Про японские боевые искусства.

 Про японские боевые искусства.
Про японские боевые искусства.

Японские боевые искусства являются частью огромного разнообразия боевых искусств Японии. По крайней мере, три японских термина часто используются как синонимы английской фразы «японские боевые искусства»: «будо» (武 道), что буквально означает «боевой путь», «будзюцу» (武术), не имеющее дословного перевода, но значит что-то вроде науки, искусства или ремесла войны, а также «бугей» (武 芸), буквально означающее «боевое искусство». Термин «будо» является современным. Он, как правило, предназначен для указания практики боевых искусств, как образа жизни, и включает в себя физические, духовные и моральные аспекты с акцентом на самосовершенствовании, самореализации и личностном росте. Термины будзюцу и бугей – более различные определения, по крайней мере, с исторической точки зрения. Будзюцу относится конкретно к практическому применению боевой тактики и техники в реальных боевых действиях. Бугей относится к адаптации или уточнению тактики и методов с целью облегчения систематического обучения и распространения в рамках формальной среды обучения.


Виды японских боевых искусств:
  • Айкидо
  • Госоку рю
  • Дзюдо
  • Каратэ
  • Кудо
  • Кэндо

В настоящее время японские слова будзюцу и будо без особой разницы в смысле употребляются для обозначения широкого спектра навыков, необходимых в боевых искусствах, от схватки без оружия до владения орудиями, напоминающими меч или копье. Но в эпоху Эдо (XVII - середина XIX века) слова будзюцу и будо имели совершенно различный подтекст. Будзюцу назывались приемы ведения боя, а будо обозначало "военный путь", идеальный образ жизни, который должен вести самурай, владеющий техникой будзюцу.

Фрагмент из Синкагэ-рю Хэйхо Мокуроку,который открывает тайные приёмы стиля владения мечом Синкагэ-ягю

В те дни было 18 боевых искусств (бугэй дзюхаппан), которые включали в себя стрельбу из лука, искусство верховой езды, владение холодным оружием, бросание копья, самооборону без оружия (дзюдзюцу) и орудийную стрельбу.

Практика будзюцу зародилась в древности. К середине эпохи Хэйан (X-XI вв.) зародился военный класс для защиты новоприобретенных сельскохозяйственных и земельных интересов. Этот класс воинов воспринял будзюцу как часть своей культуры. Позднее, в эпоху Камакура (1192-1333 гг.), военные стали играть политическую роль. Они занимались рядом боевых искусств, особенно тремя видами верховой стрельбы из лука: касагакэ (с использованием зонтиков в качестве мишеней), ябусамэ (пускание стрел по деревянным мишеням) и ину-омоно (стрельба по бегущим собакам).

Соревнования по стрельбе из лука в Сандзюсенгэндо, Киото.

В эпоху Муромати (приблизительно 1333-1568 гг.) мастера будзюцу, которых называли хёхомоно или хэйходзин, использовали свой военный опыт, изучая и совершенствуя технику боевых искусств. Они разработали ряд новых стилей (называемых рю), например, Огасавара-рю - верховая стрельба из лука, Хэки-рю - стрельба из лука, Оцубо-рю - верховая езда и Айсукагэ-рю - военная стратегия.

Ряд других стилей боевых искусств развился в течение гражданской смуты, которая продолжалась с середины XV до конца XVI века. Они включали в себя Цуда-рю - орудийную стрельбу, Такэноути-рю - схватку без оружия, и Касимасинто-рю, Синкагэ-рю и Итто-рю, которые были основаны соответственно, Цукахара Бокудэн, Камиидзуми Нобуцуна и Ито Иттосай для борьбы на мечах.

С тех пор как Сёгунат Эдо в начале XVII века объединил страну, последовавшая за объединением стабильность ослабила военный дух будзюцу. Техника боевых искусств совершенствовалась через систему тренировок, которые основной упор делали на ката (на формах, или формальных движениях). Считалось, что они помогут достичь идеального состояния духа, основанного на учении Дзэн и Конфуция. Таким образом, практика боевых искусств развивалась от простого изучения движений, которые помогали овладению боевыми приемами, до строгой подготовки, способствовавшей здоровому духу в здоровом теле. Иными словами будзюцу превратилось в будо, которое включило в себя и философию, поддерживавшую идею определенного образа жизни. Во время, когда самураи должны были овладевать как искусством пера, так и искусством меча, будо было тем идеалом, к достижению которого военному классу надлежало стремиться.

Двумя знаменитыми стилями владения холодным оружием были Синкагэ-ягю-рю, основанный Ягю Мунэёси, и Нитэнъити-рю, разработанный Миямото Мусаси. Первой школе отдавала предпочтение семья Токугава, которая в то время доминировала в политике, её изучал сам Сегун, Токугава Иэмицу.

Основные принципы искусства владения мечом были изложены в таких книгах как Хэйхо Кадэнсё Ягю Мунэнори (сына Мунэёси) и Горин но Сё Миямото Мусаси. Эти классические учебники объясняют приёмы владения мечом и описывают идеальное состояние духа и философский взгляд, которых следует достичь тем, кто владеет мечом.

К середине эпохи Эдо (конец XVII - середина XVIII века) за длительный период мира искусство владения мечом ушло с поля боя и превратилось в практику витиеватых формальных упражнений. Новые школы, реагируя на это обстоятельство, перенесли акцент с упражнений в формах ката на тренировку в боевых формах с использованием кольчуги и деревянных мечей (синай). Двумя из таких школ были Дзикисинкагэ-рю и Наканиси-итто-рю.

Автопортрет знаменитого мастера владения мечом Миямото Мусаси.

Стремление к политическим изменениям и давление со стороны иностранных государств зажгли искру возрождения будзюцу, которое началось с конца XVIII века. Вскоре боевым искусствам стапи обучать в школах, основанных в феодальных владениях по всей стране. С крахом Сёгуната рухнули и строгие классовые различия, что позволило овладеть мечом мужчинам, по рождению не принадлежавшим к классу самураев. Додзё в разных городах открыли свои двери людям со всей Японии, которые желали изучать Синтомунэн-рю, Хокусин-итто-рю и другие стили владения мечом. Организовывались состязания, в которых противники представляли различные рю.

Занимались и дзюдзюцу (искусствам боя без оружия). Некоторые из знаменитых существовавших школ -Такэноути-рю, Кито-рю, Сэкигути-рю и Есин-рю. Все школы исповедовали идеал, выраженный во фразе "Дзю, ёку го о сэйсу", которую можно перевести так: "Слабый может одолеть сильного."

Стрельба из лука (кюдзюцу) стала первым боевым искусством, превратившимся в состязание. День и ночь проходили соревнования на длинной веранде храма Сандзюсангэндо в Киото. Лучники стояли на одном конце веранды шириной 2,2 метра и пускали стрелы в мишень на другом конце, удаленном примерно на 120 метров. Это состязание воспринимали серьёзно, так как от результатов зависела честь феодальных владений лучника. Согласно сохранившейся записи один из вассалов даймё Токугава из Кисю, Васа Дайхатиро, смог послать к дальнему концу веранды 8 133 стрелы при общем числе выстрелов 13 053. Это поразительно высокий процент, учитывая, какая огромная сила нужна, чтобы выпустить стрелу почти горизонтально, так чтобы она не ударилась о потолок веранды высотой 5 метров. Самым лучшим лучникам наших дней трудно попасть в цель даже один раз.Боевые искусства в их спортивном аспекте
В начале эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.) будо и будзюцу почти исчезли. Но в 1895 году в ходе общенациональных усилий по возрождению воинственного духа была создана ассоциация под названием Дай-нихон Бутоку-кай. Построенная в 1905 году школа подготовки учителей боевых искусств со временем стала школой боевых искусств. К 1882 году Кано Дзигоро уже установил свой стиль дзюдо - - Кодокан, придав ему форму спорта, основанного на традиционных принципах дзюдзюцу. Со временем кэндо и дзюдо ввели в школьные учебные планы, а в 1931 году они стали обязательными предметами для мальчиков по всей стране. Во время Второй мировой войны распространение будо в системе школьного образования было частью кампании по внедрению милитаристского национализма. Идеалы будо поощряли и в военной подготовке.

В конце войны Япония оказалась оккупированной силами Союзников. Занятия боевыми искусствами были запрещены во избежание нового подъёма милитаризма. Но с 50-х годов боевые искусства снова вводятся в школьные программы и становятся популярным видом спорта. Будо к тому же привлекло внимание как традиционная спортивная дисциплина, развивающая ки и ма, которые способствуют достижению такого состояния ума, при котором физические и душевные ощущения находятся в гармонии друг с другом.

Дзюдо - наиболее соревновательная из всех дисциплин. Она стала олимпийским видом спорта и имеет много последователей во всём мире. Кэндо также завоевало международное признание, хотя его истинная цель не победа, а содействие " развитию здорового духа в здоровом теле." Одни школы - Айкидо, Сёриндзи Кэмпо и других древних боевых искусств - не дают умереть традиции, пропагандируя практику формальных ката, другие -больше акцентируют её боевые аспекты. Мастерские приёмы одной из таких школ, Дайто-рю Айкибудзюцу-Сагава-ха, основанной Сагава Юкиёси, - это сочетание различных японских боевых искусств (таких как кэндо, дзюдо, копьё и палка), они способствуют проявлению сути японских боевых искусств.

Как видим, в течение многих лет боевые искусства развивались как часть японской культуры и испытывали влияние политических событий своего времени. Самый ценный аспект японских боевых искусств - их способность содействовать всестороннему развитию человека путём упражнений, ведущих к овладению отточенными, мастерскими навыками, в основе которых лежат уважение к традиции, годы творческой мысли и творческих действий.

, , ,


Иайдо - это особое искусство неожиданной резкой атаки или контратаки с применением японского меча . В иайдо изучается не фехтование на мечах, а только мгновенное убийство соперника с первоначально скрытым лезвием. «Мгновенное убийство» - это умение быстро обнажить меч для нанесения удара, при возникновении опасности. В этом боевом искусстве нет защиты, как в : шлема, защитного жилета и перчаток.

Предшественником этого боевого искусства было , которому обучались все . В этой дисциплине существовало 2 основных идеи. Ученик должен был тренироваться с настоящим мечом, не боясь травмировать своего соперника или наставника. Также ученик должен был научиться мгновенно действовать в ситуациях, когда нужно было резко перейти в атаку или защиту без применения меча. Поэтому иайдзюцу можно рассматривать как дополнение к искусству фехтования на мечах.

Сейчас в наше время фехтование мечом уже не применяется в реальной жизни и изучается достаточно небольшим количеством любителей . Среди этих людей можно выделить несколько групп. Первые тренируются в обучении эффективно доставать меч из ножен, другие рассматривают это искусство как возможность постичь себя и свое тело, а в этом процессе самопознания играет лишь дополнительную роль. Занимаясь иайдо , каждый сам может определить, что в этом искусстве является для него главным.

Согласно современной классификации, сами японцы свои боевые искусства разделяют на традиционные воинские искусства, возникшие до реставрации Мэйдзи (1868—1889 г.г.) - Koryu Bujutsu - корю будзюцу - 古流 武術 , и боевые искусства современности - Gendai Budo - гэндай будо - 現代 武道 - это стили и школы, большая часть из которых возникла в конце XIX - первой половине XX веков. Литературно можно перевести соответственно - "боевые методы старой школы" и "воинские искусства современности".

Обратите внимание на ряд слов и соответствующих им иероглифов, которыми часто обозначаются различные боевые искусства и стили: 1) - дзюцу - техника, умение, способ, искусство; 2) - до - путь, искусство, практика; 3) 会 - кай - сообщество, собрание, ассоциация; 4) 館 - кан - дворец, дом, школа; 5) 流 - рю - течение, стиль, манера. Кроме того в названиях школ и стилей можно часто встретить географические названия той или иной местности, а также фамилии основателей или иероглифы, из которых они состоят.

Aikido - Айкидо - 合気道 - Путь Гармоничного Настроения (Настроя) -

лишь один из вариантов перевода этого термина. Основатель - Уэсиба Морихэй - 植芝 盛平 (14 декабря 1883 года — 26 апреля 1969 года) брал уроки у многих мастеров боевых искусств, ниже вы столкнётесь с одним из них - это Сокаку Такэда . Айкидо формировалось в период с начала 20"х по конец 40"х годов прошлого века и является ярким примером гэндай будо - 現代 武道 . Морихэй Уэсиба воспитал много одарённых последователей, которые с одной стороны продолжили его дело, с другой - привнесли много нового и интересного в практику айкидо. Далее можно ознакомиться с некоторыми из них и их школами...

Стили и Школы:

  • Aikikai - Айкикай - 合気会 - Можно перевести, как "Сообщество принципа Айки". С тиль айкидо, во главе которого стоят потомки Морихэи Уэсибы. Руководители организации носят звание Дошу 道主 (продолжатель пути): сын - Киссёмару Уэсиба (с 26 апреля 1969 по 4 января 1999) и внук - Моритэру Уэсиба (с 4 января, 1999 по нынешнее время). 1940 год считают датой основания организации.
  • Yoshinkan - Ёсинкан - 養神館 - "Школа культивации духа" , основатель Сиода Годзо - 塩田 剛三 (9 сентября 1915 г. —17 июля 1994 г.) - представитель первого поколения учеников Морихэи Уэсибы. Основание стиля в 1955 году. Подробнее в разделе "Об Айкидо".
  • Iwama Ryu - Ивама Рю - 岩間流 - "Течение Ивама" (Ивама 岩間 - дословно - скалистая местность - географическое название места первого додзё этой школы) , основателем является Сайто Морихиро - 斉藤守弘 (31 марта 1928 г. — 13 мая 2002 г.) - один из ближайших учеников Уэсибы, в течении 23 лет оставался учидэси 内弟子 (ученик, живущий в доме учителя) О-Сэнсэя.
  • Kokikai - Кокикай - 光気会 - можно перевести, как "Сообщество сияющего настроения" , основано Сюдзи Маруямой (родился 1 апреля 1940 года) - один из учеников Уэсибы последнего поколения.
  • Yoshinkan Seiseikai - Ёсинкан Сэйсэйкай - 精晟会 - буквальный перевод - "Сообщество духа наполненного солнцем", основатель Тэрада Киёюки 寺田精之 (20 апреля 1922 - 13 июля 2009 года) - соратник Годзо Сиоды и фактически сооснователь стиля Ёсинкан Айкидо, тем не мение, эта школа существенно отличается от классического Ёсинкан целым рядом технических особенностей.

  • Renshinkai - Рэнсинкай - 錬身会 - дословно - "Сообщество закалки (тренировки) тела", основатель - Тида Цутому - 千田 務 (родился 4 октября 1950) - один из первых учеников Годзо Сиоды.
  • Shinwakan - Cинвакан - 親和館 - "Школа дружелюбия", канчё - 井上強一 Иноуэ Кёити (родился 10 сентября 1935), соратник и старший ученик Годзо Сиоды.
  • Sin Sin Toitsu - Син син тоицу - 心身統 - дословно - "Сердце (дух) управляет телом" (альтернативное название - Ки айкидо). Основатель Тохэй Коичи - 藤平光一 (20 января 1920 года — 19 мая 2011 года).
  • Tomiki Ryu - Томики Рю - 富木流 - "Школа Томики" или Shodokan Aikido - Сёдокан Айкидо - 昭道館 合気道 - "Школа светлого пути". Основатель - Томики Кэндзи - 富木謙治 (15 марта 1900 - 25 декабря 1979).

Daitoryu Aikijujutsu - 大東流 合気柔術 - Д айторю Айкидзюдзюцу - школа дзюдзюцу великого востока и гармоничного настроения (литературный перевод здесь врядли осуществим, скорее, название представляет собой пару символических идиом).

Один из наиболее известных стилей дзюдзюцу 柔術 (магкая техника, умение), основанный Такэда Сокаку - 武田 惣角 (10 октября 1859 г. ― 25 апреля 1943 г.). Более подробно описан в разделе "Об айкидо".

Judo - Дзюдо - 柔道 - Г ибкий П уть.

Родоначальник - Кано Дзигоро 嘉納 治五郎 (28 октября 1860 г. ― 4 мая 1938 г.) изучал дзюдзюцу 柔術 у многих мастеров своего времени . На основе этой практики, отказавшись от особенно травмоопасных техник, фактически создал новый вид борьбы. 講道館 - Кодокан (Школа изучения пути) - первое додзё Кано было создано в 1882 году. Этот год и считают годом основания дзюдо. Через занятия дзюдо прошли многие известные личности в мире Будо. Дзюдо в молодые годы занимались Маэда Мицуё (前田光世 - 18.11.1878. - 28.11.1941.) - основатель бразильского джиу-джицу, Василий Сергеевич Ощепков (25.12.1892. - 10.10.1937.) - один из основателей самбо, многие мастера айкидо высокого уровня пришли в айкидо уже имея практику в дзюдо.

Karate - Каратэ - 空手 - Пустая Рука,

первоначальная версия написания - 唐手 - китайская рука - альтернативное японским искусство ведения рукопашного боя, пришедшее на Окинаву вместе с одним из изучающих шаолиньское кунг-фу, неким Сакугава Канга 佐久川寛賀 (1733—1815), по прозвищу Сакугава Сатунуси или Тодэ Сакугава.

Стили и Школы:

  • Shotokan - Сётокан (часто - Шотокан) - 松涛館 - "школа шумящих сосен" или "стиль сосен и моря". Основатель Фунакоси Гичин (船越義珍 - 10.11.1868 - 26.04.1957) На эмблеме Сётокан изображён тигр, являющийся тотемным покровителем стиля. Отличительной особенностью стиля являются низкие стойки и резкие движения бёдрами во время нанесения ударов. Один из основополагающих принципов Сётокан - "Иккэн хисацу"(一拳必殺) можно перевести как "Вырубить с одного удара".
  • Goju Ryu - Годзю Рю - 剛柔流 - "школа мягкости и твёрдости". Один из основных стилей окинавского каратэ, который к концу двадцатых годов прошлого века создал Мияги Тёдзюн (宮城長順 - 25.04.1888. - 08.10.1953). Мастер неоднократно посещал Китай и изучал там различные стили ушу. Именно этими практиками он расширил стиль каратэ Наха-тэ (那覇 ), который изучал сам под руководством Хигаонны Канрё (東恩納寛量 - 10.03.1853 - 15.10.1915).
  • Wado Ryu - Вадо Рю - 和道流 - "школа мирного пути" или "пути согласия". Стиль создан в 1939 году Оцукой Хиронори (大塚博紀 - 01.06.1892 - 29.01.1982) профессиональным врачём. Эмблемой является круг с изображением белого голубя с расправленными крыльями и сжатого кулака над ним. Хиронори с детства изучал различные стили дзюдзюцу. К тридцати годам заинтересовался каратэ и немало преуспел на этом поприще, основав свою собственную школу. В каратэ Вадо Рю отражено увлечение техниками дзюдзюцу. Этот стиль насыщен большим количеством болевых контролей, бросковых техник, подсечек, подножек, не свойственных для других стилей каратэ того времени. Кроме того, сам поединок в меньшей степени строится на открытой конфронтации, в большей степени используются уходы с линии атаки нежели жёсткая их блокировка. В связи с подобным тактическим ведением боя Хиронори вводит ряд стоек, подразумевающих большую мобильность и динамику передвижений, не характерных для большинства стилей каратэ. К примеру, часто используемая позиция в других стилях каратэ Киба-дати (騎馬立ち - дословно - стойка всадника ) здесь заменяется на Нэко-аси-дати (猫足立ち - стойка кошки или кошачья нога).
  • Shito Ryu - Сито Рю - 糸東流 - можно перевести как "школа восточной нити". Стиль разработан Мабуни Кэнвой (摩文仁 賢和 - 1889 - 1952). Название связанно с двумя другими мастерами каратэ, у которых учился Мабуни, и содержит иероглифы, из которых состоят их фамилии. Это Итосу Ясуцунэ (糸洲安恒 — Итосу Анко 1831—1915) - видный мастер окинавского каратэ, у которого занимались многие мастера, создавшие в последствие свои школы, и Хигаонна Канрё (東恩納寛量 - 1852-1915). Школа каратэ Сито Рю существенное время тренировок уделяет ката, которых насчитывается в нём около пятидесяти, что значительным образом превышает число ката в других стилях.
  • Kyokusinkay - Кёкусинкай - 極真会 - "сообщество наивысшей истины". Основано Оямой Масутацу (大山倍達 - псевдоним, взятый в японии корейцем - 27.07.1923 - 26.04.1994) в 50-х годах прошлого века.
  • Ashihara Karate - Асихара Каратэ - 芦原 空手 - каратэ Хидэюки Асихары (芦原英幸 - 05.12.1944 - 24.04.1995) в 1980 году.
  • Koshiki Karate - Косики Каратэ - 甑空手 - первый иероглиф здесь означает металлический котелок, следовательно, можно перевести - "каратэ, подобное металлу", другими словами - "жесткое каратэ". Датой основания называют 1977 год.

Kendo - Кэндо - 剣道 - П уть Меча,

(ранее - Kenjutsu - Кэндзюцу - 剣術 - искусство меча, или искусство владения мечом) основано 1920 году на базе различных школ Кэндзюцу, существовавших с периода раннего средневековья . Философская доктрина школы отражена в её лозунге, который звучит: Ki Ken Tai No Ichi - 体 の 一 - Ки Кэн Тай Но Ичи, что дословно переводится, как: Дух, Меч и Тело - всё едино. В наши дни Кэндо часто преподают в школах Японии для укрепления духа и тела учащихся.

С начала XII века фехтование, на ряду с владением копьём и стрельбой из лука, являлось обязательным навыком самураев-воинов, но до начала XVII века оно скорее занимало второстепенную позицию в их обучении. В период эпохи Эдо (1603-1868) при наступлении относительно мирного времени в Японии возникает целый ряд школ Кэндзюцу, некоторые из которых существуют и поныне. Существенным шагом в дальнейшем развитии Кэндзюцу являлись реформы мастера Наганума Кунисато 長沼 国郷 (1688—1767). На тренировках в те времена в основном использовался деревянный меч боккэн, который часто сильно травмировал учащихся. Наставник Кунисато ввёл в процесс тренировки бамбуковый меч синай (竹刀) или такэмицу (竹光 ) , который состоит из четырёх бамбуковых полос скрепленных кусками кожи и связанных верёвками. Подобная конструкция существенным образом смягчает удар и используется в современном кэндо.

Tensin Shoden Katori Sinto Ryu - 天真正伝香取神道流 - Тенсин Сёдэн Катори Синто Рю - литературным образом перевести весьма сложно, тем не менее, дословно - школа пути духа распростроняющая подлинную простосердечность.

пожалуй, одна из древнейших школ боевых искусств Японии, подразумевающяя комплексный подход в обучении её адептов. Типичный пример корю будзюцу - 古流 武術 (боевых систем старой школы). Здесь, на ряду с основополагающей техникой фехтования мечём - кэндзюцу (剣術), существует целый ряд разделов параллельного обучения:

Иайдзюцу - 居合術 - искусство мгновенного обнажения меча с одновременным ударом.

Нагинатадзюцу - 長刀術 - искусство владения нагинатой.

Рётодзюцу - 両刀術 - техники фехтования двумя мечами одновременно и ведения боя с несколькими атакующими.

Кодатидзюцу - 小太刀術 - фехтование в помещении (тесном пространстве) маленьким мечом.

Бодзюцу - 棒術 - навыки владения боевым шестом.

Содзюцу - 槍術 - практика ведения боя японским копьем.

Сюрикэндзюцу - 手裏剣術 - метание ножей и лезвий.

Дзюдзюцу - 柔術 - ведение рукопашного боя.

Ниндзю́цу - 忍術 - искусство слежки и шпионажа.

Тикудзёдзюцу - 地区場術 - искусство фортификации возведения оборонительных сооружений.

Гунбай-хэйхо - 軍配兵法 - военное искусство стратегии и тактики.

Тэммон-тиригаку - 天文地理学 - небесные явления, астрономия, астрология и предсказания.

Адепты школы называют 1447 год датой основания школы, историки же склонны полагать, что 1480 год - в большей степени соответствует действительному времени этого события. Как бы то ни было, сейчас уже весьма сложно поддержать как одну, так и другую версию.

Kasima Sin Ryu - 鹿島神流 - Касима Син Рю - литературный перевод вряд ли возможен, первые два иероглифа - "Касима"(鹿島 ) - очевидно, имя собственное, повидимому, либо фамилия одного из основателей, либо название местности, дословно - олений остров (также известен древний храм Касима в префектуре Ибараки 茨城県), таким образом - Касима Син Рю - "школа духа Касима".

Ранние упоминания о школе датируются XVI веком. В точности так же, как и Катори Синто Рю (смотрите выше), школа предполагает комплексный подход к изучению будзюцу. Здесь рассматривается ряд дисциплин, куда входит, как работа с различного рода оружием (буки вадза 武器技 ), так и без него (тайдзюцу 体術). Тем ни мение, первоочередным образом практикуется именно владение мечём - кэндзюцу - (剣術 ).

Катана применялась преимущественно как режущее оружие, иногда как колющее, допускающее как двуручный, так и одноручный хваты. Старейшие школы искусства владения мечом катаной берут своё начало в XV-XVI веках.

Главная идея японского искусства владения мечом (кэндзюцу) и основывающихся на нём техник (например иайдо) заключается в том, что продольная ось меча во время атаки должна идти к цели не под прямым углом, а вдоль своей плоскости, нанося режущие удары. Поэтому здесь уместнее говорить не об ударах - в том виде, в каком они свойственны западным техникам меча, - а о разрезах. Именно поэтому клинки имеют изогнутую форму.

Знаменитый японский мастер меча Миямото Мусаси написал книгу «Горин но сё» («Книга пяти колец»), в которой он раскрывает свою технику двух мечей (нитэн-рю) и в эзотерическом ракурсе объясняет её. Работа с катаной и вакидзаси похожа на приёмы эскримы (современное название - Arnis de mano). Кэндзюцу, практическое искусство фехтования мечом, переродилось в современный вид - гэндай будо. Искусство внезапной атаки и контратаки называется иайдо и является медитативной разновидностью боя, который ведется с воображаемым противником. Кэндо - искусство фехтования бамбуковым мечом (синай), при котором обязательно ношение комплекта защиты, аналогичного фехтовальному европейскому и состоящего из шлема с решёткой, закрывающей лицо, и доспехов. Данный вид фехтования на мечах, в зависимости от конкретного стиля (рю), может практиковаться как спортивная дисциплина.

В Японии до сих пор действуют многочисленные традиционные фехтовальные школы, которым удалось выжить после всеобщего запрета императора Мэйдзи на ношение мечей. Самыми известными являются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Катана в средствах массовой информации (СМИ)

Со второй половины XX века романтизация Средневековья, Дальнего и Ближнего Востока и в особенности японской культуры стала набирать бешенную популярность. Контакт с японской культурой на Западе происходит главным образом через аниме, мангу и японский кинематограф; тем самым киношные самурайские поединки и дуэли героев аниме являются основным фундаментом представлений европейцев о Японии, которые воспринимаются часто вообще без всякой критики. В наше время заметна тенденция романтизации японского кузнечного искусства, которая значительно отразилась в научно-популярных документациях, выпускаемых National Geographic, Discovery Channel, History Channel, а так же и в российском популярном формате «Военное Дело».

Известнее всего мнение, которое поддерживается многими специалистами-популяризаторами, которое гласит, будто бы японский меч - абсолютная вершина кузнечного искусства во всей истории человечества. Данное мнение, всё же, не выдерживает никакой археологической, исторической и металлографической критики. Составные японские клинки на самом деле не представляют собой ничего «необычного» или «исключительного», так как археологами обнаружены кельтские клинки V века до н. э. (то есть почти на тысячу лет старше японских), состоящие из разных целенаправленно сваренных сортов стали. Исследования римских гладиусов и римско-германских спат выявили сложные сварные структуры и селективную закалку многих мечей. Например, отдельные римские гладиусы не только оказались селективно закаленными, но и показали твёрдость лезвия до 60 единиц по шкале Роквелла. В особенности сварные клинки раннего Средневековья сделаны на очень высоком уровне мастерства. Это доказывают в первую очередь работы Штефана Медера, который в рамках специального проекта совместно с японскими полировальщиками высших рангов отполировал европейские раннесредневековые клинки (два скрамасакса и одну сварную спату) по японскому методу. Результаты однозначно показывают, что даже скрамасаксы германцев состояли из отлично рафинированной стали, сложенной и прокованной ничуть не меньше, чем японские стальные клинки. Также были обнаружены селективная закалка и как минимум два сорта стали. Это доказывает, что составные клинки из различных сортов стали, методы рафинации и селективная закалка никогда не были чем-то исключительно японским. Ближневосточные и центральноазиатские кузнецы владели всеми этими методами в той же мере, что и их европейские и японские коллеги. Мечи и ножи такого же качества, как и японские, делались в Европе со времён Римской Империи, то есть в то время, когда в Японии только начиналось развитие местной технологии сыродутной печи. С исторической и металлографической точки зрения превосходство японского меча над всеми другими недоказано и является продуктом западной популярной культуры XX века.

Свойства материала

Часто упоминается, что как будто из-за мягкого обуха (сердцевины) и очень твёрдой режущей кромки японские мечи почти не подвержены разрушению и режут с одинаковой эффективностью твёрдую сталь и органические материалы. На самом деле данное мнение появилось под влиянием аниме и романтической интерпретации японских легенд. С точки зрения физики термообработанная сталь в 45-60 единиц Роквелла не может быть разрезана (а не просто сломана) точно такой же сталью. Железо как материал не сравнимо со сталью, поэтому популярные шоу, где катаной рубили мягкие жестяные листы толщиной в полмиллиметра, не являются доказательством. Также полностью отсутствуют исторические источники, подтверждающие способность каких бы то ни было мечей «резать как масло» стальные пластины от 1 мм и выше 30 единиц Роквелла, поэтому данные мнения рассматриваются как чистый продукт кинематографа, фэнтези и романтической литературы. Вместе с этим существует ряд европейских и японских историческо-литературных источников, сообщающих о погнутых, иззубренных и сломанных мечах. Мягкий обух катаны разрешает ей сравнительно легко гнуться в случае «перенапряжения», ибо таким образом ферритная сердцевина амортизирует внутренние напряжения и очень твёрдая мартенситная кромка катаны останется неповреждённой, что и требовалось от японского меча. Этим и объясняются изгибы и зазубрины на оригиналах японских мечей. Существуют также сообщения о использовании меча против твёрдых металлических вещей с плачевными последствиями для клинка. Вышеуказанные свойства катаны (способность гнуться, но не ломаться) являются источником мифа о её «неразрушимости». Сцены из фильмов, аниме и многочисленных компьютерных игр, где герои одним ударом разрезают камни, пластинчатые доспехи и твёрдые металлические предметы без видимого сопротивления материала, являются фантазией, что на фоне пределов прочности железа, камня и стали фундаментально противоречит физике.

Феноменальная острота как исключительное свойство японского меча часто встречается в популярных изданиях о катане. Это свойство чаще всего объясняется чрезвычайно высокой твёрдостью режущей кромки катаны (согласно Х. Танимура 60-65 HRC японской катаны против 50-58 HRC европейских мечей). Здесь ошибка появляется из-за перепутывания остроты и стабильности заточки. Катана может сравнительно долго держать заточку, но не является «самозатачивающейся» - этот миф возник главным образом из-за ошибочного приписывания катане свойств тиглевого булата с карбидными микрозазубринами и недавно обнаруженными микроструктурами. В результате способность меча «резать сталь как масло» или «рассекать в воздухе шёлковые платки» исторически недоказуема. Так часто цитируемая «одновременная твёрдость и упругость» являются не комбинацией взаимоисключающих свойств, а компромиссом в рамках законов физики.

Фехтование и сфера применения

Довольно часто искусство владения японской катаной кэндзюцу (одна из самых древних школ которого Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю), не отличают, а порой и смешивают с современными видами спорта как кэндо или айкидо, тем самым ошибочно называя, например, кэндо как «древнее боевое искусство». Это происходит главным образом из самурайских фильмов, голливудских экранизаций и (что типично для детей и подростков) таких аниме-сериалов как «Блич» или «Бродяга Кэнсин». Благодаря до сих пор весьма живучим популярным мифам о европейском оружии, исходящим из XVIII и XIX веков, очень распространено мнение, что японская катана превосходит все другие виды меча по скорости и точности благодаря своему якобы малому весу и малой толщине лезвия. Это утверждение само по себе неверно, если принять во внимание, что среднестатистическая катана так же, как и европейский боевой меч (типов X-XIV по классификации Еварта Окшотта), весила 1100-1200 граммов. Существуют сохранившиеся экземпляры сабли (0,9-1,1 кг), рапиры (до 1,4 кг), шашки и римско-германской спаты (0,6-1,2 кг), они весят меньше восьмисот грамм. Тем самым катана обладает скорее средним, чем малым весом. Толщина японского клинка колеблется в среднем от 6 до 9 мм и, как правило, почти не убывает по направлению к острию, что характерно для клинка сабельного типа. Европейские же мечи имеют у гарды в среднем 4-8 мм, которые плавно убывают до 2 мм у острия. Тем самым европейские мечи фактически являются более тонкими, чем японские, что однако исторически не отображается в виде необычных рубящих достоинств. С точки зрения физики, острота и стабильность лезвия зависят от его геометрии, которая, в принципе, зависит от толщины лезвия лишь косвенно. Двуручный хват слабо искривлённого клинка длиной между 70 и 80 см также имеет в других частях света свои аналоги (к примеру немецкий гросс-мессер). Тем самым доказательств того, что катана в какой-то мере более быстра или совершенна, с логической точки зрения нет. Аргументы вроде исторического отсутствия полноценных боевых искусств и качественных мечей у других народов вне японо-китайской культуры не берутся во внимание, так как с научной точки зрения не соответствуют археологическим и историческим фактам.

Существуют популярные заблуждения, которые идут также в обратную сторону: часто озвучивается мнение, что катана - исключительно режущее оружие для дуэлей бездоспешных воинов. Это вызвано тем, что сегодня подавляющее большинство аутентичных клинков, произведённых заслуженными мастерами Японии, предназначаются для коллекций или спорта вроде «Тамэсигири» или «Иайдо». Японские мечи, произведённые до периода Эдо («Ко-То» - «старые мечи»), однако очень разнообразны в отношении геометрии лезвия, искривления, центра тяжести, веса и пр. при одновременном сохранении концепта нихон-то на протяжении веков. Эти мечи были отлично приспособлены для поражения традиционных японских доспехов и имели для этого, как правило, требуемую упругость клинка и геометрию режущей кромки. Катана, какой её показывают в СМИ (довольно мягкая сердцевина и очень острая твёрдая режущая кромка), появилась только в период Эдо. Таким образом, японские мечи являются исторически мультифункциональными и не ограничивались только рубкой бездоспешных противников. В СМИ почти всегда опускается факт, что фехтовальная катана, какой мы её знаем сегодня возникла только в XVII веке из утигатана, которая в XV веке произошла из тати. Боевые мечи до периода Сэнгоку и Эдо не являлись фехтовальной катаной как таковой и не были использованы соответствующим образом - необходимо отличать эти два вида мечей.

Конкретная сфера использования катаны в большинстве случаев или недостаточно точно озвучивается, или же искажается. Так рождаются тезисы, которые гласят, что катана не только идеально приспособлена для поражения всех сортов доспеха, но и применима в любой боевой ситуации. В подобных предположениях, однако, явно видно влияние современных фильмов про ниндзя и самураев, которые, как правило, не имеют ничего общего с историческими боевыми искусствами, вооружением и тактикой. До периода Эдо самураи главным образом были конными лучниками, которые применяли меч только в крайних случаях, если копьё яри или нагината были вне досягаемости или утеряны. Только указом сёгуна Токугава Иэясу катана стала «душой самурая» и его личным фехтовальным и статусным оружием, аналогично рапире и шпаге в Европе, в процессе чего былые гражданские войны и сражения в полном доспехе на коне навсегда ушли в прошлое. Таким образом классическая катана самурая начиная с XVII века изначально являлась дуэльным оружием, рассчитанным на бездоспешных противников, и, как правило, не соприкасалась в дуэлях с традиционными японскими доспехами - пригодность катаны для прорубания или прокалывания доспехов или её абсолютная универсальность тем самым не имеют исторических основ. Кавалерийские мечи тати (часто унаследованные) оставались парадным оружием самураев, но носились они по-другому и собственно катаной не являлись. Европейское, ближневосточное и центральноазиатское клинковое оружие было приспособлено для поражения чешуйчатых, кольчужных и пластинчатых доспехов, причём должно было выдержать для этого экстремальную нагрузку. Японские доспехи не содержали столько металла, так как являлись скорее доспехом лучника, нежели копейщика, поэтому японскому мечу не нужно было выдерживать подобные испытания.

Data-medium-file="https://i1.wp..jpeg?fit=300%2C238&ssl=1" data-large-file="https://i1.wp..jpeg?fit=644%2C510&ssl=1" class="wp-image-6634 aligncenter" src="https://srrb.ru/wp-content/uploads/2015/12/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B8-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE-1462781.jpeg" alt="самураи-старые-фото-1462781" width="600" height="476" srcset="https://i1.wp..jpeg?w=733&ssl=1 733w, https://i1.wp..jpeg?resize=300%2C238&ssl=1 300w" sizes="(max-width: 600px) 100vw, 600px">

Столкнувшись с ограниченностью своей эффективности, носители боевых искусств Запада взялись за совершенствование вооружения. Столкнувшись с такими же ограничениями, японский воин взялся за совершенствование себя самого.

Дейв Лори

Хотя с другой стороны — на мой взгляд все эти японские боевые искусства давным-давно устарели — и не представляют на самом деле никакого практического интереса — мир меняется что то устаревает — что-то появляется новое. Более лучшее, более соответствующее духу времени.

Но и между тем очень многие люди продолжают увлекаться различными японскими боевыми искусствами и находят для себя очень много любопытного и интересного.

И самое главное - это ведь уникальнейшая возможность прикоснуться к тщательно сохраненному и поэтому до сих пор живому духу — древних японских воинов — примерить его, так сказать на себя.

Итак, все боевые искусства Японии...

Абэ-рю — (яп. 安倍流 ) или Абэ татэ-рю (яп. 安倍立流 ) , также известное как Абэ-рю Кэндо (яп. 安倍立剣道 ) - классическое японское боевое искусство (корю), основанное в XVII веке мастером Абэ Ёрито (яп. 安倍頼任 ). Школа является ответвлением от стиля Тайся-рю, который, в свою очередь, испытал влияние Синкагэ-рю .

Абэ-рю известна как первая серьёзная школа кэндзюцу, которая применяла термин кэндо (яп. 剣道 ) ещё в 1673 году, хотя подобные иероглифы были известны ещё в Китае. Суть кэндо, или кэн-но-мити («путь меча»), в рамках данного стиля заключалась более в духовном и нравственном обучении, нежели в физическом. То кэндо, которое практиковала школа Абэ-рю, не имеет никакого отношения к современной практике кэндо, созданной после реставрации Мэйдзи.

Айдзу Кагэ-рю - (яп. 会津陰流 , «теневая школа Айдзу») - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1490 году Айдзу Хьюга-но-Ками Ико (яп. 愛洲移香斎久忠 ), также известного под именем Айдзу Икосаи Хисатада (яп. 愛洲移香斎 尚忠 )

Школа Айдзу Кагэ-рю была основана самураем Айдзу Хьюга-но-Ками Ико в 1490 году, во времена периода Муромати. Айдзу Икосаи являлся членом клана Айдзу и представителем ветви семьи Кии (Kii) города Кумано, которая была поставлена во главу пяти крепостей сёгуном Моринага Синно (яп. 親王 森永 , 1308 - 1335) во времена периода Муромати

Основная направленность школы - борьба с мечом (кэндзюцу). Термин «Кагэ» переводится как «тень» и передаёт суть учения, которое заключается в фокусировке на определении намерения, стратегии и душевного состояние противника путём изучения его/её языка тела, выражения лица и других признаков.

На сегодняшний день Айдзу Кагэ-рю более не существует, однако её знания и техники используются в таких школах, как Ягю Синкагэ-рю и Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю, а также многих других.

Айки-дзюдзюцу — японская боевая техника, являющаяся предшественником . В настоящее время термин «айки-дзюцу» (合気術) используется многими современными школами дзю-дзюцу для определения технического раздела с применением принципов айки (合気).

Дайто-рю Айки-дзюдзюцу — (яп. 大東流合気柔術 Дайто:-рю: Айки-дзюдзюцу , ромадзи: Daitō-ryū Aiki-jujutsu ) - японское боевое искусство, созданное Такэдой Сокаку. Дайто-рю создано на базе айки-дзюцу, которое в свою очередь корнями уходит к началу второго тысячелетия нашей эры.

Джиу-джитсу (Дзюдзюцу, яп. 柔術 [дзю:дзюцу ] (инф.) ) - от яп. 柔 [дзю ] (мягкий, гибкий, податливый, уступчивый) и 術 [дзюцу ] (техника, способ) - «искусство мягкости» - общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него. То есть джиу-джитсу - искусство рукопашного боя, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений.

Дзигэн-рю (яп. 示現流 , дословно «разоблачённая реальность») - древнее японское боевое искусство (корю), основанное в XVI веке Того Тюем (яп. 東郷重位 , 1561 - 1643) в провинции Сацума, современной префектуре Кагосима, на основе школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. В основном фокусируется на методах кэндзюцу.

Дзиттэдзюцу (яп. 十手術 Jittejutsu , «искусство жезла») или Дзюттэдзюцу (англ. Juttejutsu ) - японское искусство ведения боя при помощи дзюттэ.

Дзюдо (яп. 柔道 дзю: до: , дословно - «Мягкий путь»; в России также часто используется название «Гибкий путь») - японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано (яп. 嘉納 治五郎 Кано: Дзигоро: 1860 - 1938 ), который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний.

Дзюкэндо — японское искусство штыкового боя.

Ёсёкай (ответвление школы ) (яп. 合氣道耀尚會 Айкидо: Ё:сё:кай ) - школа айкидо, созданная и возглавляемая японским мастером Такаси Кусидой.

Ёсин-рю (яп. 楊心流 , «школа сердца ивы») - древняя школа дзюдзюцу, классическое японское боевое искусство, основанное в 1632 году Акиямой Сиробэем Ёситоки (яп. 秋山 四郎兵衛 義時 ). Линия Акияма Ёсин-рю является одной из самых влиятельных школ дзюдзюцу, существовавших в Японии.

Ёсинкан (яп. 養神館 , название состоит из трёх иероглифов: Ё (яп. 養 ) - «взращивать или развивать», СИН (神 ) - «дух», КАН (館 ) - «дом». Это сочетание иероглифов можно перевести как «Дом развития духа») - стиль айкидо (яп. 合気道), основанный японским мастером Годзо Сиодой (1915-1994)

Ёсиока-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное в XVII веке Ёсиокой Кэмпо (яп. 吉岡 拳法 ). Школа пользовалась большой популярностью во второй половине XVII века, когда её создатель был назначен инструктором фехтования сёгуната Асикаги в Киото.

Иайдзюцу — Следует различать иайдо и иайдзюцу. Иайдзюцу - искусство мгновенного обнажения меча, которое имеет чисто практическую направленность, в то время как иайдо (особенно после Второй мировой войны) во многом является дисциплиной, призванной воспитывать дух. Первично именно иайдзюцу (так, раздел иайдзюцу содержится в школе будзюцу Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, основанной в 1447 году). Иайдо же - это путь самосовершенствования путем выполнения техник иай.

Иайдо (яп. 居合道 иайдо: , дословно, искусство встречать сидя ) - это искусство внезапной атаки или контратаки с использованием японского меча (катана). В отличие от кэндо, здесь изучается не фехтование, а именно мгновенное поражение противника с изначально убранным в ножны клинком. Под «мгновенным поражением» понимается быстрое обнажение меча с последующим нанесением удара, при опасности, например, когда сидящий впереди человек, проявляет признаки агрессии, или же берется за меч. Также в этом виде фехтования нет доспехов, как в кэндо: защитного шлема, жилета и перчаток.

Ивама-рю (岩間流) - одно из старых направлений айкидо, созданное Морихиро Сайто, близким учеником Морихея Уэсибы, основателя айкидо. Ведет своё название от местечка Ивама, куда в 1942 году с началом второй мировой войны Уэсиба переехал из Токио. Здесь он открыл додзё, где проводил тренировки до своей смерти в 1969 году.

Ига-рюха Кацусин-рю (яп. 為我流派勝新流 ) - древняя школа дзюдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное мастером по имени Фудзисаки Томинодзё Ёсимити. Корни школы Ига-рюха Кацусин-рю идут от Ига-рю дзюдзюцу (не путать с Ига-рю ниндзюцу), являющегося комбинацией иных стилей боевых искусств. Ига-рю была основана мастером по имени Эбата Мокуэмон Митидзанэ (яп. 江畑杢右衛門満眞 ). Эбата с детства обучался боевым искусствам. Он изучал Фудзияма-рю (дзюдзюцу, иайдзюцу, когусоку; под руководством Сукэгава Тадаёси (яп. 助川忠良 )), Ёсиока-рю (дзюдзюцу; под руководством укадзава Матаиси Танэцугу (яп. 深沢又市胤次 )) и Бугё-рю (иай).

Иккаку-рю - древняя школа дзиттэдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в XVII веке мастером по имени Мацудзаки Кинуэмон Цунэкацу. Техники школы не преподаются отдельно, а включены в программу обучения школы Синто Мусо-рю. Искусство дзиттэдзюцу в Иккаку-рю рассматривает дзюттэ как способ самозащиты против злоумышленника, вооруженного мечом (катаной).

Иппо-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное приблизительно в XVI веке мастером по имени Тода Иппо.

Иссин-рю - древняя школа кусаригамадзюцу, классическое боевое искусство Японии, сформированное в XVII веке. В отличие от кусаригама, используемых иными боевыми традициями, данное оружие в стиле Иссин-рю имеет несколько иной и необычный дизайн. Так кусаригама Иссин-рю имеет нетрадиционно длинную цепь и прямой обоюдоострый клинок в отличие от большинства иных школ. Древние документы, описывающие оружие, сообщают, что длина лезвия составляла около 30 — 31 сантиметр, а длина цепи - 3,6 метров . Ручка выполнена из древесины твёрдых пород и длина её равняется, примерно, 36 сантиметрам.

Иттацу-рю - традиционная школа ходзёдзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное XVII веке мастером по имени Мацудзаки Кинуэмон Цунэкацу. На сегодняшний день традиции стиля Иттацу-рю включены в состав школы Синто Мусо-рю.

Итто Сёдэн Муто-рю (яп. 一刀正伝無刀流 , «школа истинной передачи традиций системы без меча Ито Иттосая») - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное во второй половине 1800-х годов мастером по имени Ямаока Тэцутаро Такаюки, более известным как Ямаока Тэссю (яп. 山岡 鉄舟 )

Итто-рю (яп. 一刀流 , «школа одного меча») - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в XVI веке известным самураем по имени Иттосай Кагэхиса.

Кагэ-рю - древняя школа баттодзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное Ямамотой Хисаем Масакацу (яп. 山本久弥正胜 ) . Кагэ-рю не имеет никакого отношения к стилям Айдзу Кагэ-рю и Синкагэ-рю. Школа фокусируется на техниках обнажения длинного меча, известного как тёкэн (choken ).

Камадзюцу - традиционное японское искусство ведения боя при помощи серпа - кама.

Канэмаки-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в конце XVI или начале XVII веков мастером по имени Канэмаки Дзисай.

Касима Син-рю - традиционное воинское искусство, основные принципы которого были разработаны в XVI веке. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение семьёй Кунии. Современную форму Касима-синрю приобрела благодаря усилиям сиханкэ 18 поколения Кунии Дзэнъя (годы жизни 1894-1966, сиханкэ в 1914-1966 гг.) В школе изучают кэндзюцу (технику фехтования на мечах), нагинатадзюцу (технику боя алебардой), содзюцу (технику боя копьем), баттодзюцу (технику мгновенного обнажения меча с рубкой), дзюдзюцу (технику рукопашного боя) и бодзюцу (технику боя шестом).

Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю (яп. 鹿島神傳直心影流 , «божественно переданное, честное отражение сердца школы Касима»), также именуемая просто Дзикисинкагэ-рю (яп. 直心影流 ) или Касима Синдэн - школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в 1570-х годах мастером по имени Мацумото Бидзэн-но-ками Таокацу. Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю, основанная в середине XVI века, является одной из немногих древних японских школ боевых искусств, дошедших до XXI века и всё ещё существующих на сегодняшний день.

Касуми Синто-рю Кэндзюцу (яп. 霞神道流剣術 ) или Синто-рю Кэндзюцу (яп. 神道流剣術 ) - наименования, используемые для обозначения серии тренировочных форм (ката), посвященных работе с мечом против меча, практикуемых исключительно в школе Синто Мусо-рю . Система состоит из 12-и форм, 8 из которых посвящены длинному мечу (одати), и 4 - короткому (кодати).

Тэннэн Рисин-рю яп. 天然理心流 , «школа естественного понимания духа» или «школа незамутнённого сознания») - классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1789 году мастером Кондо Кураносукэ Нагахиро (яп. 近藤 内蔵助 長溥 ). Широко известно тем, что практиковалось членами синсэнгуми.

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю (天真正伝香取神道流) – одна из древнейших существующих на настоящий момент школ традиционных японских боевых искусств и древнейшая из комплексных систем боевых искусств Японии. Основатель школы, Иидзаса Тёисай Иэнао, родился в 1387 году в деревне Иидзаса (в настоящий момент город Такомати в префектуре Тиба). Сама школа называет датой своего основания 1447 год, но некоторые исследователи утверждают, что 1480 – более точная дата.

Тэнсинсё Дзигэн-рю - древнее сого будзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в 1500-х годах мастером по имени Сэтогути Бидзэн-но-ками Масамото. Основная направленность стиля - практика кэндзюцу и иайдзюцу, однако в программу обучения также входят такие дисциплины, как дзюдзюцу, содзюцу и нагамаки.

Тэссэндзюцу (яп. 鉄扇術 , «искусство тэссэн») - японское искусство ведения боя при помощи боевого веера под названием тэссэн (яп. 鉄扇 ), популярное среди женщин, принадлежавших к сословию самураев в феодальной Японии. Тэссэндзюцу основано на использовании сплошного или сворачиваемого металлического веера, который, зачастую, оснащён 8-ю или 10-ю деревянными или железными спицами.

Тэцубодзюцу (яп. 鉄棒術 , «искусство тэцубо») - японское искусство ведения боя при помощи стальной дубинки тэцубо . Одним из древних видов оружия, попавшим в Японию в Азиатского континента, был сделанный из цельного железа предмет удлиненной формы, близкий к палке - тэцубо . Из-за своих размеров и веса обращаться с таким оружием было довольно трудно, поэтому возникла целая боевая дисциплина - тэцубодзюцу . Она преследовала цель развить физическую силу воина и обучить его техникам ведения боя при помощи стальной дубинки как на коне, так и в пешем строю. В основе тэцубодзюцу лежит принцип использования инерции, развиваемой оружием при движении по различным траекториям. Техники тэцубодзюцу применяли для нанесения сокрушительных ударов, разбивания доспехов, выбивания противника из седла, а иногда и в качестве портативного тарана.

Не известно, какая воинская традиция формализовала использование тэцубо , однако использование этого вида оружия стало прерогативой лишь тех воинов, которые были достаточно сильны, чтобы овладеть им.

Тюдзо-рю - древнее японскоебоевое искусство (корю), одно из старейших форм кэндзюцу, основанное в XIV веке мастером по имени Тюдзо Нагахидэ (яп. 伊庭秀明 ), который обучался фехтованию у Нэнами Дзиона (Nenami Okuyama Jion ), основателя Нэн-рю.

Унко-рю яп. 雲弘流 , «школа всеохватывающих / всеобъемлющих облаков») - древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное в середине XVIII века мастером по имени Хигути Ситиро.

Уэти-рю (яп. 上地流 Уэти рю: , «Стиль Уэти») - один из стилей Окинавского боевого искусства каратэ, который основал мастер Камбун Уэти (1877-1948).

Фудэн-рю - древняя школа содзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное приблизительно в начале 1600-х годов мастером по имени Накаяма Гэнбэй Ёсинари (яп. 中山吉成 ).

Фукибаридзюцу (яп. 吹き針術 , «искусство фукибари») или фукиядзюцу (яп. 吹き矢術 , «искусство фукии») - японскоеискусство метания игл (яп. 針 , ромадзи: hari ) при помощи духовой трубки: фукибари (яп. 吹き針 ) или фукии (яп. 吹き矢 ).

Фусэн-рю - древняя школа дзюдзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное приблизительно в XIX веке мастером по имени Такэда Моцугэ.

Хасэгава Эйсин-рю - древняя школа кэндзюцу и иайдзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное между 1716 и 1736 годами мастером по имени Хасэгава Тикараносукэ Эйсин (яп. 長谷川 主税助 英信 ). На сегодняшний день знания стиля Хасэгава Эйсин-рю изучаются в таких школах боевых искусств, как Мусо Дзикидэн Эйсин-рю и Мусо Синдэн-рю.

Хёхо Нитэн Ити-рю (яп. 兵法二天一流 ) - древняя школа кэндзюцу, классическое японскоебоевое искусство (корю), основанное между 1604 - 1640 годами знаменитым мастером фехтования Миямото Мусаси. Нитэн Ити-рю известна прежде всего техниками фехтования при помощи двух мечей, катаны и вакидзаси, которые Мусаси назвал Нитэн-ити (яп. 二天一 , «два неба как одно») или Нито-ити (яп. 二刀一 , «два меча как один»)

Хиго Ко-рю - древняя школа нагинатадзюцу, классическое боевое искусствоЯпонии, основанное в 1600-х годах мастером по имени Камэй Гэрусигэ.

Ходзан-рю (яп. 宝山流 ), также известное как Цуцуми Ходзан-рю (яп. 堤宝山流 ) - сого будзюцу, классическое японскоебоевое искусство (корю), основанное в конце XIV или начале XV века мастером по имени Цуцуми Ходзан (яп. 堤宝山 ).

Ходзёдзюцу (яп. 捕縄術 ходзё:дзюцу ) или навадзюцу (яп. 縄術 ) - традиционное японское искусство связывания при помощи верёвки. Применялось на поле боя для захвата и конвоирования пленных, а в мирное время - при аресте преступников. В практике боевых искусств, ходзёдзюцу крайне редко выступало в качестве единственной изучаемой дисциплины, однако его можно было встретить как одну из частей учебной программы различных комплексных школ будо, зачастую в качестве углубленного изучения принципов и техник дзюдзюцу.

Ходзоин-рю - древняя школа содзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно 1560 году Ходзоином Какудзэнбо Иннэем (яп. 宝蔵院 胤栄 , 1521 - 1607)

Хоки-рю - древняя школа кэндзюцу и иайдзюцу, японское классическое боевое искусство, основанное приблизительно в XVI веке мастером по имени Катаяма Хоки-но-Ками Фудзивара Хисаясу (яп. 片山伯耆守藤原久安 , 1575 – 1650). Взяв Исэ-но-нами в качестве базы, Хисаясу и более поздние поколения семьи Катаяма и Хосино разработали и ввели в арсенал школы более семидесяти техник с мечом . Многие из них были утеряны большинством современных ответвлений, практикующих Хоки-рю. В настоящее время пятнадцать базовых форм составляют основу почти всех ответвлений Хоки-рю (некоторые группы сохранили различные ката). Эти 15 базовых форм разделяются на два уровня: Омотэ (6 техник) и Тюдан (9 техник). Большинство из них практикует из позиции сэйдза .

Хокусин Итто-рю - классическое боевое искусство Японии, основанное в 1820-х годах мастером по имени Тиба Сюсаку Наримаса. Школа входит в состав Нихон Кобудо Кёкай.

Хонтай Ёсин-рю - сого будзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное в 1660-х годах мастером по имени Такаги Сигэтоси. Хонтай Ёсин-рю входит в состав организации Нихон Кобудо Кёкай.

Хотэн-рю - древнее сого будзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в 1600-х годах мастером по имени Такидзава Миноками Хотэн (яп. 滝澤美濃守法典 ). В программу обучения школы входит изучение техник кэндзюцу, иайдзюцу, дзёдзюцу, сасумата, хибуки и кабуки (скрытное и старое оружие), кусари и кусарифундо, тэссэндзюцу, сюрикэндзюцу, содзюцу, кусаригамадзюцу и тэккэн.

Хэйдзё Мутэки-рю - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1668 году мастером Яманоути Рэнсинсаи (яп. Yamanouchi Renshinsai ) . Является одной из первых школ, употреблявших понятие кэндо .

Ягю Синган-рю - классическое японское боевое искусство (корю), сого будзюцу, основанное приблизительно 1600 году.

Ягю Синкагэ-рю (яп. 柳生新陰流 , «новая теневая школа Ягю») - древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1568 году одним из наиболее значимых учеников Камиидзуми НобуцунаЯгю Мунэтоси на основе знаний школы Синкагэ-рю. На сегодняшний день Ягю Синкагэ-рю остаётся одной из самых известных школ японского фехтования.

Ядомэ/ядонэ-дзюцу — искусство отбивания летящих предметов.