Театр «Балет Евгения Панфилова». "Клетка для попугаев"

Театр «Балет Евгения Панфилова».
Театр «Балет Евгения Панфилова». "Клетка для попугаев"

Создание театра Панфилова

В 1987 г. Театр был реорганизован в первый в России частный театр «Балет Евгения Панфилова». В том же году художественный руководитель прославленного Пермского государственного хореографического училища, народная артистка СССР, заслуженный учитель России Л.Сахарова пригласила Евгения вести курс танца-модерн своим учащимся. Е.Панфилов и Л.Сахарова осуществили совместный проект, который продемонстрировал органичное слияние балетных классических традиций и современной хореографии, возможность мирного сосуществования авангарда и классического балета на одной сцене, взаимообогащение двух балетных направлений.

С 1993 по 1996 гг. Панфилов преподавал также современную хореографию в Пермском государственном институте искусств и культуры. В 1994 г. Евгений создал в Перми еще одну оригинальную труппу «Балет Толстых Евгения Панфилова», единственный в России коллектив подобного рода, имеющий официальный статус театра. «Балет Толстых» имеет в своем репертуаре восемь самостоятельных полновесных спектаклей и несколько программ, исполняемых совместно с театром «Балет Евгения Панфилова». 1995 г. Отмечен в биографии Панфилова новыми удачными экспериментами: работой хореографа в художественном фильме российского режиссера А.Учителя «Мания Жизели» (С.-Петербург, Россия) и совместной с немецким режиссером Алексом Новаком постановкой балета «Брамс - момент движения» (Мюнхен, Германия). В 1997 г. На прославленной сцене Мариинского театра (С.-Петербург, Россия) состоялась премьера балета И.Стравинского «Весна священная», который был поставлен Панфиловым по приглашению художественного руководителя Мариинского театра В.Гергиева. В том же году специально к VII Московского международного конкурсу артистов балета для артистов Мариинского театра А.Баталова и Э.Тарасовой Панфиловым был поставлен номер современной хореографии (А.Баталову был присуждён Гран-при этого конкурса). B 1997 и 1998 гг. Панфилов, единственный из российских хореографов, был приглашен на Международный фестиваль Сакро-Арт (Локкум, Германия), для которого осуществил специальные постановки балетов на сакральные темы: философскую, потрясающую мощью хореографии танц-мистерию «Аввакум» (представлен на Национальном театральном фестивале» Золотая Маска» 1996-97г. В номинации «Лучший спектакль») и одноактный балет «Лютер». На этом фестивале известные зарубежные театральные деятели и критики единодушно назвали Евгения Панфилова «хореографом XXI-го века».

В декабре 2000г. Частный театр «Балет Евгения Панфилова удостоен нового статуса: теперь это «Пермский Государственный театр «Балет Евгения Панфилова». Имя хореографа закреплено в названии государственного театра как знак исключительных заслуг и достижений в области развития современной хореографии России. Театр открыл сезон в новом статусе премьерой балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». В апреле 2001г. Становится лауреатом Национальной театральной Премии «Золотая Маска» 2001г. В номинации «Новация» за одноактный балет «Бабы. Год 1945.» в исполнении труппы «Балет Толстых». А в июле 2001г. За выдающийся вклад в развитие театрального искусства России Евгений Панфилов был удостоен Правительственной Премии имени Федора Волкова.

В мае 2001 г. Хореограф создает еще одну экспериментальную мужскую труппу «Бойцовский клуб Евгения Панфилова», которая уже в конце месяца выходит на сцену с цельной программой «Мужская рапсодия», достойно завершающей насыщенный театральный сезон, а в декабре 2001г. Представляет еще одну шоу-фантазию «Возьми меня таким…», лейтмотивом которой является торжество мужской телесности, брутальной и элегантной одновременно, тема мужской самодостаточности, мужской энергии, мужского братства. 15-й театральный юбилейный сезон открылся премьерой одноактного балета «Капитуляция» на музыку групп «Ноктюрн», «Блэд Эксис», «Сопор Эстернус» и Наташи Атлас, в котором показан мир, катящийся в пропасть, мир, который капитулировал перед пороком и жестокостью и не заметил этого. Жизнь после смерти Бога оказалась человечеству не под силу. В феврале 2002 г. Евгений Панфилов был приглашен в Германию (г.Берлин) для постановки балета «Жизнь прекрасна!» на муз. 7-й симфонии Д. Шостаковича и советских песен 30-50х годов, премьера которого состоялась на сцене театра «Темподром» 6 февраля 2000г. Постановка, перенесенная на труппу театра «Балет Евгения Панфилова», получила название «БлокАда» и с огромным успехом прошла на сцене Пермского государственного академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского 19 июня 2002г. На фестивале театров Евгения Панфилова посвященного закрытию 15-го юбилейного театрального сезона. В рамках этого же фестиваля была показана еще одна премьера - одноактный балет «Тюряга» в исполнении dance-company «Бойцовский клуб».

Поставил одноактный балет «Весна в Аппалачах» для учащихся Пермского государственного хореографического училища, который был успешно представлен в Оксфорде (Великобритания) и получил Грант Администрации г.Перми; В мае 2002г. Е.Панфилову был присужден Диплом и Приз балетмейстеру «За лучший номер современной хореографии» («Фигляр») VII открытого конкурса артистов балета России «Арабеск-2002». (Россия, Пермь) В 2003г. Е.Панфилова награждают призом Министерства культуры Российской Федерации и редакции журнала «Балет» «Душа танца» за 2002г. В номинации «Маг танца» (Москва, Россия). Приз получали представители театра. По случаю торжественной церемонии вручения приза был показан одноактный балет «Тюряга» в исполнении данс-компани «Бойцовский клуб».

Во всех последних спектаклях Панфилов открылся еще одной стороной своей великой личности. Его давно волновали экзистенциальные вопросы, он все глубже проникал в лабиринты сознания и подсознания и воплощал образы, увиденные там, в своей неповторимой хореографии. Панфилов являлся не только хореографом, но и режиссером всех своих спектаклей, создавал эскизы всех костюмов к своим балетам, неизменно ошеломлял публику эксцентрическими сценографическими изобретениями и оригинальными исполнительскими находками. Обладал незаурядным поэтическим даром. Великий Мастер создал в Перми и оставил для России не только свой уникальный театр, но и школу по-настоящему современной хореографии. Живая легенда пермского искусства - парадоксальный и неповторимый «Балет Евгения Панфилова». Блистательная диаспора танцующих, воплощающая театральные традиции Дягилева, глянец классики, романтику русского авангарда и тайны сюрреализма. Утонченный психологизм и дерзкий эксперимент, феерическое зрелище, в равной степени заманчивое для тонких ценителей балета и массовой публики.

Дымковская игрушка

Жостовская роспись

Желательно иметь перед собой образцы изделий мастеров жостова. Но так как у нас нет подлинного образца, мы вынуждены ориентироваться на репродукции. Соблюдая основные законы композиции (стилевое единство...

Звук как элемент создания художественного образа

Каким же образом мы воспринимаем пространство с помощью слуха, и как знания об этом можно применять, например, для искусственной имитации пространства? Несомненным является тот факт...

Картина Репина "Торжественное заседание Государственного совета" как исторический источник

И.Е. Репина относят к наиболее ярким и последовательным представителям реалистической живописи, в которой идейный замысел должен прочно опираться на максимально точное, адекватное воспроизведение действительности во всем ее богатстве...

Колорит в живописи

Образ идеального человека народов Скандинавии

Всемогущий господь вначале создал небо и землю, и все, что к ним относится, а последними он создал двух человек, Адама и Еву, от которых пошли все народы. И умножилось их потомство и расселилось по всему свету...

Особенности духовной культуры европейского Средневековья

Европейское средневековое общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия...

Парикмахерское искусство

Предметная среда в теории Уильяма Морриса

моррис художник корпорация синтез Уильям Моррис мог говорить с полным основанием, что он живет, чтобы работать, а не работает, чтобы жить. Его физическая и умственная энергия казалась неисчерпаемой. Ему не было еще и двадцати двух лет...

Развитие американского кинематографа

Почти сто лет назад, в начале 1908 года, первые американские кинопроизводители потянулись из колыбели национальной киноиндустрии - Нью-Йорка на Западное побережье, в Калифорнию. Так появился Голливуд - великая «фабрика грез» и столица иллюзий...

Разработка и выполнение грима этнической маски на тему: "Культурное наследие африканских народов"

Первый этап заключается в наложении тона. Он должен быть ровным и гладким. Губкой я нанесла коричневый аквагрим легкими круговыми движениями, равномерно распределиив его по всему лицу. Здесь важно не наносить краску длинными прямыми мазками...

Создание анимационного клипа на музыкальное произведение

Мы решили выбрать исключительно Европейский стиль, что-то на подобии Германии или Швейцарии, в частности ландшафтное окружение, вид деревни, одежда персонажа, поскольку это произведение, более романтического направления...

Создание художественного образа "театральной куклы" для детского спектакля

Стимулирование инновационной активности библиотечного персонала

Главным условием развития в профессиональной библиотечной сфере является поднятие престижа и авторитета профессии библиотекаря в обществе, что в свою очередь...

Финансирование культуры в Италии

Непоправимо рано, на 47 году жизни, оборвался земной путь Евгения Панфилова — замечательного хореографа, человека удивительной судьбы. Осознать эту потерю пока невозможно. За месяц до трагедии Театр Панфилова участвовал в Московском международном фестивале современного танца. Впервые столичные зрители увидели панфиловскую версию «Щелкунчика».

…Многомерное внутреннее пространство спектакля, населенное вездесущими и бессмертными мрачными мышами, мир, лишенный иллюзий, не оставляющий никаких надежд на счастливый финал. Сейчас впечатления от этого трагического балета рождают невольные ассоциации, которые соблазнительно трактовать как пророчество. На самом деле Женя, как истинный художник, всегда понимал, что счастье — это мимолетные мгновения, которые нужно не только ценить, но и уметь заслужить… Заслужить титаническим трудом. Честно говоря, я не встречала настолько одержимого хореографа: он был способен репетировать по 8 — 10 часов, без выходных и отпуска, легко срывался с места и отправлялся на фестивали, гастроли, съемки. Словно предвидел, что отпущено немного времени.

В тот последний московский приезд Женя общался легко и охотно. Впрочем, по-моему, он никогда и не был замкнутым человеком. Говорил о том, что радость приходит как награда за муки, что жизнь сурова и коротка. На эту реплику один из участников разговора задал показавшийся тогда нелепым вопрос о смерти, о предчувствии конца. Панфилов ответил: «Никто не знает, скольким временем располагает, какой срок нам отведен. Я знаю, что мне надо успеть многое осуществить…»

Женю называли гениальным самородком, патриархом новорожденного отечественного современного танца. Человек безмерно талантливый, он всегда весь, без остатка, уходил в работу. Панфилов успел много — с лихвой хватило бы на десяток жизней: около 80 спектаклей и 150 хореографических миниатюр. Но никогда и ни в чем не повторялся, умел признавать неудачи, слушать нелицеприятные мнения.

Главное дело его жизни — авторский театр, в котором он сам был и исполнителем, и хореографом, и сценаристом, и постановщиком, и сценографом, и художником по костюмам. Он создавал ТЕАТР СВОЕЙ ВОЛИ. Еще он писал грустные стихи, ставил грандиозные развлекательные шоу-программы, придумывал хореографию фильмов.

Он мало выступал «в разговорном жанре» (хотя словом владел отлично), понимая, что искусство не нуждается в декларациях, что результат душевных трат художника — в эмоциональной убедительности его произведений. Но на пресс-конференциях отвечал удивительно откровенно: «Я не планирую свои последующие работы — они приходят ко мне, прорастают во мне, „созревают“ непредвиденно». На вопрос, не обидно ли ему слышать, что «Панфилов — фигура эпатажная, этакий человек-карнавал», улыбаясь, ответил: «Я первым более десяти лет назад вышел на пермские улицы в шортах — не потому, что мне хотелось кого-то удивить. Просто это — самая удобная одежда для жаркого лета. Ношу то, в чем хорошо и свободно себя чувствую. Я также не хотел быть возмутителем спокойствия, создавая „Балет толстых“. Это было необходимо мне». Своим прозорливым взглядом Панфилов уловил необыкновенную красоту и гармонию в пластике по-рубенсовски пышнотелых дам и хотел, чтобы это увидели мы.

В Жене необыкновенно сочетались стихийный, природный талант и четкий расчет. А дисциплина в его труппе была фантастической. На фестивале случился срыв спектакля — заболел исполнитель одной из трупп. Об этом стало известно в то время, когда первые зрители уже гуляли по фойе. Отменять вечер было поздно. «Панфиловцы» были в тот день свободны — они танцевали накануне. Женя без колебаний пришел на помощь. Он не сомневался, что все артисты соберутся к началу показа в качестве зрителей — «иначе они бы меня предупредили». Последний артист пришел в театр за пятнадцать минут до открытия занавеса. Абсолютная верность искусству, стремительно реализуемый порыв взаимовыручки наделили это выступление Театра Панфилова особой значимостью. «Нет безвыходных ситуаций, вы должны танцевать», — сказал Жена своим артистам. И они танцевали замечательно, одевшись в неполный комплект костюмов, вскакивая на расшатанные табуреты, спешно принесенные из актерского буфета, «подбирая» животы после обильного обеда.

Этот поступок раскрыл Панфилова-человека, его несгибаемый и упрямый крестьянский характер. О детстве и юности Панфилова любили писать и рассказывать. Зачастую сравнивали с Ломоносовым. В фантастических метаморфозах детства и юности видели почти фатальную предопределенность яркого и неординарного творческого пути. Один из пяти сыновей многодетной семьи, проживающей в крохотной деревне Архангельской области, через профессию тракториста и службу в армии — к Председателю Российского отделения Всемирного союза Танца (WDA) — Европа.

Евгений Панфилов начал постигать искусство балета в 23 года. Еще будучи студентом Пермского института искусств и культуры создал самодеятельный коллектив, а 1987 году начался официальный отсчет панфиловских театральных сезонов, когда его труппа получила не только признание, но и название: театр танца модерн «Эксперимент». С тех пор ни один фестиваль или конкурс современной хореографии, как в нашей стране, так и за рубежом не обходился без участия труппы Панфилова или его танцевальных номеров. И не было такого состязания, жюри которого не удостаивало бы наградами хореографа Евгения Панфилова. Его регалии трудно перечислить: лауреат многих всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат Премии Правительства России имени Федора Волкова.

В начале 1990-х годов труппа была реорганизована в первый в России частный театр «Балет Евгения Панфилова». Чуть позже возникли оригинальные, почти экзотические новые панфиловские коллективы — «Балет Толстых», «Бойцовский Клуб» и «Бель-кордебалет-групп». Единый театр Евгения Панфилова к началу нового века включал уже четыре самостоятельных коллектива. Для каждого — находилось время и творческие силы. Каждая труппа показывала ежегодно несколько премьер. В 2000 году произошло событие важности чрезвычайной — авторский театр современного танца «Балет Евгения Панфилова» получил статус государственного.

Творчество Панфилова — парадоксально. Он никогда не декларировал альтернативности contemporary dance по отношению к классическому балету, не разрушал сложившихся канонов, возводя здание своего театра. Неслучайно в 1994 году Евгений Панфилов с художественным руководителем Пермского хореографического училища, признанным мастером классики Людмилой Сахаровой реализует тандемный проект «Метаморфозы», в котором в полной гармонии сосуществовали авангард и классика. На легендарной сцене Мариинского театра Панфилов поставил балет «Весна священная».

Панфилов любил Пермь и создал ей заслуженную репутацию города-центра современной хореографии. За несколько дней до гибели художественный руководитель четырех пермских театров Евгений Панфилов был выдвинут на Государственную премию.

С уходом Панфилова современный танец в России осиротел. Таланты такой творческой мощи, энтузиазма, независимости и свободы появляются редко. Это признают не только многочисленные поклонники, считавшие Панфилова «живым классиком отечественного contemporary dance», но и те, кто обвинял его в самодеятельности, поспешности работы, называл его опыты «хулиганскими бравадами».

Панфилов умел не только требовать с каждого артиста, но и отвечать за каждого из них. «Я — диктатор, и со мной моим ребятам очень трудно. Я это знаю. Требуя с них сверхотдачи физических и эмоциональных сил, я прежде всего должен их накормить и создать достойные условия жизни».

Последним прижизненным итогом стало празднование пятнадцатилетия своего театра — все четыре труппы показали премьеры. Если бы знать — бросили бы все дела и помчались в Пермь. Но нет. Не увидели «Тюряги» в исполнении «Бойцовского клуба», «Уроков нежности», преподнесенных «Балетом Толстых», и «БлокАду» — премьеру основной труппы, которую в шутку называли «Балетом худых», — итоговое, как оказалось, горькое рассуждение о жизни и смерти. Женя, прости…

Елена ФЕДОРЕНКО,
август 2002 г.

Вот и сорок дней минуло со дня его смерти. А боль не проходит. Поначалу огромная, с острыми торчащими углами, заполнившая собой все внутри, она постепенно скукожилась, превратившись в маленькую иглу, остро и колко напоминающую о себе при каждом удобном случае. Панфилова больше нет, и нужно учиться жить без него.

Чувство громадной потери и сиротства ощущают, я знаю, множество людей, и утешить их нечем. Подобные ему врываются в нашу действительность, как праздник с фейерверком и природный катаклизм одновременно. После чего жизнь без их присутствия меняет смысл, теряет наполненность и остроту. Всем своим существом Панфилов опровергал выдуманные кем-то каноны и стереотипы. Заставить его играть по чужим правилам было невозможно, он был в прямом смысле — беззаконная комета.

В 23 года он, архангельский мужик, впервые попав в балетный класс, угадал свое предназначение и шагнул в судьбу. В Пермском институте культуры Панфилов перевелся с отделения клубной работы на хореографическое. А уже через год имел свой коллектив и потряс Пермь первым спектаклем «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Затем было балетмейстерское ГИТИСа и первая награда — звание лауреата Всесоюзного конкурса. Когда в почтенном жюри узнали, что ими награжденный не имеет за плечами хореографического училища, был шок. Балетная каста долго не хотела принимать его. Для них он был провинциальный выскочка, бастард, enfant terrible. Уже много лет спустя, пройдя «американские университеты» на ADF, получив огромное количество международных призов и наград, создав первоклассный профессиональный театр, он будет раз за разом штурмовать бастионы «Золотой маски» в одной обойме с Большим и Мариинским, и под него наконец откроют новую номинацию «современный танец». Но к тому времени для отечественных авангардистов он станет недостаточно радикален и будет получать упреки в излишней «балетности»! Парадоксы его судьбы этим не исчерпываются.

Когда мы познакомились лет 14 назад, Женя был светловолосым порывистым хиппарём: умный взгляд голубых глаз и очень искренняя, чуть торопливая речь. Он постоянно что-то придумывал, сочинял, фантазировал. Уже в то время производил колоссальное впечатление бешеным ритмом и накалом своей жизни. Но главное — Панфилов на сцене. Когда он танцевал, двигался, импровизировал, сценическое пространство раздвигалось до невероятных масштабов, все остальное уходило в тень, его магнетизм и энергетика были феноменальны, а артистический кураж приводил в восторг!

А он не только танцевал, но и писал стихи, рисовал костюмы, придумывал сценографию всех своих балетов. Снимался в кино. Делал шоу-проекты и режиссировал праздники. Был гениальным менеджером своего театра и даже (в трудные моменты жизни!) занимался коммерцией. Рассказывал об этом с каким-то странным юмором: а мы вот торгуем водкой и сигаретами (это в начале 90-х). Или: купил коровью тушу, надо кормить артистов (это после дефолта). И постоянно, всю дорогу, неизменно сочинял и ставил, сочинял и ставил. Около 100 спектаклей и бесчисленное количество миниатюр!

Как будто зная заранее, что ему отведено не так уж много времени, он жил в немыслимом режиме, недоступном пониманию простых смертных, с желанием успеть, высказаться, донести до всех.

Последние годы созданное им четко делилось на два потока: сложные концептуальные работы и сверкающие экстравагантные шоу. И те, и другие с полной отдачей и профессионализмом: делать так делать! Объяснял это с лукавым простодушием: во-первых, театру надо зарабатывать, а артистам — достойно жить. А во-вторых, публику надо приучать, сначала придут на танцы посмотреть, а потом, глядишь, и к серьезному потянутся. Фокус с пермской публикой удался, на спектаклях всегда аншлаг, море цветов, атмосфера любви и обожания. Его фантастическая популярность принимала самые неожиданные формы: у него могли попросить автограф, предлагая для этого собственный паспорт, гаишники не раз отпускали с миром машину, где кроме Панфилова было еще человек шесть, а сколько раз водители, увидев бритый череп моего провожатого, вообще подвозили бесплатно.

Да, в 93-м он круто изменил облик, найдя свой стиль: у деревенского парня оказались аристократические замашки и тонкий вкус! Ему нравилось слегка эпатировать публику и театральную тусовку, он не боялся пересудов, сплетен, ибо давно уже мало кого подпускал к себе близко. Только самые проницательные догадывались, что внешний блистательный имидж — известен, успешен, харизматичен! — не более чем театральная маска. За свой талант Панфилов расплачивался слишком дорогой ценой, в том числе и нестерпимым одиночеством.

Для некоторой части прессы он был лакомым куском, вот где можно было оттачивать свое перо! Сначала: лидер авангарда, возмутитель спокойствия, патриарх(ах, ах!)! А затем: непережеванные куски Запада, уходящая натура, заматеревший в компромиссах… И даже после смерти, в бойких некрологах — скорые «глобальные» выводы на основе 3-4-х виденных спектаклей. Бог мой, чего стоило ему это пренебрежение и кто теперь даст им пищу для словесных упражнений?

В отличие от многих провинциалов Панфилов никогда не рвался в Москву: столичная жизнь с ее законами каменных джунглей претила ему категорически. Его потихоньку «сдавали» те, кто назывался друзьями. А он умел прощать, находя очень простое объяснение предательству: значит обстоятельства оказались выше. Зато сам никого не забывал, хранил верность любимым Фестивалям: Витебску, Североуральску, Волгограду, Челябинску — и ехал туда на любых условиях, потому что там его любили почти так же, как в Перми, потому что там были друзья-подвижники, потому что к русской провинции относился нежно и трепетно. Он помогал всем и всегда, и поддержка его в тяжкие минуты была спасительной. Не уставал вспоминать и благодарить своих педагогов, был чутким сыном и нежнейшим отцом.

Но кто-нибудь посторонний, случайно попавший на репетицию его театра, мог прийти в ужас: деспотичен, жесток, в глазах — сумасшедшая ярость! А иначе бы не было труппы, имеющей репутацию лучшей в отечественном contemporary dance. Эти замечательные, так много умеющие и так тонко чувствующие своего мастера артисты, причем каждый со своей индивидуальностью, эта вышколенная, стилистически единая труппа отнюдь не свалилась ему на голову в виде подарка судьбы. Он сделал их сам, всех и каждого. Процесс превращения студийного коллектива в профессиональный театр не был простым и безболезненным: в течение 15-ти лет состав постоянно обновлялся, темп жизни нарастал, требования ужесточались, а в сухом остатке выпадали драмы человеческих разрывов, утрата прежних иллюзий. Но результат был важнее.

Длившийся всю жизнь его неистовый поединок с судьбой и обстоятельствами, людскими предрассудками и косностью, в конце концов поединок с самим собой стал панфиловской сутью настолько, что казалось: состояние обычной и спокойной работы ему противопоказано. Пожить в комфортной, респектабельной среде ему так и не удалось.

Прощание с погибшим Панфиловым было прекрасно и трагично, как его жизнь. Всю Россию и весь танцевальный мир всколыхнуло чувство непоправимой беды: отклики шли отовсюду, из Японии и Америки, из Европы и маленьких российских городов. Все 5 часов, пока на сцене Пермского драмтеатра стоял его гроб, тянулся нескончаемый людской поток, затем панихида, где почти не звучало пустых слов, и, наконец, его последний театральный выход: под музыку из балета «Ромео и Джульетта» его несли мимо людей, которые не стесняясь плакали и аплодировали ему в последний раз. Все лето на его могиле появлялись свежие цветы, свечи и стихи.

Лариса БАРЫКИНА,
август-сентябрь 2002

RUSSIAN SEDUCTION («РУССКИЙ СОБЛАЗН»)

Шоу- программа в 2-х отделениях на популярную отечественную и зарубежнуюмузыку.

Хореография Евгения Панфилова.

Шоу, покорившее Европу. Феерическое великолепие звёздной диаспоры танцующих.

Роскошные костюмы. Игра воображения хореографа неистощима.

Красота и очарование, страсть и соблазн, экзотика и шик-это шоу

Панфилова «Русский соблазн». Русский темперамент-это праздник наверняка!

“ПЕРМЬ - ПЕКИН - РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО,

ИЛИ ПЕРМСКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

В КИТАЕ БРАЗИЛЬСКОЙ НОЧЬЮ”

Шоу-транзит в 2-х отделениях .

Приглашаем вас совершить веселое бегство от действительности.

Отбросьте бледную чопорность, отдайтесь страстному исступлению

бразильской румбы и самбы - танцуйте с нами, смейтесь с нами, творите!

«ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ»

Одноактный балет на музыку Роба Дугана, Лайзы Герард,

Трики и групп Axis , Dream Opera , Massiv Attack , Von Leuch , Actus .

Идея, хореография, постановка Сергея Райника ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ…

На его поверхности бушует буря размером с земной шар.

«Черный квадрат» Казимира Малевича стал одним из самых

знаменитых знаков искусства авангарда.

Однако, кажущаяся простота знака почти век гипнотически

воздействует на воображение, вызывая множества почти

мифологических ассоциаций. Черный квадрат мироздания,

черный квадрат космоса ночи, черный квадрат подсознания…

Скованная границами тьма зовет и манит в некий чувственный мир,

окутанный неразгаданной тайной. Черный квадрат сцены…

Соблазн создания иной реальности, подернутой дымкой сновидений.

Спадает белая пелена, начинается игра стихий.

Пространство квадрата населено незащищенными и прекрасными существами,

только что пришедшими в мир, где красота не спасает,

где все люди враги, а путь к совершенству давно утрачен.

Каждый выбирает себе сам. Стихии черного квадрата, играя,

не доигрывают, а свиваются в новый знак.

“CASTING - OFF”

(«ОТТОРЖЕНИЕ» )

Одноактный балет на музыкуВладимира Мартынова, группы "Les Reines Prochaines",

Александра Вертинского. Идея, хореография и постановка - Лариса Александрова (г.Москва).

Кто же дергает нас за ниточки в этом странном театре жизни?

Почему мы идём по пути иллюзий и разочарований, повторяя всё тот же сценарий?

Что соединяет нас, заставляя лететь в бесконечном кружении страстей,

а затем разбрасывает как осколки... осколки счастья...

т акого желанного и недостижимого...? Судьба? Или наш сокровенный Страх?

И как же остаться целым перед мучительной необходимостью сделать

Выбор в состоянии вечной амбивалентности...

Хореограф - постановщик Лариса Александрова

Спектакль-номинант Национального театрального Фестиваля

«Золотая Маска» 2008/2009гг . в 2-х номинациях:

«Лучший спектакль в современном танце» и «Лучшая работа художника по свету».

«ЕЩЁ НЕ РАЗ ВЫ ВСПОМНИТЕ МЕНЯ И ВЕСЬ МОЙ МИР …»


Концертная программа.

Посвящается памяти Мастера. Хореография, костюмы

Лауреата Всесоюзного и Международных конкурсов балетмейстеров

Лауреата Премии Правительства Российской Федерации имени

Федора Волкова Лауреата Национальной театральной Премии

«Золотая Маска» ЕВГЕНИЯ ПАНФИЛОВА (1955-2002)

Еще не раз вы вспомните меня

И весь мой мир волнующий и странный,

Нелепый мир из песен и огня,

Но меж других единый необманный

Николай Гумилев

P . A . B . L . O .”

Балет в 2-х актах на музыку из произведенийФ. Гласса, Д. Боуина,

Ф. Шопена, групп“ Amon Tobin ”, “ Daft Punk ”, “ Xiu Xiu ”,

“ Swod ”, “ Portished ”, costa del flamenco .

Идея, хореография, сценографияСергея Райника.

О Пабло Пикассо и его мире будет говорить всегда, так как его
творчество не поддается четкому и убедительному определению.

Его образы богаты ассоциациями. Часто они заключают в себе то,

что мы называем красотой, с одной стороны, и уродства, почти маску ужаса - с другой.

Придумать балет о великом Пабло - значит рискнуть войти в бессмертную

плоть его творчества, увязнуть в магме его неистовой личности,

в противоборствующих силовых потоках его жизни.Балетмейстер-постановщик

Сергей Райник создаёт хореографическое прикосновение

к магическим следам присутствия гения Пабло в океане искусства.

«Балет Толстых Евгения Панфилова» 55-летию

со Дня Победы в Великой Отечественной войне посвящается

«БАБЫ.ГОД 1945»


Одноактный балет на музыку Я.Гарбарека, В.Агапкина, В.Гевиксмана,

Ф.Гласса, В.Мэй. Ах,

Россия моя широка-широка, Мать-сырая земля глубока-глубока,

Небеса твои высоки-высоки, Но не в силах вместить они бабьей тоски.

Им не птицей петь, а брести впотьмах, И осталось им только два письма,

Одно в треть листа - предрассветное, А второе от друга - посмертное.

Что же будет в нас от России? То, что бабы недоголосили,

То, что дети недопросили, То, что травы недоколосили…

« КЛЕТКА ДЛЯ ПОПУГАЕВ»


Одноактная хореографическая фантазия на музыку

Ж.Бизе -Р.Щедрина «Кармен-сюита».

Идея, хореография, постановка, костюмы, сценография Лауреата

всесоюзного и международных конкурсов Евгения Панфилова.

О, блестящее совершенство клетки - соблазн, вечно пленяющий человека.

Как хорошо в естественной неволе. Тайны, печали, сомнения, слёзы мира

неведомы попугаям. Всё как у людей? В общем, это жизнь по обе стороны прутьев.

Ирония и грусть, красота и уродство, скованность и свобода?

Нужна ли она вообще?

«Пусть вызовет недоумение, восторг или протест моё вольное обращение с музыкой.

Но идея, неожиданно возникшая во мне, просто плакала и просилась

в эту музыку. И жизнь, в которой я уже ничего не понимаю, тоже просилась

на эту сцену и в эту музыку.И свобода, которой я очень дорожу,

тоже просилась в клетку, а потом обратно, а потом снова в клетку….

И я снова ничего не понимаю. Может быть, это поймёте вы, мои дорогие зрители.»

С любовью и уважением, Евгений Панфилов

«Куры, Амуры, Лебедь плюс»


Балет-фантазия

На музыку П.И. Чайковского к балету «Лебединое озеро».

Хореография Владимира Галкина.

Каким ветром занесло мага-романтика Кавалера Глюка в страну нелепых курочек?

Кто тебя выдумал, звёздная мечта? Кто сказал, что Курица Не Птица?

Кавалер Глюк слегка колдует, утешает дамочек, зовёт сказочного Лебедя,

устраивает роскошный бал. Ах, как хорошо, все половинки сердец нашли друг друга!

«РОМЕОИДЖУЛЬЕТТА»


Трехактный балет на музыку С.С.Прокофьева по одноименной трагедии В.Шекспира.

Хореография, режиссура, сценография, костюмы Лауреата всесоюзного и

международных конкурсов Евгения Панфилова.

Их имена стали символами первой и последней любви.

Гроза ранней страсти под шелест осенних листьев.

Вечная молодость под снежной фатой смерти.

Пространство трагедии, где торжествует всемогущая Королева Маб,

где переплетаются две главных струны - мелодии:

непобедимой любви и непобедимого рока.

THINGS I TOLD NOBODY

«ТО, ЧТО Я НИКОМУ НЕ СКАЗАЛ»


Одноактный балет на музыку из произведений

Г. Ф. Генделя, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Э. Сати.

Хореография, световой дизайн: Ицик Галили (Израиль-Нидерланды).

российско-нидерландского проекта «Хореография Ицика Галили

в театре «Балет Евгения Панфилова». Проект осуществлён

при поддержке Совета по культуре Посольства Королевства Нидерландов в Москве.

Спектакль - номинант Национальной театральной

Премии «Золотая Маска» 2006/2007 в 2-х номинациях:

«Лучший спектакль в современном танце» и

«Лучшая женская роль - Мария Тихонова».

Dance - company «Бойцовский Клуб»

«ТЮРЯГА»


Одноактный балет на музыку А.Пярта, М.Мэнсон, С.Райха, Я.Уобла, Н.Кэйва,

групп «Рамштайн» и «Рэзон д’этр».

Хореография Евгения Панфилова

Спектакль о зыбкой солидарности мужского братства, о вечном стремлении человека,

как к свободе, так и к агрессии. Тюряга - глухой барьер, разделивший жизнь навсегда.

Трагедия загубленной юности, убитых надежд, иллюзий.

Трагедия и нашей общей приговоренности. Образ тягостного, мертвого

времени в неволе, воплощенныйв оригинальных хореографических

решениях и сценографических находках.

Балет построен на диссонансах музыкальных образов,

символах, знаковых для российского человека.

«АЛЬРАУН»


Одноактный балет на музыку зарубежных композиторов и Петра Мамонова.

Хореография, сценография, костюмы АЛЕКСЕЯРАСТОРГУЕВА

Альрауны - мифические существа. Они дружелюбны к людям, однако не прочь подшутить,

порой весьма жестоко. Демонологии полагают, что в последнее время

альрауны поменяли подземный образ жизни:

им настолько понравились тепло и уют в людских домах,

что они переселились туда. Легко превращаются в кого угодно.

Прогнать альрауна невозможно. Даже если дом сгорел,

и люди куда-либо переезжают, альраун следует за ними и

вполне может стать хозяином положения. Его стараниями жизнь

вдруг поворачивается к вам совсем не тем местом,

которое вы ожидаете увидеть.

Вы тоже в игре, но правила выбирайте сами!

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Конкурса "Золотая маска", но и новое прекрасное дуновение в русской культуре, любимая зрителем труппа и великое дело преждевременно ушедшего Мастера. Познакомимся поближе с этим явлением.

О театре "Балет Евгения Панфилова"

Детище Е. Панфилова - уникальный союз трех совершенно отличающихся танцевальной эстетикой хореографических трупп, которые соединены всего лишь одним элементом - неповторимым авторским стилем своего создателя. Театр включает в себя:

  • собственно, "Балет Евгения Панфилова";
  • танцевальную команду «Бойцовский клуб» (мужской любительский танцевальный коллектив);
  • "Балет толстых Е. Панфилова" (гротескные представления с участием полных дам).

Частный театр был создан руководителем в 1994 г. в Перми. В 2000 г. он был объявлен Государственным учреждением культуры. На "Золотой маске" балет представлял родной город 11 раз - 9 раз был удостоен персональных наград, 4 раза становился лауреатом этой знаковой отечественной театральной премии. Почетное звание ему принесли "Бабы. 1945" ("Балет толстых"), "Клетка для попугаев", "Casting-off"/"Отторжение". Эти и многие другие, как российские, так и зарубежные, премии давно сделали "Балет Евгения Панфилова" не провинциальным достоянием, а национальной российской гордостью.

Что касается художественной ценности постановок, то это то, что следует один раз увидеть - невероятная и очаровывающая круговерть из дягелевских традиций, мировой классики, русского авангарда и сюрреализма. Здесь сочетаются экспериментализм и психологизм, захватывающая феерия и умиротворяющая атмосфера.

О Евгении Панфилове

Евгений Алексеевич Панфилов (1955-2002) - российский деятель культуры, хореограф и постановщик. При жизни он не только был художественным руководителем, но и артистом в своих творениях.

Евгений Алексеевич обучался не только лишь в институте искусств в Перми, но и в ГИТИСе, в хореографической школе США. Кроме "Балета Евгения Панфилова", он также организовал "Пермский городской балет Е. Панфилова", проект Russian Seduction. Был преподавателем в Пермском хореографическом училище, институте искусств.

За всю свою жизнь Евгений Панфилов поставил 150 миниатюр и 85 полноактных балетов. Был лауреатом национальной премии РФ "За вклад в развитие театра", имел признанное звание "Мастер", не единожды номинировался на "Золотую маску", как мы уже успели упомянуть.

Жизнь Мастера оборвалась быстро, случайно, трагически. В июле 2002 года он был убит в своей собственной квартире. Случайный приятель в разгаре ссоры нанес Евгению Панфилову 13 ножевых ранений, а позже ограбил квартиру балетмейстера.

"Балет Евгения Панфилова"

Сегодня художественным руководителем является Сергей Райник, а классическая труппа театра радует зрителей следующими постановками:

  • одноактная постановка "Сын Пьеро из Винчи";
  • одноактный "Черный квадрат";
  • шоу-программа Russian Seduction;
  • концерт памяти создателя и руководителя Евгения Панфилова;
  • мини-балет "Шинель";
  • одноактная постановка "Тревожное небо";
  • мини-балет "Генезис";
  • одноактная "Саломея";
  • одноактная балетная постановка "Весна священная";
  • одноактная Lux Aeterna;
  • одноактная балетная постановка, посвященная 290-летию Перми;
  • творческий проект The Swan ("Лебедь");
  • фольклорный дэнс-спектакль "За краем край";
  • одноактный балет на композиции Шостаковича и советских песен "БлокАда";
  • одноактная "Капитуляция";
  • одноактная хореографическая постановка "Клетка для попугаев";
  • одноактная постановка "Глазами клоуна";
  • трехактный балет "Ромео и Джульетта";
  • одноактная постановка "Отторжение" и др.

Представления "Балета толстых"

В исполнении "Балета толстых Евгения Панфилова" можно увидеть:

  • шоу-пародию Russian Seduction;
  • одноактную постановку "Песнь";
  • фольклорный одноактный балет "Сопричастность";
  • шуточный балет-фантазию длиной в один акт "Куры, амуры, лебедь плюс";
  • балет, посвященный Победе в Великой Отечественной "Бабы. 1945";
  • одноактную балетную постановку на музыку Вивальди "Времена года" и др.

Выступления "Бойцовского клуба"

Представим репертуар третьего элемента театра:

  • шоу-программа "Возьми меня таким...";
  • одноактный балет с использованием немецких военных маршей и еврейских песен "Антициклон";
  • одноактный балет ESC;
  • буффонада "Хучи-Кучи";
  • одноактная балетная постановка "Тюряга".

Состав труппы Евгения Панфилова

Солисты "Балета Евгения Панфилова":

  • Сергей Райник;
  • Елена Кондакова;
  • Мария Тихонова;
  • Марина Кузнецова;
  • Алексей Расторгуев;
  • Елизавета Чернова;
  • Павел Васькин;
  • Алексей Колбин;
  • Ксения Кирьянова, а также команда балетных артистов.

Состав "Бойцовского клуба":

  • Илья Белоусов;
  • Павел Дормидонтов;
  • Тимур Белавкин;
  • Виктор Плюсин;
  • Михаил Шабалин;
  • Олег Дорожевец;
  • Андрей Селезнев;
  • Максим Паршаков;
  • Илья Мезенцев.

Состав "Балета толстых Евгения Панфилова" (Пермь):

  • Валерий Афанасьев;
  • Екатерина Юркова;
  • Екатерина Яранцева;
  • Валентина Трофимова;
  • Анна Спицына;
  • Светлана Чазова;
  • Валерия Теплоухова;
  • Евгения Метелева;
  • Марина Виссарионова;
  • Елена Никонова;
  • Марина Кормщикова;
  • Александра Бузорина;
  • Виктория Васькина;
  • Эльвира Валиева.

По словам зрителей

Зрители, которым посчастливилось попасть на представления театра "Балет Евгения Панфилова", отмечают следующее:

  • зрелищность - спектакль смотрится на одном дыхании;
  • качественные современные постановки;
  • интересные, неоднозначные номера;
  • эмоциональную, экспрессивную игру актеров и "живой" танец;
  • необычный стандарт.

"Балет Панфилова" - замечательное современное явление российской культурной действительности. Хоть уже 15 лет Мастера нет в живых, но последователи с достоинством продолжают его дело, а спектакли продолжают дарить яркие и необычные эмоции пришедшим зрителям.