Павел Петрович – “Печорин маленьких размеров”. Согласны ли вы с этим утверждением Д
Герои Лермонтова и Тургенева - Григорий Александрович и Павел Петрович - люди, принадлежащие к одной социальной группе, но живущие в разное время. После расправы над декабристами в 1825 году наступило время поколения, о котором М. Ю. Лермонтов писал: "...перед опасностью позорно малодушное и перед властию презренные рабы..." Это сказано не обо всех молодых и зрелых - о Печорине можно и следует говорить как о личности неординарной, как об очень интересном человеке. Таким показывает его М. Ю. Лермонтов, когда рисует необычный портрет Печорина, рассказывает о его поступках (похищение Белы, дуэль с Грушницким), о дружбе с доктором Вернером, о единственной любви Печорина к Вере Литовской, о стремлении героя найти свое место в жизни. Печорин может нравиться или не нравиться, но к нему нельзя остаться равнодушным. Кого-то герой располагает своей прямолинейностью, а кого-то коробит; одним нравится его искренность, другие же видят в ней жестокость. Два-три эпизода из жизни героя М. Ю. Лермонтова остаются в памяти читателя как пример честности, порядочности героя, например, объяснение с княжной Мери, и дуэль с Грушницким, когда Печорин дает шанс человеку признать свои ошибки и избежать дуэли. А вот в сцене прощания с Максимом Максимычем - холодным, жестоким, - похоже, Печорин никому не нравится, и это справедливо.
О Павле Петровиче Кирсанове по существу сказать нечего... Поза - это очень коротко о его поведении. Но есть моменты, заслуживающие внимания читателя. В споре с Базаровым Павел Петрович прав, утверждая, что жизнь с ее готовыми, исторически выращенными формами может быть умнее отдельного человека или группы лиц. Павел Петрович упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: "Что ж, коли он заслуживает презрения!" Кирсанов говорит о Шиллере и Гёте, восклицает: "Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!" и т. д. Но если Павел Петрович приходит к умалению человеческой личности перед принятыми на веру принципами, то Базаров утверждает собственную личность ценой разрушения авторитетов.
Юность Павла Петровича прошла в 1830-е годы в атмосфере глухой реакции, зрелые годы совпали с периодом "мрачного семилетия". Он не в состоянии понять требований новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды. Как писал Тургенев: "Вглядитесь в лица "отцов", - слабость и вялость или ограниченность". Павел Петрович считает себя либералом и любящим прогресс. Он много толкует об общественном благе, но прав Базаров, когда говорит ему: "...вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза?" Все принципы Павла Петровича сводятся к одному: защитить старый .
Есть ли что-то общее у этих людей - Печорина и Павла Петровича? Что позволило Д. И. Писареву сравнить Павла Петровича Кирсанова с Печориным "маленького размера"? Прежде всего, думаю, черты характера: эгоизм, самомнение, непререкаемость в суждениях, манера одеваться, держаться в обществе... В принципиальных же вопросах не следует, просто нельзя сравнивать Павла Петровича с Печориным.
В конце романа И. С. Тургенев, рассказав о пребывании П. П. Кирсанова в Дрездене, словно ставит точку в таком сравнении: "...между двумя и четырьмя часами, в самое фешенебельное время для прогулки, вы можете встретить человека лет около пятидесяти... изящно одетого... Это Павел Петрович. Здесь он знается больше с англичанами и с приезжими русскими, в разговоре с которыми он дает волю своей желчи... Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Он все еще шумит..."
Вот и все. В предисловии к роману "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтов предложил читателю такое наблюдение: "История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа". Это можно отнести к Печорину, но не к Павлу Петровичу Кирсанову, мне он не интересен. Вот и судите: похож ли старший Кирсанов на "маленького Печорина"? Нет, конечно, нет! При всем уважении к суждениям Дмитрия Ивановича Писарева...
Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Павел Петрович – «Печорин маленьких размеров». Согласны ли вы с этим утверждением Д. И. Писарева? (по романам «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова» и «Отцы и дети» И. С. Тургенева») уже в твоих закладках.
> > Павел Петрович – «Печорин маленьких размеров». Согласны ли вы с этим утверждением Д. И. Писарева? (по романам «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова» и «Отцы и дети» И. С. Тургенева»)Дополнительные сочинения по данной теме
Герои Лермонтова и Тургенева - Григорий Александрович Печорин и Павел Петрович Кирсанов - люди, принадлежащие к одной социальной группе, но живущие в разное время. После расправы над декабристами в 1825 году наступило время поколения, о котором М. Ю. Лермонтов писал: "...перед опасностью позорно малодушное и перед властию презренные рабы..." Это сказано не обо всех молодых и зрелых - о Печорине можно и следует говорить как о личности неординарной, как об
И. С. Тургенев работал над романом "Отцы и дети" в начале 60-х годов XIX века. В романе нашли отражение процессы, происходящие в России в это время: борьба общественно-политических сил либералов и революционеров-демократов. Героями романа и являются представители двух идейных лагерей: либерал Павел Петрович Кирсанов и революционер-демократ Евгений Базаров. Евгений Базаров молод, энергичен, деловит. Он ничего не принимает на веру и отрицает любые принципы. По своему мировоззрению он материалист, человек, прошедший школу
Характер конфликта в романе основан прежде всего не на возрастных, а на общественных противоречиях. В 60-е годы XIX века в общественной жизни России появилось два направления: демократы-разночинцы и либералы. Характер борьбы этих течений и отражен в произведении. Роман (бессмертное произведение) имеет особую композицию: он построен в форме диалога, политических споров. Всего здесь 28 глав, причем последняя глава выполняет роль эпилога, а все главы следуют одна за другой по принципу "за" и
Кирилла Петрович Троекуров - один из главных героев романа А. С. Пушкина "Дубровский". Это старый русский барин. Благодаря своему богатству и известности он чувствовал себя выше всех соседей по губернии. Кирилла Петрович любил устраивать пышные вечера с буйным весельем. Никто и никогда не мог осмелиться отказаться от предложения барина, боясь разгневать его. Он же, в свою очередь, был доволен лестью, которую расточали его гости. Барин никогда не упускал случая похвастаться своими
И. С. Тургенев, по словам его современников, владел особенным чутьем угадывать нарождающееся в обществе движение. В романе “Отцы и дети” Тургенев показал главный общественный конфликт 60-х годов XIX века - конфликт между дворянами-либералами и разночинцами-демократами. Основной принцип построения романа - антитеза; и это видно уже из названия романа, в котором как бы противопоставляются два поколения: старшее и младшее. Но в самом романе конфликт носит не возрастной, а идейный характер, т. е. это
Они лучшие из дворян - и именно Потому выбраны мною, чтобы Доказать их несостоятельность. И. С. Тургенев В тревожное, полное драматических событий время появилось лучшее произведение И. С. Тургенева - роман "Отцы и дети". Мир раскалывался. Как истинный художник Тургенев был верен правде жизни, показав противостояние отжившего и нового, нарождающегося. Кирсановы - не худшие представители дворян. Их отец - боевой генерал, участник войны 1812 года. Полуграмотный сам, он дал лучшее по тому времени воспитание детям.
Можно ли согласиться с мыслью критика Писарева о том, что Павел Кирсанов - герой печоринского типа?
Произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин» было закончено в 1830 г. Время окончания романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - 1841 г.
Таким образом, главные герои произведений Пушкина и Лермонтова разделены во времени всего десятью годами: Онегин из эпохи двадцатых годов, Печорин является «героем… времени» годов тридцатых.
В своей статье «Базаров» литературный критик Д.И. Писарев отмечает в них черты «лишних людей», которые «не вписались» в привычные формы жизни, не нашли своего призвания, не определили для себя главный, подлинный интерес, который мог бы составить смысл их существования.
«Во всякое время, - пишет критик, - жили на свете люди, недовольные жизнью вообще или некоторыми формами жизни в особенности».
К разряду таких людей принадлежат Онегин и Печорин.
«…бездеятельность и пошлость жизни душат Онегина». Он не может довольствоваться тем, «чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». (В. Белинский. «Сочинения Александра Пушкина».)
Именно, как считает критик Белинский, «свет пустой» - это та среда, которая загубила лучшие качества души Онегина.
Григорий Печорин в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - натура противоречивая. «Силы необъятные» никак не проявились в жизни этого человека, одарённого от природы. Поэтому герой несчастлив, поэтому «бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду». Печорин стремится воплотить в дела своё «назначение высокое», он ищет подлинные ценности в жизни. Однако оказывается, что силы его тратятся впустую, а события и люди, встреченные на пути, для него слишком просты и незамысловаты.
Да и что может составить счастье Печорина?
Он мечтает о том, чтобы его «все любили», но преданной, самоотверженной, любящей души, как ему кажется, нет рядом. Григория Александровича любят Мери, Вера, Бэла, дружбой с ним дорожит Максим Максимыч, но он быстро их «разгадывает» и теряет к ним интерес. Сам же он «увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных».
Натура Печорина очень глубока. Придёт время, и Печорин, пережив страсти и сомнения, станет иным - человеком, сильным духом, умным и жизнестойким. Это мнение критика Белинского.
Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» нельзя назвать героем печоринского типа, хотя в чём-то эти два человека схожи. Его воспитание, светскость, аристократизм, богатство рождают в нём чувство превосходства над другими людьми. Он, по сути ровесник Печорина, тоже испытывает на себе влияние своего сложного времени, эпохи «безвременья». Но метания Печорина ему несвойственны. Он считает, что неотразим. Как светский лев, человек редкой судьбы, он уверен, что его удачливость, успехи в карьере даны ему по праву.
Несчастная любовь сломала его, отняла у него лучшие годы жизни.
При этом Павел Петрович всегда был человеком самовлюблённым, и для него важнее было казаться, нежели быть.
Печорин же при его пылком нраве и желании «дурить» (выражение Писарева) - человек гораздо более искренний и открытый для людей, чем Кирсанов.
Печорина критика оценивает как «лишнего человека», переживающего конфликт со своим временем, средой.
Герои Лермонтова и Тургенева — Григорий Александрович Печорин и Павел Петрович Кирсанов — люди, принадлежащие к одной социальной группе, но живущие в разное время. После расправы над декабристами в 1825 году наступило время поколения, о котором М. Ю. Лермонтов писал: «...перед опасностью позорно малодушное и перед властию презренные рабы...» Это сказано не обо всех молодых и зрелых — о Печорине можно и следует говорить как о личности неординарной, как об очень интересном человеке. Таким показывает его М. Ю. Лермонтов, когда рисует необычный портрет Печорина, рассказывает о его поступках (похищение Белы, дуэль с Грушницким), о дружбе с доктором Вернером, о единственной любви Печорина к Вере Литовской, о стремлении героя найти свое место в жизни. Печорин может нравиться или не нравиться, но к нему нельзя остаться равнодушным. Кого-то герой располагает своей прямолинейностью, а кого-то коробит; одним нравится его искренность, другие же видят в ней жестокость. Два-три эпизода из жизни героя М. Ю. Лермонтова остаются в памяти читателя как пример честности, порядочности героя, например, объяснение с княжной Мери, и дуэль с Грушницким, когда Печорин дает шанс человеку признать свои ошибки и избежать дуэли. А вот в сцене прощания с Максимом Максимычем — холодным, жестоким, — похоже, Печорин никому не нравится, и это справедливо.
О Павле Петровиче Кирсанове по существу сказать нечего... Поза — это очень коротко о его поведении. Но есть моменты, заслуживающие внимания читателя. В споре с Базаровым Павел Петрович прав, утверждая, что жизнь с ее готовыми, исторически выращенными формами может быть умнее отдельного человека или группы лиц. Павел Петрович упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Кирсанов говорит о Шиллере и Гёте, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» и т. д. Но если Павел Петрович приходит к умалению человеческой личности перед принятыми на веру принципами, то Базаров утверждает собственную личность ценой разрушения авторитетов.
Юность Павла Петровича прошла в 1830-е годы в атмосфере глухой реакции, зрелые годы совпали с периодом «мрачного семилетия». Он не в состоянии понять требований новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды. Как писал Тургенев: «Вглядитесь в лица «отцов», — слабость и вялость или ограниченность». Павел Петрович считает себя либералом и любящим прогресс. Он много толкует об общественном благе, но прав Базаров, когда говорит ему: «...вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза?» Все принципы Павла Петровича сводятся к одному: защитить старый порядок.
Есть ли что-то общее у этих людей — Печорина и Павла Петровича? Что позволило Д. И. Писареву сравнить Павла Петровича Кирсанова с Печориным «маленького размера»? Прежде всего, думаю, черты характера: эгоизм, самомнение, непререкаемость в суждениях, манера одеваться, держаться в обществе... В принципиальных же вопросах не следует, просто нельзя сравнивать Павла Петровича с Печориным.
В конце романа И. С. Тургенев, рассказав о пребывании П. П. Кирсанова в Дрездене, словно ставит точку в таком сравнении: «...между двумя и четырьмя часами, в самое фешенебельное время для прогулки, вы можете встретить человека лет около пятидесяти... изящно одетого... Это Павел Петрович. Здесь он знается больше с англичанами и с приезжими русскими, в разговоре с которыми он дает волю своей желчи... Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Он все еще шумит...»
Вот и все. В предисловии к роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов предложил читателю такое наблюдение: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Это можно отнести к Печорину, но не к Павлу Петровичу Кирсанову, мне он не интересен. Вот и судите: похож ли старший Кирсанов на «маленького Печорина»? Нет, конечно, нет! При всем уважении к суждениям Дмитрия Ивановича Писарева...
Вариант № 379573
Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. На задания 8-9 дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
Выполняя задания 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Выполняя задание 15-16, опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
На задание 17 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Давая ответ, соблюдайте нормы речи.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель увидит результаты выполнения заданий части В и сможет оценить загруженные ответы к части С. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
С17.1. Почему две незаурядные личности - Онегин и Татьяна, - не смогли обрести счастье в любви? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
С17.2. Согласны ли вы с мнением Д. И. Писарева, утверждающего, что Павел Петрович - герой печоринского типа?(по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
С17.3. Чем похожи все герои пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»?
С17.4. Герой - характер - поступок в современной отечественной прозе. (На примере одного из произведений.)
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
С17.1. Почему в финале шестой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом?
С17.2. Что символизирует судьба господина из Сан-Франциско и кто еще из писателей ХХ века обращался к теме «сытых»?
С17.3. Почему Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому?
С17.4. Почему в творчестве В. Шукшина спор между городом и деревней всегда решался в пользу деревни?
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
С17.1. Что дало основание Ф. М. Достоевскому утверждать, что главной героиней романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» следует признать Татьяну Ларину?
С17.2. Можно ли однозначно утверждать, что в основе конфликта Павла Петровича и Базарова лежат идейные разногласия? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
С17.3. Похожа ли Маргарита на героинь предшествующей литературы или это новый тип героини? (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита)
С17.4. Как раскрывается в произведении тема «Человек и война» (произведение выбирается учащимся)?
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
С17.1. Как раскрывается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?
С17.2. Почему Базарова можно назвать «рефлектирующим нигилистом»? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)
С17.3. Как в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» выражен гуманистический протест писателя против бесчеловечности войны?
С17.4. Тема революции и гражданской войны в произведениях отечественной литературы (на примере одного-двух произведений).
Думаю, критик прав в своих оценках. Тургенев намеренно подчеркивал образ Базарова с помощью диалогов. Споры дают возможность глубже понять жизненные принципы действующих лиц. Основным оппонентом героя является отставной офицер Кирсанов. Автор сталкивает в романе две крайности – нигилиста и аристократа, показывая необходимость поиска золотой середины.
Павлу Петровичу порядка 45 лет.
Он родился в одно время с Лермонтовым, личность его формировалась в 30-е годы, в атмосфере, порождавшей «лишних» людей типа Печорина. Наверное, именно так выглядел бы постаревший лермонтовский герой. В юности Павлу Петровичу также свойственны были скептицизм, желчность, «гордое презрение» и кипение «в действии пустом». Рисуя образ Кирсанова, Тургенев отмечает, что тот был самоуверен и насмешлив, его ждала блестящая карьера, но роковая любовь изменила судьбу дворянина.
Роман пронизан мировоззренческими спорами. Композиционно в художественном плане важна сцена спора между героями в десятой главе. Павел Петрович доказывает: без «принсипов» способны жить лишь пустые и безнравственные люди. Необходимо руководствоваться четкими правилами, даже если они отжили свое. Евгений Васильевич парирует тем, что «прынцип» - бессмысленное заграничное слово. На упеки Кирсанова в презрении к народу, Базаров прямодушно объясняет свое отношение к невежественному мужику: «Что ж, коли он заслуживает презрения!».
Автора привлекает в открытом радикализме героя отсутствие притворства, презрение к высокопарным фразам и порыв к практическим делам. Евгений силен в обличении консерватизма Кирсанова, в критике пустословия и барской изнеженности русских либералов. Он справедливо замечает, что Павел Петрович оперирует умными словами, но сидит сложа руки.
Разрешение идейного спора происходит лишь в 24-й главе, где повествуется о дуэли между оппонентами. Данный эпизод стал естественным следствием развития сюжета. Уже после дуэли Кирсанов-старший признается брату: «Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме». Немолодым людям, по его мнению, пора уже перестать ломаться и думать об обществе, необходимо отложить суету в сторону.
В финале романа Тургенев выносит свой приговор консерватизму, описывая как Павел Петрович помочил лоб одеколоном и прилег: «…исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Это предложение и является финальной точкой в споре старого и нового, которую поставил сам автор.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -