План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина. Литературный час «Художник веселый и добрый» с проведением мастер-класса «Метод рисования Евгения Чарушина

План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина. Литературный час «Художник веселый и добрый» с проведением мастер-класса «Метод рисования Евгения Чарушина
План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина. Литературный час «Художник веселый и добрый» с проведением мастер-класса «Метод рисования Евгения Чарушина

Конспекты занятий в подготовительной группе

«Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина»

Задачи:

  1. Познакомить детей с иллюстрациямим Е.И.Чарушина, обратить внимание, как художник с помощью штриха изобразил пушистую шерстку животных, передал объём.
  2. Дать представление о том, как с помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала.
  3. Вызвать интерес детей к новому виду рисования.
  4. Развивать графические навыки.

Ход занятия :

На экране портрет Е.И.Чарушина и его иллюстрации

Евгений Иванович Чарушин – российский график, писатель. Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы. В своих рисунках и рассказах показал волшебный живой мир зверей и птиц.

Его работы прорисованы ярко и выразительно.

Что можно сказать об этих животных? Как их изобразил художник? Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты. Его звери всегда очень трогательны, эмоциональны

Художник считает, что главное - крупным планом показать животное, его образ.

Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на животных Чарушина? Какими вам они представляются?

Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович не любил. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть как живые.

«Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь» – говорил Евгений Иванович.

Что особенного вы заметили в его работах?

Художник работал в разной технике и гуашью, и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали.

Мы рассматривали рисунки и картины, выполненные на бумаге разными материалами, они называются графикой. А художников называют художниками-графиками. Многие художники-графики делают свои картины одноцветными. Это те, которые любят работать тушью, углем или карандашами.

В графических работах растения, животные или другие предметы нарисованы короткими линиями. Эти линии называются штрихами.

Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое.

Штрихи располагаются в разном направлении на разных частях тела зверей, разной длины, одни штрихи расположены густо, а другие редко.

А хотели бы вы научиться рисовать в такой технике? Что для этого нам надо знать и уметь?

Существуют разные виды штрихов (показ таблицы):

– Короткие прямые штрихи.

– Длинные вертикальные и горизонтальные штрихи.

Обучение детей технике рисования штрихами. Рисование - один из основных видов продуктивной деятельности детей. Осваивая технику рисования, ребёнок развивает мелкую моторику рук, готовит их к письму. Рисование штрихом - это более сложный способ изображения. Он требует от ребенка более высокого уровня изобразительных навыков и умений. Техника штриха предусматривает овладение линией. С помощью системы различных линий (штрихов) предается объём, фактура предмета, его характер и даже отношение художника к изображаемому объекту. Рисование штрихом развивает творческое видение мира, образное, логическое мышление. Понятие "штрих" я даю детям, когда знакомлю их с работами детских художников - графиков Е.И. Чарушина, В.Г. Сутеева и др. Я считаю, что обучение детей технике рисования штрихом имеет большое значение для их умственного и физического развития. А знакомство с работами художников - графиков (на примере которых, дети осваивают технику штриха) развивает детей эстетически и нравственно. Система занятий по обучению детей рисованию штрихом начинается со старшей группы детского сада, когда дети уже овладевают карандашом, фломастером, восковым мелком, гелевой ручкой. С помощью этих материалов дети учатся рисовать различные линии. Овладевают силой нажима. Учатся соблюдать при штриховке определённый ритм, размер, наклон. Вначале дети просто штрихуют всю поверхность объекта, стремясь передать лишь его цвет. Но после первых занятий по ознакомлению со штрихом, дети замечают, что с помощью различных линий можно передать не только цвет объекта, но и из какого материала он сделан, какой он по форме и т.п. И не обязательно заштриховывать всю поверхность, а можно провести лишь несколько линий, чтоб создать выразительный образ. Для познания секрета этих "выразительных" линий работу провожу в несколько этапов.

    -- Графика- вид изобразительного искусства. -- Детские художники - графики: Е. Чарушин, В.Сутеев. -- Знакомство с понятием "штрих" и видами штриха. -- Игры упражнения на развитие техники штриховки. -- Занятия.
    -- Беседа: Графика- вид изобразительного искусства.
Цель: Познакомить детей с жанром изобразительного искусства -- графикой, объяснить, чем она отличается от живописи. Материал : Картина, написанная масляными красками, несколько книг с иллюстрациями известных детям художников: Ю.Васнецо-ва, Е.Рачева, В.Сутеева и Е.Чарушина; изобразительный ма-териал: уголь, восковые мелки, тушь, ручка с пером и др.; ил-люстрации из книжек-раскрасок и рисунки, выполненные штрихами, гравюры Гурия Захарова или др.; Ход: Воспитатель показывает картину, написанную масляными красками на холсте, и два-три графических произведения. -- Вспомните, дети, как называют художников, которые пишут свои картины масляными красками на холсте (живо-писцами). Вы знаете некоторые произведения художников- живописцев. Это пейзажи И.Левитана, Саврасова, это кар-тины "Три богатыря", "Аленушка" художника В.Васнецова и многие другие. Эти картины художники написали очень давно, и они хранятся в Третьяковской галерее в Москве. А мы рассматривали с вами репродукции -- цветные фотогра-фии, напечатанные на бумаге, которые сделаны с этих кар-тин. Посмотрите, как выглядит живописная картина. Воспитатель предлагает детям потрогать картину пальцами с двух сторон, чтобы ощутить слои краски и холст с обратной стороны. Продолжает: Но многие художники рисуют не масляными красками на холсте, дереве, картоне, а другими изобразительными ма-териалами: карандашами, красками гуашь и акварельными красками, разными специальными красочными палочками, которые называются уголь, пастель, сангина, восковые мел-ки (показывает), а также создают свои рисунки пером, рисуя их жидкой тушью. Рисуют эти художники на бумаге. Все зна-комые вам художники-иллюстраторы нарисовали свои кар-тинки к детским книжкам на бумаге. Кто рисовал красками гуашь, как художник Ю.Васнецов (показать), кто -- акварель-ными красками, как художник Е.Рачев, кто -- карандаша-ми, как художники В.Сутеев и Е.Чарушин. А потом их рисун-ки отпечатали в типографии и поместили в тысячи одинако-вых книжек. Все рисунки и картины, выполненные на бумаге разными материалами, называются графикой. А художников называют художниками-графиками. Художники-графики рисуют не только иллюстрации к книгам, но и создают отдель-ные картины-гравюры. (Показывает несколько гравюр Гурия Захарова или др.; -- из книг.) Многие художники-графики делают свои картины од-ноцветными. Это те, которые любят работать тушью, углем или карандашами. Далее дети рассматривают изобразительный материал, которым были созданы картины гравюры:уголь, восковые мелки, тушь, ручка с пером и др. и ил-люстрации из книжек-раскрасок и рисунки. 2. Детский художник - график: Е. Чарушин Евгений Иванович Чарушин в своих рисунках и рассказах показал волшебный живой мир зверей и птиц.
Евгений Иванович Чарушин (11.11.1901, Вятка -- 18.02.1965, Ленинград) -- российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы.

Всё нарисовано ярко, выразительно и, в то же время, лаконично и ёмко. Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты. Рисунки Чарушина отличаются свежестью, умением взглянуть на зверя, словно в первый раз в жизни.
Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны

Главное -- крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими.

Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих перья птицы, шерсть зверя, и "ощущение массы тела. Эта масса где-то тяжелеет, сгущается (скажем, в лапах или морде, где тело как бы выходит наружу), а где-то разрежается; эта масса сосредоточена внутри и постепенно теряет свою плотность к поверхности"

"Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь"

"Я приучился с детства понимать животное -- понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное", -- говорил художник

К оформлению детских книг он попробовал подойти иначе. На его рисунках стало обозначаться пространство, появилась перспектива. Звери порой изображались более сказочными и, скорее, напоминали героев Васнецова. Менялась и техника: художник начал работать гуашью и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали. К иллюстрациям Чарушина близки по духу и его эстампы.
Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.
    -- Знакомство с понятием "штрих" и видами штриха
Воспитатель показывает детям книжные иллюстрации и рисунки. Как вы думаете, дети, чем нарисованы эти рисунки? Красками или какими-то другими изобразительными мате-риалами? Почему вы считаете, что рисунки выполнены пе-ром или карандашом? (Растения, животные или другие пред-меты нарисованы короткими линиями.) Эти линии называются штрихами. Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зве-рей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое. Воспитатель по-казывает рисунки, выполненные штрихом. Обращает внима-ние детей на разное направление штрихов на частях тела зверюшек, на разную длину штрихов, на то, что одни штрихи расположены густо, а другие редко. Помещает перед детьми таблицу с разным расположением штрихов и показывает приемы их изображения, давая назва-ния каждому виду штрихов: короткие равномерно расположен-ные штрихи (вертикальные и горизонтальные) отрывные и безотрывные, дуги и др.
В ИДЫ ШТРИХОВ


Короткие прямые штрихи

Длинные вертикальные и горизонтальные штрихи

Наклонные отрывные и неотрывн ые штрихи

Удлиняющиеся штрихи

Штрихи-зигзаг

Штрихи, расходящиеся от центра по кругу, отрывные и неотрывные

Затем предлагает детям нарисовать на своих листках бумаги разные штрихи. Когда дети закончат рисование штрихов разного характера, воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации и най-ти в изображениях предметов те или иные штрихи.






В заключение говорит, что на следующих занятиях дети будут учиться изображать разные растения и животных штрихами. Упражнения на развитие силы нажима на карандаш. "Редеющий заборчик" Предложить ребёнку нарисовать заборчик из вертикальных линий. Вначале сильно нажимать на карандаш, но с каждой следующей линией нажим ослаблять всё тише и тише. Получатся первый столбик самый толстый и яркий, а последний тоненький и еле виден. Можно обыграть рисунок - где можно спрятаться за забором справа или слева? "Морская даль" Проводить горизонтальные штрихи. Верхний - слабым нажимом. Далее нажим постепенно усиливать. Нижние штрихи - самые толстые - сильным нажимом. Обратить внимание, что получилось впечатление, как- будто нижний край рисунка ближе. Упражнения на развитие чувства ритма. "Широкие просторы" Разными оттенками зелёного и жёлтого карандашей рисовать ряды штрихов разных по высоте, с разным расстоянием между штрихами. Получится картина создающая впечатление, что перед тобой равнина с разными полями. "Морские волны" Неотрывные штрихи "зиг-заг" нарастающие о убывающие по длине создают впечатление волны. "Стакан воды" Лист бумаги в форме стакана. Сначала весь стакан заштриховать редкими вертикальными штрихами. Затем нижнюю часть заштриховать горизонтальными штрихами часто. Создаётся впечатление, что стакан наполовину наполнен водой. Упражнения на развитие образного воображения. "Пять кругов" Пять одинаковых кругов заштриховать разными штрихами:

    -- Прямыми в одном направлении. - получилась плоская пуговица, если дорисовать в центре две точки. -- Прямыми отрывными по кругу из центра можно в несколько рядов- получился пушистый комочек (может это головка какой -нибудь птички, дорисуйте глаз и клюв) -- Прямыми неотрывными по кругу из центра можно в несколько рядов- получился колючий комочек (может это ёжик). -- Дугами отрывными из центра - вот вам и розочка или другой цветочек. -- Длинными дугами, расположенными радиально, по краю - колесо или баранка.
Занятия:
    -- Ёжик под ёлочкой. -- Цыплёнок. -- Рыбка. -- Совушка - сова. -- Котик на коврике.
(Смотри иллюстрации выше)

Е.И. Чарушин-художник и писатель. Пластика внешнего вида и зоопсихологизм в рисунках и рассказах Чарушина. Анализ иллюстраций.

Творчество Евгения Ивановича Чарушина эмоционально и многозначно. Оно трогательно и восхитительно, как улыбка ребенка. Художник и писатель, он дарит ребенку с ранних лет его жизни неповторимое чувство красоты родной природы, родного края, Родины. Оно живет в памяти, обращенной к первым годам жизни, первым впечатлениям, и сопричастно всему земному, что окружает человека с момента рождения. Поэтому творчество Чарушина близко не только детям, но и взрослым. Оно не позволяет забыть, что все взрослые «родом из детства», а детям дает понять, как прекрасен мир.

На страницах его рассказов не встречаются нравоучения и указания, но, прочитав или прослушав их, ребенок начинает понимать, что доброта и любовь должны править миром, что красота — это, прежде всего отсутствие эгоизма, что сохранность жизни и бережное отношение ко всему живому — первый показатель нравственности человека. Произведения Чарушина сильны тем, что, как бы исподволь, учат добру, ответственности и причастности человека ко всему, что его окружает. Они близки русскому фольклору для маленьких.

Истоки искусства Евгения Ивановича Чарушина в его детских впечатлениях, в красоте родной природы, окружавшей его с детства, в добром и заботливом отношении к животным, которое он наблюдал, будучи ребенком. Приглядимся к любой из его книжек. Предмет и образ существуют у него в неразрывной слитности. Он отталкивается от натуры, по-художественному преобразует ее и уже через образ снова как бы возвращается к натуре.

Его творческая интуиция всегда на страже такого преображения натуры, которое не нарушает, а, наоборот, подчеркивает ее живую достоверность фактурой оперения и шкурки, пластики зверя или птицы. Это слова исследователя творчества писателя В. Механикова. Сам же Чарушин так писал о себе: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка — я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т. п. Все это надо наблюдать и почувствовать».

Техника письма, манера передачи образа у Чарушина действительно соответствуют реалистической направленности, стремлению передать и движение, и настроение животного, которого так и тянет погладить. Вглядитесь в его по-детски растерянного, беспомощного, одинокого медвежонка — «героя» рассказа Нины Смирновой «Как мишка большим медведем стал», оставшегося без мамы-медведицы. Так и хочется его пожалеть, защитить. Еще один наглядный пример — иллюстрации к книге Самуила Яковлевича Маршака «Детки в клетке». Удивительное слияние стихотворного текста и иллюстраций. Детеныши животных на обложке книги, на первом развороте... Как живые! И два медвежонка, со всех ног убегающие от маленькой зебры; и львенок, смотрящий прямо на читателя, как бы спрашивающий нас о чем-то. На развороте все заняты своим делом — бегают, играют, с любопытством смотрят друг на друга, но у каждого свой характер, свои повадки, увлечения. Каждый живет своей детской жизнью. И нет сомнения, какой восторг они вызывают у детей — чувство радости, добра и... стремление защитить малыша. Обратите внимание, как реалистичны звери в обрисовке. Да, цветовая гамма иллюстраций достаточно скупа, однако удивительно выразительна — тонко сочетающиеся черные, коричневые, желтые, белые мазки, пятна; иногда желтый цвет становится золотисто-охристым; очень точны детали изображений.

Совсем иные оттенки просматриваются в книге «Птенцы». И текст, и иллюстрации рыже-коричневые, желтые, синие, черного цвета совсем немного — только для того, чтобы подчеркнуть отдельные перышки, выделить клювик, лапки птенцов. Особенно запоминается иллюстрация на развороте (Чарушин вообще мастер композиции в развороте), третья часть которого — толстый кряжистый ствол. Левую часть занимает обозначенное черно-рыжими штрихами гнездо и в нем — орущие воронята.

Очень скупы, но живописны пейзажные изображения. Не поленитесь, найдите иллюстрации Евгения Чарушина к рассказу Н. Смирновой «Мишка один» (из книги «Как мишка большим медведем стал»). По диагонали через белую страницу (снег) — тонкое деревце, на котором сидит мишка. Или мишка в весеннем лесу: в середине белой страницы сам мишка, а вокруг него лес — две елочки, обозначенные несколькими штрихами, кустик и четыре лаконичных цветка. И все представлено черным цветом на белом снегу. Этот пейзаж: и ограниченность цветового решения как нельзя более выразительно подчеркивают тоску одиночества маленького медвежонка...

Вспоминая сегодня Евгения Ивановича Чарушина — талантливого мастера кисти и слова, мы не можем не отметить еще одну сторону его таланта — педагогическую. Художник-педагог, непосредственно работавший с дошкольниками, придавал огромное значение руководству детским творчеством, предлагая взрослому направлять содержание детского рисунка, оказывать помощь в формировании образа, в поисках средств выразительности. Особую заботу составляла техника работы детей карандашами и красками. Техническую легкость процесса рисования Чарушин считал одним из побудителей создания образа. В статье «Мой метод рисования с детьми», опубликованной во втором номере журнала «Дошкольное воспитание» за 1943 год, он писал: «Если ребенок неправильно держит карандаш и кисть (в кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро утомляется, процесс изображения затрудняется, и ребенок лишается радости творчества».

С той поры прошли годы... Однако художественный дар волшебника слова и графики, замечательного педагога и по сей день зрим и для детей, и для взрослых.

Все истории, о которых поведал нам Е.И. Чарушин, будь то смешные или грустные, забавные или героические, всегда имеют большое воспитательное значение. Оно состоит в том, что вызывает у ребенка добрые чувства: чуткость, желание заботиться о слабых, защищать беззащитных. Обращаясь к юным читателям и зрителям, Е. И. Чарушин пишет: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты — человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Входи в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».


Список использованной литературы

1. Костров Н. [Воспоминания о Е. Чарушине] // Мир Чарушина. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 153.

2. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983

3. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В. Глоцер. — М.: Книга, 1987

4. Цит. по изд.: Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1989г., №7, 2000г., №10, 2000г.-Чехов.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника»

Интеграция образовательных областей. “Речевое развитие”, “Социализация”, “Художественное эстетическое развитие”, “Физическое развитие”,

Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством художника-анималиста и писателя Евгения Ивановича Чарушина

Задачи: В области “Речевое развитие”:

  • Развивать память, мышление, воображение, творческие способности детей.
  • Воспитывать любовь к книге, к чтению, к животным.
  • Расширять представления детей о художественных и иллюстрациях писателя и художника.

В области “Социализации”:

  • Способствовать поддержанию положительных эмоций у детей на протяже-нии всего занятия.
  • Формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отве-чать, слушать ответы других.

В области “Художественное творчество”:

  • Продолжать учить рисовать животных в нетрадиционной графической технике -тычком жесткой полусухой кистью
  • Учить детей правильно держать кисточку.
  • Развивать чувство фактурности и объемности.
  • Воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изо-бражение образов.

В области Физическое развитие”:

  • Поддерживать двигательную активность во время физминутки, правильно сочетать ритмические движения со словами стихотворения.

Наглядный материал:. Иллюстрации и книги русского писателя и художника Е.И. Чарушина, Портрет Е.И. Чарушина,

Мольберт с картинками животных по рассказам, Е.И. Чарушина, Показ презентации по рассказам Е.И. Чарушина, Плюшевый медвежонок, Акварельная бумага с контурным изображением животного, Кисти с жесткой щетиной, Гуашь, коричневая, черная, Музыкальное сопровождение, «Весна просыпается. ”

Ход занятия.

Организационный момент.

Сейчас становитесь дети, в круг-
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Здравствуйте девочки,
Здравствуйте мальчики!
Ваши ушки на макушки,
Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем
Ни минутки не теряем.

Основная часть.

Воспитатель: Дорогие ребята! Наше занятие сегодня будет не обычным, потому что к нам сегодня пришло много гостей.

Сюрпризный момент:

Ребята сегодня утром я получила посылку. Как вы думаете, что там может быть? (Дети перечисляют все возможные варианты) .

У меня для вас есть загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.

Загадка:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(книга) .

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на книжную выставку к Евгению Ивановичу Чарушину,

Ребята сегодня наше занятие будет посвящено творчеству одного необычного человека. Сегодня мы начнем знакомство с творчеством Е.И. Чарушина.

Сейчас я вам немного расскажу о нем. Е.И. Чарушин Писатель и художник известный своими добрыми рассказами и рисунками о животных.

Любовь к природе родители прививали Е.И. Чарушину с детства. ‘Отец Е.И. Чарушина был архитектором-художником. Он любил свое дело, сумел заинтересовать им маленького сына и научил его рисовать. Мать учила ребенка “смотреть и удивляться красоте природы и всему ее разнообразию и великолепию”В доме у них было полным-полно животных, птиц в клетках, рыбы в аквариуме, во дворе котята, цыплята и он сам за ними ухаживал. Женя любил рисовать и стал Евгений Чарушин рисовать иллюстрации, т.е картинки к детским книгам. Одна за другой стали выходить детские книги с рисунками к народным сказкам, понравилось ему история про лису и зайца. И вот написал он сказку, “Теремок”, ”Лиса и заяц”. Особенно Чарушин любил рисовать звериных малышей, забавных и беспомощных. ”Посмотрите ребята, какие они маленькие и милые.

Воспитатель: Нравятся вам животные в рисунках этого художника?

Ребята, как вы думаете, кто главный на этой картинке?

Дети: Медвежата.

Воспитатель: Правильно, а почему?

Дети: Потому что художник нарисовал крупно, во весь лист.

Воспитатель: Какие они? (Рассуждения детей:, дикие, пушистые, как живые,)

Воспитатель: Где они должны жить.

Дети: На воле.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием, а теперь давайте немного отдохнем с вами.

Физминутка: Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. повороты головой. Вот так, вот так. Головой своей крутили. Медвежата мед искал, Руки верх. Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили Ходьба на месте, изображая медвежат. И из речки воду пили. А потом они плясали, Лапы дружно поднимали. Поочередно поднимать то левую, то правую руку. Вот так, вот так, Лапы дружно поднимали..

Воспитатель: Молодцы ребята.

Читая книги Е.И. Чарушина, мы узнаем о животных много интересного, нового, получили самые первые и простые навыки наблюдения и ухода за ними.

Е.И. Чарушина призывает учиться понимать и ценить родную природу.

Е.И. Чарушина художник – анималист.

Художник который рисует животных, Е.И. Чарушин использовал особый способ изображения – он так и называется: метод Чарушина, рисовать нужно тычком, жесткой полусухой кистью.

Ребята давайте представим, что мы художники, мы пришли, в лес и увидели медвежат и нам захотелось, их нарисовать.

Вот правила выполнения рисования тычком жесткой полусухой кистью:

Кисть надо держать вертикально. При работе тычком кисть в воду не опускают.

Игра с кисточкой: Кисточку возьмем вот так. Это трудно? Нет, пустяк!

Кисточка пошла тычком, Застучала каблучком. Мы рисуем раз, раз, раз. Все получится у нас!

Самостоятельная работа детей. Звучит тихая музыка.

Анализ детских работ. При просмотре рисунков прошу показать самого пушистого зверя, самого толстенького, самого маленького. Задаю вопрос:

Какой рисунок тебе понравился больше всего? Почему?

Итог занятия. Наше занятие подошло к концу.

Татьяна Парначева
Интегрированное занятие по рисованию в нетрадиционной технике в подготовительной группе «Е. И. Чарушин - художник-анималист»

Интегрированное занятие по нетрадиционной технике рисования .

Занятие 17 . "Чарушин – художник анеманист ".

Программное содержание.

Задачи :

1. Обучающая :

Познакомить с творчеством Е. И. Чарушина , формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации.

Учить замечать выразительные средства в рисунках, их сходство нарисованных объектов с настоящими, воспринимать доброе, нежное отношение художника к изображенным животным.

2. Развивающая :

Развивать умение рисовать изображение пятнами , штрихами.

3. Воспитательная :

Воспитывать любовь ко всему живому, вызывать у детей добрые чувства к игровым персонажам, желание прийти им на помощь.

Предварительная работа :

Беседа о зайцах, их внешнем виде, привычках, повадках.

Чтение стихов, рассказов и сказок о зайцах, отгадывание загадок.

Организация выставки иллюстраций Е. И. Чарушина .

Ход занятия.

Педагог : Ребята, сегодня я приглашаю вас в выставочный зал. На выставке вы увидите разных симпатичных зверей-малышей.

Это иллюстрации замечательного художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина . (Педагог показывает по очереди иллюстрации) .

Е. И. Чарушин родился в городе Вятка на Урале. Отец был художником- архитектором , мама - садоводом и ягодником. С родителями Женя часто ходил в лес, наблюдал за живой природой. Во дворе и в доме у них был целый зоопарк : и птицы, и животные. Он очень любил за ними ухаживать, с ними играть. Он очень часто ходил к чучельщику, который жил недалеко от его дома. Там он наблюдал животных в состоянии покоя. Чарушин любил рисовать животных , особенно детенышей. У него был свой метод рисования . Он рисовал не контурно , а антиконтурно - пятнами и штрихами.

Вот первая иллюстрация с забавным медвежонком. Затих медвежонок, ест малину. А художник любуется им и передает в рисунке свое доброе к нему отношение. Мы видим, какие у медвежонка мягкие ушки, неуклюжие лапы, серьезная мордочка, густая мохнатая шерсть.

Но в некоторых детенышах подмечает художник будущих хищников , не всегда безобидных и безопасных. Почему раскричался этот рыжий лисенок? Хвостик напрягся, шерсть растопырилась. Испугался,что мама оставила его одного. Но по острой скалистой мордочке понятно : это - лесной зверь.

Вот еще один хищник - волчонок. Он пока совсем маленький - серенький комочек с черными озорными глазками. Пристально волчонок вглядывается в окружающий мир. Вырастет малыш и станет страшным лесным хищником. Когти - цап,а зубы - щелк.

А это славные зайчата, мохнатые шарики. Уши врозь, глаза коричневые, большие, а лапки мягкие,будто зайчата в валенках ходят.

Много животных нарисовал художник ,но все они разные. У каждого свой характер, поза, мимика. Порой кажется, что они живые. И все животные на иллюстрациях Евгения Ивановича добрые и красивые.

Понравились ли вами рисунки Евгения Ивановича Чарушина ?

Кто украшает книги рисунками?

Как называются картинки в книгах?

О чем можно вспомнить или помечтать, рассматривая иллюстрации?

Каких животных изобразил художник ?

Педагог : Послушайте небольшой рассказ Евгения Чарушина "Заяц".

"Шуба у зайца теплая-теплая, белая-белая. Шуба зайку от мороза спасает, от охотника скрывает. Снег белый. Да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели. Сидит зайка - ветки обдирает, горькою кору гложет. Теплого лета ждет. Летом - раздолье, всякой еды вдоволь. Ешь не хочу : хочешь - пожуй сладкий клевер-кашку, хочешь - траву тимофеевку, любой цветочек с медом откуси.

Не лазай только, зайка, в наш огород, не грызи капусту, не порть нашу морковку".

Затем педагог задает детям вопросы.

Для чего зайцу нужна его шубка?

Что случится, если заяц не поменяет серую шубку на белую?

Кто у зайчика враги и как он от них защищается?

Какие стихи, сказки о зайчике вы знаете?

В каких мультфильмах встречается зайчик?

Педагог : Ой, это чьи там ушки из-за елочки виднеются? Как тебя зовут? (Достает игрушечного зайчика, сложенного методом оригами) .

Зайчик (грустно) : Зайчик я, Степашка.

Педагог : Здравствуй, Степашка. Почему ты такой грустный?

Зайка : Да где тут веселится. Мой друг Филя заболел, и врачи не разрешают ему гулять на улице. Скучно Филе одному дома. Вот он и попросил меня сделать ему что-нибудь приятное. А я никак не могу придумать, чем мне его порадовать.

Педагог : Дети, а вы хотите помочь Степашке? (Ответы детей) . Степашка, как хорошо, что ты к нам пришел. Мы только что рассматривали иллюстрации и читали рассказ художника и писателя Евгения Чарушина . Он рисовал различных животных и мы с ребятами сегодня будем рисовать зайчика новым способом - пятнами.

Думаю, Филе понравятся наши рисунки. Увидит он, что к нему целая ватага зайцев прискакала, развеселится и обязательно поправиться.

Объяснение воспитателя новой техники рисования зайца .

Педагог : Ребята зайчат мы нарисовали , а теперь давайте поиграем.

Степашка : Как мне у вас понравилось! Я даже захотел с вами поиграть.

Подвижная игра "Весело в лесу".

Читает педагог Выполняют дети

Зайцы утром рано встали

Встать со стульчиков

Весело в лесу играли

По дорожкам прыг-прыг-прыг. Прыжки на месте

Кто к зарядке не привык?

Ходьба на месте.

Вот лиса идет по лесу.

Идти походкой лисы.

Кто там скачет, интересно ?

Чтоб ответить на вопрос,

Потянуться, руки вперед.

Тянет лисонька свой нос.

Прыжки на месте.

Но зайчата быстро скачут!

Прыжки с продвижением вперед.

Как же может быть иначе? -

Бег на месте.

Тренировки помогают! Приседания

И зайчата убегают.

Бег на месте.

Вот голодная лиса

Грустно смотрит в небеса.

Потянуться, руки вверх.

Тяжело вздыхает,

Глубокие вдох и выдох.

Садится, отдыхает.

Сесть на стульчики.

Степашка : Спасибо вам, ребята! Очень вы меня выручили. Я навещу своего друга Филю и отдам ваш подарок. Думаю, теперь он быстро поправится.

А вас я хочу отблагодарить за помощь. Самое любимое мое лакомство - вот такая большая сладкая витаминная морковка! Ешьте на здоровье и растите большими, добрыми и умелыми. До свидания, ребята.

Дети : Спасибо, Степашка. До свидания, пусть твой друг Филя быстрее поправляется.