Великий русский дирижер николай голованов и советский дирижер кириллкондрашин. Николай Семёнович Голованов: биография Монография «Геометрическое моделирование»

Великий русский дирижер николай голованов и советский дирижер кириллкондрашин. Николай Семёнович Голованов: биография Монография «Геометрическое моделирование»
Великий русский дирижер николай голованов и советский дирижер кириллкондрашин. Николай Семёнович Голованов: биография Монография «Геометрическое моделирование»

Дирижёр (хоровой, оперный, симфонический), пианист-аккомпаниатор, композитор, педагог, общественный деятель.

Родился 9 января 1891 года в Москве. В 1900-09 годах учился в Синодальном училище церковного пения, по окончании которого стал регентом 1-го разряда. Среди педагогов — B. C. Орлов, А. Д. Кастальский, Н. М. Данилин. В 1912-18 годах преподавал в училище. В 1914 году окончил Московскую консерваторию с малой золотой медалью по классу композиции С. Н. Василенко (дипломная работа — опера-кантата «Принцесса Юрата»). Учился также у А. А. Ильинского, М. М. Ипполитова-Иванова. С 1909 года года выступал как хоровой дирижёр, в том числе, на гастролях за рубежом (с Синодальным хором). В 1910-18 годах — помощник регента Синодального хора. С 1915 года работал в Большом театре: в 1915-19 — помошник хормейстера, в 1919-28, 1930-36 — дирижёр, 1948-53— главный дирижёр. В1919-48 годах (с перерывами) — дирижёр в Оперном театре (студии) им. К. С. Станиславского. Как симфонический дирижёр выступал с оркестрами Большого театра, Московской консерватории, Московской филармонии (1920-е гг.). С 1930 года — главный дирижёр Радиоцентра, возглавлял оперный Радиотеатр; с 1937 — художественный руководитель и главный дирижёр БСО Всесоюзного радиокомитета. Одновременно выступал с Государственным оркестром народных инструментов СССР (1936-47), с Государственным духовым оркестром СССР (1937-40) и др. В обширном репертуаре Голованова-симфонического дирижёра центральное место занимала русская классика, а также произведения современных отечественных композиторов. Среди его исполнительских шедевров — произведения А. П. Бородина, М. И. Глинки, П. И Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина. Первый исполнитель в СССР произведений С. В. Рахманинова: «Три русские песни» (1932), Третья симфония (1943), «Симфонические танцы» (1943); Н. Я. Мясковского: Шестая (1924), Двадцатая (1940) симфонии; С. С. Прокофьева: опера «Любовь к трем апельсинам» (Большой театр, 1927), Пятый концерт для фортепиано с оркестром (1932), Четвертая симфония (1933), Сюита № 1 из балета «Ромео и Джульетта» (1936), «Здравица» (1939); А. И. Хачатуряна: Сюита из балета «Гаянэ» (1943); Т. Н. Хренникова: Вторая симфония (1943) и др. В 1916-43 концертировал как пианист-аккомпаниатор в ансамбле с A. B. Неждановой, И. С. Козловским, М. О. Рейзеном, М. П. Максаковой, Н. Д. Шпиллер.

Композиторское наследие Голованова включает 2 одноактные оперы, симфонию, 2 кантаты, произведения для хора (в том числе свыше 60 духовных сочинений, см.: Н. С. Голованов. Духовные произведения для хора а cappella. М., 2004), симфонического оркестра, для фортепиано (см.: Н.С. Голованов. Соната. Эстампы. М., 2005), для голоса и фортепиано (свыше 140 романсов), свыше 50 обработок песен разных народов. В 1925-29 и 1943-48 — профессор оркестрового и оперного классов Московской консерватории. Среди учеников ассистенты-стажеры Большого театра — Е. Акулов, Г. Зимин, А. Ковалёв, С. Сахаров; в Московской консерватории — Л. Гинзбург, Г. Рождественский, Б. Хайкин в БСО Всесоюзного радиокомитета — К. Иванов. В 1926 году силами студентов оперного класса и студенческого оркестра осуществил в Московской консерваторию первую после Октябрьской революции постановку —опера «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова.

Сталинские премии СССР (1946,1949,1950,1951, в том числе, за постановки опер «Борис Годунов», 1948; «Садко», 1949; «Хованщина», 1950). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1937), Ленина (1951); медалями: «За оборону Москвы» (1949), «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

Его жена — A. B. Нежданова.

Литературные сочинения: Записная книжка ученика IV класса Московского Синодального училища церковного пения Н. Голованова 1903/04 уч. г. // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1. Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. М., 1998; Этюд о Прокофьеве / Публ. О. Захаровой // Сергей Прокофьев. Воспоминания. Письма. Статьи. М., 2004.

Весной и летом 2010 года в Москве произошло два примечательных события: в апреле в рамках Пасхального фестиваля в Рахманиновском зале был устроен хоровой концерт, состоявший исключительно из духовных произведений Николая Голованова, а в конце июня в Музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки открылась выставка «Образы России», изобразительный ряд которой составили главным образом живописные полотна из собрания этого композитора. Если прибавить, что в последние годы в концертных залах неоднократно звучала его симфоническая и камерная музыка, что диски с его оперными и симфоническими записями ныне выходят под самыми разнообразными «ярлыками», то можно, кажется, говорить о «воскрешении Голованова» — как дирижера, как композитора, как личности. В таком масштабе подобные явления происходят редко — видно, есть в фигуре ушедшего более полувека назад Николая Семеновича Голованова нечто, необходимое людям сегодня.

Биография его внешне несложна и как будто бы являет собой образец успешного пути мальчика из «низов» к вершинам славы. Родившийся в 1891 году в семье выходцев из крестьянcкого сословия, он в возрасте девяти лет был принят в Московское Cинодальное училище церковного пения. Благодаря прекрасному мальчишескому дисканту и замечательной музыкальности Коля Голованов сразу же вошел в трио солистов-«исполатчиков» (мальчиков, которые во время архиерейских служений исполняют песнопения на греческом языке). А благодаря исключительной работоспособности и сильному характеру сразу же выдвинулся в первые ряды учеников и на последних курсах училища, в возрасте 17-18 лет, уже регентовал хором Марфо-Мариинской обители, а в 1910 году, то есть 19-летним, стал педагогом Синодального училища и помощником регента Синодального хора за службами в Успенском соборе Московского Кремля. В 1911 году в юбилейном (посвященном 25-летию реформированного Синодального училища) концерте Синодального хора прозвучали два песнопения Голованова — эксапостиларии «Плотию уснув» и «Апостоли от конец света». В 1913 году Голованов заменил знаменитого регента Н.М. Данилина на концертах Синодального хора в Берлине; в 1918-м в нотоиздательстве Юргенсона вышло четыре опуса духовно-музыкальных сочинений Голованова для мужского и смешанного хора (в общей сложности — 23 номера).

Не менее стремительно развивалась и «светская» карьера музыканта: в 1914 году он с отличием окончил Московскую консерваторию как композитор, с 1915-го начал работать в Большом театре как дирижер; много выступал как пианист-аккомпаниатор со своей супругой — знаменитой певицей Антониной Неждановой (кстати, Антонина Васильевна была единственной женщиной, принимавшей иногда участие в духовных концертах Синодального хора; для нее, в частности, написано соло в столь часто исполняемом и сегодня песнопении Павла Чеснокова «Ангел вопияше»). В дальнейшем, после 1917 года, Голованов, наряду с работой в Большом театре и Московской консерватории, был музыкальным руководителем Оперной студии К.С. Станиславского, одним из создателей и руководителем Симфонического оркестра Всесоюзного Радиокомитета и оперного Радиотеатра. Он был народным артистом СССР, лауреатом нескольких государственных (тогда — сталинских) премий.

Однако не все складывалось в биографии талантливого музыканта так гладко, как выглядит в энциклопедических статьях. Уже в ранней молодости Николай оказался столь строптив и самостоятелен, что, являясь лучшим учеником Синодального училища своего выпуска, он все же не был занесен на почетную «Золотую доску». Как сказали бы сейчас, из-за неудовлетворительной оценки за поведение (что не помешало ему, как мы видели, сразу по окончании училища стать регентом Синодального хора). Из Большого театра, уже при советской власти, Голованова увольняли три раза: в конце 20-х годов, в конце 30-х и в 1953-м. В интернете мне недавно попался текст, озаглавленный «Голованов — любимый дирижер Сталина». Это - неправда, Николай Семенович не был любимым дирижером вождя, который пристально наблюдал за ситуацией в «придворном» театре. Жалобы на Голованова писали как власти, так и коллеги: в отношении к делу он был бескомпромиссен и часто «не взирал на лица». Николай Семенович и скончался, будучи отставленным от Большого.

Убежденный патриот и отнюдь не диссидент, Голованов не афишировал, но и не скрывал своих взглядов, в том числе религиозных. Он помогал материально московскому духовенству, собирал иконопись и религиозную живопись (в том числе из закрываемых и разрушаемых храмов); в его доме поэт Николай Клюев читал «запрещенную» поэму «Погорельщина» (за что вскоре поплатился пожизненной ссылкой в дальние края, куда замечательная русская певица и приятельница Голованова, солистка Большого театра Надежда Обухова посылала ему материальную помощь от московских артистов). Когда после печально знаменитого Постановления 1948 года («Об опере В.И. Мурадели “Великая дружба”») в очень тяжелом положении оказался великий Сергей Прокофьев — его музыку перестали исполнять, прекратились государственные заказы,— Голованов организовал в Большом театре оркестровый показ фрагментов нового балета Прокофьева «Каменный цветок» и пригласил туда Сергея Сергеевича; после исполнения дирижер и оркестр устроили Прокофьеву грандиозную овацию. Кстати, у Голованова, с молодости любившего и исполнявшего прокофьевскую музыку, есть примечательное биографическое совпадение с композитором: они родились в один год — в 1891-м — и умерли тоже в один год — в 1953-м. Прокофьев в марте, Голованов в августе, на Успение. (И теперь каждый год насельники московского Подворья Троице-Сергиевой Лавры в этот праздничный день служат панихиду на могиле Николая Семеновича на Новодевичьем кладбище.)

Всегда считалось, что самое важное в наследии Голованова — это сделанные им многочисленные записи русской классики, оперной и симфонической, и нередко в наше время его именуют «великим русским дирижером». Действительно, есть такой репертуар, в котором Голованов вряд ли до сих пор имеет себе равных: например, оперы Римского-Корсакова, симфонические произведения Скрябина. Но вот сравнительно недавно одна немецкая фирма выпустила диск с головановскими записями симфонических фрагментов из опер Вагнера. С трепетом приступая к его прослушиванию (ведь столько лет прошло, так изменились вкусы!), автор этих строк быстро убедилась, что и здесь время оказалось бессильно. Да, Голованов — великий дирижер. Вместе с тем, в последние годы стали все более привлекать внимание другие стороны деятельности музыканта, его облик в целом.

Через полтора десятилетия после кончины Голованова в его московской квартире в доме Большого театра в Брюсовом переулке был устроен мемориальный музей. Совершенно неповторимой оставалась атмосфера этой квартиры — не слишком большой, но все же просторной, до мелочей (дверные ручки, лепные украшения потолка и стен) оформленной самим Головановым и до краев заполненной живописью, скульптурой, книгами, нотами. Сюда приходили музыканты-дирижеры и здесь же стали собираться в определенные дни жившие в Москве последние «синодалы», то есть сотрудники Синодального училища и певчие Синодального хора: все они свято чтили память своих учителей и товарищей. Голованов сам собирал все, что относилось к Синодальному училищу: фотографии, литографированные ноты Синодального хора, программы его выступлений, рукописи. В результате образовался богатый архив, из которого уже в наше время извлекаются на свет Божий неповторимые ценности. Например, именно в доме Голованова хранилась (неведомыми путями попавшая туда) полная рукопись ныне опубликованных интереснейших воспоминаний директора Синодального училища Степана Васильевича Смоленского. Когда в наши дни издаются духовные сочинения композиторов Нового направления, исследователи обязательно просматривают литографии Синодального хора, ведь в них нередко запечатлены разные подробности, отражающие манеру, в которой исполнял эти сочинения знаменитый хор. В собрании Голованова есть и очень ценные, часто иллюстрированные («лицевые»), церковные книги.

Но особенно любил Николай Семенович живопись, преимущественно (хотя не обязательно) русских художников: в его коллекции представлены и Поленов, и Нестеров, и братья Васнецовы, и Левитан, и Коровин, и Юон, и Малявин, и Малютин, и Верещагин, и Айвазовский, и Головин, и Александр Бенуа, и многие другие. Список авторов собранных им работ занял бы слишком много места, но даже из краткого перечня ясно, что Голованов предпочитал работы своих современников. Конечно, дирижируя долгие годы в Большом, он встречался с талантливыми художниками, которые сотрудничали с театром. Был знаком Николай Семенович также с М.В. Нестеровым: музыкант регентовал хором Марфо-Мариинской обители в те же годы, когда художник расписывал ее храм. Голованов покупал работы у В.М. Васнецова, очень удачный портрет дирижера написал С.В. Малютин.

Коллекцию Голованов начал собирать с середины 1910-х годов, а к концу жизни музыканта в ней, судя по рукописным каталогам самого Николая Семеновича, насчитывалось до тысячи работ. Весомую часть коллекции (примерно 120 единиц) составляла иконопись — начиная с XV века. Известно, что в московской квартире все иконы были сосредоточены в спальне, где их могли видеть только самые близкие люди (которые и называли эту спальню «молельной»). Там же хранились иные церковные реликвии (например, Царские врата от разоренного иконостаса), а также предметы церковной утвари.

Конечно, вся коллекция не могла поместиться в квартире, и многое (в том числе иконы) находилось на даче Голованова и Неждановой на Николиной горе под Москвой. После кончины дирижера в квартире жила его сестра, которая по необходимости продала сравнительно небольшое количество живописных работ в антикварный магазин. Огромный же урон коллекции нанесло ограбление дачи в 1960-е годы, когда оттуда исчезли именно картины (а по-видимому, и иконы). В 1969 году, при устройстве музея, самая ценная часть остававшейся коллекции была отправлена в Третьяковскую галерею — 60 икон и 19 живописных работ, в том числе великолепные большие полотна Левитана; затем так называемый Всесоюзный производственно-художественный комбинат забрал еще 107 живописных работ и «распределил» их по разным художественным музеям, училищам и школам. Когда в 2007 году издательство «Белый город» решило в серии «Сокровища русского искусства» издать альбом, посвященный коллекции Голованова, сотрудники Музея имени Глинки (куда входит как филиал Мемориальная квартира Голованова) А.А. Наумов и О.И. Захарова составили каталог всех известных ныне работ из коллекции Голованова. При этом оказалось, что теперешнее местонахождение целого ряда работ, распределенных комбинатом и других, неизвестно, что некоторые из них попали в музеи Молдавии и Украины и проч. Сейчас в мемориальной квартире числится 236 произведений живописи, имеется также очень хорошая скульптура.

Квартира в Брюсовом переулке последнее десятилетие находилась в состоянии капитального ремонта, да и раньше круг ее посетителей был очень ограничен, таким образом получилось, что до выхода альбома даже профессионалы мало что знали про Голованова-коллекционера и про его собрание. Выставка «Образы России» — по существу первый развернутый показ сокровищ квартиры в Брюсовом. (Правда, несколькими годами ранее в музее было представлено два отреставрированных ценнейших полотна из головановской коллекции: «Мавзолей Тадж-Махал» В.В. Верещагина и «Венеция» В.Д. Поленова.)

В нынешнюю экспозицию вошли высокие образцы русского религиозного искусства конца XIX и начала ХХ столетия. Прежде всего, принадлежащий кисти Михаила Васильевича Нестерова «Ангел печали» (эскиз для мозаики над криптой церкви Петра Митрополита в Волынской губернии), «Святая Варвара» (эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве), его же полотно, озаглавленное строкой из стихотворения А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны». На этой картине Нестеров по просьбе Голованова повторил мотивы своих известнейших произведений: «Пустынник» и «Великий постриг».

Историческая русская тема представлена, например, отличным полотном П.И. Петровичева «Интерьер церкви Спаса на Сенях в Ростове Великом», а также работами «Иван Грозный в Александровской слободе» и «Царевич Петр Алексеевич и сокольничий» известного мастера исторической живописи Клавдия Лебедева, «Стрелец на башне Кремля в лунную ночь» Н.С. Матвеева.

Несомненной колористической доминантой выставки стало большое праздничное полотно Константина Юона «В Сергиевом Посаде» (работа 1911 года, авторский вариант картины на ту же тему, находящейся в Третьяковской галерее). По словам самого живописца, здесь соединяются «декоративная и красноречивая красочность форм ушедших веков» с «живой жизнью в живом свете». Вокруг на стенах — пейзажные холсты выдающихся мастеров из созвездия Союза русских художников: С.В. Малютина, С.Ю. Жуковского, К.А. Коровина, С.А. Виноградова.

А еще — великолепный портрет прославленной русской балерины Ольги Спесивцевой работы С.А. Сорина, лирическое повествование о России в этюдах А.С. Степанова, И.И. Левитана, В.Д. Поленова, образ непревзойденного творца лирического музыкального пейзажа С.В. Рахманинова (портрет работы Л.О. Пастернака), народные образы в картинах А.Е. Архипова (холст «Молодуха» и этюд к картине «В весенний праздник»), Л.В. Попова (этюд «На богомолье»), В.Д. Орловского (этюд «Приближение грозы») и В.В. Верещагина («Троицын день»)…

Думая о достойном «эскорте» коллекции Голованова в стенах именно музыкального музея, авторы выставки решили сопроводить живопись особым документальным рядом. Вместе с картинами экспонировались древнерусские и более поздние певческие книги, ценнейшие автографы духовно-музыкальных произведений из коллекции музея (например, рукописи «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова и «Херувимской песни» П.И. Чайковского), редкие фотографии знаменитых музыкантов и прославленных русских хоров. «Светская» линия русского искусства была представлена автографами и фотографиями композиторов-классиков, художественно оформленными концертными программами конца XIX — начала XX века, роскошными изданиями оперных и симфонических произведений русских классиков. Украшением экспозиции стал стилизованный под старину костюм певчего Синодального хора, выполненный в 1908 году по рисунку В.М. Васнецова.

Все вместе взятое — действительно «образы России», поэма о России, такой, какой ее знал и любил Николай Семенович Голованов.

На выставке «Образы России» постоянно звучали духовные произведения Голованова в записи с концерта на Пасхальном фестивале 2010 года, причем это были не произведения молодости композитора, изданные в 1918 году, а те хоры, которые он писал после 1918-го — вплоть до последних лет своей жизни. Писал, разумеется, «для себя», «в стол», а начиная с середины 1920-х годов — без всякой надежды услышать. «В стол» в данном случае можно понимать буквально, так как именно в головановском столе в квартире в Брюсовом и были обнаружены автографы четырех десятков хоров, объединенных в четыре опуса (36-39): Песнопения Рождества Христова и Литургии, Песнопения Великого поста, Страстной седмицы и Пасхи, «Из юношеских тетрадей», сюита «Всех скорбящих Радосте» (6 номеров) и другие песнопения позднего периода.

Опубликованные в 2004 году издательством «Живоносный Источник», эти произведения еще несколько лет ждали своего часа. Хотя отдельные номера иногда пели разные хоры, только развернутое монографическое исполнение, в которое вошли песнопения из всех поздних опусов, смогло дать истинное понятие о Голованове как современном духовном композиторе. Большинство его сочинений технически трудны: внутренним слухом композитор всегда ориентировался на те мощные хоры, с которыми работал, то есть на Синодальный хор, на хор Большого театра. На этот раз для головановского концерта был собран большой коллектив под управлением известного хормейстера Алексея Пузакова (регента храма «Всех скорбящих Радосте» на Ордынке и Николы в Толмачах при Третьяковской галерее). Хормейстер получил благословение Святейшего Патриарха на возрождение исторического имени Синодального хора, и под этим именем руководимый им хор выступил в историческом зале Синодального училища — теперь Рахманиновском зале Московской консерватории. Право на такое имя придется еще долго «зарабатывать», но сложная программа была спета очень достойно.

Что побуждало Николая Семеновича к сочинению духовных произведений?

Как пишет очень осведомленный мемуарист, в Москве всегда прекрасно знали, что Голованов и Нежданова — люди церковные. Близкие к Голованову люди искусства знали также, что духовником артистов был протоиерей Николай Павлович Бажанов, многолетний настоятель храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. И хоронили Голованова по-церковному, хоть и «потайно».

«Когда из дверей Большого театра выносили гроб с телом Николая Семеновича, перед гробом шел отец Николай Бажанов, правда, “без облачения”. Немногим было известно, что под габардиновым плащом священника были скрыты полукафтанье, поручи, епитрахиль. Отец Николай сел в машину на переднее место рядом с водителем, и она двинулась впереди автобуса, на котором везли гроб с телом Голованова. Таким образом, похоронную процессию на Новодевичье кладбище возглавлял, как и положено, православный священник. А когда гроб был опущен в могилу и прозвучали напутственные слова от партийной организации ГАБТа, местного комитета и прочей общественности, отец Николай, конечно же, совершил заупокойную литию по замечательному музыканту. Мы, верующие артисты (а таких было немало), про себя вторили отцу Николаю…»

Судя по датам на автографах, новые хоры нередко появлялись в церковные праздники, особенно же много песнопений было создано в первый период Отечественной войны: Голованов и Нежданова отказались от эвакуации и оставались в Москве, возобновив, как только стало возможно, концертную деятельность, прежде всего на радио. Многие сочинения имеют примечательные посвящения живым и уже ушедшим — С.В. Смоленскому, П.Г. Чеснокову, А.Д. Кастальскому, Н.М. Данилину, знаменитому басу и церковному певцу В.Р. Петрову. Быть может, прекраснейшее в духовном наследии Голованова песнопение — «Свете тихий» из опуса 39 — было написано за двадцать дней до кончины С.В. Рахманинова (1943) и потом посвящено его «светлой памяти».

Особое значение имеет посвящение «святителю Трифону» хронологически последнего духовного произведения Голованова — проникновенной молитвы к святому мученику Трифону на текст из акафиста (1952). Речь идет об известном (и тогда уже почившем) иерархе — митрополите Трифоне (Туркестанове), которого Голованов знал со времен своего ученичества и которому помогал в самые трудные годы. Среди головановских альбомов, в которые Николай Семенович вклеивал важные для него документы — письма, фотографии, рецензии, не так давно нашлись фотографии владыки Трифона и его стихи, посланные Николаю Семеновичу в 1930 году. Это был период, когда музыкант был вынужден уйти из консерватории и Большого театра, когда шатким стало его положение на радио и в филармонии. Конечно, владыке Трифону, любимому духовнику московской артистической братии, все это было известно, и стихи его имели целью поддержать того, кого он помнил мальчиком-«исполатчиком» в кремлевском Успенском соборе:

…Но вот — три отрока в блистании одежды

Воспели песнь любви, и веры, и надежды.

От них один отличен был во всем —

Казалось, Господа он зрел душою чистой,

И чудилось, молитвы те неслись

К престолу Божьему, на небо, в высь…

И в нем я не ошибся. Проходили годы…

В работе и трудах, терпя порой невзгоды,

Блестящим он талантом возрастал

И музыкой Европу восхищал.

Хотя пред гением его склонялись главы,

Не возгордился духом. В блеске шумной славы

Он сохранил всю веру детских лет,

И, не считаясь с тем, что скажет свет,

Во всякой смене убегающих мгновений

Все помнит он напевы древних песнопений

И ранней юности своих друзей,

Стараясь снять с них бремя их скорбей.

Давно когда-то с ним сливался я в молитве,

И вот теперь в житейской тяжкой битве

Он, помня дни родного далека,

Не позабыл больного старика.

И с благодарностью за помощь и участье

Молю я Господа, да даст ему Он счастье,

Чтобы не пал в борьбе со злой судьбой,

Своею верой огражден святой.

В четыре опуса поздних духовных сочинений Голованова вошли работы разных лет. Опус 38 озаглавлен «Из юношеских тетрадей»: его составляют произведения, первые записи которых относятся еще к периоду Синодального училища; затем, в начале 1940-х, они были существенно переделаны рукой опытного музыканта. В опусе 36, «Песнопениях Рождества и Литургии», хронологический разбег — от прекрасного «Тебе поем» с соло сопрано 1918 года (песнопение успело прозвучать в концерте с участием хора И.И. Юхова и А.В. Неждановой в апреле 1918-го) до рождественского кондака «Дева днесь», написанного в память об А.Д. Кастальском, скончавшемся в декабре 1926 года, и далее до рождественского тропаря и ирмоса рождественского канона, созданных в начале 1941-го. Песнопения опусов 37 и 39 относятся преимущественно к 1940-м годам, и, может быть, именно они в наибольшей степени раскрывают головановское слышание церковно-певческой русской традиции. В опусе 39, последнем, особенно выделены первые шесть хоров — богородичные песнопения; они имеют авторское название: сюита «Всех скорбящих Радосте», а первые три хора — много говорящую дату: скорбные дни ноября 1941 года. Еще в этот опус входят два песнопения небесному покровителю Голованова — святителю Николаю — декабрь 1941 года (и именно 19 декабря, Николин день) и тропарь преподобному Серафиму Саровскому, сочиненный тогда же. Кроме упомянутых «Свете тихий» памяти Рахманинова и «Молитвы святому мученику Трифону», в опусе имеются два хора, написанные по конкретным поводам (и, разумеется, исполненные разве что дома за роялем): Великое многолетие, посвященное 40-летию артистической деятельности А.В. Неждановой (май 1943 года), и седален «Покой, Спасе наш» памяти умершего друга (1944).

Пересказывать словами неизвестную читателю музыку — неблагодарное занятие. Нет ясного ответа и на вопрос, в какой мере «написанное в стол» может войти в современный церковный обиход. Наверное, может отдельными песнопениями, и, конечно, только там, где есть певцы, способные передать головановскую хоровую фактуру. В то же время ни малейших сомнений насчет церковности творчество Голованова не вызывает: в каждый момент композитор твердо слышит и претворяет русскую певческую традицию, слышит богослужебный смысл слова и песнопения в целом. Стилистическое преимущество имеет родное Голованову Новое направление, «школа Синодального училища», притом во всем многообразии вариантов: и Кастальского, и Рахманинова, и Чеснокова, и Гречанинова. Есть песнопения, которые, не являясь переложениями в точном смысле слова, словно «перепевают» на свой лад традиционные роспевы, но и всегда, в самых свободных композициях, принцип роспева лежит в основе всего. Однако поверх школы, поверх воспоминаний о былом в этой музыке звучит голос художника другого времени, художника с очень глубоким духовным и собственно художественным опытом. Отсюда — дивные длинные (и такие трудные для исполнения) мелодические линии, словно «бесконечное дыхание», отсюда — богатое и сложное (не выдуманное, естественное) гармоническое письмо. Церковное творчество Голованова — это свой путь, не «ностальгирующий» (хотя печаль об ушедшем тоже слышна), не «стилизующий» (этого совсем нет). Для него — ничто не ушло, все живо.

Когда слушаешь головановские песнопения подряд, в большом количестве (можно — начиная с первых, дореволюционных опусов), возникает предположение, что автор выстраивает некий собственный «певческий обиход». Дело даже не в том, что у Голованова есть циклы песнопений, объединенных темами церковного года или принадлежностью к той или иной службе (при желании можно выстроить из головановских опусов, вместе взятых, певческое решение Литургии и Всенощной). Дело, скорее, во внутреннем единстве всего им созданного, в возникновении своей системы певческой передачи слова и образа.

…Возвращение Голованова еще не завершено. Так, в разных изданиях Музея музыкальной культуры публиковались некоторые письма Николая Семеновича, фрагменты его дневниковых записей — весьма интересных и колоритных. Ныне идет подготовка к печати целого тома литературного наследия музыканта, куда войдут и дневники, и письма, и другие документы. Еще предстоит запись аудиодисков с церковно-музыкальным и светским наследием Голованова-композитора; предстоит реставрация и качественное переиздание многих его дирижерских работ. И тогда все чаще ныне применяемое к Голованову определение «великий» раскроет свой истинный смысл.

Марина Рахманова

Журнал «Православие и современность» № 17 (33)


Свенцицкий А. Невидимые нити. М., 2009. С. 26

Уникально высокий уровень советской и российской математической школы общепризнан в мире, однако, к сожалению, немного найдётся её рыночных технологических воплощений, достигнутых именно на нашей территории и получивших глобальное признание. К таким глобальным достижениям относятся работы Николая Голованова, связанные с 3D-моделлером, который много лет назад возник и начал служить геометрическим ядром асконовского КОМПАС-3D, а сравнительно недавно получил широкую известность как самостоятельно распространяемое ядро C3D .

Редакция сайт и компания ЛЕДАС поздравляют Николая Голованова с юбилеем и желают ему и его близким дальнейшего творческого и любого другого расцвета.

Человек ядра

Процитируем ниже биографическую справку о Н.Н.Голованове, в частности, опубликованную в статье « ».

Николай Голованов родился в Берлине, где служил его отец-офицер. Как и все семьи военных, они часто переезжали: Давлеканово, Патрикеево, Борисоглебск, Балашов. Среднюю школу Николай окончил в польском городе Шпротава. Поступил на машиностроительный факультет МВТУ им. Баумана и получил специальность конструктора космических ракет-носителей. Затем пришел в Конструкторское бюро машиностроения (г. Коломна), где работали будущие основатели АСКОН Александр Голиков и Татьяна Янкина и которое стало прародиной системы КОМПАС. Николай Голованов занимался прочностью: готовил эксперименты, выполнял расчеты, в том числе и с использованием вычислительных машин. В то время многие КБ и НИИ вели разработки прикладных программ, автоматизирующих работу своих предприятий. В КБМ разрабатывались системы, позволяющие с помощью компьютера выполнять различные инженерные расчеты и строить чертежи. Помимо других работ, Николай Николаевич разрабатывал программу для анализа прочности и устойчивости оболочечных конструкций.

В 1989 году Александр Голиков и Татьяна Янкина ушли из КБМ и создали компанию АСКОН. И хотя начиналось всё с электронного кульмана, уже тогда они задумывали систему трехмерного параметрического моделирования, которая позволила бы фиксировать конструкторскую мысль не в виде плоского чертежа, а в трёхмерной модели. Своими идеями основатели АСКОН поделились с Николаем Головановым, и в 1996 году он перешел на постоянную работу в АСКОН.

В то время на рабочих станциях уже функционировали системы твердотельного и поверхностного моделирования. И разработчики КОМПАС мечтали создать что-то подобное и даже лучшее, но на обычном персональном компьютере. Математическими проблемами в АСКОН занимались трое - Юрий Покидов, Владимир Зорин и Николай Голованов. Сегодня из той тройки остался один Николай Николаевич. Владимир Зорин уехал из России, работал в PTC (разработчик Pro/Engineer), потом перешел в SolidWorks. Юрий Покидов скончался несколько лет назад после тяжелой болезни.

Сегодня Николай Голованов продолжает выводить формулы и разрабатывать алгоритмы для развития и совершенствования ядра. Вместе с ним работают молодые специалисты - новое поколение математиков. Все вместе они создают интеллектуальную начинку, мозг системы КОМПАС-3D.

Н.Н. Голованов на сайт

Наш портал опубликовал , представлявших, характеризовавших или упоминавших ядро Голованова. Ниже приведём ряд характерных ссылок и напомним несколько фотографий.

В компании ЛЕДАС результаты Н.Голованова хорошо знают, профессионально понимают и высоко ценят

С командой C3D Labs

Монография «Геометрическое моделирование»

Издательскую и подготовительную поддержку английского перевода монографии Н.Голованова «Геометрическое моделирование» и публикации этого перевода активно осуществил Джоэл Орр – один из столпов и патриархов аналитического агентства Cyon Research . В аннотации к американскому изданию Джоэль пишет: Голованов создал текст, который позволит каждому студенту, изучающему геометрическое проектирование, в полной мере осознать мощь и красоту математики, стоящей за набором инструментов, и применить их в своей работе. Я весьма впечатлён логикой, методологией и ясностью представления обучающего материала. Очень рекомендую!

В той же аннотации приводятся и слова Кена Версприлла: Роль геометрического моделирования продолжает расти… Понимание фундаментальных конструкций, на которых основано геометрическое моделирование, позволит студентам и разработчикам получить компетенцию уровня разработок сегодняшнего дня. Своей впечатляющей книгой, Николай Голованов помогает пройти путь к этому пониманию.

Русский советский дирижёр, пианист и композитор.

Народный артист РСФСР (1943).
Народный артист СССР (1948).

Родился 9 (21) января 1891 года в Москве, в бедной мещанской семье.
В 1900-1909 годах учился в Московском синодальном училище, где его наставниками были известные хоровые дирижёры В.С. Орлов и А.Д. Кастальский. В 1914 году с отличием окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Михаила Ипполитова-Иванова и Сергея Василенко.
В 1915 году стал дирижёром оркестра и ассистентом хормейстера Большого театра, с 1919 по 1928 был главным дирижёром, в 1926-1929 годах также возглавлял Московский филармонический оркестр.
В 1937 году был назначен художественным руководителем и главным дирижёром Большого симфонического оркестра и оперного радиотеатра Всесоюзного радиокомитета.
В 1948-1953 годах вновь возглавлял Большой театр.
В 1925-1929 и 1943-1944 годах преподавал в Московской консерватории.

призы и награды

Сталинская премия (1946)
Сталинская премия первой степени (1949, за оперный спектакль «Борис Годунов» М.П. Мусоргского)
Сталинская премия первой степени (1950, за оперный спектакль «Садко» Н.А. Римского-Корсакова)
Сталинская премия (1951)
Орден Ленина
Орден Трудового Красного Знамени
Медаль «За оборону Москвы»

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»

« Когда думаешь о творческом облике Николая Семеновича Голованова, - писали современники, - то основной, наиболее характерной чертой представляется его национальная сущность. Русская национальная настройка творчества пронизывает исполнительскую, дирижерскую и композиторскую деятельность Голованова ». Дирижер-титан, дирижер-богатырь, он выхватил русскую оперу из вихрей революции, чьи жернова резали и корёжили традиции русского искусства. Творец «большого стиля», его манера дирижирования сражала мощью энергии, контрастностью, яркостью красок оркестра. Постановки Николая Голованова на сцене Большого театра опер «Борис Годунов» (1948 год, Сталинская премия), «Садко» (1949, Сталинская премия), «Хованщина» (1950, Сталинская премия») - вершины ренессанса русской оперы, до сих пор непокоренные.

Музыка на переломе 20-30-х годов ХХ века в очередной раз оказалась ристалищем. Масло в огонь подбросил Карл (Карой) Флеш, профессор Берлинской Высшей музыкальной школы. В работе «Проблема звука в игре на скрипке» он развил теорию о «целых расах и народных племенах, у которых чувство звука развивалось лучше, чем у других». Таковыми оказывались «польские и русские элементы еврейского происхождения». В Германии разразился скандал. Известный скрипач Густав Хавеман негодовал: «Вы принимаете еврейское чувство звука как основополагающее, что естественно для Вас, как для еврея, которого я уважаю. Но для нас, германцев, еврейское чувство звука не является определяющим». Идея Флеша была подхвачена и в Советском Союзе. Николай Голованов открыто высказался о том, что лучшими интерпретаторами русской музыки могут быть только русские по происхождению музыканты и певцы. В сущности, Голованов повторил утверждение Императора Александра III. Легенда о Голованове-антисемите вспыхнула и тиражировалась все последующие годы. Сегодня имя Николая Голованова известно разве что ценителям русского искусства. Сегодня имя Николая Голованов - в тени. Не потому ли, что в ореоле его славы меркнет, испепеляется в труху либеральная пропаганда о «сталинском» СССР, а искусство «сталинского» СССР приобретает звучание скрябинского «Прометея».

О Николае Голованове специально для «Завтра» мы говорим с Ольгой Ивановной Захаровой, человеком удивительной судьбы. По окончании Московской консерватории (теоретико-композиторский факультет), она пришла работать в музей Голованова. Предполагала: распределение на год, на два… Год-два оказались длиной почти в полвека. Не переманили ни предложения Радио-Иновещания, ни Института искусствознания, о которых когда-то лишь мечтать приходилось… Зато можно смело сказать: Ольга Ивановна Захарова, музыковед, кандидат искусствоведческих наук - талисман музея Николая Голованова. Николая Голованова - титана, богатыря русской музыки.

«ЗАВТРА». Ольга Ивановна, на протяжении четверти века либералы и даже патриоты внушают мысль о бескультурье русского человека, о том, что он живет в грязи и вечной неустроенности. Но вот оказываешься в музее Голованова, и мир художественного вкуса оказывается, словно, твоим. В какой семье Голованов родился, рос? что влияло на его становление?

Ольга ЗАХАРОВА. По происхождению Николай Голованов из крестьян Симбирской губернии, но его родители уже обосновались в Москве. Отец - портной, мать почти не знала грамоту. У Голованова очень рано проявились музыкальные способности, и это дало возможность семье отвести его в уникальное заведение, каким было Синодальное училище церковного пения. В конце XIX века и вплоть до революции Синодальное училище переживало период взлета, кульминации. В училище пришел такой реформатор, очень образованный человек, ученый, медиевист и композитор Степан Смоленский. В училище работали корифеи русской духовной музыки Кастальский, Чесноков, Никольский. В 1901 году Смоленский был переведен в Придворную певческую капеллу Петербурга, но, тем не менее, в Москве он успел заложить основы серьёзного обучения и церковного, и общегуманитарного. В училище был потрясающий хор. Хор состоял из мальчиков и вольнонаемных певчих. Славились басы-октависты - очень низкие басы, а руководил хором регент с большой буквы Василий Сергеевич Орлов. Уже на склоне лет Голованов напишет: «Синодальное училище дало мне всё - моральные принципы, жизненные устои, умение работать много и систематически, привило священную дисциплину».

«ЗАВТРА». Насколько сложно было поступить в такое училище?

Ольга ЗАХАРОВА. Из 360 мальчиков, - вспоминал Голованов, - были выбраны немногие счастливцы, мальчики из разных городов России. То был закрытый интернат, где не только давали образование, но и обеспечивали всем необходимым. У Голованова был замечательный голос. И это заметили. В хоре он был так называемым исполатчиком, то есть солистом. Исполатчик - церковный термин, как и регент. Их было трое исполатчиков, а хор во время торжественных служб насчитывал порой семьдесят и более человек. Хор обслуживал такую святыню России, как Успенский собор в Кремле. Кроме того, мальчики по-настоящему работали. Были заказы на Синодальный хор от богатых домов на отпевание, венчание. Выступал хор и в московской Консерватории, давал гастроли заграницей.

«ЗАВТРА». Верно ли сказать, что Великая княгиня Елизавета Федоровна заметила Голованова в Успенском соборе?

Ольга ЗАХАРОВА. Елизавета Федоровна часто посещала службу в Успенском соборе. По воспоминаниям одного из синодалов, она пешком ходила из Марфо-Мариинской обители в Кремль. Есть сведения, что Голованов, будучи еще учеником Синодального училища, приглашался ею в качестве регента на службы в Николаевском дворце Кремля.

«ЗАВТРА». И сразу после окончания училища Голованов получил приглашение стать регентом Марфо-Мариинской обители.

Ольга ЗАХАРОВА. Не только. Голованов закончил училище в 1909 году. И его оставили преподавателем училища, и еще младшим помощником регента. Великая княгиня пригласила быть регентом в Марфо-Мариинской обители. Главный Покровский собор тогда еще строился, службы шли в домовой, Марфы и Марии церкви. А в 1911 году он стал старшим помощником регента, кроме того учился еще в консерватории у Сергея Василенко по классу композиции и теории музыки.

«ЗАВТРА». Из-за занятости пришлось покинуть обитель?

Ольга ЗАХАРОВА. Да, но Голованов на всю жизнь сохранил память о Великой княгине Елизавете Федоровне. В музее есть документ, свидетельствующий о том, что она всегда была довольна работой, выполняемой Головановым в обители. В альбом Голованов поместил фотографию Великой княгини, которую, возможно, она подарила ему на прощание при уходе из Марфо-Мариинской обители. Подарок от хора - метроном, на его изящной накладке из бронзы выгравировано: «От благодарного хора сестёр Марфо-Мариинской обители» и даты, когда он пришел и ушел из обители.

«ЗАВТРА». С художником Нестеровым Голованов познакомился здесь же? Что известно об их отношениях?

Ольга ЗАХАРОВА. Голованов общался с художником в разные годы, был дружен с автобиографом художника, Дурылиным. Сохранилась их переписка. У Голованова несколько работ Нестерова: «Святая Варвара», «Ангел печали», «Капри. Италия» - это дореволюционные работы, и работа советского периода «Отцы-пустынники и жёны непорочны». Причем последняя - авторский вариант, который отличается от того, который есть в Третьяковской галерее.

«ЗАВТРА». Дебют в качестве дирижера состоялся после окончания консерватории или раньше?

Ольга ЗАХАРОВА. В 20 лет, в 1911 году Голованов дирижировал в Московской консерватории. То был дебют. Синодальный хор исполнял «Литургию» Сергея Рахманинова.

«ЗАВТРА». Мы приближаемся к годам революции, которую Голованов как будто бы не заметил из-за влюбленности в Нежданову. Хотелось бы, чтобы Вы поведали нам об этой истории великой любви. Кто кого первым заметил?

Ольга ЗАХАРОВА. В 1914 году Голованов блистательно закончил консерваторию. Его дипломная работа - опера «Царица Юрата». Когда музыку, как это полагалось, проигрывали на двух роялях перед экзаменационной комиссией, то она произвела фурор. Оперу отметили специальной денежной премией в 1000 рублей. Директор консерватории Ипполитов-Иванов принял решение: опера должна быть непременно исполнена. Но разразилась Первая мировая война. И всё-таки музыка была исполнена в виде сюиты. О Голованове сразу заговорили, о нем стали писать. А в 1915 году Голованов дирижировал летними симфоническими концертами в Сокольниках. Участники - оркестр и солисты Большого театра. И вот здесь, я думаю, Нежданова могла обратить на него внимание.

«ЗАВТРА». Нежданова ведь была намного старше Голованова.

Ольга ЗАХАРОВА. Когда Голованов родился, 1891 год, Нежданова уже учительствовала в Одессе, откуда она родом и где жила её семья. Нежданова была старше Голованова на 18 лет. У неё было два брата, сестра и все младшие. Чтобы как-то помогать семье она проработал учительницей восемь лет. А с 1902 года Нежданова уже блистала в Большом театре. У неё был, конечно, потрясающий голос, какой-то ангельской чистоты. Думаю, что сначала Нежданова голосом можно сказать пленила. Позднее Голованов писал, что Нежданова была по-детски чиста душой, даже была наивной. Нежданова же говорила, что когда увидела Голованова, произошел «укол», он её «уколол». Может это называется любовью с первого взгляда?

В 1918 году Голованов для Неждановой, явно на заказ, сделал шкатулку. Очень красивой резной работы. Открываешь и на крышке большое письмо Голованова ко дню её именин и Святой Троице. Внутри шкатулки каким-то образом еще выписан целый романс, который он посвятил Неждановой. Романс «Что такое грёза?» на стихи Игоря Северянина. Вот с этой шкатулки, возможно, и началась история любви. Тогда же Голованов стал постоянным пианистом-аккомпаниатором великой певицы. Кроме того, оба они были верующими.

«ЗАВТРА». Брак был церковный?

Ольга ЗАХАРОВА. Они состояли в гражданском браке. Но, по мнению священника, отца Валерьяна Кречетова были тайно венчаны. Нежданова жила в квартире этажом ниже, общая у них была дача на Николиной горе.

«ЗАВТРА». Интересно, какой образ жизни они вели?

Ольга ЗАХАРОВА. Они как-то очень весело проводили свой досуг, какой-то испытывали восторг перед жизнью. На Святки устраивали хождения по квартирам, были ряжеными, пели колядки. Очень любили путешествовать. Ездили в Италию, гостили на вилле английского дирижёра Альберта Коутса. В 1926 году поблизости отдыхал Бернард Шоу, он часто посещал Коутса. Однажды застал Нежданову и Голованова. Нежданова пела ему «Соловья» и русские народные песни. Бернард Шоу пришел в восторг, а был он очень взыскателен, если не сказать - ядовитым подчас. Он подарил Неждановой свою фотографию и написал: «Я теперь понимаю, почему мне Бог дал дожить до 70-летнего возраста, - это для того, чтобы я имел возможность услышать его лучшее творение - Нежданову».

Голованов и Нежданова увлекались живописью, коллекционированием. Нежданова сама рисовала, даже был её портрет Голованова. У Антонины Васильевны была тоже превосходная коллекция живописи, не менее роскошная, чем у Голованова. Помимо картин русских и зарубежных художников Голованов собрал иконы, их было около ста. Шестьдесят переданы в Третьяковскую галерею.

«ЗАВТРА». Смерть Антонины Васильевны Неждановой в 1950 году была потрясением для Голованова. И можно сказать, он так с ним и не справился.

Ольга ЗАХАРОВА. Да. После смерти Неждановой, в октябре месяце, Голованов провел грандиозный концерт её памяти. И вскоре заболел. У него случилась пневмония. Голованова лечили новейшими тогда пенициллиновыми препаратами. Температура упала, казалось, всё нормализовалось, как вдруг его разбил паралич. Инсульт. Ему смогли вовремя оказать помощь и лечили, поддерживали целый год. Восстановилось движение, речь, но врачи запретили публичные выступления. При этом Голованов оставался музыкальным руководителем Большого театра и оркестра Всесоюзного радио. И осуществил записи двенадцати симфонических поэм Листа, симфонических отрывков из опер Вагнера. Потрясающие совершенно записи! Никто не мог представить даже, что они сделаны Головановым после инсульта.

«ЗАВТРА». Ольга Ивановна, существует миф о Голованове - тиране, деспоте.

Ольга ЗАХАРОВА. Николай Семёнович Голованов отличался взрывным темпераментом. В нём жило как бы два разных человека. Вне работы, даже в перерыве на репетиции - он был добродушным, очень хорошим собеседником, очень весёлым человеком. Во время работы он преображался, становился жестким и сверхтребовательным. Если он при своей-то проницательности видел в оркестре какое-то не то настроение, даже не те глаза, то он вскипал и мог быть грубым, резким. Он не терпел ни малейшей фальши, он относился к дирижированию, к исполнительству как своего рода церковной службе. Даже были такие воспоминания хормейстера Клавдия Васильевича Птицы. Он говорит, что в манере дирижирования Голованов было что-то от священнодействия.

«ЗАВТРА». И заметим, что в то проклятое, тоталитарное, безбожное время Голованов постоянно оставлял на партитурах религиозные аббревиатуры.

Ольга ЗАХАРОВА. Их удалось прочитать. Это первые слова молитвы. Чаще всего «Ив. Б. М.» - Иверская Божья Матерь. Иногда он даже писал «Иверская Божья Матерь, помоги». Ещё есть обращение к Серафиму Саровскому, Савве Звенигородскому. Я думаю, что это традиция не только русская, вообще христианская. Иоганн Себастьян Бах, например, ставил крестики. На партитуре Шестой симфонии Чайковского - «Благослови Господи» и в конце - благодарение.

«ЗАВТРА». Ольга Иванова, имя Голованова золотыми буквами высечено в небесном пантеоне Большого театра. Воля, мужество, талант Голованова сокрушили весь этот чуждый театру Интернационал и вернули театр в русское русло. Хотелось бы с вами поговорить о Голованове и Большом театре.

Ольга ЗАХАРОВА. В Большой театр Голованов пришел в 1915 году. На скромную должность помощника хормейстера. В 1919 его, можно сказать, выпихнули на дирижерский подиум театра. Голованов долго сомневался, но дирижер требовался срочно, после революции эмигрировал дирижер театра Эмиль Купер. Тогда даже к такой хитрости прибегли: Голованову сказали - ставка помощника хормейстера аннулируется и нужно решать: либо становишься оперным дирижером, либо театр покидаешь. А он с театром уже сжился, здесь были Шаляпин, Нежданова, Собинов… и Голованов решился. Первая опера, которой он дирижировал - «Сказка о царе Салтане». 1919 год. Сохранилось хвалебное письмо Владимира Немировича-Данченко. Голованов увлекся работой и русские оперы стали его репертуаром.

«ЗАВТРА». И началась травля Голованова Российской ассоциацией пролетарских музыкантов.

Ольга ЗАХАРОВА. Кампания травли началась в 1928 году и думаю, началась сначала внутри самого Большого театра. В театре были недовольны стилем руководства Голованова. Он, конечно, был авторитарным человеком. Тогда это считалось пережитком ушедшей культуры, барством. Его называли «барином», но те, к кому он как раз имел претензии как к профессионалам. РАПМ объединяла молодое поколение музыкантов, революционно настроенных. Настолько революционно, что им казалось: Большой театр занимается не делом. С классикой не по пути. Причём часто эти люди были дилетантами, в общем, по-настоящему не образованные, а выезжавшие за счёт идеологии.

Как-то в частной беседе со своим преподавателем Василенко (а у Василенко готовилась премьера в Большом театре - опера «Сын Солнца»), что оперой «Борис Годунов», которая готовилась к постановке, должен дирижировать русский дирижёр. А поручили Арию Моисеевичу Пазовскому. Слова Голованова были услышаны, переданы и ему начали инкриминировать антисемитизм. В те годы это было страшным обвинением. Разразилась кампания под названием «головановщина». Скандал перекинулся и в консерваторию, где Голованов возродил Консерваторский оркестр. Здесь тоже началась «чистка». Травили Голованова и в газетах, дело до суда доходило даже. Голованов, надо отметить, умел защищаться. Он как-то готовился ко всем этим разборкам, у него были конкретные факты, аргументы.

«ЗАВТРА». Тем не менее, Голованова уволили из театра.

Ольга ЗАХАРОВА. Голованова уволили из Большого театра, но он продолжал давать концерты в консерватории. Публика тогда резко делилась на «головановцев» и тех, кто его осуждал. Дело доходило подчас до свиста, на грани рукопашной.

«ЗАВТРА». Сколько раз он уходил из Большого театра?

Ольга ЗАХАРОВА. Три раза. Не он уходил, а его «уходили». Первый раз 1928 год. Но в 1930 году вернули, причём постановлением Комиссии ЦК, то есть реабилитировали сверху. Второе увольнение - 1936 год.

«ЗАВТРА». Чем оно было вызвано?

Ольга ЗАХАРОВА. В значительной степени уже отмеченным стилем руководства. Но здесь еще была история, связанная с композитором, Иваном Дзержинским, автором оперы «Тихий Дон». Считалось, что Голованов слишком переработал эту оперу. Она была талантливой, но дилетантской, очень плохо инструментована. В общем, Голованов здорово потрудился над ней, чтобы представить достойно в Большом театре. Дзержинский в те годы был поднят «на щит». С успехом прошла премьера его оперы в авторской редакции в Ленинграде, дирижировал Самуил Самосуд. Композитор обиделся на Голованова из-за редакции, и в результате Голованова сняли и поставили Самуила Абрамовича Самосуда. Голованов, что интересно, написал на листочке календаря, в день своего увольнения: «Комитет подело м искусству учинил самосуд над Головановым».

«ЗАВТРА». Но держали в стратегическом запасе.

Ольга ЗАХАРОВА. В 1937 году награждали артистов, солистов Большого театра. Голованов из газеты узнал, что и его наградили. Причем он решил, что это ошибка, опечатка, что наградили не его, а певца Дмитрия Головина. Голованова вернули в театр в 1948 году, и раньше бы вернули, но была война. Узнав о возвращении в театр, Голованов от радости перенес сердечный приступ. Микроинфаркт.

«ЗАВТРА». Он был столь эмоционален?

Ольга ЗАХАРОВА. Да, безусловно, он был очень эмоциональный. Кроме того, Большой театр был для него значимым местом.

«ЗАВТРА». Война где Голованова застала?

Ольга ЗАХАРОВА. Когда разразилась Великая отечественная война, Голованов с Неждановой были на даче в Подмосковье. И в самые горячие, трудные дни, когда труппа, оркестр Большого театра уже уехали в эвакуацию, Голованов стал собирать оркестр. Это было довольно трудно. Налёты, бомбежки, все стараются уехать из Москвы.

«ЗАВТРА». А они остались?

Ольга ЗАХАРОВА. Голованову и Неждановой неоднократно рекомендовали эвакуироваться. Но они отказались. Антонина Васильевна Нежданова ещё до войны решила прекратить выступать. Возраст. Тем не менее, в самые первые годы войны, она стала выступать на радио. В один только 1942 год дала пятьдесят с лишним концертов. А Голованов набрал музыкантов в оркестр, начались трансляции. Эти трансляции имели большое значение для тех, кто был далеко от Москвы. В столице музыка, концерты! Причём возрождалась музыка, которая давно не звучала по разным причинам. Скажем, увертюра «1812-й год» Чайковского. Она заканчивалась царским гимном «Боже царя храни», Голованов заменил на «Славься» и стал исполнять её. В музее есть записочка от лётчика, который совершал перелёт в Тегеран. Так вот, во время этого перелёта он слушал увертюру «1812 год».

«ЗАВТРА». Великая история! Предлагаю поговорить теперь о триумфе Голованова в Большом театре.

Ольга ЗАХАРОВА. С 1948 по 1953 - годы кульминации работы Голованова в Большом театре. Три года подряд: 1948-й, 1949-й, 1950-й ставились оперы - «Борис Годунов», «Садко», «Хованщина», которые были удостоены высшей награды, Сталинской премией I степени. Это были совершенно блистательные постановки. Шедевры. Голованов взял реванш.

«ЗАВТРА». Есть версия, Сталин симпатизировал Голованову.

Ольга ЗАХАРОВА. Однозначно, что Сталин ценил Большой театр и Голованова во главе Большого театра.Как относился Голованов к Сталину до войны мне неизвестно, но после войны оценилСталина. Заметим, именно при Сталине Голованов добился очень высоких ставок для оркестра, были приобретены хорошие инструменты, то есть были созданы все условия для по-настоящему творческой работы и поддержки жизненного уровня музыкантов. И в Большом театре, и в оркестре Радио, которым Голованов руководил.

«ЗАВТРА». Но вот Сталин умирает, Хрущёв увольняет Голованова.

Ольга ЗАХАРОВА. Формальная зацепка - Голованов работает в двух больших коллективах и не дирижирует при этом в Большом театре. Ещё одна причина - мне о ней сказал историк Максименков. В те годы было важно создать советскую классическую оперу, а Голованов весьма скептически к этому относился. Он не видел современной музыки, достойной Большого театра. Хотя тогда заказывали оперы и Шостаковичу, опера «Октябрь», и готовилась к постановке опера «Декабристы» Шапорина. Возможности композиторов не отвечали требованиям Голованова.

Была еще одна причина. В 1952-1953 годах Голованов готовил декаду искусства Белоруссии в Москве. Тогда декады разных республик проводили с большой пышностью, помпой. И в Минске у Голованова начались столкновения с певицей Ларисой Александровской, которая была депутатом Верховного Совета. Она готовила в качестве режиссера для декады оперу «Девушка из Полесья» Тикоцкого. Голованов весьма критически относился к постановке и требовал переделок. Видимо, он что-то резкое сказал этой певице. А она была подругой человека, который стал министром культуры при Хрущёве, Пономаренко. Когда Пономаренко стал министром культуры, то он Голованова и снял.

«ЗАВТРА». Голованов ждал, что его вернут?

Ольга ЗАХАРОВА. Знаете, ходит такой миф, что Голованов, уже будучи уволенным, пришёл в Большой театр со служебного входа и предъявил своё удостоверение. Ему сказали, что вы здесь уже не работаете, вы пенсионер. Готовился приказ и об увольнении Голованова из оркестра Радио.

«ЗАВТРА». Сердце Голованова не выдержало унижений.

Ольга ЗАХАРОВА. Да. Получив известие об увольнении, Голованов вскоре умер. 28 августа 1953 года. На Успение… На Успение он впервые выступал с Синодальным хором. Карьера Голованова-музыканта началась со служб в Успенском соборе. Голованов сам говорил, что с Успением у него связаны самые значительные дни в жизни... Я вот подумала сейчас, что здесь же, в Брюсовом переулке, церковь рядом и тоже Успения.

«ЗАВТРА». Ольга Ивановна, Голованов всю свою жизнь продолжал писать духовную музыку. Какое его последнее сочинение?

Ольга ЗАХАРОВА.Последнее сочинение Голованова, лето 1952 года, Молитва святителю Трифону. Он, конечно, вспоминал своего духовника. Был такой митрополит Трифон Туркестанов, автор акафиста «Слава Богу за всё». В экспозиции музея есть стихотворение Трифона, которое он написал и отправил Голованову в 1930-м году в связи с кампанией «головановщиной». В стихотворении он вспоминает пение Голованова ещё мальчиком, как он солировал, и как уже тогда над ним веял этот ореол...

«ЗАВТРА». Гениальности.

Ольга ЗАХАРОВА. Да.

«ЗАВТРА». Значение Голованова для русской, мировой музыкальной культуры.

Ольга ЗАХАРОВА. Вы знаете, когда в 2011 году делался фильм о Голованове на канале «Культура», то он получил такое название: «Николай Голованов. Главный дирижер Советского Союза». Он действительно был самым ярким советским дирижёром первой половины ХХ века. Он был в авангарде музыкальной жизни Москвы. Для современных музыкантов, дирижеров, публики Голованов стал символом русского начала в дирижировании. Меня трогает, что такой выдающийся музыкант, как Михаил Васильевич Плетнёв, является его большим поклонником и пропагандистом творчества. Причём не только у нас, но и за границей.

Голованов превосходно исполнял Вагнера. В Германии выходили диски, серия «Великие дирижёры». И в этой серии рядом два дирижёра: с немецкой стороны - Вильгельм Фуртвенглер, с русской - Николай Голованов.

«ЗАВТРА». Предмет в музее, с которым связана сакраментальная история.

Ольга ЗАХАРОВА. Думаю, что это шпага начала ХХ века. Есть свидетельство, что когда проходили царские службы, царь приезжал в Кремль, пел Синодальный хор. Регент хора должен был облачаться в вицмундир со шпагой. В музее есть фотография 1914 года, выход Императорской семьи из Успенского собора в Чудов монастырь. И на заднем плане фотографии Синодальный хор и Голованов. Точно в вицмундире и, вероятно, именно при этой самой шпаге.

«ЗАВТРА». Голованов и на небесах - воин русского искусства.