Колёсная лира. Колёсная лира (органиструм, харди-гарди)

Колёсная лира. Колёсная лира (органиструм, харди-гарди)
Колёсная лира. Колёсная лира (органиструм, харди-гарди)

Колесная лира
(hurdy-gurdy)

Колесная лира, хёрди–гёрди, известная также как колесная скрипка ("wheel fiddle" ) – это струнный музыкальный инструмент, звук в котором извлекается посредством трения наканифоленного колеса, приводимого в движение рычагом, об струны. Это колесо по своей сути выполняет функцию смычка, превращая инструмент во что-то вроде механической скрипки. Мелодия играется с помощью клавиш, на которых укреплены кулачки – деревянные клинышки, зажимающие струны в нужных местах. Как и большинство акустических струнных, колёсная лира имеет резонатор, который усиливает колебание струн.

Большинство колесных лир имеют несколько бурдонных струн, которые дают постоянный тон во время игры, во многом похожий на принцип волынки. По этой причине колесная лира часто используется вместе с волынкой или вместо нее, например, во французской и венгерской фолкмузыке.

Многие музыкальные фестивали собирают группы с участием исполнителей на колесной лире, наиболее известный такой фестиваль – фестиваль в Сан-Шартье , в центральной Франции в департаменте Индр, проводящийся около 14 июля.

Происхождение и история

Считается, что хёрди-гёрди появилась в западной Европе ранее 8го века н.э. Одной из ранних форм инструмента был органиструм – большой инструмент с резонатором в форме гитары и длинным грифом, на котором были укреплены клавиши (в диапазоне одной диатонической октавы). Органиструм имел одну мелодическую струну и две бурдонных, которые натягивались через обычный мостик и небольшое колесо. Из-за своего размера на органиструме играли вдвоем – один музыкант вращал колесо, другой – тянул клавиши. Тянуть (а не нажимать) клавиши было непростой техникой, поэтому на инструменте исполняли в основном медленные мелодии. Органиструм настраивался по пифагорейской темперации , и использовался в первую очередь для сопровождения церковного и монастырского хорового пения. Аббат Одо из Клюни (ум.942) считается автором небольшого описания устройства органиструма под названием Quomodo organistrum construatur (Как устроен органиструм), известного из более поздних копий, однако его достоверность довольно сомнительна. Одним из наиболее ранних изображений органиструма является скульптура 12в. на соборе в Саньтяго де Компостела в испанской Галисии, изображающая двух исполнителей на инструменте.

Позднее органиструм приобрел меньшие размеры, более удобные для использования одним музыкантом. Органиструм соло был известен в Испании и Франции, но вскоре его сменила симфония (simfonia), небольшой вариант хёрди-гёрди с прямоугольным резонатором, тремя струнами и диатонической клавиатурой. Примерно в то же время были изобретены нажимные клавиши. Такие клавиши гораздо больше подходили для игры быстрых мелодий, были гораздо более удобными и вскоре совершенно вытеснили вытяжные. Средневековые изображения симфонии демонстрируют оба типа клавиатур.

Во времена позднего возрождения утвердились две характерные формы резонатора инструмента – гитарной формы и наборный из клепок, округлой лютневой формы. Последняя форма особенно характерна для французских инструментов.

К концу 17го века изменившиеся вкусы потребовали от колесной лиры больших полифонических возможностей и, не обладающая ими, она стала инструментом низших классов и в результате получила названия, например, такие, как немецкое Bauernleier «крестьянская лира» или Bettlerleier «бедняцкая лира».
Во времена рококо, однако, возрождение интереса к крестьянской тематике снова обратило взор высших классов к инструменту, и он приобрел огромную популярность в высшем свете. Для колесной лиры известными композиторами писались классические произведения (например, известное - Il pastor Fido Вивальди). В это время преобладала шестиструнная форма инструмента под названием vielle à roue . Такой инструмент имел две мелодические струны и четыре буронных, которые могли отключаться и включаться, если была необходимость играть в разных тональностях.

В это же время колесная лира стала проникать дальше на восток, где в разных вариантах получила развитие в славянских странах, восточных германских областях и Венгрии. Большая часть национальных инструментов вымерла к началу 20го века, но некоторые сохранились до наших дней, наиболее известные из которых – французская vielle à roue , венерский tekerőlant и испанская zanfona . На Украине разновидность под названием лира широко использовалась слепыми бродячими музыкантами, большая часть которых была уничтожена Сталиным в 1930х. Во многих странах – в Швеции, Германии, Австрии, Чехии, Польше, России, Италии и Португалии в недавнее время произошло возрождение инструмента, в результате чего он проник в разнообразные музыкальные направления и стили, включая современную музыку, в контексте которой раньше колёсную лиру никто не рассматривал.

В 18 веке название hurdy gurdy также применялось к небольшому переносному инструменту, так же называемому «barrel organ» - шарманка, на которой часто играли бродячие музыканты.

Колесная лира в восточной Европе

В восточной Европе, в частности в Венгрии, Польше, Беларуси и Украине существует развитая традиция игры на колесной лире. На Украине инструмент известен под названием лира или реля , и применялся в основном профессиональными странствующими музыкантами, часто слепыми, которые назывались лирники . Их репертуар состоял в основном из религиозных тем, а также эпических песен под названием думы и народных танцев. В 1930х гг. традиция практически прервалась, потому что советским правительством лирники были объявлены социально нежелательным элементом и массово уничтожены. Сейчас инструмент активно возрождается и применяется в различных фолк проектах.

Терминология

В силу развитости французской колеснолирной традиции многие из частей инструмента и приемов игры называются французскими терминами. Например:

trompette : самая высокая бурдонная струна, которая натягивается через жужжащий мостик
mouche : бурдонная струна, настраиваемая на кварту или квинту ниже струны trompette
petit bourdon trompette
gros bourdon : бурдонная струна, настраиваемая на октаву ниже струны mouche
chanterelle(s) : мелодическая струна (струны), по-английски так же называемые chanter или chanters
chien : (буквально «собачка») жужжащий мостик
tirant : небольшой колок на струнодержателе, предназначенный для регулировки чувствительности жужжащего мостика

Названия инструмента

В соответствии с Оксфордским этимологическим словарем слово -ономатопоэтическое по происхождению, и воспроизводит повторяющийся скрипящий звук, характерный для инструментов с твердыми деревянными колесами, которые покоробились от влажности; или звук жужжащего мостика.

Некоторые придерживаются другой, народной этимологии:

hurdy - спина, зад человека + gurdy - колесо с рычагом, для вытягивания рыбацких сетей в лодку

Эта этимология вызывает сомнения по нескольким причинам: во-первых, hurdy – не английское слово, во-вторых – название рычага (hurdy gurdy , а не gurdy ) впервые было зафиксировано в 1883 и перенесено на него из-за аналогии с музыкальным инструментом, а не наоборот.

Еще одна народная этимология говорит, что название hurdy gurdy происходит из англизированной формы французского harpe de gourde .

Иногда инструмент описательно называется «колесная скрипка», однако среди исполнителей такой термин не употребляется. Венгерское tekerőlant и его вариант forgólant – оба означают «поворотная лютня». Немецкое Bauernleier означает «крестьянская лира». (Слова Leier, lant – обозначают инструменты семейства лютни или лиры, но исторически они обозначали более широкий спектр значений и применялись для многих типов струнных инструментов).
Еще одно венгерское слово для обозначения колесной лиры - nyenyere , которое предположительно ономатопоэтическое и обозначает скрип неровного колеса. Стоит отметить, что этот термин имел уничижительное значение на венгерских равнинах, но был общепринятым на острове Csepel к югу от Будапешта.

Устройство

Общепринятого стандарта для устройства колесной лиры не существует, хотя в Европе наиболее типична французская vielle a roue . Вне Франции она имеет несколько региональных форм, но за ее пределами инструмент считался народным, и единого стандарта выработано не было.

Существует два наиболее распространенных типа резонатора современных колесных лир – гитарный и лютневый. Оба варианта бытуют во франкоговорящих регионах, за их пределами же общепринят гитарный. Симфония с прямоугольным резонатором также имеет хождение среди исполнителей ранней музыки и исторических реконструкторов.

Струны

Исторически струны делались из жил, которые до сих пор предпочитают некоторые музыканты, однако наиболее распространены сейчас металлические струны, которые более всего удобны особенно для низких бурдонных струн. Используются так же и нейлоновые, но многие исполнители их не предпочитают.
Бурдонные струны производят непрерывный звук одного тона. Мелодическая(ие) струна(ы) зажимается кулачками, закрепленными на клавишах и укорачивают или удлиняют звучащую часть струны, подобно тому, как работают пальцы гитариста на грифе. На самых ранних колесных лирах клавиши настраивались по пифагорейской темперации, более поздние инструменты настраивались по-разному, сейчас же наиболее распространена равномерная темперация для удобства игры с другими инструментами. Но, поскольку каждый кулачок на любой клавише колесной лиры может быть индивидуально подстроен, то возможны практически любые типы темперации. Большая часть современных колесных лир имеет 24 клавиши, которые дают диапазон в 2 хроматических октавы.

Для получения нужного тембра и качества звучания каждая струна колесной лиры обматывается кусочком ваты или другого подобного волокна. На мелодической струне обычно наматывается небольшое количество ваты, на бурдонных – больше. Неверное количество ваты может привести к слишком резкому или слишком глухому звуку, особенно на верху диапазона. Кроме того, отельные струны (особенно мелодические) требуют регулировки подъема над колесом с помощью небольших кусочков бумаги, подкладываемых под струны на мостике. Это процесс называется shimming. Shimming и намотка ваты - связанные процессы, поскольку и тот и другой влияют на геометрию струн инструмента.

Жужжащий мостик

В некоторых типах колесных лир, особенно во французской vielle à roue (скрипка с колесом) и в венгерском tekerőlant (tekerő - короткий) применяется устройство под названием «жужжащий мостик», chien (франц. собачка) или recsegő (венг. жужжалка). На современных французских инструментах их может быть до 4х. Этот механизм состоит из свободного мостика, на который натянута бурдонная струна. Одна ножка этого мостика вставляется в паз на деке (или, на венгерских инструментах, держится с помощью колка) и удерживает мостик на месте. Свободный конец, называемый «молоточек» прилегает к деке и может более менее свободно вибрировать. Когда колесо крутится медленно, давление струны (на французских инструментах называющейся trompette ) удерживает мостик на месте, и звучит только струна. Когда музыкант ускоряет вращение, молоточек приподнимается и начинает вибрировать, задевая поверхность деки и производя характерное ритмическое жужжание, которое используется для создания ритмического перкуссионного аккомпанемента, особенно в танцевальных мелодиях.

На инструментах французского типа чувствительность жужжащего мостика может регулироваться с помощью колка, который называется tirant , он крепится на струнодержателе инструмента и соединяется со струной trompette с помощью проволоки или нити. Tirant изменяет боковое давление на струну и таким образом регулирует чувствительность жужжащего мостика относительно скорости вращения колеса. Существуют разнообразные техники вращения колеса, ускорения его вращения в различных фазах. Каждый «рывок» (резкое ускорение) колеса дает отчетливый жужжащий звук. Такие рывки производятся не автоматически, а находятся под полным контролем исполнителя.

На венгерских инструментах такая регулировка осуществляется с помощью клинышка, который называется recsegőék (регулировочный клин (буквально «клин жужжалки»)), который отклоняет бурдонную струну вниз. При традиционном исполнении жужжащий мостик полностью контролируется запястьем исполнителя и имеет совершенно другой звук и ритмические возможности по сравнению с французскими инструментами.

Региональные типы

Региональные типы колесных лир со времен Возрождения можно классифицировать относительно
a)размера колеса и
b)наличия или отсутствия жужжащего мостика .

1.Маленькое колесо

Инструменты с маленьким колесом (диаметром менее 14 см.) характерны для Центральной и Восточной Европы. Они отличаются широкой струнной коробкой (keybox) и бурдонными струнами, которые проходят внутри нее. Из-за небольшого диаметра колеса эти инструменты обычно имеют три струны – одну мелодическую, одну тенор и одну басовую струну. Струн иногда может быть и больше – до пяти.

Немецкий инструмент с грушевидным резонатором Drehleier . Две или три бурдонных струны и одна или две хроматических мелодических. Характерная клиновидной формы «головка грифа», на которой крепятся колки. Часто обильно украшен. На инструментах этого вида используется жужжащий мостик с регулировочным колком, который укреплен рядом со струной, а не на струнодержателе как на французских инструментах.

в). Жужжащий мостик с регулировкой клином

Венгерский tekerőlant : Обычно имеет 2 бурдона (иногда 3) и одну или две мелодические хроматические струны. Широкая струнная коробка часто резная или обильно украшена.

Тирольская Drehleier (Австрия): Очень похожа на tekerőlant , но обычно имеет диатоническую настройку. Весьма вероятно, что этот инструмент был прототипом венгерского.

с). Без жужжащего мостика

lira korbowa (Польша). Резонатор гитарной формы. Два бурдона и одна мелодическая диатоническая струна.

колесная лира /рыля/рылей (Россия). Резонатор гитарной формы. Два бурдона и одна мелодическая диатоническая струна. Плоская клавиатура.

лира (Украина). Два бурдона и одна мелодическая диатоническая струна.
Три типа резонатора: долбленый из одного куска дерева, гитарный с боковыми колками и наборный с вертикальными колками. Плоская клавиатура.

ninera/kolovratec (Словакия). Резонатор гитарной формы. Два бурдона и одна мелодическая диатоническая струна. Широкая струнная коробка. Внешне похожа на венгерский tekerő, но не имеет жужжащего мостика.

grodalira/vevlira (Швеция). Возрождена в 20м веке по историческим образцам. Две формы резонатора: продолговатый коробчатый и вытянутый грушевидный. Обычно имеет диатоническую настройку, но она может быть расширена до хроматической путем добавления дополнительных клавиш, которые располагаются ниже обычного диатонического ряда (а не выше, как на большинстве колесных лир).

немецкая тюльпановидной формы Drehleier . Три бурдона и одна мелодическая диатоническая струна.

2.Большое колесо

Инструменты с большим колесом (диаметр от 14 до 17 см.) характерны для западной Европы. Такие инструменты обычно имеют узкую струнную коробку, внутри которой натягиваются только мелодические струны. Они обычно имеют больше струн, часто встречается их дублирование или утроение. Некоторые современные инструменты имеют до 15 струн, хотя обычное их число – 6.

а).Жужжащий мостик с регулировкой струной

Разновидности колёсных лир

В европейских странах бытует множество типов колёсных лир, в том числе русские разновидности инструмента. Колёсная лира в России никогда не применялась в профессиональной музыке и существовала только в среде бытового и любительского музицирования. В России распространено три разновидности этого инструмента. Вид №1: колёсная лира великорусская. Отличается относительно небольшим типом кузова в виде виолы, узким звукорядом и своеобразным репертуаром. Вид №2: донской рылей. Этот инструмент распространён на территории Войска Донского. Представляет собой старый тип инструмента с корпусом в виде органиструма. Вид №3: колёсная лира украинского вида. Отличается своеобразием конструктивных деталей, приёмами игры и репертуаром.

Настройка колёсной лиры

Единой устоявшейся настройки колёсной лиры не существует. Разнообразие конструкций этого инструмента, а также различные музыкальные традиции зачастую требуют и различных способов настройки. Настройка колёсной лиры производится при помощи колкового блока и клавишного механизма. Вращением колков достигается необходимая высота струн, а при помощи аккуратного отгибания флажков на клавишах осуществляется точная настройка мензуры игровой струны.

Вариант настройки:

Для достижения красивого мелодичного звучания часть струны в месте сопряжения с игровым колесом обмотайте небольшим количеством обыкновенной ваты или мягкой шерсти. Поверхность игрового колеса для усиления трения о струны обильно натрите простой скрипичной канифолью. После всех подготовительных процедур начните вращение колеса и продолжайте крутить непрерывно в течение 3-5 минут, поправляя при необходимости вату на струнах. После этого переведите дух. Всё, можно играть.

____________

Особенности ухода за колёсной лирой

Колёсная лира - инструмент своеобразный, требующий к себе деятельного внимания. Самый тонкий момент - это сопряжение струн с игровым колесом. Всегда имейте при себе кусочек ваты или шерсти и научитесь правильно её наматывать. Оберегайте колёсную лиру от дождя и сырости. В ходе эксплуатации на поверхности лиры возникают загрязнения. Если Ваш инструмент начал терять свой презентабельный вид, рекомендуем воспользоваться специальными средствами в виде полиролей и клининговых средств по уходу музыкальными инструментами. Для хранения колёсной лиры обязательно используйте чехол.

Струны для колёсной лиры

Выбор струн для колёсной лиры носит во многом индивидуальный характер. БалалайкерЪ рекомендует использовать набор из игровой нейлоновой струны и бурдонных струн в металлической оплётке. Подобный вариант позволяет лире звучать ярко, насыщенно и сбалансированно.

История колёсной лиры

краткая историческая справка


Колёсная лира – старинный музыкальный инструмент европейского происхождения. Первые упоминания о нём встречаются в исторических источниках IX-X веков. Поначалу колёсная лира использовалась преимущественно для сопровождения церковных служб, но уже в эпоху Средневековья распространилась во многих европейских странах как инструмент для самого широкого репертуара.
На территории Московского царства колёсная лира появилась на рубеже XVI-XVII веков. Инструмент проник в русские земли через украинские и белорусские территории вместе с переселенцами, купцами, интервентами и прочим активным населением. Колёсная лира прочно закрепилась и сохранялась вплоть до недавнего времени в традициях некоторых областей России - Брянской, Орловской, Курской, Ростовской и некоторых других. Интересно, что ещё в 1920-е годы бродячих лирников можно было встретить даже на улицах и базарах Москвы. Своя колёсная лира была и у известного знатока народной музыки Митрофана Пятницкого.
Русская колёсная лира, в отличие от европейской родственницы, была инструментом по большей части народным, мало знакомым дворянским и профессиональным музыкальным кругам. Русская лира отличалась простотой изготовления, относительно небольшим звукорядом, малым количеством струн (2-4 шт) и самобытным репертуаром. Самое широкое применение лира нашла в среде бродяг и профессиональных нищих, для которых это был профессиональный инструмент для заработка. Их можно было встретить в многолюдных местах за исполнением духовных стихов и псалмов. Однако, в некоторых регионах игра на лире выступала и в качестве сопровождения протяжных песен. Например, в традициях донских казаков лира (местное название - рылей) использовалась для сопровождения песен и сохранялась вплоть до первой трети XX-го века. На колёсной лире играли и под пляску, и под танцы, и под частушки, и даже под романсы. Один из последних русских лирников Климентий Феоктистович Шматов жил до 50-х годов XX века в Стародубском районе Брянской области и вплоть до последних дней играл по сельским базарам. Колёсная лира, купленная у него в 1953 году сегодня хранится в Московской консерватории.
В наши дни колёсная лира вновь привлекает внимание публики. Она всё чаще появляется на горизонте, участвуя в программах фолк-музыкантов, экспериментаторов и исполнителей духовной музыки.

На коленях. Большая часть её струн (6-8) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-две отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение.

Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.

В Англии этот инструмент называют hurdy-gurdy (харди-гарди, встречается и по-русски), в Германии - drehleier, во Франции - vielle a roue, в Италии - ghironda или lira tedesca, в Венгрии - tekero. По-русски он называется колёсная лира, по-белорусски - ліра, по-украински - колісна ліра или реля, а по-польски - lira korbowa.

Устройство

Колёсная лира - трехструнный инструмент с глубоким деревянным корпусом восьмеркообразной формы. Обе деки плоские, обечайки гнутые, широкие. В верхней части имеется головка с деревянными колками для настройки струн. К корпусу прикреплена долбленая или собранная из отдельных досок короткая колковая коробка, нередко заканчивающаяся завитком.

Внутри корпуса, в нижней его части, находится деревянное колесо (оно насажено на ось, пропущенную сквозь обечайку и вращаемую рукояткой), которое выполняет роль «бесконечного смычка». Через прорезь в деке обод колеса выступает наружу. Чтобы уберечь его от повреждений, над ним устанавливается дугообразный предохранитель из луба.

В верхней деке вырезаны резонаторные отверстия в виде скобок или «эфов»; на ней же продольно расположен клавишно-порожковый механизм, состоящий из коробки с 12-13 клавишами, представляющими собой узкие деревянные планки с выступами. При нажатии на клавиши выступы, подобно клавикордным тангентам, прикасаются к струне, деля ее на две части: звучащую (колесо - выступ) и незвучащую (выступ - верхний порожек). Выступы укреплены так, что их можно, поворачивая, смещать влево и вправо и таким путем выравнивать звукоряд при его настройке в пределах полутона.

Лира имеет 3 жильные струны: мелодическую, называемую спиваницей (или мелодией), и 2 бурдонные - бас и пидбасок (или тенор и байорок). Мелодическая струна проходит через коробку, бурдонные - вне ее. Все струны плотно соприкасаются с ободом колеса, который натирается смолой (канифолью) и при вращении приводит их в звучание. Для того чтобы звук был ровным, колесо должно иметь гладкую поверхность и точную центровку. Мелодию исполняют, пользуясь клавишами, вставленными в боковые вырезы коробки. На клавишах имеются выступы (тангенты), которые, прижимаясь к струне, изменяют ее длину, а значит, и высоту звука. Количество клавишей у различных лир колеблется от 9 до 12.

Звукоряд диатонический. Бурдонные струны подстраиваются так: пидбасок - октавой ниже мелодической, бас - квинтой ниже пидбаска. По желанию исполнителя одна или обе бурдонные струны могут быть выключены из игры. Для этого их оттягивают от колеса и закрепляют на штифтах.

Игра на лире

Перед игрой исполнитель набрасывает себе на плечи ремень, прикрепленный к корпусу, кладет инструмент на колени, колковой коробкой влево и с наклоном от себя, чтобы свободные клавиши под собственной тяжестью отпадали от струны. Правой рукой он равномерно, но не быстро, вращает за рукоятку колесо, а пальцами левой руки нажимает на клавиши. Характер исполнения на лире сходен с игрой на волынке и гудке, у всех трех наличествуют непрерывно звучащие бурдоны. Качество звука в большой степени зависит от фрикционного колеса: оно должно иметь точную центровку, ровную гладкую поверхность и хорошую смазку смолой, иначе звуки станут «плыть» и «подвывать».

Во время игры инструмент кладут на колени головкой влево и с наклоном, благодаря чему клавиши под действием собственной тяжести порожками отпадают от струн. Чтобы инструмент легче было держать, музыкант накидывает на шею ремень, прикрепленный к корпусу лиры. Вращая колесо правой рукой, он пальцами левой руки нажимает на клавиши. Лира звучит сильно, но несколько гнусаво и жужжаще.

При игре сидя инструмент держат на коленях, при игре стоя - подвешивают на ремне через плечо, шейкой влево и с наклоном, чтобы клавиши под действием собственной тяжести выступами отходили от мелодической струны. Вращая правой рукой колесо и нажимая пальцами левой на клавиши, исполняют мелодию; бурдонные струны звучат непрерывно (если они не отключены). Звук лиры жужжащий, гнусавый. Качество его в большой степени зависит от колеса: оно должно иметь точную центровку, совершенно гладкий и хорошо натертый смолой (канифолью) обод. Звукоряд лиры диатонический, объем его около двух октав.

История

В X-XIII вв. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент (органиструм ), на котором играли два человека. Инструмент находил применение в монастырях, на нём исполняли церковную музыку. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом.

Письменные сведения о существовании в России колесной лиры относятся к XVII в. (Сказания современников о Дм. Самозванце). Возможно, она была занесена сюда с Украины. Вскоре лира получила довольно широкое распространение в народной среде, а также в придворном и боярском музыкальном быту. Лирой пользовались главным образом бродячие музыканты-певцы (чаще всего калики перехожие), распевавшие под ее аккомпанемент народные песни, духовные стихи и исполнявшие танцы. В настоящее время лира встречается редко.

Лира была преимущественно распространена среди бродячих профессиональных музыкантов, распевавших под ее аккомпанемент духовные стихи, бытовые и особенно юмористические песни, а иногда и думы. Среди лирников было много слепцов, ходивших с поводырями от села к селу, из города в город, на базарные площади и свадебные пиры. Для игры на свадьбах лира считалась более подходящим инструментом, чем , благодаря ее громкому звучанию и веселому репертуару.

На Украине существовали специальные школы лирников с довольно большим числом учеников. Так, например, в 60-х гг. XIX в. в с. Коссы (на Подоле) у лирника М. Колесниченко занимались одновременно до тридцати человек. Старшие из них проходили практику, играя в соседних селах на базарах и свадьбах, а заработанные деньги и продукты они отдавали наставнику в качестве платы за обучение и содержание, так как находились на его полном иждивении. Закончив обучение, молодой музыкант держал экзамен по знанию репертуара и владению игрой на лире. Экзамен происходил при участии «дедов» - старых опытных лирников. Выдержавшему испытание учитель дарил инструмент и так называемую «визвилку» (очевидно, от слова «визвил» - «освобождение») - право играть самостоятельно. Посвящение в лирники сопровождалось особым обрядом: учитель вешал на себя лиру, предназначенную в награду ученику, ученик прикрывал ее своей свиткой, после чего ремень инструмента перекидывался с шеи учителя на шею ученика, а учитель опускал в резонаторную прорезь корпуса монету - на счастье.

Лирники объединялись в группы (корпорации), и каждая из них, возглавляемая цехмистером (цехмейстером), или кочечурником, имела свою строго определенную территорию деятельности; игра в других местах запрещалась. Нарушители порядка подвергались суровому наказанию (вплоть до лишения права играть), и у них отбирался инструмент.

До конца прошлого - начала нынешнего столетия лира была на Украине столь популярна, что Н. В. Лысенко даже высказал предположение, что она со временем вытеснит . Однако это не осуществилось: выдержала «соревнование» и получила дальнейшее развитие, а лира пришла почти к полному забвению. Поводом к тому послужили ограниченность ее музыкально-выразительных и технических средств и тембровая специфика - гнусавость. Но самая главная причина, несомненно, в том, что в советское время исчезла социальная среда, в которой бытовал инструмент.

В советские годы лира была подвергнута различным усовершенствованиям. Весьма оригинальный инструмент сконструирован И. М. Скляром. Он имеет 9 струн, настроенных по малым терциям, и клавишный механизм баянного типа, благодаря чему на нем может легко и быстро научиться играть баянист. Деревянное колесо заменено пластмассовой лентой-трансмиссией, обеспечивающей более ровное звучание. При помощи специального приспособления степень нажима ленты на струну может меняться, чем достигается изменение силы звука инструмента. Лиры усовершенствованных образцов эпизодически находят применение в ансамблях и оркестрах народных инструментов.

Пору необычайного взлета инструмент пережил примерно двести лет назад во Франции, когда им заинтересовались профессиональные музыканты. Было написано немало произведений именно для органиструма.

Колёсная лира в наше время

Сейчас инструмент пратически исчез из народной музыки, однако не все музыканты предали его забвению.

В Беларусии колесная лира входит в состав Государственного оркестра и в оркестровую группу Государственного народного хора Белоруссии, используется музыкантами ансамбля «Песняры». В России на нем играют: музыкант и композитор Андрей Виноградов, мультиинструменталист Митя Кузнецов («Этно-Кузня»), группа из Рыбинска «Разнотравие» и др.

За рубежом харди-гарди можно услышать, например, на концертах Р. Блэкмора в проекте «Blackmore’s Night».

Колёсную лиру (харди-гарди) использовали бывшие участники группы Led Zeppelin Джимми Пейдж и Роберт Плант в совместном проекте «No Quarter. Unledded». На инструменте играл исполнитель Найджел Итон (Nigel Eaton). В настоящий момент колёсную лиру можно встретить среди арсенала музыкальных инструментов группы In Extremo (в частности, в их песне «Captus Est» с сингла «Nur Ihr Allein»).

Видео: Колёсная лира на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Колёсная ли́ра - струнный музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр.

Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (6-8) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-две отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение.

В Англии этот инструмент называют hurdy-gurdy (харди-гарди, встречается и по-русски), в Германии - drehleier, во Франции - vielle à roue, в Италии - ghironda или lira tedesca, в Венгрии - tekerő. По-русски он называется колёсная лира, по-белорусски - ліра, по-украински - колісна ліра или реля, а по-польски - lira korbowa.

Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.

В X-XIII вв. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент (органиструм), на котором играли два человека. Инструмент находил применение в монастырях, на нём исполняли церковную музыку. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом.

В России колёсная лира получила распространение в XVII веке. Инструмент освоили нищие и слепые бродяги, «калики перехожие». Чтобы не навлечь на себя гнев царский и божий, они исполняли под звуки своих лир духовные стихи.

Колёсную лиру (харди-гарди) использовали бывшие участники группы Led Zeppelin Джимми Пейдж и Роберт Плант в совместном проекте «No Quarter. Unledded». На инструменте играл исполнитель Найджел Итон (Nigel Eaton). В настоящий момент колёсную лиру можно встретить среди арсенала музыкальных инструментов групп In Extremo (в частности, в их песне «Captus Est» с сингла «Nur Ihr Allein»), Blackmore"s_Night (в частности, в песне «The Clock Ticks On» с альбома «Paris_Moon») и Eluveitie, Metallica (в песнях Low Man"s Lyric, The Memory Remains)

Живопись:

Жорж де Ла Тур "Шарманщик с собакой"

Willem van Mieris "The Hurdy Gurdy Player Asleep in a Tavern"

David Vinckboons "The Blind Hurdy-Gurdy Player"


Теодор Аксентович "Лирник и девочка", 1900 г

Казимир Похвальский "Лирник", 1885 г.

Василий Навозов "Песнь лирника"

старинная гравюра "Девушка, играющая на лире"

Жорж де ла Тур "Играющий на колесной лире с лентой", 1640 г.

Жорж де ла Тур "Играющий на колесной лире", 1631-36 г.г.

Казимир Похвальский "Лирник перед хатой", 1887 г

Неизвестный французский художник "ТАНЕЦ"

Питер Брейгель-мл., "Шарманщик", 1608

Jan van de Venne "The hurdy-gurdy man"

Jules Richomme "The Hurdy-Gurdy Girl"

Осмеркин Александр Александрович. "Натюрморт с лирой и гитарой", 1920 г.

Фотографии:

венгры,фото 1980г

лирник на московской улице -1900г.

Слепой кобзарь с мальчиком-поводырём. Белорусы. Фотоархив РЭМ

Франция-20-30е годы 20го века

Франция-20-30е годы 20го века

Колёсные лиры


Речь сегодня пойдёт про старинный-старинный музыкальный инструмент по фамилии колёсная лира; с пояснением в конце статьи, обо что, собственно, вообще речь.

Некоторые из моих знакомых догадываются, что я вот уже лет 30 с хвостиком занимаюсь народной культурой - пусть не профессионально; и за всё это время я почти не использовал музыкальные инструменты. Есть у меня к ним некоторое предубеждение - как говорит один известный фольклорист; "чтобы нам фольклор сберечь, все баяны надо сжечь". Это отношения я распространяю и на другие инструменты. :))) Но есть один, к которому отношение особое. Ещё в начале 1980-х к нам в Нск приезжал ансамбль Покровского, где кто-то играл на колёсной лире и пел под неё духовные стихи; по-моему, это был Андрей Котов, но могу ошибаться. Лира - инструмент особый, и довольно редкий, так что за все годы "в фольклоре" я толком и не знал, что это такое и откуда, пока не полез специально разбираться.

История данного инструмента уходит вглубь веков. Прообраз его появился в... X-XII веке в Западной Европе, и назывался он тогда , или "органистр". Играли на нём два музыканта - один крутил ручку с приводом на колесо, которое тёрлось об струны и извлекало звуки; а другой, собственно, выводил мелодию поднятием нужных клавиш:



В отличие от большинства инструментов, органиструм появился изначально как инструмент для... богослужений, и на нём играли в церквях и монастырях; это в некотором роде определило всю его дальнейшую судьбу.

В 13-15-м веках инструмент усовершенствовали, уменьшили в размерах, и с тех пор на нём играет один музыкант, а вместо сложного поднятия клавиш используется практически привычная нам клавиатура, где клавиши нажимаются пальцами, и возвращаются обратно под собственным весом. Инструмент по-прежнему использовали в монастырях, но из богослужений его вытеснил орган (речь ведь про Западную Европу); и он пошёл в народ. Уже тогда он перестал называться "органиструм", и в каждой стране, где он имел распространение, имеет своё название; в мировой культуре наибольшее распространение имеет английское название хёрди-гёрди (hurdy-gurdy).

Особенности инструмента - струны натягиваются почти как в обычном струнном инструменте, но звук извлекается не обычным смычком, а деревянным колесом, исполняющим роль бесконечного смычка, так что звук похож на волынку, такой же нудный и противный. Две (и больше) струны не изменяют своей высоты и гудят постоянно - это называется "бурдон"; а одна (и больше) струна под воздействием клавиш изменяет длину, и, сооцно, высоту звучания - это голосовая струна. В самом древнем варианте было 2 бурдона + 1 голос, но потом музыканты начали искать способы увеличить громкость и поражающую силу инструмента, и в современных хёрди-гёрди встречается и более десятка струн, а также всякие примочки типа "жужжащего мостика", позволяющих отбивать ритм с помощью изменения скорости вращения колеса.

В 15-17 веках (данные разнятся) инструмент попал в Россию, через территорию Украины и Белоруссии, где и получил наибольшее распространение. В те годы в Европе инструмент уже вышел из моды, и на нём играли в основном нищие да трубадуры, исполняя под него духовные стихи. Так и у нас в стране, в основном его использовали калики перехожие, исполняющие духовные стихи и (возможно) сказывающие под него былины.

В 18-м веке инструмент пережил новый расцвет, когда европейская элита внезапно заинтересовалась сельским бытом, и для лиры было сочинено несколько классических произведений. Возможно, в эту пору лира (точнее, её европейский аналог, хёрди-гёрди) стала исключительно светским инструментом, и до сих пор используется европейскими музыкантами в этно-музыке - как сольно, так и в ансамблях.


По уверениям автора, кроме хёрди-гёрди из инструментов ничего не применялось


На Украине лира (там она называется "рыля") также пережила расцвет в 18-19 веках, и даже бытовало мнение, что она заборет бандуру, настолько была популярна. Целые артели лирников играли на свадьбах, ярмарках и прочих народных гуляниях - инструмент громкий, позволяет играть долго без устали. Традиция лирничества бытовала у нас в стране до 1930-х годов, когда по некоторым версиям, лирников всех ликвидировали, а по другим, было упразднено нищество как класс, потому и бродячие музыканты все перевелись.

Хотя лиры в основном бытовали на Украине и у донских казаков (там они назывались "донской рылей"), есть они и в русском варианте. Правда, до наших мест не добрались - уже на Урале про них никто не слыхивал (по моим данным), что уж говорить за нашу Сибирь. Так что для наших мест это не совсем традиционный инструмент (или совсем не).

С возрождением народной культуры "сверху", из городов, начала возрождаться и традиция лирничества - многие ансамбли вводят лиры в свой репертуар, по всей стране. Инструмент этот особый, "духовный", и его можно и нужно применять при исполнении духовных стихов - например, известный у нас в Сибири ансамбль "Октай" лиру таки использует. :)

Также появились и мастера по изготовлению лир. Один из самых известных - , из-под Мышкина; у него на сайте выложена целая видео-инструкция по работе с лирами. :) Также лиры делает , Ульяновск-Москва.


Одно из самых популярных в тытрубе видео с русской колёсной лирой - больше миллиона просмотров.


А, собственно, почему я всё это пишу:

Оказывается, у нас в Нске есть мастер по изготовлению колёсных лир (а также арф и прочих средневековых инструментов), - у него была найдена и беспощадно приобретена 4-струнная (2 голоса и 2 бурдона) хроматическая лира - не самый древний вариант, но и не какие-то там хёрди-гёрди о 10 струнах с кучей свистелок. :))) Тем более, что одну струну я уже успел порвать, теперь прямо этнография, осталось ещё половину кнопок отломать. :)))

Из-за особенностей инструмента он не умеет играть тихо - если крутить колесо слишком медленно, то звук просто не извлекается, или хрипит и заикается, так что бедные соседи. :) Одно хорошо - для учёбы можно отключать все струны, кроме одной голосовой, и подбирать и тренироваться на 1/4 громкости. :))) Для музыканта, наверное, играть на лире довольно просто; но мне, как не знающему нотной грамоты в принципе, пока что всё даётся с трудом; это только на видео всё просто, а попробуй подбери что-то путное... Самое сложное, как ни странно - настроить инструмент; в настройке лира сложнее пианины, и это практически не шутка - тут сложности не в натяжке нот, а в куче мелких тонкостей, типа канифоления колеса, регулировки высоты натяжения струн, намотки шерсти и прочая и прочая. Ничего, прорвёмся. :) Вскорости, надеюсь, и мне найдётся что показать.