Что такое жанр в литературе, список и примеры. Что такое «литература

Что такое жанр в литературе, список и примеры. Что такое «литература
Что такое жанр в литературе, список и примеры. Что такое «литература

Если ты, читатель, задавался вопросом: "Литература - что это такое?" и хотел бы получить ёмкий ответ, но всё равно верный и научный, то ты обратился к нужному тексту. Итак, в этой статье я кратко рассмотрю, что такое литература, а также расскажу о двух её основных формах - устной и письменной.

Академический словарь, составленный РАН, определяет литературу как «всю совокупность научных, художественных, философских и тому подобных произведений». Недостаток этой формулировки в том, что под предметом можно усмотреть нелитературное, например, графические иллюстрации. Я могу предложить своё определение, более подходящее статье: литература (латинское litteratura - написанное) - это совокупность речевых конструкций, запечатлённых в устной и письменной форме. Литература является объектом изучения литературоведения (подробнее смотри статью "Основы теории литературы"). Литература одновременно особая деятельность человека и также продукт этой деятельности, где основным инструментом, посредством которого происходит создание продуктов, является язык и его единица - слово.

На определениях и кратком пояснении можно было бы, на первый взгляд, ограничиться, однако есть существенные "но", обыватель нередко воспринимает литературное произведение, как запечатлённое только в письменной форме, но на самом деле существует форма устной литературы, к рассказу о которой я и приступлю далее.

Устная литература

В-первых, да, существует устная литература и даже с появлением письменности она не исчезла. А если затрагивать период, когда человечество, став пусть разрозненными, но общностями разумных существ, принялось формировать свою культуру, но не имело письменности, тогда устная литература является важным инструментом передачи созданных продуктов. Последнее без письменности особенно важно, так как если автор, создав литературное произведение, запечатлённое в письменной форме, более мог не прилагать особых усилий по его сохранению (с известными допущениями, разумеется), то продукт в устной литературной форме требовал от него ряд дополнительных усилий, например:

  • Точно запомнить то, что он создал. Ведь мало что-то придумать, важно точно сохранить это в памяти, чтобы верно, как изначально задумано, воспроизвести в устной форме. Да, нередко постоянное переосмысление созданного идёт ему на пользу, но бывают случаи, когда наоборот – в вред, но это следствия здесь лишние к рассмотрению;
  • Самостоятельно сообщить созданное другим. Если продукт письменной литературы читатель мог самостоятельно изучить, то с устной формой автору для начала необходимо было передать своё произведение кому-то ещё, презентовать при непосредственном контакте устно, говоря проще – рассказать, поведать;
  • Трудности многоступенчатой передачи. В том случае, если автору удавалось точно воспроизвести им же придуманное, то его должно было беспокоить следующее: как слушатель понял услышанное, насколько он хорошо запомнил и сможет ли в свою очередь верно это воспроизвести (частично проблема из пункта один).

В общем, устная форма передачи и сохранения информации далеко не лучший инструмент развития культуры. Однако влияние и роль устной литературы на формирование и развитие культуры, как отдельных социальных групп, так и народов, или даже всего человечества, переоценить сложно. Более того, устная форма сохраняется до сих пор и, по всей видимости, никуда не исчезнет в ближайшем будущем, потому что человек сохраняет и потребность в вербальной коммуникации, и в том, что в ряде ситуаций удобнее пользоваться устной формой, нежели писать друг другу эссе. Только следует уточнить, что само по себе устное общение не является литературой, если в нём не создаётся и не сохраняется для последующего воспроизведения некая речевая конструкция. Например, если двое обсуждают, какое сегодня ясное небо, а автобус задерживается на семь минут, то это не литература. Если же в устном общении создаются, передаются (рассказчиком) или воспроизводятся конструкции, подходящие под признаки литературного произведения, например, сочиняется анекдот или под ситуацию декламируется поэма, то да – это устная литература. Понятное дело, что данная тема освещена кратко и она куда глубже, но для такового её изучения следует обратиться к исследованиям соответствующего размера, а я перейду к письменной форме литературы.

Письменная литература

Возможности письменной литературы обеспечила, как нетрудно догадаться, письменность, и чем более эффективной становилась последняя, тем более лучшими были продукты литературы. Да, развитие письменности происходило не сразу, этот процесс был очень длительным, занявшим несколько тысяч лет и по сути своей обусловленным тем, что у человечества была постоянная потребность делать вневременными продукты своего умственного труда, то есть, как вариант, записывать их, желательно подробнее и в деталях. Так сметливые представители человечества и совершенствовали этот столь нужный инструмент, в том числе его графемы: от пиктографии через иероглифы к буквенному письму.

Письменная литература предоставила возможность не только сохранять произведения в их точном виде, но и давала возможность лёгкого воспроизводства сохранённого, постепенно она сокращала сложность трактовки, например, одно дело, когда нужно понять смысловое значение послания в рисунках и приходиться гадать, а другое, когда оно составлено в слоговом или буквенном письме. В настоящее время каждый цивилизованный человек может освоить письменную составляющую своего языка и создавать литературные произведения; и да, не только эссе или повесть являются литературным продуктом, но и краткие почтовые письма или даже записки или сообщения, передаваемые с помощью «службы коротких сообщений»(SMS).

Надеюсь, что из статьи стало понятно, что это такое – литература, а также, что последняя имеет не только письменную, но и устную форму, и насколько каждая из них полезна и попросту необходима современному человеку независимо от его профессиональной, досуговой или учебной деятельности. И ещё я надеюсь, что ты, читатель, сможешь самостоятельно отличать в устной речи создание или презентацию литературного продукта от таковым не являющимся.

февраль 4715

На этом уроке мы узнаем, что несёт за собой понятие «литература».

«Ну что за удовольствие от книжки,
в которой нет ни разговоров, ни картинок?»
«Алиса в стране чудес»
Л. Кэрролл

Тема: Введение

Урок: Что такое литература

Несколько слов о том, что представляет собой курс «Литература» и о том, как им пользоваться. Этот курс состоит не из отдельных уроков, а из уроков, представляющих собой систему, связанных друг с другом элементов, общих понятий. Для этого присутствует общий словарь, существуют в каждом уроке ссылки и на тексты, и на место их размещения в сети и системой навигации, которая позволяет от одного урока вернуться к другому, получить необходимые справки, получить в сжатом виде конспект с планом и тезисами урока, также получить списки дополнительной литературы к уроку и задания к этому уроку. Это сообщение должно постоянно присутствовать в нашем подсознании, потому что от любого из уроков, на который Вы зашли случайно, у Вас должна быть возможность перейти к другому уроку через словарь, через конспект, через задания или через любую другую ссылку, которую Вы увидите.

Ответ «литература - это книжки» - правильный, но не совсем точный. Если заглянуть в словарь и поискать там слово «литература», мы увидим разные и противоречивые ответы. Самый толковый ответ есть в школьном этимологическом словаре. Там сказано, что слово «литература» возникла в XVIII веке и в её основе лежит латинский корень litera - это глиняное, каменное или металлическое изображение буквы, которое служило для печати. Понятие «литература» появилось, когда вышли уже печатные книги. Оно распространилось в XIX веке, а до России дошло в XX веке. До этого употреблялось понятие «словесность», что ярко подчёркивало значение литературы. Также использовали другое слово - беллетристика (французское происхождение), понятие, относящееся к художественной литературе. Этот термин не несёт того глубокого смысла, как словесность или литература. Беллетристика - это чтение для свободного времени. Это чтение, которое дополняет и существенно важного для жизни не даёт.

Появившись в XX веке и распространившись, термин «литература» так и не получил чёткого определения в словарях. Чаще всего в словарях и энциклопедиях можно встретить такое определение литературы: «всё то, что написано и имеет общественное значение». Но что касается общественного значения, то возникает некоторое недоразумение, поскольку такое значение может быть разным. Предположим, молодой человек пишет на асфальте: «Маша, я тебя люблю». Для этого молодого человека и для Маши - это, несомненно, литература, для всех остальных - на их усмотрение. Они могут считать это литературой, а могут и не считать. Можно встретить другого рода тексты, написанные на заборах, на асфальте, также тексты, записанные в электронных сообщениях, наконец, слова, записанные в нашей памяти.

Литература это или нет?

Определение «литературы», которое мы находим в книжках или в словарях, смущает нас тем, что в нём не соблюдается главное правило, то правило, которое чётко соблюдается в математике, физике, химии, биологии, правило тождества. Так вот, чёткого определения литературы, как например, что такое математика, биология или физика, не существует. Литературой, как мы выясняем, каждый называет что-то своё. Литература - это то, что с картинками и где есть разговоры, или же, наоборот, то, что совершенно без картинок и нет никаких разговоров. Каждый определяет это сам.

Кроме слова «литература», мы должны обратиться к явлению, называемого литературой, так как значение слова и явления не всегда совпадает. Слово «литература» было совершенно не понятно для того человека, который предшествовал появлению этих самых литер. Это тот человек, который существовал до литературы, ещё раннее, чем десять тысяч лет назад. Именно в те года люди начали передавать при помощи слов, при помощи речи те вещи, те мысли, те чувства, которые позволяли им договориться и вместе осваивать мир. Охотиться на зверей, воевать с врагами, дружить и передавать опыт от одного поколения к другому. Первые книги появились в тот момент, когда не существовало другого материала для их изготовления, кроме камня. Неандерталец, который держит камень в руках, в сущности держит тот материал, из которого появились первые книги. Это были каменные скрижали.

Высекать на них тексты было необыкновенно трудно. Это могли позволить себе только цари, вожди, колдуны, священнослужители. Поэтому книга, сама по себе, оказывалась священным предметом, который приблизительно в XIII веке до н. э., когда жил царь Моисей, послужил для возникновения первой книги - Библии.

Судя по всему то, что начинает Библию, и есть первым текстом, который свидетельствует о появлении литературы. Здесь сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Если бы сказочная Алиса прочитала эти слова, то она смогла бы оживить в своём воображении те разговоры и картинки, которые хотел передать Моисей. Но дальше, рассказывая о происхождении мира, Моисей всё время, как раз о том, о чём мечтала Алиса, говорит: «И увидел Бог, что это хорошо». И дальше самая первая книга, которая существует в истории нашей цивилизации, начинается с благословения. То, что несла в себе Библия, было благословением. Всевышний Господь Бог благословил всё существующее. Вот первая книга, которая являлась священной, воспринималась как благословение Всевышнего. Так возникла литература и она существовала лишь в устной форме. В течении нескольких тысячелетий люди наизусть помнили каждое слово, существующее в Библии.

Рис. 7. Библия на пергаменте

Письмо было изобретено гораздо позже, и надписи, высеченные на камне, были перенесены на пергамент. На пергаменте были написаны книги, возникшие уже на втором этапе появления литературы. Если XIII век до н. э. мы можем считать временем возникновения литературы, то литература в современном её понимании появляется уже в I веке н. э. Появляется она в тот самый момент, когда другой библейский автор (автор уже другой части Библии - Нового завета) , Иоанн Богослов, в своём Евангелие (Евангелие - благая весть) начинает со слов: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Совершенно очевидно, что слово начинает отделяться от того предмета, которое оно выражает. Во всяком случае, Иоанн уже понимает, что между словом и тем предметом, которое оно выражает, есть некоторая дистанция. Довольно точно датируется этот момент - между 85 и 95 годами нашей эры - момент начала второго этапа возникновения современной литературы.

Слово и вещь, которое это слово выражает, начинают мыслиться отдельно друг от друга. Книга начинает жить своей жизнью. Вокруг Евангелия и вокруг всех книг Нового завета начинаются ожесточённые споры, какие из них правильные, а какие еретические. Четыре образцовых признака Евангелия и ещё большое количество Евангелий непризнанных, те, по поводу которых учёные и богословы спорят и никак не могут смириться с тем, что некоторые неканонические, непризнанные церкви Евангелия, являются исторически более точными и более правдоподобными. Но это уже другое отношение к литературе и это уже другая литература, которая существует в рукописном виде.

Третий этап связанный с появлением книгопечатанием. Благодаря тому, что появились книжки, доступные маленьким деткам, нам с вами, литература становится не уделом избранных царей, которые могут себе позволить каменные скрижали и не уделом отдельных мудрецов, которые способны на очень дорогом пергаменте очень дорогим способом записывать какие-то тексты. Книга становится массовой и она начинает издаваться сотнями, тысячами, десятками тысяч, а потом и миллионными экземплярами. И вот когда появляется массовая книжка, вместе с ней меняется смысл того, что мы вкладываем в понятие «литература». Литература - это то, по поводу чего мы с вами можем спорить, соглашаться или возражать. Книжка - это то, что является не священным атрибутом, а заурядным, привычным явлением нашей жизни.

Четвертый этап начинается тогда, когда на смену бумажной книги приходит электронная книга. Это тот этап, который мы сейчас переживаем, на наших глазах осуществляется сдвиг истории и всей мировой культуры. Люди переходят с бумажных на электронные носители информации. Это значит, что книга перестала носить на себе отпечаток святости, сохранившейся со времён каменных скрижалей, пергамента, книгопечатания. Каждый человек, пользующийся интернетом, чувствует себя в рамках равной степени и читателем, и автором. Это сокрушительное падение авторитета слова, при котором печатное слово перестало быть источником истины, привело к тому, что современный человек к литературе относится приблизительно также, как к ней относился человек эпохи Неолита десять тысяч лет назад. Но у современного человека есть это право, право покушаться на авторитет книги, право сомневаться, что книга несёт в себе окончательное и бесповоротное изложение истины.

Мы видим четыре этапа развития литературы, от момента её возникновения, в XIII веке до н. э., когда каменная книга служила основанием для устной книги. Мы видим второй этап, возникший в I веке, когда культура книги каменной священной, которая передаётся устным путём, заменилась на книгу, переписываемую от руки на пергаменте. Мы видим третий этап, когда в XV-XVI веке распространилось книгопечатание, и книга на бумаге стала доступной всем. Четвёртый этап, который рождается на наших глазах, когда на смену каменной, пергаментной, печатной приходит электронная книга. И всё это охватывает самые разные явления. Каменные скрижали вы увидите на картинках в интернете, тексты каменных скрижалей расшифровываются и выкладываются в открытом доступе. В течение тысячелетий эти священные книги были уделом мудрецов. Сегодня одним нажатием кнопки вы становитесь обладателем знаний, которые были доступны только избранным людям в прошлые времена.

Это позволяет говорить о том, что мы не нашли в книжках определения слова «литература». И это гораздо важнее и интереснее, чем если бы мы лёгким нажатием кнопки нашли точное исчерпывающее определение литературы. Мы с вами занимаемся литературой живой, которая продолжает развиваться, которая меняется на наших глазах.

Домашнее задание сводится к тому, что Вы должны прочитать последние четыре строчки стихотворения «Пророк» А. С. Пушкина, записать на видео или на аудиофайл, который Вы пришлёте нам. И в нескольких строчках, может в двух-трёх предложениях, напишите, какой смысл Вы вкладываете в эти четыре строчки. Дело в том, что у Пушкина есть два самых разных и принципиально противоположных толкований Господь мог благословить пророка, отправив его проповедовать, но Господь мог и наложить проклятие на пророка, отправляя его проповедовать. И если же господь благословляет пророка, он вселяет в него душу, радость, а если Господь проклинает его, он вселяет в него горе. Вот два варианта концовки, которые мы могли бы предложить, но у Вас могут и должны быть свои собственные варианты, собственные прочтения Пушкина. Как понимаете Вы финал Пушкинского пророка. Те из вас, кто пришлёт нам самые интересные, лучшие видеофайлы, будут приглашены в студию и примут участия в наших будущих видеоуроках.

Итак, первое слово, которое мы с вами попытались объяснить для того, чтобы научиться понимать смысл нашего предмета, оказалось необычайно интересным и полезным, так как мы не нашли чёткого и определённого толкования. Но мы нашли что-то другое, возможность не столько изучать литературу, а сколько её осваивать, переживать заново, мы получили возможность добавлять разговоры и картинки в те мёртвые камни, какими для нас становится литература в наши дни.

Мы приходим к выводу о том, что литература - это способ речевого оформления взаимодействия людей. То есть, дальше мы будем не изучать литературу, а осваивать её.

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2008 год.

2. Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефёдова Н.А. Литература. 9 класс. М.: Дрофа, 2011 год.

3. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2012 год.

1. Что такое литература?

2. Какими терминами заменялось понятие «литература»?

3. Опишите этапы развития литературы.

4. * Поразмышляйте над тем, каким будет дальнейшее развитие литературы.

Затем, чтобы:

а) учиться мастерству именно в своем жанре;
б) точно знать, какому издателю предложить рукопись;
в) изучать свою целевую аудиторию и предлагать книгу не «вообще всем», а именно тем людям, которые могут быть в ней заинтересованы.

Что такое художественная литература?

Под художественной литературой понимаются все произведения, которые имеют вымышленный сюжет и вымышленных героев: романы, рассказы, повести и пьесы.

Мемуары относятся к нехудожественной литературе, потому что речь идет о невыдуманных событиях, однако они пишутся по канонам художественной литературы - с сюжетом, героями и пр.

А вот поэзия, в том числе и тексты песен, - это художественная литература, даже если автор вспоминает о былой любви, которая приключилась на самом деле.

Типы художественной литературы для взрослых

Художественные произведения делятся на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу.

Жанровая литература

В жанровой литературе первую скрипку играет сюжет, при этом он вписывается в определенные, заранее известные рамки.

Это вовсе не значит, что все жанровые романы должны быть предсказуемыми. Мастерство писателя заключается именно в том, чтобы в заданных условиях создать уникальный мир, незабываемых героев и интересный способ добраться из пункта «А» (завязка) в пункт «Б» (развязка).

Как правило, жанровое произведение кончается на позитивной ноте, автор не углубляется в психологию и прочие высокие материи и старается просто развлечь читателей.

Основные сюжетные схемы в жанровой литературе

Детектив: преступление - расследование - изобличение преступника.

Любовный роман : герои встречаются - влюбляются - сражаются за любовь - соединяют сердца.

Триллер: герой жил своей обычной жизнью - возникает угроза - герой пытается спастись - герой избавляется от опасности.

Приключения: герой ставит перед собой цель и, преодолев множество препятствий, добивается желаемого.

Когда мы говорим о фантастике, фэнтези, историческом или современном романе, речь идет не столько о сюжете, сколько о декорациях, поэтому при определении жанра используются два или три термина, которые позволяют ответить на вопросы: «Что происходит в романе?» и «Где происходит?». Если речь идет о детской литературе, то делается соответствующая пометка.

Примеры: «современный любовный роман», «фантастический боевик» (боевик - это приключения), «исторический детектив», «детская приключенческая повесть», «сказка для младшего школьного возраста».

Жанровая проза, как правило, публикуется сериями - либо авторскими, либо общими.

Мейнстрим

В мейнстриме (от англ. mainstream - основной поток) читатели ждут от автора неожиданных решений. Для этого типа книг самое главное - нравственное развитие героев, философия и идеология. Требования к автору мейнстрима гораздо выше, чем к писателям, работающим с жанровой прозой: он должен быть не только отличным рассказчиком, но и хорошим психологом и серьезным мыслителем.

Еще один важный признак мейнстрима - такие книги пишутся на стыке жанров. Например, невозможно однозначно сказать, что «Унесенные ветром» - это только любовный роман или только историческая драма.

Кстати, сама по себе драма, то есть рассказ о трагическом опыте героев, - это тоже признак мейнстрима.

Как правило, романы этого типа выпускаются вне серий. Это связано с тем, что серьезные произведения пишутся долго и сформировать из них серию довольно проблематично. Более того, авторы мейнстрима настолько отличаются друг от друга, что их книги сложно сгруппировать по какому-либо признаку, кроме «хорошая книга».

При указании жанра в мейнстрим-романах обычно делается упор не столько на сюжет, сколько на некие отличительные признаки книги: историческая драма, роман в письмах, фантастическая сага и пр.

Возникновение термина

Сам термин «мейнстрим» возник благодаря американскому писателю и критику Уильяму Дину Хоуэллсу (1837–1920). Будучи редактором одного из самых популярных и влиятельных литературных журналов своего времени, The Atlantic Monthly , он отдавал явное предпочтение произведениям, написанным в реалистическом ключе и акцентирующим внимание на нравственных и философских проблемах.

Благодаря Хоуэллсу реалистическая литература вошла в моду, и некоторое время именно ее называли мейнстримом. Термин закрепился в английском языке, а оттуда перешел в Россию.

Интеллектуальная проза

В подавляющем большинстве случаев интеллектуальная проза имеет мрачный настрой и выпускается вне серий.

Основные жанры художественной литературы

Примерная классификация

При подаче заявки в издательство мы должны указывать жанр - чтобы нашу рукопись отправили соответствующему редактору.

Ниже приведен примерный перечень жанров, как их понимают в издательствах и книжных магазинах.

  • Авангардная литература. Характеризуется нарушением канонов и языковыми и сюжетными экспериментами. Как правило, авангард выходит очень маленькими тиражами. Тесно переплетается с интеллектуальной прозой.
  • Боевик. Ориентирован преимущественно на мужскую аудиторию. Основа сюжета - драки, погони, спасение красоток и т.п.
  • Детектив. Основная сюжетная линия - раскрытие преступления.
  • Исторический роман . Время действия - прошлое. Сюжет, как правило, привязан к значимым историческим событиям.
  • Любовный роман. Герои обретают любовь.
  • Мистика. Основа сюжета - сверхъестественные события.
  • Приключения. Герои ввязываются в авантюру и/или отправляются в рискованное путешествие.
  • Триллер/ужасы. Героям грозит смертельная опасность, от которой они пытаются избавиться.
  • Фантастика. Сюжет закручивается в гипотетическом будущем или в параллельном мире. Одна из разновидностей фантастики - альтернативная история.
  • Фэнтези/сказки. Основными признаками жанра являются сказочные миры, волшебство, невиданные существа, говорящие животные и пр. Часто основывается на фольклоре.

Что такое нехудожественная литература?

Нехудожественные книги классифицируются по темам (например, садоводство, история и т.п.) и типам (научная монография, сборник статей, фотоальбом и пр.).

Ниже приведена классификация книг нон-фикшн, как это делается в книжных магазинах. При подаче заявки в издательство указывайте тему и тип книги - например, учебник по писательскому мастерству.

Классификафия нехудожественной литературы

  • автобиографии, биографии и мемуары;
  • архитектура и искусство;
  • астрология и эзотерика;
  • бизнес и финансы;
  • вооруженные силы;
  • воспитание и образование;
  • дом, сад, огород;
  • здоровье;
  • история;
  • карьера;
  • компьютеры;
  • краеведение;
  • любовь и семейные отношения;
  • мода и красота;
  • музыка, кино, радио;
  • наука и техника;
  • питание и кулинария;
  • подарочные издания;
  • политика, экономика, право;
  • путеводители и тревелоги;
  • религия;
  • саморазвитие и психология;
  • сельское хозяйство;
  • словари и энциклопедии;
  • спорт;
  • философия;
  • хобби;
  • школьные учебники;
  • языкознание и литература.

Литературный жанр - это группа литературных произведений, имеющая общие исторические тенденции развития и объединённая совокупностью свойств по своему содержанию и форме. Иногда этот термин путают с понятиями «вид» «форма». На сегодняшний день нет единой чёткой классификации жанров. Литературные произведения подразделяются по определённому количеству характерных признаков.

История формирования жанров

Первая систематизация литературных жанров была представлена Аристотелем в его «Поэтике». Благодаря этому труду стало складываться впечатление, что литературный жанр – это закономерная стабильная система, которая требует от автора полного соответствия принципам и канонам определённого жанра. Со временем это привело к формированию ряда поэтик, строго предписывающих авторам, как именно они должны писать трагедию, оду или комедию. Долгие годы эти требования оставались незыблемыми.

Решительные изменения в системе литературных жанров начались лишь к концу XVIII века.

В то же время литературные произведения, направленные на художественный поиск , в своих попытках максимально отдалиться от жанровых разделений, постепенно приходили к появлению новых уникальных для литературы явлений.

Какие литературные жанры существуют

Чтобы понять, как определить жанр произведения, необходимо ознакомиться с существующими классификациями и характерными чертами каждого из них.

Ниже приведена примерная таблица для определения вида существующих литературных жанров

по родам эпические басня , былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, сказка, фэнтези, эпопея
лирические ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма
лиро-эпические баллада, поэма
драматические драма, комедия, трагедия
по содержанию комедия фарс, водевиль, интермедия, скетч, пародия, комедия положений, комедия загадок
трагедия
драма
по форме видения новелла повесть эпос рассказ анекдот роман ода эпопея пьеса эссе скетч

Разделение жанров по содержанию

Классификация литературных направлений на основе содержания включает в себя комедию, трагедию и драму.

Комедия – разновидность литературы , которая предусматривает юмористический подход. Разновидностями комического направления являются:

Различают также комедию характеров и комедию положений. В первом случае источником юмористического содержания являются внутренние черты действующих лиц, их пороки или недостатки. Во втором случае комичность проявляется в сложившихся обстоятельствах и ситуациях.

Трагедия - драматургический жанр с обязательной катастрофичностью развязки, противоположность жанру комедии. Обычно трагедия отражает наиболее глубокие конфликты и противоречия. Сюжет носит максимально напряжённый характер. В некоторых случаях трагедии пишутся в стихотворной форме.

Драма – особый вид художественной литературы , где происходящие события передаются не через их прямое описание, а через монологи или диалоги действующих лиц. Драма как литературное явление существовала у многих народов даже на уровне произведений фольклора. Изначально в греческом языке этот термин означал печальное событие, поражающее одного конкретного человека. Впоследствии драма стала представлять собой более широкий спектр произведений.

Наиболее известные прозаические жанры

К разряду прозаических жанров относятся литературные произведения различного объёма, выполненные в прозе.

Роман

Роман – прозаический литературный жанр, который подразумевает развёрнутое повествование о судьбе героев и определённых критических периодов их жизни. Название этого жанра берёт своё начало в XII веке, когда зарождались рыцарские истории «на народном романском языке» как противоположность латинской историографии. Сюжетной разновидностью романа стала считаться новелла. В конце XIX - начале XX века в литературе появились такие понятия, как детективный роман, женский роман, фантастический роман.

Новелла

Новелла – разновидность прозаического жанра. Рождению её послужил знаменитый сборник «Декамерон» Джованни Боккаччо . Впоследствии было выпущено несколько сборников по образцу «Декамерона».

Эпоха романтизма внесла в жанр новеллы элементы мистицизма и фантасмагоричности - примерами могут служить произведения Гофмана, Эдгара Аллана По. С другой стороны, произведения Проспера Мериме несли в себе черты реалистических рассказов.

Новелла как короткий рассказ с острым сюжетом стала характерным жанром для американской литературы.

Характерными чертами новеллы являются:

  1. Максимальная краткость изложения.
  2. Острота и даже парадоксальность сюжета.
  3. Нейтральность стиля.
  4. Отсутствие описательности и психологизма в изложении.
  5. Неожиданная развязка, всегда содержащая необычайный поворот событий.

Повесть

Повестью называется проза относительно небольшого объёма. Сюжет повести, как правило, носит характер воспроизведения естественных событий жизни. Обычно повесть раскрывает судьбу и личность героя на фоне происходящих событий. Классический пример - «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина .

Рассказ

Рассказом называется малая форма прозаического произведения, которая берёт своё начало у фольклорных жанров – притч и сказок. Некоторые специалисты-литературоведы в качестве разновидности жанра рассматривают очерк, эссе и новеллу . Обычно рассказ характеризуется небольшим объёмом, одной сюжетной линией и малым количеством персонажей. Рассказы характерны для литературных произведений XX века.

Пьеса

Пьесой называется драматическое произведение, которое создаётся с целью последующей театральной постановки.

В структуру пьесы обычно включаются фразы действующих лиц и авторские ремарки, описывающие окружающую обстановку или действия героев. В начале пьесы всегда имеется список действующих лиц с кратким описанием их внешности, возраста, характера и пр.

Вся пьеса делится на большие части - акты или действия. Каждое действие, в свою очередь, подразделяется на более мелкие элементы – сцены, эпизоды, картины.

Большую известность в мировом искусстве завоевали пьесы Ж.Б. Мольера («Тартюф», «Мнимый больной») Б.Шоу («Поживём- увидим»), Б.Брехта.(«Добрый человек из Сезуана», «Трёхгрошовая опера»).

Описание и примеры отдельных жанров

Рассмотрим наиболее распространённые и значимые для мировой культуры примеры литературных жанров.

Поэма

Поэма представляет собой крупное стихотворное произведение, имеющее лирический сюжет или описывающее последовательность событий. Исторически поэма «родилась» из эпопеи

В свою очередь, поэма может иметь много жанровых разновидностей:

  1. Дидактическая.
  2. Героическая.
  3. Бурлескная,
  4. Сатирическая.
  5. Ироническая.
  6. Романтическая.
  7. Лирико-драматическая.

Изначально ведущими темами для создания поэм выступали всемирно-исторические или важные религиозные события и темы. Примером такой поэмы может быть «Энеида» Вергилия , «Божественная комедия» Данте, «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера и пр.

Одновременно развивалась и романтическая поэма - «Витязь в барсовой шкуре» Шота Руставели, «Неистовый Роланд» Л. Ариосто. Такая разновидность поэмы в определённой степени перекликается с традицией средневековых рыцарских романов.

С течением времени на первое место стала выдвигаться нравственно-философская и социальная тематика («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Демон» М. Ю. Лермонтова).

В XIX-XX веках поэма все более начинает приобретать реалистический характер («Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского).

Эпос

Под эпосом принято понимать совокупность произведений, которые объединены общей эпохой, национальной принадлежностью, тематикой.

Возникновение каждого эпоса обусловлено определёнными историческими обстоятельствами. Как правило, эпос претендует на объективность и достоверность изложения событий.

Видения

Этот своеобразный повествовательный жанр, когда сюжет излагается от лица , якобы переживающего сновидение, летаргию или галлюцинацию.

  1. Уже в эпоху античности под видом реальных видений стали описываться вымышленные события в форме видений. Авторами первых видений были Цицерон, Плутарх, Платон.
  2. В Средние века жанр стал набирать обороты популярности, достигнув своих вершин у Данте в его «Божественной комедии», которая по своей форме представляет развёрнутое видение.
  3. Некоторое время видения были неотъемлемой частью церковной литературы большинства стран Европы. Редакторами таких видений всегда были представители духовенства, получив, таким образом, возможность выражать свои личные взгляды якобы от имени высших сил.
  4. Со временем в форму видений было вложено новое остросоциальное сатирическое содержание («Видении о Петре-пахаре» Ленглэнда,).

В более современной литературе жанр видений стал использоваться для введения элементов фантастики.

В этой статье пойдет речь о том, что такое литература, каковы ее основные особенности, типы и жанры.

Определение термина

Каждый знает, что такое литература. В широком смысле это - совокупность всех текстов, когда-либо написанных человеком. Но чаще всего под литературой подразумевается вид искусства, основная задача которого - написание Однако это слишком узкое понимание термина. Литература бывает публицистической, научной, философской, религиозной. Образованные современники Гомера, например, с одинаковым удовольствием зачитывались «Энеидой» Вергилия и трактатом «О природе вещей» Лукреция. А критики в 1820 годы признавали лучшими образцами русской прозы «Опыт теории налогов» Н. Тургенева и «Историю Государства Российского» Н. Карамзина. Оба эти произведения в современном понимании к не относятся, но это не мешает им оставаться шедеврами.

Понятие «Литература» обладает несколькими свойствами, которые на протяжении многих лет остаются неизменными.

Авторство

Литературой считаются только авторские тексты. Они могут быть и анонимными (созданными неизвестным автором), и коллективными (написанными определенной группой лиц). Этот момент важен потому, что наличие автора обеспечивает тексту завершенность. Человек ставит точку и тем самым определяет границы созданного произведения, которое отныне будет жить само по себе. Иначе дело обстоит, например, с фольклорными текстами. Любой человек может что-то добавить в него от себя, внести изменения, сочинить подробности. И никто в мире не может поставить под этим произведением подпись. Что такое литература? Это текст, принадлежащий определенному автору.

Письменный текст

К литературе относятся только письменные тексты. Устное творчество к этому виду искусства отношения не имеет. Фольклор всегда передавался из уст в уста, его можно зафиксировать на бумаге, но это будет всего лишь авторская версия нелитературного текста. В современном мире существуют исключения из этого правила, так называемые переходные случаи. Они существуют в национальных культурах тех народов, у которых с появлением письменности еще сохранились сказители, чье творчество, созданное в устном виде, тут же подвергается письменной фиксации. Такие тексты считаются литературными. мы подходим к более широкому пониманию того, что такое литература. Это письменный текст, созданный определенным автором.

Использование слов

Литературными считаются тексты, которые созданы с использованием слов человеческого языка. К ним не относятся тексты синкретические и синтетические, в которых словесный компонент не может быть отсоединен от визуального, музыкального или какого-нибудь другого. Опера или песня - не часть литературы. Однако в наше время часто бывает так, что музыка и слова в произведении создаются одним и тем же автором. Насколько правомерно считать литературой, например, стихи Высоцкого к собственным песням - сказать сложно. С другой стороны, сказку «Маленький принц» Сент-Экзюпери тоже непросто назвать исключительно литературным произведением из-за того, что важную роль в ней играют авторские иллюстрации к тексту.

Социальное значение

Для того чтобы окончательно прийти к пониманию того, что такое литература, мы должны рассмотреть еще один критерий. Он относится уже не к а к его функции. Литературными произведениями считаются записи, имеющие социальное значение, то есть школьные сочинения, личные дневники, служебная переписка отношения к литературе не имеют. Это правило имеет исключения. Если письма или дневники написаны значительным автором (писателем, ученым, политиком и др.) и проливают свет на его творческую деятельность, то со временем они получают статус литературного произведения. Например, дневник Сергея Есенина давно стал достоянием общественности и публикуется наравне с другими произведениями поэта.

Основные виды

Литература бывает художественной, документальной, мемуарной, научной или научно-популярной, а также учебной, технической и справочной. Художественная литература, в отличие от других ее видов, имеет явно выраженную эстетическую направленность. Путем художественного вымысла автор стремится донести до читателя свои умозаключения, а иногда и просто развлечь его.

Еще в античности древнегреческий философ Аристотель в своей «Поэтике» разделил все произведения на три рода: драму, лирику и эпос. В позднейшую европейскую литературу перешли многие жанры: роман, элегия, сатира, ода, поэма, трагедия, комедия. Драма появилась только в XVIII веке. Жанровое развитие литературы никогда не прекращается. В современном мире мы читаем детективы, фантастику, триллеры, боевики, "ужасы" и другие интересные книги. Литература в наши дни распространяется не только на бумаге, но и посредством компьютерных файлов на электронных носителях.

Русская литература

Литература имела большое значение для общественно-политической жизни России. В государстве, где просвещенное общество не могло свободно выражать свои идеи и мысли, этот вид искусства стал своеобразной отдушиной. Например, в XIX веке русский язык и литература носили вынужденный публицистический характер. Самыми читаемыми авторами были документалисты и журналисты. Критик В. Г. Белинский, не сочинивший за свою жизнь ни одного романа, повести или пьесы, сделался знаменитым и весьма читаемым писателем.

Как только вождя или монарха в России каким-то образом оказывалась ограниченной, в стране объявлялось о «великом окончании литературы» (В. В. Розанов). Так было в 1910 году, когда в России впервые появилась нечто подобное страна пережила в 1990 годах, после распада СССР.

Русская классическая литература - одна из самых интересных и читаемых в мире. Л. Толстой, Н. Гоголь, А. Пушкин, Ф. Достоевский - признанные мастера художественного слова.