Детские игры народов севера. Подвижные игры коренных народов крайнего севера в физическом развитии детей

Детские игры народов севера. Подвижные игры коренных народов крайнего севера в физическом развитии детей
Детские игры народов севера. Подвижные игры коренных народов крайнего севера в физическом развитии детей

Некрасова Анжела

Игры коренных народов Дальнего Востока являются важнейшей частью национальной культуры. Они связаны с конкретными историческими событиями. Игра - это "хранилище информации", которое воспринималось у этносов как магическое действие, оказывающее влияние на судьбу человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подвижные игры коренных народов

Сибири и Дальнего Востока

1. Солнце
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).
Правила игры . Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

2. Нанайская борьба .

Играют парами на мате или на ковре. Играющие берут друг друга за плечи, и начинают бороться, стараясь положить соперника на спину. Выигрывает тот, кто уложил соперника на лопатки.

Правила борьбы . Бороться можно только на мате или на ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий.

3. Успей поймать!
На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.
Правила игры . Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.

4. Нанайские гонки

В этой игре участвуют не менее 4-х игроков на коньках.

Эта игра пришла к нам с Севера, там она часто устраивается на зимних праздниках. Играют по двое в парах. Встают лицом друг к другу, держась за руки, и начинают скользить по льду – один спиной, другой осторожно подталкивает его вперед. Добежав до заранее назначенного места, они меняются местами и скользят обратно – теперь уже тот, кто ехал спиной вперед, подталкивает своего партнера. Выигрывает та пара, которая быстрее всех сможет проехать туда и обратно.

5. Каюр и собаки.
На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них - собаки, третий - каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.

Правила игры . Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

6. Перетяжки

Играют 2 команды мальчиков. Участники игры становятся цепочкой, зацепившись друг за друга локтями. Между командами чертится линия. Одна команда старается перетянуть другую на свою сторону.

7. Олени и пастухи.
Все игроки - олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих - пастухи - стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры . Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

8. Ловля оленей
Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие - пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры . Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

9. В ладоши

Игроки становятся по парам. Игрок старается ударить в ладоши соперника так, чтобы тот потерял равновесие. Победителем считается тот, кто сохранил равновесие.

10. Куропатки и охотники.
Все играющие - куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила игры . Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

11. Льдинки, ветер и мороз
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинка,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят.
Дзинь, дзинь.
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила игры . Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

12. Отобрать палочку

Для игры подбирают тальниковую палочку. Ее ошкуривают, высушивают и полируют, чтобы труднее было удержать в руке. Длина палочки 20-25 см, толщина 3-4 см., посередине делают отметину – вырезают небольшую бороздку, которую соперники не должны захватывать пальцами.

Два игрока (мальчики с мальчиками, девочки с девочками) становятся друг против друга боком, берутся одной рукой за палочку и крепко ее сжимают, другую руку закладывают за спину. По команде игроки начинают тянуть или вырывать палочку из руки соперника. Сходить с места запрещается. Вырвавший палочку становится победителем и сам выбирает себе нового партнера. Игра проводится до выявления победителя.

13. Рыбаки и рыбки.

На полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки - рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.
Правила игры . Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

14. Здравствуй, догони!
Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур-это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре,

говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» - и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.
Правила игры . Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

15. Смелые ребята
Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)
- Вы смелые ребята?
- Смелые!

Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый?
- Я! Я!
- Бегите!
Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.
Правила игры . Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

16. Наперсток спрячем. В ней участвует большое количество игроков. Садятся в кружок, каждый выставляет в круг кулак правой руки. На круг выходит водящая, которой завязывают платком глаза. Один из сидящих в круге прячет в зажатой руке наперсток. После этого водящей развязывают глаза, и она ищет наперсток, подходя к любой участнице и разнимая у нее руки. Подойти можно только к трем участницам. Если наперсток будет найден, то водящей становится та девочка, у которой он обнаружен, а водящая садится на ее место. Если наперсток не найдется, то его перепрятывают и водящая продолжает поиски тем же порядком.

17. Вылавливание предмета . Дети садятся в круг плотно друг к другу, ноги сгибают в коленях, руками под коленями передают друг другу палку или платок. Стоявший в середине старается выхватить предмет, и пойманный с предметом заменяет его.

18. Игра в аркан Аркан (маут) растягивают по кругу, берутся за него обеими руками, стоя лицами внутрь круга. Водящий выходит на середину. Игра заключается в том, что стоявшие по кругу, перехватывая руками по аркану, бегают то в одну, то в другую сторону. Водящий тоже бегает, стараясь тронуть чью-либо руку, тот, кого он тронул, выходит из игры.

19. Прыжки через крутящуюся веревку

Развивает силу, ловкость, координацию, выносливость, чув ство ритма, умение управлять своим телом.
Два человека стоят на значительном расстоянии друг от друга, держат за концы слабо натянутый тюлений ремень (веревку) и вер тят его. Ремень пролетает над полом на расстоянии 15-20 см. Задача иг рающих состоит в том, чтобы не задевать ремня. Перепрыгивать через ремень можно только стоя на четвереньках. Если ремень задевает прыга ющего, он выбывает из игры.

20. Попади в нерпу .
В игре участвуют мальчики. Игра развивает меткость в бросках по движу щему предмету, реакцию, ловкость, зоркость.
Игрок бежит с "нерпой" на веревке (мягкая игрушка). Охотники с копьями (пластиковые бутылки) располагаются на одной стороне вдоль условного коридора. Задача игроков - поразить "копьем" движущуюся "нерпу". Кто попадал в "нерпу", тот считался самым метким, ловким, быстрым.

21. Игра с палочками.
В игре участвуют от 2 до 9 человек. Требуются сухие деревянные па лочки - длиной 20-25 см, шириной 1,5-2 см, толщиной 0,2-0,3 см. Эта игра требует ловкости и сноровки пальцев, вырабатывается терпение и настойчивость игроков.

Первый игрок берет в руку 10 палочек, подбрасывает их вверх, ловит тыльной стороной кисти, после этого тыльной стороной кисти опять подбрасывает палочки вверх и ловит пальцами только одну из них. Пойманную палочку игрок откладывает в сторону и продолжает игру. Таким образом, надо переловить все 10 палочек. Кто быстрее это сделает, тот становится победителем. Все действия игрок совершает од ной рукой. Если игрок поймал сразу 2-3 и т.д. палочек, игра переходит к другому игроку, пойманные палочки ему не засчитываются.

22. Прыжки на одной ноге .
Игра развивает силу ног, прыгучесть, выносливость, ловкость, вос питывает смелость, силу воли, выдержку.
Все участники становятся у линии, принимая исходное положение – стоя на одной ноге. По команде учителя они начинают прыж ки. Кто быстрее преодолеет расстояние, тот становится победителем. Прыгать разрешается на любой ноге, но, не сменяя ног.

С 20 октября по 1 ноября в Бразилии происходит историческое событие - 1-е Всемирные спортивные Игры коренных народов. Это не только состязания в спорте, это фестиваль ярких культур, праздник традиций и искусства коренных народов мира.

В общем, это необычно, красиво и интересно.

1. 23 октября 2015 в Бразилии, город Палмас прошло открытие 1-х Всемирных Игр коренных народов. (Фото Ueslei Marcelino | Reuters):

2. Идея проведения таких Игр уже давно обсуждалась на международном уровне, как среди коренных народов, так и в системе ООН. (Фото Eraldo Peres):

3. Церемония открытия 1-х Всемирных Игр коренных народов в Пальмасе, Бразилия, 23 октября 2015. Это канадец. (Фото Eraldo Peres):

4. Церемония открытия. (Фото Buda Mendes):

5. Бороро - индейский народ в Боливии (2 тыс. чел.) и Бразилии (1 тыс. чел.) Кстати, открытие Игр совпало с полной Луной. (Фото Buda Mendes):

6. Расписание Игр выходит далеко за рамки спортивных состязаний и показательных выступлений по национальным видам спорта. Обширна культурная программа праздника, частью которой стали: ярмарка ремесел, диалоговая площадка и конкурс красоты. (Фото Ueslei Marcelino | Reuters):

7. Новозеландец на церемонии открытия Игр. (Фото Ueslei Marcelino | Reuters):

8. Коренной народ Бразилии с луком, огнем и стрелами на церемонии открытия Игр, 23 октября 2015. (Фото Eraldo Peres):

9. Начались спортивные соревнования. (Фото Buda Mendes):

11. Если на Чемпионате мира играют футбол ногами, то тут - головами. (Фото Eraldo Peres):

12. Хотя и обычный футбол на Играх тоже есть. Празднование гола в ворота сборной Бразилии. (Фото Eraldo Peres):


13. С такого ракурса понятно, чем футболисты коренных народов отличаются от обычных футболистов. (Фото Ueslei Marcelino | Reuters):

14. Женщины из племени Xerente. От цивилизации все равно не уйти, поэтому они с телефонами и . (Фото Ueslei Marcelino | Reuters):

15. Вождь. 1-е Всемирные Игры коренных народов в Бразилии, 21 октября 2015. (Фото Eraldo Peres):

16. Бразильский бороро приехал на соревнования во всей красе. (Фото Eraldo Peres):

17. Всемирные Игры коренных народов, Палмас, Бразилия, 2015. Перетягивание каната. (Фото Eraldo Peres):

18. (Фото Buda Mendes):

19. Подготовка к конкурсу красоты. (Фото Eraldo Peres):

20. Участница из России. (Фото Eraldo Peres):

21. Так выглядел конкурс красоты на 1-х Всемирных Играх коренных народов. (Фото Eraldo Peres):

22. Участница конкурса красоты. (Фото Ueslei Marcelino | Reuters):

23. Еще одна. (Фото Eraldo Peres):

24. Довольные зрители. (Фото Buda Mendes):

25. Соревнования по стрельбе из лука, 26 октября 2015. Так проходят 1-е Всемирные Игры коренных народов в Бразилии. Церемония закрытия Игр состоится 1 ноября. (Фото Eraldo Peres):

ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА

Ловкий оленевод
Цель:
учить бросать мяч в вертикальную цель, соблюдать правила игры, развивать глазомер.
Правила игры: бросать мяч можно только с условного расстояния.
В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м. от него. Поочерёдно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, у кого будет наибольшее число попаданий в оленя.
Рыбаки и рыбки
Цель:
упражнять в беге, развивать быстроту реакции.
Правила игры: ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны увёртываться от рыбаков. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
На полу лежит шнур в форме круга. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.
Белый шаман
Цель: учить детей соблюдать правила игры, развивать слуховое внимание.
Правила игры: если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман – добрый человек, он становится на колени и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Ручейки и озёра
Цель: учить детей участвовать в играх с элементами соревнований, согласовывать свои движения с командой; развивать умение действовать по сигналу; воспитывать организованность, справедливость.
Правила игры: в ручейках дети бегают друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.
Игроки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала (или площадки) – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» - все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!» - игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озёра. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Отбивка оленей
Цель: приучать детей чётко выполнять правила игры; закреплять умение метать мяч в цель; поддерживать интерес к играм народов севера.
Правила игры: бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Метать мяч можно только с одного места.
Группа играющих находится внутри очерченного круга – это олени. Выбираются три пастуха, они за кругом. По сигналу «Раз, два, три – отбивку начни!» - пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.
На новое стойбище
Цель: совершенствовать двигательные умения и навыки детей; умение выполнять движения осознанно, быстро, ловко, красиво.
Правила игры: начинать движение надо в соответствии с сигналом.
Играющие становятся парами. В паре один – олень, другой – каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новое стойбище». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают звук «кхх-кхх». Останавливаются по сигналу ведущего – это привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» - все должны построиться в прежней последовательности.
Каюр и собаки
Цель: учить согласовывать движения в команде; развивать морально-волевые качества: выдержку, настойчивость.
Правила игры: бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолевать различные препятствия.
На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.
Олени и пастухи
Цель: учить отражать в игре быт народов севера; упражнять в имитировании движений оленя.
Правила игры: бегать надо легко, увёртываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.
Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих (пастухи) стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них мауты - картонное кольцо или длинная верёвка с петлёй. Игроки - олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать веточки, которые дети держат в руках.
Куропатки и охотники
Цель: учить внимательно слушать команды, менять характер движений; учить сочетать замах с броском при броске мяча.
Правила игры: убегать и стрелять можно только по сигналу; мяч бросать только под ноги убегающих.
Все играющие – куропатки, трое из них охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят – бросают мяч в ноги. На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летят.
Солнце (хейро)
Цель: учить согласовывать движения в большом круге; воспитывать справедливость, честность.
Правила игры: все игроки увёртываются от солнца при его поворотах.
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставными шагами, руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят «Хейро!». Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется, вытягивает руки в стороны. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Льдинки, ветер и мороз
Цель: учить доводить начатую игру до конца; развивать слуховое внимание; воспитывать дружелюбие.
Правила игры: выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движение можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, лёгкий и быстрый бег, боковой галоп и т.д.
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят-
Дзинь, дзинь…
Делают хлопок на каждое слово, сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят «Дзинь, дзинь…» до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Ловля оленей
Цель: упражнять в беге; учить соблюдать правила игры;
Правила игры: бегать надо легко; ловить оленей по сигналу; круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков; олени стараются не попадать в круг, но попав в круг – уже не вырываются.
Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Игры и игрушки коренных народов Севера

В.С. Фадеева

С древности игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения. Через игры и игрушки дети открывали для себя мир и ценности своего народа. Кроме этого, они служили отличным средством отдыха и развлечения. На игрушечных нартах, в которые запрягали собак, дети учились правилам упряжки и езды. Иногда игрушечная упряжка оленей делается из кусочков оленьего меха.

С раннего возраста ребёнок получает нож и учится работать топором и другими простыми инструментами. В качестве игрушек часто делали детские луки со стрелами, обычно из прутьев ивняка. В старину мальчики упражнялись в стрельбе по неподвижным целям, они развивали меткость и остроту зрения. Лук с древности был самой любимой игрушкой у мальчиков. Первый лук ребёнку делали взрослые. Но в 6 – 7 лет мальчики уже сами умели делать для себя лук и стрелы. Игрушки – стрелы делались для детской руки легче и короче, чем у взрослых. Но это были настоящие стрелы.

Из национальных детских игрушек наиболее распространенными являются игрушечные изображения оленей, а также нарты, луки, гуделки, куклы.

Игрушечный олень обычно представляет собой деревянный брусочек (10 см х 2 см) с выступом на одном конце (хвост), косым срезом на другом (голова) и отколотыми не до конца, слегка загнутыми лучинками, изображающими рога.

Детская гуделка (вывко ) состоит из дощечки (10 Х 4 см), сквозь два отверстия в которой продеты нитки (или нитка) из оленьего сухожилия длиной около 25 см, образующие петлю. При скручивании и раскручивании петли, которую держат растянутой двумя руками, дощечка гудит.

Игрушки девочек состоят из кукол, кукольного гардероба и кукольного хозяйства. У ненцев кукла это продолговатый кусочек сукна с нашитыми на него полосками. У кукол, представляющих мужчин, головой служит клюв гуся. У кукол - женщин голова – клюв утки. Головы кукол делались из клювов водоплавающих птиц, так как считалось, что перелетные птицы ежегодно улетают к Богу (Нум`у ) и являются чистыми, невинными. Однако, в настоящее время этим куклам религиозного значения не придается. Их шьют обычно сами девочки. Куклы не имеют ног, рук, лица. Это простой тряпичный свёрток с птичьим клювом. Зато вместо лица, рук и ног кукла имела богато разукрашенную одежду.

Для кукол делают игрушечные люльки, подушечки. Швейные принадлежности хранят в сумочках из меха (падко). Люди стойбища судят об умениях будущей невесты по её детским игрушкам.

Свободное от работы время ненцы охотно уделяют различным настольным играм. От русских ими были заимствованы шашки, шахматы, карты. Как доски, так и фигурки многие ненцы умели вырезать сами, обычно, впрочем, довольно примитивно. Расцветка полей доски заменялась углублением одних полей по сравнению с другими. Правила игры соответствовали общепринятым.

Среди игр и развлечений на открытом воздухе следует отметить национальные виды соревнований.

Из национальных видов соревнований наиболее распространенными считаются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки. Ненецкие традиционные спортивные игры сохраняются и в настоящее время.

Гонки на оленьих упряжках - красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками радуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени).

Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.

Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.

Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты). Все эти виды соревнований - мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях.

Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры - в жмурки, колечко, - имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.

Список литературы

1. География Ямало-Ненецкого автономного округа: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2001. 328.

2. Культура народов Ямала / Борко Т. И. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.

4. Вестник института. Выпуск 3. Салехард: ЯНОИУУ, 2001.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ОБСКО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

ПОВТОРИ БЫСТРО

Описание игры. Ведущий договаривается с играющими, чтоб они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идёт быстрый диалог «перестрелка»,

- Ну, начали! Повторите
- «тайга». Играющие говорят: «тайга».

    Повторите - «олень»,
    играющие говорят «олень».

Скажите - «ружьё»,

Быстро - «заяц», вслух - «огонь» и т. д. Тот, кто ошибся, выходит из игры.

Игра развивает кругозор, сообразительность, внимание.


СКОЛЬКО ЧЕГО?

Описание игры. Ведущий просит ребят осмотреть класс­ную комнату, площадку и на­звать как можно больше имею­щихся в ней предметов, начи­нающихся на букву «В» или «К». Ребята могут называть предметы по очереди. Далее можно попросить «засечь вни­манием» круглые или полу­круглые предметы, квадратные и прямоугольные. Далее деревянные, потом металлические, затем предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: чёрные, синие, зелёные и т. д.

Игра развивает зрительную память, внимание.


СЛОВО НАОБОРОТ

Описание игры. Ведущий называет быстро слово. Дети должны к уме переставить буквы э"гого слова наоборот и тут же запи­сать их на доске мелом или на листе бумаги фломастером «за­дом наперёд», например: веду­щий говорит слово «порох» ре­бенок пишет «хороп» и т. д. Можно начинать с коротеньких слов, а затем заменить их на более длинные (лес - сел, вес сев).

Игра развивает память, внимание, сообразительность.


АЛФАВИТ ВОКРУГ НАС

Описание игры. Ведущий предлагает детям в алфавитном поряд­ке написать в течение 10-15 мин. названия окружающих их предме­тов и вещей, находящихся в ком­нате или помещении. Можно писать по несколько предметов на одну букву. Главная трудность отыскать предметы на все буквы алфавита. Победит тот, чей спи­сок будет самым длинным. К тому же дети должны обязатель­но показать, где расположен на­званный предмет.

Игра развивает зрительную память, наблюдательность, смекал­ку, требует от игрока терпения и находчивости.


ЗАПОМНИ НАЗВАНИЕ

Описание игры. Играющие садятся в круг парами. Расстояние между парами два метра. Организатор игры предлагает каждому игро­ку придумать себе название зверя, заселяющего наш север, или назва­ние цветка или другой растительности тундры, тайги. Ведущий спра­шивает кто как назвал себя. Все внимательно слушают и долж­ны запомнить все названия. После этого кто-нибудь из иг­рающих, назначенный водя­щим, идёт на середину круга, а оставшийся без пары должен вызвать себе новую пару, гром­ко называя её название (зверя, птицы, цветка и т. д.) Вызван­ный бежит и садится рядом с вызвавшим на свободное место. Игра идёт до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не опоздает вызвать себе пару. Водящий же старается за­нять свободное место раньше, чем сидящий игрок вызовет себе пару. С теми, кто часто поддаётся влиянию его жеста, следует поиг­рать отдельно, уменьшив на столе количество предметов.

Игра развивает внимание, сообразительность, быстроту реакции.


ПОЛСЛОВА ЗА ВАМИ

Описание игры. Участники игры садятся в круг и перебрасы­вают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит полови­ну слова, тот, кто ловит должен назвать вторую половину. Напри­мер, снего - ход, тын - зян. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую ошибку или задерж­ку игрок выбывает из игры. Условия её можно усложнить, ведущий говорит половину слова каждому сидящему в круге ребёнку. И каждый дол­жен продолжить вторую поло­вину. Если участник не может продолжить названия, то полу­чает штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою поло­вину слова, например: «ле», дети продолжают «песец» «петля» и т. д.

Игра развивает внимание, сообразительность, память, коорди­нацию движений.


РУКИ НА СТОЛ

Описание игры. Играющие делятся на две группы и садятся по обе стороны стола. Одна группа получает какой-нибудь небольшой предмет: монету, резинку, пуговицу - и начинают передавать его из рук в руки под столом. Неожиданно водящий говорит: «Руки на стол!». Тотчас же вся группа, передававшая предмет, должна положить обе руки на стол ладонями вниз. У кого-нибудь под ладонью обя­зательно должен находиться предмет. Вторая группа долж­на угадать, у кого он находит­ся. Если они угадали, то предмет переходит к ним. Тогда эта группа начинает передавать предмет под столом, а первая группа угадывает у кого он находится. Если не угадали, то предмет остается в той же группе, и та выигрывает одно очко. Так играют до условленного коли­чества выигрышных очков.

Игра развивает сообразительность, ловкость


СЛОВО-ОБРАЗ

Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участ­ников не ограничено. Играю­щие располагаются полукругом напротив ведущего. Ведущий вызывает любого из играющих и просит его мгновенно «рас­шифровать» предложенное слово-образ, т. е. вспомнить перечислить все, что накоплено в его памяти прошлыми наблюдения­ми. Например, что можно сказать о слове-образе «олень»: рога, мясо, ягель и т. д.

В конце игры определяются лучшие игроки, которые полно рас­крыли слово-образ.

Игра развивает кругозор, внимание, память, сообразительность

.

ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

БЕГ НА ТРЁХ НОГАХ

Описание состязания. Состязание проводится в любое время года, количество участников не ограничено. Участники делятся на несколько команд и становятся в колонны по два на линии старта. Прежде чем дать команду к бегу, пара связывает себе прикасающи­еся ноги. По сигналу пары со связанными ногами бегут к обо­значенному предмету и возвра­щаются обратно. Пара, прибе­жавшая первой, приносит ко­манде очко. Побеждает коман­да, набравшая большее количе­ство очков.

Состязание развивает лов­кость, быстроту, координацию движений, сипу ног.

БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количе­ство участников не ограничено. Играющие распределяются на груп­пы по 3 человека. Каждая группа, взявшись за руки, образует кружок - «до­мик». «Домики» размеша­ются в разных местах пло­щадки. Внутри каждого «домика» стоит «заяц». Один бездомный «заяц» бе­гает между «домиками», а за ним гоняется «охотник». Если «охотник» догонит зайца, то они меняются ро­лями, «заяц» становится «охотником», а «охотник» -«зайцем». Чтобы спастись «заяц» может вбежать в любой «домик», тогда стоящий там «заяц» выбегает и становится бездомным. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был водящим.

Игра развивает ловкость, сообразительность, внимание, коор­динацию движений.

БЕГ ПО-МЕДВЕЖЬИ

Состязание проводится в любое время года. Количество играющих не ограничивается. Дистанция «бега» произвольная и зависит от возра­стных данных, уровня физической подготовленности.

Описание состязания. Вариант I . Перед началом состязания в начале и в конце дистанции проводятся линии старта и финиша. Участники располагаются вдоль стартовой линии, принимая исход­ное положение - стоя на четвереньках. По команде судьи начина­ется «бег по-медвежьи», кото­рый выполняется так: оттолк­нувшись 2 руками, подтягива­ют ноги к груди и приземля­ются на обе ноги, одновремен­но выставляя как можно даль­ше руки. Победителем стано­вится участник, «прибежав­ший» таким способом первым к финишу.

Вариант 2. Дистанция не ограничивается, побеждает тот, кто «по-медвежьи» пробежит большее расстояние за определенное время.

«Бег по-медвежьи» развивает силу ног, рук, координацию дви­жений, лоакость, сноровку. Способствует воспитанию воли, настой­чивости.

Загадка: За деревней яркая звезда. (Медведь).

БЕРЕГИСЬ ОХОТНИКА

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количе­ство участников не ограничено. У одного из играющих в руках хвост-лисыили песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом. Однако сделать это не так просто: участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока, у которого хвост, они ме­няются ролями. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был водящим.

Игра развивает ско­рость, ловкость, быстроту реакции, выносливость, коор­динацию движений.

БЕГ С «КАПКАНОМ»

Описание состязания. Состязание проводится в любое время года, количество участников не ограничено. Дистанция в беге зависит от возраста и уровня физической подготовленности. Участники состяза­ния делятся на несколько ко­манд. К правой и левой ногам каждого бегуна привязывают­ся мячи (резиновые мячи в сетке). Это и будут «капканы». По команде ведущего члены команды бегут наперегонки до контрольного ориентира и воз­вращаются обратно. Победи­тель приносит команде очко. Побеждает та команда, у кото­рой больше очков.

Состязание развивает быстроту, силу ног.

БОИ МЕДВЕЖАТ

Описание состязания. Состязание проводится в лю­бое время года, количество участников не ограничено. Чертится круг диаметрам 1,5- 2 м. В него становятся на кор­точки соперники (медвежата), вытягивают руки вперед ладоними. Необходимо вытолкнуть соперника из круга, ударяя об его ладо­ни, или заставить его коснуться земли или пола любой частью тела. Кому удастся это сделать, тот и является победителем.

Состязание развивает сипу, ловкость, координацию движений, внимание, волевые качества.

БОЙ ОЛЕНЕЙ

Состязание может прово­диться как на улице, так и в помещении. Оленьи рога при­вязывают веревками к голове.

Описание состязания. Двое играющих становятся друг против друга, упираясь рогами. Задача соперников зак­лючается в том, чтобы сбро­сить, друг у друга с головы рога, при этом удерживать их

руками запрещается. Проигравший выходит из игры, на его место ста­новится следующий игрок. Победителем считается тот, кто сумел рога­ми сбросить рога у большего количества соперников, чем другие.

Состязание способствует развитию ловкости, силы, воспитыва­ет волю, настойчивость.

БОЙ ЛОСЕЙ

Описание состязания. Состязание проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. Участники делятся на две рав­ные команды. Чертится круг, в него входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, на голове шапка. Задача проста и непроста - снять шапку у противника и не позволить снять свою. За каж­дую снятую

шапку команда получает очко.

Состязание развивает ко­ординацию движений, быстроту, ловкость, реакцию, внимание, сме­лость.

ВАЖЕНКА И ОЛЕНЯТА

О
писание игры.
Игра проводится в любое время года. Количе­ство участников не ограничено. На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ве­дущего:

- Бродит в тундре важенка, с нею - оленя­та. Топают по лужам оле­нята малые, терпеливо слушая наставленья ма­мины...

Играющие оленята свободно бегаю"! по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинаетловить только но сигналу и только вне домика. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был пойман.

Игра развивает ловкость, реакцию, сообразительность, внима­ние, координацию движений.

БЫТЬ ОЛЕНЕВОДОМ

Описание состязания. Все играющие делятся на несколько ко­манд. В каждой команде по одному тынзяну-аркану. На расстоянии 10 метров от старта ставится цель - хорей длиной до 3 метров, который вставляется в треногу или луночку, заранее выкопанную под «хорей». По команде, первые номера выполняют метание тын-зяна-аркана на хорей и т. д. Броски выполняются согласно последовательности стоящих в колон­не ребят. Подменять или де­лать перестановку игроков нельзя. Победителем стано­вится команда, которая набра­ла большее количество очков.

Состязание разивает глазомер, ловкость, профес­сиональные навыки оленево­да, воспитывает терпение и упорство в достижении цели.

ВОЗДУХ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВЕТЕР

Описание игры. Играющие становятся в круг, водящий стоит в середине. Подойдя к одному из игроков, говорит одно из четырёх слов: «воздух», «вода», «земля», «ветер» -- и считает до 5. Играющий должен за это время назвать (в зависимос­ти от слова, которое ему за­дали) птицу, рыбу, зверя или же покрутиться на месте (ве­тер). Кто не успел дать от­вет, выходит из круга. Потом водящий обращается к дру­гому и т. д. Неожиданно вме­сто этих четырёх слов, водя­щий говорит «огонь». При этом слове все играющие должны поменяться местами и водящий ста­новится на чьё-нибудь место в кругу. Последний не успевший встать в круг, становится водящим.

Игра развивает кругозор, память, внимание, сообразительность.

ДДОГОНЯЛКИ

Игра проводится в любое время года. Количество играющих не ограничено. Перед игрой определяется игровая зона (ее границы).

Описание игры. С по­мощью считалки выбирают водящего, он должен дог­нать любого из участников игры и коснуться его ру­кой. Игроки стараются убе­жать, увернуться от водя­щего в пределах границ иг­ровой площадки. Если во­дящий догоняет и касается рукой игрока, то участник становится водящим, а бывший водящий - поле­вым игроком. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количе­ство раз.

Игра способствует развитию быстроты, ловкости, выносли­вости, в зимнее время является хорошим закаливающим средством.

ЗАЯЦ И ВОЛК

Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количе­ство участников не ограничено. С помощью считалки выбираются «заяц» и «волк». Остальные игроки - «сосны». Каждая «сосна» опре­деляет своё место на площадке - круг, прочерченный на сне­гу (полу). Игра начинается по сигналу ведущего. «Заяц» убе­гает от «волка», который ста­рается его запятнать. Спастись «заяц» может только под «со­сной», для этого ему надо за­бежать или впрыгнуть в круг, где стоит игрок, изображающий «со­сну» (руки в стороны, вверх).

Если «заяц» забежал в какой-либо круг, он становится «сосной», а игрок, выполнявший роль «сосны» покидает круг, убегая от «волка» к другой «сосне».Если «волку» удаётся запятнать «зайца» или замешкавшуюся и оставшуюся в кругу «сосну», то водящим, «волком» становится за­пятнанный участник, и игра продолжается дальше. В конце игры опре­деляют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количество раз.

Игра развивает ловкость, сообразительность, внимание, коорди­нацию движений.

Загадка: Кто за дверью лесной встал как столб под сосной и стоит среди травы уши больше головы? (Заяц).

ИЗВИЛИСТАЯ ТРОПА

Описание игры: Игра проводится в любое время года. Количе­ство участников не ограничено. Участники делятся на несколько ко­манд. На одной прямой рас­ставлены предметы (хорей, чурбачки). Играющий должен обойти их змейкой, двигаясь спиной вперёд, стараясь ни разу ничего не задеть. Перед тем как начать движение, он внимательно изучает свой путь. Второй раз он должен обойти его как можно быстрее, а третий раз совсем быстро. То же самое делают остальные ребята. После этого на одной прямой линии ставятся пять предметов, которые ребята также обходят змейкой, спиной вперёд и с каждым разом ускоряя темп. Затем число предметов на линии можно увеличить. За каждый задетый предмет играющим начисляют по одному штрафному очку. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Вариант 2. Участнику завязывают глаза, и он должен обойти пред­меты лицом вперед.

Игра развивает зрительную память, ловкость, координацию дви­жений.

КАЧАЛКА НА КАЧАЛКЕ

Описание состязания: Состязание проводится в любое время года. Участники делятся на две команды. Для данного состязания необходи­мо круглое бревно длиной до 2 м, диаметром 25-30 см, которое распиливается пополам и устанав­ливается спиленной частью вниз, а круглой поверхностью вверх. Также необходимы две доски длиной до 1 метра, которые кла­дут на круглую поверхность вверх.

Участники состязания вста­ют на качалку друг к другу лицом, на расстоянии вытянутых рук. По сигналу водящего участники сталкивают друг друга, тот, кто удер­жался на качалке, становится победителем и получает очко. Коман­да, набравшая большее количество очков, побеждает.

Состязание развивает ловкость, координацию движений.

КТО СИЛЬНЕЕ

Описание состязания. Для этого состязания требуются веревка длиной в 2--3 м и два камешка (шишки). Двое соревнующихся берутся за концы веревки (для удобства на концах веревки можно завя­зать узлы или сделать петли) и расходятся, натягивая ее. На одинаковом расстоянии от каж­дого игрока кладется камешек (шишка). По сигналу каждый старается, перетянув противни* ка, достать свой камешек (шишку). Выигрывает тот, кто достал свой камешек (шишку).

Состязание способствует развитию силовой выносливости, коор­динации движений, ловкости.

КТО КОГО ПЕРЕТЯНЕТ

Описание состязания. Состязание проводится в зимнее время года. Для этого необходима толстая веревка длиной 5--6 метров, концы ее связываются прочным узлом, так чтобы получилось большое веревоч­ное кольцо.

Вариант 1. Двое участни­ков состязания, находясь внут­ри верёвочного кольца, растя­гивают его в разные стороны, заведя верёвку иод лопатки и ухватившись за неё обеими ру­ками. Посредине между участ­никами проводят черчу. По сиг­налу оба, двигаясь назад, ста­раются перетянуть один друго­го за черту.

Вариант 2. Участники состязания встают спиной друг к другу, веревка на уровне груди. Победителем состязания становится участ­ник, перетянувший соперника за среднюю линию.

Состязание способствует развитию сипы, силовой выносливости, ловкости, воспитывает волевые качества.

ЛОВКИЙ ОХОТНИК

Описание состязания. Состязание проводится в любое времягода.
Количество участников не ограничено. Участники делятся на команды.
Состязание подразделяется на несколько этапов: I этап - участники
бегут, перепрыгивают через нарты (количество 5-10 штук); II этап -с кочки на кочку (прыжки с двух ног по разметкам, расстояние между разметками учитывается в за­висимости от физической под-
готовленности); III этап - ме­тание мяча (шишки) в цель(фигура оленя); IV этап - уча­стникам необходимо опреде­лить следы зверей, птиц (на­черченные на бумаге, снегу илиземле); V этап проползти под хореями, которые лежат на нартах (расстояние 5-10 м). Победи­телем становится та команда, которая в ходе состязания набрала наи­большее количество выигранных очков.

Состязание способствует развитию быстроты, прыжковой вы­носливости, координации движений, меткости, глазомера.