Великая отечественная война в художественной литературе. Знаменитые писатели-фронтовики

Великая отечественная война в художественной литературе. Знаменитые писатели-фронтовики
Великая отечественная война в художественной литературе. Знаменитые писатели-фронтовики

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить; Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира- они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Как не было ничего равного этой войне в истории человечества, так и в истории мирового искусства не было такого количества различного рода произведений, как об этом трагическом времени. Особенно сильно тема войны прозвучала в советской литературе. С первых же дней грандиозной битвы наши писатели встали в один строй со всем сражающимся народом. Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.

Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А.Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.

«Нет большей чести для советского литератора, - писал в те годы А. Фадеев, - и нет более высокой задачи у советского искусства, чем повседневное и неустанное служение оружием художественного слова своему народу в грозные часы битвы».

Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине, советская литература воспитывала и ненависть к врагу. Любовь и ненависть, жизнь и смерть - эти контрастные понятия в то время были неразделимы. И именно этот контраст, это противоречие несли в себе высшую справедливость и высший гуманизм. Сила литературы военных лет, секрет её замечательных творческих успехов - в неразрывной связи с народом, героически сражающимся с немецкими захватчиками. Русская литература, издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины.

Писатели дышали одним дыханием с борющимся народом и чувствовали себя «окопными поэтами», а вся литература в целом, по меткому выражению А. Твардовского, была «голосом героической души народа» (История русской советской литературы /Под ред. П. Выходцева.-М., 1970.-С.390).

Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны. Причём, если в 1941 году преобладали малые - «оперативные» жанры, то с течением времени значительную роль начинают играть произведения более крупных литературных жанров (Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет.- Горький, 1962).

Значительна в литературе военных лет роль прозаических произведений. Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.

Традиции литературы Великой Отечественной войны - это фундамент творческих поисков современной советской прозы. Без этих, ставших классическими, традиций, в основе которых лежит ясное понимание решающей роли народных масс в войне, их героизма и беззаветной преданности Родине, невозможны были бы те замечательные успехи, что достигнуты советской «военной» прозой сегодня.

Своё дальнейшее развитие проза о Великой Отечественной войне получила в первые послевоенные годы. Писал «Костёр» К. Федин. Продолжал работу над романом «Они сражались за Родину» М. Шолохов. В первое послевоенное десятилетие появился и ряд произведений, которые принято за ярко выраженное стремление к всеобъемлющему изображению событий войны называть «панорамными» романами (сам термин появился поздней, когда, были определены общие типологические черты этих романов). Это «Белая берёза» М. Бубённова, «Знаменосцы» О. Гончара, «Битва при Берлине» Вс. Иванова, «Весна на Одере» Э. Казакевича, «Буря» И. Эренбурга, «Буря» О. Лациса, «Семья Рубанюк» Е. Поповкина, «Незабываемые дни» Лынькова, «За власть Советов» В. Катаева и др.

Несмотря на то, что многим из «панорамных» романов были свойственны существенные недостатки, такие, как некоторая «лакировка» изображаемых событий, слабый психологизм, иллюстративность, прямолинейное противопоставление положительных и отрицательных героев, определённая «романтизация» войны, эти произведения сыграли свою роль в развитии военной прозы.

Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели так называемой «второй волны», писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г. Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев — танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона. Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В.Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; миномётчиком - М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном - К. Воробьёв; связистами - В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком - В. Курочкин; десантником и разведчиком - В. Богомолов; партизанами - Д. Гусаров и А. Адамович...

Что же характерно для творчества этих художников, пришедших в литературу в пропахших порохом шинелях с сержантскими и лейтенантскими погонами? Прежде всего - продолжение классических традиций русской советской литературы. Традиций М. Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева, Л. Леонова. Ибо невозможно создать что-то новое без опоры на то лучшее, что было достигнуто предшественниками, Исследуя классические традиции советской литературы, писатели-фронтовики не просто механически их усваивали, но и творчески развивали. И это естественно, ибо в основе литературного процесса всегда лежит сложное взаимовлияние традиций и новаторства.

Фронтовой опыт у разных писателей неодинаков. Прозаики старшего поколения вступили в 1941 год, как правило, уже сложившимися художниками слова и пошли на войну, чтобы писать о войне. Естественно, они могли видеть события тех лет шире и осмыслить их глубже, чем писатели среднего поколения, воевавшие непосредственно на передовой и вряд ли думавшие в то время, что они когда-нибудь возьмутся за перо. Круг видения последних был довольно узок и ограничивался часто пределами взвода, роты, батальона. Эта «узкая полоса через всю войну», по выражению писателя-фронтовика А. Ананьева, проходит и через многие, особенно ранние, произведения прозаиков среднего поколения, такие, например, как «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959) Ю. Бондарева, «Журавлиный крик» (1960), «Третья ракета» (1961) и все последующие произведения В. Быкова, «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959), «Мёртвые сраму не имут» (1961) Г. Бакланова, «Крик» (1961) и «Убиты под Москвой» (1963) К. Воробьёва, «Пастух и пастушка» (1971) В. Астафьева и другие.

Но, уступая писателям старшего поколения в литературном опыте и «широком» знании войны, писатели среднего поколения имели своё явное преимущество. Все четыре года войны они провели на переднем крае и были не просто очевидцами боёв и сражений, но и их непосредственными участниками, лично испытавшими все тяготы окопной жизни. «Это были люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах - от начала её и до конца. Это были люди окопов, солдаты и офицеры; они сами ходили в атаки, до бешеного и яростного азарта стреляли по танкам, молча хоронили своих друзей, брали высотки, казавшиеся неприступными, своими руками чувствовали металлическую дрожь раскалённого пулемёта, вдыхали чесночный запах немецкого тола и слышали, как остро и брызжуще вонзаются в бруствер осколки от разорвавшихся мин» (Бондарев Ю. Взгляд в биографию: Собр. соч.-М., 1970.- Т. 3.- С. 389-390.).Уступая в литературном опыте, они имели определённые преимущества, так как познали войну из окопов (Литература великого подвига.- М., 1975.- Вып. 2.- С. 253-254).

Вот это преимущество - непосредственное знание войны, переднего края, окопа, позволило писателям среднего поколения дать картину войны чрезвычайно ярко, высветив мельчайшие подробности фронтового быта, точно и сильно показав самые напряжённые минуты - минуты боя - всё то, что они видели своими глазами и что сами пережили за четыре года войны. «Именно глубокими личными потрясениями можно объяснить появление в первых книгах писателей-фронтовиков обнажённой правды войны. Книги эти стали откровением, какого ещё не знала наша литература о войне» (Леонов Б. Эпос героизма.-М., 1975.-С.139.).

Но не сражения сами по себе интересовали этих художников. И писали они войну не ради самой войны. Характерная тенденция литературного развития 1950-60-х годов, ярко проявившаяся в их творчестве, заключается в усилении внимания к судьбе человека в её сопряжённости с историей, к внутреннему миру личности в её нерасторжимости с народом. Показать человека, его внутренний, духовный мир, наиболее полно раскрывающийся в решающую минуту, - вот главное, ради чего брались за перо эти прозаики, которым, несмотря на своеобразие их индивидуального стиля, присуща одна общая черта - чуткость к правде.

Ещё одна интересная отличительная черта характерна для творчества писателей-фронтовиков. В их произведениях 50-60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия, усилился трагический акцент в изображении войны. Книги эти «несли заряд жестокого драматизма, нередко их можно было определить как «оптимистические трагедии», главными героями их являлись солдаты и офицеры одного взвода, роты, батальона, полка, независимо от того, нравилось это или не нравилось неудовлетворённым критикам, требующим масштабно широких картин, глобального звучания. Книги эти далеки были от какой-либо спокойной иллюстрации, в них отсутствовали даже малейшая дидактика, умиление, рациональная выверенность, подмена внутренней правды внешней. В них была суровая и героическая солдатская правда (Бондарев Ю. Тенденция развития военно-исторического романа.- Собр. соч.-М., 1974.-Т. 3.-С.436.).

Война в изображении прозаиков-фронтовиков—это не только, и даже не столько, эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжёлый, кровавый, но жизненно необходимый, и от этого, как его будет выполнять каждый на своём месте, в конечном счёте и зависела победа. И именно в этом каждодневном ратном труде и видели героизм советского человека писатели «второй волны». Личный военный опыт писателей «второй волны» определил в значительной степени как само изображение войны в их первых произведениях (локальность описываемых событий, предельно сжатых в пространстве и времени, очень незначительное число героев и т.д.), так и жанровые формы, наиболее Соответствующие содержанию этих книг. Малые жанры (повесть, рассказ) позволяли этим писателям наиболее сильно и точно передать всё, что они лично видели и пережили, чем до краёв были переполнены их чувства и память.

Именно в середине 50-х - начале 60-х годов рассказ и повесть заняли ведущее место в литературе о Великой Отечественной войне, значительно потеснив роман, занимавший главенствующее положение в первое послевоенное десятилетие. Столь ощутимое подавляющее количественное превосходство произведений, написанных в форме малых жанров, заставило некоторых критиков с поспешной горячностью утверждать, что роману уже не восстановить своего былого ведущего положения в литературе, что это жанр прошлого и что сегодня он не отвечает темпу времени, ритму жизни и т.д.

Но время и жизнь сами показали неосновательность и чрезмерную категоричность подобных заявлений. Если в конце 1950-х - начале 60-х годов количественное превосходство повести над романом было подавляющим, то с середины 60-х годов роман постепенно возвращает себе утраченные позиции. Причём роман претерпевает определённые изменения. Он более, чем раньше, опирается на факты, на документы, на действительные исторические события, смелея вводит в повествование реальные лица, стремясь нарисовать картину войны, с одной стороны, как можно более широко и полно, а с другой - исторически предельно точно. Документы и художественный вымысел идут здесь рука об руку, являясь двумя основными слагаемыми.

Именно на сочетании документа и вымысла были построены такие, ставшие серьёзными явлениями нашей литературы, произведения, как «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Истоки» Г.Коновалова, «Крещение» И. Акулова, «Блокада», «Победа» А.Чаковского, «Война» И. Стаднюка, «Всего одна жизнь» С.Барзунова, «Капитан дальнего плавания» А.Крона, «Полководец» В. Карпова, «Июль 41 года» Г.Бакланова, «Реквием каравану PQ-17» В. Пикуля и др. Их появление было вызвано усилившимися в общественном мнении требованиями объективно, в полном объёме представить степень подготовленности нашей страны к войне, причины и характер летнего отступления до Москвы, роль Сталина в руководстве подготовкой и ходом военных действий 1941-1945 годов и некоторые другие общественно-исторические «узлы», привлёкшие пристальный интерес, начиная с середины 1960-х годов и особенно в период перестройки.

Ненависть никогда не делала людей счастливыми. Война – это не просто слова на страницах, не просто красивые лозунги. Война – это боль, голод, раздирающий душу страх и… смерть. Книги о войне – прививки от зла, отрезвляющие нас, удерживающие от опрометчивых поступков. Давайте же учиться на ошибках прошлого, читая мудрые и правдивые произведения, чтобы избежать повтора жуткой истории, дабы мы и грядущие поколения могли созидать прекрасное общество. Где нет врагов и любые споры можно уладить беседой. Где не хоронишь родных, воя от тоски. Где всякая жизнь – бесценна…

От каждого из нас зависит не только настоящее, но и далекое будущее. Всего лишь надо – наполнить свое сердце добротой и увидеть в окружающих не потенциальных врагов, а таких же, как и мы людей – с дорогими сердцу семьями, с мечтой о счастье. Помня о великих жертвах и подвигах предков, мы должны бережно хранить их щедрый дар – жизнь без войны. Так пусть же небо над нашими головами всегда будет мирным!

Ставшая в истории человечества самой кровопролитной и продолжавшаяся почти 4 года, отразилась в сердце каждого жестокой трагедией, унесшей жизни миллионов людей.

Люди пера: правда о войне

Несмотря на растущее временное расстояние между теми далекими событиями, интерес к теме войны постоянно возрастает; нынешнее поколение не остается равнодушным к мужеству и подвигам советских солдат. Большую роль в правдивости описания событий военных лет сыграло слово писателей и поэтов, меткое, возвышающее, направляюще-вдохновляющее. Именно они - писатели и поэты-фронтовики, проведя свою молодость на полях сражений, донесли до современного поколения историю человеческих судеб и поступков людей, от которых иногда зависела жизнь. Литераторы кровавого военного времени правдиво описали в своих произведениях атмосферу фронта, партизанское движение, тяжесть походов и жизнь в тылу, крепкую солдатскую дружбу, отчаянный героизм, предательство и трусливое дезертирство.

Творческое поколение, рожденное войной

Писатели-фронтовики - это отдельное поколение героических личностей, испытавших на себе тяготы военного и послевоенного периода. Некоторые из них погибли на фронте, другие прожили дольше и умерли, как говорится, не от старости, а от старых ран.

1924 год был ознаменован рождением целого поколения фронтовиков, известных всей стране: Борис Васильев, Виктор Астафьев, Юлия Друнина, Булат Окуджава, Василь Быков. Эти писатели-фронтовики, список которых далеко не полон, с войной столкнулись в момент, когда им только лишь исполнилось по 17 лет.

Борис Васильев - чрезвычайный человек

Почти всем мальчишкам и девчонкам 20-х годов не удалось спастись в страшное военное время. Выжило всего лишь 3%, среди которых чудом оказался Борис Васильев.

Он мог погибнуть в 34-м году от тифа, в 41-м в окружении, в 43-м - от минной растяжки. На фронт мальчишка ушел добровольцем, прошел кавалерийскую и пулеметную полковые школы, воевал в воздушно-десантном полку, учился в Военной академии. В послевоенный период работал на Урале испытателем гусеничных и колесных машин. Был демобилизован в звании инженер-капитана в 1954 году; причина демобилизации - желание заниматься литературной деятельностью.

Военной теме автор посвятил такие произведения, как «В списках не значился», «Завтра была война», «Ветеран», «Не стреляйте в белых лебедей». Известным Борис Васильев стал после публикации в 1969 году повести «А зори здесь тихие…», поставленной в 1971 году на сцене театра на Таганке Юрием Любимовым и экранизированной в 1972 году. По сценариям писателя было снято приблизительно 20 фильмов, среди которых «Офицеры», «Завтра была война», «Аты-баты, шли солдаты…».

Писатели-фронтовики: биография Виктора Астафьева

Виктор Астафьев, как и многие писатели-фронтовики Великой Отечественной войны, в своем творчестве показал войну как великую трагедию, увиденную глазами простого солдата - человека, являющегося основой всей армии; именно ему наказания достаются в изобилии, а награды обходят его стороной. Этот собирательный, наполовину автобиографичный образ фронтовика, живущего одной жизнью с товарищами и приучившегося бесстрашно смотреть смерти в глаза, Астафьев во многом списал с себя и своих фронтовых друзей, противопоставив его приживалам-тыловикам, в большинстве своем обитавших в относительно неопасной прифронтовой зоне на протяжении всей войны. Именно к ним он, как и остальные поэты и писатели-фронтовики ВОВ, испытывал глубочайшее презрение.

Автор таких известных произведений, как «Царь Рыба», «Прокляты и убиты», «Последний поклон» за свою якобы приверженность к Западу и склонность к шовинизму, которую критики усмотрели в его произведениях, на склоне лет был брошен на произвол судьбы государством, за которое воевал, и отправлен умирать в свою родную деревню. Именно такую горькую цену пришлось заплатить Виктору Астафьеву - человеку, который никогда не отказывался от написанного, за желание говорить правду, горькую и печальную. Правду, о которой не молчали в своих произведениях писатели-фронтовики Великой Отечественной войны; они говорили о том, что русский народ, который не только победил, но и потерял многое в себе самом, одновременно с воздействием фашизма испытывал гнетущее влияние советской системы и собственных внутренних сил.

Булат Окуджава: сто раз закат краснел…

Стихи и песни Булата Окуджавы («Молитва», «Полночный троллейбус», «Веселый барабанщик», «Песенка о солдатских сапогах») знает вся страна; его повести «Будь здоров, школяр», «Свидание с Бонапартом», «Путешествие дилетантов» находятся в ряде лучших произведений русских прозаиков. Известные кинофильмы - «Женя, Женечка и Катюша», «Верность», сценаристом которых он был, посмотрело не одно поколение, равно как и знаменитый «Белорусский вокзал», где он выступал автором песен. В репертуаре и певца значится около 200 песен, каждая из которых наполнена собственной историей.

Булат Окуджава, как и остальные писатели-фронтовики (фото можно увидеть выше) являлся ярким символом своего времени; его концерты всегда проходили с аншлагами, несмотря на отсутствие афиш о его выступлениях. Зрители делились впечатлениями и приводили своих друзей и знакомых. Песню «Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал» пела вся страна.

С войной Булат познакомился в семнадцатилетнем возрасте, уйдя после девятого класса на фронт добровольцем. Рядовой, солдат, минометчик, воевавший в основном на Северо-Кавказском фронте, был ранен из самолета противника, а после излечения попал в тяжелую артиллерию Главного командования. Как говорил Булат Окуджава (и с ним соглашались его коллеги - писатели-фронтовики), на войне боялись все, даже те, кто считал себя храбрее остальных.

Война глазами Василя Быкова

Выходец из белорусской крестьянской семьи, Василь Быков ушел на фронт в 18-летнем возрасте и воевал до Победы, пройдя такие страны, как Румыния, Венгрия, Австрия. Был ранен дважды; после демобилизации жил в Белоруссии, в городе Гродно. Главной темой его произведений являлась не сама война (о ней должны писать историки, а не писатели-фронтовики), а возможности человеческого духа, проявляющегося в таких тяжелых условиях. Человек всегда должен оставаться человеком и жить по совести, только в таком случае способен выжить человеческий род.

Особенности прозы Быкова стали поводом для обвинений советских критиков в осквернении советского лада. В прессе была устроена широкая травля, цензура на выход его произведений, их запрещение. По причине такой травли и резкого ухудшения здоровья автор был вынужден покинуть Родину и некоторое время жить в Чехии (стране его симпатий), потом в Финляндии и ФРГ.

Самые известные произведения писателя: «Смерть человека», «Журавлиный крик», «Альпийская баллада», «Круглянский мост», «Мертвым не больно». Как говорил Чингиз Айтматов, Быков был сбережен судьбой для честного и правдивого творчества от имени целого поколения. Некоторые произведения были экранизированы: «Дожить до рассвета», «Третья ракета».

Писатели-фронтовики: о войне стихотворной строкой

На фронт талантливая девушка Юлия Друнина, как и многие писатели-фронтовики, пошла добровольцем. В 1943 году получила тяжелое ранение, по причине которого была признана инвалидом и комиссована. Затем последовало возвращение на фронт, Юлия воевала в Прибалтике и Псковской области. В 1944 году она вновь была контужена и признана непригодной для дальнейшей службы. С присвоенным званием старшины, и медалью «За отвагу» Юлия после войны выпустила стихотворный сборник «В солдатской шинели», посвященный фронтовому времени. Ее приняли в Союз писателей и навсегда зачислили в ряды поэтов-фронтовиков, отнеся к военному поколению.

Наряду с творчеством и выпуском таких сборников, как «Тревога», «Ты рядом», «Мой друг», «Страна - юность», «Окопная звезда», Юлия Друнина активно занималась литературно-общественной работой, была награждена престижными премиями, не раз избиралась членом редколлегий центральных газет и журналов, секретарем правления различных союзов писателей. Несмотря на всеобщее уважение и признание, себя полностью Юлия отдавала поэзии, описывая в стихах роль женщины в войне, ее мужество и терпимость, а также несовместимость животворящего женского начала с убийством и разрушениями.

судьба человека

Писатели-фронтовики и их произведения внесли весомый вклад в литературу, донеся до потомков правдивость событий военных лет. Возможно, кто-либо из наших близких и родственников воевал с ними плечом к плечу и стал прототипом рассказов или повестей.

В 1941 году Юрий Бондарев - будущий писатель - наряду со своими сверстниками участвовал в возведении оборонительных укреплений; после окончания пехотного училища воевал под Сталинградом в качестве командира минометного расчета. Затем контузия, легкое обморожение и ранение в спину, не ставшее помехой для возвращения на фронт, участие в прошел долгий путь до Польши и Чехословакии. После демобилизации Юрий Бондарев поступил в им. Горького, где ему довелось попасть на творческий семинар под руководством Константина Паустовского, привившего будущему писателю любовь к великому искусству пера и умению сказать свое слово.

Всю жизнь Юрий помнил запах мерзлого, твердого как камень хлеба и аромат ожоги стужи в степях Сталинграда, ледяной холод прокаленных морозом орудий, металл которых чувствовался через рукавицы, пороховой смрад стреляных гильз и пустынное безмолвие ночного звездного неба. Творчество писателей-фронтовиков пронизано остротой единения человека с Вселенной, его беспомощностью и одновременно невероятной силой и упорством, в стократ увеличивающимися перед страшной опасностью.

Широкую известность Юрию Бондареву принесли повести «Последние залпы» и «Батальоны просят огня», ярко отобразившие действительность военного времени. К теме сталинских репрессий было обращено произведение «Тишина», высоко оцененное критиками. В самом знаменитом романе «Горячий снег» остро поднята тема героизма советского народа в период самых тяжелых для него испытаний; автор описал последние дни Сталинградской битвы и людей, ставших на защиту своей Родины и собственных семей от фашистских захватчиков. Красной линией проходит Сталинград во всех произведениях фронтовика-писателя как символ солдатской стойкости и мужества. Бондарев никогда не приукрашивал войну и показывал «маленьких великих людей», которые делали свое дело: защищали Родину.

На войне Юрий Бондарев окончательно понял, что человек рождается не для ненависти, а для любви. Именно во фронтовых условиях в сознание писателя вошли кристально чистые заповеди любви к Родине, верности и порядочности. Ведь в бою все обнажено, добро и зло различимо, и каждый делал свой осознанный выбор. Как считает Юрий Бондарев, человеку жизнь дана не просто так, а для выполнения определенной миссии, и важно не растрачивать себя по пустякам, а воспитывать собственную душу, борясь за свободное существование и во имя справедливости.

Повести и романы писателя переведены более чем на 70 языков, причем за период с 1958 по 1980 годы за рубежом более 130 произведений Юрия Бондарева было опубликовано, а снятые по ним картины («Горячий снег», «Берег», «Батальоны просят огня») посмотрела огромная зрительская аудитория.

Деятельность писателя отмечен многими общественными и государственными наградами, в том числе самой главной - всеобщим признанием и читательской любовью.

«Пядь земли» Григория Бакланова

Григорий Бакланов - автор таких произведений, как «Июль 41-го года», «Был месяц май…», «Пядь земли», «Друзья», «Я не был убит на войне». В войну служил в гаубичном артиллерийском полку, затем в звании офицера командовал батареей и сражался на Юго-Западном фронте до конца войны, которую описывает глазами воевавших на передовой, с ее грозными фронтовыми буднями. Причины тяжелых поражений на начальном этапе войны Бакланов объясняет массовыми репрессиями, атмосферой всеобщей подозрительности и страха, властвовавшего в довоенное время. Реквиемом по сгубленному войной молодому поколению, непомерной высокой цене за победу, стала повесть «Навеки - девятнадцатилетние».

В произведениях, посвященных мирному периоду, Бакланов возвращается к судьбам бывших фронтовиков, которые оказались исковерканными беспощадной тоталитарной системой. Особенно ярко это показано в повести «Карпухин», где жизнь героя произведения сломало казенное бездушие. По сценариям писателя было снято 8 фильмов; лучшая экранизация - «Был месяц май…».

Военная литература - детям

Детские писатели-фронтовики внесли весомый вклад в литературу, написав для подростков произведения об их сверстниках - таких же, как они, мальчишках и девчонках, которым довелось жить в военное время.

  • А. Митяев «Шестой неполный».
  • А. Очкин «Иван - я, Федоровы - мы».
  • С. Алексеев «От Москвы до Берлина».
  • Л. Кассиль «Твои защитники».
  • А. Гайдар «Клятва Тимура».
  • В. Катаев «Сын полка».
  • Л. Никольская «Должна остаться живой».

Писатели-фронтовики, список которых, приведенный выше, далеко не полный, доступным и понятным для детей языком донесли страшную реальность войны, трагические судьбы людей и проявленные ними мужество и героизм. Данные произведения воспитывают дух патриотизма и любви к Родине, учат ценить близких и родных, беречь мир на нашей планете.

  • Награды

    Ордена:

    "Красной звезды"

    Медали:

    "За отвагу"

    "За освобождение Варшавы"

    Астафьев Виктор Петрович(1924-2001)

    Писатель

    Военный путь

    В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине. (В бою 20.10.1943 г. красноармеец Астафьев В. П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землёй. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрал обрывки кабеля и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём. Из наградного листа на медаль "За отвагу").

    "Прокляты и убиты"

    "Так хочется жить"

    "Пастух и пастушка"

  • Награды

    Ордена:

    "Красной звезды"

    "Отечественной войны I степени"

    "Красного Знамени"

    "За заслуги перед Отечеством"

    Медали:

    "За взятие Будапешта"

    "За взятие Вены"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Бакланов Григорий Яковлевич(1923-2009)

    Писатель

    Военный путь

    В 1941 году, в 17 лет, добровольцем ушёл на фронт. Воевал сначала рядовым на Северо-Западном фронте, затем командиром взвода управления артиллерийской батареи на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Был тяжело ранен, контужен. Командовал взводом, участвовал в боях на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии. В 1942 году вступил в ВКП(б). Закончил войну начальником разведки артдивизиона.

    Произведения о Великой Отечественной войне.

    "Мертвые сраму не имут"

    "Почем фунт лиха"

    "Июль 41 года"

    "Южнее главного удара"

    Награды

    Орден:

    "Красной звезды"

    Медаль:

    "За отвагу"

    Белаш Юрий Семенович(1920-1988)

    Военный путь

    Участнк Великой Отечественной войны, начал войну рядовым, солдатом-минометчиком, закочнил лейтенантом.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Пехоту обучали убивать"

    Награды

    Медали:

    "За оборону Ленинграда"

    "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг."

    Берггольц Ольга Фёдоровна (1910-1975)

    Поэт, прозаик

    Военный путь

    В годы Великой Отечественной войны Ольга Берггольц оставалась в осаждённом Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращалась к жителям города с призывами к мужеству.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Блокадная ласточка"

    "В Сталинграде"

    "А город был в дремучий убран иней…"

    "Был день как день"

    "Враги ломились в город наш свободный…"

    "Как мы в ту ночь молчали, как молчали..."

    "О древнее орудие земное…"

    "Я никогда героем не была…"

    Награды

    Орден:

    "Отечественной войны I степени"

    Богомолов Владимир Осипович(1924-2003)

    Писатель

    Военный путь

    С началом Великой Отечественной войны пошёл добровольцем в Московский противопожарный полк МПВО в Филях. В ноябре 1941 г. попал на Калининский фронт под Москвой (фронт был образован 17 октября) в качестве курсанта. Был тяжело ранен в апреле 1942 г. 22 июня 1943 г. направлен старшим команды в г. Ижевск Удмуртской АССР, в Ленинградское Краснознамённое артиллерийско-техническое училище. С конца 1943 года в войсковой разведке. Форсировал Днепр. Воевал на Северном Кавказе, участник освобождения Тамани, освобождения Житомира, Кировоградской наступательной операции. В сентябре 1944 г. переходит из войсковой разведки в органы военной контрразведки. Участвует в освобождении Польши, в боевых действиях в Восточной Пруссии и Германии.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "В августе сорок четвертого…"

    "Первая любовь"

    "Кладбище под Белостоком"

    Награды

    Орден:
    Медали:

    "За отвагу"

    "За оборону Сталинграда"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Бондарев Юрий Васильевич (1924-по н.в.)

    Писатель

    Военный путь

    В 1941 году участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Летом 1942 года, после окончания школы, направлен на учёбу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск.В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.В боях под Котельниковским был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Батальоны просят огня"

    "Горячий снег"

    Награды

    Орден:

    "Отечественной войны I степени"

    Медаль:

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Быков Василий Владимирович(1924-2003)

    Военный путь

    Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Призван в армию летом 1942 года, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести "Мёртвым не больно". В начале 1944 года три месяца находился в госпитале. Затем участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Сотников"

    "Журавлиный крик"

    "Круглянский мост"

    "Дожить до рассвета"

    "Обелиск"

    Награды

    Ордена:

    "Отечественной войны II степени"

    "За заслуги перед Отечеством”

    "Трудового Красного знамени"

    "Дружба народов”

    Медали:

    "За оборону Москвы"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Васильев Борис Львович(1924-2013)

    Писатель

    Военный путь

    В 1941 году в 17-летнем возрасте будущий писатель пошел добровольцем на фронт.Первый бой принял 8 июля 1941 года. Воевал в составе комсомольского истребительного батальона.В 1943 году, после выписки из госпиталя, Борис Львович был направлен на учебу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я.Малиновского). В составе колонны академии участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 года.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "А зори здесь тихие"

    "В списках не значился"

    Награды

    Орден:

    "Отечественной войны II степени"

    Медаль:

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    «За взятие Вены»

    Ваншенкин Константин Яковлевич(1925-2012)

    Военный путь

    В 1942 году из десятого класса Константин Вашенкин ушел на фронт, служил в воздушно-десантных войсках. Поэт участвовал в боях на Втором и Третьем Украинских фронтах. Демобилизовался в конце 1946 года в звании гвардии сержанта.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Трус притворился храбрым на войне…"

    "Командарм"

    "Винтовка"

    Награды

    Медали:

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    "Партизану Отечественной войны"

    Воробьёв Константин Дмитриевич(1919-1975)

    Писатель, яркий представитель "лейтенантской прозы"

    Военный путь

    В начале войны был направлен курсантом в Кремлевское военное училище, которое окончил по ускоренной программе. В звании лейтенанта участвовал в боях под Москвой. Под Клином в декабре 1941 года контуженным лейтенант Воробьёв попал в плен и находился в Клинском, Ржевском, Смоленском, Каунасском, Саласпилсском, Шяуляйском лагерях военнопленных (1941-1943). Дважды бежал из плена. В 1943-1944 годах был командиром партизанской группы из бывших военнопленных в составе действовавшего в Литве партизанского отряда. Был награждён медалью "Партизану Отечественной войны" 1-й степени. Во время нахождения в подполье в 1943 году. написал автобиографическую повесть "Это мы, Господи!" о пережитом в плену

    Произведения о Великой Отечественной войне

  • Награды

    Ордена:

    "Красной звезды"

    "Отечественной войны II степени"

    Медали:

    "За оборону Москвы"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Гудзенко Семён Перович(1922-1953)

    Военный путь

    В 1941 году добровольцем ушёл на фронт, служил в частях ОМСБОНа. В 1942 году был тяжело ранен. После ранения был корреспондентом во фронтовой газете "Суворовский натиск".

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Перед атакой"

    "Смерть бойца"

    "Товарищи"

    Награды

    Орден:

    "Красной звезды"

    Медаль:

    "За отвагу"

    Друнина Юлия Владимировна(1924-1991)

    Военный путь

    После начала Великой Отечественной войны, в возрасте 17 лет, Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную дружину при Районном обществе Красного Креста, работала санитаркой в госпитале. Окончила курсы медсестёр. В конце лета 1941 года была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском, затем служила в 1038-й самоходном артиллерийском полку 3-го Прибалтийского фронта, воевала в Псковской области, в Прибалтике. В одном из боёв была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы. Закончила войну в звании старшины медицинской службы.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Целовались. Плакали и пели..."

    "Два вечера"

    "Я столько раз видала рукопашный..."

    Награды

    Ордена:

    "Отечественной войны II степени"

    "Красной звезды"

    Медали:

    "За отвагу"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    "За взятие Берлина"

    "За освобождение Варшавы"

    Казакевич Эммануил Генрихович(1913-1962)

    Писатель

    Военный путь

    Когда началась война, Казакевича освободили от призыва из-за сильной близорукости, но он не собирался отсиживаться в тылу, и ушел добровольцем на фронт. Грамотный, знавший несколько языков младший лейтенант, попал в подразделение разведки. Его группа часто совершала рейды в тылу врага, добывала ценные сведения, несколько раз отбивалась от наседающих гитлеровцев. В 1941-1945 годах служил в действующей армии, сначала в писательской роте народного ополчения, прошёл путь от рядового разведчика до начальника разведки дивизии и капитана - помощника начальника разведки армии.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Двое в степи"


    Награды

    Ордена:

    "Красной звезды"

    "Отечественной войны I степени"

    Карим Фатых Гильманович(1909-1945)

    Татарский Поэт

    Военный путь

    Участник Великой Отечественной войны, Погиб 19 февраля 1945 года, выполняя боевое задание, на подступах к Кенигсбергу - в поселке Победа, ныне Калининградской области. Похоронен в братской могиле города Багратионовска Калининградской области.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Советский солдат"

    Награды

    Орден:

    "Красной звезды"

    Медаль:

    "За боевые заслуги"

    Кауфман Давид Самуилович(1918-1942)

    Поэт, переводчик

    Военный путь

    В начале Великой Отечественной войны был направлен на трудовой фронт, строил оборонительные укрепления под Вязьмой. В 1942 году поэт служио на Волхонском фронте. 23 марта 1943 года в районе ст. Мга был тяжело ранен в левую руку осколком мины. После выздоровления, с марта 1944 года, продолжил службу в 3-й отдельной моторазведроте раведывательного отдела штаба 1-го Белгорусского фронта.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Второй перевал"

    "Волна и камень"

  • Коган Павел Давидович(1918-1942)

    Военный путь

    Не смотря на сильную близорукость стал офицером, военным переводчиком полкового разведотряда в звании лейтенанта. 23 сентября 1942 года на сопке Сахарная Голова под Новороссиейском Павел Коган и возглавляемая им разведгруппа попали в переструлку, в которой поэт был убит.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Сквозь время"

    "Певрая треть"

    Награды

    Орден:

    "Отечественной войны I степени"

    Медаль:

    "За отвагу"

    Кондратьев Вячеслав Леонидович(1920-1993)

    Писатель

    Военный путь

    В декабре 1941 года был направлен на фронт. В 1942 году 132-я стрелковая бригада, в составе которой воевал Кондратьев, вела тяжёлые бои под Ржевом. Во время них получил первое ранение, был награждён медалью "За отвагу". После отпуска, полученного по ранению, воевал в железнодорожных войсках. Был повторно и тяжело ранен. В госпитале пробыл на излечении полгода, комиссован с инвалидностью; младший лейтенант.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "День Победы в Чернове"

    "Отпуск по ранению"

    "Привет с фронта"

    "На станции "Свободной"

    "Не самый тяжкий день"

    "Искупить кровью"

    "Парадоксы фронтовой ностальгии"

    Кульчицкий Михаил Валентинович(1919-1943)

    Военный путь

    В 1941 г. Кульчицкий ушёл в истребительный батальон. В середине декабря 1942 года окончил пулемётное училище, получил звание младшего лейтенанта. 19 января 1943 года командир миномётного взвода младший лейтенант Михаил Кульчицкий погиб в бою под селом Трембачёво Луганской области при наступлении от Сталинграда в районе Харькова.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Молодiсть"

    "Самое такое"

    Награды

    Ордена:

    "Отечественной войны I степени"

    "Отечественной войны II степени"

    Левин Константин Ильич(1924-1984)

    Военный путь

    Летом 1941 г. поступил в медицинский институт, после первого семестра был взят в противотанковое училище, позже командовал огневым взводом. А в апреле 1944 г. под Яссами был тяжело ранен, лишился ноги. Тяжело ранен на фронте - потерял ногу.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Нас хоронила артиллерия"


    Награды

    Ордена:

    "Красной звезды"

    "Отечественной войны II степен"

    Медали:

    "За боевые заслуги"

    "За оборону Москвы"

    "За взятие Будапешта"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Левитанский Юрий Давидович(1922-1996)

    Поэт, переводчик

    Военный путь

    С началом Великой Отечественной войны поэт ушел добровольцем на фронт со второго курса института, служил в частях ОМСБОН, получил звание лейтенанта, затем служил военным корреспондентом, печатался в фронтовых газетах. После капитуляции Германии Левитанский участвовал в боевых действиях в Маньчжурии. Демобилизовался из армии в 1947 г.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Солдатская дорога: Стихи"

    "Встреча с Москвой: Стихи"

    Майоров Николай Петрович(1919-1942)

    Военный путь

    В октябре 1941 года поэт ушёл добровольцем на фронт, был политруком пулемётной роты 1106-го стрелкового полка 331-й дивизии. Погиб на фронте у деревни Баранцево Смоленской области.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    Литературное наследие утрачено почти полностью. Немногие сохранившиеся произведения были опубликованы посмертно, в том числе юношеские стихи.

    Награды

    Орден:

    "Отечественной войны II степени"

    Медали:

    "За оборону Москвы"

    "За оборону Ленинграда"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Межиров Александр Петрович(1923-2009)

    Поэт, переводчик

    Военный путь

    В начале Великой Отечественной войны был призван в армию, прошёл курсы подготовки десантников, был отправлен на фронт в составе 8-го парашютно-десантного корпуса. Межиров был ранен, в госпитале переболел тифом. Службу поэт продолжил в 1-м батальоне 864-го стрелкового полка 189-й стрелковой дивизии 42-й армии на Западном фронте, с 1942 года был заместителем командира стрелковой роты на Западном и Ленинградском фронтах. Демобилизован в 1944 году после тяжёлого ранения и контузии в звании младшего лейтенанта.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Ладожский лед"

    "Стихи о мальчике"

    "Воспоминание о пехоте"

    "Мы под Колпином скопом стоим..."

    "Курская дуга"

    Награды

    Герой Советского союза

    Муса Мустафович Залилов(1906-1944)

    Татарский Поэт

    Военный путь

    В 1941 году Джалиль был призван в Красную армию. В звании старшего политрука воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был корреспондентом газеты "Отвага". В 1942 году в ходе Любанской наступательной операции поэт был тяжело ранен и попал в плен. Чтобы продолжать борьбу с врагом, Джалиль вступил в немецкий легион "Идель-Урал" и организовал среди легионеров подпольную группу, устраивал побеги военнопленных. В августе 1943 года гестапо арестовало Джалиля и большинство членов его подпольной группы за несколько дней до масштабного восстания военнопленных. Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Письмо из окопа"

    "Сержант"

    "Простуженная любовь"

    Награды

    Медали:

    "За отвагу"

    "За оборону Сталинграда"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Некрасов Виктор Платонович(1911-1987)

    Писатель, сценарист

    Военный путь

    В 1941-1944 годы Некрасов был на фронте полковым инженером и заместителем командира сапёрного батальона, участвовал в Сталинградской битве, после ранения в Польше, в начале 1945 года, в звании капитана был демобилизован.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "В окопах Сталинграда"

    "Рядовой Лютиков"

    "Переправа"

    Награды

    Ордена:

    "Отечественной войны II степени"

    Медали:

    "За отвагу"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Носов Евгений Иванович(1925-2002)

    Писатель

    Военный путь

    Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции "Багратион", в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ "Красное вино победы". Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Красное вино победы"

    "Шопен, соната номер два"

    Награды

    Орден:

    "Отечественной войны I степени"

    Медали:

    "За оборону Кавказа"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Окуджава Булат Шалвович(1924-1997)

    Бард, поэт, прозаик, сценарист, композитор

    Военный путь

    В апреле 1942 года Булат Окуджава добивался досрочного призыва в армию. Был призван в августе 1942 года и направлен в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион. После двух месяцев подготовки с октября 1942 года на Северо-Кавказском фронте, миномётчик в 254-м гвардейском кавалерийском полку 5-го гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса. 16 декабря 1942 года под Моздоком был ранен, после госпиталя в действующую армию не вернулся. С января 1943 года служил в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми и позже радистом в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде большой мощности Закавказского фронта, прикрывавшего границу с Турцией и Ираном. Демобилизован по состоянию здоровья в марте 1944 года.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "А мы с тобой, брат, из пехоты..."

    "До свидания, мальчики…"

    "Не вели, старшина, чтоб была тишина..."


    Награды

    Орден:

    "Отечественной войны II степени"

    Медали:

    "За оборону Ленинграда"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Орлов Сергей Сергеевич(1921-1977)

    Военный путь

    После начала Великой Отечественной Войны добровольно вступил в истребительный батальон народного ополчения города Белозерска, вскоре был направлен в Челябинское танковое училище, впоследствии стал командиром взвода тяжёлых танков "КВ". Орлов едва не сгорел заживо в танке во время прорыва, следы от ожогов остались на его лице на всю жизнь. Следы ожогов он впоследствии маскировал, отпуская бороду.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Третья скорость"

    Награды

    Ордена:

    "Отечественной войны I степени"

    "Знак Почёта"

    Медали:

    "За оборону Одессы"

    "За оборону Сталинграда"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    "За Победу"

    Симонов Константин Михайлович(1915-1979)

    Писатель, поэт, общественный деятель

    Военный путь

    С началом войны призван в армию, работал в газете "Боевое знамя". В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Дни и ночи"

    "Товарищи по оружию"


    Награды

    Ордена:

    "Красной звезды"

    "Отечественной войны I степени"

    "Отечественной войны II степени"

    Медали:

    "За оборону Москвы"

    "За боевые заслуги"

    Слуцкий Борис Абрамович(1919-1986)

    Поэт, переводчик

    Военный путь

    Слуцкий с июня 1941 года являлся участником Великой Отечественной войны, служил в качестве рядового 60-й стрелковой бригады. С осени 1942 Слуцкий стал инструктором, с апреля 1943 - старшим инструктуром политотдела 57-й дивизии. Несмотря на то, что был политработником, поэт постоянно ходил в рзведку. На фронте получил тяжелое ранение, в результате чего был уволен из армии в 1946 в звании майора.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Сегодня и вчера"

    "Современные истории"

    "Годовая стелка"

    Награды

    Ордена:

    "Отечественной войны I степени"

    "Знак Почёта"

    "Дружбы народов"

    Медали:

    "За оборону Москвы"

    "За боевые заслуги"

    Старшинов Николай Константинович(1924-1998)

    Военный путь

    В 1942 году призван в армию и стал курсантом 2-го Ленинградского военного пехотного училища. В начале 1943 года в звании старшего сержанта попал на передовую. Первые стихи поэта были напечатаны во фронтовых газетах. В августе в боях под Спас-Деменском получил тяжёлое ранение. Из армии демобилизовался в 1944 году.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Ни горестной правды, ни сладостной лжи…"

    "Листопад"

    "Ракет зеленые огни…"

    "Мои товарищи - солдаты"

    Награды

    Ордена:

    "Красного Знамени"

    "Красной звезды"

    Сурков Алексей Александрович(1899-1983)

    Военный путь

    В 1941–1945 г.г. Сурков был военным корреспондентом фронтовой газеты "Красноармейская правда" и специальным корреспондентом газеты "Красная звезда", также работал в газете "Боевой натиск". Участвовал в обороне Москвы, воевал в Белоруссии.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Бьётся в тесной печурке огонь…" ("В землянке")

    "То не тучи, грозовые облака"

    "На просторах Родины чудесной"

    "Песня смелых"

    "Марш защитников Москвы"

    "Конармейская"

    Награды

    Ордена:

    "Отечественной войны I степени"

    "Отечественной войны II степени"

    Твардовский Александр Трифонович(1910-1971)

    Поэт, Писатель

    Военный путь

    Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. поэт работал военным корреспондентом во фронтовых газетах.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Отец и сын"

    "Дом бойца"

    "Когда пройдёшь путем колонн..."

    "Я убит подо Ржевом…"

    Награды

    Орден:

    "Красной звезды"

    Уткин Иосиф Павлович(1903-1944)

    Поэт, журналист

    Военный путь

    С началом Отечественной войны поэт ушёл на фронт, воевал под Брянском, был ранен осколком мины. Летом 1942 года Уткин вновь оказался на Брянском фронте - в качестве спецкора Совинформбюро, от газет "Правда" и "Известия". Участвовал в боях, писал песни-марши. В 1944 году И.П. Уткин погиб в авиационной катастрофе.

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Фронтовые стихи"

    "Стихи о героях"

    "Провожала сына мать"

    "Я видел девочку убитую"

    "Над родиной грозные тучи"

    Награды

    Орден:

    "Отечественной войны I степени"

    Медали:

    "За оборону Москвы"

    "За оборону Сталинграда"

    "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    Шолохов Михаил Александрович(1905-1984)

    Писатель, общественный деятель

    Военный путь

    Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом "Правды", ""Красной звезды"", часто выезжал на фронт. Его очерки "На Дону", "На Смоленском направлении", рассказ "Наука ненависти" публиковались в разных изданиях и имели большую популярность. Во время войны он начал публикацию глав из нового романа "Они сражались за Родину".

    Произведения о Великой Отечественной войне

    "Судьба человека"


    Награды

    Орден:

    "Красной звезды"

    Медаль:

    "За отвагу"

    Шубин Павел Николаевич(1914-1950)

    Поэт, журналист, переводчик

    Военный путь

    В годы Великой Отечественной и советско-японской войн Шубин служил фронтовым корреспондентом на Волховсом, Карельском направлениях, на Дальнем Востоке и в Манжурии. В это время появляются первые стихи о русских воинах: "Полмига", "Битва на Дону", "Идёт на родину солдат", "Мы устроим" и др. В 1943 году в Ленингаде вышла в свет книга стихов "Во имя жихни", а в 1944 год появился сборник "Люди боя".

Война застала их семнадцатилетними

Почти 70 лет отделяют нас от начала Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира - они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г. Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев - танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона. Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В. Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; миномётчиком - М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном - К. Воробьёв; связистами - В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком - В. Курочкин; десантником и разведчиком - В. Богомолов; партизанами - Д. Гусаров и А. Адамович...

1924 год стал годом рождения известных всей стране фронтовиков - прозаиков, поэтов. Это Виктор Астафьев, Юрий Бондарев, Борис Васильев, Василь Быков, Булат Окуджава и Юлия Друнина. «Поколение 24-го» - это те, кому к началу Великой Отечественной войны едва исполнилось семнадцать.