Доказать что мцыри романтический герой. «Мцыри» - романтический герой поэмы

Доказать что мцыри романтический герой. «Мцыри» - романтический герой поэмы

Поэма "Мцыри" - плод деятельной и напряженной творческой работы Михаила Юрьевича Лермонтова. Еще в юности воображение поэта рисовало образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем" - старшим монахом. В поэме "Исповедь" (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы "Мцыри" (1840 год), повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом. Белинский В. Г. Статьи о Лермонтове. - М., 1986. - С. 85

Перед "Мцыри" была написана поэма "Беглец". В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме "Мцыри" Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в "Исповеди" и поэме "Беглец". В "Мцыри" поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в "Исповеди" (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Бельская Л.Л. Мотив одиночества в русской поэзии: От Лермонтова до Маяковского. - М.: Русская речь, 2001. - С. 163

Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но "пламенную страсть" сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими - стены, трусливыми и жалкими - стражи-монахи, сам он - рабом и узником. Его желание узнать, "для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы", обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни для побега - это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством.

Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но вместе с тем поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он. побеждает, недаром мечты влекут его в "чудный мир тревог и битв". Он убежден, что мог бы быть "в краю отцов не из последних удальцов". Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он - воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит; "Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда". Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Белинский В. Г. Статьи о Лермонтове. - М., 1986. - С. 98

Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется, в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь - это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы "рай и вечность променял" за несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно "спорил с судьбой". Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников из дворянского общества. Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Благой Д.Д. Лермонтов и Пушкин: Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.- М.,1941. - С. 35

Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерстя барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу "меж темным небом и землей", ему чудится, что его "прилежный взор" мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов. (Характеру героя соответствует и стих поэмы). Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма, Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою "душу" в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм.

Однако Лермонтов, создавший "Мцыри" в те годы, когда создавался и реалистический роман "Герой нашего времени", вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев "Исповеди" и "Боярина Орши" остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отечестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтическим поэм, связана со стремлением глубже раскрыть - "рассказать душу". Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в то же время создавал социально-психологический роман. Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления. ("Однажды русский генерал... ") Белинский В. Г. Статьи о Лермонтове. - М., 1986. - С. 85 - 126

Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов, и вместе с тем как новое звено в цепи развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную литературу свой, "лермонтовский элемент". Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал "самобытную живую мысль" в его стихах. Повторял Белинский "Все дышит самобытною и творческою мыслью". Русская литература 19 века: Большой учебный справочник. М.:Дрофа, 2004. - С. 325

В этой поэме в действительности романтический сюжет, и, безусловно, романтический и мечтательный герой - Мцыри.

Он мечтает о побеге из монастыря туда, где он был счастлив, пока не попал в монастырь в заточение. Мцыри очень уверен в своих силах и, бежав из монастыря, надеется все же достичь глубь Кавказских гор, найти свою семью, сородичей. Это была его мечта с самого детства. С детства он рос отшельником вместе со своими сородичами, и ему была чужда жизнь в монастыре. В исповеди он говорит, что он еще очень молод и не знал жизни. Он мечтал о простой человеческой жизни на свободе, он хотел любить, ненавидеть, вдыхать свежий воздух своих родных мест, гулять на просторе.

После того, как он бежал и оказался среди природы, он чувствовал невероятное счастье. В те моменты он сливался с природой в единое целое

Признаки романтического произведения

Одним из стилей, которым может быть написано художественное произведение, является романтизм. Основными признаками этого направления можно назвать:

  • действие происходит в непривычных для героя обстоятельствах;
  • герой не принимает идеалы и устои того общества, в котором он живёт;
  • между героем и обществом существует конфликт, который разрешается трагически;
  • герой - экстраординарная личность, выделяющаяся среди остальных;
  • отсутствует дистанция между героем и автором, для которого главное - показать мысли и чувства, внутреннее состояние персонажа.

Обладая циничным характером, М.Ю. Лермонтов не мог принять мир таким, каков он есть, поэтому романтизм становится излюбленным стилем поэта. В поэме "Мцыри" можно найти все признаки романтического произведения.

"Мцыри" - поэма в романтическом ключе

Из привычного мира Мцыри попадает в монастырь, в который он попадает ещё отроком. Но не только монастырь является непривычной средой для главного героя: во время побега его поражает красота и экзотичность природы Кавказа.

Монастырь никогда не станет для Мцыри родным домом, само имя героя означает "чужестранец", "пришелец". Занятия, которым он должен посвятить свою жизнь, кажутся ему унылыми и бессмысленными, его влечёт другой мир, наполненный яркими событиями, в котором живут чувства, бушуют страсти.

Неприятие Мцыри образа жизни монахов приводят к побегу в прекрасный, свободный мир, но и он не принимает Мцыри: после скитаний он вновь попадает в монастырь. Внутренний конфликт для героя разрешается трагически: он предпочитает умереть, чем жить в неволе.

Действия Мцыри, его мировосприятие и мечты говорят о том, что он неординарная личность. Среди монахов он - "лишний", чужой, поэтому обречён на душевные страдания, одиночество и раннюю смерть.

Почему же Мцыри не остался на свободе, ведь его раны не были смертельными? Причина кроется в задумке поэта: такая сильная личность, как Мцыри, должна погибнуть трагически. Драматизм поэмы объясняется мировоззрением автора, его личным восприятием и отношением к жизни.

Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величественность гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Может быть, поэтому еще в юности Лермонтова так привлекал образ бунтаря, на пороге смерти произносящего гневную протестующую речь (поэма «Исповедь», 1830 год, действие происходит в Испании) перед старшим монахом. А может, это было предчувствие собственной смерти и подсознательный протест против монашеского запрета радоваться всему тому, что дается Богом в этой жизни. Это острое желание испытать обычное человеческое, земное счастье и звучит в предсмертной исповеди юного Мцыри - героя одной из самых замечательных лермонтовских поэм о Кавказе (1839 год - совсем мало времени уже оставалось у самого поэта).

Перед «Мцыри» была написана поэма «Беглец». В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны.

В поэме «Мцыри» Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в «Исповеди» и поэме «Беглец». В «Мцыри» поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль

в «Исповеди» (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пламенную страсть» сливается любовь к отчизне и жажда воли.

Михаил Юрьевич Лермонтов, известный русски поэт, является одним из самых ярких представителей направления романтизма в литературе. Его произведения часто посвящается чувствам отчаяния и душевной неволи, которые обусловлены тяжестью земной жизни и невозможности жить свободно.

Лермонтова всегда привлекала мощь стихии человеческого духа и желания оставаться самим собой, несмотря на обстоятельства и испытания. Романтическая поэма "Мцыри" тоже посвящена этой теме. Поэт придает романтическому образу главного героя то жгучее отчаяние и ту жажду свободной воли и жизни, которая и придает поэме атмосферу мрачного отчаяния и безысходности.

Образ Мцыри в поэме

Жизнь Мцыри тяжела и несносна - он заточен в монастыре, и отчаянно жаждет вернуться на свою Родину и наслаждаться ее просторами и свежим воздухом. Нахождение в заточении он переносит крайне тяжело, и решает сбежать, несмотря на то, что это может привести к его смерти.

Душевные мучения невыносимы, и Мцыри понимает, что лучше погибнуть, чем жить так дальше. Лермонтов поднимает тему Кавказа, которая характерна для русской литературы того периода. Дикая и прекрасная природа этого края соответствует тем людям, которые в нем живут - это свободолюбивый народ, сильный и смелый.

Таким представлен и Мцыри, который ценит, прежде всего, свою свободу и свои идеалы, а не смиряется с действительностью. А величественная и впечатляющая природа Кавказа подчеркивает романтическое настроение поэмы, и черты характера главного героя Мцыри.

Противопоставление мечты и действительности

Описание природы говорит о романтическом идеале и стремлении стать духовно богаче, о страсти, которая есть в человеческой душе и которая ведет героя в мир, кажущийся ему идеальным и настоящим. Сам герой Мцыри представляет собой противопоставление всему миру, поэтому он не похож на других людей, в его душе живут настоящие пылкие чувства, которые не позволяет ему терпеть заточение.

Он стремится познать что-то исключительное, и готов увидеть это в окружающем его мире. Он одинок в душе, так как чувствует свою обособленность от других людей. Мцыри - это сосредоточие воли, мужества и истинной страсти. Лермонтов создал своего героя именно таким, потому что желал подчеркнуть противопоставление мечты и действительности.

Его герой сбегает из монастыря, и пройдя множество испытаний, так и не дошел до своего родного дома. Он погибает, но важно каким именно Мцыри уходит из жизни - счастливым и умиротворенным. Мцыри благодарит судьбу и за те прекрасные мгновения, которые она подарила ему на природе, и понимает, что ради этих моментов и стоило рискнуть - покинуть монастырь и достойной встретить смерть.

Трагический конец поэмы - это торжество внутренней свободы главного героя, который несмотря на смерть и препятствия, чувствует себя по-настоящему счастливым. Его стремление к свободе - это главный урок, который хочет преподнести Лермонтов читателям, поэт указывает на то, что именно ради этого стоит жить и преодолевать трудности.

Этот внутренний ориентир Мцыри является символом смысла жизни человека. А его мятежная натура, которая раскрывается в тоске по Родине, говорит о том, что в жизни стоит искать что-то исключительное и необычное, и то, что наполнить человеческое существование истинными душевными чувствами.

Расскажите о характерных чертах романтического героя (на примере героя поэмы Мцыри).

Ответ

На мой взгляд, мальчишка из поэмы Лермонтова «Мцыри» является весьма романтичным персонажем. Когда он рассказывал священнику свою историю побега, он рассказывал, показывая свою боль, он рассказывал, как он жаждал вернуться на родину с такой искренностью, он выдал все, что накопилось у него в душе за время путешествия.

Образ главного героя романтической поэмы трактуется автором необычно. Мцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша. Ореола загадочности и таинственности, титанических индивидуалистических черт, характерных для романтического героя, в нем нет. Сама исповедь героя помогает ему максимально точно передать малейшее душевное движение. Он не только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их. Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях, намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и искренен перед собой. Мцыри исповедуется не для того, чтобы облегчить душу или снять грех за свой побег, а для того, чтобы вновь пережить три блаженных дня жизни на свободе:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Но для романтических поэм характерно присутствие исключительной, противоречивой личности, отношение которой к окружающему миру неоднозначно. Исключительность и сила Мцыри выражены в тех целях, которые он перед собой ставит:

Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.

С детских лет, попав в плен. Мцыри не мог примириться с неволей, жизнью среди чужих людей. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу, стремится попасть на родину, где, по его мнению, “люди вольны, как орлы” и где его ждут счастье и воля:

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть…

Мцыри бежит не из своей среды в чужую в надежде обрести волю и спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря - символом несвободной жизни, чтобы достичь края отцов. Родина для Мцыри - это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину - одна из его целей, наравне с познанием мира.
Бросив вызов самой судьбе, Мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь, когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя с природой:

«О, я как брат обняться с бурей был бы рад».

В течение «трех блаженных дней», проведенных Мцыри на воле, раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи:

…О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил…

Исключительные черты Личности героя романтических поэм помогает раскрыть присутствие любовного сюжета в этих поэмах. Но данный мотив Лермонтов исключает из поэмы, так как любовь могла стать препятствием для героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением. Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми. Оказавшись в очень важной для романтического героя ситуации - в ситуации выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может быть, найти отца и мать. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.

И еще одно испытание предстояло пройти Мцыри - схватка с барсом. Он выходит победителем в этой схватке, но ему уже не суждено попасть на родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, олицетворяют собой его жизнь, если бы она протекала на родине. Герой поэмы Лермонтова находит в себе силы признать свое поражение и умереть, никого не проклиная и сознавая, что причина неудачи заключена в нем самом. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми, но свобода осталась для него превыше всего.