Развлечение светской молодежи (вечер у Долохова) "Война и мир". Критическое изображение высшего света в романе Толстого «Война и мир «Золотая молодежь» без границ

Развлечение светской молодежи (вечер у Долохова) "Война и мир". Критическое изображение высшего света в романе Толстого «Война и мир «Золотая молодежь» без границ
Вопросы по роману "Война и мир" 1.Кто из героев романа "Война и мир" является носителем теории непротивленчества?

2.Кто из семьи Ростовых в романе "Война и мир" хотел отдать подводы для раненых?
3.С чем сравнивает автор вечер в салоне Анны Павловны Шерер в романе "Война и мир"?
4.Кто входит в состав семьи князя Василия Курагина в романе "Война и мир"?
5.Вернувшись домой из плена, князь Андрей приходит к мысли, что «счастие есть только отсутствие этих двух зол».Каких именно?

Сочинение.Изображение войны 1812 года в романе война и мир. по плану типо(в роли критиков) 1)вступление(почему

называется война и мир.взгляды толстого о войне.(3предложения приблизительно)

2)осн.часть(изображ.войны 1812г основное,мысли героев,война и природа,участие в войне главных героев(Ростова,Безухова,Болконского),роль полководцев в войне,как армия себя ведёт.

3)заключение,вывод.

Пожалуйста помогите,просто я давно читала,а сейчас времени не было чтобы прочитать. ПРОШУ ПОМОГИТЕ

СРОЧНОО!!!

ЕСЛИ КТО ЗАБЫЛ КАК СОСТАВЛЯЕТСЯ СИНКВЕЙН

1) заголовок, в которое вносится ключевое слово

2) 2 прилагательных

3) 3 глагола

4) фраза, несущая определенный смысл

5) резюме, вывод

ПРИМЕР:

СИНКВЕЙН ПО ВСЕМУ РОМАНУ "ВОЙНА И МИР"

1.роман-эпопея

2.исторический, мировой

3. убеждает, учит, повествует

4. извлекла много уроков (я)

5, энциклопедия жизни

Помогите пожалуйста! Война и мир! Ответить на вопросы по Шенграбенскому сражению:

1. Проследить контраст между поведением Долохова и Тимохина в бою. В чем разница? (ч.2, гл.20-21)
2. Расскажите о поведении офицера Жеркова в бою? (гл.19)
3. Расскажите о батарее Тушина. Какова ее роль в бою? (гл.20-21)
4. С проблемой героизма соотнесено и имя князя Андрея. Вспомните, с какими мыслями он шел на войну? Как они изменились? (ч.2, гл.3,12,20-21).

1) Нравятся ли Л.Н.Толстому персонажи, представленные в салоне Шерер?

2) В чем смысл сравнения салона А.П. Шерер с прядильной мастерской (гл. 2)? Какими словами вы бы определили общение хозяйки и ее гостей? Можно ли по них сказать: «они все разные и все одинаковые»? Почему?
3) Перечитайте портретную характеристику Ипполита Курагина (гл. 3). Как заметил один из исследователей, «его кретинизм в романе не случаен» (А.А. Сабуров «Война и мир Л.Толстого»). Как вы думаете почему? В чем смысл поразительного сходства Ипполита и Элен?
4) Чем выделялись среди гостей салона Пьер и А. Болконский? Можно ли сказать, что речь Пьера в защиту Наполеона и французской революции, отчасти поддержанная Болконским, создает в салоне А.П. Шерер ситуацию «горя от ума» (А.А. Сабуров)?
5) Эпизод «Салон А.П. Шерер» «сцеплен» (употребляя слово самого Толстого, обозначающее внутреннюю связь отдельных картин) с описанием (гл. 6) развлечений петербургской «золотой» молодежи. Ее «совместное буйство» - «салонная чопорность навыворот». Согласны ли вы с этой оценкой?
6) Эпизод «Салон А.П. Шерер» сцеплен по контрасту (характерный композиционный прием в романе) с эпизодом «Именины у Ростовых».
7) И эпизод «Салон А.П. Шерер», и эпизод «Именины у Ростовых» в свою очередь сцеплены с главами, рисующими семейное гнездо Болконских.
8) Вы можете назвать цели прихода в салон разных посетителей?
9) Но в то же время в салоне обнаруживается чужеродный элемент. Кто-то явно не хочет быть безликим «веретеном»? Кто же это?
10) Что мы узнаем о Пьере Безухове и Андрее Болконском, едва переступив порог салона фрейлины ее величества А.П.Шерер?
11) Свои ли они в великосветской гостиной, если судить только по портретам и манере поведения героев?
12) Сопоставьте портрет Пьера и князя Василия и их манеру поведения.
13) Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Высший свет… Само значение этих слов подразумевает что-то лучшее, элитное, избранное. Высшее положение, происхождение подразумевает и высшее образование и воспитание, высшую степень развития. Что же представляет собой верхушка русского общества первой четверти ХIХ столетия, какой ее видел Л. Н. Толстой, работая над страницами «Войны и мира»?

Салон Анны Шерер, гостиная в доме Ростовых, кабинет Болконского, уединившегося в своих Лысых Горах, дом умирающего графа Безухова, холостяцкая квартира Долохова, где происходит пирушка

«золотой молодежи», приемная главнокомандующего под Аустерлицем, яркие образы, картины, ситуации, как капли воды, из которых складывается океан, характеризуют высший свет, а главное - показывают нам мнение о нем Л. Н. Толстого. Салон Анны Шерер, где собрались вроде бы близкие друзья хозяйки, автор дважды сравнивает с ткацкой мастерской: хозяйка следит за «равномерным жужжанием станков» - непрерывной беседой, организуя гостей в кружки около рассказчика. Сюда являются по делу: князь Курагин - подыскать богатых невест для своих беспутных сыновей, Анна Михайловна - добиться протекции и пристроить адъютантом сына. Здесь красавица Элен, не имея своего мнения, копирует выражение лица хозяйки, словно надевает маску, и слывет умной; маленькая княгиня повторяет заученные фразы и считается обаятельной; искренние, умные рассуждения Пьера принимаются окружающими за нелепую выходку, а глупый анекдот, рассказанный князем Ипполитом на плохом русском языке, вызывает всеобщее одобрение; князь Андрей настолько чужой здесь, что его замкнутость кажется высокомерием.

Поражает атмосфера в доме умирающего графа Безухова: разговоры присутствующих на тему, кто из них ближе умирающему, драка за портфель с завещанием, преувеличенное внимание к Пьеру, ставшему вдруг единственным наследником титула и состояния, из незаконного сына - миллионером. Крайне безнравственным выглядит стремление князя Василия женить Пьера на красивой, бездушной Элен, особенно последний вечер, когда захлопывается ловушка: Пьера поздравляют с не имевшим места объяснением в любви, зная, что он из врожденной порядочности не станет опровергать эти слова.

А забавы «золотой молодежи», прекрасно знающей, что родители замнут издевательства над квартальным. Люди этого кружка словно не знакомы с элементарными понятиями о чести: Долохов, получив рану, хвастается ею перед начальством, будто не выполнял свой долг в сражении, а старался вернуть утраченные привилегии; Анатоль Курагин со смехом спрашивает у отца, при каком полку он числится. Более того, для Долохова не существует искренней дружеской привязанности, пользуясь деньгами и расположением Пьера, он компрометирует его жену и пытается по-хамски вести себя с самим Пьером. Получив отказ от Сони, он бездушно, расчетливо обыгрывает в карты «счастливого соперника» Николая Ростова, зная, что этот проигрыш для того разорителен.

Штабные офицеры под Аустерлицем позволяют себе презрительно смеяться при виде генерала Мака - командира разбитой армии союзников. Их ставит на место только гневное вмешательство князя Андрея: «Мы или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху, и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела». За время Шенграбенского сражения никто из штабных офицеров не смог передать капитану Тушину приказ об отступлении, потому что побоялись добраться до места боевых действий, предпочитая находиться на глазах у командующего. Лишь Андрей Болконский не только передал приказ, но и помог вывезти уцелевшие орудия батареи, а потом заступился на военном совете за капитана, высказав свое мнение о решающей роли Тушина в ходе сражения.

Даже женитьба для многих из них - ступенька к карьере. Борис Друбецкой, собираясь жениться на богатой невесте - некрасивой и неприятной ему Жюли Карагиной - «убеждает себя, что всегда сможет устроиться, чтобы как можно реже видеть ее». Возможность зря потерять «месяц меланхолической службы при Жюли» заставляет его ускорить события и, наконец, объясниться. Жюли, зная, что за ее «нижегородские имения и пензенские леса» она заслуживает этого, заставит его произнести хоть неискренние, но все положенные по таком случаю слова.

Одна из самых отвратительных фигур высшего общества признанная красавица Элен, бездушная, холодная, жадная и лживая. «Где вы - там разврат, зло!» - бросает ей в лицо Пьер, защищая уже не себя (ему легче было освободиться от ее присутствия, выдав доверенность на управление половиной имений), а близких. При живом муже она советуется, за кого из высокопоставленных вельмож ей лучше сначала выйти замуж, с легкостью меняет веру, когда ей это нужно.

Даже такой всенародный подъем России, как Отечественная война, не может изменить этих низких, лживых, бездушных людей. Первое чувство Бориса Друбецкого, случайно узнавшего раньше других о вторжении Наполеона на нашу территорию, - не возмущение и гнев патриота, а радость от сознания того, что он может показать другим, будто ему известно больше, чем остальным. Смешит «патриотическое» желание Жюли Карагиной говорить только по-русски и ее полное галлицизмов письмо подруге, штраф за каждое французское слово в салоне Анны Шерер. С какой иронией упоминает Лев Толстой руку, унизанную кольцами, что прикрывает маленькую кучку корпии - вклад знатной дамы в помощь госпиталю! Как противен и мерзостен Берг, покупающий во время всеобщего отступления из Москвы по дешевке «шифоньерку и туалет» и искренне не понимающий, почему Ростовы не разделяют радость его приобретения и не дают ему подводы.

С каким светлым чувством радости от того, что есть и другие представители высшего света, лучшие люди России, показывает нам Лев Толстой своих любимых героев. Во-первых, в отличие от московских и петербургских салонов, мы слышим в их гостиных русскую речь, видим истинно русское желание помочь ближнему, гордость, достоинство, нежелание преклоняться перед богатством и знатностью других, самодостаточность души.

Мы видим старого князя Болконского, пожелавшего, чтоб его сын начал службу с низших чинов, проводившего его на войну с пожеланием беречь честь больше жизни. При вторжении Наполеона в его родные края он не спешит эвакуироваться, а, надев свой генеральский мундир со всеми наградами, собирается организовать народное ополчение. Последние слова князя, умирающего от горя, вызвавшего апоплексический удар: «Душа болит». Душа болит за Россию и у княжны Марьи. И поэтому она, с гневом отвергнув предложение компаньонки прибегнуть к покровительству французов, безвозмездно предлагает крестьянам открыть амбары с хлебом. «Я смоленский» - отвечает на вопрос о своем участии в отступлении и потерях, которые были понесены во время него, князь Андрей, и как эти его слова похожи на слова простого солдата! Болконский, прежде столько внимания уделявший стратегии и тактике, перед Бородинским сражением отдает преимущество не расчету, а патриотическому чувству гнева, оскорбления, обиды, желания защищать родину до последнего - тому, «что есть во мне, в Тимонине, в каждом русском солдате».

Душа болит за отечество - у Пьера он не только снаряжает на свои средства целый полк, но и, решив, что спасти родину может только «русский Безухов», остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Уходит на войну и погибает в сражении юный Петя Ростов. Создает в тылу врага партизанский отряд Василий Денисов. С возмущенным криком: «Что мы - немцы какие-то?» - заставляет родителей сгрузить имущество и отдать подводы раненым Наташа Ростова. Дело не в разорении или в сохранении вещей - дело в сохранении богатства души.

Именно перед ними - лучшими представителями высшего света встанет вопрос о преобразованиях российского государства, они не смогут мириться с крепостничеством. Потому что недавно бок о бок с простыми крестьянами защищали Отечество от общего врага. Они станут у истоков декабристских обществ России и выступят против оплота самодержавия и крепостничества, против друбецких и курагиных, бергов и жерковых - тех, кто кичится высоким положением и состоянием, но низок чувствами и беден душою.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Открытый урок литературы, проведенный в 1 «Б» группе

Тема: «Светская аристократия и передовое дворянство. Контраст как основной художественный прием в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»»

Организационный момент
Вы имеете право определить свое отношение к тому, что будет сейчас происходить. Вы можете делать вид, что присутствуете на уроке, а можете принять, чего бы мне очень хотелось, участие в его организации. Итак, следуя нашей давней традиции, я приглашаю вас к диалогу:
- диалогу со мной;
- диалогу с самим собой;
- диалогу друг с другом
и к диалогу с Львов Николаевичем Толстым и его героями, о которых мы будем говорить на уроке.
А сейчас позвольте вопрос, который, на первый взгляд, не относится к теме. Трудно ли быть человеком? Были ли у вас в жизни минуты, когда хотелось быть кем-нибудь, но только не человеком?
(Ответы учеников)
А вот мнение одного поэта на этот счет:
(музыка Мелодия осени Шопен )

Человек не хочет быть цветком,
Даже если б светлая пчела
Из него умелым хоботком
Сладость для грядущего брала.
Паучок волшебно тянет нить,
Слышит волк все шорохи во мгле-
Человек никем не хочет быть,
Только человеком на земле.
Спрашивал цветы и пауков,
Спрашивал зверей, какие есть:
Кто из вас, живущие, готов
В человечью шкуру нашу влезть.
Все качали головой подряд:
Дескать, лучше в поле иль дупле.
Ведь чертовски трудно, говорят,
Зваться человеком на земле.

В чем трудность человеческого бытия?
(Ответы студентов)

Роман «Война и мир» - это гимн русскому народу, его доблести и чести, его беззаветной стойкости и преданности родине. Впервые в литературе Толстой изобразил героев мыслящих, ищущих ответа на сложнейшие вопросы человеческого существования, обладающих высоким интеллектом.
Целеполагание .

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке, исходя из вышесказанных мыслей, из темы урока? (ответы)

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о человеческих качествах, о том, как писатель характеризует жизнь высшего света и среднего дворянства, о смысле жизни, об основном художественном приеме, который использовал Толстой в произведении – о контрасте как основном худ. приеме романа

На доске записаны речевые обороты, которые помогут при ответах для выражения своего мнения : (напечатать)

    Мне кажется, я думаю, заметно, что, вероятно, с моей точки зрения, я понимаю, что….

    Из-за того что… потому что…несмотря на то что…с одной стороны…с другой стороны…таким образом…

Вы никогда не были в салоне? Л.Н. Толстой приглашает нас. Попытаемся узнать героев.

Опрос-викторина “Чье это лицо?”

Она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой..., с которою она вошла в гостиную”.

(Элен)

Лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость”.

(Ипполит)

С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся…”

(князь Андрей)

“…светлое выражение плоского лица”.

(князь Василий)

Сдержанная улыбка, постоянно игравшая на лице…”

(Анна Павловна)

Перед нами лица или маски? Докажите.

Перед нами маски, так как в течение вечера их выражение не меняется. Л. Толстой передает это с помощью эпитетов “неизменяющаяся”, “неизменно”, “постоянно”.

Вы заранее разделились на группы, у каждого члена группы было свое домашнее задание

1 группа . Вечер в салоне Шерер.

Карточка №1В общественное положение

героев и их отношение друг к другу.

Карточка №1Б темы разговоров: насколько они интересны беседующим

Просмотр начала фильма.

Мы слышим героев, причем говорят они по-французски. Вас не смущает, что идет война с Наполеоном, а в Петербурге высшая знать говорит по-французски?

Зачем Л. Толстой вводит французскую речь?

Так было принято. Знание французского языка было обязательным для дворянина.

Итак, перед нами образованные люди. Можно предположить, что на французском языке мы услышим философские мысли о жизни, остроумные замечания, интересные беседы

О чем же идет речь?

Ролевое чтение диалога (на русском языке).

Это рождение сплетни об Ипполите-ловеласе, о его связи с княгиней Болконской, о незавидном положении “офицерика” князя Андрея.

-Докажите, что это сплетня (ложь).

-Князь Андрей позднее характеризует жену как редкую женщину, с которой можно быть спокойным за свою честь.

-Она отстранилась, когда Ипполит “забыл” убрать руки, подавая шаль.

-Она садится в карету, не придавая значения выкрикам Ипполита .

Что ж, образование, знание иностранных языков не всегда признак интеллигентности, порядочности, внутренней культуры. Может быть, Л. Толстой вводит французскую речь, чтобы показать, что за внешним лоском некоторых героев скрыта внутренняя пустота.

Карточка № поведение Пьера и отношение к нему хозяйки

Карточка № выделите сравнения, используемые автором, о чем они свидетельствуют?

Мы почти не видим искренних, живых людей. Писатель говорит об отсутствии духовности у большинства гостей и у самой хозяйки. Таков высший свет. А что представляет собой среднее передовое дворянство?

2 группа: (также по карточкам) Пьер Безухов в гостях у князя Андрея

Карточка № Андрей на вечере у Шерер. Опишите портрет, манеру говорить и вести себя в обществе. Какие черты выражаются в его внешности?

Карточка № Лиза Болконская на вечере у Шерер

Карточка № отношение Андрея и Пьера друг к другу (отрывок фильма)

Карточка № монолог Андрея о Бонопарте. Как вы его поняли?

3 группа Развлечения светской молодежи:

Поведение Долохова

Анатоль Курагин в характеристике его отца, в поведении на вечере

Забава с медведем и ее последствия (отрывок фильма)

Отношение к такому времяпрепровождению Андрея Болконского и графа Ростова

Хотели бы вы продолжить общение с такими представителями аристократии, как Василий Курагин, Долохов и др.? Нет?Почему? Тогда покидаем салон.

4 группа Именины у Ростовых

Отношение графа и графини Ростовых к гостям и друг к другу

Поведение и интересы детей в доме Ростовых

Обстановка во время именинного обеда (тема разговоров, насколько они интересны беседующим, общая атмосфера) (отрывок фильма)

5 группа События в доме графа Безухова

Поведение князя Василия Курагина, его интересы

Поведение Анны Михайловны Друбецкой, его причины

Борис Друбецкой и Пьер Безухов в этой ситуации

6 группа Семья Болконских в Лысых Горах

- прошлое старого князя

- занятия и интересы поместного дворянина

- княжна Марья Болконская

- взаимоотношения между отцом и детьми

Итог: роман пос троен на контрастах. В рассмотренных эпизодах показаны основные слои русского общества, намечаются основные сюжетные линии, отражающие сложность и многообразие жизни. Высший свет лицемерный и чопорный, среднее дворянство является полной противоположностью: гостеприимно и радушно, все здесь искренне и человечно

Итог (о нравственности в обществе)

Рефлексия:

    о чем я задумалась особенно серьезно, пока работала над эпизодами…

    Меня удивило…

    Мне особенно было важно понять…

Учитель: Да, для поисков некоторых ответов может понадобиться вся жизнь

Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру, нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью и рассеянностью и прямотой. Современники считали, что Толстой наделил Пьера и чертами своей собственной личности. Одной из особенностей изображения Пьера в романе является противопоставление его окружающей дворянской среде. Не случайно он незаконный сын графа Безухова; не случайно и то, как резко выделяется на общем фоне его громоздкая, неуклюжая фигура. Когда Пьер оказывается в салоне Анны Павловны Шерер, он вызывает у нее беспокойство несоответствием своих манер этикету гостиной. Он значительно отличается от всех посетителей салона и своим умным, естественным взглядом. Автор по контрасту подает суждения Пьера и пошлую болтовню Ипполита. Противопоставляя своего героя среде, Толстой раскрывает его высокие душевные качества: искренность, непосредственность, высокую убежденность и заметную мягкость. Вечер у Анны Павловны заканчивается тем, что Пьер, к недовольству собравшихся, защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, как главой революционной Франции, отстаивает идеи республики и свободы, проявляя независимость своих взглядов.

Лев Толстой рисует внешний облик своего героя: это "массивный, толстый молодой человек, со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах, с высоким жабо и в коричневом фраке". Особое внимание писатель обращает на улыбку Пьера, которая делает его лицо детским, добрым, глуповатым и как бы просящим прощения. Она как бы говорит: "Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый".

Пьер резко противопоставлен окружающим и в эпизоде смерти старика Безухова. Здесь он очень не похож на карьериста Бориса Друбецкого, который по наущению маменьки ведет игру, стремясь получить свою долю в наследстве. Пьер же испытывает неловкость и стыд за Бориса.

И вот теперь он наследник безмерно богатого отца. Получив титул графа, Пьер сразу оказывается в центре внимания светского общества, где ему угождали, его ласкали и, как ему казалось, любили. И он погружается в поток новой жизни, подчиняясь атмосфере большого света. Так он оказывается в компании "золотой молодежи" - Анатоля Курагина и Долохова. Под влиянием Анатоля он проводит дни в кутежах, будучи не в силах вырваться из этого круговорота. Пьер растрачивает свои жизненные силы, проявляя характерное для себя безволие. Князь Андрей пробует убедить его в том, что ему очень не идет эта беспутная жизнь. Но не так-то легко вырвать его из этого "омута". Однако замечу, что Пьер погружен в него скорее телом, чем душой.

К этой поре относится женитьба Пьера на Элен Курагиной. Он прекрасно понимает ее ничтожество, откровенную глупость. "Что-то гадкое есть в том чувстве, - думал он, - которое она возбудила во мне, что-то запрещенное" . Однако чувства Пьера находятся под влиянием ее красоты и безусловкого женского обаяния, хотя настоящей, глубокой любви герой Толстого не испытывает. Пройдет время, и "окрученный" Пьер возненавидит Элен и всей душой ощутит ее порочность.

В этом плане важным моментом стала дуэль с Долоховым, состоявшаяся после того, как на обеде в честь Багратиона Пьер получил анонимное письмо о том, что жена изменяет ему с его бывшим приятелем. Пьер не хочет этому верить в силу чистоты и благородства своей натуры, но в то же время он верит письму, ибо хорошо знает Элен и ее возлюбленного. Наглая выходка Долохова за столом выводит Пьера из равновесия и приводит к поединку. Для него совершенно очевидно, что теперь он ненавидит Элен и готов навсегда порвать с нею, а одновременно порвать с тем миром, в котором она жила.

Различно отношение Долохова и Пьера к дуэли. Первый направляется на поединок с твердым намерением убить, а второй страдает оттого, что ему нужно стрелять в человека. К тому же Пьер никогда не держал в руках пистолета и, чтобы поскорее покончить с этим гнусным делом, кое-как спускает курок, а когда ранит противника, едва удерживая рыдания, бросается к нему. "Глупо!.. Смерть... Ложь..." - повторил он, шагая по снегу в лес. Так отдельный эпизод, ссора с Долоховым становится для Пьера рубежом, открывая перед ним мир лжи, в котором ему суждено было некоторое время находиться.

Начинается новый этап духовных исканий Пьера, когда он в состоянии глубокого нравственного кризиса встречает на пути из Москвы масона Баздеева. Стремясь к высокому смыслу жизни, веря в возможность достижения братской любви, Пьер вступает в религиозно-философское общество масонов. Он ищет здесь духовного и нравственного обновления, надеется на возрождение к новой жизни, жаждет личного совершенствования. Ему хочется к тому же исправить несовершенство жизни, и это дело кажется ему совсем не трудным. "Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много Добра, - думал Пьер, - и как мало мы об этом заботимся!"

И вот, под влиянием масонских идей, Пьер решает освободить крестьян, принадлежащих ему, от крепостной зависимости. Он идет по тому же пути, по которому шел Онегин, хотя делает и новые шаги в этом направлении. Но в отличие от пушкинского героя он обладает огромными поместьями в Киевской губернии, отчего ему приходится действовать через главного управляющего.

Обладая детской чистотой и доверчивостью, Пьер не предполагает, что ему придется столкнуться с подлостью, обманом и дьявольской изворотливостью дельцов. Он принимает постройки школ, больниц, приютов за коренное улучшение жизни крестьян, в то время как все это было показным и обременительным для них. Начинания Пьера не только не облегчили тяжелой участи мужиков, но и ухудшили их положение, ибо сюда подключилось хищничество богачей из торгового села и грабеж крестьян, скрытый от Пьера.

Ни преобразования в деревне, ни масонство не оправдали надежд, которые Пьер на них возлагал. Он разочаровывается в целях масонской организации, которая представляется ему теперь лживой, порочной и лицемерной, где все озабочены прежде всего карьерой. К тому же ритуальные процедуры, характерные для масонов, кажутся ему теперь нелепым и смешным спектаклем. "Где я? - думает он, - что я делаю? Не смеются ли надо мной? Не будет ли мне стыдно вспоминать это?" Ощутив бесплодность масонских идей, которые вовсе не изменили его собственной жизни, Пьер "вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь".

Герой Толстого проходит через новое нравственное испытание. Им стала настоящая, большая любовь к Наташе Ростовой. Сначала Пьер не думал о своем новом чувстве, но оно росло и становилось все более властным; возникла особая чуткость, напряженное внимание ко всему, что касалось Наташи. И он уходит на время от общественных интересов в мир личных, интимных переживаний, которые открыла для него Наташа.

Пьер убеждается, что Наташа любит Андрея Болконского. Она оживляется только оттого, что входит князь Андрей, что слышит его голос. "Что-то очень важное происходит между ними", - думает Пьер. Сложное чувство не оставляет его. Он бережно и нежно любит Наташу, но одновременно верно и преданно дружит с Андреем. Пьер от души желает им счастья, и вместе с тем их любовь становится для него большим горем.

Обострение душевного одиночества приковывает Пьера к важнейшим вопросам современности. Он видит перед собою "запутанный, страшный узел жизни". С одной стороны, размышляет он, люди воздвигли в Москве сорок сороков церквей, исповедуя христианский закон любви и прощения, а с другой - вчера засекли кнутом солдата и священник давал ему целовать крест перед казнью. Так растет кризис в душе Пьера.

Наташа, отказав князю Андрею, проявила дружескую душевную симпатию к Пьеру. И огромное, бескорыстное счастье захлестнуло его. Наташа, охваченная горем и раскаянием, вызывает в душе Пьера такую вспышку горячей любви, что он, неожиданно для себя, делает своеобразное признание ей: "Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире... я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей". В этом новом восторженном состоянии Пьер забывает об общественных и иных вопросах, которые его так беспокоили. Личное счастье и беспредельное чувство переполняет его, исподволь давая ощущать какую-то неполноту жизни, глубоко и широко им понимаемой.

События войны 1812 года производят крутой перелом в мироощущении Пьера. Они дали возможность ему выйти из состояния эгоистической замкнутости. Им начинает овладевать непонятное для него беспокойство, и, хотя он не умеет разобраться в происходящих событиях, он неизбежно включается в поток действительности и думает о своем участии в судьбах Отечества. И это не просто размышления. Он подготавливает ополчение, а затем отправляется в Можайск, на поле Бородинского сражения, где перед ним открывается новый, незнакомый для него мир простых людей.

Бородино становится новым этапом в процессе развития Пьера. Увидев первый раз мужиков-ополченцев, одетых в белые рубашки, Пьер уловил исходящий от них дух стихийного патриотизма, выражающийся в ясной решимости стойко защищать родную землю. Пьер понял, что это и есть та сила, которая движет событиями, - народ. Всей душой понял он сокровенный смысл слов солдата: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва".

Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Ему удалось здесь почувствовать ту "скрытую теплоту патриотизма", которая сделала русский народ непобедимым. Правда, в бою, на батарее Раевского, Пьер переживает момент панического страха, но именно этот-то ужас" и позволил ему особенно глубоко понять силу народного мужества. Ведь эти артиллеристы все время, до самого конца, были тверды и спокойны, и хочется теперь Пьеру быть солдатом, просто солдатом, чтобы "войти в эту общую жизнь" всем существом.

Под влиянием людей из народа Пьер решает участвовать в защите Москвы, для чего необходимо остаться в городе. Желая совершить подвиг, он намерен убить Наполеона, чтобы избавить народы Европы от того, кто принес им столько страданий и зла. Естественно, он резко меняет свое отношение к личности Наполеона, прежняя симпатия сменяется ненавистью к деспоту. Однако множество препятствий, а также встреча с французским капитаном Рамбелем изменяют его планы, и он отказывается от плана убийства французского императора.

Новым этапом в исканиях Пьера стало пребывание во французском плену, куда он попадает после драки с французскими солдатами. Этот новый период жизни героя становится дальнейшим шагом на пути сближения с народом. Здесь, в плену, Пьеру довелось увидеть истинных носителей зла, создателей нового "порядка", почувствовать бесчеловечность нравов наполеоновской Франции, отношения, построенные на господстве и подчинении. Он увидел массовые убийства и попытался доискаться до их причин.

Необычайное потрясение испытывает он, присутствуя на казни людей, обвиненных в поджигательстве. "В душе его, - пишет Толстой, - как будто вдруг выдернута та пружина, на которой все держалось". И только встреча с Платоном Каратаевым в плену позволила Пьеру обрести душевное равновесие. Пьер сблизился с Каратаевым, попал под его влияние и стал смотреть на жизнь как на стихийный и естественный процесс. Вновь возникает вера в добро и правду, родилась внутренняя независимость и свобода. Под влиянием Каратаева происходит духовное возрождение Пьера. Как и этот простой крестьянин, Пьер начинает любить жизнь во всех ее проявлениях, вопреки всем превратностям судьбы.

Тесное сближение с народом после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму. Об этом Толстой рассказывает в эпилоге своего романа. За семь прошедших лет давние настроения пассивности, созерцательности сменились жаждой действия и активного участия в общественной жизни. Ныне, в 1820 году, гнев и возмущения Пьера вызывают социальные порядки и политический гнет в родной России. Он говорит Николаю Ростову: "В судах воровство, в армии одна палка, шагистика, поселения - мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят!"

Пьер убежден, что обязанность всех честных людей состоит в том. чтобы противодействовать этому. Не случайно Пьер становится участником тайной организации и даже одним из главных устроителей тайного политического общества. Объединение "честных людей", считает он, должно сыграть свою заметную роль в устранении социального зла.

В жизнь Пьера теперь входит личное счастье. Ныне он женат на Наташе, переживает глубокую любовь к ней и своим детям. Счастье ровным и спокойным светом освещает всю его жизнь. Основное убеждение, которое вынес Пьер из долгих жизненных исканий и которое близко самому Толстому, такое: "Пока есть жизнь, есть и счастье".

Урок литературы в X классе

Учитель первой квалификационной категории

МАОУ « Лицей №36 » Ленинского района г. Саратова

Гурова Ирина Петровна

Тема. Молодое поколение в романе Л.Н.Толстого « Война и мир ».

Цель. Включить учащихся в исследовательскую деятельность по главной проблеме темы, развить навыки анализа литературно-художественного произведения, подготовить учащихся к сочинению по данной теме.

Структура урока.

    Вход в учебную ситуацию. Вступительное слово учителя.

    Работа с текстом романа по группам.

    Работа с информационными листами.

    Индивидуальное задание. Работа по дневникам Л.Н.Толстого (ученик-литературовед)

    Подведение итогов. Выход из учебной ситуации. Тезисы для сочинения.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы постараемся осмыслить всё то, что связано с изображением жизненных идеалов молодых героев романа, понаблюдаем за их отношением к людям, к Отечеству, к событиям, определяющим не только их судьбы, но и судьбы всего поколения. Постараемся ответить на важные для нас вопросы:

    каких героев ценит, уважает, а каких презирает писатель граф Л. Н. Толстой?

    как надо жить? К чему должен стремиться человек?

Эпиграф урока.

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и вечно бороться и лишаться, а спокойствие - душевная подлость.

Л.Н.Толстой.

Примечание.

Литературовед. В словаре Ожегова читаем: « Молодость - возраст между отрочеством и зрелостью, период жизни в таком возрасте ».

Слово учителя.

Очень скупой комментарий. Но именно в этот период формируется либо дурное, либо замечательное начало в человеке, все то, что найдет потом развитие в зрелые годы.

Все молодые люди, о ком мы будем говорить, принадлежали к одному сословию, они образованны, очень богаты или просто богаты, некоторые бедны. В жизни многих были попытки противостоять ударам судьбы, не поддаваться несправедливости. Мы будем наблюдать гибель души, утрату лучших её качеств и путь самосовершенствования.

Учитель. Чем и как живут герои Толстого?

Главные вопросы урока. (Работа в группах: заполнение информационных листов, устные ответы).

    Почему Б.Друбецкой и люди ему подобные неинтересны Толстому?

    Почему Берг, герой, не совершивший ни одного предосудительного поступка, вызывает только презрение?

    Что объединяет Бориса Друбецкого с Бергом?

    Пьер, добрый, деликатный человек, бросает в лицо Элен гневные, полные презрения слова: « Где Вы, там разврат и зло ». Чем объясняется такое отношение к жене?

Почему Элен умирает?

    В чем заключается подлинная красота некрасивой героини романа, княжны М.Болконской, впоследствии графини Ростовой?

    Любимая героиня Л.Н.Толстого - Наташа Ростова. Какие черты делают ее по-настоящему ценной и привлекательной?

    Почему Соню, подругу Наташи Ростовой, Толстой называет пустоцветом?

    Считаете ли вы Федора Долохова положительным персонажем?

    Рядом с Долоховым мы часто видим Анатолия Курагина. Чем опасны люди, подобные этому герою романа?

    Чем интересен образ Николая Ростова?

Обобщение. Выступление учащихся и литературоведа.

Так как же следует жить, по мнению Л.Н.Толстого? Что влияет на формирование взглядов и жизненной позиции молодых героев?

Позиция Л.Н.Толстого. Из дневника Толстого.

1847 г. (Толстому всего 19 лет).

«17 марта... Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души »

Общий вывод.

На формировании мироощущения молодых героев влияет

- окружение

- самовоспитание и самоанализ поведения и поступков

- семья

Слово учителя.

Теперь более ясно воспринимаем Л.Н.Толстого: «... спокойствие - душевная подлость ».

Напряженная внутренняя работа - вот то, что отличает любымих героев Л.Н.Толстого. Велико число честных и добрых людей, совестливых, одержимых, целеустремленных, от них на земле чистота и вера.

Домашнее задание: написать выводы, подготовиться к сочинению.

1. Очевидно, что все идеи, связанные с оценкой жизни молодого поколения в романе «Война и мир» определены взглядами Л.Н.Толстого, сложившимися в постоянном поиске своего назначения в молодые годы. Подтверждение этому дневники писателя. 1847г. 17марта (Толстому всего 19 лет) он пишет: «Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости есть не что иное, как следствие раннего разврата души. Спустя месяц появилось не менее важное признание: «Я был бы несчастливийший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни – цели общей и полезной».

2. Люди все разные. Одним для счастья необходимы семья, дети, другим нужно материальное благополучие. Основы благополучия – карьера: должность, чины. Стремясь к достижению карьеры, молодые люди, подобные Борису Друбецкому, не растратят свои душевные силы на других. Идеал их жизни – благополучие, основанное на расчете, на любви и внимании только к себе. Равнодушные, они опасны тем, что на своем пути к карьере они ни перед чем не остановятся. Даже любовью,святым чувством, могут пренебречь в корыстных интересах. Жюли Курагиной, преодолевая отвращение, Борис Друбецкой скажет слова любви, не чувствуя ее в своем сердце. Он всегда будет лгать, приспосабливаться, осторожничать, потому что убежден, что его идеал жизни, бесспорно, верен, а главное, достижим. Трудности, лишения – это великое благо, потому что они закаляют и формируют характер, цельный, справедливый, однако это не относится к Борису Друбецкому. Трудности не закалили его, а озлобили. Следствие этого – стойкое желание жить только для себя.

3. Не имея масштабного ума и выдающихся способностей, можно прожить жизнь честно и принести пользу государству и семье. Толстой создает образ идеального офицера, исполнительного, верного, честного, готового отдать жизнь за Отечество и русского императора. В чем предназначение человека? Этот вопрос Николай Ростов себе не задает, хотя Толстой утверждает необходимость самовоспитания и самосовершенствования. Он делает то, что ждет от него семья. Истоки его жизненного поведения – в семье, где забота друг о друге, честность по отношению друг к другу – закон жизни, воспитанный исключительной любовью графа и графини Ростовых.

4. Одно из ценнейших свойств молодых людей – способность к внутренним изменениям, стремление к самовоспитанию, к нравственному поиску. Но нравственные мучительные вопросы никогда не смущали душу Элен. Фальшь, которая в семье укоренилась, поглотила и Элен. В семье никогда не обсуждалось, что хорошо и что дурно. Ни Элен, ни ее брат не понимают, что, кроме их удовольствия, есть и спокойствие других людей. Толстой, нарочито подчеркивающий красоту Элен, помогает понять нам духовное уродство Элен. Красота и ее молодость отталкивает, т.к. эта красота не согрета никакими душевными порывами.

5. Многим героям Толстого свойственна потребность к глубокому самоанализу. Эта потребность в молодые годы способствует сближению с людьми, является истоком радости. Уже в одиноком девичестве княжна Марья делает открытие о несовершенстве человеческой природы, поэтому и стремится найти правду в отношениях людей. Выйдя замуж, она вносит в существование семьи утонченность, теплоту доверительного общения. Она создает светлую атмосферу в доме, нравственному формированию, воспитанию детей отдается полностью. Иначе быть и не может, потому что она из семьи Болконских, где все живут по совести, идут «дорогой чести».

6. Толстой не идеализирует своих героев. Напротив, он дает им право на ошибку. Однако Долохов почти никогда не ошибается. Он действует сознательно жестоко: мстит за то, что не богат, мстит за то, что не имеет покровителей, как многие. Он сам избрал свой путь, но на этом пути нет служения, добру и справедливости. Он мог избрать другой путь, потому что умен, храбр, дерзок (достойные качества офицера), но он избирает именно этот, тем самым обрекая себя на душевное одиночество.