В каком случае пишется разделительный ъ ь. Правописание твердого и мягкого знака

В каком случае пишется разделительный ъ ь. Правописание твердого и мягкого знака
В каком случае пишется разделительный ъ ь. Правописание твердого и мягкого знака

Класс) является сложной для понимания и усваивается далеко не всеми учащимися прочно и надолго. В данной статье доступно и подробно описывается порядок изучения правила по написанию слов с разделительным "ь", а также приведены примеры заданий для закрепления полученных умений и навыков.

Изучение темы целесообразно разбить на этапы:

  1. Постановка проблемной задачи. На доске записываются слова:обезяна, пют, вороби, хлопя, вюга. Учащимся предлагается прочитать слова, обнаружить несоответствие. Как результат рассуждений, учащимися делается вывод о том, что в предложенных словах не хватает мягкого знака. Далее акцентируется внимание на роли мягкого знака в этих словах, иными словами, для чего он здесь необходим. Следует ответ учащихся о том, что в данных словах мягкий знак разделяет гласный и согласный. В таких случаях "ь" получил название разделительного.
  2. Не менее важно для учащихся - уметь находить в словах разделительный "ь" и понять, какую функцию он выполняет в слове. Практическим путём выявляем разницу в произношении слогов пя - пья, ню - нью, лё - льё, би - бьи. Во втором случае губы наши "улыбаются" немного шире. Делается вывод: слоги, содержащие в себе разделительный мягкий знак, произносятся труднее, с преодолением некой преграды. А что это за преграда? Учащиеся указывают на присутствие между согласным и гласным звуком звука [й’]. Далее необходимо закрепить добытые знания, используя двигательную память. При помощи руки учащиеся пусть покажут дорогу, по которой необходимо проехать какому - нибудь Слоги, в которых присутствует разделительный мягкий знак, будут обозначать кочки. Маршрут может выглядеть примерно так: ти - не- лья - пя - сьё - вя. Далее можно устроить среди учащихся соревнование на определение самого опытного гонщика.
  3. Наблюдение за предложенными словами (ночью, шьёт, сыновья, воскресенье, ручьи), позволит учащимся определить место, где требуется разделительный мягкий знак.

Правило: "Разделительный "ь" следует писать внутри слов после согласных букв перед гласными я,е, ю, ё, и".

Для прочного запоминания правило необходимо оформить в виде опорной таблицы.

Для закрепления изученного используем следующие упражнения:

1.Записываем слоги с разделительным ь и без него под диктовку.
Ню, нье, пя, рье...

2. Тренируемся произносить слова с разделительным мягким знаком. Чистоговорки:

Ткач ткёт ткани на платье Татьяне.

На дороге Дарья Увидала Марью. Дарья Рада Марье. Марья Рада Дарье.

Пословицы:

Уменьем города берут.

Сам с воробья, а сердце с кошку.

[л’ис’тй’а] - листья

[ноч’й’у] - ночью

Я белю стены. - К новому белью пришили пуговицы.

Голодный зверь всегда лют. - Дожди осенью часто льют.

Рады дорогому гостю. - Приглашай сюда нашу гостью.

5. Образовываем прилагательные:

бык - бычья;

собака - собачья;

ворона - воронья;

лиса - лисья.

6. Упражняемся в образовании слов с разделительным мягким знаком по образцу:

друг - друзья;

воробей - воробьи;

стул - стулья.

7. Образовываем отчества от имён собственных по образцу:

Юра - Юрьевич, Юрьевна;

Илья - Ильч, Ильинична;

Валера - Валерьевич, Валерьевна.

8. Находим и подчёркиваем в текстах слова с разделительным мягким знаком.

9. Распределяем в 2 столбика слова с мягким знаком. В первый записываем слова с разделительным мягким знаком, в которых "ь" будет обозначать мягкость согласного, во второй - разделять согласный и гласный.

10. Записываем с комментированием и разгадываем загадки:

Вокруг вода, но с питьём беда. (Море).

Кто осенью а весной встаёт? (Медведь.)

11. Самостоятельное составление учащимися небольших словарных диктантов, которые будут содержать слова на изученное правило.

Пример: сидел у огонька, вьют воробьи, по сучьям деревьев, играют у ручья, осыпается хлопьями, затянуты льдом, пение соловья, птичьи крики, пьют воду.

12. Читаем текст и записываем его по памяти:

Птичья дружная семья носит сучья для жилья. Солнышко пригреет - справит новоселье.

13. Читаем, записываем и объясняем значение словосочетаний:

черепашьим шагом

наши меньшие братья

Выполняя предложенные упражнения дети закрепят полученные знания и навсегда запомнят, как пишутся слова с разделительным мягким знаком.

Урок русского языка по теме: « Разделительный твердый знак Ъ».

Цели:

1. Научить детей правописанию разделительного твердого знака Ъ.

2. Формировать орфографическую зоркость учащихся.

3. Развивать у детей такие мыслительные операции как анализ, синтез и сравнение.

4. Учить детей самостоятельно добывать знания.

6. Воспитывать у детей коммуникативные навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Минута гармонии. Приветствие гостей.

2) Психологический настрой.

Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

II. Эмоциональный настрой учащихся.

Начать урок русского языка мне хочется со слов А.С.Пушкина. Слайд.

«О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух». А.С.Пушкин

Как вы понимаете эти слова поэта?

Значит, на каждом уроке вы совершаете маленькое открытие - чудо. С каждым годом этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь со мной своими новыми, интересными и полезными открытиями.

Сядьте ровно, выпрямите спинки. Откройте тетрадь, положите ее с наклоном, левый локоток придерживает уголок тетради. Возьмите ручку, запишите дату урока, классная работа.

III . Формулирование темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем работать над выпуском газеты “Буковка”. Газета посвящена букве, которая не обозначает звука и присутствует в одном из слов: Слайд.

Сели, съели

- Какая эта буква? В каком слове она присутствует?

Было «сели», стало «съели».

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

- Твёрдый знак. Слайд.

Твердый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможем.

О какой букве будет говориться в газете?

Назовите тему урока.

- Итак, тема урока и тема газеты «Разделительный твердый знак»

Кому мы посвятим нашу газету и кто будет ее читателем?

- Как вы думаете, что должны узнать о букве ъ мы и наши читатели? (Ответы детей).

Цель урока: Узнать когда пишется ъ.

Выпустить газету.

IV . Работа по теме.

К нам пришло письмо. А что же там написано? Настя, прочитай его!

(Уважаемая редакция газеты «Буковка»! Расскажите нам историю происхождения разделительного твердого знака. С уважением к Вам ученики 3-их классов школы № 11.)

Саватнеева Вика подготовила ответ на это письмо. Слайд.

Твёрдый знак — 28-я буква русского алфавита.

До 1917 года она была 27-ой по счёту и называлась «еръ». Слайд.

Раньше эта буква хранила молчание и писалась в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ. Слайд.

Из-за этой буквы тратилось больше бумаги и типографской краски. А это стоило денег. Поэтому букву “ер” называли “бездельником”, “лодырем”, “разбойником”, “дармоедом”, “кровососом” и другими подобными словами. Буква “ер” на конце слов пожирала более 8% времени и бумаги. Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.

Теперь на конце слов эта буква не пишется.

- Ответ на вопрос поместим в нашей газете под рубрикой «Из истории ъ».

IV . Знакомство с новым материалом.

Откройте учебник на странице 148, выполним упражнение 349 и выясним, где теперь пишется ъ.

- Что можно сказать об этих словах? (Они однокоренные).

- В словах какой строчки есть Ъ? (В словах второй строчки).

- После какой части слова пишется разделительный Ъ? (После приставки, перед корнем).

- Почему в первой строке после приставки не пишется Ъ, а во второй пишется? (?)

На какой звук оканчиваются приставки первой строки? (На гласную).

На какой звук оканчиваются приставки второй строки? (На согласную).

С какой буквы начинается корень?(С гласной).

Работа в группах.

Правила работы в группах.

Откройте конверт № 1. Составьте опору написания ъ в словах.

Опора на слайде.

Прокомментируйте опору.

- Чтобы узнать, перед какими гласными буквами пишется разделительный Ъ, выполните задание на карточках. Работать будете в парах.

Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. Выделите приставку, подчеркните твердый знак и гласную после него.

С. едобный, под. юбник, об. явить, от. езд, с. ежился, об. яснение.

- Сделаем вывод. Перед какими гласными буквами пишется разделительный Ъ? (е, ё, ю, я).

Работа в группах.

Откройте конверт № 2 и дополните опору.

Проверьте.

Опора на слайде.

Попробуйте сформулировать правило. (Разделительный Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный звук перед гласными буквами е, ё, ю, я).

- Давайте прочтём это правило в учебнике на стр.149.

- А почему Ъ называется разделительным? (Потому, что он делит в слове согласный звук от гласного).

Опору и правило поместим в газете под рубриками «Опора знаний» и «Правило написания ъ»

Выполним упражнение 351 .

Какова основная мысль текста?

А кому из вас нравятся прогулки на лыжах в зимнем лесу?

Что еще кроме удовольствия получает человек от ходьбы на лыжах? (Дышит свежим воздухом, оздоравливает свой организм, развивает мышцы).

Любите, не ленитесь кататься на лыжах! Это поможет вам стать выносливыми, застраховаться от сердечно-сосудистых заболеваний и простуд.

V . Контроль и самоконтроль знаний.

- В газете для читателей поместим тест по изученной теме в рубрике « Проверь себя»,

но сначала проверим свои знания.

1. После какой части слова пишется Ъ?

а) после приставок,

б) после корня.

2. После каких приставок пишется Ъ?

а) после приставок, которые оканчиваются на согласный звук,

б) после приставок, которые оканчиваются на гласный звук.

3. Перед какими буквами пишется Ъ?

а) а, я, ё, е,

б) ю, я, е, ё,

в) о, ё, ю, у.

4. Найдите слово с разделительным твердым знаком.

а) в…ехал

б) сем…я

в) в…юга

5. Сколько звуков в слове «съезд»?

а) 3

б) 5

в) 4

Положите на край парты свои работы, я проверю их сегодня, а завтра сообщу результаты.

VI . Итог урока.

А теперь подведем итоги.

Как называется тема урока по которой мы работали? Разделительный твердый знак.

Какую цель мы поставили в начале урока? Узнать к огда пишется ъ и выпустить газету.

Что мы узнали? (Разделительный Ъ пишется после приставок, которые

оканчиваются на согласный звук перед гласными е, ё, ю, я).

Посмотрите на газету. Как вы думаете, о чем узнают наши читатели, прочитав ее?

Ребята, а что вам понравилось сегодня в вас самих? За что вы можете себя похвалить?

А кто на ваш взгляд был сегодня самым активным на уроке? Оценить участие.

VI I . Домашнее задание

VI II . Рефлексия.

А еще мне хочется узнать о впечатлении от урока каждого из вас. Возьмите на парте букву такого цвета, который подходит вашему настроению. Слайд.

Для меня тема была важной и интересной - красная буква Ъ

Узнал много нового - желтая буква Ъ

Мне было неинтересно - зеленая буква ъ

Выбранную вами букву поднимите и покажите мне. А теперь поверните гостям, пусть посмотрят они.

Я очень рада видеть в ваших руках буквы твердого знака красного и желтого цвета, а это значит, что урок для вас был важным, интересным и познавательным.

Оформим нашу газету буквами. Нанесите клей на букву и «по - цепочке» наклейте на край газеты так, чтобы получилась рамочка.

- Теперь наша газета стала не только познавательной, но и красиво оформленной.

Сегодня я разглядела в ваших глазах огонек пытливости, любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонек не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днем, помогли бы вам преодолеть все трудности на вашем жизненном пути.

Буква Ъ - «твердый знак» - это 28-я буква русского алфавита. В современном языке твердый знак не обозначает звука и служит своеобразным ориентиром для правильного произнесения ряда слов. Тем не менее, твердый знак - это один из символов, которые легли в основу кириллицы и до сегодняшнего дня прошли долгий и нелегкий путь вместе с развитием языка.

Слова с твердым знаком: немного истории

Твердый знак известен в кириллической графике с давних времен. В древнерусском языке буква имела другое название - «ер» и в некоторых корнях могла произноситься как «о», а также писалась в конце слов, оканчивающихся на согласную, и после приставки на согласную перед корнем, начинающимся с гласной. Подобное употребление практиковалось вплоть до начала ХХ века. В 1918 году, в ходе реформы русской орфографии, написание твердого знака в конце слов, оканчивающихся на согласную, было упразднено. Сегодня слова с твердым знаком в русском языке характеризуются общим количеством более 140, и употребление этой буквы четко регламентируется. Поговорим об этом подробнее.

Основные группы слов с твердым знаком и нормы их правописания

Современный русский язык символ «Ъ» использует как разделительный. Твердый знак употребляется после согласных перед йотированными гласными е, ё, ю, я преимущественно на стыке морфем.

Твердый знак между приставкой и корнем

1. После приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласной, причем и в словах с исконно русскими приставками (съесть, отъезд, объехать, съёжиться, съязвить ), и в словах с заимствованными префиксами (контръярус, субъядро, трансъевропейский ).

2. Отдельную группу составляют заимствованные слова с твердым знаком, начинающиеся с сочетаний об-, суб-, ад-, аб-, диз-, интер-, кон- и других, которые первоначально являлись приставками, но в современном русском языке идентифицируются как часть корня: объект, субъект, адъютант, абъюрация, дизъюнкция, интеръекция, конъюнктура .

Твердый знак между частями сложных слов

1) перед вторым корнем после частей двух-, трех-, четырех- (двухъярусный, трехъякорный, четырехъёмкостный );

2) отдельно выделяются такие слова с разделительным твердым знаком, как фельдъегерь и панъевропейский ;

3) если речь идет о правописании сложносокращенных слов с похожей структурой, то твердый знак в них не употребляется: спецеда, хозединица, военюрист, госязык и другие.

Твердый знак в именах собственных и их производных

Существует ряд существительных и производных от них (имена людей и географические названия), где также употребляется твердый знак: город Кизилъюрт , поселок Торъял , озеро Ювясъярви , художник Го Хэнъюй .

Таким образом, слова с твердым знаком в современном русском языке - это отдельная группа со своими закономерностями в правописании. В отличие от мягкого знака, который в одном и том же слове может употребляться несколько раз, твердый знак в одном слове может быть только один. Вышеперечисленные случаи использования твердого знака - это четкие правила, которые всегда нужно соблюдать. В ситуациях, не обговоренных в этой статье, при похожих условиях употребляется разделительный мягкий знак.

Съёмка, подъезд, объятия, объявление, объезд, необъятный, взъерошенный, разъярённый, съехаться, подъехать, съёжиться, объединить, съел.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Записать предложения. Подчеркнуть слова с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1. От мороза листья на деревьях съёжились. 2. Кусты шиповника словно объяты пламенем. 3. Летом я объехал с родителями весь Крым. 4. Мы заключили друг друга в крепкие объятия. 5. Тихо! Ведётся съёмка. 6. На конкурс съехались дети со всех концов Украины.

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Прослушать слова. Записать слова с мягким знаком (ь) в один

столбик, с твёрдым знаком (ъ) - в другой.

Воробьи, перья, объезд, пьёт, съели, волчья, колья, подъехать, съедобный, объявление, здоровье, листья, съёмка, друзья, разъярённый, съестное, гроздья, радостью, вьюга.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Разделить выделенные слова для переноса.

Ночью в соседнем доме был пожар. Разыгралась огненная вьюга. Разъярённое пламя било из окон. Съехались несколько пожарных машин. Первая стояла у подъезда. Вторая объехала вокруг дома. Третья въехала во двор. Бьют фонтаны воды. Дым разъедает глаза. Огонь сдаётся. Слышны крики пожарных. Они спасли жизнь людей и жильё. Нельзя играть с огнём!

ГРИБНАЯ ПОЛЯНА

Хорошо побродить по осеннему лесу!

Вон краснеет шляпка мухомора. Это несъедобный гриб. А вот и мои любимые маслята. Вон красуется подосиновик. А вот и рыженькие лисички. Все эти грибы съедобные. Их любят и люди, и животные. Вы встречали объеденные ножки грибов? Это белочка готовит съестное на зиму. Уютно ей будет в тёплом дупле в холодную метель.

РАННЕЙ ОСЕНЬЮ

Ещё тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутина. Ещё слышатся птичьи голоса. Лес задумался. Так задумывается человек перед отъездом в дальний путь. Скоро листья съёжатся , опадут. Вьюга заметёт тропинки. Так будет всю зиму. А потом весенний ветер объявит, что идёт тепло.

44 слова. (По Е. Гладченко)

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

СЛОВАРНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ 1. Перевести украинские слова на русский язык. 2.Поставить ударение в словах. Кропива, отаман, бесіда, блиснути...

Разделительный Ъ пишется после согласных перед буквами Я, Ю, Ё, Е , передающими сочетания [ j ] с гласными, в следующих случаях.

1. После приставок, оканчивающихся на согласный .

Например:

а) в словах с русскими приставками: безъядерный, въявь, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник, предъюбилейный, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий .

Буква ъ по традиции пишется также в слове изъян, хотя из - не является в нем приставкой.

б) в словах с приставками иноязычного происхождения : контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский .

Так же пишутся слова иноязычного происхождения с начальными частями аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об-, суб- , которые в языке?источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, коадъютор, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнктива, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция, объект, объективный, субъект, субъективный .

2. В сложных словах:

а) после начальных частей двух-, трёх-, четырёх- , например: двухъякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный ;

б) в словах панъевропейский, фельдъегерь .

После начальных частей сложносокращенных слов разделительный ъ по традиции не пишется, например: военюрист, госязык, детясли, партячейка, продярмарка, спецеда, хозединица, иняз, Инюрколлегия, Минюст .

3. Буква ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов (после букв, перелающих парные твердые согласные), например: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл), Го Хэнъюй (китайское личное имя), Хэнъян (город в Китае), тазабагъябская культура (археологическая), Ювясъярви (озеро в Финляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии).

В этом случае разделительный ъ возможен также и перед буквой и , например: Дзюнъитиро (японское имя).

Обратите внимание!

1) Буква ъ не пишется перед буквами а, о, у, э, и, ы .

Например: межатомный, контрудар, трансокеанский, трёхэтажный.

2) Буква ъ не пишется в середине слова (не после приставки!), например: платье, дьяк. Исключение фельдъегерь.

3) Буква ъ не пишется на стыке частей сложного слова.

Например: детясли (детские ясли), Иняз (Институт иностранных языков).

4 ) Буква ъ не пишется в существительном подьячий (в этом слове нет приставки под- !). В середине слова пишется разделительный ь , поскольку здесь выделяется приставка по- и корень дьяк (-дьяч-).

5) В середине слова (в корне) арьергард пишется разделительный ь , а не ъ , поскольку приставки ар- в русском языке нет.

6) В слове изъян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять.

Разделительный Ь пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е , и , передающими сочетания [ j ] с гласными.

Например:

- ья : дьявол, юдьячий, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян;

-ью : вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью, фьють (междометие);

- ьё : соловьём, ружьё, пьёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём;

-ье : премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье;

-ьи : воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи, чьи, Виньи .

1) Разделительный Ь пишется в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я , если после согласного перед гласным звучит [ j ]; например: вВьёт [в’jот], вьюн [в’jун], дьяк [д’jак]).

2) Разделительный Ь пишется в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о .

Например: бульон [бул’jон], синьор [син’jор], миньон [мин’jон].