Эскизы моделей одежды от дизайнеров платья. Как рисовать модные эскизы

Эскизы моделей одежды от дизайнеров платья. Как рисовать модные эскизы
Эскизы моделей одежды от дизайнеров платья. Как рисовать модные эскизы

Это урок научит вас основам построения пропорциональной стройной фигуры для fahion-эскизов . Он содержит базовые знания, которые послужат основой для других уроков, где изображены модели в различных позах. В основном, мы будем разбираться с самим туловищем и ногами. Я покажу вам, как нарисовать модельные фигуры высотой в 8, 9 и 10 голов. Если вы хотите узнать как нарисовать голову и лицо, посмотрите этот .

Прежде всего, модельный эскиз не является частью реализма. Конечно, модельные наброски похожи на обычных людей, поскольку в большинстве случаев они служат для показа одежды на реальных человеческих фигурах. Однако, пропорции эскизов далеки от реальных пропорций тела. Так что комментарий типа «Настоящие женщины не выглядят так», адресованный fahion-эскизу сравним с комментарием «Это нереальный мир», адресованный картинам Сальвадора Дали. Fashion-эскиз — это АБСТРАКЦИЯ.

Прежде чем развивать свой собственный стиль рисования fahion-иллюстраций , вы можете практиковаться, работая со «стандартными» пропорциями тела, которые используют большинство модных иллюстраторов. Итак, давайте приступим к работе!

Рисуем фигуру девушки для fashion-эскиза

Посмотрите на изображение ниже. У этих трех фигур разные пропорции и они производят разное впечатление. Первая фигура действительно вытянутая и выглядит неправдоподобно. Третий эскиз выглядит наиболее естественно. Тем не менее, все три фигуры построены одним и тем же способом.

Как правило, мы рисуем голову размером 2.5 Х 1.5 см. Я собираюсь использовать в данном примере эти цифры. Так, длина головы равна 2.5 см (на третьем примере 2.2 см). Во всех трех примерах длина туловища (от подбородка до линии бикини) эквивалентна высоте трех голов, то есть:

Длина головы х 3 + 1 см = длина туловища

2.5 х 3 + 1 = 8.5 см

  1. ГОЛОВА

  1. ШЕЯ И ПЛЕЧИ

Шаг 1. От подбородка отсчитайте 1 или 1,5 см и найдите шейный вырез, провал между шеей и ключицами. Нарисуйте две линии.

Шаг 2. Нарисуйте две вертикальные линии на шее (ширина зависит от типа фигуры – худая или спортивная) и две горизонтальные линии для плеч (ширина плеч = 4 см).

Шаг 3. Изогнутыми линиями обведите контуры тела.

  1. ГРУДЬ

Шаг 1. Определите подмышки. Там должно быть достаточно места, чтобы вместить небольшой круг между углом лопатки и впадиной подмышки.

Шаг 2. Отсчитайте 1 см вниз от шейного выреза. Начинаем рисовать нижний контур груди. Для меня он выглядит как палатка️⛺. Но это только один тип груди, конечно, и формы и размеры варьируются. Внешний контур выглядит как буква S.

  1. ТАЛИЯ И БЕДРА

По нашим расчетам длина туловища от подбородка до бедер равна 8,5 см. Ширина бедер равна ширине плеч.

Для того, чтобы нарисовать форму тела «песочные часы», проведите две пересекающиеся диагональные линии, соединяющие точки плеча с противоположной точкой бедра. Таким способом намечаем форму тела, как показано на изображении.

Ну, вернемся к изображению с тремя фигурами и головами. Как видите, длины ног для всех трех моделей равны 6, 5 и 4 головам соответственно. Все, что вам нужно сделать, это посчитать:

Длина головы х N = длина ног

Рисунок 1: 2,5 х 6 = 15 см

Рисунок 2: 2,5 х 5 = 12,5 см

Рисунок 3: 2,5 х 4 = 10 см

Если разделите эту длину на 2, то получите колени. В нашем случае это 15 см/2= 7,5 см.

Шаг 1. Вычислите 7,5 см вниз от промежности и найдите колени. Рисовать их нужно как два близко расположенных круга. Нарисуйте внутренний контур коленей, как показано ниже (зеленым цветом).

Шаг 2. По обе стороны промежности чуть выше нарисуйте два круга. Соедините их с коленями.

Шаг 3. Для того, чтобы прорисовать внутренние мышцы бедер нарисуйте один круг под промежностью и еще один круг выше колен (на рисунке отмечены как 3 и 3′).

Шаг 4. Нарисуйте контур бедер, как показано ниже.

Шаг 5. Чтобы найти щиколотку, отсчитайте 7,5 см вниз от точки колена. Вы можете обозначить их кружками поменьше. Расположение их должно быть немного ближе друг к другу, чем у коленей.

Шаг 6. Нарисуйте контур икр. Обратите внимание на форму мышц показанную выше.

  1. СТУПНИ

Под “длиной ноги”, мы имеем в виду общую длину от голеностопа до кончика большого пальца.

ДЛИНА ГОЛОВЫ = ДЛИНЕ СТОПЫ

2,5 см = 2,5 см

Шаг 1. Помните, что внутренняя кость на лодыжке расположена выше, чем внешняя.

Шаг 2. Нарисуйте внутренний контур стопы. Он сильнее выражен, чем внешний. В этом примере мы рисуем ноги на высоких каблуках. Длина 3/4 длины головы.

Шаг 3. Нарисуйте внешний контур стопы.

Шаг 4. В зависимости от формы носа обуви, дорисуйте ноги.

Используйте шаблон для fashion-эскизов

Вы можете скачать шаблон всех трех типов фигур и использовать его для своих проектов, а также в качестве основы в следующих уроках fahion-иллюстрации.

Видео-инструкция

Этот видео-урок посвящен отрисовке фигуры в 8 голов. Однако здесь я использую иной подход. Посмотрите, он может показаться вам более удобным.


ПЛАНИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН
Дизайнер не имеет права потакать собственным желаниям. Он должен стараться создавать коммерчески жизнеспособную одежду. В этой статье и в последующих публикациях этого раздела, рассказывается о том, как разработать единую коллекцию и спланировать линию одежды, предоставляя покупателю максимальный выбор. Вы узнаете, как приспособить дизайн под нужды и специфику целевого клиента, научитесь работать в рамках бюджетных и сезонных ограничений. Статья также посвящена вопросам эффективного использования цветовой палитры в коллекции, работе с тканью и созданию желаемых силуэтов.
Чтобы добиться коммерческого успеха, дизайнеры (например, Джон Гальяно) должны разработать такую коллекцию, которая вызвала бы у покупателя взволнованный интерес к разнообразию выбора.

Создание единой коллекции
Модные дизайнеры разрабатывают целую серию связанных между собой идей, которые помогают создать ряд моделей, способных функционировать не только по отдельности, но и в качестве коллекции.Добиться единства помогает последовательное применение таких важных факторов, как цвет, форма, дизайн ткани и пропорция. Именно последовательное развитие идей позволяет дизайнеру мыслить всесторонне и извлекать максимум пользы из каждой концепции.Практика и опыт научат вас не довольствоваться первой же идеей, что пришла в голову, а скрупулезно разрабатывать целую серию связанных между собой образов. продвигаясь от начального этапа и осваивая новые пути творчества, вы вскоре сможете удивится результату.Создаваемая вами коллекция естественным образом образует единое целое, так как сложится из похожих смежных объектов.Вы поймете, что придумываете не отдельные вещи, которые не имеют отношения друг к другу, а скоординированную линию одежды.В этом процессе важно научится не стесняться думать вслух и выражать себя на бумаге.Это означает, что вы должны без смущения записывать свои идеи и делать эскизы для серии моделей.Полюбите свои черновики.Чистый лист бумаги часто внушает страх, и начинающий дизайнер начинает так переживать из-за внешнего вида черновых набросков, что сам процесс создания моделей уходит на второй план.С практикой вы обретете уверенность и станете более спокойно относится к потоку своих идей. Помните: вы всего лишь развиваете свои мысли, а не стремитесь создать шедевр.Качество исполнения черновиков не имеет значения, они предназначены только для вас, их никто не должен оценивать.Единственное, что действительно важно, - с их помощью разобраться в изобилии идей.Чтобы не воспринимать черновики слишком серьезно, используйте более прозаичный способ самовыражения - дневник.В нем вы можете сочетать наброски с журнальными вырезками.Можно также всегда носить с собой блокнот, чтобы записывать или зарисовывать идеи по мере их возникновения.Со временем вы поймете, какой способ подходит именно для вас.
Характерные детали - Чтобы добиться единство коллекции, можно использовать декоративные детали Разный характер деталей отделки добавляет разнообразия коллекции, построенной на основе единой темы.

Мысли вслух на бумаге - Эта страница с набросками - хороший пример того, как планировать линию на бумаге. Не переживайте, если самые первые рисунки слишком неаккуратны

Важность набросков
Пора начать мыслить как настоящий дизайнер! Качество ваших набросков зависит от того, насколько вам удастся расслабиться и перестать беспокоиться по поводу чужого мнения о них. Помните: вы пока еще не создаете финальные эскизы и даже не пытаетесь рассказать о своих идеях кому-то еще. Вы всего лишь излагаете свои мысли на бумаге. Если вид чистого листа вас пугает, попробуйте составить список слов и зафиксировать в них свои мысли. Для начала определите облик потенциального покупателя и тип одежды, который вы могли бы для него разработать, с помощью таких прилагательных, как «изысканный», «женственный», «округлый», «мягкий» и так далее. Тогда вы уже не будете так бояться приступить к рисунку. Модели на набросках можно рисовать объемно (на схемах фигур) или используя двухмерную схему. В любом случае обязательно соблюдение пропорций.
ПРОЕКТ
Выберите тему и приблизительно определите первые идеи для модели одежды, особенно внимательно задумавшись над тем, что вдохновило ваше исследование. Остановитесь на самой главной идее и развивайте ее, используя блокнот. Вспомните самые первые визуальные образы и сделайте серию зарисовок, меняя в каждом новом рисунке один элемент. В результате получится серия вариаций на тему.
ЦЕЛЬ

  • Создать серию моделей, складывающихся в коллекцию.
  • С помощью черновых набросков развить первоначальную идею.
  • Разработать индивидуальный стиль.
  • Оценивать идеи по мере работы, отбирать лучшие модели.
ПРОЦЕСС
Хорошенько подумайте о цветовой палитре, текстурах, формах, узорах ткани, символике. Запишите идеи на бумаге словами или в виде быстрых зарисовок. Развивая самые удачные идеи, выполняйте наброски моделей одежды в блокноте. Лучше взять блокнот с полупрозрачной бумагой: так вы сможете видеть одну модель поверх другой (если вы работаете фломастером не нажимайте на него слишком сильно, чтобы цвет не протек). Вырвите из блокнота лист с готовым наброском и подложите его под чистый, на котором вы сможете совершенствовать предыдущий дизайн. Делайте множество вариаций, с каждым новым рисунком меняя какой-то элемент и шаг за шагом выстраивая серию связанных между собой моделей. Таким образом вы действительно станете думать как настоящий дизайнер, создающий единую коллекцию. Ваша цель - примерно 20 черновых набросков. Во время работы не забывайте о том, что вдохновляло вас в самом начале. Осмотрите все рисунки разложив их рядом (можете скопировать страницы 6локнота и разложить рисунки в линию, если нужно). Выберите для портфолио пять лучших моделей.
Остановитесь на тех, которые наиболее точно отражают источник вдохновения и складываются в коллекцию.Затем эти наброски можно усовершенствовать, чтобы создать законченные эскизы.
Разнообразие форм - Сначала исследуйте различные формы одежды, используя двухмерные схемы и не забывая о своей цели: создать коллекцию из разнообразных видов одежды, но воспринимающуюся при этом как единое целое.

Работа со схемами фигур - Перенося двухмерные схемы моделей на схемы фигур, можно яснее представить пропорции и очертания одежды.Техника наслоения - Рисуйте в блокноте, изображая одежду на фигуре или, как показано здесь, в виде двухмерной схемы. Прослеживая, как модели наслаиваются одна поверх другой, вы сможете развивать идеи, сохраняя при этом общность силуэта.

Разные ракурсы - Модель должна быть представлена не только спереди, поэтому подумайте также о виде сзади.



Самооценка

Удалось ли вам записать идеи на бумаге достаточно уверенно, без стеснения?
Отошли ли вы от первоначального источника, создав уникальный дизайн, или пошли по очевидному пути?
Выбрали ли вы лучшие из черновиков?
Формируются ли пять отобранных моделей в единую коллекцию?
Создание набросков - важный элемент творческого процесса дизайнера, особенно если он хочет наделить коллекцию характерным единым стилем. Наброски нужны, чтобы все связанные между собой идеи об источнике перенести на бумагу. Лишь после этого можно объективно оценить эти идеи и решить, какие из моделей лучше всего будут смотреться в коллекции и должны быть использованы на следующей стадии проекта. Как видно из представленных примеров, удачные наброски одежды функционируют самостоятельно, но при этом хорошо координируются с набросками других моделей, так как их объединяют общие элементы дизайна. У представленных моделей схожие детали и силуэт, однако каждая из них интересна и уникальна сама по себе. Детализированная разработка идей на пути от черновика к конечному эскизу делает прогресс в дизайне моделей, благодаря чему коллекция не копирует источник, а обретает своеобразный характер.

Креативная основа - Как всегда, успешная разработка идей подкрепляется четко подобранной цветовой палитрой и коллажем, развивающим общую тему (в данном случае - азиатскую).

Общая тема - На этих рисунках модели выглядят как единая коллекция: их объединяет азиатская тема и элементы (воланы, силуэт, цветовая гамма).

Первые зарисовки - Сначала в наброске определяются силуэт и пропорции, декоративные детали добавляется в него позже.Оформление идеи - Конечные эскизы представляют силуэт моделей в более западном варианте, но сохраняют тонкую связь с азиатской темой набросков.Разнообразие способов - любую идею, например драпировку мягкой ткани, можно применить для модели одного и того же силуэта разными способами.

Орнамент, цвет, силуэт - Единый облик эскизом придаст орнамент и цвет ткани а также расклешенный силуэт моделей.

Шаг 1

Для начала вам нужно определить что вы собираетесь нарисовать и тут я вам вряд ли смогу помочь. Лучший совет - осмотреться в поисках вдохновения. Посмотрите галереи на DeviantArt.com, вам не нужно срисовывать, но возможно вы найдете какие-то крутые композиции которые натолкнут вас на идею.

В данном случае, я уже знала, что я хочу нарисовать девушку в огненном кольце, так как моя героиня обладает пирокинезом!

Поэтому первым делом я набросала приблизительный эскиз так, как я видела этот рисунок. Если вы посмотрите на мои маленькие закорючки, то сможете увидеть, что я как бы нарисовала фигуру в огненном кольце и добавила направление взгляда, а также указала откуда будет падать свет.

Это так называемый небольшой набросок. Это совсем несложно и я уверенна, что вы с этим справитесь. Мне неважно сколько вам лет: 6 или 76. Это нетрудно.

(Вы можете нарисовать это даже держа карандаш пальцами ног)

Шаг 2

УРА Я НАРИСОВАЛА ГОЛОВУ. Серьезно, это совсем несложно. Просто нарисуйте фигуру напоминающую круг или овал по форме. "Сетка" помогает мне с ориентацией лица. Горизонтальная линия - это линия глаз и она должна располагаться примерно в центре головы. Вертикальная линия - это середина лица (тут находится нос!). Для рисования на этом этапе не требуется быть исключительно талантливым.

Если вы хотите повернуть голову в другом направлении - просто передвиньте сетку. (Пример показан красным цветом).

На этом этапе рисунок начинает выглядеть достаточно странно. Для начала, я набросала несколько кругов, которые указывают на расположение плеч. В зависимости от вашего стиля рисования вы возможно захотите разместить их подальше от головы. Если смотреть прямо, то они должны находиться на расстоянии равном ширине одной головы слева и справа от головы, но так как тело моей героини будет немного повернуто, то и это расстояние будет несколько короче на рисунке.

Треугольник, расположенный ниже подбородка, определяет область шеи. В большинстве случаев, "ямка" или впадина в шее находится приблизительно на расстоянии равном половине длины головы или 3/4. (Все зависит от того, насколько длинной будет шея). Обратите внимание на то, что мышцы шеи по ширине примерно равны ширине головы, а ближе к впадинке - заостряются. Это происходит потому, что здесь располагаются два сухожилия, которые позволяют вам поворачивать голову в разные стороны. В большинстве случаев эти сухожилия просвечивают через кожу (они особенно заметны при повороте головы), и вам нужно хотя бы частично прорисовать их.

Шаг 4

На этом этапе ничего особенного. Я добавила поперечную линию на плечи и низ "впадинки" для того, чтобы обозначить место расположения ключицы. Я также добавила линии, которые идут прямо от линии челюсти до ключицы. Это внешняя форма шеи. -_- Моя форма смешно выгнута в зависимости от положения в котором будет находиться мой персонаж. Не старайтесь сделать все идеально правильно во время создания эскиза. Большая часть рисунка в конечном счете будет изменена, поэтому не обращайте внимания если некоторые линии не дорисованы. Самое главное что вы должны усвоить будучи художником - умение заставить внутренний голос критика замолчать. Это та часть вашего мозга, которая смотрит на рисунок и говорит "Что за черт... арррр! ТЫ ДОЛЖЕН ИСПРАВИТЬ ЭТИ ЛИНИИ" Не слушайте его. Скушайте печенье и нажмите на кнопку "игнорировать".

Шаг 5

ГРУДЬ. Извините, мне просто нужно было озвучить это. Для начала я добавила линию груди. Обычно я рисую грудную клетку выше ее нормального анатомического положения. Но не повторяйте за мной. Или если хотите делать также как я, то делайте, но помните о том, что это неправильно. У нас всех есть свои причуды:) Если быть анатомически правильными, то соски должны располагаться на расстоянии равном длине одной головы от подбородка. Та линия, которую нарисовала я, идеально подойдет для линии сосков. Но я не буду следовать анатомическим правилам и эта линия не будет таковой. Это просто способ, которым пользуюсь я, смиритесь с этим. ^^

Шаг 6

Что это за линия, которую я только что нарисовала? Это линия середины тела. Тело моей героини имеет немного изогнутую форму, поэтому линия середины тела также изогнута. Если быть анатомически точными, то линия живота (первая после линии груди) должна находиться на расстоянии примерно равном длине одной головы от сосков, и эта последняя маленькая линия (линия паха) должна располагаться на расстоянии равном длине одной головы от пупка. Тем не менее, я рисую свою героиню в соответствии с перспективой, так как ее тело изогнуто в сторону фона (ее голова расположена ближе по направлению к нам чем ее ноги), поэтому в моем рисунке - линии короткие.

Шаг 7

Теперь мы делаем набросок грудной клетки. Она не должна быть идеальной, но обратите внимание на то, что низ грудной клетки располагается ближе к низу груди чем плечи. Также не забывайте о том, что грудная клетка заостряется к низу, то есть в районе пупка она будет уже (немного) чем в районе плеч. Грудная клетка рисуется в том же месте что и плечи. Многие юные художники сначала рисуют грудь, а затем пытаются нарисовать живот таким образом, чтобы он доходил до низа груди - и в результате, грудная клетка просто напросто исчезает. Не делайте так.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Шаг 8

Вы наверно спросите зачем я нарисовала шар. "Ну, этот мяч - ее живот!" В общем, живот должен быть лишь немного уже грудной клетки. Я обнаружила, что черновой набросок в виде шара позволяет сохранить правильные пропорции. (Особенно для такой странной позы). Без этого, я скорее всего бы сжала ее талию слишком сильно и выглядело бы это так, как если бы на ней был корсет. Такой, который делает талию очень очень узкой, примерно 10 см. Фуу.

Шаг 9

Это ее бедра. бедра выполняют функцию своеобразного хранилища для хранения внутренних органов, которое предохраняет их от того чтобы эти органы болтались где-нибудь в районе колен. Пах в анатомическом смысле - это всего лишь нижняя точка этого "хранилища", и бедра немного уже него. Вообще, у очень худых людей можно увидеть как кости таза торчат из-под кожи.

"Шар" живота должен вплотную прилегать к "хранилищу". Не забывайте о том, что у мужчин ширина бедер примерно равна ширине грудной клетки, в то время как у женщин бедра немного шире (но уже чем ширина плеч). Многие художники говорят, что бедра должны по ширине быть равны плечам, и так как они почти правы вам не нужно принимать это за факт, потому как плечи меняются в зависимости от мышечной массы.

У женщин бедра немного шире чем у мужчин, так как тазовая кость у них шире (и имеет более округлую форму), что позволяет им вынашивать и рожать детей. Это придает им такую милую округлость)

Шаг 10

Здесь вы уже можете заметить, что я начала набрасывать эскиз рук и ног. Так как колени моей героини встретятся в одной точке, то я обрезала некоторые лини и соединила их в районе колен. Я знаю, что она выглядит как УткоРобот. (Кто-нибудь помнит его? поищите в Интернете).

Локти должны:
а) дотягиваться до грудной клетки
и
б) дотягиваться до макушки (или быть немного ниже).

В этом случае, углы сгиба рук немного разные, поэтому и один из локтей находится немного ниже другого.

Предплечья в общем того же размера, что и плечевые части рук от низа лопатки до локтя (только для предплечья это расстояние от локтя до запястья). Если бы ее руки были опущены вниз, то запястья бы находились на одном уровне с пахом.
Размер бедренных костей (расстояние от паха до колен) примерно равен 1,5 длины головы (хотя здесь я нарисовала их соединенными с костями таза). Еще раз напоминаю, что мои - короче из-за перспективы.

Примечание: я не использую совершенно прямых линий.

Шаг 11

Рисую эскиз бедренных костей. Обратите внимание на то, что бедра сужаются в направлении к коленям и паху в отличие от середины бедра. Они немного выдаются вперед по середине. Если вы нарисуете их одной ширины, то они будут выглядеть очень и очень странно.

И хотя этот рисунок показывает это не очень отчетливо, не забывайте о том, что у нормальных или худощавых персонажей кость таза будет выпирать немного больше чем живот или бедро и будет образовывать собой небольшой "бугорок" на изгибе тазовой кости.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Шаг 12

Ничего особенного на этом этапе. Я дорисовала грудь и немного выписала руки.

Шаг 13

Я набросала эскиз волос. Когда рисуете волосы, необходимо помнить о том, что не нужно идеально вырисовывать их. Волосы развеваются и имеют тенденцию к спутыванию в пряди (пряди, а не группы). Поэтому когда рисуете волосы, старайтесь наносить штрихи как можно легче, вразброс. Они просто должны лежать в одном направлении - не волнуйтесь насчет деталей или точного расположения линий. Если вы будете выводить линии на этом этапе, то ваши волосы будут выглядеть очень жесткими, как будто кто-то покрыл их резиновым клеем. Поверьте мне - в конце концов клочки и пряди примут нужную форму, не нужно уделять этому так много внимания.

Дети любят рисовать своих мам, сестер других детей и поэтому в этом уроке мы разберемся как легко нарисовать платье поэтапно для детей. Может показаться, что платья рисуются по очень сложной методике, но это если смотреть на рисунки профессионалов. В таком случае учитывается очень многое, складки, светотень, фигура человека и прочие вещи, которые не нужно знать ребенку. Что ж, начнем рисовать:)

Начнем с самого простого варианта рисования платья, ниже представим рисунок, а еще ниже вы увидите описание этапов рисования.

1 этап

Для начала намечаем фигуру нашего будущего платья: юбка в виде треугольника и кофточка, похожая на фигуру неровного прямоугольника.

2 этап

После того как основа платья намечена приступаем к детализации: рисуем два круга по краям нашего прямоугольника — это будут рукава, снизу рисуем волны — это будут складки платья.

3 этап

Продолжаем детализировать, прорисовываем складки обычными линиями, рисуем воротничок, ремешок, придаем форму рукавам и рисуем на них складки.

4 этап

Стираем все вспомогательные линии, которые вы нарисовали карандашом.

5 этап

Пририсовываем руки, ногу и не забываем про голову. Рисунок готов и при желании его можно раскрасить цветными карандашами, красками или фломастерами.

Второй способ рисования платья


Второй способ немного посложнее, но вы обязательно справитесь:)

1 этап
Начинаем набрасывать основу карандашом. Рисуем нижнюю часть в виде треугольника, а верхнюю похожую на прямоугольник, обратите внимание на изгибы между фигурами, это наша будущая талия.

2 этап
На втором этапе нужно поделить верхнюю часть на три вертикальных полоски — это складки платья.

3 этап
Детализируем наше платья, в некоторых местах придаем ему мятую форму, а слева нужно немного стереть, потому что потом там будет бантик.

4 этап
Карандашом рисуем бантик и пояс. Ну что, платье начинает быть похожим на платье? :)

5 этап
Теперь рисуем хвостики бантика и прорисовываем складки по всему платью.

Начните свой путь к успеху вместе с авторским курсом от Лидии Елинер

«Азбука рисования для дизайнера одежды»

Существует заблуждение, что рисовать на фигуре технически проработанные эскизы одежды сложно и долго. На самом деле – это интересное и увлекательное занятие, где есть раздолье Вашей фантазии и творчеству и на курсе вы убедитесь в этом.

Курс подойдет как профессионалам, желающим улучшить свои навыки, так и тем, кто делает первые шаги в дизайне одежды или видит в нём только увлекательное хобби.

Если вы творческая натура, переполненная идеями в мире моды и дизайна и уже поняли, что пошив и дизайн одежды - это ваше призвание

Вы хотите улучшить или развить навыки конструирования, рисования эскизов моделей, схем и чертежей одежды. Возможно вы уже рисуете эскизы, но хотите придать им «профессиональный лоск». Или делаете первые шаги в мире дизайна одежды: хотите рисовать как профессиональный дизайнер, но не знаете с чего начать.

Если вы видите в дизайне одежды увлекательное хобби

Возможно в вас о сих пор живет принцесса, мечтающая о роскошных нарядах и вечерних платьях и вы хотите попробовать себя в роли модельера собственного гардероба. Чем бы вы не занимались, если вы чувствуете, что «Дизайнер одежды» или «Модельер» - это Ваше призвание, и в вас живет желание учиться и творить.

Курс «Азбука рисования для дизайнера одежды» для Вас , потому что это курс из 15 простых и наглядных уроков, которые полезны тем, кто уже работает с одеждой и доступны тому, кто впервые взялся за карандаш.

Если вы хотите посмотреть как проходит обучение на курсе, то можете купить отдельный урок, по интересующей вас теме за 750 рублей. При этом вы получите на эту сумму скидку на любой из полных вариантов курса.

Название Описание
Перед тем как приступить к моделированию одежды, необходимо изучить основы рисования. В первом уроке мы рассмотрим, как правильно рисовать модную фигуру, научимся создавать базовый шаблон.
Для того, чтобы научиться рисовать одежду на фигуре человека или модели, необходимо освоить правила рисования основных поз. Эти самые простые позы помогут Вам чувствовать себя более уверенно при рисовании одежды.
В этом уроке нам предстоит непростая задача. ☺ Мы будем рисовать стопы, кисти и черты лица. Очень часто это становится одной из самых сложных задач для дизайнера. Даже профессионалы не все хорошо умеют это делать, поэтому всегда нужно найти способы изображения кистей рук, которые позволят сделать это быстро и качественно.
Этот урок посвящен изучению основных форм базовых платьев. Мы научимся различать их между собой, понимать особенности каждого из них и кое-что даже нарисуем. Для дизайнера одежды рисование базового платья можно сравнить с изучением алфавита, не научившись рисовать основные простые формы, невозможно перейти к сложным фасонам и деталям.
В этом уроке мы нарисуем с Вами футболку с коротким рукавом, рубашку с запахом, рубашку без воротника и базовую рубашку на пуговицах, которые помогут Вам еще более уверенно чувствовать себя в рисовании эскизов.
В этом уроке мы нарисуем с Вами юбку с запахом, юбку- тюльпан, юбку в складку, юбку-колокол и две юбки на одной основе.
Прообразом современных брюк можно считать меховые и кожаные штаны скифов, которые защищали тело во время верховой езды. В цивилизованных странах Древнего мира штаны были не в ходу. В Римской империи они считались элементом костюма варваров, за ношение которого полагалось наказание. Только в Средние века штаны, наконец, прописались в мужском гардеробе.
В этом уроке мы нарисуем с Вами джемпер с круглым вырезом, свитер с высоким горлом, трикотажный джемпер с V-образным вырезом, платье-свитер без рукавов и платье-поло.
В этом уроке мы нарисуем с Вами пальто-честерфилд, пальто-кокон, пальто-шенель и пальто с воротником–трубой.
В этом уроке мы нарисуем с Вами однобортный и двубортный жакет, жакет с шалевым воротником, жокейский пиджак и жакет с рукавами летучая мышь. Исторически пиджак считается предметом мужской одежды. Для женского варианта обычно используется слово «жакет», хотя часто можно встретить и сочетание «женский пиджак».
Сегодня у нас интереснейшее занятие, благодаря которому, мы научимся рисовать основные виды обуви, сумки и аксессуары. Существует огромное множество разнообразных моделей туфель и сапог, но несмотря на это, любая обувь состоит из одних и тех же конструктивных элементов.

Пройдя курс «Азбука рисования для дизайнера одежды», вы:

    сделаете первые шаги в области дизайна одежды;

    приобретёте комплексную систему обучения в области технического рисунка для дизайна одежды при помощи простого карандаша и листа бумаги;

    научитесь рисовать эскизы моделей, схемы и чертежи одежды;

    поймёте, как рисовать одежду на фигуре при помощи простейших материалов (простого карандаша, резинки и самого обычного альбома для рисования);

    овладеете приемами создания первых технических эскизов, которые сможете использовать, как при моделировании и дизайне одежды, так и при пошиве одежды на заказ;

    научитесь рисовать фигуру человека в модных позах, сможете изображать одежду разного ассортимента, будете понимать разницу в рисовании между брюками-скинни и широкими джинсами;

    овладеете приемами рисования одежды при помощи шаблона;

    создадите первые дизайнерские эскизы, которые лягут в основу вашего профессионального портфолио;

    увеличите поток клиентов;

    повысите профессионализм в своем деле.

Используя знания, полученные на курсе, будущие дизайнеры смогут грамотно доносить мысли до конструктора одежды. Те кто рассматривает дизайн одежды, в качестве хобби научатся рисовать, а быть может, раскроют в себе талант художника и захотят всерьез заняться дизайном или рисованием.

Или посмотрите первый модуль нашего курса по техническому рисунку «Рисуем женские блузы и рубашки»

Изучая иностранные языки, важно преодолеть языковой барьер и страх “я не умею говорить”, так и с рисованием страх: “я не умею рисовать” мешает раскрыться вашему потенциалу, и курс «Азбука рисования для дизайнера одежды» помогает его преодолеть.

Начните прямо сейчас и сделайте свой первый эскиз с нашим видео-уроком!

7 причин, чтобы выбрать видео-курс по рисованию одежды в электронном виде:

    Подходит абсолютно всем.

    Не требует никаких базовых знаний. Люди любого возраста смогут найти для себя здесь нечто новое (поверьте, я знаю то, что доступно всем, но известно немногим)

    Легко для восприятия.

    Вся информация изложена в простых и понятных объяснениях, доступных каждому человеку, легко усваивается и запоминается.

    Наглядно.

    Все приемы в действии вы увидите в увлекательных видеоуроках, дополненных специальными обучающими материалами.

    Удобный график занятий.

    В любое время по вашему желанию, вы можете расположиться, как вам удобно, и наслаждаться приятным просмотром.

    Новое хобби.

    Которое может перейти в оплачиваемую профессию дизайнера-фрилансера.

    Прибыльное увлечение.

    Которое увеличит ваш доход, увеличивая количество заказов.

    Моя личная консультация и поддержка в рамках этого курса.

    Если у Вас возникнут вопросы после прохождения курса, будет нужна моя консультация или услуги по обучению дизайну одежды, буду рада Вам помочь.

О структуре курса «Азбука рисования для дизайнера одежды»

Курс состоит из 15 занятий и рассчитан на 1 месяц, при занятиях 3 раза в неделю по 2 часа, но Вы можете заниматься с такой интенсивностью, с какой Вам будет удобно. Несколько раз в неделю я буду высылать Вам материалы курса с видеоуроками и домашним заданием. После выполнения домашнего задания, Вы будете высылать его мне, просто фотографируя свои работы на обычный телефон или фотоаппарат, и я буду высылать Вам свои комментарии и замечания.

Возможны 3 варианта обучения:

Вариант обучения/Что включает Light Profi Expert
5 базовых видео уроков рисования для начинающего дизайнера одежды
(Рисование модной фигуры, позы, базовое платье, кисти, причёски и т.д.)
10 видео уроков рисования для дизайнера одежды, расширяющих ваши возможности в дизайне одежды
(Рисование рубашек, юбок, брюк, пальто, жакетов, трикотажа и т. д.)
Каталог «50 шаблонов для дизайнера одежды»
Обратная связь по первому уроку
Вы отправляете фото работы по первому уроку и получаете подробные комментарии
Обратная связь по каждому уроку
Вы отправляете фото своей работы по каждому уроку и получаете подробные комментарии
3 900 руб. 5 900 руб. 16 500 руб.
Купить
Light
Купить
Profi
Купить
Expert

.

Пока у нас доступен один способ мгновенной оплаты через Яндекс.Деньги. Выберите в выпадающем меню способ оплаты «Яндекс-деньги», там также будет возможна оплата всеми основными видами банковских карт .

Заполните форму и оплатите курс удобным для вас способом. После успешной оплаты вам на почту МГНОВЕННО придёт ссылка на скачивание уроков курса в котором будет информация о дельнейшей работе.

Пока у нас доступен один способ мгновенной оплаты через Яндекс.Деньги. Выберите в выпадающем меню способ оплаты «Яндекс-деньги», там также будет возможна оплата всеми основными видами банковских карт .

По желанию Вы можете выбрать любой вариант и скорость обучения. На мой взгляд второй вариант предпочтительнее, и эта технология является самой оптимальной, так, как только при выполнении домашнего задания Вы сможете продвинуться вперед и получить гарантированный результат. Но выбор остается за вами, ведь каждый сам может выполнять задания по желанию и гарантированно получать уроки.

Шаг за шагом, в понятных видеоуроках, мы будем вместе осваивать азы рисования одежды и ее элементов, новые материалы и техники.

Курс состоит из подробных видеоуроков в комплекте с подробными обучающими материалами к каждой теме.

Сразу после оплаты курса, на Ваш электронный почтовый адрес придет письмо с первым уроком, в котором будет небольшой видеоматериал с заданием, несколько страниц с темой урока и конспектом.

Вам нужно будет изучить материалы, и выполнить домашнее задание, которое будет заключаться в рисовании модных поз и основных элементов одежды прямо на фигуре (платья, юбки, брюки, пальто, блузки, трикотаж).

После выполнения домашнего задания, Вам необходимо сфотографировать свой рисунок, на обычный телефон с фотоаппаратом или цифровой фотоаппарат и выслать мне на мой электронный почтовый адрес.

Получив выполненное задание, я напишу Вам комментарии, (и советы, как можно улучшить работу, учитывая недочеты) и свои пожелания, укажу на те, или иные ошибки, а затем вышлю материалы для выполнения второго урока.

Так, шаг за шагом, выполняя задания, и упражнения Вы сможете последовательно освоить материал и получить новые навыки, которые в будущем помогут Вам стать мастером своего дела.

Выберите вариант курса «Азбука рисования для дизайнера одежды», который вы хотите пройти.

Пройти курс
Light (3 900 руб.)
Пройти курс
Profi (5 900 руб.)
Пройти курс
Expert (16 500 руб.)

Заполните форму и оплатите курс удобным для вас способом. После успешной оплаты вам на почту МГНОВЕННО придёт ссылка на скачивание видео-уроков.

Пока у нас доступен один способ мгновенной оплаты через Яндекс.Деньги. Выберите в выпадающем меню способ оплаты «Яндекс-деньги», там также будет возможна оплата всеми основными видами банковских карт .

Заполните форму и оплатите курс удобным для вас способом. После успешной оплаты вам на почту МГНОВЕННО придёт ссылка на скачивание уроков курса в котором будет информация о дельнейшей работе.

Пока у нас доступен один способ мгновенной оплаты через Яндекс.Деньги. Выберите в выпадающем меню способ оплаты «Яндекс-деньги», там также будет возможна оплата всеми основными видами банковских карт .

Заполните форму и оплатите курс удобным для вас способом. После успешной оплаты вам на почту МГНОВЕННО придёт ссылка на скачивание уроков курса в котором будет информация о дельнейшей работе.

Пока у нас доступен один способ мгновенной оплаты через Яндекс.Деньги. Выберите в выпадающем меню способ оплаты «Яндекс-деньги», там также будет возможна оплата всеми основными видами банковских карт .

Как появился курс

Я, Лидия Елинер, занимаюсь дизайном одежды и рисованием технических эскизов более 15 лет. Это является моей ключевой компетенцией. Работаю главным дизайнером в компании «STAYER» (производство спортивной одежды), а также преподаю в институте компьютерную графику дизайнерам одежды (доцент кафедры «Дизайн костюма» СПбГЭУ), член Союза Дизайнеров с 2003 года. Совсем недавно вышел мой учебник «Компьютерное проектирование в дизайне одежды» , в котором структурирован основной материал моего курса для студентов, обучающихся по специальности «Дизайнер одежды».

Предлагаю свой авторский курс, который поможет каждому освоить азы рисования одежды на фигуре человека, научиться рисовать базовые позы модели, различный ассортимент одежды, составить свое первое портфолио дизайнера одежды.

На пути к получению профессии дизайнера одежды, я прошла много трудностей, благодаря которым, я наслаждаюсь своей профессией каждый день. Еще с детства мне было интересно придумывать наряды для кукол и делать свои первые эскизы одежды, но для того, чтобы поступить в институт и получить профессию дизайнера одежды, нужно было проделать огромный путь с бессонными ночами и многочасовыми занятиями с учителями. До сих пор помню, как моя мама отдавала всю свою зарплату учителю по рисунку, чтобы я могла поступить в МУХУ (в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени А.Л. Штиглица) на отделение «Дизайн костюма», попытки поступления в течение 3-х лет в институт только закаливали меня и я поняла, что дизайн одежды именно то, чем я хочу заниматься в своей жизни.

Смелее мечтайте вслух и начинайте действовать уже сейчас.

При помощи курса я помогу вам сделать первые профессиональные шаги, мы придадим огранку вашему таланту!

Это получилось у меня – получится у Вас!

Выбор за вами!

Инвестируйте в своё развитие, в гарантированный постоянный результат, который ожидает Вас уже в ближайшем будущем.

На мой взгляд, для женщины темы одежды, моды и красоты, это любимые занятия, которые всегда дают возможность немного помечтать и расслабиться☺

Желаю проникнуться этими знаниями по максимуму, чтобы уже завтрашний день стал для Вас НАЧАЛОМ НОВОЙ ЖИЗНИ!