Православная икона божьей матери всех скорбящих радость. Икона всех скорбящих радость божией матери

Православная икона божьей матери всех скорбящих радость. Икона всех скорбящих радость божией матери
Православная икона божьей матери всех скорбящих радость. Икона всех скорбящих радость божией матери

Известная в столице улица - Большая Ордынка - по праву называется местом золотых куполов. Среди верующих особенно почитаема церковь «Всех Скорбящих Радость». Это намоленное место впервые упоминается в летописных источниках 1571 года. В то время храм был известен под другим названием, как церковь Варлаама Хутынского. Согласно предположениям историков, он был возведён в 1523 году во времена митрополита Варлаама, во имя его небесного заступника и покровителя. В 1625 году священнослужители провели здесь освящение престола во имя Преображения Господня. В настоящее время это главный престол Скорбящей церкви.

Храм на Ордынке «Всех Скорбящих Радость» в 1683/85 годах был выстроен в камне. Через несколько лет в его стенах произошло чудо: одна из прихожанок получила полное исцеление от образа Богоматери. Как гласят предания, сестра патриарха Иоакима испытывала сильные страдания от болезненной раны в боку. Она взывала в молитвах о помощи. Однажды до Евфимии донёсся таинственный глас, указавший, что ей следует отслужить водосвятный молебен у иконы Царицы Небесной в Преображенском храме. Женщина поняла, что услышала зов самой Всезаступницы. Она исполнила все указания и исцелилась. С тех пор икона славится как чудотворная, и до сегодняшнего дня образ почитаем всеми православными верующими страны.

Храм на Ордынке «Всех скорбящих Радость» в 1922 году во время изъятия церковных ценностей был разорён. Все украшения и утварь были экспроприированы (более 65 кг серебра и золота). В 1933 году его закрыли, большевики сняли колокола, но внутреннее убранство осталось практически нетронутым.

Во время Великой Отечественной войны храм на Ордынке «Всех скорбящих Радость» был запасником Третьяковской галереи. В 1948 году его вновь открыли для богослужений.

Архитектура

Церковь «Всех скорбящих радость» представляет особый интерес благодаря своим архитектурным решениям. Её колокольня обладает редкой формой. Здание выстроено в виде цилиндрической ротонды, с окнами-арками полукруглой формы и ионическими двухколонными портиками. Внутри расположено 12 колонн, служащих опорой небольшому барабану с куполом в виде полусферы и шаровидной главой. Характерной особенностью внутреннего убранства является размещение подсвечников. Они находятся наверху, служители поднимаются по переносной деревянной лестнице, чтобы поставить свечу.

Образа

Икона «Всех скорбящих радость» - это удивительное явление в истории иконописи. Существует множество документальных свидетельств о чудотворных деяниях этого образа. Перечень таких документов едва ли не самый длинный в истории Православия.

Иконы и списки «Всех скорбящих радость»: значение в Православной вере

«Всех скорбящих радость» - первая строка одной их стихир. Даже название этого образа послужило тому, что он стал отличаться такой распространённостью в нашей стране. Помимо первой иконы, расположенной в московском храме, насчитывается около двух десятков местночтимых и чудотворных списков.

Душе русского человека очень близок и понятен скрытый в наименовании иконы смысл. У образов «Всех скорбящих Радость» значение раскрывается так: это безоглядное упование верующего на Пречистую Богородицу, повсюду спешащую облегчить скорбь, утешить, избавить людей от скорби и страданий, дать больным исцеление и нагим одеяние…

Иконография

На иконе изображена Богородица в полный рост, с младенцем на руке или без него. Всезаступницу окружает сияние мандролы. Это нимб особой овальной формы, вытянутой в вертикальном направлении. Богородицу окружают ангелы, в облаках изображена Троица Новозаветная и Господь Саваоф.

Этот принцип иконографии сложился на Руси в семнадцатом веке под влиянием западноевропейских традиций. Иконография образа не смогла получить единой завершённой композиции и представлена в церквях во множестве вариантов. Самыми известными считаются два типа иконописи - с младенцем на руках, как в храме на Ордынке, и без него.

Особенностью иконы является то, что вместе с Богоматерью на ней изображаются люди, мучимые скорбями и недугами, и ангелы, которые совершают благие деяния от имени Всеспасительницы.

Икона «Всех скорбящих радость» с грошиками

Образ прославился в Петербурге в 1888 году, когда в часовню, где она размещалась, ударила молния. Икона осталась целостной, к ней лишь прилипли медные копейки (грошики). Впоследствии на этом месте был построен храм. Знаменитая икона «Всех скорбящих радость» с грошиками находится в нём и по сей день.

Как молиться Царице Небесной

К чудотворной иконе «Всех скорбящих радость» молитва должна возноситься с чистым сердцем и помыслами. Просить заступницу о помощи могут все нуждающиеся, больные люди, матери, ожидающие детей с войны, целые семьи, где случилась беда.

Молитва Пресвятой Деве

"Царица преблагая, Надежда моя, Богородице, Заступница сирым и странным Покровительница! Скорбящим Радосте, обиженным Предстательнице! Узри мою беду, узри мою скорбь: помоги мне немощному рабу Божьему (имярек). Обиду мою разреши по воле своей. На твою помощь уповаю. Только тебя, Богоматерь, о помощи прошу! Аминь".

Священнослужители советуют, как можно чаще обращаться к образу «Всех скорбящих Радость», молитва может быть произнесена своими словами, главное - искренность и истинная вера прихожанина.

Списки с иконы Царицы Небесной

Когда в 1711 году царь Пётр Первый вместе с приближёнными переезжал в Санкт-Петербург, его сестра поставила в новой дворцовой церкви список с иконы Всезаступницы. Позже во имя Богородицы в Северной столице был отстроен целый храм, что пришлось на период царствования Елизаветы Первой.

Как и когда можно посетить храм

Церковь находится в Москве, улица Б. Ордынка, дом 20. Доехать до места можно на метро, до станций «Третьяковская», «Новокузнецкая». Храм на Ордынке "Всех скорбящих Радость" доступен для посещения ежедневно, с 7.30 до 20.00 вечера.

Вместо завершения

Один из самых старых и известных храмов столицы всегда готов принять прихожан. Доступ к чудотворной иконе открыт всегда, но, возможно, придётся отстоять небольшую очередь.


Икона «Всех Скорбящих Радость» – это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Все иконы Божией Матери обладают чудотворной силой, поскольку Ее благодатный первообраз заключен в каждой из них. Но количество свидетельств о чудотворных свойствах этого образа – одно из самых ярких проявлений Ее заботы и попечения о нас. Большинство самых известных изводов обладают даром исцеления в случаях тяжелых, временами непоправимых недугов.

Ее брали с собой в торговые поездки купцы и помещали ее в лавках, молясь перед ней Богородице о помощи в делах.

МОЛИТВА ПЕРВАЯ

О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадеждная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем беспомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, воньми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости Ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити. Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице, и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей: Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подаеши. Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, поели утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению: приими, всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас недостойных от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякого навета вражия и клеветы человеческия, буди нам помощница неотступная во все дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранени Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков, Аминь.

МОЛИТВА ВТОРАЯ

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от внезапныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница еси всем притекающим к Тебе и крепкое Прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец жития нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися во обителях небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.">

Есть ли на свете более высокое служение, чем утешать скорбящих и обращать их печаль в радость? Это особенно очевидно, если учесть, что испокон веков слову «скорбь» придавалось более широкое значение, чем сейчас. В понимании наших предков это понятие включало в себя не только переживания и горести, но и вообще всё, что мы сегодня называем негативом - житейские неудачи, болезни, а также физические и нравственные страдания. Вот в этих-то случаях и подавала людям свою благодатную помощь «Всех скорбящих радость» - икона Божией Матери.

Иконы, несущие благодать

Начиная разговор об одном из самых почитаемых в православном мире образов Пречистой Богородицы, следует остановиться на одном весьма важном обстоятельстве и подчеркнуть, что силой чудотворения обладает не сама икона, а тот, кто на ней изображён. Это может быть Спаситель наш Иисус Христос, Его святые угодники или, как в данном случае, Царица Небесная.

Именно к ним мы обращаем свои молитвы, и от них, по вере нашей, получаем милость. Сама же икона является как бы передаточным звеном, посредством которого ниспосылается людям Божественная благодать. Поэтому важно понять, что свои молитвы мы обращаем не к иконе, не к доске, покрытой живописным слоем, а к тому, чей святой образ на ней запечатлен.

«Всех скорбящих радость» (икона Божией Матери) получила известность благодаря многочисленным чудесам, явленным по молитвам перед нею, из чего можно заключить, что Царице Небесной угодно именно через неё ниспосылать людям Свои милости.

Начало всеобщего почитания образа

Названием этому широко распространённому богородичному образу послужили слова из стихиры «Всех скорбящих радость» - праздничного богослужебного текста, молитвенные слова которого обращены к Божьей Матери. Появление же самой иконы исследователи относят к XVII веку, подчёркивая, что в её художественных особенностях ощутимо влияние западноевропейской школы живописи.

Кроме того, при наличии большого количества изводов (вариантов написания) отмечается отсутствие общей для всех композиционной схемы. По этой причине иконы, носящие это имя, часто существенно отличаются друг от друга. Примером могут служить дополнительные фигуры, отсутствовавшие в ранних изводах и вошедшие в композицию икон, написанных после 1688 года.

Известно, что данные сюжетные изменения были внесены в результате исцеления, полученного в тот год сестрой патриарха Иоакима - Евфимией, вознесший молитвы перед этим образом. Чудо, явленное через иконы, послужило толчком к началу её прославления, и на последующих изводах появились изображения страждущих, что должно было подчеркнуть целительную силу образа.

Общепринятая иконографическая традиция и её особенности

Несмотря на часто встречающиеся сюжетные отличия, «Всех скорбящих радость» - икона Божией Матери, которая, тем не менее, имеет свои характерные черты и особенности. К ним можно отнести установившуюся традицию помещать фигуру изображённой в полный рост Богородицы в вертикальное овальное сияние, называемое мандорлом.

Попутно отметим, что такая форма изображения, часто встречающаяся в христианской живописи, например в иконографических сюжетах «Второе пришествие», «Преображение Господне» и ряде других, используется также и в буддийском искусстве. В таком же овальном сиянии принято изображать фигуру Будды.

Со временем в композицию этой иконы, кроме уже упомянутых страждущих, стали включать изображения ангелов - непосредственных исполнителей актов милосердия, дарованного людям Пречистой Девой. В более поздних её образцах, относящихся к середине XVIII века, можно увидеть также фигуры святых, помещённых по левую и правую сторону Божьей Матери.

Почитание иконы старообрядцами

Вопреки тому, что «Всех скорбящих радость» (икона Божией Матери) появилась после церковного раскола, спровоцированного в середине XVI века никоновской религиозной реформой, у старообрядцев - значительной части верующих, порвавших с официальной церковью - она пользуется всеобщим почитанием. Особенно популярны среди них её изводы, написанные в селе Ветка (Беларусь). Отмечают они и День иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», празднуемый всей православной церковью ежегодно 6 ноября (по новому стилю).

Заповедь Пресвятой Богородицы

Как уже говорилось выше, прославление этого богородичного образа началось с исцеления сестры патриарха - Евфимии, которое ей принесла прочитанная возле образа молитва. «Всех скорбящих радость» (икона Божией Матери), прежде мало кому известная и находившаяся в небольшой московской церкви на Ордынке, стала с тех пор объектом всеобщего почитания.

Усилению религиозного чувства верующих способствовал и её рассказ об услышанном в тонком сне голосе Пресвятой Девы, заповедавшей везде свидетельствовать о свершившемся чуде и прославлять Её имя. В те же дни повелением Святейшего патриарха был составлен акафист иконе Божией Матери «Всех скорбящих радость» и началось её всенародное почитание. Тогда же появилась и молитва, текст которой приводится на одном из помещённых в статье фото.

В 1711 году, в связи с переносом столицы Российской империи в Санкт-Петербург, на берега Невы отправилась и царская семья. Из архивных документов известно, что покидая Москву, родная сестра Петра I, Наталья Алексеевна, заказала копию богородичного образа «Всех скорбящих радость», в чудотворность которого верила всей душой. Но вот что она увезла с собой в новую столицу - подлинник или список с него, неизвестно по сей день.

Оригинал или копия?

Со временем церковь на Ордынке, с которой началось прославление чудотворного образа, стала почитаться как храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и в народе получила название Скорбищенской. В годы, последовавшие за октябрьским переворотом, её постигла та же судьба, что и многие другие храмы страны: церковь была закрыта, приход ликвидирован, а само здание использовалось долгие годы в хозяйственных целях.

В последующие годы церковь была возвращена верующим и сегодня вновь является одним из очагов духовной жизни Москвы. Это радует, но вопрос вызывает подлинность её главной иконы. Есть основание полагать, что хранившийся в ней оригинал был похищен в период многолетней антирелигиозной кампании, а на его месте сегодня - хоть и весьма ценная, но всё же копия, изготовленная в XVII веке и находившаяся в собрании Патриарха Алексия I.

Церковь на Шпалерной улице

Существует церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и в Санкт-Петербурге. Она находится в центре города, на Шпалерной улице. В давние времена она являлась домовой церковью Натальи Алексеевны Романовой - родной сестры Петра I. Именно в неё она и поместила привезённый из Москвы образ, о подлинности которого не затихают споры и по сей день.

Однако, независимо от того, как в действительности обстоит дело, обе иконы - и петербургская, и её московская сестра - несомненно, являются чудотворными, чему имеется немало свидетельств. В частности, известно, что одна из них как символ небесного покровительства сопровождала русскую армию в Прутском походе 1710-1713 гг. и помогла ей с честью выйти из сложившегося в ходе боёв тяжёлого положения.

Дар купца Матвеева

Среди многочисленных изводов иконы есть один, появление которого связано с Санкт-Петербургом. В народе он именуется иконой Божьей Матери «Всех скорбящих радость» (с грошиками). Предание гласит, что в середине XIX века благочестивый купец Иван Матвеев пожертвовал одной из часовен, находившихся вблизи города, Богородичную икону, прибитую некогда к берегу невскими волнами.

Никто бы об этом и не узнал, не случись в июле 1888 года страшной грозы, во время которой удар молнии разрушил ветхую часовню, уничтожив почти всю находившуюся в ней утварь. Волей Божьей невредима осталась лишь подаренная купцом икона «Всех скорбящих радость», не только не пострадавшая от огня, но и необычайно просветлевшая и преобразившаяся.

Грошики на иконе

Но самое удивительное заключалось в том, что часть монет (грошиков), разлетевшихся из разбитой молнией церковной кружки, необъяснимым образом пристала к поверхности иконы, слившись воедино с живописным слоем. Вскоре эта спасшаяся из огня икона прославилась многими явленными через неё чудесами и стала одной из известнейших петербургских святынь. С неё стали делать копии, изображая на них приставшие когда-то монеты.

Сегодня сия чудотворная икона находится, как и прежде, на берегу Невы, в церкви, получившей за особенности своего архитектурного облика название «Кулич и пасха». Её бытовавшее в народе название стало официальным по личному указу патриарха Алексия II, установившего также особый праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (с грошиками), отмечаемый ежегодно 5 августа.

Икона Всех Скорбящих Радость - это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа - едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.

Всех скорбящих Радость — начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Иконография
На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба — сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.

Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных — «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции и существует во множестве вариантов. Но наиболеее известны два типа - с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода "с грошиками").

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

История иконы
Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Однажды утром она услышала голос: «Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый "Всех скорбящих Радость". Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».

Храм Преображения на Ордынке

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм - тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона. Утрачен ли первоначальный список - точно неизвестно.

Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь - Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» , еще одно название - Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке - один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу "Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»
В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны. Обе иконы — московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства - Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви. В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»
Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет.

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской) . Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств) . 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.

Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование — 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Другие списки иконы
В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета). С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме - залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного - нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой - непременно получает помощь и отклик.

Несомненно, что уже само наименование сего образа, «Всех скорбящих Радость», послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях.

Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл - упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Богородица пишется на этой иконе в полный рост, обычно со скипетром в деснице и с Младенцем на шуйце, но иногда и без Него, с распростертыми руками, как на знаменитой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), в окружении припадающих к Ней бедствующих христиан и посланных для утоления их скорбей Ангелов, указующих на Приснодеву - источник неиссякаемой и всепобеждающей радости. Одеяние Пречистой на списках разнится: Она предстает то во славе, с венцом на главе и в ризах царицы, то в обычном для земных Ее дней плаще и белом плате.

Как повествует старинная церковная летопись, в лето 7196 от сотворения мира (1648 год от Рождества Христова) терзаемая огромной незаживающей язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева, родная сестра патриарха Иоакима, отчаявшись получить исцеление у лекарей, воззвала к Пречистой и внезапно услышала глас: «Евфимия, отчего в скорби своей не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?» - «Где же найти такую Целительницу?» - смиренно спросила больная. И тогда глас повелел обратиться к священнику «храма боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и преподобного отца Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца», что на Большой Ордынке в Москве, с тем чтобы тот взял там «на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины», образ Пречистой и отслужил перед ним молебен с водосвятием. Немедленно исполнив все это, Евфимия получила исцеление. Так произошло первое чудо от «иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, яже нарицается Всех скорбящих Радость », а самый храм получил и доселе сохраняет название Скорбященского (хотя главный престол его и освящен во имя Преображения). Знаменит храм на Большой Ордынке еще и тем, что здесь ежегодно исполняются «Всенощная» С. В. Рахманинова (в ближайшую ко дню его кончины, 28 марта, субботу) и «Литургия» П. И. Чайковского (день его кончины пришелся на 25 октября по старому стилю - следующий за празднованием чудотворной день). Каждую субботу здесь совершается молебен у чудотворной, в последние годы явившей новый благодатный дар исцеления страждущих от алкоголизма и наркомании. У каждого века свои скорби - не преходит лишь даруемая Заступницей радость исцеления.

Помимо храма на Большой Ордынке, в первопрестольной ныне действуют еще четыре приходских храма во имя иконы «Всех скорбящих Радость» (на 3-й Мещанской при Старо-Екатерининской больнице, на Калитниковском кладбище (с местночтимым списком), на Зацепе (более известный по приделу как храм Фрола и Лавра) и при психиатрической больнице на Канатчиковой даче); такое же посвящение имеет и престол больничного храма Николо-Угрешского монастыря. Прежде в Москве имелись также Скорбященский женский монастырь на Новослободской улице и почти десяток Скорбященских церквей, в том числе при нескольких больницах, приютах и тюрьме «Матросская тишина».

В отличие от москвичей, православные города на Неве были уверены, что первоявленный образ чудотворной был в 1711 году перевезен в новую столицу сестрой Петра I царевной Наталией Алексеевной и со временем оказался в Скорбященской церкви на Шпалерной улице. Чуду именно от этого образа приписывалось прекращение свирепствовавшей во времена Екатерины II эпидемии оспы.

Церковные историки уже к началу ХХ столетия затруднялись ответить, какая из икон - на Большой Ордынке в Москве или на Шпалерной в Санкт-Петербурге - являлась первым образом. Но судя по тому, что петербургская икона написана на кипарисной доске на загрунтованном холсте, она моложе московской.

Однако со временем и Санкт-Петербург обрел свою икону «Всех скорбящих Радость» в особом ее изводе - так называемой «Богородицы с грошиками». В давние времена жившие в пригородной деревне Клочки (ныне это район Стеклянного завода, давно вошедший в черту Петербурга) купцы Куракины нашли прибитый волнами Невы к берегу образ Богородицы; через несколько поколений их наследники пожертвовали семейную святыню в часовню при Стеклянном заводе.

23 июля 1888 года над невскими берегами разразилась страшная гроза. Ударом молнии выжгло внутренние стены часовни вместе со всеми иконами и разбросало монеты из кружки для подаяний. Уцелела лишь одна икона, причем с лика Пречистой спали позднейшие записи, а двенадцать медных монет из кружки были с нечеловеческой силой вбиты в доску иконы. С тех пор новая чудотворная и получила народное наименование «Богоматери (с грошиками)». На следующий день к часовне потекли потоки богомольцев, начались и уже не прекращались чудесные исцеления. В 1898 году здесь был освящен новый храм, причем чудотворная оставалась в часовне и переносилась в храм лишь на время богослужений. Именно это место упоминается в строках А. А. Ахматовой «Пароходик идет до Скорбящей…» - так обычно добирались сюда богомольцы. В советское время храм был разрушен, часовня Промыслом Божиим сохранилась до наших дней, сам же чудотворный образ (с грошиками) находится неподалеку, в Троицкой церкви «Кулич и пасха».

На петербургском изводе Пречистая пишется с распростертыми руками, со склоненным влево ликом, нижние Ее одежды багряные, верхние - темно-синие, глава облечена в белое покрывало, без царского венца. Выше в облаках - благословляющий Спаситель, вокруг - Ангелы, страждущие, зеленые ветви и непременные двенадцать монет.

Празднование иконе «Всех скорбящих Радость» совершается 24 октября по старому стилю (некоторые из списков с нее имеют и свои особые дни празднования). И в нынешних границах России, и в ее исторических пределах, и по всему миру, где только ни ступала нога русского человека, звучали, звучат и до конца мира сего будут звучать слова песнопений в честь этой святой иконы.