Бернард шоу хронологическая таблица. Шоу, Бернард – писатель, драматург, философ и англичанин с большой буквы

Бернард шоу хронологическая таблица. Шоу, Бернард – писатель, драматург, философ и англичанин с большой буквы
Бернард шоу хронологическая таблица. Шоу, Бернард – писатель, драматург, философ и англичанин с большой буквы

Биография Бернарда Шоу

Детство и юность

Бернард Шоу был рожден в Дублине в семье торговца и певицы, помимо Бернарда в семье было еще два ребенка, его сестры. В юные годы мальчик отличался своим уникальным образом мышления и необычно взрослым поведением. В школе он мало общался со своими сверстниками, да и учебу он любил мало. Юного Бернарда больше интересовали учения духовные, но никак не научные исследования и зубрежка. Отношения с преподавателями у него не заладились с первых дней за что он неоднократно получал множество физических наказаний. После окончания школы юноша сразу же отправился искать работу, финансовые затруднения не поспособствовали поступлению Шоу в университет, да и сам юноша не хотел этого.

Работа клерком

Благодаря поддержке дяди ему удалось устроиться клерком в популярное в Дублине агентство по продаже недвижимости. Самым печальным и жестоким для его души был сбор налогов с жителей бедных районов. Из-за невозможности как-то им помочь молодой человек сильно корил себя за бессилие. В будущем этот темный период его самостоятельной жизни можно будет частично увидеть в пьесе «Дом вдовца». Несмотря на мрачность работы, будущему писателю нравилось писать книги учета, в попытке развлечь себя и отвлечься от монотонной работы он оттачивал свое умение прилежно и четко писать каждую букву. После того как Бернарду исполнилось 16 лет его семья распалась, мать мальчика убежала в Лондон с новым возлюбленным и дочками. Решив что он не может оставить отца в полном одиночестве, юноша остался в родном городе и продолжил обучение в компании по недвижимости.

Первые шаги в мир писательства

Вскоре молодой человек понял, что ему не по душе то как он живет и он отправился повидать мать и сестер в Лондон. Приехав в Великобританию Шоу изменился, он начал проводить много времени в библиотеках, изучая литературу и начав впервые писать собственные произведения. По началу его работы никого не интересовали и ему пришлось войти в пир писательства через критику. Лишь после того как Шоу стал успешным литературным критиком его романы были замечены публикой. Первым продуктом его писательской деятельности, поступившим в печать, стал роман «Профессия Кашеля Байрона», созданный в 1882 году. Само произведение было опубликовано лишь через четыре года после окончания работы над ним. Некоторые моменты в книге показывают жизнь самого писателя. Главный герой занимался боксерскими боями, как и сам автор, который полюбил этот довольно агрессивный вид спорта. Примечательно что сами поединки происходили в Англии, и своего рода поединок в мире писателей начался у Шоу как раз по прибытию в Лондон.

Популярность и слава

Через год состоялась публикация еще одной необычайно увлекательной истории — «Не социальный социалист». В начале книги показана жизнь женской школы, которая резко прерывается моментами из жизни простого работяги и заканчивается социалистическими темами. В 1884 году за несколько лет до написания «Не социальный социалист» писатель заинтересовался идеями социализма и вступил в «Фабианское сообщество», которое занималось продвижением социализма в обществе. Вскоре после публикации очередного романа Шоу становится корреспондентом, который писал рецензии на музыкальные спектакли. С этого момента писатель все больше увлекается миром театра в его романах появляется больше драматичности и все больше действия напоминают пьесы. В 1885 году писатель начинает работу над первой пьесой «Дом вдовца», однако в скором времени откладывает ее завершение.

Любовные пьесы и женитьба драматурга

В произведении «Love Among the Artists» писатель ярко показывает и описывает отношения между людьми, его личные взгляды на бракосочетание и личное понимание любви как явления. Символичным можно назвать тот факт, что последний роман, который был опубликован Шоу стал «Immaturity», который являлся его первой творческой работой. В 1892 году на сцене театра была показана первая пьеса Бернарда Шоу «Дом вдовца». Драматург часто использовал сатирические приемы высмеивая высшее общество, которое жило за счет того, что бедные люди отдавали им последние деньги. Многие его работы остались неоцененными по многим причинам, некоторые были слишком сложны для понимания простой публики, другие не проходили политическую цензуру.

В 1898 году Шоу заключил брак с Шарлоттой Пейн Таунсенд с которой у него было много общего. Пара поддерживала социалистические идеи и это стало причиной их знакомства. Несмотря на любовь и понимание в семье, Шоу неоднократно изменял своей жене и, она об этом знала, но несмотря на это пара оставалась вместе.

Новаторский взгляд

Новые темы, которые до этого не поднимались на сцене театра принесли драматургу свою долю популярности, однако настоящий успех пришел лишь в 1904 году. Театр «Ройял Корт», находившийся в Лондоне, начал показывать лучшие пьесы, написанные драматургом и это вознесло его на вершину популярности. «Майор Барбара» и «Врач перед дилеммой» отличались от написанных ранее произведений в этих работах можно увидеть весь жизненный опыт, которым обладал Бернард. В возрасте 50-ти лет у него полностью сформировалась своя манера и подача написанного материала. Одна из наиболее известных работ, созданных в начале ХХ века — «Пигмалион». В этой пьесе автор пытается в доступной форме показать людям что все в конечном итоге равны и одинаковы по сути своей. Различия, которые он показывает, заключаются лишь во внешних и половых несхожестях.

Изменение образа мышления

Первая мировая война стала потрясением для всего мира, и драматург не стал исключением. Он отрицал саму идею войны за мир, ведь сам принцип таких действий был построен на сплошных противоречиях. «Дом, где разбиваются сердца» показал, что это массовое братоубийство подорвало его веру в человечество, хоть и было, как и прежде показано в юмористической форме. В его вере в социализм начали появляться огромные дыры и все чаще он выдвигал идею диктатуры. Он считал, что толпа никогда не сможет править миром в гармонии ведь сколько людей столько и мнений и никогда по натуре своей человечество не уступит самому себе. В его поздних пьесах Шоу показал свое отношение к жизни от некоторых откровенно мрачных работ публика была в ужасе. «Святая Иоанна» стала лучом надежды для творчества драматурга, канонический образ мученицы Жанны помог ему вернуть былую любовь публики. С каждой пьесой автор становился все ближе к Нобелевской премии, которую получил в 1925 году.

Закат жизни

Несмотря на всю любовь аудитории пьесы, написанные в последние годы жизни не были успешными и снимались с показа после двух трех представлений. В 1931 году после посещения СССР и личного общения со Сталиным, Шоу становится поклонником его взглядов и полностью поддерживает идею сталинизма. В будущем Шоу не раз принимал сторону Сталина во время конфликтов с другими странами. На закате своей жизни Шоу переехал в свое имение и проводил большую часть времени в одиночестве. В возрасте 94 лет в 1950 году великий мыслитель и драматург скончался.

  • Бернард Шоу однажды зло заметил, что быть влюбленным, значит неподобающим образом переоценивать разницу между одной женщиной и другой.
  • Правильное произношение фамилии Shaw: «Шо», однако в русскоязычной традиции закрепилось произношение «Шоу».
  • В ответ на услышанную фразу «Шоу – это клоун», В. И. Ленин сказал: «В буржуазном государстве он, может быть, и клоун для мещанства, но в революции его не приняли бы за клоуна»
  • Мало кому известно, что выдающийся английский драматург Бернард Шоу увлекался боксом и даже выступал на состязаниях. Об этом подробно рассказал журналист и писатель Бенни Грин в книге «Чемпионы Шоу», изданной в 1979 году в Лондоне. Шоу выступал в среднем весе. Именно занятия боксом дали начинающему тогда писателю богатый материал для написания романа о боксерах «Профессия Кэшеля Байрона», тепло встреченного такими писателями как Роберт Стивенсон и Уильям Моррис. Учитель Шоу - Нед Доннели, первым преподавший писателю уроки бокса, - выведен в романе под именем Неда Скена.

Награды:

  • Нобелевская премия по литературе (1925 год)
  • Лучший адаптированный сценарий (1939 год)
  • Премия Нью-Йоркского общества драматических критиков в номинации «Специальное упоминание» (1952 год)

ШОУ, ДЖОРДЖ БЕРНАРД (Shaw, George Bernard) (1856–1950), ирландский драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени и самый прославленный – после Шекспира – драматург, писавший на английском языке. Родился 26 июля 1856 в Дублине. Его отец, потерпев крах в бизнесе, пристрастился к алкоголю; мать, разочаровавшись в супружестве, увлеклась пением. Шоу ничему не научился в школах, которые посещал, но многое почерпнул из книг Ч.Диккенса , У.Шекспира, Д.Беньяна , Библии , арабских сказок Тысяча и одна ночь , а также слушая оперы и оратории, в которых пела мать, и созерцая картины в Ирландской национальной галерее.

В пятнадцатилетнем возрасте Шоу устроился клерком в фирму по продаже земельных участков. Спустя год он стал кассиром и занимал эту должность в течении четырех лет. Не в силах превозмочь отвращение к такой работе, он в двадцатилетнем возрасте уехал в Лондон к матери, которая после развода с мужем зарабатывала на жизнь уроками пения.

Шоу уже в молодости решил зарабатывать на жизнь литературным трудом, и хотя рассылаемые статьи возвращались к нему с удручающей регулярностью, он продолжал осаждать редакции. Только одну его статью приняли к печати, заплатив автору пятнадцать шиллингов, – и это было все, что Шоу заработал пером за девять лет. За эти годы он написал пять романов, которые отвергли все английские издательства.

В 1884 Шоу вступил в Фабианское общество и вскоре стал одним из самых блестящих его ораторов. Одновременно он совершенствовал свое образование в читальном зале Британского музея, где познакомился с писателем У.Арчером (1856–1924), который приобщил его к журналистике. Поработав какое-то время внештатным корреспондентом, Шоу получил место музыкального критика в одной из вечерних газет. После шести лет, отданных музыкальному рецензированию, Шоу в течение трех с половиной лет работал театральным критиком в «Сатердей ривью». За это время он выпустил книги об Х.Ибсене и Р.Вагнере . Он писал также пьесы (сборник Пьесы приятные и неприятные Plays: Pleasant and Unpleasant , 1898). Одна из них, Профессия миссис Уоррен (Mrs. Warren"s Profession , впервые поставлена в 1902), была запрещена цензурой; другая, Поживем – увидим (You Never Can Tell , 1895) после нескольких репетиций была отклонена; третью, Оружие и человек (Arms and the Man , 1894), вообще никто не понял. Помимо названных в сборник вошли пьесы Кандида (Candida , 1895), Избранник судьбы (The Man of Destiny , 1897), Домá вдовца (Widower"s Houses , 1892) и Сердцеед (The Philanderer , 1893). Поставленный в Америке Р.Мансфилдом Ученик дьявола (The Devil"s Disciple , 1897) – первая пьеса Шоу, имевшая кассовый успех.

Шоу писал пьесы, рецензии, выступал как уличный оратор, пропагандируя социалистические идеи, и, кроме того, был членом муниципального совета округа Сент-Панкрас, где он жил. Такие перегрузки привели к резкому ухудшению здоровья, и если бы не забота и уход Шарлотты Пейн-Таунзенд, на которой он женился в 1898, дело могло бы кончиться плохо. Во время затянувшейся болезни Шоу написал пьесы Цезаря и Клеопатру (Caesar and Cleopatra , 1899) и (Captain Brassbound"s Conversion , 1900), которое сам писатель называл «религиозным трактатом». В 1901 Ученик дьявола , Цезарь и Клеопатра и Обращение капитана Брасбаунда были опубликованы в сборнике Три пьесы для пуритан (Three Plays for Puritans ). В Цезаре и Клеопатре – первой пьесе Шоу, где действуют реальные исторические личности, – традиционное представление о герое и героине изменено до неузнаваемости.

Не преуспев на стезе коммерческого театра, Шоу решил сделать драму проводником своей философии, опубликовав в 1903 пьесу Человек и сверхчеловек (Man and Superman ). Однако уже в следующем году пришел его час. Молодой актер Х.Грэнвил-Баркер (1877–1946) вместе с предпринимателем Дж.Э.Ведренном принял руководство лондонским театром «Корт» и открыл сезон, успех которого обеспечили старые и новые пьесы Шоу – Кандида , Поживем – увидим , Другой остров Джона Булля (John Bull"s Other Island , 1904), Человек и сверхчеловек , Майор Барбара (Major Barbara , 1905) и Врач перед дилеммой (The Doctor"s Dilemma , 1906).

Теперь Шоу решил писать пьесы, целиком лишенные действия. Первая из этих пьес-дискуссий, Женитьба (Getting Married , 1908), имела некоторый успех среди интеллектуалов, вторая, Мезальянс (Misalliance , 1910), оказалась трудноватой и для них. Сдавшись, Шоу написал откровенно кассовую безделицу – Первую пьесу Фанни (Fanny"s First Play , 1911), которая в течение почти двух лет шла на сцене небольшого театра. Затем, словно отыгрываясь за эту уступку вкусу толпы, Шоу создал подлинный шедевр – Андрокла и льва (Androcles and the Lion , 1913), за которым последовала пьеса Пигмалион (Pygmalion , 1914), поставленная Г.Бирбомом-Три в «Театре Его Величества» с Патрик Кэмпбелл в роли Элизы Дулиттл.

Во время Первой мировой войны Шоу был исключительно непопулярной фигурой. Пресса, публика, коллеги осыпали его оскорблениями, а он между тем невозмутимо закончил пьесу Дом, где разбиваются сердца (Heartbreak House , 1921) и готовил свой завет человеческому роду – Назад, к Мафусаилу (Back to Methuselah , 1923), где облек в драматургическую форму свои эволюционистские идеи. В 1924 слава возвратилась к писателю, он обрел мировое признание драмой Святая Иоанна (Saint Joan ). В глазах Шоу Жанна д"Арк – провозвестница протестантизма и национализма, и потому вполне закономерен приговор, вынесенный ей средневековой церковью и феодальной системой. В 1925 Шоу была присуждена Нобелевская премия по литературе, от получения которой он отказался.

Последней пьесой, принесшей Шоу успех, стала Тележка с яблоками (The Apple Cart , 1929), открывшая Малвернский фестиваль в честь драматурга.

В годы, когда большинству людей было не до путешествий, Шоу посетил США, СССР, Южную Африку, Индию, Новую Зеландию. В Москве, куда Шоу прибыл с леди Астор, он беседовал со Сталиным. Когда к власти пришла лейбористская партия, для которой драматург сделал так много, ему предложили дворянство и титул пэра, но он от всего отказывался. В возрасте девяноста лет писатель все же согласился стать почетным гражданином Дублина и лондонского округа Сент-Панкрас, где он жил в молодые годы.

Жена Шоу скончалась в 1943. Оставшиеся годы писатель провел в уединении в Эйот-Сент-Лоренсе (графство Хертфордшир), где в возрасте девяноста двух лет закончил свою последнюю пьесу Миллиарды Байанта (Buoyant Billions , 1949). До конца дней писатель сохранял ясность ума. Умер Шоу в Эйот-Сент-Лоренсе 2 ноября 1950.

Шутка ли, получить сразу две высшие награды английской литературы? Нет, это совсем не шутка, а реальное достижение драматурга Бернарда Шоу.

Жизнь драматурга: краткие сведения

Джордж Бернард Шоу – англичанин ирландского происхождения, рожденный в семье торговца и певицы. Мать драматурга Люсинда профессионально занималась музыкой, а отец Джордж вел торговлю зерном.

Школьные годы

Учеба давалась Бернарду легко, а вот саму систему образования он попросту ненавидел. В зрелом возрасте Шоу множество раз критиковал систему английского образования, указывая на неэффективность телесных наказаний, и на скудность духовного развития в школьных стенах.

Тем не менее Шоу в детстве учился в школе грамматике. Затем посещал колледж в Дублине. Еще ему довелось ходить в протестантскую школу.

Первые карьерные шаги

Сначала Шоу работал простым клерком. Он не любил свою должность, но не оставлял ее несколько лет. Заступив на работу в 15, Бернард собирал плату за жилье с жителей бедных районов. Это оставило неизгладимый след в его мировоззрении.

В возрасте 20 лет юноша принял решение переехать в Лондон. Там уже жили его мать и сестры. В Лондоне Шоу ходил по местным библиотекам, пробовал писать литературные произведения, но первые его попытки были не слишком удачными.

В 1885 году к его романам и пьесам начали присматриваться видные деятели искусства. Тогда же Бернард Шоу стал пробовать себя в роли критика.

До 36 лет творчество драматурга не имело большого успеха. Он пытался показывать свои пьесы режиссерам и руководителям театров, но они не принимали их для постановок.

После знакомства с работами норвежского драматурга Ибсена, Шоу вновь поверил в свои силы, и взялся за работу с утроенным рвением.

В 1902 году в Лондоне все же поставили пьесу Шоу «Дома вдовца». Английская публика приняла постановку довольно холодно. Но все же отзывы критиков были положительными.

В Вене, Берлине и Штатах произведения драматурга имели огромный успех. После его заслуги признали и на родине.

Бернард Шоу и политика

В период Второй мировой Шоу критиковал военные действия. В 1931 году он был приглашен в СССР, где удостоился аудиенции у Сталина. Бернард был очарован советским политическим режимом.

Вернувшись домой, он стал хлестко критиковать буржуазию и ее ценности.

Личная жизнь Бернарда Шоу

Признанный английский драматург был женат на Шарлотте Таузенд. Его жена была меценаткой, и в периоды творческих неудач поддерживала мужа во всем.

Перед своей смертью в 1950 году, Шоу успел написать несколько пьес, которые получили восторженные отзывы критиков и зрителей. Его «Тележка с яблоками» много раз ставилась на сценах разных драматических театров.

После смерти от проблем с почками, прах Бернарда Шоу развеяли в том же месте, где был развеян прах его покойной жены.

При жизни Шоу получил за свои работы «Оскара», а также Нобелевскую премию в области литературы. Всю свою жизнь он работал и жил в доме в Хартфодшире. Его творчество считается образцом драматургии. Кроме того, Бернарда Шоу негласно называли «вторым Шекспиром».

О чем писал Шоу?

Персонажи пьес, которых создавал драматург, были философами, простолюдинами и типичными обывателями. Они больше рассуждали о жизни, чем действовали и принимали решение.

В произведениях Шоу все неприглядные вещи и поступки всегда назывались своими именами, не вуалировались, а гротеско выставлялись напоказ.

Шоу любил посмеяться над недостатками и пороками английского общества. Простые зрители обожали его работы, а аристократия долго не могла привыкнуть к его стилю. Но все же потом и у этого социального слоя Бернард Шоу снискал признание. Великий драматург часто работал до изнеможения, полностью отдавая всего себя искусству и серьезной литературе. Его труды поздно получили заслуженную славу, но Шоу продолжал упорно трудиться, и добился успеха.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

😉 Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Бернард Шоу: биография, факты, цитаты» — краткая история о жизни английского писателя и уникального драматурга.

Биография Бернарда Шоу

Джордж Бернард Шоу родился и вырос в Дублине (Ирландия). Дата рождения 26.07.1856 г., знак зодиака – Лев. Отец торговал зерном, мать была профессиональной певицей. В семье со скромным достатком было трое детей.

Между супругами нередко случались скандалы. Родительской душевной теплоты Джордж не помнил. Вместо ласки малыш часто получал подзатыльники.

В детстве мальчик посещал колледж. Затем его отдали в протестантскую школу, в которой внимание уделялось духовному развитию, а не наукам. Здесь же практиковались физические наказания за непослушание. Представьте, что пришлось терпеть парню, ведь он был одним из худших учеников.

Юноша терпеть не мог школу. Школьный период был самым ужасным в его жизни. В 15 лет он с удовольствием начал работать клерком в конторе по недвижимости. Вскоре его родители развелись. Мать с дочерьми уехала в Джордж остался с отцом, продолжая трудиться в конторе.

Через четыре года он с легкостью покинул Дублин, с которым его связывали лишь грустные воспоминания, и переехал к матери.

Лондон

На дальнейшее образование Бернарда денег не было и в семье матери. 20-летний Джордж занялся самообразованием: много читал, посещал музеи. Допоздна засиживался в читальном зале Британского музея.

На протяжении восьми лет молодой человек писал романы и статьи. Свои труды он направлял в разные издательства Лондона, из которых приходили лишь отказы. Но молодой писатель не отчаивался, сохранял веру в себя, оптимизм и любовь к жизни. Стесняясь своей бедности, парень не общался с девушками.

После прочтения «Капитала», Шоу объявил себя социалистом и вступил в общество, пропагандирующее социалистические идеи. Он стал активно выступать с лекциями, не получая за это ни пенса.

Случайное знакомство с писателем Арчером внесет коррективы в жизнь Бернарда. Джордж решает попробовать себя в журналистике. Сначала он работал внештатным корреспондентом, трудился как музыкальный критик в журнале London World. Затем, в журнале «Сатердей ривью», он работал в качестве театрального критика.

Дебютом 36-летнего драматурга стала пьеса «Дом вдовца». Первый настоящий успех принесла пьеса «Ученик дьявола» (1897).

Дом писателя в Хартфордшире, недалеко от Лондона. Здесь он жил и работал последние 44 года

В 1913 г. «жемчужиной» драматургии стала пьеса «Пигмалион», имевшая ошеломляющий успех. В 1925 г. Шоу получил «Оскар» за сценарий фильма «Пигмалион». За свою долгую жизнь драматург написал 56 пьес.

Вы не поверите, но писатель был равнодушен к деньгам. В 1925 г. он был удостоен Нобелевской премии по литературе, но от денег отказался!

Путешествия

Бернард Шоу очень любил путешествовать. Несмотря на почтенный возраст, он побывал во многих странах, включая СССР. Являясь социалистом, в 1931 году он встречался с

Личная жизнь

Писатель впервые женился, когда ему было 40 лет. Его супругой стала 20-летняя Шарлотта Пейн-Таунзенд. Она была богатой наследницей, но Шоу был абсолютно равнодушен к ее миллионам.

Шарлотта Пейн-Таунзенд (1876-1940)

Брак оказался счастливым. Супруги прожили вместе 45 лет. Шарлотта умела создать домашний уют, была опорой и помощником в делах мужа. Детей у пары не было. Свою супругу Бернард пережил на 7 лет.

В семейной жизни был и сложный период, когда супруг увлекся актрисой Стеллой Патрик Кэмпбелл. Для нее была написана главная роль в пьесе «Пигмалион». Затем бурный роман актрисы и драматурга перешел в дружеские отношения.

Стелла Патрик Кэмпбелл (1865 — 1940)

Любимый сад

В пожилом возрасте у него была отличная память, ясность ума. Он продолжал трудиться, но произошел несчастный случай. Работая в любимом саду, Бернард упал и сломал бедро. Пришлось перенести две операции.

Вскоре великий драматург покинул этот мир. Ему было 94 года. Неунывающий жизнелюб легко бы прожил еще десяток лет! Кстати, писатель был

Могилы Бернарда Шоу не существует. Согласно его завещанию, тело было кремировано, а прах развеян в саду. Неповторимый, неунывающий, с тонким чувством юмора, бесстрашный, независимый, остроумный, оригинальный и непредсказуемый Шоу…

Цитаты Бернарда Шоу

Лучшие цитаты гениального Шоу представлены в этом видео:

Дополнительная информация «Бернард Шоу: биография, факты»

Джордж Бернард Шоу родился 26 июня 1856 г. в Дублине, в семье торговца зерном. Детство Бернарда было очень тяжелым. Юноша вынужден был зарабатывать на жизнь в раннем возрасте. Когда ему исполнилось 20 лет, он переехал из Ирландии в Лондон. Здесь Бернард примкнул к «Фабианскому обществу», которое трактовало идеи умеренного социализма.

Однако литературная деятельность давно уже привлекала его. В 1879 г. был создан роман «Незрелость». В журнале «Тудэй» были опубликованы следующие романы: «Социалист-одиночка» (1884 г.), «Профессия Кэшеля Байрона» (1885 – 1886 гг.).

Бернард Шоу. Фото 1911

Чуть позже увидели свет романы «Неразумные связи (1887 г.), «Любовь артиста» (1888 г.). В начале девяностых Шоу стал писать пьесы. В 1892 г. была создана пьеса «Дома вдовца». После этого Шоу стал профессиональным драматургом. Пьеса «Профессия миссис Уоррен» (1894 г.) вызвала недовольство общества, т. к. в ней шла речь о бывшей проститутке.

Огромный успех имела пьеса «Ученик дьявола» (1897 г.). В этом же году Шоу стал государственным советником.

В 1898 г. драматург он женился на Шарлоте Пейн-Таузенд. Невеста была из очень богатой семьи, но так же как и Шоу, являлась членом «Фабианского общества». Поэтому она стала не только верной супругой, но и преданной помощницей.

Гении и злодеи. Бернард Шоу

На сцене королевского театра в 1904 – 1907 гг. были поставлены некоторые из пьес Шоу. Среди этих пьес – «Человек и сверхчеловек» (1905 г.), «Майор Барбара» (1905 г.), «Цезарь и Клеопатра » (1907 г.). После этого Шоу стал мировой знаменитостью.

В 1912 г. Шоу создал одно из своих знаменательных произведений – «Пигмалион». Во время Первой Мировой войны Шоу писал пьесы о том, что происходило в обществе. Они были впоследствии опубликованы в сборнике «Пьески о войне» (1919 г.). В 1919 г. была создана пьеса «Дом, где разбиваются сердца». В 1923 г. – пьеса «Святая Иоанна». Как считают многие критики, это произведение стало вершиной драматургической деятельности Шоу.

В 1925 г. Шоу был удостоен Нобелевской премии «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой».

Саму премию Шоу потратил на то, чтобы учредить англо-шведский литературный фонд для переводчиков.

В 1931 г. драматург посетил СССР. Левый интеллигент, он пришел в восторг от Советской страны, до конца жизни восхищался советским строем и достижениями .

К позднему творчеству Шоу относятся произведения: «Миллиарды Бойанта» (1947 г.), «Замысловатые басни» (1948 г.), «Шекс против Шэпа» (1949 г.). Неоконченной осталась поэтическая пьеса «Почему она отказывалась».