Лучшие отзывы о спектакле «Мастер и Маргарита. Билеты на спектакль «Мастер и Маргарита Как купить билеты на спектакль

Лучшие отзывы о спектакле «Мастер и Маргарита. Билеты на спектакль «Мастер и Маргарита Как купить билеты на спектакль

Отзывы зрителей:

В спектакле огромное количество технических наворотов. На сцене то начинает идти настоящий ливень, то заволакивает таинственно подсвеченный туман. На большие экраны транслируются изображения Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, которых на переносную камеру снимает Левий Матвей, на сцену выезжает вагон метро в натуральную величину, отрезанные головы Берлиоза и Бенгальского очень реалистичны. Самое главное, что за всей этой техникой абсолютно не теряются актёры. Мастера блестяще играет Анатолий Белый. Приятно поразил Дмитрий Назаров в роли Воланда. Образ получился одновременно ироничный и величественный. Демоническая свита Воланда тоже выше всяких похвал, жалко только, что очень мало Коровьева (Михаил Трухин). Николай Чиндяйкин очень точно показывает душевные страдания Понтия Пилата, не хватает только знаменитого «белого плаща с кровавым подбоем». Очень выразительно, но несколько истерично играет молодой Виктор Хориняк в роли поэта Бездомного. Маргарита (Наташа Швец) элегантно балансирует по уходящим вдаль рельсам, восседает обнажённая на балу и периодически страстно бросается в объятия Мастера. В общем и целом постановка поразила своей грандиозностью, не разочаровала игрой актёров и вселила веру и в дальнейшее светлое будущее российского театра.
Татьяна

Свет, экраны, задники, рельсы, клетки, кровати, кипы книг, пепел – всё это играло на руку мистификации, которую разыграл венгр Янош Сас на сцене МХТ. Предметы стали участниками действия, поддерживали героев, создавали общую картину и были запоминающимися деталями. Они стали удачным обрамлением. А метро – символом Москвы. В МХТ не стали прибегать к шаблонному изображению города. Нет в спектакле ни куполов, ни Кремля, ни Арбата, даже самих Патриарших прудов – нет. Зато есть метро – шум, гам, вечное суетливое движение и скрытая жизнь в темноте. В метро есть мистика, а куда без неё в «Мастере и Маргарите»? Но даже самая лучшая сценография будет набором предметов без живого участия актёров. «Мастер и Маргарита» - спектакль, несомненно, масштабный и количество актёров, занятых в нём, впечатляет.
Пол Фрол

Масштабно. Вообще сложно вообразить, как такой роман уместить на сцене, передать все, что в нем описано. И это удалось. Без всяких глобальных упущений или формальностей. Один из самых масштабных спектаклей, что я видела: начиная с количества задействованных артистов и заканчивая охватом сценического пространства. Невероятно технологично: на сцене происходят какие-то удивительные передвижения, изменения, глубокий свет. Точная и создающая нужную атмосферу музыка.
Мария Иванова

«Мастер и Маргарита» - спектакль, где декорации не перекрывают игру актёров и содержание романа, ставшего классикой. Новое режиссёрское прочтение подчёркивает уместность классики в театре на сегодня. За такими спектаклями будущее современного репертуарного театра. Театр, где зритель не будет задыхаться от нафталина старины или чертыхаться от примитивных образов героев бульварных романов. Без сомнения, каждая постановка классики - это прежде все режиссёрское видение произведения, где могут быть и расхождения с содержанием исходного текста. Данный спектакль не является исключением, но несмотря на это, всё было сделано очень гармонично и не вызывает отторжения или отвращения.

ВНИМАНИЕ! Срок бронирования билетов на все спектакли МХТ им. Чехова составляет 30 минут!

Михаил Булгаков

Спектакль в двух действиях

Олег Табаков и весь коллектив МХТ им. Чехова решился на героический шаг. На сцене МХАТа спектакль «Мастер и Маргарита». Не секрет, что попытки поставить спектакль «Мастер и Маргарита» в театре нередко оканчивались полным провалом, если не приводили к еще более роковым последствиям. Стоит Воланду, Коровьеву и Азазелло появится на театральной афише, как в театре сразу же начинают происходить самые странные и загадочные вещи. Практически каждая новая постановка знаменитого романа поднимает в среде зрителей целую бурю эмоций. И не важно, поставили спектакль «Мастер и Маргарита» в театре или сделали новую киноэкранизацию. Достаточно вспомнить фильм Юрия Кары, который пролежал на полке 17 лет.

Легендарная классика Михаила Булгакова снова покоряет театральные просторы своим мистическим и любимым многими сюжетом. Спектакль Мастер и Маргарита - произведение по-настоящему непредсказуемое и удивительное. Оно уносит как читателей, так и зрителей кино и театра, в необыкновенный и немного страшный мир. Режиссер из Венгрии Янош Сас решил записаться в ряды больших почитателей данного романа, поставив на сцене Московского Художественного Театра его собственное видение, поэтому на «Мастер и Маргарита» билеты из касс снова разлетаются мгновенно.

Современная интерпретация не обходится без особенного внимания к таинственным и мистическим элементам романа, которые отлично удается подчеркнуть новыми технологиями: видеоинсталляциями и чудесными спецэффектами. Большую работу проделывает также и актерский состав, которому суждено пережить эту фантастическую историю. Мастера ничего не радует в этой жизни, а Маргарита попадает в тот невероятный мир, где обнаженная она порхает за полупрозрачными занавесками. Не обходится режиссер и без комических персонажей, в роли которых выступает Воланд со своей свитой, Степа Лиходеев и другие нечисти нашей столицы. Левий Матвей и Иешуа выглядят на сцене настолько правдоподобными, что зритель может ненароком испугаться реальности постановки.

Мастер - Анатолий Белый
Маргарита - Наташа Швец
Иешуа Га-Ноцри - Игорь Хрипунов, Алексей Варущенко
Понтий Пилат - Николай Чиндяйкин
Левий Матвей - Сергей Медведев, Артём Быстров
Афраний, начальник тайной стражи - Павел Ващилин
Марк Крысобой - Роман Кузнеченко, Армен Арушанян
Иуда - Антон Ефремов
Низа - Ксения Теплова, Вероника Тимофеева, Мария Карпова, Софья Ардова
Воланд - Дмитрий Назаров
Коровьев - Михаил Трухин
Бегемот - Артём Волобуев, Евгений Сытый
Азазелло - Эдуард Чекмазов
Гелла - Мария Зорина
Михаил Александрович Берлиоз, председатель МАССОЛИТа - Игорь Золотовицкий, Сергей Сосновский, Александр Ливанов
Иван Бездомный, поэт - Виктор Хориняк
Аннушка - Маруся Пестунова
Медсестра - Мария Сокова
Санитары - Артём Панчик, Владимир Панчик
Степан Богданович Лиходеев, директор Театра Варьете - Павел Ващилин
Григорий Данилович Римский, финдиректор Театра Варьете - Андрей Давыдов
Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества - Валерий Трошин
Поплавский - Владимир Тимофеев
Жорж Бенгальский - Игорь Верник, Андрей Бурковский, Артём Волобуев
Аркадий Аполоннович Семплеяров, председатель акустической комиссии московских театров - Вячеслав Жолобов
Жена Семплеярова - Римма Коростелева
Любовница Семплеярова и Тофана - Маруся Пестунова
Андрей Фокич Соков, буфетчик - Ростислав Лаврентьев
Фрида - Анастасия Скорик
Барон Майгель - Николай Сальников
Зрители Театра Варьете, гости на балу - артисты театра и студенты Театральной школы О.Табакова

Наконец-то я побывала на постановке романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Спектакль был очень атмосферный. Интересная игра света. Все эмоции и чувства переживаешь вместе с героями. Отличная игра актеров. Отдельно хочется отметить игру Воланда, после спектакля я полностью пересмотрела свой взгляд на этого персонажа, признаюсь честно, он мне запал в сердце. Отзыв пишу спустя три дня, но я до сих пор нахожусь под впечатлением. Благодаря спектаклю собираюсь перечитать книгу, чтобы освежить все прекрасные моменты с любимыми героями в памяти. 4 часа пролетели незаметно. Большое спасибо за эту постановку. Браво!

Галина, 41 год, 4 марта 2019

Гармоничная, полностью (на мой взгляд) передающая идеи и эмоции произведения постановка "Мастер и Маргарита" держала в напряжении и внимании, заставляла сопереживать героям романа. Хочется сказать огромное спасибо Мастерам своего дела - всем, кто создавал этот спектакль, всем - кто его реализует. Замысел, реализация - от декораций, музыки и света до игры актерского состава (всех без исключения) - талантливо, неординарно и высокопрофессионально. Спасибо!

Александра, 3 февраля 2019

Потрясающе!!! Очень сомневалась, думала будет муторно, почитав отзывы и настроилась на длительный спектакль пошла с хорошим настроением и была удивлена, зал полный, в основном молодые пары, актеры шикарны, очень люблю декорации, но их не было и абсолютно там не нужны были, т. к. актеры затмили все. Постановка замечательная, идите и не раздумывайте, останетесь под впечатлением приятным 100%.

Наталия, 39 лет, 4 января 2019

И снова мы всей семьёй пришли в МХАТ им. М. Горького, но теперь на спектакль "Мастер и Маргарита". Декораций минимум, но всё восполнено светом, звуком и игрой. Потрясающе! Браво каждому актеру! Возвращаемся домой под впечатлением. Благодарим весь актерский состав за доставленное удовольствие.

Ольга, 30 лет, 29 декабря 2018

Была на спектакле "Мастер и Маргарита" сегодня (28.12.18). Ребята, вы молодцы, классная игра. Скажу честно, не смотрела до этого ни фильма, ни книгу не читала, поэтому переживала, что будет непонятно... Боялась не успеть за 3,5 часа понять сюжет, но я была восхищена. Не было скучно, нудно и монотонно, наоборот, действия разбавлялись плясками (балами), аж хотелось присоединиться к вам, выдержан костюмированный стиль того времени, и я в восторге от того, как у всех отработаны дикция, голос и прочее. Еще раз спасибо вам всем, ну очень круто, очень искренне, по-настоящему интересно.

Елена, 36 лет

Спасибо огромное всем артистам спектакля "Мастер и Маргарита"!!! 2 ноября 2018 года, благодаря прекрасной постановке спектакля, безупречной жизни на сцене каждого актера, открылись новые глубокие темы гениального Булгакова. Нет слов передать благодарность за этот вечер. Спасибо всем и каждому, кто приложил свое сердце к тому, чтобы мы прожили сегодня всю до сих пор непостижимую и раскрывающуюся глубину заложенной истины и мудрости в этом произведении! Всем вам низкий поклон, цветы и безграничная благодарность! Театр – волшебство и магия, в нем есть огромная сила! В каждом артисте, в режиссере! И спасибо вам, что вы ставите на сцене именно такие вечные темы, доверяя гению писателя и творя вместе с ним, внося свои краски, но не смешивая их в одно неразличимое пятно... Талант ваш позволяет безупречно доносить их до самого естества, где уже нет ни слов, ни мыслей. А только тишина, созерцание и проживание настоящего момента в сердце зрителя.

Игорь, 26 лет

Каждый раз в поездках стараюсь посетить театр. В этот раз открыл для себя МХАТ постановкой "Мастер и Маргарита"! Это было незабываемо. Все сцены, которые остались в памяти от прочтения романа, были мастерски поставлены на сцене. Переход между современностью и понтийским временем сделан замечательно! Все доступно и понятно, в некоторых моментах пробирало до мурашек! Отличная игра актеров! Спасибо огромное за доставленное удовольствие!

Ирина, 22 сентября 2018

Сказать, что я люблю театр – не сказать ничего! Первый раз я была так далека от персонажей, в прямом смысле, люблю ощущать живой топот артистов на сцене, люблю запах театра, он особенный, но чувствуется, только когда ты проникаешь на сцену и проживаешь целую жизнь, полную эмоций. Если говорить о спектакле «Мастер и Маргарита», то эта тяжелая постановка, которая длилась 4 часа, смогла снова задеть меня за живое. И да, я приверженец этой фразы: «Никогда и ничего не просите! Сами предложат и все дадут!» Я влюблена в каждого героя, для меня это больше, чем спектакль, я приемлю даже сериал! Российский! Я не смотрю никакие русские сериалы, чтобы было понятно, как я уважаю этот шедевр, как бы пошло это не звучало. Коровьев, кот Бегемот, Воланд, Марго, Мастер и все остальные, кто задействован, тот же Лиходеев. Я в восторге.

Мария, 22 сентября 2018

Сегодня была в любимом МХАТ им. М. Горького, спектакль «Мастер и Маргарита», за последнее время – это единственный спектакль, который действительно удивил, точнее его актеры – это мое любимое произведение Булгакова, поэтому с особым трепетом отношусь. Постановка команды Воланда запомнилась больше всего, отыграли великолепно!

Елена, 5 октября 2018

Открыли сегодня театральный сезон. Я долго выбирала спектакль и остановилась на «Мастере и Маргарите». Это произведение теперь входит в школьную программу, и это явилось одной из причин моего выбора. Дочке в конце этого учебного года сдавать литературу. Сказать, что спектакль понравился – ничего не сказать! Мы в восторге! Постановка – строго по роману, не испорчена никакой отсебятиной. Сидели в первом ряду, местами было жутковато. Спектакль длится 4 часа, смотрится на одном дыхании. Очень сильно! Браво!

Анна, 22 сентября 2018

Вчера посетила спектакль «Мастер и Маргарита», проходивший в МХАТ им. М. Горького. Это удивительное представление точно попадет в мой личный хит-парад. Очень легко прочесть почерк Валерия Беляковича. Только увидев декорации, я почувствовала, что руку к этому спектаклю приложил любимый мной режиссер, они показались мне очень знакомыми. Декорации минимальны – несколько огромных металлических пластин, которые при падении на них освещения превращаются в страницы книг, стены дворца, квартиру, бальный зал. Здесь свет играет отдельную роль. Он демонстрирует нам Воланда и его свиту красным, таким же цветом выделяются все темные делишки. Когда Маргарита громит квартиру критика Латунского, вместо пластин мы видим окна его квартиры, каждый взмах руки ведьмы сопровождается молниями. Очень часто на сцене появляются несколько световых кругов, среди которых передвигаются наши герои, оказываясь в поле света только тогда, когда они должны оказаться в центре событий. Невероятно много внимания уделено костюмам: каждая деталь, каждая мелочь продумана. Костюм Прокуратора смотрится очень эффектно, невероятная мантия с большим количеством складок – настоящая одежда римского правителя. Очень понравилась сцена, в которой поэт Бездомный попал в одних кальсонах, весь перепачканный в «Грибоедов». До его прихода там шли танцы, царило неугомонное веселье, а после поселился хаос. Вроде и знаешь, что должно случится (все-таки книжку читали практически все), но появление поэта все равно оказывается неожиданным. Беседа Бездомного с врачами в психиатрической больнице получилась очень забавной и комичной. Толпа интернов, слепо следующая за своим руководителем, сумасбродная медсестра, достаточно странный доктор, который в некоторые моменты кажется намного более сумасшедшим, чем наш герой.

Нелли А.

Посетили один из старейших и значимых театров Москвы – МХАТ им. М. Горького. Были на прекрасной постановке «Так и будет». Потрясающий спектакль, хорошие декорации, игра актеров на высшем уровне!

Анастасия К.

Хотела бы рассказать о моем самом любом спектакле в МХАТ им. М. Горького "Мастер и Маргарита". Текст самого романа, мастерство режиссера и актеров на протяжении всего спектакля держат зрителя в состоянии замирания сердца. Всепроникающая музыка, блестящая игра актеров, глубина смысла произведения позволяют погрузиться в размышления о том, каково же современное общество, от чего человечество шло и к чему пришло, о сути человека. На спектакле была уже 2 раза и с большим удовольствием пойду еще раз, каждый раз открывается что-то новое. Спектакль не отходит от текста самого автора, поэтому будет полное погружение в булгаковский мир.

Александра Р.

Вчера мы побывали в МХАТ им. М. Горького на «Мастере» и, хоть я и выдержала день молчания, но не рассказать об этом не могу. Во-первых, однозначно советую идти. Ну и во-вторых, собственно, отзыв... Очень насыщенный и при этом очень красивый и лаконичный спектакль, точно зафиксированный и схваченный, так, что веришь – и в атмосферу, и в невидимую рюмку, и в летящую одетую Марго, и, безусловно, в Воланда. До этого спектакля для меня лучшей экранизацией "Мастера и Маргарита" была, как ни забавно, не экранизация, а рок-опера Градского, но нынче это первенство существенно пошатнулось. Это спектакль, ведущий диалог со зрителем, но делающий это настолько деликатно и очевидно, что хочется аплодировать стоя (за "фокус с денежными бумажками" отдельный поклон и восхищение)... P.S. Ершалаимские главы закономерно забрали мое сердце.

Это было мистически и волшебно. Театр – это живой восторг!!! Особенно было здорово, что с потолка реально посыпались деньги. И что Воланд к нам обращался, как к своим зрителям, пришедшим к нему на шоу. Благодарю тех, кто помог с билетами. Конечно благодарность и тем, кто так здорово сыграл! Снимаю шляпу! Наслаждение одно!

Дарья

Спонтанно сегодня попала на постановку своего любимого произведения – «Мастер и Маргарита»! Тот, кто читает эту книгу, либо безмерно ее любит, либо совершенно не понимает ее. Я, конечно же, в первой категории! Со школы прочитана 4 раза и думаю, это не конец. Сидя в зале, не просто знаешь чуть ли не каждую фразу, а живешь внутри этой картины. Мне безумно понравился спектакль! Энергетика демоническая, сумасшедшая и напряженная, она точно никого не оставит равнодушным, а игра и монологи Воланда… нет слов! «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» Всем советую к прочтению, кто не читал, и к просмотру.

Юлия К.

Оставим же в стороне «книга лучше» . Стоит ли упоминать мою любовь к Булгакову и различным его формам в прозе? Я так не думаю. С «Мастером и Маргаритой» у меня отношения особые, навеки книга останется моей любимой, а впечатления просыпаются из глубин каждый раз, когда я натыкаюсь только на название. Постановка МХАТ им. М. Горького приняла чуть более современный вид, что совсем ее не испортило. Я опять окунулась с головой в строки любимого произведения. Наконец-то сделали хорошего Воланда, интригующего, хитрого. Ну и конечно, моя любовь номер один – Фагот. Боже мой, какой же он прекрасный в постановке! За судьбу этой роли я переживала больше всех. Но нет, однако, он очень хорош. Спасибо, я рада, что постановка осуществлена именно в этом ключе, не утратив ни капли самого Булгакова.

Сабина

Отзывы об этом спектакле могут быть противоречивые. Каждый воспринимает по-своему. Но по своим ощущениям и восприятию могу сказать, что эта одна из лучших постановок такого сложного произведения. Спектакль настолько запал мне в душу, что вчера я смотрела его в третий раз. Спектакль до мурашек. Игра актеров, музыка и эмоциональная подача произведения вызывают восхищение. Смотрится на одном дыхании, всем советую!

Наталья

Посмотрели вчера с дочкой спектакль "Мастер и Маргарита" в МХАТ им. М. Горького. Я, конечно, не театрал и сравнивать мне не с чем, но игра актеров поражает и завораживает, почти 4 часа, как на одном дыхании. Не знаете, как провести вечер, сходите в театр на "Мастера и Маргариту", не пожалеете. Я до сих пор нахожусь под впечатлением и с удовольствием пересмотрела бы еще раз. P.S. Также понравилось отношение сотрудников театра к зрителям, у нас были на руках билеты на балкон, но нам разрешили пройти в партер на свободные места. И да, "рукописи не горят"!

Влада Н.

Трудно было представить, как такое сложное произведение можно поставить на сцене. Но то, что мне удалось увидеть... это восторг! Мурашки по коже, браво! Патриаршие, Аннушка, кот Бегемот, бал Сатаны. Мистика, любовь, добро и зло, сострадание. Красивые костюмы и невероятная атмосфера. Очень понравилась постановка сцены про представление Воланда в Варьете: в тот момент, когда Воланд говорит про москвичей, в зале включается свет, и на зрителей с потолка начинают лететь червонцы. Помните же этот момент в романе? Чувствуешь себя частью спектакля. +1 сбывшаяся мечта.

Ольга

Яркий, будоражащий мозг, зашкаливающий мистикой спектакль. Одним словом сумасшедший... Актеры играли так, что мне после спектакля захотелось помолиться. Какое счастье, что есть Иисус. К сожалению, и в наше время найдется немалое число персонажей Иуд... Актерам браво, браво, браво! Буду "Маргаритой", роль Мастера пока открыта…

Маргарита К.

«Девушка, не хотите сходить в театр через полчаса? Я не смогу сегодня попасть туда, возьмите мой билет» - сказал незнакомый человек на улице. Так я и оказалась на «Мастере и Маргарите»... Вряд ли бы я сама пошла именно на эту постановку, ведь сюжет известен, столько раз мы читали и смотрели. Казалось бы, что нового, но все же я опять открыла для себя его за всей этой мистикой, я совсем забыла какие смешные там сцены. Свет+музыка+эмоции=мурашки. Ходить в театр одной весьма забавно. Незнакомый человек сделал мой день, спасибо ему!

Юлия Е.

МХАТ им. М. Горького, "Мастер и Маргарита" М. Булгакова – эта постановка актуальная во все времена, потрясающая игра актеров, 4 часа пролетели, как одно мгновение. Мистика во всем!!! Потрясающе. Браво актерам и постановщикам!

Екатерина Н.

Гениальная книга «Мастер и Маргарита» – одна из моих любимых, даже коллекционное издание данного романа, с заметками автора, имеется в моем собрании, но мне всегда было сложно представить, как можно воплотить это произведение в жизнь в рамках театра. Изучив отзывы критиков, мой выбор пал на данную постановку в МХАТ им М. Горького. Могу сказать одно: блистательный текст романа благодаря мастерству актеров и режиссера воплотился в спектакль – триумф сцены, насыщенный искрометной фантазией, глубиной постижения булгаковского текста, всепроникающей музыкой и яркой театральностью. Минимализм декораций не отвлекает от превосходной игры актеров, оставляет место для собственной фантазии, а благодаря спецэффектам создает мистическую атмосферу не только на сцене, но и во всем зале… Очень советую данную постановку тем, кто не читал роман, так как произведение цитируется слово в слово по книге, не упуская ни одной сцены…

Марина

Я в восторге от спектакля... Все подобрано великолепно, и актеры, и музыка, и костюмы. Такой шедевр очень сложно поставить, очень сложно не повториться, быть в одно и то же время и оригинальными, и придерживаться классики. Режиссеру и всему творческому коллективу это удалось. Спасибо большое!

Виктория

Ярчайший шедевр! Полон иронии и бесконечной мудрости. Будьте осторожны со своими желаниями – они имеют свойство сбываться.

Лилия

Инструкция по тому, как взять очень специфический и атмосферный роман Булгакова и перевести в драматургию. Настроение, звуки, четвертая стена, которой нет. Разительно отличается от виденного мной ранее. Безумно бережное отношение к тексту – и нотки современности, которые только придают шарм. И все же на первом месте – великий и гениальный роман «Мастер и Маргарита». Монологи от третьего лица. Переложение повествования в монологи и диалоги. Ну, честно, круто. Костюмы. А про маленьких, но крайне запоминающихся Прасковью, Карпову и леди из театра и вовсе молчу… Большая благодарность за этот спектакль МХАТ им. М. Горького – за артистов, за сценарий, за сценическое решение. Браво!

Екатерина К.

Сегодня я наконец-то выбралась в свой любимый МХАТ им. М. Горького. К сожалению, не всегда получается попасть в театр – занятость, усталость, командировки. Но когда приходишь, заряжаешься энергией на все 100%. Смотря сегодня «Мастера», я для себя нашла что-то новое, услышала то, что не слышала раньше. Это же потрясающе! Рада была видеть Б. Бачурина!!! И, конечно же, И. Фадину – человек-позитив!

Веснанастроение

М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Мои ожидания оправдались. Очень давно мечтала посмотреть спектакль по роману Булгакова «Мастер и Маргарита», но как-то все не представлялось возможности. Словно какая-то невиданная сила удерживала меня. Но вот в один прекраснейший летний пятничный вечер мы все-таки это сделали. 4 часа на одном дыхании. Могу сказать, что изначально мне трудно было представить, как такое сложное произведение можно поставить на сцене, но у артистов МХАТ им. М. Горького все получилось!!! Актеры сыграли свои роли просто гениально. После просмотра спектакля остаются незабываемые впечатления. В общем, дикий дикий восторг и бурные овации.

Надежда З.

«Никогда ничего не просите, особенно у тех, кто сильнее вас... Сами все предложат» – легендарнейшая цитата у М.А. Булгакова, как и «рукописи не горят» и «москвичей испортил квартирный вопрос»… О каком произведении идет речь? Пока знатоки думают, я скажу, в каком восторге от спектакля. Мне нравится МХАТ им. М. Горького, потому что тут всегда ставят классику в классическом варианте. Это не тот вариант, когда «герой нашего времени» выходит под песни Цоя. 4 часа напряжения, и хоть ты заранее, по книге знаешь финал, тебя не оставляет ощущение, что вдруг режиссер чуть-чуть иначе решит судьбу героев?

Маргарита В.

Весь мир – театр... Прекрасная, не оставляющая равнодушным постановка «Мастера и Маргариты», классика. Всем театралам настоятельно рекомендую! Полностью погружаешься в происходящее действие и не замечаешь, как летит время! Следующая дата – уже сентябрь.

Павел

Я лично целиком и полностью погрузился на все 4 часа во все происходящее на сцене, антураж, эффекты и музыкальное сопровождение. Понравилась игра Воланда и Фагота, но поломали мое представление о Азазелло… В целом, оценок ставить не берусь, скажу лишь, что захотелось перечитать роман Булгакова и еще раз сходить на этот спектакль в другой постановке.

В постановку вгрохано немерено денег: и рельсы настоящие во всю сцену, и вагон метро настоящий едет на зрителя, и двери метро тоже настоящие ездят взад-вперед. Такой роскошной декорации давно не видала.

И все мимо.

Спектакль ни о чем. То есть вообще. Просто пересказ романа Булгакова театральными средствами, а чаще и без оных. Подряд, почти без купюр, непонятной чересполосицей сцен и эпизодов.
Вся постановка держится на игре Дмитрия Назарова в роли Воланда, который и тянет весь спектакль. Играет хорошо, но про что -- непонятно никому, в том числе и ему самому.
Совершенно не нужен там Верник, Бенгальский, который ведет себя ровно так, как он ведет себя в шоу на телевидении. То есть крайне пошло. Конечно, Бенгальский тоже пошл, но гениально пошл, по-булгаковски пошл, а не так, как пошло сегодня наше развлекательное тв.
Такой убогой сцены бала я не видала давно: гости невнятные, Маргарита в трико и все время кажется толстой теткой с полотен Рубенса. Ничего ведьминского в ней нет.
Все "фантасмагории" типа перенесения Лиходеева в Ялту даются, простите, тупо на боковых экранах и через проекцию контровым светом на экран.
Ни смешно, ни страшно -- никак. Только скучно.
Единственно, пара Коровьев-Азазелло (Трухин-Акрачков) довольно забавна и органична. Чисто булгаковская парочка.
К чему куранты Спасской башни на боковых экранах перед сценой бала, к чему буква "М", как в метро, которая переворачивается в "W", тоже неясно. Если это про Волнада и Мастера, то, извините, как-то "в лоб". А метро вообще ни к чему: в романе о метро ни слова нет. В спектакле "Сталевары" в 70-е Олег Ефремов водрузил на сцену доменную печь, к которой по рельсам подъезжала настоящая вагонетка.
Так сказать, актер натурально вживался в роль!!!
Как там у Высоцкого? "Ты сталь сварил -- теперь все ждут проката"?
Нет, ну по сравнению со сталелитейным цехом вагон метро -- это просто детский лепет.

Часть мизансцен построена "из зала" с подсадными актерами. Они все время бегают по партеру и создают интерактив. Да, это добавляет живости действию -- но и только.

Но самое главное. Роман-то большинство людей знает наизусть и близко к тексту! Это ж все равно, что "Горе от ума" ставить -- и выкинуть монолог "А судьи кто?"

Режиссер Янош Сас (венгр) убрал одну фразу, за которой вся трагедия Мастера как человека той эпохи, 30-х годов.
" Через четверть часа после того, как она покинула меня, ко мне в окна постучали.
То, о чем рассказывал больной на ухо, по-видимому, очень волновало его. Судороги то и дело проходили по его лицу. В глазах его плавал и метался страх и ярость. Рассказчик указывал рукою куда-то в сторону луны, которая давно уже ушла с балкона."
То есть все, что до и после этой фразы, оставил, а про арест -- убрал.
Соответственно, исчез и Могарыч со своим доносом.

Исчезло то, что свело мастера в могилу. А отчасти и самого Булгакова.
Исчезла суть эпохи: страх ареста, предательство, трусость, корысть -- и преданность друзей несмотря ни на что.
Исчезла сама трагедия Мастера.

Как это можно столь жалкую, столь безобразную постановку выпускать на сцене того самого театра, который, будем откровенны, очень сильно виноват перед драматургом! Любой, кто читал "Театральный роман", кто читал письма Булгакова 30-х годов и знает все перипетии его взаимоотношений с Художественным театром, скажет: "Опомнитесь! Это нельзя выпускать!"

Но у нас теперь все можно. Видимо, чтобы занять 50 человек молодых актеров, чтобы отметить булгаковский юбилей, это нагромождение бессмыслиц и будет идти на сцене.

Есть только 2 отрадных впечатления от посещения театра: экспозиция в фойе "Булгаков на сцене МХАТа" с интереснейшими фотографиями и рисунками декораций и костюмов - и прекрасно написанный текст в программке о "закатном" романе Михаила Афанасьевича.

Так что покупайте программки, не пожалеете!