Тесты процентах программа. Тесты в процессе разработки программного обеспечения

Тесты процентах программа. Тесты в процессе разработки программного обеспечения
Тесты процентах программа. Тесты в процессе разработки программного обеспечения

Тест (от английского test - «испытание», «проверка») - стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.

Одно из соображений, положенных в основу создания тестов - иметь инструмент быстрого и относительно точного оценивания больших контингентов испытуемых. Требование экономии времени становится естественным в массовых процессах, каковым и стало образование.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

  • Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
  • Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
  • Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Тестирование - более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.

Актуальным направлением современной организации тестового контроля является это индивидуализация контроля, приводящая к значительной экономии времени тестирования. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле.

MyTest это система программ - программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов - для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.





Программа легка и удобна в использовании. Все учащиеся быстро и легко осваивают ее.

Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTest и использовать их на уроках.

При наличии компьютерной сети можно организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала . Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализироватьих в любое удобное для него время.

Программа работает с семью типами заданий : одиночный выбор , множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении .

Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому, в настройках теста, предусмотрено ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание (для разных заданий можно выставить разное время).

Параметры тестирования, задания, изображения к заданиям - все хранится в одном файле теста. Никаких баз данных, никаких лишних файлов - один тест – один файл. Файл с тестом зашифрован и сжат.

И, наконец, при правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Использование тестовых заданий в автоматизированных контрольно-обучающих программах позволяет испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля. При включении обучающего режима учащийся получает информацию об своих ошибках и верных ответах.

С помощью программ вы можете организовать как локальное так и сетевое тестирование. Делайте так как удобнее вам.

Более подробную информацию о программе, а так же последнюю версию программы Вы можете найти по адресу http://mytest.klyaksa.net - раздел информационно-образовательного портала Клякс@.net , посвященный этой программе. Вопросы, предложения, сообщения об ошибках, свои тесты присылайте по e-mail: [email protected] или задавайте на форуме в разделе "компьютерное тестирование ".

Все права на программу MyTest принадлежат её автору. Автор программы: Башлаков Александр Сергеевич, г.Унеча, Брянской обл.

Программа MyTest распространяется бесплатно (Freeware ). Любое образовательное учреждение, учитель и ученик могут бесплатно использовать программу на основе лицензионного соглашения без каких либо денежных отчислений. Для получения более подробной информации об правах использования и распространения программы смотрите лицензионное соглашение.

Сайт программы -


Полный текст материала MyTest - лучшая бесплатная российская программа создания тестов смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Наверняка любой взрослый человек хотя бы несколько раз в жизни проходил тесты. Иногда тестирование было развлечением, иногда приходилось отвечать на вопросы, чтобы сдать экзамен или устроиться на работу. Тесты настолько популярны и востребованы, что существует достаточно много специализированных приложений и онлайновых сервисов для их создания.

Основная, но далеко не единственная категория людей, которым может пригодиться программа для создания тестов, - это преподаватели учебных заведений. Разнообразные опросники постоянно используются также практикующими психологами, сотрудниками отделов кадров, занимающимися отбором кандидатов на вакантные должности в компании, и так далее. Тестирование часто бывает необходимо и в тех случаях, когда в организации выполняется проверка уровня профессиональной подготовки сотрудников в той или иной области. И, конечно, тесты активно используются веб-мастерами, ведь нет лучшего способа удержать посетителя на своем сайте, чем предложить ему выяснить, к какому психотипу он относится, или позволить ему проверить знания в той области, где он считает себя экспертом.

В нашем обзоре мы рассмотрим четыре разные программы для создания тестов и опросов.

⇡ Quiz Press 2.5.8 - простые тесты для публикации в Интернете

  • Разработчик: Sol Robots
  • Размер дистрибутива: 2,7 Мбайт
  • Распространение: shareware
  • Русский интерфейс: нет

При помощи Quiz Press преподаватели могут создавать тесты для проверки знаний учащихся. Программа дает возможность генерировать тесты с вопросами разных типов: такие, в которых нужно выбрать правильные ответы из предложенных вариантов, где нужно вписать ответ самостоятельно, где нужно указать, является ли утверждение ложным или верным, и другие. Причем один тест может содержать вопросы разных типов. При составлении вопросов у преподавателя есть возможность использовать мультимедийные файлы (графику, флеш, звук). По умолчанию при оценивании за каждый правильный ответ студенту начисляется один балл, однако в настройках теста можно установить разное количество баллов, в зависимости от типа вопроса. Кроме этого, есть возможность, ограничить время, которое студент может потратить на решение заданий, добавить напоминание о скором завершении отведенного времени, указать, нужно ли учитывать при оценке ответов пунктуацию и то, написаны ли слова с большой буквы.

При создании тестов можно быстро распечатать листок с правильными ответами. Сам же тест, созданный при помощи Quiz Press, представлен в виде набора файлов, готовых для размещения на веб-сайте. Кроме этого, можно экспортировать получившееся в другие популярные форматы тестов.

Результаты сообщаются студенту в конце теста, а также отправляются преподавателю в зашифрованном виде на адрес электронной почты, указанный в настройках программы, или же выводятся на печать.

⇡ Wondershare QuizCreator 4.01 - flash-тесты и опросники

  • Разработчик: Wondershare
  • Размер дистрибутива: 11,5 Мбайт
  • Распространение: shareware
  • Русский интерфейс: нет

Если требуется создавать не только тесты, но и обычные опросы, в которых не нужно учитывать правильность ответов, можно обратиться к возможностям программы Wondershare QuizCreator. С ее помощью можно сгенерировать опросник с самыми разными типами вопросов.

Принимающие участие в исследовании могут отвечать «да» или «нет», выбирать один или несколько вариантов ответов из предложенных, располагать варианты ответов в определенном порядке, вписывать короткий ответ в нужное поле, соотносить изображения с текстовыми надписями, подбирая для них пару, и так далее. Те же варианты вопросов доступны и при составлении тестов. Кроме этого, тесты могут включать вопросы, ответы на которые спрятаны на изображении. Этот вариант удобно использовать, например, при проверке знаний по географии. Преподаватель может добавить в тест карту, и задачей студента будет показать на ней определенные области. Также можно создавать вопросы, для которых студенту не предлагаются варианты ответа. В этом случае отвечающий должен вписать ответ вручную, и он будет сравниваться с теми вариантами, которые преподаватель указал при составлении теста. В Wondershare QuizCreator есть подробное описание всех типов вопросов, поэтому запутаться в них программа не даст. Отметим также, что в программе есть возможность импорта списка с вопросами из Microsoft Excel.

Каждый вопрос может содержать не только текстовую информацию, но и различные мультимедиа-данные. Причем они могут выступать как частью вопроса, так и просто иллюстрировать его. Например, добавляя вопрос от теории относительности в тесте по физике, можно разместить на странице фотографию Эйнштейна. Правильный ответ на каждый вопрос по умолчанию оценивается в десять баллов. При желании можно установить определенное число баллов для каждого вопроса. Кроме этого, есть возможность отнимать определенное число баллов от общего результата при неправильном ответе на вопрос, а также устанавливать число попыток, которые даются студенту для поиска правильного ответа.

После того как вопросы будут добавлены, программа предлагает определить многочисленные параметры теста. Можно указать автора и контактные данные, добавить вводную страницу с информацией о тесте (это может быть не только текст, но и графика, звук, видео), определить, как тест будет реагировать на действия пользователя в случае правильных и неправильных ответов, установить процент правильных ответов, при достижении которого тест будет считаться пройденным, указать, какие сообщения пользователь должен получить в случае успешного прохождения или провала теста. Кроме этого, есть возможность настроить переход на заданную веб-страницу после завершения теста.

Не забыты и средства для защиты. Так, для запуска теста может потребоваться указать пароль или даже данные учетной записи. Кроме этого, есть возможность разрешить запуск теста только с определенного домена, что позволит защитить его от копирования при размещении в Интернете. По умолчанию статистика о тех, кто проходил тест, не собирается, однако автор может сделать обязательным ввод имени, адреса электронной почты и других данных. Также можно установить лимит времени для ответов на определенные вопросы или для теста в целом, разрешать или запретить просмотр своих ответов, повторное прохождение теста и переход к следующему вопросу, когда не дан ответ на предыдущий.

Много внимания в Wondershare QuizCreator уделено внешнему виду теста. У пользователя есть возможность выбрать одну из множества предлагаемых тем оформления, отредактировать ее (изменить цвета и надписи, убрать элементы, определить положение графических данных и пр.), добавить аудиофайл, который будет проигрываться в фоне.

Сгенерированный в программе тест может быть сохранен в разных форматах, в зависимости от того, каким образом планируется его распространять. Например, можно сохранить его в формате Word/Excel для отправки на печать, записать диск с меню автозапуска. Однако наиболее современным и интересным вариантом, вне всякого сомнения, является создание flash-версии теста для размещения на сайте. При выборе этого варианта появляется возможность указать электронный адрес, на который будут отправляться результаты, а также разрешить отправку результатов студентам.

Что касается опросов, то при их создании можно использовать большинство описанных настроек и возможностей экспорта. Исключение составляют те, которые актуальны только при оценке уровня знаний (разные оповещения для правильных и неправильных ответов и прочее), что в случае с опросами несущественно.

И тесты, и опросы можно сохранять в Сети на сервисе Quiz Management System , который также является разработкой компании Wondershare. Удобство этой системы в том, что с ее помощью можно распространять тесты только среди зарегистрированных пользователей, просматривать результаты выполненных заданий, используя разнообразные фильтры, генерировать отчеты. А еще Quiz Management System поддерживает импорт вопросов, создаваемых в Wondershare QuizCreator, и сборку на их основе новых тестов непосредственно в веб-интерфейсе.

⇡ Schoolhouse Test 3.1.6 - помощник для преподавателей

  • Разработчик: Schoolhouse Technologies
  • Размер дистрибутива: 16,5 Мбайт
  • Распространение: shareware
  • Русский интерфейс: нет

В отличие от предыдущих программ, Schoolhouse Test ориентирована, прежде всего, на преподавателей учебных заведений. Цель программы - упростить работу с базой данных вопросов, а также максимально автоматизировать процесс создания тестов и проверки результатов. При этом никаких возможностей для создания онлайновых заданий не предусмотрено - программа позволяет лишь распечатать результаты работы, а также экспортировать тесты в PDF.

Работа со Schoolhouse Test начинается с формирования базы вопросов. Добавляя вопросы, преподаватель может указать область знаний, а также уровень подготовки студента и число баллов, которые тот получит за правильный ответ.

Вопросы могут сопровождаться графическими файлами, а кроме этого, картинку можно прикрепить к любому из вариантов ответа. Schoolhouse Test поддерживает самые разные типы ответов, среди которых и такой необычный, как рисование студентом диаграммы. Также есть возможность создания тестов, в которых учащемуся нужно вставить пропущенное слово. Для создания вопросов такого типа нужно ввести фразу целиком, после чего щелкнуть по слову, на месте которого в задании должен быть пропуск. Schoolhouse Test отличается гибкими средствами для управления всеми вопросами. Например, при создании заданий с несколькими вариантами ответов каждый из них можно временно отключить или исключить из перемешивания случайным образом.

Когда база данных вопросов будет создана, преподаватель может быстро указать, какие из них необходимо включить в тест, а также создать несколько разных вариантов тестов с заданным количеством вопросов в каждом.

Schoolhouse Test имеет три режима представления данных. В первом - Design View - ведется работа с базой вопросов. Тут преподаватель может отобрать вопросы для теста, установить их порядок, добавить сопровождающие графические файлы, внести другие правки в содержание задания. В режиме Document View можно увидеть, как будет выглядеть тест на печати, изменить его оформление, колонтитулы, параметры печати страницы. Для удобства преподавателя в этом режиме доступна возможность отображения правильных ответов. Таким образом, можно быстро просмотреть странички с заданиями и проверить, не вкралась ли ошибка.

При переходе в третий режим представления данных - Answer View - программа генерирует лист ответов. Его удобно использовать для быстрой проверки тестов, а также для экономии бумаги. При его использовании предполагается, что студенты получат вопросы отдельно и будут заполнять не листок с вопросами, а свой лист ответов.

⇡ Adit Testdesk 2.4 - полный комплекс решений для тестирования

  • Разработчик: Adit Software
  • Размер дистрибутива: 41 Мбайт
  • Распространение: shareware (есть несколько редакций)
  • Русский интерфейс: есть

Программа Adit Testdesk - это универсальное средство для создания тестов самой различной направленности. Особенность этого решения в том, что с помощью утилиты можно не только сгенерировать тесты, но и организовать тестирование. В состав Adit Testdesk входит несколько утилит: редактор тестов Editor, средство для создания сложных скриптовых тестов с использованием языка программирования ScriptMaker, программа Reporter для оценки результатов и их экспорта в формат XML, а также клиент для прохождения тестов Tester. При использовании сетевой редакции программы доступна также утилита Testserver, с помощью которой можно организовывать тестирование в локальной сети или через Интернет. Также есть возможность подготовить печатную версию любого теста, используя для этого встроенный текстовый редактор.

Adit Testdesk предлагает несколько основных типов проектов, которые различаются по способу оценивания. Тип "с правильными ответами" подойдет для создания тестов, в которых нужно оценить знания учащихся или сотрудников. Тип "психологический" предусматривает возможность установки определенного числа баллов для каждого из вариантов ответов. Для составления более сложного алгоритма оценивания можно использовать тип "скриптовый", а вариант "опрос" подойдет в тех случаях, когда правильность ответов значения не имеет и важно узнать мнение опрашиваемых.

Программа поддерживает просто невероятное количество типов вопросов, многие из которых в других приложениях недоступны. Например, можно создать такие вопросы, где в качестве ответа человек, который проходит тест, должен поставить точку, построить граф, ввести время или дату, сопоставить число каждому утверждению, выбрать "горячие" зоны на изображении, нарисовать окружность, прямоугольник, отрезок или линию и так далее.

Составляя вопросы, можно не просто указать правильный ответ или несколько вариантов ответа, но и задать специальные условия для оценивания его правильности. К каждому вопросу можно прикрепить графический, аудио- или видеофайл, а также создать учебный пример, представленный в виде дерева небольших текстов.

Каждый проект, создаваемый в программе, содержит не только список вопросов, но и также темы и профили. Темы используются для более удобной организации вопросов: каждый вопрос можно отнести к определенной теме, после чего их становится гораздо проще искать. Кроме этого, если используется ограничение времени на прохождение теста, то можно отдельно установить лимиты для вопросов, относящихся к разным темам.

Профили - это очень удобное средство управления большой базой вопросов. Благодаря профилям можно создавать похожие тесты с разным оформлением и с разными настройками, а также с разными вопросами. Это может пригодиться, например, если преподаватель создает несколько вариантов одного и того же теста для группы студентов. Оформлением тестов можно гибко управлять при помощи модуля "Дизайнер текста". С его помощью можно изменить цвет фона, шрифты, расположение различных элементов, добавить собственные надписи или логотипы.

Отдельно стоит упомянуть о возможности использования в тестах переменных. Они позволяют изменять вопросы или другие параметры теста на лету, в процессе проведения тестирования, в зависимости от того, какие ответы дает пользователь. Например, если опрашиваемый указывает, что он - мужчина, ему показывается одна группа вопросов, а если сообщает, что он - женщина, вопросы возникают совершенно иные. Кроме этого, переменные удобны при оценивании психологических тестов, где при выборе того или иного ответа могут отниматься баллы от уже набранной суммы или добавляться бонус. Переменные можно использовать и для предоставления вспомогательной текстовой информации, которая выводится в процессе прохождения теста. Например, если при проведении оценки знаний получены неудовлетворительные результаты, при помощи переменных можно вывести текст со ссылками на учебные материалы, которые должны помочь студенту в дальнейшем обучении.

Много внимания в Adit Testdesk уделено безопасности. Все тесты сохраняются в зашифрованном виде, и автор теста может установить права на просмотр и изменение данных. Скажем, одним пользователям можно разрешить добавлять новые профили тестирования, другие могут вносить изменения в вопросы, а еще одна группа имеет право лишь просматривать готовые тесты. Доступ к тестам может быть ограничен IP-адресом пользователя, идентификатором группы и логином. Также можно установить квоты тестирования, например ограничить число пройденных тестов для пользователям двумя в сутки. Для тех, кто планирует активно использовать Adit Testdesk для тестирования через Интернет, существует специальная безопасная сетевая редакция. В ней реализована защищенная передача данных с использованием протокола SSL, а также безопасное удаленное администрирование с поддержкой протокола SSH.

Заключение

Несмотря на то, что все четыре утилиты, рассмотренные в этом обзоре, используются для одной и той же цели - создания тестов, у каждой из них свое предназначение, которое определяется, прежде всего, тем, какие варианты использования готовых тестов предусмотрели разработчики. Так, результаты работы в Quiz Press можно сохранить лишь в виде набора файлов для загрузки на FTP-сервер, поэтому очевидно, что программа может использоваться для создания тестов, которые планируется размещать в Интернете.

Wondershare QuizCreator может сохранять тесты и опросы в формате Flash, что будет удобно для веб-мастеров, желающих разнообразить информацию на своем сайте. При помощи этой программы можно также записывать тесты на диск. Schoolhouse Test предназначена исключительно для создания бумажных тестов и является удобным инструментом для организации вопросов в удобном для преподавателя виде. Наконец, Adit Testdesk предлагает для проведения тестов собственный клиент, а значит, ориентирована, прежде всего, на использование в организациях и учебных заведениях, где требуется реализовать полный цикл тестирования.

Тестирование – процесс анализа программы или контролируемого выполнения программы на конечном множестве входных данных с целью обнаружения ошибок

Статическое – анализ текста программы

Динамическое – анализ контролируемого выполнения

Методы тестирования – совокупность правил, регламентирующих последовательность шагов по тестированию

Критерии тестирования – оценки, позволяющие судить о достаточности выполненного тестирования

Результативным считается тест, который приводит к обнаружению ошибки. Тестирование – деструктивный процесс.

Тест – набор входных данных, набор ожидаемых результатов, набор условий, разработанных для проверки определенного пути выполнения программы.

Особенности

1) Частое отсутствие полностью определенного эталона, которому должны соответствовать результаты

2) Высокая сложность программ исключает исчерпывающее тестирование (проверка всех возможных маршрутов выполнения)

3) Невысокая формализация критериев завершения тестирования

Основные принципы тестирования

1) Нельзя планировать тестирование в предположении, что ошибки отсутствуют

2) Следует избегать тестирования программы ее автором

3) Описание предполагаемых значений результатов должно быть неотъемлемой частью теста

4) Тесты для неправильных входных данных следует разрабатывать также тщательно, как и для правильных

5) Следует понимать, сто вероятность наличия необнаруженных ошибок пропорциональна числу уже обнаруженных

6) Не следует выбрасывать тесты, даже если программа уже не используется

Объекты тестирования. Категории тестов

1) Спецификации программных модулей, групп программ и программных комплексов

Полнота и согласованность функций программных компонент

Согласованность интерфейсов программных компонент (для групп программ и комплексов)

2) Программные модули

Структура

Преобразование данных, выполняемое модулем

Полнота функций, выполняемых модулем

3) Группы программ, объединенные для решения законченной функциональной задачи

То же, что и для модулей

Интерфейс между программами

4) Программный комплекс, используемый для решения нескольких функциональных задач

Полнота решения функциональных задач

Функционирование программ в критических ситуациях

Тестирование потребления ресурсов

Оценка надежности работы комплекса

Эффективность защиты от искажения общих данных

5) Программное средство, сдаваемое в опытную эксплуатацию

То же, что и для 4)

Удобство инсталляции рабочей версии программы

Проверка работы при изменении конфигурации оборудования

Проверка наличия и корректности документации

Испытание на соответствие техническому заданию

6) Программное средство на стадии сопровождения

Удобство модификации, типа расширения функциональности и повышения эффективности

1 – Спецификации

2 – Модули

3 – Группы программ

4 – Программные комплексы на стадии отладки

5 – Программные комплексы как продукты

Виды и методы тестирования

Особенности нисходящего тестирования:

Достоинства:

С самого начала выполняется проверка главных функций – концептуальная проверка

Недостатки:

Необходимость разработки заглушек, часто достаточно интеллектуальных

Параллельная разработка модулей различных уровней не всегда обеспечивает возможность нужной последовательности тестирования модулей разных уровней

Особенности восходящего тестирования

Достоинства:

Для тестирования используются готовые модули нижних уровней

Недостатки:

Необходимость разработки тест-драйверов для управления работой нижних уровней с верхних

Отложенная проверка основной концепции функционирования комплекса

1) Модульное тестирование. Включает проверку:

Корректности структуры модуля

Корректности основных конструктивных компонент

Полноты и качества реализации функций обработки данных

Структурная корректность проверяется структурными методами по принципу «белого ящика»

2) Интеграционное тестирование. Проверка:

Корректности объединения модулей в группу или комплекс программ

Проводится на основе 2-х подходов:

Монолитное тестирование, при котором модули сразу объединяются в единый комплекс и после этого вместе тестируются

Инкрементальное (пошаговое), модули подключаются друг к другу последовательно (снизу вверх или сверху вниз)

Использует структурную проверку подключаемых модулей и функциональную проверку полноты и качества реализации функций. Функциональные проверки осуществляются по принципу «черного ящика»

3) Системное тестирование. Обеспечивает проверку соответствия программного средства специфицированным требованиям в заданной среде и режимах функционирования. Предусматривает следующие виды тестирования:

Тестирование функциональности

Стрессовое тестирование (тестирование на повышенных нагрузках по использованным ресурсам)

Тестирование безопасности (защита от несанкционированного доступа)

Тестирование восстановления при сбоях

В последнее время стало широко применяться альфа и бета тестирование – это виды тестирования, выполняемые с участием заказчика. Альфа тестирование выполняется на территории разработчика в условиях ограниченного времени (не более недели). Бета тестирование выполняется после введения программы в опытную эксплуатацию на территории заказчика, проводится достаточно долго (норма 1 год).

Статистика ошибок в программных продуктах по типам.

Методы тестирования

Все методы делятся на две неравнозначных группы:

Статическое (ручное)

Динамическое (машинное)

Основные методы ручного:

Инспекция кода

Сквозной просмотр

Методы динамического:

Структурные

Функциональные

Методы статического тестирования

Общая черта – они используют визуальный контроль программы по ее тексту группой из 3-4 человек, один из которых автор программы. Целью проверки является обнаружение ошибок, но не их устранение. Основная концепция – наличие ошибок не есть вина автора программы, а несовершенство средств разработки программы и сложность программы как некоторой системы. При нормальном проведении статические методы тестирования позволяют обнаруживать 30-70% первоначальных ошибок в программе. Они, в отличие от машинных, позволяют обнаруживать типовые группы ошибок автора.

Инспекция кода. В группу входит 4 человека: руководитель проведения инспекции, автор программы, проектировщик и тестировщик. За неделю до инспекции руководитель раздает всем участникам листинг программ, которые будут инспектироваться.

2) программа анализируется по типовому списку часто встречающихся ошибок:

Ошибки обращения к данным (неинициализирование данных, выход индексов за границы массивов, ссылки на пустую память)

Ошибки описания данных, соответствие заданных типов и значений

Ошибки вычислений

Ошибки передач управления (зацикливание, корректность завершения программы)

Ошибки интерфейса (ошибки, связанные с взаимодействием частей друг с другом)

Ошибки ввода/вывода

Результат инспекции кода:

Сквозной просмотр. Начинается так же как и инспекции кода, но в процессе заседания группы ознакомление с программой выполняется путем небольшого числа сеансов ручного тестирования программы на простых данных.

Динамическое тестирование

Структурное тестирование программных модулей

При структурном тестировании проверяется

Прохождение тестов по логике программы, в качестве элементов которой выступают вершины, дуги, маршруты, условия и комбинации условий управляющего графа программы

В последнее время проверяется прохождение потока данных по информационному графу программы, которое выявляет аномалии в обработке данных

Тестирование на основе потока управления

Вводят критерии отбора элементов для тестирования:

1) покрытие операторов (покрытие вершин УГП, покрытие строк кода). Необходимо проверить выполнение каждого оператора хотя бы один раз. Нужно реализовать путь a-c-e (например при тестовом наборе a=2, b=0, x=3, результат x=2.5). Не проверяется прохождение пути a-b-d. Не проверяются отдельные условия, например OR вместо &. Является самым слабым критерием и используется только при первоначальной проверке.

2) Покрытие ветвей (решений). Необходимо проверить каждую дугу выполнения программы. Этот критерий включает в себя предыдущий.

1) Покрытьдугиa-c-e, a-b-d

2) Покрытьдугиa-c-d, a-b-e. A=3, B=0, X=3иA=2, B=1, X=1

Не выполняет обнаружения всех ошибок, например, если вместо x>1 будет x<1. Критерий не является исчерпывающим

3) Критерий покрытия условий. Каждое условие, используемое в программе должно выполняться хотя бы один раз. Используются следующие условия: A>1, B=0, A=2, x>1. Нужно реализовать проверки: A>1, A<=1, B=0, B!=0, A=2, A!=2, x>1, x<=1. Для проверки этого достаточно следующей пары тестов: (A=1, B=0, X=3) идет по пути a-b-e и (A=2, B=1, x=1) идет по пути a-b-e. Оба теста проверяют один и тот же путь.

4) Комбинированный критерий «условий/решений», который должен проверять все условия в программе и хотя бы один раз пройти по каждой дуге.

Следующие тестовые наборы: (A=2, B=0, x=4) a-c-e, (A=1, B=1, x=1) a-b-d.

5) Комбинаторное покрытие условий. Должны быть покрыты следующие комбинации условий:

(2) A>1, B!=0

(3) A<=1, B=0

(4) A<=1, B!=0

(6) A=2, x<=1

(7) A!=2, x>1

(8) A!=2, x<=1

Тестовые наборы:

(A=2, B=0, x=4) (1,5)

(A=2, B=1, x=1) (2, 6)

(A=1, B=0, x=2) (3, 7)

(A=1, B=1, x=1) (4, 8)

6) Критерий покрытия вызовов. Обеспечивает проверку корректности вызова каждой процедуры или функции в программе.

7) Критерий покрытия путей. Применяется в ограниченном варианте, когда при использовании циклов рассматриваются только отдельные варианты проверки цикла: тело цикла не выполняется ни разу, тело цикла выполняется один раз, тело цикла выполняется k раз (k<=n – максимально возможное число повторений), тело цикла выполняется n раз, тело цикла выполняется n+1 раз. Является очень сложным и громоздким, применяется только при очень тщательном тестировании.

Структурное тестирование на основе потока данных

Работа любой программы представляется как обработка потока данных, передаваемых от ее входа на выход. Если имеется управляющий граф программы вида

Информационный граф программы представляется пунктирными линиями.

Для каждой вершины i УГП можно определить множество def(i) – данных, определенных в этой вершине и множество use(i) – данных, используемых в этой вершине.

Для тестирования надо выделить DU цепочки, которые имеют следующий вид DU=(Data, i, j), Data – данное, i – вершина, в которой создается данное, j – вершина, в которой используется данное.

Для нашего примера множество DU цепочек:

DU={(a, 1, 4), (b, 1, 3), (b, 1, 6), (c, 4, 6)}.

После формирования набора DU цепочек выполняется отображение DU цепочек во фрагменты УГП, соответствующие путям определения и использования данной цепочки.

Для цепочки (a, 1, 4) путь 1-2-3-4. По информационному графу программы порождается путь в управляющем графе программы, который тестируется. Этот способ называется «стратегия требуемых пар»

Недостаток: трудность выбора минимального количества тестов, обеспечивающих эффективную проверку всех DU цепочек.

Функциональное тестирование (ФТ)

Структурное тестирование не позволяет проверить все функции, возлагаемые на программу, потому что некоторые функции могут просто отсутствовать в предложенной реализации.

Функциональное тестирование – это тестирование, необходимое для проверки соответствия программного продукта функциональным требованиям, заданным в спецификации. При выполнении ФТ логика работы программы игнорируется и все внимание фокусируется на выходных значениях, полученных в результате обработки заданных входных наборов. Обычно ФТ обнаруживаются следующие виды ошибок:

1) некорректные или отсутствующие функции

2) ошибки интерфейса

3) ошибки потребления ресурсов (превышение занимаемых памяти или времени выполнения)

4) ошибки инициализации или завершения программы

Для проведения ФТ необходимо иметь: наборы входных данных, приводящих к аномалиям выполнения программы, наборы выходных данных, позволяющих обнаруживать дефекты в работе программы.

Методы ФТ должны обеспечивать:

1) сокращение необходимого числа тестовых вариантов (проверки выполняются динамически)

2) выявлять классы ошибок, а не отдельные ошибки

Методы ФТ как правило применяются на более поздних стадиях тестирования, чем структурные.

Метод разбиения на классы эквивалентности.

Область входных данных разбивается на классы эквивалентности (КлЭ), представляющие собой набор данных с общими свойствами, обработка которых программой производится совершенно одинаково. При обработке используются одни и те же операторы и одни и те же связи. КлЭ делятся на правильные (допустимые) и неправильные. КлЭ определяются по спецификации на программу, например следующим образом: 20000<=x<=80000, правильный КлЭ - 20000<=x<=80000, 2 неправильных КлЭ – x<20000, x>80000. Разработка тестов состоит из 2 этапов:

1) разбиение на КлЭ

2) построение тестов

Выделение КлЭ по спецификации – процесс эвристический

1) если проверяемое входное данное представлено в виде диапазона значений, то строится один правильный класс (внутри диапазона) и два неправильных

2) если конкретное значение, то строится один правильный и два неправильных КлЭ

3) если входное условие описывает множество значений m={a,b,c}, то строится по одному правильному классу для каждого из значений и один неправильный класс для значений, не принадлежащих множеству (m!=a)&(m!=b)&(m!=c)

Построение тестов.

1) Каждому КлЭ присваивается уникальный номер

2) Строятся тесты для правильных КлЭ, чтобы каждый тест покрывал как можно больше этих классов

3) Строятся тесты для неправильных классов, которые должны быть индивидуальны, поскольку проверки с ошибочными входами могут скрывать друг друга.

Анализ граничных условий.

Метод является развитием предыдущего в том смысле, что под граничными условиями понимаются ситуации, возникающие на границах входных и выходных КлЭ.

Отличается от предыдущего

1) при выборе элементов КлЭ используются значения на и вблизи границ классов -1.0<=x<=1.0 x={-1.0, 1.0, -1.01, 1.01}

2) метод должен рассматривать не только входные, но КлЭ для выходных значений.

Общее правило использования метода:

1) построить тесты для значений, лежащих на границе области, и тесты с неправильными данными, немного выходящих за пределы границ

2) если обрабатывается определенное количество файлов в заданном диапазоне, то построить тесты для граничных значений файлов, на 1 больше и меньше верхней и нижней границы соответственно

3) применить подходы 1, 2 для каждого из выходных значений

4) если проверяется упорядоченное множество значений, то необходимо выполнить проверки первого и последнего элементов.

Недостатками рассмотренных методов является то, что они не позволяют проверять комбинации условий.

Метод функциональных диаграмм (метод диаграмм причинно-следственных связей ДПС)

Метод позволяет формально генерировать результативные тесты, позволяющие обнаруживать неоднозначность требований спецификаций при комбинировании входных условий

Функциональная диаграмма – это формальный графо-аналитический язык, позволяющий описывать спецификации, написанные на естественном языке.

Методика построения функциональных диаграмм

1) спецификация разбивается на «рабочие участки», т.е. такие участки, для которых диаграмма не будет слишком громоздкой

2) спецификации выделяются причины и следствия. Причина – отдельное входное условие или КлЭ входных условий, следствие – выходное условие, результат выполнения программы. Каждой причине и следствию присваивается уникальный номер

3) анализируется семантика информации, заданной в спецификации, и строится булевский граф, связывающий причины и следствия, который является функциональной диаграммой. Каждый узел графа может принимать 2 значения: 1 – присутствует (выполняется)

Для представления диаграмм используются следующие базовые символы:

Задана спецификация. Файл обновляется, если символ, считываемый в позиции 1 равен а А или Б, а символ в позиции 2 стоит цифра. Если первый символ ошибочный, то сообщение Х1, если второй не цифра, то сообщение Х2.

1) символ в позиции 1 равен А

2) символ в позиции 1 равен Б

3) символ в позиции 2 цифра

Следствия

1) файл обновляется

2) выдается сообщение Х1

3) выдается сообщение Х2

В приведенной диаграмме есть проблема: никак не ограничено применение причин 1 и 2.

Для учета невозможных комбинаций причин или следствий предусмотрены дополнительные базовые элементы.

Е – не могут быть одновременно

I – не могут быть одновременно 0

R – требует (a=1, то и b=1)

M – запрещает (a=1, то b=0)

С учетом этого:

Генерация таблицы решений

Использование столбцов таблицы решений в качестве тестов

Генерация таблицы решений:

1) Формируются строки, соответствующие причинам и следствиям

2) Выбирается некоторое следствие, которое имеет значение 1

3) Находятся комбинации причин, которые обеспечивают такое значение следствия

Незаполненные элементы строк причин могут принимать любые значения

Используемые тесты будут иметь следующий вид

Метод, основанный на предположении об ошибке (метод отрицательного тестирования)

Сущность основана на опыте тестировщика и идея заключается в перечислении некоторого набора возможных ошибок, для обеспечения которого пишутся тесты. Метод определяет способы как заставить программу сделать ошибку или прекратить выполнение. У проектировщиков выявляются требования для успешного выполнения программы и далее разрабатываются тесты, каждый из которых нарушает одно из требований. Проверяется устойчивость программы к исключительным ситуациям.

1) запуск на другой платформе

2) перестановка значений в файле

3) отсутствие данных в БД

4) неверные или отсутствующие значения параметров конфигурации

Общая стратегия разработки тестов

1) проверить логику программу с помощью методов структурного тестирования по критериям покрытия операторов, покрытия ветвей (условий), покрытие решений условий, комбинаторное покрытие условий

2) проверка функциональности программы с помощью методов ФТ. Если есть комбинации входных условий, то надо начинать с метода функциональных диаграмм, затем разбиение на КлЭ, анализ граничных условий, метод отрицательного тестирования.

Критерии завершения тестирования

Обычно применяется 3 группы

1) критерии, основанные на определенной методологии тестирования, определяющей процент покрытия тестами логики и функциональности программы.

2) критерии, основанные на экспертных оценках возможного числа ошибок, имеющихся в программе данного класса и целевого назначения.

3) критерий, основанный на временной диаграмме тестирования для каждой фазы разработки программы

Бесплатная программа . С ней Вы сможете организовать тест, анкетирование, опрос, проверку и контроль знаний . В содержании вопросов можно использовать картинки и форматирование текста (цвет букв и фона, шрифт, использование формул и таблиц). Варианты ответов в могут быть с одиночным и множественным выбором, "да/нет" (ложь или истина), ввод числа или слова, порядок следования, соответствие, выбор области ответа на изображении, перестановка букв. В программе реализованы обучающий (сообщения об ошибках), штрафной (отнимаются баллы, пропуск задания), свободный (любая последовательность вопросов) и монопольный (окно программы занимает весь экран и его не свернуть) режимы обучения. В программе реализовано приятное оформление и легкое управление всеми необходимыми функциями и настройками для проведения теста .

Тестирование, редактор и журнал тестирования

Утилита MyTestX включает в себя три модуля - тестирование, редактор и журнал тестирования. Модуль тестирования проводит тест из сохраненного файла, содержащего вопросы, ответы и настройки теста, подсчитывает и сверяет правильные и неправильные ответы. Используя модуль редактирования тестов даже начинающий пользователь без особого труда составит новый тест или опрос. Журнал тестирования хранит результаты проведенных тестов в форме подробного отчета.

Тестирование по сети

В компьютерном классе, использующем локальную сеть, учитель может провести проверку знаний всех учащихся одновременно и осуществить онлайн мониторинг выполнения тестирования, предварительно раздав тесты и задания по сети. Программа для проведения тестов и проверки знаний поддерживает работу в локальной сети, Вы легко сможете централизованно организовать сбор и обработку результатов проведения тестов и просмотреть детальный отчет используя журнал тестирования.

Защита тестов и их результатов

Программа MyTestX обладает высокой надежностью защиты от редактирования и просмотра результатов тестирования и тестовых заданий. Задав пароль на тест изменить или испортить его третьим лицам становится невозможным. Все настройки, параметры, вопросы и ключи с ответами заданий отдельного теста хранятся в одном зашифрованном и сжатом файле.

В архиве MyTestX:
  • программа MyTestX 10.2;
  • модуль тестирования для терминальных классов;
  • модуль для создания автономных тестов;
  • программа для импорта тестов из текстовых файлов в формат программы MyTestX 10.2;
  • программы для преобразования тестов для MyTestX из одного устаревшего формата в другой.

Официальный сайт: http://mytest.klyaksa.net
Операционные системы: Windows All
Поддерживаемые языки: Многоязычная платформа включая русский
Версия: 10.2.0.3
Лицензия: freeware (бесплатно )

Размер файла 16,9 Мб
Пароль на архив loadboard

Без тестов сегодня не обходится ни один преподаватель, будь то школьный учитель или профессор многотысячного онлайн-курса. Выбор варианта из нескольких - не единственная возможность: в опросы можно вставлять картинки и видео, менять форматы задания почти до бесконечности. Edutainme выбрали семь сервисов, которые облегчат подготовку и проведение тестирования.

Google Формы

Google Формы — часть офисного инструментария Google Drive. Пожалуй, это один из самых быстрых и простых способов создать свой опрос или тест: пишем задание, выбираем тип ответа (выбор из нескольких вариантов, написание собственного) - готово! Получившийся тест можно отправить студентам по электронной почте или встроить на свой сайт с помощью специального кода. Для ускорения работы рекомендуем добавить плагин Flubaroo - он автоматически проверяет ответы учеников и ставит оценки по заданным критериям. Формы совершенно бесплатны - для использования ресурса нужно только иметь аккаунт Google.

При помощи Quizlet можно создавать тесты, где ученики будут выбирать верные ответы из предложенных, сопоставлять изображения и информацию или вписывать собственные варианты. Пользоваться очень легко - в интерфейсе можно разобраться буквально за пару минут, вдобавок, Quizlet поддерживает русский язык и работает на Android и iOS. Quizlet бесплатен, но бывает и подписка Plus за $10 - она позволит загружать собственные картинки и создавать неограниченное количество учебных групп.

Proprofs

Proprofs готовит тесты на любой вкус - можно предложить на выбор один или несколько вариантов, попросить заполнить пропущенное слово или написать развернутый ответ. Сервис позволяет вставлять в задания текстовые документы и презентации, файлы PDF, а также изображения, аудио- и видеофайлы. Завершив работу над тестом, можно оставить его в общем доступе на сайте Proprofs или встроить на свою страницу.

Хотя сервис бесплатный, возможности Proprofs расширяются в платных тарифах. Преподавателям стоит обратить внимание на тарифы Basic и Professional. Первый открывает все основные возможности сервиса и позволяет создавать неограниченное количество тестов за $20 в месяц; второй разрешает объединять студентов в закрытые группы и обойдется в $40. Новые пользователи могут бесплатно пользоваться всеми возможностями Proprofs в течение 15 дней после регистрации.

Kahoot! позволяет подавать в формате опросов и тестов чуть ли не весь учебный материал. Чтобы наладить обратную связь с учениками, можно обыграть новые темы в форме простых вопросов и ответов, а закрепить знания с помощью более подробного тестирования. Kahoot! рассчитан на применение в классе - преподаватель показывает материал на главном экране, а в это время школьники отвечают на вопросы и обсуждают информацию, используя специальный клиент для компьютеров или браузер на смартфонах (Android, iOS, Windows Phone). Для того чтобы войти в виртуальную классную комнату, ученики должны ввести специальный код, который пришлет преподаватель. Сервис позволяет узнать, как отвечал на вопросы каждый студент, или строить диаграммы успеваемости всего класса. Сами же ученики могут следить за своими результатами в специальных таблицах. Kahoot! бесплатен и полностью доступен после регистрации.

ClassMarker

В ClassMarker можно делать опросы с разными форматами ответов - помимо привычных вариантов, есть даже эссе. Для начала работы преподавателю нужно создать виртуальный класс и разослать пригласительные коды ученикам. ClassMarker хранит результаты всех проведенных тестов, ведя статистику успеваемости. Если у преподавателя есть собственная веб-страница, он может встраивать тестовые задания на нее.

В бесплатном варианте ClassMarker позволяет создать не более 100 тестов. 400 тестов в месяц обойдутся в $16.50, а 1000 тестов - уже $33. У сервиса есть ежегодные пакеты для тех, кто редко проводит онлайн-тестирования. Минимальное количество тестов (50 в год) будет стоить $25 в год, а максимум (5000 в год) обойдется в $1000.

Мобильное приложение для преподавателей, помогающее устраивать опросы прямо в классе. Студентам выдаются специальные бланки с вариантами ответов (A, B, C и D) - услышав вопрос, они поднимают нужные карточки, которые учитель сканирует камерой смартфона. Plickers позволяет анализировать результаты отдельного студента или изучать статистику по всему классу. Приложение работает на Android и iOS, а загружается бесплатно.

Easy Test Maker

Самое интересное в Easy Test Maker – возможность создавать задания, где нужно выбирать верные и ложные утверждения. Тексты можно отформатировать для удобства чтения на планшете или скачать в форматах.pdf или.doc, чтобы провести тестирование в более традиционном формате. Сервис умеет перемешивать вопросы и варианты ответов, чтобы ученикам было сложнее списывать.

Бесплатная версия Easy Test Maker позволяет создать 25 тестов без возможности экспорта в «бумажные» форматы. В тарифе Plus ($44.95 в год) доступна проверка англоязычного правописания, создание неограниченного количества тестов и экспорт в офлайн-форматы. С подпиской Premium ($74.95 в год) сервис будет автоматически проверять результаты, а также разрешит выставлять временной лимит на прохождение заданий и прикреплять к опросам графические файлы.

Егор Антоненков