Характеристика основных украинских народных музыкальных инструментов. Что такое цимбалы: общая характеристика музыкального инструмента народные и академические, в чем отличие

Характеристика основных украинских народных музыкальных инструментов. Что такое цимбалы: общая характеристика музыкального инструмента народные и академические, в чем отличие
Характеристика основных украинских народных музыкальных инструментов. Что такое цимбалы: общая характеристика музыкального инструмента народные и академические, в чем отличие

Музыкальный инструмент: Цимбалы

Беларусь…. Волшебная страна, красоту которой невозможно описать словами. Её не зря величают синеокой: тысячи рек и озер небесной голубизны являются визитной карточкой страны. Вековая Беловежская пуща, Полесье, золотые поля, ветряные мельницы, а также старинные замки и крепости – это маленькая крупица того, что может впечатлить путешественника, посетившего этот удивительный край. Ещё одной яркой достопримечательностью страны является её самобытная культура (белорусы свято хранят народные обычаи и традиции). Очень красиво звучат мелодичные народные песни, особенно под аккомпанемент цимбал – струнного ударного музыкального инструмента, ставшего символом белорусской культуры, звучание которого украшает все значимые события в жизни народа этой страны. У россиян – баян и балалайка , у американцев – банджо , у французов – аккордеон , у шотландцев – волынка , у армян – дудук , а у белорусов – цимбалы. Этот инструмент является национальным достоянием, к которому в Беларуси относятся с особым трепетом, и искусство исполнения на нем бережно передается из поколения в поколение.

Историю цимбал и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Цимбалы – это уникальный инструмент, обладающий богатой музыкальной изобразительностью, он может звучать как фортепиано и как колокола. Светлый и нежный тембральный окрас инструмента, его яркий, но в то же время нежный и долго не затухающий звук чрезвычайно приятен на слух. Цимбалы напоминают русский народный инструментгусли . Но существенным различием между двумя этими инструментами является способ извлечения звука: на цимбалах он появляется при ударе по струнам специальными палочками или молоточками. Однако приемы исполнительской техники игры на инструменте сегодня значительно расширены и включают в себя пиццикато, глиссандо, тремоло, флажолеты, арпеджио и многие другие, от которых музыка цимбал становится очень разнообразной.

Цимбалы, имеющие большое количество разновидностей, могут иметь как диатонический (народные цимбалы), так и хроматический строй (академические концертные цимбалы). Диапазон тоже варьируется от двух с половиной до четырех октав. Например, у профессионального инструмента модели «Прима» он расположен в пределах от «соль» малой до «си» третьей октавы.

Ноты для цимбал записываются, как и для фортепиано, в двух ключах: скрипичном и басовом.

Фото :





Интересные факты

  • Цимбалист – так называется музыкант - исполнитель на цимбалах.
  • В эпоху Средневековья одним из наиболее популярных светских инструментов была разновидность цимбал, под названием псалтерий, который в своей конструкции имел небольшую клавиатуру. Считается, что именно этот инструмент является прародителем современного фортепиано.
  • Библейская книга Псалтырь получила свое название от инструмента псалтерий, в сопровождении которого декламировались ветхозаветные хвалебные гимны.
  • Цимбалы были очень популярны во Франции уже в 14 веке. Об этом говорит тот факт, что знаменитый в то время французский композитор и поэт Гильом де Машо подробно описывал их в своих трактатах.
  • В конце XVII века развитие цимбал, точнее их разновидности - псалтерия, тесно было связано с именем замечательного немецкого исполнителя и композитора Панталиона Гебенштрайта. Он так ярко и виртуозно исполнял свои импровизации на усовершенствованном им инструменте, что король Франции Людовик XIV, очарованный игрой музыканта, в шутку назвал инструмент панталеоном, это наименование впоследствии и закрепилось.

  • Выдающийся русский композитор И. Стравинский однажды в ресторане Женевы услышал цимбалы. Звук инструмента так понравился композитору, что он купил себе инструмент и с увлечением научился на нем играть.
  • Знаменитые кинокомпозиторы довольно часто используют звук цимбал в своих композициях к фильмам. Например, К. Коппола («Черный скакун»), Д. Хорнер («Звездный путь 3: В поисках Спока»), Д.Т. Уильямс («Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»), А. Деспла́ («Золотой компас», и «Загадочная история Бенджамина Баттона»), Л. Шифрин («Миссия невыполнима»).
  • В Венгрии 3 ноября 1991 года была основана Всемирная ассоциация цимбалистов, главной целью деятельности которой является популяризация инструмента. В организацию входят представители 32 стран Европы, Азии, Америки, Австралии. Это исполнители, мастера по изготовлению инструментов, композиторы, музыкальные издатели и музыковеды. Ассоциация раз в два года в разных странах мира проводит Всемирные конгрессы для обмена опытом и информацией.
  • Национальные и международные конкурсы и фестивали исполнителей на цимбалах проводятся в разных странах мира: Венгрии, Беларуси, Австралии, Японии, Чехии, Словакии, Молдове, Великобритании, Нидерландах, Мексике и других.
  • Слово цимбалы имеет ещё одно значение. Так иногда называют сагаты – музыкальный инструмент в виде маленьких металлических тарелочек диаметром 2 см, обычно используемых во время исполнения танца живота.

Конструкция

Корпус академических цимбал модели «Прима» имеет форму трапеции, нижнее основание которой равно 100 см, верхнее – 60 см, а боковая сторона – 53,5 см. Корпус накрывается декой, с расположенными на ней несколькими резонансными отверстиями. На деке также устанавливаются шесть подставок - штегов, делящих струны на разные интервалы: кварты, квинты, терции и секунды. На деку натягиваются большое количество струн: 29 рядов по 2-3 струны, высота звучания которых регулируется при помощи настроечных колков - вербилей.

Корпус цимбал обычно изготавливается из клена, а дека - из высокогорной резонансной ели.

На инструменте играют специальными деревянными молоточками - колотушками, имеющими особую изогнутую форму, которые при необходимости для смягчения звука обтягивают кожей или тканью.


Разновидности


Цимбалы, пользующиеся большой популярностью во многих странах мира, имеют очень много разновидностей и наиболее востребованными из них являются:

  • Венгерские концертные цимбалы - самый большой по конструкции инструмент, корпус, которого представляет собой тяжелую раму, стоящую на четырех съемных ножках. Эти цимбалы имеют расширенный диапазон, хроматический строй и демпферную педаль для глушения струн.
  • Сантур - инструмент получивший распространение в восточных странах: Турции, Ираке, Иране, Индии, Грузии, Армении, Азербайджане. Он имеет 96 струн и изготавливается их древесины ореха в форме трапеции. Палочки, которыми играют на инструменте, называются мизрабами.
  • Фольклорные цимбалы – это портативный инструмент, имеющий небольшие размеры, диатонический строй и диапазон в пределах двух, двух с половиной октав.
  • Аппалачские цимбалы – инструмент, получивший распространение среди народов Северной Америки. Он имеет узкую удлиненную форму в виде восьмерки или овала. Данный вид цимбал отличается наличием грифа, который располагается посередине корпуса и приподнят над декой на один сантиметр. На грифе располагаются от 12 до 16 ладов, дека инструмента имеет два или четыре резонаторных отверстия. Количество струн на таких цимбалах может варьироваться от трех до пяти. Звук извлекается пальцами или медиатором.

Следует также отметить, что для применения в народных ансамблях и оркестрах были сконструированы разные виды цимбал, отличающиеся по высоте звучания: пикколо, прима, альт, бас и контрабас.

Применение и репертуар

Цимбалы своим своеобразным звучанием привлекали внимание композиторов во все времена. Среди известных музыкальных авторов, которые уделяли инструменту особое внимание, включая его голос в свои произведения стоит отметить Ференца Эркеля, Золтана Кодая, Ференца Листа, Клода Дебюсси, Игоря Стравинского, Бела Бартока, Франца Легара.

Цимбалы, и в настоящее время являющиеся достаточно востребованным инструментом, который имеет весьма обширную сферу применения. Они с большим успехом используются как солирующий, ансамблевый и оркестровый инструмент. Цимбалы очень универсальны, на них прекрасно звучат не только произведения композиторов прошлых эпох, а также музыка современных направлений, например, джазовые композиции.

Нотная библиотека для цимбал очень богата и разнообразна - это переложения замечательных произведений великих композиторов различных эпох и направлений, а также оригинальные произведения, написанные специально для инструмента. Прекрасно звучат на цимбалах музыкальные шедевры выдающихся классиков: И.С. Баха , А. Вивальди, Г. Генделя. В.А. Моцарта , Й. Гайдна, Ф. Куперена, Л.В. Бетховена , Ф. Мендельсона, Н. Римского-Корсакова , П. Чайковского, Д. Шостаковича , Р. Глиэра, Г. Свиридова, А. Хачатуряна . Среди современных музыкальных авторов, которые уделяют инструменту особое внимание, стоит отметить П. Булеза (Франция), П. Дэвиса (Англия), Д. Куртага (Венгрия), М. Кочара (Венгрия), Л. Андрийсена (Нидерланды), И. Жиновича (Беларусь).

Известные исполнители

Цимбалы, пользующиеся большой народной любовью, всегда привлекали к себе как простых любителей музыки, так и профессиональных музыкантов. Богатейшая история исполнительства на инструменте выявила целую плеяду талантливых исполнителей, внесших своим творчеством неоценимый вклад в развитие инструмента. Одним из самых известных цимбалистов первой половины 20-го века был признан венгерский музыкант Аладар Рац, который своим великолепным исполнением побудил выдающегося русского композитора И. Стравинского не только полюбить цимбалы, но и научиться играть на них.

Основа белорусской исполнительской школы игры на цимбалах была заложена и впоследствии прославлена именами таких выдающихся исполнителей, как Д. Захар, С. Новицкий, Х. Шмелькин, а также И. Жинович, которого за его разностороннюю творческую деятельность называли «белорусским Андреевым». Весомый вклад в развитие исполнительского мастерства своей неутомимой творческой деятельностью внесли А. Остромецкий, В. Буркович, Я. Гладкова, Т. Ченцова, Т. Ткачёва, Г. Климович.

В настоящее время среди известных исполнителей-виртуозов, которые восхищают слушателей своим исполнением и многое делают для поддержания популярности цимбал во всем мире, необходимо отметить М. Преда, М. Лукача, А. Денисеню, М. Леончика, Ш. Юрмёша.

История

История цимбал берёт своё начало на Ближнем Востоке в далекие от нас древние времена. Их предшественниками были инструменты, находящиеся в обиходе у наших предков еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, и об этом мы узнаем из изображений, найденных в результате археологических раскопок на территории Древнего Шумера. К примеру, на обломке вазы, созданной шестьдесят веков назад, были нарисованы музыканты с инструментами, напоминающими лежачие арфы. Такие же похожие изображения встречаются на барельефе, принадлежащем эпохе правления самой первой династии вавилонских царей, и относятся они к IX веку до н. э. Кроме этого, инструменты, которые можно назвать прародителями цимбал упоминаются в одной из частей Ветхого Завета, в книге пророка Даниила. Например, сантур, который если верить легенде, был создан замечательной личностью библейской истории - царем Давидом. Инструмент со временем широко распространился по всему миру, занял важное место в культурной жизни народов Азии, Африки, Китая, Индии, а затем и Европы. В разных странах он обретал новые имена: во Франции его называли тимпаном, в Англии – дальсимой, в Германии – хакбрэттом, в Италии – салтерио, в Иране – сантуром, в Армении – кануном, а в Чехии, Румынии, Словакии, Венгрии, Польше, Молдавии, Белоруси и Украине - цимбалами.

Инструмент, завоевывающий всё большую народную любовь, постоянно модифицировался, каждый мастер добавлял в его устройство что-нибудь свое: цимбалам меняли форму и объем резонаторного корпуса, в некоторых случаях даже приспосабливали клавиатуру, а вместо жильных струн ставили металлические. Особая популярность к цимбалам пришла в XIV-XVI веках. В это время они прочно обосновались среди населения как сел, так и городов, а в высшем обществе слыл модным инструментом в домашнем музицировании.


Цимбалы считались наилучшими для исполнения различной музыки и применялись не только для соло и аккомпанемента, но и для игры в ансамбле с другими инструментами. Они звучали на различных праздниках, ярмарочных гуляниях, свадьбах и даже придворных церемониях. В XVIII веке композиторы стали вводить цимбалы в партитуры оперных спектаклей, симфоний и ораторий. Примером может служить опера К. Глюка «Одураченный Кади».

Любимый многими народами, инструмент постоянно совершенствовался, но настоящие революционные преобразования в конструкции цимбал совершил в семидесятых годах XIX века фортепианный мастер из венгерского г. Пешта В. Шунда. Он усилил раму цимбал, увеличил количество струн, добавил демпферный механизм для глушения струн, а также установил их на четыре ножки. Этот инструмент стал предшественником концертных цимбал, которые сегодня пользуются особой популярностью в Украине, Чехии, Венгрии и Молдавии. А в начале XX-го века, точнее в 1923 году по инициативе талантливого музыканта-исполнителя, педагога Д. Захара, вместе с мастером музыкальных инструментов К. Сушкевичем были модернизированы цимбалы, которые не только пользовались особой популярностью на белорусской земле, но и приобрели статус национального символа Беларуси. Несколько позднее - в 1925 году - было создано целое семейство цимбал – пикколо, прима, альт, бас и контрабас, которые впоследствии вошли в ансамбль, а затем и в оркестр белорусских народных инструментов.

Цимбалы – это инструмент, к которому в Беларуси относятся с особым трепетом, поэтому искусство исполнения на нем бережно передается из поколения в поколение. Однако цимбалы из-за своей музыкальной привлекательности популярны не только у белорусского народа, они завоевали любовь и известность во многих странах мира. Венгрия, Украина, Польша, Словакия, Словения, Молдавия, Румыния, Сербия, Чехия, Латвия, Армения, Греция, Китай, Индия – это небольшой перечень государств, где на цимбалах с большим удовольствием музицируют не только музыканты-профессионалы, но и простые любители – меломаны.

Видео: слушать цимбалы

Что такое цимбалы? Это струнный ударный музыкальный инструмент. У него плоский трапециевидный корпус с натянутыми струнами. По струнам надо стучать деревянными палочками, чтобы извлекать звук. Это лишь краткое описание цимбал. История развития и применения их очень интересна. Дальнейшая характеристика этого музыкального инструмента поможет более подробно разобраться в значении слова «цимбалы».

Разновидности

Цимбалы делят на две разновидности: народные и концертно-академические. В процессе своего существования этот музыкальный инструмент изменялся и совершенствовался.

В статье Р. В. Подойницыной «О взаимообусловленности развития музыкального инструментария и исполнительского стиля» сравниваются форма, размеры и детали конструкции цимбал фольклорных и усовершенствованных («Прима»).

Оба этих инструмента представляют собой форму правильной равнобокой трапеции. По размеру корпуса народные цимбалы могут варьироваться.

У фольклорных цимбал предусмотрены три, а иногда две подставки: с правой стороны — басовая; с левой стороны — голосовая. Они делят струны на квинты и кварты. В результате этого появляется звукоряд, который состоит из трех регистров. Сверху, рядом с основными подставками, располагается маленькая дополнительная, которая предназначена для одного ряда струн. Профессиональные цимбалы имеют шесть подставок: две основных и четыре дополнительных (нижнюю и три верхних), которые делят струны на интервалы (секунды, терции и квинты).

Инструменты различаются между собой количеством рядов струн, числом струн в одном ряду, их длиной и сечением. Народные цимбалы имеют чаще всего звукоряд в объеме 2-2.5 октав. В основе лежит диатоника с хроматизмом некоторых ступеней. Академический инструмент имеет более расширенный и хроматизированный звукоряд.

Особенности звукоизвлечения

Что такое цимбалы в народном и профессиональном исполнительстве?

Профессиональные цимбалы исполнители ставят перед собой на пол, а народные - держат на коленях. Звукоизвлечение осуществляется с помощью палочек — специальных молоточков, которые в народной практике называются «крючками».

И профессиональные, и народные исполнители держат молоточки между пальцами (указательным и средним), остальные пальцы собраны в кулак. Молоточки народных исполнителей ничем не обшиваются, музыканты играют деревом по металлу. Профессиональная музыка более требовательна к исполнению. Необходимо динамическое и тембральное разнообразие звуков. Поэтому у академических цимбалистов молоточки обшиты замшей, при этом используется немного ваты. Обшивка молоточков — определяющий момент в звукоизвлечении. Если она слишком жесткая - звук получается резкий и неприятный. Напротив, если она слишком мягкая - звук неясный, глухой.

Что такое цимбалы в народной традиции

Народные цимбалы отличаются следующими характерными особенностями:

  • открытые струны не глушатся;
  • правая и левая рука имеют строгую функциональность: правой исполняют мелодию, левой - аккомпанемент;
  • молоточки не обшиваются;
  • при игре цимбалы кладут на колени, либо держат на специальном подвесе.

Необходимость в совершенствовании инструмента

Конструкция и художественная функция народных цимбал, которые использовались в сельской местности, не изменялась. Совершенствование профессиональных цимбал зависело от социальной среды. В городской среде приобщение исполнителей к профессиональному академическому искусству, а также требования, предъявляемые к профессиональному исполнительству, привели к необходимости реконструкции этого музыкального инструмента. Впоследствии это отразилось на исполнительском уровне.

Реконструкция инструмента

Цимбалы - музыкальный инструмент, который неоднократно видоизменялся с целью совершенствования.

Реконструкцией цимбал народной традиции в 1920-е годы занимались Д. Захар и К. Сушкевич. Они приводили звучание этого инструмента в соответствие с требованиями академического исполнительства.

В процессе реконструкции цимбалы претерпевали следующие изменения:

  • диапазон расширился до трех октав;
  • изменилось внутреннее устройство инструмента, улучшились акустические характеристики, тембр стал более насыщенным;
  • изменились форма и устройство молоточков, в том числе появилась возможность использовать прием глушения звучащих струн, что сделало исполнение более выразительным;
  • весь диапазон инструмента был полностью хроматизирован в поступательном движении, что облегчило техническую сторону исполнительства;
  • было создано целое семейство цимбал: прима, альт-тенор, бас и контрабас.

Определение цимбал как инструментов современности

Цимбалы после реконструкции стали широко использоваться как на концертной сцене, так и в учебно-педагогической практике. В результате этого сформировалось и стало активно развиваться исполнительское и педагогическое мастерство музыкантов, играющих на этом инструменте. Композиторы создали интересный репертуар для цимбалистов различного уровня подготовки.

Что такое цимбалы, используемые в современной практике? В середине 1960-х годов возникла необходимость реконструкции инструмента, с целью раскрепощения корпуса исполнителя. Манера игры, при которой музыкант держал цимбалы на коленях, ограничивала его технические возможности. В результате инструмент стали устанавливать на три ножки, которые вкручиваются в его корпус. Появилась возможность полноценно использовать все регистры музыкального инструмента, что способствовало развитию исполнительской техники цимбалистов.

- (от греч. kymbalon - кимвал), струнный ударный и щипковый музыкальный инструмент. Трапециевидный плоский корпус, при игре устанавл... Этнографический словарь

Цимбалы

- (польск. cymbaly) - многострунный ударный музыкальный инструментдревнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии... Энциклопедический словарь

Цимбалы

- Ж. мн. музыкальное орудие: по металлическим струнам бьют крючочками; род малых гуслей. | Стар. кимвалы, род медных тарелок. С цимб... Словарь Даля

Цимбалы

- Музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянными молоточками. Словарь Ожегова

Цимбалы

- Символизируют два полушария земли, движение элементов. Использовались в оргиях наряду с барабаном и тамбурином, особенно в ритуала... Словарь символов

цимбалы

- Струнный ударный музыкальный инструмент типа псалтерия, состоящий из небольшой трапециевидной рамы с натянутыми струнами, по ко... Энциклопедия Кольера

Цимбалы

- Цимбалы - струнный музыкальный инструмент, по струнам которого бьютмолоточками с обтянутыми кожей головками. Ящик, в котором на... Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ЦИМБАЛЫ

- Цимбал, мн. Народный музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым ударяют двумя молоточками... Словарь иностранных слов

цимбалы

- ЦИМБ"АЛЫ, цимбал, ед. нет (от ·греч. kymbalon - кимвал). Музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими... Толковый словарь Ушакова

Трембита

Трембита представляет собой деревянную трубу длиной до 4 метров. Не имеет вентилей и клапанов.

Чтобы сделать трембиту, требуется 3-4 года. Раньше изготовлялась исключительно из стволов деревьев, в которые ранее ударила молния, что придает трембите уникальное звучание. Карпатские трембиты делают из ели (смереки) и половинки инструмента скрепляются без клея плотными кольцами из еловых ветвей. В узкий конец трембиты вставляется роговое металлическое дульце - пищик. Мелодию исполняют чаще всего в среднем и верхнем регистре.

Используется для сообщения о различных событиях (приближении колядующих, свадьбе, смерти, похоронах) соответствующей призывной или печальной мелодией, а также для исполнения пастушьих мелодий. Ее звучание раздается на 15-20 км.

Если верит книге рекордов Гиннеса, то трембита - самый длинный духовой инструмент в мире.

Иногда трембиту включают в оркестры.

Цимбала

Цимбала - это струнный музыкальный инструмент, по струнам которого бьют молоточками с обтянутыми кожей головками.

Ящик, в котором натянуты металлические поперечные струны (обычно их бывает 34), имеет форм усеченного конуса.

Строй струн хроматический. Объем в больших цимбалах три октавы: от ми в большой октаве до ми в третьей октаве.

Одновременно можно ударять молоточками только по двум струнам. Для продолжительности звука молоточками делают тремоло.

Партии для цимбалы пишется, как для фортепиано, на двух строках в ключах соль и фа. Усовершенствованные цимбалы имеют педаль.

Флажолет - это прием звукоизвлечения, который наиболее активно стал применяться на цимбалах в последние годы. Для его извлечения нужно легко прикоснуться пальцем к струне в месте ее деления на определенные части, а другой рукой произвести «удар» палочкой или щипок, одновременно с «ударом» (щипком) палец быстро снять со струны. «Флажолеты» на цимбалах можно извлекать октавные (звучит октавой выше), двухоктавные (звучит двумя октавами выше), квинтовые (звучит квинта через октаву), квинтовые (звучит квинта через октаву) и терцовые (звучит терция через октаву).

Исполнение с сурдиной - «con surdino» - извлечение сухого приглушенного звука. Для исполнения «сурдины» исполнитель прижимает пальцем нужную струну в месте ее касания с подставкой, а другой рукой производит удар или щипок струны в обычном месте. С помощью незначительного смещения пальца в ту или другую сторону цимбалисты могут добиться различного качества звучания - глухого, тусклого и более яркого.

Одним из часто применяемых в народном исполнительстве приемов звукоизвлечения является арпеджио - исполнение звуков аккорда, гармонии один за другим, последовательно, как в порядке возрастающей, так и убывающей высоты. Частая смена аккордов предполагает ловкость рук исполнителя для их глушения, чтобы одни звучания не накладывались на другие.

Ярким выразительным средством при игре на цимбалах является glissando (скользя) - это скользящий переход от звука к звуку, который осуществляется скольжением пальца, ногтя или палочек по струнам хроматическом порядке.

Реже в цимбальном исполнительстве используется прием vibrato. Для исполнения этого приема нужно струну немного опустить, а потом с другой стороны подставки рукой нажимать на струну, чтобы она вибрировала. От частоты нажатия vibrato может быть редкое и частое.

Цимбалы мн. Народный музыкальный инструмент в виде плоского деревянного корпуса трапециевидной формы с металлическими струнами, по которым ударяают двумя палочками или молоточками. Толковый словарь Ефремовой

  • цимбалы - сущ., кол-во синонимов: 5 инструмент 541 кимвал 4 сантур 2 хордофон 12 чанг 4 Словарь синонимов русского языка
  • цимбалы - ЦИМБАЛЫ, ал. Музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по к-рым ударяют деревянными молоточками. | прил. цимбальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • Цимбалы - (польск. cymbały, от греч. kýmbalon - кимвал) струнный ударный музыкальный инструмент. Состоит из плоского деревянного корпуса трапециевидной формы с натянутыми над верхней декой струнами. Большая советская энциклопедия
  • цимбалы - орф. цимбалы, -ал Орфографический словарь Лопатина
  • ЦИМБАЛЫ - ЦИМБАЛЫ (польск. cymbaly) - многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и др. Большой энциклопедический словарь
  • цимбалы - ЦИМБАЛЫ -бал; мн. Народный музыкальный инструмент в виде плоского деревянного корпуса трапециевидной формы с металлическими струнами, по которым ударяют двумя деревянными палочками или молоточками. Толковый словарь Кузнецова
  • цимбалы - (от греч. kymbalon - кимвал), струнный ударный и щипковый музыкальный инструмент. трапециевидный плоский корпус, при игре устанавливают на коленях или на столе или подвешивают через плечо на ремне, ударяют двумя палочками, извлекая долго не затихающий звук Этнографический словарь
  • Цимбалы - Струнный музыкальный инструмент, по струнам которого бьют молоточками с обтянутыми кожей головками. Ящик, в котором натянуты металлические поперечные струны (обыкновенно числом 34), имеет форму усеченного конуса. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • цимбалы - -бал, мн. Народный музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым ударяют двумя молоточками. Посадили за стол молодых; разрезали каравай; брякнули в бандуры, цимбалы --- - и пошла потеха. Малый академический словарь
  • цимбалы - Цимбал, ед. нет [от греч. kymbalon – кимвал]. Музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по к-рым, играя, ударяют молоточками. Большой словарь иностранных слов
  • цимбалы - Цимбалы, цимбал, цимбалам, цимбалы, цимбалами, цимбалах Грамматический словарь Зализняка
  • цимбалы - ЦИМБ’АЛЫ, цимбал, ед. нет (от ·греч. kymbalon - кимвал). Музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым, играя, ударяют молоточками. Толковый словарь Ушакова
  • цимбалы - ЦИМБАЛЫ ж. мн. музыкальное орудие: по металлическим струнам бьют крючочками; род малых гуслей. || Стар. кимвалы, род медных тарелок. С цимбалами (с трубами) свадьба, и без цимбал (без труб) свадьба! || Род грохот, для очистки зернового хлеба. Толковый словарь Даля