Жизнь Антона Чехова: женщины, семья, деньги и театр. Билеты на спектакль чеховские женщины Чеховские женщины

Жизнь Антона Чехова: женщины, семья, деньги и театр. Билеты на спектакль чеховские женщины Чеховские женщины
Жизнь Антона Чехова: женщины, семья, деньги и театр. Билеты на спектакль чеховские женщины Чеховские женщины
9 июля 2017, 15:42

Книга Дональда Рейфилда "Жизнь Антона Чехова" - одна из самых обсуждаемых его биографий. Я читала очень разные на нее рецензии - кинокритик Медузы включил ее в число книг, которые не вредно почитать школьникам, чтобы понять русских классиков, а рецензент одного популярного издания разразился гневной статьей на тему "руки прочь от Чехова, пошляки". Я ее давно хотела прочитать, потому что Антон Павлович - мой любимый писатель, а биографиями его я никогда особо не интересовалась, только переписку читала - и то только ту, которая входила в собрание сочинений середины прошлого века. И вот наконец с третьего подхода я этот объемный труд почти дожала - делюсь некоторыми впечатлениями.

1. Рецензент Медузы, конечно, юморист - не могу себе представить обычного школьника, который ради понимания классики осилит эту ни разу не лаконичную книгу. В моей читалке она занимает почти 3000 страниц - к примеру, 7-й Гарри Поттер в ней около 1800 страниц. Вообще тем, кому хочется "жареного" достаточно почитать выдержки из книги, всю книгу ради этого читать совершенно не обязательно. Про "грязные руки", впрочем, тоже не согласна - не могу себе представить ценителя Чехова, который разочаруется в нем после прочтения этой биографии. У него очень честные произведения, которые совершенно четко дают представление о взглядах автора на жизнь.

Чехов с сестрой и братьями

2. Каких-либо скабрезностей в книге не так уж и много, как я предполагала судя по некоторым рецензиям. Или у меня это синдром завышенных ожиданий? А вот всяких подробностей быта Чехова и его огромной семьи и круга друзей - выше крыши. Иногда даже слишком много - довольно тяжело продираться через письма или записки того же отца Антона, перечисляющего чего надо купить в лавке, как кухарка плохо себя ведет, крыша потекла, а дворовые собаки оборзели. Собственно, из-за этих бесконечных подробностей книгу я бросила в первый раз, а потом просто стала некоторые письма пропускать, хотя какие-то вещи помогают действительно гораздо глубже понять жизнь на рубеже позапрошлого и прошлого веков. Например, денежные вопросы - допустим, кухарка получала 8 рублей в месяц, а Антон Павлович продал права на полное собрание своих сочинений издателю Марксу за 75 000 рублей и потом, как оказалось, продешевил.

Лидия Авилова

3. Переходим к интересному - мы же на сплетнике) Женщины. Эта тема проходит красной нитью через всю биографию, хотя буду справедлива - биограф уделил достаточно внимания и взаимоотношениям Чехова с издателями, театром, его общественной работе и отношениям с другими писателями - Львом Толстым, Горьким, Буниным и т.д. Но вернемся к дамам. Внимательный читатель произведений Чехова уже все про его отношение к женщинам понял - феминистом его точно не назовешь. Женщины в его произведениях часто глупые, развратные, не слишком порядочные, лицемерные и истеричные. Нет, есть и положительные персонажи, но запоминаются больше вот такие. И такой взгляд на них он выработал не на пустом месте - если судить по этой биографии, женщины Антона осаждали практически бОльшую часть его жизни. Я, конечно, знала про историю его романа с красавицей (как считалось по тем временам) Ликой Мизиновой и смутно помнила про неясную историю с женитьбой Чехова на Ольге Книппер, но такого дамского ажиотажа вокруг писателя я не ожидала.

Лика Мизинова (на превью поста она же с сестрой Чехова)

Согласно этой биографии, Чехов совершенно не горел желанием жениться, в том числе и на Книппер - и можно понять, почему - вокруг него всегда было несколько красивых и интересных женщин, готовых поддерживать с ним романтические отношения без всяких брачных клятв. Хотя, конечно, многие из них, та же Лика, неоднократно пытались склонить Антона Павловича к походу в церковь, но не добившись своего, не прекращали свои с ним романтические отношения. Я была даже несколько шокирована такой свободой нравов, потому что мне все казалось, что сто с лишним лет назад женская честь и прочее имели гораздо больший вес в обществе, чем сейчас. И, наверное, в определенных кругах так и было, но Чехов вращался в кругах, которые можно назвать богемой - и там все было гораздо свободнее, брак совершенно не мешал актрисам, режиссерам, писательницам и редакторам заводить романы направо и налево.

Чехов с Лидией Авиловой и Татьяной Щепкиной-Куперник

Допустим, та же Лика Мизинова, не добившись от Чехова прочной взаимности, закрутила роман с его женатым приятелем Потапенко и родила от него дочь. И это не стало причиной того, чтобы ее перестали принимать у Чеховых, и она даже впоследствии вышла замуж за какого-то там драматурга или режиссера. Читая эту биографию, я очень быстро запуталась в дамах, которые игриво переписывались с Чеховым и в разное время крутили с ним романы, тем более, что многие из них возникают в этой книге постоянно, поддерживая какие-то отношения с Антоном - кроме Мизиновой это Лидия Авилова, Лиидия Яворская, Ольга Кудасова, Елена Шаврова, Наталья Линтварева и даже Вера Комиссаржевская. Фамилии многих я уже и не помню, но среди них были и совсем-совсем юные девушки, очарованные Чеховым на много лет. А в Ялте была даже целая стая фанаток Чехова, которых называли "антоновками".

Елена Шаврова

В целом все романы Чехова выглядят такими ни к чему не обязывающими, похоже, будто женщины ему быстро надоедали и он начинал от них отдаляться. В этом проглядывает с моей, женской, точки зрения даже определенный садизм - многие дамы, та же Шаврова или Лика Мизинова, любили Чехова годами, бежали к нему по первому зову, а он ничего им не обещал, при случае спокойно заменял их другими девицами, но время от времени ироничными игривыми письмами продолжая поддерживать в своих обожательницах надежду на взаимность.

Тут и на первой фотографии в посте Чехов с Ольгой Книппер

История женитьбы Чехова на Книппер тоже небезупречная. Среди всех женщин Чехова она явно не самая красивая, но она нравилась ему как актриса, он хвалил ее игру. Ольга долгое время была любовницей женатого режиссера Немировича-Данченко, и хотя Чехов был ей действительно увлечен, он не хотел жениться, даже боялся - к тому же он уже тогда был серьезно болен и понимал, что им придется долго жить врозь - Книппер была ведущей актрисой молодого МХТ, а Чехов уже не мог себе позволить долго жить в промозглой Москве из-за своего слабого здоровья. Кроме того, идее его брака противилась и мать, и его любимая сестра Маша и в биографии прямо читается, как Книппер просто-таки дожимала Чехова, чтобы он на ней именно женился, а не как со всеми остальными. Чехову от этого брака никакой особо пользы не было - в качестве женатой пары они все равно подолгу жили врозь, от чего Чехов был не в восторге, хотя и не требовал от жены бросить сцену. К сожалению, детей у них не было, хотя Чехов очень хотел.

4. Многочисленные братья Чехова и его сестра Маша - важные персонажи биографии, фактически Чехов содержал огромное количество своих родственников и не только родственников. Но нельзя сказать, что он был таким уж бескорыстным спонсором - сестра Маша посвятила комфорту обожаемого брата всю свою жизнь - она долгое время не теряла надежды выйти замуж, но так и не сложилось. В молодости, когда шансы были наиболее высоки, против ее замужества сильно возражал Антон Павлович - ему было очень удобно, что она вела все дела семьи. Правда, Чехов много помогал не только родным, он постоянно хлопотал за кого-то, оплачивал обучение чужим детям, строил школы, собирал библиотеки и так далее.

5.В заключение, а то много получается - запомнился мне еще быт тогдашней богемы-интеллигенции. Невзирая на всякие денежные трудности они постоянно мотались в Швейцарию, Италию или Париж, хотя постоянно были в долгах и закладывали-перезакладывали свои имения, а детей едва родившихся быстренько сбагривали кормилицам. Меня неприятно поразила история с дочкой Лики Мизиновой - в переписке Лика называла ее своим новым смыслом жизни или вроде того, но когда девочка смертельно заболела, мать спокойно продолжала мотаться в Москву по своим богемным делам - тусовки там, вечера, все дела. Для меня это как-то дико смотрится, но может для тогдашних творческих дам это было нормально.

В общем, нельзя сказать, что эта книга прямо вот лучшая из прочитанных мною когда-либо биографий, совсем нет, но местами она весьма интересная.

В творчестве Антона Павловича Чехова можно найти произведения на любые темы. Русский классик создал в своих рассказах настоящую энциклопедию русской жизни. В них можно познакомится с темами политики, искусства, творчества, религии. И, конечно, писатель не мог не обратить внимания на тему взаимоотношений мужчин и женщин. Спектакль Чеховские женщины представит вниманию гостей инсценировку нескольких чеховских миниатюр раннего периода творчества классика. Режиссер постановки Яков Ломкин смог мастерски передать комизм и неповторимую атмосферу сочинений Чехова.

Картины, разворачивающиеся на сцене, будут интересны как прекрасным дамам, так и зрителям-мужчинам. Ведь в центре каждой сценической истории - рассказ о нелегкой женской доле. Всем хорошо известно, что многие женщины мечтают о счастье и вечной любви, о прекрасном принце и уютном доме. И ради достижения этих целей героини спектакля готовы пойти на многое. Это и рождает множество захватывающих ситуаций - смешных и немного грустных. Дамы предстают во всем своем неподражаемом очаровании, ранимости, сумасбродности, что придает спектаклю особый лиризм.

Конечно, там где речь идет о дамах, не могут не появиться и мужчины. Перед зрителями проходит целый ряд колоритных персонажей. Кто-то из них являет собой образец мужской галантности и воспитанности, а кто-то демонстрирует не самые лучшие стороны мужской натуры. В этом противоречии, в этом вечном непонимании женщин мужчинами и рождаются трагикомические ситуации. Замечательная сценография и блистательная игра актеров превращают постановку в незабываемое зрелище. Чтобы насладиться миниатюрами классика, нужно непременно купить билеты на спектакль Чеховские женщины.

Мария Куликовская отзывы: 41 оценок: 41 рейтинг: 14

Когда я шла на этот спектакль, многого я не ожидала, поскольку понимала, что задействованы в нем выпускники дпо школы Райкина. Понимала я и то, что Яков Ломким мастер, но не волшебник. Однако я была очень удивлена увиденным! Видимо, Яков все-таки волшебник. Этот спектакль – это такая конфетка! Честно говоря, это в разы круче, чем "Покровские ворота", и по игре, и по общему впечатлению, и по целостности постановки. Да-да, по целостности! Несмотря на то, что это собрание рассказов Чехова. Так гармонично они соединены, переплетены, что создают единую историю. Впечатление правда колоссальное! Главным образом, конечно, от работы режиссера. Очень красиво, эффектно, но душевно, вроде и классика, а звучит современно. В общем, все как Яков умеет: все смешать, слегка взболтать и выдать необыкновенно классный результат на 5+! Гораздо больше я была удивлена игрой некоторых актрис – они заслуживают отдельных аплодисментов! И вообще все очень удачно раскрылись в своих ролях, все на своем месте. Но главное, этот спектакль стал усладой для моего истосковавшегося по игре Якова сердца. Главная ценность, главное счастье, главная краска этого спектакля! Как он хорош! Какое украшение каждый его образ! Особенно Штраль! Великолепен! Играющий режиссер или ставящий актер… Как бы сам себя ни называл Яков, "роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет" (с). Эх, почаще бы!... Сочетание двух этих творческих сторон его личности чудесно и драгоценно! Очень хочу еще раз, хотя бы раз, увидеть этот спектакль в таком же составе!

Светлана Орлова

Большое спасибо за спектакль «Чеховские женщины»! 29 мая состоялся последний в этом полугодии показ этого замечательного спектакля. Артисты, занятые в этом спектакле – это артисты с тысячами лиц! Они не только высокопрофессиональны, они неповторимы и уникальны! Они могут быть смешными и нелепыми, забавными и трогательными, лиричными и трагичными. В нем нет звезд – и звездами являются все. Одни и те же актеры участвуют в разных «кусках» спектакля, демонстрируя самые разные стороны своего дарования. Спектакль поражает своей слаженной, отточенной ансамблевой игрой, которая, тем не менее, не «гасит» актерской индивидуальности ни одного из своих участников. Играя, актеры заражают друг друга своим темпераментом, раскованностью, счастьем самого существования на сцене. Все артисты уверенно владеют своим телом и голосом, используя средства выразительности площадного театра, традиции клоунады и шутовства.
Творчество А.П. Чехова (и прежде всего раннего А.П. Чехова) точнее всего (на мой взгляд) может быть интерпретировано художественными средствами именно этого театра: театра масок и карнавала. А.П. Чехов, как известно, создал много рассказов о женщинах, которых знал прекрасно. Чеховские женщины – это и творческие натуры, выбирающие все риски и опасности свободного существования (Нина Заречная); и ранимые, тонкие души, терпящие поражение в жизненной битве (Мисюсь, Соня из «Дяди Вани», Маруся из «Цветов запоздалых»). Но А.П. Чехов с большим удовольствием (и знанием дела) писал о женщинах, соединяющие в себе самые разные качества: бойкость, трезвость, расчетливость и одновременно в них угадывается страх, уязвимость, робость, зависимость… При этом они не менее интересны и не менее желают счастья и любви. Театрального режиссера Я. Ломкина, создавшего спектакль «Чеховские женщины» с выпускниками эксперементального актерского курса К. А. Райкина, заинтересовал именно этот тип.
Актеры великолепно владеют всеми «красками»: им под силу и гротеск, и ирония, и пронзительная лиричность. Великолепна в роли «загадочной натуры» (одноименный рассказ А. Чехова 1883 г.) актриса Анна Рытова. Созданный ею острый, выразительный, виртуозный рисунок роли свидетельствует о ярком, незаурядном таланте. Выстраивая образ своей героини, актриса использует эксцентричные, даже фарсовые приемы. Её актерский талант создан прямо для такого красочного, «зрелищного», «карнавального» театра. Но при этом очевидно, что ей подвластны глубокие драматические роли: у этой актрисы не чувствуется «потолка». Запоминается её партнер, Баграт Мелкумян, мгновенно реагирующий на каждую реплику своей собеседницы великолепной пантомимой. Героиня рассказа А.П. Чехова «Который из трёх?» (1882 г.) Надя в исполнении Вероники Гурдус одновременно расчетлива и простодушна, хитра и наивна. Интересно наблюдать, как она ведет свою партию, пытаясь удержать рядом с собой и возможного жениха, и ленивого возлюбленного. В ней угадывается и беспечная девчонка, никак не решающаяся расстаться с юностью, и зарождающаяся женщина, только начинающая постигать весь драматизм существования в этом мире. Право, язык не поворачивается назвать её циничной!
Совершенно в другом ключе решен рассказ А.П. Чехова «Дачница» (1884 г.), который «исполняется» «ансамблем» из двух человек – Марией Ковальской и Зариной Мухитдиновой. Обе актрисы прекрасно ведут свои партии (сложные как пластически, так и психологически) – с пронзительной лиричностью, с тончайшими нюансами. Очень точно произносит грустный, во многом безысходный текст А.П. Чехова М. Ковальская. Запоминается взгляд актрисы вдаль, как бы пытающийся разглядеть «сквозь магический кристалл» свою жизнь, свое будущее.
Так спектакль и движется вперед, удерживая равновесие между лирикой и шутовством. Актеры демонстрируют великолепное владение всем арсеналом актерских средств, присущих театру масок. Они бегают, прыгают, кувыркаются, делают всевозможные трюки, акробатические этюды…
Несомненно, что создатели спектакля «Чеховские женщины» унаследовали театральную традицию, восходящую к театру масок дель-арте, театру балаганного шутовства и цирковой клоунады, воспринятую и развитую Всеволодом Мейерхольдом, Евгением Вахтанговым, Аркадием и Константином Райкиными. Как и положено артистам этой театральной школы, они могут до бесконечности менять маски.
Но самое интересное происходит, когда из-под маски проступает душа… Хотите убедиться? Идите и смотрите спектакль «Чеховские женщины»!!!

Елена Нестерова отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 1

Соглашусь со всеми положительными и яркими отзывами, что были написаны выше, но, как журналисту и критику хочется добавить несколько слов. Слегка отдаляясь от самого спектакля, хочется разделить современный мир театра на несколько позиций – духовный, потребительский и пафосно-выходной. Если найти иные слова в русском языке для определения категорий – наша душа, наша реальность и наши мечты. «Чеховские женщины», безусловно, относятся к первой категории. Этот спектакль - редкое чудо!!! Удивление, восхищение, смех и время, которое так быстро ускользает сквозь пальцы. Человек, слияние двух половинок, помноженный на талант актёров и режиссёра Якова Ломкина. Дорогие друзья – театралы, не пропустите этот спектакль. Как кусочки лоскутного одеяла, ярко и искусно, рассказы А.П.Чехова, сменяют друг друга. С минимальными декорациями, сцена излучает невероятную энергетику. Актёры, погружённые в свои роли, отдают зрителю всё, что хранят их горячие сердца.
Читая Чехова в школе, мало кто может представить, как современно и чувственно могут звучать его слова на современной сцене.
Я могу посоветовать вам, дорогие читатели, стать зрителями. И я уверена, вы не пожалеете.
И ещё одно, может самое важное. Покинув театр, в вашем сердце останется частица любви актёров, любви к своим зрителям. И вы захотите вернуться, чтобы сказать – Браво! Так что запаситесь цветами и добрым отношением к великому миру театра в лице спектакля «Чеховские Женщины».

Спектаклем «Чеховские женщины» по рассказам Антона Павловича Чехова закончился экспериментальный курс повышения квалификации по программе «Мастерство актера драматического театра в процессе создания спектакля» (руководитель – Яков Ломкин). Для участия в спектакле он отобрал выпускников с пяти потоков факультета дополнительного образования. Среди почетных гостей на премьере был народный артист России Роман Карцев, который недавно выступал перед этими студентами и успел их полюбить.

К концу XIX века «женская тема» стала одной из наиболее актуальных в русской литературе. В письме И.Л. Леонтьеву-Щеглову 22 января 1888 г. писатель иронически выражает свое «кредо»: «Без женщины повесть, что без паров машина. Я не могу без женщин!!!». Чехов создал множество рассказов о женщинах -- «дамах», «женах», «барышнях», «институтках», «загадочных натурах», «розовых чулках» и, с другой стороны, о девушках, ищущих путей к новой жизни, при этом считал, что «женщин нужно описывать так, чтобы читатель чувствовал, что Вы в расстегнутой жилетке и без галстука». И уже в раннем творчестве Чехов выражает свое представление о необходимости деромантизации образа женщины в литературе, приближения его к реалиям повседневного существования, в котором развиваются бытовые, семейные, любовные и социальные отношения, затрагивающие женщин.

Из девяти рассказов («Темпераменты», «Который из трех?», «Размазня», «Загадочная натура», «Женщина без предрассудков», «Теща адвокат», «Дачница», «Слова, слова, слова», «Как я в законный брак вступил») режиссер спектакля Яков Ломкин выстроил стройную композицию. Каждый рассказ решен в своем ключе: например, «Размазня», в которой хозяйка ставит изощренный психологический эксперимент над служанкой, переносит нас в японскую гостиную, а финальный рассказ «О том, как я в законный брак вступал» напоминает шумное еврейское местечко, где мамы точно знают, что составит счастье их взрослых чад. Несколько персонажей-типажей (любопытная старушка, старая дева, которая, впрочем, к финалу оказывается беременной, жизнерадостные подружки-трещотки) переходят из рассказа в рассказ, точно с этажа на этаж огромного дома, населенного нелепыми и смешными людьми, создающими такие же странные и нелепые союзы, каждый из которых, как известно, несчастен по-своему. Многочисленная и колоритная женская массовка заставляет вспомнить структуру античного театра с героями и Хором.

В создание спектакля вложили свои усилия педагоги Высшей школы сценических искусств. Ренат Мамин (в творческом союзе с концертмейстером Ольгой Сидоровой) работал над пластическим воплощением сценических образов. Сергей Сотников оттачивал сценическую речь актеров. Профессор Дмитрий Трубочкин прочитал спецкурс о роли Чехова в развитии театра и о судьбе его произведений в отечественном и мировом сценическом искусстве. Мария Максимова помогла разработать и воплотить сценические образы в гриме. Кроме того, студенты посетили дом-музей А.П. Чехова в Москве, а также Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово».

Спектакль не получился бы столь изящным и впечатляющим без работы художников-сценографов Марии Хиленко, Анны Титовой и Аллы Гавриловой, художников по свету Маргариты Синюковой и Александра Брикмана, звукорежиссера Елизаветы Лебедевой.

Итоговую аттестационную комиссию возглавил художественный руководитель Высшей школы сценических искусств Константин Райкин. Он отметил, что у спектакля есть как профессиональные проблемы, так и талантливые, живые места и выразил желание, чтобы работа над спектаклем продолжалась.