Биография. Юный гений надя рушева Картины и иллюстрации нади рушевой

Биография. Юный гений надя рушева Картины и иллюстрации нади рушевой
Биография. Юный гений надя рушева Картины и иллюстрации нади рушевой

Надя Рушева никогда не училась ни рисунку, ни графике. Она просто брала бумагу и начинала набрасывать какие-то контуры. Никогда не делала эскизов — рисовала сразу «набело». И не пользовалась стиральной резинкой — если художнице что-то не нравилось, она выбрасывала лист и начинала заново — уже другой рисунок. «Я их заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила художница.

Таких рисунков — быстрых, выверенных, чётких — она оставила двенадцать тысяч. Это в шесть раз больше, чем всё творческое наследие Клода Моне . Хотя жизнь самоучки Нади Рушевой была и в шесть раз короче. Юная художница даже не успела закончить школу — в 17 она умерла от разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и кровоизлияния.

Маленькая художница

До семи лет родители не учили девочку ни читать, ни писать, ни рисовать — как говорила её мама, не хотели торопить ребёнка. Но по вечерам папа, художник Николай Рушев , часто читал дочери вслух сказки. А Надя, пока слушала, делала какие-то наброски. Как-то раз, пока папа читал «Пушкинскую сказку о царе Салтане», девочка успела нарисовать 36 иллюстраций.

Рисунок Нади Рушевой «Н. Н. Пушкина с детьми». Из цикла «Пушкиниана». Перо. 1966 год. Репродукция. Фото: РИА Новости / Владимир Вдовин

Однажды Николай Рушев показал рисунки дочери коллегам по работе. Те подтвердили: у девочки талант. А в 1964-м прошла первая выставка Нади — ей тогда было 12. Не все воспринимали девочку всерьёз — какой жизненный опыт может быть у пятиклассницы? Да и художественного образования она не получила. А Рушева просто продолжала вести свой привычный образ жизни — ходила в школу, как и любой нормальный советский ребёнок, волновалась за отметки, читала книги и много рисовала.

Выставка «Пушкиниана Нади Рушевой», посвящённая 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Мама художницы Наталья Рушева на открытии выставки, 1999 год. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

В течение ближайших пяти лет по всему миру проходит 15 персональных выставок Нади Рушевой: в Польше, Чехословакии, Индии, Румынии. Надю интересуют и мифы Древней Греции, и пушкинские произведения — в 13 она создаёт серию рисунков к «Евгению Онегину». Несмотря на то, что Надины иллюстрации очень простые — часто это просто какие-то линии и контуры без тонировки или штрихов, — в них много динамики и жизни. Как говорил скульптор Василий Ватагин: «Её рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с лёгкостью её техники, чувством композиции, с остротой её образов, с её творческим восприятием мира». Сама же Надя всегда мечтала стать мультипликатором.

«Провидение Нади»

Как-то друзья дали Наде почитать «Мастера и Маргариту». Как писал в дневнике отец художницы: «Надюша вдруг преобразилась и повзрослела!.. Она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала меня просьбами достать всё, что можно, о Булгакове и как-то сразу и упоённо стала создавать свою лебединую песню „Мастер и Маргарита“». Спустя годы вдова Михаила Булгакова увидит Надины иллюстрации и назовёт их лучшими — но художницы к тому времени уже не будет в живых.

После смерти Рушевой Елена Сергеевна пригласила в гости её отца. Тот принёс с собой две папки рисунков Нади. Взяв в руки первый же лист, вдова Булгакова минуту молчала. А все присутствующие с удивлением переводили взгляд с рушевской героини на Елену Сергеевну и обратно.

РИА Новости / Владимир Вдовин

Тогда ещё отец художницы не знал, что жена писателя — и есть та самая Маргарита. Знать этого не могла и Надя. Однако её Маргарита оказалась практически копией Елены Булгаковой. А у Мастера на пальце красовался массивный перстень с камнем — такой же был и у самого писателя.

Репродукция рисунка Нади Рушевой к последней сцене романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». (1968 год. 16 лет). Фото: РИА Новости / Владимир Вдовин

«Хорошо, что Надя и свечу нарисовала… Михаил Афанасьевич любил работать при свечах…» — говорила Елена Булгакова, листая рисунки. А когда дошла до портрета Мастера и Маргариты в профиль, надолго замолчала. «Вспухший рот… Характерно для Михаила Афанасьевича… Будто вздохнул… Это провидение Нади».

Рушева стала первым иллюстратором «Мастера и Маргариты». Ей в то время было 15.

Сбывшееся и несбывшееся

В немецких искусствоведческих учебниках линейную графику Рушевой принимают практически за эталон. На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передавала эмоции — часто всего несколькими линиями.

При этом рушевские иллюстрации — по-детски непосредственные. Так, рядом с «серьёзными» рисунками Геракла или Аполлона с Дафной можно увидеть забавную серию «Сиренки». Надины сирены совсем не страшные — скорее, весёлые и игривые. А её кентаврицы больше похожи на балерин — на некоторых картинках они даже вальсируют.

Кстати, балет художницу тоже интересовал. Как-то она изобразила балет «Анна Каренина», но увидеть его не успела. Надя умерла за несколько лет до того, как композитор Родион Щедрин написал «Анну Каренину», а Майя Плисецкая исполнила там главную роль.

Никто не мог предположить, что в 17 лет художница уйдёт из жизни. Собираясь утром в школу, она просто потеряла сознание. Врачи пять часов боролись за её жизнь, но в сознание она уже так и не пришла.

Могила Нади Рушевой и её отца Николая Константиновича на Покровском кладбище. Фото: Commons.wikimedia.org / Mitrius

По-тувински имя «Найдан» (а Надя наполовину тувинка) означает «вечно живущая». И память о художнице-самоучке, которая так и не стала мультипликатором, до сих пор жива — всего в мире прошло уже около 160 её выставок. А с могильного памятника Нади Рушевой на этот мир смотрит кентаврёнок — необычный ребёнок с очень серьёзным взглядом.

В Государственном музее А. С. Пушкина в Москве открылась выставка рисунков Нади Рушевой «Я живу жизнью тех, кого рисую…»

Текст: Дмитрий Шеваров
Фото: Надя Рушева/ru.wikipedia.org

31 января гениальной художнице исполнилось бы 65 лет.
Впервые об 11-летней девочке-художнице узнали ее ровесники, читатели «Пионерской правды». Тогда, в декабре 1963 года, Надя проиллюстрировала для газеты рассказ польского писателя. В 1964 году - первая персональная выставка в редакции журнала «Юность». Вскоре - выставки в Варшаве и Ленинграде, приглашение на «Голубой огонек»…
И одновременно - жизнь обычной школьницы, переживания из-за двоек по математике и своей скромной внешности, увлечение лыжами и танцами, песнями «Битлз» и Мирей Матье…
Нет ничего случайного в том, что Надино дарование открылось именно в 1960-е, в «век НТР», как тогда говорили. Людям, так страстно поверившим в технический прогресс, в силу физики и математики, вдруг было послано явление, столь же прекрасное, сколь и непостижимое наукой.
Дмитрий Сергеевич Лихачев писал о Наде вскоре после ее внезапного ухода: «Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в области человеческого духа… Это загадка, которая никогда не будет разгадана».
Девочка-подросток, не получившая никакого систематического художественного образования, рисовала с легкостью и неутомимостью титанов Возрождения. Ею было создано множество иллюстративных серий к сложнейшим произведениям русской и мировой классики.
Слова «самородок» или «вундеркинд» тут не подходили, поскольку Надин художественный мир был целен и самодостаточен. Академики живописи разводили руками: они не знали, чему можно было бы научить эту девочку.
Как сложна и несводима к простым оценкам любая эпоха. Бульдозеры еще крушили храмы, а где-то рядом тянулась многотысячная очередь на выставку Нади Рушевой, на долгожданную встречу с несомненным даром Божьим.
В нашей семье с начала 1970-х годов бережно хранятся проспекты с посмертных выставок Нади. Собственно, проспектов всего три, но и по этим скромным свидетельствам можно представить себе и атмосферу выставок, и их географию:
«Выставка рисунков Нади Рушевой в Свердловской картинной галерее. Открытие состоится 17 августа 1972 г. в 16.00»;
«Тюменская областная картинная галерея приглашает вас на выставку рисунков Нади Рушевой. На выставке представлено около ее 400 работ на темы произведений А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, В. Шекспира, М. Булгакова…»;
«Омский музей изобразительных искусств. Май 1973 года. Рисунки Нади Рушевой…»
В 1970-е годы Надина выставка проехала через всю страну и жители почти ста пятидесяти городов смогли прикоснуться к ее творчеству.
В последний месяц жизни Надя участвовала в съемках документального фильма. Благодаря этому совсем короткому черно-белому фильму у нас есть счастье увидеть Надю. Вот ее одинокая худенькая фигурка на аллее в зимнем Летнем саду, под февральским снегом, вот она благоговейно слушает экскурсовода в квартире Пушкина на Мойке…

Когда фильм вышел на экраны, газета «Советское кино» писала (7 июня 1969 г.): «Здесь не нужна была «скрытая камера». Юная героиня фильма — Надя Рушева не обращала никакого внимания ни на режиссера, ни на оператора. Девушка с умными проницательными глазами за квадратами очков в темной оправе, с милой, чуть застенчивой улыбкой, жадно вглядывалась в улицы и дома Ленинграда, иногда размышляла вслух. И тогда за кадром слышался ее тихий голос. Простая речь, естественная интонация…»
Из последнего Надиного интервью: «…А сейчас я расскажу сон. Один раз приснился, очень смешной, забавный. Это я как-то начиталась литературы туристской, там: путешествие по Италии, о Венеции… И вот мне приснился на этом основании сон. Будто бы проходит наша ежемесячная классная уборка: девчонки там все пришли, ведра стоят с водой, мыло, тряпки. В общем, работа идет полным ходом. А работа происходит на лестнице Гигантов, которая находится в Венеции… Ну, это нас нисколько не поражает, и мы продолжаем убирать: чистим пыль, скребем эти огромные ступеньки…»
После ухода Нади осталось около двенадцати тысяч графических работ, множество рисунков в альбомах друзей, на полях писем, дневников и тетрадей. Какова же судьба этого огромного художественного наследия?
По мнению специалистов, многие работы Нади срочно нуждаются в помощи реставраторов: когда-то рисунки были наклеены на картон обычным канцелярским клеем, картон покоробился, бумага пожелтела. Глядеть на это горько. Как писал один из любимых Надей японских поэтов:
Пронзающий душу цвет
Печального осеннего ветра…
Наследие Рушевой в основном находится на государственном хранении, в надежных руках. И теоретически в трех городах России — Москве, Петербурге и Кызыле) можно увидеть работы Нади Рушевой. Но при всем этом не покидает ощущение, что Надино творчество забыто. Во всяком случае, оно почти неизвестно нынешним детям и подросткам. А ведь еще недавно в нашей стране на пароль «Надя Рушева» отзывалось любое сердце…
Гармония Надиных рисунков, достигнутая самыми скупыми средствами, и сама техника исполнения (тушь и перо), настолько близки оказались японской классической эстетике, что японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках. Одну из таких изданных в Японии открыток мне когда-то подарила старший научный сотрудник Пушкинского музея Евгения Александровна Рапопорт, много сил отдавшая описанию и сохранению Надиных рисунков.
Приезжая к нам, японцы удивляются, что в России нет Рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала. «Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!» — говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях.
Надя тоже тянулась к японской культуре. В конце 1967 года во время поездки в Ленинград она увидела в книжном магазине сборник японской поэзии и тут же зачиталась. Купить книгу не смогла — очевидно, не хватило денег. Когда Надя вернулась в Москву и села за письмо к мальчику Алику, с которым познакомилась в «Артеке», то попыталась припомнить так понравившиеся ей строки:
«…Одно из пятистиший, кажется, такое:
Я сижу один
На пустынном острове.
И, не обтирая влажный глаз,
Играю с маленьким крабом.
…Можно сделать чудесные рисунки… Темы неисчерпаемы. Ну, как? Если ты знаешь такую книжечку, очень прошу, перепиши для меня несколько стихотворений…»
Я нашел это пятистишие. Оно принадлежит японскому поэту начала ХХ века Исикава Такубоку и звучит так:

На песчаном белом берегу
Островка
В Восточном океане
Я, не отирая влажных глаз,
С маленьким играю крабом.

Почему-то сейчас мне видится, что это Надя сидит на песчаном белом берегу и играет с маленьким крабом. Как будто бы это нарисовала сама Надя: островок, фигурка девочки, крабик ползет по белому берегу бумаги.
Быть может, тогда, зимой, в толкучке книжного магазина, за строчками японского поэта ей вспомнился «Артек», последний вечер у моря.
«…В последний вечер у моря я, кажется, сглупила. Ты не сердишься? И не смеешься?..»
В «Артеке» было что-то от рая. И рай, мне кажется, чем-то похож на «Артек»… Это сравнение кажется вам странным, а то и глупым? Что ж, все мы дети своего времени. Мы взрослеем, переоцениваем свои поступки, раскаиваемся, становимся мудрее и совершаем новые глупости. Мы круто меняемся. Но детство свое мы изменить не в силах. Оно навсегда останется октябрятским и пионерским. И в этом, если вдуматься, есть и Промысел, и урок, и счастье.
…Вы не сердитесь? И не смеетесь?

Надежда Рушева. Вехи жизни

Надя родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе (Монголия). Отец Николай Константинович Рушев — театральный художник. Мама Наталья Дойдаловна Ажикмаа — балетмейстер.
Лето 1952-го - переезд в Москву. С этого времени и до 1966 года семья Рушевых живет около Донского монастыря. Территория монастыря — место первых прогулок Нади.
1959-й — за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина;
май — первая поездка с родителями в Ленинград, посещение Эрмитажа.
1962-й — переросшее впоследствии в дружбу знакомство со скульптором и графиком, академиком Василием Алексеевичем Ватагиным. Он посоветовал родителям не отдавать дочку в художественную школу: «Для необычных талантов нужны необычные педагогические установки… У нее пречуткое сердце. Она не повторяет жизнь, а воссоздает ее…»
1963
декабрь — рисунки 11-летней Нади к произведению польского писателя Тадеуша Ункевича публикуются в четырех номерах «Пионерской правды»
1964
— в этом году Надя начинает работать над иллюстрациями к «Войне и миру»;
май — первая выставка, организованная редакцией журнала «Юность»;
июнь — первая публикация Надиных рисунков в журнале «Юность», (иллюстрации к повести Э. Пашнева «Ньютоново яблоко»)
1966
февраль — поездка в Варшаву на открытие персональной выставки
1967
январь — завела дневник, вступила в комсомол. «Дорогая Надя, — написал ей в связи с этим событием Борис Полевой, тогдашний редактор журнала «Юность», — поздравляю тебя… Будь хорошей комсомолкой. Старый комсомолец Б. Полевой»;
январь-март — выставка в фойе Театра на Таганке;
апрель-май — выставка в ЦДРИ;
июнь - поездка в «Артек». «Жизнь моя, — писала потом Надя, — делится на два этапа: до поездки в «Артек» и после…»
сентябрь — организовала в классе Клуб юных друзей искусства;
поездка с отцом на Бородинское поле


1968
Весь год — работа над иллюстрациями к «Мастеру и Маргарите» М. А. Булгакова
1 января — первый день поездки с классом в Ленинград;
6 января — посещение г. Пушкина;
февраль — Надя впервые работает в технике офорта
1 июня — открытие выставки рисунков к «Войне и миру» в Государственном музее Л. Н. Толстого в Москве. На открытии искусствовед Г. В. Панфилов сказал: «Работа Нади Рушевой — это продолжение совершенства русского классического рисунка: Федора Толстого, Павла Соколова…»
8 июня — Надя в Ленинграде, открытие выставки «Пушкиниана» в Музее-квартире А. С. Пушкина на Мойке
30 июня — поездка с отцом в Остафьево и Суханово;
июль — поездка с отцом в Большие Вяземы и Захарово, потом в г. Горький;
август — оформление заставок для телеспектакля ЦТ
24 августа — поездка в Тарусу к В. А. Ватагину, обсуждение иллюстраций к «Мастеру и Маргарите». Старый мастер говорил Наде: «Меня заботило, как ты поймешь образ Иешуа, ведь уже сто лет русские художники за тему Христа не берутся… Допросы, пытки, несение креста, казнь… Да, это он… Голгофа, ужас, духота… Два креста и третий — за нашей спиной? Так еще не было… Отважно. Все потрясает. Как же это у тебя получилось?..»
1969
28 февраля — 4 марта — поездка в Ленинград, участие в съемках документального фильма «Тебя, как первую любовь…» (режиссер И. Калинина, оператор Ю. Николаев, сценарист М. Литвяков). Сейчас этот фильм можно
29 февраля — Надя приходит в Русский музей в свои любимые залы — древнерусских икон и В. Серова
6 марта земная жизнь Нади оборвалась. Ей только исполнилось семнадцать лет. Одна из последних ее работ называется «Мученица и ангелы».
Художница похоронена на Покровском кладбище на первом участке.

Имя Нади Рушевой носит школа № 470 (неподалеку от станции метро «Кантемировская»), где она училась. В школе открыт музей ее жизни и творчества.
21 октября 1982 года крымский астроном Л. Г. Карачкина открыла малую планету № 3516, которую назвала в честь Нади - 3516 Рушева.
На Кавказе есть перевал Нади Рушевой.

Находятся:
В Государственном музее А. С. Пушкина в Москве,
в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге,
музее Льва Толстого в Москве,
В Национальном музее имени Алдан-Маадыр Республики Тыва в г. Кызыле.

«Я теперь на всё смотрю по-другому…»

Из писем Нади Рушевой товарищу по «Артеку» Олегу (Алику) Сафаралиеву. Из Москвы в Баку.

1 ноября 1967 года
Здравствуй, Алик! Спасибо за письмо!
У нас холодина, и я заболела. Слава богу, не ходила два дня в школу. Ужасно устала. Последняя степень озверения.
Недавно ездила в центр, смотрела какое-то кино в «Мире», а оттуда пешком до «Детского мира» и до Кремля. Москву украшают к празднику. Много строят. Здорово! А на Красной площади что творится!!! Чудо! Потом пошла к гостинице «Россия», там рядом отреставрировали четыре церкви. Они сейчас как новенькие.
Я тебе как-то говорила о «Войне и мире». Сейчас продолжаю эту серию и собираюсь поехать на Бородинское поле.
Смотрела в театре им. Маяковского «Медею». Когда она истошно кричала, выбегали два мима с огромной ревущей маской. Из актеров понравилась только героиня.
Шестого числа у нас будет классный вечер. Тогда после напишу. Не думаю, что будет интересно.
Пиши длинные письма.
Надя Рушева.
P. S. Тебе нравится князь Андрей?
Напиши свое мнение о романе и фильме. Какой тебе кажется Наташа? Пьер? Получил ли ты письмо с «Бегущей по волнам»?

12 января 1968 года
Хороший ты мой друг Алик!
+20! Да ты с ума сошел! Это же благодать! Господи, что бы я дала, чтобы было потеплее, хотя бы -15°. Если бы ты был здесь, наверно, уже умер от холода.
Значит, от вас до Баку 129 км, карты врут (географические). По ним около 300 км. Следственно, до Ольги не 2 530 км…
Ты от города до города за 2 часа добираешься. А я целых два часа до Дворца пионеров еду (Ленинские горы)…
По дороге в Ленинград интересный случай был. В поезде «Юность» мы пели часа четыре. Света не было, ну и чудесно! Какой-то тип подсвистывал нам из темноты. Причем здорово. Он посвистит какую-нибудь песню, а мы подхватим и споем. Чего только не было: сначала туристские, потом танцевальные, просто так, потом народные, потом пионерские, до опер и романсов дошли… А он все свистит и свистит. Мы так и не узнали, кто это был.
А в Ленинграде, в Эрмитаже, ходим и ахаем. Божественно красиво…
На Мойке, 12, экскурсовод была чудесная! (Это была Наталья Наумовна Альтварг. — Д. Ш .) Так рассказывала, прямо от души, а у самой слезы на глазах. Да…
Я видела одну интересную книжечку какого-то японского поэта. Одно из пятистиший, кажется, такое:

Я сижу один
На пустынном острове.
И, не обтирая влажный глаз,
Играю с маленьким крабом.

Я уже больше не мог.
Но когда я вышел,
Во дворе тихо заржала лошадь.

Можно сделать чудесные рисунки к ним. Темы неисчерпаемы. Ну, как? Если ты знаешь такую книжечку, очень прошу, перепиши для меня несколько стихотворений.
Теперь о пьесе Марка (Марк Кушниров — артековский пионервожатый. — Д. Ш .). Она о нашем пресс-центре «Артек-67». Естественно, это будет другой лагерь и другие ребята, но прототипы мы. Еще… Для пьесы нужен конфликт, а у нас все было гладко. Ведь так? Запомни, в пресс-центре, а не в отряде.

Но какого характера конфликт? Творческий разлад? Зависть? Или мальчик? Я себе ничего не могу представить. Невозможно… Ведь так все было хорошо!
Творческий разлад… глупистика. Мы - как один человек. Зависть… А чему завидовать? Что у кого-то ресницы длиннее или у другого рисунки или статьи лучше? Чепуха!
Мальчик… Такого можно было бы ввести, но это уже совсем тра-та-та. Это я говорю на основании разговора с Мариком и прочих умозаключений.
Пьеса о нас, 15-летних ребятах. О 30 днях, о дружбе, разной: крепкой, обреченной, а от этого еще более сильной. И о легкой, красивой, но быстро забывающейся. 30 дней, всего 30 дней. А нам 15 лет…
Люди мало думают, никакой ответственности, никто не накажет. А настоящая дружба, серьезная, наша… Марк напишет так, чтобы взрослые не говорили: «…но они еще дети».
Теперь о тебе. В последний вечер у моря я, кажется, сглупила. Ты не сердишься? И не смеешься?..
Порой такого наговорят, что начинаешь сомневаться в искренности того, что было. Правда ли все это? Не было ли это время прожито в обмане?
Приходят ли к тебе такие мысли? Или все это бред сивой лошадки? Не сочти это за что-нибудь такое, но мальчишки тут или не доросли или… Глупенькие какие-то, чудаки.
Так напиши обо всем и о прошлом 1967г. Бывают годы хорошие и плохие. А этот был тяжёлым. И тем сильнее сияют дни Артека, и том более мрачными кажутся остальные.
Пиши скорее!
Надя Рушева.
Еще раз желаю скорейшего выздоровления и жду фотокарточку.

29 февраля 1968 года
Здравствуй, Алик!
Еще раз отвечаю на некоторые твои вопросы.
Тяжелый год. Я никого не заставляю думать так же.
Если ты ВСЁ помнишь, ну и отлично!
Ты сам на мои вопросы не всегда отвечаешь (например, анкета).
Не дуйся!
Я теперь на всё смотрю по-другому. Всё, что было тогда - это прощание с детством, и никогда ничего подобного не будет.
Хватит сентиментальничать!

В понедельник на классный час кто-то приволок пластинку Высоцкого. Ух, что было! Все так и млели, а потом крутили «битлов», они поют «Где-то есть город…». Чудо!
Свалилась с горы «Бараний лоб» сломала лыжи, а лицо такое, как будто на нем «кошек твисту обучали»! Свет померк… Но ничего, вылезла, а летела здорово! Бреющий полет! Специально потом съездила и сфотографировала место, где треснулась (см. фото).
В классе у нас скандал. Окончательно разругалась с КВН-ными мальчишками.
Знаешь, Алька, собираюсь все написать серьезное письмо, да все отвлекают, а там, глядишь, и мысли разбегутся. Главное, пиши чаще и не обязательно серьезно.
Рисунки в следующий раз, а то у меня сейчас веселое настроение. 24 февраля у нас был вечер. Ничего, потанцевали, побесились и посплетничали. 8 марта опять будет вечер. Здорово! Я танцую то, чему нас учили в «Артеке».
Начали «Войну и мир». Вчера писала сочинение на тему «Подвиг капитана Тушина на Шенграбенском поле и князя Андрея при Аустерлице». Тушин - милый, а князя Андрея я не люблю, особенно после фильма. Желчный аристократ, вредный, жестокий до тупости.
Ты, конечно, видел рисунки Шмаринова к «Войне и миру». Напиши свое мнение. Мне они очень нравятся.
Если не слушал 1-й номер «Кругозора», много потерял. Я его проигрываю каждый день. Мирей Матье, Гердт, Джоан Баэз, Мина, «Аккорд». У-лю-лю! Пра-па-па.
Пиши. Жду.
Надя Рушева

4 марта 1968 года
Привет, Алик!
Первый месяц весны. Солнышко!..
Ты когда-нибудь перечитывал мои письма? Если да, то интересный вывод сделать можно. Как и на твоих письмах… Есть веселые и грустные, тяжелых нет.
Ты, видимо, еще действительно в детстве. А мое понятие уж какое есть - не отступлюсь. Все происходит не без нашего ведома…
С тобой ничего подобного, видимо, не происходит. Потом узнаешь. Тоска пойдет зеленая. Но легче, если есть друзья. Напиши, с кем ты там дружишь…
В классе у нас сейчас очень сложно. Трудно. Но расшевелить их все-таки удалось…
Насчет «великой» художницы… Ну что ты. Куда там. Ах, Алька, Алька! Смешной ты, славный мальчишка! Пришли, ради бога, свою фотокарточку…
Пишию. Жду.
Надя Рушева

11 мая 1968 года
Здравствуй, Алик!
Получила твое письмо. С анкетой… И на том спасибо. Ладно.
На то письмо я ответила, только не помню, отправила или нет. Отвечаю на анкету. Тоже весьма туманно.
Достоинства, которые вы больше всего цените в людях? ДОБРОТА, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ.
Отличительная черта? ЛЕГКОВЕРИЕ.
Представление о счастье? ДРУЖБА.
О несчастье? ОДИНОЧЕСТВО (т. е. нет друга).
Антипатия? МАТЕМАТИКА, ФИЗИКА, ХИМИЯ И НЕСКОЛЬКО МАЛЬЧИШЕК.
Любимое занятие? РЫТЬСЯ В КНИГАХ, РИСОВАТЬ, БОЛТАТЬ С ДРУЗЬЯМИ.
Любимый поэт? МАЯКОВСКИЙ, ЕВТУШЕНКО, ПУШКИН.
Прозаик? Л. ТОЛСТОЙ.
Герой? ПЬЕР БЕЗУХОВ, МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ.
Героиня? НАТАША РОСТОВА.
Цвет? КРАСНЫЙ, ЧЕРНЫЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ.
Имя? АЛЕКСАНДР, НАТАША, ОЛЬГА.
Блюдо? МОРОЖЕНОЕ.
Изречение? ВСЕВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ вроде: «БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА», и т. д.
Девиз? ПОКА ЧТО: «ВПЕРЕД, ЛОМАЯ И УГАДЫВАЯ». (Е. Евтушенко).
Жизнь протекает без приключений, Писать не о чем. Пока!
Надя Рушева.

Ноябрь 1968 года
Здравствуй, Алик!
В школе почти все, как обычно…
Вообще этот месяц, октябрь, был какой-то тягомотный и немного бредовый. Марка давно не видала. То он не мог, то я. Рисовать было некогда, одна отрада - читала («Моби Дик» Г. Мелвилла, Джек Лондон, Горький…). Почти никто не писал. Никуда не ходила.
Вчера началась зима. Сегодня уже на лыжах катаются. Что-то, как подумаю, что зима будет несколько месяцев, тоскливо так становится. А меньше двух месяцев назад было лето! Такого лета больше никогда не будет.
Год високосный… У нас умерло много родственников и знакомых.
1 ноября я была на вернисаже Н. Жукова. Там познакомилась с А. И. Гессеном… Возможно, буду делать иллюстрации к его НОВОЙ книге. Если все выйдет, то эта работа будет иметь огромное значение для меня… Работа эта не скорая, к апрелю следующего года. Пока! Жду, что напишешь ты.
Н. Рушева.

О Наде Рушевой говорили – гениальная девочка. Ее рисунки как глоток свежего воздуха, настоящие, открытые, проникающие в самую глубь человеческой души.

Детство и юность

Найдан Николаевна Рушева родилась в 1952 году, 31 января. У девочки тувинские корни, отсюда необычное имя. Найдан с тувинского - «вечно живая».

Семья советского художника Николая Константиновича Рушева проживала в Улан-Баторе (Монголия) с 1950 года. После рождения ребенка перебрались в Москву, где отец устроился работать художником на Центральное телевидение, а мать Наталья Ажикмаа (некогда балерина) посвятила время воспитанию дочери. Биография Нади с самого детства связана с искусством. Первые впечатляющие рисунки появились, когда девочке исполнилось пять лет.

Творчество

В первом классе Надя уже не расставалась с карандашом. После учебы художница посвящала искусству много времени. В семь лет девочка нарисовала иллюстрации к произведению «Сказка о царе Салтане». В течение вечера появились 36 рисунков, пока отец читал сказку вслух.


Позже, освоив чтение, художница проиллюстрировала «Медного всадника», «Повести Белкина» и «Евгения Онегина». С годами, кроме графитового карандаша, Надя научилась работать пером, фломастером, пастелью. Весной 1964 года журнал «Юность» организовал дебютную выставку для начинающей художницы, затем опубликовал некоторые из работ.

Известно, что по просьбе пушкиниста А. И. Гессена Надя трудилась над иллюстрациями к его книге «Жизнь поэта». К заданию Рушева отнеслась с интересом и ответственностью: читала работы известных литературоведов, заглянула в Мемориальную квартиру поэта. Гусиным пером Надя тщательно выводила картины, однако Гессена ни одна не впечатлила.


В итоге книгу выпустили без рисунков художницы, а иллюстрации (их около 300) после кончины Рушевой хранятся в музеях.

В 12 лет за спиной у гениальной Нади уже был богатый художественный опыт. Творчество насчитывало более пяти тысяч рисунков разных стилей и отличных друг от друга тем. Выставки не ограничивались региональными масштабами: работы Рушевой побывали в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. В 1965 году журнал «Юность» опубликовал иллюстрации к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».


Известно, что Рушева не рисовала эскизы, а в ее инструментах для творчества никогда не нашлось бы ластика. Картины рождались легко, образы всплывали в голове, и ошибки быть не могло: Надя просто творила. Девочка писала иллюстрации к мифам Древней Греции («Подвиги Геракла»), перенесла на бумагу образы героев «Одиссеи» и «Иллиады».

Одной из любимых работ Нади стал балет «Анна Каренина». Художница изобразила изящных балерин, но увидеть красоту в исполнении балерины на сцене так и не успела.


Талант юной художницы – природный дар. Отец принял решение не определять девочку в художественную школу, рисованию Надя нигде не училась. Рушева проиллюстрировала «Войну и мир», «Мастера и Маргариту». Современники видели в ней гениального книжного графика.

В школе Надя играла в команде «КВН», оформляла стенгазету. С родителями часто ходила в театры и музеи.


Планировала рисовать иллюстрации к , . Родные вспоминают, что девочка мечтала стать мультипликатором.

Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» с восторгом приняла Елена Сергеевна Булгакова. Вдова писателя рассказывала, что Надя стала первым художником, которому удалось с точностью раскрыть образ .

Личная жизнь

Отдельной строкой в жизни Нади Рушевой считаются 30 дней в лагере «Артек» в 1967 году. Пятнадцатилетняя девушка и там успела оставить рисунки, которые сейчас хранятся в музеях. Надя рисовала стенгазеты и не переставала творить для души.


С согласия Натальи Ажикмаа давно обнародована переписка художницы с товарищем из «Артека» Аликом (Олегом Сафаралиевым). Это было общение двух пятнадцатилетних подростков, только вступающих во взрослую жизнь, размышления о будущем, о человечности. Надя изредка рассказывала об успехах в творчестве и школьных буднях. Сейчас у кинорежиссера Сафаралиева хранятся письма и множество иллюстраций к ним.

Смерть

Надя Рушева внезапно для всех скончалась, когда ей исполнилось 17 лет. Незадолго до того, как уйти из жизни, юная художница с отцом по приглашению «Ленфильма» посетила Ленинград. Киностудия снимала ленту «Тебя, как первую любовь» о таланте Рушевой. Съемки остались незавершенными.


6 марта 1969 года Надя собиралась выходить из дома на учебу. Состояние девочки резко ухудшилось, она потеряла сознание. Рядом находился Николай Константинович, который вызвал машину скорой помощи. Рушеву срочно госпитализировали, но спасти не смогли. Причиной смерти стала врожденная аневризма сосуда головного мозга.

О болезни дочери до момента смерти родители не подозревали. Недуг в то время лечению не поддавался. По словам медицинских работников, 17 лет с такой проблемой – большой срок. Надю похоронили на Покровском кладбище. На памятнике изобразили «Кентавренка», нарисованного юной художницей.


«Кентавренок» также стал основой для призов фестивалей «Золотой Кентавр» и «Серебряный Кентавр». С 2003 года в Санкт-Петербурге установлен памятник по мотивам рисунка. Он находится перед «Домом Кино».

Школа, в которой училась Надя, стала музеем, посвященным творчеству художницы. В честь Нади Рушевой на Кавказе назвали перевал. В 1973 году драматург Анна Родионова посвятила художнице пьесу «Девочка Надя».

Несмотря на короткую жизнь, Рушева оставила около 12 000 рисунков. Многие работы хранят знакомые и друзья Найдан. Сегодня прикоснуться к творчеству девушки можно в музеях («Льва Толстого» в Москве, «Имени Нади Рушевой» в Кызыле, а также в Петербурге и городе Сарове).


Николай Константинович Рушев до конца жизни собирал память об умершей дочери, занимался организацией выставок, а также написал произведение «Последний год Нади», используя заметки художницы.

Отец Нади умер от рака в 1975 году и похоронен рядом с Надей. Материалы из «Последнего года Нади» с согласия матери впервые опубликовала газета «Центр Азии». Творчество и жизнь загадочной вечно молодой художницы изучают исследователи и почитатели творчества.


Cуществует много людей, талант которых открывается еще в раннем детстве. Однако далеко не все они становятся знаменитыми и получают мировую славу. Многие так и остаются никому не известными гениями, которые вынуждены с трудом влачить свое жалкое существование. Но есть и такие личности, которые, наоборот, на пике своей популярности рано уходят из жизни. Именно к ним и относится Надя Рушева. Это маленькая 17-летняя художница с трагической и одновременно счастливой судьбой, о которой мы и расскажем в нашей статье.

Рождение, отрочество и юность маленькой художницы

Говорить о навечно юной 17-летней девочке, которой была уготована столь короткая, но очень яркая судьба, можно только положительно. Она – это маленькое солнышко, которое при жизни вызывало только восторг. Родилась Надежда 31 января в 1952 году в семье талантливого мастера изобразительного искусства Рушева Николая Константиновича и первой тувинской балерины Наталии Дойдаловны Ажикмаа-Рушевой. Однако Надюша росла не совсем обычным ребенком.

Необъяснимая тяга к рисованию

Склонность к рисованию у девочки появилась в раннем детстве. Еще в пять лет отец малышки стал замечать одну интересную особенность: как только он начинал читать вслух сказки, его дочь тут же вскакивала, куда-то убегала и возвращалась с карандашом и бумагой. Затем она садилась рядом, внимательно слушала папин голос и старательно что-то чертила на бумаге. Вот так помаленьку Надя Рушева стала рисовать.


Школа и рисование

Родители очень любили Надюшу, поэтому до школы старались «не забивать ребенку голову» точными и гуманитарными науками. Они специально не учили ее ни писать, ни читать. Когда малышке исполнилось семь лет, ее отдали учиться в школу. Так Надежда впервые стала осваивать науки, учиться писать, читать и считать. Несмотря на свою усталость и загруженность в рамках школьной программы, девчушка все же находила время и по полчаса в день после уроков отводила на рисование.

Не иссякла с годами и заинтересованность художницы русскими сказками, мифами и легендами Древней Греции, библейскими притчами. В этом возрасте Надя Рушева продолжила совмещать свое любимое занятие, рисование, с прослушиванием вечерних сказок в исполнении папы.

Первый рекорд по числу картинок

Однажды Надя, как обычно, сидела и слушала папу, который читал для нее «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина и традиционно делала наброски. Когда любопытство Николая Константиновича взяло верх, и он решил посмотреть, что же там рисует девочка, его удивлению не было предела. Как оказалось, за время чтения сказки Надюша создала целых 36 картинок, соответствующих тематике произведения. Это были чудесные иллюстрации, простота линий которых поражала воображение.


В чём особенности рисунков Нади Рушевой

Главная особенность живописи Рушевой заключалось в том, что за время своей молодой карьеры девочка ни разу не сделала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Художница Надя Рушева предпочитала создавать свои шедевры с первого раза. И если при этом у нее что-то не получалось или ее не устраивал полученный результат, она попросту сжимала, выбрасывала картинку и начинала сначала.

По словам самого юного дарования, она слышала или читала какую-нибудь историю, брала лист бумаги и уже мысленно видела, какое изображение на ней нарисовать.


Надя Рушева (биография): признание у взрослых

Первая выставка и первый жизненный опыт

Старания советского художника Рушева Николая Константиновича не были напрасными. Когда Надежде исполнилось 12 лет, с его помощью была организована ее самая первая персональная выставка. Сколько радости и положительных эмоций принесла она пятикласснице, мечтающей стать известным мультипликатором!

И хотя многие критики с настороженностью и неким недоверием отнеслись к школьнице, за плечами которой не было диплома об окончании специализированного художественного училища и большого жизненного опыта, это не оттолкнуло, а, наоборот, стало определенным стимулом для художницы. Надя Рушева (фото ее можно увидеть выше) не оставила свое хобби, а продолжала развивать и улучшать свои способности.


Однако наряду с неожиданно нагрянувшей популярностью в жизни девочки практически не произошло никаких изменений. Она все так же продолжала ходить в школу и учиться, гулять с подругами, читать и много рисовать.

Создание новой серии иллюстраций

В 13 лет Надя Рушева создала новую серию картинок, являющихся иллюстрациями к произведению «Евгений Онегин». На удивление всем родственникам, друзьям и знакомым, девочке-подростку удалось совместить две невероятные вещи: не только отобразить людей, соответствующих определенной исторической эпохе, но и даже передать их настроение.

Рисунки – это лучик Надежды

Картины Надежды Рушевой – это обычные карандашные или акварельные наброски, представляющие собой набор контуров и линий. Как правило, в них почти полностью отсутствовали штриховка и тонировка.

По словам известного скульптора Василия Ватагина, рисовала Надя Рушева картины, обладающими простыми линиями. Однако они были выполнены в настолько легкой технике, что такому мастерству могли бы позавидовать многие опытные, взрослые живописцы.

Если говорить о персонажах художницы, то они настолько тщательно подобраны и прорисованы, что, глядя на них, просто диву даешься. Ее мифические персонажи совсем не злые. Наоборот, они добрые и призваны вызывать только позитивные эмоции.


По словам самого папы девочки, ей хорошо удавалось улавливать настроение авторов, которые написали то или иное произведение, а также переносить его на бумагу. Кентавры, русалки, боги и богини, персонажи из Библии и сказок словно оживали под карандашом талантливой художницы. Очень жаль, что рано ушла из жизни Надя Рушева. Смерть настигла ее в столь юном возрасте. Подробнее о том, как это произошло, расскажем ниже.

Выставки и новые достижения девочки

В течение последующих пяти лет работами Надежды заинтересовались многие издательства, а также представительства сферы искусств. За этот период прошло 15 новых выставок работ юной художницы. Они с успехом состоялись в Польше, Румынии, Индии, Чехословакии и других странах мира. Среди картин Надюши были иллюстрации к древнегреческим мифам и легендам, к сказкам и произведениям советских поэтов и прозаиков.

Произведение Булгакова в творческой жизни Надежды

Особым штрихом на жизненном пути Надежды стал ряд иллюстраций, сделанных ею во время чтения такого знакового произведения Булгакова, как «Мастер и Маргарита». На тот момент девушке только исполнилось 15 лет.

Для тех, кто не владеет информацией, главные герои данного романа – это яркие прототипы самого автора и его прекрасной супруги. Даже не догадываясь об этом, Надя Рушева интуитивно почувствовала это сходство и сделала все возможное для того, чтобы перенести свои мысли на бумагу.

Необычайная тяга к балету

Мало кто знает, что, помимо литературных произведений, художницу интересовал еще и балет. Маленькая надежда часто бывала на маминых репетициях и любовалась ее грацией во время выступления. Один раз Надежде даже удалось нарисовать иллюстрацию к балету «Анна Каренина», причем задолго до того, как музыка к этому произведению была написана.

Выбор Булгакова

Когда автор нашумевшего сегодня романа увидел Надины иллюстрации, он был поражен ими. Поэтому он сразу же решил использовать их как эффектные иллюстрации для книги. Так юная художница стала первым пятнадцатилетним автором, которому официально разрешили проиллюстрировать роман. Позднее она проиллюстрировала и роман «Война и мир» Л. Толстого.


Неожиданная кончина

Никто даже и не мог подумать, что так быстро и неожиданно покинет этот мир Надя Рушева. Причина смерти ее, по официальным данным, – разрыв одного из сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг.

«Все произошло внезапно, - делился своими впечатлениями отец девочки. - Ранним утром Надежда, как обычно, собиралась в школу, вдруг она почувствовала себя плохо и потеряла сознание. Медики более пяти часов боролись за ее жизнь, но спасти ее им все же не удалось».

И хотя родители девочки не хотели терять надежду, новость о кончине их дочери окончательно выбила их из колеи. Отец и мать долгое время не могли поверить в то, что их солнышка уже больше нет рядом. Вот так и ушла из жизни Надя Рушева. Причина смерти – врожденная аневризма.

Со дня кончины талантливой художницы прошло уже много времени, но даже сегодня память о ней жива в сердцах ценителей ее творчества и прочих деятелей искусств.

О гениальной девочке, которой так и не суждено было стать взрослой - Наде Рушевой.

«НАДЯ, ПУШКИН, СИРЕНКИ и ДР».

Надя Рушева, на мой взгляд, - явление чрезвычайное в изобразительном искусстве наших дней.

Говорить о ней радостно и горько: радостно потому, что, глядя на рисунки Нади, говоря о них, невозможно не почувствовать себя на высокой волне большого праздника, не ощутить доброго волнения; а горько потому, что самой Нади уже нет с нами.

Надя умерла в семнадцать лет. Так мало пожив на этом свете, она оставила огромное художественное наследие - десять тысяч рисунков-фантазий.

Талант щедр, и эта щедрость души, это стремление тратить свои душевные богатства без оглядки, отдать людям всего себя без остатка - несомненно, один из первых признаков, изначальное свойство истинного таланта.

Но само собой разумеется, что о мощи таланта мы судим не только по количеству сделанного. Важно не только то, сколько перед нами рисунков, но и то - каких рисунков.

Я четырежды был на выставках ученицы обычной московской школы Нади Рушевой, и с каждым новым знакомством с её рисунками они всё больше пленяли, покоряли и радовали.

Надины рисунки - это огромный, многообразный, богатый мир образов, чувств, идей, интересов. В её рисунках и сегодняшний день, и историческое прошлое страны, и мифы эллинов, и современная Польша, и сказки, и пионерия Артека, и древний мир, и страшный Освенцим, и первые дни Октябрьской революции.

Матери мира – за мир.

Плач над Зоей.

Многообразие интересов художницы поражает. Ей до всего в мире было дело. Всё её касалось.

Но эта широта художнических интересов - не есть всеядность. Аппарат отбора, столь важный для художника, действовал у Нади строго и безошибочно. Что отбирала Надя для себя из практически безграничного богатства человеческой культуры?

Надя любила чистые, высоко поэтические мифы эллинов. Мифологическим мотивам посвящены многие её рисунки, и среди них - самые ранние. Восьмилетней девочкой Надя рисует «Подвиги Геракла» - цикл из ста маленьких этюдов.

Уже в ранних детских рисунках ярко видится будущий художник, с его пристрастиями, с его всеобычным глазом и прекрасной гибкой линией, с его безошибочным чувством отбора и изящным лаконизмом художнического языка.

Это о первых рисунках восьмилетней Нади. А вот передо мной последняя композиция семнадцатилетней художницы. И опять тема - прекрасная эллинская сказка: «Аполлон и Дафна». Этот небольшой, примерно в страничку школьной тетради, рисунок - поистине шедевр. Миф о боге солнца, муз, искусств Аполлоне, влюбившемся в прекрасную нимфу Дафну и отвергаемом ею, - один из самых поэтических созданий греческой мифологии.

Эту победу нимфы над богом, Дафны над Аполлоном и нарисовала Надя в самой её трагической кульминации. Аполлон, уже настигший Дафну, протягивает руки, чтобы схватить свою жертву, но Дафна уже наполовину не Дафна. Из живого тела её уже возникают ветки лавра. С поражающей художественной находчивостью Надя уловила и отобрала наиболее сложный, наиболее драматический момент мифа. Она изображает как бы самый процесс перевоплощения Дафны. Она ещё человек, но одновременно уже почти деревце: у неё и живые человечьи руки, и ветви лавра. Исполнен рисунок изумительно скупо, точно, прозрачно. Линия упруга, текуча, завершена в первом и единственном движении пера.

Линия у Нади всегда единична и окончательна. Надя не употребляла карандаша, не пользовалась резинкой, не растушевывала рисунок, не намечала предварительных направлений, не проводила множественных линейных вариантов. Линия одна, всегда окончательна, и материал, которым работала Надя, строго соответствовал её удивительной способности безошибочной импровизации. Тушь, перо, фломастер не терпят поправок и повторных попыток, а именно тушь, перо и фломастер любила Надя, изредка подцвечивала свои рисунки пастелью или акварелью.

Веснушки. Серёжа Есенин.

Танец Шахерезады.

Безошибочность линии в Надиных рисунках просто поразительна. Это какой-то особый, высший дар, какая-то волшебная, чудотворная сила и свойство руки художника, всегда верно выбирающей то единственное направление, тот единственный изгиб, ту единственную толщину и плавность линии, какие необходимы в каждом конкретном случае. Уверенность, верность руки Нади непостижима.

Офелия.

Столь же находчива, экономична и каждый раз бесспорно окончательна композиция Надиных работ. Вот небольшой рисунок «Пир Калигулы». На тёплом зеленоватом фоне перед нами три фигуры – полнотелый Калигула и цветущая женщина с ним рядом, а перед ними на камнях – чёрная рабыня с подносом, уставленным пиршественными яствами и сосудами с вином. Как мало нарисовано и как много сказано: этих трёх фигур и их положения в большом пиршественном зале, только намёком данном на втором плане, оказывается достаточно для того, чтобы создать атмосферу пира.

Своеобычна композиция «Адам и Ева». На рисунке только две фигуры – Адам и Ева. Ни райских кущей, ни дерева с яблоками познания добра и зла. Из сопутствующих аксессуаров – только змей на первом плане и яблоко. Яблоко уже сорвано: оно на земле перед глазам Евы, которая, присев, жадно вытянула руку, чтобы схватить его. Этот бурный жест женщины, жаждущей схватить, познать запретное, неподражаемо выразителен. Заслонённый Евой Адам, тоже припавший к земле, как бы дублирует стремительное движение Евы. Центр картины: Ева, яблоко, жест Евы. Я назвал эту композицию картиной, а не рисунком, и это, на мой взгляд, вполне закономерно. Этот рисунок – больше, чем рисунок.

Непокорённая.

Малость средств, какими достигается Надей огромный результат, иной раз просто поражает. Вот рисунок, озаглавленный «Освенцим». На нём нет ни лагерных бараков, ни колючей проволоки, ни печей крематория. Только лицо – одно лицо, измождённое, измученное, настрадавшееся, с провалившимися щеками и огромными, страшно глядящими в мир глазами… Нет никаких деталей, которые говорили бы о страшных делах, какие творили фашисты в лагере смерти, но всё это явственно видится в измученном, измождённом лице с огромными глазами на рисунке Нади «Освенцим».

Столь раннее созревание ума, чувств, руки, дарования невозможно определять, вымерять обычными мерами, обычными категориями, и я понимаю академика живописа В.Ватагина, говорящего о гениальности Нади.

Надя с художником-анималистом В.Ватагиным.

Я понимаю Ираклия Андронникова, который после посещения выставки Нади Рушевой написал: «То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка. Они не требуют доказательств своей первозданности».

Слова «гениальность» и «первозданность» - очень большие слова, их страшновато произносить в приложении к современнику, да притом ещё семнадцатилетнему. Но мне кажется, что это та мера, которой и можно, и должно мерить огромное дарование Нади Рушевой.

До сих пор я говорил более или менее обстоятельно о четырёх Надиных рисунках: «Аполлон и Дафна», «Пир Калигулы», «Адам и Ева», «Освенцим», но, в сущности говоря, каждый из её рисунков заслуживает столь же и даже более обстоятельного разговора. Тематическое многообразие и богатство Надиного творчества почти безграничны. К каким только темам, мотивам, жизненным явлениям не обращается эта жарко и жадно взыскующая душа!

Надя ненасытно глотает книги, и почти всякая из них рождает вихрь мыслей и жажду воплотить на бумаге зримо, в линиях и красках материал прочитанной книги, её героев, её идеи и образы.

Она рисует иллюстрации к К.Чуковскому и В.Шекспиру, Л.Кассилю и Ф.Рабле, А.Гайдару и Э.Гофману, С.Маршаку и Д.Бацрону, А.Грину и Ч.Диккенсу, Н.Носову и А.Дюма, П.Ершову и М.Твену, П.Бажову и Д.Родари, А.Блоку и Ф.Куперу, И.Тургеневу и Ж.Верну, Б.Полевому и М.Риду, Л.Тольстому и В.Гюго, М.Булгакову и Э.Войнич, М.Лермонтову и А.Сент-Экзюпери.

Маленький принц с розой.

Прощание с Лисом.

Пушкин - это особый мир Нади, особое её пристрастие, особая любовь. С Пушкина, возможно, всё и началось. Пушкин разбудил дремавший в маленькой восьмилетней Наде Рушевой инстинкт творчества. Именно тогда, в пятьдесят девятом году, впервые побывав с родителями в Ленинграде, посетив Эрмитаж, Русский музей, последнюю квартиру поэта на Мойке 12, Надя взяла в руки перо и фломастер. Тогда именно и появились первые тридцать шесть рисунков на темы, навеянные «Сказкой о Царе Салтане».

С этой, ставшей сердцу Нади дорогой, квартиры на Мойке началось творческое в Наде; здесь и кончилось. Последний её поход был совершён сюда уже спустя десять лет.

На другой день после посещения квартиры поэта Надя внезапно умерла. За три дня до этого она побывала в городе Пушкине под Ленинградом, в лицее, в комнате, в которой шесть лет жил лицеист Пушкин.

Юные лицеисты Пушкин и Дельвиг.

Рисунки Нади Рушевой приближают нас к Пушкину ещё на один шаг. Работая над этими рисунками, Надя старалась вжиться не только в образ самого поэта, но и в атмосферу, его окружавшую, в пушкинскую эпоху, увидеть, почувствовать, ощутить её – представить себе воочию людей того времени, обстановку их, вещи, какие были вокруг них и в их руках. Настраивая себя на это, Надя делала рисунки пушкинского цикла гусиным пером. Она постоянно возилась в эти дни с гусиными перьями, зачинивала их, обжигала в пламени свечи, делала бесчисленные срезы пера на разных от бороздки расположениях, чтобы достичь определённой, нужной для рисунка гибкости оконечья пера.

Папа, давай поиграем!

В пушкинском цикле Нади явно ощущается созвучие с манерой пушкинского рисунка – лёгкого, непринуждённого, изящного, как бы летучего. Но в то же время Надя остаётся Надей и в этих рисунках. Налицо всегдашняя её лаконичная компоновка, уверенная определённость линий, импровизационная свобода рисунка.

Надя сперва создаёт серию лицейских рисунков: несколько портретов Пушкина-лицеиста, товарищей его по Лицею. Под пером Нади возникают Кюхля, Дельвиг, Пущин, жанровые сценки лицейского быта, друзья-лицеисты, посещающие заболевшего Сашу, бунт лицеистов против воспитателя-кляузника Пилецкого.

Кюхельбекер.

Но мало-помалу в силу вступает художническая жажда и стремление понять мир великого поэта во всей его широте и многообразии. И тогда вслед за лицейской серией появляются рисунки «Пушкин и Керн», «Пушкин и Ризнич», «Пушкин и Мицкевич», «Пушкин и Бакунина», прощание Пушкина с детьми перед смертью, портрет Натальи Николаевны, Наталья Николаевна с детьми дома и на прогулке.

Стремление расширить поле зрения, неустанно углублять избранную тему, с которым мы встретились в пушкинском цикле, вообще характерно для Нади.

Мастер и Маргарита в подвальчике у застройщика.

В своём последнем цикле, посвящённом роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита», Надя выступает первооткрывательницей темы. Роман М.Булгакова чрезвычайно сложен: он объединяет в одном целом реальность и фантастику, историю и сатиру.

Мастер ждёт Маргариту.

Надя с блеском преодолела эту трудность объединения разнородных планов. И тут, вживаясь в образ, она бесконечно повторяет лицо Маргариты, для которого ищет наиболее яркого воплощения.

Превосходно найдены средства воплощения и таких разноплановых персонажей как Мастер, Иешуа, Пилат, Крысобой, Воланд и его свита.

Коровьев и Бегемот.

Тот же неустанный поиск правды и выразительности образа видим мы и в великолепном цикле, посвящённом «Войне и миру». Стремясь представить нам Наташу Ростову во всей её жизненной полноте, Надя рисует её подростком с куклой и окрылённой мечтой девушкой, залитой лунным светом перед открытым окном в Отрадном, и любящей, заботливой матерью у постели ребёнка.

Другие персонажи «Войны и мира» также явлены нам в Надиных рисунках во всём многообразии жизненных интересов, характеров, судеб, устремлений, поступков и душевных движений. Чрезвычайно богат, многосторонен огляд художником материала великого романа: Пьер на поле Бородинской битвы, спасение им женщины с ребёнком, Кутузов, беседующий в Филях с шестилетней крестьянской девочкой Малашей, смерть Платона Каратаева, гибель Пети Ростова, Николушка Болконский, мечтающий о подвигах…

Наполеон в отступлении.

И ещё одно, чрезвычайное сопоставление. Стремясь войти в образ, дать его во всей жизненной полноте, Надя старается сколько можно приблизиться к нему как бы и физически. Рисуя пушкинский цикл, Надя бродит по пушкинским местам, посещает Лицей, едет на место дуэли Пушкина. Отмеривает по снегу десять шагов и, воочию убедившись, как страшна дистанция дуэлянтов, восклицает с болью и негодованием: «Это же убийство! Ведь этот негодяй стрелял почти в упор». Потом вдоль Чёрной речки идёт на Моку и там долго стоит перед портретом поэта, среди вещей окружавших его при жизни, словно впитывая в себя самую атмосферу этой жизни, его мыслей, мечтаний дел, его музы, звучания его стихов. Во время прогулки в Лицейском саду Надя поднимает с дорожки прутик и неожиданно начинает чертить им на снегу летучий профиль юного Пушкина…

То же происходит и в процессе работы над другими циклами, особенно дорогими художнице. Рисуя листы «Войны и мира», Надя едет с отцом из Москвы на осеннее Бородинское поле, долго бродит по огромной долине, останавливаясь и тщательно просматривая места, где были Багратионовы флеши, батарея Раевского, Шевардинский редут, ставка Кутузова…

Работая над рисунками к «Мастеру и Маргарите», Надя обходит все старые московские переулки, улицы, бульвары где разыгрывалось действие романа, где ходили, мучились, спорили, скандалили, лукавили персонажи булгаковской фантазии.

А теперь возвращаюсь к обещанному чрезвычайному сопоставлению. В чём оно состоит? Отец Нади говорил, что она не умела рисовать натуралистически, со светотенью, никогда не копировала натуру. Даже делая свои автопортреты, она только ненадолго заглядывала в зеркало, а потом рисовала уже по памяти. Рисунки её были всегда импровизацией.

Так как же совместить эту импровизационную манеру со стремлением детально ознакомиться с жизнью героев своих рисунков, с местами, где они жили и действовали, пристально оглядывать эти места, окружающие предметы, изучать их?

Так обычно работает тот, кто накрепко привержен реализму. Но художник-импровизатор как будто бы должен поступать совсем не так?

Рисунки Нади – это импровизации. Они в какой-то мере фантастичны, сказочны, но в то же время они вдохновлены конкретной действительностью, жизнью, книгой, фактом. И Надя верна конкретным образам, вещам, событиям. Рисунки Нади несмотря на импровизационность и подчас фантастичность, не беспочвенны, не безличны, не безразличны к жизни. Они следуют жизни в такой же мере, в какой следуют творческому импульсу Нади. Они фантастичны и реалистичны одновременно. Они – сказка, ставшая былью, поэзия в графике.

Надя рисует мифических сирен. Их много. Она их любит. Но как она их любит? И каковы они у Нади?

Прежде всего – это не те свирепые сирены, морские дивы, которые в мифах завлекают своим пением моряков-путешественников в морские пучины, чтобы погубить их. Спастись от них можно только залепив уши воском, чтобы не слышать их пения, как сделал это Одиссей со своими спутниками. У Нади сирены зовутся ласково сиренками, и никого они не губят. Напротив, они очень обаятельны, дружелюбны, приветливы и, не корча из себя злодеек, занимаются самыми обыденными делами: ходят на просмотры моделей в дом мод, служат официантами, устраивают дома, время от времени, большую стирку и, сняв свои рыбьи хвостики и выстирав их, развешивают рядком, как трусики, на верёвочках для просушки.

Удивительно милы эти сиренки, и Надя дружит с ними издавна. У неё есть даже такой рисунок: «Дружба с сиренкой», где обыкновенная девочка, может быть, сама Надя, улыбаясь, стоит в обнимку с сиренкой и мирно разговаривает с ней.

Кентаврёнок с лавровым венком.

Очень домашни, милы и кентаврицы, а также кентавры и кентаврята. Кентаврицы столь же кокетливы, как и сиренки. На всех четырёх копытцах у них высоконькие, остренькие, самые модные каблучки. Отношения Нади и кентавриц, Нади и сиренок, на мой взгляд, таковы, какими должны быть отношения художника к своим созданиям: они совершенно естественны, человечны, задушевны. Через эти отношения очень глубоко и достоверно раскрывается сам художник, его добрый взгляд на окружающий его мир.

Встреча вакха и нимфы.

И ещё одно скрыто в Надиных образах: это – добрая улыбка и весёлый глазок художницы, её мягкий юмор – мягкий и одновременно смелый и тонкий.

Шалунья и шпиц.

В этом весёлом, задорном, озорном отношении к материалу есть что-то открыто-детское – и в то же время мужественно взрослое, бесстрашное. Художник не преклоняется, не раболепствует перед мифом, перед сказкой, а просто принимает этот мир как художническую достоверность и совершенно свободен и непринуждён в отношениях с ним.

А что говорить?

Говори что хочешь.

Ладно. Я расскажу, как получила двойку по математике.

И рассказала. Рассказ милый, простодушный, открытый – всё напрямик, всё без утайки, без прикрас. В нём – вся Надя, весь её характер, весь душевный строй.

Я смотрел три коротеньких фильма о Наде. В них Надя тоже такая, как есть: без ретуши и прикрас. Бродит по Ленинграду… Вот она у Зимней канавки, на набережной Невы, в Летнем саду, славная, милая девушка, иной раз даже девчонка. Смотрит на чудесный город, который так любила, в котором была за свою короткую жизнь четырежды.

В последнем фильме о Наде – очень коротеньком и кончающемся её прощальной улыбкой и горестным титром «Фильм не удалось закончить, так как Надя Рушева умерла в марте шестьдесят девятого года…» - запечатлён один жест Нади.

Медленно проходя по комнатам пушкинской квартиры и вглядываясь в окружающие её реликвии, Надя летучим, каким-то удивительно интимным жестом подносит руку к лицу, к щеке. Этот нечаянный жест пленителен, он даёт знать зрителю, с каким внутренним волнением, с какой трепетной, затаённой душевной тревогой и радостью Надя вглядывалась в Пушкина, в его жизнь, в его стихи.

Я спросил у Надиного отца: знала ли она о своей аневризме, о том, что болезнь её смертельна? Николай Константинович ответил коротко: «Нет. Никто не знал… Утром, дома, собираясь в школу, потеряла сознание…»

Не могу сказать – к лучшему ли то, что Надя не подозревала о ежеминутно подстерегавшей её смерти. Может быть, если бы знала, это лишило бы её рисунки той прекрасной и поистине великой гармоничности, какая в них живёт, наложило бы на них печать трагического. Не знаю, не знаю… Но знаю одно – проглядывая многажды Надины рисунки, я ещё раз и окончательно убедился, что добрые волшебники существуют на свете, живут среди нас…

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ О ЖИЗНИ САМОЙ ЮНОЙ ХУДОЖНИЦЫ СССР.

Москвичи постарше ещё помнят очереди в Пушкинский музей на выставку графики 17-летней московской школьницы, которую весь Союз знал как гениальную юную художницу Надю Рушеву. Она была автором тысяч восхитительных рисунков, в том числе иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» - лучших из всех существующих, по авторитетному мнению вдовы Булгакова.

Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе. Её отцом был советский художник Николай Константинович Рушев, а матерью – первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева.

Первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева.

Родители Нади познакомились в августе 1945 года. Николай Рушев жил в Москве, в Туву приехал в командировку. Он всегда интересовался востоком, но из этой поездки привёз не только впечатления и книги, но и экзотическую восточную красавицу. На старых фотографиях Наталья Дойдаловна, чистокровная тувинка, похожа на китаянок из фильмов Вонг Кар-Вая. Осенью 1946 года они поженились.

Рисовать Надя начала в пять лет. Её никто этому не учил, она просто взяла в руки карандаш и бумагу и больше никогда в жизни с ними не расставалась. Однажды она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту сказку вслух. В последнем телевизионном интервью Надя рассказывала: «Сначала были рисунки к сказкам Пушкина. Папа читал, а я рисовала в это время - рисовала то, что в данный момент чувствую... Потом, когда сама научилась читать, делала уже к „Медному всаднику“, „Повестям Белкина“, к „Евгению Онегину“...»

Маленькая Надя Рушева с родителями.

Надя никогда не пользовалась ластиком. Особенность стиля Нади Рушевой заключалось в том, что девочка никогда не делала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Штриховок и исправленных линий в рисунках тоже практически нет. Она всегда рисовала с первой попытки, как будто обводила на листке видимые только ей контуры. Именно так она сама и описывала процесс рисования: «Я их заранее вижу... Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».

На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передаёт эмоции - часто всего несколькими линиями.

Отец решил не отдавать девочку в художественную школу. Надя почти никогда не рисовала с натуры, не любила и не умела это делать. Отец боялся разрушить муштрой дар девочки и принял важнейшее решение - не учить её рисованию. Он считал, что главное в таланте Нади - её удивительное воображение, которому научить невозможно.

Лицеисты-вольнодумцы: Кюхельбекер, Пущин, Пушкин, Дельвиг. Из серии «Пушкиниана».

Первая выставка Нади состоялась, когда ей было всего 12 лет. В 1963 году её рисунки были напечатаны в «Пионерской правде», а ещё год спустя состоялись первые выставки - в редакции журнала «Юность» и в «Клубе искусств» МГУ. В последующие пять лет прошло ещё 15 персональных выставок – в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии.

Пушкин читает. Из серии «Пушкиниана».

«Браво, Надя, браво!», - написал на одной из её работ итальянский сказочник Джанни Родари. В оценке её творчества простые зрители и искусствоведы были единодушны - чистая магия. Как можно с помощью бумаги и карандаша или даже фломастера передать тончайшие движения души, выражение глаз, пластику?.. Объяснение было одно: девочка - гений. «То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка», - писал Ираклий Луарсабович Андроников, рассуждая о цикле «Пушкиниана».

«Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств. Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же - никогда. Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства», - восхищался Надей доктор искусствоведения Алексей Сидоров.

Только в серии «Пушкиниана» более было 300 рисунков. Среди работ Нади Рушевой - иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Льва Толстого, Михаила Булгакова. Всего девочка проиллюстрировала произведения 50 авторов. Самые известные рисунки Нади - это серия иллюстраций к сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, к роману в стихах «Евгений Онегин» Пушкина и к «Мастеру и Маргарите» Булгакова. Пушкину, которого Надя называла «самым родным поэтом», художница посвятила около 300 рисунков. Ей прочили карьеру иллюстратора, но она сама хотела стать мультипликатором, готовилась поступать во ВГИК.

Пушкин и Анна Керн (из серии «Пушкиниана»).

Другие известные циклы Нади Рушевой - «Автопортреты», «Балет», «Война и Мир» и другие работы.

Отдыхающая балерина (1967).

Рисунки Нади высоко оценила вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова. Полузапрещённый в СССР роман «Мастер и Маргарита» Надя прочла на одном дыхании. Книга полностью захватила её. Она отложила все другие проекты и какое-то время буквально жила в созданном Булгаковым мире. Вместе с отцом они гуляли по местам, где разворачивалось действие романа, и результатом этих прогулок стал потрясающий цикл рисунков, в котором Надя Рушева проявилась уже как практически состоявшийся художник.

Невероятно, но эти созданные полвека назад рисунки остаются и по сей день, пожалуй, самыми известными иллюстрациями к роману Булгакова - и самыми удачными, во многом пророческими. Ни разу не видя Елену Сергеевну Булгакову, вдову писателя и прототип Маргариты, Надя придала своей Маргарите сходство с этой женщиной - удивительная прозорливость, качество гения. А Мастер получился похожим на самого Михаила Афанасьевича.

Неудивительно, что Елена Сергеевна была очарована работами Нади: «Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: чем больше смотришь, тем больше затягивает... Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила».

Однажды весной, в час небывало жаркого заката...

Мастер и Маргарита.

Первая встреча Мастера и Маргариты.

Маргарита выхватывает рукопись из огня.

Поэт Бездомный.

Буквально накануне смерти Надя ездила в Ленинград, где про неё снимали документальный фильм. В конце февраля 1969 года киностудия «Ленфильм» пригласила 17-летнюю художницу принять участие в съемках биографического фильма о себе. К сожалению, фильм «Тебя, как первую любовь» остался незавершенным. Надя вернулась домой буквально за день до смерти.

Один из самых поразительных эпизодов десятиминутного незавершенного фильма - те несколько секунд, когда Надя рисует веткой на снегу профиль Пушкина.

Надежда Рушева. Автопортрет.

Она умерла неожиданно. 5 марта 1969 года Надя как обычно собиралась в школу и вдруг потеряла сознание. Её увезли в Первую Градскую больницу, где она умерла, не приходя в себя. Выяснилось, что она жила с врождённой аневризмой сосудов головного мозга. Тогда это лечить не умели. Более того, врачи говорили, что это чудо - дожить до 17 лет с таким диагнозом.

Никто не знал, что у Нади аневризма - она никогда не жаловалась на здоровье, была весёлым и счастливым ребёнком. Смерть наступила от кровоизлияния в мозг.

«Беспощадная жестокость судьбы вырвала из жизни только что расцветший талант гениальной московской девочки Нади Рушевой. Да, гениальной, - теперь нечего бояться преждевременной оценки», - из посмертной статьи академика В.А. Ватагина в журнале «Юность».

Надя оставила после себя огромное художественное наследие - около 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать - значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Государственном музее А.С.Пушкина в Москве.

Журналист и писатель Дмитрий Шеваров в своей статье о Наде Рушевой говорит о том, что творчество советской художницы оказалось чрезвычайно близко японской классической эстетике.

«Японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках, - писал Шеваров. - Приезжая к нам, они удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала. „Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!“ - говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях».

Но как? Откуда? Почему вместо скакалок и классиков - книги, биографии и часы кропотливой работы без отдыха и перерыва. Работы, к которой её никто не принуждал. И почему древняя Эллада, биография Пушкина и «Абидосская невеста» Байрона интересовали 12-летнего ребёнка больше, чем игры и болтовня с подругами? Увы, на эти вопросы, уже никто уже не ответит. Девочка как будто спешила выполнить одной ей известную миссию и, завершив её, ушла из жизни.

Надя Рушева скончалась 6 марта 1969 года в больнице из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг и была похоронена на Покровском кладбище в Москве.

О Наде Рушевой была снята в 2008 году телевизионная передача из цикла «Тайные знаки».

Your browser does not support the video/audio tag.

Прошло более 160 выставок её работ в Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других странах.