Храм Успения Божией Матери. Собор в честь успения пресвятой богородицы

 Храм Успения Божией Матери. Собор в честь успения пресвятой богородицы
 Храм Успения Божией Матери. Собор в честь успения пресвятой богородицы
  • 06 Ноябрь 2017
  • Дорогие братья и сестры! 8 ноября, в день памяти святителя Антония Вологодского, после Божественной Литургии состоится молебен свт. Антонию пред святым образом с частицей мощей святителя

  • 03 Ноябрь 2017
  • Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляем с праздником Казанской иконы Божией Матери и с Днем народного единства! Желаем здравия душевного и телесного, любви, мира, радости и заступничества Божией Матери. Пресвятая Богородица, спаси нас!

    Успение Пресвятой Богородицы всегда преподавалось во всех школах богословия, и среди докторов нет дискордантности. Так Мария, в небесной славе, как пел царь ее Матери, таким образом поет: «Сидящий по правую руку от своего возлюбленного Сына», «облаченный солнцем», «окруженный славой», как слава единственного Сына о Боге, потому что это та самая слава, которая окружает Сына и Мать!

    Происхождение третьего - очень старое. Он восходит к восточным анкоритам, которые использовали гальки для подсчета своих вокальных молитв. Это породило преданность Розария, а это означает, что корона из роз была предложена Богоматери. Эта преданность имеет честь быть рекомендованной Богоматери в Лурде, во Франции, и в Фатиме, Португалия, которая всегда выступает за ее действительность. Третью можно молиться индивидуально или коллективно.

История Верховажских церквей уходит в глубокую древность. В Верховажском посаде строили церкви деревянные, но с определённой регулярностью их уничтожали пожары. Поэтому и возникла мысль у верховажан о их недолговечности и о необходимости построить храм каменный в честь Успения Божией Матери.

Свою историю Храм Успения Божией Матери с. Верховажья начинает с 1755 года. В этом году по благословению архиепископа Архенгологородского и Холмогорского Варсонофия совершается закладка каменного храма. Постройка его продолжалась в течение 10 лет, и в 1765 году 24 сентября летний храм в честь Успения Божией Матери был освящён.

Третий - одна из самых любимых преданностей Богоматери. Оказавшись в Фатиме, она спросила маленьких пастухов: «Дети мои, каждый день молясь о розариях». Намерение Мы предлагаем, в частности, возмещение за грехи, совершенные против Святейшего Сердца Иисуса и Непорочного Сердца Марии, за мир в мире, за обращение грешников, за души чистилища, за намерения Папы, за увеличение и освящение Духовенство, наш викарий, за освящение и объединение семей, за миссии, за больных и умирающих, за тех, кто просил наши молитвы, за все наши самые близкие и срочные намерения и за Бразилию.

Но так как для многолюдного Верховажского прихода эта церковь была не очень вместительна, то в 1773 году было испрошено жителями Верховажского посада благословение на строительство тёплой церкви с двумя пределами и с каменной колокольней. 15 июля 1773 года был получен указ преосвященного Антония, епископа Архенгологородского и Холмогорского, следующего содержания: «К каменной холодной церкви Успения Пресвятыя Богородицы с западной стороны пристроить трапезу с папертью, над папертью же колокольню каменную, а для отправления в зимния времена Божественного священнослужения в трапезе учинить два предела: первый на правой стороне во имя Владимирской иконы Божией Матери, а второй на левой стороне во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца. А сверх тех в колоколенной стопе придел же во имя Трёх святителей. Но как близ показанной Успенской церкви с западную сторону имеется деревянная церковь во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца весьма ветхая и к постройке вышеписанной трапезы имеется препятствием, сломав употребить её куда правила повелевают». В сентябре 1773 года храм был заложен. Постройка продолжалась до 1785 года. 13 января 1779 года преосвященным Вениамином, епископом Архангелогородским и Холмогорским было совершено освящение предела в честь Владимирской иконы Божией Матери, а 6 февраля 1781 года по грамоте того же архипастыря было совершено освящение придела во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца.

Затем, держа крест третьего, чтобы подтвердить нашу веру во все истины, преподаваемые Христом, мы молимся. И в Иисусе Христе единственный Его Сын, наш Господь, который был зачат силой Святого Духа, родился от Девы Марии, пострадавшей под властью Понтия Пилата, был распят, умер и похоронен; спустился в особняк мертвых; Он воскрес на третий день; Он вознесся на небеса, сидит одесную Бога Отца Всемогущего, откуда Он придет, чтобы судить живых и мертвых. Посвящение Святой Троице.

После того, как Символ веры завершен, дань Святой Троицы выплачивается, молясь 1 «Наш Отец», 3 «Приветствую Мэри», «Благодать Отца». Первая град Мария в честь Создателя Бога, Отца, второе - Богу-Сыну, который искупил нас; а третий - Святому Духу, освящающему нас. Дайте нам на этот день наш хлеб насущный. И прости нам наши грехи, когда мы прощаем тех, кто нарушает нас. И не введи нас в искушение, но избавь нас от зла. Святая Мария, Матерь Божия, молитесь за нас, грешников, сейчас и в час нашей смерти.

1798 год является годом окончания строительства храма Успения Божия Матери. В этот год тщанием Верховажского купца Максима Михайлова Бурцева были приделаны фронтоны, четыре восмерика и главы к холодной церкви. В колокольне вместо предела в честь Трёх святителей был устроен предел во имя святого пророка Илии, освящение которого было совершено 16 сентября 1813 года. Внутреннее убранство храма постоянно совершенствовалось и благоукрашалось. Протоиерей Алексей Беляев, бывший настоятель Успенского собора, в своей статье, посвящённой 150-летию с начала строительства каменного храма о внутреннем убранстве писал следующее: «Высокохудожественная живопись, обилие и блеск позолоты, прекрасно исполненные нежными красками с позолотою орнаменты - всё это приковывает взоры и оставляет сильное впечатление». И внешний видсобора поражал своим величием и своей красотой.

В каждой Мистерии Розария молится наш Отец, десять Радуйся Марии и одна Слава Отцу и Розарию. Прости нас и избавь нас от огня ада. Возьмите все души на небеса и особенно помогите тем, кто в ней больше всего нуждается. Радостные тайны или радость. В этой первой тайне мы размышляем о том, что архангел святой Гавриил делает с Богоматери, что она станет матерью Иисуса. В этой второй тайне мы размышляем о Богоматери, которая посетит ее двоюродную сестру святую Елизавету. В этой четвертой тайне мы размышляем о Богоматери, выполняя Закон Моисея: она представляет Иисуса в Храме, где был старый Симеон. В этой пятой тайне мы рассматриваем Иисуса, еще подростка, который три дня остается в Храме в компании врачей; говорить, слушать и расспрашивать о вещах своего Отца.

  • Оставайтесь с ней три месяца.
  • В этой третьей тайне мы размышляем о Иисусе, рожденном в гроте Вифлеема.
  • В гостинице не было места в гостинице города.
  • Иисус родился в яслях в самой полной бедности.
Светящиеся мистерии или свет.

Когда начались гонения на церковь, советская власть не пожалела красоты и благолепия Успенского собора. Было уничтожено внутреннее убранство храма, обрушена колокольня, и храм был превращён в дом советской культуры. В 1991 году был воссоздан приход в с. Верховажье, и в поруганном и полуразрушенном храме возобновились богослужения. Заботой первого настоятеля воссозданного прихода протоиерея Георгия Осипова и прихожан внутреннее убранство тёплого храма и внешний облик храма приведён в порядок. Но до прежнего величия и прежней красоты ещё далеко. Нет колокольни. Холодный храм по-прежнему находится в запустении. Много ещё надлежит потрудиться для того, чтобы Верховажский храм Успения Божией Матери принял свой первозданный вид.

В этой первой тайне мы рассматриваем Иисуса, крестившегося Иоанном Крестителем в реке Иордан. Когда Христос спускается в воду реки, как невинный, как грех для нас, открывается небо, и голос Отца провозглашает его возлюбленным Сыном, в то же время Дух приходит к нему, чтобы призвать его в миссии, ждать. В этой второй тайне мы размышляем о начале знамений Каны, когда Христос, превращая воду в вино, открывает сердце учеников вере, благодаря вмешательству Марии, первой из тех, кто верит. В этой третьей тайне мы размышляем о проповеди, с которой Иисус объявляет о пришествии Царства Божьего и предлагает обращение, прощая грешников тех, кто приходит к нему смиренной уверенностью, начиная служение милосердия, которое он будет продолжать осуществлять до конца мира, особенно через таинство примирения, возложенное на его Церковь. В этой четвертой тайне мы рассматриваем преображение Иисуса, которое, согласно традиции, имело место на горе Табор. Слава божества сияет перед лицом Христа, в то время как Отец дает отдать экстатические апостолы, чтобы «слушать» его и жить с ним болезненный момент страсти, чтобы достичь с ним славу воскресения и жизнь преображается Святым Духом. В этой пятой тайне мы рассматриваем институт Евхаристии, в котором Христос делает пищу своим телом и кровью под знаками хлеба и вина, свидетельствуя «до крайности» свою любовь к человечеству, за спасение которого он принесет себя в жертву. Болезненные или болезненные тайны.

Разрушенная Благовещенская церковь в селе Верховажье.

В конце XVIII века в Верховажье уже был достроен огромный каменный Успенский собор. И сразу же на пожертвования прихожан, в основном купцов и крестьян окрестных деревень, начинается возведение новой церкви. В 1813 году строительство было окончено, и вот уже на холме над селом возвышается каменный храм с величественными колоннами и колокольней. Первый этаж отапливался, там располагался престол в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, на втором, холодном этаже находился престол в честь Преображения Господня.

В этой первой тайне мы размышляем о молитве, страданиях и агонии Иисуса в саду Елеонских. В этой второй тайне мы размышляем о Иисусе, который, привязанный к колонне, в доме Пилата, жестоко избит и несправедливо бичевал. В этой четвертой тайне мы размышляем над Иисусом, который, приговоренный к смерти, несет на своих плечах крест, на котором он будет распят. В этой пятой тайне мы созерцаем Иисуса, будучи распятым и умирающим на кресте для всех нас.

  • В этой третьей тайне мы рассматриваем Иисуса, увенчанного терниями его палачами.
  • И высмеялся перед всеми и страдал в тишине.
  • Он живет три часа самой сильной агонии.
Тайны славы или славы.

Утварь новому храма была передана из Успенского собора и числилась в его ведомости. Вокруг храма располагалось кладбище, на котором было похоронено немало известных людей села, к примеру, протоиерей Александр Шайтанов, почивший в мае 1879-го года. Это был по-настоящему талантливый человек: настоятель собора, законоучитель приходского училища, представитель попечительного совета, сотрудник Русского Географического общества. Он родился в семье священника Вельского уезда Вологодской губернии в 1811-ом году, получил блестящее образование в Вологодской Духовной Семинарии, был рукоположен в 1834 году и отправлен священником в Верховажье, где и служил до самой смерти. Так же на кладбище были похоронены исследователь Верховажского края Матвей Николаевич Мясников, последние священники Успенского собора: протоиереи Александр Якубов, скончавшийся в 1922-ом году и Алексий Беляев, отошедший ко Господу в 1937-ом. Он писал в Совет крестьянских депутатов и пытался объяснить, что Успенский собор Верховажья не только культовое здание, но и уникальный памятник архитектуры, богатейшая коллекция старинных церковных рукописных книг, утвари и икон достойна любого музея. Но его доводам не вняли, и было принято решение о разрушении собора и устройстве в его здании киноклуба. Все произошло в 1937-ом году. Чтобы снести колокольню активисты накинули на нее множество канатов, привязанных к упряжке лошадей, которых было около десяти. По команде лошадей стегали кнутами, но вопреки предположению, что колокольня упадет на дорогу, она упала в другую сторону - канатами перетерлись кирпичи, и колокольня рухнула на крышу храма, пробив ее насквозь. После этого из храмовой утвари и икон был разведен костер. Сердце священника не выдержало подобного кощунства, и у него случился инфаркт, от которого он уже не смог оправиться и вскоре скончался. Захоронения на кладбище закончились перед Великой Отечественной Войной.

В этой первой тайне мы рассматриваем Иисуса, который поднимается, преодолевая смерть. В этой третьей тайне мы размышляем о пришествии Святого Духа на Богородицу и Апостолов.

  • Иисус возвышается над могилой.
  • Во второй тайне мы созерцаем восхождение Иисуса на небо с восхитительной славой.
  • В этой четвертой тайне мы созерцаем славное предположение Богоматери на небеса.
Успение Пресвятой Богородицы.

В этой пятой тайне мы размышляем о Богоматери, будучи коронованной Королевой неба и земли и ходатайствуем за всех нас вместе с ее сыном Иисусом. Тебе мы взываем, опозоренные сыны Евы. Тебе мы вздыхаем, стонем и плачем в этой долине слез. Поэтому наш защитник, эти милостивые глаза к нам вернулись!

По воспоминаниям старожилов была в храме особенная достопримечательность. Главные железные ворота кладбища, когда их отворяли издавали красивый, приятный звук, как будто «пели».

Сохранилось имя последнего настоятеля Благовещенской церкви. Николай Константинович Земляницын родился в 1891-ом году. А в 1937-ом году репрессирован и приговорен к ссылке на 10 лет, из которой уже не вернулся.

И после этой ссылки, покажи нам Иисуса, благословенный плод чрева твоего, милосердие, благочестивый, сладкий всегда Дева Мария! - Молитесь за нас, Пресвятая Богородица! - чтобы мы были достойны обещаний Христа! Догма Успения относится к тому, что случилось с Марией «умирающим», то есть ее спящим, и как после этого ее увезли на небеса в теле и в душе. Так определяет Катехизис Католической Церкви.

Все эти доказательства и соображения святых отцов и богословов основаны на Священном Писании как на их окончательном основании. И «Невероятно», если в Писании считать, что Енох и Илия «подняты» на небо, тело и душу, и, возможно, Моисей интерпретировал упоминание Иуды с апокрифической литературой как «предположение» тела Моисея. Иисус вознесся на небеса по своей силе, телу и душе, и верно, что его собственная мать, Богоматерь, также не должны видеть коррупцию. Все истинные христиане окажутся безгрешными и телесно принятыми на небеса.

Долго храм простоял нетронутым, в нем не было клуба, как в Успенском соборе. И в конце шестидесятых годов XX века начались прошения верующих жителей села о восстановлении храма и церковной жизни. И тогда в райисполкоме было принято решение церковь разобрать. Ее камень пошел на фундаменты некоторых строившихся в то время зданий, туда же пошел и гранит надгробий.

Пресвятая Дева Мария, являющаяся образцом Церкви, как учит все Отцы, является примером совершенного христианина на небесах. Мария получила это совершенное состояние перед остальной Церковью Христа по милости Божьей. Часто священные богословы и ораторы, следуя по стопам святых отцов, объясняли свою веру в предположение, служили с определенной свободой фактов и текстов Священного Писания. Итак, говоря лишь о нескольких слугах, были те, кто цитировал в этом отношении слова псалмопевца: «Встань, Господи, для твоего отдыха, ты и Ковчег освящения твоего»; и в Ковчеге Завета, сделанные из нетленного дерева и помещенные в храм Божий, они видели образ чистого тела девы Марии, сохранившийся от разложения гробницы и восходящий к такой славе на небесах.

В середине семидесятых годов на территории кладбища был установлен памятник погибшим в Великой Отечественной Войне, но он простоял недолго. В последствии на месте разрушенного храма был установлен сначала деревянный, а затем железный поклонный крест.

Диакон Евгений Коротин, клирик храма Успения Божией Матери, село Верховажье

Точно так же, имея дело с этим вопросом, они описывают триумфальный вход Королевы в небесный суд и как сидит божественный Искупитель; и вспомните жену Песни Соломона «восхождение в пустыне, как столп мирры и фимиама», чтобы увенчаться. Оба предлагаются как изображения этой Небесной Королевы и Супруга, который поднимается на небеса с ее божественным Женихом.

Схоластические врачи также видят предположение о Божьей Матери не только в различных фигурах Ветхого Завета, но и в той женщине, одетые солнцем, которое апостол. Джон созерцал остров Патмос. Однако среди текстов Нового Завета они с особой тщательностью рассматривали и изучали эти слова: «Радуйся, исполненный благодати, Господь с тобой, благословен ты среди женщин», потому что они видели в тайне предположения дополнение этой полноты благодати, дарованная самой святой Деве, и единственное благословение, противостоящее проклятию Евы.

Храм Благовещания Пресвятой Богородицы.

История Успенского храма г. Тольятти началась еще в 1742 году в г. Ставрополе-на-Волге. В купеческом посаде этого города на ул. Посадской стали возводить деревянные стены церкви, строительство которой продолжалось в течение 2 лет. В 1744 храм был отстроен и освящен в честь иконы Успения Пресвятой Богородицы (с приделом в честь Архангела Михаила). Богослужения продолжались в нем более 70 лет.

Но ученые интерпретируют эти тексты по-разному. Кажется почти невозможным созерцать того, кто задумал, родил, накормил молоком, Христом, держал его на руках и прижимал к груди, теперь, после земной жизни, отделился от него, если не душа, по крайней мере, до тела. Наш Искупитель также является сыном Марии; и как самый совершенный наблюдатель божественного закона он не мог не почитать свою самую любящую Мать вскоре после Вечного Отца.

И если бы он мог украсить ее такой честью и сохранить ее от разложения гробницы, то следует полагать, что он это сделал. Есть много свидетельств Писания, которые подтверждают и помогают понять, что Мария была подвержена небесам. Енох был взят на небеса и Алма.

В 20-е годы 19 века храм сгорел при пожаре. На его месте в 1827 году была возведена новая каменная церковь в честь иконы Успения Пресвятой Богородицы, вмещавшая около 1500 прихожан.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в г. Ставрополе-на-Волге.

Более ста двадцати пяти лет колокола Успенского храма призывали ставропольчан на богослужения, разделяя с ними радости и горести их жизненного пути. В 1953 году при строительстве Куйбышевской ГЭС церковь была разобрана и ее остатки вместе с городом оказались скрыты под волжскими водами.

Верою Енох был переведен, чтобы он не видел смерти и не был найден, потому что Бог перевел его; увидев, как и прежде, его перевод, он получил свидетельство о том, что он доволен Богом. Ничто в Библии не препятствует Успению Марии на небесах. И Книга Откровения показывает, как Мария была замечена на небесах Иоанном.

«И на небесах появился великий знам: женщина, одетая в солнце, и луна под ее ногами, и венец из двенадцати звезд на голове.». Несмотря на то, что женщин интерпретируют как Церковь, неопровержимым является тот факт, что характеристики Женщины Откровения 12 относятся к Марии, как показано в стихе 5.

Прошло более 40 лет. Только в 1995 году на берегу рукотворного моря был основан новый приход Успения Пресвятой Богородицы.

Замысел отстроить заново этот храм, как символ духовного моста, связующего молодой город Тольятти с его многовековой историей, принадлежит Кати Кауте, француженке русского происхождения. Она приехала в город вместе с мужем, директором компании «Данон» в г.Тольятти. В начале 1994 года супруги Кауте обратились в Самарскую епархию со своей идеей.

27 января 1995 года, состоялось общее собрание прихожан, на котором был принят Устав православного прихода, утверждённый Архиепископом Самарским и Сызранским Сергием.

28 августа 1995 года благочинным Ставропольского округа протоиереем Николаем Манихиным на берегу Волги был установлен крест и освящено место под строительство храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В декабре 1998 года началось строительство нового храма. За основу был взят проект храма-часовни Державной иконы Божией Матери на Пречистенской набережной города Москвы. Сруб для церкви был заказан в г. Кирове, строительство начали кировчане, а потом продолжили тольяттинцы. Основными жертвователями на строительство храма стали В. Зыков, А.Дружинин, А.Толстоусов.

Иконостас церкви вырезан из дерева. Старинных икон практически нет, все росписи новые. Художник расписывал церковь бесплатно по зову души и по личной инициативе.

В цокольном этаже оборудован крестильный храм в честь святого равноапостольного князя Владимира и святой княгини Ольги.

18 июня 2000 года, в день Святой Троицы, состоялось первое Богослужение во вновь построенном храме.
В день праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа 2000 года, ровно через пять лет после освящения места строительства, состоялось полное архиерейское освящение нового храма. Теперь праздник Успения Божией Матери – престольный праздник прихожан этого православного прихода.

На территории Успенского прихода находятся: храм в честь святого благоверного князя Александра Невского, просфорная, трапезная, златошвейная и иконописная мастерские, библиотека, воскресная школа, сторожка и дом священника. Настоятелем прихода является протоиерей Иоанн Ермаков. В храме служат священники о.Сергий Романов и о.Димитрий Гизитдинов.

На территории прихода установлена звонница из 9 колоколов. Теперь, как и в былые времена, колокольный звон собирает прихожан в храм на богослужения.

Домовой храм в честь Святого благоверного князя Александра Невского.