Адописная икона: что может прятаться за верхним слоем краски? Можно ли изображать на иконе живых людей.

Адописная икона: что может прятаться за верхним слоем краски? Можно ли изображать на иконе живых людей.
Адописная икона: что может прятаться за верхним слоем краски? Можно ли изображать на иконе живых людей.

О храме

Храм ("церковь") есть особый дом, посвященный Богу - "Дом Божий", в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать, или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение - священнослужителей (епископов и священников).

Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол , изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою , на которой ставится крест , во славу главы Церкви - Иисуса Христа. Над входом в храм, обычно, строится колокольня , то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву - к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Внутри храм разделяется на три части: 1) притвор , 2) собственно, храм , или средняя часть храма , где стоят молящиеся и 3) алтарь , где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме - святой престол , на котором совершается таинство святого причащения.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом , состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются царскими , потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в святых дарах (во святом причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей.

Иконостас

Совершающееся по особому чину (порядку) в храме, во главе со священнослужителем, чтение и пение молитв называется богослужением .

Самое важное богослужение - литургия или обедня (она совершается до полудня). Во время ее воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство причащения, которое установил Сам Христос на Тайной Вечери .

Таинство причащения состоит в том, что в нем благодатью Божией хлеб и вино освящаются - делаются истинным Телом и истинною Кровью Христовой, оставаясь по виду хлебом и вином, и мы под этим видом хлеба и вина принимаем истинное тело и истинную кровь Спасителя , чтобы войти в Царство Небесное и иметь вечную жизнь.

Так как храм есть великое святое место , где с особенной милостью, невидимо, присутствует Сам Бог , то поэтому мы должны входить в храм с молитвою , и держать себя в храме тихо и благоговейно . Во время богослужения нельзя разговаривать , а тем боле смеяться . Нельзя поворачиваться спиною к алтарю. Каждый должен стоять на своем месте и не переходить с одного места на другое. Только в случае нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.

Причащение учеников Христовых
на Тайной Вечери
Причащение верующих
в храме

Ко св. причастию нужно подходить спокойно и не спеша, скрестив на груди руки . После причастия поцеловать чашу, не крестясь, чтобы случайно не толкнуть ее.

ВОПРОСЫ: Что такое храм? Какой его наружный вид? Как храм разделяется внутри? Что такое иконостас? Где находятся царские врата? Что такое св. престол и что на нем совершается? Какое самое важное богослужение? Что воспоминается за обеднею? Что такое таинство причащения? Кто установил это таинство? Как нужно держать себя в храме?

Благословение священника

Священнослужители (т. е. особо посвященные люди, совершающие богослужения) - наши духовные отцы: епископы (архиереи) и священники (иереи) - осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением .

Благословляющая рука священника

Когда священник благословляет нас, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы: Ис. Хс. , то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.

Так мы складываем руки, чтобы получить благословение

Когда мы в храме слышим слова общего благословения: "мир всем" и другие, то в ответ на них должны поклониться, без крестного знамения. А чтобы получить отдельно для себя благословение от епископа или священника, нужно складывать руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, - целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя.

ВОПРОСЫ: Кто осеняет нас знамением креста? Как это осенение называется? Как священник слагает руку для благословения? Что это означает? Как нужно складывать руки, когда подходим под благословение? Что нужно делать, получивши благословение?

О святых иконах

В храме - в иконостасе и по стенам, и в доме - в переднем углу находятся святые иконы , перед которыми мы молимся.

Иконою или образом называется изображение Самого Бога, или Божией Матери, или ангелов, или святых угодников. Изображение это непременно освящается святой водою: через это освящение икон сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится уже нами, как святая. Бывают иконы чудотворные, через которые пребывающая в них благодать Божия проявляется даже чудесами, например, исцеляет больных.

Сам Спаситель дал нам Свое изображение. Умывшись, Он отер пречистый лик Свой полотенцем и чудесно изобразил его на этом полотенце для больного князя Авгаря. Когда больной князь помолился перед этим нерукотворенным изображением (образом) Спасителя, то исцелился от болезни своей.

Молясь перед иконою, мы должны помнить, что икона не Сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или угодника Его. Поэтому не иконе мы должны молиться, а Богу или святому, который на ней изображен.

Святая икона есть то же, что священная книга: в священной книге мы благоговейно читаем Божии слова, а на святой иконе благоговейно созерцаем святые лики, которые, как и Божие слово, поднимают наш ум к Богу и Его святым и воспламеняют наше сердце любовью к нашему Творцу и Спасителю.

Нерукотворный образ Спасителя

ВОПРОСЫ: Что называется святой иконою? Где поставляются святые иконы в доме и в храме? Почему они называются святыми иконами? Кто освятил употребление святых икон Своим примером? Что мы должны помнить, когда молимся перед святыми иконами? Какой образ Спасителя называется Нерукотворенным?

Как изображается Бог на святых иконах

Бог - Дух невидимый, но Он являлся святым людям видимым образом. Поэтому на иконах и изображаем Бога в том виде, в каком Он являлся.

Пресвятую Троицу мы изображаем в виде трех ангелов, сидящих за столом. Это потому, что в виде трех ангелов Господь явился некогда Аврааму. Чтобы нагляднее представить духовность явившихся Аврааму, мы изображаем их иногда с крыльями.

Изображения святой Троицы

Каждое из Лиц Пресвятой Троицы отдельно изображается так: Бог Отец - в виде старца , потому что Он так являлся некоторым пророкам.

Бог Сын, изображается в том виде, каким Он был, когда для нашего спасения сошел на землю и сделался человеком: младенцем на руках у Божией Матери; учащим народ и совершающим чудеса; преображающимся; страдающим на кресте; лежащим во гробе; воскресшим и вознесшимся.

Крещение Иисуса Христа

Бог Дух Святый изображается в виде голубя : так Он явил Себя во время крещения Спасителя в Иордане от Иоанна Крестителя; и в виде огненных языков : так Он сошел видимым образом на святых апостолов в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа.

Сошествие Св. Духа на апостолов

ВОПРОСЫ: Если Бог - невидимый Дух, то почему Он изображается на святых иконах видимым образом? Как изображаем мы Пресвятую Троицу на святых иконах и почему именно так изображаем? Как изображаем на святой иконе Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, и почему именно так изображаем?

Кого, кроме Бога, изображаем на святых иконах

Кроме Бога, мы изображаем на святых иконах Божию Матерь, святых ангелов и святых людей.

Но молиться им должны не как Богу, а как близким к Богу, угодившим Ему своею святою жизнью. Они по любви к нам молятся за нас перед Богом. И мы должны просить их помощи и заступления, потому что Господь, ради них, скорее услышит и наши грешные молитвы.

Достойно внимания, что образ Божией Матери, написанный учеником Господа Лукою, сохранился до нашего времени. Есть предание, что Матерь Божия, увидя Свое изображение, сказала: "Благодать Сына Моего будет с этою иконою". Мы молимся Матери Божией, потому что Она ближе всех к Богу и вместе с тем близка также к нам. Ради Ее материнской любви и Ее молитв, Бог много нам прощает и во многом помогает. Она великая и милосердная заступница за всех нас!

ВОПРОСЫ: Кроме Бога, кого мы изображаем на святых иконах? Как мы должны молиться Божией Матери, святым ангелам и святым людям? Кто первый написал образ Божией Матери? Почему мы преимущественно пред всеми святыми молимся Божией Матери?

О святых ангелах

В начале, когда еще не было ни мира, ни человека, Бог сотворил святых ангелов .

Ангелы - духи бестелесные (потому невидимые) и бессмертные, как и наши души; но их Бог одарил более высокими силами и способностями, чем человека. Ум их совершеннее нашего. Они всегда исполняют волю Божию, они безгрешны, и теперь благодатью Божией так утвердились в делании добра, что и грешить не могут.

Много раз ангелы являлись видимым образом, принимая на себя телесный вид, когда их Бог посылал к людям сказать или возвестить Свою волю. И слово "ангел" означает "вестник".

Каждому христианину Бог дает при крещении ангела-хранителя , который невидимо охраняет человека во всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти, не оставляет и по смерти.

Ангелы изображаются на иконах в виде красивых юношей , в знак их духовной красоты. Их крылья означают, что они быстро исполняют волю Божию.

Св. Ангел-Хранитель

ВОПРОСЫ: Когда сотворены святые ангелы? Кто такие ангелы? Какими силами и способностями одарил их Бог? Могут ли святые ангелы согрешить? Когда ангелы являлись видимым образом и что означает слово "ангел?" Как называется святой ангел, которого Бог дает нам при крещении? Почему святые ангелы изображаются в виде юношей и с крыльями?

О святых людях

На иконах мы изображаем также и святых людей или угодников Божиих . Так мы их называем потому, что они, живя на земле, угодили Богу своею праведною жизнью. А теперь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас Богу, помогая нам, живущим на земле.

Св. пророк Исайя

Святые имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребренники, блаженные и праведные .

Пророками мы называем тех святых Божиих, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю.

Св. апостол Андрей

Апостолы - это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят.

Двое из апостолов, Петр и Павел , называются Первоверховными , так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.

Святитель Николай чудотворец

Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов , написавшие Евангелие, называются Евангелистами .

Святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, называются равноапостольными, как например: Мария Магдалина , первомученица Фекла , благоверные цари Константин и Елена , благоверный князь Российский Владимир , св. Нина , просветительница Грузии и др.

Мученики - те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесенных ими мучений, они скончались мирно, то их мы называем исповедниками .

Св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Первые, пострадавшие за Христову веру были: архидиакон Стефан и св. Фекла , и потому, они называются первомучениками .

Св. равноапостольная царица Елена

Умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подвергались не все мученики, называются великомучениками , как например: св. великомученик Георгий ; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие.

Св. преподобный Серафим

Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными .

Святители - епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святой Николай чудотворец, св. Алексий , митрополит московский и др.

Святители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками .

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями , то есть учителями всей христианской Церкви.

Преподобные - праведные люди, которые удалялись от Мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский , преподобная Анастасия и другие.

Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками .

Бессребренники служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные, как например: Косма и Дамиан , великомученик и целитель Пантелеимон и другие.

Праведные проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя подобно нам в миру, будучи семейными людьми, как например, св. праведные Иоаким и Анна и др.

Первые праведники на земле: родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами , как например: Адам, Ной, Авраам и др.

Св. Гермоген, Патриарх всея Руси

ВОПРОСЫ: Кого на святых иконах изображают, кроме Бога, Божией Матери и святых ангелов? Какие они имеют названия? Кого мы называем пророками, апостолами, мучениками, святителями, преподобными, бессребренниками и праведными?

О нимбах на иконах

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников и угодниц Божиих на иконах и картинах изображается сияние или светлый кружок, который называется нимб .

В нимбе Спасителя иногда ставят три буквы . Это греческое слово. По переводу на русский значит Сущий , а всегда существует только один Бог.

Над головою Божией Матери ставят буквы . Это первые и последние буквы греческих слов, которые означают: Матерь Бога или Божия Матерь.

Нимб есть изображение сияния света и славы Божией, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.

Это невидимое сияние света Божия иногда бывает видимо и другим людям.

Так, например, св. пророк Моисей должен был закрывать лицо свое покрывалом, чтобы не ослеплять людей светом, исходящим от лица его.

Так и лицо преподобного Серафима Саровского, во время беседы с Мотовиловым о стяжании Духа Святого, просияло как солнце. Сам Мотовилов пишет, что ему невозможно тогда было смотреть на лицо преподобного Серафима.

Так Господь прославляет святых угодников Своих сиянием света славы Своей еще здесь на земле.

ВОПРОСЫ: Как называется светлый кружок, который изображается вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых? Что означает собою нимб?

ПОЧЕМУ МЫ НАЗЫВАЕМСЯ ПРАВОСЛАВНЫМИ ХРИСТИАНАМИ

Мы называемся православными христианами потому, что веруем в Господа нашего Иисуса Христа; веруем так, как изложено в "Символе Веры ", и принадлежим к основанной Самим Спасителем на земле Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви , которая под руководством Духа Святого неизменно правильно и славно сохраняет учение Иисуса Христа, то есть принадлежим к Православной, Христовой Церкви.

Все остальные христиане, которые исповедуют веру во Христа неодинаково со святой Православной Церковью, не принадлежат к ней. К ним относятся: католики (римо-католическая церковь), протестанты (лютеране), баптисты и другие сектанты.

ВОПРОСЫ: Как мы называемся и почему? Как называются другие христиане, которые не принадлежат к Святой Православной Церкви?

[ Оглавление ]
Страница сгенерирована за 0.13 секунд!

Казалось бы, странный вопрос, ведь икона – это образ Христа, Богородицы, святых и Ангелов. Священное изображение. Может ли быть на ней место земному грешному человеку?

Как показывают примеры византийской и древнерусской иконописной традиции – может. Однако для изображения на иконе живых людей существуют определенные неписаные правила.

Чтобы понять эти правила, нужно для начала вникнуть в смысл таких изображений.

Иногда такие дары были не лишь определенной денежной суммой, а неким материальным предметом, который бы мог использоваться для церковного обихода – утварь, священные одежды и т. д. А также иконы.

На таких иконах могла присутствовать дарственная надпись, но порой мог быть изображен сам заказчик – ктитор. Но как он изображался? Возьмем в качестве примера византийскую икону святого Георгия с житием XIII века из Синайской коллекции. На иконе мы видим изображение самого святого Георгия в рост в обрамлении живописной рамы со сценами из жития великомученика. При этом изображение заказчика иконы с первого раза можно и не увидеть.

Св. Георгий с житием. Икона и фрагмент. Византия. XIII век. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

Ктитор образа, православный священник, написан нарочито фигурой маленького размера относительно святого. Руки ктитора в молитвенном жесте обращены к св. Георгию, а над его головой находится молитва.

Этот пример довольно характерен. Перечислим основные признаки таких изображений: заказчик изображается в молитвенной позе, он значительно меньшего размера, чем святой, и располагается на краю иконы.

Немного иначе изображены новгородские ктиторы на иконе 2-й половины XV века: образ разделен пополам. В верхнем регистре мы видим деисис – Христос в окружении молящихся Богородицы, Иоанна Крестителя, Архангелов и первоверховных апостолов Петра и Павла.

Деисис с молящимися новгородцами. Икона. XV век. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В нижнем регистре написаны заказчики образы. В этот раз их фигуры равноразмерны святым из верхнего регистра, но сути это не меняет: верхняя часть иконы – это духовное Небо, нижняя – земной мир, в котором и расположены ктиторы. Их позы молитвенны, а поверх голов надпись: «Молятся рабы Божии Григорей, Марья, Иаков, Стефан, Евсей, Тимофей, Олфим и с чады Спаса и пречистой Богородицы о гресех своих».

Несколько иной подход в православной культуре к изображению монарха. Монарх – это помазанник Божий, имеющий высшую санкцию своей власти в божественной воле, что получило свое отражение в византийской иконографии.

Так, император почти всегда одного роста с изображенным рядом святым. Очень часто император писался с нимбом вокруг головы (впрочем, здесь нужно оговориться, что в данном случае нимб символизировал не личную святость государя, а священный статус царской власти). Существуют даже изображения царя Ирода с нимбом, который нужно понимать именно в таком смысле.

При всем этом государь мог быть написан в самой смиренной позе, как византийский император Лев VI на мозаике над входом в Софию Константинопольскую.

Император Лев VI перед Христом. Мозаика. Византия. IX век

Или же в качестве дарителя, совершающего подношение Христу или Богородице. В руках изображенного можно видеть модель построенного им храма (именно так в Софии Киевской был изображен великий князь Ярослав Мудрый, сама фреска не сохранилась, но мы имеем о ней представление по рисунку голландского художника Абрахама ван Вестерфельда).

Либо даром были денежные средства и привилегии (такого рода изображения можно видеть среди мозаик хоров Софии Константинопольской).

Император Иоанн II Комнин и императрица Ирина с дарами перед Богородицей

В других случаях изображение символизировало благословение монарха на высшую власть. В таком случае имела место сцена коронования монарха лично Христом, что в который раз напоминало: высшим источником власти является сам Бог.

Начиная с XV века в православную иконопись проникает все больше элементов католической иконографии, и это оставляет свой след (особенно в XVII–XVIII вв.). Например, известный украинский извод иконы Покрова Пресвятой Богородицы. На иконе мы можем увидеть Матерь Божью, которая буквально под Своим Покровом сохраняет представителей светской и церковной власти: царя, гетмана Богдана Хмельницкого, представителей высшего духовенства. В разных вариантах этого извода можно среди находящихся под Покровом увидеть и казацкую старшину, и архимандритов различных монастырей и, собственно, мирян-заказчиков. Это реплика католической иконографии Мадонны Милосердия.

Икона Покрова Богородицы с Богданом Хмельницким, XVII век и "Мадонна Милосердия" Пьеро делла Франческа, XV век

В XIX веке проявились и другие «вольности»: так, есть ряд картин русского художника Ивана Макарова, написанных специально для дворцовых храмов, где император Александр III и его семья изображены в стилизованных античных одеждах перед Христом.

Иван Макаров. Нагорная проповедь (Александр III с семьей). 1889 г.

Тем не менее и такие отступления от традиции так или иначе продолжают традицию – заказчик всегда молитвенно обращен ко Господу.

И сейчас пишутся иконы, на которых можно увидеть наших современников (например, события перенесения мощей новых святых). Обычно они выполнены в традиционной византийской манере и органично вписываются в общий строй традиционной иконографии. Но порой авторам таких произведений отказывает хороший вкус. Ведь то, что было уместно для Средневековья, далеко не всегда вписывается в реалии нашей эпохи.

Приходя в церковь, многие православные теряются, потому что в зависимости от того, где находится церковь и какой был мастер-иконописец, иконы везде абсолютно разные. Итак, давайте рассмотрим, кого изображают на иконах?

Кого изображают

Помимо Бога на иконах изображают Божию Матерь, ангелов, а также некоторых святых людей. Однако стоит помнить, что молиться им равно как Богу нельзя, ведь они являются всего лишь близкими к Богу людьми, которые смогли угодить ему своей праведной жизнью. Они молятся за нас перед самим Богом, и поэтому их молитвы Он услышит быстрее, чем наши.

Также очень интересно, что самое первое изображение Божией Матери было написано одним из учеников Иисуса, Лукой. Оно сохранилось и по сей день. Существует такое предание, что увидя собственное изображение, Матерь Божия воскликнула: «Благодать Сына Моего отныне будет с этой иконою». Молимся мы Матери Божией потому, что ближе, чем кто-либо другой к Богу. При этом Она также не отдаляется и от простых людей. Благодаря Её материнским молитвам, Бог прощает нам немало грехов. Именно Она наша главная защитница и заступница.

Православная живопись изображает лики святых для того, чтобы мы их чествовали. Живописцы всегда избирательно подходили к вопросу относительно того, кого же изображать на иконах. Посторонних лиц там не должно быть ни в коем случае, особенно если они неосвещены. На Западе же иконописные произведения в прямом смысле слова являются живописью, в неё художники включают свою фантазию и изображают на иконах не только святых, но и мучеников, простых людей. У нас же святые на иконах не должны быть вместе с простыми людьми, потому что они должны находиться только рядом с теми, кто равен с ними по святости. Сам процесс создания иконы – это таинство, которое познают только избранные.

Символика икон

Если присмотреться к совершенно разным иконам, то можно заметить в них нечто общее, а именно символы. Самый известный символ святости на иконе – это крест. Он символизирует мученичество. Именно на нём и произошло распятие Христа. Кроме того, можно на иконах заметить и копьё, которое зажато в руках святого. Оно символизирует торжество светлых сил над темными. Есть еще и такое изображение как гора или пещера. Первое означает стремление вверх, к Богу, а второе – спуск вниз – в преисподнюю. Дуб является самым главным древом жизни, а венец из золота – это победа. Также немалое значение в иконописи является цвет. Самым значимым оттенком при создании икон является золотой. Именно он символизирует торжество света над тьмой. Обратите внимание, что изображения на иконах нимбов выполнены именно в золотом цвете.

Надписи

Неотъемлемой частью всей композиции являются надписи на иконах. В древние времена надписи на иконах мог делать только Знаменщик – мастер признанный церковью. Именно он «знаменовал», то есть наносил при помощи цировки знаки на иконе. Надписи должны быть выполнены строго на церковном языке, включающем сокращения и условные обозначения. Обычно на иконе пишется имя того святого, который изображен на ней. Но иногда бывают и иные символы, которые расшифровать могут только специалисты, профессионально занимающиеся древнеславянской письменностью. Буквы на иконе выполняются черного ими золотого цвета, который для церкви играет особую роль.

Таким образом, икона – это не только произведение искусства – это символ веры. Именно поэтому её не может нарисовать любой желающий. Только с позволения церкви икона будет приносить пользу, и на неё можно будет молиться. Каждый символ, изображенный на иконе, имеет своё особое значение, которое можно расшифровать только при помощи древнеславянского словаря. Каждая даже самая мелкая деталь на иконе символична и может быть расшифрована тем или иным способом. Только благодаря праведной жизни иконописца, его произведение может приобрести силу и мощь, способную исцелять любые болезни. Икона – это радость не только для глаз, но и для души.

Казалось бы, странный вопрос, ведь икона – это образ Христа, Богородицы, святых и Ангелов. Священное изображение. Может ли быть на ней место земному грешному человеку?

Как показывают примеры византийской и древнерусской иконописной традиции – может. Однако для изображения на иконе живых людей существуют определенные неписаные правила.

Чтобы понять эти правила, нужно для начала вникнуть в смысл таких изображений.

Иногда такие дары были не лишь определенной денежной суммой, а неким материальным предметом, который бы мог использоваться для церковного обихода – утварь, священные одежды и т. д. А также иконы.

На таких иконах могла присутствовать дарственная надпись, но порой мог быть изображен сам заказчик – ктитор. Но как он изображался? Возьмем в качестве примера византийскую икону святого Георгия с житием XIII века из Синайской коллекции. На иконе мы видим изображение самого святого Георгия в рост в обрамлении живописной рамы со сценами из жития великомученика. При этом изображение заказчика иконы с первого раза можно и не увидеть.

Св. Георгий с житием. Икона и фрагмент. Византия. XIII век. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

Ктитор образа, православный священник, написан нарочито фигурой маленького размера относительно святого. Руки ктитора в молитвенном жесте обращены к св. Георгию, а над его головой находится молитва.

Этот пример довольно характерен. Перечислим основные признаки таких изображений: заказчик изображается в молитвенной позе, он значительно меньшего размера, чем святой, и располагается на краю иконы.

Немного иначе изображены новгородские ктиторы на иконе 2-й половины XV века: образ разделен пополам. В верхнем регистре мы видим деисис – Христос в окружении молящихся Богородицы, Иоанна Крестителя, Архангелов и первоверховных апостолов Петра и Павла.

Деисис с молящимися новгородцами. Икона. XV век. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В нижнем регистре написаны заказчики образы. В этот раз их фигуры равноразмерны святым из верхнего регистра, но сути это не меняет: верхняя часть иконы – это духовное Небо, нижняя – земной мир, в котором и расположены ктиторы. Их позы молитвенны, а поверх голов надпись: «Молятся рабы Божии Григорей, Марья, Иаков, Стефан, Евсей, Тимофей, Олфим и с чады Спаса и пречистой Богородицы о гресех своих».

Несколько иной подход в православной культуре к изображению монарха. Монарх – это помазанник Божий, имеющий высшую санкцию своей власти в божественной воле, что получило свое отражение в византийской иконографии.

Так, император почти всегда одного роста с изображенным рядом святым. Очень часто император писался с нимбом вокруг головы (впрочем, здесь нужно оговориться, что в данном случае нимб символизировал не личную святость государя, а священный статус царской власти). Существуют даже изображения царя Ирода с нимбом, который нужно понимать именно в таком смысле.

При всем этом государь мог быть написан в самой смиренной позе, как византийский император Лев VI на мозаике над входом в Софию Константинопольскую.

Император Лев VI перед Христом. Мозаика. Византия. IX век

Или же в качестве дарителя, совершающего подношение Христу или Богородице. В руках изображенного можно видеть модель построенного им храма (именно так в Софии Киевской был изображен великий князь Ярослав Мудрый, сама фреска не сохранилась, но мы имеем о ней представление по рисунку голландского художника Абрахама ван Вестерфельда).

Либо даром были денежные средства и привилегии (такого рода изображения можно видеть среди мозаик хоров Софии Константинопольской).

Император Иоанн II Комнин и императрица Ирина с дарами перед Богородицей

В других случаях изображение символизировало благословение монарха на высшую власть. В таком случае имела место сцена коронования монарха лично Христом, что в который раз напоминало: высшим источником власти является сам Бог.

Начиная с XV века в православную иконопись проникает все больше элементов католической иконографии, и это оставляет свой след (особенно в XVII–XVIII вв.). Например, известный украинский извод иконы Покрова Пресвятой Богородицы. На иконе мы можем увидеть Матерь Божью, которая буквально под Своим Покровом сохраняет представителей светской и церковной власти: царя, гетмана Богдана Хмельницкого, представителей высшего духовенства. В разных вариантах этого извода можно среди находящихся под Покровом увидеть и казацкую старшину, и архимандритов различных монастырей и, собственно, мирян-заказчиков. Это реплика католической иконографии Мадонны Милосердия.

Икона Покрова Богородицы с Богданом Хмельницким, XVII век и «Мадонна Милосердия» Пьеро делла Франческа, XV век

В XIX веке проявились и другие «вольности»: так, есть ряд картин русского художника Ивана Макарова, написанных специально для дворцовых храмов, где император Александр III и его семья изображены в стилизованных античных одеждах перед Христом.

Иван Макаров. Нагорная проповедь (Александр III с семьей). 1889 г.

Тем не менее и такие отступления от традиции так или иначе продолжают традицию – заказчик всегда молитвенно обращен ко Господу.

И сейчас пишутся иконы, на которых можно увидеть наших современников (например, события перенесения мощей новых святых). Обычно они выполнены в традиционной византийской манере и органично вписываются в общий строй традиционной иконографии. Но порой авторам таких произведений отказывает хороший вкус. Ведь то, что было уместно для Средневековья, далеко не всегда вписывается в реалии нашей эпохи.

Дмитрий Марченко

По своему содержанию каждая икона антропологична. Нет ни одной иконы, на которой не был бы изображен человек, будь то Богочеловек Иисус Христос, Пресвятая Богородица или кто-либо из святых. Исключение составляют лишь символические изображения, а также образы Ангелов (впрочем, даже Ангелы на иконах изображаются человекоподобными). Не существует икон-пейзажей, икон-натюрмортов. Ландшафт, растения, животные, бытовые предметы — все это может присутствовать в иконе, если того требует сюжет, но главным героем любого иконописного изображения является человек.

Икона — не портрет, она не претендует на точную передачу внешнего облика того или иного святого. Мы не знаем, как выглядели древние святые, но в нашем распоряжении имеется множество фотографий людей, которых Церковь прославила в лике святых в недавнее время. Сравнение фотографии святого с его иконой наглядно демонстрирует стремление иконописца сохранить лишь самые общие характерные особенности внешнего облика святого. На иконе он узнаваем, однако он иной, его черты утонченны и облагорожены, им придан «иконный» облик.

Икона являет человека в его преображенном, обоженном состоянии. По словам архимандрита Зинона, икона есть «явление преображенной, обоженной твари, того самого преображенного человечества, которое в Своем лице явил Христос». Л. Успенский подчеркивает:

Икона есть образ человека, в котором реально пребывает попаляющая страсти и всеосвящающая благодать Духа Святого. Поэтому плоть его изображается существенно иной, чем обычная тленная плоть человека. Икона — трезв енная, основанная на духовном опыте и совершенно лишенная всякой экзальтации передача определенной духовной реальности. Если благодать просвещает всего человека, так что весь его духовно-душевно-телесный состав охватывается молитвой и пребывает в божественном свете, то икона видимо запечатлевает этого человека, ставшего живой иконой, подобием Бога.

Согласно библейскому откровению, человек был создан по образу и подобию Божию (см.: Быт 1, 26). Через грехопадение образ Божий в человеке был помрачен и искажен, хотя и не был полностью утрачен. Падший человек подобен потемневшей от времени и копоти иконе, которую необходимо расчистить для того, чтобы она засияла в своей первозданной красоте. Это очищение происходит благодаря воплощению Сына Божия, Который «оскверншийся образ в древнее вообрази», то есть восстановил оскверненный человеком образ Божий в его первозданной красоте, а также благодаря действию Духа Святого. Но и от самого человека требуется аскетическое усилие для того, чтобы благодать Божия не была в нем тщетна, чтобы он был способен вместить ее. Христианская аскеза есть путь к духовному преображению. И именно преображенного человека являет нам икона. Православная икона в той же мере является учительницей аскетической жизни, в какой она научает догматам веры. Иконописец сознательно делает руки и ноги человека более тонкими, чем в реальной жизни, черты лица (нос, глаза, уши) более удлиненными. В некоторых случаях, как, например, на фресках и иконах Дионисия, изменяются пропорции человеческого тела. Все эти и многие другие художественные приемы подобного рода призваны передать то духовное изменение, которое претерпевает человеческая плоть благодаря аскетическому подвигу святого и преображающему воздействию на нее Святого Духа.

Плоть человека на иконах разительно отличается от плоти, изображаемой на живописных полотнах: это становится особенно очевидным при сопоставлении икон с реалистической живописью Ренессанса. Сравнивая древнерусские иконы с полотнами Рубенса, на которых изображена тучная человеческая плоть во всем ее обнаженном безобразии, Е. Трубецкой говорит о том, что икона противопоставляет новое жизнепонимание биологической, животной, звероподобной жизни падшего человека. Главное в иконе, считает Трубецкой, — «радость окончательной победы Богочеловека над зверочеловеком, введение во храм всего человечества и всей твари». Однако, по мнению философа, «к этой радости человек должен быть подготовлен подвигом: он не может войти в состав Божьего храма таким, каков он есть, потому что для необрезанного сердца и для разжиревшей, самодовлеющей плоти в этом храме нет места: и вот почему иконы нельзя писать с живых людей».

Икона, продолжает Трубецкой, есть «прообраз грядущего храмового человечества». Поскольку же «этого человечества мы пока не видим в нынешних грешных людях, а только угадываем, икона может служить лишь символическим его изображением». Что означает «истонченная телесность» иконных персонажей? — спрашивает Трубецкой:

Это — резко выраженное отрицание того самого биологизма, который возводит насыщение плоти в высшую и безусловную заповедь. Ведь именно этой заповедью оправдывается не только грубо-утилитарное и жестокое отношение человека к низшей твари, но и право каждого данного народа на кровавую расправу с другими народами, препятствующими его насыщению. Изможденные лики святых на иконах противополагают этому кровавому царству самодовлеющей и сытой плоти не только «истонченные чувства», но прежде всего — новую норму жизненных отношений. Это — то царство, которого плоть и кровь не наследует.

Святой на иконе лишен тех телесных, плотских характеристик, которые могли бы вызвать у зрителя страстные мысли или ассоциации. В значительной степени этому способствует то, что на большинстве икон тело святого полностью покрыто одеждой, которая пишется по особым правилам: она не подчеркивает контур тела, а скорее лишь символически обозначает его. В некоторых случаях святой может быть представлен полностью или почти полностью обнаженным. «В иконографии фигура в одежде выглядит не более благочестиво, чем фигура без одежды, — отмечает современный богослов. — Здесь все приводит в священный трепет, потому что изнутри является святым, первозданным и непорочным».

Икона святого показывает не столько процесс, сколько результат, не столько путь, сколько пункт назначения, не столько движение к цели, сколько саму цель. На иконе перед нами предстает человек не борющийся со страстями, но уже победивший их, не взыскующий Царства Небесного, но уже достигший его. Поэтому икона не динамична, а статична. Главный герой иконы никогда не изображается в движении: он или стоит, или сидит (исключение составляют житийные клейма, где святой, как уже отмечалось выше, может быть изображен в движении). В движении изображаются также второстепенные персонажи, например волхвы на иконе Рождества Христова или герои многофигурных композиций, имеющих заведомо вспомогательный, иллюстративный характер.

По той же причине святой на иконе никогда не пишется в профиль, но почти всегда в фас или иногда, если того требует сюжет, в полупрофиль (в трехчетвертном обороте). В профиль изображаются только лица, которым не воздается поклонение, т.е. либо второстепенные персонажи (опять же волхвы), либо отрицательные герои, например Иуда-предатель на Тайной Вечери. Животные на иконах тоже пишутся в профиль. Конь, на котором сидит святой Георгий Победоносец, изображен всегда в профиль, так же как и змий, которого поражает святой, тогда как сам святой развернут лицом к зрителю.

Та же причина — стремление показать человека в его обожен-ном, преображенном состоянии — заставляет иконописцев воздерживаться от изображения каких-либо телесных дефектов, которые были присущи святому при жизни. Человек, у которого не было одной руки, на иконе предстает с двумя руками, слепой предстает зрячим, и носивший очки на иконе их «снимает». С закрытыми глазами на древних иконах изображались не слепые, а мертвые — Божия Матерь в сцене Успения, Спаситель на кресте. Феофан Грек изображал с закрытыми глазами, с глазами без зрачков или вовсе без глаз некоторых аскетов и столпников, но все они при жизни были зрячими: изображая их таким образом, Феофан, как кажется, хотел подчеркнуть, что они полностью умерли для мира и умертвили в себе «всякое плотское мудрование».

По учению отцов Церкви, после воскресения мертвых люди получат свои прежние тела, но обновленные и преображенные, подобные телу Христа после того, как Он воскрес из мертвых. Новое, «прославленное» тело человека будет световидным и легким, однако оно сохранит «образ» того материального тела, которым человек обладал в земной жизни. При этом никакие недостатки материального тела, как, например, различные увечья или признаки старения, не будут ему присущи. Точно так же и икона должна сохранять «образ» материального тела человека, но не должна воспроизводить телесные недостатки.

Икона избегает натуралистического изображения боли, страданий, она не ставит целью эмоционально воздействовать на зрителя. Иконе вообще чужда всякая эмоциональность, всякий надрыв. Именно поэтому на византийской и русской иконе «Распятия», в отличие от ее западного аналога, Христос изображается умершим, а не страждущим. Последним словом Христа на кресте было: «Свершилось» (см.: Ин 19, 30). Икона показывает то, что произошло после этого, а не то, что этому предшествовало, не процесс, а итог: она являет свершившееся. Боль, страдания, агония — то, что так привлекало в образе Христа страждущего западных живописцев эпохи Ренессанса, — все это в иконе остается за кадром. На православной иконе «Распятия» представлен мертвый Христос, но Он не менее прекрасен, чем на иконах, изображающих Его живым.

Иконный лик никогда не отражает то или иное эмоциональное состояние, будь то радость или скорбь, гнев или боль. Лик Христа в сцене изгнания торгующих из храма так же невозмутим, как и на Фаворе, на Тайной Вечери, в Гефсиманском саду, на суде Пилата, на Голгофе. Архимандрит Василий, игумен афонского Иверского монастыря, отмечает:

Лик Господа не больше сияет на иконе Преображения, чем на любой другой иконе... Изображение на иконах Господа, восседающего на молодом осле и вьезжающего в Иерусалим накануне Своих страданий, спокойно и по-божественному умиротворенно. И позже, когда во дворе архиерейском Он претерпевает издевательства и насмешки, Он сохраняет то же самое невозмутимое спокойствие... На кресте Он сохраняет ту несуетную вечную славу, которую Он имел прежде бытия мира (Ин 17, 5). На кресте Православная Церковь видит Его как Царя славы. И, наконец, когда Он воскресает, перед нами возникает все тот же тихий и — можно даже дерзнуть сказать — скорбный лик.

Главным содержательным элементом иконы является ее лик. Древние иконописцы отличали «личное» от «доличного»: последнее, включавшее фон, ландшафт, одежды, нередко поручалось ученику, подмастерью, тогда как лики всегда писал сам мастер. К «личному» всегда подходили с особой тщательностью, и эта часть труда иконописца ценилась особенно высоко (если икона писалась на заказ, за «личное» могла устанавливаться отдельная, более высокая плата). Духовным центром иконного лика являются глаза, которые редко смотрят прямо в глаза зрителя, но и не направлены в сторону: чаще всего они смотрят как бы «поверх» зрителя — не столько ему в глаза, сколько в душу.

«Личное» включает не только лик, но и руки. В иконах руки часто обладают особой выразительностью. Преподобные отцы нередко изображаются с поднятыми вверх руками, причем ладони обращены к зрителю. Этот характерный жест, — как и на иконах Пресвятой Богородицы типа «Оранта», — является символом молитвенного обращения к Богу. В то же время он указывает на отторжение святым мира сего со всеми его страстями и похотями.