Александр петров актер интервью. Александр Петров: «Хотелось все бросить и крикнуть: «На фига мне это! – Сердце по-прежнему занято ею

Александр петров актер интервью. Александр Петров: «Хотелось все бросить и крикнуть: «На фига мне это! – Сердце по-прежнему занято ею
Александр петров актер интервью. Александр Петров: «Хотелось все бросить и крикнуть: «На фига мне это! – Сердце по-прежнему занято ею

- Саша, поздравляем с премьерой! Сильно ли волнуетесь, ведь сыграли не абы кого, а самого Гоголя?

Да нет, совсем не волнуюсь. Не знаю почему. Премьера - это всегда праздник. А «Гоголь» - очень крутая, классная история. Это действительно большое кино и большой прокат - на экраны выйдет целых четыре части. Конечно, мне важно, как люди оценят эту работу. Но я почему-то на 99,9 процентов уверен в том, что зрителям кино понравится. Ведь это еще и детективная история, и зритель до конца не будет понимать, чем же все кончится. Этот фильм как некий парк развлечений, где есть все для того, чтобы получить массу эмоций.


- Что было самым сложным в работе над ролью?

Роль сама по себе очень специфическая. Это исторические костюмы, парик, в котором актеру всегда трудно существовать, потому что волосы постоянно мешают, особенно когда сильный ветер, плохая погода или, наоборот, когда жарко. Мы снимали в разное время - и снег лежал, и солнце припекало. И естественно, в парике было некомфортно.

А еще мне пришлось отрастить усы, которые я терпеть не могу. С париком они очень гармонично смотрятся, а вот в жизни совершенно мне не идут. И потому все эти долгие восемь месяцев работы над «Гоголем» я не особо любил показываться на людях. И мечтал о том дне, когда, наконец, сбрею ненавистные усы. Наклеить их, кстати, было нельзя, потому что на крупных планах, и тем более на большом экране, было бы очень видно, что усы ненастоящие.


Для роли Гоголя Александру пришлось отрастить усы, которые он терпеть не может. Фото: Пресс-служба телеканала ТВ-3


- Сюжет мистический, да и Гоголь был великим мистиком. На съемках никаких знаков вам Николай Васильевич не посылал?

Мы не пытались создать достоверно правдивую историю про Гоголя. Хотя сюжет и основан на фактах биографии и произведениях Николая Васильевича, но по большому счету все в нем вымышлено. Поэтому никаких темных сил мы не боялись.

Самый главный знак свыше: «Гоголь» выходит в кинотеатрах, чего изначально не предполагалось. Если бы мне и всем остальным сразу сказали, что это будут четыре отдельных полнометражных фильма, то подготовка к съемкам была бы совсем другая. Давила бы огромная ответственность, все бы тряслись и по 150 раз перестраховывались. А тут все получилось с хорошей долей талантливого хулиганства - как со стороны режиссера, так и артистов.


- Хочется провести небольшие параллели между вами и самим Гоголем. Фильм рассказывает о юности писателя, который служит писарем в императорской канцелярии, страдает от неуверенности в себе и сжигает тираж своей первой книги. Вам самому свойственно сомневаться в своих способностях?

Конечно. У каждого человека есть огромное количество сомнений, страхов и всего остального. И у меня их тоже хватает, но это нормальный творческий поиск и творческий процесс. Когда я попал в ГИТИС, уже после первого месяца обучения мне хотелось уйти: я понимал, что, возможно, это не совсем мое. Я казался себе очень маленьким человечком в масштабе Москвы. Но таких историй у иногородних первокурсников пруд пруди, у каждого второго, как я потом понял. Возникают сомнения, страхи, от тебя начинают много требовать педагоги, а ты еще совсем зеленый, пока не понимаешь, в какую сторону, в каком направлении тебе двигаться.


- А что помогло не поддаться страхам?

Мечта, сидящая глубоко внутри, желание стать артистом, сниматься в кино, работать на больших театральных площадках. У меня много этих «мечт», но нужно было перетерпеть трудности. И где-то в конце второго курса я уже начал получать удовольствие от учебы, понял, что освоился. Я был доволен, что удалось переломить ситуацию и побороть страхи.


- Был ли рядом человек, который поддержал вас в сложный период?

Мне кажется, в такие моменты, как ни странно, нужно оставаться одному, и тогда ты справишься точно. Конечно, в моей жизни появились близкие люди, друзья, которым я очень доверяю. Но вот изначально, строя фундамент своей жизни, ты должен научиться принимать важные решения самостоятельно. Тогда будет проще идти по жизни.

Есть хорошая присказка: если ты действительно искренне чего-то хочешь, то даже горы будут способствовать тому, чтобы желание твое осуществилось. Конечно, если ты не сидишь дома на диване и, попивая чай, думаешь: когда же я полечу в космос? Ну, слушай, старичок, никогда ты не полетишь с дивана в космос.


- Как вам работалось с Олегом Меньшиковым? Было волнение оттого, что рядом - театральный руководитель?

Нет. Мне всегда хотелось выйти на площадку вместе с крутыми мэтрами, глыбами, вступить с ними в схватку и на экране, и на театральной сцене. Возможно, сказывается мое футбольное прошлое, выработанный спортивный характер и нежелание проигрывать ни в чем. Помню, как еще на первом или втором курсе ГИТИСа встретился на съемочной площадке сериала «Петрович» с покойным ныне Алексеем Васильевичем Петренко. Я играл заключенного по кличке Волк, а он - моего адвоката, и у нас была серьезная сцена в тюрьме. Приходит Петренко, а у меня нет даже доли волнения, наоборот, интересно посмотреть, почему же он глыба, откуда это в нем, и вступить с ним в профессиональную схватку.

Так вот, тогда на съемках с Алексеем Васильевичем я начал импровизировать, поддевать его, добавлять какой-то свой текст, практически бросать вызов. А Петренко был уже в довольно солидном возрасте, для него это обыденная сцена, каких у него в жизни было миллион: ну, молодой пацан, сейчас быстро сыграем. И тут возникает какой-то укол. И он это чувствует. И вдруг - резкий взгляд на тебя, полуживотный какой-то: «Подожди, подожди, ах, вот так, хорошо!» И он тоже начинает импровизировать. В итоге получилась классная сцена, и он поблагодарил меня за это. Алексей Васильевич очень ко мне расположился, многому научил.

Из такой же породы Олег Евгеньевич Меньшиков. Эти люди владеют тем, чему нельзя научить, о чем не рассказывают в театральных институтах, тем, что дается от природы. У Олега Евгеньевича один взгляд, резкий поворот головы, секунда, когда он просто молчит, стоят дороже сотен слов. И это меняет сцену и может изменить фильм. В этом точно есть какая-то магия.


- У Олега Меньшикова один взгляд, резкий поворот головы, секунда, когда он молчит, стоят дороже сотен слов. Фото: Пресс-служба телеканала ТВ-3


- Гоголь родился в Сорочинцах Полтавской губернии, в декабре 1828 года переехал в Петербург. Несмотря на его многочисленные попытки, в актеры его так и не приняли. Вы родились в городе Переславле-Залесском Ярославской области, после школы поступали на экономфак переславского университета, а спустя два года, бросив его, отправились покорять Москву. Получается, вы оба были вынуждены адаптироваться к столичной жизни.

Естественно. Ты уезжаешь от мамки с папкой, из дома, где ты ко всему привык, где тебя всегда накормят, обогреют. Конечно, меня воспитывали самостоятельным мальчиком, я многое умел делать, но все равно это особенная атмосфера, когда прибежишь откуда-нибудь, а дома мама, бабушка сразу накормят пирогами с черникой.

И у меня был серьезнейший стресс в первые несколько месяцев учебы. Я никому не рассказывал, как мне хотелось уехать обратно домой, хотелось крикнуть: «На фига мне это все!» Занимаясь на подготовительных курсах в ГИТИСе, я представлял себе все несколько иначе. Мы, абитуриенты, восторженными глазами смотрели на педагогов, все было круто и весело, занятия приносили сплошное удовольствие. У нас был чудесный подготовительный курс, мы все сдружились безумно. И тут ты вдруг приходишь на первый курс, где включаешься в совершенно другую игру, в которой участвуют люди, которых отобрали одного из пятисот. Они все должны заявить о себе, и это страшно. Сейчас мы, естественно, по-другому общаемся, и уже курсу к третьему у нас сложился творческий коллектив. Но на первом курсе мы практически все готовы были вцепиться друг другу в глотки, конкуренция страшная. И это хорошо на самом деле. Но тогда я был к такому не готов.

Во время учебы пришлось преодолевать много трудностей, но самым большим препятствием для каждого приезжего человека остается бытовая неустроенность. Я не знал города, не понимал, как куда доехать, для меня была целая проблема разобраться в ветках и переходах метро.

Да и жизнь в общаге не сахар. Первые несколько месяцев в общежитии не хватало мест, и нам снимали квартиру на Чистых прудах. Мы там жили впятером - и девочки, и мальчики. Как-то уживались все в одной комнате, скидывались деньгами, девочки иногда готовили, иногда нет. Потом нас, мальчиков, переселили в двухкомнатную квартиру на Нагатинской, а после нее уже была общага. Там жили втроем в комнате, очередь в душ каждый вечер. Это была настоящая школа жизни, бесценный опыт. Я могу сейчас прийти в ГИТИС и определить по глазам - кто из Москвы, а кто нет. Счастливые и довольные глаза у тех, кто из Москвы, так как, грубо говоря, у них есть мамины пироги с черникой. А приезжие смотрят так, волчонком. И ты сразу понимаешь, что человеку надоело есть сосиски с пельменями.

Например, я очень скучал по ванной, которой не было долгое время. Мечтал полежать в ней хотя бы десять минут. Когда приезжал в Переславль на выходные, ложился в ванную, и меня невозможно было оттуда вытащить. В общаге душ надо было принимать быстро - пять минут, либо идти ночью, когда все спят.

На втором году стало гораздо легче, я понимал, что добился уже каких-то результатов на курсе, появилась другая заинтересованность в профессии, привык к быту и вроде бы все разложил по полочкам. Мне начала нравиться жизнь в большом городе, я уже ориентировался в метро и без карты мог доехать, куда надо.


- Для того чтобы вдохновиться, надо чуть проще относиться ко всему, понимать, что мир вокруг тебя прекрасен. Фото: Михаил Рыжов


- Интерес к театру у Гоголя проявился еще в детстве. В этом «повинен» отец писателя, который был замечательным рассказчиком и писал пьесы для домашнего театра. А кем в детстве мечтали стать вы? И влияли как-то на ваш выбор профессии родители?

Знаете, как это бывает обычно в семьях, когда ребенок прыгает, бегает, что-то рассказывает смешное, и все сразу: ой, какой талантливый, настоящий артист! Такие разговоры были, но никто никогда не настаивал, выбор был за мной, безусловно.

Родители никакого отношения к моей профессии не имеют. Папа работал электриком, мама – фельдшером, в больнице. Потом, в 90-х, у них появился небольшой бизнес в Переславле-Залесском.

В детстве мама меня учила читать стихи, и когда много лет спустя я пришел в институт, мне это вспомнилось. В актерской профессии есть термин - кинолента видения. Это когда ты запоминаешь большие тексты, в том числе стихотворные, воспроизводя их визуально. То есть ты в сознании снимаешь кино, фиксируешь не слова, а картинки. И вот мама, когда я не мог что-то запомнить, говорила: «Вот смотри, представь вот это, потом вот это, и у тебя поменяются картинки». Не знаю, откуда она это знала, мама никогда не училась ни в каких театральных студиях или институтах.

Потом в школе появилась Ольга Николаевна Шажко, учитель русского языка и литературы, которая начала прививать мне любовь к театру. И у нее была такая фишка, как это модно сейчас говорить: перед каждым занятием она делала лирическое отступление и рассказывала интереснейшие истории о своих учениках, о походах в театр. А уже потом начинался урок. И все такие: а можно еще? Я на всю жизнь это запомнил. И мечтал тогда о том, что когда-нибудь Ольга Николаевна другим своим ученикам расскажет и про меня…

Потом появилась Вероника Алексеевна Иваненко, которая, когда я уже учился на экономиста, привела меня в театральную студию. Она потратила много часов со мной на кухне, разговаривая обо всем, закладывая в меня очень серьезные вещи. Благодаря ей я понял, чем хочу заниматься всю дальнейшую жизнь. Это было на втором курсе экономического факультета. Помню, как мы приехали на любительский театральный фестиваль в город Похвистнево Самарской области со спектаклем «С любимыми не расставайтесь», поставленным Вероникой Алексеевной. Там были педагоги из ГИТИСа, которые занимались с нами сценическим движением, актерским мастерством. Мне это дико нравилось, я испытывал просто сумасшедшее удовольствие от процесса. И тогда я написал смс родителям: «Мама, папа, я буду поступать в ГИТИС. Точка».


- Родители за голову не схватились? Или сказали: дерзай, сынок?

Родители отнеслись спокойно: ну, попробуй, конечно, классно, но тяжело. То есть не обнадеживали, но и не отговаривали. Для жителей провинциальных городов в принципе поступить в Москве на бесплатное обучение, особенно в театральный институт, где 500-700 человек на место, да еще в мекку театрального мастерства, да на курс Хейфеца - это за гранью возможного, как в космос полететь. Есть такой стереотип: везде все куплено. Но я отвечаю за свой третий этаж, режиссерско-актерский факультет - там ничего не покупается, ничего не продается, сколько бы вы ни пытались. Вам не проломить мастодонтов и динозавров, которые там сидят. И дай Бог им здоровья, особенно Леониду Ефимовичу Хейфецу, которого пытались купить огромное количество раз. Он нам об этом рассказывал. Для Хейфеца всегда был важен не только талант абитуриента, но и то, какой это человек, что у него с сердцем и душой. Он говорил: «Вот как только дверь в аудиторию открывается, я сразу понимаю - будет человек у меня учиться или нет». У него феноменальная интуиция.


- Саша, а когда родители действительно поняли, что вы настоящий артист, и сказали вам об этом?

Вы знаете, никогда. Такого не было и не будет. И это хорошо. Обычно как у нас происходит: вот кино вышло, посмотрите. Классное? Классное. Понравилось? Понравилось. Ну и все. Но помню, папа рассказывал, как он переживал, когда я поступал и оставался буквально последний этап, один шажок. Если сорвешься, особенно обидно будет, вроде бы уже почти прошел. Папа говорит: «Ты поехал на очередной этап, а я на кухне жарю на сковородке что-то с утра. Стою у плиты, проходит много времени, уже ноги затекают, а ничего не жарится. И тут понимаю: блин, я же огонь забыл включить!» Понятно, что мыслями он был там, со мной. Конечно, родители очень обрадовались, когда я поступил.


- Николай Васильевич испытывал страсть к рукоделию, вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, к лету сам себе шил шейные платки. А у вас есть какое-нибудь увлечение помимо работы, которому вы можете посвятить хоть немножко времени?

Сейчас времени нет, но вообще у меня мелкая моторика в почете. В детстве я очень любил футбол, у меня была куча тетрадок, в которые я переписывал футбольные результаты всех чемпионатов и турниров. И переписывал не просто, а выводя каждую буковку печатным шрифтом. Вот такой у меня был бзик. И если я, например, написал не ту буковку, я покупал такую же тетрадочку или находил такие же листы, аккуратненько вырезал один квадратик, вклеивал его и писал нужную букву… Тогда еще не было замазок, а когда они появились, они мне не нравились, потому что было видно, что замазано.


- Да вы аккуратист, в этом есть даже какое-то маньячество.

Маньячество, ага. В школе этого не было, там я писал, как Бог на душу положит, а вот футболом я жил, поэтому все должно было быть дико аккуратно. Я тетрадочки эти, естественно, пересматривал каждый раз, знал всю футбольную статистику от зарождения футбола, знал, кто с каким счетом, какие кубки, какие команды, чемпионат Европы, чемпионат мира и так далее.

А потом актерская профессия встала на один уровень с футболом. И когда я пришел в ГИТИС, так же аккуратно в тетрадочки начал переписывать тексты. Это и сейчас осталось. На каждый спектакль «Гамлет» я беру с собой тетрадочку, где полностью от руки аккуратно выведено каждое слово. Переписана вся роль, все мои сцены, которых немало.


Сцена из спектакля «Гамлет». Фото: Пресс-служба Театра им. М.Н. Ермоловой


- А стихи свои вы тоже от руки записываете?

Вот со стихами другая история! Тут мне удобнее без блокнота. Когда я сижу где-то в компании, иногда незаметно беру телефон, и все думают, что я копаюсь там. Параллельно я могу говорить, и потом вдруг начинаю что-то записывать. И вот - стихотворение написано, ты его больше не исправляешь, оно сохраняется у тебя в заметках. И не нужно для этого закрываться в подвале, чтобы никого не видеть и не слышать. Писать стихи я начал совсем недавно, года полтора назад, когда летел в самолете. Вдруг взял мобильный телефон и что-то в него записал, так родилось первое стихотворение, сейчас их 40-45.


- Гоголь в школе писал весьма посредственные сочинения, он был слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности. А у вас какие предметы были в приоритете?

Ох, честно говоря, я был троечником. Мне нравились русский язык и литература - русский меньше, литература больше. И то я не могу сказать, что был в них очень успешен. Но все же успешнее, чем в других. То есть математика, химия, физика - это было совершенно не мое. Мне нравились лирические отступления Ольги Николаевны, предметы, которые, как я думал, что-то мне дают. Я спрашивал у учителя математики: «Что мне дает алгебра?» А в ответ слышал: «Смотри, Саш, когда ты будешь строить себе дом, у тебя возникнет много проблем, если ты не знаешь геометрию». А я сидел и думал: если у меня будут деньги на дом, то, скорее всего, я найму людей, которые знают геометрию и выстроят все как положено.


- А питомцы домашние у вас есть? Гоголь был очень привязан к своей собачке Джози, подаренной Пушкиным, и когда она умерла, он впал в жесточайшую депрессию.

Я понимаю причину, по которой Гоголь впал в жесточайшую депрессию. Потому что животные - это искреннейшие создания, которым все равно, кто ты, они просто тебя любят априори, таким, какой ты есть. Да, безусловно, я люблю животных, и у меня есть прекрасный кот, лысый сфинкс.


- Собираясь к вам на интервью, я спросила коллег: «Что вы скажете про Сашу Петрова?» И почти все ответили: «Это тот, который так здорово Маяковского читает?!» Они не роли почему-то в первую очередь вспомнили, а стихи. Как эта история со стихами вошла в вашу жизнь?

Случайно. Просто пришел на телеканал «Москва 24», который делал серию роликов, где известные и неизвестные люди читают стихи. Собственно, я знал на тот момент только небольшой отрывок из Маяковского, и был всего лишь один дубль. Даже не ожидал такого отклика.

После этого я понял: людям интересна поэзия, и мне захотелось сделать что-то экспериментальное. Так, по сути, родился мой спектакль #ЗАНОВОРОДИТЬСЯ - драматическое шоу, совмещающее в себе театр, музыку и поэзию, где я читаю и свои стихи, и Маяковского. Спектакль идет сейчас на сцене Театра имени М. Н. Ермоловой. Будем играть его в Москве и на других больших площадках, ездим с гастролями по стране. И планы громадные, наполеоновские прямо.

Мне приятно, что у людей появляется увлечение поэзией, и особенно приятно, когда мне говорят: «С тебя же все началось!» А вот в детстве я мало читал и к поэзии не питал большой любви. Хотя у меня получалось хорошо декламировать стихи - в школе даже отправляли на разные соревнования. Я был там чуть ли не главный чтец. Помню, мне Рождественский очень нравился. Но любовь та была к декламации, а не к самим стихам. У меня на тот момент были дела поважнее, чем книжки читать: футбол, какие-то посиделки в подъездах, в беседках с гитарами и без гитар, общение с друзьями. Мы постоянно придумывали развлечения, сами себе квесты устраивали, иммерсивные спектакли.


- К 28 годам вы сыграли уже более чем в 40 фильмах. Только в этом году у вас в работе 14 картин. Плюс литературные проекты, театр. Это то, к чему вы стремились, или все-таки хочется немного сбавить темп?

Конечно, иногда хочется взять небольшую паузу. И, наверное, как раз после насыщенного 2017 и 2018, 2019, 2020, 2021-го… Где-нибудь в 2035-м эта пауза и будет. Мне нравится, как складывается жизнь. Да, съемки бывают дико сложные - иногда лучше мешки с цементом разгружать. Но при всем при том ты получаешь просто сумасшедшее удовольствие от процесса, от того, что делаешь.


- Вы уже несколько лет служите в Театре им. М.Н. Ермоловой. Как получилось, что Олег Меньшиков доверил вам, такому молодому, роль Гамлета?

Мне кажется, Меньшиков обладает той самой чуйкой, когда решения принимаются быстро и чисто интуитивно. Он меня и в кино тогда еще не видел, увидел только в одной-единственной работе, дипломном спектакле«Божьи коровки возвращаются на землю» в постановке Валерия Саркисова, который мы с однокурсниками принесли в Театр им. М.Н. Ермоловой.

Подумали, вдруг возьмет наш спектакль на малую сцену, которая тогда должна была вот-вот открыться. Спектакль Меньшиков не взял, но зато взял меня как артиста. И тогда Олег Евгеньевич спросил: «Гамлета хочешь сыграть?» Я говорю: «Хочу». «Ну, сыграешь», - улыбнулся.


- В чем ваш источник вдохновения сегодня?

Это необъяснимо: посмотрел на человека и вдохновился, посмотрел кино и вдохновился, посмотрел на дерево - вдохновился почему-то. Вот сейчас тепло, можно сидеть в летних кафе и наслаждаться тем, что тебя окружает. Для вдохновения не нужно перечитывать 20 тысяч книг или пересматривать 20 тысяч фильмов. Надо просто чуть проще относиться ко всему, понимать, что мир вокруг тебя прекрасен.

Сегодня на телеканале ТНТ стартует сериал «Полицейский с Рублевки», где Александр Петров сыграл главную роль. Молодой артист, которого все чаще можно увидеть в телевизионных проектах, ввязался в настоящую авантюру, согласившись на роль полицейского в комедийном сериале. Эта история – о Грише Измайлове – мужчине, который призван охранять покой и порядок в самом элитном районе России, где живут невероятно богатые люди. Полицейский расследует дела, зачастую превышая свои полномочия, что, разумеется, имеет свои последствия.

Сам исполнитель главной роли серьезных проблем с законом никогда не имел, но участником интересных историй все же был. О том, что нужно для счастья, как избежать звездной болезни и к кому прислушиваться, Александр Петров рассказал «СтарХиту».

Благодаря проекту «Полицейский с Рублевки» о вас узнает еще большее количество людей. В сериале вы предстали в роли полицейского. В кругу ваших знакомых есть люди, которые работают в полиции?

У меня есть хорошие друзья, работающие в органах – это прекрасные люди с врожденным чувством справедливости, интеллигентные, настоящие мужчины. А самым лучшим консультантом для меня был режиссер Илья Куликов, он человек написавший сценарий к «Глухарю» и знающий полицейскую специфику. Готовясь к роли, я очень хотел познакомиться с ребятами, которые работают на Рублевке, которые отвечают за этот район. Но Илья Куликов отговорил меня. А поскольку это человек, который написал не один сериал о полицейских и знает их работу во всех деталях, я с ним согласился. Он так подробно объяснил мне каждую мелочь, каждую особенность их работы, что у меня отпали все вопросы. Так что не думаю, что почерпнул бы больше информации, если бы отправился в полицию. Все-таки не нужно забывать, что тот мир, который создал Куликов в этом сериале, нереалистичен, в его основе гротеск. Но это нормальная практика для кино: взять к примеру «Криминальное чтиво» - там тоже далеко не все реалистично, многое условно, но этот мир, созданный Квентином Тарантино, втягивает и заставляет верить ему. Так и здесь: много комедийной условности, но нашим героям все равно веришь и сопереживаешь.

// Фото: Пресс-служба телеканала ТНТ

У вас никогда не было проблем с полицией? Наверняка в студенческие времена приходилось попадать в неоднозначные ситуации, как это обычно бывает?

Так я пошел сниматься в этом сериале лишь для того, чтобы в будущем было как-то мне попроще на дорогах с ДПС. Шутка. А так разные ситуации происходили в жизни. Вне закона мне бывать не приходилось, но забавные истории случались. В городе Переславле-Залесском живет моя семья: родители, сестра. Племяннице было три или четыре года, она спала днем. А мне нужно было отдать ключи от машины. По телефону и в домофон звонить бесполезно, отключены – и я полез по трубе. Третий этаж, балкон, за дверью стоит муж сестры. Я понимаю, что если сейчас постучу, то очень напугаю человека. Хорошо, что у него с нервами всё в порядке.

Саша, вы уже почувствовали, что такое популярность? Как к этому относитесь?

Бодров-старший рассказывал: «Ко мне приехал Сережа в Питер, мы должны были присутствовать на открытии музея, а это было уже после фильма «Брат». После - идем по улице, оборачиваемся - за нами идут 5 человек, через какое-то время - 10, потом - 15, идут спокойно, не мешая, не досаждая, просто два Бодрова идут по Питеру». Это высший пилотаж, хотя в то время Бодров был уже героем. Когда подбегают поклонники и разрывают тебя на части – это не совсем правильно, зачем это нужно? Да, в российском шоу-бизнесе есть такие персонажи, видимо они этого и хотят. На фестивале в Каннах, по городу совершенно спокойно может гулять Мэтью Макконахи, к нему никто не подбегает, ему улыбаются, он спокойно идет в уличное кафе, пьет кофе. Для меня такое уважение является ориентиром, к этому нужно стремиться.

Доводилось ли видеть на примере коллег, что такое звездная болезнь? Коснулась ли она вас в начале пути?

Дай бог, чтобы я не поддавался этому и оставался самим собой. Меня окружают хорошие учителя, друзья, они не дадут мне сделать неправильный шаг. Один из самых важных людей в моей жизни – мой агент Катя Корнилова. Она поверила в меня, когда я учился еще на втором курсе. Я - студент, мечтающий о красивой жизни, хорошей квартире, о том, чтобы порадовать родителей - стремился тогда попасть в любой проект. Абсолютно зеленый был! Спасибо Кате - отговорила от огромного количества фильмов низкого качества. Сегодня, выбирая роль, я мыслю иными категориями, соглашаюсь, только если проект позволит мне делать что-то новое, а значит, развиваться в профессии. А если говорить про деньги, то они нужны для того, чтобы о них не думать.

// Фото: Пресс-служба телеканала ТНТ

Не приходилось ли вам жалеть о том, что согласились принять участие в проекте «Танцы со звездами»? Чем руководствовались, когда принимали решение?

«Танцы» - это некий эксперимент над собой. Я являюсь приверженцем мнения, что всегда нужно пробовать что-то новое, выбивать себя из зоны комфорта, преодолевать трудности. Таким образом, ты меняешься, становишься лучше. Интуиция подсказала мне, что на сегодняшний день для меня будет полезно принять участие именно в этом проекте. И я надеюсь, что он откроет передо мной какие-то внутренние двери, и я найду в себе какие-то новые кнопки, которые потом с удовольствием буду использовать в профессии.

С кем чаще всего советуетесь? Кто для вас непререкаемый авторитет?

Еще в институте я приучил себя к тому, чтобы, где бы я ни снимался, что бы я ни делал, всегда представлять рядом своего мастера, Леонида Хейфеца. Каждый раз, когда мне нужна оценка, я внутренне обращаюсь к нему с вопросом: «Что вы сейчас мне скажете?» Потом встаю на его место и стараюсь объективно оценить. И в этот момент мне становится легче.Но, наверное, уже появилась какая-то мозоль. Я стараюсь не обращать внимания на пустое ворчание и критику ради красного словца. Принимаю во внимание только конструктивные замечания и отзывы. И, конечно, мне очень важно мнение близких. Они как раз говорят – и хвалят, и ругают - как чувствуют, а не для того, чтобы выпендриться. Им не все равно. Но, выслушав их, я делаю выводы самостоятельно.

Где мы увидим вас в будущем? Что будет с Александром Петровым через несколько лет?

Возможно, через какое-то время я попробую себя в режиссуре. Я учился на режиссерском факультете, и, несмотря на то, что группа у нас была актерская, мы очень много времени проводили на занятиях по режиссуре, где я много знаний почерпнул. Но я понимаю, что пока не имею права этим заниматься. Идеи какие-то, конечно, есть, но они откладываются на потом. Я уверен, если актер хочет снимать кино, он должен забыть на это время про актерскую профессию! А еще хотелось бы попробовать свои силы в международных проектах. Вообще хочется хорошего кино, настоящих историй про живых людей, которым хочется отдаваться на 100 процентов!

// Фото: Пресс-служба телеканала ТНТ

В этом сезоне актер Александр Петров нарасхват: его можно увидеть на ТВ, в Театре им. Ермоловой и в кино - в фильме "Неуловимые: Последний герой", который вышел 29 октября. В интервью HELLO! Петров рассказал о том, чего не хватает современным девушкам, почему мужчина всегда прав и как он собирается покорять Голливуд.

Александра Петров У Александра Петрова есть все, чтобы добиться многого в профессии, - он талантлив, хорош собой, молод и амбициозен. И его достижения говорят сами за себя: в свои 26 лет он снялся в нескольких десятках проектов, в том числе в таких успешных сериалах, как "Фарца", "Закон каменных джунглей", "Обнимая небо" и другие. Петров успел поработать в театре Et Cetera у Александра Калягина, а теперь он служит в Театре имени Ермоловой под руководством Олега Меньшикова, играет ни много ни мало Гамлета.

Александр родился в Переславле-Залесском, в детстве и юности любил играть в футбол, да так здорово, что его приглашали тренироваться в Москву, но эти планы нарушила травма. На учебу в столицу он все равно попал, правда, несколькими годами позже и уже на актера: будучи студентом экономического факультета, Саша участвовал в любительской театральной постановке, потом с ней ребята поехали на фестиваль, а там преподаватели ГИТИСа проводили мастер-классы. Тогда Петрову стало понятно, кем он действительно хочет быть. Не имея ничего, кроме таланта и желания, он поехал в Москву и сразу поступил в ГИТИС на курс Леонида Хейфеца, конкурс к которому был огромный. Все дело в том, что добиваться поставленных целей Петров привык с детства.

А еще Саша совсем не ветреный, каким можно было бы представить себе 26-летнего парня, которого разрывают на части продюсеры и поклонницы. С первых курсов института актер Петров придирчиво относится к выбору ролей и уже более десяти лет влюблен в свою девушку Дашу. Очередная работа Александра - фильм "Неуловимые: Последний герой" - вышла на экраны несколько дней назад, 29 октября. Он сыграл главную роль - собственно загадочного "последнего героя".

- Саша, роль "последнего героя" - звучит громко.

Да, но мой персонаж - не однозначный герой, он не только со знаком плюс, но и со знаком минус. Мы с режиссером Артемом Аксененко хотели сделать так, чтобы отрицательный герой нравился. Он убивает людей налево и направо и при этом вызывает симпатию, потому что делает это из чувства справедливости, и по-другому поступить не может. Мой герой убивает плохого человека, чтобы спасти множество других людей. А героиня фильма, которую играет Саша Бортич, считает, что можно наказывать честно.

- Его убеждает ее позиция?

Нет, в финале все-таки нет. Но в фильме рассказывается его судьба, и становится понятно, почему он такой. История трагичная, и лично у меня она вызвала большой душевный отклик.

- У тебя есть собственный опыт общения с нехорошими людьми?

Опыт уличной жизни, безусловно, есть. Негодяев я повидал. Еще когда был подростком в Переславле, да и в Москве их хватает. Очень не люблю, когда кто-то кого-то обманывает, я сам за справедливость.

У нас мало настоящих героев в кино. Последним, возможно, был Сергей Бодров в "Брате". Герой нашего времени - каким он должен быть?

Секрет очень простой: для него нужны те же качества, которыми обладал и Сергей Бодров, - искренность, доброта, спокойствие, мужество. В нулевых как-то подзабыли о них, Москву и крупные города поглотил гламур, и до сих пор он многих не отпускает. Люди просто перестали разговаривать друг с другом, отвечать за свои слова и поступки, мир обмана стал нормой. Тем не менее сейчас идут за искренними людьми, за теми, которые говорят то, что думают; начали отличать настоящих от ненастоящих. Это здорово, молодежь становится сегодня мощной силой, которая понимает значение слова "правда". Все мои сверстники - целеустремленные люди, знают себе цену, своим поступкам, времени. Я считаю, что если эти главные качества человек не будет забывать, то он и станет героем - для своей семьи, для своих друзей.

- У вас с героиней Александры Бортич на экране возникают отношения?

Да, наши персонажи сильно притягиваются, как два полюса - один с плюсом, другой с минусом, и интересно посмотреть, что из этого выйдет.

- Как не влюбиться в партнершу по истории?

Даже вопрос такой не стоит. Это профессия всего лишь. Это персонаж твой влюбился, не ты.

- Неужели твоя девушка Даша тебя не ревнует?

Как нормальная девушка, она, конечно, ревнует. Но она знает о моей профессии и старается к этому относиться правильно. У нас в этом вопросе взаимопонимание.

- Как ты считаешь, что главное в девушке? Чего не хватает, быть может, современным девушкам?

В современных девушках не хватает... собственно девушек. Очень многие стараются быть властными, самостоятельными, а это, на мой взгляд, не совсем правильно. Мне кажется, девушка создана для того, чтобы быть рядом с мужчиной, быть "за мужем". Главным все равно должен быть мужчина, иначе нарушается природа взаимоотношений, теряется весь их смысл. Основные решения женщина должна оставлять мужчине, должна позволять ему самостоятельно "забивать гвоздь". Он должен, например, сам решать, какую машину покупать, а не советоваться с ней. Я до сих пор не понимаю те пары, в которых вместе принимают решение, какую машину купить...

Погоди, но если у них совместные дети, которых они на этой машине будут возить, и, к примеру, собака, которой должно быть удобно ездить на дачу...

Нет, все равно мужчина должен принять решение.

- Да ты домостроевец!

Я нормальный. Точно так же мужчина не должен спрашивать женщину, куда она хочет пойти поужинать. Надо прийти и сказать, куда мы идем. И ей так будет проще.

- Так, ну а если она говорит: "Пойдем туда-то"?

Ну... Хорошо, пойдем туда... Правда, это сразу столкновение вызывает.

- Женщине вряд ли захочется долго быть таким вот подневольным мешком...

Я не говорю про подневольность, просто главные вопросы должен решать мужик. А для чего тогда все?

- То, что ты говоришь, удивительно. Молодежь вроде бы, наоборот, изжила консерватизм в отношениях, парни тоже моют посуду и готовят, к примеру...

Я не люблю готовить и делаю это очень редко, поскольку в этом есть что-то забавное - мужчина у плиты, но не более того. У женщины же есть возможность быть главной как раз в этих вопросах. А мужчина должен создавать и решать.

- Ты говорил о поглощении "миром гламура". Когда ты приехал в Москву, у тебя был соблазн к нему приблизиться?

У меня были прекрасные мастера, которые выбили из меня малейшее желание этого еще на начальном этапе.

- То есть, ты не тусовщик, не шмоточник...

Я люблю хорошую одежду, но не до фанатизма. Есть представители шоу-бизнеса, профессия которых носит лишь условный характер, потому как все, что они делают, - ходят по тусовкам, фотографируются для разных изданий. Я не из их числа, конечно, я не модель. Профессия для меня главное.

- В прессе тебя представляют как молодую звезду с большим будущим.

Для меня звезда - это артист, известный и признанный во всем мире. Я не могу назвать себя звездой.

Александра Петров в сериале "Фарца"

- Стремление прямиком к мировому масштабу - тоже примета вашего поколения: хотеть нужно сразу "Оскар".

Конечно. Плох тот солдат, который не хочет стать генералом.

Но мы в другой реальности существуем - и профессиональной, и ментальной. Тебя не настораживает тот факт, что никто из русских пока не сделал карьеру в Голливуде?

У всех, с кем я общался и кто пробовал свои силы в Голливуде, была единственная проблема - они испугались. А нужно уезжать насовсем. Люди же, зная, что здесь есть тыл и их готовы снимать, терпят невостребованность там очень недолго и возвращаются. Уехав, надо начинать с нуля и ждать до победного. Удобненько не получится. Кто первый рискнет потерять здесь все, тот и выпьет шампанское.

- Ты думаешь однажды так рискнуть?

Конечно!

- У тебя прямо есть план какой-то?

Есть, и давно! Нужно развиваться. У нас есть еще страх перед "ними". Они не инопланетяне - просто отдаются профессии на сто процентов. К примеру, обожают Чехова: состоявшиеся крупные актеры любят разбираться в тонкостях хорошей драматургии, им это важно! У нас думают больше о собственной популярности. Если взять любого русского актера и переместить его в тело Леонардо Ди Каприо, он сразу сойдет с ума от осознания славы. А у них другие приоритеты: достигнув этих высот, они продолжают точно так же работать и расти в профессии.

- У тебя есть какой-то комплекс, от которого ты бы хотел избавиться?

Мне всегда было трудно отказывать. Но сейчас, кажется, я научился. Мне говорили об этом мои учителя. Говорил об этом Хейфец, у которого я учился, потом Калягин, к которому я пришел работать в театр. Такая же позиция и у Меньшикова, я у него теперь очень многому учусь. И в последнее время стал замечать, что у меня получается.

- За пять лет у тебя уже около 30 ролей. Не боишься в какой-то момент быть везде?

Нет. Мне кажется, это неоправданный страх, он почему-то именно в нашей стране возникает у людей. Кого только не сыграл тот же Леонардо Ди Каприо, кого только не сыграл Джонни Депп! И весь мир на них смотрит. А у нас говорят: "Безруков надоел!" Чем он надоел? Прекрасный актер, ко-торый играет разные роли. Плохо, когда актер везде одинаков, - вот этого мне бы не хотелось.

- Проживая множество жизней в кадре и на сцене, ты сам успеваешь жить?

Конечно! Надо все успевать: уделять время родным, друзьям, и в кино, и в ресторан сходить, и поржать, и побеситься, и полениться. Но так или иначе каждый мой день связан с профессией, потому что это дело моей жизни, и надо идти дальше постоянно.

- Ты очень целеустремленный, откуда это в тебе?

Не знаю, но, сколько я себя помню, для меня всегда был важен результат. Это как в спорте. Если на табло плохой результат, ты не можешь сказать: "Знаете, игра была классная!" А если результат хороший, то и говорить ничего не нужно.

Текст: Елена Кузнецова

Вышедший в прокат на минувшей неделе фантастический боевик «Притяжение » Федора Бондарчука вызвал широкий резонанс и в очередной раз расколол зрительское и критической сообщество. При том что большинство посмотревших положительно отозвались о спецэффектах и благостно восприняли гуманистический посыл картины, мнение об актерских работах далеко не такое единодушное. И больше всего досталось от критиков Александру Петрову , исполнившему роль чертановского хулигана Артема. Обвинения в адрес актера сыпались самые разные: и с пластикой он перегнул, и с мимикой пережал, и отчаянно переигрывал с репликами. В какой-то мере слышать такое даже странно - Петров на сегодняшний день является одним из самых востребованных и любимых публикой актеров, а продемонстрированное им в «Притяжении» мастерство лишь еще больше раскрывает его талант. Пользуясь случаем - а 25 января Александру исполнилось 28 лет, - хочу заверить вас в том, что очень скоро Петров станет главной отечественной кинозвездой, пришедшей на замену Сергею Безрукову , Константину Хабенскому и Даниле Козловскому .

5. Эмоциональность - не «минус», а «плюс» Петрова.

Раз уж речь зашла о «Притяжении», то стоит начать разговор именно с «переигрывания» Петрова в образе Артема. Кому как, а мне этот персонаж, наоборот, кажется самым цельным и живым среди всех остальных героев - в нем есть правда, он не прячет чувств и действует так, как ему отведено природой. И это подкупает всех - авторов, коллег в кадре, зрителей. Недаром ключевым фрагментом, выбранным создателями фильма для трейлера, стало импровизированное выступление Артема перед толпой - «Это наша земля!» уже стала фразой-мемом, настолько горячо и энергично она произнесена. Чем плоха эта энергия? Ничем, Артем - двигатель сюжета, не всегда поступающий верно, но всегда идущий до конца, именно он настоящий герой фильма, а не Юля, кидающаяся из крайности в крайность, и уж точно не Харитон, ни разу себя не проявивший, а действующий исключительно в ответ на обстоятельства. Петров провел гигантскую работу, чтобы «оживить» своего героя, и совершенно не удивительно, что актер перетянул одеяло на себя, он мог это сделать, и он сделал. Вообще, я удивлен тому, что кто-то воспринимает эмоциональность и напористость Петрова как нечто проявившееся только сейчас - актер всегда был таким. Совсем недавно социальные сети пестрили роликами, в которых актер читал стихи Маяковского, и всех этот перформанс восхищал, не было ни одного недовольного, никому не казалось, что Александр «перечитывает». Правильно, это потому, что Петров действовал ровно так, как требовалось в данном конкретном случае. В «Притяжении» нужно было повысить градус, и актер легко увеличил обороты. Разумеется, можно всю жизнь играть роли одна унылее другой и когда-то даже, как Кейси Аффлек , дождаться своей номинации на «Оскар», а можно гореть, полыхать в каждом образе так, что остальным слепит глаза. И оставаться при этом настоящим - можно подумать, у вас нет таких знакомых, как чертановский Артем. Просто они не стали актерами и «жгут» в домашней обстановке.

4. Девочки все понимают лучше нас.

Кадр из сериала "Фарца"


В одном из отзывов о фильме я прочитал важную вещь, пусть и сказанную в шутку: «Ох уж этот Петров, своим голым торсом отвлекал от сцены падения звездолета». Шутки здесь лишь малая часть - Александр, как и авторы фильмов с его участием, отлично знает о том, что для девочек-подростков и молодых женщин является секс-символом, и активно этим пользуется. Точнее, пользуются все-таки режиссеры и продюсеры - сегодня редкий фильм или сериал с участием этого актера обходится без чувственной эротической сцены. И они оправданны - от «Метода » до «Неуловимых », это привлекает в кинозалы и к телеэкранам зрительниц самых разных возрастов. Кто-то может сказать, что для большого актера это не ахти какое достижение, мол, и Андрей Миронов , и Александр Абдулов , и Олег Янковский обходились в советские времена без постельных сцен, но будем честны сами с собой - кино изменилось, изменилось его восприятие, и в новых обстоятельствах легкая эротика уже не выглядит вызовом, особенно если она оправданна и помогает раскрыть характеры героев. В этом отношении Петров переигрывает всех своих конкурентов по российскому актерскому цеху, противопоставить ему в таком пикантном компоненте можно разве что Павла Прилучного , но тот заметно уступает Петрову в актерском таланте. Да, вполне возможно, что умение привлечь зрительниц своим телом - последний аргумент в споре о талантах, но если этим даром человек умеет пользоваться, то почему бы и нет, никто же не критикует за подобную страсть к обнажению в каждом фильме Ченнинга Татума или Тейлора Китча . Спрос порождает предложение, а спрос на этот компонент в кино имеется всегда.

3. Петров - талантливый комедийный актер.

На съемочной площадке сериала "Вы все меня бесите"


Серьезным преимуществом Александра Петрова перед конкурентами на актерском олимпе можно считать и комедийную сторону его таланта. В «Притяжении» Артему было не до шуток, хотя пару колкостей отвесить он успел-таки, но зато в других фильмах и сериалах у Петрова есть множество возможностей и собственное остроумие показать, и чувство юмора сценаристов продемонстрировать. В «Фарце » и «Законе каменных джунглей », в «Неуловимых: Последний герой » и «Полицейском с Рублевки » - Александр везде играл если не хохмачей, то людей, способных разрядить обстановку уместной шуткой. Про «Пьяную фирму » и «Вы все меня бесите » и говорить не станем - там он заставляет улыбнуться едва ли не каждым своим появлением, пусть и на контрасте с остальными персонажами этих сериалов. Как ни странно, но эта универсальность - комедийная и драматическая - для многих российских актеров является недостижимой вершиной. Пожалуй, только Даниле Козловскому удается одинаково убедительно крушить финансовые пирамиды в «Духlesse » и кривляться, пародируя Де Ниро в «Статус: Свободен », да еще Петр Федоров как-то способен рассмешить, а вот остальным до такого умения далеко. Может быть, это и неплохо - пусть Безруков и дальше изображает на экране исторических деятелей, а Хабенский выстраивает трагедии одного актера, зрителей хватит на всех, но режиссеры обязательно обратят внимание на тот талант, который развит разносторонне, на те мускулы, которые дают гармонию, а не нарушают баланс. У Петрова с этим проблем нет - он актер разносторонний и при этом сбалансированный: и улыбкой обезоружит, и нахмуренной бровью заставит содрогнуться.

2. Опыт и образование откроют все двери.

Виктория Исакова и Александр Петров в спекталке "Вишневый сад"


Впрочем, даже со всеми этими талантами пробиться в кино порой оказывается довольно трудно, но Александру Петрову «мохнатые лапы» родственников и протекция знакомых не понадобились - он тот самый человек, который, что называется, сделал себя сам. Сам выбрал себе стезю, оставив обучение азам экономики и поступив в ГИТИС, не стал сломя голову гнаться за кинематографом, накачав актерские «мускулы» на театральных подмостках. Петров заставил говорить о себе не только и не столько скромными второстепенными проектами на телеэкранах, а «Гамлетом» в Театре Ермоловой и «Вишневым садом» в Театре Пушкина. Театр - не обязательная, но весьма желательная часть жизни для любого уважающего себя актера, но совместить две эти стихии действительно бывает очень сложно. Александру Петрову в его 28 удалось многое сразу на двух поприщах - его работы одинаково интересны и на сцене, и на экране. И это еще один плюс в резюме звезды - у хорошего режиссера не будет с таким актером ни единой проблемы, он воспитан, прилежен и ответственен на зависть самоучкам и случайно выстрелившим старлеткам, неспособным понять, что мир вертится не вокруг них и что они всего лишь винтики в большой машине кинематографа. Александру Петрову с его образованием и театральным опытом работы сегодня открыты все двери, а зрители готовы с интересом принять любой его проект - хоть биографическую драму о Николае Васильевиче Гоголе, хоть фэнтезийное приключение с шаманами и колдунами.

1. В ближайшие годы Петров готов рисковать.

На съемочной площадке фильма "Лавстори"


Кстати, о будущем. Есть у меня стойкое убеждение, что если не 2017-й, то следующий за ним год обязательно станет «годом Петрова». Просто потому, что количество и качество проектов, выходящих в ближайшие месяцы с участием этого актера, обрели некий баланс - Александр снимается много, но не растрачивает силы на глупости. А значит, всеобщие любовь и признание настигнут его вот-вот. Может быть, «Ники» и «Золотые орлы» придут к актеру после «Лавстори » Петра Тодоровского , возможно, придется подождать «Лед » от все того же Бондарчука, не исключено, что после демонстрации «Притяжения» за рубежом Александр получит приглашение в Голливуд или совместный с Европой или Китаем проект. Будущее у Петрова безоблачно и полно перспектив. Которые обязательно будут оценены, и оценены высоко, зрителями и критиками. Как же смешно тогда будут выглядеть претензии к излишней экспрессии чертановского Артема, к тому, как вращал в приливе ярости глазами актер, изображая смертельное оскорбление - его девушка предпочла другого. «Притяжение», как ни один другой фильм, продемонстрировало высочайший уровень таланта и готовности Александра Петрова. Впереди - только победы, только призы, только успех. Из Чертаново - только так!

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Вечером 2 апреля на «Первом канале» будут показаны два заключительных эпизода первого сезона сериала «Фарца» - увлекательной авантюрной ретро-саги, рассказывающей историю знакового для СССР явления: фарцовщиках. Продюсерами и сценаристами громкого проекта, уже успевшего собрать множество восторженных отзывов, стали Александр Цекало и призер «Берлинале» Александр Котт . Не менее впечатляет и актерский состав: в сериале появляются Евгений Цыганов , Евгений Стычкин , Алексей Серебряков , Екатерина Волкова и еще добрая дюжина артистов с громкими именами. Главная роль - начинающего писателя Андрея, становящегося фарцовщиком, - досталась молодому актеру Александру Петрову , уже успевшему заявить о себе в сериале «Закон каменных джунглей» и комедии «Любовь в большом городе-3». Воспользовавшись случаем, ELLE решил побольше узнать об артисте, покорившем прайм-тайм центрального канала.

Александр Петров /фото: Анна Лис

ELLE: Сегодня выйдут последние две серии «Фарцы». А ты сам следишь за сериалом?

АЛЕКСАНДР ПЕТРОВ: Я стараюсь смотреть все свои работы. Не заранее, не на премьерах, а как обычные зрители: на сеансах в кино и по телевизору. Получается другая атмосфера, другой взгляд – более отстраненный и, может быть, даже более объективный. Это всегда любопытно - видеть, как кино дышит, как зал реагирует.

ELLE: И какие первые впечатления?

А.П.: Конечно, любую историю нужно досмотреть до конца. Но пока мне очень нравится! Я ужасно волнуюсь, потому что понимаю, что такие сериалы как «Фарца» – это довольно новое явление для России. Новый формат, близкий к тому, что делают на Западе. У нас же раньше как было: снимали эпопею из ста эпизодов, и можно было начинать ее смотреть с любой серии, ничего не теряя – просто потому что и следить там особо не за чем. А в современном качественном сериале всегда много деталей, которые ни в коем случае нельзя упускать – только тогда складывается полная картина, тогда становится все понятно. Я очень хочу, чтобы массовый зритель привык смотреть сериалы внимательно.

ELLE: Как ты получил роль фарцовщика Андрея? Тебя сразу пригласили на главную роль, или был кастинг?

А.П.: Конечно! Я на них ходил, хожу и буду ходить. Это прекрасный тренинг, который очень помогает в работе. Когда я пришел на пробы, у меня уже была договоренность о съемках в другом проекте, но после кастинга я получил сообщение: «Саша, как будет возможность - позвони. Саша Цекало». Я немного удивился: продюсер, лично, а не через помощника, просит меня с ним связаться! Позвонил, и он честно сказал мне: «Я бы очень хотел, чтобы ты снялся в этом кино. Ты должен сделать выбор». Эта честность меня подкупила – и, конечно, я выбрал «Фарцу». О чем совершенно не жалею! Ведь эти первые восемь серий – только начало, у истории будет продолжение. И я не удивлюсь, если сериалом заинтересуются на Западе: я почти уверен в том, что тем же американцам, создателям легендарных «Безумцев», будет очень любопытно посмотреть, а как жили в шестидесятых в СССР. Тем более что интерес к России, к нашему кино, растет – вспомнить хотя бы, какой фурор произвел «Левиафан», да и наши актеры становятся там востребованными.

ELLE: Тебя определенно тянет на Запад! И, кажется, у тебя есть даже опыт работы с западными режиссерами...

А.П.: Да, сейчас идут съемки сериала «Мата Хари», над которым работает международная команда. Режиссер Денни Берри (режиссер телесаги «Горец» – ELLE) , актеры – Кристофер Ламберт, Джон Малкович... Недавно закончился первый этап съемок в Португалии, через пару месяцев будем снимать в Петербурге. Этот сериал, конечно, будет знаковым событием – этаким мостиком туда, за океан.

ELLE: В 26 лет ты уже можешь похвастаться главной ролью в сериале «Первого канала». Ты даже Гамлета в театре успел сыграть – чего некоторые актеры ждут всю жизнь. В чем секрет такого стремительного взлета?

А.П.: Забавно, но мне мой «взлет» стремительным совсем не кажется! У меня в жизни вообще ничего не происходило быстро, это всегда было последовательное восхождение по ступенькам. Даже поступая в театральный, я проходил тур за туром – тогда как многих ребят, чтобы не мучить, сразу отправляли на конкурс. Многие врываются в кино с громкими премьерами, а я начинал с небольших ролей в скромных проектах. Просто постепенно роли становились больше, а проекты – интересней. Так что моя карьера - это самая обычная лестница. Никакого лифта, все пешком! Наверное, именно поэтому я всегда готов и к критике, и к саморазвитию, и к экспериментам.

ELLE: А сам себя часто критикуешь?

А.П.: Когда смотришь на свою работу, сложно это делать, полностью абстрагировавшись: ты постоянно что-то анализируешь, подмечаешь ошибки, которые, возможно, остальным даже не заметны. Но все это не самокопание, а абсолютно нормальный процесс.

ELLE: Тебе ближе камера или сцена?

А.П.: Я могу совершенно честно сказать, что кино мне гораздо ближе, чем театр. На съемочной площадке я ощущаю себя, как рыба в воде! А в театре сложнее всего мне дается длинный и утомительный репетиционный этап. Правда, когда выходишь на сцену при полном зале и чувствуешь, что здесь и сейчас творится какое-то волшебство, то понимаешь, что все эти месяцы поисков, репетиций, обсуждений были не напрасны. Это кайф!

ELLE: Это правда, что ты поступал на экономический?

А.П.: Да, и даже проучился там два года! Студентом я был никудышным, преподаватели мне прямым текстом говорили: «Саша, учись! Иначе станешь дворником, и ничего у тебя в жизни не получится».

ELLE: Что заставило тебя стать актером?

А.П.: Театральная студия под руководством Вероники Иваненко в моем родном Переславле-Залесском! Я попал туда уже, будучи студентом-экономистом, и там мне в буквальном смысле открылся дивный новый мир. Я понял, как это сложно и одновременно увлекательно - быть актером. Мы выпустили несколько спектаклей, отвезли один из них на театральный фестиваль ГИТИСа, и после этого я твердо решил, чем хочу заниматься, от чего испытываю настоящее удовольствие.

ELLE: А что тебе еще нравится?

А.П.: Обожаю футбол! Сколько себя помню, болею за «Спартак». Более того, у меня даже была возможность стать профессиональным футболистом… Но обстоятельства сложились таким образом, что не получилось. Хотя, конечно, стараюсь время от времени погонять мяч с друзьями. Но если мне сейчас выйти на поле против себя же десятилетней давности, то тот Саша Петров меня сегодняшнего просто сделает!

ELLE: В итоге ты стал артистом, от чего российское кино только выиграло – чего не скажешь о футболе. Ты готов к армии поклонниц?

А.П.: Мне кажется, к этому надо относиться, как к части работы. Если у актера нет поклонников, то это, по меньшей мере, странно. Многие артисты говорят, что не любят давать интервью, что их раздражает навязчивое внимание, что работают для себя. Я же отдаю себе отчет в том, что работаю для людей. Мне приятно, когда меня узнают, подходят, благодарят за какие-то мои роли: будь это летчик, которому понравился сериал «Обнимая небо», или бывший неформал, который жмет мне руку за «Закон каменных джунглей»... Я, кстати, был удивлен, когда Олег Евгеньевич Меньшиков (худрук Театра Ермоловой, где служит Петров – ELLE) мне сказал, что с интересом посмотрел несколько эпизодов сериала! От него такой похвалы я совсем не ожидал!

ELLE: У тебя есть девушка? Как она относится к твоей популярности?

А.П.: Да, и мы уже давно вместе. Возможно, в глубине души она немножко ревнует! Даша не актриса, человек не публичный, но знает, что моя профессия иногда подразумевает повышенное внимание. Вначале, когда выходили первые фильмы с моим участием, конечно, переживала, но сейчас, мне кажется, относится к этому уже с абсолютным пониманием. Главное, что между нами ничего не меняется, чему я безумно рад.

ELLE: Ты романтик? Способен на безумные поступки?

А.П.: Да, я такой! И, мне кажется, подобные вещи здорово стимулируют отношения, освежают чувства и вообще взгляд на мир.

ELLE: А у тебя есть какие-нибудь табу в профессии?

А.П.: Нет, абсолютно никаких.

ELLE: Хорошо. А какое-нибудь мерило профессионального успеха?

А.П.: Конечно! «Оскар».