Мировая художественная культура План урока Понятие архитектуры Виды архитектуры Язык архитектуры Стили архитектуры Романский стиль в архитектуре Готический. Мировая художественная культура архитектура

Мировая художественная культура План урока Понятие архитектуры Виды архитектуры Язык архитектуры Стили архитектуры Романский стиль в архитектуре Готический. Мировая художественная культура архитектура
Мировая художественная культура План урока Понятие архитектуры Виды архитектуры Язык архитектуры Стили архитектуры Романский стиль в архитектуре Готический. Мировая художественная культура архитектура

План урока Понятие архитектуры Виды архитектуры Язык архитектуры Стили архитектуры Романский стиль в архитектуре Готический стиль в архитектуре Классицизм в архитектуре Ампир в архитектуре Барокко в архитектуре Рококо в архитектуре Западноевропейская и восточная архитектура. Типы зданий. Практическое задание


АрхитектураАрхитектура это искусство проектировать и строить, поднимающееся до уровня обобщения идей и выражающее в художественной форме представления человека о мире, пространстве, времени, вечности и движении, радости и торжестве или, напротив, грусти, одиночестве.








Романская архитектура Художественный стиль западноевропейского искусства 10 – н.13 в.в. Церкви Монастыри Замки основа – римская архитектура простые стереометрические объёмы (куб, цилиндр, параллелепипед, призма) целостность торжество материала толстые мощные стены, массивность суровый крепостной облик статика полуциркульная арка основные архитектурные типы Художественные особенности


Готическая архитектура (от названия германского племени готов) Художественный стиль сер.12 – 16 в.в. городской собор дворцы замки ратуши торговые ряды Художественные особенности основные архитектурные типы взлёт духа и разума прорыв к божественному лёгкость, масштабность каркасная система крестовый свод стрельчатая арка ажурная каменная резьба преодоление материала динамика


Классицизм в архитектуре (от лат. сlassici- образцовый) Художественное направление 17 – н.19 в. Идея государственности, законопорядка городской ансамбль триумфальные арки общественные здания Художественные особенности основные архитектурные типы обращение к Античному наследию как норме и идеальному образцу чёткость и геометризм форм логичность и ясность планировки строгость сдержанный декор соразмерность торжественность



Ампир в архитектуре (от фр.empire- империя) Художественное направление ¼ 19 в. городской ансамбль триумфальные арки общественные здания Художественные особенности основные архитектурные типы + монументализм (значительность идейного содержания, крупный масштаб) + лапидарность (краткость, сжатость, выразительность


Барокко в архитектуре (от итал.barocco - странный, причудливый) Художественное направление в.в. Последняя стадия классицизма Идея государственного могущества городской ансамбль триумфальные арки общественные здания Художественные особенности основные архитектурные типы грандиозность эффектность помпезность пространственный размах динамика контрастность материала и фактуры, света и тьмы


Рококо в архитектуре (от фр.гососо - странный, причудливый) Художественное направление 1-й половины 18 в.. Последняя стадия барокко дворцовые интерьеры Художественные особенности основные архитектурные типы грандиозность эффектность пышность декора интерьеров пространственный размах динамика контрастность материала и фактуры, света и тьмы




Проверь себя? 1. Перечисли основные виды архитектуры 2. Назови основные европейские стили архитектуры в последовательности их возникновения 3. Определи архитектурный стиль по ключевым словам: а) сдержанный декор, логичность, ясность, Античная эстетика б) массивность, суровость облика, статика, простота в) грандиозность, эффектность, помпезность, контрастность г) монументализм, лапидарность д) лёгкость, масштабность, взлёт духа, каркасная система 4. Вместо точек подбери нужные слова для определения: «Архитектура - это... проектировать и строить, выражающее в... форме... человека о мире»

Конспект урока по МХК в 11 классе

Тема урока: «Архитектура 20 века»

Форма проведения: сообщение и усвоение новых знаний + самостоятельная работа

Оборудование: ПК, проектор

Учебные цели и задачи:

- приобщить учащихся к ценностям мировой культуры; повышать уровень художественного развития;

Углубить знания учащихся об архитектуре;

Познакомить учащихся с направлением «конструктивизм».

Учебные вопросы:

  1. Конструктивизм Ш.Э. Ле Корбюзье и В.Е.Татлина.
  2. «Органическая архитектура» Ф.Л.Райта.
  3. О.Нимейер: архитектор, привыкший удивлять.

Ход урока:

1. Повторение и обобщение полученных знаний:

- Что такое архитектура?

(АРХИТЕКТУРА (лат., от гр. «строитель») - искусство проектирования, возведения и художественного оформления строений (очень широко - от постройки шалаша до возведения сложнейших инженерных сооружений)

- Виды архитектуры?

(архитектура объемных сооружений, ландшафтная архитектура, градостроительство)

АРХИТЕКТУРА ОБЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ - возведение культовых и крепостных построек, жилых домов, общественных зданий (школы, театры, магазины и др.), промышленных сооружений (заводы, фабрики, электростанции и др.).

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА - архитектура, связанная с организацией садово-паркового пространства (скверы, бульвары и парки с малой архитектурой - беседками, мостиками, фонтанами, лестницами).

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО - архитектура, направленная на создание новых и реконструкцию старых городских районов.

2. Сообщение нового материала.

Слайд №1. Тема урока: «Архитектура 20 века»

Архитектура 20 века – явление уникальное в истории мирового зодчества, которое поражает своей непохожестью на все предыдущие стили. В начале века родилось новое течение под названием «конструктивизм».

Слайд № 2

  • Конструктивизм - (франц. constructivisme от лат. constructio – построение). Конструирование – один из приемов формообразования, основанный на точных расчетах физических свойств материалов и функций объекта.

Главными объектами архитектурной мысли стали функциональные сооружения нового типа: вокзалы, фабрики, заводы, мосты, общественные учреждения и, конечно, жилище человека.

Слайд № 3. Новые идеи и принципы конструктивизма гласили:

  • Архитектура должна быть легкой и давать ощущение парения;
  • Архитектура должна подчинять себе огромные потоки света внутри здания и научиться снаружи обыгрывать световые эффекты;
  • Благодаря новым материалам и технологиям архитектура должна научиться оперировать целостными пространствами огромных размеров.

Слайд № 4 – таблица.

Выдающимся архитектором конструктивизма и создателей этого «всемирного стиля» является Шарль Эдуар Ле Корбузье. Слайд № 5,6

Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль Эдуар Жаннере-Гри, 1887 – 1965 гг) - французский архитектор швейцарского происхождения, пионер модернизма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер.

Свой первый архитектурный проект Ле Корбюзье предпринял в неполных 18 лет. Это был жилой дом для гравёра Луи Фалле (дом Фалле ), члена совета Школы искусств. Когда строительство было закончено, на заработанные деньги Ле Корбюзье совершил свою первую образовательную поездку - по Италии и странам Австро-Венгрии.

Около полугода Ле Корбюзье находился в Вене, где был занят новыми двумя проектами жилых домов, изучал архитектуру, встречался с художниками и архитекторами этого города, в частности с очень популярным тогда Йозефом Гофманом. Путешествие завершилось в Париже, где Ле Корбюзье провел более двух лет, работая стажером-чертежником в бюро архитекторов. Позже с целью самообразования Ле Корбюзье предпринял ещё одно путешествие, на Восток (1911) - по Греции, Балканам и Малой Азии, где он имел возможность изучать древние памятники, фольклор и традиционное народное строительство Средиземноморья. Эти путешествия стали его университетами и во многом сформировали его взгляды на искусство и архитектуру. В 1928-1930 гг. Ле Корбюзье совершил три поездки в Россию, найдя здесь единомышленников. Он победил в конкурсе и получил заказ на проектирование здания Центросоюза (Центрального союза потребительских обществ СССР). Это был его первый реализованный проект большого общественного сооружения. После войны каждая возведённая постройка Ле Корбюзье становилась художественным открытием.

Ле Корбюзье сформулировал свои знаменитые «пять пунктов» архитектуры Ле Корбюзье:

1. Дом устанавливается на опорах, а под ним продолжается зелёная зона.

2. Свободная планировка: при необходимости внутренние перегородки помещения можно располагать по-разному.

3. Ненесущая фасадная стена; оформление фасада в зависимости от гибкой планировки.

4. Оконные проёмы сливаются в единое ленточное окно. Такие окна не только дают лучшее освещение, но и формируют особый геометрический рисунок фасада.

5. Плоская крыша-терраса с садом должна возвращать городу ту зелень, которую отбирает объём здания.

Слайд № 7.

Знаменитую виллу «Савой» в Пуасси (Франция) отличают совершенство форм и четкость пропорций, органичное единство с природой, возможность полного уединения для человека. Большой вклад Ле Корбузье внес в разработку теории жилища для человека. Он призывал к тому, чтобы структура здания разрабатывалась так же последовательно и логично, как осуществляется конструирование машин. Он говорил, что «на самолет нельзя смотреть как на птицу или стрекозу, в нем надо видеть машину для полета». Так и дом – жилище человека – это «машина для жилья».

Слайд № 7.

Жилой дом в Марселе – своеобразная модель идеального жилища для человека. Этот дом рассчитан на 350 семей (примерно 1600 человек). Дом поднят на высокие столбы-опоры, он включает 337 двухэтажных квартир, магазины, отели, сад на крыше, спортзал, беговую дорожку, бассейн, детский сад, т.е, все, что необходимо человеку для благоустроенной жизни.

Слайд № 9, 10, 11.

Деятельность Ле Корбюзье занимает исключительное место в развитии архитектуры XX столетия. О нём спорили при жизни и после смерти. Его называли самым великим и самым нелюбимым зодчим века. И он с горечью и достоинством признавал за своим искусством способность вызывать «в одних случаях гнев, в других - энтузиазм». Зодчий, живописец, скульптор, дизайнер, блестящий публицист и теоретик, он смотрел на современность словно из будущего.

Слайд № 12.

В Советском Союзе развитие конструктивизма имело важное значение не только для архитектуры, но и для всех видов искусства. Оригинальные архитектурные проекты братьев Весниных, М.Я.Гинсбурга, И.И.Леонидова, К.С.Мельникова были осуществлены в крупнейших городах России.

Существенный вклад в развитие отечественной архитектуры внес Владимир Евграфович Татлин – основоположник советского художественного конструктивизма, живописец и сценограф (1885-1953), художник-авангардист, человек оригинального склада ума.

Слайд № 13.

1919-1920 г - Его главным творением стал архитектурный проект – модель памятника Октябрьской революции, или башни третьего Интернационала. Это грандиозное сооружение высотой 400 м, в полтора раза превышающее Эйфелеву башню, было задумано как пропагандистский центр мировой революции. Она состояла из диагональной мачты, двух закрученных и устремленных вверх стальных спиралей, скрепленных ажурной металлической решеткой. Внутри каркасной структуры должны были находиться стеклянные помещения в виде подвешенных объемов куба, пирамиды, цилиндра и полусферы. Также башня замысливалась как кинетическое сооружение (с греч кинетикос означает приводящий в движение), каждое из помещений должно было вращаться вокруг наклонной оси с разной скоростью. В отличие от Вавилонской башни, ставшей символом человеческой гордости и тщеславия, а также причиной разъединения людей, башня Татлина должна была воплотить заветную мечту о братском единении народов всех наций.

В реальной жизни В.Е.Татлин не мог воплотить свой грандиозный замысел: в нищей и разоренной стране не было ни средств, ни материалов, ни промышленных возможностей для ее возведения. С большим трудом нашли рейки и бумагу для макета. В настоящее время ее внешний облик известен по фотографиям и нескольким реконструкциям. Башня Татлина До сих пор поражает смелостью и оригинальностью художественного решения, стимулирует творческую мысль современных архитекторов.

Слайд № 14

Ведущие архитекторы 20 века были незаурядными мыслителями. Райт - крупнейший архитектор в истории США. За более чем семьдесят лет своего творческого пути он сделал для развития современной архитектуры больше, чем любой другой мастер в странах Запада. Райт выдвинул принцип архитектуры органичной - то есть являющейся частью среды, окружающей человека. По проектам Райта возведено множество самых разнообразных построек. Но главная тема его творчества - жилье, а точнее, одноквартирные жилые дома-особняки.

За первое десятилетие века Райт построил более ста домов, но на развитие американской архитектуры они в то время не оказали заметного влияния. А вот в Европе Райта скоро оценили, и он был признан поколением архитекторов, относящихся к современному направлению в архитектуре. Как неоднократно писал Райт, Соединенные Штаты испытывают нужду в жилье. В связи с этим он отмечал: «Обеспечение недорогой жилой площадью является сейчас кричащей необходимостью... Я чувствую, что это - наш самый важный участок, и он был предан забвению нашими архитекторами. . .». «Недорогое жилье крупнейшая архитектурная проблема Америки. Что касается меня, то ради благополучия родины и собственного удовлетворения я охотнее решал бы ее, чем строил что бы то ни было.. .». Райт - один из первых, кто ввел в архитектуру обильное остекление. Он говорил: «Свет придает красоту зданиям». В 30-е годы Райт вводит следующее решение: стены, обращенные к улице и на север, - глухие, лишь с узкой полосой остекления под потолком, а стены, обращенные к саду, к внутреннему двору, на юг, - сплошь стеклянные от пола до потолка. Райт строил не только богатые виллы, но и особняки для среднего американца - главным образом для состоятельной интеллигенции. Эти сравнительно простые по композиции и относительно недорогие дома он называл «жильем для Америки».

Слайд № 15

Слайд № 16

Вилла Эдгара Кауфмана стала подлинным шедевром архитектора.

«Над водопадом», «У водопада» - загородная вилла, построенная в лесу, на берегу ручья.

Грубая кладка стен из колотого камня естественным образом продолжала скалы, сливаясь с небольшим водопадом, могучими деревьями и лесным ручьем. Железобетонные балки, закрепленные в скале, поддерживали сложную систему нависавших террас. Лестница в центре дома спускалась прямо к водопаду. Таким образом, у обитателей этого уникального жилища появилась реальная возможность жить внутри замечательного пейзажа, а не только любоваться им со стороны. Архитектура этого сооружения в прямом смысле слова «растворилась» в природе. Воплощение этой идеи потребовало настоящего чудо инженерной изобретательности.

Слайд № 17

Оскар Нимейер – величайший бразильский архитектор, он создал уникальный стиль, соединивший в себе национальные черты бразильской и общемировой культуры, ученик Ле Корбюзье. За 70 лет архитектурного творчества по проектам Нимейера построено более 400 зданий в 18 странах. Он создал блестящие архитектурные ансамбли, которые поражают передовыми инженерными технологиями т оригинальностью идей. В мире Оскар Нимейер оставил след в 18 странах, в основном в период с 1964 по 1985 годы, когда жил и работал в эмиграции, отказавшись сотрудничать с правыми военными, правившими Бразилией в тот период. На родине бывал редко, хотя вернуться ему никто не запрещал – сами военные от Оскара Нимейера и его искусства не отказывались. Здания по намеченным им проектам в Бразилии возводились еще долгие годы, а некоторые строятся и теперь, например, законченная в столице в 2006 году Национальная библиотека, которую Нимейер придумал еще за 48 лет до этого.
Творчество Оскара Нимейера – целая эпоха в мировой архитектуре. Его имя связывают, прежде всего, со строительством в 1956-х-1960-х годах столицы Бразилии города Бразилиа.
Бразилиа был построен за четыре года - с 1956 по 1960 год; Нимейер отвечал за застройку и сам проектировал часть строений - среди них были резиденция президента, здание Национального конгресса и удивительный Кафедральный собор. Буквально на пустом месте был создан один из самых необычных городов планеты, имеющий в настоящее время статус объекта Всемироного наследия ЮНЕСКО.

Слайд № 18 Музей современного искусства.

Слайд № 19 Дворец президента.

В середине 50-х Кубичек стал президентом Бразилии и предложил уже маститому Нимейеру проект, о котором мечтает любой архитектор, - сделать новый город, новую столицу страны.

Бразилиа был построен за четыре года - с 1956 по 1960 год; конкурс на генплан выиграл Лусио Коста, а Нимейер отвечал за застройку и сам проектировал часть строений - среди них были резиденция президента, здание Национального конгресса и удивительный Кафедральный собор.

Буквально на пустом месте был создан один из самых необычных городов планеты, имеющий в настоящее время статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Слайд № 20

Кафедральный собор – это здание взметнулось вверх огромным стеклянным конусом. Внешне собор удивительно прост, но в тоже время он производит незабываемое впечатление. Над землей возвышаются, подобно гигантской короне, 16 белых стреловидных колонн, каждая из которых в виде стройной параболической кривой отходит от маленькой крыши. 90-тонные опоры сужаются к земле, что придает всей конструкции необычайно легкий и изящный вид. До своего 105-летия Нимейер не дожил 9 дней. Умер 6 декабря 2012 года на 105 году жизни.

  1. Самостоятельная работа «Анализ произведения архитектуры»
  2. Подведение итогов.

Предварительный просмотр:

ПЛАН АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ


  1. Название.

  2. Месторасположение.

  3. Архитектор(ы).

  4. Назначение задания :

  1. культовое;

  2. светское:

  • жилище,

  • общественное сооружение.

  1. Из чего построено . Если возможно, указать причину выбора именно этого материала.

  2. Конструктивные особенности , по которым можно определить стиль (или использованные архитектурные детали, план, размеры и т.п.).

  3. Вывод о типе задания, архитектурном стиле или принадлежности к какой-либо цивилизации.

  4. Ваше отношение к произведению архитектуры . Обосновать свое мнение.

ОБРАЗЕЦ


  1. Пирамида Джосера.

  2. Египет, Саккара.

  3. Архитектор Имхотеп.

  4. Культовое здание – гробница.

  5. Построение из камня.

  6. Форма ступенчатой пирамиды с комнатой-усыпальницей. Высота 60 м, длина стороны 120 м.

  7. Архитектурного стиля нет, сооружение относится к цивилизации Древнего Египта.

  8. Это произведение архитектуры мне нравится (не нравится), потому что

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок МХК в 11 классе «Архитектура 20 века» Автор данного шаблона: Ермолаева Ирина Алексеевна учитель информатики и математики МОУ Павловская СОШ с. Павловск Алтайский край Автор презентации: Натфуллина Зейнеп Алтушевна, учитель музыки, МХК Уральской СОШ, пос. Урал, Кизильского района, Челябинской области.

В архитектуре начала XX в. родилось течение под названием «конструктивизм» Конструктивизм - (франц. constructivisme от лат. constructio – построение). Конструирование – один из приемов формообразования, основанный на точных расчетах физических свойств материалов и функций объекта.

Новые идеи и принципы архитектуры: Архитектура должна быть легкой и давать ощущение парения; Архитектура должна подчинять себе огромные потоки света внутри здания и научиться снаружи обыгрывать световые эффекты; Благодаря новым материалам и технологиям архитектура должна научиться оперировать целостными пространствами огромных размеров.

Выдающиеся архитекторы конструктивизма: Ш.Э. Ле Корбюзье В.Е.Татлин Ф.Л.Райт О.Нимейер

Ле Корбюзье (1887-1965) Достиг известности благодаря своим постройкам, всегда самобытно оригинальным, а также талантливому перу писателя-публициста. Здания по его проектам можно обнаружить в разных странах - в Швейцарии, Франции, США, Аргентине, Японии и даже в России.

Вилла «Савой» в Пуасси (Франция)

Жилой дом в Марселе

Здание Ассамблеи. Индия

Капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане

Церковь Сен-Пьер де Фирмини

Владимир Евграфович Татлин Один из крупнейших представителей новаторского движения в искусстве 20 века, основоположник Советского художественного конструктивизма.

В. Е.Татлин Модель памятника Октябрьской революции или Башня третьего Интернационала (Башня Татлина)

Фрэнк Ллойд Райт

Дом Уинслоу в Ривер-форест

Вилла Э.Кауфмана «Над водопадом»

Оскар Нимейер

Музей современного искусства. Бразилия.

Дворец президента 1960 год. Бразилия

Кафедральный собор. Бразилия.

Домашнее задание: гл. 25, ответить на вопросы стр. 320


1 из 26

Презентация - Виды архитектуры

Текст этой презентации

Тема: Виды архитектуры
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое Амурская область, Тамбовский район, с.Лозовое
МХК. 9 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Н.В.

Проверка домашнего задания. Что мы понимаем под словом «стиль»? Почему архитектуру называют каменной летописью мира? В каждом из стилей выражена борьба духовного и материаль­ного. Каким стилям присуще духовное начало, а каким - мате­риальное? Какой из стилей тебе нравится больше всех?

Пожалуй, самым трудным и вместе с тем самым обязательным в архитектурном творчестве является простота. Алексей Щусев
Це́рковь Покрова́ на Нерли́. Россия. 1165 г.

Архитектура, или зодчество - это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. Это отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города.

Каждое из сооружений имеет определенное назначение: для жизни или труда, отдыха или учебы, торговли или транспорта и пр. Есть у этих сооружений и зданий и другие важные свойства: красота, способность вызывать у зрителей определенные чувства и настроения.

О великих цивилизациях вспоминают не только по войнам или торговле, но, прежде всего, по памятникам архитектуры, оставленным ею.

Архитектура организует пространство. Архитекторы соз-дают здания, сооружения, целые поселки и города целе-сообразные, удобные для жизни и красивые и эмоцио-нально воздействующие на человека. Иначе говоря - функциональные, конструктивные и эстетические качества (польза, прочность и красота) в архитектуре взаимосвязаны.

Виды архитектуры

Ландшафтная архитектура
Градострои- тельство
Промышленная
Различают три основных вида архитектуры.
Малых форм
Жилая
Общественная
Садово-парковая

Архитектура объемных сооружений
Общественная архитектура. Храмы, дворцы, замки, административные здания. Зрелищные и выставочные сооружения. Стадионы и спорткомплексы. Магазины и супермаркеты. Вокзалы и аэропорты.
Массандровский дворец
Олимпийский стадион Солджерс Филд
Оранжерея Московского зоопарка

Ж/д вокзал Благовещенска
Магазин «Надежда» в с.Лозовом

Жилая архитектура. Древнейшие дома человека Жилые дома различных народов мира. Современные жилища человечества
Дома людей Древней Греции
Инсулы – первые многоэтажные дома в архитектуре Древнего Рима
Дома народов Африки

Современные жилища человечества
Дом Билла Гейтса, жилище 21 века
Дом Бальо. Арх. А.Гауди́
Высотки г.Чикаго

Мост во Владивостоке на острове Русский
Нефтеперерабатывающий завод
Автомобильный тоннель в Крыму
Промышленная архитектура. Заводы, фабрики, электростанции; Мосты, тоннели.
Кондитерская фабрика «Доминик»

Ландшафтная архитектура связана с организацией садово-паркового пространства. Это городские скверы, бульвары и парки с «малой» архитектурой - беседками, мостиками, фонтанами, лестницами.
Ландшафтно-парковая архитектура.

Садово-парковое искусство Сады, бульвары и скверы Парки больших городов
Центральный парк Нью-Йорка
Сады Китая
Парки Версаля во Франции

Архитектура малых форм – павильоны, беседки, фонтаны, мостики, гроты

Градостроительство охватывает создание новых городов и поселков и реконструкцию старых городских районов.
Градостроительство

Градостроитель должен выбрать территорию, наметить, где разместятся жилые, общественные и промышленные зоны и связывающие их транспортные магистрали, предусмотреть возможность расширения города. Должен подумать о красоте будущего города, о сохранении памятников, о месте новых городских ансамблей.

Города – музеи
Суздаль
Венеция
Париж

Крупнейшие мегаполисы мира
Москва
Сан-Паулу
Токио

Города – ансамбли
Джайпур. Индия

Реконструкция старых районов и городов
Раскопки и восстановление древней Помпеи. Италия
Реконструкция Москвы

«Жизнь коротка - искусство вечно». В одном ряду с величайшими книгами и картинами, изваяниями и симфониями встали архитектурные сооружения. Эту позицию в мире искусств архитектура заняла благодаря гармоничности и музыкальной согласованности частей.

Транскрипт

1 Р.В. Варданян МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АРХИТЕКТУРА ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙвы ЦЕНТРцww Москва 2004

2 УДК 72 ББК В18 Рецензенты: Резвин В.А., директор Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева, председатель комиссии по творческому наследию МОСА, профессор Международной архитектурной академии; Ревуцкая Э.М., преподаватель детской литературы учебно-педагогического комплекса «Лицей-педучилище им. К.Д. Ушинского»; Сергеева Г.П., зав. лабораторией эстетического образования МИРОС, канд. пед. наук Макет оформления выполнен при активном участии автора В18 Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с.: ил. ISBN Книга ставит своей целью дать необходимые сведения по истории мировой архитектуры и русской архитектуры как части мировой. Исторически достоверно и доступно раскрывается история развития архитектурных стилей, просматриваются закономерности их возникновения и их особенности в разных странах в разные периоды развития общества. Книга илллюстрирована фотографиями, чертежами и схемами, портретами архитекторов. Дается словарь архитектурных терминов с рисунками. Данная книга может быть использована на уроках изобразительного искусства, истории, литературы, а также курса «Москвоведение». Она охватывает все темы по архитектуре в программах общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура». Читателями книги могут быть люди разного возраста: учащиеся средней школы, учителя и родители, желающие повысить свой познавательный и образовательный уровень. УДК 72 ББК ISBN Варданян Р. В., 2003 ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003 Серийное оформление обложки. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003 Художественное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003 Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003

3 3 Светлой памяти родителей посвящается НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ЭТОЙ КНИГЕ Настоящее издание не имеет прямого адресата. Книгу могут читать школьники, их родители, учителя. Она поможет ответить на многочисленные детские «почему?» и «как?». В популярной и доступной форме эта книга познакомит читателя с прекрасными зодчими, их работами, с основами архитектуры и другими вопросами, связанными с ней. Форма изложения материала разнообразна: здесь и очерки, и эссе. Иллюстративный материал наглядно познакомит читателя со многими памятниками архитектуры, архитектурными принципами, лежащими в их основе. Автор книги, профессиональный архитектор и педагог, много лет работающий с детьми и подростками, убежден, что чувство прекрасного, эстетические и этические чувства нельзя пробудить у ребенка без знания им произведений искусства. Полюбить можно только то, что хорошо знаешь. Сведения по архитектуре, популярно и доступно изложенные, помогут подрастающему поколению стать патриотами своего родного города, своей страны, понять и оценить свою историю. Автор выражает глубокую признательность за оказанную помощь в создании книги семье архитекторов Топуридзе и особую благодарность лично Роману Константиновичу Топуридзе. Автор сердечно благодарит Гаянэ и Майрам Варданян, а также Людмилу Геннадиевну Михайлову за оказанную помощь в подготовке иллюстративного материала.

4 4 ОБРАЩЕНИЕ К ЮНОМУ ЧИТАТЕЛЮ Прекрасное рядом! Как часто мы слышим и повторяем эту фразу. А всегда ли мы вдумываемся в ее смысл? Да, мы размышляем об этом. Школьники, например, говорят об этом так: «...Красота в архитектуре плавность и совершенство линий...» (Елена Ш., 7 класс). «...Архитектура всегда привлекает людей своей выразительностью...» (Илья Е., 7 класс). «...Красота в архитектуре это прежде всего грациозность...» (Наташа П., 7 класс). «...Архитектура вызывает определенные чувства: радости, восхищения, удивления, восторга, или наоборот. Это делает архитектуру искусством...» (Вера М., 7 класс). Но все ли люди чувствуют именно так? А может быть, они настолько привыкли к окружающим их зданиям, улицам, что не замечают их красоты? Ведь не всегда мы знаем, как возникла эта красота, кто ее создатель. Книга, лежащая перед вами, попытается ответить на этот вопрос. Она поможет вам познакомиться со строителями Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Флоренции, Милана, Парижа, Дрездена, Санкт-Петербурга, Москвы. Вы узнаете имена великих архитекторов, познакомитесь с их судьбами и трудами, увековечившими их имена. Книга делится на пять разделов. В каждом разделе нумерация рисунков своя. Рисунок нумеруется двумя цифрами: первая соответствует номеру раздела, вторая порядковому номеру рисунка в этом разделе. Итак, откроем эту книгу.

5 Архитектура есть прежде всего искусство распределять и комбинировать пространство. А.П.Брюллов Раздел I. ЧТО ТАКОЕ АРХИТЕКТУРА

6 6 I. Что такое архитектура Архитектура это искусство организовывать пространство, создавать для человека такую форму пространства, в которой он может жить, работать, учиться и отдыхать. Первобытный человек, сам того не ведая, стал «архитектором», создавая себе жилье, чтобы укрыться от непогоды. Он довольствовался, в зависимости от климатических условий, или случайными жилищами (пещерами, полупещерами), или легко возводимыми и непрочными шалашами, навесами, стенками, ямами. Кроме собственно жилья, первобытный человек строил сооружения из огромных каменных глыб, которые получили различные наименования. Менгиры (от бретонского «мен» камень и «хир» длинный) одиноко стоящие вертикальные столбы-глыбы высотой 20 с лишним метров (рис. I.1). ВОЗНИКНОВЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ... Архитектура есть наука, многими учениями и разными искусствами украшена... И понеже ко всякому зданию полежит пропорциа, крепость, покой, красота и великолепие, без которых оное похвально быть не может... М. Еропкин Точное их назначение не установлено, но исследователи связывают их появление с погребальными обрядами; возможно, они служили для обозначения границ владений. Кромлехи (от бретонского «кром» круг, «лех» камень) самый сложный тип мегалитических сооружений (рис. I.2, I.3). Они встречаются главным образом в Европе в западной Франции и Великобритании, а также в Азии и Америке. Например, в Стоунхендже (Англия) каменные круги достигают в диаметре 30 ме- Рис. I.2. Кромлех «Стоунхендж». Современный вид с восточной стороны Рис. I.1. Менгир Рис. I.3. Кромлех «Стоунхендж». Реконструкция

7 Возникновение архитектуры Рис. I.4. Дольмен тров. Кромлехи состоят из вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальными плитами. Внутри круга попарно поставленные высокие блоки с плитами образуют центр пространства. Предполагают, что кромлехи имели культовое значение. Дольмены (от бретонского «тол» стол, «мен» камень) представляли собой объем из трех или четырех камней в виде стола или погребальной камеры (рис. I.4). В сущности, у древних народов (египтян, этрусков и др.) жилой дом и заупокойная камера имели одинаковую форму. Кроме камня, в качестве строительного материала первобытный человек использовал ветки, хворост, стволы деревьев, песок, глину, известняк, шкуры животных, в исключительных случаях даже лед. С развитием общества (в зависимости от образа жизни) человеком стали создаваться более прочные жилища, например юрты для пастухов-кочевников, дома для оседлого населения. Жилища могли разрастаться до крупных скоплений (шумерские «города» Месопотамии, кавказские аулы, американские пуэблос). На протяжении тысячелетий назначение построек менялось, размеры их увеличивались. 7 Развитие архитектуры зависит не только от материальных, технических и общественных возможностей, но и от климатических, производственных и материальных условий, от духовных, философских и эстетических взглядов общества, а также от политического строя государства. Уровень общества определяет типы зданий, уровень техники выбор строительных материалов и конструкций, материал формы, пластику сооружений. С изменением условий, взглядов и строя меняется и архитектура. Такие изменения происходили не раз, и это отражалось в архитектуре. В Древнем Египте обтесанные камни были главным материалом для строительства монументальных зданий. Добытый на окраинах Нильской долины БАЛКИ КОЛОННЫ (СТОЙКИ) Рис. I.5. Египет. Храм Амона. Стоечно-балочная конструкция БАЛКИ БАЛКИ

8 8 Рис. I.6. Зиккурат камень дал возможность возводить каменные столбы, перекрывать их каменными балками. Так в Египте возникла конструкция из колонн-стоек и балок стоечно-балочная система (рис. I.5). Создание архитектурных сооружений определялось не только наличием строительных материалов, но и в значительной степени влиянием религии, которая способствовала созданию погребальных памятников и храмов. Вавилоняне строили высоко поднятые к небу, ступенчатые храмы зиккураты (рис. I.6). Ассиро-вавилонская архитектура создала для перекрытия своды и полукруглый купол. В Ассирии строили здания из сырцакирпича или обожженного кирпича. В Персии не строили храмов, так как религия ничего не требовала, кроме жертвенников для огня. Здесь развивается дворцовое строительство. В Древней Греции первое место отводилось дому для обычных горожан, а не дворцам. Человек не был принижен, он сознавал свою силу, и архитектура Греции приобрела гуманистический характер. Главные сооружения греческой архитектуры общественные. Среди них первое место отводилось храму. Храм предназначался для жизни человекоподобного бога. I. Что такое архитектура Этруски, населявшие в I тысячелетии до н.э. северо-западную часть Апеннинского полуострова (современная область Тоскана, Италия), достигли совершенства в техническом отношении и ввели конструкцию свода. Римляне, подчинившие сначала этрусков, а затем и греков, переняли у них колонну и свод, в круг возводимых зданий включили монументальные светские здания, строительство которых было вызвано потребностями жизни Рима (термы, базилики, амфитеатры и арки). Римляне оказали влияние на развитие архитектуры завоеванных территорий. Римское наследие долго использовалась в средние века. В V и VI веках византийские архитекторы, соединив элементы христианского, античного и восточного зодчества, при поддержке римской техники, руководствуясь греческим пониманием красоты, создали особую центрально-купольную постройку для христианского богослужения. Центрально-купольная система получила распространение в архитектуре всех стран, расположенных по побережью Черного моря. Затем на ее базе стало создаваться своеобразное зодчество, отвечающее условиям климата и жизни общества. Это можно увидеть в армянских и грузинских церквах. С VII века исламские государства пользовались архитектурными формами побежденных культурных народов, приспособляя их к своему культу. Так создавались мечети, состоящие из четырехугольного двора с фонтаном для омовения, помещения для богослужения и высокого минарета для призыва к молитве. Наряду с религиозной ар-

9 Возникновение архитектуры 9 хитектурой, в исламских государствах развивалась дворцовая архитектура с множеством роскошных залов, тенистых и уютных покоев. С принятием Русью христианства в X веке византийская архитектура пришла сначала в Киев и Новгород, потом во Владимир, а в XVI XVII веках в Москву. Заимствованные из византийской архитектуры формы в сочетании со старыми традициями русского деревянного зодчества, с учетом климатических, социальных и других условий, стали основой для создания вполне самостоятельного русского архитектурного стиля XVI XVII веков. Во второй половине X века в Европе две главные силы феодальное общество и церковь определили два направления архитектуры: сооружение замков и храмов. Архитектура этой эпохи называлась романской. Новое слово «готика» в архитектуре было сказано в середине XII века. В готических зданиях вертикальная линия преобладала над горизонтальной. Стрельчатая арка и свод на легких, тонких колоннах передавали всю нагрузку на столбы и подпорные стены при помощи легких арок. Перестали возводить массивные стены, появились громадные окна, и вместо мрака в соборах господствовал свет. Готическая архитектура зародилась во Франции и там она была самой изящной, а в Германии самой величественной. Готика охватила все католические страны Европы и главенствовала два столетия. С XIV века начинается новая эпоха Возрождение. В это время личность человека выдвигается на первый план. Происходит освобождение человека от средневековых идеалов, и новое общество обращается к античному миру, проникнутому гуманистическими идеалами. Архитектурный стиль, созданный в эту эпоху, отразил все перемены в обществе. По имени эпохи он получил название Возрождение и имел широкое распространение по всей Европе в XV XVII веках. В архитектуре XVII и начала XIX веков развиваются два направления барокко; затем классицизм. Здесь нужно отметить, что эти направления в России имели свою индивидуальность. С 60-х годов XIX века в Западной Европе происходит постепенный переход от классицизма к античности и эклектизму (смешение различных стилей). В конце XIX начале XX века в архитектуре складывается новый стиль модерн. В эти годы в архитектуре России, богатой традициями древнерусского зодчества, различаются стили: руссковизантийский, эклектика, псевдорусский, модерн, неорусский и неоклассицизм. Русские архитекторы этих периодов создают интересные здания и сооружения. Архитектура это история развития человеческого общества, увековеченная в камне. Архитектурные памятники помогают человеку постичь историю общества, будят его мысль и воображение.

10 10 I. Что такое архитектура ТРИ ТРЕБОВАНИЯ К ЗОДЧЕСТВУ (удобство, красота, прочность) Многие люди, такие, как и ты, дорогой читатель, живут в больших и малых городах разных стран. Эти города состоят из разнообразных зданий и сооружений, образующих улицы, площади, парки и сады. Все здания делятся на жилые и общественные. Жилые дома это дома, в которых мы живем; общественные здания детские сады, школы, различные учреждения, кинотеатры, стадионы, музеи и театры, в которых мы учимся, работаем и отдыхаем. Есть и другие сооружения. Это фабрики и заводы промышленные предприятия, на которых люди что-либо производят. Здания и сооружения проектирует архитектор, а строит строитель. «Архитектор» греческое слово, оно означает «главный строитель». В Европу это понятие пришло более 400 лет тому назад. В России до Петра I слово «архитектор» не употреблялось, и строителей называли «зодчий», «палатный мастер», «каменный и плотничный староста». Только в начале XVIII века, в эпоху Петра I, в России начали употреблять слово «архитектор», принятое в странах Западной Европы. Перед архитектором, когда он создает здания, всегда стояла и стоит более трудная задача, чем перед художником, композитором или писателем. Художник может спрятать плохую картину в подвал музея, композитор не играть слабо написанное музыкальное произведение, читатель оставит без внимания на книжной полке неинтересную книгу. Но что можно сделать с плохо спроектированным и построенным архитектурным сооружением?! Великий немецкий поэт Гете сказал: «Можно делать ошибки, но нельзя строить ошибки». Однако не только архитектор в ответе за плохое здание. Большую ответственность несут и строители. От того, как они все вместе построят здание, будет зависеть его красота и прочность. В далекие исторические времена здания проектировал и строил один и тот же человек. Он рисовал и чертил, а когда все чертежи были готовы, руководил строительством. Свои замечательные архитектурные сооружения, оставшиеся в веках, возводили многие великие зодчие. В Древнем Египте Имхотеп построил ступенчатую гробницу, в Древней Греции Мнесикл Пропилеи, в Древнем Риме Веспасиан Колизей, в средние века во Франции Пьер де Монтро Сен- Шапель, в эпоху Возрождения в Италии Ф. Брунеллески Воспитательный дом. В России строили архитекторы Б. Растрелли Зимний дворец, А. Захаров Адмиралтейство, А. Воронихин Казанский собор. При этом последний проявил себя не только как талантливый архитектор и градостроитель, но и как блестящий инженер, создав первый металлический купол собора. С именами многих зодчих связаны и другие памятники архитектуры. Люди с глубокой древности стремились строить так, чтобы здания, для чего бы они ни предназначались, были удобными, красивыми и прочными. Эти три основных требования соблюдались с момента зарождения зодчества. Эти требования соблюдают и сегодня.


8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине: Общие сведения: 1. Кафедра Искусств и дизайна 2. Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование

МАРАФОН 2011 Районный тур Ответы 6 класс Задание 1. Подходит тема 2. 3 правильно выбранная тема. Задание 2. Примерный план: 1. Прочитать тексты. 2. Выделить важные и интересные фрагменты текста. 3. Наметить

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧИСТООЗЕРНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 3» Согласовано Зам.директора по УВР (Т.В.Клешня) Утверждаю директор школы (Сапсай А.А.) Рабочая программа

П/п Учебно-тематический план 1-й год обучения Наименование тем, разделов Общее количество часов В том числе теория практика 1. Раздел I. Виды и жанры искусства 2. Виды и жанры искусства. 1 1-3. Средства

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Гусельниково» Рабочая программа. «Изобразительное искусство». Класс 8 общеобразовательный Количество часов в год

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий «Подготовка к олимпиаде по искусству» (класс) Раздел I. Пояснительная записка Цель реализации программы индивидуально-групповых занятий «Подготовка к

Р а з д е л 1 Л Е К Ц И О Н Н Ы Й К УР С ВВЕДЕНИЕ... 5 3.1. ЗАРОЖ ДЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯ ТЕЛЬН ОСТИ Ч ЕЛО ВЕКА...6 Тема 3.1.1. Формирование первичных тектонических понятий и эстетических отношений в период

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Васильчиновская средняя общеобразовательная школа Утверждаю Директор И.А. Корнеева Приказ от 2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по мировой художественной культуре

ПРОГРАММА Предмет История архитектуры по профессии 7080.07 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ темы Наименование тем и подтем. Уровень знаний 1 1.1 1..1..3 Введение. Архитектура. Виды групп характерных

8. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Общие сведения: 1. Кафедра Искусств, сервиса и туризма 2. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование.

СОДЕРЖАНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ...3 Вводная часть 1. Что такое культура?... 5 2. На какие виды подразделяется культура по ее носителю?...6 3. На какие виды подразделяется культура, отражая социальные противоречия?...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы

Ч \ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ бакалавриат ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В двух томах Том 1 7-е издание УДК 7(075.8) ББК 85.1я73 С597 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Московского

М. И. Козьякова ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ Европейская культура от Античности до ХХ века: Запад и Россия Учебно-методическое пособие (синхронизация и важнейшие доминанты историографии, истории повседневности, истории

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области высшего профессионального образования «Астраханский инженерно-строительный

Тип урока: повторительно-обобщающий. Форма урока: урок-игра. Цели: 1. Образовательная: закрепление ранее изученного материала; установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями по теме; проверка

Искусство в 13 веке в Италии / Архитектору - история архитектуры,. Италии и в трансформированном виде продолжали жить даже в XV веке. Как и в. 070572024786 Готическая архитектура в Италии, палаццо Ка д-оро.

1 июн 2013. Романский стиль в искусстве Западной Европы 6 3.. Для работников в туристической сфере тема данной работы особенно актуальна,. 6915971249 Искусство XVII века, реализм в искусстве XVII века,

Содержание Искусство ДРЕВНЕГО МИРА Первобытное искусство... 6 Искусство Древнего Египта....10 Искусство АНТИЧНОСТИ Искусство Древней Греции... 18 Искусство Древнего Рима... 24 Искусство СРЕДНИХ ВЕКОВ Искусство

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по искусству (мировой художественной культуре) для 10 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, «Основной

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Преподавание истории изобразительного искусства в художественной школе направлено на всестороннее гармоничное развитие личности учеников, формирование

Министерство образования и науки Российской Федерации ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Декан геолого-географического факультета Г.М. Татьянин 2014 г. ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ ГОРОДА ТОМСКА Рабочая

Аннотациярабочейпрограммыдисциплины Б3.Б.9 История искусств Направлениеподготовки 033000.62 «Культурология», «Управление в социокультурнойсфере» 1. Цель изучения дисциплины.знакомство студентов с зарубежным

П/п ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 6 класс Тема занятий Кол-во Тип урока часов Дом. Задание Примечания 1 2 3 5 1 Искусство средневековья Искусство Византии. VI-VII вв. - период наивысшего расцвета

Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский архитектурный институт (государственная

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 163 Центрального района Санкт-Петербурга ПРИНЯТО Педагогическим советом школы протокол от 201_ г. Методическим

Ларионова Нина Валентиновна Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VI вида) специальная

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ГРЕЧЕСКОЙ И РИМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Дмитриева Э.С. Московский педагогический государственный университет, Ставропольский филиал Ставрополь, Россия DISTINCTIVE FEATURES OF GREEK AND ROMAN

1 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 г.алексеевка Белгородской области Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Б. М. Неменского ФГОС Тема:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бекасовская средняя общеобразовательная школа Наро-Фоминского района Московской области РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 10 КЛАСС

Школьные абонементы на 2018 2019 учебный год Аб. 1. «Сказочный Эрмитаж» Для дошкольников 6-7 лет Группа 12 детей + 3 взрослых 1. Во дворец за Золушкой 2. В гости к Золотому Павлину 3. Песни, застывшие

Школьные абонементы на 2017 2018 учебный год Аб. 1. «Сказочный Эрмитаж» Для дошкольников 6-7 лет Группа 12 детей + 3 взрослых = 5 750 руб. 1. Во дворец за Золушкой 2. В гости к Золотому Павлину 3. Песни,

В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени. Пособие

Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» 0 класс. Данная рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» для обучающихся 0 класса общеобразовательного учреждения

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ ДОД Дворец детского

Экскурсионные абонементы на 2018 2019 учебный год для групп дошкольников и школьников с родителями (по заявке от образовательного учреждения) Абонементы можно купить по предварительной заявке в Экскурсионное

Московский архитектурный институт (государственная академия) Кафедра «История архитектуры и градостроительства» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ МЕТОДИКА АРХИТЕКТУРНОГО АНАЛИЗА Указания по выполнению практической работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» УТВЕРЖДАЮ: Директор школы М.Ю. Аскеров Приказ от 2016 г. М.П. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ (МХК) БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Философский факультет Рабочая программа дисциплины (модуля) История архитектуры Направление

Рабочая программа по искусству (мировой художественной культуре) 10 класс 2017-2018 учебный год Всего часов на учебный год: 34 часа Количество часов в неделю: 1 час Составлена в соответствии с программой

Билет 5 III. Раздел «Шедевры живописи». Образ старости в западноевропейской живописи 1. Определить авторов, название и период создания каждого произведения. 2. Дать их сравнительную характеристику. 3.

1. Пояснительная записка. 1.1. Место предмета в учебном плане. Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по искусству. Предмет изучается с 10 по 11 классы. На изучение

1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень), рекомендованной МО РФ, 2004

УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУССТВА Лекции читаются по средам. Начало в 19.00. В ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭРМИТАЖЕ I КУРС КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА Лекции читают

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа "Беседы об искусстве" рассчитана на 140 часов, четыре года обучения. Цель программы: познакомить учащихся с богатым и разнообразным наследием мирового изобразительного

Календарно-тематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура» в 10 классе Дата проведения Содержание (тема) Примечание I. Культура древнего мира 1 Древние цивилизации. Первые художники

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.22 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска «Средняя общеобразовательная школа 7» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Искусство (МХК)» Класс: 10-11 Уровень образования:

I.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Современные тенденции развития художественного образования направлены на динамику развития полихудожественного образования, обеспечивающего формирование общей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПРОМЫШЛЕННЫХ

Аннотация по рабочей программе по курсу «МХК» 0-й класс Примерная программа составлена для 0-го класса общеобразовательной средней школы и содержит все темы, которые включены в федеральный компонент Примерная

ГБОУ Санкт-Петербургский губернаторский физико-математический лицей 30 ПРИНЯТО Педагогическим Советом ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ 30» протокол 6 от 30 августа 2017 УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ «СПб губернаторский

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа» города Рубцовска Виды изобразительного искусства Архитектура как вид искусства Презентация к уроку «Беседы

ПРОЧИТАЙ ТЕКСТ Человек начал строить жилище тысячи лет назад. Первые дома в истории человечества сильно отличались от современных. Раньше первобытных людей называли пещерными людьми, так как считалось,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МХК НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД 10 класс (базовый уровень) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по МХК для 10-11 классов разработана в соответствии с требованиями федерального компонента

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе авторской программы по мировой художественной культуре Г.Д.Даниловой: «Программы для общеобразовательных учреждений. МХК 0 кл., 205 год. Предмет

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»

Ю.С. Рябцев С.И. Козленко ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Х ХVII вв. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений 7класс Москва 2008 УДК 930.85(470+571)*07 ББК 70я72 Р98 Рекомендовано координационно-экспертным

МИРОВАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ WORLD CULTURE: HISTORY AND PRESENT TIME (ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ) Кафедра истории культуры, государства и права Ершова Ирина Юрьевна, к.и.н., доцент Умова

Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» для учащихся 10 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы Л.А.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ЗАДАНИЯ 1 ТУРА ОЛИМПИАДЫ ПО ДИЗАЙНУ 2012 Г. 9 класс Время выполнения задания 60 минут Выберите один правильный вариант ответа на представленные вопросы. Тема: Художественная культура

История России, 7 класс Тема урока: «Образование и культура в XVII веке» Учитель: Петрова М.Г Цель -познакомиться с особенностями культуры Руси в XVII веке; - выявить причины усиления внимания к культуре

АРХИТЕКТОР: ПОСТРОЙ СВОЁ БУДУЩЕЕ Презентацию подготовили: Педагог-библиотекарь Кутузова Ольга Юрьевна; Ученик 10 класса Ефанов Даниил Андреевич. Архитектор-это творческая профессия, поэтому она предполагает