Подписаться на акции и бонусы. Презентация по мхк на тему "эстетика эксперимента и ранний авангард" В основу их живописи был взят предмет как таковой, в его чистом виде

Подписаться на акции и бонусы. Презентация по мхк на тему
Подписаться на акции и бонусы. Презентация по мхк на тему "эстетика эксперимента и ранний авангард" В основу их живописи был взят предмет как таковой, в его чистом виде

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

Авангардистские течения:

  • Фовизм Экспрессионизм Кубизм Футуризм Абстракционизм Супрематизм
  • Фовизм Экспрессионизм Кубизм Футуризм Абстракционизм Супрематизм
  • Фовизм
  • Экспрессионизм
  • Кубизм
  • Футуризм
  • Абстракционизм
  • Супрематизм

Все авангардистские течения имеют одно общее:

Они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные функции искусства. За отрицанием изобразительных функций неизбежно следует и отрицание самих форм, замена картины или статуи реальным предметом.



Рождение супрематизма из алогичных полотен Малевича с наибольшей убедительностью проступило в картине под названием «Композиция с Моной Лизой»


Откровение настигло Малевича во время работы над вторым изданием брошюры «Победа над Солнцем». Готовя рисунки, он сделал последний шаг на пути к беспредметности.

Новорожденное направление некоторое время оставалось без названия, затем Малевич написал брошюру «От кубизма к супрематизму», в которой дал объяснение термина «Супрематизм» (от лат «супрем» - «превосходство», «доминирование»). Этим словом Малевич стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи. Эта книжечка-манифест распространялась на вернисаже «0,10» (ноль-десять).

Главной картиной там стал «Черный квадрат»



«Черный квадрат» словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминирует полюсность черного (полное отсутствие цвета и света) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света)

Подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не увязанная ни ассоциативно, ни пластически, ни идейно ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшим в мире до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе художника.


«Супрематизм в своем историческом развитии имел три ступени черного, цветного и белого,»- писал Малевич в книге «Супрематизм».

Черный этап начинался с трех форм – квадрата, креста, круга.







Своей последней стадии супрематизм достиг в 1918 году.

Малевич был мужественным художником, идущим до конца по выбранной стезе: на третьей ступени супрематизма из него ушел и цвет. В середине 1918 года появились полотна «белое на белом», где в бездонной белизне словно таяли белые же формы.







Введение …………………………………………………………………………..3 Глава 1.Эксперименты в модернистских направлениях в искусстве начала XX века. ……………………………………….......................................................4 Глава 2.Русский ранний авангард. Художественные объединения и их представители……………………………………………………………………..7 Заключение ………………………………………………………………………15 Список литературы………………………………………………………………17

Введение

Ярчайшие примеры элитарных субкультур, которые носят особенный, эзотерический характер в рамках одного или разных социальных слоев мы находим в художественной культуре, имеющей очень специфические направления в зарубежном и отечественном искусстве конца 19 и начала 20 веков. К таковым относятся: сообщество художников «Мир искусства», различные объединения символистов, а также очень популярные на тот исторический момент - авангардистские направления, которые придумывают свой язык, создают свои типы культурных текстов и весьма специфические средства выражения. Эксперименты с формой сочетались в творчестве представителей авангарда с поисками новых "ритмов времени", стремлением которых было воссоздать динамичность предмета, его "жизнь" в разных ракурсах.

Заключение

Авангард, создавший новые художественные миры, родился благодаря диалогу, взаимодействию различных культур, и в этот диалог, сотворчество предлагается включиться современному зрителю, чтобы понять значение открытий русских художников для мирового искусства ХХ века. Русский авангард явился продолжением и высшим этапом западного модернизма и авангарда, которые в свою очередь стали логическим продолжением всей предшествующей эволюции западной культуры и цивилизации. Именно русскому авангарду суждено было довести до логического конца начатое западным модернизмом и авангардом. Он отмечен невиданным масштабом, глубиной и радикальностью. Этому во многом способствовали сложившиеся исторические условия революционной России, а также некоторые особенности русской культуры, например такие явления, как космизм. Русский авангард гораздо радикальнее порывает с традиционной эстетикой и искусством, создавая искусство, которое приближается к чистому, абсолютному творению. Художнику в таком искусстве уже не нужна никакая внешняя модель, будь то человек, природа или какой-либо предмет. Он ничему не подражает, ничего не копирует, но показывает способность творить, исходя из неких первоэлементов, первоначал или, подобно Богу, из ничего. Русский авангард наиболее полно реализовал стремление западного модернизма и авангарда к эксперименту и поиску нового. Этому способствовало то обстоятельство, что он безоговорочно принял современную науку, революционные достижения которой стали для него вдохновляющим примером в его собственных творческих исканиях. Он в наибольшей степени вышел за рамки художественного стиля и стал настоящей философией нового мира, путь к которому усматривал в радикальном разрыве с прошлым. Он весь устремлен в будущее, и его футуризм покоится на идущей от Просвещения вере в безграничную способность человека переделать не только искусство и общество, но и всю Вселенную. Ради этого русский авангард готов был пожертвовать собой, раствориться в будущем мировом единстве, в котором произойдет синтез всех искусств и их слияние с жизнью. В главном и наиболее существенном - как в теоретическом, так и практическом плане - русский авангард исчерпал концепцию искусства как абсолютного творения. Поэтому послевоенный неомодернизм 50-70-х гг. - при всей многочисленности возникших в нем течений - уже не смог добавить ничего действительно нового и оригинального.

Список литературы

1.А. Наков "Русский авангард" Москва. "Искусство" 1991 2.Горячева Т. В. Утопии в искусстве русского авангарда: футуризм и супрематизм // Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. - М.: ИМЛИ РАН, 2010 3. Терёхина В. Н. Русский футуризм: становление и своеобразие // Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. - М.: ИМЛИ РАН, 2010 4. Малевич К.С. От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм. - М., 1916.

Презентация на тему: Эстетика эксперимента и ранний русский авангард



















1 из 18

Презентация на тему: Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

№ слайда 1

Описание слайда:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ». Предмет: МХК.Тема: Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.Выполнил: ученицы 10 классаЕгошина Алена. 2010 Г.

№ слайда 2

Описание слайда:

Новаторство во всех областях искусства – таков главный лозунг авангарда. Авангард – собирательное понятие самых «левых» экспериментальных творческих направлений в искусстве «серебряного века». В авангардных течениях, несмотря на всю их разноликость, общими были новизна и смелость, которые считались мерилом творческой одаренности и эталоном современности. Общей была наивная вера художников в наступление особого и необычного исторического времени – эры чудо-техники, способной изменить отношения людей друг с другом и с окружающей средой. Проблемы преемственности для сторонников авангарда как бы не существовало. Реализм XIX в. Казался молодым нигилистам «обветшалой меркой», сковывающей свободу самовыражения.К основным направлениям и фигурам авангарда относятся фовизм, кубизм, абстрактное искусство, супрематизм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, метафизическая живопись, сюрреализм, наивное искусство; додекафония и алеаторика в музыке, конкретная поэзия, конкретная музыка, кинетическое искусство.

№ слайда 3

Описание слайда:

Фовизм. Фовизм (от фр. fauve - дикий) - направление во французской живописи и музыке конца XIX - начала XX века. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями. Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета, интенсивность открытого локального цвета, острота ритма. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам.

№ слайда 4

Описание слайда:

Альберт Матисс. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин; я рисую картины».

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

К. С. МАЛЕВИЧ Малевич был последовательным пропагандистом собственной теории. Вокруг него со временем образовалась группа единомышленников УНОВИС (Утвердители нового искусства). Творения русских художников-авангардистов начала века взорвали устаревшее прозападное визуальное сознание.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

КУБИЗМ Кубизм (фр. Cubisme) - авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

№ слайда 9

Описание слайда:

Аристарх Васильевич Лентулов Учился живописи в Пензенском и Киевском художественных училищах, затем в частной студии Д. Н. Кардовского в Петербурге. В 1910 году стал одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет».Ещё с предреволюционных времен Лентулов также активно сотрудничает с театром, оформляет спектакли в Камерном театре («Виндзорские проказницы» Шекспира, 1916), Большом театре («Прометей» Скрябина, 1919) и других.

№ слайда 10

Описание слайда:

П. П. КОНЧАЛОВСКИЙ В живописи был сезаннистом и вообще испытывал сильное влечение к Европе, прекрасно говорил по-французски. Также испытал влияние своего тестя, В. И. Сурикова, с которым впервые выезжал на этюды в Испанию, позже они работали по всей Европе. В раннем периоде художник стремился выразить праздничность цвета, свойственную русскому народному творчеству при помощи конструктивности цвета Поля Сезанна. Известен стал благодаря своим натюрмортам, часто исполненным в стиле, близком аналитическому кубизму.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

ФУТУРИЗМ В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.Главные художественные принципы - скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение - так называемый принцип симультанности.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

ВЕЛЕМИР ХЛЕБНИКОВ Хлебников - один из признанных лидеров русского авангарда начала XX века, так как он осознанно занимался выстраиванием нового искусства. Многие футуристы, в том числе, и Маяковский, называли его своим учителем; высказываются предположения о влиянии поэтического языка Хлебникова на творчество Андрея Платонова, Николая Асеева, Бориса Пастернака.В то же время хлебников часто оставался в тени, так как организаторской деятельностью в основном занимались Давид Бурлюк и Маяковский.Хлебников оказал воздействие на русский и европейский авангард, в том числе в области живописи и музыки. Некоторые исследователи вообще считают, что без него восприятие эстетики и поэтики авангарда неадекватно.

№ слайда 15

Описание слайда:

ДОДЕКАФОНИЯ Один из видов композиторской техники XX века. Метод сочинения (теоретически разработан А. Шенбергом), при котором музыкальная ткань произведения выводится из 12-тоновой серии определенной структуры, причем из 12 звуков хроматической гаммы ни один не повторяется. Серия может появляться как в горизонтальном изложении (в виде мелодии-темы), так и в вертикальном (в виде созвучий), или и втом и в другом одновременно.Возник в процессе развития атональной музыки. Известны различные роды додекафонной техники. Из них наибольшее значение приобрели методы шёнберга и Й. М. Хауэра. Сущность шёнберговского метода додекафонии состоит в том, что составляющие данное произведение мелодические голоса и созвучия производятся непосредственно или в конечном счёте из единственного первоисточника - избранной последовательности всех 12 звуков хроматической гаммы, трактуемых как единство. Эта последовательность звуков называется серией.Представители додекафонии – арнольд шенберг, антон веберн, альбан берг, й. М. Хауэр, хиндемит, игорь стравинский, шостакович, пьер булез и т.Д.

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:


Новая форма рождает новое содержание. Искусство всегда было вольно от жизни, и на цвете его никогда не отражался цвет флага над крепостью города. В. Шкловский.


План.

  • О модернистских направлениях в искусстве начала века. Понятие «авангард».
  • Художественные объединения и их представители.
  • Русский авангард.

«Авангардизм»

происходит от французских слов «avant», что переводится как «передовой», и «qarde» - «отряд».

Условное обозначение европейских художественных течений XX века, выраженных в коренном обновлении всех видов искусства, модернистском начинании в искусстве:

кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм (начало века), сюрреализм (двадцатые-тридцатые годы), акционизм, поп-арт (работа с предметами), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм (шестидесятые-семидесятые годы), театр абсурда, электронная музыка и др..


Лозунг авангарда:

«Новаторство во всех областях искусства».

Наивная вера художников в наступление особого и необычного исторического времени – эра чудо-техники, способной изменить отношения людей друг с другом и с окружающей средой.

Отказ от норм классического изображения, деформация форм, экспрессия. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя.


Художественные объединения

Союз московских художников

«Бубновый валет».

  • Союз московских художников «Бубновый валет».
  • В основу их живописи был

взят предмет как таковой,

в его чистом виде. Причём

предмет устойчивый, взятый

«в упор», лишённый какой-либо

недосказанности или

философской двусмысленности.


Основные представители и их работы Союз московских художников «Бубновый валет».

  • Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956 ) «Возвращение с ярмарки»,
  • «Сирень», «Сухие краски»
  • «Камелия», «Снедь московская:
  • хлебы»,
  • «Натюрморт с магнолиями»
  • Александр Куприн (1880-1960) «Тополя», «Завод», натюрморты,
  • индустриальные пейзажи.
  • Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958) «Старая Руза», «негр», «Бухта в
  • Балаклаве»
  • Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) «Звон», «У Иверской»,
  • «Автопортрет»,
  • «Крекинг нефтеперегонного завода»,
  • «Овощи»

Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956)

Илья Иванович Машков (1881-1944)

Семейный портрет. 1911 г.

Синие сливы. 1910 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Снедь московская. Хлебы. 1924 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Портрет Г. Б. Якулова. 1910 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Аристарх Васильевич Лентулов

(1882-1943)

Александр Куприн (1880-1960)

Натюрморт с синим подносом. 1914 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Роберт Рафаилович Фальк

(1886-1958)

Василий Блаженный. 1913 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Старая Руза. 1913 гг.

Санкт-Петербург.

Звон. Колокольня Ивана

великого. 1915 г.


Группа живописцев «Ослиный хвост».

  • Обращались к примитивизму, к традициям русской иконописи и лубка; часть группировки была близка к футуризму и кубизму.

  • Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964) «Провинциальная франтиха», «Отдыхающий Солдат», «Петух», «Лучизм».
  • Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) «Крестьяне, собирающие яблоки», «Подсолнухи», «Рыбная ловля», «Евреи. Шабаш».
  • Марк Шагал (1887-1985) «Я и деревня», «Скрипач», «Прогулка», «Над городом», «Святое семейство».
  • Владимир Евграфович Татлин (1885-1953)
  • «Матрос», «Натурщица», «Контррельеф», «Проект памятника III Интернационалу», «Летатлин»

Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964)

Лучизм. Фрагмент. 1912 г.

Собрание Чудновских, Санкт-Петербург.

Провинциальная франтиха. 1907 г.

Татарстан, Казань.

Петух. 1912 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Отдыхающий солдат. 1910 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962)

Евреи. Шабаш . 1912 г.

Музей изящных искусств Республики

Татарстан, Казань.

Крестьяне, собирающие яблоки. 1911 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Марк Шагал (1887-1985)

Скрипач . 1911-1914 гг.

Стеделийк-музей, Амстердам.

Прогулка . 1917-1918 гг.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Я и деревня . 1911 г.

Музей современного искусства,

Нью-Йорк.

Над городом . 1917 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Владимир Евграфович Татлин (1885-1953)

Натурщица. 1910-е г.

Государственный

Русский музей,

Санкт-Петербург.

Проект памятника III Интернационалу.

1919-1920 гг.

Контррельеф. 1914-1915 гг.

Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург.

Матрос . 1911 г.

Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург.

Летатлан. 1930-1931 гг. Фотография.


Русский авангард.

  • Эксперименты с формой (примитивизм, кубизм) сочетались в творчестве представителей авангарда с поисками новых «ритмов времени». Стремление воссоздать динамичность предмета, его «жизнь» в разных ракурсах.

Основные представители и их работы:

  • «Дома в Мурнау на Обермаркте», «Импровизация Кламм», «Композиция VI», «Композиция VIII», «Доминирующая кривая».
  • «Крестьянская семья», «Победитель города», «Иллюстрация к книге Велимира
  • Хлебникова», «Формула империализма», «Формула весны».
  • «Цветочница», «Дама на остановке Трамвая», «Корова и скрипка», «Авиатор»,

«Супрематизм», «Косарь», «Крестьянка», «Чёрный супрематический квадрат».


Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)

Композиция VI . 1913 г.

Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург.

Доминирующая кривая. 1936 г.

Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк.

Импровизация Кламм. 1914 г.

Городская галерея Ленбаххауз,

Мюнхен.

Дома в Мурнау на Обермаркте . 1908 г.

Собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано.

Композиция VIII . 1923 г.

Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк.


Павел Николаевич Филонов (1883-1941)

Крестьянская семья.

(Святое семейство). 1914 г.

Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург.

Формула весны. 1928-1929 гг.

Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург.

Формула империализма. 1925 г.

Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург.

Иллюстрация к книге Велимира Хлебникова.

«Изборник». 1914 г.


Казимир Северинович Малевич (1878-1935)

Цветочница1903 г.

Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург.

Корова и скрипка. 1913г.

Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург.

Косарь. 1912 г.

Художественный музей.

Нижний Новгород.

Авиатор. 1914 г.

Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург.

Дама на остановке трамвая. 1913 г.

Городской музей. Амстердам.


Супрематизм.

Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург.

Крестьянка. 1928-1932 гг.

Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург.

Чёрный супрематический квадрат.

1914-1915 гг.

Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург.


Авангард в литературе (поэзии). Футуризм.

  • Литературно-художественное направление начала XX века в Италии и России.
  • Футуристы с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее – наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни.
  • Для живописи футуризма характерны «энергетические» композиции с раздробленными на фрагменты фигурами, в ней преобладают вертящиеся, мелькающие, взрывоподобные зигзаги, спирали, эллипсы, воронки.
  • Один из основных принципов футуристической картины – симультанность (одновременность), т.е. совмещение в одной композиции разных моментов движения.

Ф. Т. Маринетти

. "Не существует красоты вне борьбы. Нет шедевров без агрессивности". А ещё признавался "Мы хотим разрушить музеи, библиотеки. Сражаться с морализмом:".


В феврале 1914 г. Маринетти появился в знаменитом петербургском подвале "бродячая собака", где собирались артистическая молодёжь и творцы "нового искусства".


Впервые слово "футуризм" появилось в названии группы поэтов, именовавших себя "Эгофутуристами". Правда, направление это было отнюдь не монолитным, а его изобретение целиком принадлежало поэту Игорю Северянину (И.В. Лотарёву, 1887-1941).


Ядро литературного объединения "Гилея" - первого крупного содружества футуристов.




Литература.

1. Аксёнов М., Майсурян Н. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство XVII – XX веков. М.: Аванта +, 2005г.

2. Аронов А. А. Мировая художественная культура. Россия конец XIX-XX век. М.: Издательский книгопечатный Центр, 1999г.

3. Горелова И., Брагин А. Искусство. М.: АСТ, 2003г.

4. Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 1, 2 части. 11 класс. М.: Владос, 2007 г.



Что объединяет эти произведения и что отличает их от искусства прошлых эпох? Отказ от норм классического изображения Отказ от норм классического изображения Деформация формы Деформация формы Экспрессия Экспрессия Это искусство рассчитано на диалог художника со зрителем Это искусство рассчитано на диалог художника со зрителем


Авангардизм - (фр. – передовой отряд) – понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. Здесь авангардизм – это собирательное обозначение всех новейших течений, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, примитивизм, сюрреализм.




КОНЧАЛОВСКИЙ ПЁТР ПЕТРОВИЧ Портрет Г.Б.Якулова 1910 Холст, масло 176 х 143 В портретах Кончаловского начала 1910 годов увлечение искусством примитива выходит на первый план. Некоторые из них, в том числе и портрет художника Георгия Якулова, по всему композиционному строю и живописному решению напоминают ярмарочные фотографии начала ХХ века. Невозможно представить себе, что здесь изображен художник, единомышленник Кончаловского и его сосед. На обороте холста надпись: «портрет восточного человека». По задумке автора, Якулов здесь словно исполняет роль характерного персонажа. Кончаловский изображает модель на фоне восточного ковра, увешанного ятаганами и саблями, в неестественной позе, смотрящего прямо на зрителя, но не собирающегося что- либо поведать о себе. Перед нами словно восточный факир, готовый в любую минуту сотворить чудо. Портрет удивляет артистической жизнерадостностью, в нем очевидно желание мастера преодолеть все надоевшие стереотипы и утвердить свои приоритеты.








Василий Василий Блаженный Блаженный 1913 г г.







К. C. Малевич. К. C. Малевич. Частичное затмение. Композиция с Моной Композиция с Моной Лизой Лизой


Этюд Фрески




КРУЧЕНЫХ А.Е. () ()
В. Хлебников ЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМ О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смерчей! Смейево, смей его! Усмей, осмей, смешинки, смешинки! Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! 1908–1909.


В поэзии авангардные установки наиболее явно проявились в футуризме – новой форме стихосложения. К футуризму примкнули Игорь Северянин (И. В. Лотарев), А. Е. Крученых, В. Хлебников, В. В. Маяковский, Б. Л. Пастернак. Предлагаем учащимся обратиться к материалам по русской литературе, посвященным этим поэтам. Добавим, что «словотворчество» футуристов затронуло сферу музыкального театра, где возникла первая футуристическая опера «Победа над солнцем» (композитор М. Матюшин, художник К. Малевич, поэт А. Крученых).