Румба детский музыкальный инструмент. Энциклопедия танца: Румба

Румба детский музыкальный инструмент. Энциклопедия танца: Румба
ИСТОРИЯ ТАНЦЕВ

Румба
Год создания: 1913

Румба - это танец африканских негров, привезенных на Кубу в конце прошлого века. Танец почеркивает движения корпуса, а не ног. Сложные, накладывающиеся друг на друга ритмы, выстукиваемые горшками, ложками, бутылками... были более важны для танца, чем мелодия.

Румба появилась в Гаване в 19-ом веке в комбинации с европейской Contradanza. Название "Rumba", возможно, происходит от названия танцевальных групп в 1807 году - "rumboso orquestra" , хотя в Испании слово "rumbo" означает "путь" (в русском морской аналог - "румбы", то есть направление), а "rumba" - " куча мала", и "rhum" - это сорт ликера, популярный в Карибском бассейне, при этом любое из этих слов могло использоваться для описания этого танца. Оригинальный смысл названия, по моему мнению, это "путь души".

У танца два источника - испанский и африканский: испанские мелодии и африканские ритмы. Хотя основы танца - кубинские, многие движения появились на других карибских островах и в Латинской Америке вообще. Сопровождающие музыкальные инструменты - maracas, claves, marimbola , и барабаны.

Движение плечей и сокращение боков в танце - это движения рабов под тяжелой ношей груза в руках. Движение "Cucaracha" (кукарача) - это имитация раздавливания тараканов. Спот-поворот ("Spot Turn") на кубинском селе залихватски танцевался вокруг обода колеса телеги! Популярная мелодия румбы "La Paloma" была известна на Кубе с 1866 года. Вариант румбы, похожий на тот, который танцуется сегодня, появился в США в 1930-ых, как соединение этой сельской румбы с Guaracha, Cuban Bolero (никак не связанному с Spanish Bolero), в дальнейшем добавились Son и Danzon. После первой мировой войны появился танец "Son", танец кубинского среднего класса - с ритмом помедленнее. Еще медленнее - "Danzon", танец богатого, солидного Кубинского общества с очень маленькими шагами, когда партнерши тщательно сгибают и разгибают ноги, показывая их стройность, грациозность и длину.

Американская румба - измененная версия танца "Son". Первая серьезная попытка популяризовать румбу в США была в 1913 (Lew Quinn and Joan Sawyer). Десятью годами позже руководитель оркестра Эмиль Колеман специально пригласил музыкантов, играющих румбу, и пару танцоров румбы. В 1925 Benito Collada открыл Клуб El Chico в Greenwich. Оказалось, что еще никто в Нью-Йорке не умеет танцевать румбу!

Реальный интерес к латинской музыке появился приблизительно с 1929 года. В конце 1920-ых Xavier Cugat сформировал оркестр, который играл только латиноамериканскую музыку в Coconut Grove (кокосовой роще) в Лос-Анджелесе и играл в ранних звуковых фильмах, например "В веселом Мадриде" ("In Gay Madrid"). Позже в 1930-ых, Cugat играл в Waldorf Astoria Hotel в Нью-Йорке. К концу десятилетия его оркестр был признан лучшим латиноамериканским оркестром десятилетия.

В 1935 Джордж Рафт (George Raft) сыграл роль учтивого танцора в фильме "Rumba" , первом фильме, в котором герой получает в награду героиню из-за их общей любви к танцам.

Через 52 года - фильм "Грязные танцы", когда опытный преподаватель соблазняет начинающую, затем "Strictly Ballroom" c аналогичным сюжетом, и два фильма с обратными сюжетами, когда партнеры - почти начинающие - "Dance with me" 98 года и "Let"s it be me".

В Европе румба появилась благодаря энтузиазму и блестящим интерпретациям Пьера Лавелла (Pierre Lavelle) - ведущего английского преподавателя латиноамериканских танцев . Он посетил Гавану в 1947, оказалось, что румба на Кубе выполняется с акцентом на счет "два", а не на "раз", как в американской румбе . Эту технику с названиями основных фигур, полученных от Pepe Rivera из Гаваны, он стал преподавать в Англии. В 50-ых он со своей партнершей и женой Дорис Лавелл очень много выступал с показательными выступленями и уроками латиноамериканских танцев в Лондоне. С нововведением - только перенос веса на счет "раз", без фактического шага, танец приобрел очень чувственный и романтический характер . Счет "раз" - самый сильный счет в румбе, не делая шаг на этот счет, мы подчеркиваем музыкой активное движение бедер. Вместе с медленным темпом музыки и музыкальным акцентом на работу бедер танец приобретает лирический характер. Шаги делаются на счет 2, 3 и 4. Колена выпрямляются и сгибаются на каждом шаге, повороты выполняются между счетами. Вес корпуса находится впереди, все шаги делаются с носка.

Pierre Lavelle представил истинную "кубинскую румбу", которая после долгих споров была официально признана и стандартизирована в 1955.

Румба - дух и душа латиноамериканской музыки и танца. Очаровательные ритмы и движения тела делают румбу одним из наиболее популярных бальных танцев, многие партнерши считают этот танец самым любимым.

Румба – это танец для пары, который имеет африканские корни. К особенностям данного танца следует отнести плавные и чувственные движения тела, соединённые с широкими шагами. Самой популярной мелодией для румбы считается, известная во всём мире «Guantanamera», автором которой является Жозеито Фернандес. Эта мелодия до сих пор считается классикой румбового жанра.


Есть несколько разновидностей румбы: бальная, африканская, кубинская и цыганская румба. Все эти разновидности имеют одни корни, но являются абсолютно разными как по музыке, так и по движениям.

История Румбы

Танец этот появился на Кубе в девятнадцатом веке в сочетании с европейским контрадансом. Название танца идёт, по видимому, от наименования танцевальных групп в начале 19 века - «rumbosoorquestra», но с испанского «румба» переводится как путь.

Виды румбы

На Кубе существовало три варианта этого танца, но самой известной была румба Гуагуанко, когда партнёр следует за дамой, пытаясь соприкоснуться с ней бёдрами, а она всячески пытается этого избежать. Название танца любви румба и получила, наверное, из-за этого несколько дерзкого изображения ухаживания партнёра и сдержанной страсти партнёрши, которую она не демонстрирует столь ярко. Когда румба была привезена в Америку, она претерпела некоторые изменения, и ярко-выраженная сексуальность кубинцев сменилась сдержанностью и менее пылким стилем американцев. Распространение по всему миру получил именно этот вариант румбы, найдя своих ценителей среди многих поколений танцоров и любителей латиноамериканских танцев вообще.

Музыкальное сопровождение Гуагуанко выражается в ритме африканских барабанов, накладывающихся на ритм clave (смещённый акцент, известный как 2/3). Иногда такую румбу танцуют под простое пение испанских мелодий, наложенных на ритмы барабанов. Исполнение может быть выполнено одним или несколькими солистами, которые по ходу песни придумывают слова.

Ритм этого танца базируется на ритме RumbaSon.

Румба и ча-ча-ча

В начале истории этого танца, румба мало чем отличалась от ча-ча-ча, поэтому музыка практически была одна и та же и вся попадала под категорию румбы. Но в последствие танцы были чётко разграничены, румба стала намного медленнее, приобрела минорный характер. А ча-ча-ча, наоборот, убыстрилась, больше стало в ней мажорного настроения.

Поэтому старые румбы, в нашем современном понимании, следует трактовать как ча-ча-ча, а иногда они даже нельзя квалифицировать ни как один, ни как другой танец, настолько они своеобразны. Примером тому может служить «Guantanamera», больше известная в варианте ча-ча-ча или «Кукарача», которая считалась румбой, а на самом деле не является ни той, ни другой.

Получается, что румба пришла к нам с религиозными ритуалами, развилась на основе ярких ритмов и хоров или к румбе, можно сказать, относятся все танцы, созданные кубинцами. Сегодня этот танец известен по всему миру. Сначала его танцевали в кабаре, потом он пришёл и на телевидение. Есть и вариант бальной румбы, которая много отличается от кубинского варианта.

Бальная румба

Эмоциональное содержание этого танца отличается более глубокими эмоциями. В ходе своего развития румба напиталась многими чертами, которые больше характерны для блюза. Мнение, что румба – это танец любви, подтверждается ярко выраженным эротическим характером танца и драматизмом музыки, создающими исключительный эстетический эффект. Румба в самом начале своей истории была танцем свадебным, демонстрирующим своими движениями обязанности супругов. Современные румбы также интересны своей стилистикой, но впечатления такого яркого, увы, не оставляют.

rumba ) - у этого слова есть два различных значения.

Одно из них относится к направлению танцев и музыке, родившихся на Кубе. Наиболее известным из них является rumba Guaguanco. Так же популярными являются rumba Yambu и rumba Columbia. Каждый из этих видов румбы имеет свою стилистику музыки и танцевания, но в целом они очень близки.

Другое значение появилось сравнительно недавно и относится к танцу из программы бальных танцев, который входит в программу соревнований. В этом значении румба является самым медленным из пяти танцев соревновательной латино-американской программы (остальные четыре - пасодобль, самба, ча-ча-ча и джайв). Танец и музыка румбы из соревновательной программы латино-американских танцев происходят от кубинских музыкальных стилей и танцев болеро и сон.

Стилистика румбы

Румба и ча-ча-ча

Изначально не существовало четкого разделения танцев румба дансона и ча-ча-ча , из-за чего вся музыка, характерным образом обыгрывавшая первую долю (несколько ударов из затакта , приводящих к первой доле), подпадала под категорию румбы. Со временем танцы четко разделились. Музыка румбы дансона приобрела более медленный темп , стала сочиняться, как правило, в минорном ладу , и приобрела своё обыгрывание первой доли (ударные: восьмая, восьмая, восьмая, четверть - первая доля). Музыка ча-ча-ча стала быстрее, сочиняется как в мажорном, так и в минорном ладу и имеет собственное, очень выраженное и подчеркнутое обыгрывание первой доли (восьмая, восьмая, четверть - первая доля, так называемое - «ча-ча-ча» или «ча-ча-раз»).

В связи с этим многие знаменитые в прошлом румбы с современной точки зрения следует считать скорее ча-ча-ча или даже вообще невозможно четко классифицировать как один из этих танцев. Так, например, знаменитая мелодия «Кукарача», считавшаяся румбой, не является ни ею, ни ча-ча-ча с современной точки зрения. «Guantanamera» более известна в варианте ча-ча-ча, а не румбы.

Таким образом, румба обязана своим рождением религиозным ритуалам, развивалась она на базе ярко выраженных ритмов и хоровых голосов. Также можно сказать, что румбой в какой-то степени являются все те танцы, которые были созданы кубинцами.

В настоящее время этот танец известен на всех континентах. Сначала он пришел в кабаре, а затем на телевидение. Существует бальная румба, но она существенно отличается от аутентичного кубинского варианта.

Виды румбы

В начале XIX века на Кубе существовало три варианта румбы, но широкую известность получила румба Гуагуанко (Guaguanco), танец, во время которого кавалер следует за дамой в поисках соприкосновения бедрами, а дама старается этого избежать. В этом танце дама как бы является объектом дерзкого ухаживания и старается сдержать страсть своего партнера. Возможно из-за этого за румбой и закрепилось название - «танец любви».

Также на Кубе существовали различные виды румбы, которые танцевались на праздниках и просто сборищах людей на улице. Ярким представителем является Румба Миметика, в которой изображаются различные сцены из жизни простых людей (Papilote, Mama"buela, Gavilan)

Коренную эволюцию румба претерпела, будучи вывезенной в США. Наравне с экспансивной, эротичной кубинской появилась Румба американская – с более сдержанными движениями и стилем. Именно этот вариант румбы и распространился по всему миру, завоевав сердца нескольких поколений танцоров и просто ценителей латиноамериканской культуры. Гуагуанко в основном состоит из ритмов африканских барабанов, которые накладываются на ритм клавэ (clave), представляющий смещенный акцент, известный как 3-2. Пение без музыкального сопровождение напоминает старинные испанские мелодии, которые накладываются на ритмы африканских барабанов. Исполняется гуагуанко одним или несколькими солистами, тему и слова придумывают по ходу исполнения песни. Структура ритма гуагуанко основывается чаще всего на ритме румбы сон (Rumba Son).

Румба в академической музыке

Румба использовалась в некоторых сочинениях композиторов XX в., например, в балете Д. Мийо «Сотворение мира» (1923) и в финале его Второго фортепианного концерта.

Эмоциональное содержание танца

Среди всех бальных танцев румба характеризуется наиболее глубоким эмоциональным содержанием. В ходе своей эволюции румба приобрела многие черты, характерные для блюза . Существует расхожий штамп, что «румба - танец любви». Контраст ярко выраженного эротического характера танца и драматического содержания музыки создаёт неповторимый эстетический эффект. Вопреки всеобщему мнению о том, что движения в румбе - это танцевальное воплощение эротических чувств, румба изначально была свадебным танцем, а её движения обозначали не что иное как семейные обязанности супругов. Немногочисленные современные румбы, написанные в мажоре , имеют свою изюминку, но не оставляют такого глубокого впечатления.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Румба и ча-ча-ча

Изначально не существовало четкого разделения танцев румба дансона и ча-ча-ча , из-за чего вся музыка, характерным образом обыгрывавшая первую долю (несколько ударов из затакта , приводящих к первой доле), подпадала под категорию румбы. Со временем танцы четко разделились. Музыка румбы дансона приобрела более медленный темп , стала сочиняться, как правило, в минорном ладу , и приобрела своё обыгрывание первой доли (ударные: восьмая, восьмая, восьмая, четверть - первая доля). Музыка ча-ча-ча стала быстрее, сочиняется как в мажорном, так и в минорном ладу и имеет собственное, очень выраженное и подчеркнутое обыгрывание первой доли (восьмая, восьмая, четверть - первая доля, так называемое - «ча-ча-ча» или «ча-ча-раз»).

В связи с этим многие знаменитые в прошлом румбы с современной точки зрения следует считать скорее ча-ча-ча или даже вообще невозможно четко классифицировать как один из этих танцев. Так, например, знаменитая мелодия «Кукарача», считавшаяся румбой, не является ни ею, ни ча-ча-ча с современной точки зрения. «Guantanamera» более известна в варианте ча-ча-ча, а не румбы.

Таким образом, румба обязана своим рождением религиозным ритуалам, развивалась она на базе ярко выраженных ритмов и хоровых голосов. Также можно сказать, что румбой в какой-то степени являются все те танцы, которые были созданы кубинцами.

В настоящее время этот танец известен на всех континентах. Сначала он пришел в кабаре, а затем на телевидение. Существует бальная румба, но она существенно отличается от аутентичного кубинского варианта.

Виды румбы

В начале XIX века на Кубе существовало три варианта румбы, но широкую известность получила румба Гуагуанко (Guaguanco), танец, во время которого кавалер следует за дамой в поисках соприкосновения бедрами, а дама старается этого избежать. В этом танце дама как бы является объектом дерзкого ухаживания и старается сдержать страсть своего партнера. Возможно из-за этого за румбой и закрепилось название - «танец любви».

Также на Кубе существовали различные виды румбы, которые танцевались на праздниках и просто сборищах людей на улице. Ярким представителем является Румба Миметика, в которой изображаются различные сцены из жизни простых людей (Papilote, Mama"buela, Gavilan)

Коренную эволюцию румба претерпела, будучи вывезенной в США. Наравне с экспансивной, эротичной кубинской появилась Румба американская – с более сдержанными движениями и стилем. Именно этот вариант румбы и распространился по всему миру, завоевав сердца нескольких поколений танцоров и просто ценителей латиноамериканской культуры. Гуагуанко в основном состоит из ритмов африканских барабанов, которые накладываются на ритм клавэ (clave), представляющий смещенный акцент, известный как 3-2. Пение без музыкального сопровождение напоминает старинные испанские мелодии, которые накладываются на ритмы африканских барабанов. Исполняется гуагуанко одним или несколькими солистами, тему и слова придумывают по ходу исполнения песни. Структура ритма гуагуанко основывается чаще всего на ритме румбы сон (Rumba Son).

Румба в академической музыке

Румба использовалась в некоторых сочинениях композиторов XX в., например, в балете Д. Мийо «Сотворение мира» (1923) и в финале его Второго фортепианного концерта.

Эмоциональное содержание танца

Среди всех бальных танцев румба характеризуется наиболее глубоким эмоциональным содержанием. В ходе своей эволюции румба приобрела многие черты, характерные для блюза . Существует расхожий штамп, что «румба - танец любви». Контраст ярко выраженного эротического характера танца и драматического содержания музыки создаёт неповторимый эстетический эффект. Вопреки всеобщему мнению о том, что движения в румбе - это танцевальное воплощение эротических чувств, румба изначально была свадебным танцем, а её движения обозначали не что иное как семейные обязанности супругов. Немногочисленные современные румбы, написанные в мажоре , имеют свою изюминку, но не оставляют такого глубокого впечатления.

Румба - это танец эмоций, сочетание страсти, ритма, чувствительности. Широкая гамма разнообразных оттенков данного танца позволяют передать в плавных движениях все страстные чувства двух партнеров.

История возникновения танца

Румба была станцована впервые в 1913 году. Изначально данный танец являлся ритуальным танцем африканских негров. В 19 веке он был привезен на Кубу. По многим источникам, свое название «Rumba» танец получил в 1807 году, как производное от названия "Rumboso Orguesta" - ансамблей, которые исполняли музыку в стиле современной румбы.

С испанского “rumba” переводится как «путь». Название воистину передает весь смысл хореографии. Путь души - что может более охарактеризовать этот танец? В начале 30-х годов румба являлась смесью основной румбы с гуарачей, кубинским балеро и соном. Полноценный вариант румбы был разработан после Второй Мировой войны Пьером Лавелем, мастером одной из самых известных в то время танцевальных школ в Лондоне.

Сегодня румба входит в конкурсную программу латиноамериканских бальных танцев.

Что такое румба?

Румба среди всех бальных танцев характеризуется наиболее глубоким эмоциональным содержанием. Также, в ходе своего усовершенствования, этот танец приобрел многие черты, свойственные блюзу. Неповторимый эстетический эффект танца создает ярко выраженный эмоциональный характер и довольно драматическое содержание музыки. Румба, по праву, занимает место одного из самых ярких танцев любви. но эта любовь скорее не нежная и счастливая, а страстная и несчастная.

Нужно отметить, что долгое время данный танец являлся свадебным танцем кубинских молодоженов. Его движения выражали не что иное, как неудержимое страстное чувство двух влюбленных сердец.

Яркой чертой кубинской румбы является четкий ритм и плавные, но в тоже время строгие движения. Современные румбы, написанные в мажоре, не вызывают бурю эмоций, хотя также имеют свою изюминку. Нужно отметить, что Rumba - это название целого класса танцев, а именно: Афро-Кубан, Сон, Сон-Монтуно, Конга, Гваджира, Данзон, Мамбо и многие других.

Виды

На Кубе существовало три вида танца румба, но самой популярной, которая получила довольно широкую известность и любовь, являлась румба Гуагуанко (Guanguanco). В данном виде танца страстный кавалер следует за своей дамой в поисках сближения, соприкосновения бедрами, а дама одновременно и дразнит его, и старается избежать соприкосновений.

Также сердца многих поколений танцоров и ценителей латиноамериканской культуры завоевала американская Rumba. В американском виде исполнения этого танца прослеживается более сдержанный, без эротических движений стиль. Именно такое исполнение распространилось в последствии по всему миру.

Особенности румбы

Этот танец довольно характерен своей манерой и техникой исполнения основных шагов. Схему исполнения танца нельзя назвать легкой. Шаги, при исполнении румбы, делаются на счет 2, 3 и 4. На каждом шаге сгибаются и выпрямляются колени, между счетом выполняются повороты. Все шаги делаются с носка, а вес корпуса находится впереди.

Музыкальный размер танца - 4/4, с довольно выраженным акцентом на 4-ом ударе каждого такта. Темп исполнения 25-27 тактов в минуту.

Основными шагами румбы являются:

1. Ход вперед

Двигая левую ногу вперед, скользя по полу носком, а затем подушечкой стопы оказываем давление на пол. При завершении шага выпрямляем левую ногу и опускаем каблук

2. Ход назад

Ход левой стопой назад, без изменения корпуса, сначала подушечкой, потом носком стопы с малым давлением на пол. Колено левой ноги слегка согнуто, каблук опускается, нога выпрямляется.

Все жесты и движения румбы наполнены любовью, страстью и драматизмом. В румбе преобладает латинский стиль движения бедрами. Румба не является тем танцем, которым можно овладеть после одного - двух уроков. В первую очередь для эффектного исполнения румбы нужно в каждое движение, в каждый жест, в каждый взгляд вкладывать чувства любви, эмоциональные переживания, настоящее влечение к своему партнеру, только в данном случае можно передать весь шарм и драматизм танца. И только в этом случае исполнители смогут ощутить невероятное удовольствие от исполнения румбы, а зрители - наблюдать настоящую бурю эмоций.