Лавстори"


Кстати, о будущем. Есть у меня стойкое убеждение, что если не 2017-й, то следующий за ним год обязательно станет «годом Петрова». Просто потому, что количество и качество проектов, выходящих в ближайшие месяцы с участием этого актера, обрели некий баланс - Александр снимается много, но не растрачивает силы на глупости. А значит, всеобщие любовь и признание настигнут его вот-вот. Может быть, «Ники» и «Золотые орлы» придут к актеру после «Лавстори » Петра Тодоровского , возможно, придется подождать «Лед » от все того же Бондарчука, не исключено, что после демонстрации «Притяжения» за рубежом Александр получит приглашение в Голливуд или совместный с Европой или Китаем проект. Будущее у Петрова безоблачно и полно перспектив. Которые обязательно будут оценены, и оценены высоко, зрителями и критиками. Как же смешно тогда будут выглядеть претензии к излишней экспрессии чертановского Артема, к тому, как вращал в приливе ярости глазами актер, изображая смертельное оскорбление - его девушка предпочла другого. «Притяжение», как ни один другой фильм, продемонстрировало высочайший уровень таланта и готовности Александра Петрова. Впереди - только победы, только призы, только успех. Из Чертаново - только так!

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!