Зиновий гердт - биография, информация, личная жизнь. Подруга зиновия гердта о многочисленных романах и большой любви актера Зиновий Гердт - документальные фильмы

Зиновий гердт - биография, информация, личная жизнь. Подруга зиновия гердта о многочисленных романах и большой любви актера Зиновий Гердт - документальные фильмы
Зиновий гердт - биография, информация, личная жизнь. Подруга зиновия гердта о многочисленных романах и большой любви актера Зиновий Гердт - документальные фильмы

Зиновий Ефимович Гердт (настоящее имя - Залман Афроимович Храпинович). Родился 8 сентября 1916 года в Себеже Витебской губернии (ныне - Псковская область) - умер 18 ноября 1996 года в Москве. Советский российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1990).

Зиновий Гердт родился 8 (21) сентября 1916 года в Себеже Витебской губернии (ныне - Псковская область) в еврейской семье. Урожденный - Залман Храпинович. В кругу друзей и близких его называли Зяма.

Отец - Афроим Яковлевич Храпинович (ум. 1933), работал приказчиком в лавке тканей, потом устроился коммивояжёром, управлял бакалейной лавкой и был человеком набожным.

Мать - Рахиль Исааковна (урождённая Секун, ум. 1949), домохозяйка.

Был самым младшим ребёнком в семье. Также у него были брат Борис и две сестры: Фира и Берта (впоследствии Евгения). Учился в еврейской школе в Себеже. В тринадцатилетнем возрасте опубликовал в детской газете на идише стихи о коллективизации.

В 1932 году переехал к брату в Москву, где поступил в фабрично-заводское училище Московского электрозавода имени В. Куйбышева. Там начал играть в театре рабочей молодёжи (ТРАМ) электриков, организованного В. Плучеком.

В 1934 году, окончив ФЗУ, пришёл работать на Метрострой электромонтажником, продолжая играть в театре.

В 1935 году был переведён в профессиональный состав театра.

В 1936-1937 годах играл также в Театре кукол при Московском Дворце пионеров.

В 1939 году перешёл в организованную А. Арбузовым и В. Плучеком Московскую государственную театральную студию («Арбузовская студия»), где проработал до начала войны. Исполнил роль Альтмана в спектакле «Город на заре» А. Арбузова.

Первоначально выступал под своей настоящей фамилией Храпинович, затем под артистическим псевдонимом Гердт - в конце 1930-х годов она стала его официальной фамилией. А имя и отчество - Зиновий Ефимович - появились уже после войны. По воспоминаниям дружившего с Гердтом И. Кузнецова, псевдоним был предложен А. Арбузовым по имени популярной в 1920-е годы балерины Е. Гердт.

Участник войны. В июне 1941 года ушёл добровольцем на фронт. В декабре 1941 года окончил специальные краткосрочные сборы в Московском военно-инженерном училище и был направлен на Калининский, затем - на Воронежский фронт. Проходил службу в должности начальника инженерной службы 81-го гвардейского стрелкового полка 25-й гвардейской стрелковой дивизии. Гвардии старший лейтенант.

12 февраля 1943 года был ранен в ногу под Белгородом - при разминировании минных полей противника для прохода советских танков осколком танкового снаряда. После одиннадцати операций, самые важные из которых выполняла ведущий хирург Боткинской больницы К. Винцентини (жена известного конструктора Сергея Королёва), актёру сохранили повреждённую ногу, которая с тех пор была на 8 сантиметров короче здоровой и вынуждала артиста сильно прихрамывать. Инвалид войны III группы.

"На экран привел меня Ролан Быков - он первый снял меня в своих «Семи няньках». А я его потом так «отблагодарил» - вспомнить страшно... Роль в «Фокуснике» Володин писал специально для Ролана, он его очень полюбил в своем фильме «Звонят, откройте дверь». Писал для него, а получилось так, что сыграл я. Потом Ролан должен был играть Паниковского в «Золотом теленке». Сняли пробу, очень хорошая была проба. Швейцер позвал меня ее посмотреть, попросил по дружбе подбросить идей на тему образа. Ролан - Паниковский мне очень понравился, я увлекся, стал фантазировать, показывать, что и как можно сыграть. «Ну-ка, давай мы и твою пробу сделаем»,- сказал Швейцер. И кончилось тем, что Паниковского тоже сыграл я. И после этого Ролан сам же зовет меня сниматься в свой фильм «Автомобиль, скрипка и собака Клякса». Я понимаю, что без ролей я его не оставил - у него всегда работы больше чем достаточно. Но не всякий сумеет быть таким щедрым, как он, таким добрым", - говорил Зиновий Ефимович.

Зиновий Гердт в фильме "Семь нянек"

Зиновий Гердт в фильме "Золотой теленок"

После выхода «Золотого теленка» на экраны у Гердта не было отбоя от предложений сниматься в кино, несмотря на хромоту. Из-за активной и насыщенной жизни во время съемок с ним случился инфаркт. вспоминал: "Я страшно перепугался, когда узнал, что у Зямы инфаркт. Таня тогда сказала, что для врачей срочно нужен ящик хорошего коньяка. По тем временам не самое простое задание. Технические подробности операции раскрывать не буду. Но пришлось немножко продать себя, немного – родину. Однако коньяк я достал!".

После лечения Гердт опять с головой окунулся в работу.

Широкой публике Зиновий Гердт запомнился, кроме упомянутых, по таким фильмам как «Хождение по мукам», «Место встречи изменить нельзя», «Военно-полевой роман», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Соломенная шляпка», «О бедном гусаре замолвите слово» и многим другим.

Зиновий Гердт в фильме "Соломенная шляпка"

Зиновий Гердт в фильме "Место встречи изменить нельзя"

В 1991 году принимал участие в последнем выпуске капитал-шоу «Поле чудес» с В. Листьевым.

29 декабря 1994 года был в гостях у В. Листьева в последнем выпуске программы «Час Пик» уходящего 1994 года.

В обычной жизни Гердт, по воспоминаниям Александра Ширвиндта, был «дико рукастый». На даче своими руками делал скамейки, стол, табуретки.

Актер очень талантливо пародировал друзей. Так, больше всего любил пародии на себя именно в его исполнении.

А самой большой страстью Гердта были стихи. Как говорил он сам, его с детства «тянуло ко всему напечатанному в столбик». Зиновий Ефимович мог часами читать Пушкина, Самойлова и Пастернака произведения которого знал наизусть.

В одном из интервью Гердт рассказывал: "Чем бы я хотел по-настоящему заниматься, так это рассказывать о русской поэзии и читать стихи людям, которым это интересно слушать. Стихов я знаю тысячи. Любовь к стихам связала меня дружбой со многими хорошими людьми - с Марленом Хуциевым, со Швейцерами, с Александром Володиным, Владимиром Венгеровым, Петром Тодоровским. Случилось так, что в последние годы жизни Твардовского судьба подарила мне частое общение с этим человеком. Мы много говорили о жизни, об искусстве и, конечно, о поэзии. ...Знаете, был как-то случай: Сергей Владимирович Образцов сломал ногу, ходил в гипсе. Я ему сочинил послание в стихах, чтобы он не огорчался. Ведь Мефистофель тоже отчасти хромал. А Тамерлан? А Байрон? А Гердт?.. Стихи были довольно ловко состроены, я владею техникой, рифмой. Образцов пришел в восторг. «Слушайте, - говорит, - почему вы не публикуетесь?» Я тогда ответил ему, что слишком серьезно отношусь к поэзии, слишком высоко ценю этот дар, чтобы считать себя поэтом. Ведь не все поэзия, что написано в столбик. Набитая рука и поэтический талант - разные вещи. Могу только поражаться бесстыдству сочинителей, публикующих любые плохие стихи. Ведь должен же быть стыд перед белым листом бумаги, когда остаешься с ним один на один. Вот шуточные, пародийные стихи, стихи «на случай» - это другое дело. С ними я могу даже выходить на люди. Одно время я даже выступал с эстрады, пародируя известных поэтов, и как автор пародий и как актер".

В 2010 году издательство «АСТ» выпустило книгу З. Гердта «Рыцарь совести».

Зиновий Гердт - документальные фильмы

Рост Зиновия Гердта: 163 сантиметра.

Личная жизнь Зиновия Гердта:

Первой женой была актриса Мария Ивановна Новикова (1918-2003). Они поженились в 1941 году, познакомившись на студии, где вместе играли.

В этом браке в 1945 году родился сын Всеволод Зиновьевич Новиков, теплофизик, кандидат технических наук. Имеет дочь Ксению (1977 г.р.).

С 1960 года был женат вторым браком на Татьяне Александровне Правдиной (1928 г.р.), переводчице с арабского языка.

Они познакомились, когда Театр кукол, в котором работал актер, гастролировал на Ближнем Востоке. В помощь театру дали переводчика-арабиста Татьяну Правдину. После возвращения в СССР Гердт и Правдина оставили свои семьи и стали жить вместе.

Татьяна Правдина рассказывала: "Любовь - как талант, который дается очень небольшому количеству людей. Нам с Зиновием Ефимовичем повезло. Мы женились, когда были уже не совсем молодыми. У нас к тому времени были семьи. Когда мы встретились, мне было 32, ему - 44. И вскоре оказалось, что это редкое счастье, как талант, нам дано. Познакомились мы благодаря гастролям театра Образцова в Египте, Сирии и Ливане. Тогда меня представили Зиновию Гердту, я должна была перевести на арабский язык «Необыкновенный концерт». Мы ездили полтора месяца по этим странам, и поначалу ухаживания Зиновия Ефимовича я восприняла вполне негативно, так как у меня было ощущение, что это попытка завязать гастрольный романчик. К тому времени я была душевно свободна от собственного мужа, которому я за год до этого сказала: «Я тебе больше не жена». На гастролях роман с Зиновием Ефимовичем протекал вполне лирично и не был завершен. Меня в аэропорту встречал муж, его - жена. Мы договорились через день встретиться у Киевского райкома партии - это было недалеко от издательства, где я работала. Все развивалось скоропалительно: он объявил о своем решении жене, я - мужу, и тут уж начался настоящий роман. Зяма ведь не был красивым - невысокого роста, хромой. Но в нем было чрезвычайно мощное мужицкое начало - то, что называется «сексапил», - и устоять дамы могли с трудом. Мне нередко говорили: «Какой замечательный у Вас муж!» - на что я отвечала: «Я вас понимаю»".

Воспитывал приёмную дочь Екатерину (Правдину) Гердт (1958 г.р.). Екатерина состояла в браке с В. Фокиным, затем с Д. Евстигнеевым, имеет сына Ореста Валерьевича Фокина (1978 г.р.), он юрист.

Фильмография Зиновия Гердта:

1958 - Человек с планеты Земля - эпизод
1961 - Юрка - бесштанная команда (короткометражный)
1962 - Семь нянек - Шамский, отец Майи
1963 - Улица Ньютона, дом 1 - сосед с флюсом
1964 - Фитиль (фильм №22 «С чего бы это?») - Худой
1965 - Год как жизнь - Борнштедт
1965 - Город мастеров - художник
1966 - Авдотья Павловна - Самуил Яковлевич Горбис, селекционер
1966 - Июльский дождь - эпизод
1967 - Фокусник - Виктор Михайлович Кукушкин, фокусник
1968 - Золотой телёнок - Михаил Самуэлевич Паниковский
1969 - В тринадцатом часу ночи - Баба-Яга
1969 - Парад-алле - комментатор
1970 - Вас вызывает Таймыр - человек в клетчатом пальто
1970 - Городской романс - ветеран-фронтовик, «старый больной экономист»
1971 - Даурия - генерал Семёнов, председатель трибунала
1971 - Ехали в трамвае Ильф и Петров - капитан Мазуччо, дрессировщик
1971 - Живая вода - эпизод
1971 - Жизнь и смерть дворянина Чертопханова - Мошель Лейба
1971 - Тень - министр финансов
1972 - Карнавал - Скукин, председатель жюри
1972 - Лёгкая вода - эпизод
1972 - Масштабные ребята - Александр Михайлович, парикмахер
1972 - Печки-лавочки - друг профессора Степанова
1972 - Укрощение огня - Артур Матвеевич Карташов, руководитель ГИРДа
1973 - Райские яблочки - дирижёр
1974 - Автомобиль, скрипка и собака Клякса - музыкант на ударных / дедушка Давида
1974 - Соломенная шляпка - месье Тардиво, счетовод в магазине мадам Бокардон
1974 - Странные взрослые - Олег Оскарович Кукс
1974 - Хождение по мукам - Леон Чёрный, анархист
1976 - Ключ без права передачи - Олег Григорьевич, учитель физики
1976 - Розыгрыш - Карл Сигизмундович Йоликов, учитель химии
1977 - Орех Кракатук - мастер-часовщик
1978 - Жизнь Бетховена - Николаус Цмескаль
1979 - Жена ушла - сосед
1979 - Место встречи изменить нельзя - Михаил Михайлович Бомзе, сосед Шарапова
1979 - Особо опасные... - Шварц, ювелир
1979 - Соловей - Бомс, советник
1979 - Трое в лодке, не считая собаки - могильщик
1980 - Адам женится на Еве - судья
1980 - Копилка - рассказчик
1980 - О бедном гусаре замолвите слово - Перцовский, продавец попугаев
1981 - Встреча у высоких снегов - Натан
1982 - Ослиная шкура - Оревуар, поэт
1982 - Сказки... сказки... сказки старого Арбата - Христофор Блохин
1982 - Я вас дождусь - Аркадий Лазаревич Далмацкий
1983 - Военно-полевой роман - администратор кинотеатра
1983 - Мэри Поппинс, до свидания! - адмирал Бум
1983 - Пацаны - судебный заседатель
1984 - Без семьи - Эспинассу, музыкант-парикмахер из Шартра
1984 - Герой её романа - Прудянский
1984 - И вот пришёл Бумбо... - Франц Иванович, директор передвижного цирка-шапито
1984 - Полоса препятствий - Михаил Сергеевич
1984 - Понедельник - день обычный - Самуил Яковлевич Файнштейн, директор цирка
1986 - Мой нежно любимый детектив - член клуба холостяков
1986 - На златом крыльце сидели - Водяной царь
1987 - Кувырок через голову - хозяин крысы
1987 - Фитиль (фильм №300 «Автограф»)
1988 - Воры в законе - адвокат
1988 - Фитиль (фильм №307 «Врача вызывали?»)
1989 - Биндюжник и Король - Арье-Лейб
1989 - Интердевочка - Борис Семёнович, главврач
1989 - Искусство жить в Одессе - Арье-Лейб
1989 - Поездка в Висбаден - Панталеоне
1989 - Ты помнишь наши встречи... (короткометражный) - ведущий
1990 - Детство Тёмы - Абрумка
1991 - Затерянный в Сибири - Левензон, бухаринец
1992 - Рукопись
1993 - Я - Иван, ты - Абрам - Залман, отец Арона
1993 - Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина - Моисей Сталин
1994 - Анекдотиада, или История Одессы в анекдотах - артист из Москвы
1994 - Простодушный - Франсуа-Мари Аруэ, узник Бастилии
1994 - Увертюра
1995 - Задок и счастье - роль
1996 - Ревизор - Лука Лукич Хлопов
1996 - Ветер над городом - Месмер, актёр и режиссёр
1997 - Война окончена. Забудьте...

Телеспектакли Зиновия Гердта:

1972 - Необыкновенный концерт - Конферансье
1973 - Божественная комедия - Адам
1978 - Кузен Понс - Кузен Понс
1981 - 50 лет театру кукол Сергея Образцова
1982 - Продавец птиц - рассказчик, вступительное слово
1984 - Одесские рассказы Исаака Бабеля
1984 - Гёте. Сцены из трагедии «Фауст» - Мефистофель
1985 - Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита - рассказчик
1987 - Костюмер - Норман
1993 - Я, Фейербах - Фейербах, актёр

Озвучивание фильмов Зиновия Гердта:

1951 - Фанфан-тюльпан - текст от автора
1956 - Серый разбойник - читает текст
1959 - Горбун - рассказчик
1960 - Леон Гаррос ищет друга - комментатор, голос за кадром
1961 - Девять дней одного года - текст от автора
1961 - Как веревочка ни вьётся... (короткометражный) - текст от автора
1961 - Внимание, тигры! (документальный) - читает текст
1961 - Мишель и Мишутка (короткометражный) - текст от автора
1961 - Карьера Димы Горина - закадровый текст
1961 - Совершенно серьёзно (киноальманах) - авторский текст за кадром"
1963 - Внимание! В городе волшебник! - читает текст
1964 - Хотите - верьте, хотите - нет... - читает текст
1964 - Возвращённая музыка - читает текст
1964 - Зелёный огонёк - голос автомобиля «Москвич-402»
1965 - Париж...Париж (документальный)
1966 - Баллада о Чердачнике (короткометражный) - читает текст
1966 - Великие клоуны (документальный) - комментатор
1966 - Лабиринт (фильм-спектакль) - читает текст
1967 - Крепкий орешек - закадровый перевод немецкого офицера
1968 - Пицунда? Надо подумать! (документальный) - закадровый текст
1969 - Семейное счастье - читает текст
1968 - Зигзаг удачи - читает текст
1970 - Два дня чудес - текст от автора
1970 - Приключения Алдара Косе - рассказчик
1970 - Спорт, спорт, спорт - читает текст
1970 - Шаг с крыши - Синяя Ворона
1971 - Ехали в трамвае Ильф и Петров - голос за кадром
1971 - Не только цирк (документальный) - читает текст
1972 - Любить человека - рассказчик в мультфильме
1972 - Мужчины - читает текст
1972 - Украли зебру - текст от атора
1973 - Грустная история со счастливым концом (короткометражный) - закадровый текст
1973 - Солёный пёс - читает текст
1973 - Цыплят по осени считают - текст от автора
1974 - Обезьяний остров (документальный)
1975 - Белый медведь (документальный) - читает текст
1975 - Место под солнцем - читает текст
1975 - Любовь с первого взгляда - читает текст
1976 - Дениска-Денис (документальный) - закадровый текст
1976 - 12 стульев - читает текст
1976 - Моя жена - бабушка - читает текст
1977 - О, велосипед! (документальный) - читает текст
1977 - Сказание о храбром витязе Фэт-Фрумосе - текст от автора
1978 - Младшая сестра - рассказчик
1979 - Игра в четыре руки - закадровый текст
1979 - Поездка через город (новелла в одноимённом киноальманахе) - текст от автора
1980 - Каникулы Кроша - текст про фигурки нэцкэ
1980 - История одного подзатыльника (короткометражный) - закадровый текст
1981 - Будь здоров, дорогой - закадровый текст
1981 - Что бы ты выбрал? - закадровый текст
1981 - Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна - закадровый текст
1981 - Комета - пёс Тузик
1984 - Белая роза бессмертия - закадровый текст
1988 - История одной бильярдной команды - голос из радиоприемника
1992 - Рукопись - читает текст

Озвучивание мультфильмов Зиновия Гердта:

1957 - Тихая пристань - читает текст
1962 - История одного преступления - текст от автора
1962 - Банальная история - рассказчик истории
1966 - Злостный разбиватель яиц - закадровый текст
1971 - Где ты, голубая золушка? - читает текст
1971 - Приключения Незнайки и его друзей (1-я серия «Коротышки из цветочного города»)
1974 - Волшебник Изумрудного города (3 серия «Изумрудный город») - Гудвин Великий и Ужасный
1975 - Чёрная курица - Чёрная курица
1976-1979 - Приключения капитана Врунгеля - Капитан Врунгель
1978 - Муми-тролль и другие - рассказчик / Муми-тролль / Муми-папа / Морра / Домовой
1978 - Муми-тролль и комета - Муми-папа / Домовой / Морра / Снусмумрик / рассказчик
1978 - Муми-тролль и комета: Путь домой - рассказчик / Муми-тролль / Муми-папа / Морра / Домовой / Хемуль / рассказчик
1978 - Ссора - закадровый текст
1979 - Про щенка - Волк
1979 - Трубка мира - текст от автора
1981 - Мама для мамонтёнка - Морж
1981 - Большой и маленький - закадровый текст
1982 - Олимпионики - закадровый текст
1982 - Укрощение велосипеда - текст от автора, песня
1983 - Ученик звездочёта - закадровый текст
1984 - Про всех на свете - Скворец-дирижёр
1985 - Брэк - Чёрный тренер
1985 - Доктор Айболит - Айболит

Дубляж Зиновия Гердта:

1925 - Золотая лихорадка - Одинокий золотоискатель (Бродяга) (роль Ч. Чаплина)
1951 - Девушки с площади Испании
1951 - Полицейские и воры - Фердинандо Эспозито (роль Тото)
1954 - 100 серенад
1958 - Сильные мира сего - министр финансов (роль Ж. Моно)
1960 - Шесть превращений Яна Пищика - Елонек (роль Э. Дзевоньского)
1960 - Привидения в замке Шпессарт - привидение Макс (роль Г. Томалла)
1961 - Прекрасная американка - братья-близнецы Вирало (роль Л. де Фюнеса)
1963 - Инспектор и ночь - инспектор (роль Г. Калоянчева)
1964 - Вперед, Франция!
1965 - Воздушные приключения - сэр Перси Уэр-Эрмитаж (роль Терри-Томаса)
1966 - Как украсть миллион - Шарль Боннэ (роль Х. Гриффит)
1968 - Лев зимой - Генрих II (роль П. О"Тула)
1970 - Кромвель - Оливер Кромвель (роль Р. Харриса)
1970 - Король Лир - Король Лир (роль Ю. Ярвета)
1970 - Чёрное солнце - Джон Барт (роль Н. Гринько)
1971 - Следствие закончено, забудьте - Пезенти (роль Р. Куччоллы)
1973 - Великолепный - Редактор Шаррон / Начальник секретной службы Карпофф (Карпштоф) (роль В. Каприоли)
1973 - Сломанная подкова - доктор Петерсон (роль В. И. Паукште)
1974 - Приключения в городе, которого нет - советник коммерции из пьесы-сказки «Снежная королева» Е. Шварца (роль В. Скулме)
1975 - Бегство мистера Мак-Кинли - мистер Мак-Кинли (роль Д. Баниониса)
1976 - Пятая печать - часовщик Миклош Дюрица (роль Л. Эзе)
1976 - Время жить, время любить - министр (роль Ю. Ярвета)
1976 - Красное и чёрное - маркиз де ля Моль (роль Г. Стриженова)
1977 - Ореховый хлеб - Ореховый хлеб (роль А. Шурны)
1980 - Рафферти - Морт Кауфман, адвокат Рафферти (роль А. А. Рессера)
1984 - Блондинка за углом - Гаврила Максимович, отец Николая (роль М. Прудкина)
1984 - Рассказ бывалого пилота - командир экипажа (роль Г. Бадридзе)
1985 - На охоте - сэр Рэндольф Нэттлби (роль Дж. Мейсона)

Режиссерские работы Зиновия Гердта:

1969 - Парад-алле - режиссёр кукольных интермедий (совм. с В. А. Кусовым и И. С. Гутманом)

Сценарии Зиновия Гердта:

1966 - «Леонид Енгибаров, знакомьтесь!» (из серии «Великие клоуны») (документальный)
1969 - В дорогу, в дорогу (документальный) (короткометражный)
1969 - Парад-алле (совм. с А. М. Аркановым и И. С. Гутманом)
1971 - Поговорить нам необходимо... (документальный) (совм. со К. Л. Славиным) - автор текста
1975 - Я больше не буду (совм. с М. Г. Львовским


Притащил к черту на кулички, подвел к жуткой, кособокой, готовой вот-вот разрушиться хибаре: «Когда-нибудь тут будет висеть мемориальная доска «Здесь жил и от этого умер Зиновий Гердт». Человек необыкновенного остроумия, он умел обряжать даже неприглядную реальность в искрометную шутку. Делал это с легкостью.

Никого из Храпиновичей я не видела. Недавно питерские телевизионщики расспрашивали меня о прожитой жизни, среди прочего и о Зяме. Они поделились, какое замечательное интервью дал Орест Фокин - сын Кати, приемной дочери Гердта. Рассказал, например, будто во время войны Зяма участвовал в допросе пленного фашиста. Потом ему приказали вывести его за околицу и расстрелять, но Гердт не смог этого сделать и отпустил немца на все четыре стороны. Нисколько не сомневаюсь в искренности Орика, но мне эта история кажется сомнительной. Не тем персонажем был мой друг, чтобы ему доверили вести важный допрос: слишком легкомысленный, увлекающийся. К тому же никогда не слышала, что он знал немецкий или еще какой иностранный язык. А может, просто не рассказывал, не делился? Жизнь другого человека остается загадкой даже после полувека дружбы.

Однако вернусь ко дню нашего знакомства. Разошлись гости только ближе к утру. Но Зяме хозяйка разрешила остаться: несмотря на хромоту и убогий вид, он покорил ее сердце. Одной ночью дело не ограничилось, Гердт «окопался» в квартире основательно. Жила Наташа вместе с отцом, известным московским адвокатом, который как раз был в командировке. Вернулся он только через неделю, причем ни свет ни заря. Увидев в доме незнакомого молодого человека, да еще в довольно пикантном виде, страшно удивился:

А что вы тут, собственно, делаете?

Я пришел просить руки вашей дочери, - невозмутимо ответил Зяма.

Папаша выразительно посмотрел на часы:

Не слишком ли рано?

Боялся, что ее могут перехватить.

В этой мгновенной импровизации был весь Зяма. Его романы, как правило, были окрашены занимательной драматургией. Гердт сразу признался Наташе: расписаться они не могут, потому что он... женат. Услышать такое было странно: вел себя Зяма как мужчина холостой и дамы относились к нему соответственно. Господи, когда успел? Кто эта девушка? Вышло так, что я присутствовала при этом заявлении, и мы с Наташей засыпали Зямку вопросами. Оказалось, жену зовут Марией. Я спросила:

И чем интересна эта Маша? Хороша ли собой?

У нее необыкновенной красоты коленки. Для женщины это очень важно.

К сожалению, он так никогда и не объяснил, что есть выдающегося в девичьих коленных чашечках. Да и суть своего брака обрисовал довольно скупо, подробности я узнала только годы спустя. Перед самой войной познакомился у Арбузова с молоденькой студийкой Машей, завязался скоротечный роман. Уже в июне 1941 года Гердт ушел на фронт, и отношения приняли эпистолярную форму. Это было типично для военного времени: солдатам всегда важно знать, что дома их помнят и любят. Мария сохранила письма мужа, сегодня они напечатаны. Но после того как в феврале 1943-го Зяму ранили, подлечили и он вернулся в Москву, любовь увяла.

Не одному истинному ценителю киноискусства известен советский и российский режиссер, актер и педагог Валерий Владимирович Фокин. Биография, личная жизнь и творческая деятельность этого замечательного человека будут представлены вашему вниманию в статье. Итак, начнем.

Валерий Владимирович Фокин: биографическая справка

  • Дата рождения - 28.02.1946 г.
  • Место рождения - г. Москва Московской области, СССР.
  • Работал в театре «Современник» (1970-1985), театре имени Ермоловой г. Москва (1985-1991), с 1991-го - художественный руководитель ЦИМа, с 2003-го - художественный руководитель Александринского театра.
  • С 1975-1979 гг. - работал преподавателем в ГИТИСе.
  • Преподает в театральной школе в Польше (с 1993 по 1994 гг.) и проводит мастер-классы по всему миру: в Испании, Швеции, Болгарии.
  • Член «Народного штаба».
  • Доверенное лицо кандидата на пост президента В. В. Путина (2012 г.).
  • Поддерживал присоединение Крыма к территории Российской Федерации в 2014 году.

Детские годы и юность

Валерий с детства был очень одаренным парнем, хорошо рисовал, прошел обучение в художественной школе, планировал стать известным художником и связать свою дальнейшую жизнь с искусством. Возможно, поэтому еще тогда его привлек театр.

Поступил в Московское художественное училище памяти 1905 года. После выпуска стал работать художником по декорациям. Оформляя театральные постановки во Дворце культуры имени Зуева, основательно шел к своей мечте. В 1970-м окончил театральное училище имени Б. В. Щукина. Спектакли к дипломной работе сыграл на французском языке. Еще в студенческие годы сумел поставить свои первые 3 спектакля, которые имели огромный успех. Например, спектакль «Чужая жена и муж под кроватью» - прекрасная интерпретация Достоевского.

Валерий Фокин: фильмография

Список фильмов нашего героя довольно внушительный, так как работы под режиссурой Фокина начали выходить еще с 1974 года. Первой была постановка «Домби и сын». С 1976-го по 1980-й выходит еще 4 спектакля на телеэкраны: «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Между небом и землей», «Кузен Понс», «Дефицит на Мазаева». В 1982-м — мелодраматическая повесть «Транзит», в 1992-м — драма «Кто боится Вирджинии Вульф?», в 1996-м — снова драма, но «Карамазовы и ад», в 1999-м — 40-минутный документальный фильм «Загадки ревизора», в 2002-м — драматическая история «Превращение». Из самых последних работ в фильмографии режиссера Валерия Фокина стоит выделить: драматические «Воспоминания будущего», 2014 год, и «Шинель» — 2004 год, трагическую комедию «Нумер в гостинице города NN» — 2003 год.

Семья

Личная жизнь режиссера Валерия Фокина не выставляется на всеобщее обозрение. Известно, что он разведен, имеет двух сыновей: Фокин Орест Валерьевич и Фокин Кирилл Валерьевич. Бывшая жена Екатерина Фокина на данный момент второй раз замужем.

Награды

Валерий Владимирович за годы работы в театре и кино имеет множество наград и почетных званий, среди них Народный артист РФ, Польши, РСФСР, Лауреат Государственной премии имени Станиславского, премии в области литературы и искусств за 2000, 2003, 2017 годы, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» четвертой, третьей и второй степени, почетными грамотами от мэра Москвы, и это далеко не весь перечень.

После окончания театрального училища более 15 лет своей жизни отдал театру «Современник». Каждый год ставил минимум по одному спектаклю в своем театре и на других театральных подмостках Москвы.

Критики называли его разносторонним, осколочным, даже бесстильным, ведь все спектакли были настолько разные и не похожие друг на друга, что просто не поддавалось здравому смыслу. Он ставит глубокую и печальную пьесу о любви, разлуке и смерти «С любимыми не расставайтесь» в 1972 году, в то же время готовится комедийный, с элементами сатиры спектакль «Провинциальные анекдоты» (1974). Спектакли на произведения Достоевского («И пойду! И пойду!» - 1976) чередуются с «Ревизором» Гоголя (1983) и постановкой «Любовь и голуби» (1982 год).

У Фокина нет одного стиля, он многогранен и неповторим, поэтому экранизировал на сцене театра «Не стреляйте в белых лебедей» — о жестокости, зле и страданиях, «Вкус черешни», где смешались и смех, и слезы. Последний спектакль на сцене «Современника» под его руководством вышел в 2004 году. Это «Шинель» Гоголя, ставшая ступенью, по сути, к созданию нового театра, готового к инновациям.

«Говори!» с Фокиным

В 1985 году режиссер Валерий Фокин, фильмы которого быстро находят своего зрителя, переходит на новую ступень - возглавляет Театр имени Ермоловой и ставит спектакль «Говори!», явивший собой главное театральное событие того времени. Его показывали в телеротации, чтобы смогли увидеть абсолютно все. Пьеса А. М. Буравского по очеркам Овечкина была дубляжом событий в СССР 50-х годов. Заседания районных комитетов, колхозники, до которых управленцам нет дела, а на уме свои проблемы и заботы. А у всех одна цель - сражаться за правду и честь. Фокин сумел завлечь зрителя даже таким простым материалом.

Балуев до сих пор вспоминает о постановке, и как грузинка случайно с толпой желающих была просто занесена в зал, хотя, как она считала, стояла в очереди за косметикой. В итоге еще и была сломана дверь. Вот такую популярность принес Фокин театру, а сам получил премию за вклад в искусство и литературу. Далее он поставил «Спортивные сцены 1981 года», «Второй год свободы», «Приглашение на казнь» и «Бесноватая».

Фокин собственноручно создает ЦИМ

С 1986 года Валерий Владимирович председательствует в комиссии по творческому наследию Мейерхольда. В 1991-м создает новый мощный театр для развития и поддержки режиссуры по опыту Джорджо Стрелера, организовавшего в Милане комбинат-театр из множества независимых учреждений. В новом учреждении были собраны самые талантливые режиссеры, которые, к сожалению, не подошли под формат большого театра. И с 1999 года ЦИМ является госпредприятием. За просветительскую деятельность в области развития и поддержки наследия Мейерхольда Фокин получил государственную премию. В 2001 году ЦИМ переезжает в новое здание на Новослободской, где до 2011 года Валерий Владимирович был директором и худруком, а после - президентом ЦИМ.

Мистически-фантастическая экранизация Гоголя и его «Мертвых душ» приносит Валерию Владимировичу «Золотую маску» и номинацию за лучшую режиссуру. Сам Фокин рассказывал, что готовилась идея спектакля долго. При любой постановке Гоголя у режиссера возникало чувство, что он что-то упускает, что есть какие-то неуловимые моменты, что у автора другой язык, не такой грубый и стандартный. Поэтому были выбраны несколько эпизодов «Мертвых душ», прочитанных совсем по-новому. Эта постановка дает почувствовать, чем жили и думали герои, что слушали, какие запахи ощущали. Это не стандартные сцены о продаже-покупке душ, а современное видение с присущей легкостью, весомостью и осязаемостью.

«Превращение» по Фокину

«Превращение» - авторская работа совместно с Александром Бакши по новелле Франца Кафки принесла 3 премии и номинирована в 5 фестивалях (1995-1998, 2001 гг.). Как утверждали создатели, это новое направление театрального поиска, для которого девизом были слова самого же Кафки о том, что театр становится сильным, когда умеет делать нереальное реальным. Для этого представления были собраны не просто лучшие операторы, а настоящие скульпторы своего дела.

Фокин и его спектакли

В 1996 году в двух столицах России — Питере и Москве — проходит фестиваль «Валерий Фокин. Три спектакля в Манеже» и «Превращения Валерия Фокина». В своем творчестве он акцентирует внимание на самых острых и болезненных темах всей страны в прошлом и сейчас, прекрасно анализирует характеры героев, воссоздает картины того времени — неважно, классические или современные. Поэтому его работы вызывают огромный интерес за рубежом, спектакли идут в США, Венгрии, Польше, Японии, Германии и Франции.

«Живой труп» в Александринским театре

С 2003 года Валерий Владимирович - художественный руководитель и директор питерского Александринского театра. И сразу режиссер Валерий Фокин начинает активно работать, ставя «Ревизора», «Ваш Гоголь» и «Женитьбу» Гоголя, экранизируя Достоевского с его «Двойником» и «Литургией ZERO» (по роману «Игрок»), классику — «Гамлет» Шекспира и «Живой труп» Толстого. Последний продолжает серию размышлений Фокина о взаимоотношениях личности, которой присущ трагизм и разочарование, с реальностью: жестокой, бездуховной и алчной, побуждающей человека покинуть этот бренный мир.

Своим личным отношением к персонажам режиссер Валерий Фокин заражает и всю актерскую группу, призывая к рассуждениям о силе и слабости русского человека. Ведь сам он утверждал, что современная цивилизация с ее научными открытиями и технологиями принесла еще и разрушения, стали доступны все развлечения, нет табу ни на что. И только театр должен со своей культурой, нравами и традициями подавать пример молодому поколению и учить его жизни правильной.

"Сегодня. 2016" - пьеса сына Кирилла

На семидесятилетие Валерия Владимировича — в 2016 году — прошел фестиваль «Десять спектаклей Валерия Фокина», который показал все этапы его работы в Питере и представил их на обозрение зрителей. Завершился он в день рождения режиссера - 28 февраля - постановкой «Сегодня. 2016».

Этот спектакль - повесть сына Кирилла, умело экранизированная отцом с помощью самых новых технологий, об инопланетных жизнях, которые спасают людской мир от самих же себя и самоуничтожения. Жанр - политика, детектив и фантастика. Сам сюжет основан на неведанной цивилизации, которая наблюдает за людьми и хочет прекратить братоубийства. Они желают уничтожить ядерные орудия, внести в мозг людей нравственность и мирные мысли. А вот человечество к этому не стремится. Сам Фокин утверждает, что с удовольствием поставил этот спектакль, даже если бы идея была не сына. Он всегда читает сценарии Кирилла и что-то черпает для своих постановок.

В рамках марафона прошла презентация книги худрука «Беседы о национальном театре» и постановка «Маскарад» в память Мейерхольда.

О молодом Сталине (2017)

Режиссер Валерий Фокин, биография которого стала предметом нашего обзора, работает над постановкой о молодости Сталина. Подготовлена уже первая версия для репетиций. Идет работа в соавторстве с А. Соломоновым. В январе 2018-го планируется выход спектакля о Швейке. А в феврале уже запланированы репетиции пьесы о Сталине. Главный герой там молод, амбициозен и понемногу начинает задумываться о свободе путем революции. Сам сюжет сосредоточен на том, что сподвигло такого юного человека стать самой влиятельной личностью, как формировалось его мировоззрение и мысли в тот момент. Ведь в его характере сочетался как бандит, нападавший по юности на банки, так и прилежный ученик, лучший в семинарии. И эти две личности постоянно будут сталкиваться — как старая, так и молодая.

Будапештский Достоевский

Худруки и Будапештского национального провели некий эксперимент и поставили спектакли по мотивам произведений Достоевского. Когда коллега выбрал стандартный вариант о преступлении и наказании, Фокин взял в работу очень неординарный рассказ «Крокодил». Ведь в свое время «Крокодилом» были задеты все слои населения, каждый принял его как личную обиду, произведение вызвало просто бурю агрессии и нелестных слов. Но Фокин не побоялся и воссоздал целое зрелище с огромной фигурой крокодила и стеклянным кубом с панелями, сумел из текста извлечь метаморфозы сегодняшних дней, переведя свою представление в современное русло, где есть селфи-палки, алчная пресса, желание бессмертия, конечно же, ссоры с ЕС. Все проникнуто злободневностью, злостью и агрессией, ведь это история человека в крокодиле и крокодилах внутри каждого.