Истинные и ложные ценности. Верность своему призванию

Истинные и ложные ценности. Верность своему призванию

В образе Маргариты раскрывается непобедимая сила женской любви. Именно любовь героини, ради которой она превратилась в ведьму, спасает духовно покалеченного Мастера. Это настоящие чувства, которые не в состоянии убить ни разлука, ни давление со стороны агрессивного социума, ни страх за собственную судьбу.

Истинность этой любви отмечается также в описании того, как эта любовь зародилась, насыщенном совершенно неожиданными и экспрессивными сравнениями. Такая же экспрессия просматривается и во всем поведении и характере Маргариты.

Тем не менее, главным свидетельством безграничной любви Маргариты к Мастеру является моральное начало. Оно проявляется в по-своему героической преданности женщины любимому, ее желании спасти его любой ценой, ее готовностью разделить с ним и жизнь и смерть.

Верность моральному закону, которую сохраняет героиня и в тоталитарном обществе, где уничтожаются все ростки человечности, и в эпицентре «дьяволиады», где ей пришлось сыграть роль королевы грандиозного бала человеческих пороков и грехов всех времен, придает ее духовному портрету возвышенные и трогательные черты, природную женственность и моральную мужественность, сочувствие к тем, кто страдает, и беспощадность к тем, кто пытался уничтожить ее любимого. Маргарита стала одним из приятнейших женских образов в литературе ХХ века.

Образу Мастера отдана самая дорогая для Булгакова, лейтмотивная в его творчестве идея бессмертия настоящего искусства. Также, образ Мастера во многом автобиографический. Главным является то, что булгаковский Мастер изображен как обобщенный образ творца, его сравнивают с Фаустом Гете и Г. Сковородой.

Мастер открыто выражает отвращение к примитивной и бездарной литературной продукции, которую выдают на-гора подпевалы советской власти. А после подачи рукописи на суд арбитров советского красного писательства он становится объектом для уничижительной критики коллег по литературному цеху. Отличает Мастера среди отряда «берлиозов» и его так называемый «непрофессионализм». Однако, главным доказательством истинности искусства Мастера, является то, что написанный им роман доподлинно отображал реалии ершалаимских событий.

Тема истинности романа о трагедии Ершалаима создает простор для множественных параллелей между Мастером и Иешуа. Так же, как Иешуа, Мастер становится носителем вечной истины, так же он посредством этой служения этой истине вступает в конфликт со властью и проходит свой крестный путь.

Впрочем, в отличие от Иешуа, Мастеру не хватает духовных сил выдержать тяжелые испытания. Временный отказ от творчества означает для героя отказ от жизни: он находит приют в психиатрической больнице и верит в собственное сумасшествие. По этой причине после смерти Мастера его душа, которая испытала трагический срыв, попадает не в «Царство света», а в «Царство покоя».

Финал романа, в котором Мастер и Маргарита находят покой только в смерти, подчеркивает мысль о фатальной обреченности носителей вечных ценностей в тоталитарном обществе.

В целом следует отметить, что к концу романа первостепенную важность принимает тенденция, тяготеющая к гармоничной развязке, трагически запутанных узлов в судьбах некоторых персонажей каждого из трех миров.

Едва ли не самое важное проявление указанной тенденции наблюдается в мире Ершалаима, когда с Понтия Пилата снимается его тягостная кара. Это финальное событие имеет всеобъемлющее значение. Важным также является то, что освобождает Пилата от его мук не Воланд и не Иешуа, а сам Мастер, как создатель художественного образа прокуратора, как творец, что утверждал в своем романе наивысшую ценность морального закона, в конце концов, как человек, который в собственной жизни познал горькие плоды отречения истины, и в какой-то мере переживает грех Пилата, как свой собственный… Таким образом сюжет романа «Мастер и Маргарита» движется от тем морального суда и расплаты, к идеям прощения, иллюстрируя, древнюю мудрость, согласно с которой милосердие стоит выше справедливости.

  • Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»
  • «Мастер и Маргарита» - особенности жанра и структуры романа
  • Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»

В своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Так, например, он рассматривает проблему истинных и мнимых ценностей в жизни человека. По мнению Булгакова, одной из важнейших ценностей в этом мире является истинное искусство, истинное творчество. В самом начале романа писатель знакомит нас с двумя героями — представителями «пишущей братии». Один из них является председателем правления крупнейшей московской литературной ассоциации, другой — поэтом, печатающимся в этом журнале. Автор отчетливо показывает нам узость, глупость, ограниченность Берлиоза. Для него талант меряется преданностью слову партии. Об истинном искусстве Берлиоз не имеет никакого представления. Юный друг Берлиоза — Иван Бездомный — во всем ему поддакивает, но у него есть шанс переосмыслить свои взгляды, в том числе, и на свою «поэзию». Именно поэтому Бездомный попадает в клинику для душевнобольных, где происходит его перерождение. Для автора оценки истинности искусства особо болезненна, неслучайно многие литературоведы угадывают под маской Мастера самого Булгакова. Писатель показывает нам членов МАССОЛИТа, заботящихся только лишь о набивании своего желудка. Они не творцы, идеалы этих писак — собственное, сугубо материальное, благополучие. Мастер изгнан из этой среды, потому что он другой. Булгаков уверен, что художник не имеет права продаваться, иначе он лишиться своего дара. Это главный нравственный закон настоящего творца. Если Мастер — это воплощение истинного творчества, то Маргарита — идеал «настоящей, верной, вечной любви». Я считаю, что в настоящей любви она была (в понимании Булгакова) по-настоящему нравственна, пошла за возлюбленным к самому Сатане. Судьбоносная встреча Мастера и Маргариты была подобна молнии. Жизнь, за которую «многие женщины отдали бы все, что угодно», кажется Маргарите настолько пустой, что однажды весной она выходит с желтыми цветами, чтобы найти того, кого любила «давным-давно». И не красота, а «никем не виданное одиночество в глазах» Маргариты поразило Мастера. Надо сказать, что в этой героине воплощен авторский идеал любви и красоты, Булгаков нарисовал истинно достойную подругу великого художника. Мастер не выдерживает травли и желает уйти от жизни, спрятавшись в клинике для душевнобольных. Но Маргарита остается ему верна. Ее любовь способна сокрушить все преграды. С помощью ее образа Булгаков раскрыл тему истинной преданности. Итак, Мастер написал роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Иешуа у Мастера не «божественное явление», а просто бродячий философ, несущий миру своим учением простые, но вечные нравственные ценности. Через библейскую линию в романе Булгаков продолжает утверждать тему истинных и ложных ценностей в жизни человека. Так, на примере образа Понтия Пилата, прокуратора Иудеи, автор освещает вопрос совести в романе. Пилат видит, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Прокуратор стоит перед серьезным выбором — истинная или ложная ценность — правда или карьера. Испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести. Важно, что в «реальной» Москве 20-ых годов 20 века - Булгаков наблюдает лишь людей, которыми овладели пороки. Степа Лиходеев, Варенуха, Римский, Жорж Бенгальский — все они забыли о нравственности, о простых человеческих ценностях. Корысть, мздоимство, похоть, пьянство и чревоугодие — все это, как показывает Булгаков, типичные черты москвичей начала 20 века. И именно за них они несут наказание — каждый свое, но страшное. Таким образом, в своем гениальном романе М. А. Булгаков затронул огромное количество вечных тем и вопросов. Так, среди прочих, в своем произведении писатель затрагивает проблему истинных и ложных ценностей. Он утверждает, что вечными являются нравственные - библейские — установки. Только они способны сохранить душу человека бессмертной.

«Сделанное тобой, к тебе же и вернётся».

Уинстон Черчилль

Наши поступки проходят красной нитью через всю нашу жизнь, тем самым определяя её качество. На чём основываются наши поступки, каков их фундамент? Ответ весьма прост: фундаментом любого поступка являются наши внутренние качества, они же ценности нашей жизни. Когда мы совершаем то или иное действие, мы, прежде всего, должны обращаться к своему внутреннему миру, опираться на свои внутренние ценности.

Истинные ценности нашей жизни – это не материальные блага. Не машина, квартира, одежда, драгоценности и многие другие вещи. Хотя мы почему-то часто ценим эти вещи больше, чем людей. При этом абсолютно неважно родной это человек, коллега по работе или просто прохожий. Мы забываем, что уважая других - уважаешь себя. Я нисколько не отрицаю, что квартира, машина и прочие атрибуты являются необходимыми и важными, но прошу вас понять, что они не являются нашими истинными ценностями. Мы часто относимся враждебно к другим людям, при этом возносим обыкновенные вещи в ранг божества и поклоняемся им. Мне кажется, мы все немножко запутались в этой жизни, сделав внешние блага важнее внутренних качеств. Вспомните, пожалуйста, когда вы последний раз помогали людям, которые существуют рядом с вами, которые вас окружают? Как часто вы совершаете хорошие поступки и проявляете уважение к другим?

Порой очень полезно отвечать себе на вопросы, которые касаются вашего внутреннего мира. Ответ на них может помочь сформировать внутренний стержень, выработать у себя верные принципы, на которые всегда можно будет опереться, какая бы жизненная ситуация не произошла.

Одной из таких опор могут стать наши внутренние ценности, которые помогут нам ориентироваться в этой жизни. Под внутренними ценностями я подразумеваю качества, которыми мы руководствуемся, принимая то или иное решение. Эти качества носят следующий характер: благородство, добродетель, уважение, ответственность, честность, дружелюбие, взаимопонимание и многое другое, что вы способны найти в недрах своего сердца.

Безусловно, эти качества могут иметь только положительное значение и ни в коем случае не могут быть отрицательными. Почему они не могут быть отрицательными? Неужели совершённые нами плохие поступки могут сделать нашу жизнь лучше, гармоничнее, счастливее, неужели они могут помочь другим людям? Есть известная пословица – «Не рой другому яму, сам в неё попадешь» или «Что посеешь, то и пожнешь».

И это правда, скорее даже закон, который придумала сама жизнь. Идти против законов жизни весьма неразумно. Ведь если вы прыгните с крыши, закон притяжения непременно сделает своё дело, конечно, если вы не Нео из фильма «Матрица». Кстати, Нео - это олицетворение истинных внутренних ценностей, оплот добра и благородства. Он спасает мир от забвения, пытаясь открыть людям правду жизни.

Порой спасение мира подразумевает разрушение, которое является борьбой с чем-то тёмным внутри нас. Так же и мы можем пролить свет на то невежество, темноту, которые пытаются укорениться в нас, во всем нашем существе. Мы можем сломать свои старые шаблоны поведения, которые ведут к разрушению себя, отношений с родными нам людьми, и всего нашего мира в целом. Мы можем создать новые принципы, маяком для которых будут истинные ценности.

Как могут быть определены истинные ценности? Представьте, что в вашей жизни существует множество ролей, которые вы играете. Эти роли проявляются в различных сферах жизни, например: семья, друзья, работа, хобби, социум в целом. Теперь давайте рассмотрим некоторые из таких ролей.

Начнём с семьи, самого близкого и ценного для нас. Вы можете быть: отцом, матерью, сыном, дочерью, сестрой, братом и т.д. Разберём пример отец/мать. Теперь представьте, а лучше запишите, каким отцом/матерью вы бы хотели быть. Какие качества вы бы хотели проявлять по отношению к вашим детям? Хотели ли бы вы быть чутким к ним, дарить любовь и заботу, воспитывать их в обстановке уважения и взаимопонимания, верности и честности? После того, как вы запишите данные качества, постарайтесь последить за собой в реальной жизни. Соответствует ли ваше поведение и действия тем качествам, которыми вы бы хотели обладать? Если нет, то подумайте почему, и как вы можете это изменить.

Следующую роль, которую я бы хотел рассмотреть, это роль которую мы играем на работе. Допустим, вы являетесь тренером по плаванию и учите детей плавать. Помимо того, что вы обучаете детишек плавать, вы так же являетесь для них примером и ориентиром. Обучение проходит не только на воде, но также и в головах детей, вы учите их моральным принципам. И то, как вы ведёте себя во время занятий, то, исходя из каких принципов вы действуете и на какие ценности опираетесь, формирует, во-первых, ваше поведение, а во-вторых, поведение ребёнка, которое он может перенять от вас.

Из этого следует, что наши внутренние ценности, в какой бы из ролей мы не прибывали, должны быть сформированы в одном ключе. И этот ключ должен открывать только те двери, за которыми находятся наши положительные качества.

Относитесь к другим детям так, как вы относитесь к своему ребёнку. Наблюдайте за своим поведением, как в семье, так и во всех сферах жизни, и всегда помните про истинные ценности.

У нас есть возможность пройтись по всем ролям нашей жизни и увидеть те качества, о которых мы знаем, но почему-то не применяем их как ориентир, не используем их как фундамент. Наши внутренние ценности подобны яркому свету маяка, который освещает наш путь, помогает нам идти верным путём и не потеряться в пучине страстей, которые словно туман окутывают нас и нашу жизнь.

Истинные ценности должны быть основой нашей личности, должны служить нам ориентиром и вести в верном направлении, пронизывая весь наш путь. Я надеюсь, что вашими ценностями станут добродетель и порядок, любовь и сострадание, благородство и уважение. И, конечно, я надеюсь, что все они будут освещать вашу жизнь, жизнь вашей семьи и всех людей на нашей планете.

Тема урока: Ценности истинные и ложные

· способствовать усвоению учащимися понятий духовных и материальных ценностей, богатства и благотворительности;

· содействовать развитию у школьников умений отличать духовные ценности от материальных;

· помочь детям осознать, почувствовать истинные ценности в жизни человека, воспитывать интерес к изучению предмета «православная культура».

Тип и вид урока:

Урок изучения нового учебного материала, урок-беседа.

Опорные: Божии заповеди, Евангелие, притча.

Новые: слова – «мшелоимство», «благотворительность», «любостяжание», «благотворители»

Способы действий:

Опорные: словесные и наглядные методы обучения

Новые: частично – поисковый метод.

Дидактические материалы и оборудование:

УМК «Православная культура», компьютер, карточки для самоанализа учащихся

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие.

Добрый день, дорогие ребята; мы начинаем наш урок православной культуры. Сегодня у нас с вами гости, а впереди нас ждёт много интересной работы, которая, я очень надеюсь, будет успешной и плодотворной.

II. Повторение

Начинаем урок с повторения. (Слайд 1)

Кем были написаны эти строки?

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

У. Какое настроение передано в финальной части стихотворения? О чём она?

Д. Она о том просветлении, о радости, об умиротворенности, которые наступают в душе человека после общения с Богом.

У. А что это за музыка, на фоне которой звучали стихи?

Д. Это романс «Молитва».

У . Сколько композиторов положили это стихотворение на свою музыку?

Д. Оно очень лирично, поэтому его положили на музыку более 40 композиторов

У . - Что такое молитва в вашем понимании?

В каких случаях человек обращается к Богу с молитвой?

(в радости, в печали, болезни, когда трудно или не знаем как нам поступить…)

В какой сказке героиня, оказавшись в трудной ситуации обращается к Богу с молитвой «Отче наш»? («Снежная Королева»)

Перед вами известная работа русского художника Намеровского А. …

Какое историческое событие изображено на этом полотне?

Как вы считаете, почему русское войско победило монгольское?

Что такое благословение?

(осенение крестом, иконой, словом молитвы)

Кто может дать благословение?

(священник, родители)

Князь Дмитрий со своим войском совершил ратный подвиг, а в чем состоял подвиг Сергия Радонежского? (молитвенный, духовный подвиг)

В какой евангельской притче Иисус Христос показал образец истинной молитвы?

(притча о фарисее и мытаре)

Почему молитва мытаря была более угодна Богу, чем молитва фарисея?

У. С разными просьбами люди обращаются к Богу. Прочитаем некоторые из них, написанные вашими сверстниками:

· Я хочу быть богатым, но ничего не делать, только получать деньги.

· Хочу, чтоб мне до старости давали карманные деньги.

· Хочу стать суперменом, только чтобы не надо было тренироваться, делать по утрам зарядку. Это все я каждый день слышу от отца.

Что общего во всех этих просьбах? Да, стать богатым, но не приложить к этому ни малейшего усилия.

Следующие просьбы:

· Хочу заработать много денег, чтобы вылечить мою сестренку.

· Хотелось бы иметь своё прибыльное дело.

· Устроиться на такую работу, где бы много платили, чтоб накормить бедных людей.

Что общего у этих пожеланий?

Сообщение темы .

Откройте рабочие листы. Запишите число. Прочитайте тему урока.

«Ценности истинные и ложные». Что вы понимаете под словом ценность?

Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом.

В зачитанных просьбах детей вы увидели разное отношение ребят к богатству.

А если бы у вас было много денег, чтобы вы с ними сделали? Как бы вы их потратили?

Результат запишем в таблицу №1.

III. Работа над новым материалом

В рабочих листах вам необходимо перечисленные слова распределить в таблице на две группы. В одну группу все то, что относится к материальным ценностям, в другую к духовным. Будьте внимательны!

Сегодня на уроке много раз прозвучало слово богатый, богатство. А как вы понимаете смысл этих слов?

В слове богатство – главная часть слова Бог.

Что говорит Священное писание об отношении к богатству? Обратимся к Евангелию.

Что означает слово Евангелие?

(благая весть)

О чем говорится в Евангелии?

(о земной жизни Христа)

Как нужно относиться к Евангелию?

(благоговейно – т. е. с глубочайшим почтением)

Несмотря на то, что слова Христа были сказаны почти 2000 лет назад, они важны для человека любого времени. Чаще всего Иисус Христос говорил со своими учениками притчами.

Что такое притча?

(краткий поучительный иносказательный рассказ)

Послушаем притчу о неразумном богаче (Лк. 12: 15-21)

(Слайд со звуковым файлом).

У одного богатого человека был хороший урожай в поле; ион рассуждал сам с собою: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: « Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

Как вы считаете, какие качества характерны для богача?

Для кого собирал сокровища богач?

А как должно поступить богачу, чтобы угодить Богу?

Про таких людей говорят, что у них развито мшелоимство – любовь к приумножению, роскоши и прихоти. (Слайд).

О таких людях как этот богач хорошо сказано в духовном алфавите Димитрия Ростовского. Но чтобы это узнать, необходимо прочесть текст на церковно-славянском языке.

«О, безумный человече, доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел: но более взыщи Царствия Божия».

Справка : «Углебаеши» – погрязнуть, тонуть

Совершенно иначе распорядился своим богатством преподобный Самсон Странноприимец. После смерти родителей он унаследовал большое богатство, всех бывших рабов он отпустил с обеспечением на волю. Поселился в городе Константинополе, построил дом, в котором принимал нищих, больных и странников. Лечил больных, кормил и одевал нищих, давал кров странникам. Патриарх Константинопольский совершил таинство священства, и Самсон стал священником.

Однажды случилось заболеть императору Юстиниану. Когда все попытки искусных врачей не увенчались успехом, император обратился к священнику Самсону, который успешно его вылечил. Император желал вознаградить исцелителя, на что Самсон ему ответил, что богатства ему не надо. А если император желает, то может построить дом для больных и бедных. «Этим угодишь Богу и порадуешь меня». Был построен дом и при нём больница. Так священник Самсон настроил императора на благотворительное дело.

Как вы думаете, что же такое благотворительность?

Благотворительность проявление сострадания к ближнему и оказание

безвозмездной помощи неимущему.

В России всегда были благотворители и о некоторых из них мы сегодня узнаем.

Павел Михайлович Третьяков - создал известный музей «Третьяковскую галерею». Музей находится в Москве. Его любят посещать и взрослые и дети. Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1800 произведений русской школы, 75 картин европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием

«Московская городская галерея Третьяковых ».

1.

Нестеров М. В




4. «

5.

Мамонтов

Русский предприниматель и благотворитель. Родился в купеческой семье, был четвёртым ребёнком. Семья Мамонтовых жила богато, когда Савве исполнилось 8 лет, они переезжают в Москву, где отец Саввы занимается строительством железных дорог.

продолжает дело, начатое отцом. Имя русского промышленника тесно связано с историей Северной железной дороги. На собственные средства он построил железную дорогу до Ярославля, Вологды и Архангельска.

В каждом городе были и есть свои благотворители, которые вкладывали деньги в строительство храмов, школ, больниц, приютов.

И в нашей современной жизни тоже есть благотворители. Например, благодаря одному из них – Мишустину Юрию Николаевичу директору, мы с вами ребята имеем такую прекрасную возможность – изучать православную культуру, с использованием компьютера и новой учебной литературы .

В современном языке все реже и реже звучит слово благотворители, а чаще звучит слово спонсор.

Как вы считаете, равнозначны ли слова «благотворитель» и «спонсор»?

Нужно ли исконно русское слово заменять на холодное, иностранное слово?

Подведение итогов:

Итак, сегодня на уроке мы с вами говорили о ценностях истинных и ложных. Что же делает человека по - настоящему счастливым?

И цель жизни человеческой не в обогащении: «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль не истребляет и где воры не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

«Сокровища на Небе» – это добро, которое сделал человек, но о котором вечно помнит Бог. Такое сокровище нельзя украсть. У вас могут украсть деньги или телефон. Но сделанное тобою доброе дело навсегда останется твоим.

2. Оценивание работы на уроке.

Несколько человек оценивают свою работу.

Что нового я узнал по теме урока? Чему научился?

V. Рефлексия

Если вам было интересно на уроке, если то, о чём мы говорили, тронуло вашу душу, поднимите солнце . А если урок вам не понравился, показался скучным, оставил равнодушным, то поднимите тучу .

Вы хорошо потрудились на уроке. Молодцы! Благодарю вас за работу!

А сейчас мы с вами совершим небольшую виртуальную экскурсию в Третьяковскую государственную галерею. А нашим экскурсоводом будет Ксения.

В выставочных залах вы можете увидеть известные всему миру полотна русских художников:

1. «Ветхозаветная Троица». Андрей Рублев.

Величайшим творением Андрея Рублёва стала икона «Троица», написанная для церкви подмосковного Троице-Сергиева монастыря. В то время, в 20-ые годы 15 века, на центральную Русь обрушились невиданные бедствия – повальный мор и голод. И опять жизнь показалась людям невыносимой и мрачной. А в Троицком храме осталась икона Рублёва, сиявшая неземным покоем. Великий иконописец создал образ неразрывного небесного союза, полного молчаливой кротости и самоотверженности.

2. «Видение отроку Варфоломею». Нестеров М. В

"Видение отроку Варфоломею" – самое известное произведение художника. В его основу лег эпизод из Жития преподобного Сергия Радонежского. Отрок – пастушок Варфоломей (будущий Сергий) потерял жеребят в лесу. Отправившись на поиски, он забрел в пустынное место, и встретил незнакомого старца –священника. Тот дал отроку кусочек просфоры и, вместе с ним, тягу к
учению и просветлению. Это полотно открывало так называемый
"Сергиевский цикл", в который еще вошли "Юность преподобного Сергия",
"Труды Сергия Радонежского" , "Преподобный Сергий Радонежский".

3. «». Орест Адамович Кипренский

Художник в 1827 году создаёт один из лучших портретов. Это образ зрелого человека, поэта, уже пережившего восстание декабристов. Он словно размышляет об их судьбе, о себе, о России. Кипренский в русском искусстве много внимания уделял автопортрету, пытаясь передать состояние души человека.

4. « Богатыри». Виктор Михайлович Васнецов.

Это самая знаменитая картина художника. Он был первым художником, кто с такой изобразительной силой отразил в живописи поэтический мир русского фольклора – мир героических событий, волшебных сказок, легенд и бережно хранимых народом преданий. Как зовут богатырей? В центре – самый старший и самый могучий - Илья Муромец, сидящий по правую руку – Добрыня Никитич, а слева Алёша Попович. Внимательно всмотритесь в их лица. Не наложила ли война отпечатка свирепости жестокости на их лица. Нет. Почему? Какую войну ведут они? Богатыри исполняют святое дело защиты Родины, их лица строги и одухотворены этой высокой идеей.

5. «Христос в пустыне». Иван Николаевич Крамской.

Вашему вниманию представлены две картины «Достоевского» Василия Григорьевича Перова и «Христос в пустыне» Ивана Николаевича Крамского. Обратите внимание на почти буквальную схожесть поз таких разных персонажей. Но Крамской, создавший свою картину независимо от перовского портрета, не случайно пришёл к схожему результату: его Христос – и божественный персонаж, и образ человека любой эпохи, делающего выбор между добром излом.

Самсон Странноприимец

Совершенно иначе распорядился своим богатством преподобный Самсон Странноприимец. После смерти родителей он унаследовал большое богатство, всех бывших рабов он отпустил с обеспечением на волю. Поселился в городе Константинополе, построил дом, в котором принимал нищих, больных и странников. Лечил больных, кормил и одевал нищих, давал кров странникам. Патриарх Константинопольский совершил таинство священства, и Самсон стал священником.

Однажды случилось заболеть императору Юстиниану. Когда все попытки искусных врачей не увенчались успехом, император обратился к священнику Самсону, который успешно его вылечил. Император желал вознаградить исцелителя, на что Самсон ему ответил, что богатства ему не надо. А если император желает, то может построить дом для больных и бедных. «Этим угодишь Богу и порадуешь меня». Был построен дом и при нём больница.

Анализ мнимых и истинных ценностей в романе "Мастер и Маргарита".

М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» ставит своих героев перед вечными проблемами бытия, заставляя размышлять о смысле и цели существования, об истинных и мнимых ценностях, о законах развития жизни.

А что такое истинные и мнимые ценности. Истинные ценности – это то, что важно всегда, везде и при любых условиях. Они одинаковы для всех людей.

Истинное творчество

Честность

Свобода личности

Мнимые ценности - это попытка замены основной и единственной цели человека целью вспомогательной. Их реализация несёт в мир зло и несчастье другим людям.

«квартирный вопрос»

Жажда личной выгоды

Предательство

Смерть и Время царят на земле, -

Ты владыками их не зови;

Все, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

Любовь… Именно она придает роману загадочность и неповторимость. она способна изменить многое, противостоять различным трудностям. именно Маргарита открывает темы веры, творчества, любви - всего того, из чего вырастает истинная жизнь.Любовь двигала Маргаритой, сквозь все препятствия она прошла ради Мастера. Вытерпела смертельные муки на балу, не будучи уверенной, что ее желание осуществится. И то, что она продала душу дьяволу, еще раз доказывает силу ее любви к Мастеру. Вознаграждение: Мастер и Маргарита обретают вечное счастье и вечный покой.

Истинное творчество: . В самом начале романа автор знакомит нас с двумя писателями: с Берлиозом, он является руководителем МАССОЛИТа, и с Бездомным, поэтом в том же МАССОЛИТе Из диалога видно, что творчество этих писателей однобоко и является ложным.

Наказание: Иван Бездомный попадает в психиатрическую лечебницу. Однако он осознаёт бесполезность своего лжетворчества и обещает Мастеру больше ничего не писать.

Деньги. В романе эта мнимая ценность затронула два мира – древний ершалаимский и современный. Равнодушным к деньгам остался лишь Воланд со своей свитой. Иуда, который предал своего друга за 30 серебряников, жители Москвы, которые жадно ловили деньги, падающие с потолка в варьете, барон Майгель – все они «служили» этой мнимой ценности.

Наказание: Иуда и барон Майгель были убиты, а жители Москвы получили хороший урок за свою страсть к деньгам, когда их купюры превращались в простые бумажки а одежда таяла на глазах. Понёс наказание даже Босой, который не устоял перед возможностью получить лёгкие деньги.

Свобода личности. Вспомним Московскую Ассоциацию Литераторов. Её руководители создавали огромное количество бесполезных клубов и кружков, для того, чтобы полностью занять всех участников. Причём способности и таланты людей не имели никакого значения. Иными словами, человек был обязан выполнять различные постановления, и ни о какой свободе здесь не могло идти и речи.

Наказание: Свита Воланда заставляет всех этих руководителей петь без остановки, чтобы показать, какого это, делать что-либо против своей воли, без желания и способностей.

Итог: Булгаков хотел донести нам читателям, что в мире много ложных ценностей и только сильная личность может противостоять их гнету. Человек не может быть счастлив, если большое количество времени тратит на мнимые ценности, потому что они делают его жизнь пустой.