Происхождение французов как нации. Французский характер, особенности и отличия от других народов

Происхождение французов как нации. Французский характер, особенности и отличия от других народов
Происхождение французов как нации. Французский характер, особенности и отличия от других народов

Самоназвание “франсе”. Говорят на французском языке романской группы индоевропейской семьи. Верующие, в основном католики, есть кальвинисты-реформаторы.

Этногенез

Население Франции было вероятнее всего индоевропейского происхождения. С конца второго тысячелетия до н.э. начинается заселение страны индоевропейскими племенами кельтов. К середине первого тысячелетия до н.э. они практически смешались с местным населением и заняли всю территорию современной Франции. Присредиземноморскую полосу заселяли иберы (юго-запад), позже здесь оседали лигуры (юго-восток). В 7-6 вв. до н.э. финикийцы и малоазиатские греки основали здесь многочисленные колонии, от которых ведут свое начало города Марсель (древняя Массалия), Ницца, Антиб, Арль и другие. Со 2 в. до н.э. сюда начали проникать римляне. Кельтов они называли галлами, а их страну Галлией. Римское завоевание Галлии в 58-52 гг. до н.э. привело к романизации ее населения, которая интенсивно проходила вплоть до конца существования Римской империи, и возникновению галло-римской этнической общности, говорившей на местном варианте народной латыни. Немалую роль в превращении этих этносов в романоязычных сыграла с 3 веке христианская церковь Рима, официальным языком которой всегда была латынь, повлиявшая на появление французского языка. Во времена Великого переселения народов в 5 веке в Галлию вторглись германские племена вестготов на юг и юго-запад, бургундов на восток и юго-восток, и франков на север и северо-восток и гуннов. В начале 6 в. франки вытеснили из Галлии вестготов, в 534 г. завоевали королевство бургундов. С середины 6 века вся территория Галлии вошла во Франкское королевство, сформировалось германо-латинское двуязычие. К концу 9 в. народная латынь поглотила германские наречия и легла в основу будущего французского языка. Так как романизация севера и юга Франции шла неодинаково, сложились две этнические общности: северофранцузская и южно-французская, языки которых назывались ланг д"ойль и ланг д"ок. На юге к 11 в. стал складываться литературный Провансальский язык.

К 10 веку формировалась единая политическая общность, объединяясь вокруг королевского домена Капетингов Иль-де-Франс с центром в Париже. К началу 14 века под властью французских королей была объединена большая часть Франции. На основе диалекта Иль-де-Франс начал формироваться северофранцузский литературный язык. Этническая и языковая консолидация проходила на севере Франции значительно быстрее, чем в южной. К концу 15 в. начинается слияние северной и южной этнических общностей. Северофранцузский язык становиться общим французским разговорным и письменным языком. Формирование общенациональной французской культуры было ускорено в 16 в. усилением политической централизации и внутренних экономических связей, утверждением французского национального языка, который вытеснил латинский язык из судебного и административного производства, расцветом светской культуры в эпоху Ренессанса.

Франция… Она такая загадочная и привлекательная, аристократическая и манящая… Наверное, каждый признаёт, что эта страна – законодательница мировой моды, а Париж – синоним изысканности. А уж об изяществе и шарме ее жителей ходят легенды. Мы уверены, что француженка должна быть непременно утонченная, стильно одетая, стройная мадемуазель на высоченных шпильках и в кокетливой шляпке.

Ах да, и непременно сумочка от кутюр. Француз же – невероятно обаятельный мужчина, темпераментный, любвеобильный, галантный. Он готов писать даме сердца стихи и отдать жизнь, защищая ее достоинство.

Франция – это Коко Шанель и Жан-Поль Готье, Александр Дюма и Виктор Гюго, Эдит Пиаф и Патрисия Каас… Великая родина великих людей.

Чем же французы отличаются от нас, славян? Почему даже в анекдотах французская женщина – тонкая и звонкая, в коротком кружевном пеньюаре, томно едящая с фарфоровой тарелки листики салата, а русская – этакая гром-баба в фартуке и со скалкой в руке, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу запросто войдет? Почему, защищая свою честь, француз из книжных романов, изящно двигаясь, дерется на шпагах, а русский мужик закатывает рукава, снимает лапти и начинает кулачный бой? В чем разница между французским менталитетом и нашим? Попробуем сравнить и разобраться.

Гордость и предубеждение

Французы, особенно парижане, очень любят себя. Они гордятся тем, что они – французы, и считают свою нацию самой прекрасной в мире. На порядок лучше всех остальных. Создается впечатление, что чувство собственного достоинства и уважения к себе они впитывают с материнским молоком. Француз знает, что заслуживает всего самого лучшего только потому, ведь он родился французом. Взять хотя бы церемонию приема пищи. Стол обязательно должен быть красиво сервирован, порция, пусть и небольшая, но изысканно украшена, все ингредиенты выложены со вкусом, каждый на своем месте. Французские десерты шедевральны – в крошечное пирожное шеф-повар, не жалея себя, вкладывает многие часы труда, хотя великолепно знает, что немногим позднее кондитерское чудо будет съедено за считанные минуты.

Здесь человек – в центре всего, а все делается для него и ради него. Если при школе находится детский парк, то, будьте уверены, это именно парк, а не место для выгула собак, распития пива и курения травки. Восхитительные цветы и свежеокрашенные лавочки, красивые фонтанчики с водой, пригодной для питья, и ухоженные дорожки. И даже специальный жандарм, совершающий обходы. Кроме этого, есть ворота, закрывающиеся на ночь на засов. Словом, все для маленьких парижан. Городские автобусы ездят четко по расписанию, которое, кстати, можно получить в любом киоске, а поезда метро в час пик ходят каждую минуту. Государство работает для людей, ни в коем случае не наоборот.

Умение жить и наслаждаться жизнью

Вторая черта французов – умение брать от жизни все. Так называемое «savoir vivre». Это очень многогранное и многокомпонентное понятие, осягнуть которое полностью под силу, наверное, только истинному сыну Франции. Это умение жить качественно, получая удовольствие от каждой минуты. Хорошие манеры, вежливость и элегантность во всем. Изысканная одежда – о, настоящий парижанин никогда не приобретет обновку, прибывшую из Китая! Это правила хорошего тона – настоящая парижанка никогда не станет прилюдно поправлять макияж.

Соблюдение этикета – мужчина во время встречи никогда не позволит себе снять пиджак или ослабить галстук. Это тонкое чувство юмора – каждый француз обязан уметь разрядить напряженную ситуацию остроумной шуткой. И, конечно, это чрезмерная французская учтивость. Ни в коем случае, даже будучи мертвецки пьяным, даже находясь при смерти, нельзя забывать об основах вежливости – здороваясь, пожать руку каждому мужчине; тепло поблагодарить за оказанную услугу; выражая просьбу, не забывать сказать «пожалуйста»; а уходя, пусть даже и в спешке, нужно обязательно со всеми распрощаться и поцеловать руки дамам. Иначе вас могут запросто перестать принимать в обществе. Проще говоря, savoir vivre – это умение жить со вкусом. Именно оно придает Франции столь сильную притягательность, настоящий магнетизм.

Свободолюбие и склонность к монументализму

Истинный парижанин считает себя свободным – в том смысле, что ставит свои интересы выше всего остального. Он может переходить дорогу на красный или подойти к кассе без очереди. Он с легким чувством собственного превосходства относится к представителям других национальностей. Британцы для него слишком скучны, славяне – дурно воспитаны, американцы – скупы и лицемерны. Как же, ведь он – парижанин, он – голубой крови! Он умеет вести переговоры и защищать свое мнение.

Однако при этом французская свобода подразумевает ответственность за свои поступки, в отличие от свободы русской, которая почти всегда равна анархии и хаосу. И, к сожалению, мало какой русский воспитывается в духе любви и уважения к себе – скорее это постоянное недовольство собой, неверие в свои силы, разочарованность и чувство неудовлетворенности.

Мы с благоговением относимся к европейцам, в то время как французы смотрят на всех, кроме себя, снисходительно и немного свысока. Может быть, поэтому парижские архитекторы страдают гигантоманией? Впрочем, даже ей присущи истинно французские черты – новые здания настолько хорошо вписываются в ландшафт и выглядят так эстетично, что порой и не поймешь, двести ему лет или пару десятков. И никакой нелепой безвкусицы, портящей пейзаж, – только утонченность и стиль.

Политкорректность

Французы очень щепетильны во всем, что касается политкорректности. Если в Париже орудует банда, в составе которой есть африканцы или арабы, на этом ни за что не сконцентрируют внимания! Скорее сосредоточатся на белых, даже если их там меньшинство. Постепенно подобное поведение привело к тому, что эмигранты стали все более разнузданными, они практически безнаказанно грабят и убивают, а французская пресса только укоризненно грозит пальчиком и объясняет все это пороками буржуазного общества.

Какой же он – портрет истинного парижанина?

Согласно романтическим стереотипам французы – большие дамские угодники и неутомимые любовники, они обольстительные и по-рыцарски вежливые, обходительные и остроумные, смелые и честолюбивые. Однако по большей части эти образы навеяны нам фильмами о Франции и героями романов Александра Дюма. На самом же деле не все так радужно. Среднестатистический француз в наше время достаточно нервный и раздражительный. Те, кому зарплата кажется низкой, постоянно недовольны, что ее не повышают. Те, у кого заработок достойный, жалуются, что его понижают.

Крестьяне бастуют из-за того, что в страну завозят огромное количество более дешевого иностранного продовольствия. Мелкие лавочники ругают супермаркеты, из-за которых их бизнес не выдерживает конкуренции и приносит убытки. Стабильно неплохую зарплату имеют государственные служащие, но и те не вполне удовлетворены – их не устраивает количество положенных им привилегий. Молодежь боится остаться без работы – хорошее место не гарантирует даже красный диплом.

Школьники курят и балуются спиртным. Не правда ли, знакомая картина? Франция тоже находится на распутье, однако люди не сдаются и ищут выходы. Ставка делается на развитие и продвижение высоких технологий в промышленности. Поэтому сегодня портрет успешного, самореализовавшегося француза таков: это квалифицированный специалист, сотрудник крупной международной компании, элегантно и дорого одетый, не расстающийся с ноутбуком и телефоном. Плюс ко всему он – вопреки всем представлениям о французах – примерный семьянин и заботливый отец. Сейчас во Франции это считается хорошим тоном.

Вот такие они, французы. Кое-чему, возможно, у них стоит поучиться, кое в чем – взять с них пример, не забывая о том, что каждая нация – по-своему прекрасна и неповторима!

Во времена средневековья население Франции делилось на регионы, в которых жили отдельные народности: пикардцы, гасконцы и другие. Также народ делился на языковом уровне - на тех, кто говорил на языках ланг д"ойль и языках ланг д"ок.

Несмотря на то, что оба языка берут свое начало во времена Римской Галлии, народ все же предпочел обособленность.

Северные регионы Франции были населены галлами, римлянами и германцами. Центр и Запад принадлежал галлам и римлянам. На юге чаще всего встречались римляне, но жили и галлы и греки.

Только после того, как Франция была централизована, все ее население стало называться французами.

Смешение племен сильнее всего затронуло басков, германских эльзасцев, евреев, лотарингцев и фламандцев. Под влияние объединенной Франции также попали итальянцы, испанцы и поляки.

Народы, населяющие Францию

Франция является достаточно однородной страной, практически все ее жители коренные французы. Но все же, еще с исторических времен, она делится на расовые группы - средиземноморскую, центральноевропейскую и североевропейскую.

Представители первой группы отличаются низким ростом, худощавостью, темными волосами и карими глазами.

Центральноевропейскую группу представляет невысокое население с достаточно крепким телосложением и русыми волосами.

А североевропейское население отличается высоким ростом, крупным телосложением и светлыми волосами, кожей и глазами.

Государственным языком является французский, и лишь некоторые народные группировки говорят на других языках и диалектах.

Такими меньшинствами являются: бретонцы, эльзасцы, фламандцы, корсиканцы, баски, каталонцы.

Эти народности говорят на своих родных языках - эльзасцы на эльзасском, бретонцы на бретонском, корсиканцы на корсиканском и так далее.

Такие группы пытаются сохранить все, что им передали предки, поэтому обучают языку и традициям своих потомков. Но это не значит, что эти люди не знают французского языка. Они используют его при обучении, на работе, в социальной жизни.

Из представителей иностранных государств во Франции можно встретить португальцев, испанцев, итальянцев, марокканцев и тунисцев.

Культура и быт народов Франции

Дома французов чаще всего являются съемными. Чтобы купить свою собственность, нужно хорошо и долго зарабатывать. Частных домов во Франции не так уж и много, чаще всего люди живут в квартирах. Размер и состояние жилища зависит от материального состояния владельца. Но во всех квартирах есть одна особенность - очень маленькая кухня.

Семья для французов важна, как и для большинства национальностей. Но у них есть своя особенность воспитания - они воспитывают не талантливую индивидуальность, а идеального члена общества. Ребенок должен с детства понимать, что такое закон и общепринятые нормы. Во Франции именно так выражается любовь к детям.

Это касается и образования. Каждый родитель считает должным дать ребенку достойное образование, которое поможет ему добиться успехов в будущем и иметь какой-то социальный статус. Поэтому обучение малышей начинается еще в детском саду.

Большую часть жизни французы проводят на работе. Но это не доставляет им особых хлопот, потому что во Франции достаточно мягкий рабочий график с 2 часовым перерывом на обед.

Вечера люди проводят в семейном кругу или в одиночестве. И лишь в выходные французы позволяют себе вырваться из дома и отдохнуть с друзьями.

Традиции и обычаи народов Франции

Если говорить о традициях, обычаях и привычках французов, то стоит отметить то, что они категорически не принимают английский язык. Не принимают до такой степени, что даже зная этот язык, француз сделает вид, что не понимает собеседника.

Во Франции принято извиняться по любому поводу, даже если человек просто случайно коснулся руки другого. А вот сидячие места в общественном транспорте никто не уступает. Это просто не принято, так же как и спрашивать: "Вы выходите на следующей?".

Франция - страна без дресс-кода. Люди могут пойти в джинсах и толстовке хоть в ресторан, хоть в театр.

Традиционными французскими праздниками являются: Новый год, Рождество, Пасха, День Труда, День победы, День взятия Бастилии, День всех святых и другие.

Есть и такой праздник, который не относятся к особо важным, но все же от души отмечается французами - 1 апреля. До введения григорианского календаря Новый год праздновался в конце марта. Но с введением календаря праздник был перенесен на 1 января. А так как в те времена новости разносились очень медленно, некоторые так и праздновали Новый год с 25 марта по 1 апреля в течение нескольких лет. Так и появился День Смеха.

Каждая нация обладает набором черт, наиболее характерных для каждого индивида в определенной стране, потому понятие «национальный характер» включает в себя множество составляющих и по определению не может быть точной величиной либо научно доказанным фактом. Национальный характер включает в себя в первую очередь эмоциональные и чувственные характеристики конкретной национальности и народа.

Что же является наиболее характерным для французов в целом?

Основываясь на многолетних наблюдениях и высказываниях великих людей, а также анализе литературных произведений, можно сказать, что для французов характерны следующие черты:

  • Выдумки и различные фантазии – безусловная черта французов, ведь не случайно именно они считаются самыми активными экспериментаторами по своей природе. При этом для представителей французской нации наиболее интересно прохождение выбранного пути, а не его конечный результат, ведь именно путешествие может сулить множество новых и необычных впечатлений и возможностей.
  • Новизна концепций и идей в самых разных направлениях – отличный конёк для уважающего себя француза ! Серьезные вещи, как техника и ядерная энергия, железные дороги и демократия – всё это возможность позабавиться.
  • Соответствие самым высоким требованиям – также одна из основных черт французов. При этом особую важность для них имеет абсолютная новизна, которая блестит еще не окончательно высохшей краской, невзирая на ее вопиющую абсурдность.
  • Слова «завтрак», «обед», «ужин», «еда» и все однокоренные и смежные по смыслу священны для французов. «Конкурировать» с этими словами могут только «регби», «велосипед», «футбол». И то, если на сытый желудок. Категорически нельзя звонить французу , когда он ест! Имейте то в виду. И это не шутка. Опоздание с обеда простят скорее, чем если застрял в пробке.

  • Скорость и быстротечность жизни французов привлекает, создавая репутацию французской нации как легкомысленного народа. Эту национальную черту французы вполне признают, ведь выражение «Легкомысленный, как француз » популярно и даже записано в известной Энциклопедии искусств, наук и ремесел.
  • Остроумие, изящество, тонкий вкус и остроумие не случайно считаются основными чертами французской нации, ведь множество примеров истории, запечатленных в произведениях мировой классики, свидетельствуют о легкости французского характера, умении быстро забывать неприятные жизненные моменты и радоваться жизни.

Французы в общении

В процессе общения с другими людьми о французах можно сказать, что их честность в частных отношениях прекрасно сочетается с их желанием и умением сплутовать в отношении властей. Согласно некоторым данным, сложно найти француза , который хотя бы однажды не обманул сборщика налогов.

С иностранцами французы вежливы – происходит это из их природной потребности в галантности, а также во вкусе к общению. Особенно ярко французская учтивость проявляется в общении с представительницами женского пола. Вспомните, ведь именно французский язык был принят во всех великосветских салонах, где хозяйками были женщины .

Непринужденность и умение вести беседу, стремление блеснуть словом, - всё это определяет французскую нацию как одну из наиболее интеллектуальных и обладающих широким кругозором. Вежливость, любезность и склонность к шутке также обуславливают легкость в общении с французами.

Даже в обычное рукопожатие настоящий француз сможет внести столько различных оттенков, сколько не под силу воспроизвести чопорному англичанину: оно в исполнении француза может быть дружеским, сухим, горячим, небрежным, холодным.

Следует отметить, что скорость французской речи признана наибольшей среди других стран мира.

Французская семья

Семейные отношения для французов очень важны, и порой несколько поколений мирно уживаются под одной крышей. Если же после женитьбы детей они разъехались со своими родителями, то всегда будут стремиться жить как можно ближе друг к другу.

Воскресные обеды и праздники – прекрасный повод для регулярных семейных встреч, при этом участие посторонних в таких мероприятиях – редкое явление. Лишь близкие друзья могут быть приглашены на семейное торжество.

Семейные отношения очень часто становятся основной опорой в бизнесе, причем все члены французской семьи стремятся взаимно помогать в разных предприятиях.

Французы и бизнес

Легкость в общении помогает французу заводить и поддерживать необходимые связи и знакомства, а учтивость и веселый нрав без особых осложнений решать возникшие конфликты.

Однако для французов также характерны такие черты характера, как независимость и критичность, обусловленные их системой образования, а также некоторая нетерпимость и категоричность, что делает совместный бизнес и деловые отношения с французами не самым простым и легким делом.

Щепетильность представителей этой нации дает возможность четкого ведения бизнеса, а стремление детально изучить каждый аспект делового партнерства приводит к более продолжительной процедуре составления и подписания контракта. При этом ввиду своей высокой интеллектуальности и как следствие превосходства над остальными они порой нетерпимы к чужой точке зрения.

О раннем заселении Франции свидетельствуют многочисленные памятники древнейших культур, в частности прекрасные образцы первобытного искусства (статуэтки, каменные барельефы, пещерная живопись). Отдельные периоды палеолита (шелль, ашель, мустье, ориньяк, солютре, мадлен) получили в науке свои названия именно по тем французским местностям, где были обнаружены вещественные остатки этих культур. Во Франции лучше всего изучены многочисленные памятники мегалитической культуры неолита - менгиры, кромлехи, дольмены.

В античную эпоху в юго-восточной части Франции жили лигуры; эта область получила название Лигурийского побережья. В IV в. до н. э. часть лигуров была оттеснена кельтами на восток, к заливу недалеко от Генуи, а часть кельтизирована. Здесь же, на Средиземноморском побережье, в VII-VI вв. до н. э. были основаны финикийские и греческие колонии. Главной греческой колонией была Массалия (Массилия, современный Марсель), основанная в VI в. до н. э. фокейцами (Малая Азия). Позже были основаны и другие греческие колонии, давшие начало городам, до наших дней сохранившим видоизмененные древние названия: Nicea (Ницца), Antipolis (Антиб), A relate (Арль). Греки принесли с собою виноградную лозу, оливковое, фиговое и гранатовое деревья, кипарис.

На юге и юго-западе Франции обитали различные иберийские племена. Между Пиренеями и Гаронной жили аквитаны, по имени которых все юго- западные области страны долго назывались Аквитанией. В VI в. н. э. из Испании в Аквитанию пришли васконы. Смешавшись с аквитанами, они стали называться гасконцами, а область их поселения - Гасконью. Этноним «васконы» отложился в современном названии басков (об их происхождении см. стр. 498-499).

Самой многочисленной группой племен, которая легла в основу формирования французского народа, были кельты, или галлы, давшие наименование стране,- Галлия.

В середине I тыс. до н. э. галльские племена жили разбросанно на огромном пространстве Центральной Европы и в небольшой части Малой Азии. Зона распространения латенской культуры, носителями которой считаются галлы, тянется широкой полосой по территории современной центральной Франции через Швейцарию, юг ФРГ, Чехословакию, Австрию, Венгрию, Польшу, Югославию и Румынию.

В «Записках о галльской войне» Юлия Цезаря даны седения о расселении кельтских племен в Галлии, а также свидетельства о их материальной культуре, социальных отношениях, семейном быте. К моменту римского завоевания Галлия была разделена на три части: южную занимали аквитаны, среднюю - собственно галлы, к северу от Сены жили белги - кельтские племена, до известной степени смешавшиеся с германцами.

В Галлии за первенство боролись эдуи и секваны. На западе находилось племя сентонов. В центре Галлии были земли карнутов, паризиев, пиктонов, туронов. Наименования галльских племен сохранились в названиях многих городов и местностей Франции. Паризии дали имя Парижу (в древности Лютеция), сентоны,пиктоны, туроны дали имя провинциям Сентонж, Пуату, Турень.

Основой хозяйства галлов было земледелие, от греков они переняли культуру винограда. Развито было и скотоводство. Основные сельскохозяйственные"орудия этого времени: плуг с железным лемехом, железные серпы и косы. У галлов были многочисленные железные и медные рудники. Латен- ская керамика изготовлялась на гончарном круге. Глиняные сосуды богато изукрашены. Стиль украшений свидетельствует о самобытности галльского искусства, несмотря на наличие греческих и восточных влияний.

Галлы создавали сложные фортификационные сооружения, они были искусны в постройке кораблей.

У галлов было распространено эмалевое производство, заимствованное с юга. Галлы создали своеобразную темно-красную эмаль, которой покрывали бронзовые и железные предметы.

Поселения галлов имели вид деревень. Существовали также сильно укрепленные поселения, служившие убежищем в военное время. Постепенно укрепленные пункты превратились в города, ставшие средоточием ремесел и торговли. Такими городами были Бибрактэ, главный город племени эдуев, расположенный по склонам горы Боврэ в средней Франции, и столица ман- дубиев Алезия (современный Ализ). Здесь было много мастерских кузнецов, медных литейщиков и эмалировщиков.

Кельтские племена стояли на различных стадиях общественного развития: некоторые еще жили общинно-родовым строем, другие переживали стадию разложения родовых порядков и у них выделилась родовая знать, владевшая обширными землями и большими стадами. Масса свободного галльского населения находилась в зависимости от аристократии. Существовало несколько категорий зависимости: рабы, должники, клиенты. Племена объединялись в союзы, которые часто воевали друг с другом из-за пригодных для обработки земель и пастбищ.

В 58-52 гг. до н. э. Галлия была завоевана римлянами, сюда были введены римские легионы. После завоевания началась усиленная романизация. В социально-экономическом отношении это проявилось в установлении развитого рабовладельческого строя. В конце II в. н. э. появились крупные латифундии галльской и римской знати. В латифундиях и фисках (поместьях императоров), на рудниках и на общественных работах трудилось множество рабов. Широкое развитие в Галлии получил и колонат.

Романизация шла, однако, неравномерно в различных частях Галлии. Густо населенные римлянами южные области страны с такими богатыми городами, как Нарбона,.Арелате, Немаузде, Вьенна, Грацианополис, местности по Гаронне и Бурдигала с округом составляли как бы естественное продолжение Италии. До сих пор в этих городах сохранилось множество памятников римской эпохи: амфитеатры в Арле и Оранже, которые и сейчас используются для спектаклей под открытым небом, арены, храмы, триумфальные арки, акведуки, мосты, гробницы.

Менее ярко выраженной и менее равномерной была романизация Лугдун- ской провинции, границы которой проходили по Луаре и Сене, областей севернее и северо-восточнее Сены и Аквитании, в которую входили все юго- западные земли.

В Лугдунской провинции наиболее романизовались южные области, особенно сам Лугдунум (теперь Лион). Там были сосредоточены торговля и ремесла. В остальной части провинции галльское население слабее смешивалось с римлянами. Здесь многие города сохранили старые кельтские названия. В Аквитании тоже не было сплошных массивов римских поселений. В гористых областях, по пустынным берегам Бискайского залива, в болотистых районах Пуату старые кельтские центры сохранились почти в нетронутом виде. Область к северу от Пиренеев (Гасконь) оставалась целиком иберийской.

В Бельгике, занимавшей почти весь северо-восток современной Франции и земли по Шельде и среднему течению Мааса и Мозеля, романизация была поверхностной. Там было мало римских колоний, только в городах стояли римские гарнизоны и жили римские купцы. Главным занятием населения было коневодство и овцеводство, производство шерсти и шерстяных тканей. Лишь в долине Мозеля разводили виноград и плоды. Здесь возникли богатые римские виллы.

У жителей наиболее романизованных частей Галлии господствовало зерновое хозяйство, виноградарство и виноделие, маслоделие.

Широко развернулся обмен между италийскими и галльскими областями. Из Галлии в Рим вывозили дешевое зерно, оливковое масло.

В городах процветали все известные древнему миру отрасли ремесла, существовали деятельные торговые и ремесленные корпорации. Города соединялись хорошими дорогами. В V в. в Галлии насчитывалось уже более 100 городов. Многие горожане были грамотны, в высших слоях общества процветало изучение греческой и латинской литературы. Массилия, Бурдигала (Бордо) и Августодунум (Отен) славились своими учеными и риторами. Уже в IV в. далеко за пределами Галлии известна была высшая школа в Бордо.

Длительное господство римлян в Галлии, культурное общение римского и галльского населения привели к образованию галло-романской народности. Римские школы, римская культура, римская администрация способствовали тому, что население - в первую очередь городское - стало усваивать латинский язык. Здесь, в завоеванных провинциях, распространялся язык народно-разговорный, так называемая вульгарная латынь. По мере проникновения из городов в деревню сама вульгарная латынь подверглась изменению. По-разному она усваивалась и в различных частях страны. Различные языки аборигенов, различная степень романизации севера и юга обусловили диалектальные черты вульгарно-латинской речи в Галлии. Словарный состав латинского языка обогатился за счет галльского языка. Галльские элементы речи сохранились в первую очередь в названиях рек, урочищ, населенных пунктов. Кроме того, во французском словаре сохранилось до трех сотен кельтских слов, относящихся преимущественно к сельскому хозяйству и крестьянскому быту: charrue (плуг), soc (сошник), mouton (баран), Ьоис (козел), ruche (улей), tonneau (бочка) и др. Так возникла новая этническая общность, говорившая на несколько трансформированном языке по- бедителей-римлян и сочетавшая культуру двух народов. Галлы восприняли римскую культуру и в то же время сохранили и передали победителям некоторые элементы своей культуры, например одежду: штаны, плащ с капюшоном, особую обувь - деревянные башмаки.

Процесс романизации Галлии был закончен к V в. н. э., ко времени распада Римской империи.

Важной вехой в этнической истории Франции было вторжение в Галлию германских племен. Оно началось в III в. В начале V в. южные области Галлии были захвачены вестготами, которые заняли почти всю Аквитанию от Луары до Гаронны и основали здесь Тулузское королевство; позже вестготы овладели Гасконью, Провансом и почти всей Испанией, и в конце V в. захватили центральные области (теперешние Берри, Лимузен и Овернь). В восточных областях страны, в долине Соны и Роны, бургунды основали королевство Бургундию.

Полуостров Арморику (современная Бретань) постепенно заселили бритты, бежавшие из Британии от нашествий англосаксов.

Северные области от Луары до Соммы и Мааса оставались еще галлоримскими, но они были отрезаны от непосредственного общения с Италией. В конце V в. эти области были захвачены мощным и воинственным племенным союзом франков под предводительством Хлодвига. К середине VI в. франки, подчинив своей власти вестготов и бургундов, стали господствовать над всей Галлией. Сложилась франкская держава Меровингов, в которую входили Галлия и коренные прирейнские земли франков. Франкская аристократия во главе с Хлодвигом приняла из Рима христианство, которое € конца V в. стало официальной религией государства.

Пределы Франкского государства были расширены при преемниках Хлодвига. При Карле Великом (около 800 г.) государство франков превратилось в огромную империю, охватившую западную часть Германии, всю Францию и северную часть Италии. Входя в состав Франкского государства, Галлия сохраняла, однако, свои культурные особенности.

Германские народы принесли в Галлию свои порядки: было сломано рабовладельческое государство и в корне изменился общественный строй страны. Свободная соседская община (марка) - основа аграрных отношений германцев-оказала большое воздействие на установленный римлянами аграрный; строй Галлии. Наиболее законченную форму общинные отношения имели в северных областях между Луарой и Соммой. Влияние рабовладельческого строя Галлии, наличие галло-римских колонов и рабов ускорило классовую дифференциацию среди германцев. В VI в. в Галлии началось складывание феодальной земельной собственности.

В конце VI и начале VII в. в сложных перипетиях междоусобных войн отчетливо оформились четыре части франкского государства: Нейстрия - северо-западная часть Галлии с Парижем, преимущественно с галло-роман- ским населением; Бургундия - бывшее самостоятельное королевство, в котором складывались особые диалекты романского языка; Аквитания - юго- западные земли, а также Австразия - северо-восточная часть, населенная восточными франками и подвластными им племенами; эта часть вошла в состав Германии. В Нейстрии рано сложилась крупная земельная собственность, светская и церковная. В Бургундии и Аквитании сохранялось мелкое и среднее землевладение, здесь было много оставшихся от римской эпохи городов, в которых развивались ремесла и торговля.

В условиях становления новой феодальной формации шел процесс изменения языка, процесс формирования северофранцузской и провансальской народностей. К началу IX в. под воздействием более высокой галло-римской культуры франки ассимилировались, утратили свой язык, усвоив галлороманскую речь. Галло-романский язык испытал некоторое влияние франкского языка, в его состав вошло немало германских слов, относящихся преимущественно к военной, административной, правовой и бытовой сфере ( werra - война, фр. guerre ; sporn - шпора, фр. ёрегоп; treuwa - перемирие, ст.-франц. trieve и т. д.). Галло-романская латынь к первой половине IX в. претерпела значительные изменения. Она стала уже не латинским, а «романским» языком, официальным языком Франкского королевства.

Разница между языком латинской литературы и тем романским, на котором говорило население, стала особенно ощутительной в период каролингского Возрождения. В эпоху Карла Великого были заложены основы цер- ковно-феодальной культуры средневековья. В знаменитой дворцовой Академии возродилось изучение классических поэтов, философов-ораторов, члены Академии создавали поэтические сочинения и ученые трактаты на правильном латинском языке, что углубило разрыв между письменным языком и разговорной речью. В Рейхенаусском глоссарии (конец VIII в.) были переведены на народную речь несколько сотен слов и выражений классической латыни. Решение Турского собора 813 г. предписывало священникам произносить проповеди на народном языке, так как латынь стала непонятна массам. Первый известный нам французский текст - это знаменитые «Serments» («Клятвы»)^которыми в 842 г. обменялись в Страсбурге короли КарлГ Лысый и Людовик Немецкий. Чтобы поняли их войска, Людовик принес присягу на романском языке, Карл - на немецком. Помимо этого документа, самые древние памятники французской письменности относятся к религиозной проповеднической литературе, например Кантилена Евлалии (около 900 г.).

Важным этапом в этнической истории французов было выделение в 843 г. из распавшейся Каролингской империи Западнофранкского королевства, которое стало называться Францией. Границы Франции более или менее соответствовали языковой границе, но все же с ней не совпадали."Так, за пределами ее остались бургундские земли и западная часть Лотарингии, где господствовал романский язык. Воссоединение этих областей с Францией продолжалось много столетий.

Различная этническая основа, различная степень романизации и развития феодальных отношений на севере и юге страны способствовали длительному сохранению различий между севером и югом. Диалекты северной части страны объединились в группу langue d ! oui . Диалекты юга, испытавшие влияние языка вестготов, составили langue d oc - окцитанский язык. Названия эти происходят от различного произношения слова «да» как « oui » на севере и «ос» на юге. Языковая граница проходила по северному краю Центрального массива, который разделял сложившиеся к IX в. родственные северофранцузскую и провансальскую народности.

В середине IX в. в пределы Франции вторглись норманны, захватившие север страны. В 911 г. один из норманских вождей - Роллон - установил свою власть в устье Сены. Здесь было образовано герцогство Нормандия. Завоеватели-норманны вскоре были ассимилированы более многочисленным местным населением, но наложили некоторый отпечаток на его язык и культуру.

В X в. Франция была разделена на графства и герцогства, которые в большинстве своем соответствовали областям распространения старых племенных групп и почти совпадали с административным делением Галлии во времена римского владычества. С XI в. французские короли начали объедине

ние французских земель. По мере присоединения к королевскому домену герцогства и графства становились провинциями.

В условиях феодальной раздробленности и обособленности в провинциях сложились самостоятельные диалекты. Северофранцузский язык включал в себя нормандский, пикардский, валлонский, лотарингский, пуатвинский и центральнофранцузский (иль-де-франсский) диалекты. Южнофранцузский (окцитанский, провансальский) язык включал лионский диалект, диалекты Дофинэ и Савойи и швейцарских кантонов, которые вместе с диалектами Франш-Конте объединялись в группу юго-восточных диалектов.

В X-XII вв. этническая и языковая обособленность юга от севера была очень заметна. Города Юга (Ним, Монпелье, Нарбонна и др.), достигшие в этот период расцвета, были экономически более связаны с Средиземноморьем, чем с внутренней частью страны.

На юге уже в XII в. был создан первый в Западной Европе романский литературный язык и расцвело творчество поэтов-трубадуров (см. раздел «Фольклор», стр. 397).

На севере страны в XII в. особое положение занимал диалект Иль-де- Франса. Постепенно, с ростом Парижа и Иль-де-Франса как центра Северной Франции, этот диалект развился в язык, общий для всех северных французов. К концу XIII в. сохраняли еще свое значение только диалекты Пикардии и Нормандии.

В XI-XII вв. оформился и был записан героический эпос, дошедший до нас в виде поэм, так называемых песен о деяниях (chansons de geste ).

В формировании национальной культуры в связи с ростом свободных юродских общин - коммун - заметную роль стала играть демократическая городская культура, в частности литература.

В городе в этот период возник средневековый театр. В Париже, Тулузе, Монпелье появились первые университеты. Народные традиции и вкус выразились и в произведениях архитектуры. Северофранцузские города стали родиной готического стиля (соборы в Париже, Шартре, Амьене и многие другие).

До начала XIII в. уровень экономической и культурной жизни юга Франции, особенно Прованса, был выше, чем в северных областях, но в военнополитическом отношении северные области были сильнее. Короли и рыцари Северной Франции, воспользовавшись распространением на юге альбигойской ереси, подвергли южные области страшнейшему разгрому и присоединили Тулузское графство к домену короля (1208-1229 гг.).

Столетняя война (1357-1453 гг.) с Англией за французские земли тормозила развитие культуры, задержала объединение народностей Франции. Длительная оккупация французских областей сопровождалась их разорением и опустошением. Налоговый гнет и междоусобицы французских феодалов обостряли классовую борьбу. В 1358 г. началось крупнейшее в истории Франции и одно из крупнейших в истории Европы восстание - Жакерия (от насмешливого прозвища «Жак-Простак», которое дворяне дали крестьянам). В Париже вспыхнуло восстание горожан под руководством купеческого старшины Этьена Марселя.

Чувство национального самосознания, пробудившееся в народе в период Столетней войны, проявилось в массовой борьбе французского народа с иностранными захватчиками. Во главе войска, одержавшего победу над англичанами под Орлеаном (1429 г.), стояла простая крестьянская девушка, патриотка, героиня Франции Жанна д’Арк.

Возрождение экономики Франции после окончания Столетней войны укрепило королевскую власть. В свою очередь, экономическая политика Людовика XI (1461 -1483 гг.) способствовала оживлению ремесла и торговли, укреплению экономических связей. При Людовике XI окончилась длившаяся два столетия борьба за восточные пограничные области, входившие во владения бургундских герцогов.

Экономические связи и культурная общность севера и юга в XV в. и даже к середине XVI в. были еще слабыми. Культурные традиции южных областей связывали их теснее с Каталонией и Италией, чем с Северной Францией. В Северной Франции к концу XV в. существовал общенародный язык, хотя наряду с ним в отдельных областях, особенно на северо-западе и северо-востоке, сохранялись местные диалекты. В этот период началось проникновение северофранцузского языка на юг. Однако провансальский язык продолжал оставаться здесь разговорным языком.

Зарождение капиталистического уклада внесло важные перемены во все стороны жизни французского общества. Ускорились темпы экономического развития. Зарождались новые классы - буржуазия и пролетариат. Обострилась классовая борьба, усложнилась политическая жизнь. Это была эпоха расцвета культуры. Национальный язык утвердился во всех тех областях общественной и культурной жизни, где раньше господствовала латынь. Большое значение для развития национального языка имел изданный в 1539 г. Франциском I закон, предписывавший употребление в судопроизводстве и в администрации французского языка вместо латинского и местных диалектов.

С самого начала XVI в. Франция подобно другим европейским странам была охвачена движением Ренессанса, или Возрождения. Это была борьба против феодально-церковного мировоззрения, за создание новой, светской культуры, основанной на принципах гуманизма. По размаху и глубине этого движения Франция уступала только Италии. Ренессанс положил начало формированию общенациональной культуры Франции.

Французскому гуманизму были свойственны народные традиции. Самая крупная фигура французского гуманизма - Франсуа Рабле (1494-1553 гг.), один из создателей общенациональной литературы и литературного французского языка.

В политическом отношении XVI-XVIII вв. были периодом господства абсолютизма, который принял во Франции наиболее законченную, классическую форму. Правда, в XVI в. и политическое, и экономическое, и культурное единство Франции было поставлено под угрозу религиозными войнами. На юге и в некоторых других провинциях распространился протестантизм; в нем проявился сепаратизм местных феодалов и стихийное недовольство крестьян. Религиозные войны (1562-1592 гг.) привели к еще большему перемешиванию населения, к стиранию областных различий. Многие протестанты (гугеноты) были вынуждены переселиться в другие страны. Католическая религия осталась во Франции господствующей. Король Генрих IV (1589-1610 гг.), восстановивший единство страны, заявлял претензию на все земли, «где говорят по-французски».

Абсолютная монархия во Франции, расцвет которой относился ко времени правления Людовика XIV (1661-1715 гг.), была исторически прогрессивной, она выступила «в качестве цивилизующего центра, в качестве основоположника национального единства» В этот период усилились экономические и национальные связи в стране, развились централизованные мануфактуры, создалась экономическая специализация по областям, вырос национальный внутренний рынок. Развитие экономических связей сопровождалось усилением политической централизации.

Укрепилась и политическая гегемония Франции в Европе, достигнутая ценой многочисленных войн, жестокого угнетения и эксплуатации народных масс. В деревне и в городах, в разных областях страны непрерывно вспыхивали народные восстания. Резким контрастом к народной нищете была роскошь королевского двора и придворной аристократии. При королевском дворе собрались виднейшие французские поэты, писатели, музыканты, художники. Французский двор задавал тон придворной и аристократической жизни всем странам Западной Европы. Широкая экспансия французской придворной культуры за пределы Франции привела к гегемонии французского языка, который стал в XVII-XVIII вв. языком дипломатии и международным языком «светского общества» всех стран Европы.

Франция в XVII в. стала родиной рационализма, нового философского направления, создателем которого был Ренэ Декарт.

Стиль, утвердившийся в литературе и искусстве Франции XVII в. и значительной части XVIII в., получил название классицизма. Абсолютное значение классицизм придавал «законам разума». Творцы классицизма во всех областях культуры стремились соблюдать четкость, меру, строгость. Принцип симметрии и гармонии особенно отчетливо выступал в произведениях изобразительного и прикладного искусства - планировке городов, в садах и парках того времени, геометрически распланированных. Корифеем классицизма в живописи XVII в. был Никола Пуссен (1594-1665 гг.), наиболее известными художниками этого направления - Клод Лоррен (1600-1682 гг.), Луи Ленен (1593-1648 гг.) и Жак Калло (около 1592- 1635 гг.).

В театре были возрождены строгие правила античных трагедий. В литературе французский классицизм достиг вершины в трагедиях Пьера Корнеля {1606-1684 гг.) («Сид», «Гораций») и Жана Расина («Андромаха», «Бере- ника», «Федра»). Жан-Батист Мольер (1622-1673 гг.) стал создателем классической комедии - реалистической, брызжущей весельем, здоровым народным юмором. Близкая к традициям народного творчества комедия Мольера оказала огромное влияние на развитие французской комедии XVIII в. от Реньяра и Лесажа до Бомарше и комедии всех европейских стран. До сих пор не сходят со сцены европейских театров, профессиональных и любительских, комедии Мольера «Дон Жуан», «Тартюф», «Мещанин во дворянстве» и др. Образцовый французский театр Comedie frangaise именуется «Домом ^ Мольера». Крупнейшим после Мольера писателем, примыкавшим к вольнодумному течению внутри классицизма, был баснописец Лафонтен, широко известный и за пределами Франции. Язык его басен близок к живой народной речи. Теоретиком классицизма был Никола Буало, стихотворный трактат которого «Поэтическое искусство» имел общеевропейское значение кодекса классицизма.

Выразителями передовых идей этой эпохи стала буржуазия и лучшие представители либерального обуржуазившегося дворянства. Основным содержанием идейной жизни Франции того времени была напряженная борьба с политической и культурной системой феодального абсолютизма, идеологическая подготовка страны к буржуазной революции. Период в развитии французской культуры и общественной жизни, начавшийся со второго десятилетия XVIII в., именуется эпохой Просвещения.

Французское Просвещение было тесно связано с просветительным движением в других европейских странах, но активное участие народных масс в подготовке Великой французской буржуазной революции придало французскому Просвещению большую демократичность. Французские просветители выражали не только интересы своего класса, но и всего угнетенного народа. Ведущие французские писатели этой эпохи были не только художниками, но и мыслителями - публицистами, памфлетистами, моралистами, философами. Философия французских просветителей не была однородна. Шарль-Луи Монтескье (1689-1755 гг.) и Франсуа-Мари Вольтер (1694- 1778 гг.) подвергли критике деспотические формы правления, разоблачали церковь и христианскую религию. Жюльен Офре Ламетри (1709-1751гг.), Клод Адриан Гельвеций (1715-1771 гг.), Дени Дидро (1713-1784 гг.),

Поль-Анри Гольбах (1725-1789 гг.) составили ядро философов-мате- риалистов эпохи Просвещения. Французский материализм XVIII в. послужил одной из важнейших вех на пути развития диалектического материализма.

Радикальную критику феодальных форм собственности и эксплуатации* феодально-абсолютистского государства дал Жан-Жак Руссо (1712- 1778 гг.), идеи которого были унаследованы деятелями Великой французской буржуазной революции Максимилианом Робеспьером, Жан-Полем Маратом и другими вождями якобинцев.

14 июля 1789 г. восставший в Париже народ взял штурмом и разрушил крепость-тюрьму Бастилию, что послужило началом революции во всей стране. Крестьянские восстания и выступления охватили всю Францию.

Революция 1789-1794 гг. проходила под руководством буржуазии, но в ней участвовали самые широкие массы крестьян, ремесленников, рабочих т мелких торговцев. После бурных выступлений и прямых требований трудящихся в 1792 г. была свергнута монархия и введена демократическая избирательная система. Под давлением крестьянского движения Конвент летом 1793 г. завершил уничтожение феодальных отношений. Великая французская революция была первой в истории буржуазной революцией, в которой борьба против феодализма была доведена до полной победы буржуазии над господствующим классом феодального общества. Уничтожены были феодальные порядки в деревне, внутренние таможенные пошлины и цеховая система, отменены сословные привилегии дворянства и духовенства, распроданы церковные и эмигрантские земли, установлена демократическая республика, создана новая революционная армия.

В. И. Ленин, оценивая значение Великой французской революции, писал: «Весь XIX век, тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции. Он во всех концах мира только то и делал, что проводил, осуществлял по частям, доделывал то, что создали великие французские революционеры буржуазии» 1 .

Завоевания революции имели решающее значение для национального сплочения народа Франции. С 1790 г. деление на провинции было упразднено. По новому административному делению страна была разделена на департаменты, получившие наименования рек, гор, озер. Постепенно преодолевалась диалектальная дробность, французский язык стал преобладать и на юге.

Рост промышленности, вызвавший отлив крестьян из деревень в города и переход их на положение рабочих, способствовал усвоению французского языка формирующимся пролетариатом, стекавшимся в города из разных диалектальных областей. Важным фактором утверждения единого национального языка было и создание единой национальной армии. С упразднением феодальных перегородок и таможенных преград, деливших Францию на изолированные районы, были созданы условия для развития единого национального рынка. В боях с армиями иностранных коалиций (против молодой буржуазной Франции ополчилась почти вся феодальная Европа), покушавшимися на завоевания революции, упрочилось национальное самосознание французского народа.

Великая французская революция оказала большое влияние на развитие французской и мировой культуры. Французскими учеными под руководством революционных властей была разработана метрическая система, принятая позже в большинстве стран мира. Много нового внесли в этот период французские ученые в металлургическое производство, в химическую науку, биологию и другие отрасли науки и техники. Крупнейшие математики этого времени - создатель теории аналитических функций Жозеф-Луи Лагранж (1736-1813 гг.), автор ряда работ по небесной механике, творец космогонической гипотезы Пьер-Симон Лаплас (1749-1827 гг.), творец начертательной геометрии Гаспар Монж (1746-1818 гг.), биологи Жан-Батист Ламарк (1744-1829 гг.) и Этьен-Жоффруа Сент-Илер (1805-1861 гг.), выдающийся химдк Антуан-Лоран Лавуазье (1743-1794 гг.), установивший закон сохранения вещества, были крупнейшими учеными своего времени.

Революция преобразила искусство и литературу Франции, приблизила их к народу, наполнила революционным содержанием. Крупнейший живописец Жак-Луи Давид (1748-1825 гг.) отразил в своих полотнах пафос революции, создал образы людей из народа. Широко распространились политические карикатуры, злободневные остроумные лубки. Художественная жизнь Франции била ключом; устраивались массовые празднества, выставки, большое внимание уделялось эстетическому воспитанию масс.

Театры ставили пьесы революционного содержания. Мари-Жозеф Шенье - наиболее известный автор трагедий революционного классицизма. Созданы были революционные песни, многие из которых являются произведением народного творчества. Революционными идеями проникнуто творчество композиторов Госсека и Керубини, создавших революционные гимны.

Одна из самых популярных песен того времени-«Марсельеза», написанная Руже де Лиллем, стала государственным гимном Франции.

Многие демократические завоевания Великой французской революции были уничтожены в последовавшие за революцией периоды термидорианской реакции, Директории, в период консульства и империи Наполеона. К власти пришла новая крупная буржуазия, разбогатевшая в революционные годы. Внутренняя политика государства была направлена на сохранение и укрепление созданного революцией буржуазного строя.

Главной целью наполеоновских войн была борьба за рынки, за экономическое и политическое преобладание Франции в Европе. Крушение империи Наполеона привело к торжеству дворянско-монархической реакции в Европе, к реставрации Бурбонов во Франции.

В период Реставрации политическое господство принадлежало дворянству и духовенству. Но экономика Франции продолжала развиваться по капиталистическому пути. Режим Реставрации вынужден был примириться с коренными изменениями в характере и распределении собственности, происшедшими во Франции во время революции и при Наполеоне.

Капиталистическая эксплуатация трудящихся, обнищание и разорение мелких ремесленников и кустарей вызвали стихийные выступления рабочих в разных местах страны. Передовые мыслители Франции поставили вопрос об изменении общественного строя, были созданы учения социалистов-уто- пистов Сен-Симона и Фурье.

Народные массы, недовольные политикой правительства Реставрации, 28 июля 1830 г. подняли восстание. 1830 год был переломным в истории нации. Власть окончательно перешла из рук дворянства в руки буржуазии, прежде всего финансовой аристократии. Во Франции установилась буржуазная монархия. Вместе с численным ростом французского пролетариата усиливалась его классовая солидарность и способность к революционному сопротивлению. Уже в первые годы июльской монархии произошли рабочие восстания в Лионе (1831-1834 гг.). Классовая борьба между буржуазией и пролетариатом стала определяющим фактором жизни страны.

События политической жизни 30-40-х годов (прежде всего революция 1848 г.) оказали громадное воздействие на рост сознания народа. В этот период сложились благоприятные условия для развития демократической культуры. Антибуржуазная тенденция в среде культурных деятелей мелкобуржуазной демократий была ограниченной и часто непоследовательной, но тот факт, что многие передовые писатели ставили себе задачу разоблачения общественной практики и идеологии капитализма, свидетельствовал о глубоком повороте в общественной жизни Франции.

К этому периоду относится творчество крупнейшего романиста Виктора Гюго (1802-1885 гг.). Одно из первых мест в европейской литературе заняли писатели-реалисты Стендаль (Анри Бейль, 1783-1842 гг.) и Оноре де Бальзак (1799-1850 гг.), которого справедливо называют историком нравов своего века. В этот период создал свои произведения замечательный художник- реалист Проспер Мериме (1803-1870 гг.), противопоставлявший пошлости и лицемерию буржуазного общества цельность и красоту характеров людей из народа. Угнетенное положение женщины в буржуазном обществе, жизнь крестьян ярко отразила в своих романах выдающаяся писательница Жорж Санд (Аврора Дюдеван, 1804-1876 гг).

В XIX в. жили и творили известные живописцы-романтики (Эжен Делакруа и др.)» вожди романтической школы. Они живо откликались на актуальные политические темы, реальная жизнь отразилась в их полотнах. Родоначальником критического реализма во французском искусстве XIX в. был Оноре Домье (1808-1879 гг.), обнаживший в своих карикатурах пороки французской буржуазии, давший правдивые изображения рабочих, ремесленников, бродячих актеров и нищих Парижа. В полотнах крупнейших представителей критического реализма Гюстава Курбе (1819-1877 гг.) и Жана Франсуа Милле (1814-1875 гг.) отразилась неприкрашенная действительность, картины крестьянской жизни, жизни трудового народа.

Творчество французских художников-импрессионистов XIX в. Клода Моне (1840-1926 гг.), Камиля Писсарро (1830-1903 гг.), Эдуара Мане (1832-1833 гг.), Огюста Ренуара (1841-1919 гг.),Эдгара Дега (1834-1917 гг.) было важной вехой в истории мирового искусства.

Творчество великих писателей-реалистов второй половины XIX в. Гюстава Флобера (1821-1880 гг.), Альфонса Доде (1840-1897 гг.), Ги де Мопассана (1840-1902 гг.), а в новейшее время - Анатоля Франса (1844- 1924 гг.) и многих других - неоценимый вклад французского народа в мировую сокровищницу культуры.

В XIX в. отчетливо проявилась раздвоенность, внутренняя противоречивость культурного развития французской нации. Демократическая культура и прогрессивная идеология развивались и укреплялись в борьбе с идеологией монархически-клерикальной реакции с ее охраной мещанского «порядка», боязнью прогрессивных изменений в общественной жизни.

Господствующие классы Франции неоднократно предавали национальные интересы, шли на национальную измену в страхе перед революционной активностью масс. Это было и в год Парижской коммуны (1871 г.), а в наше время - в 1940 г. (вишисты). На протяжении истории страны подлинными носителями национальной идеи, борцами за независимость Франции были народные массы и ее передовой отряд - рабочий класс.

Неоценим вклад французского народа в развитие мирового революционного движения и мировой революционной мысли. Рабочий класс Франции был наиболее активным и сплоченным отрядом европейского пролетариата. В февральской революции 1848 г. решающим было участие рабочего класса. В июньские дни 1848 г. рабочие Парижа впервые выдвинули лозунг «социальной республики», а 18 марта 1871 г. впервые в истории человечества взяли власть в свои руки, осуществив опыт диктатуры пролетариата. Парижская Коммуна оказала огромное влияние на последующее развитие международного рабочего движения. Опыт Коммуны обогатил революционную теорию Маркса и Энгельса.

В начале XX в. французский капитализм вступил в империалистическую стадию. Специфической чертой французского капитализма этой эпохи был его ростовщический характер. Франция стала одной из богатейших стран мира, хотя в промышленном отношении она была значительно слабее других империалистических держав. От одной трети до пол,овины всех накоплений страны обращались в займы, которые Франция предоставляла другим странам. Это сдерживало развитие производительных сил, внутреннего рынка.

Важной вехой в истории Франции стала первая мировая война, в которой Франция выступила в качестве активного члена Тройственного содружества. В 1914-1918 гг. во Франции образовались новые промышленные центры, возникли новые отрасли промышленности. В связи с развитием промышленности усилился и ускорился процесс концентрации производства и капитала, сложились гигантские промышленные монополии, возросла мощь крупнейших банков. Подлинными хозяевами Франции, определяющими ее политику, стали финансовые олигархи: де Вандели, Шнейдеры, Ротшильды.

Период между двумя мировыми войнами был отмечен попытками французских монополистов установить свою гегемонию в Западной Европе. Рост империалистических противоречий, противодействие Англии и США сорвали эти усилия. Захват фашистами власти в Германии усилил угрозу миру в Европе. Вместо того чтобы совместно с СССР и другими странами пойти по пути создания коллективной безопасности, французские правящие круги заняли позицию «умиротворения» агрессора. Результат был плачевным - в 1940 г. Германия разбила французскую армию и продиктовала Франции унизительные условия мира.

Против гитлеровской оккупации поднялись все здоровые силы нации. Во главе движения Сопротивления во Франции встали коммунисты. Отряды Сопротивления («маки») немало способствовали освобождению страны, оказывая помощь союзным войскам, высадившимся в Нормандии в 1944 г.

Вторая мировая война привела к ослаблению французского империализма. Франция лишилась четверти своих заграничных капиталовложений; в результате национально-освободительных войн в колониях начался распад французской колониальной империи.

В области культуры XX век отмечен возросшей ролью прогрессивной французской интеллигенции. Среди писателей, живописцев, деятелей науки, получивших мировое признание, немало коммунистов. Реалистические и гуманистические традиции французской литературы продолжены в произведениях Роже-Мартен дю Гара, Анри Барбюса, Поля Вайяна Кутюрье, Антуана де Сент-Экзюпери, Луи Арагона, Эльзы Триоле и др. В области живописи прогрессивные идеи современности отразились в творчестве Пабло Пикассо, Фернана Леже, Жоржа Эффеля и др. Из современных ученых всемирным признанием отмечена научная и общественная деятельность Фредерика Жолио-Кюри (1900-1958 гг.) и Ирен Жолио- Кюри (1897-1956 гг.), открывших явление искусственной радиоактивности.

В послевоенной Франции усилилась классовая борьба. Заметно укрепили свои позиции левые силы. Возросло влияние компартии. Довоенные буржуазные партии, большей частью запятнавшие себя либо непротивлением фашизму, либо открытым коллаборационизмом, потеряли свое былое влияние. Но на смену им крупная буржуазия создала новые партии. 1945-1958 гг. характеризовались во Франции острейшей политической борьбой.

Усиление внутриполитических и экономических трудностей, усугубленное ростом национально-освободительного движения во французских колониях (война в Индокитае в 1946 -1954 гг. и особенно война в Алжире в 1954- 1961 гг.) - все это побудило «200 семейств» подыскать «сильную личность», способную обеспечить неприкосновенность их доходов. С приходом к власти Де Голля в 1958 г. во Франции началась эра «пятой республики», отличительным признаком которой стало усиление власти президента за счет сокращения полномочий парламента.

Во внешней политике французская дипломатия стремится вести свою, не всегда согласованную с США и другими партнерами по НАТО, линию.

Прекращение колониальных войн, некоторые финансово-экономические меры правительства благоприятствуют развитию экономики. Однако наступление на демократические права граждан, сельскохозяйственная по литика (сокращение числа мелких хозяйств под флагом «интенсификации производства»), создание собственной ударной атомной силы вызывают недовольство трудящихся.