Певица из грузии блестяще выступила на российском оперном проекте. Пласидо доминго крутит любовь с волгоградкой

Певица из грузии блестяще выступила на российском оперном проекте. Пласидо доминго крутит любовь с волгоградкой
Певица из грузии блестяще выступила на российском оперном проекте. Пласидо доминго крутит любовь с волгоградкой
Жанр, старый как мир, но все еще способный вызвать вздох восхищения. Особенно когда на сцене две дамы с одинаковыми притязаниями на успех
Лора Клейкомб и Дженнифер Лэрмор в «Капулетти и Монтекки» Беллини

Увидеть в Парижской опере «Капулетти и Монтекки» Беллини можно было только что - триумфальную серию спектаклей в мае - июне отпели Анна Нетребко и Джойс Ди Донато. Данная запись - фрагмент той же постановки, но снятой двенадцать лет назад с двумя другими примадоннами - Дженнифер Лэрмор и Лорой Клейкомб. Меломаны, наверное, до изнеможения могли бы спорить, кто лучше, а мы просто насладимся чарующим пением девушек, пребывающих в зените своей карьеры. Особенно хороша Лора Клейкомб: ее тонкая, стеснительная Джульетта обретает черты прерафаэлитской красавицы. Если Парижская опера когда-нибудь вздумает выпустить этот спектакль на DVD, то всем поклонникам бельканто будет безоговорочное счастье.

Марина Мещерякова и Анна Бонитатибус в «Норме» Беллини

Мало кто бы мог сейчас представить, что эти певицы выступали вместе: Мещерякова честно отрабатывает на ведущих сценах мира крепкий вердиевский репертуар, Бонитатибус же в чести у поклонников барокко. Но в 1999 году судьба столкнула их на сцене неаполитанского театра San Carlo в старом как мир и пыльном спектакле «Норма», и выяснилось, что вместе звучат они восхитительно, делая свои голоса настолько легкими и бесплотными, что кажется - поют два ангела. Анна Бонитатибус вполне регулярно приезжает в Москву, а вот Марину Мещерякову в такой прекрасной форме мы вряд ли еще когда-нибудь услышим, и если услышим, то это будет точно не Беллини, а что-нибудь гораздо более бронебойное.

Мирелла Френи и Кири Те Канава в «Свадьбе Фигаро» Моцарта

Фрагмент из легендарного фильма-оперы Жана-Пьера Поннеля, который, кажется, можно смотреть бесконечно. Здесь сошлось все: фантастический состав исполнителей, изумительная работа дирижера (Карл Бем), постановка, в которой нет ни одного лишнего жеста и ни одной случайной детали - в общем, за один этот дуэт можно отдавать дюжину других «Свадьб Фигаро». Наблюдая за двумя примадоннами, замечаешь, что их голоса, такие разные по фактуре, не слишком сливаются и каждая, по большому счету, ведет свою линию, но каким-то непостижимым образом ансамбль складывается безупречный. Вот что значит мастерство.

Эдита Груберова и Агнес Бальтца в «Марии Стюарт» Доницетти

Последний пример встречи двух примадонн скорее из истории оперных курьезов. Вроде бы этот спектакль - 1989 года производства, а такое ощущение, что родом он из дремучих 50-х. Разыгрывающие двух королев Груберова и Бальтца несколько нелепы в своей серьезности; греческую певицу в роли Елизаветы Английской портят непутевый парик и чрезмерно пышное платье. Поют, впрочем, все великолепно: кроме того, в партитуру Доницетти изысканно вплетен неумолимый голос суфлера, подсказывающий исполнителям текст. В результате не очень понимаешь, что делать, смеяться или плакать.

ТБИЛИСИ, 10 окт - Sputnik. Солистка Тбилисского государственного театра оперы и балета им. З. Палиашвили Марика Мачитидзе попала на российский телепроект "Большая опера 2016" и блестяще выступила в первом туре.

"Большая опера" - это единственный профессиональный телевизионный конкурс молодых оперных исполнителей, организованный телеканалом "Россия К". Основная его цель — открыть новые имена талантливых вокалистов и помочь им обрести популярность.

Грузинская певица прекрасно исполнила партию Гавот Манон из оперы Жюля Массне "Манон" — все четверо членов жюри сказали девушке "да".

В этом году в судейскую четверку входят российский театральный режиссер, художественный руководитель московского музыкального театра "Геликон-Опера" Дмитрий Бертман, выдающаяся румынская певица-сопрано Нелли Миричоу, бельгийский оперный певец Аксель Эферэт и российская оперная певица Марина Мещерякова.

Кроме отличного исполнения Марики Мачитидзе, члены жюри отметили и потрясающий наряд грузинской певицы: Марика пела в красном латексном платье, на голове исполнительницы были перья такого же цвета.

"У вас просто очень красивый виноградный солнечный голос. Я хочу сказать, что видно абсолютно сразу, что вы очень талантливый человек. Что вы не просто красивая, а вы темпераментная, вы вышли в этом потрясающем костюме. Я хочу сказать спасибо художникам по костюмам, потому что это действительно очень красиво", — отметил Дмитрий Бертман.

Кроме того, Бертман сказал, что любой режиссер с удовольствием бы поработал с Марикой. Поскольку, по его словам, девушка очень отзывчивая и радостная, что очень важно для артиста.

Но кроме комплиментов Марике Мачитидзе члены жюри адресовали и несколько замечаний. В основном девушке посоветовали не завышать интонационно ноты. Девушка с замечанием согласилась и сказала, что очень волновалась во время номера.

"Вы очень хорошо поете на французском языке, и я все понял. У вас красивый, теплый тембр, очень хороший, богатый тембр. Я увидел Манон на сцене. В этом небольшом эпизоде вы смогли, причем в отсутствии хора, сделать роль живой и создать персонаж", — заключил Эферэт.

Всего в рамках проекта состоится 12 туров, и соответственно в проекте принимают участие 12 участников из Грузии, России, Узбекистана, Беларуси, Армении, Литвы и Казахстана.

Финал запланирован на 26 декабря, на сцене Большого театра. Победителя в прямом эфире выберут телезрители с помощью смс-голосования. Все программы "Большой оперы — 2016" будут транслироваться в эфире телеканала "Россия К" каждую субботу в течение трех месяцев.

Кастинг проекта "Большая опера" Марика Мачитадзе прошла виртуально. Из-за трудностей визового режима между Россией и Грузией исполнительница не смогла приехать в Москву, поэтому прослушивание певицы состоялось посредством записанного девушкой видеообращения.

Марина Мещерякова в родном Волгограде не была почти десять лет. Да и в Москве она в последние годы нечастый гость. С тех пор, как 15 лет назад ее приняли в труппу Большого театра, она покорила не только российскую, но и зарубежную публику. А также завоевала сердце пылкого итальянца Федерико, предложившего оперной диве руку и сердце. Сегодня мы впервые расскажем о детских и юношеских годах примы, которые прошли в Волгограде.

Семья будущей певицы жила в районе «Красного Октября». Мама работала начальником смены на обувной фабрике, папа - техником-электриком «Металлургстроя ». Элеонора Митрофановна, мама героини, с детства любила петь, но занятия музыкой были ее родителям не по карману, а потому собственные мечты были воплощены в дочери: - Когда Марине исполнилось 6 лет, мы получили квартиру в центре города, - вспоминает она. - Пианино тогда стоило сумасшедших денег, но мы его дочке первым делом купили! А сами спали на полу. Марина поступила в 1-ю музыкальную школу и попала к замечательному педагогу Эльвире Константиновне Писаревой , которая научила ее прежде всего слушать музыку. «Смотри, какая солнечная погода, - говорила она, - а ты играешь так, как будто идет дождь». Близкая подруга Мещеряковой , Наталья Тужикова , дружит с Мариной со школьных времен. Говорит, что будущая звезда росла такой же девчонкой, как все: влюблялась, запоем читала книги французских романистов, играла в волейбол, без труда садилась на шпагат и делала «мостик» и, как многие девчонки в юности, вела дневник, которому поверяла самое сокровенное. Девочки были неразлучны. Сохранились их трепетные, близкие отношения до сих пор: - Марина - удивительный человек, - признается Наташа. - Она очень дорожит отношениями, никогда никого не забывает. Где бы ни находилась, всегда поздравляет с днем рождения, с Новым годом. Занятия музыкой давались будущей звезде легко, и девушка, выдержав конкурс 6 человек на место, в 15 лет стала студенткой музучилища.

Учеба в училище Марине нравилась, однако она мечтала о продолжении музыкальной карьеры не в качестве пианистки. Все ее однокурсники вспоминают, что девушка постоянно выступала в качестве солистки с хором пединститута. Прилежно готовила фортепианную программу, но постоянно брала уроки вокала у преподавателя Георгия Арменаковича Тер-Багдасаряна (к сожалению, уже ушедшего из жизни). А в свободное от занятий время Маринка от души дурачилась вместе со своими однокурсниками. Особенно весело было в колхозе. Подружки, жившие в одной комнате, от души наслаждались обретенной свободой. Читали вслух «Двенадцать стульев», рассказывали анекдоты, а после отбоя играли в «дурачка» со своими же мальчишками-однокурсниками. Бдительные педагоги, следящие за порядком, однажды увидели пробивающийся сквозь занавеску свет и решили выяснить, почему подопечные не спят после отбоя. Дверь им открыла Марина, все девчонки сделали удивленные лица: «Почему не спим? Просто читаем на ночь». Ну а когда успокоенные преподаватели стали покидать помещение, дверца хилого шкафчика для одежды распахнулась, и оттуда кубарем выкатились двое ребят (один из них, Александр Кутявин, впоследствии стал любимцем волгоградской публики и играет на сцене муниципального музыкального театра). Хохот был на весь лагерь!

Наталья Тужикова вспоминает, что Марина в 16 лет подарила ей простенькую глиняную поделку, на которой написала: «От будущей солистки Большого театра». Тогда ей казалось, что петь на сцене прославленного ГАБТа - это предел мечтаний… После училища Марина поступила в Московскую консерваторию на вокальный факультет, окончила его с отличием и была сразу принята в труппу Большого театра. Ее дебют состоялся 26 декабря 1991 года в опере Глинки «Жизнь за царя». Так началась звездная карьера в Большом, сцена которого навсегда осталась для нее самой любимой.

Судьбу часто решает случай. В жизнь Мещеряковой случай вошел в образе гостившего в Москве банкира Кэна из США , попавшего в ГАБТ на «Травиату» Верди с ее участием. После спектакля он пригласил молодую певицу выступить к себе на родину, пообещав к тому же познакомить ее с известным вокальным педагогом. Банкир сдержал слово. Впитывающая в себя, как губка, все, чему всего за неделю научила ее опытная певица, Марина отправилась в Нью-Йорк на конкурс вердиевских певцов и… получила там первую премию! - На что потратишь полученные деньги? - поинтересовались у певицы ее американские знакомые. Премия ушла на уроки вокала. Пять уроков - пять тысяч долларов. Еще два урока оплатили ее друзья. Марина оказалась достойной ученицей: буквально через месяц она стала обладательницей Гран-при конкурса в Бельведере. И получила премию в 7 тысяч долларов. Окрыленная, Марина вернулась в Россию . Однако потратить заработанные деньги на себя не удалось: - К Марине обратились студенты Московской консерватории, они искали средства для поездки на международный конкурс вокалистов в Вену , - рассказывает нам Элеонора Митрофановна. - Министерство культуры отказалось им помочь. Дочь вспомнила свои студенческие годы и… отдала пять тысяч долларов ребятам, рассудив так: пусть попробуют свои силы, послушают хорошие голоса, поучатся у других. Эта черта - стремление помочь тем, кто нуждается, поддержать своих близких людей - всегда была присуща Марине. Ее мама рассказала, что на первый заработанный в Москве гонорар певица попросила купить своему педагогу, Георгию Тер-Багдасаряну, видеомагнитофон, чтобы он мог смотреть видеозаписи ее выступлений, которые Марина передавала в Волгоград через родных. Потом были завоеваны еще две высшие награды на престижных вокальных состязаниях. К ней стали обращаться дирижеры и импресарио, появилась возможность заключения серьезных контрактов. И они не замедлили себя ждать.

Сегодня Мещерякова - одна из самых известных и высокооплачиваемых российских певиц на Западе . Она поет на лучших оперных сценах мира - «Ла Скала», «Гранд-опера», «Метрополитен», в «Ковент-Гардене», «Штаатсопер», в театрах Торонто , Стокгольма , Сан-Франциско, Берлина . Четырежды ее приглашали выступать на престижном Зальцбургском фестивале. Теперь она имеет возможность выбирать, на какой сцене и с каким дирижером ей петь. Дирижеры Клаудио Аббадо, Джеймс Ливайн не раз выступали с ней, очень любит Мещерякову Валерий Гергиев , не раз приглашавший ее петь в своих спектаклях. Да и среди партнеров Марины по сцене немало знаменитостей, таких, например, как Пласидо Доминго. Когда она пела с великим исполнителем в «Метрополитен», она была поражена его отношением к профессии: - Можешь представить себе, насколько у него плотный график работы, - делилась Марина позже со своей подругой Натальей Тужиковой. - У него день может быть расписан по минутам: утром репетиция, днем ученики, а вечером спектакль. И при этом Доминго необыкновенно организованный, трудолюбивый, обязательный человек. И очень приятный…

Но любовь с Пласидо у Марины только на сцене.

В Большом, который Мещерякова по-прежнему любит, она выступает нечасто: ближайший спектакль - в феврале 2005 года, она будет петь Алису Форд в «Фальстафе » Верди. Поклонники оперы Марину Мещерякову любят. К примеру, итальянцы, известные своей требовательностью и эмоциональностью, от нее просто в восторге. Однажды Мещерякова исполняла в Неаполитанском театре «Сан Карло» Норму. После окончания спектакля публика начала аплодировать, но как-то глухо, и Марина, памятуя о взыскательности итальянцев, способных освистать даже великих певцов, с опаской вышла на поклон. То, что она увидела, ее потрясло: слушатели аплодировали, надев перчатки, чтобы не нарушить атмосферу после необыкновенного исполнения великой музыки. Гастрольный график у Марины плотный, все выступления расписаны на годы вперед. Но это не помешало Марине счастливо устроить свою судьбу. Ее нынешний муж Федерико (с первым она разошлась давно, их дочке Насте уже 16 лет) - итальянский бизнесмен. Семья постоянно живет в Вене в Марининой квартире. Два года назад они зарегистрировали брак, а год назад обвенчались. Федерико очень нравится, что у него такая знаменитая, талантливая жена. И совсем не переживает, что ей приходится много гастролировать по всему миру. Вот только когда ее услышат в Волгограде земляки? На этот вопрос ответить трудно. Хочется верить…

Фото из личного архива Мещеряковых и Натальи Тужиковой.

5 самых известных партий Мещеряковой - Дездемона («Отелло») - Эльвира («Эрнани») - Элизабет («Дон Карлос ») - Донна Эльвира («Дон Жуан») - Норма («Норма»)

Художник Выстропов Андрей Петрович (род. в 1961 г.)

Актер Зайченко Петр Петрович (род. в 1943 г.)

Спортсменка Ильченко Лариса Дмитриевна (род. в 1988 г.)

Спортсменка Исинбаева Елена Гаджиевна (род. в 1982 г.)

Оперная певица Мещерякова Марина Ивановна (род. в 1964 г.)

Спортсмен Опалев Максим Александрович (род. в 1979 г.)

Выпуск дайджеста «Люди искусства и спорта - наши земляки» продолжает серию «Люди, прославившие наш край» Волгоградской областной детской библиотеки. В данной серии выходили дайджесты и памятки, посвященные знаменитым писателям, поэтам, географам, биологам, которые внесли вклад в развитие разных наук и пополнили литературное наследие края.

Материал раскрывает биографии знаменитого художника Андрея Петровича Выстропова, известного в России и за рубежом; своеобразного и колоритного актера Петра Петровича Зайченко; певицы Марины Ивановны Мещеряковой, завоевавшей оперные подмостки Европы и Северной Америки, а также биографии спортсменов, которые на Олимпиаде в Афинах в 2008 году завоевали золотые медали: Ларисы Дмитриевны Ильченко, Елены Гаджиевны Исинбаевой, Максима Александровича Опалева.

Материалы о наших знаменитых земляках расположены в алфавитном порядке, к каждому разделу прилагается список литературы.

Выстропов Андрей Петрович

(род. в 1961 г.)

Известный художник, чье имя знакомо ценителям современной живописи не только в России, но и за рубежом, Андрей Выстропов родился в Волгограде 26 декабря. Отец Андрея, Петр Никитич, по профессии бухгалтер, участник Великой Отечественной войны, прошел путь от Сталинграда до Берлина, рисовал неплохие копии с произведений старых мастеров, но передать способности к рисованию сыну не успел, тяготы войны сократили его жизнь, и он умер очень рано.

Мама, Любовь Павловна, была прекрасной рукодельницей, ее бисерные ковры отличались тонкостью цветовых соотношений, тщательностью отделки деталей.

До 15 лет Андрей даже не думал о занятии рисованием, его больше всего интересовал футбол, но, получив серьезную травму, подросток, чтобы скоротать длительный постельный режим, стал рисовать все подряд по 6-8 часов в сутки.

В 1978 году, не имея начального профессионального образования, он поступает на художественно-графический факультет Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена (ныне Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге), не закончив данное учебное заведение, переводится на второй курс живописного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (бывшая Императорская Академия художеств, ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина).

Дипломная работа Выстропова «Вдовы» (1987) на Всероссийском конкурсе работ выпускников художественных вузов страны удостаивается серебряной медали (золото не присуждалось), а потом два года демонстрируется в Нью-Йоркской Академии художеств. В 1989 году Андрей Выстропов становится членом Союза художников России.

О Выстропове заговорили, его работы вызывали живейший интерес у публики, но чувство неустойчивости 1990-х, отсутствие перспектив все больше угнетало художника. Он уезжает из России на долгие шесть лет (1991-1996 гг.) в Чехию к брату Василию. В Праге они разработали и осуществили совместный проект «Европейское АРТ-агенство «STALKER» (фирма существует по сей день, выставляя произведения искусства наших соотечественников). Андрей Выстропов достаточно быстро завоевал популярность в Чехии, был приглашен в Германию. Около ста персональных выставок, организованных в Европе, США, Японии, более 600 произведений ознаменовали путь художника. В это время были созданы лучшие, по мнению знатоков, картины «символического неоромантизма»: «Король», «Паганини», «Депрессия».

Многие полотна Выстропова наполнены музыкой. Так, несомненной удачей художника стали картины, украсившие интерьер фойе Рейн-Майн Театра в Висбадене (Германия) и посвященные мюзиклу Э. Уэббера «Бульвар Сансет».

В 1995 году Выстропов применяет новую для себя технологию (роспись по стеклу), выполняя витражи на библейские сюжеты для евангелического костела в городе Фельдберге (Германия). Хотя правильнее было бы говорить не о библейских сюжетах, а о портретах библейских персонажей: в витражах художника отсутствует традиционная для этого вида искусства повествовательность, они лаконичны и соответствуют аскетичным интерьерам церкви.

На рубеже веков Андрей Петрович все чаще обращается к сюжетам и образам священной истории («Детство Марии» (1993), «Христос и Иуда» (1998), «В ожидании Каина» (2001)). Персонажи Евангелия получают у него неожиданную трактовку. Так, на картине «Сталинград. С нами - Бог!» (2005), вызывавшей, пожалуй, самые большие споры, рядом с защитниками Сталинграда шагает Христос с винтовкой на плече. Или же на картине «Несение креста» (1996) мы видим спасителя в толпе бегущих по своим делам горожан, которые не замечают Иисуса; только ребенок, способный еще воспринять чудо, оборачивается в его сторону.

В 1999 году Андрей Выстропов возвращается в Волгоград. Участие Андрея в первых вернисажах в родном городе произвело фурор, первая персональная выставка произведений художника была организована в 2000 году в музее изобразительных искусств. Через год прошла его выставка в здании Российской Академии художеств в Москве. В залах на Пречистенке Выстропов показал более 100 своих работ, дающих развернутое представление о его творчестве.

В 2002 году в Музейно-выставочном центре перед волгоградцами были выставлены лучшие полотна художника «Работа закончена» (1998), «Две реальности» (1999), «Сон с ангелами» (1998), «Слепой дождь» (2001) и другие.

В 2004 году выставкой работ Андрея Выстропова открылся персональный выставочный центр в городе Виттенхагене (Германия).

В 2007 году Андрей Петрович получил звания «Заслуженный художник Российской Федерации» и «Человек года» (премия «Провинциальная муза»), а в 2009 году был удостоен Государственной премии Волгоградской области за цикл картин, посвященных Великой Отечественной войне и вклад в развитие культуры и искусства региона.

От жены Алевтины у Андрея Выстропова четверо детей, и художник считает, что они - лучшие его произведения. Он уверен, что трое сыновей и дочка - это возможность увидеть себя маленьким со стороны и прожить еще четыре жизни.

Литература о жизни и деятельности А. П. Выстропова

Вержба, М. Теперь его знают не только в Европе: [о художнике А. П. Выстропове] / М. Вержба // Труд. - 2001. - 27 нояб. - С. 8.
Выстропов Андрей Петрович // Энциклопедия Волгоградской области. - 2-е изд. - Волгоград, 2009. - С. 68.
Ишкова, Л. Андрей Выстропов / Л. Ишкова. - М.: Белый город, 2005. - 48 с.
Ишкова, Л. «За пять минут до любви» / Л. Ишкова // Отчий край. - 2001. - № 2 - С. 171-175.
Козловская, Е. Андрей Выстропов - художник-мыслитель / Е. Козловская. - Режим доступа: http: // www.molodoi-gazeta.ru / - 1.09.2011.
Кузьмина, Т. Андрей Выстропов / Т. Кузьмина. - Режим доступа: http: // www.volgograd.ru / - 1.09.2011.
Кузьмина, Т. Мечта неоромантика: [о художнике А. П. Выстропове] / Т. Кузьмина // Волг. правда. - 2005. - 9 дек. - С. 6.

Зайченко Петр Петрович

(род. в 1943 г.)

Заслуженный артист России (1998), «Человек года» (1997) в конкурсе «Провинциальная муза», лауреат премии «За лучшую мужскую роль» на Международном фестивале в городе Понтеведра (Испания), на кинофестивале в Карловых Варах (Чехия) и просто душевный человек Петр Петрович Зайченко родился 1 апреля в х. Кайсацком Палласовского района Сталинградской (Волгоградской) области, как он говорит «случайно». Отца ранило на фронте, и командование танкового полка отпустило его на две недели домой. Через девять месяцев отец погиб в страшном бою под черниговским селом Конотопчево, спустя несколько дней после рождения Петра.

Все свои детские и отроческие годы Петр прожил в семье деда Пантелея, известного на всю округу первоклассного сапожника и печника.

Окончив школу, Петр Зайченко решает твердо стать артистом, для чего он отправляется в Волгоград поступать в музыкальную школу, но по причине отсутствия музыкального образования попадает в культпросветшколу. Через год поступает в Саратовское театральное училище им. И. А. Слонова (ныне Театральный институт Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова), в мастерскую Н. Шляпниковой и Ю. Сагъянца.

Окончив училище в 1971 году с красным дипломом, Петр Зайченко был направлен в родной город в Волгоградский драматический театр им. М. Горького, где и проработал до 1974 года.

Молодой актер загорелся идеей постановки спектакля по роману Василия Шукшина «Я пришел дать вам волю» и за поддержкой обратился к самому автору. Через пару месяцев Петр Зайченко получает от Шукшина приглашение приехать в Клетский район Волгоградской области, где в то время полным ходом шли съемки фильма «Они сражались за Родину», и поговорить об участии Петра Петровича в съемках фильма «Я пришел дать вам волю».

«Мне нужны не просто способные исполнители роли, а единомышленники, у которых, кроме таланта артиста, непременно должна быть душа, способная болеть за народ…», - сказал при встрече Василий Макарович. - «…По этой причине приглашаю принять участие в съемках моего фильма, который в настоящее время находится в запуске,… потихоньку набираю съемочную группу. Заполните, пожалуйста, учетную карточку киноактера…».

Но фильм о Степане Разине не был снят: Василий Шукшин умер.

Петр Зайченко работает в Волгоградской филармонии, Волгоградском казачьем театре. В качестве чтеца («Театр одного актера») он побывал во всех районных центрах Волгоградской области, а также во многих селах, поселках и хуторах, читая публике такие произведения, как «Севастопольские рассказы», «Холстомер» Л. Н. Толстого, «Сашка» В. Л. Кондратьева, «Усвятские шлемоносцы» Е. И. Носова, «Широколобый» Ф. А. Искандера и многие другие. Памятью о тех годах служит медаль «За трудовую доблесть», которой он по праву гордится до сих пор.

Карьера киноартиста у Петра Зайченко началась в 1983 году, когда его пригласил сниматься режиссер Вадим Абдрашитов в картине «Парад планет». Потом Петр Петрович играет в следующих фильмах: в российско-французской психологической кинодраме Павла Лунгина «Такси-блюз» (1990), в испано-бельгийском фильме Энрике Габриэле «Крапачук» (1993), в исторической картине Алексея Салтыкова «Гроза над Русью» (1992), в боевике Михаила Туманишвили «Крестоносец» (1995), в исторической кинодраме Александра Прошкина «Русский бунт» (1998), в кинодраме Владимира Хотиненко «Мусульманин» (1995), в картине Светланы Стасенко «Мишка» (2000), в короткометражном фильме Игоря Волошина «Охота на зайцев» (2003); в сериалах «Дальнобойщики» (2000-2001, 2011), «Захват» (2002), «Темная лошадка» (2003), «Сыщики» (2003), «Участок» (2003), «Формула» (2004), «Богатство» (2004), «Хиромант» (2005), «Две судьбы» (2008) и во многих других.

Принял участие актер и в нашумевших кинокартинах Вадима Абдрашитова «Плюмбум или опасная игра» (1986), Николая Лебедева «Волкодав» (2006), Владимира Бортко «Тарас Бульба» (2009), последняя картина, в которой снимался Зайченко, «Сибирь. Mon A more» (2011) Вячеслава Росса, завоевал много призов на разных фестивалях, а Петр Петрович Зайченко получил главный приз «За выдающее актерское мастерство» на XIX фестивале российского кино «Окно в Европу» (Выборг).

Петр Петрович Зайченко имеет еще один дар - литературный. Его заметки, зарисовки, рассказы, воспоминания часто появляются на страницах журнала «Отчий край». А в 2008 году свет увидела книга актера «Жизнь важнее искусства».

Петр Петрович одарен яркой индивидуальностью и харизмой, критик Берковский сказал о нем: «В актере нация созерцает себя, осознает себя, любуется собой. Вот Вы и есть такой актер, в котором нация многое понимает о себе и каждый раз радуется встрече с Вами…»

Произведения П. П. Зайченко

Домой охота… // Отчий край. - 2004. - № 4. - С. 219-226.
Жизнь важнее искусства: интервью, зарисовки, комментарии. - Волгоград: Издатель, 2008. - 224 с.: ил.
Родные // Отчий край. - 2000. - № 2 - С. 166-170.
«Русский бунт». 1998 // Отчий край. - 1999. - № 2. - С.113-121.
Фантомная боль // Отчий край. - 2001. - № 4 - С. 208-211.

Литература о жизни и деятельности П. П. Зайченко

Богомолов, Ю. Эпоха Петра пришла из Сибири: [Гран-при П. Зайченко на кинофестивале «Окно в Европу»] / Ю. Богомолов // Рос. газ. - 2011. - 15 авг. - С. 7.
Зайченко Петр Петрович // Энциклопедия Волгоградской области. 2-е изд. - Волгоград, 2009. - С. 113.
Петр Зайченко встретился со студентами ВолГУ. - Режим доступа: http: // www.rusactors.ru / - 1.09.2011
Ради сериала на ОРТ Зайченко изучал хиромантию. - Режим доступа: http: // www.volgograd.kr.ru / - 1.09.2011

Ильченко Лариса Дмитриевна

(род. в 1988 г.)

Лариса Дмитриевна Ильченко, чемпионка мира по плаванию на открытой воде, родилась 18 ноября в городе Волгограде. Плавать Лариса начала в возрасте пяти лет, а в семь - прыгнула с 10-метровой вышки. Мама работала инженером в «Гипроводхозе» и воспитывала Ларису одна.

Спортивная карьера Ильченко началась в четыре года, когда мама привела девочку в бассейн «Спартак» к тренеру Александру Владимировичу Иванову. Тренировки в группе Иванова доставляли Ларисе истинное удовольствие. Александр Владимирович выдумывал для начинающих спортсменов множество необычных состязаний. В одиннадцать лет будущая чемпионка попадает к своему нынешнему наставнику Владимиру Николаевичу Захарову. После десяти лет занятий в 2002 году Лариса Ильченко получает звание «Мастера спорта», в 2004 звание «Мастера спорта международного класса», а в 2006 получает «Заслуженного мастера спорта».

В 2003 году волгоградка становится победителем и призером в эстафетном плавании в Первой летней Спартакиаде России, серебряным и бронзовым призером в зональном Первенстве России и призером в Первенстве России среди юниоров.

В 2004 году Лариса Ильченко завоевывает звание Чемпионки России в эстафете по плаванию вольным стилем и на открытой воде, становится призером Первенства России, серебряным и бронзовым призером Первенства Европы среди юниоров.

За период с 2004 по 2008 год Лариса - единственная в истории женского плавания 8-кратная чемпионка мира и первая российская спортсменка, завоевавшая титул Олимпийской чемпионки на дистанции 10 км. (открытая вода) (2008, Пекин).

За спортивные достижения Лариса Ильченко награждена орденом Дружбы (2008) и признана лучшей спортсменкой первого десятилетия ХХI века, является заместителем председателя комиссии спортсменов при Олимпийском комитете России (ОКР).

Литература о жизни и спортивной деятельности Л. Д. Ильченко



Николаенко, Е. Притяжение водной стихии: [спортивная история Ларисы Ильченко] / Е. Н. Николаенко // Николаенко, Е. К победам по льду и воде. Волгоградский автограф на спортивном олимпе: публицистические рассказы / Е. Н. Николаенко. - Волгоград, 2010. - С. 26-36.

Исинбаева Елена Гаджиевна

(род. в 1982 г.)

Елена Исинбаева родилась в Волгограде 3 июня. Отец Елены - Гаджи Гаджиевич Исинбаев, по национальности - табасаранец, по профессии слесарь, родился в селе Чувек (Дагестан). Мать Наталья Петровна - русская, потомственная казачка, уроженка нашей области, 25 лет проработала в тепловых сетях, по профессии - мастер котельной, сейчас домохозяйка. Родители Елены всегда любили спорт, мама в молодости занималась лыжами и баскетболом, отец - борьбой и боксом. В семье помимо Елены есть младшая сестра Инна и, когда девочкам было пять и четыре года, они, как обычные дети, ходили в садик (с 1985 по 1987), затем в подготовительную группу (с 1987 по 1989), а в 1989 году Елена поступила в школу-лицей (инженерно-технический), который окончила в 1997 году.

Спортивная карьера Елены началась в возрасте 5 лет, родители водили дочерей в спортшколу на спортивную гимнастику. Но в 15 лет Елена так вытянулась, что ее отчислили из группы гимнастики как неперспективную. Это была трагедия для целеустремленной девочки, тогда ее тренер Александр Лисовой, увидев по телевизору выступления чешской прыгуньи с шестом, показал подопечную тренеру легкоатлетов Евгению Трофимову. В 1998 году Елене Исинбаева дебютировала на Чемпионате мира среди юниоров в Аннеси (Франция), а в 1999 году на Всемирных юношеских играх завоевала золото - это была первая победа в списке ее мировых рекордов в легкой атлетике по прыжкам с шестом.

С 1998 по 2000 год Елена Исинбаева учится в училище Олимпийского резерва, а с 2002 по 2005 год - в Волгоградской Государственной Академии физической культуры и спорта по специальности преподаватель физической культуры.

Спортсменке покорились многие вершины. 2000 год - чемпионка мира среди юниоров. 2001 год - чемпионка Европы среди юниоров. 2002 год - серебряный призер Чемпионата Европы среди юниоров. 2003 год - призер Чемпионата Европы и бронзовый призер Чемпионата мира. 2004 год - Олимпийская чемпионка в Афинах. 2008 год - Олимпийские игры в Пекине, на которых она завоевывает золотую медаль. И это только часть ее достижений. Елена Гаджиевна Исинбаева - обладательница множества мировых рекордов (общим числом 27), заслуженный мастер спорта России (2008), награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2009), орденом Почета (2006), неоднократно становилась обладателем ежегодной национальной премии «Слава», дважды (2006, 2008) была удостоена самой престижной премии в мире спорта «Всемирной спортивной академии Лоурес» в номинации «Спортсменка года», является почетным гражданином Донецка (2006), удостоена званий «Лучшая легкоатлетка года» (2008) и «Лучшая легкоатлетка десятилетия» (2009), удостоена премии принца Астурийского (2009), удостоена звания посла на юношеской Олимпиаде в Сингапуре (2010), в ее честь назван фонтан в Москве в районе Кузьминок около кинотеатра «Высота».

Интервью с Е. Г. Исинбаевой

В Волгограде у меня больше болельщиков, чем у «Ротора»: [интервью с олимпийской чемпионкой] // Сов. спорт. - 2004. - 25 дек. - С. 10-11.
В казино меня не дождутся: [интервью с Елены Исинбаевой] / беседовала Н. Долгополова // Рос. газ. - 2009. - 26 нояб. - С. 45.
Елена Исинбаева: Никогда никого не жалею. И себя тоже: [интервью с олимпийской чемпионкой] // Собеседник. - 2010. - № 36 (сент.). - С. 16-17.
Елена Исинбаева: [интервью с олимпийской чемпионкой] // Мне 15. - 2009. - № 10. - С. 23-25.
Елена Исинбаева: «Я разговариваю со своими шестами» [интервью с лучшей легкоатлеткой года] / беседовала О. Карась // Огонек. - 2004. - № 39 (сент.-окт.). - С. 54-55.

Литература о жизни и спортивной деятельности Е. Г. Исинбаевой

А я в Россию домой хочу!: [о возвращении Елены Исинбаевой в Волгоград] // Дел. вторник. - 2011. - 15 марта. - С. 1. - (Прил. к газ. «Волг. правда»).
Ивонин, В. Модель олимпийского резерва: [о нашей землячке, Олимпийской чемпионке Елене Исинбаевой] / В. Ивонин // Антидоза. - 2008. - № 9. - С. 28-33.
Исинбаева вернулась к первому тренеру: [о возвращении Елены Исинбаевой в Волгоград] // Гор. вести. - 2011. - 15 марта. - С. 6.
Кухаренко, К. Елена прекрасная: волгоградка Елена Исинбаева признана лучшей легкоатлеткой мира в 2008 году / К. Кухаренко // Рос. газ. - 2008. - 25 нояб. - С. 11, 15.
Лобков, Д. «Серебряная лань»: [о нашей землячке, олимпийской чемпионке Елене Исинбаевой] / Д. Лобков // Твоя лучшая подруга. - 2008. - № 10. - С. 62-63.
Максимова, Т. Елена Исинбаева: «Вдруг я завтра возьму и взлечу на шесть метров!»: [о нашей землячке, легкоатлетке, олимпийской чемпионке Елене Исинбаевой] / Т. Максимова // Эхо планеты. - 2009. - № 4 (янв.-февр.). - С. 55-57.
Мельников, А. Олимпийское золото Елены Исинбаевой - это просто фантастика! / А. Мельников // Гор. вести. - 2004. - 26 авг. - С. 1.
Мельников, А. «Серебряная лань» для Исинбаевой, Ильченко и Опалева: [состоялось вручение премии лучшим спортсменам 2008 года] / А. Мельников // Гор. вести. - 2009. - 12 февр. - С. 30.

Мещерякова Марина Ивановна

(род. в 1964 г.)

Знаменитая оперная певица Марина Мещерякова, исполнительница главных партий во многих спектаклях, покорила лучшие сцены мира, среди которых Большой театр, Венская опера, Метрополитен-опера, Шведская Королевская опера и театр «Ла Скала».

Родилась Марина в Волгограде 31 января в самой обычной семье, где мама - мастер смены на обувной фабрике, а папа - инженер-электрик. В 6 лет будущая прима поступила в музыкальную школу № 1 по классу фортепьяно, затем в училище искусств им. П. А. Серебрякова (ныне Волгоградский институт искусств), которые закончила с красным дипломом.

Учеба давалась Марине легко и, когда ей попалась пластинка с оперными ариями в исполнении Тамары Милашкиной, выучить их не составило труда - ведь это ее призвание. И вот девушка едет покорять Москву и Консерваторию им. П. И. Чайковского по классу вокала. Все годы учебы занимается у прекрасного педагога Елены Ивановны Шумиловой, которая научила ее технике бельканто (сопрано).

26 декабря 1991 года - памятная дата для вокалистки, сбывается мечта Марины, она дебютирует в Большом театре в роли Антониды из оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки (больше известной, как «Иван Сусанин»). Потом были партии Марфы («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Татьяны («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Франчески («Франческа да Римини» С. В. Рахманинова), Сюзанны («Свадьба Фигаро» В.- А. Моцарта), Виолетты («Травиата» Дж. Верди) и другие.

И все же поворотным в своей судьбе Марина называет 1994 год, когда ей довелось спеть партию Тамары из оперы «Демон» А. Г. Рубинштейна в ирландском городке Вексфорде, где проходит фестиваль редких опер. После этого выступления западные критики окрестили нашу землячку «Марина-фортуна» и «оперная Скарлетт О’ Хара». Это было начало успеха и первая ступень к международному оперному Олимпу.

Марина - единственная, кто ворвался на зарубежные оперные сцены через европейский репертуар, ее голос покорил множество сложных музыкальных произведений: партии донны Эльвиры из оперы «Дон Жуан» В. - А. Моцарта, Елены из оперы «Иерусалим» Дж. Верди, мадам Баттерфляй из оперы «Мадам Баттерфляй» Дж Пуччини, Нормы из оперы «Норма» В. Беллини и другие.

Марина Мещерякова удостоена первой премии на Бельведерском конкурсе (Вена) молодых исполнителей, она четыре раза пела в Зальцбурге на престижном музыкальном фестивале, была признана одной из лучших «вердиевских певиц» нашего времени, такой чести не удостаивался ни один из наших соотечественников. Ее заметили и пригласили выступать в Хельсинки, Монте-Карло, Штутгарте, Нью-Йорке, Торонто, Вене, Стокгольме и на другие знаменитые оперные подмостки.

Марина Ивановна уже несколько лет является певицей американской «Коламбии» - ведущей мировой импрессарской компании, сейчас живет в Австрии и воспитывает дочку.

«Я люблю свой город, - говорит она - люблю своих соотечественников, мы, русские, конечно же отличаемся от европейцев. Мы другие, более искренние, что ли. На западе не принято раскрывать своих чувств, нет той теплоты взаимоотношений. А этого порой так не хватает! И я приезжаю на родину, в дорогой моему сердцу Волгоград, чтобы наполнить душу этой теплотой и искренностью, чтобы дарить ее потом людям через свои сценические образы».

Литература о жизни и деятельности М. И. Мещеряковой

Душу вердиевской певицы питает Волгоград. - Режим доступа: http: // www.dv.in-s.ru / - 1.09.2011.
Новикова, Л. Бельканто русского сопрано [о Марине Мещеряковой, оперной певице] // Лит газ. - 2002. - № 23 (июнь). - С. 9.

Опалев Максим Александрович

(род. в 1979 г.)

Максим Опалев - знаменитый российский гребец на каноэ, олимпийский чемпион 2008 года, многократный чемпион мира, Европы и России, заслуженный мастер спорта и лучший спортсмен года в России (1999), родился 4 апреля в Волгограде. Мама Татьяна Николаевна в прошлом спортсменка-баскетболистка.

В начальных классах Максим посещал различные спортивные секции, но когда пересел на каноэ, то все другие увлечения исчезли мгновенно: и плавание, и футбол. В двенадцатилетнем возрасте, помимо учебы, Максим работал дворником на спортивной базе.

В шестнадцать лет Опалев попал в юношескую национальную сборную. 1995 год. Япония. Первый чемпионат мира среди юниоров, в котором принимал участие молодой волгоградский гребец, и сразу две золотые медали (на разные дистанции). 1996 год. Польша. Чемпионат мира среди юниоров - одна золотая медаль и две серебряные (на разные дистанции). 1997 год. Финляндия. Чемпионат Европы среди юниоров - две золотые медали (на разные дистанции). В тот же год Опалева включают в национальную взрослую сборную России по гребле. 1998 год. Венгрия. Чемпионат мира - золотая медаль. Восемнадцатилетний чемпион мечтает покорить олимпийские достижения. 2000 год, Австралия - первая Олимпиада спортсмена и серебряная медаль. 2003 год. США. На Чемпионате мира Опалев добивается участия России в Олимпиаде в Афинах и завоевывает на Олимпиаде пять медалей: бронзовую, серебряную и три золотых (на разные дистанции).

Помимо спортивной карьеры Максим Опалев успешно заканчивает в родном городе Академию физической культуры и спорта, аспирантуру и становится кандидатом педагогических наук.

2007 год. Польша. Чемпионат Европы - две серебряные медали (на разные дистанции). 2008 год. Китай. Олимпиада в Пекине - золотая медаль. После пекинской Олимпиады становится заместителем председателя спорткомитета Волгоградской области и заместителем председателя Комитета спортсменов при Олимпийском комитете России (ОКР). За большой вклад в развитие физической культуры и спорта награжден Орденом Почета и Орденом Дружбы. В будущем Максим Опалев мечтает принять участие в Олимпийских играх 2012 года в Англии.

Интервью с М. А. Опалевым

Максим Опалев: «После победы мама больше плакала, чем говорила»: [интервью с олимпийским чемпионом] // Труд. - 2008. - 4 сент. - С. 28.

Литература о жизни и спортивной деятельности М. А. Опалева

Ильченко и Опалев - лучшие люди России // Гор. вести. - 2008. - 18 окт. - С. 9.
Калиев, А. Настоящий мужчина: волгоградский спортсмен, олимпийский чемпион, гребец Максим Опалев / А. Калиев // Веч. Волгоград. - 2008. - 5 сент. - С. 9.
Мельников, А. «Серебряная лань» для Исинбаевой, Ильченко и Опалева: [состоялось вручение премии лучшим спортсменам 2008 года] / А. Мельников // Гор. вести. - 2009. - 12 февр. - С. 30.
Николаенко, Е. К победам преклонив колено: [о гребце на каноэ Максиме Опалеве] / Е. Н. Николаенко // Николаенко, Е. К победам по льду и воде. Волгоградский автограф на спортивном олимпе: публицистические рассказы / Е. Н. Николаенко. - Волгоград, 2010. - С. 11-24.

14951 просмотр