Художественный руководитель. Руководство народным художественным творчеством в культурно–досуговых учреждениях - Лекция Назначен новый художественный руководитель «Табакерки»

Художественный руководитель. Руководство народным художественным творчеством в культурно–досуговых учреждениях - Лекция Назначен новый художественный руководитель «Табакерки»

Должностная инструкция художественного руководителя [наименование организации, учреждения и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Художественный руководитель относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется руководителю Учреждения культуры.

1.2. На должность художественного руководителя принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж творческой работы не менее 5 лет.

1.3. Художественный руководитель принимается и увольняется с работы приказом руководителя Учреждения культуры.

1.4. Художественный руководитель должен знать:

Конституцию Российской Федерации;

Законы Российской Федерации и решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства;

Региональные нормативные документы по вопросам культуры и искусства;

Внутренние документы Учреждения культуры;

Организацию театрального (музыкального) производства;

Психологию управления и творческого труда;

Современную и классическую отечественную и зарубежную драматургию и музыкальную литературу;

Классический и современный репертуар музыкальных театров и концертных организаций;

Основы организации труда, трудового законодательства и авторского права;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

В рамках своих должностных обязанностей художественный руководитель:

2.1. Осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства и Устава Учреждения культуры и является организатором всего комплекса его творческой и производственной деятельности.

2.2. Несет ответственность за творческие и экономические результаты работы.

2.3. Обеспечивает художественное качество репертуара, способствующего формированию и удовлетворению потребностей населения в сценическом и музыкальном искусстве.

2.4. Определяет готовность спектаклей и принимает решения об их публичном исполнении.

2.6. Обеспечивает разработку и выполнение обязательств по заключенным договорам.

2.7. Организует работу по развитию творческих связей с коллективами предприятий, учреждений, организаций, предпринимателями с целью пропаганды театрального, музыкального искусства и привлечения внебюджетных средств на его развитие.

2.8. Принимает меры по обеспечению Учреждения культуры квалифицированными кадрами, их правильной расстановке и рациональному использованию.

2.9. Создает необходимые условия для творческого роста художественного персонала.

2.10. Обеспечивает органическое сочетание экономических и административных методов руководства, моральных и материальных стимулов для развития активности работников в творческо-производственной деятельности.

2.11. Способствует формированию и сохранению в коллективе благоприятного морально-психологического климата.

2.12. Поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, другим работникам Учреждения культуры.

3. Права

Художественный руководитель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства Учреждения культуры, касающимися его деятельности.

3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

3.4. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

3.5. Требовать от руководства Учреждения культуры оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность

Художественный руководитель несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[должность]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Руководство народным художественным творчеством в культурно–досуговых учреждениях

Административное руководство НХТ в культурно-досуговых учреждениях (клубе, сельском Доме культуры, районном Доме культуры, досуговом центре и др.) осуществляется Художественным советом.

Художественный совет – это общественный орган, который занимается организацией и руководством художественной самодеятельностью. Возглавлять Художественный совет могут:

Заместитель директора ДК;

Художественный руководитель ДК;

Работник культуры, не работающий в данном ДК.

В состав Художественного совета входят:

Заместитель директора ДК;

Методист отдела художественной самодеятельности;

Руководители ведущих коллективов самодеятельного творчества ДК;

Главный художник, балетмейстер, режиссер;

Главный бухгалтер ДК;

Представители профессиональных учреждений искусства;

Представители общественных организаций;

Спонсоры.

Функции художественного совета

    Художественно-творческая

Обсуждение репертуарных планов, планов творческой деятельности коллективов;

Разработка программ, проведение мероприятий;

Оказание методической помощи в деятельности коллективов;

Участие в просмотре и приеме новых спектаклей, концертных программ, номеров.

2. Функция планирования – утверждение и корректировка плана всей художественно-творческой деятельности ДК.

В положении о народных коллективах отмечается, что руководство народным самодеятельным коллективом может осуществляться художественным советом при самом самодеятельном коллективе, который может быть создан на общественных началах из числа его штатных работников и ведущих участников коллектива, деятелей культуры, представителей общественных организаций. Состав художественного совета утверждается заведующим клубом, директором Дома, Дворца культуры. Его функции совпадают с функциями художественного совета культурно-досугового учреждения.

Следующее руководящее звено народным художественным творчеством в культурно-досуговом учреждении – это художественный руководитель.

Художественный руководитель – это организатор художественно-творческого процесса в культурно-досуговом учреждении, как правило, специалист в каком-либо жанре искусства. Он должен знать общие особенности других жанров художественного творчества и оказывать методическую помощь руководителям коллективов народного художественного творчества. Часто он сам является руководителем какого-либо коллектива народного художественного творчества.

Функции художественного руководителя

Совпадают с функциями Художественного совета:

Планирование деятельности самодеятельных коллективов;

Методическая помощь самодеятельным коллективам;

Планирование программ;

Организаторская функция;

Функция контроля.

Непосредственное руководство коллективом народного художественного творчества осуществляет руководитель – это специалист в каком-либо жанре искусства, имеющий среднее или высшее специальное образование.

Функции руководителя самодеятельного коллектива

Художественно-творческая

Воспитательная

Организаторская

Планирования

Контроля

В связи с тем, что участие в народном художественном творчестве – это добровольная деятельность, руководитель коллектива должен быть хорошим организатором, обладать коммуникативными качествами, владеть методикой преподавания, уметь планировать свою деятельность, то есть быть хорошим организатором и педагогом.

Он должен разбираться в качествах личности и видеть способности человека, то есть быть хорошим психологом. Без наличия этих качеств у руководителя, организовать успешный творческий процесс будет невозможно

«Руководить значит приводить сотрудников к успеху и самореализации» (В. Зигерт, Л. Ланг)

Качества руководителя

1 группа – профессиональные – используемые им методы и приемы управленческой деятельности

2 группа – интеллектуальные и личностные качества человека (знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера вплоть до характера).

Вторая группа по отношению к первой обладает двумя особенностями:

Во-первых, она – фундамент, на котором строится профессиональная управленческая компетентность руководителя;

Во-вторых, она труднее поддается коррекции (изменить характер сложнее, чем усвоить методику управления).

Поэтому одним из главных психологических качеств руководителя является его мышление. Руководитель должен уметь мыслить:

а) проблемно и перспективно , то есть, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;

б) системно , то есть, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;

в) практически и обоснованно , отличая действительные факторы от субъективных мнений, желаемое от реального;

г) нешаблонно и неконсервативно , сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными новаторскими методами руководства;

д) оперативно, т.е. быстро реагировать на изменения и принимать рациональное решение;

е) последовательно и целеустремленно добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного;

ж) самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, совершенствовать свои профессиональные навыки, знания.

Поскольку руководитель коллектива народного художественного творчества в современных рыночных условиях выполняет функции менеджера, то он должен обладать такими качествами, которые предъявляются современному менеджеру.

Требования, предъявляемые менеджеру

1. Компетентность. Необходимо постоянно пополнять свои знания, руководитель не может себе позволить учиться на своих ошибках.

2. Достоинство и высшая ответственность во всех делах, включая пунктуальность.

3. Чувство нового и умение рисковать . Это качество должно сочетаться с умением планировать и смотреть вперед.

4. Чувствительность и подвижность . Руководитель должен уметь чувствовать окружение, события, уважать мнение других и постоянно стремиться к саморазвитию.

5. Высокая работоспособность . Постоянное стремление быть лучше и делать все наилучшим образом.

Роли менеджера

Администратор (наблюдать за исполнением)

Плановик (разрабатывать методы и средства, с помощью которых другие достигают цели)

Политик (устанавливать цели и линию поведения в группе)

Эксперт (к нему обращаются как к лицу, обладающему достоверной информацией)

Представитель группы во внешней среде

Регулятор отношений внутри группы

Источник идей, информации, поощрения, наказания

Судья и миротворец

Диктатор

- «отец» или «мать»

- «козел отпущения»

Существует три классических стиля руководства. Стиль руководства – типичная для руководителя система приемов деятельности, используемая в работе с людьми. Стиль руководства проявляется в манере руководителя говорить, слушать других людей. В 1930-е годы К. Левин выделил три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. До сих пор этот подход к анализу и классификации стилей является наиболее распространенным.

1. Авторитарный (директивный) стиль характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя. Руководитель единолично принимает решения, жестко определяя деятельность подчиненных, не позволяет проявлять инициативу. Он обычно ориентирован на решение производственных задач, не доверяет подчиненным, пресекает всякую критику в свой адрес.

2. Демократический стиль руководства – децентрализация власти. Руководитель делегирует свои полномочия, консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в принятии решений, инициатива с их стороны всячески стимулируется. Деятельность подчиненных контролируется не только властью руководителя, но и активом.

3. Либеральный (попустительский) стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Руководитель выступает в роли посредника между занятыми в производстве группами людей, обеспечивая их информацией и материалами, необходимыми для выполнения работ. Руководитель, использующий данный стиль характеризуется следующими качествами:

Дела пускает на самотек;

Действует тогда, когда оказывают давление (либо сверху, либо снизу);

Консервативен;

Никогда не критикует начальство, удобен в качестве подчиненного;

Склонен воздействовать уговорами, налаживанием личных контактов;

Критику выслушивает, соглашается, но ничего не предпринимает.

Ни один стиль руководства не может претендовать на универсальность, применимость в любых условиях. Поэтому важным качеством руководителя является владение разными стилями, гибкое использование их в зависимости обстановки.

Директор театра

Образование:
ГИТИС им. Луначарского 1985 года выпуска, мастерская Народного артиста СССР И.В. Ильинского и проф. Топчиева Л.Г.

Служит актером театра «ОКОЛО дома Станиславского» с 1977 года.
Является директором и актером ГБУК г. Москвы «МДТ «АпАРТе».
Художественный руководитель досугового учреждения культуры «Театральный Дом «Старый Арбат».

Роли в театре «АпАРТе»:

  • Полоний – «Гамлет » У.Шекспира (реж. Г.Стрелков);
  • Городничий – «Ревизор. 1835 » Н.В.Гоголя (реж. А.Любимов);
  • Газгольдер Дмитрий Александрович - «Дорога цветов » В.Катаева (реж. Т.Архипцова);
  • Барон - «Маленькие трагедии » по произведениям А.С. Пушкина (реж. А.Любимов);
  • Глов старший - «Игроки » Н.В.Гоголя (реж. Д.Ефремов).

Режиссер-постановщик спектакля «МДТ «АпАРТе» «Пожалел дурак дурочку » по пьесе С.Руббе «Жульета» (премьера сезона 2015/2016).

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

  • 1987 г. «Подданные революции» Свердловская киностудия, п\метр, реж. Серг. Мартьянов, роль Костромин;
  • 1992-1994 г.г. «Горячев и другие» сериал, 1-ый канал, роль Иван Афанасьевич;
  • 2000 г. «Портрет Мадонны», канал культура, реж. Ю.Погребничко, роль Мистер Эбрамс;
  • 2003 г. «Возвращение Мухтара» сериал, реж. В. Шалыга и А. Полынников, роль Тамбур;
  • 2004-2008 г.г. «Слепой» (Ликвидатор), сериал, реж. С. Моховиков, С. Лямин, эпизодич роль Психолог;
  • 2006 г. «Острог. Дело Федора Сеченова», сериал, реж. С.Мац, С. Данелиан и др. эпиз. роль Адвокат;
  • 2007 г. «Атлантида» сериал, студия RWS, реж. А. Сухарев эпиз. роль Адвокат;
  • 2007 г. «Агентство Алиби» сериал, реж. П. Сафонов (серия: «Философский камень»), роль Профессор;
  • 2008 г. «Dверь» короткий метр, реж. О. Галин, гл. роль Михаил Иванович;
  • 2009 г. «Логово змея», сериал, реж. Ю. Кузьменко, роль главврач;
  • 2010 г. «Фомич» короткий метр, студия Преображение, реж. Ник. Шкунов, гл роль Фомич;
  • 2011 г. «Фурцева» Первый канал, сериал, реж. С. Попов, роль А. Микоян;
  • 2011 г. «Гюльчатай» сериал, реж. Р. Просвирин, роль Лев Давыдович;
  • 2102 г. «Команда Че», сериал, реж. А. Сухарев, (серия «Игроки») роль Гойхман;
  • 2014 г. «Умельцы», сериал, реж. Вс. Аравин, роль Штурм;
  • 2016 г. Цикл художественно-публицистических фильмов «Дорогими великих книг», канал Культура, реж. Т. Архипцова, ведущий (библиотекарь).

РОЛИ В ТЕАТРЕ (на сегодня):

  • Жевакин - «Женитьба Н.В. Гоголь, реж. Ю. Погребничко, театр ОКОЛО дома Станиславского,
  • Мужчина - «Мужчина и женщина» С. Злотников, реж. Ю. Погребничко, театр ОКОЛО дома Станиславского,
  • Глов - «Игроки» Н.В. Гоголь, реж. А. Левинский, театр ОКОЛО дома Станиславского,
  • Нагг - «Конец игры» С. Беккет, реж. А. Левинский, театр ОКОЛО дома Станиславского,
  • Слокум - «Про всех падающих» С. Беккет, реж. А Левинский, театр ОКОЛО дома Станиславского,
  • Арамис - «Три мушкетера» А. Дюма, реж. Ю, Погребничко, театр «ОКОЛО дома Станиславского,
  • Дядя Юлиус – «Малыш и К.» А. Линдгрен, реж. И. Окс, театр ОКОЛО дома Станиславского,
  • Улита – «Нужна трагическая актриса» А. Островский, реж. Ю. Погребничко, театр ОКОЛО дома Станиславского,
  • Мистер Эбрамс – «Портрет мадонны» , реж. Ю. Погребничко, Уильямс, театр ОКОЛО дома Станиславского.

Актер, режиссер, основатель и художественный руководитель театра «АпАРТе».

Обучение: в 1985 году окончил Государственный институт театрального искусства по специальности «актер драматического театра», а в 1989 году - по специальности «режиссер музыкального театра».

С 1979 года А.Г.Любимов проходил серьезную школу театра в Молодежном театре-студии «На Красной Пресне» под руководством В.С.Спесивцева, где был занят практически во всех знаменитых краснопресненских спектаклях, а с 1981 года сам ставил спектакли и обучал молодежь.

В 1987 году создал театр-студию «Группа Граждан». Его спектакли «Собачье сердце» по М.Булгакову и «Приглашение на казнь» по В.Набокову стали лауреатами фестиваля «Лефортовские игры–87».

В 1993 году театр-студия «Группа Граждан» был преобразован в Московский центр сценических искусств «АпАРТе», в а 1998 году - в Московский драматический театр «АпАРТе», где А.Г.Любимов служит по настоящее время, ставит спектакли, играет роли.

Спектакли режиссера Любимова всегда позитивны и нравственны. Главное в них – «анализ современной морали, рассчитанный на думающего зрителя, вопросы ответственности человека за свои деяния, бережное отношение к языку произведения» («The Moscow Times»). Остроактуальной темой ответственности перед обществом и собственной совестью проникнуты и постановки, созданные режиссером на современном материале.

Его спектакли представлялись на фестивалях в Москве, Берлине, Париже, Франкфурте, Магнитогорске, Пскове, Омске, Витебске.

Как режиссер и актер, Любимов постоянно осваивает новые жанры. В 2009 г. в Школе современного танца «Матисс» он поставил хореографический спектакль «Инь без Ян», а в рамках Международного фестиваля «АРММОНО» - моноспектакль «Звонок свыше».

А.Любимов - основатель и худрук Международного фестиваля «Молодые театры России», пропагандирующего достижения российского театра. Он воспитывает новое поколение: преподает в Славянском университете Москвы, ведет детскую театральную студию в «Театральном доме «Старый Арбат».

А.Любимов – актер с огромным потенциалом, который успешно реализует как в собственных постановках, так и в спектаклях коллег. «Его актерская работа всегда задает ритм спектакля, становится его смысловым стержнем» (журнал «Театральная касса» о «Мере за меру», отмеченной Департаментом культуры города Москвы за лучший режиссерский дебют 2006 г). «Он - всегда разный и всегда дирижер спектакля» («Планета Красота» о спектакле «По поводу мокрого снега»).

1979-1987 гг. – актер и режиссер Театра на Красной Пресне.

Спектакли:

  • «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р.Бах (1980 г.);
  • «Над пропастью во ржи» Дж.Д.Сэлинджер (1980 г.);
  • «Представьте себе» Дж.Леннон (1981 г.);
  • «Фантазия» К.Прутков (1982 г.);
  • «До свиданья, друг мой...» Б.Васильев (1983 г.).

1987-1993 гг. - худ. руководитель театра-студии «Группа Граждан».

Спектакли:

  • «Собачье сердце» М. Булгаков (1987 г.);
  • «Бегите, кролики, бегите» Ф. Искандер (1988 г.);
  • «Приглашение на казнь» В. Набоков (1989 г.);
  • «Царь Ф.И.» А. Толстой (1990 г.);
  • «Капитан, капитан, улыбнитесь» Ж. Верн (1991 г.);
  • «Царь Эдип» И. Стравинского (1992 г.);
  • «Смерть Тарелкина» А.Сухово-Кобылин (1993 г.), ГИТИС.

Художественный руководитель Московского Центра Сценических Искусств (МЦСИ) «АпАРТе».

Спектакли:

  • «Телефон» К.Менотти (1994 г.), Москва, РАТИ;
  • «Давным–давно» А.Гладков (1995 г.), Омск, Государственный музыкальный театр
  • «Преступление и Н.» Ф.Достоевский (1995 г.), Берлин, "ОRРНТНЕАТЕR" (с МЦСИ «АпАРТе»)
  • «Играем Гоголя» Н.Гоголь (1996 г.), Париж, «АRIАТЕАТRО» (с МЦСИ «АпАРТе»)
  • «Трактирщица» К.Гольдони (1996 г.), Омск, Государственный Пятый театр
  • «Таланты и поклонники» А.Островский (1996 г.), Екатеринбург, Академический театр драмы
  • «Три визита доктора Астрова» А.Чехов (1997 г.), Омск, «Государственный Пятый театр»
  • «Повести Белкина» А.С.Пушкин (1997 г.), Омск, Государственный Камерный театр

С 1998 г. по настоящее время - художественный руководитель Московского драматического театра «АпАРТе».

Спектакли:

  • «Иван и Черт» Ф.Достоевский (1998 г.), Москва, «АпАРТе»
  • «Что в имени тебе моем» А.С.Пушкин (1999 г.), Омск, Государственный Камерный театр
  • «Горе от ума» А.Грибоедов (2000 г.), Москва, Классный театр
  • «По поводу мокрого снега» Ф.Достоевский (2000 г.), Москва, «АпАРТе»
  • «Капитан, капитан, улыбнитесь» Ж.Верн (2001 г.), Москва, «АпАРТе»
  • «Маша, Ирина, Ольга и др.» А.Чехов (2003 г.), Москва, «АпАРТе»
  • «Беда от нежного сердца» (Водевиль) В.Соллогуб (2004 г.), Москва, «АпАРТе»
  • «Федра» Ж.Расин (2005 г.), Москва, «АпАРТе»
  • «И эту дуру я любил» А.Яхонтов (2006 г.), Москва, «АпАРТе»
  • «Solaris. Дознание» С.Лем (2006 г.), Москва, «АпАРТе»
  • «Французские страсти на подмосковной даче» (2007 г.), Омск, «Государственный Пятый театр»
  • «Хроника забытого острова» Г.Егоркин (2006 г.), Лаборатория современной драматургии СТД РФ
  • «Чужие здесь не ходят» В.Зуев (2007 г.), Лаборатория современной драматургии СТД РФ
  • «Чужие здесь не ходят» В.Зуев (2009 г.), Москва, «АпАРТе»
  • «Агата Кристи. Детектив» - Мередит Блейк (реж. А.Любимов»), «АпАРТе»
  • «Про Любовь Раневскую» по пьесе А.Чехова «Вишневый сад» - Лопахин (реж. А.Любимов), «АпАРТе»
  • «Ревизор. 1835» Н.Гоголь - Артемий Филиппович Земляника (реж. А.Любимов), «АпАРТе»
  • «Маленькие трагедии» по произведениям А.С.Пушкина, «АпАРТе»
  • «Отцы & Дети» И.Тургенев, «АпАРТе»
  • «На дне» М.Горький, «АпАРТе»
  • «Спасти капитана Гранта» Ж.Верн, «АпАРТе»
  • «Страшные сказки» по мотивам произведений В.Ф.Одоевского; А.Погорельского; В.П.Титова и А.С.Пушкина, «АпАРТе»

Роли в кино:

  • «Золотая свадьба» (реж. Н. Мотузко).

Художественный руководитель

Двадцать лет я возглавляю Театр имени Вахтангова, но рассказывать о себе как о художественном руководителе трудно. Поэтому хочу остановиться лишь на некоторых общих аспектах своей деятельности.

Когда мне предложили занять эту должность, я долго размышлял над этим, мне было нелегко, так как представлял себе ответственность, которую налагает этот пост, и испытывал вполне понятное чувство страха: справлюсь ли? Но все-таки согласился, потому что знал - «варяга» вахтанговцы не примут. Также, и это показал тогдашний опыт МХАТа, нельзя руководить театром коллегиально. Им может руководить только один человек. Только один человек может его поднять. И, взвесив все «за» и «против», я понадеялся, что мне все-таки удастся поддержать престиж и уровень нашего театра. Поэтому в должность я вступал, имея перед собой главную задачу - сохранить Вахтанговский театр, не дать его коллективу распасться на группки.

Для этого сформулировал три пункта своей программы. Во- первых, привлечение в театр известных режиссеров для постановки отдельных спектаклей. Во-вторых - опора на талантливую драматургию. И в-третьих, уже имея опыт театральной и кинорежиссуры, я дал слово сам спектакли не ставить, потому что знал: как только художественный руководитель начинает ставить спектакли, они сразу становятся доминантой репертуара. А настоящего режиссерского дара у меня нет. Если я где и понимаю, то лишь в актерстве.

За эти двадцать лет о нашем театре судили по-разному. В трудное десятилетие после перестройки одни говорили, что театр загублен, другие лишь сетовали, что потускнела его прежняя слава. Однако сначала мы выжили, когда вместе с развалом

СССР погибало многое из советского, а затем театр ожил и теперь активно развивается, и в этом я отчасти вижу свою заслугу.

Было время, когда мы в какой-то мере разделили судьбу всех театров: при резком падении идеологического пресса нас как будто поразила болезнь типа кессонной. Действительно, десятилетиями все было строго регламентировано, иногда лишь чуть-чуть ослабляли клапан и вдруг объявили полную свободу! Разве не резкая смена давления?.. И пришлось жить по-новому в непривычных для нас условиях рыночной экономики.

Большой бедой для театра обернулось разрушение эстетики ассоциативного искусства. Эзопов язык вдруг оказался ненужным в нашей стране. И «Брестский мир» Шатрова, который шел при аншлагах даже за границей, у нас стал идти при полупустых залах, и его пришлось убрать из репертуара. Прохладно воспринял зритель и остроактуальный по смыслу спектакль «Мартовские иды» по Уайлдеру.

Что говорить, если даже в «Таганке», где ставились яростные, гражданственные спектакли, все тоже стало «нормально-прохладно» от внезапно снизившегося внимания зрителей. И театр- борец Юрия Любимова словно приостановился в недоумении: с кем же бороться? На какой-то период и он потерял голос. Это странное время перемен потребовало от театров новых красок и слов. А находить их становилось все труднее.

Люди гораздо реже посещали театры, и не в последнюю очередь из-за недоступных для обнищавшего общества цен на билеты. Конечно, люди много теряли, но не меньше страдал и театр, лишенный общих со зрителем размышлений, переживаний, чувствований. Он просто не поспевал за жизнью, когда события камнепадом обрушивались на растерянных граждан России. Разве можно было их потрясти театральным действом, когда сама жизнь ежечасно удивляла и потрясала? Поэтому не один наш театр задержался на перепутье: какое теперь выбрать направление в своем творчестве, где искать точки соприкосновения со зрителями? А ведь не хотелось в погоне за ним идти на любые средства, терять лицо, опускаясь до уровня сферы обслуживания, а то и откровенного попустительства бескультурью. Но очень было огромное желание и в новых условиях сохранять в театре вечные ценности искусства!

А вокруг создавалось много коммерческих театров, которые жили и живут, по сути, ради рубля. По большому счету там не поставлено ни одного значительного спектакля, не воспитано ни одного актера. Потому что туда выгодно брать уже признанных профи, а те идут, потому что там хорошо платят! По-человечески их можно понять: кому не хочется заработать денег побольше и побыстрее. А известные актеры на одном месте долго задерживаться не могут, их ждут везде. Отсюда халтура, снижение уровня игры, удивление периферийного зрителя: куда подевался талантливый актер имярек? А он подвизался в какой-нибудь французской безделушке. В конце концов, такое было, есть и будет. И пусть будет, хотя бы для того, чтобы сохранялся серенький фон для резкой прорисовки на переднем плане настоящих театральных открытий!

При всех трудностях, которые нам пришлось пережить в прошлом, мы все-таки не ощутили сполна, что такое духовный кризис. Сколько угодно можно иронизировать над этим, но у нас осталось много образованных людей, хотя был момент, когда образованность была не в моде. Чего только стоила эта фразочка: «Что же ты такой бедный, раз такой умный?» Но наша публика - и это отмечают все - осталась самой искушенной в том, что касается искусства, будь то театр, музыка или живопись. И я совсем не желаю, чтобы этот уровень снизился. А причины для беспокойства есть.

Посмотрите, что творится на нашей эстраде. Кто идол молодежи, герой, так сказать, нашего времени? Филипп Киркоров. У него море поклонников и поклонниц. Его всячески превозносят. Ему подражают, завидуют. Да, он не лишен таланта и красоты. Но завидуют не столько этому, сколько его богатству. В самом деле: он летает чуть ли не на собственном самолете, туда же загружается его «Линкольн», ведь только в «Линкольне» кумир может въезжать в Красноярск или в какой-нибудь другой город. Но даже это полбеды, потому что Киркоров, по крайней мере, узнаваем, у него есть индивидуальность. Однако новые поветрия от массовой культуры надули нам какие-то «фабрики звезд», которые штампуют безликих исполнителей, и те пачками меняются в составе скороспелых вокальных коллективов без вреда для их коммерческой программы. Впрочем, вредить-то там особенно и нечему, если рассматривать вопрос с позиции культуры.

Я понимаю, все это реклама, эпатаж. Однако если бы наш Вахтанговский театр захотел прорекламировать какой-нибудь из своих спектаклей, у него бы не нашлось и сотой доли средств, затраченных шоу-бизнесом на раскрутку своих фаворитов. Кроме того, мне кажется, что театр вообще не научится рекламировать себя. Он старомоден, он будто одет в старинные одежды, сковывающие движения. Он стесняется о себе говорить и сохраняет достоинство.

Вроде бы совместными усилиями государственных и частных структур страну удается вывести из всеобщего экономического кризиса. А вот выход из своих проблем каждый театр ищет практически в одиночку. Это трудный путь, но дорогу осилит идущий.

Когда от нас уходил Евгений Рубенович Симонов, он не порвал связи с Вахтанговским театром. Имя этого режиссера вошло в историю театра, которую я, как и все вахтанговцы, свято чту - со всеми нашими победами, поражениями, обретениями и утратами. И мы не станем ее переписывать, «подгоняя» минувшее под выгодный расклад современности. Свои последние годы Евгений Симонов посвятил созданию Театра имени своего отца, считая своим сыновним долгом увековечить его память. И театр существует уже много лет. Он находится в арбатских переулках очень близко от нас, и сегодня им руководит один из ведущих актеров Вахтанговского театра Вячеслав Шалевич. И многие проблемы нынешнего бытия мы решаем сообща: Вахтанговский театр, Театральное училище имени Щукина, Театр имени Рубена Симонова, актеры и режиссеры всех поколений вахтанговцев.

Мы по-прежнему ищем. Ищем в драгоценных кладовых русской классики, в современной драматургии. Наша цель - отстоять театр как храм культуры. Уловить душевное тяготение зрителя - в этом залог успеха. И все театры сегодня находятся в поисках того, может быть, очень простого сценического действия, которое приведет в зрительные залы людей, жаждущих понять, кто мы сегодня, что нам нужно, чтобы почувствовать свою человеческую высоту, свою необходимость в жизни. Мне думается, что и литература, и театр, и вообще искусство нужны сами по себе для того, чтобы увеличить, прибавить количество доброты на свете. Чтобы люди могли черпать из этого источника правды и справедливости, веры и любви кто сколько может.

Когда думаешь о том, что же самое главное в искусстве театра, понимаешь, что это - мастерство, профессионализм, ухо, которое слышит сегодняшнее время, голос, который может о времени рассказать.

Этим мастерством должен обладать в первую очередь режиссер. Создавая спектакль, он становится всем: актером, художником, музыкальным оформителем, волшебником, творцом, лгуном, фантазером - всем! Наконец, он выпускает спектакль, и тот живет уже сам по себе, независимо от своего создателя.

Сегодняшняя проблема с режиссурой заключается в том, что возник некий «гамак», провисание между когортой великих знатоков театра 20-30-х годов прошлого века - Станиславским, Немировичем-Данченко, Вахтанговым, Мейерхольдом, Таировым, их учениками Рубеном Симоновым, Завадским, Охлопковым, Акимовым, Лобановым, Товстоноговым - и современными режиссерами.

Поколение «учителей» не вырастило свою смену, что ощутимо сказывается на режиссерском поле. Ощущаю неправомерность этого своего упрека: вырастить режиссера из человека, у которого нет к тому природного дара, все равно что вознамериться научить кого-то стать большим писателем. Георгий Александрович Товстоногов заявлял прямо: «Режиссер не может воспитать преемника, потому что это художественно невозможно». А уж ему ли не знать все лоции режиссерского дела.

Современные режиссеры в своем большинстве взросли не естественным путем «постепенного созревания», а накачали себе мускулы. «Качки» много ставят, они энергичны, мастеровиты, в незнании своего дела их обвинить нельзя, но отсутствие школы сказывается на их работах. Философского осмысления темы, духовности и убедительной жизненной «оснастки», которая присутствовала в спектаклях известных режиссеров недавнего прошлого, исходивших в своем творчестве из глубинной сущности театрального искусства, очень не хватает нынешним постановкам.

Обо всех судить не могу, говорю, исходя из собственных наблюдений художественного руководителя театра. По тому, что приносят нам молодые режиссеры, я вижу: это «мозговые», холодновато-расчетливые профессионалы. В этом не их вина: они живут в эпоху, когда в театре сломаны прежние понятия и привычные категории, да и в обыденной жизни человек не всегда ощущает твердую почву под ногами. Тут, что называется, не до духовного постижения и взирания в небеса, тут многие подумывают о том, как устроиться в этом сумасбродном мире, за что зацепиться в этом «броуновском движении», в творящейся кутерьме. И режиссеры приносят в театр именно эту кутерьму. А духовное постижение прекрасного требует покоя и творческого досуга. Но в погоне за материальным ни того, ни другого ни для кого сегодня не существует. К сожалению, изменились и зрительские потребности: набегавшись по делам, современная публика в большинстве хочет одного от любого срежиссированного действия - возможности выпустить пар. Вот идет по телевидению ток-шоу «К барьеру». Ведет его талантливейший журналист Владимир Соловьев, он умело манипулирует действиями самых влиятельных политиков страны и просто известных людей. Они - его актеры. Но что решает его передача? Ничего! Это все пустые разговоры, возгласы настаивающих на своей правоте сценических марионеток, но никто из них никого не слушает. В какой-то мере участникам ток-шоу это выгодно - так они привлекают к себе общественное внимание. А что получает зритель? Усталость, утомительную сказку на ночь, порцию своеобразного снотворного и - одновременно - допинга с замедленным действием, приняв который через несколько часов отдыха можно снова сломя голову броситься в сутолоку дел. Вот и говори теперь о том, что режиссеры - жрецы прекрасного…

Такая же картина в современной драматургии: пьес вроде бы много, но все они говорят об одном и том же - как нам сегодня плохо и как будет хорошо, если мы сделаем то-то и то-то. Вот уж чем зрителя не удивишь!

В этой связи мне почему-то вспомнился спектакль «Полонез Огинского» Романа Викгюка. Там был показан всеобщий развал. И что мне открыл этот спектакль? Что мир сошел с ума? Я и так это знаю. Что люди через соблазны превращаются в скотов? В своей жизни я нередко наблюдал такое. Что они не знают, куда идти? Я порой это и по себе ощущаю. Так зачем такой спектакль, если мне не подсказывают выхода? Если в нем даже просвета нет? Зато соль на раны мне в нем сыплют и сыплют! Для чего?

Настоящий театр не успокоительный наркотик, но он же и не психотропное средство для того, чтобы взбудораживать покоробленные души. Я бы сказал, что он - образец более нормального, более умного и цельного мира, чем тот, что зачастую остается за порогом зрительного зала. Идеального мира? Вполне возможно, коль скоро искусство - это почти всегда стремление к идеалу.

Да, театр должен быть современным, но зрителю, да и актеру, больше нужны фигуры и коллизии, которые содержат вневременные ценности. А ценностями они остаются потому, что в них всегда есть перекличка с тем, что происходит сегодня. Но и напоминание, что жизнь - это не только курс доллара и оперативные сводки милиции. Однако мы, находясь в бурлящем котле повседневности, далеко не всегда можем ухватить суть происходящего, а потому и не можем сами ответить на вопросы, которые ставит перед нами действительность. Тогда на помощь приходит классика. В ней заложены вечные духовные богатства - ответы на вопросы человеческого бытия, а значит, в ней опора всем ныне живущим.

Представить невозможно, что бы мы делали сегодня без Островского, Гоголя, Достоевского, Чехова, Шекспира! Но классику сегодня просто так не поставишь. Она должна в каждую новую эпоху, на каждом новом повороте времени прочитываться заново. Ведь все постоянно меняется. Что-то отмирает и нарождается в обществе. Меняется человек, его мироощущение, вкусы. Обновляется эстетика. А спектакль должен органично вписываться в наш «безумный, безумный, безумный мир». Нельзя же благодушествовать, за чашкой чая с вареньем, на фоне нарисованного деревянного Замоскворечья из XIX века, когда за стеной строятся небоскребы из стекла и бетона.

Но есть нечто, объединяющее обе декорации, - узнаваемость страстей человеческих и неизменность нравственных ценностей, что во все века позволяет театру черпать и черпать из по- истине бездонного кладезя драматургии всех времен и народов.

Любовь… Сколько бы мы ни говорили, ни писали о ней, как бы глубоко ни переживали ее сами, она остается загадочным, сокровенным, непостижимым чувством. Нет определения любви, которое годилось бы на все случаи. Она - всегда открытие. Трудно предугадать, на какой поступок она вдохновит или толкнет человека. Да почти вся классика - этр истории любви. И ни одна из них не похожа на другую. Перефразируя поэта, можно сказать: любовь - единственная новость, которая всегда нова…

Классика тоже всегда нова. Но не всегда бывает так, что черпнул - и вот она, золотая рыбка успеха! И мы до хрипоты спорим в театре по поводу того, что взять в текущий репертуар. Режиссер предлагает «Ревизора» или чеховскую «Чайку». Мне же кажется, что стало некой навязчивой модой - все время трактовать Чехова и Гоголя на свой лад. Будто каждый театр старается найти в Чехове нечто, что еще никто не находил. Да, и Чехов, и Гоголь - великие знатоки человека, но я боюсь моды, которая и в театральном репертуаре становится такой же принудительно непременной, как джинсы.

Некогда, став художественным руководителем, я поставил себе задачу широко раскрыть двери Вахтанговского театра для новой актуальной драматургии и острой, звучащей по-современному классики. Для этого требовалось приглашать как серьезных известных режиссеров, так и молодых, но уже интересных, обещающих самобытно раскрыться постановщиков. Над этим я и работал, и были на этом пути успехи, хотя и от неудач мне никто не давал страховки. Только успехи и неудачи нормальны для творческого поиска. Всех, кого я приглашал, не перечислишь. Однако упомяну, что свои режиссерские замыслы у нас раскрывали Роберт Стуруа, Петр Фоменко, Аркадий Кац, Роман Виктюк, Владимир Мирзоев, Вячеслав Шалевич, Сергей Яшин, Александр Горбань. Под их руководством были поставлены такие спектакли, как «Брестский мир», «Уроки мастера», «Мартовские иды», «Без вины виноватые», «Али- баба и сорок разбойников», «За двумя зайцами», «Посвящение Еве», «Сирано де Бержерак», «Нбчь игуаны» и многие другие. Но, конечно, не все из сделанного было увенчано лаврами большого зрительского успеха. Тем не менее эти спектакли есть этапы становления нашего театра в непростые годы, когда в России все наши соотечественники искали свое, часто новое место под солнцем.

Но это, так сказать, творческая часть забот художественного руководителя, а зиждется она на хозяйственно-экономиче- ском фундаменте и отчасти зависит от межличностных отношений в труппе - и об этом тоже приходится задумываться. Подобные проблемы были донельзя обострены в 90-е годы прошлого века, и, наверное, мне проще всего было бы отмахнуться от них и занять какую-нибудь удобную и несколько отстраненную позицию. Но, признаться, я и по сей день испытываю ответственность за дело, которому служу всю жизнь, - за театр.

Вот в свое время закончилась перестроечная эйфория, и обнаружилось, что вместе с некоторой административной самостоятельностью театры обрели кучу проблем, а механизмов для их решения не освоили. И приходилось многим заниматься самому.

Вот износился у нас реквизит, устарело сценическое оборудование, а в провальной финансовой ситуации (хорошо известно, что происходило в экономике в ту эпоху) средств для устранения этой прорухи у театра не было. Значит, надо идти к чиновникам, начальникам, имя которым всегда было легион. У нас и сейчас начальства больше, чем работающих. Было много, а стало еще больше. Куда ни пойдешь, масса каких-то комитетов, парламентов и департаментов. Вот еще бы хорошо для чиновников вицмундиры ввести - мы бы тогда абсолютно стали похожи на николаевскую «палочную» Россию, как ее описывали в советское время. Только нам тогда и не снилось то, что есть сейчас! Ходить же по высоким кабинетам сродни Дантовым кругам ада: не факт, что требуемое выделят, но унижений точно натерпишься. А ходить надо, чтобы дело твое не пресеклось, чтобы не приказали долго жить лучшие традиции театрального искусства, отечественной культуры вообще, которая и так во многом на ладан дышит.

Вот я и ходил. Например, возле нашего театра на Арбате долгое время стоял дом-развалюха, который реставрации не подлежал и никому при этом не принадлежал. Нам же как воздух нужна была вторая сцена для экспериментальной деятельности в театре, для расширения репертуара, наконец, для обеспечения работой всей труппы. А получить землю по соседству с формулировкой «в полное хозяйствование», чтобы привлечь инвесторов и строителей, никак не удавалось. На наши просьбы и резоны был ответ один: «нет средств, нет возможностей». И кончиться все могло тем, что какой-нибудь шустрый предприниматель или вездесущая мафия наложили бы лапу на эти развалины и появилось бы посреди Арбата очередное казино. Ведь в постсоветской России бывало, что даже под театральной вывеской открывались сомнительные лавочки ради барыша, и для этого новоявленные бизнесмены легко забывали о подлинном значении сценического искусства для общества. Однако свою правоту Вахтанговский театр доказать все-таки сумел, и землю нам выделили.

Сложности были и с гастролями. Даже так случилось, что из- за экономических неурядиц два или три летних межсезонья Москва оставалась без приглашенных театральных коллективов - их просто не на что было пригласить. Тогда даже путешествие из Петербурга в Москву было сопряжено с изрядными проблемами. Более того, стране реально угрожала утрата единого культурного театрального пространства. Причем столичные труппы также находились в серьезном затруднении при организации своих творческих выездов на периферию. Выпутывались мы из ситуации как могли. И выпутались! В начале 2002 года вахтанговцы в полном составе побывали на гастролях в Киеве, давали спектакли в Театре имени Леси Украинки. Это значит, что занятость труппы в постановках была полной.

Как занять всех актеров в спектаклях, обеспечить им возможности для творческого роста и приличный заработок - это разговор особый. Проблема не уникальна для вахтанговцев, она универсальна для всех театров. Пока денег не было, пока мы не научились их зарабатывать, театральные труппы, которые создавались годами, стали напоминать огромные неповоротливые дредноуты. С одной стороны, приходили молодые актеры - они еще не набрались достаточного опыта, чтобы тащить репертуар, однако им уже надо предоставлять перспективу. С другой - была масса пенсионеров, которые играли все меньше по состоянию здоровья, но увольнять их нельзя ни в коем случае - пенсии-то были мизерные, и отнять у заслуженного человека, твоего многолетнего товарища по сцене, роль в очередной постановке - значит поставить его на грань полуголодного существования. Поэтому я, сколько хватало сил, боролся за то, чтобы сохранить шаткое равновесие между старшим поколением актеров и молодежью, так сказать, творчески поддерживал стариков, все-таки ориентируя театр на молодую, свежую кровь. И вот результат: за последние двадцать лет на вахтанговской сцене выросли настоящие мастера - А.Дубровская, М.Аронова, Е.Сотникова, Н.Гришаева, С.Мако- вецкий, М.Суханов, В.Симонов, Е.Князев, А.Завьялов, имена перечислять можно еще. Многие из них в качестве отличных профессионалов известны за рубежом, их приглашают к сотрудничеству на разных театральных и киносъемочных площадках, и они постоянно фигурируют в нашей труппе. Но и мои старинные друзья-актеры по-прежнему в чести - на примере многих и многих замечательно сыгранных ролей они вырастили достойную смену себе, в том их заслуга. И тут же постепенно начинают заявлять о себе и совсем юные ребята, недавние выпускники театрального училища… И у всех актеров нашего театра свой творческий голос, есть право со сцены рассказать зрителю нечто важное.

У кого-то из великих есть замечательное высказывание о различии ораторского искусства Цицерона и Демосфена. Когда речь произносил Марк Туллий Цицерон, римский сенат охватывал восторг: «Боже, как он говорит!» А когда речь перед греками держал Демосфен, афиняне кричали: «Война Филиппу Македонскому!»

То же можно сказать о различии в искусстве и режиссуры, и актерства. Искусство вообще многолико - и этим оно интересно. Искусство безгранично - и этим оно прекрасно. Искусство всезнающе - и этим оно замечательно.

Сегодня искусство по-прежнему ищет пути, как в заваленной шахте, - к людям, к свету и находит их часто с помощью классики. А еще классика - посох в руке усталого путника, бредущего по жизни.

При необходимости в сложные годы мы опирались на нее, но мы также ставили в репертуар произведения современных авторов. И те и другие пьесы могли идти с аншлагами и без.

Но важно, что с их помощью Театр имени Вахтангова выстоял. Выстоял еще и благодаря своей изумительной, искрометной актерской школе. Двадцать лет я, как умел, сберегал наши традиции и теперь, оборачиваясь назад, могу с удовлетворением констатировать: на моем отрезке пути это удалось. Возможно, потому, что удачу любого режиссера, любого актера в нашем театре я воспринимал как свою. И выгоды для себя, кроме успеха театра, не видел.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Письма, заявления, записки, телеграммы, доверенности автора Маяковский Владимир Владимирович

Из книги Неувядаемый цвет: книга воспоминаний. Т. 3 автора Любимов Николай Михайлович

Художественный театр Художественный театр – это лучшие страницы той книги, которая будет когда-либо написана о современном русском театре. Чехов Художественный театр – это для меня теперь Страна Воспоминаний, но зато таких дорогих, таких нетленных, что одна мысль о

Из книги Двойной агент. Записки русского контрразведчика автора Орлов Владимир Григорьевич

Дзержинский - руководитель ВЧК Кроме основного задания по сбору информации у меня была еще одна задача - помогать беглецам, бывшим офицерам. Являясь председателем шестой комиссии по уголовным делам, я неоднократно клал в свою книгу приказов и распоряжений

Из книги А. С. Тер-Оганян: Жизнь, Судьба и контемпорари-арт автора Немиров Мирослав Маратович

Театр художественный Вот история из жизни Тер-Оганяна А.С., описанная очевидцем. Лето 1993-го отличалось особой моросливостью. Автор этих строк проживал тогда в Серебряном переулке, что на Арбате, и, идя уж не помню зачем и куда по Камергерскому переулку, бывшему проезду

Из книги Шелепин автора Млечин Леонид Михайлович

РУКОВОДИТЕЛЬ КОМСОМОЛА 5 октября 1952 года, в воскресенье, открылся Х1Х съезд партии. Это был последний съезд при Сталине и первый, на котором присутствовал Александр Шелепин.«Со своего места я мог рассмотреть Сталина до мельчайших подробностей, – рассказывал украинский

Из книги Книга 2. Начало века автора Белый Андрей

«Литературно-художественный кружок» Я с Соколовым знакомился в «Литературно-художественном кружке», на одном из боев символистов с газетчиками - каждый «вторник»; за бранной газетной статьею у публики появлялась потребность пощупать бородку Бальмонта и собственным

Из книги Стив Джобс. Уроки лидерства автора Саймон Вильям Л

Из книги Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. Книга 2. 1941–1984 гг. автора Петелин Виктор Васильевич

А.Н. Квасов, художественный руководитель Государственного ансамбля песни и пляски донских казаков Две встречи Первым серьезным экзаменом для нашего ансамбля после его реорганизации стал московский фестиваль «Русская зима» 1972 года. Выступление прошло успешно.

Из книги Тропинин автора Амшинская Александра Михайловна

Из книги Сергей Тигипко автора Корж Геннадий

Руководитель Я считаю, что сильный, уверенный в своих силах человек должен быть добрым. Часто злость – это комплекс неполноценности. Сергей Тигипко Сама по себе страна мало что значит. Главное – это люди, в ней живущие. Если страна в свое время не имела демократии,

Из книги Операция «Ы» и другие приключения Вицина, Никулина и Моргунова автора Мягкова Лора

«Джентльмены удачи». Режиссер А. Серый, художественный руководитель картины Г. Данелия, сценаристы В. Токарева, Г. Данелия (1971). А в тюрьме сейчас ужин. Макароны.* * *- А вот моего мужа ни за что стирать не заставишь.- Доцент бы заставил.* * *А Гаврила Петрович по фене ругается.*

Из книги Чехов автора Громов Михаил Петрович

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР 1«Я благодарю небо, что, плывя по житейскому морю, я наконец попал на такой чудесный остров, как Художественный театр», - написал Чехов однокашнику по гимназии, ставшему артистом этого театра, A. Л. Вишневскому.Увлечение театром началось еще в

Из книги Хрестоматия по истории русского театра XVIII и XIX веков автора Ашукин Николай Сергеевич

Московский Художественный театр Начало МХТ Начало МХТ…Помню, когда я была еще подростком, в театральных кругах - за несколько лет до основания Художественного театра - словно стрижи по небу, начали проноситься какие-то беглые фразы, какие-то рассказы, которые

Из книги Юрий Любимов. Режиссерский метод автора Мальцева Ольга Николаевна

Ассоциативность как художественный принцип Вероятно, ассоциативность как художественный принцип существует наряду с причинно-следственным, сюжетно-фабульным, свойственна искусству в большей или меньшей степени в зависимости от типа мышления, присущего художнику.

Из книги "Дни моей жизни" и другие воспоминания автора Щепкина-Куперник Татьяна Львовна

Художественный театр К концу девяностых годов преимущественный интерес публики к Малому театру стал постепенно ослабевать. Это объяснялось главным образом отходом Ермоловой от роли ведущей актрисы. Прошло тридцать лет ее непрерывного «служения» Малому театру: она

Из книги Сюжет в центре автора Хабаров Станислав

Технический руководитель Он был организатором всех работ, хотя и именовался их техническим руководителем. Однако его дeла заставляли звучать любое название. Должность Сергея Павловича – Главный конструктop – стала восприниматься, как уникальная, принадлежащая одному

Кто такой художественный руководитель? Каковы его должностные обязанности? За что он отвечает и каковы требования к должности худрука, вы узнаете их этой статьи. Сразу пропишем мнение администратора сайта Донковье - худрук для учреждения культуры, это отец, мать, хозяин и тиран для творческого коллектива, человек, от которого зависит- всё.

Кто такой х удожественный руководитель

Художественный руководитель отвечает за творческие идеи, разработку плана мероприятий, реализацию художественного видения и направление учреждения искусства и творчества. Такая должность, как художественный руководитель, ил сокращенно - худрук, существует в штате всех театров, с различными направлениями: музыкальный театр, театр комедии, драматический и все остальные, имеют своего худрука. В других учреждениях культуры тоже часто можно встретить худрука, это дома и дворцы культуры, клубы, культурные центры, филармонии, цирки, везде имеется в штате художественный руководитель.

Работа художественного руководителя

Художественный руководитель, как правило, подчиняется главному административному должностному лицу, хотя, в некоторых случаях, эти две штатные единицы объединены в одну, особенно, если это театральное заведение.

В учреждении культуры, художественный руководитель отвечает за творческий процесс, а также принимает решения о развитии эстетических ценностей и духовно-нравственную деятельность творческого коллектива. Осуществляет онсультации с главным административным должностным лицом стратегию и развитие учреждения культуры.Худрук пишет сценарии и составляет концертные программы, если это Дом культуры , или филармония.

Художественный руководитель: должностные обязанности

  • Худрук нанимает, контролирует и оценивает художественные кадры, включая исполнителей, художников и режиссеров.
  • Нанимает, контролирует и оценивает ключевой технический персонал, в том числе руководителя вспомогательного производства.
  • Разрабатывает, внедряет и оценивает годовые и месячные программы.
  • С главным административным должностным лицом, разрабатывает годовой бюджет учреждения.
  • Выступает в качестве пресс-секретаря для художественной оценки творческого коллектива в СМИ.
  • Ведет переговоры со спонсорами по сбору средств на реализацию творческих проектов.
  • Выстраивает отношения с другими культурными организациями и партнерами.
  • Худрук отчитывается за работу творческого коллектива, создает доклады для конференций и отчета перед вышестоящими организациями.

Художественный руководитель контролирует содержание письменных процедур по учреждению, проверяет и контролирует работу собственных СМИ: сайт, газета, журнал, канал видео, и другие варианты позиционирования учреждения культуры.