Как начать хорошо писать. Личное: Как научиться писать интересные тексты

Как начать хорошо писать. Личное: Как научиться писать интересные тексты
Как начать хорошо писать. Личное: Как научиться писать интересные тексты

Уже на уроках литературы в начальных классах учитель предлагает ученикам продолжить известные строки писателей своими авторскими рядками. У кого-то это получается хорошо, а кто-то и двух слов связать рифмой не может.

В подростковом возрасте приходит пленная любовь, душа рвется на волю, хочется писать и творить. На ум приходят сладостные речи, человек кричит словами о своих чувствах. Насколько это профессиональные строки – судить сложно, ведь эти слова льются от души и предназначены только любимому или любимой.

А как научиться писать стихи так, что смело демонстрировать их обществу, гордиться своими плодами творчества? Основные рекомендации от известных творческих личностей!

Писать или не писать?

  1. Магическая форма стихосложения включается в себя следующие понятия: знание + чувства+ воображение = результат творчества. Не зря все говорят про музу, которая посещает человека и наделяет его окрыленными мыслями, вот и получается стихотворение.
  2. Важно знать правила ритмики стиха, чередование безударных и ударных слогов в строке. Стихотворные размеры делятся на хорей и ямб (двусложные) и дактиль, амфибрахий, анапест (трехсложные). Эти особенности отличают прозу от стихосложения.
  3. Нужно поработать над изучением ритма, конечно, не стоит часами сидеть и придумывать рифму к одному слову, но вот подобрать логическое окончание строки – нехитрое дело! Освоив ритмику, можно будет писать не только простые четыре куплетные стишки, а посягнуть на более литературные «мысли».
  4. Использование художественных средств позволит Вам украшать свое творчество, выражать в скрытой форме свои чувства, зашифровывать послания читателям и т.д. Важно освоить метафору, метонимию, гиперболу, аллегорию, сравнение - и тогда стихотворение заиграет новыми благодатными красками.

Чтобы поэзия была не такая скучная и однообразная, нужно ежедневно читать классику, восполнять свой словарный запас, учиться формировать предложения, создавая свой, индивидуальный стиль, который будет Вашей визитной карточкой на будущее.

Чувства в душе не запрячешь!

Когда человека что-то волнует, слова скачут на бумагу, получаются трепетные и задушевные строки. Писать под заказ – получается уныло и бессердечно. Даже если эти строки наивысшего литературного качества. Живые мысли становятся словами, рождают свое детище – стихотворение, которое заставляет читателей сопереживать, радоваться ил плакать с главным героем поэзии.

Если после прочтения Вашего стихотворения человеку нечего сказать, он полон эмоций, в душе клокочут чувства – значит, Вы правильно подобрали слова и ритм поэзии. Задели за тайные струны души читателя – это много стоит!

Воображать?

Да, такие стихотворения наполнены изысканными образами, удивляют и приносят удовольствие читателям. Зашифрованные смысли, затерянные мысли, загадочные образы – вот цель настоящего искусства. Чтобы добиться таких результатов – нужно много читать, думать, мечтать, мысленно создавать образы для будущего стихосложения.

Начинающим писателям следует помнить про ритм стихотворения, один лишний слог способен погубить всю композиции. Не стоит жертвовать смыслом ради замысловатой фразы, чем проще – тем доступнее для общества.

Творчество – это процесс, а не результат. Нельзя утром сказать – вот я сегодня напишу стихотворение, ведь муза посещает человека в состоянии душевных переживаний, эмоций, а в «сухую» строчить бездарные строки – бесполезно.

Чтобы стихотворение было поэтичным следует избегать штампованных рифмовок, мол, слезы-грезы, небеса-чудеса. Это просто и скучно. И не нужно никому подражать, Ваш стиль должен быть индивидуальным и неповторимым!

  1. Пишите каждый день, пусть из 10 стихов 9 уйдут в мусорную корзину, зато Вы будете оттачивать мастерство стихосложения. Учиться правильно подбирать причастные и деепричастные обороты, умело использовать метафорические структуры, искать свои неожиданные и цепляющие образы.
  2. Думаете, что все стихи про любовь? Нет, конечно. Можно попробовать себя в жанре послания, рассказать друзьям, родным, и даже незнакомым людям про свои чувства и переживания. Открыть свою душу, стать на миг ближе к окружающим, подарить им теплое слово и хорошее настроение!
  3. Повышайте общую грамотность, изучайте правила грамматики, читайте, пишите диктанты, пересказывайте тексты, наслаждайтесь процессом обучения и вдохновляйте на новые литературные свершения своих любимых.

«Поэтическим даром обладают немногие, но научиться писать стихи может каждый!»

Способов выразить свою мысль существует множество, перечислим основные виды поэтических произведений:

  • белый стих, несмотря на то, что отсутствует рифма – четко сохраняется размер и ритм;
  • акростих – первые буквы каждой строки образуют новое слово, а может два или три;
  • смешанный стих сочетает в себе несколько видов рифм;
  • стихи в прозе – особо выразительный стиль передачи чувств писателя, могут относиться и к поэмам;
  • верлибр – непростой стиль, отличается особым построением строк, насыщением образов и отсутствием установленной рифмы.

Каким видом поэтического произведения воспользоваться – выбор за автором! Главное, чтобы вдохновение было рядом, и слова просились на бумагу безустанно.

Наслаждайте поэтическим творчеством классиков, современных писателей, творите свои шедевры – и делайте мир краше, добрее и счастливее! Вот основная задача писательского слова!

Чтобы добиться успеха на этом поприще, необходимо соблюдать хотя бы минимум правил. Причём их не надо учить, достаточно просто вспомнить! Писать статьи нас всех учили в школе на уроках русского языка. Помните, как вы ломали голову над сочинением по «Войне и миру»? Это и есть .

Для начала нужно выбрать, о чём писать. На самом деле это не так уж просто - найти незаезженную тему, которая к тому же будет интересна большому количеству людей. Есть и другой вариант - писать о том, что нравится, но прежде посмотреть, что выдают поисковики по этому запросу на первой странице, и написать лучше. Гораздо лучше!

Иногда, конечно, просто хочется написать о чём-то, независимо от «погоды». О своём настроении, впечатлениях о фильме, мыслях о жизни. Если хочется - пишите, но не забывайте, что эта тема может быть непопулярна.

Прежде чем приступать к написанию, нужно собрать как можно больше информации, найти парочку забавных фактов, немного статистики, всё это проанализировать, а затем составить план статьи. Конечно, тем, кто пишет давно, в большинстве случаев план не требуется: схема написания сама складывается в голове, становится понятно, что и зачем писать. Но новичку, чтобы не сидеть перед пустым монитором, лучше сразу набросать план работы.

Обычно статья состоит из следующих частей:

  1. Анонс - краткое содержание или просто объяснение, почему вы решили писать на эту тему (так часто делают блогеры, которые пишут от первого лица). В нём необходимо указать, почему данная статья заинтересует читателя и что он из неё для себя почерпнёт.
  2. Введение - факты, существующие взгляды на рассматриваемую проблему, статистика. Вопросы, которые вы хотите рассмотреть в статье.
  3. Ваше видение проблемы и тезисы - самая большая часть статьи, где автор высказывает своё суждение и аргументирует его, приводит сравнения, раскрывает тему. Основная задача здесь - не лить воду, писать только по существу. От того, увидит ли читатель профессиональный подход к делу, найдёт ли свежие мысли по данному вопросу и прочувствует ли авторский стиль, зависит, останется он с вами или нет.
  4. Выводы и рекомендации - заключение о том, что хотел автор донести до читателей.

План может изменяться в зависимости от темы, стиля автора, объёма текста и других факторов. Кроме того, не обязательно писать по порядку, ведь никто не видит, что вы начали с середины или вообще с конца. Главное - начать. Постепенно сложится ясная картина будущей статьи.

Если вдохновение пропало, не стоит заставлять себя работать. Лучше встать из-за компьютера и заняться чем-то другим: выпить чаю, помять подушку, помыть посуду, или вынести мусор. Минут через 10 можно возвращаться к работе.

Когда статья будет готова, дайте ей отлежаться и посмотрите на неё на следующий день - найдёте много интересного, может, даже всё перепишете. Финальную версию необходимо тщательно проверить на наличие ошибок. Можете воспользоваться для этого специальными сервисами.

Почему мы пишем

Когда есть и необходимо постоянно туда писать, одной из серьёзных проблем становится мотивация. Как писать статьи, если блог молодой, приносит одни убытки, посетителей кот наплакал, а комментариев нет?

В общем-то, мотивы у всех разные: одни ведут блог ради денег, вторые - чтобы самореализоваться, третьи - потому что все так делают. Поэтому для одних лучшим мотиватором будет фото дорогой вещи на рабочем столе, для других - первые реально заработанные деньги в интернете, а для третьих - внимание читателей и их комментарии. В первую очередь нужно сесть и подумать, что вас лучше всего мотивирует.

Моя мотивация - желание делиться информацией, оставить полезные мысли для читателей. Быть не просто наблюдателем, а ещё и созидателем, маленьким творцом. Бывает, конечно, лень, и иногда такое состояние длится долго, но все мы люди. Рано или поздно приходит вдохновение или происходит событие, о котором хочется рассказать, и всё возвращается на круги своя.

Поиск вдохновения

  • Почитайте комментарии к записям на сайте.
  • Опишите общественные мероприятия, которые вы планируете посетить или в которых вы будете принимать участие.
  • Разоблачите мифы или легенды.
  • Напишите статью о событии национального или международного масштаба.
  • Найдите необычное решение распространённой проблемы.
  • Загляните в любимые группы в соцсетях, вдруг там обсуждают что-то сочное.
  • Напишите об успехе интересной личности.
  • Расскажите о каком-нибудь новом сервисе, гаджете или супервещи, которую вы опробовали.
  • Вспомните какой-нибудь фильм, который удивил вас или изменил ваши взгляды.
  • Расскажите об исследовании чего-либо. Это может быть всё что угодно, хоть гидропоника.
  • Возьмите у кого-нибудь интервью.
  • Составьте свой топ фильмов, игр, блогов, книг или сериалов.
  • Изучите внимательнее популярные ресурсы и постарайтесь понять, чем они заинтересовывают других.
  • Раскритикуйте какой-нибудь товар или услугу, которую вы никогда бы не посоветовали другим.
  • Расскажите удивительную историю на грани фантастики.
  • Возьмите серьёзную тему и раскройте её с юмором.

Заключение

Если вы только , то помните о следующих советах:

  • Придумайте цепляющий заголовок.
  • Структурируйте пост.
  • Лучше пишите реже да лучше, чем чаще да хуже.
  • Ищите вдохновение.

Успех приходит лишь к тем, кто пишет и кого читают, но как же писать статьи интересно? Это умение появляется с опытом. Обратите внимание на первые и последние статьи известных блогеров - небо и земля, как будто разные люди писали, а ведь прошло всего 1–2 года. Просто они учились, запоминали лучшие фишки конкурентов, пробовали разные варианты, набивали руку.

Этот путь придётся пройти каждому, кто хочет писать быстро, интересно и качественно, в этом деле ни одна программа не заменит живого человека. Пишите, не останавливайтесь.

Хорошо писать - это полезный навык, а выработать его не так сложно. Лучший путь - через « », бесплатный и крутой курс писательского мастерства от редакторов Лайфхакера. Вас ждёт теория, много примеров и домашки. Справитесь - будет легче выполнить тестовое задание и стать нашим автором. Подписывайтесь!

The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. На этой неделе мы решили узнать, как усовершенствовать свои писательские навыки, чтобы написать роман, сценарий, достойную колонку или безукоризненный репортаж. Редактор The Village Weekend выбрала несколько книг, курсов и лекций по теме, а также узнала у экспертов, возможно ли самому научиться писать легко и интересно.

Сергей Волков

доцент факультета филологии НИУ ВШЭ, преподаватель истории русской литературы в Школе-студии МХАТ, главный редактор журнала «Литература»

Само понятие «хорошо писать» весьма относительно . Хорошо - для кого? Одним читателям покажется, что написано хорошо, другие будут воротить нос. Это как с певцами: в принципе, в ноты все попадают, но кого-то ты слушаешь как заворожённый, а кого-то терпеть не можешь. Но у него есть свои поклонники, которые, в свою очередь, могут не выносить твоего кумира.

Впрочем, если особо не мудрить, то хорошо писать - это писать ясно, понятно, образно, структурно и по делу. Так, чтобы было чем поживиться читательским мозгам и от чего испытать чувственное удовольствие. Языковое чувство - тоже чувство, и его надо лелеять в себе и удовлетворять в других.

Поэтому, прежде всего, у пишущего должно быть что сказать. У него должна быть мысль. В процессе писания она может разветвляться и усложняться, но исходный сгусток должен существовать до текста. Или не мысль, а образ. Какая-то плотная пульсирующая зона, побуждающая к тому, чтобы в эту пульсацию впасть. Вообще желание и побуждение для писания так же важны, как для любви.

И второе. Чтобы уметь писать - надо писать. Постоянно. Нельзя теоретически научиться ездить на велосипеде. Чтобы ездить - надо ездить. Каждый день. Садиться и крутить педали. Падать, вставать и снова садиться. Хорошим «велосипедом» для пишущего может стать блог, страничка в соцсетях. Туда можно писать коротко, потихоньку приучаясь выражать то, что ты думаешь и чувствуешь, как можно более точно. И здесь же есть возможность получить обратную связь от читателей.

Ради тренировки можно писать обо всём: подслушанный в метро разговор, неожиданный снегопад в апреле, пришедшее в голову воспоминание из детства. Главное - найти «разность потенциалов», какое-то напряжение между двумя полюсами, началом и концом зарисовки, сознательно устроить в своём рассказе какое-то противостояние элементов. Чтобы на этот крючок попался читатель и уже не слезал с него.

А чтобы увидеть, как это делать, надо читать. Как можно больше разного. Не только художественные тексты, но и публицистику, хорошие научные тексты, записные книжки, мемуары и письма. И тех, кто активно и хорошо - с вашей точки зрения - пишет в Сети. Можно и поподражать кому-то вначале - для ученичества полезно. Осваивая разные манеры и стили, вы постепенно находите свой.

Вот чего далеко ходить: возьмите и напишите пародию на мои рацеи о том, что значит «хорошо писать». Если вам удастся поймать некоторые особенности только что прочитанного текста и повторить их, гротескно преувеличив, - это будет здорово. Зааплодирую первым.

Конечно, писательский навык можно развить: если бы я не был в этом убеждён, я бы не вёл литературные курсы вот уже шестой год. Все наши навыки опираются на какую-то природную склонность, но без должного развития этой склонности ничего не получится. В этом смысле ремесло профессионального составителя текстов ничем не отличается от ремесла музыканта. На мои курсы приходят люди скорее начинающие и даже любопытствующие, которые имеют некоторую предрасположенность, но обстоятельства ранее не позволяли эту предрасположенность реализовать. Не меньше половины приходящих - люди, работающие в PR и журналистике, то есть умеющие составлять тексты и нуждающиеся в толчке для перехода грани между журналистикой и литературой. Я по мере сил стараюсь помочь им преодолеть эту грань. Наши курсы устроены как семинарские занятия: сначала я читаю лекцию на определённую «техническую» тему, а потом задаю писать этюды, которые проверяются в классе. Мы устраиваем круговые семинарские обсуждения с их коллегами и товарищами, а я на правах мэтра эти обсуждения подытоживаю. Я не изобретаю велосипед: именно так работают литературные семинары в моём родном .

Есть ряд ошибок, которые допускают начинающие авторы. Всё зависит от бэкграунда, с которым они приходят. Если автор приходит с журналистским бэкграундом, то он чувствует ритм фразы, знает, что нельзя дважды в одном предложении ставить слово «был», но у него есть провалы и изъяны в сюжетосложении. Тогда я ему подсказываю, что финал из произошедшего не вытекает логически, что экспозиция слишком затянута. Как правило, это случается из-за того, что сочинённый текст слишком близко связан с биографией самого автора (что совершенно нормально для первой, второй, третьей книги: вспомним Толстого с его «Отрочеством»), и говорит о том, что литературные законы отличаются от законов жизни. А есть люди с другим бэкграундом - простите меня за некоторую гендерную неполиткорректность, - как правило, взрослые, сложившиеся мужчины, которым есть что сказать. Они делают простейшие ошибки на уровне фразы - то самое двойное «был». Я им это показываю. То есть занимаюсь тем, чем занимается редактор в издательстве.

Осенью, если на землю не обрушится комета, я продолжу вести такие курсы и по-прежнему испытываю по этому поводу большой энтузиазм. Мне будет легче, потому что в этом году запустилось сразу несколько подобных проектов - попробуйте набрать в «Яндексе» «литературные курсы Москва» и посмотреть на подборку. Это все мои друзья, и я рад за них, потому что пока этот рынок представляет собой зияющую пустыню.

Олег Кашин

журналист

Надо много читать, я бы даже сказал - читать всё , то есть не составлять себе списков авторов, СМИ или книг, а реально читать всё подряд, включая всякий информационный мусор. Надо иметь представление, что и как уже написано, как сейчас пишут, как не пишут. В любом деле важнее всего система координат, в которой ты существуешь. Для пишущего человека такой системой должны быть все тексты, которые ему доступны.

Писательский блок или, наоборот, вдохновение - это не то чтобы миф, но что-то близкое к этому. Пусть Лев Толстой, царствие ему небесное, страдает от писательского блока, он гений, ему можно. Мы с вами люди простые, у нас дедлайн, и от нас ждут текста, всё остальное - глупости. В молодости у меня были проблемы, когда я долго не мог начать текст, и тогда я открывал окно нового поста в ЖЖ или нового письма в почте, писал там, и всё получалось сразу, потому что написать письмо или пост проще, чем статью. Очень помогает придумать конкретного адресата, к которому обращён текст: вот как будто ты персонально ему рассказываешь эту историю, ориентируясь на то, что ему будет интересно, сколько минут он будет тебя непрерывно слушать (а потом надо отвлечься, как-то пошутить или сменить тему) и тому подобное. А секрет хорошего текста на то и секрет, что никто его не знает и предугадать, получится текст или нет, по-моему, просто нельзя.

Что читать

Кристофер Воглер. «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино »

Свежеизданный на русском языке учебник по сценарному мастерству от одного из ведущих сценаристов и кинопродюсеров, консультанта голливудских киностудий, принимавшего участие в создании, например, «Бойцовского клуба» и «Короля Льва».

Юрген Вольф. «Литературный мастер-класс. Учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хэмингуэя и многих других современных авторов »

Как составить распорядок дня и заработать на творчестве, почему Джон Ирвинг писал без отдыха, а Клайв Стейплз Льюис - с пяти до семи вечера и кто считал, что писатели не должны встречаться друг с другом, - в своей увлекательной, и притом полезной, книге рассказывает писатель Юрген Вольф.

Роберт Макки. «История на миллион. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только »

Ещё одна важная книга для сценаристов от наставника 35 оскароносных авторов, Питера Джексона, Джулии Робертс и доброй половины сотрудников Paramount и Pixar. В своём неоднократно переиздававшемся труде Роберт Макки подходит к сторителлингу системно, предлагая отказаться от набора сюжетов и придумать для истории драматическую структуру.

Марк Уайтхаус, Максим Трудолюбов, Александр Гордеев, Леонид Бершидский. «Догма газеты „Ведомости“ »

Обязательное чтение для молодых журналистов: не только о беспристрастной работе с фактами и правах интервьюера, но и о бессмысленности слов «очевидно» и «своеобразный».

Лидия Чуковская. «В лаборатории редактора »

Трогательная книга литературного редактора, писательницы и дочери Корнея Чуковского о том, с чем сталкивались редакторы прозы в советских журналах, как пишут одарённые писатели и почему некоторым авторам стилистическими правками не поможешь.

Что смотреть

Джулиан Фридман - об искусстве сторителлинга

Литературный агент с 30-летним стажем рассказывает, как из 6 тысяч заявок от молодых писателей ему каждый год приходится отбирать шесть.

Светлана Рейтер - о том, как писать репортаж и расследование

Мастер-класс бывшего спецкорреспондента Lenta.ru и автора многочисленных расследований «РБК».

Дмитрий Быков - о том, где искать сюжет и что дозволено писателю

Небольшое интервью, кажется, самого плодовитого современного российского писателя и публициста о том, в чём заключается миссия автора и почему ему разрешён промискуитет.

Arzamas. «Русская классика. Начало»

Как Толстой хотел написать роман о декабристах, а написал «Войну и мир», зачем Лермонтов переносит развязку в начало «Героя нашего времени» и другие секреты классических произведений XIX века, полезные всякому, кто задумал стать автором сам, - в специальном проекте Arzamas.

Где учиться

Creative Writing School

Лауреат Бунинской премии, литературовед и профессор НИУ ВШЭ Майя Кучерская запускает Школу писательского мастерства, в которой профессиональные авторы (среди них Дмитрий Быков, Александр Архангельский и Авдотья Смирнова) будут учить слушателей писать рассказы, биографии и сценарии, а также расскажут об особенностях российского книжного рынка. Набор на мастерскую прозы уже закрыт, в мастерских по биографии, переводу и сценарию ещё осталось несколько мест.

Где: Библиотека-читальня имени Тургенева

Стоимость: 20 тысяч рублей/курс

Школа редакторов

Дизайн-бюро Артёма Горбунова открывает школу, в которой научат редактуре, типографике, вёрстке, проектированию интерфейса, управлению проектами, переговорам и работе с клиентом, а также «юридической стороне творчества». Лучшим выпускникам школы после почти годового обучения предложат работу в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», компаниях «Актион» и SuperJob, а также в самом бюро.

Где: дистанционно

Стоимость: от 40 тысяч за одну степень обучения. Есть 10 бесплатных мест.

  • Tutorial

На моем пути встречались самые разные люди пишущих профессий: от редакторов, копирайтеров, райтеров просто до настоящих писателей. Приставал ко всем с просьбой научить писать, и вразумительного ответа, как жеж таки писать? - я не услышал, но все ответы можно как-то ранжировать.

«Это не всем дано…»

Вот этот ответ самый ужасный. Причин этому две (на выбор): а) осознанно или нет человек видит в тебе конкурента б) человек не владеет технологией, а использует приемы на уровне интуиции.

«Ну, это ж искусство…»

Любое творчество или искусство, называйте как хотите, можно назвать процессом, и как процесс можно назвать технологией. Именно технологией писательства мало кто владеет, и о ней мало кто говорит и рассказывает. Нет это не искусство, у художника есть краски, техника, не рисует же он воздухом?

«Ну почитай что-нибудь для примера…»

Можно всю жизнь читать, а писать когда? Да и если почитать «Фауста» - как можно что-то писать после этого? Чувствуешь себя мошкой безгласной, которой нужно только молчать и слушать, то есть читать. Есть масса примеров когда человек никак не связанный с писательством становился писателем.

По счастливой случайности мне встретился писатель, который зарабатывал на жизнь чем писал. Он направил меня в правильное русло, что писательство является такой же профессией или, точнее, ремеслом.

С чего начинается мастерство?

С упражнений. Для писателя самым главным и первым упражнением является написание эссе. Это краткая литературная форма – основа для построения больших романов. Например открываем Ремарка «На западном фронте без перемен» - сидят в окопе – эссе на полстраницы, полстраницы – эссе о воспоминании о доме, затем полстраницы о бомбежке – из таких эссе у Ремарка получались толстенные романы. Темой для эссе может что угодно – столб, мысли бездомного пса, да хоть прожитый день – эссе будет записью в дневнике. Размер эссе может быть от пары предложений до нескольких страниц. Эссе для писателя – также как этюд для актера, как пьесы или вокализы для музыканта.

Я попытаюсь изложить несколько принципов, которые мне помогли в освоении ремесла:

1. Не врать. Писать только правду. Это сложно объяснить – но врать себе нельзя, иначе люди не дураки – они увидят обман. Здесь необходим навык не врать хотя бы себе, а не окружающим. Есть 2 крайности: а) стриптиз (сюда же входит негативное подсознательное) б)страх вообще говорить что-то, ведь мы врем часто не задумываясь. Нет, пишите максимально искренне, даже если вы искренне заблуждаетесь, это будет вашей правдой. Но если вы будете предавать правду, которая внутри вас – это чревато не только для ваших текстов, но и для вашей головы.

2. Благозвучие. Писать благозвучно. Созвучия должны быть приятны для внешнего и внутреннего слуха. «Игра или дело – ешь Марс смело» - сочетание глухих и шипящих – не самое приятное в русском языке. Таких сочетаний лучше избегать: «Дизайн – красота в функциональности» - эта фраза не функциональна, из-за чудовищного сочетания звуков. Значит нужно искать другие варианты – они есть, нужно только искать. Проверить благозвучность легко – прочитать то, что написал – если режет слух – переписывай.

3. Семь слов в предложении. Да-да, я знаю, набежит сейчас куча народу – дескать, у нас, есть багатый и могучий, что есть сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Спасибо, я в курсе – сложные предложения прекрасны, я не спорю, но мы говорим о начале. Сразу писать/играть симфонии, сразу мыслить/писать сложными конструкциями, и удобочитаемыми, более того – чтобы их было приятно читать – за это никто не берется – не получится. Нужно вначале научиться кирпичи обжигать, а потом уже браться за что-то посложнее. Писать длинными предложениямивысший пилотаж, не каждый писатель это умеет. Вспомнить километровые предложения у Толстого в «Войне и мире», не уверен что всех эти фразы вдохновляют. Советую еще раз послушать и посчитать слова: «мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…» и т.д.

4. Никакого вдохновения. Это слово настолько изнасиловано, что просто уже стыдно его использовать. Есть объективная реальность, и думать что нам что-то «свыше» будет падать в голову, или на голову – наивно. У нас есть огромная и мощная машина – подсознание, его нужно правильно загрузить, и оно будет выдавать качественные и нужные вещи. Я имею в виду вот что: какими вопросами вы задаетесь? Над чем раздумываете? О чем читаете? О чем мечтаете? Как смотрите на окружающих, на мир? Что у вас «варится» в голове? – От этого зависит то, что и как вы будете выдавать на бумаге. Человек «под вдохновением» все равно что «под кайфом» - ничего не соображает, захвачен своим состоянием и не видит ничего вокруг – можно, долго гнать велосипед, а можно спокойно ехать на грузовике. Вдохновение – это шизофрения творческого человека, поменьше вдохновения.

Откройте любые воспоминания признанных классиков о том, как они писали. Вы там не найдете ни слова о «вдохновении». Вы найдете сведения о том, как они настраивали процесс. Именно технологический процесс: как записывали мысли, как работали с черновиками, как и когда возвращались к тексту, как находили темы для писания, как обрабатывали и дошлифовывали текст. Вот о чем речь идет, а не о вдохновении, которое никогда не дождёшься. Нужно не ждать, а работать – и не вдохновение придет, а текст напишешь – уже что-то будет, к чему можно вернуться и доделать, а не будут пустые мысли.

Обычно все то, что было записано, когда шел поток, требует суровой и жесткой проверки. После этого нужно успокоится, и выбрать все самое ценное тогда, когда вы уже не под «вдохновением». Вроде того, что «о! я такую классную штуку написал! Вау, какая круть!» Звонишь другу чтобы почитать ему свое творение, а он, как назло не берет трубку. Вот блин, да это же шедевр, вот с…, не берет трубку! Потом встаешь утром, идешь в туалет, попадается на глаза твое творение, и думаешь – как хорошо, что вчера не взяли трубку…

5. «Любая драка начинается с первого удара» - как говорил мой тренер, так и любой текст начинается с ударной фразы. Вложите в одно предложение все, что вы хотите сказать и даже больше. Сделайте это слоганом вашего текста. Ударной фразой вы ставите точку и ведете линию – вы иллюстрируете/раскрываете/расшифровываете ударную фразу. Например, в ударной фразе к этому тексту я уложил все то, что доказываю, показываю что ремесло писателя такое же земное, как и все остальные профессии. Ударная фраза может состоять из нескольких слов, так и из одного слова: «Москва. Сколь много в этом звуке, для сердца русского слилось». Ударная фраза – Москва. Если в разговоре вы нужной интонацией, чувством попытаетесь уложить все это в одном слове – то всем будет понятен тот смысл что вы вложили. А здесь только бумага и читатель, вас рядом нет чтоб прокомментировать – вот нужно так уложить все в первой фразе, чтобы задать нужный камертон читателю для чтения уже не вашего текста. Он уже принадлежит читателю, и он волен его читать как хочет.

Ударная фраза, кстати, решают вечную дилемму - «О чем написать?» и «С чего начать?». Придумайте ударную фразу – и все, дальше уже дело техники эту ударную фразу расписать в тексте.

6. За время написания текста вы обязаны сделать открытие. Если не сделали – выбрасывайте текст в корзину. Узнать что-то новое для себя, даже, казалось бы, из обыденных предметов. Если ваш текст – сплошные банальности – выбрасывайте.

7. Выход за пределы формы. Словами в тексте нужно пользоваться так, чтобы вы вышли за обыденное значение слов. Вроде как в поэзии – когда те же слова получают новый смысл и звучание. Этот пункт сложно объяснить, нужна работа в офлайне и примеры. Одним словом, это увязывается с предыдущим: нет открытия – значит, не вышли за пределы формы, не вышли за пределы формы – не будет открытия.

8. Ценить бумагу. В наш век терабайтов это сложно объяснить. Бумага стала не то что дешевой, а вообще бесплатной. А вы представьте что бумагу на которой вы хотите что-то написать выделывали из шкуры антилопы целый месяц. Вот один или несколько человек целый месяц трудились чтобы вы могли там что-то написать, или еще лучше вы сами долго вкалывали чтобы эту бумагу сделать? После этого вы фигню писать не будете, и много-много раз подумаете, потренируетесь на песочке, прежде чем на такую бумагу что-то написать. А так! Сел! Обрушился на клавиатуру – и вуаля! Бац! Слабал, да что ты, вот держи, все готово. Слово обесценивается вместе с бумагой. Так вот для тренировки лучше писать на бумаге, а не на компе – будете больше бумагу ценить, и слова, соответственно. Хабр, в этом отношении тоже очень хорошая штука – написал что-то не то, уже права пересдачи не будет, или нужно очень стараться.

Прошу не удивляться примитивности этих принципов – но они работают. Это только начало, только старт, для пишущего человека, чтобы он знал с чего начать, чтобы у него в руках была технология для делания чего-то. Понятно, что стать большим мастером соблюдая только эти принципы нельзя, но начать осваивать ремесло вполне можно.

Упражнения для мозга

Еще одним важным упражнением для писателя является перевод абстрактных вещей в конкретные и наоборот. Т.е. если у вас хорошее настроение – вы должны написать в чем конкретном это выражается (учащенное серцебиение или в чем-то другом), или у вас что-то случилось, вы что-то сделали – вы должны высказать для самого себя вывести абстрактные выводы, обобщения по этому поводу. Говоря языком интернета – онлайн (мысли) нужно переводить в офлайн (конкретику), и офлайн переводить в онлайн.

Кстати о философии. Хотите вы или нет, но когда вы пишите будет видна ваша философия. Поэтому чаще всего писательство – это дисциплина ума. Если не будет стройных суждений в вашей голове, то не питайте иллюзий – их не будет и на бумаге. Если буду провалы где-то, то на бумаге они будут так ярко видны, что самому тошно становится от этих ошибок. Но тогда есть большой плюс – мы можем с этим работать.

Нужно носить с собой блокнот. Обложится бумажками. Как сказал один философ: «Если ты возникшую у тебя мысль не записал в ту же секунду – значит уже не напишешь никогда». И не тешьте себя иллюзиями полноты головы – проверьте себя, напишите на бумаге о чем вы думаете – сразу все станет ясно.

Какие ошибки у начинающих писателей?

Самая первая и главная: быть писателем. Я имею в виду – будет ошибкой постоянно помнить «что я писатель» и делать вид. Нет, нужно просто писать. Иначе это позерство очень быстро читается и надоедает. Если спросить у ныне действующих писателей – кем они себя ощущают, многие просто скажут – я пишу и все, и мне за это платят.

Хороший способ проверить свои писания – пойти с ними по редакциям, если заплатят хоть 10 дол – значит оно того стоит. Если нет – все равно нужно продолжать.

Еще раз скажу – эти рекомендации не панацея, это то, что мне лично помогло начать писать, и я искренне считаю, что если человек хочет научиться писать, он должен относится к писательству как ремеслу. Конечно, не все ремесленники становятся мастерами, но не став ремесленником, у тебя не будет ни одного шанса стать мастером.

Я не хочу выдавать себя за умного, и говорить что это все мои идеи – это будет неправдой. приведены книги и источники откуда взяты некоторые идеи для этой заметки. Но точных ссылок я привести не могу – уже не помню, где мое, а что переосмыслил и выдаю за свое. Поэтому просто ссылки:

Айн Рэнд. Искусство беллетристики
Густав Водичка. Курсы писательского мастерства
Нора Галь. Слово живое и мертвое
Дитмар Эльяшевич Розенталь. Практическая стилистика русского языка

UPD от комментаторов (сам не читал):
Марио Варгас Льоса. Письма молодому романисту
Юрий Никитин. Как стать писателем
Леонид Каганов.

Вашему ребенку нравится слушать сказки, а вы уже прочитали все книги и не знаете, где взять что-нибудь новое? Попробуйте сами сочинить сказку. Это не сложно. Но чтобы она получилась хорошей, вы должны соблюдать несколько правил. Прочтите и узнайте каких.

Хорошая идея. Подобрать идею не сложно. Просто оглянитесь вокруг, посмотрите, что вас окружает. Подойдет любое событие, интересное животное. Например, кот вашей бабушки. Расскажите о том, как он путешествует в дальние страны в поисках приключений.

Герои из жизни. Дети очень любят, когда главные герои сказки – реальные люди или животные, которых они знают. Ребенку очень понравится ваш рассказ о событиях, которые произошли с близкими людьми. В качестве главного героя сказки старайтесь выбрать того, кто пользуется авторитетом у крохи, чтобы он хотел быть похожим на него.

Не нужно делать из них идеальных людей, пусть будут просто веселыми и находчивыми. Рассказ о том, как какой-то малыш смог перехитрить взрослого, вызовет у ребенка неподдельную радость. Еще желательно ввести в сказку какого-нибудь фантастического персонажа (домовой, фея, волшебник).

Не страшный рассказ. Не нужно рассказывать истории с большим количеством ловушек и опасностей. Это может испугать кроху. Лучше выбирайте смешные ситуации. Например, про кота, который запутался в клубке ниток. Такие ситуации рассмешат малыша.

Присутствие отрицательного героя. В сказке обязательно должен присутствовать отрицательный герой (только не из близких людей). Такая роль подойдет для выдуманного героя. При этом он не должен быть страшным, пусть этот персонаж будет неловким, неуклюжим. Потому что малыш ни в коем случае не должен его бояться.

Ребенок в центре событий. Сделайте кроху одним из героев, ему обязательно понравится. Но сказка, в которой участвует ваш малыш, не должна быть страшной, в сюжете не должно появляться никаких опасностей.

Еще подготовьтесь к тому, что не все ваши сказки понравятся карапузу. В 2-3 года ему иногда нравится самостоятельно придумывать героев. И если вы не угадаете его желания, он может возмутиться. В таком случае может потребоваться срочная замена некоторых событий и героев.

Яркая лексика. Постарайтесь, чтобы ваши истории были образными, с обилием яркой, экспрессивной лексики. Так что вы не только развлечете малыша, но и познакомите его с идиоматическими выражениями, новыми словами, речевыми оборотами.

Динамичный сюжет. Сочинение сказок должно быть развлечением, как для ребенка, так и для мамы. Во время рассказа нужно подстраиваться под малыша, так как у него могут появляться свои любимые герои, которые обязательно должны побеждать. Любимая игрушка крохи также может стать одним из персонажей. Это должно понравиться карапузу.

Больше эмоций. Рассказывать сказку нужно как можно эмоциональнее. Пробуйте играть интонацией. Можно подражать голосам животных или птиц, если они встречаются в сказке. Не забывайте, что ваша мимика и жесты также играют не последнюю роль в восприятии ребенком услышанной истории.

Спасибо большое. Ваша статья мне очень помогла!! =)

С недавнего времени увлеклись сочинением сказок с нашим сыном. Много полезного узнала после посещения семинара по сказкотерапии с удивительным человеком — *IN LOVE* анной кашиной. Вот хорошее интервью с ней _http://myfamily.by/together/terapiya/item/60-anna_kashina_1

Вы абсолютно правы! Самое главное, что это действительно легко и интересно даже для мамы. Даже самые маленькие оценят ваши усилия, если в них вложить побольше эмоций и интонаций.