100 к 1 какой музыкальный инструмент самый маленький. Как устроен самый большой музыкальный инструмент России? Не нужно заставлять ребенка учить ноты и поступать в музыкальные ВУЗы

100 к 1 какой музыкальный инструмент самый маленький. Как устроен самый большой музыкальный инструмент России? Не нужно заставлять ребенка учить ноты и поступать в музыкальные ВУЗы
100 к 1 какой музыкальный инструмент самый маленький. Как устроен самый большой музыкальный инструмент России? Не нужно заставлять ребенка учить ноты и поступать в музыкальные ВУЗы

Если ребенок с детства проявляет музыкальные способности и мечтает о карьере профессионального музыканта, то не нужно хвататься за голову и предрекать ему жизнь в полной нищете. Современная индустрия праздников позволяет хорошо зарабатывать не только «звездным» музыкантам. Но многое зависит от музыкальной специализации и «денежности» инструмента.

Кто самые богатые музыканты в мире?

Самая прибыльная отрасль музыкальной индустрии - это авторская поп-рок музыка. Соответственно, самые богатые музыканты в мире - это именитые певцы и авторы популярных песен, или участники поп-рок групп, занимающиеся авторским творчеством, а не перепевающие и переделывающие на свой лад чужие композиции.

Они зарабатывают десятки, сотни миллионов долларов в год и ведут жизнь среднестатистического олигарха, покупающего яхты и острова (например, состояние Стинга и Мика Джаггера оценивается примерно в 300 млн.$, Мадонны - в 650 млн.$, Пола Маккартни - в 800 млн.$, Боно - в 1 млрд $ и т.д.).

Умение сочинять красивые, запоминающиеся, хитовые песни и исполнять их хорошо узнаваемым голосом - это главный источник богатства и миллионных гонораров музыкальных мировых знаменитостей. А самый лучший, «денежный» и «богатый» музыкальный инструмент вкупе с оригинальным авторским творчеством- это, конечно же, человеческий голос.

К сожалению, классические и джазовые музыканты зарабатывают в сотни, в тысячи раз меньше, чем поп-звезды(хотя, состояние знаменитого российского альтиста Юрия Башмета оценивается в 3 млн.$, но это, скорее, исключение, чем правило). Практически все деньги в этой индустрии сконцентрированы в поп-музыке.

Поэтому, если ваш ребенок с детства любит петь, а в подростковом возрасте начинает писать песни в поп-роковой стилистике, и у него есть настоящий талант, то это самый верный путь взобраться на музыкальный Олимп, в том числе, и в финансовом плане.

К сожалению, или к счастью, этого добиваются лишь единицы из тех, кто пишет в юности песни. Но ничто не мешает вашему подростку попробовать себя в этом направлении, если у него есть большое желание заниматься авторской музыкой.

Только нужно учитывать, что в России, в отличие от Европы и США, где иногда достаточно написать одну хитовую песню, чтобы потом вести безбедную жизнь за счет многочисленных авторских отчислений, практически невозможно заработать на музыкальном контенте.

Основной хлеб музыкантов в России - это концерты. Особо одаренные также зарабатывают на сочинении музыки к рекламным роликам и кинофильмам.

Не нужно заставлять ребенка учить ноты и поступать в музыкальные ВУЗы

Если внимательно изучить биографии знаменитых поп-рок музыкантов, то выяснится, что большинство из них никогда не учились музыке в каких-либо учебных заведениях, и не знали нот (например, величайшие мелодисты и композиторы XX века Пол Маккартни и Джон Леннон не были знакомы с нотной грамотой). Но это совсем не помешало им добиться большого успеха на музыкальном поприще. Они просто следовали за своим талантом, и учились музыке на практике, а не в теории.

Поэтому не нужно требовать от ребенка, увлекающегося музыкой и сочиняющего песни, обязательного поступления в какие-то музыкальные ВУЗы и изучения нотной грамоты. Количество самоучек, добившихся большого успеха в сфере поп-рок музыки, значительно превышает количество тех, кто учился величайшему в мире искусству в специальных заведениях.

Какие музыканты больше всего ценятся в России

К сожалению, в российской музыкальной индустрии больше всего ценятся не оригинальные таланты, а деньги и «распиаренность». Поэтому самые большие гонорарыв России зарабатывают те музыканты, кто чаще всего мелькает на телеэкране (Григорий Лепс, Стас Михайлов, Филипп Киркоров, Николай Басков, Дима Билан и другие) и те, в кого больше всего денег «вбухивают» продюсеры.

Но ничто не мешает вашему ребенку в будущем запеть по-английски, чтобы его таланты могли заметить на международном уровне, раз это не в состоянии сделать на родине, где ценятся совсем другие вещи. В любом случае, если у ребенка есть талант к написанию песен, нужно это всячески поощрять, вне зависимости от наличия или отсутствиявнешнего успеха и признания его творчества.

Как зарабатывает музыкой в России большинство выпускников музыкальных училищ и консерваторий

Но даже если вашему ребенку не удастся выйти на большую сцену, то это не значит, что он не сможет зарабатывать музыкой. Современная ивент-индустрия (сфера организации и проведения различных праздничных, деловых и рекламных мероприятий) дает отличную возможность получать приличные деньги многочисленным выпускникам музыкальных училищ, консерваторий и просто талантливым музыкантам-самоучкам.

Для этого нужно исполнять популярные песни и мелодии на свадьбах, корпоративах, юбилеях, презентациях, в ресторанах, кафе, торговых центрах и т.д. Нужно только правильно выбрать «денежный» музыкальный инструмент, востребованный в ивент-индустрии, как в сольном варианте, так и в составе музыкального коллектива.

Самый «денежный» музыкальный инструмент - это голос

Самый популярный музыкальный инструмент на праздничных мероприятиях - это, конечно же, человеческий голос. Обладатели роскошных тембров, умеющие хорошо петь, могут прилично зарабатывать на свадьбах и корпоративах, тратя, при этом, на трудовую деятельность минимум времени.

Проблема заключается только в том, что свадебных певцов и певиц слишком много, и выделиться среди них, чтобы получать много заказов на выступления, не так-то просто. Для этого нужно найти свою нишу, свой репертуар и своего заказчика. Тогда и можно будет получать за исполнение популярных песен приличные деньги.

Гораздо меньше конкуренция среди свадебно-корпоративных инструменталистов.
Какой же музыкальный инструмент выбрать ребенку, чтобы потом прилично зарабатывать в ивент-индустрии?

Тенор-саксофон - современный музыкальный свадебный король

Если когда-то главным музыкальным королем на свадьбах был баян, то сегодня звуковые ориентиры несколько сместились (хотя, баян и его ближайший родственник аккордеон по-прежнему очень востребован на свадьбах в сельской глубинке и в малых городах).

Одним из самых популярных свадебных инструментов является сейчас саксофон, и в частности, наиболее благозвучный и романтичный тенор-саксофон. Чуть менее востребован в ивент-индустрии более остро звучащий альт-саксофон.

Иногда поступают заказы на исполнение на свадьбах композиций на сопрано-саксофоне. Остальные представители семейства саксофонов (бас-саксофон, контрабас-саксофон и баритон-саксофон) на подобных мероприятиях не появляются, хотя, бывают исключения.

В любом случае, если ваш ребенок прилично освоит тенор-саксофон и научиться играть на нем красивым, роскошным, сочным звуком популярные мелодии (что на самом деле не так сложно, поскольку это не импровизация и не сочинение музыки), то у него будут все шансы успешно войти в ивент-бизнес. Он будет хорошо зарабатывать на свадьбах и корпоративах, тратя на это минимум рабочего времени.

Например, мои знакомые саксофонисты, играющие на свадьбах, корпоративах и презентациях зарабатывают по 50-60 тыс. руб., работая всего по 8-10 часов в месяц! (один час их выступления стоит от 6 тыс. руб.). За такую зарплату многим менеджерам по продажам и представителям офисного «планктона» приходится высиживать целый месяц, работая в рамках стандартной 40-часовой рабочей недели.

Представляете, сколько свободного времени появляется? Достаточно два раза в неделю сыграть по часу на свадьбе или корпоративе, чтобы вести вполне комфортный образ жизнь. При этом, можно еще прилично зарабатывать, давая частные уроки игры на саксофоне.

Другие музыкантам, играющим на духовых инструментах (флейтистам, кларнетистам, тромбонистам, гобоистам и т.д.) повезло гораздо меньше. Их крайне редко приглашают на свадьбы и корпоративы, только если в составе какого-нибудь музыкального коллектива.

Скрипка - музыкальная свадебная королева

Среди струнных инструментов наибольшей популярностью в ивент-индустрии пользуется, конечно же, скрипка. Это настоящая музыкальная королева свадебно-корпоративной сферы. Если на «саксах» в основном играют мужчины, то среди свадебных скрипачей много представителей обоих полов.

Другие классические струнные инструменты (виолончель, альт), чаще всего, приглашаются на подобные мероприятияв составе струнных трио и квартетов.

Один из самых популярных инструментов в мире - синтезатор, как ни странно, не слишком востребован в сольном варианте на мероприятиях. Как правило, пианистов и клавишников приглашают поиграть для фона в кафе и рестораны, но не на свадьбы и корпоративы.

Гораздо большей популярностью пользуются «поющие клавишники», которые знают много популярных песен, и могут заполнить паузы на праздниках инструментальной музыкой.

Главный инструмент поп-рок музыкантов гитара (как акустическая, так и электрическая), чаще всего, приглашается на праздничные мероприятия в составе дуэтов и музыкальных коллективов, либо же, как аккомпанемент для певца.

Если ваш подросток играет в рок-группе, то он вполне может прилично зарабатывать с ней на свадьбах и корпоративах, исполняя кавер-версии популярных песен.Правда, поскольку выступление музыкальных групп стоит в 4-5 раз дороже, чем выступление сольного музыканта, то приглашают их на свадьбы и корпоративы значительно реже, чем сольных инструменталистов и вокалистов.

Тем, кто играет на экзотических инструментах, к сожалению, приходится искать иные источники заработка (например, они могут периодически подрабатывать в качестве студийных музыкантов). Музыкальные знатоки и любители экзотики среди молодоженов, к сожалению, встречаются очень редко.

Инструменталисты могут зарабатывать в любом уголке планеты

Лучше всего, конечно, если ваш ребенок станет мультинструменталистом,будет уверенно владеть несколькими инструментами (на одних он будет зарабатывать, а на других - играть для души), и знать огромное количество популярных мелодий. Тогда он точно сможет прокормить себя музыкой. Причем, не только в России, но и в любом уголке планеты, поскольку инструментальная музыка - это универсальный язык, понятный всем жителям Земля без каких-либо слов.

Пусть лучше музыка будет любимым увлечением, чем нудной «обязаловкой»

Но даже если он не сможет пробиться на большую сцену, и не захочет играть на «денежных» инструментах, а будет писать сложную, экспериментальную музыку, которую невозможно продать, не нужно из-за этого переживать. Пусть лучше величайшее в мире искусство станет для него любимым увлечением и страстью, чем нудной «обязаловкой» по исполнению чужих песен с целью срубить побольше «бабла». Только вот зарабатывать на жизнь ему придется в какой-то другой сфере.


Статья предоставлена:

Алексей Кормушкин,
специально для ДЕТИНФОРМ

Актуальные вопросы

здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет, состояние болезнетворное. (Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

Прочитать ответ

Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?

Знаете ли вы, где расположен самый большой музыкальный инструмент в России? Этот огромный орган установлен в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки. Орган весит 30 тонн, общая высота составляет около 15 метров, как у пятиэтажного дома, общее число труб в органе - шесть тысяч. Самые большие трубы достигают в длину 10 метров. Давайте познакомимся с этим удивительным инструментом поближе и даже заглянем внутрь.


2. Проект органа Московского Международного Дома Музыки разрабатывался специально для Светлановского зала задолго до открытия концертной площадки.
«Зал и орган должны создаваться вместе, одновременно, как бы друг для друга», – объясняет Павел Николаевич Кравчун, доцент кафедры акустики МГУ и главный смотритель органов Московского международного Дома музыки, участвовавший в создании инструмента.

3. Орган построен в Германии всемирно известным консорциумом немецких фирм Glatter Gotz (Овинген) и Klais (Бонн). Он был изготовлен и первоначально смонтирован в Бонне весной 2004 года, летом перевезен в Москву. Полгода длилась установка и настройка инструмента. Торжественная церемония открытия органа состоялась 21 декабря 2004 года, весной следующего года в Светлановском зале прошел первый органный фестиваль с участием выдающихся музыкантов из разных стран мира.

4. Пульт управления органом Дома музыки имеет четыре ручные клавиатуры (мануала), расположенные одна над другой, на каждой клавиатуре по 61 клавише. Еще 32 педальные клавиши есть на ножной (педальной) клавиатуре. Помимо этого на пульте есть множество вспомогательных кнопок и рукояток.

5. При помощи рукояток можно включать или выключать соответствующий регистр, то есть группу труб одного тембра. Всего таких регистров здесь 84 и еще два звукоизобразительных. Каждый регистр составляет как бы отдельный музыкальный инструмент, например, флейту, гобой или даже рождественские колокольчики. Получается, что рукоятки включают нужные регистры, а клавиши открывают доступ воздуха в трубы конкретных тонов. Если регистры выключены, при нажатии клавиши орган звучать не будет.

6. За каждой клавиатурой закреплена определенная группа труб. Связь клавиш с клапанами, открывающими доступ воздуха в большую часть труб – механическая. Поэтому, чем дальше трубы находятся от исполнителя, тем тяжелее нажимаются клавиши, отвечающие за них. К примеру, первая клавиатуры связана с трубами, находящимися в метре от органиста, ее клавиши нажимаются легко и беспрепятственно. А за самые крайние трубы, расположенные в верхней части органа, отвечает четвертая клавиатура – там клавиши продавливаются с некоторым трудом (еще бы: от нее до труб 13 метров вверх и еще несколько метров налево и направо).
Для регистров «шамад» и наиболее низкозвучащих регистров педалей организована электрическая связь, так как давление воздуха создает большую силу на клапанах.

7. За подачу воздуха в трубы отвечают три огромных вентилятора. Раньше, до появления электрических двигателей, воздух в органы нагнетался специально обученными людьми, которые топали по огромным насосам - мехам.

8. Играют на органе руками и ногами одновременно. Возможности и звучание инструмента поражают. Диапазон этого органа от инфразвука (8 герц) до ультразвука. По громкости звучания орган сопоставим с целым симфоническим оркестром.

9. Вот так выглядит запись произведения для органа. Учитывая, что все органы разные, очень многое в исполнении зависит от конкретного органа и органиста.

10. Для ног есть своя педальная клавиатура.

11. Также ногами можно управлять громкостью звучания.

12. Павел Николаевич - прекрасный рассказчик и очень увлеченный человек. Органы - это вся его жизнь. Заинтересовался он этим инструментом еще будучи школьником, из-за органа поступил на кафедру акустики физфака МГУ, сейчас он ведущий специалист по органам в России. Нам очень повезло с экскурсией.

13. Несколько слов о зале. Он отделан лиственницей для лучшего звучания.

14. Для лучшей акустики многие панели закреплены под углами.

15. Но это еще не все. Для того, чтобы во всем зале была хорошая акустика, используется специальная система Constellation. Принцип работы Constellation можно описать следующим образом. Микрофоны снимают звук в определенных участках зала, далее процессор обрабатывает этот звук по определенному алгоритму и отправляет его на громкоговорители, расположенные в зале. Таким образом, можно моделировать и управлять акустикой помещения.

16. В зависимости от настроек, можно достичь звучания как в соборе или в огромном зале, размеры которого в несколько раз превышают реальные размеры зала.

17. А теперь отправимся посмотреть, как выглядит орган с другой стороны. Поднимемся на лифте на несколько этажей вверх.

18. Вот так выглядит орган изнутри. Огромное число труб и хитросплетения механизмов.

19. От клавиш к трубам идут механические тяги. При нажатии на клавишу, открываются заслонки, и трубы звучат.

20. Тяги сделаны из дерева. Попытки заменить дерево металлическими тросиками успехом не увенчались, металл слишком чувствителен к перепадам температур.

21. Трубы в органе выполнены из разных материалов, есть металлические из сплава олова со свинцом и деревянные - из груши, сосны и дуба. От конструкции трубы, материала и размера зависит тембр и высота звучания.

22. Толщина стенок металлических труб всего 0,5 миллиметра, сплав очень мягкий, если неосторожно дотронуться до трубы, можно оставить вмятину.

23. Орган довольно «метеочувствительный» прибор, перепады температуры и влажности могут отразиться на качестве звучания. Поэтому за микроклиматом следят очень тщательно.

24. Конструкция труб предусматривает возможность настройки. У разных труб он разный, какие-то снабжены специальными язычками, самые маленькие трубы нужно развальцовывать или завальцовывать.

25. Настройка органа длится несколько часов и производится перед каждым концертом. Нужно иметь колоссальное терпение, чтобы настроить орган.

26. Вот так выглядит «ротик» трубы. Через него труба «поет».

27. Самые маленькие трубы имеют размер в несколько сантиметров. Даже удивительно, что эти малютки могут звучать на весь зал.

28. Помните торчащие вперед трубы на фасаде? Вот так они выглядят с балкончика изнутри органа.

29. В общем, инструмент фантастический, обязательно нужно его послушать.

30. Большое спасибо Московскому Международному Дому Музыки за интереснейшую экскурсию.

И очень короткое видео:

Древнегреческая легенда рассказывает, что первый музыкальный инструмент был создан богом Паном, который гулял в лесу у реки, сорвал тростник и начал в него дуть. Оказалось, что трубочка тростника способна издавать чарующие звуки, которые складывались в красивые мелодии. Пан срезал несколько веток тростника и соединил их между собой, создав первый инструмент – прообраз флейты.

Таким образом, древние греки верили, что первым музыкальным приспособлением была флейта. Возможно, так и есть – по крайней мере, это самый старый зафиксированный исследователями инструмент. Его древнейший экземпляр был найден на юге Германии, в пещере Холи Фелс, где проводятся раскопки доисторического поселения людей. Всего в этом месте нашли три флейты, вырезанные из бивня и имеющие несколько отверстий. Также археологи обнаружили обломки, принадлежавшие, по-видимому, таким же флейтам. Радиоуглеродный анализ помог определить возраст этих инструментов, и самый старый был датирован 40 тысячелетием до нашей эры. Пока это самый древний инструмент, который нашли на Земле, но возможно, другие экземпляры просто не сохранились до наших дней.

Похожие флейты и дудки находили на территории Венгрии и Молдавии, но они были изготовлены в 25-22 тысячелетиях до нашей эры.

Кандидаты на звание самых древних музыкальных инструментов

Хотя пока флейта считается самым древним музыкальным инструментом, не исключено, то на самом деле первым был изготовлен барабан или любое другое приспособление. Например, австралийские аборигены уверены, что их национальный инструмент под названием диджериду является древнейшим, его история уходит в глубину истории коренного населения этого материка, которая, по подсчетам ученых, насчитывает от 40 до 70 тысяч лет. Таким образом, вполне возможно, что диджериду действительно является древнейшим инструментом. Он представляет собой внушительный кусок ствола эвкалипта, в некоторых случаях достигающий трех метро в длину, с полой сердцевиной, выеденной термитами.

Так как диджериду всегда вырезаются из различных стволов с разной формой, их звучания никогда не повторяются.

Самые древние найденные барабаны датируются всего пятым тысячелетием до нашей эры, но ученые полагают, что это один из самых вероятных кандидатов на звание первого музыкального инструмента. О его длительной истории говорят как большое разнообразие видов современных барабанов и их почти повсеместная распространенность, так и простая и незамысловатая конструкция, которая позволила бы даже самым древним предкам людей играть мелодии с помощью нехитрых приспособлений. Кроме того, доказано, что во многих культурах барабанная музыка составляла очень важную часть жизни: она сопровождала все праздники, свадьбы, похороны, войны.

Люди открыли для себя чарующие звуки музыки еще в древние времена. В древнегреческих мифах искусством игры на различных музыкальных инструментах владели как боги, так и смертные. Ни одно пиршество не обходилось без свирелей, тимпанов и флейт, которые скрашивали торжества царей и простых крестьян. Но какой же инструмент является на Земле самым древним?

Первые музыкальные инструменты

О существовании музыкальных инструментов в древние времена первыми рассказали археологи, которые находят почти во всех раскопках дудки, пищалки и другие предметы для музицирования. При этом подобные находки были обнаружены на тех территориях, где археологам удалось раскопать стоянки первобытных людей.

Некоторые найденные музыкальные инструменты археологи относят к эпохе верхнего палеолита – иными словами, эти инструменты появились за 22-25 тысяч лет до нашей эры.

Помимо этого, древние люди умели не только делать музыкальные инструменты, но и музыку к ним, записывая нотные знаки на глиняных табличках. Самая старая нотная запись на сегодняшний день была написана в 18 веке до нашей эры. Археологи нашли ее в раскопанном ими шумерском городе Ниппура, который когда-то находился на территории современного Ирака. Ученые Калифорнийского университета, расшифровавшие табличку с нотами в 1974 году, заявили, что на ней были записаны слова и музыка любовной ассирийской баллады для струнной лиры.

Самый древний музыкальный инструмент

В 2009 году археологи обнаружили в одной из пещер, расположенных на юго-западе Германии остатки инструмента, сильно напоминающего современную . Проведенные анализы и исследования показали, что возраст древней флейты составляет более 35 тысяч лет. В корпусе флейты было проделано пять идеально круглых отверстий, которые должны закрываться пальцами при игре, а на ее концах находились два глубоких пропила V-образной формы.

Длина музыкального инструмента составила 21,8 сантиметра, а толщина – всего 8 миллиметров.

Материал, из которого была сделана флейта, оказался не деревом, а из птичьего крыла. Этот инструмент на сегодняшний день является самым древним, однако не первым в истории археологических находок – также на раскопках неоднократно находили костяные дудки, полые звериные рога, трубы из ракушек, каменные и деревянные трещотки, а также барабаны, сделанные из шкур животных.

О происхождении музыки существует много легенд. Древние греки считали, что ее им даровали великие боги Олимпа, однако современные ученые провели ряд этнографических и археологических исследований. В результате этих исследований было установлено, что первая музыка появилась еще в первобытном обществе и использовалась в качестве колыбельной для убаюкивания .

Никто не может точно сказать, когда именно зародилась музыка, но известно, что она сопровождала человечество с глубокой древности. Еще на заре цивилизации выделились три способа музыкального звукоизвлечения: удар по звучащему предмету, колебание натянутой струны и вдувание воздуха в полую трубку. Так было положено начало трем разновидностям музыкальных инструментов – ударным, струнным и духовым.

Самыми первыми духовыми инструментами были полые кости различных животных. Например, самый древний , известный ученым – неандертальская дудочка – изготовлена из кости пещерного медведя. В своем развитии духовые инструменты принимали разные формы, но у различных народов в этом процессе наблюдались общие закономерности.

Флейта Пана

Научившись извлекать звук из трубки (сначала костяной, потом деревянной), человек захотел этот звук разнообразить. Он обратил внимание, что дудочки разной длины издают звуки разной высоты. Самым простым (и потому самым древним) решением было связать вместе несколько разных трубок и перемещать эту конструкцию вдоль рта.

Так родился инструмент, более всего известный под греческим названием сиринкс, или флейта Пана (по греческому мифу, ее создал бог Пан). Но не стоит думать, что такая флейта была только у греков – у других народов она существовала под иными наименованиями: екудучай в Литве, най в Молдавии, кугиклы в России.

Отдаленным потомком этой флейты является такой сложный и величественный инструмент, как орган.

Свирель и флейта

Чтобы извлекать звуки разной высоты, не обязательно брать несколько трубок, можно изменять длину одной, проделав на ней отверстия и перекрывая их пальцами в определенных сочетаниях. Так родился инструмент, который у русских получил название свирель, – , у белорусов – дудка, у – сопилка, у – саламури, у молдаван – флуэр.

Все эти инструменты держат поперек лица, это называется «продольной флейтой», но существовала и другая конструкция: отверстие, в которое вдувают воздух, находится в той же плоскости, что и отверстия для пальцев. Такая флейта – поперечная – получила развитие в академической музыке, современная флейта восходит именно к ней. А «потомок» свирели – блок-флейта – в состав симфонического оркестр не входит, хотя и используется в академической музыке.

Жалейка

Инструменты, о которых шла речь выше, принадлежат к числу свистящих, но бывает и более сложная конструкция: инструмент снабжается раструбом, в который вставляется язычок – тонкая пластинка (первоначально – из бересты), колебание которой делает звук более громким и изменяет его тембр.

Такая конструкция характерна для русской жалейки, китайского шэна. Существовали подобные инструменты и в Западной Европе, к ним восходят современные классические гобой и кларнет.

Рожок

Еще один вариант конструкции духового инструмента – дополнительная деталь, соприкасающаяся с губами музыканта, мундштук. Это характерно для рожка.

Рожок обычно ассоциируется с работой пастуха. Действительно, пастухи пользовались рожками, ведь звук у этого инструмента довольно сильный, его слышно на большом расстоянии. Этому способствует коническая форма.

Это лишь малая часть того разнообразия, которое представляют собой духовые инструменты разных народов.

Видео по теме

Источники:

  • Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах

Совет 4: Какие музыкальные инструменты считаются народными

Народные инструменты являются неотъемлемой частью традиционной культуры той или иной страны, однако для того чтобы понять, какие же инструменты можно считать народными, необходимо обратиться к истории и народной музыке.

Грубо говоря, музыкальным инструментом может называться все, что угодно, способное издавать звук более-менее приятный человеческому уху: ложка, нож, пила, палочки и так далее. Но все же, мы привыкли к более-менее стандартизированным приспособлением. Самый большой – это орган – огромное пианино со сложной системой труб, издающих звуки высокой мощности и широчайшего диапазона. Но какой музыкальный инструмент самый маленький? Давайте разбираться.

Губная гармошка – это инструмент, который вполне может поместиться у вас в кармане. Это плюс: её всегда можно иметь при себе, чем с удовольствием пользуются харперы – люди, профессионально играющие на этом необычном инструменте.

Несмотря не кажущуюся несерьезность, губную гармошку часто вводят в блюзовые, джазовые и даже роковые композиции. Многие российские музыканты неплохо играют на ней, к примеру, Борис Гребенщиков, Сергей Чиграков, Владимир Шахрин и многие другие.

Самая миниатюрная губная гармошка «Little Lady» имела длину 5 сантиметров и толщину – 1,5. Сделали её в Германии в 90-х годах 19 века, но она дожила до сих пор.

Губная гармошка в сознании большинства музыкантов инструмент несерьезный, народный или даже любительский. Треугольник же – дело другое. Несмотря на кажущуюся простоту, даже примитивность, он обладает сильным и ярким звуком. Партия треугольника, как бы забавно это не звучало, включена во многие классические произведения.

К примеру, «Танец Аниты» из драмы Грига «Пер Гюнт» и увертюра к «Вильгельму Теллю» без звука треугольника уже неполны. Его использовали Бетховен, Моцарт, Гайден и многие другие композиторы. А Лист даже написал произведение, которое музыканты называют «Концертом для треугольника» - Концерт №1 для фортепиано с оркестром. В нем этот несерьезный инструмент играет вполне серьезную роль.

Флейта – сама по себе миниатюрная, а уж пикколо ещё и называют маленькой флейтой. Этот миниатюрный инструмент имеет высокий, но приятный звук. Её часто можно встретить в симфонических оркестрах, но малышке редко отводится ведущая партия, чаще она просто дополняет другие инструменты. Вивальди, Шостакович, Равель и оценили нежную красоту этого инструмента.

Детская забава, свистулька, в умелых руках превращается в музыкальный инструмент с ярким и насыщенным звуком. Традиционная народная обычно изготавливается из дерева, глины, а теперь и пластмассы. Интересно, что из одной и той же свистульки можно извлечь широкий диапазон звуков, просто наливая внутрь немного воды. Тогда свист превращается в заливистые трели.

Этот простой и незатейливый музыкальный инструмент не встретить в симфонических оркестрах, но зато народные коллективы с удовольствием вставляют их, добавляя аутентичного звучания.

Инструменты, которые мы перечислили выше, - миниатюрны сами по себе. Конечно же, при желании можно сделать треугольник меньше, но они имеют свои стандарты и должны им подчиняться. Но есть инструменты, которые стали такими крошечными по воле создателей.

К примеру, Дастин Карр и Харольд Крейдхэд с кафедры нанотехнологии университета Корнелл представили публике наногитару. Она имеет полную длину около 10 микрометров, струны – около 10 атомов в диаметре. Тем ни менее, она играет, правда, пальцем её можно раздавить, даже не заметив, поэтому приходится использовать лазерный луч. Гитара издает звуки, но услышать его человеческое ухо не может, приходится использовать усилители.

Наноарфа

Сказать, что это просто маленький музыкальный инструмент, - значит, не сказать ничего. Для её изготовления взяли кристалл кремния, на котором и вытравили инструмент. Диаметр струн – действительно нано – 50 нанометров. Они издают звук в 380 миллионов герц. Играют на ней также как и на наногитаре – лазерным лучом.

Помимо миниатюрных и ультратехнологичных наноигрушек, есть и третья категория – уменьшенные копии обычных инструментов. Один из них – это саксофон-пикколо, который поместится на вашей обеденной тарелке. Его длина – 30 сантиметров. Это особенно заслуживает внимание, учитывая, что саксофон считается одним из сложнейших инструментов. Повторить его в миниатюре – настоящий подвиг.

Компания Sega Toys Co в 2006 году презентовала необычный музыкальный инструмент, пианино весом в 2 килограмма. На нем, как и полагается, 88 клавиш, каждый из которых имеет ширину 4 миллиметра. Играть на нем невероятно сложно, звук тоже не слишком привычен. Но зато для переноски такого пианино вам не потребуется грузчики.

Струнно-смычковая группа (контрабас, альт, виолончель и скрипка) сильно зависят от размера корпуса, ведь он резонирует и отражает звук. Некоторые мастера любят экспериментировать с размером и формой, добиваясь необычного звучания. Но в 1973 году Эрик Мэсснер пошел совсем уж не крайние меры: создал инструмент, длиной в 41 миллиметр. Удивительно, но эта виолончель во всем повторяет обычную, даже может играть, правда, в очень высоком диапазоне.

Качество инструмента не обязательно зависит от его размера, и найденные нами – прямое тому подтверждение.

Музыкальные инструменты люди не только изобретали и совершенствовали, они еще и пытались увеличить и уменьшить их размеры. А если самый маленький музыкальный инструмент еще и может извлекать какие-либо звуки, то желающих с ним познакомиться будет множество.

Самое маленькое фортепиано

Компания “Sega Toys” в 2006 году выпустила миниатюрное фортепиано, вес которого составляет 2,5 килограмма. Это самый маленький клавишный инструмент, на котором можно исполнить музыкальное произведение. Ширина каждой его клавиши – 4 мм, а всего их 88.

Самая маленькая гитара

В университете Корнелл в Нью-Йорке, на кафедре нанотехнологий была сотворена гитара из кремния размером в 10 микронов (это длина клетки крови). Она содержит 6 струн, каждая толщиной 50 нанометров и на ней даже можно играть, правда лазерным лучом.


Самая маленькая гармошка

Компания «Хохнер» с начала XIX века массово выпускает губные гармошки в виде брелока. Она называется «Маленькая Леди», содержит всего 4 отверстия и имеет диапазон в 1 октаву. Ее длина - 5 см, а ширина -15 мм.


Самая маленькая скрипка

Здесь мастера со всего мира устроили целое соревнование и рекорд постоянно меняется в меньшую сторону. Китайский мастер Чен, работая в течение 7 лет, создал 2-сантиметровую скрипку, а перед этим был инструмент 3,5 см длиной. Она выполнена из клена, является полностью рабочей, все части сделаны по настоящей технологии – только сложно понять, каким образом на ней можно играть. А вот те кто увлекается активным спортом может узнать правила в страйкболе – понятно, кратко, быстро и пойти играть в любимую игру.


Американец-миниатюрист Девид Эдвардс побил его рекорд, создав скрипку диной 1,5 см. Она является копией творений Страдивари и стоит всего 1000 фунтов.


Украинский мастер Михаил Маслюк из Жмеринки еще в 80-е годы изваял скрипку высотой в 11,5 мм. Только на копеечной монете их разместится 5 штук.

Николай Срядистый, житель Киева, постоянно соревновался Маслюком и создал скрипку, которая помещается в игольном ушке и имеет размер 3,5 мм. Она полностью копирует известную скрипку Страдивари и состоит из 50 частей.


Самая маленькая балалайка

С балалайкой произошла та же история. Сначала Маслюк изготовил музыкальный инструмент размером с маковое зерно. Срядистый поместил балалайку в футляр, а его в маковую скорлупу. Жмеринский «левша» выполнил музыканта, сидящего на стуле, играющего на балалайке и смотрящего в пюпитр – и все это в маковой скорлупе.


Микрониум

В голландском университете Трента города Энсхеде группой студентов был изобретен прибор по технологии устройства микросхем. Инструмент состоит из струн, каждый длиной до 1 мм и толщиной в несколько микрометров (что в десять раз тоньше человеческого волоса). На этих струнах зафиксированы небольшие гребенки и грузики. Управляя ими с компьютера, при помощи электростатической силы можно получать звуковые колебания.


Сами вибрации длиной всего несколько микрометров, но компьютер усиливает звук так, что человеческое ухо его различает. Каждый чип содержит определенную тональность, а несколько сотен способны воспроизвести целый музыкальный оркестр.

Студенты уже исполнили на нем специальную композицию «Импровизация для Микрониума». При создании самого маленького в мире музыкального инструмента старались достигнуть полной стерильности, а затем устройство поместили в вакуум, чтобы никакие частички пыли не повлияли на качество звучания.


Кроме мирового рекорда «самый маленький музыкальный инструмент» этот прибор можно считать началом эры нанотехнологий в музыке - любой звук, порождаемый инструментом, не лишен шумов и линейных искажений в записи, а рожденный в вакууме будет воспроизводиться на порядок чище.