Тема таланта в произведении мастер и маргарита. Истинное и ложное творчество

Тема таланта в произведении мастер и маргарита. Истинное и ложное творчество
Тема таланта в произведении мастер и маргарита. Истинное и ложное творчество

Тема творчества волновала Михаила Афанасьевича Булгакова на протяжении всей его жизни. Глубокие раздумья о судьбе художника и его предназначении, стремление осмыслить полноту ответственности писателя перед народом и человечеством никогда не оставляли Михаила Афанасьевича, а в последние годы жизни становились особенно мучительными.

Булгакову выпало жить и творить в необычайно суровое время. Революция и гражданская война, принесшие смерть и физические страдания, попытки построить новое государство, обернувшиеся хаосом, разрухой и жестокими репрессиями, - с невероятной болью отзывались в душе художника-гуманиста и находили отражение в его бессмертных творениях. Однако самое страшное, что несла эпоха террора, - это духовное разложение личности, которое, по мнению писателя, могла приостановить только великая сила искусства, потому что творец подобен Богу: он Словом творит мир и человека в нем.

Трудно читать скрижали будущего, однако лучшие писатели-мыслители первой трети XX века, не равнодушные к судьбам Отчизны, предчувствовали грядущие несчастья. Михаил Булгаков мечтал о гуманном и гармоничном обществе, в котором область художественного творчества будет лишена идеологического давления.

«Отвратительный мир» лжеискусства

С первых страниц романа «Мастер и Маргарита» читатель попадает в современный автору «мир литературы» и встречает великое множество действующих лиц: Ивана Николаевича Понырева, Михаила Александровича Берлиоза, Желдыбина, Бескудникова, Двубратского, Непременову, Поприхина, Абабкова, Глухарева, Денис-кина, Лавровича, Аримана, Латунского, Рюхина и других. Первыми в галерее персонажей стоят Берлиоз, редактор московского журнала, председатель МАССОЛИТа, и Понырев, молодой поэт. Михаил Александрович, упитанный аккуратный гражданин в огромных очках, жарким весенним днем на Патриарших прудах вел с Иваном Николаевичем беседу об Иисусе Христе. Как большинство литераторов своего времени, Иван Бездомный получил заказ редактора на создание антирелигиозной поэмы. Заказ Бездомный выполнил, однако Берлиоз остался весьма не. доволен сочинением своего ученика. Иван должен был убедить массового читателя, что Иисус - плод человеческой фантазии, сказка для невежд, а из-под пера поэта явился «совершенно живой» Иисус, хотя и наделенный всеми негативными качествами.

История создания «горе-поэмы» наталкивает читателя на громадную нравственную проблему XX века - массовый нигилизм, всеобщее неверие ни в Бога, ни в черта.

Председатель МАССОЛИТа в споре с Иваном мобилизовал все свои знания «очень образованного человека». Ссылаясь на Филона Александрийского, Иосифа Флавия, Берлиоз пытался доказать поэту, что Иисус Христос никогда не существовал. Даже рассказ Тацита в «Анналах» о казни Иисуса является, по мнению редактора, грубой подделкой. «Мы - атеисты» - с гордостью заявляет Берлиоз внезапно появившемуся Воланду. «Нету никакого дьявола!» - подхватывает Иван Бездомный. «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!», подытоживает Воланд. Литераторы с завидным упорством доказывают сатане, что «...жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле» управляет человек. Для них не существует чуда, такого события, где непредвиденные условия сходятся так, что производят внезапные - счастливые или несчастливые - последствия. («Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык»), Берлиоз и ему подобные превратили искусство в служанку идеологии. Творческий процесс в понимании Михаила Александровича - не удивительное открытие, идущее из глубины души и на которое вдохновляют долг и совесть, а рационалистический акт, подчиненный определенной идеологии. Председатель МАССОЛ ИТа превратился в «инженера человеческих душ».

Чудовищное изобретение идеологов от искусства - соцреализм - породил план-заказ, в котором строго оговаривается характер будущего произведения.

Отвергая религию как совокупность недоказуемых постулатов и вредных чувствований, берлиозы удивительно быстро вытравили из народа веру в высшую силу, которая все держит в своей власти, «благотворно» влияющую на нравственность. Народ трансформируется в безликую массу - «население». М.Булгаков показывает, что грубость, безнравственность, циничность и развращенность становятся следствием утраты веры.

Следует отметить, что редактор Берлиоз как порождение эпохи лжи и нигилизма только внешне является уверенным и неуязвимым. Где-то в глубинах его сознания живет догадка, что Бог и черт все же существуют. Об этом свидетельствуют следующие факты:

1. На словах не веря ни во что, Берлиоз мысленно поминает черта: «Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск...» .

2. Непонятный страх, внезапно охвативший литератора.

3. «Живые, полные мысли и страдания глаза» на мертвом лице Берлиоза.

Если бы не было ни Бога, ни черта, а следовательно, и возмездия за ложь, если бы человек сам управлял своей жизнью, - откуда тогда взяться страху? Гипотетически Берлиоз мог размышлять так: возможно, где-то в запредельном мире и существует царство Света и Тьмы, но здесь, на земле, этому нет доказательств. Вслух же апологет атеизма упрямо твердил: «...в области разума никакого доказательства существования бога быть не может».

Вина Берлиоза и ему подобных перед народом огромна, и неудивительно, что редактор был так жестоко наказан. Естественно, что из яблочного зернышка вырастает яблоня, из ореха появится росток орехового дерева, а из лжи (то есть душевной пустоты) - пустота. Эта простая истина подтверждается словами Воланда. В финале Великого бала сатана выносит вердикт: «... каждому будет дано по его вере». Берлиоз, главный идеолог пустоты, за духовное растление народа, за паутину лжи получает достойную награду - небытие, он превращается в ничто.

Недалеко ушли от Берлиоза и многочисленные литераторы, рядовые члены МАССОЛИТа. Муза давно не посещала обитель МАССОЛИТа - Дом Грибоедова. Иерархия Дома литераторов исключала всякие мысли о творчестве. «Рыбно-дачная секция», «Квартирный вопрос», «Перелыгино», ресторан - все эти пестрые уголки манили к себе с необыкновенной силой. Распределение дач в поселке Перелыгино приобретало характер неистовых боев, порождая ненависть и зависть. Дом Грибоедова становится символов корыстолюбия: «Я вчера два часа протолкался у Грибоедова». - «Ну и как?» - «В Ялту на месяц добился». - «Молодец!».

Челночная пляска литераторов в ресторане Грибоедова напоминает бал сатаны: «Покрытые испариной лица как будто засветились, показалось, что ожили на потолке нарисованные лошади, в лампах как будто прибавили свету, и вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда».

Презрение вызывают эти лжелитераторы, забывшие свое предназначение, в погоне за порционными судачками растерявшие (если таковой вообще был) свой талант.

Страшные сны Ивана Бездомного

Из безликой массы ремесленников от искусства выделяется поэт Иван Понырев. О происхождении героя известно лишь то, что его дядя живет в российской глубинке. Мастер при знакомстве с Иваном спросил: «А как ваша фамилия?» - «Бездомный» - последовал ответ. И это не случайный псевдоним, не дань литературной моде тех лет. Это трагичное мироощущение героя, у которого нет ни материального дома с теплым очагом и семейным уютом, ни духовного пристанища. Иван ни во что не верит, ему некого любить и не к кому приклонить голову. Иван - плод эпохи безверия. Его сознательные годы прошли в обществе, где разрушались храмы, где религия была объявлена «опиумом для народа», где все вокруг было отравлено ядом лжи и подозрительности (Воланда Иван принимает за шпиона; «Здорово, вредитель!» - так приветствует поэт доктора Стравинского).

Читателю предстоит решить самому, как Иван попадает в МАССОЛИТ. В этой организации он считается талантливым поэтом, его портрет и стихи напечатаны в «Литературной газете». Однако произведения Бездомного далеки от истинного творчества. М.Булгаков неоднократно подчеркивает неразвитость ума Ивана (мастер называет его «девственным», «невежественным» человеком), его привычку плыть по течению. Но, несмотря на это, душа литератора - живая, открытая и доверчивая. Он слепо отдается во власть догматика Берлиоза и становится его послушным учеником. Но автор «Мастера и Маргариты» ничуть не оправдывает Бездомного, он - не глупый ребенок, которого обманывают бессовестные взрослые. Иван Бездомный носит высокое звание поэта, а в действительности оказывается лишь удачливым сочинителем, не задумывающимся над серьезными проблемами. Иван не имеет твердой почвы под ногами, он не ведущее звено, а ведомое.

Но несмотря на это, Иван Бездомный - один из любимых героев М.Булгакова, его надежда на возрождение человеческого духа. Иван молод - ему двадцать три года, и у него есть шанс на возрождение. Встреча с Волан-дом и смерть Берлиоза под колесами трамвая послужили могучим импульсом к поиску правды. Бег Ивана Бездомного за свитой Воланда становится символичным: это путь от интуитивного предчувствия истины (ведь Христос у него получился живой!) к познанию настоящей истины, добра и красоты.

Самое первое, от чего избавляется Иван, - это ложь. Очутившись в психиатрической клинике, он начинает говорить правду. Бездомный так характеризует своего собрата по перу, поэта Александра Рюхина: «Типичный кулачок по своей психологии,., и притом кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария. Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил к первому числу!.. «Взвейтесь!» да «развейтесь!»... а вы загляните к нему внутрь - что он там думает... вы ахнете!» .

По дороге из клиники, где Рюхин оставляет Ивана, Александр думает о своей жизни. Ему тридцать два года, он никому не известен, но беда поэта не в этом. Трагедия Рюхина в том, что он знает, какого сорта его стихи. Но мысли о творчестве как высшей цели, ведущей к истине, никогда не занимали Александра. Поэзия для него - наиболее доступный способ достижения славы. Ненависть и зависть овладевают Рюхиным при виде памятника Пушкину. Слава Пушкина, заключает сочинитель, есть не что иное, как удачливость и простое везение. Невежественный Рюхин не может понять глубину творений народного поэта, оценить его гражданскую позицию: «Стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие...». Тщеславный Рюхин видит лишь внешнюю сторону славы, у него нет желания служить своему народу, и поэтому его удел - одиночество и безвестность.

Отринув ложь, Иван Бездомный идет до конца - он отказывается от сочинительства (решает не писать больше «чудовищных» стихов). Встреча Ивана с мастером только укрепляет это решение и становится своеобразным посвящением в тайны творчества, животворный дух истины явленной мастеру, проникает в душу Ивана, и Иван преображается. За негативными внешними изменениями (Иван побледнел и осунулся) стоят глубокие внутренние перемены: глаза, которые смотрят то «куда-то вдаль, поверх окружающего мира, то внутрь самого молодого человека».

Бездомного стали посещать видения: «...он видел город странный непонятный, несуществующий...» - древний Ершалаим. Герой лицезрел Понтия Пилата, Лысую Гору... Трагедия на Патриарших прудах уже не интересовала его. «Меня другое теперь интересует... - я другое хочу написать. Я тут пока лежал, знаете ли, очень многое понял», - произносит Иван на прощание мастеру. «Вы о нем продолжение напишите», - завещал Ивану учитель.

Для того, чтобы написать продолжение, нужны знания, мужество и внутренняя свобода. Знания Иван получил - он стал сотрудником Института истории и философии, профессором. Но Иван Николаевич Понырев так и не обрел духовную свободу и бесстрашие, без которых немыслимо истинное творчество. Жизненная драма профессора состоит в том, что «он все знает и понимает», но он не в силах изолировать себя от общества (как ушел в подвальчик на Арбате мастер).

И лишь во время весеннего полнолуния Ивану Николаевичу «...бороться...с собою...не приходится». «Исколотая память» заставляет его в который раз проделывать один и тот же путь в надежде обрести свободу и бесстрашие. Профессору снится один и тот же сон: ужасный палач «колет копьем в сердце привязанного к столбу и потерявшего разум Гестаса». Судьба Понырева в чем-то схожа с горькой участью разбойника Гестаса. Тоталитарная система не знает регалий и рангов, она одинаково расправляется с неугодными. А палач - символ жестокости общества. Система не отпускает на свободу Ивана, у нее всегда наготове «шприц в спирту и ампула с жидкостью густого чайного цвета» .

После укола сон Ивана Николаевича меняется. Он видит Иешуа и Пилата, мастера и Маргариту. Понтий Пилат умоляет Иешуа: «...скажи ведь ее (казни) не было!.. - Клянусь, - отвечает спутник». Мастера Иван Николаевича «жадно спрашивает:
- Так, стало быть, этим и кончилось?

Этим и кончилось, мой ученик, - отвечает номер сто восемнадцатый, а женщина подходит к Ивану и говорит:

Конечно, этим. Все кончилось и все кончается... И я вас поцелую в лоб, и все у вас будет так, как надо».

Так оканчивается великий роман Милосердия, Веры и Добра. Учитель и его подруга пришли к Ивану Николаевичу, даруя ему свободу, и теперь он спит спокойно, несмотря на «неистовство» луны, олицетворяющей больное общество.

Михаил Афанасьевич Булгаков верил в победу человеческого духа, поэтому читатель закрывает книгу с надеждой, что Иван Николаевич Понырев допишет и опубликует роман мастера.

Загадка мастера

Миру литературной конъюнктуры, прикрывающему свое внутреннее убожество высоким словом «искусство», Михаил Булгаков противопоставил образ мастера, главного героя романа «Мастер и Маргарита». Но мастер выходит на сцену лишь в одиннадцатой главе. Автор окутывает образ своего героя ореолом тайны: в палате клиники Стравинского, куда был доставлен Иван Бездомный, под покровом ночи появляется загадочный посетитель. Он «погрозил Ивану пальцем и прошептал: «Тссс!». Ко всему прочему гость вошел не через входную дверь, а через балкон. Появление таинственного героя побуждает читательскую мысль к интенсивной работе, к сотворчеству.

Писатель вначале намечает канву образа мастера. Больничная обстановка, окружающая героя, призвана подчеркнуть трагедию личности, вычеркнутой из общества. Клиника Стравинского становится для мастера единственным пристанищем среди сумасшедшего мира с его жестокими законами.

Образ мастера породил в литературоведении многочисленные версии о прототипах героя. Некоторые исследователи считают, что прообразом мастера послужила судьба самого автора «Мастера и Маргариты», другие в число прототипов героя включают Иисуса Христа, Н.В.Гоголя, Г.С.Сковороду, М.Горького, С.С.Топленинова.

Литературный герой может иметь несколько прототипов, поэтому совершенно справедливо проводить параллели судеб мастера и вышеперечисленных творцов. Однако, прежде всего, образ мастера - это обобщенный образ художника, который призван жить и творить в сложных условиях тоталитарного общества.

М.Булгаков рисует образ художника при помощи различных средств, среди которых выделяются портрет, описание обстановки, природы.

П.Г.Пустовойт в книге «И.С.Тургенев - художник слова» отмечает, что «литературный портрет - понятие объемное. В него входят не только внутренние черты героя, составляющие суть характера человека, но и внешние, дополняющие, воплощающие в себе и типичное, и характерное, индивидуальное. Во внешности, в чертах лица, в одежде манере поведения и речи героев обычно проступают особенности характеров».

Портрет главного героя «Мастера и Маргариты» складывается из прямой характеристики (речь автора) и косвенной (самораскрытие героя, диалоги, описание окружающей обстановки, образа жизни). М.Булгаков дает очень краткое, всего в несколько строк, описание внешнего облика мастера. Прежде всего, автор рисует лицо мастера, затем - его одежду: «...бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми... пришедший был одет в больничное. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат» (I, с. 459-460). Такие повторяющиеся психологические детали портрета героя, как «очень беспокойные», «осторожно глядящие глаза», вкрапленные в повествование, несут огромную смысловую нагрузку. Внешний облик главного героя романа М.Булгакова подводит читателей к мысли, что его обладатель - творческий человек, волею судьбы, оказавшийся в доме скорби.

Богатый внутренний мир образа раскрывается с помощью различных форм психологизма. Из всего богатства средств психологизма М.Булгаков выделяет формы диалога и исповеди, позволяющие наиболее полно осветить грани характера мастера.

Ядро характера героя Булгакова составляет вера во внутренние силы человека, ведь не случайно Иван Бездомный «испытывал доверие» к своему гостю. Мастер близко к сердцу принимает исповедь поэта. Главный герой «Мастера и Маргариты» оказывается единственным человеком, который от начала до конца выслушал признание Ивана. «Благодарный слушатель» «не рядил Ивана в сумасшедшие», побуждал его к более подробному рассказу. Мастер открывает молодому человеку глаза на происшедшие события, помогает разобраться в сложнейшей ситуации. Общение с мастером становится для Бездомного залогом духовного возрождения и дальнейшего внутреннего развития.

Откровенностью платит мастер за искренний рассказ Ивана. Художник поведал товарищу по несчастью историю своей жизни, размеренная речь мастера, плавно переходящая в несобственно-прямую речь, дает возможность свободного самовыражения героя, полного раскрытия внутренних черт образа.

Мастер - талантливый, интеллигентный человек, полиглот. Он ведет одинокий образ жизни, «не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве». Эту черту характера мастера писатель выделяет не случайно. Она призвана подчеркнуть философский склад ума героя.

Мастер работал в московском музее, делал переводы с иностранных языков. Но такая жизнь тяготила героя. По образованию он - историк, а по призванию - творец. Выиграв сто тысяч рублей, мастер получает возможность изменить свою жизнь. Он бросает службу, меняет место жительства и целиком отдается любимому делу.

Из «проклятой дыры» - комнаты на Мясницкой улице - герой переезжает в переулок близ Арбата, где снимает две подвальные комнаты. С благоговением, переходящим в восторг, художник описывает Ивану незамысловатый интерьер своего нового жилища: «совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой». Из окон квартиры мастер мог любоваться сиренью, липой и кленом. Подобное сочетание деталей интерьера и пейзажа помогает М.Булгакову подчеркнуть приоритет духовных ценностей в жизни героя, который готов потратить все свои сбережения на книги.

В один прекрасный момент мастер оказывается перед нравственным выбором: служить настоящему или будущему. Избрав первое, он должен будет подчиниться законам своего общества. Но герой Булгакова как истинный творец выбирает второе. Поэтому в подвальчике на Арбате, вдали от суеты, рождается великая истина, а. мастер становится творцом, художником. В уединении мысли героя развиваются, созревают и облекаются в образы Иешуа Га-Ноцри, Понтия Пилата, Левия Матвея, Иуды, Афрания, Марка Крысобоя. Мастер «восстанавливает правду об учении, жизни и смерти Иешуа» и мечтает донести свои открытия до больного сознания человечества.

«Став на стезю творчества, мастер вступает на путь духовной эволюции, который приведет героя к нравственной и творческой свободе. Слово художника призвано с великим трудом прокладывать дорогу истине в глухом лесу жизни человечества. Могучему слову творца надлежит заряжать духовной энергией сердца и души слабых, подпитывать сильных.

В романе «Мастер и Маргарита» М.Булгаков развивает сформулированный ранее принцип творчества: «что видишь, то и пиши, а чего не видишь, писать не следует». По мысли писателя, творец должен быть наделен даром духовного, нравственного видения. Отрешаясь от суетного, главный герой романа Булгакова погружается в философские размышления. Его душа видит людей, жизненные обстоятельства, предметы в их настоящем свете. В душе художника раздается беспристрастный голос совести, прокладывающий спасительный мост между творцом и человечеством. Душа творца, побуждаемая совестью и долгом, творит удивительный роман, а слово истины, увиденное ею, должно стать купелью возрождения для человеческих душ.

Забегая вперед, следует отметить, что история с романом мастера показывает, что слово творца нетленно: Его не в силах заглушить клевета низких людей, оно не погибает в огне и над ним не властно время.

Искусство, творчество становятся смыслом жизни мастера. Он ощущает себя творцом, пришедшим в мир для высокой цели, подобно тому, как приходит весна, пробуждая природу от зимнего сна.

Весна, вступившая в свои права, принесла с собой яркие краски и удивительный запах сирени. Чуткая душа художника отвечала на обновление природы - роман, словно птица, «летел к концу».

В один из чудесных весенних дней мастер отправился на прогулку и - встретил свою судьбу.

Герои не смогли пройти мимо друг друга. Маргарита (так звали незнакомку) была необыкновенно красива, но художника привлекло не это. Ее глаза, в которых таилась бездна одиночества, заставили героя осознать, что незнакомка - это та единственная, которая способна понять его самые сокровенные мысли и чувства, ведь она - часть его души. Мастер «совершенно неожиданно» для себя рассудил, что «всю жизнь любил именно эту женщину!»

Гениальный мастер находился на вершине счастья: он обрел родственную душу и окончил свое творение. Шиллер говорил: «Гений должен быть наивным, иначе это не гений». И булгаковский герой на крыльях счастья вылетел к людям со своим романом, наивно полагая, что они нуждаются в его открытиях. Люди отвергли роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, и это сделало мастера глубоко несчастным.

Однако художник не терял веру в силу искусства, в то, что его плоды способны сделать жизнь людей чище и добрее. Он боролся за свой роман, он сделал все возможное для его публикации. Но старания мастера разбивались о стену ненависти, которую воздвигли между романом и миром идеологи лжеискусства. Они не способны создавать духовные ценности и оценить вклад других в сокровищницу культуры. На мастера, вступившего в трагический конфликте приспособленцами из МАССОЛИТа, набросились критики Латунский, Ариман, Лаврович с рядом грязных статей. Они не простили герою отказа творить по законам лжеискусства, согласно которым вдохновение подменяется заказом, фантазия - ложью. Мастер творит свои гуманистические законы, основанные на любви к человеку, вере и милосердии.

«Золотой век» жизни мастера сменили «безрадостные осенние дни». Ощущение счастья вытеснили тоска и мрачныё предчувствия. М.Булгаков с медицинской точностью воспроизводит процесс духовных переживаний героя. Вначале клевета вызывала у мастера смех. Затем, по мере увеличения потока лжи, изменялось отношение героя: появилось удивление, а после пришел страх. Над мастером нависла угроза физического уничтожения. Это дало герою возможность осознать истинные масштабы тотальной системы насилия, то есть, как пишет М.Булгаков, понять другие, совершенно не относящиеся к статьям и роману, вещи. Но не физическая гибель пугала мастера. Его охватил страх за человечество, оказавшееся на краю бездны. Наступает психическое заболевание - следствие абсолютного непонимания, неприятия творчества художника.

Природа уже не радует глаз мастера. Его воспаленный мозг отождествляет природу и систему насилия: герою кажется, «что осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату», а «холодный» спрут, олицетворяющий тоталитарное государство, подступит к самому сердцу. Но страшнее всего было то, что рядом с мастером не оказалось подруги. От одиночества он порывается «бежать к кому-то, хотя бы к... застройщику наверх».

В таком состоянии мастер предает рукопись огню. Если роман не нужен обществу, то, по мнению создателя, его следует уничтожить. Но тут происходит чудо. Появляется Маргарита - надежда мастера, его мечта, его звезда. Она вырывает у огня остатки рукописи и убеждает автора, что произведение написано не зря.

В свою очередь роман спасает Маргариту - помогает ей отринуть ложь. «Больше я не хочу лгать», - говорит героиня. Энергия романа наполняет подругу мастера решимостью. Она готова идти с мастером до конца, ведь «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Героиня уходит в ночь, обещая вернуться утром. Ее образ оставляет в памяти возлюбленного негасимую полосу света, символизирующую начало новой жизни.

Но судьба распорядилась иначе. Мастера арестовали. Выпустили его через три месяца, приняв за умалишенного. Художник возвратился к своему дому, но в нем уже поселился Алоизий Могарыч, написавший на мастера донос. Мрак и холод становятся основными мотивами исповеди художника. Позади у него были тяжелые месяцы заключения, о чем свидетельствуют яркие детали костюма мастера - оторванные пуговицы. Метельный снег, словно пособник системы, засыпал кусты сирени, скрывая следы счастливого мига жизни героя. Впереди же мастер не видел ничего, кроме тусклых огней, зажженных Могарычем в его комнатах. Поэтому главный герой «Мастера и Маргариты» отправляется в клинику профессора Стравинского, где происходит его знакомство с Иваном Бездомным. Так интригующе оканчивается исповедь мастера, приоткрывающая тайну пациента номер сто восемнадцать.

Следующая встреча читателя с мастером происходит в главе двадцать четвертой - «Извлечение мастера». Маргарита, согласившаяся в надежде на спасение возлюбленного играть роль королевы на балу у сатаны, получает в награду своего возлюбленного. Воланд «извлекает» героя из клиники, и он предстает перед подругой «в своем больничном одеянии»: халат, туфли и неизменная черная шапочка. «Небритое лицо его дергалось гримасой, он сумасшедше-пугливо косился на огни свечей, а лунный поток кипел вокруг него».

Дьявол предлагает Маргарите выполнить любое их желание. Воланд дорого бы заплатил за самую малую просьбу мастера. Однако художник ничего не просит. Он сохраняет свою духовную свободу, и сатана вынужден вернуть героев в подвал на Арбате. Но, как сказал мастер, «не бывает так, чтобы все стало, как было». Иешуа, прочитав роман мастера, через Левия Матвея просит дьявола забрать автора с собой, наградив покоем.

Герои, пройдя путь духовной эволюции, становятся абсолютно свободными. В финале романа М.Булгакова мастер и его подруга летят к своему вечному дому. Они изменяются внешне. Облик мастера создатель романа уподобил древним мудрецам. «Волосы его белели теперь при луне и сзади собрались в косу, и она летела по ветру».

Мастер стремится навстречу тишине и покою, так необходимым для истинного творчества. И М.А.Булгаков знает, что у мастера все «будет так, как надо».

Михаил Афанасьевич Булгаков всю свою жизнь был глубоко убежден, что судьба ведет людей к благой цели. («Все будет правильно, на этом построен мир», - говорит Воланд.) Однако к человеку предъявляются высокие требования. Необходимо, чтобы люди были добры друг к другу, умели прощать и, самое главное, стремились не только к собственному благополучию. Целью жизни каждого должны стать счастье и гармония всего человечества. Под человечеством мыслитель понимал не массу безликих человеческих существ, а содружество разумных и гуманных личностей. Души их должны видеть вселюдские муки, болеть людскими бедами, как болела и душа М.А.Булгакова.

Писатель поклонялся великому чуду - искусству, был уверен в его возрождающей силе. «Все пройдет», падут стены лжи и насилия, - утверждает М.Булгаков в своих произведениях, - а искусство будет жить вечно. Его несокрушимая сила ведет души к добру, необходимому, как воздух, для всеобщей гармонии.

Тема искусства в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» //Зар. лыт. в навч. закл. - 2001. - №4. - С. 56-60.

Тема творчества волновала Михаила Афанасьевича Булгакова на протяжении всей его жизни. Глубокие раздумья о судьбе художника и его предназначении, стремление осмыслить полноту ответственности писателя перед народом и человечеством никогда не оставляли Михаила Афанасьевича, а в последние годы жизни становились особенно мучительными.

Булгакову выпало жить и творить в необычайно суровое время. Революция и гражданская война, принесшие смерть и физические страдания, попытки построить новое государство, обернувшиеся хаосом, разрухой и жестокими репрессиями, - с невероятной болью отзывались в душе художника-гуманиста и находили отражение в его бессмертных творениях. Однако самое страшное, что несла эпоха террора, - это духовное разложение личности, которое, по мнению писателя, могла приостановить только великая сила искусства, потому что творец подобен Богу: он Словом творит мир и человека в нем.

Трудно читать скрижали будущего, однако лучшие писатели-мыслители первой трети XX века, не равнодушные к судьбам Отчизны, предчувствовали грядущие несчастья. Михаил Булгаков мечтал о гуманном и гармоничном обществе, в котором область художественного творчества будет лишена идеологического давления.

«Отвратительный мир» лжеискусства

С первых страниц романа «Мастер и Маргарита» читатель попадает в современный автору «мир литературы» и встречает великое множество действующих лиц: Ивана Николаевича Понырева, Михаила Александровича Берлиоза, Желдыбина, Бескудникова, Двубратского, Непременову, Поприхина, Абабкова, Глухарева, Денискина, Лавровича, Аримана, Латунского, Рюхина и других. Первыми в галерее персонажей стоят Берлиоз, редактор московского журнала, председатель МАССОЛИТа, и Понырев, молодой поэт. Михаил Александрович, упитанный аккуратный гражданин в огромных очках, жарким весенним днем на Патриарших прудах вел с Иваном Николаевичем беседу об Иисусе Христе. Как большинство литераторов своего времени, Иван Бездомный получил заказ редактора на создание антирелигиозной поэмы. Заказ Бездомный выполнил, однако Берлиоз остался весьма не. доволен сочинением своего ученика. Иван должен был убедить массового читателя, что Иисус - плод человеческой фантазии, сказка для невежд, а из-под пера поэта явился «совершенно живой» Иисус, хотя и наделенный всеми негативными качествами.

История создания «горе-поэмы» наталкивает читателя на громадную нравственную проблему XX века - массовый нигилизм, всеобщее неверие ни в Бога, ни в черта.

Председатель МАССОЛИТа в споре с Иваном мобилизовал все свои знания «очень образованного человека». Ссылаясь на Филона Александрийского, Иосифа Флавия, Берлиоз пытался доказать поэту, что Иисус Христос никогда не существовал. Даже рассказ Тацита в «Анналах» о казни Иисуса является, по мнению редактора, грубой подделкой. «Мы - атеисты» - с гордостью заявляет Берлиоз внезапно появившемуся Воланду. «Нету никакого дьявола!» - подхватывает Иван Бездомный. «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!», подытоживает Воланд. Литераторы с завидным упорством доказывают сатане, что «...жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле» управляет человек. Для них не существует чуда, такого события, где непредвиденные условия сходятся так, что производят внезапные - счастливые или несчастливые - последствия. («Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык»), Берлиоз и ему подобные превратили искусство в служанку идеологии. Творческий процесс в понимании Михаила Александровича - не удивительное открытие, идущее из глубины души и на которое вдохновляют долг и совесть, а рационалистический акт, подчиненный определенной идеологии. Председатель МАССОЛИТа превратился в «инженера человеческих душ».

Чудовищное изобретение идеологов от искусства - соцреализм - породил план-заказ, в котором строго оговаривается характер будущего произведения.

Отвергая религию как совокупность недоказуемых постулатов и вредных чувствований, берлиозы удивительно быстро вытравили из народа веру в высшую силу, которая все держит в своей власти, «благотворно» влияющую на нравственность. Народ трансформируется в безликую массу - «население». М.Булгаков показывает, что грубость, безнравственность, циничность и развращенность становятся следствием утраты веры.

Следует отметить, что редактор Берлиоз как порождение эпохи лжи и нигилизма только внешне является уверенным и неуязвимым. Где-то в глубинах его сознания живет догадка, что Бог и черт все же существуют. Об этом свидетельствуют следующие факты:

1. На словах не веря ни во что, Берлиоз мысленно поминает черта: «Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск...» .

2. Непонятный страх, внезапно охвативший литератора.

3. «Живые, полные мысли и страдания глаза» на мертвом лице Берлиоза.

Если бы не было ни Бога, ни черта, а следовательно, и возмездия за ложь, если бы человек сам управлял своей жизнью, - откуда тогда взяться страху? Гипотетически Берлиоз мог размышлять так: возможно, где-то в запредельном мире и существует царство Света и Тьмы, но здесь, на земле, этому нет доказательств. Вслух же апологет атеизма упрямо твердил: «...в области разума никакого доказательства существования бога быть не может».

Вина Берлиоза и ему подобных перед народом огромна, и неудивительно, что редактор был так жестоко наказан. Естественно, что из яблочного зернышка вырастает яблоня, из ореха появится росток орехового дерева, а из лжи (то есть душевной пустоты) - пустота. Эта простая истина подтверждается словами Воланда. В финале Великого бала сатана выносит вердикт: «... каждому будет дано по его вере». Берлиоз, главный идеолог пустоты, за духовное растление народа, за паутину лжи получает достойную награду - небытие, он превращается в ничто.

Недалеко ушли от Берлиоза и многочисленные литераторы, рядовые члены МАССОЛИТа. Муза давно не посещала обитель МАССОЛИТа - Дом Грибоедова. Иерархия Дома литераторов исключала всякие мысли о творчестве. «Рыбно-дачная секция», «Квартирный вопрос», «Перелыгино», ресторан - все эти пестрые уголки манили к себе с необыкновенной силой. Распределение дач в поселке Перелыгино приобретало характер неистовых боев, порождая ненависть и зависть. Дом Грибоедова становится символов корыстолюбия: «Я вчера два часа протолкался у Грибоедова». - «Ну и как?» - «В Ялту на месяц добился». - «Молодец!».

Челночная пляска литераторов в ресторане Грибоедова напоминает бал сатаны: «Покрытые испариной лица как будто засветились, показалось, что ожили на потолке нарисованные лошади, в лампах как будто прибавили свету, и вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда».

Презрение вызывают эти лжелитераторы, забывшие свое предназначение, в погоне за порционными судачками растерявшие (если таковой вообще был) свой талант.

Страшные сны Ивана Бездомного

Из безликой массы ремесленников от искусства выделяется поэт Иван Понырев. О происхождении героя известно лишь то, что его дядя живет в российской глубинке. Мастер при знакомстве с Иваном спросил: «А как ваша фамилия?» - «Бездомный» - последовал ответ. И это не случайный псевдоним, не дань литературной моде тех лет. Это трагичное мироощущение героя, у которого нет ни материального дома с теплым очагом и семейным уютом, ни духовного пристанища. Иван ни во что не верит, ему некого любить и не к кому приклонить голову. Иван - плод эпохи безверия. Его сознательные годы прошли в обществе, где разрушались храмы, где религия была объявлена «опиумом для народа», где все вокруг было отравлено ядом лжи и подозрительности (Воланда Иван принимает за шпиона; «Здорово, вредитель!» - так приветствует поэт доктора Стравинского).

Читателю предстоит решить самому, как Иван попадает в МАССОЛИТ. В этой организации он считается талантливым поэтом, его портрет и стихи напечатаны в «Литературной газете». Однако произведения Бездомного далеки от истинного творчества. М.Булгаков неоднократно подчеркивает неразвитость ума Ивана (мастер называет его «девственным», «невежественным» человеком), его привычку плыть по течению. Но, несмотря на это, душа литератора - живая, открытая и доверчивая. Он слепо отдается во власть догматика Берлиоза и становится его послушным учеником. Но автор «Мастера и Маргариты» ничуть не оправдывает Бездомного, он - не глупый ребенок, которого обманывают бессовестные взрослые. Иван Бездомный носит высокое звание поэта, а в действительности оказывается лишь удачливым сочинителем, не задумывающимся над серьезными проблемами. Иван не имеет твердой почвы под ногами, он не ведущее звено, а ведомое.

Но несмотря на это, Иван Бездомный - один из любимых героев М.Булгакова, его надежда на возрождение человеческого духа. Иван молод - ему двадцать три года, и у него есть шанс на возрождение. Встреча с Волан-дом и смерть Берлиоза под колесами трамвая послужили могучим импульсом к поиску правды. Бег Ивана Бездомного за свитой Воланда становится символичным: это путь от интуитивного предчувствия истины (ведь Христос у него получился живой!) к познанию настоящей истины, добра и красоты.

Самое первое, от чего избавляется Иван, - это ложь. Очутившись в психиатрической клинике, он начинает говорить правду. Бездомный так характеризует своего собрата по перу, поэта Александра Рюхина: «Типичный кулачок по своей психологии,., и притом кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария. Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил к первому числу!.. «Взвейтесь!» да «развейтесь!»... а вы загляните к нему внутрь - что он там думает... вы ахнете!».

По дороге из клиники, где Рюхин оставляет Ивана, Александр думает о своей жизни. Ему тридцать два года, он никому не известен, но беда поэта не в этом. Трагедия Рюхина в том, что он знает, какого сорта его стихи. Но мысли о творчестве как высшей цели, ведущей к истине, никогда не занимали Александра. Поэзия для него - наиболее доступный способ достижения славы. Ненависть и зависть овладевают Рюхиным при виде памятника Пушкину. Слава Пушкина, заключает сочинитель, есть не что иное, как удачливость и простое везение. Невежественный Рюхин не может понять глубину творений народного поэта, оценить его гражданскую позицию: «Стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие...». Тщеславный Рюхин видит лишь внешнюю сторону славы, у него нет желания служить своему народу, и поэтому его удел - одиночество и безвестность.

Отринув ложь, Иван Бездомный идет до конца - он отказывается от сочинительства (решает не писать больше «чудовищных» стихов). Встреча Ивана с мастером только укрепляет это решение и становится своеобразным посвящением в тайны творчества, животворный дух истины явленной мастеру, проникает в душу Ивана, и Иван преображается. За негативными внешними изменениями (Иван побледнел и осунулся) стоят глубокие внутренние перемены: глаза, которые смотрят то «куда-то вдаль, поверх окружающего мира, то внутрь самого молодого человека».

Бездомного стали посещать видения: «...он видел город странный непонятный, несуществующий...» - древний Ершалаим. Герой лицезрел Понтия Пилата, Лысую Гору... Трагедия на Патриарших прудах уже не интересовала его. «Меня другое теперь интересует... - я другое хочу написать. Я тут пока лежал, знаете ли, очень многое понял», - произносит Иван на прощание мастеру. «Вы о нем продолжение напишите», - завещал Ивану учитель.

Для того, чтобы написать продолжение, нужны знания, мужество и внутренняя свобода. Знания Иван получил - он стал сотрудником Института истории и философии, профессором. Но Иван Николаевич Понырев так и не обрел духовную свободу и бесстрашие, без которых немыслимо истинное творчество. Жизненная драма профессора состоит в том, что «он все знает и понимает», но он не в силах изолировать себя от общества (как ушел в подвальчик на Арбате мастер).

И лишь во время весеннего полнолуния Ивану Николаевичу «...бороться...с собою...не приходится». «Исколотая память» заставляет его в который раз проделывать один и тот же путь в надежде обрести свободу и бесстрашие. Профессору снится один и тот же сон: ужасный палач «колет копьем в сердце привязанного к столбу и потерявшего разум Гестаса». Судьба Понырева в чем-то схожа с горькой участью разбойника Гестаса. Тоталитарная система не знает регалий и рангов, она одинаково расправляется с неугодными. А палач - символ жестокости общества. Система не отпускает на свободу Ивана, у нее всегда наготове «шприц в спирту и ампула с жидкостью густого чайного цвета» .

После укола сон Ивана Николаевича меняется. Он видит Иешуа и Пилата, мастера и Маргариту. Понтий Пилат умоляет Иешуа: «...скажи ведь ее (казни) не было!.. - Клянусь, - отвечает спутник». Мастера Иван Николаевича «жадно спрашивает:

Так, стало быть, этим и кончилось?

Этим и кончилось, мой ученик, - отвечает номер сто восемнадцатый, а женщина подходит к Ивану и говорит:

Конечно, этим. Все кончилось и все кончается... И я вас поцелую в лоб, и все у вас будет так, как надо».

Так оканчивается великий роман Милосердия, Веры и Добра. Учитель и его подруга пришли к Ивану Николаевичу, даруя ему свободу, и теперь он спит спокойно, несмотря на «неистовство» луны, олицетворяющей больное общество.

Михаил Афанасьевич Булгаков верил в победу человеческого духа, поэтому читатель закрывает книгу с надеждой, что Иван Николаевич Понырев допишет и опубликует роман мастера.

Загадка мастера

Миру литературной конъюнктуры, прикрывающему свое внутреннее убожество высоким словом «искусство», Михаил Булгаков противопоставил образ мастера, главного героя романа «Мастер и Маргарита». Но мастер выходит на сцену лишь в одиннадцатой главе. Автор окутывает образ своего героя ореолом тайны: в палате клиники Стравинского, куда был доставлен Иван Бездомный, под покровом ночи появляется загадочный посетитель. Он «погрозил Ивану пальцем и прошептал: «Тссс!». Ко всему прочему гость вошел не через входную дверь, а через балкон. Появление таинственного героя побуждает читательскую мысль к интенсивной работе, к сотворчеству.

Писатель вначале намечает канву образа мастера. Больничная обстановка, окружающая героя, призвана подчеркнуть трагедию личности, вычеркнутой из общества. Клиника Стравинского становится для мастера единственным пристанищем среди сумасшедшего мира с его жестокими законами.

Образ мастера породил в литературоведении многочисленные версии о прототипах героя. Некоторые исследователи считают, что прообразом мастера послужила судьба самого автора «Мастера и Маргариты», другие в число прототипов героя включают Иисуса Христа, Н.В.Гоголя, Г.С.Сковороду, М.Горького, С.С.Топленинова.

Литературный герой может иметь несколько прототипов, поэтому совершенно справедливо проводить параллели судеб мастера и вышеперечисленных творцов. Однако, прежде всего, образ мастера - это обобщенный образ художника, который призван жить и творить в сложных условиях тоталитарного общества.

М.Булгаков рисует образ художника при помощи различных средств, среди которых выделяются портрет, описание обстановки, природы.

П.Г.Пустовойт в книге «И.С.Тургенев - художник слова» отмечает, что «литературный портрет - понятие объемное. В него входят не только внутренние черты героя, составляющие суть характера человека, но и внешние, дополняющие, воплощающие в себе и типичное, и характерное, индивидуальное. Во внешности, в чертах лица, в одежде манере поведения и речи героев обычно проступают особенности характеров».

Портрет главного героя «Мастера и Маргариты» складывается из прямой характеристики (речь автора) и косвенной (самораскрытие героя, диалоги, описание окружающей обстановки, образа жизни). М.Булгаков дает очень краткое, всего в несколько строк, описание внешнего облика мастера. Прежде всего, автор рисует лицо мастера, затем - его одежду: «...бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми... пришедший был одет в больничное. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат» (I, с. 459-460). Такие повторяющиеся психологические детали портрета героя, как «очень беспокойные», «осторожно глядящие глаза», вкрапленные в повествование, несут огромную смысловую нагрузку. Внешний облик главного героя романа М.Булгакова подводит читателей к мысли, что его обладатель - творческий человек, волею судьбы, оказавшийся в доме скорби.

Богатый внутренний мир образа раскрывается с помощью различных форм психологизма. Из всего богатства средств психологизма М.Булгаков выделяет формы диалога и исповеди, позволяющие наиболее полно осветить грани характера мастера.

Ядро характера героя Булгакова составляет вера во внутренние силы человека, ведь не случайно Иван Бездомный «испытывал доверие» к своему гостю. Мастер близко к сердцу принимает исповедь поэта. Главный герой «Мастера и Маргариты» оказывается единственным человеком, который от начала до конца выслушал признание Ивана. «Благодарный слушатель» «не рядил Ивана в сумасшедшие», побуждал его к более подробному рассказу. Мастер открывает молодому человеку глаза на происшедшие события, помогает разобраться в сложнейшей ситуации. Общение с мастером становится для Бездомного залогом духовного возрождения и дальнейшего внутреннего развития.

Откровенностью платит мастер за искренний рассказ Ивана. Художник поведал товарищу по несчастью историю своей жизни, размеренная речь мастера, плавно переходящая в несобственно-прямую речь, дает возможность свободного самовыражения героя, полного раскрытия внутренних черт образа.

Мастер - талантливый, интеллигентный человек, полиглот. Он ведет одинокий образ жизни, «не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве». Эту черту характера мастера писатель выделяет не случайно. Она призвана подчеркнуть философский склад ума героя.

Мастер работал в московском музее, делал переводы с иностранных языков. Но такая жизнь тяготила героя. По образованию он - историк, а по призванию - творец. Выиграв сто тысяч рублей, мастер получает возможность изменить свою жизнь. Он бросает службу, меняет место жительства и целиком отдается любимому делу.

Из «проклятой дыры» - комнаты на Мясницкой улице - герой переезжает в переулок близ Арбата, где снимает две подвальные комнаты. С благоговением, переходящим в восторг, художник описывает Ивану незамысловатый интерьер своего нового жилища: «совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой». Из окон квартиры мастер мог любоваться сиренью, липой и кленом. Подобное сочетание деталей интерьера и пейзажа помогает М.Булгакову подчеркнуть приоритет духовных ценностей в жизни героя, который готов потратить все свои сбережения на книги.

В один прекрасный момент мастер оказывается перед нравственным выбором: служить настоящему или будущему. Избрав первое, он должен будет подчиниться законам своего общества. Но герой Булгакова как истинный творец выбирает второе. Поэтому в подвальчике на Арбате, вдали от суеты, рождается великая истина, а. мастер становится творцом, художником. В уединении мысли героя развиваются, созревают и облекаются в образы Иешуа Га-Ноцри, Понтия Пилата, Левия Матвея, Иуды, Афрания, Марка Крысобоя. Мастер «восстанавливает правду об учении, жизни и смерти Иешуа» и мечтает донести свои открытия до больного сознания человечества.

«Став на стезю творчества, мастер вступает на путь духовной эволюции, который приведет героя к нравственной и творческой свободе. Слово художника призвано с великим трудом прокладывать дорогу истине в глухом лесу жизни человечества. Могучему слову творца надлежит заряжать духовной энергией сердца и души слабых, подпитывать сильных.

В романе «Мастер и Маргарита» М.Булгаков развивает сформулированный ранее принцип творчества: «что видишь, то и пиши, а чего не видишь, писать не следует». По мысли писателя, творец должен быть наделен даром духовного, нравственного видения. Отрешаясь от суетного, главный герой романа Булгакова погружается в философские размышления. Его душа видит людей, жизненные обстоятельства, предметы в их настоящем свете. В душе художника раздается беспристрастный голос совести, прокладывающий спасительный мост между творцом и человечеством. Душа творца, побуждаемая совестью и долгом, творит удивительный роман, а слово истины, увиденное ею, должно стать купелью возрождения для человеческих душ.

Забегая вперед, следует отметить, что история с романом мастера показывает, что слово творца нетленно: Его не в силах заглушить клевета низких людей, оно не погибает в огне и над ним не властно время.

Искусство, творчество становятся смыслом жизни мастера. Он ощущает себя творцом, пришедшим в мир для высокой цели, подобно тому, как приходит весна, пробуждая природу от зимнего сна.

Весна, вступившая в свои права, принесла с собой яркие краски и удивительный запах сирени. Чуткая душа художника отвечала на обновление природы - роман, словно птица, «летел к концу».

В один из чудесных весенних дней мастер отправился на прогулку и - встретил свою судьбу.

Герои не смогли пройти мимо друг друга. Маргарита (так звали незнакомку) была необыкновенно красива, но художника привлекло не это. Ее глаза, в которых таилась бездна одиночества, заставили героя осознать, что незнакомка - это та единственная, которая способна понять его самые сокровенные мысли и чувства, ведь она - часть его души. Мастер «совершенно неожиданно» для себя рассудил, что «всю жизнь любил именно эту женщину!»

Гениальный мастер находился на вершине счастья: он обрел родственную душу и окончил свое творение. Шиллер говорил: «Гений должен быть наивным, иначе это не гений». И булгаковский герой на крыльях счастья вылетел к людям со своим романом, наивно полагая, что они нуждаются в его открытиях. Люди отвергли роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, и это сделало мастера глубоко несчастным.

Однако художник не терял веру в силу искусства, в то, что его плоды способны сделать жизнь людей чище и добрее. Он боролся за свой роман, он сделал все возможное для его публикации. Но старания мастера разбивались о стену ненависти, которую воздвигли между романом и миром идеологи лжеискусства. Они не способны создавать духовные ценности и оценить вклад других в сокровищницу культуры. На мастера, вступившего в трагический конфликте приспособленцами из МАССОЛИТа, набросились критики Латунский, Ариман, Лаврович с рядом грязных статей. Они не простили герою отказа творить по законам лжеискусства, согласно которым вдохновение подменяется заказом, фантазия - ложью. Мастер творит свои гуманистические законы, основанные на любви к человеку, вере и милосердии.

«Золотой век» жизни мастера сменили «безрадостные осенние дни». Ощущение счастья вытеснили тоска и мрачныё предчувствия. М.Булгаков с медицинской точностью воспроизводит процесс духовных переживаний героя. Вначале клевета вызывала у мастера смех. Затем, по мере увеличения потока лжи, изменялось отношение героя: появилось удивление, а после пришел страх. Над мастером нависла угроза физического уничтожения. Это дало герою возможность осознать истинные масштабы тотальной системы насилия, то есть, как пишет М.Булгаков, понять другие, совершенно не относящиеся к статьям и роману, вещи. Но не физическая гибель пугала мастера. Его охватил страх за человечество, оказавшееся на краю бездны. Наступает психическое заболевание - следствие абсолютного непонимания, неприятия творчества художника.

Природа уже не радует глаз мастера. Его воспаленный мозг отождествляет природу и систему насилия: герою кажется, «что осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату», а «холодный» спрут, олицетворяющий тоталитарное государство, подступит к самому сердцу. Но страшнее всего было то, что рядом с мастером не оказалось подруги. От одиночества он порывается «бежать к кому-то, хотя бы к... застройщику наверх».

В таком состоянии мастер предает рукопись огню. Если роман не нужен обществу, то, по мнению создателя, его следует уничтожить. Но тут происходит чудо. Появляется Маргарита - надежда мастера, его мечта, его звезда. Она вырывает у огня остатки рукописи и убеждает автора, что произведение написано не зря.

В свою очередь роман спасает Маргариту - помогает ей отринуть ложь. «Больше я не хочу лгать», - говорит героиня. Энергия романа наполняет подругу мастера решимостью. Она готова идти с мастером до конца, ведь «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Героиня уходит в ночь, обещая вернуться утром. Ее образ оставляет в памяти возлюбленного негасимую полосу света, символизирующую начало новой жизни.

Но судьба распорядилась иначе. Мастера арестовали. Выпустили его через три месяца, приняв за умалишенного. Художник возвратился к своему дому, но в нем уже поселился Алоизий Могарыч, написавший на мастера донос. Мрак и холод становятся основными мотивами исповеди художника. Позади у него были тяжелые месяцы заключения, о чем свидетельствуют яркие детали костюма мастера - оторванные пуговицы. Метельный снег, словно пособник системы, засыпал кусты сирени, скрывая следы счастливого мига жизни героя. Впереди же мастер не видел ничего, кроме тусклых огней, зажженных Могарычем в его комнатах. Поэтому главный герой «Мастера и Маргариты» отправляется в клинику профессора Стравинского, где происходит его знакомство с Иваном Бездомным. Так интригующе оканчивается исповедь мастера, приоткрывающая тайну пациента номер сто восемнадцать.

Следующая встреча читателя с мастером происходит в главе двадцать четвертой - «Извлечение мастера». Маргарита, согласившаяся в надежде на спасение возлюбленного играть роль королевы на балу у сатаны, получает в награду своего возлюбленного. Воланд «извлекает» героя из клиники, и он предстает перед подругой «в своем больничном одеянии»: халат, туфли и неизменная черная шапочка. «Небритое лицо его дергалось гримасой, он сумасшедше-пугливо косился на огни свечей, а лунный поток кипел вокруг него».

Дьявол предлагает Маргарите выполнить любое их желание. Воланд дорого бы заплатил за самую малую просьбу мастера. Однако художник ничего не просит. Он сохраняет свою духовную свободу, и сатана вынужден вернуть героев в подвал на Арбате. Но, как сказал мастер, «не бывает так, чтобы все стало, как было». Иешуа, прочитав роман мастера, через Левия Матвея просит дьявола забрать автора с собой, наградив покоем.

Герои, пройдя путь духовной эволюции, становятся абсолютно свободными. В финале романа М.Булгакова мастер и его подруга летят к своему вечному дому. Они изменяются внешне. Облик мастера создатель романа уподобил древним мудрецам. «Волосы его белели теперь при луне и сзади собрались в косу, и она летела по ветру».

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым автор работал до последнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале «Москва». Этот роман принес автору посмертную мировую славу.

Булгаков писал свое произведение как достоверную книгу о том времени, о его людях и соединил в нем гротеск, фантастику, реальные события и факты. Одновременно «Мастер и Маргарита» - это роман об истинном творчестве, о мире искусства, о литературной действительности.

Главной особенностью произведения является своеобразное изображение литературного мира, людей культуры и искусства советского времени, а точнее - 30-х годов XIX столетия.

Мир писателей в романе представлен членами организации МАССОЛИТ. Это придуманное Булгаковым название Московской ассоциации литераторов. Членами МАССОЛИТА были те писатели, у которых не было особого литературного таланта, но которые писали удобные и нужные власти книги.

В этом обществе не допускалось никакой «самодеятельности». Именно поэтому мастера, принесшего в редакцию МАССОЛИТА свой роман о Понтии Пилате, встретили очень настороженно.

Он так говорит об этом: «Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось, вспоминаю об этом с ужасом!». Члены редакции посылали мастера от одного к другому, а «через две недели он был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». В конце концов редакция отказалась печатать его роман, хотя вернули его «порядочно засаленным и растрепанным».

Среда писателей МАССОЛИТа не просто оттолкнула Мастера, эта организация коренным образом изменила его судьбу, сломала его. В диалоге пациентов психиатрической клиники звучат слова: «Вы писатель?» Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: «Я - Мастер...». Булгаков не случайно назвал своего героя «Мастером», потому что словом «писатель» он называет членов МАССОЛИТа – людей мелочных, ограниченных и корыстных.

Очень символично, с иронией изображает автор обстановку, царящую в доме литературных работников: «у посетителей начинали разбегаться глаза от надписей, пестревших на дверях: «Рыбно-дачная секция», «Квартирный вопрос», «Полнообъемные творческие отпуска от двух недель до одного года» и т.д. У каждой двери толпится очередь. Таким образом, писатели превратились из литераторов в людей, озабоченных получением путевок, дач, квартир - всем, кроме искусства.

Точно подобранные имена персонажей дают им такую полную характеристику, что сразу ярко рисуются образы героев. Вот, например, «виднейшие представители поэтического подраздела МАССОЛИТА - Павианов, Богохульский, Сладкий, Шпичкин, Адельфина Буздяк». Автор этими придуманными фамилиями выразил свое отношение к литераторам.

Располагался МАССОЛИТ в знаменитом доме Грибоедова. Главной его достопримечательностью был ресторан, которому автор дает следующую характеристику: «По справедливости он был самым лучшим в Москве. Туда не мог проникнуть первый попавшийся человек с улицы, качеством своей провизии Грибоедов бил любой ресторан в Москве, как хотел, и эту провизию отпускали по самой сходной, отнюдь не обременительной цене». Таким образом, из пишущих и творческих работников писатели и поэты превратились в людей жующих.

Скомпрометировали себя в романе не только члены ассоциации литераторов. Так же комично изображены и другие творческие работники, например, руководители театра развлечений и варьете, работники «Комиссии зрелищ и увеселений облегченного типа». Фагот так характеризует их: «Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, используют свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки! Машины только зря гоняют казанные».

Таким образом, Булгаков показывает, что искусство превратилось в источник обогащения и удовлетворения неуемных потребностей.

Но автор показывает в романе разнородный литературный мир. С одной стороны, это писатели, обладатели членских карточек МАССОЛИТа, с другой – талантливые люди, истинные мастера. К их числу можно отнести Мастера и молодого поэта Ивана Бездомного, которого Мастер называет своим учеником.

Всех случайных людей «от искусства» в романе настигает возмездие. Но оно не страшное, автор просто смеется над этими героями, ставит в нелепые ситуации и обличает их пороки. Всем своим содержанием роман говорит, что не все в обществе так безнадежно и «милосердие стучится в человеческие сердца».

Произведение «Мастер и Маргарита» по праву можно назвать итоговым в жизни Булгакова. Автор работал над ним на протяжении 12 лет. Не случайно этот роман является любимой книгой многих людей. В нем сочетаются представления автора о добре и зле, справедливости и любви. Однако, безусловно, тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» - основная.

Начало романа. Знакомство с представителями пишущей братии

В самом начале своего произведения автор знакомит нас с главой объединения литераторов МАССОЛИТ, Михаилом Александровичем Берлиозом, и поэтом Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова поднимается уже на первых страницах романа. Автор показывает читателю свое ироничное отношение к Берлиозу, однобокость его образования и узость кругозора. Именно он главный противник издания романа, созданного Мастером.

Истинное и ложное творчество

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» (сочинение с таким названием часто пишут школьники) является одной из самых главных. Произведение содержит в себе конфликт истинного и ложного творчества. Автор относился к этому вопросу очень болезненно. Не случайно исследователи полагают, что Мастер - прототип самого Булгакова.

Главной достопримечательностью Москвы был огромный ресторан, в котором подавали судачков, стерлядь, яйца-кокот. Члены МАССОЛИТа заботились главным образом о своей сытости, а не о качестве духовной пищи.


Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». Образ мастера

Мастер изображен автором как истинный творец, который, как это обычно бывает, не может найти понимания среди заурядных писателей, поэтов и редакторов. Произведение Мастера очень психологично, оно показывает тонкости взаимоотношений карающей стороны и осужденного человека, который невиновен, прокуратора. Гениальный роман Мастера не встретил поддержки со стороны МАССОЛИТа. Гонители автора, движимые завистью, пишут обличительные статьи. Критика доводит Мастера до сумасшедшего дома.

Вмешательство высших сил в судьбу Мастера

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита», а если быть точнее, тема истинного творчества, связана с образом Мастера. Произведение, созданное им, находит поддержку помогает восстановить справедливость. Они расправляются с Берлиозом, в конце произведения горит дом Грибоедова.

Любовь и творчество

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» связана с темой любви. Чувство Маргариты помогает побороть разочарование в жизни, придает силы. Она верит в то, что роман Мастера - действительно гениальное творение.

Встреча с Воландом превращает Маргариту в ведьму. Чтобы спасти Мастера, она летит на бал Сатаны, который предстает перед читателями как справедливый судья. Он помогает Маргарите вернуть возлюбленного и делает все, чтобы жизненные невзгоды последних дней не волновали их: Мастер больше не числится в клинике, их гнездышко, подвал, снова свободно, пять сгоревших экземпляров рукописи теперь у него в руках.

Кроме того, наверху было решено подарить влюбленным вечный покой и возможность наслаждаться жизнью.

Завершение романа

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» пронизывает все произведение. Книга заканчивается очень счастливо для Мастера и его возлюбленной. Подлинное творчество одерживает победу над ложным. Мастер и Маргарита покидают то время, в котором они жили, и обретают вечный покой. Мастер находит то, что очень важно для истинного художника, - свободу, не ограниченную рамками политического строя.

Итак, освещена тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». Кратко в этой статье мы уже рассказали, как она прослеживается в этом произведении. Теперь обратимся к истории создания романа.

Об истории создания романа

Знаменитое было опубликовано лишь в шестидесятые годы. Временем начала работы над романом следует считать 1928-1929 годы, так как сам автор датировал первые рукописи то одним, то другим годом. Первоначально произведение получило несколько вариантов названий: «Копыто инженера», «Чёрный маг», «Жонглёр с копытом», «Гастроль».

Булгаков сжег свой роман весной 1930 года, оповестив об когда получил известие о том, что была запрещена пьеса «Кабала святош». Работа над произведением была возобновлена в 1931 году. Именно тогда в книге появились Маргарита и её спутник, который в последующем был назван Мастером. У Воланда появилась свита. Редакция 1936 года, вторая по счету, была озаглавлена как «Фантастический роман».

Третья редакция изначально носила название «Князь тьмы». Произведение было озаглавлено как «Мастер и Маргарита» в 1937 году. В начале лета 1938 года впервые был полностью напечатан текст романа, который редактировался практически до последних дней жизни писателя.

Герой Мастера очень автобиографичен, что лишний раз подтверждается информаций о его возрасте, сообщенной в романе. Согласно тексту произведения Мастер был человеком примерно тридцати восьми лет. Столько же было Булгакову, когда он начал работать над этой книгой.

Считается, что на создание образа сатаны автора вдохновила опера Шарля Гуно, сильно впечатлившая его еще в детстве, а также поэма И.В. Гете «Фауст». Интересно, что на Булгакова произвел сильное впечатление роман Чаянова А.В., главный персонаж которого носит фамилию Булгаков. На страницах книги он сталкивается с дьявольской силой. Совпадение фамилий сильно взволновало писателя.

Примечательно, что Воланд в первых редакциях носил имя Астарот, но в последующем это имя было заменено.

Как сообщила вдова писателя, последние слова Булгакова о произведении «Мастер и Маргарита» были: «Чтобы знали…»

Сейчас в Москве на Большой садовой есть «Булгаковский дом». Это музей, который рассказывает о творчестве и жизни писателя. Довольно часто там проходят небольшие театральные постановки, импровизации на произведения писателя.

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» (аргументы для этого были приведены выше) является главной. Кроме того, первоначально автор планировал поднять в романе множество общественных проблем, среди них и вопрос о сложностях работы русских писателей в России, которые подвергались настоящей травле со стороны государства. В известной нам редакции автор пишет о судьбе одаренного человека в условиях господства тирании, что, впрочем, сильно перекликается с первоначальным замыслом.

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» - ключевая, ведущая. Она тесно переплетается с темой любви героев этого великолепного произведения. Чувство Маргариты спасает Мастера. Творение, созданное Булгаковым, впечатляет современников, как ни одно другое. Роман пользуется дурной репутацией у кинематографистов, однако находятся смельчаки, в которых желание снять фильм по этому произведению побеждает суеверный страх. Последняя экранизация романа в 2005 году потрясла зрителя подробностью, количеством спецэффектов, мастерством актерского состава.

Вступление Творчество в понимании Берлиоза Творчество для Ивана Бездомного Творчество и мастер Выводы

Вступление

Роман ” Мастер и Маргарита ” поднимает много проблем, актуальность которых не угасает со временем. Творчество в романе “Мастер и Маргарита” – одна из таких тем. Интересен для читателей и критикой способ ее раскрытия. Михаил Булгаков изображает понятие творчества на примере трех человек: критика и редактора Берлиоза, свободного поэта Ивана Бездомного и настоящего творца – мастера. Эти люди совершенно

разные, их судьбы и образ жизнь отличаются не менее чем отношение к тому, что они делают.

Творчество в понимании Берлиоза

Тема творчества в романе “Мастер и Маргарита” поднимается с первых страниц.

С появления Берлиоза начинается первая глава романа. С учетом того, что в этой же главе “председатель правления одной с московских литературных ассоциаций и редактор Толстого художественного журнала” неожиданно и совершенно глупо погибнет, может показаться, что его персонаж незначительный. На самом деле это категорически не так. Образ Берлиоза воплощает в себе весь бюрократизм и принижение роли творчества и творца, которые приходилось пережить как самому Булгакову, так и его мастеру.

В первый раз читатель видит Берлиоза в беседе с Бездомным, на Патриарших прудах. Михаил Булгаков изображает редактора человеком, уверенным в себе и своих познаниях. Он рассказывает об Иисусе, отрицая его существование, приводя примеры и наслаждаясь эффектом, воспроизведенным на молодого поэта. Что ж до творчества, то для Берлиоза это работа, заключающаяся в самолюбовании и совершенном самодурстве. Описывая председателя Массолита, Булгаков прибегает к тончайшей иронии. Чего только стоит фраза “Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя сломать тебе шею, лишь очень образованный человек”. Своим образованием и начитанностью Берлиоз кичиться, будто ценным сокровищем, замещая знание истинное отрывками и цитатами с прочитанных книг, суть которых для него так и осталась “за кадром”.

В дополнение к образу “пишущей братии” Михали Булгаков вводит и образ молодого поэта Амвросия. Описывая его “румяногубым” и “пышнощеким”, писатель иронизирует над сугубо телесным, низменным началом псевдо-поэта.

Творчество для Ивана Бездомного

Иван Понырев, пишущий под звучным псевдонимом Бездомный, воплощает в себе образ современной молодежи булгаковского периода. Он полон рвения, желания творить, но слепое следование критериям и требованиям берлиозов и “толстых журналов” превращает его не в свободного художника, а подопытную мышь, бегающую в колесе критики.

Проблема творчества в романе на примере Бездомного – это раздорожье, на котором стоит поэт. В итоге уже в больнице он понимает, что стихи его “чудовищны”, и он таки ошибся в выборе пути. Михаил Булгаков не винит его в совершенной ошибке, и не иронизирует. Возможно, по этому пути мог пойти и мастер, если бы его внутренний огонь не оказался сильнее условностей и традиций.

Достигнув осознания ошибочности своего стремления к славе, Иван совершенно меняется как личность. Он осознает глубину творчества и духовности. Ему не суждено стать поэтом, но он способен тонко почувствовать саму суть творчества и тонкого духовного мира. Отказ от Массолитовского билета напоминает пренебрежение к деньгам Левия Матвея – ученика и друга Иешуа.

Творчество и мастер

Конечно, наиболее полно в романе “Мастер и Маргарита” проблема творчества раскрывается на примере мастера. Его нельзя назвать писателем, он действительно мастер. Для него творчество не способ самоутверждения за чужой счет, как в случае с Берлиозом, и не возможность вести богемный образ жизни, как для Понырева-Бездомного поначалу. Не зря, глава, в которой появляется мастер, носит название “Появление героя”. Он действительно настоящий герой и творец. Мастер не пишет роман, он живет им настолько, что отвержение романа и разгромные статьи ранят его в самое сердце, а обида и горечь материализуется в “спрута с очень длинными и холодными щупальцами”, который начинает ему видится повсюду, “как только погаснет свет”. Мастер пишет роман, и будто живет им. Когда появляется Маргарита, любовь и творчество сплетаются в один клубок. Они идут рядом, для Маргариты любовь к мастеру распространяется и на его роман, что еще раз подтверждает, что в свое произведение мастер вкладывает свои душу и сердце.

Маргарита помогает ему, проникается его творчеством потому, что оно – и есть мастер. Когда роман закончен, для этой пары “настали безрадостные дни”, они опустошены, растеряны. Но их любовь не угасает и спасет их.

Выводы

Михаил Булгаков мастерски раскрывает в романе тему творчества. Он показывает ее с точки зрения трех человек. Для Берлиоза Массолит – всего лишь способ самовыражения и удовлетворения своих приземленных желаний. Пока журналом управляет такой редактор, настоящим художникам места в нем нет. Писатель знает, о чем пишет. Ему не раз приходилось сталкиваться с такими горе-редакторами. Его великий роман тоже не сразу будет понят и издан благодаря людям, что держат бразды правления организаций, в сути которых видят лишь способ удовлетворения собственных интересов, но ни как не служение творчеству.

Иван Бездомный относиться к своему дару трепетно, он мечтает о лаврах поэта, но запутывается в хитросплетении настоящего и фальшивого, разменивая свой талант на “поэмы под заказ” и, в конце концов, осознает, что стихи его “чудовищны” и писать их он больше не будет.

На примере мастера острота проблемы творчества достигает своего апогея. Он пишет не потому что хочет стать автором, он пишет потому, что не писать не может. Роман живет своей жизнью, и всю свою силу и энергию вкладывает в него мастер. Он не помнит ни своего имени, ни имени своей бывшей жены, но знает наизусть каждую строчку романа. Даже сожженным это произведение продолжает жить своей жизнью, пока Воланд не воскрешает его из пепла, как когда восстал из пепла и сам роман “Мастер и Маргарита”.


Другие работы по этой теме:

  1. Всепобеждающая сила любви и творчества в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита”, бесспорно, является одним из лучших творений М. А....
  2. “Мастер и Маргарита” есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом...
  3. Булгаков стал сатириком как раз в то время, кода никакая настоящая сатира в СССР, проникающая в запретные зоны, была абсолютно немыслима. В 1937 году М....
  4. Истинно любящие, не помышляя до последнего дыхания о личном ведут битву за душу любимого – за ее восхождение. И они эту битву выигрывают, потому что...
  5. План Ведение Ответственность на примере московских героев Ответственность и мастер Тема наказания и помилования В заключение Ведение ” Мастер и Маргарита ” Михаила Булгакова не...