Истории про черепашек ниндзя читать. Черепашки ниндзя - столкновение миров

Истории про черепашек ниндзя читать. Черепашки ниндзя - столкновение миров
Истории про черепашек ниндзя читать. Черепашки ниндзя - столкновение миров

Черепашки-ниндзя. Новые приключения

ЧАСТЬ 1. НЕОБЫЧНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Глава 1.

Был разгар лета. Запах разогретого асфальта доходил даже до двадцатого этажа высотного дома, на чердаке которого недавно обоснова­лись новые жильцы. Впро­чем, чердаком это жильё можно было назвать весьма условно. Жильцы положили много сил на его обустройство. Да и сами жильцы были нео­бычны. Это были известные ниндзя-черепашки: Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и До­нателло. Их зелёные тела по-прежнему перевязаны разноцветными матерчатыми по­вязками на глазах, локтях и коленях. У Рафаэля они красного цвета, у Леонардо - синего, у Микеланджело - жёлтого, у Донателло - фио­летового. Крепкие панцири стянуты широкими ремнями с блестящими пряжками, на которых рельефно выступали буквы Л, М, Д, Р.

Чердак служил и спортивным залом, и жиль­ём, и научной лабораторией. Друзья полностью погрузились в науку, и так увлеклись, что за­были обо всём. А началось всё с малого - с са­мой обычной детской энциклопедии, которая случайно попала в руки то ли Леонардо, то ли Микеланджело, а может, Донателло. Как бы там ни было, а старый том энциклопедии ока­зался на столе, и четыре любопытные головы склонились над ним. И чем больше вчитывались ниндзя в страницы энциклопедии, тем больше у них возникало вопросов, ответы на которые хотелось узнать непременно и немедленно. Постепенно росла на столе стопка книг разной толщины с пёстрыми закладками. Когда такими стопками был загромождён весь стол, пришлось подумать про книжный шкаф. Когда и там стало тес­но, и полки про­гнулись под тяжестью фолиантов, рядом встал ещё один шкаф. Таким образом, собралась интересная библиотечка из книг по физике и астрономии. В полной тишине ино­гда раздавался глубокомысленный вопрос Рафа­эля: «А не скажете ли вы мне, уважаемые, от чего зависит смена времен года?» Кто-нибудь из братьев с помощью пальцев, карандаша и бу­маги начинал объяснять про радиус орбиты и наклон земной оси. Рафаэль только хитро улыбался. Всё это он хорошо знал и сам. Просто хотелось лишний раз позабавиться.

Молодец, пятёрка! Далеко пойдёшь, если полиция вовремя не остановит, - подшучивал Рафаэль.

А, так ты смеяться! ­- вскакивал со своего места обиженный. - Сейчас я тебе всыплю на орехи...

Так начиналась полушутли­вая потасовка, и ниндзя рез­вились, как молодые необъез­женные лошадки, устраивали «кучу мала» и после такой разрядки снова садились за учебники и пыхтели над ними и час, и другой.

Постепенно доб­рались и до солидных докторских диссертации, в которых на схемы и рисунки не было даже и намёка.

Как бы там ни было, а курс астрономии был усвоен крепко, космической медицины - надёжно, теория полётов - основательно, устройство летательных аппаратов всех времен и народов ­тоже в совершенстве. О физической подготовке нечего и говорить. На самодельной центрифуге изобретения Донателло ниндзя крутились со ско­ростью пропеллера самого современного вертоле­та. Лететь в космос и не тренировать вестибуляр­ный аппарат - что может быть бездумнее! Так что программа подготовки была выполнена пол­ностью. Дело оставалось за малым - совершить пилотируемый полёт. А в том, что это возможно в самое бли­жайшее время, - никто из на­ших героев не сомневался ни на минуту.

Но дни шли за днями, в кос­мос летели другие, а черепаш­ки по-прежнему оставались не у дел. В центре космических полетов заявление отважных ниндзя лежало на самой ниж­ней полке. Больше ждать не бы­ло сил. Как говаривал старый учитель Сплин­тер: «Кинжал, всё время в ножнах спящий, - заржавеет, джигит, всё время дома спящий, - зажире­ет». Второе черепашкам не грозило ни при каких обстоятельствах, но всё же было немного обидно: чем другие лучше?

Чтобы как-то занять себя и быть полезными ­- а иначе какие же они ниндзя-черепашки? ­друзья установили наблюдательный пункт. На всякий случай. Может произойти пожар, да и вообще мало ли чего может случиться в большом городе!

А жара держалась уже не один день. Солнце беспощадно палило. К автоматам с кока-колой тянулись очереди с пластиковыми бутылками. Люди старались как можно быстрее спрятаться в домах и включить кондиционеры. Многие отдыхали на воде. Го­родской пляж казался акку­ратно уложенным паркетом - ­так много людей добровольно пеклось под лучами жаркого солнца.

Ниндзя по очереди наблюда­ли в бинокль за размеренной жизнью города. Отсюда, из са­мого центра, как на ладони были видны аккуратные зелёные квадраты городских парков и скверов. Широкие улицы и проспекты разре­зали город на квадраты. По улицам, подобно разноцветным жучкам, бегали автомобили. Жизнь шла размеренно. Происшествия случа­лись крайне редко. Один раз, правда, черепаш­ки встревожились не на шутку. На пустыре за городом был замечен густой чёрный дым. Лео­нардо (он в тот день нёс службу) дал команду готовить аэрокар к вылету.

О транспорте черепашек необходимо сказать отдельно. В подъезде высотного дома, где они жили, стоял лёгкий и быстрый бронетранспортёр защитного цвета, переоборудованный из военно­го. Он был приспособлен для тушения пожаров и погони за преступниками. Бронетранс­портер мог плавать по воде и без труда передвигался по топким болотам. Этим средст­вом передвижения ниндзя пользовались в исключитель­ных случаях, чтобы не наво­дить паники на мирных жите­лей. С большей охотой друзья пользовались легким аэрока­ром, который находился тут же, на крыше здания, и не при­влекал особенно­го внимания. Аэросредство напоминало собой увеличенную ко­пию антенны спутниковой связи, покрытую тол­стым стеклянным колпаком. Подобные аэрокары не были в новинку жителям города, над приго­родными районами в погожий день их кружи­лось великое множество.

Аэрокар ниндзя, как и бронетранспортёр, был предельно усовершенствован. Он легко планиро­вал над городом, но при необходимости можно было задействовать выдвижные крылья и раз­вить скорость, близкую к реактивной. Скорость к тому же зависела от угла наклона крыльев к плоскости самого аэрокара. Надо ли говорить, что аэрокар был оборудован со­временной катапультой и мощ­ной видеокамерой. Лёгкая ла­зерная пушка была последним усовершенствованием, кото­рое появилось уже после того, как ниндзя в своих познаниях по ядерной физике добрались до строения атомного ядра.

Итак, аэрокар был готов к вылету, мощные пенные ог­нетушители загружены в счи­танные минуты. А через несколько секунд ниндзя сели на пустыре за горо­дом. Однако тревога оказалась ложной. Мальчишки с окраин жгли автомобильные шины. Неизвестно, для че­го им это понадобилось. Такой уж народ эти мальчишки. Хлебом их не корми, а дай что-ни­будь поджечь, сломать, скрутить, попробовать на вкус... Сами поджигатели были закопчены с ног до головы. Хоть сейчас отправляй их в Африку. Ниндзя только руками развели. Впрочем, дейст­вие усовершенствованного пенного огнетушителя по просьбе детей они всё же продемонстрирова­ли. Гора покрышек покрылась густой белой пе­ной. Это вызвало у юных поджигателей восторг не меньший, чем столб дыма и огня.

Ниндзя вернулись домой и продолжили наблюдение. Следующий сигнал тревоги последовал незамедлительно. Донателло, несущий вахту, вдруг почувствовал резкий за­пах гари.

Горит! - обрадовано воскликнул он, напряженно всматриваясь вдаль. - Навер­няка горит!

Однако огня нигде не было видно, между тем как любому Незнайке доподлинно известно, что дыма без огня не бывает.

Резкий запах гари становился всё более ощути­мым. Он пробивался из-под кухонной двери. Донателло отложил в сторону бинокль:

Так и есть, опять это Микеланджело!

Вся кухня была заполнена ядовитым дымом. Сам повар пребывал в полной растерянности и только размахивал кухонным полотенцем. Донателло выключил плиту, распахнул окно и нажал на кнопку воздухоочистителя. Только через несколько минут стало возможным разглядеть газовую плиту и сковородку на ней. Правда, тому, что было на ней, нельзя было подобрать названия. «Кулинарное изделие» на­поминало обуглившуюся по­дошву.

Ты опять забыл поло­жить масло! - рассердился Донателло.

Я тут ни при чём, - оп­равдывался Микеланджело. - В инструкции написано, что можно обходиться совсем без жира благодаря покрытию из особенного сплава.

Однажды Микеланджело пришел домой не сам, а с маленькой черепашкой. Друзья очень удивились, но он быстро объяснил ситуацию. Оказывается, Микеланджело увидел ее, когда она в парке пыталась спасти маленькую бабочку от странного монстра. Рафаэлю и Донателло совсем не понравилась эта, как видимо, придуманная странная сказка про черепашку, ведь она имела вид скорее маленького испуганного ребенка, чем храброй защитницы. Леонардо тоже не поверил в эту историю, но увидел, что Микеланджело очень хочется оставить ее себе. Поэтому он сказал, что, если постараться, может быть удастся сделать из нее настоящего ниндзя. Гостья и Микеланджело были счастливы, ведь они уже успели подружиться!
— Хорошо, с утра начнем занятия, — скомандовал Донателло. – Но только учиться придется много.
Маленькая черепашка была очень довольна, всю ночь она мечтала о том, как с утра будет изучать боевые искусства. Каково же было ее разочарование, когда после завтрака ей вручили толстую книгу о секретах мастерства ниндзя. Она еле заставляла себя читать, так скучно и долго это было.

Наконец-то осилив книгу, черепашка снова настроилась на настоящие практические занятия, но Донателло вручил ей еще одну. На этот раз ей пришлось читать историю возникновения боевых искусств, что было еще скучнее. Но все же черепашка прочла и ее. Правда, читала она не совсем внимательно, пропуская некоторые абзацы, а то и целые страницы. Поэтому, когда черепашки-ниндзя устроили ей экзамен по прочитанным книгам, справиться с заданиями черепашке не удалось.

Сказка про черепашек ниндзя: читать о важности внимательной учебы

Донателло, Леонардо и Рафаэль решили, что маленькая черепашка не заслуживает больше находиться в их компании, ведь проявила себя неспособной учиться и ответственно относиться к положенным на нее заданиям. Черепашке было очень стыдно и горько: через свою нетерпеливость она потеряла шанс стать ниндзя. Микеланджело тоже чувствовал себя неловко. С одной стороны, он понимал решение друзей, а с другой – ему не хотелось расставаться с черепашкой. Он мечтал, что она станет новым членом их команды. Микеланджело уже представлял себя наставником, вроде старшего брата, поэтому ему было очень обидно.

Черепашка уже собрала вещи и собралась уходить, когда вдруг услышала голос Леонардо: «Друзья, я думаю мы должны дать нашей маленькой подруге еще один шанс. Ведь мы с вами тоже наступали на эти грабли». В этот момент черепашки-ниндзя вспомнили, как они когда-то легкомысленно относились к советам учителя Сплинтера. Однажды, им также не терпелось скорее поучаствовать в настоящей битве, поэтому вместо того, чтобы отрабатывать приемы по приказу учителя, они выбрались на поверхность сражаться за справедливость. Неприготовленные к настоящей борьбе, черепашки получили поражение. На счастье, им удалось убежать от врагов и скрыться в ближайшем канализационном отверстии.
Эта ситуация послужила черепашкам хорошим уроком. Знания имеют необычайную ценность. Поэтому так важно уделять достаточное внимание учебе, даже если кажется, что это очень скучно. Начинать нужно с теории, потом переходить к тренировкам. Только после определенного времени регулярных тренировок можно непосредственно применять знания на практике.

Маленькая черепашка слушала рассказ очень внимательно. Она поняла, что для того, чтобы стать настоящей ниндзя, ей еще следует много чего узнать и выучить. После этого она читала книги очень внимательно, прислушивалась к советам старших друзей и много тренировалась. Ведь она отчетливо запомнила, что если бы Рафаэль, Микеланджело, Донателло и Леонардо продолжали легкомысленно относиться к учебе, то потерпели бы серьезное поражение и эта сказка про черепашек ниндзя попросту бы не существовала.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

Жил-был мстительный Ниндзя. Ниндзей он стал по родовой династии. Его прадед был ещё каким Ниндзей, его дед был тем ещё Ниндзей, его отец был вообще не Ниндзей, но всё равно качественно и регулярно избивал подозрительных людей.
В семействе, где вырос мстительный Ниндзя, было принято надевать всё обтягивающее и носить чешки. И ещё, если, скажем, потомственный Ниндзя направлялся куда-либо, непременно брал с собой нунчаки, вилок капусты и розу. Капуста, разумеется, чтобы в случае голода сделать голубцы на скорую руку …или ногу. Это в зависимости от того, что удастся линчевать у врага. Ну а роза, чтобы покорить девицу. Потому что девицы очень любят геройства разного рода. Например, они любят, когда храбрый мужчина втыкает розу вместе с шипами в известное место и карабкается по склону утёса. И роза у него в известном месте трепещет от набежавших ветров. …Нет! Не от того, что трепещет тот, кто карабкается! Запомните: у настоящих Ниндзей задница должна быть крепкой и не трястись, как у какого-то там пьяницы.

И вот, однажды, за обеденным столом, когда прадед наконец-то решился сделать себе харакири, наш мстительный Ниндзя понял, что пора отправляться в путь. Тем более, что аппетит всё равно пропал из-за невоспитанности прадеда, который, вырезав у себя на животе букву «Z», теперь валялся посреди обеденного стола и неприлично булькал. Мать мстительного Ниндзи - разнузданная домохозяйка, одела его, как полагается, во всё обтягивающее. Не пожалела даже своего чёрного пояса и чёрных чулок, и чёрных пажей. Да и ей самой надобность в этих аксессуарах отпала за полной неспособностью мужа грамотно порвать на ней чулки, пуляя пажами во все стороны. ..Капусты в доме не оказалось, но были яйца. И мать отвалила сыночке целый десяток. С розами тоже была напряжёнка… Так как отец заперся в ванной с целым пучком великолепных колючих роз и наотрез отказывался открывать. Видимо, в ванной он репетировал перед зеркалом с розами, доказывая самому себе свою мужскую состоятельность. Тогда мать отдала мстительному Ниндзе их семейный раритет - мексиканский кактус внушительных размеров. Потом заставила сына поцеловать Икону. Так звали их горничную. И когда убедилась, что сын владеет техникой поцелуя, со спокойным сердцем выпнула его за дверь ногой между лопатками. Это специальный обряд на удачу, который должны соблюдать все Ниндзи.

И вот, мстительный Ниндзя, свернув, катясь по лестнице, челюсть, вывалился из отчего дома, навзничь, прямо на тропу войны. Именно так воспринимали все Ниндзи самостоятельный жизненный путь - «тропа войны». Необходимо было тут же начать воевать, но на улице, как назло был праздник. И все шли пьяные, мирные и добрые. Мстительному Ниндзе стало скучно. Показалось, что жизнь не удалась. Необходимо было немедленно стать заметным. Ведь, чтобы прославиться, надо быть на виду. И мстительный Ниндзя стал держаться поближе к толпе, выкрикивать неуместные реплики (неуместные реплики особенно ценятся, создавая впечатление, что у человека есть собственное мнение). Но в тот злосчастный день абсолютно все выкрикивали что-то неуместное, так как были пьяны. Мстительный Ниндзя был обязан вытереть горькие свои сопли и начать оправдывать свой имидж - «мстительный». Ведь он несколько лет его себе придумывал, пока не пришёл к слову «мстительный». Почему именно «мстительный», Ниндзя не знал. Но такая приставка к слову Ниндзя, давала право на личность, на индивидуальность и звучала, как некий вызов. ...Вызов то он и стал бросать всем подряд, больно задевая руками и чешками лица прохожих. Лица распухали, кровоточили. Но люди продолжали петь вдохновенные праздничные песни, и сплёвывая выбитые зубы, шли дальше и дальше.
Он грозился оторвать всем яйца, но тут же понимал, как нелепо выглядит, стоя посреди праздничной площади с кульком яиц и грозя кому-то что-то оторвать. Разуверившись окончательно в везении, мстительный Ниндзя лежал посреди площади, воздев глаза к небу и думал о вечном. О вечном своём невезении. Вокруг него суетилась старуха - мородёрка, которая сочла его за труп, и пользуясь глубокой задумчивостью «трупа», торопливо вытягивала резинку из его трусов (в ту пору, большой дефицит). Мстительный Ниндзя неохотно поворачивался с боку на бок для пущего удобства старухи - мородёрки. …Плыли тучи.

И тут, он увидел её. Девицу. Она шла медленно, слегка приоткрыв рот, выкатив два изумлённых невидящих глаза… По подбородку её тихо катилась прозрачная слюна, и неслышно капала на повязанный поверх гимнастёрки слюнявчик… ОНА! У Ниндзи в районе кишечника что-то ёкнуло. Так пришла к нему первая любовь. Через пять минут пришла вторая, не менее фееричная. И весь последующий час приходила третья, четвёртая, …дцатая… Благо, девиц в городе было немало. Очевидно, что мстительному Ниндзе пора было жениться. Но, он не мог жениться, не показав предварительно своей избраннице традиционного геройства с розой и скалой. Во первых, потому что в избранницах запутался. Во вторых, потому что у него вместо розы был кактус. Да и материн пояс с чулками и пажами несколько сбивал с толку девиц, лишая их всякого стимула к охомутанию данного персонажа.
Мстительный Ниндзя расплакался, лёжа посреди площади. Теперь, он даже встать стеснялся. Ведь старуха - мородёрка таки умыкнула резинку из его трусов, и если бы он встал, трусы бы тут же свалились.
И тут он услышал вблизи от себя: «А чё это он лежит?», «У него кактус!», «Яйца… Не понимаю!? Почём чулки брали?…». Голоса сгущались вместе с сумерками. Над плачущим Ниндзей сомкнулась толпа зевак. Чуть вдали от толпы стали независимо друг от друга кучковаться всяческие девицы. Оказывается, девицы ловились не только на геройство с розой и скалой, а ещё и на непостижимость объектов людской молвы. Щёлкали вспышки фотоаппаратов, и корреспондентские диктофоны тянулись мстительному Ниндзе в лицо. Он, конечно, был лохом. Он, конечно, опозорил всю семейную династию. Он, конечно, обосрался по полной программе. Но!… Но!… На следующее утро проснулся знаменитым. И потом уже и засыпал, и просыпался знаменитым всегда. Даже старуха - мородёрка почла за честь продать на аукционе резинку из его трусов и купить себе на вырученные деньги остров в каком-то океане.

Так мстительный Ниндзя прославился. И уже никто-никто не допускал мысли облажать его, заявив: «Почему Вы называете себя мстительным?»
«Не задавайте глупых вопросов!» - говорили все. И просто хранили его тайну, даже не зная оной. И называли своих детей его именем. А звали его просто - Прохор.
Что непонятного? Если тебе суждено прославиться, ты прославишься. И уж не тебе, чадо, просчитывать небесный алгоритм твоей судьбы. …Династия… Не династия… Чулки, яйца, капуста…

«TMNT»

(Черепашки-ниндзя)

Пролог

В тропических лесах, за многие мили от человеческого жилья, на ночном небе светится столько звезд, сколько я даже представить себе не мог. Здесь, далеко на юге, такие светила и созвездия, каких я никогда раньше не видел. Например, вон та группа звезд, прямо над линией горизонта. Она похожа на свернувшуюся клубком змею. Чудно! Скоро уже месяц, как я смотрю на это небо... И мне все чаще кажется, что змея пытается распрямиться. Может ли такое быть? Как жаль, что я не силен в астрономии, мне бы хотелось больше узнать о том, как устроена Вселенная...

Леонардо закрыл глаза, сделал медленный глубокий вдох, затем выдох, затем еще и еще... Наступило время последней дневной медитации. Время гнать прочь все мысли, игнорировать фи­зическую реальность, которая поглощала его: небо, тропический лес, мягкий шелест крыльев пролетающих мимо летучих мышей и его гамак, висящий в сотнях метров над землей в густой кроне бавольника, или, проще говоря, хлопча­того дерева.

Внезапно пришла мысль, которую он прежде тщательно отгонял прочь: «Дом». Скоро пора возвращаться домой. Перед тем как вновь опус­тошить свою память, предпринимая очередную, теперь уже явно обреченную на провал попытку отправиться по тропе Самандхи - вселенско­го сознания, обитающего вне времени и про­странства, - Леонардо улыбнулся.

И тут он услышал ружейные выстрелы. Они доносились со стороны деревни, что находилась недалеко от места его пребывания. Леонардо сразу понял, что время покоя и тишины пока не пришло.

Мы высоко ценим вашу щедрость и впредь обязуемся защищать деревню, - вещал неуклю­жий, толстый человек. - Необходимо помнить, что джунгли могут быть чрезвычайно опасны. Ба-ха-ха-ха-ха!

Двое других подхватили гогот своего босса. Жители деревни - мужчины, женщины и дети ­складывали перед ними остатки своего жалкого скарба. Джип рэкетиров уже был завален подношениями.

Бессердечные злодеи называли себя криминистoc . Это была полувоенная организация, которая безжалостно грабила население, поль­зуясь тем, что правительство никак не защи­щает простых людей в глухих уголках страны. У каждого криминистoc имелся автомат.

Их главарь, Пантера, внезапно указал на оже­релье на шее одной из женщин.

Славные бусы. Давай их сюда! - приказал он.

Но это... это семейная реликвия, - воспротивилась несчастная, не трогаясь с места.

Кортес, Бризуэла, - окликнул своих охран­ников Пантера. - Притащите-ка мне это ожере­лье вместе с хозяйкой. Живо!

Двое громил бросились к женщине, но вне­запно... ВЖИК! Собравшиеся успели заметить, как что-то металлическое сверкнуло в воздухе, а затем тяжелая железная цепь обвилась вокруг шей обоих криминистoc . Кортес и Бризуэла без сознания рухнули на землю.

Опешивший Пантера и жители деревни как по команде повернулись к опушке леса.

Призрак джунглей! - прошептал какой-то мальчик. Его страх уступил место надежде.­ Бог джунглей всегда наказывает тех, кто оби­жает слабых.

Покажись! - прокричал Пантера, продолжая пялиться на темные силуэты деревьев и потихоньку отступая к джипу. - Я не боюсь призра­ков. Меня не испугать пустыми россказнями.

В этот момент в темноте позади него сверк­нули два глаза.

Вообще-то, дружище, я черепаха, - ухмыль­нулся Леонардо, поигрывая катаной.

Пантера резко развернулся и вскинул авто­мат, собираясь выпустить очередь, но Леонардо сделал едва уловимое движение, и оружие выле­тело из рук бандита.

Ты... ты не призрак, - пробормотал Панте­ра, пытаясь достать пистолет из кобуры.

А ты, - проговорил Леонардо, выбивая пи­столет у него из рук, - не человек!

С этими словами он подпрыгнул высоко в воздух, одновременно убирая катану в ножны, и нанес сокрушительный удар Пантере в челюсть. Застонав, предводитель криминистoc упал на спи­ну и отключился.

Призрак джунглей! - крикнул мальчик, бро­саясь к Леонардо.

Толпа качнулась за ним. Пришла пора поки­дать поле боя.

Не призрак, - мягко ответил Леонардо, - а ниндзя.

Грабитель несся со всех ног, всё увеличивая разрыв между собой и тремя преследующими его полицейскими. Он был молод, строен и в от­личной спортивной форме, - и вскоре стал для них недосягаем. Понимая, что его не поймать, стражи порядка прекратили погоню.

«Эх!.. Сосунки! - усмехнулся про себя граби­тель, понемногу снижая скорость. Теперь он мог с легкостью затеряться в толпе, довольно плотной в это время суток в Челси - одном из районов Манхэттена. «Хорошо, что этот неуго­монный город никогда не спит!» - думал он.

Он остановился, чтобы оглянуться на своих преследователей, и чуть не упал от изумления. В воздухе над головами полицейских парил уголь­но-черный гоночный мотоцикл! И, что хуже все­го, - адская машина направлялась прямо к нему!

Грабитель бросился наутек, но было слишком поздно. Мотоцикл летел, как молния, и настиг его в считанные секунды.

Крепко зажав в руке конец тяжелой металли­ческой цепи, мотоциклист, одетый во всё чер­ное, в черном шлеме с затемненным забралом, ловко закрутил свое оружие вокруг шеи и пра­вой руки грабителя и поднял его в воздух.

Ты что, псих? Немедленно отпусти меня! - ­завопил тот.

Но мотоциклист не внял его отчаянным воп­лям. Он понесся вперед и доставил преступника прямо к дверям полицейского участка, попутно успев окунуть незадачливого пленника во все мусорные ящики, стоявшие вдоль Девятой аве­ню. Затем развернул своего «железного коня» и направил его через весь город к окраинам Ист­-Сайда - на поиски новых правонарушителей.

Выехав на пустынную улицу, мотоциклист остановился у закрытого журнального киоска. На ветру скрипел, качаясь, знак автобусной ос­тановки.

Встав так, чтобы его лицо скрывала темно­та, мотоциклист приподнял забрало шлема и просмотрел газетные заголовки в витрине: «Таинственное спасение женщины из горяще­го здания», «Полиция хочет задать несколько вопросов мотоциклисту, получившему прозви­ще «Ночной Дозорный» и «Кто скрывается под именем «Ночной Дозорный?».

Усмехнувшись, мотоциклист снял шлем и поправил красную бандану.

Отлично, - произнес Рафаэль. - Ночной Дозорный определенно пользуется у прессы ус­пехом!

Затянув ремешки шлема, он нажал на газ, и мотоцикл, выпустив облачко дыма, с диким ре­вом понесся прочь.

«Вот бы Леонардо видел меня», - думал Рафаэль, очень довольный собой.

От страха Микеланджело вытаращил глаза.

Они окружили меня! Что мне делать? Что делать? - в отчаянии шептал он.

Расслабься, Микки. Вспомни, чему тебя учили. Всё будет хорошо, - раздался в наушни­ках спокойный голос Донателло.

Размахивая пенопластовыми нунчаками, тол­па ребятишек в пестрых колпачках, которые принято надевать на дни рождения, кинулась к нему. Микеланджело, облаченный в маскарад­ный костюм, тяжело вздохнул. Придется отра­жать атаку.

Хватайте его! - крикнула девочка с тор­чащими в стороны косичками. - Хватайте Ковабанго Карла!

Хватайте эту чертову черепаху! - надрывал­ся ее приятель, методично лупя Микеланджело по спине. Два других мальчугана старательно цеплялись за его ноги.

Микеланджело упал на колени. «О! Да это больно!»

В следующую минуту дети так же внезапно, как и появились, выбежали за дверь с востор­женными криками:

Торт! Торт!

Мне можно уйти? - прошептал Микеланджело, лежа на полу.

Не суетись, - ответил Донателло. - Скоро закрываемся, Жевастик. В два.

Девчонка со смешно торчащими косичка­ми протопала на кухню и с громким криком «Киийя!» пнула Микки.

Это мой самый лучший день рождения, ма­мочка! - в восторге выпалила она.

Через несколько минут Микеланджело мед­ленно поднялся, растирая ноющие бока.

Есть и другие, более легкие способы зараба­тывать себе на жизнь, - пробормотал он.

К нему подошла молодая женщина.

Ковабанго Карл! - воскликнула она. - Вы потрясающий! Просто потрясающий! Вы заме­чательно провели праздник!

Он вложила ему в ладонь туго набитый кон­верт, и Микеланджело сразу почувствовал себя значительно лучше.

Покинув роскошные апартаменты, Микелан­джело вышел из здания и направился к микроав­тобусу, припаркованному недалеко от входа. По обоим бортам машины были изображены огром­ные черепахи - персонажи популярного мультика. Надписи под ними гласили: «Ковабанго Карл».

Донателло распахнул задние двери и, ког­да Микеланджело забрался внутрь, помог ему снять огромную голову Ковабанго Карла. Затем он оторвал фальшивую молнию, приклеенную по центру нижнего панциря брата. Утомленный Микеланджело плюхнулся на пассажирское си­денье автомобиля.

Ну разве не весело, Микки? - спросил Донателло, закрывая двери. - Я имею в виду роль Карла, - добавил он со смехом. - Кроме того, за него неплохо платят.

Твоя правда, - согласился Микеланджело.

Он достал из-за пояса пухлый конверт и пачку купюр. Пока брат подсчитывал дневной заработок, Донателло завел машину и повел ав­томобиль прочь из города, в южном направле­нии. Он добрался до заброшенных складских помещений, нажал кнопку на пульте дистан­ционного управления, и огромные ворота рас­пахнулись. Донателло направил фургон внутрь. Убедившись, что ворота за ними плотно закрылись, братья вышли из автомобиля.

Они спустились в канализационный люк, замаскированный в полу склада. Микеландже­ло бодро объявил: «Лапу-у-уля! Я до-о-ома!» - и пинком распахнул двустворчатую дверь, веду­щую в черепашье логово.

Деньги-деньги-денежки, - мурлыкал Дона­телло. - Со своей доли я куплю новый фильтр для воздухоочистителя. Скоро у нас будет заме­чательный кондиционер.

А мне бы очень хотелось, чтобы ты изобрел робота для нудной домашней работы, - отве­тил брат, развалился на диване и потянулся за пультом.

Микеланджело! - донеслось до него.

Микеланджело поспешно выключил телеви­зор и вскочил на ноги, почтительно склонив голову:

Да, сенсей.

В комнату вошел Сплинтер, их отец и учи­тель. Конец его трости грозно нацелился в сто­рону Микеланджело.

Сенсей? - недоуменно переспросил Микеланджело, затем его внезапно осенило: - Ну конечно же!

Ухмыляясь, он бросился к своему рюкзаку и достал оттуда завернутый в фольгу кусок торта.

Угощайтесь, мастер.

Ух ты, со сливочным кремом и глазурью! - расплылся в счастливой улыбке Сплинтер, раз­ворачивая сладкое угощение. - Мой любимый!

Теплоход «Святой Филипп», недавно прибыв­ший из Белиза, разгружался у причала Джерси-­Сити. Огромный кран медленно опускал груз - тяжелый деревянный ящик с крупными надписями: «Грузоперевозки О"Нил».

Аккуратнее! Это вам не коробка с рыбой! - ­вскрикнула Эйприл О"Нил, подходя к ящику. «Последний», - гордо отметила она про себя.

Девушка достала мобильник и ткнула кнопку автоматического набора номера. Телефон на другом конце зазвонил и продолжал звонить... звонить, звонить и звонить.

Кейси, ну где же ты? - нетерпеливо про­бормотала Эйприл.

В местечке под названием Ред-Хук, по со­седству с Бруклином, Кейси Джоунс сладко спал на кушетке в апартаментах, которые они снимали пополам с Эйприл. Даже орущий на всю катушку телевизор не мог перекрыть его громкий храп. Так что у звонящего телефона не было ни малейшего шанса быть услышанным. Помогла двухсекундная пауза между рек­ламными роликами.

Ч... что?.. - сквозь сон пробормотал Кейси.

Телефон?.. Бог мой... Куда я его засунул?.. - ­проговорил он, медленно поднимаясь с кушетки.

Кейси в нерешительности оглядел необъят­ное помещение второго этажа. Книжные шка­фы делили его на несколько зон. В одной из них помещались открытые ящики, доверху за­битые картами и толстенными путеводителями с загнутыми уголками страниц, в другой - раз­нокалиберные гантели и штанги, тренажер, имитирующий греблю на байдарке, и разбро­санные в беспорядке пачки журналов.

На кухне, - определил Кейси и поспешил на звук телефона, переступая через грязную одежду, кучами валявшуюся на ковре.

Наконец Кейси добрался до кухни. Гора гро­моздящихся на полу пустых коробок из-под пиццы напоминала модель Пизанской башни. Грязная посуда занимала всё остальное видимое пространство.

Вот ты где! - проговорил Кейси, добравшись до раковины. - Говорите, - произнес он, извлекая оттуда телефон.

Кейси хлопнул себя по лбу. Эйприл! Ее тон не предвещал ничего хорошего.

А... Так ты сегодня вернулась, детка? - спросил он, почесывая подмышку.

Секунду Эйприл молчала.

Да, я вернулась сегодня. К тебе. После месяца, проведенного в дремучих джунглях, - наконец ответила она и разочарованно добавила:­ - Я думала, ты встретишь меня в порту.

Прости, детка, я, должно быть...

Эйприл перебила его:

Забудь. Я возьму такси, - холодно бросила она и отключилась.

Кейси положил телефон обратно в ракови­ну. «Хорошенькое дело, Кейс», - пробормотал он, сердито пиная носком шлепанца картонную Пизанскую башню.

Мне скучно! - трагическим тоном провоз­гласил Микеланджело, входя в комнату Дона­телло.

Брат, казалось, не обратил на него ни малейше­го внимания. Он сидел, скрючившись над своим рабочим столом. Последние изобретения раз­личной степени завершенности были развешаны на стенах. Внутренности компьютера валялись на полу вперемежку с проводами и кабелями, которые скручивались и извивались по всей ком­нате, словно гигантские порции спагетти.

Дон, тебе когда-нибудь приходило в голову, что ты рожден для чего-то большего? Иногда мне кажется, что мы попросту прозябаем в той же стеклянной банке, где сидели детьми. Я хочу сказать: что ни день, всё одно и то же...

Донателло повернулся к брату. Его глаза, многократно увеличенные толстенными лин­зами рабочих очков, придавали ему сходство с гигантским насекомым.

Привет, Микки! - отозвался он. - Ты что-­то сказал?

Микеланджело уставился на Донателло и по­старался взять себя в руки, чтобы не наговорить брату всяких обидных слов, а потом развернуть­ся и выйти из комнаты. Он молча вернулся в гостиную, упал на кушетку и зажмурился. Когда мгновение спустя он вновь открыл глаза, то с удивлением обнаружил, что поодаль сидит Сплинтер. Микеланджело не слышал его шагов. Однако вот он, Учитель: невозмутимо потягива­ет чай, положив ногу на ногу.

Микеланджело, - начал Сплинтер. - Скука ­это не чьи-то коварные происки. Это всего лишь отражение твоего внутреннего мира. Наполни себя радостью изнутри, и в твоей жизни поя­вится смысл.

Микеланджело сделал вид, что глубоко за­думался, и вновь приложил максимум усилий, чтобы не сказать что-нибудь такое, о чем потом придется пожалеть.

Да, Учитель, - угрюмо проговорил он. Сплинтер неслышно вышел из комнаты. Ми­келанджело включил телевизор. Незнакомый репортер докладывал:

«...полицейские поставлены в тупик. Совершен ряд необычных преступлений, похожих на акты возмездия и направленных против представителей криминального мира. По мнению властей, их совершает некая зага­дочная фигура, известная под именем Ночной Дозорный. Его деяния будоражили город весь последний год. Несмотря на то, что жертвами Ночного Дозорного становятся в основном гра­бители и убийцы, его собственные действия расцениваются как особо жестокие».

Микеланджело потянулся к столику у кушет­ки, достал «поляроид» и сфотографировал жур­налиста, после чего выключил телевизор и стал ждать, когда проявится снимок.

На фотографии проступило лицо репорте­ра. Микеланджело наклонился и вытащил из-под кушетки альбом. Внутри было множество газетных вырезок, посвященных безымянному городскому мстителю. Микеланджело поместил фотографию на чистую страницу.

Об этом я как раз и говорю! Патрулировать улицы, хватать с поличным мерзавцев, которые считают себя выше закона! - с жаром прого­ворил он. И, подражая голосу комментатора, продолжил: - Но они не могут стать выше его закона.

В этот момент в комнату вошел Донателло, держа в руках свое очередное изобретение.

Но, Микки, он сам негодяй! Любой, кто действует вне правил и рамок закона, является преступником. Н должен быть заключен под стражу.

Очень похоже на спор четырех черепашек, с которыми я некогда был знаком. - В ком­нате появился и с порога вступил в разговор Рафаэль. - Разве тебе не нравится то, что эти отбросы общества в конце концов оказываются за решеткой, а, Донни?

Я не против, чтобы те, кто этого заслуживает, попадали в тюрьму. Но кто поручится, что сам Ночной Дозорный однажды не переступит черту? - спросил Донателло.

А я считаю, что он как раз и есть тот защитник, который нужен нашему городу, - возразил Рафаэль. - Такой, какими следовало бы стать нам с вами.

Гордо выпятив грудь, Рафаэль самодовольно взглянул на Донателло.

Существуют дурацкие нормы, через которые не могут переступить даже полицейские, ­добавил он. - Но кто-то должен сделать это за них. Н тогда страх становится оружием.

У тебя сознание неандертальца, - проговорил брат, отступая на шаг.

Рафаэль сделал обманный выпад в сторону Донателло, которого неожиданное движение брата застало врасплох.

Я стою на своем, - усмехнувшись, проговорил он.

Рафаэль! - донесся сердитый голос Сплин­тера. - Если хвастовство - единственное, что помогает тебе отстоять свою точку зрения, сда­ется мне, у тебя нет никакой точки зрения вов­се. Кстати, где ты был? С недавнего времени ты всё чаще и чаще пропадаешь...

Рафаэль опустил голову:

Простите, Учитель.

Затем, не говоря больше ни слова, он вышел. Он не вернулся к ужину и даже не присоеди­нился к Учителю и братьям во время вечерней медитации.

В эту ночь Сплинтер оставил дверь в свою спальню открытой. Время от времени он при­стально вглядывался в темноту, затем внезап­но откинул одеяло и опустился на пол. Слабый лунный свет освещал его коленопреклоненную фигуру.

В проеме двери возник силуэт в дорожном плаще.

Входи, - пригласил Крыса.

Крыса жил в логове вместе с черепашками. Когда-то он был человеком - ученым - и прово­дил научные опыты. Но в лаборатории произо­шел взрыв, в результате которого он подвергся генетической мутации и принял облик своей любимой домашней крысы. Обширные знания, которыми он обладал, никуда не исчезли. С тех пор Крыса проводил почти всё свое время в логове, упражняясь в боевых искусствах и ме­дитируя, только в исключительных случаях со­провождал своих воспитанников - черепашек ниндзя - на поверхность. Но все-таки главным наставником Леонардо, Донателло, Рафаэля и Микеланджело оставался мастер Сплинтер...

Леонардо шагнул в спальню и встал на коле­ни - лицом к своему отцу и Учителю, почтительно склонив голову.

Я вернулся из тропических лесов, мастер. Год испытаний подошел к концу. Я готов к следующему шагу.

Взгляд Сплинтера, обращенный на Леонардо, лучился любовью.

Вот ты и дома, сын мой, - с гордостью проговорил он. - Теперь всё, чему ты научился за время своего отсутствия, найдет применение в повседневной жизни. И это будет самым трудным испытанием.

Он протянул старшему из своих сыновей старинный медальон.

Ты хорошо потрудился, сынок, и заслужил это.

Я скучал по тебе, Леонардо, - сказал Сплинтер, вставая на ноги.

Леонардо последовал его примеру.

Я тоже скучал по тебе, отец.

Они обнялись.

Меня пугают перемены, которые произо­шли с твоими братьями с тех пор, как ты поки­нул родной дом. Их настроение... их душевный разлад... - Сплинтер вздохнул. - Но теперь, ког­да ты вернулся, у них вновь будет лидер, кото­рого им так не хватало. Ты нужен своей семье. Понимаешь?

Я... я понимаю, сенсей, - ответил Леонардо, проглотив комок в горле.

Сплинтер, еще не видя Рафаэля, почувство­вал его присутствие.

Рафаэль, - позвал он. - Твой брат вернулся.

Рафаэль вошел в комнату, изо всех сил стара­ясь скрыть смущение. Эх, как неприятно, что Учитель застукал его...

Братья чувствовали себя неловко, избегали встречаться взглядами.

Привет, - сказал Леонардо.

Привет, - отозвался Рафаэль, стараясь не смотреть на медальон брата. - Мои поздравления.

Спасибо, - кивнул Леонардо.

Рафаэль замялся.

Ну, я пошел спать, поздно уже, - наконец изрек он, притворно зевнув, и выскользнул в прихожую.

Максимилиан Винтерс проснулся среди ночи в холодном поту. Сердце бешено колотилось в груди. Как наяву перед ним мелькали острые когти и оскаленные зубы, рога и клыки, свер­кающие доспехи и блестящие лезвия... Кровь лилась рекой, он слышал шум битвы, видел ис­каженные лица воинов, схлестнувшихся в смертельной схватке...

Окончательно проснувшись, Винтерс с облег­чением вздохнул.

Кошмар, - сказал он. - Просто очередной ночной кошмар.

Он поднялся с огромной, сконструированной специально для него кровати, именуемой Полтрона Фрау. Винтерс оглядел свою комнату и улыбнулся. Ее интерьер - лучшее доказательство совместимости стиля ретро и современного техно. Сверкающие стулья от Рети, кушетка от Свон, шестьдесят светильников от Вико Магистретти... И всё это на фоне стен, искусно выложенных мозаикой итальянского мастера Моса, сочетающей в себе мотивы современного технополиса и изысканные реликвии древнего рода Винтерсов. Небоскреб Винтерс-Тауэр - из затемненного стекла и закаленной стали, творение архитекто­ра Рема Кулхауза, - олицетворял собой деньги, тайну и власть. Как и его владелец, Максимилиан Винтерс.

После обычной утренней зарядки - комбина­ции восточных единоборств и американского бокса - Винтерс побрился и оделся. Он покинул личные апартаменты, занимавшие практичес­ки весь верхний этаж башни, и вошел в свой офис - огромный кабинет с богатой библио­текой исторических романов и коллекцией во­енных трофеев и антиквариата. Из огромных эркерных окон весь город был виден как на ла­дони. Винтерс чувствовал себя его полновласт­ным господином.

Он отвернулся от окна и нажал кнопку в сте­не. Вид за окном стал меняться, обзор сужался. Огромный офис медленно заскользил вдоль фа­сада башни.

Кабинет Винтерса размещался в лифте. Сколь­ко энергии было вложено в его создание...

Эй, что со светом? - воскликнул Микелан­джело, когда лампочки внезапно погасли, а при­боры перестали работать.

Без паники! У меня всё под контролем! ­- отозвался из лаборатории Донателло.

Пахнет дымом и горелыми проводами, - заметил Леонардо.

Под контролем! Под контролем! - успел прокричать Донателло, прежде чем раздалось внезапное БУМ ! Лампочки, вспыхнув на не­сколько минут, отчаянно замигали и вновь погасли.

Леонардо и Микеланджело вздрогнули. Мимо них пронесся перепачканный в саже Дона­телло.

Не волнуйтесь! - выкрикнул он на бегу. - Я просто устанавливаю кондиционер. Совер­шенно не о чем беспокоиться.

И он скрылся в трубе.

Здраво рассудив, что Донателло, скорее все­го, действительно держит всё под контролем, Леонардо обратился к Микеланджело:

Кстати, как дела у Эйприл и Кейси? Я ожи­дал, что они объявятся после моего возвраще­ния.

Микеланджело пожал плечами:

Мы теперь нечасто видимся. Эйприл мно­го работает... а Кейси, кажется... Ну, не знаю... С недавних пор он изменился. Может быть, ни­как не привыкнет опускать за собой сиденье уни­таза - ведь они с Эйприл стали жить вместе...

А как поживает его хоккейная маска?

Не знаю, братишка. С тех пор, как на прилавках появился «Ночной Дозорный», я весь в чтении.

Леонардо вскинул голову.

- «Ночной Дозорный»? Ты подсел на новый комикс, Микки?

Вот ключ к разгадке, - сказал Рафаэль, входя в комнату. Он сунул руку под кушетку и вытащил оттуда альбом Микеланджело, куда тот вклеивал вырезки о «Ночном Дозорном». ­Наследие супергероя городских новостей, - до­бавил он, бросая альбом Леонардо. - Достояние верного фаната Микки.

Можешь сколько угодно подшучивать надо мной, Раф, - парировал Микеланджело, - но если будешь хорошенько качать мускулы и пра­вильно питаться, то в один прекрасный день, может быть, станешь таким же крутым, как Ночной Дозорный.

Мне остается надеяться на это, Микки. Только надеяться... - с ухмылкой ответил Рафаэль. Он откровенно наслаждался тем, что сохраняет свое инкогнито. Особенно ему нра­вилось водить за нос братьев.

Леонардо пробежал глазами вырезки. Его ли­цо выражало недовольство.

Этот парень вляпается в историю и навле­чет беду на всех нас, - хмуро проговорил он. -

Рисовка и издевательские выходки не могут заменить правосудие. Он слишком занят само­любованием. Кто-то должен поговорить с этим головорезом начистоту.

Рафаэль посерьезнел. Он не стал вступать в спор с Леонардо и молча удалился в спальню. «У него это в голове не укладывается, - гово­рил себе Рафаэль. - Ни у кого не укладывается. Держу пари, что Кейси мог бы понять меня - ­когда-то и он был мстителем».

Рафаэль вошел в комнату и плотно прикрыл за собой дверь. Взгляд его упал на фотографию в рамке, на которой были запечатлены они с Кейси Джоунсом. Рафаэль долго смотрел на нее и представлял, чем сейчас занят его старый друг...

А в этот момент Кейси Джоунс, согнувшись в три погибели, держал оборону в аллее город­ского парка. Самый разгар хоккейной баталии. Мусорные баки изображали штанги ворот, а расставленные по периметру пакеты из-под мо­лока ограждали площадку.

Эй, ты - вне игры! - вопил Кейси.

Ничего подобного, Космо-Кейс! - закричал в ответ один из подростков, пробегая мимо. Концом своей клюшки он тянулся к теннисно­му мячу. Быстрым движением руки мальчишка послал мяч вперед, прямо в мусорный бак. Тот с грохотом перевернулся.

Гол! - оглушительно заорал нападающий, победоносно подняв клюшку над головой.

Погоди, - ответил Кейси, - игра еще не закончилась.

В это время на втором этаже высотного дома, который стоял на противоположной стороне улицы, распахнулось окно.

Бобби! Обедать!

Но, мам, мы только начали выигрывать!- заныл Бобби.

Роберт! - строго прикрикнула мать.

Пока, парни, - понуро сказал Бобби, разворачиваясь.

Эй, арестант! - усмехнулся Кейси. - Желаю весело провести время со своей мамочкой!

Но его радость была преждевременной. На тротуаре появилась Эйприл, одетая в черный деловой костюм. Она держала в руках белоснеж­ную сорочку и галстук.

Ох, Эйприл! - заныл Кейси. - Мы ведь только-только начали...

Пожалуйста, мисс О"Нил! - подхватил кто­-то из мальчишек. - Можно Кейси останется и поиграет еще хотя бы пять минут? Ну пожа-а-а­алуйста!

Не сегодня, молодые люди, - сухо прогово­рила Эйприл. - Мистеру Джоунсу придется на несколько часов притвориться взрослым.

Кейси знал, что спорить бесполезно. Он по­дошел к Эйприл, и они вместе зашагали вниз по улице к своему дому.

Первой нарушила молчание Эйприл.

Мне нужна твоя помощь, - сказала она. ­- Ты должен проконтролировать доставку.

Настроение Кейси немного улучшилось. Эйприл нуждалась в нем! Призвав на помощь все свои актерские способности, он ответил, подражая Арнольду Шварценеггеру:

Итак, фам нужны мой фунтастический мускуль ?

Но Эйприл не оценила шутки. Даже не удостоив Кейси взглядом, она приказала:

Надевай рубашку и галстук.

«С тех пор как Эйприл вернулась... ну... отту­да, где была, - подумал Кейси, - она стала такая встревоженная... словно натянутая струна». Он положил ей на плечо ладонь в надежде, что этот знак внимания не останется незамеченным, но Эйприл продолжала шагать вперед, погрузившись в собственные мысли. Кейси убрал руку, гадая, что бы еще сделать, чтобы наладить их отношения.

В молчании они пересекли торговый центр, миновали доки Джерси-Сити и подошли к мер­цающему огнями небоскребу Винтерс-Тауэр.

Мистер Винтерс, пришли мисс О"Нил и ее ассистент, - проговорил в микрофон секретарь приемной.

Эйприл и Кейси ждали в роскошном холле. Все пространство от пола до высокого сводча­того потолка блистало мраморной отделкой. Пол был выложен плиткой в виде гигантского календаря ацтеков.

Кейси, одетый в белую рубашку и галстук, стоял в нескольких шагах позади Эйприл. Рядом возвышался деревянный ящик - тот самый, что прибыл на «Святом Филиппе».

Ассистент? - пробормотал Кейси, нервно теребя галстук. Он оглядел огромное помеще­ние, заполненное древним оружием, выставлен­ным в стеклянных витринах, и хрупкими на вид вазами на мраморных пьедесталах.

Пропустите их ко мне.

После недолгой поездки на лифте Эйприл на­правилась к открытым дверям офиса Винтерса. Кейси сгибался под тяжестью ящика, пытаясь угнаться за ней.

Мисс О"Нил! - с шутливой галантностью приветствовал девушку Винтерс. - Вы осле­пительны. Тридцать дней в дремучих лесах Амазонки - и очаровательны, как всегда.

Он расцеловал ее в обе щеки, и Кейси почувс­твовал, как кровь бросилась ему в лицо.

Привет, Макс, - сказала Эйприл. - Это мой... э... друг. Кейси Джоунс.

Привет, Крис, как дела? - небрежно бро­сил Винтерс.

Собственно, мое имя... - начал было Кейси.

Но Винтерс не слушал его.

Так как прошло твое путешествие, Эйприл? - спросил он.

Нормально, - беззаботно ответила девушка. - Чиновники - взяточники, проводники - предатели. Все повязаны. Все гонятся за деньгами.

Эйприл и Винтерс рассмеялись. Кейси теребил ворот рубашки - он явно чувствовал себя не в своей тарелке.

Но игра стоила свеч, Макс, - сказала Эйприл и после небольшой паузы объявила: - ­Я нашла его. Четвертого генерала.

Винтерс улыбнулся. Эйприл повернулась к своему спутнику:

Давай лом, Кейси.

Эйприл быстрым и точным движением вскрыла переднюю стенку ящика. С глухим стуком деревяшка упала на пол.

Винтерс подошел ближе, а Эйприл и Кейси посторонились, пропуская его.

Слава богам, - прошептал Винтерс. Он не сводил глаз с того, что находилось внутри ящи­ка. Это была двухметровая фигура, выточенная из гранита и обсидиана, - воин, облаченный в доспехи, стилизованные под орлиное оперение. Винтерс провел рукой по его шлему.

Макс, могу я задать тебе один вопрос? - ре­шилась Эйприл.

Да, конечно, - ответил Винтерс, не сводя глаз с каменного изваяния.

Я очень благодарна тебе за предоставлен­ную возможность, - начала Эйприл. - Если бы не ты, я бы так и продавала по мелочам анти­квариат... Но я должна спросить... Откуда такая привязанность именно к этим произведениям искусства? До нашей встречи я никогда не слы­шала легенду о Яотле.

Винтерс отошел от статуи. Он не смотрел на Эйприл и Кейси, его взгляд был устремлен на доспехи, развешанные по стенам.

Хорошо, - сказал он. - Позволь рассказать тебе одну историю...

Это случилось много лет назад, Эйприл,­ - начал Винтерс, не обращая на Кейси ни малей­шего внимания. - Где-то в то время, которое теперь принято называть тысяча шестым го­дом до Рождества Христова. Почти три тысячи лет назад. То, о чем я расскажу, произошло задолго до расцвета цивилизаций майя, ацте­ков и даже ольмеков. Это было время легенд. Время величия. В тот мир пришел человек по имени Яотль. Это был не совсем человек, а ско­рее некая сила природы. Яотль Таинственный. Яотль-3авоеватель. Яотль и четверо его воинов­жрецов - генералов.

Начав с тех мест, что именуются сейчас цент­ральной Бразилией, и двигаясь на север, Яотль и его генералы разрушали и подчиняли себе всё, что попадалось им на пути. От всех народов и культур, которые истребляли последователи Яотля, они брали самое ценное: магию и науку. Как ураган, неслись они по земле, и с каждым новым завоеванием обладали всё большим зна­нием и могуществом.

Легенда Винтерса настолько увлекла Эйприл, что она не могла вымолвить ни слова. Да и сам Винтере, казалось, был полностью поглощен своим рассказом.

После уничтожения культуры паксмеков - мирного содружества городов-государств ­Яотль и четверо его генералов нацелились на удаленный, спрятанный от людских глаз город Ксалику. Ксалика дала миру культуру, основан­ную на тайном знании, удивительной магии и собственной технологии. Культура Ксалики считалась родной сестрой легендарной культу­ры атлантов.

Для хищника, подобного Яотлю, Ксалика была как красная тряпка для быка. Его армия состояла почти из миллиона воинов. Когда его войска приблизились к Ксалике, Яотль и его генералы использовали черную магию, чтобы создать Врата Теней.

Сверяя свои военные действия по звездам созвездия Кикин, они воспользовались Вратами Теней, чтобы открыть портал в другой мир. Темный мир, название которому - Кзула.

Целая армия монстров Кзулы ринулась на землю: василиски, химеры, сильфиды, минотавры, мантикоры, гидры, грифоны и прочие, прочие, прочие... Их главной мишенью стала Ксалика. По крайней мере, таков был план Яотля: контролировать монстров и направить их против Ксалики.

Но монстры не признавали никаких союзни­ков. Они убивали врагов, всех врагов... в том числе и воинов Яотля. Такой кровавой бойни мир не знал ни до, ни после тех событий.

В конце не было победителей - лишь кучка счастливцев, что сумели выжить в этой мясо­рубке. Яотль уничтожил Врата Теней прежде, чем другие монстры смогли проникнуть в наш мир, но было поздно, слишком поздно...

На Яотле и его генералах лежит вина за унич­тожение самой великой культуры, которая ког­да-либо существовала в нашем мире. Утерянные знания Ксалики никогда не будут восстановле­ны... Никогда, - добавил Винтере шепотом, за­канчивая свою историю.

Потрясающая легенда, Макс, - отозвалась Эйприл, толкая в бок задремавшего Кейси. Пока тот протирал глаза, она спросила: - А ты не ду­маешь, что это может быть...

Винтерс не дал ей договорить:

Что ты, вовсе нет. Как ты совершенно справедливо заметила, это всего лишь леген­да. - Вновь повернувшись к статуе, он коротко бросил: - Секретарь оплатит все ваши расходы.

Спасибо... э-э... и до свидания, Макс, - ­проговорила Эйприл. Быстро схватив Кейси под руку, она поспешила покинуть офис Вин­терса.

Внизу в холле Эйприл резко остановилась и повернулась лицом к Кейси. Они стояли рядом с древней перуанской вазой, возвышавшейся на мраморном пьедестале.

О, нет! - воскликнул Кейси. - Этот взгляд. Что я опять сделал не так?

Ответ Эйприл прозвучал резко:

Кейси Джоунс, я дала тебе шанс. Я дала те­бе шанс стать человеком, стать лучше. И что ты сделал? Ты уснул!

Но это была такая нудная легенда! - вос­кликнул Кейси, готовый излить на Эйприл на­копившееся раздражение. - И знаешь, если бы ты проводила дома больше времени, чем четы­ре дня в месяц, то могла бы догадаться, что я со­вершенно не интересуюсь подобными вещами!

Эйприл покосилась на вазу.

Потише... - начала было она, но Кейси уже понесло:

Да, я такой - вполне пригоден для перенос­ки тяжестей, одет как шут гороховый! Мартышка в приемной назвала меня ассистентом, ты пред­ставила меня как своего «э-э-э... друга». Не на­до мне этого! - Чтобы подчеркнуть твердость своих намерений, Кейси сделал выразительный жест. Его правая рука толкнула вазу, та упала на пол и разлетелась вдребезги.

Охранная сигнализация не заставила себя ждать: завыла сирена, а все окна и двери небо­скреба были немедленно заблокированы.

Ой! - сказал Кейси, и его гнев мигом испарился.

Эйприл потерла виски.

О боже! Дай мне сил! - пробормотала она. - Дай мне сил...

Теперь вы можете выйти, - проговорил Винтерс, вдоволь насмотревшись на статую.

Из темного угла офиса показались четыре фигуры: женщина в плаще с капюшоном и япон­ской маске Но и трое ниндзя из клана Фут.

Ваши таланты выше всяких похвал, Караи, - отметил Винтерс, поворачиваясь лицом к ним.

Так же, как и ваши, - отозвалась женщина, снимая маску. - Большинство не замечают нас, пока мы сами этого не захотим.

Ну, я как раз на этом и специализируюсь, - скривив губы в усмешке, ответил Винтерс. - Но займемся делом. Кроме тех задач, которые при­вели вас в Америку, намерены ли вы рассмот­реть и мое предложение?

Лидер клана Фут опустила глаза.

Я должна признаться, что до сих пор не знаю, что конкретно мы должны для вас сделать.

Винтерс подошел к окну. Город, раскинув­шийся внизу, светился тысячами разноцветных огней.

Мне нужны острый глаз и сноровка истин­ных ниндзя, чтобы следить за городом в течение нескольких дней, - проговорил Винтерс.­ - Наблюдайте внимательно и отмечайте всё, что покажется вам более или менее странным.

В этом месяце состоялась премьера римейка фильма «Черепашки-ниндзя». Поколение, выросшее в 90-е годы, знает эту четверку рептилий-переростков и их учителя Сплинтера по одноименному мультсериалу выходившему в конце 80-х, а также трем игровым фильмам. Но многие, кто фанател от них в детстве, не знают, как начинался их путь и как они появились на свет. Скептики скажут, что это и не обязательно знать. Их мы оставим в стороне и все же поведаем эту интересную историю длиною в 30 лет.

Этот зеленый квартет был придуман двумя художниками-друзьями, Кевином Истменом и Питером Лердом. А родился он из обычного шаржа. Истмен нарисовал черепашку, надел на нее маску и дал в руки нунчаки, Лерд последовал по стопам друга. Новые герои стали не просто черепашками-ниндзя, но еще и подростками мутантами. Так что во многом пубертатный возраст оправдывает шалопайство этой компании.

Идея так понравилась друзьям, что они решили издать целый комикс. Через пару месяцев после этой дружеской дуэли двух художников, примерно в конце февраля - начале марта 1984 года, был готов первый выпуск. Комикс получил название "Подростки мутанты черепашки-нидзя". Он был черно-белым и походил скорее на мрачный нуар, нежели на веселую вакханалию, к которой мы привыкли с детства. К сожалению, или, наоборот, к счастью, издательства посчитали сюжет слишком бредовым и отказались его выпускать.

Вот его краткий синопсис. Четыре черепашки-ниндзя борются с хулиганами на улицах мегаполиса. Обучил их искусству ниндзя также мутант, но уже не черепаха, а крыса по имени Сплинтер. Он был домашним животным у мастера ниндзюцу в клане Фут Хамато Йоши. Хамато был влюблен в девушку Тен Шен и однажды убил ее обидчика. После этого случая Хамато и Шен пришлось переехать в Нью-Йорк, но там их нашел брат убитого Шреддер и убил обоих. Сплинтер сбежал в канализацию и мутировал там вместе с черепашками.

Однако друзья были настроены решительно. Они выпустили свой первый комикс на деньги, взятые в долг, а студия занимала место одной комнаты. Поскольку идея успеха была очень призрачна, то и студию свою они назвали Mirage. Назло скептикам из больших студий, отвергших идею комикса про черепах, первый выпуск разошелся, как горячие пирожки. Это уже были не шутки, и работа закипела по-настоящему. Художники разделили между собой обязанности. Истмен разрабатывал сюжет и редактировал текст, а Лерд трудился над рисунками.

Постепенно развивались и характеры персонажей. Леонардо стал лидером, Рафаэль бунтарем, готовым постоянно драться, Донателло разрабатывал различные гаджеты, а Микеланджело был просто шутником и балагуром. Чуть позже в комиксе появилась девушка, Эйприл О`Нил. Кстати, она не была репортером, а работала лаборантом у сумасшедшего ученого Бакстера Стокмана. Ей пришлось сбежать от него и первым же удобным местом, где было удобно прятаться, стала канализация. Там-то она и познакомилась с черепашками. Со временем к этой интересной компании присоединяется Кейси Джонс, еще один народный мститель.

За 30 лет существования, где только не успели побывать и с кем только не успели сразиться отважные мутанты. Они отражали нашествия инопланетян, участвовали в межгалактических гладиаторских турнирах, успели столкнуться с оборотнями и вампирами, даже умерли однажды.

Конечно же, из всех с кем сталкивались черепашки, самым злым их врагом оставался Шреддер. Теперь уже трудно поверить в то, что этот злодей задумывался лишь на один единственный выпуск комикса. Однако он так полюбился читателям, что его пришлось воскресить. Имя этого злодея тоже родилось из шутки. Истмен надел на руку терку для сыра, и сказал, что злодей с таким оружием был бы очень крут и придумал имя Терочник (Gratter), но Лерд переименовал его в Измельчителя (Sredder). Вообще с именами не совсем понятно. То есть, почему именно художники эпохи Возрождения? Создатели мотивировали это тем, что японские имена не будут восприняты американским читателем. К тому же, эти имена легко сокращаются до таких, которые не резали бы слух англоязычному читателю. Сами посудите, Леонардо - Лео, Рафаэль - Раф и так далее. Можно было бы увязать это с их любовью к пицце. Но пожирателями этого итальянского фаст-фуда черепахи стали только в мультсериале, в комиксах за ними такого не наблюдалось. А Раф иногда и пивко даже попивал.

Вся концепция комикса задумывалась, как ироничная пародия на мрачность сюжетов начинавшую набирать обороты в комикс-индустрии.

Настоящий же черепаший БУМ! Произошел в 1987 году с выходом одноименного мультсериала. Интересный факт: вступительную песенку, которую многие выучили наизусть, придумал Чак Лори - автор таких культовых шоу, как "Теория большого взрыва" и "Два с половиной человека". На момент выхода мультфильма хотели ограничиться только пятью эпизодами. Их основная функция была сугубо вспомогательная, чтобы лучше продавать игрушки. Так что Сплинтер стал мутировавшим Хамато Йоши, Эйприл репортером в знаменитом желтом комбинезоне, а ниндзя клана Фут роботами. Каждая черепашка получила свою цветную повязку и пояса с заглавными буквами их имен. Шреддер растерял всю свою грозность. А Истмен и Лерд придумали для него двух помощников-мутантов, Рокстеди и Бибоп, названных в честь музыкальных направлений.

Все злодеи обитали на суперсовременной передвижной военной базе Технодром, который принадлежит пришельцу Крэнгу. Крэнг один из расы утромов, мелькавшей в комиксах. Мультсериал продержался целых десять сезонов. Под конец сюжеты становились все мрачнее, в них поднималась злободневные темы, а герои все чаще задумывались о таких понятиях, как добро и зло. Шреддер и Крэнг покинули сцену и уступили место другому пришельцу по имени лорд Дрегг.

Поскольку явление черепах разрослось, то голливудские продюсеры просто не могли оставаться в стороне. Так в 1990 году и появился полнометражный игровой фильм, где черепах играли люди в костюмах. Фильм был ближе к комиксам, но Эйприл не оставила профессию репортера. 200 млн. заработанных в прокате дали зеленый свет продолжению. Оно не заставило себя ждать и появилось сразу через год после первой части под названием "Черепашки-ниндзя 2: Тайна изумрудного зелья". В продолжении черепашки пытались разобраться в том, откуда они появились. Казалось бы, что драма и мрачность должны набирать обороты, но не тут-то было. Из-за бдительных родителей из фильма испарились мрачность, грубые шутки и еще много чего еще. Появлению Рокстеди и Бибопа резко воспротивились Истмен и Лерд, так что их пришлось заменить другими, куда более невнятными мутантами Токка и Разар. Но самой невнятной и притянутой за уши стала третья часть, о похождениях черепах в феодальной Японии.

За трилогией последовал игровой сериал с приставкой "Новая мутация". В команде парней появилась девушка-черепашка Винус, которая обладала некими магическими способностями. А вместо Шреддера главным злодеем стал пришелец из параллельной вселенной Повелитель Драконов. Кстати, эта теперь уже пятерка успела даже потусоваться с Могучими рейнджерами. Однако вся эта вакханалия приказала долго жить после первого же сезона.

В 2003 году последовал еще один мультсериал. Отечественные локализаторы дали ему приставку "Новые приключения!". Он оказался очень близок к оригиналу, Сплитер - мутировавшая крыса, а Эйприл - лаборантка у Стокмана, Кейси получил намного больше экранного времени. Но все же создатели не смогли обойтись без своего видения картины мира черепах. Шреддер стал межгалактическим преступником в розыске и настоящее его имя Чрелл. Хамато Йоши присвоили роль друга расы утромов давно уже обжившихся на Земле.

Мультсериал был рассчитан на более взрослую аудиторию, в нем появились многоуровневые сюжеты, уменьшилось количество дибильных шуток, экшен стал интереснее, а герои все чаще озадачивались вопросами добра и зла. Завершался мультсериал в 2009 году полнометражным мультфильмом "Черепашки навсегда", который стал одним большим кроссовером комиксов и мультсериалов 80-х и 2000-х.

Воскресить славу черепах решили в 2012 году мультсериалом с компьютерной графикой. Все осталось на своих местах, только Крэнг из одного инопланетянина стал целой расой с таким же названием. Пока что славы предшественников их младший брат не снискал.

В больших же экранизациях затишье длилось аж до 2007 года. Возвращением зеленой четверки на большие экраны стал компьютерный мультфильм TNMT. У мультфильма был неплохой потенциал в плане правильной атмосферы и красочного экшена, но были некоторые претензии к сюжету. В этот раз черепахи столкнулись с полководцем, которому больше 3000 лет и он хочет избавиться от бессмертия, но для этого ему надо оживить своих соратников для ритуала. Однако эти ребята на отрез отказались возвращаться в могилы. Стоил мультфильм 30 млн., а принес 90, но продолжение так и не увидел.

Так что в этом месяце мы увидим уже пятое воплощение черепашек-ниндзя на большом экране. Знавшие их с детства смогут понастольгировать, а детвора узнать и полюбить черепашек, так же, как их любило чуть более старшее поколение.

Евгений Горевой