Лечение задержки развития речи. Лечение задержки речевого развития

Лечение задержки развития речи. Лечение задержки речевого развития
Лечение задержки развития речи. Лечение задержки речевого развития

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это задержка речевого развития (ЗРР), которая сочетается с общим интеллектуальным недоразвитием.

Что это такое

Задержка психоречевого развития (зпрр) является следствием задержки речевого развития (зрр) в раннем возрасте до 4 лет. Нарушение развития речи влекут за собой общее недоразвитие психики.

Поэтому, если до 4 лет ребенку поставлен диагноз «)» важно не ждать, что малыш «сам разговорится», а вести коррекционную работу: принимать медикаментозное лечение, если его назначает врач-невролог и заниматься с логопедом или в домашних условиях


В МКБ-10 ЗПРР не выделяется в отдельную категорию. Отдельные элементы, характеризующие данную патологию, встречаются в тех же разделах, что и ЗПР — F80-F89.

Почему возникает ЗПРР

Чаще всего ЗПРР возникают на на резидуально-органическом фоне. Причинами в большинстве случаев становятся неврологические изменения:

  • Поражения ЦНС
  • Опухоли
  • Доброкачественные образования (кисты).

Часто ЗПРР идет рука об руку с РДА (ранним детским аутизмом), ДЦП (синдромом Дауна). Так что если в анамнезе такой диагноз – вы в группе риска.

Данная классификация – важная часть подбора лечения, поскольку болезнь или нарушение, вызвавшее отставание в речи, может иметь особую симптоматику, подлежащую коррекции в индивидуальном порядке.


Проявления

ЗПРР у детей имеет разнообразные симптомы. Часто родители списывают их на особенности характера, даже не предполагая, что карапузу требуется лечение. Наличие следующей симптоматики является поводом для подозрений:

  1. Избыточное слюноотделение, не вызванное прорезыванием зубов.
  2. Повышенная возбудимость.
  3. Заторможенная мыслительная деятельность.
  4. Плохая память.
  5. Замкнутость, избегание общения.

И самый верный показатель — отставание от норм формирования речи. . Стандартный график такой:

  • С 2-6 месяцев – гуление, или первые звуки.
  • С 4-9 месяцев – лепетание: повторяются парные звукосочетания. Важна также реакция на появление знакомых лиц – младенец оживится, заулыбается и залепечет.
  • 1 год – простые слова из ранее освоенных слогов («мама», «дядя»). Ребенок также должен отзываться на свое имя и привычные ласковые прозвища.
  • 2 года – предложения из пар слов («мама на», «деда дай»). Сформировано умение повторять фразы за другими людьми.
  • 3 года – активный словарный запас составляет 750 слов.


При опоздании в пределах недели паниковать рано, если наступление очередного этапа в жизни маленького солнышка задерживается намного существеннее – обратите на это внимание своего педиатра.

Встречаются также другие проявления:

  • Постоянство в привычках – малейшая смена режима, знакомого меню, обстановки вызывает истерики и крики.
  • Нежелание взаимодействовать со сверстниками и родителями.
  • Агрессия или аутоагрессия – щипки, покусывание, удары, направленные на окружающих или самого себя.


Данный список особенностей напрямую связан с проявлением аутичных черт. Что это на самом деле — РАС в чистом виде, или в сочетании с ЗПРР, зависит от того, нарушена ли способность говорить. Точная постановка диагноза в таком случае требует дополнительного обследования.

Диагностика

При подозрении на ЗПРР или РАС необходимо пройти осмотр широкого перечня специалистов. Что же включает в себя такое обследование?

  1. Первый этап — визит к неврологу , который произведет оценку состояния ребенка, направит на дополнительные исследования. При подтверждении диагноза, он назначит таблетки. Также будут даны направления на ЭЭГ и МРТ, позволяющие оценить состояние мозга и выявить нарушения его работы.
  2. Следующий шаг — консультация отоларинголога или сурдолога , при которой выявляются проблемы со слухом.
  3. Порой позволяет оценить ситуацию поход к генетику, выявляющий генетические мутации и отклонения.
  4. Логопед и детский психолог оценят соответствие речевых навыков возрастным нормам развития.


Возраст играет огромное значение: если ребенок совсем не говорит в 5 лет – считается, что это грубая задержка психоречевого развития . Исправить ситуацию все еще возможно, но вероятность удачного исхода крайне невысока.

В случае двухлетнего карапуза терапия окажется в разы эффективнее. Потому дожидаться пятилетнего возраста, когда сложности станут заметны невооруженным взглядом, не стоит: в таком вопросе лучше проявить излишнюю осторожность, чем рискнуть здоровьем своего наследника.

Лечение

Лечение ЗПРР – сложный процесс, требующий комплексного подхода. Однако, при слаженных действиях врачебного персонала и родителей возможно полное исправление нарушений. Рассмотрим существующие подходы более детально.

Медикаменты

Одной из важнейших составляющих борьбы с ЗПРР у детей является медикаментозное лечение. Не отказывайтесь от назначенных врачами лекарственных средств, но и не пытайтесь экспериментировать с ними самостоятельно.

Только специалист, знающий особенности работы мозга, способный предусмотреть потенциальные аллергические реакции и учитывающий индивидуальный уровень возбудимости, способен подобрать подходящий набор препаратов.

Могут быть назначены:

  • Магне B6 или другие магнийсодержащие лекарства
  • Когитум
  • Мексидол
  • Винпоцетин
  • Церебролизин
  • Глицин
  • Фенибут


Данный перечень не является полным. Возможно применение средств с аналогичными действующими веществами или схожим воздействием. Выбор зависит от персональных показаний вашего малыша.

Коррекция

Коррекционная работа производится как дома с мамой, так и с профессионалами. Выбор доктора зависит от возраста.

  • Двухлетки занимаются c дефектологом . Основная цель – не запустить отставание в мыслительной деятельности, встав на один уровень владения основными навыками со сверстниками.
  • В четыре года наступает пора работы c логопедом . Чтобы сформировать верное произношение, проводится и укрепляющий массаж лицевой зоны.
  • Занятия с психологом станут подспорьем в тех случаях, когда этиология заболевания связана с эмоциональными потрясениями. Травмированная психика и зажатость мешают спокойному выражению своих переживаний, в этом случае способен помочь только квалифицированный психолог.


В домашних условиях

Занятия на развитие мелкой моторики:

Пальчиковые игры:



Квиллинг


Лепка из пластилина:




Игры с вырезанием и одеванием бумажных кукол


На улучшение памяти и внимательности:

  • Чтение
  • Игра в города, предметы
  • Поиск отличий
  • Квесты с поиском клада
  • Заучивание и повторение скороговорок – также поможет улучшению артикуляции.


Прочие методы

  • Остеопатия
  • Иглорефлексотерапия
  • Электрорефлексотерапия
  • Магнитотерапия
  • Иппотерапия
  • Дельфинотеапия


Остеопатия и иглорефлексотерапия воздействуют на определенные точки на теле человека, оказывая вспомогательный эффект: расслабляя и поддерживая работу нервной системы.

Электрорефлексотерапия и магнитотерапия точечно воздействуют на поврежденные отделы головного мозга, активизируя их.

ЗПРР и приучение к горшку

Одной из сопутствующих проблем задержки психоречевого развития у ребенка – отказ от присаживаний на горшок. Дети будто бы не могут на нем усидеть – кричат, вырываются, уползают. Порой мамочки и папочки отчаиваются, решая — ЗПРР и горшок несовместимы. Но есть перечень советов, которые помогут приучить маленького упрямца делать свои дела на горшочек:

  • Откажитесь от подгузников. Мокрые трусики отлично мотивируют непоседу проситься в туалет.
    Не бегите моментально стаскивать влажное белье. В детской голове должно закрепиться правило: сходил в туалет куда надо – после было тепло и сухо. Решил повредничать – стало неприятно.
  • Заразительный пример. Более умелые в туалетных делах сверстники, персонажи мультиков – все средства хороши. Посадите на горшочек любимую игрушку – уж если любимый медвежонок делает пи-пи в это странное местечко, кроха точно последует его примеру.
  • Не ругайте за «аварию». Покажите, что вы расстроены, объясняйте, что ходить с мокрыми штанишками – не здорово.
  • Если в какой-то момент все получилось – не скупитесь на похвалу.
  • Если дело не сдвигается с мертвой точки – не стоит страдать и превозмогать. Возможно, через неделю-другую появится положительная динамика.

Главное в коррекционных процедурах – регулярность и добровольность.

Задержка речевого развития лечение - это комплексная коррекционно-развивающая работа с целью нормализации речевого развития у ребенка. При наличии этого диагноза крайне важно как можно скорее начать лечение. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем больше шансов на полное восстановление.

Стоимость услуги

от 5 000 руб.

телефон для записи

Что же такое Лечение задержки речевого развития?

Когда необходимо лечение?

Диагностика и лечение задержки речевого развития требуется при наличии следующих симптомов и особенностей развития:

  • В 4 месяца ребенок не улыбается, не проявляет эмоций на обращение взрослых, их жесты.
  • В 8-9 месяцев не повторяет четких звуков «ма-ма-ма», «па-па-па», «ба-ба-ба».
  • Задержка развития может диагностироваться у полуторагодовалого ребенка, который не произносит членораздельных слов (например, «дай») и не выполняет простых просьб («иди сюда», «садись»). Имеются трудности при жевании и сосании.
  • 2,5 года - словарный запас составляет значительно меньше 20 слов. Если активный словарный запас меньше - скорее всего это проблемы развития.
  • В три года ребенок говорит быстро, съедает половину окончаний или наоборот слишком растягивает произношение.
  • В любом возрасте родители замечают повышенное слюноотделение и постоянно открытый рот.

Лечение задержки речевого развития у детей: какой специалист занимается?

Процесс лечения задержки речевого развития сопровождается постановкой звукопроизношения, накоплением активного и пассивного словарного запаса, работой с речью, формированием фонематической компетенции и другими элементами. Все занятия и процедуры с детьми проводит опытный логопед, которому помогают родители ребенка. Также в лечении задержки речи может принимать активное участие врач-остеопат. Если подробнее, то вот три «инстанции», которые должны обеспечить ребенку должный уход и внимание:

  1. Родители - первые люди, которые могут помочь в процессе лечения речевой задержки своему ребенку. Например, чаще разговаривая с ним, проводя артикуляционную гимнастику, выполняя другие указания специалистов. Больше всего малышу важна психологическая поддержка в коррекционный период.
  2. Логопед или дефектолог. Это специалист, который будет заниматься обучением ребенка. Проводит групповую и индивидуальную работу по становлению речевых навыков.
  3. Остеопат. Ряд проведенных в России и за рубежом исследований показал, что совместная работа логопеда и остеопата дает очень эффективные результаты. Однако, остеопат может помочь с лечением речевой задержки в комплексе с логопедом и родителями.

Иногда целесообразно подключить к процессу лечения невропатолога. Он может назначить медикаментозную терапию в виде таких препаратов, как кортексин, ноотропил, энцефабол и другие. Это те медикаменты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга. Они способствуют улучшению памяти и процессов обучения.

Как остеопат помогает при задержке речевого развития?

Абсолютно все сложные нарушения речи имеют свои причины. В роли повреждающих факторов, вызывающих задержки речевого развития, выступают поражения нервной системы до или после родов, родовые травмы, кривошея, мышечные или суставные нарушения, кислородное голодание (асфиксия). Реже - врожденные аномалии, гидроцефалия либо аномалии развития нервной системы. Все это является толчком к задержке речевого развития.

Если по каким-то причинам в первые годы жизни малыша эти деформации закрепляются и не лечатся - то впоследствии родители столкнутся с трудностями в развитии ребенка. Это неуспеваемость в школе, невосприимчивость материала, плохие социальные контакты. Основная проблема в том, что некоторые деформации и травмы чаще всего не видны невооруженным взглядом. Чтобы их диагностировать нужна консультация и осмотр специалиста - остеопата.

Как работает остеопат:

  • Хороший остеопат за несколько сеансов может выправить малышу череп, если последний был поврежден и деформирован во время родов.
  • Остеопатические техники позволяют снизить напряжение оболочек мозга, вследствие чего создаются нормальные условия для развития и функционирования мозга.
  • Тончайшая работа над структурами головного мозга и костями черепа активизирует спящие зоны, которые отвечают за аспекты речевого развития у детей.
  • Устраняются имеющиеся зажимы и блоки в мышцах и связках, повреждения в костных структурах.
  • Обеспечивается нормализация тока лимфы, крови.
  • Все манипуляции всегда мягкие и безболезненные.

Транскраниальная микрополяризация, как лечение задержки развития

Это не остеопатическое и не медикаментозное лечение, но его эффективность также доказана исследованиями. Применять этот метод при задержке речевого развития детей рекомендуется в сочетании с лечением других специалистов. В основе данной методики лежит воздействие на мозг электрического тока. Сила тока достаточно низкая - в 10 раз меньше, чем используется при электрофорезе.

Курс процедур при задержке речевого развития приводит к уменьшению импульсивности, улучшает память, внимание, усидчивость, способствует развитию речи и развитию двигательных функций.

Стоит отметить, что методика микрополяризации не будет эффективна, если задержка речевого развития вызвана тяжелой психиатрической патологией (умственная отсталость, аутизм).

Насколько эффективно лечение задержки речевого развития?

На практике и в исследованиях можно видеть, что задержка детского речевого развития двигается с мертвой точки уже в первые недели после комплексного лечения по формуле: родители + логопед + остеопат. Если подключить невролога и физиотерапевтические процедуры - процесс может пойти быстрее, однако это индивидуально решает личный лечащий врач. Уже спустя две-три недели у детей можно наблюдать положительные изменения. Сроки у каждого ребенка разные, некоторым могут понадобиться месяцы коррекционной работы по развитию.

Если были такие симптомы, как гиперсаливация (повышенное слюноотделение), девиация языка (несбалансированная работа языковых мышц), проблемы с вывариванием звуков и слов, то после курса сеансов для лечения речевой задержки все функции постепенно нормализуются. Обязательно наблюдается увеличение словарного запаса, понимание речи, развитие логического и пространственного мышления.

Результаты исследований по речевой задержке у детей подтверждают, что именно комплексное лечение является самым эффективным при диагнозе задержка детского речевого развития.

Каждая мама с нетерпением ждёт того момента, когда её малыш скажет первое слово. Но иногда родители с тревогой начинают замечать, что речь у ребёнка не развивается, он молчит или только лишь мычит, когда как его сверстники говорят уже фразами. Обычно взрослые чувствуют, когда происходит задержка речевого развития у детей, но есть ряд определённых признаков, по которым можно точно понять, стоит ли беспокоиться или же это всё страхи родителей.

Признаки ЗРР у детей

Признаков, указывающих на неправильное речевое развитие, существует очень много. Прежде чем ставить диагнозы ребёнку, нужно понять, как он развивается в целом:
Как происходит физическое развитие ребёнка (соответствуют ли его возрасту двигательные навыки или нет).
Нет ли у ребёнка перенесённых тяжёлых заболеваний.
Не имеется ли каких-либо неврологических заболеваний.
Не было ли у ребёнка психологических травм.
Как ребёнок общается с людьми. Здесь нужно обратить внимание на то, стесняется ли он посторонних или нет. Больные дети одинаково общаются со знакомыми и чужими людьми.
Отзывается ли ребёнок на собственное имя.
Хорошо ли ребёнок понимает речь родителей, воспринимает ли он её на слух.
Говорит ли ребёнок чисто, использует ли при разговоре мимику и жесты.
Появляются ли в словарном запасе ребёнка слова или же звуки, похожие на них.
Может ли ребёнок активно пользоваться речью, решает ли он диалогом свои проблемы или же ему трудно говорить, и поэтому он всё старается делать сам.
Хорошо ли развита у ребёнка мелкая моторика, нет ли каких-либо врождённых нарушений речевого аппарата (расщелина губы, например).

Если же родители нашли хотя бы один из признаков ЗРР, нужно срочно обследовать ребёнка. Порой признаки слабо выражены, но малышу нужна помощь. Он не может ничего сказать взрослым, однако, он болен. Не надо ждать, что ребёнок заговорит сам, чем раньше этой проблемой займутся специалисты, тем быстрее малыш заговорит.
Когда уже диагноз поставлен, остаётся лишь один вопрос: что делать? В зависимости от причины возникновения ЗРР, назначается курс лечения. Обычно нарушения речи происходят из-за биологических факторов, таких как беременность с патологиями, наследственные заболевания, влияющие на речь, некоторые тяжёлые заболевания, перенесённые в раннем детстве, травмы головы, нарушение органов чувств (слуха или зрения). Иногда на ход развития речевого процесса влияют мировоззрение малыша и его характер. Если ребёнок замкнутый, то его очень трудно разговорить. Обычно в такой ситуации прибегают к помощи психологов, и в скором времени занятия дают свои плоды.
Дети до трёх лет нуждаются в развитии речи каждый день. Чтобы помочь им правильно и своевременно заговорить, научить их овладеть речевыми навыками, иногда требуется помощь специалистов.

Лечение задержки речевого развития (ЗРР)

В Клинике биоакустической коррекции в Москве проводят лечение ЗРР , которое начинается с посещения врача. Он проводит осмотр и назначает лечение, состоящее из комплекса физиотерапевтических процедур, например, таких как и , доказавших свою эффективность в лечении ЗРР.

Подробнее о возможностях использования данного метода при задержках речевого развития у детей читайте в статье по .

Как я уже писала в предыдущей статье, у второй дочки, родившейся на сроке в 33 недели, после прививки и непролеченной желтушки новорожденных появились отклонения в развитии.

Сначала это было не так заметно. Мне казалось, что ребенок спокойный и любит поспать, поэтому не сильно интересуется окружающим миром. В 4 месяца дочка не тянула ручки к игрушкам и лишь следила за траекторией их движения, а комплекс оживления я стала замечать только к 5-месячному возрасту.

Как я заподозрила задержку психоречевого развития (ЗПРР)?

Серьезную тревогу я начала бить чуть позже, и, собственно, вот по каким причинам.

  • В 7 месяцев дочка не только не сидела, а даже не переворачивалась.
  • Гуление к этому возрасту отсутствовало полностью.
  • Она слабенько улыбалась присутствующим, но особой радости я не видела.
  • Невролог заметила, что у нее гипотоничные мыщцы спины и ножек.
  • Когда я давала ей в руки игрушку, она ее плохо держала и не сильно интересовалась ее свойствами.
  • Больше всего она любила просто сидеть на руках и «залипать» в своем мирке.

Мы стали усиленно делать массаж, гимнастику и посещать врачей. Ортопед сказал, что у дочки слишком гипермобильные суставы, поэтому пойдет она поздно. Невролог ставила темповую задержку моторного развития, ГИЭ и синдром двигательных нарушений.

Первые достижения в лечении ЗПРР

Много лекарств + массаж постепенно растормошили ее, и она стала поактивнее реагировать на нас, игрушки, мультики. Но моторное развитие к году так и не пришло в норму – мы ужасно отставали. Переворачиваться малышка стала в 7,5 месяцев, села в 11, а поползла только в год. Речи не было вообще, то есть слова «мама», «папа», «баба» не проскакивали даже случайно. Она через раз реагировала на свое имя, не показывала пальчиком на нужные предметы, а желаемого добивалась криком. Играть в игрушки, сортировать фигурки, собирать пирамидку она не могла чисто физически, потому что помимо крупной моторики у нее сильно пострадала и мелкая. Пальчики неловко держали предметы, движения были скованными и несколько дезориентированными.

К полутора годам дочка умела отлично ползать и вставать на ножки, но ходить не могла совсем . Она заваливалась назад, будто пьяная. Диагноз – атактический синдром неясного генеза. Из-за моторного отставания у нее пострадала и речь, и психика: слов не было, из сказанного она понимала от силы 50%, просьбы не выполняла, взгляд часто был отсутствующим, будто она залипала где-то в другом мире. Пирамидки, сортеры, вкладыши и пазлы – это были какие-то нереальные по сложности задания.

Заниматься, учиться, близко общаться она не горела желанием. Итак, к атактическому синдрому добавилась задержка психоречевого развития (ЗПРР). Некоторые врачи под вопросом ставили аутизм, было даже подозрение на синдром Ангельмана, потому что дочурка частенько хохотала по поводу и без (как выяснилось потом, она просто очень позитивный ребенок, пребывающий всегда в хорошем настроении).

Наш основной план лечения ЗПРР и успехи

После длительных обследований и катаний по светилам медицины мы выявили для себя следующую тактику лечения:

  • массаж раз в два месяца + параллельно ноотропные препараты, витамины, сиропы для улучшения обмена веществ;
  • бассейн два раза в неделю;
  • частая смена обстановки для получения положительных эмоций;
  • постоянные занятия дома со мной (у меня педагогическое образование) для развития моторики, речи и понимания окружающего мира.

В 1 год 7 месяцев дочка пошла – криво, косо, шатаясь, падая – но все-таки пошла . Конкретно по борьбе с атактическим синдромом будет отдельная статья, поэтому на этом не буду сильно останавливаться. Речь стала появляться в виде непроизвольных звуков и слогов. В 2 года были первые слова «мама», «папа», «баба», «мяу». Но самое главное – пошел сдвиг в психике ребенка, и она стала открываться миру, ЗПРР стала отступать.

Сейчас в 3 года она знает алфавит, цифры от 1 до 12, 10 цветов (причем различает голубой и синий, темно-синий и просто синий), геометрические фигуры, огромное количество слов и понятий (увы, в основном это пассивный словарный запас), умеет сравнивать «большой-маленький», «высокий-низкий», «тонкий-толстый» и т.д. Она также отлично понимает речь, эмоции других людей, пользуется указательным жестом, играет в игрушки, с сестрой и кошкой. У нее стало лучше концентрироваться внимание, поэтому она с удовольствием занимается со мной.

Мои занятия с дочкой

В своей работе с ней я использовала книжки и картинки , о которых написано в статье про то, чем заняться с детьми осенью в плохую погоду . Именно с них пошел толчок в понимании. Я рассказывала красочно и ярко, использовала жесты, мимику, шутки, поглаживания, меняла тональность голоса – короче говоря, проявляла актерское мастерство, насколько это было возможно. Все выученное по картинкам я искала в окружающей обстановке и показывала ей. Мне приходилось по сто раз проговаривать одно и тоже, чтобы в ее голове что-то уложилось.


Указательному жесту я ее тоже учила. Я просила ее показать мне, например, куклу, затем брала ее ручку и пальчиком показывала на куклу. Повторяла я одно и тоже целых две недели. В итоге, я добилась от нее ответной реакции. После постоянно ее просила показать мне что-либо – так закрепился навык использования пальчика для указания на желаемое или на то, что интересно.

Понимать эмоции она стала по картинкам и благодаря моим кривляниям соответственно этим картинкам. С имитацией было больше проблем, времени потратилось очень много, но сейчас она достаточно хорошо повторяет действия за другими.

Цвета и формы я ей внедряла долго и упорно . Она меня не слушала, отталкивала книги и карточки с данными темами, убегала. Я стала применять хитрый метод поощрения для того, чтобы ее заинтересовать. Это был своего рода шантаж – дочке предлагалось выполнить то или иное действие (например, посмотреть карточки с цветами), за что она получала либо лакомство, либо любимую игрушку (есть у нас маленький мягкий цыпленок, который является лучшей наградой для нее). Шантаж имел успех. Я до сих пор применяю метод поощрения (читай, шантажа) в своей работе с ней.

Еще я заметила такую особенность в общении со своей девочкой – то, что она отталкивала сначала, стало интересно потом. Когда я ее обучала понятиям «один» и «два», она демонстративно отворачивалась, но я продолжала ей подсовывать эту информацию как бы невзначай. Нудно, долго, утомительно. Порой казалось, что результата не будет, и хотелось плакать самой. Но в какой-то момент дочка обрабатывала информацию, раскладывала в голове по полочкам и проявляла больший интерес к занятиям. Сейчас она сама мне тащит задания и разные карточки для развития, а еще год назад она их ненавидела.

Я старалась всегда побольше с ней гулять и много-много говорить на прогулке о том, что вижу . Эмоции на улице, особенно весной и летом, у детей зашкаливают, и вот на такой основе, как положительный настрой, можно заложить большой объем материала. Я говорила-говорила-говорила, к концу прогулки у меня болело горло и садился голос, а также появлялась моральная истощенность, потому что я максимально вкладывала в свои слова эмоции. Я все-таки нашла отклик у своего ребенка.


Заметьте, скорее всего, у вашего малыша есть какой-нибудь обособленный интерес – тема, которая его завлекает на все 100% . У нас это – кошки. Дочка могла за ними наблюдать часами. На улице мы ходили их кормить, и я рассказывала, что они делают, какие части тела у них есть, а затем все это переводила в другую область и сравнивала, например, «у киски есть лапки, а у нас ручки, давай попрыгаем и будем держаться за ручки». Вскоре мы завели котенка – это вызвало эмоциональный всплеск у дочки, и она проявила большую активность в познавательных процессах.

В поддержку мамам деток с ЗПРР

Подводя итоги, хочу сказать, что ваша задача – тормошить ребенка, но не ждать быстрых результатов , потому что малыши с задержкой психоречевого развития (ЗПРР) хуже усваивают информацию. Вы просто обязаны выполнять рекомендации врачей – этим вы помогаете ребенку преодолеть трудности в обучении. У нас, например, курс Элькара и уколов Кортексина в купе с массажем давал умопомрачительные результаты.

И самое основное – ваш настрой на победу . Вы можете всплакнуть в подушку или съесть целую шоколадку для успокоения нервной системы, но утром вы ОБЯЗАНЫ заняться ребенком с улыбкой и новыми идеями. Прочувствуйте его интересы, определите приоритетные области в развитии, хвалите малыша за малейшее достижение и твердо идите вперед!

Пусть наш опыт станет для вас примером того, что ЗПРР – не приговор и не талон на обучение в коррекционной школе. Все в наших руках – в руках любящих и внимательных мам! Нам с дочкой осталось снять диагноз ЗРР (увы, с речью пока беда), но я верю, что и это нам по плечу!

Под задержкой психоречевого развития подразумевается нарушение не только речи, но и умственного развития малыша. Подобного рода нарушения начинают выявлять уже на 2-3 году жизни малыша. При этом, чаще всего наблюдается первоначальное нарушение развития речи, что в итоге приводит к торможению и умственного развития ребенка.

Причины возникновения задержки психоречевого развития

Первичные внутриутробные аномалии:
  • преждевременные, стремительные роды;
  • асфиксия плода;
  • длительный безводный период;
  • развитие гидроцефалии.
В последнем случае, нередко возникает грубая задержка психоречевого развития, которая характеризуется полным отсутствием речи у малыша. Что касается умственного развития, то в такой ситуации ребенок полностью зависит от матери и практически не может себя обслужить самостоятельно.

Отношение родителей к своему ребенку очень разное. Часто встречаются чрезмерно обеспокоенные мамы и папы, которые, если малыш в 2 года не начинает говорить развёрнутыми фразами, просто паникуют. Ведь у соседки тёти Клавы её крошка уже все стихи Барто знает назубок! Но есть и такие родители, которые не замечают явных проблем в развитии дитяти, и только после диагноза врачей «задержка в развитии», обращаются к специалистам. Иногда случаи бывают настолько запущены, что родители узнают горькую правду о том, что помощь запоздала, и сейчас можно лишь адаптировать ребёнка к нормальной жизни в обществе. Как определить задержку психоречевого развития (ЗПРР), и какое требуется лечение?

Когда малыш начинает говорить?

В год малыш должен произносить до десяти облегченных слов и правильно называть несколько предметов.

В 2 годика малыш должен уметь строить фразы и краткие предложения, используя прилагательные и местоимения, в этом возрасте словарный запас расширен до пяти десятков слов.

В 2,5 года кроха должен уметь выстраивать сложные предложения, верно произносить почти все буквы, кроме шипящих, «л» и «р», ставить вопросы «где?», «куда?».

Малыш в 3 года должен говорить целыми предложениями, которые объединены по смыслу.

Дети в 4 года говорят грамматически верно построенными фразами, употребляют все части речи, умеют обобщать предметы в группы. В этом периоде они блистательные повторюшки!

Малыши 5-ти лет должны говорить практически как взрослые (словарный запас включает 3000 слов). Они верно произносят все буквы, пересказывают текст, сравнивают и оценивают действия героев.

Но как увидеть границу между отставанием и индивидуальными особенностями в развитии? Все индивидуальные особенности могут выйти за рамки в 2-4 месяца. Но в случае, если ваш малыш в 2,5 года не произносит фразы - речь идет о замедлении темпов речевого развития.

Замечаете, что речевое развитие крохи не соответствует возрастным нормам? Не стоит медлить - срочно проконсультируйтесь со специалистом!

Причины задержки психоречевого развития

Гидроцефалия или повышенное внутричерепное давление является очень распространенным и коварным заболеванием, которое может затаиться на некоторое время, а впоследствии вдруг обостриться и вызвать у ребенка новые проявления заболевания, включая и ЗПРР.

Родовой травмой часто называется повреждение головного мозга в процессе тяжелых родов (преждевременные, с обвитой пуповиной вокруг шеи, стремительные).

В группу перинатальной патологии ЦНС объединены повреждение головного мозга вследствие различных факторов, включая внутриутробную инфекцию и угрозу прерывания беременности, а также кислородную недостаточность до родов и во время них.

Специалисты, способные помочь малышу с задержкой речи

Дефектологи - начинаются занятия уже с 2-х лет, они помогут развить внимание у ребенка, его моторику, память и мышление.

Логопеды - они помогут «поставить» звуки, научат правильно выстраивать предложения и составлять грамотные рассказы. Многие логопеды работают с детками с 4-х лет. Проводится логопедический массаж мускулатуры речи для того, чтобы улучшить дикцию.

Неврологи - определяют неврологическую патологию, приведшую к ЗПРР, назначают лечение, зачастую - ноотропные препараты.

Рефлексотерапевты - используют методику микротоковой рефлексотерапии с целью активизации речевых зон головного мозга, чтобы постепенно восстановить речевое развитие ребенка.

Зачастую родители совершают одни и те же ошибки. Многие считают, что задержку развития должны «лечить» логопеды, но логопеды являются фактически учителями. Они только учат малыша - как верно произносить разные звуки. Поэтому многие логопеды настаивают на том, что ребенок должен достичь сознательного возраста (4-5 лет), после чего приступают к занятиям с ним.

Но к 5 годам задержка развития речи (ЗРР), к несчастью, может трансформироваться в задержку психоречевого развития (ЗПРР). А если ждать возраста 5-ти лет и не лечить ЗРР, это может привести к выраженному отставанию от детей-одногодок, и обучение будет возможно только в спецшколе или коррекционном классе.

Из-за разных нагрузок (даже небольших: прививок, детских инфекций, умственной нагрузки, высокой температуры) гидроцефалия обостряется, что становится причиной появления новых симптомов: головных болей, носовых кровотечений, истерик, нарушений сна, снижения памяти и интеллектуальных способностей, высокой отвлекаемости и агрессии. Не важно, какая причина привела к повреждениям головного мозга, результат один – начинается неправильная или не достаточно активная работа разных зон головного мозга. У детей с ЗПРР в большей степени «повреждены» зоны, отвечающие за речь и интеллект, поэтому и происходит торможение в развитии и речи, и психики.

Методы лечения задержки психоречевого развития

Для лечения применяются препараты, являющиеся «активным питанием» и «стройматериалом» для нейронов в головном мозге (актовегин, кортексин, нейромультивит, лецитин). А также существует средство, которое «подхлестывает» деятельность речевых зон (когитум). Все препараты назначает только врач-невролог.

Кроме того, в лечении ЗПРР применяют оптимальный комплекс процедур, включающий:

  • микротоковую рефлексотерапию;
  • занятия с логопедом, и, обязательно с детским психологом;
  • лекарственную терапию, подобранную индивидуально по завершению курса лечения, учитывая особенности и состояние ребенка;
  • логопедический массаж.
Благодаря микротоковой рефлексотерапии происходит выборочное восстановление работы разных центров головного мозга, что отвечают за дикцию, понимание речи, словарный запас, интеллектуальные способности и речевую активность. Высокая эффективность этой методики связана с оказанием дополнительного лечебного воздействия на гидроцефалию - главную причину ЗПРР.

Пожалуй, главным в комплексе лечения задержки психоречевого развития, является своевременное обнаружение проблемы. Традиционно родители начинают заботиться о развитии речи малыша к 5-ти годам.

До этого периода родители оправдывают отсутствие речи или «кашу во рту» семейным наследием, ленью ребенка, протестом и т.д.

Если оно вызвано неврологическим заболеванием, то малышу назначаются соответствующие препараты. Особую роль в процессе становления речи малыша играет социализация. Именно поэтому, детей с признаками или предрасположенностью к подобным нарушениям, рекомендуют как можно раньше отдавать в дошкольные, коррекционные учреждения.

Педагог-дефектолог проводит корректирующие уроки с учетом индивидуальных патологий речи ребенка. Групповые занятия ребят помогают им социализироваться, привыкнуть и сдружиться с себе подобными.

Рефлекс повторения поможет детям развить и укрепить артикуляционный аппарат в дружественной и бережной атмосфере.