Произведения о любви животных к своим детенышам. Истории о добрых чувствах и дружелюбии животных

Произведения о любви животных к своим детенышам. Истории о добрых чувствах и дружелюбии животных
Произведения о любви животных к своим детенышам. Истории о добрых чувствах и дружелюбии животных

Общество не раз сталкивалось и, к сожалению, продолжает сталкиваться с проблемой проявлением жестокости и насилием над животными. Тому пример недавние ужасные события в российском городе - Хабаровск, вызвавшие у всех сострадательных людей шок и громкий ужас. К сожалению, такие истории всего лишь капля в море постоянной жестокости ради забавы и развлечения. А что ещё хуже: авторами таких расправ могут быть практически ещё дети.

Можно много и громко говорить о издержках воспитания, неблагоприятных условиях и так далее, но как детский писатель, а в прошлом ребёнок, для которого другие детские авторы писали свои произведения, я хочу поговорить о тех книгах, что так или иначе прививают сострадание и любовь к нашим братьям меньшим. Я составила свою небольшую подборку произведений.

Григорий Почепцов «Бюро добрых услуг»

Об этой книге я уже упоминала в посте «Что я читаю. Детские книги». В этой сказке то, о чём мечтает каждый зооволонтер: настоящий огонёк, на который могут прийти все обездоленные и беззащитные животные. Когда-то уличный и ничейный котёнок попал в руки к доброму волшебнику, который к счастью пушистика заметил его и пригласил жить к себе в квартиру. А потом, уже выросший котёнок, подумал, что не всем животным может повезти, как ему, и он решил предложить своему хозяину построить Бюро Добрых Услуг. Только вот, как это часто бывает, находятся противные и злые колдуньи, которым не очень нравятся дела добрых волшебников. Рекомендую эту историю всем детям и взрослым. После её прочтения сразу захочется стать, если не волшебником, то однозначно лучше, добрее и милосерднее.

Борис Заходер Стихи и сказки о животных

Любовь к животным важно прививать с раннего детства. В этом с радостью вам поможет Борис Заходер - автор многих стихов и сказок о животных. Это вам и «Мохнатая азбука», и «Птичья школа», и мой любимый стих «Мордочка, хвост и четыре ноги». Все эти забавные персонажи настолько милы, что не могут оставить равнодушным ни одного доброго ребёнка. Заслуженную популярность обрела и проза Бориса Заходера: книга сказок “Мартышкино завтра”, “Добрый носорог», “Жил-был Фип” , сказки “Серая звездочка”, “Русачок» “Отшельник и Роза”, “История Гусеницы”, “Почему рыбы молчат”, “Ма-Тари-Кари”, “Сказка про всех на свете” и многие другие.

Эрик Найт «Лесси»

Эта книга настолько погружает читателя в мир одной-единственной собаки, что всю историю невольно задаешься вопросом: «А что значит быть Лесси?». Что значит чувствовать одиночество по-собачьи? Что значит для собаки человек, и одно лишь обязательство перед ним, что постоянно крутится в голове: » Быть ровно в четыре часа возле школы»? Что значит преданность и любовь? Что значат другие люди? И помимо того, как Лесси упорно, шаг за шагом, возвращается назад в родной Йоркшир из чужой Шотландии, так и читатель находит ответы на свои вопросы. Впервые я прочитала эту книгу в 12 лет, и она была для меня достаточно тяжёлой морально. Однако такие истории заставляют задавать тот самый вопрос, который я подняла выше: «А что значит быть другим существом?». Этот вопрос гораздо важнее, чем может показаться. Ведь мы не знаем, каково чувствовать что-то определённое, как другой человек, а уж тем более существо другого вида. Конечно, это произведение всего лишь отражение в первую очередь отношения автора к собакам, его о них знания и наблюдения за ними, а его собственная собака колли Тутси послужила неким прототипом для Лесси. Я рекомендую эту книгу всем детям и подросткам, ведь в ней есть место самому главному: состраданию, пониманию чужой боли, будь она от нанесенных ран, холода, голода или одиночества. Кстати, занимательный факт: «Лесси - выдуманная собака, которую наградили звездой на Аллее славы в Голливудe.»

Александр Куприн Рассказ «Белый пудель»

Прекрасное лирическое произведение о бродячей труппе, состоящей из двенадцатилетнего акробата Сергея, его верного и обученного всяким трюкам пуделя Арто и самого старшего члена команды - дедушки Мартына Лодыжкина. Путешествуя вдоль богатых дач на побережье Крыма, артисты зарабатывали нехитрую денежку выступлениями перед жителями этих самых дач. Но вот однажды, во время одного такого уличного выступления, один очень капризный мальчик Николай захотел себе Арто. Ну а чтобы капризный Николай больше не устраивал истерик и получил что хотел, его мама решила, что проще всего будет выкупить собаку у бродячих артистов. Принимая во внимание только материальную сторону мира, она и остальные члены семьи капризного Николая, перестали понимать, что собака в первую очередь не вещь и не аксессуар, вроде сумки, шляпки или новой игрушки. Это друг. Для Сергея и дедушки Мартына пудель Арто был полноправным членом не только их команды, но и верным спутником в их нелёгкой, часто голодной и бедной жизни. А друзей нельзя продать. Поэтому когда пуделя нагло крадут, Сергей несмотря ни на что возвращается на дачу богачей, чтобы вызволить своего лохматого друга из плена. Эту историю я прочитала у Куприна уже во взрослом возрасте, и честно не понимаю, почему мы изучали в школе его «Гранатовый браслет» и «Олесю», где затрагиваются ещё не очень понятные темы и вопросы для подростков тринадцати-четырнадцати лет, а вот такие прекрасные вещи о дружбе мальчика и собаки – нет.

Чезар Петреску «Фрам - полярный медведь»

История о цирковом медведе по имени Фрам, который вернулся в родную Арктику. Однажды знаменитый Фрам, который попал в известный цирк Струцкого ещё медвежонком, перестал исполнять трюки и впал в настоящую «медвежью» депрессию. Как оказалось, он просто-напросто заскучал по своей белой снежной родине - Арктике, о которой он весьма смутно помнит. Эта история о том, как прирученный и использованный людьми в своих целях зверь, вновь учился быть тем, кем он является на самом деле - полярным медведем. Трогательная и светлая, трагичная и полная сопереживания она о том, что мир дикой природы - это совершенно другой мир. Да, часто он жесток, но не ради наживы, прихоти или забавы, как это бывает у людей. Рекомендую к семейному прочтению, с последующим обсуждением отличий мира дикой природы от человеческих джунглей.

Я составила подборку всего из 5 пунктов. Но если вам интересно, я обязательно напишу и о других произведениях, которые мне запомнились, как истории, что прививают доброе отношение к животным.

Природа – это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается юному человеку в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а человеку важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое целое.
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребёнку в полной мере увидеть и понять красоту природы, воспитать в нём высокие нравственные качества, которые необходимы для его последующего развития и формирования как личности, как человека. Рассматривая природу и нравственность как единое целое, у учащихся формируется потребность в общении с природой, в бережном отношении к ней.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Через неё идёт знакомство с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывает нравственные, эстетические и другие качества человека, начинает формировать личность.
Книги являются своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру. Познавать мир с помощью природоведческой книги – значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни.
В этой работе большую помощь оказывают рассказы писателей, которые в своих текстах учат детей не только видеть красоту природы, но и бережно к ней относиться.
В круг чтения младших школьников по программе «Школа России» включены произведения о природе таких писателей, как В.Бианки, К. Паустовский, Е. Чарушин, В. Берестов, И.Бунин, А.Плещеев, С.Есенин, И.Соколов-Микитов, М Пришвин и др.
Главная тема творчества М.М. Пришвина – человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние.
В своих произведениях автор служит примером бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Необходимо систематически учить детей бережному отношению к природе.
Пришвин воспринимает природу как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов – каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе – он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник - искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства «через посредство охоты»… Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям.
Говоря о Пришвине что, он охотник, следует отметить его же выражение: «После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, кузнечиками, горлицами, бабочками. Ружья тогда у меня не было, да и теперь ружьё в моей охоте не обязательно. Моя охота была и тогда, и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в жизни с этим не встречался». Таким образом, Пришвин был охотником за наблюдениями.
В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.
Звери и птицы у Пришвина «шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб («Силач»); шепчет лес («Шёпот в лесу»). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях: «Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки» («Опушка»).
Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивлёнными глазами. Наверное, именно поэтому рассказы писателя так легко воспринимаются детьми.



Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.
Как показывает мой опыт, через литературные произведения можно знакомить детей с явлениями и событиями, выходящими за пределы их личного жизненного опыта. Художественное мастерство писателя способствует тому, что сложные темы становятся доступными.
Для углублённого понимания и активного восприятия прочитанного очень полезны беседы по тексту рассказов. Учитель может задать детям вопросы: Понравился ли вам рассказ? Какой главный герой по характеру? Что понравилось в поступках героя, а что нет? В процессе такой беседы осуществляется элементарный анализ произведения. Беседы можно разделить на вводные – перед чтением произведения, и заключительные – после чтения. Во вводных или предварительных беседах учитель обращается к личному опыту каждого ученика, вызывает в его памяти соответствующие ассоциации. Например, если знакомить детей с рассказом Пришвина “Говорящий грач”, можно помочь детям вспомнить всё что они знают о грачах, задавая вопросы, рассмотреть иллюстрации с изображением птицы. Рассказать детям, что грачи очень полезные и умные и только после этого читать сам рассказ.
В ходе беседы важно использовать наглядные пособия, которые необходимо подобрать в соответствии с содержанием произведения. Беседы о прочитанном позволяют найти отклик детей на произведение. Очень важно побуждать детей высказывать собственное мнение по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно-противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои отрицательные и положительные поступки, что тоже не маловажно, так как осмысление своих действий идёт на более высоком уровне. Эти задачи требуют от учителя кропотливой, систематической работы. Здесь и встают вопросы: как поддерживать и развивать возникающие у детей добрые чувства? Как создать такую ситуацию, в которой они будут активно действовать – помогать, защищать справедливость?
Беседа о прочитанном произведении является важным этапом в формировании представлений об окружающем мире.
В рассказах Пришвина очень много познавательного. Например, в рассказе «Ёж»” дети узнают о повадках зверька, в «Золотом луге» – о том, что одуванчик ложится спать вечером, закрывая свои лепестки, а утром просыпается.
Детям очень интересно узнать, что не только их мама любит и ухаживает за ними, но и у животных тоже существует материнская любовь. Такую материнскую любовь можно увидеть в рассказах «Пиковая Дама» и «Лоси». Оказывается, и у них, как и у нас: родители берегут и защищают детей. Дети у них – такие же беззаботные несмышлёныши: вылезли на берег и давай играть, не обращая внимания на охотника, а наигрались – и к маме, и она их повела…



Особенно близкой детям является идея единства человека и природы. Так в рассказе “Этажи леса” автор проводит параллель между людьми и животными. Как люди живут в многоэтажках на определённом этаже, так птицы и звери живут на своём этаже. Но если люди без труда могут спустится на другой этаж, поменяв квартиру на другую, то животные этого никак не могут: «Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети… Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на которой находился разрушенный этаж». Только тогда гаечки нашли своих птенцов.
Читая произведения Пришвина, у детей формируется понятие о добре и зле. Так, Пришвин в рассказе «Ёж” очень хорошо описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька: «Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочку дам – съест».
В рассказе М. Пришвина «Ребята и утята» рисуется встреча писателя с детьми. Ребята совершили дурной поступок: они сбивали шапками и ловили диких уточек. Однако после беседы с писателем поняли, что поступали нехорошо, и отпустили утят.
Рассказ учит быть гуманным, добрым, великодушным, воспитывает любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Задача педагога - передать основную идею рассказа (люби и береги природу, будь добрым хозяином своего края), помочь понять, что ребята поступали нехорошо, а в конце рассказа, когда дети осознали свою ошибку, порадоваться за них.

Каждая мать любит своего ребёнка. Она стремится оберегать его от опасности, зачастую жертвуя собой. Именно такую проблему материнского самопожертвования рассмотрел в своём тексте Владимир Алексеевич Солоухин.

Её самопожертвование естественно, ведь мать должна оберегать и спасать детей. Это является основной мыслью текста, которая содержится в предложении №20: "Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно".

На мой взгляд, авторская позиция сформулирована в предложении №21: "Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело- спасать своих детей". Владимир Алексеевич Солоухин утверждает, что присутствие главного героя только мешает выхухоли спасать своих детей. Заметив человека, животное становится более осторожным и начинает медлить, тем самым оно не успеет вовремя придти на помощь.

Мы убеждаемся в этом, читая стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева "Воробей", в котором описана проблема материнского самопожертвования. На маленького воробышка, свалившегося с дерева, набрасывается собака. Как вдруг с ветки слетает его мать и отпугивает зверя, прыгая на него. Пес, не ожидая такого от воробья, замирает. Я думаю, что подействовали сила материнской любви и самопожертвование этой птицы.

Не менее ярким примером является произведение Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибирика "Емеля-охотник", в котором указаны две ситуации, связанные с материнским самопожертвованием. Первый случай произошел с дочерью и внуком Емели-главного героя. Дочь заели волки, когда она с маленьким Гришуткой поздним вечером возвращалась из деревни домой. Мать, пока хищники грызли ей ноги, закрывала ребёнка своим телом, и мальчик остался жив. Вторым случаем служит охота Емели на оленей. Когда он собирался выстрелить в олененка, мать загородила его собой. Вспомнив героизм и самопожертвование дочки, главный герой прекратил охоту на животных. Придя в свою избу, Емеля рассказал внуку, как олениха спасла от смерти свое дитя.

Таким образом, животные, как люди, любят и оберегают своих детей. В любой опасный момент мать готова к самопожертвованию ради спасения ребёнка.

6. ).
- Мироздание, Вселенная, Бог (7. ).

ЛЮБОВЬ К ЖИВОТНЫМ

24 февраля - День св. Власия (покровитель животных). Власий, епископ Севастийский, священномученик. Его просят об исцелении болезней горла и в опасении удавления костью, о помощи в житейских делах, о благословении Божием над домом, о сохранении, благосостоянии скота, об изобилии плодов земных. См. .

По начальному замыслу Высших сил, Земля была предназначена именно для животного царства, то есть для множества монад, сходивших своими шельтами сюда для того, чтобы приступить к великому творческому деянию: просветлению материальности трехмерного мира. Вмешательство Сатаны исказило этот замысел, усложнило пути, изуродовало судьбы, ужасающим образом растянуло сроки. Достигнуто это было главным образом тем, что с самого начала органической жизни Земли она была подчинена закону взаимопожирания.

Любовь к животным в системе жизненных ценностей должна стоять после любви к ближнему (женщине/мужчине, детям…). Сначала человек должен полюбить себя, потом ближнего и далее уже любовь можно распространять и на животных.

Противовес принципу духовной ценности любви к животным можно назвать принцип нравственного долга . Начиная со ступени человека, долг существа по отношению к ниже стоящим возрастает по мере восхождения его по дальнейшим ступеням. На первобытного человека уже возлагался долг по отношению к приручаемым животным. И не в том он состоял, что человек должен был их кормить и охранять: это был ещё простой обмен, долг в низшем, материальном, а не в этическом смысле, потому что за корм и кров человек брал у домашнего животного либо его труд, либо молоко и шерсть, либо даже его жизнь (в последнем случае он, конечно, уже нарушал естественную пропорцию обмена). Этический же долг первобытного человека заключался в том, что он был должен то животное, которое приручал и которым пользовался, любить. Древний наездник, питавший глубокое чувство к своему коню, пастух, проявлявший к своему скоту не только заботу, но и ласку, крестьянин и охотник, любивший свою корову или собаку, – все они выполняли свой этический долг.

Воспитание животного сознания - это задача, порученная Природой той или иной человеческой семье или отдельному человеку. Животные в своей совокупности должны рассматриваться человечеством как ученики или подмастерья жизни. Любовь и сострадание необходимы не только людям, но и животным.
Этот элементарный долг оставался общечеловеческой нормой до наших дней. Правда, отдельные высокие души, те, кого мы называем праведниками, а индусы называют более точным словом – махатма, высокий духом, – понимали новый, гораздо более высокий уровень долга, естественно вытекавший именно из их духовного величия. Жития святых полны рассказами о дружбе иноков и отшельников с медведями, волками, львами. В иных случаях это, может быть, легенды, но в других факты этого рода запротоколированы исторически точно, например – в свидетельствах о жизни св. Франциска Ассизского или св. .

Разумеется, подобный уровень долга по отношению к животным свойственен лишь ступени святости: уделом большинства человечества он не может быть так же, как и три тысячи лет назад. Но три тысячи лет – срок немалый. И ничем не оправдан тезис, будто мы и теперь обречены оставаться на том же уровне примитивного долга, что и наши далекие предки. Если человек, блуждавший в тесном и мутном анимистическом мире, уже мог любить своего коня или пса, для нас это, по меньшей мере, недостаточно. Неужели колоссальный путь, проделанный нами с тех пор, не обязывает нас к большему? Разве мы не в состоянии любить и тех животных, от которых не получаем непосредственной пользы, – диких животных, по крайней мере, тех из них, которые не приносят нам вреда?
Почему так очаровательны, так милы детеныши почти всех животных?
Почему, не говоря уже о волчатах и львятах, даже поросята и маленькие гиены не вызывают в нас ничего, кроме доброго и трогательного чувства?
Потому что проявление демонического начала в животном начинается лишь с той минуты, когда ему приходится вступить в борьбу за жизнь, то есть подпасть закону взаимопожирания. Маленькие звереныши Земли напоминают те образы зверей, которыми они обладали в смежном мире, откуда впервые попадали в наш мир. Даже змеи в том слое были прелестными существами, веселыми, очень резвыми. Они танцевали, славя Бога. И еще прекраснее, разумнее и мудрее они должны были бы стать в этом мире, если бы не Сатана.

Сегодня люди проявляют заботу совсем не так, как раньше: парикмахерские, гостиницы и даже ателье для собак и кошек, в изобилии появляющиеся вокруг, делают их жизнь похожей на человеческую. Хозяева с радостью играют в эту игру, не задумываясь - надо ли это всё самим животным? Идёт ли им на пользу такое очеловечивание? Когда хозяин кормит собаку или кошку тем, что ест сам, наряжает в одежду и укладывает спать, он как бы замещает этим свои несостоявшиеся отношения с другим человеком.
Принуждая своего пса или попугая жить почти человеческой жизнью, люди заботятся не столько о его подлинных желаниях, сколько о своих собственных потребностях, которые им по какой-то причине не удаётся удовлетворить. Пытаются, например, восполнить нехватку нежности или недостаток уверенности в себе.

"Обсуждение малейших подробностей их жизни, характера и привычек часто маскирует нашу нарциссическую потребность быть в центре внимания, - считает психоаналитик Анна Скавитина, - и нередко встречается у людей, которым трудно говорить о себе".
В Священном Писании сказано: блажен, кто милует скоты (Притч.-12,10).

Одна девушка пошла на озеро за водой. За ней щенок увязался. Дело было поздней осенью, озеро тоненьким льдом покрылось, и снежком его припорошило. Собачка побежала по снежку, да и провалилась. Хочет вылезти, а лед обламывается. Девушка говорит:
"Я хотела коромыслом ее достать, а она испугалась, да от меня дальше отплыла. Мне пришлось в холодную воду броситься, чтобы поймать ее и вытащить. Вытащила, а она с такой радостью ко мне кидается. Бегает вокруг, трясется, лает от радости, прыгает; радуется, что спасла ее. На другой день снится мне сон. Вижу этого же щенка. Он подходит ко мне и человеческим голосом говорит:
"Матронушка! Я за тебя Богу молюсь!"

Глобальная любовь к животным встречается очень редко, чаще всего Любовь к животным выражается, как предпочтение человеком того или иного животного.

Большинство из нас способно испытывать к тем или другим видам и особям род симпатии либо настоящей привязанности, либо эстетического восхищения. Кроме того, многим ещё свойственно общее сострадательное сочувствие к животным: отчасти этому сочувствию звериный мир обязан тем, что во многих странах имеется даже законодательство по вопросам их охраны и функционирует сеть добровольных обществ, этой охране себя специально посвятивших. В соединении с таким могучим союзником, как утилитарная забота о том, чтобы ценные в промысловом отношении виды не были совершенно истреблены, это эмоциональное отношение сделало возможным учреждение заповедников. А в порядке исключения некоторые заповедники и вовсе не имеют утилитарного смысла – например, существующие во многих местах питательные пункты для голубей.

Брахманизм издавна запретил вкушение различных сортов мяса, свёл фактическое питание человека к молочной и растительной пище, обработку кож и мехов объявил греховным и нечистым делом, а корову и некоторые другие виды провозгласил священными животными. И прекрасно сделал.

Психологическое основание культа коровы хорошо разъяснил Ганди. Он указал, что корова в данном случае есть олицетворение всего живого, стоящего ниже человека; смиренное преклонение перед ней, служение ей в виде бескорыстного за ней ухода, ласки и украшения выражает религиозную идею и этическое чувство нашего долга перед этим миром живых существ, идею покровительства и помощи всему слабому, нижестоящему, всему, не успевшему ещё развиться до высших форм; больше того: это есть ещё и выражение иррационального чувства глубокой общечеловеческой вины перед звериным царством, ибо человек выделился из этого царства ценой отставания и деградации более слабых. Выделился – и, выделившись, усугубил свою вину беспощадной эксплуатацией слабейших; с течением веков эта общечеловеческая вина росла, как снежный ком, и наконец достигла необозримых, неохватываемых размеров.

Слава тому народу, который сумел возвыситься до такого понимания, не в уме единиц, а в совести множества!


Любители животных - это особая порода людей с благородной душой, эмпатичных, возможно, немного склонных к сентиментальности, но с чистым и отзывчивым сердцем.

Российский психолог Борис ЛЕОНИДОВ в результате многолетних наблюдений за людьми пришел к странным на первый взгляд выводам о взаимосвязи предпочтения человеком того или иного животного и его собственным характером.
По классификации Б. Леонидова, тот, кто любит СОБАК за их верность, как правило, и сам надежен и предан.
Собака готова выполнять в семье определённую роль. Например, сторожа или няньки.
Разные причины приводят к тому, что люди заводят собаку. Те, кто решился на этот шаг, могут быть открытыми, эмоциональными или сдержанными людьми, но всех их объединяет повышенная потребность в тёплых, наполненных эмоциями отношениях. Хозяева собак особенно ценят в своих питомцах их способность к верности, не зависящей ни от каких внешних обстоятельств.
Чему нас учат собаки? Ориентироваться в ситуации, прежде чем завязывать отношения. Собака - внимательный наблюдатель, удивительно тонко чувствующий самые разные эмоции и намерения людей. Попав в новый коллектив, собака нуждается в некотором времени, чтобы понять, как распределены здесь роли, кто вожак, кто кормилец, кто будет с ней играть и гулять. И только сориентировавшись в системе отношений между людьми, собака устанавливает свои особые отношения с каждым из членов коллектива в отдельности. Ее такту и способности налаживать контакт с людьми в зависимости от их индивидуальных особенностей и предпочтений в самом деле стоит поучиться.


Если бы только люди могли любить как собаки, мир стал бы раем" - Джеймс Дуглас

Считающихся символом независимости КОШЕК предпочитают те, кто также стремится к максимальной самостоятельности, и даже подчеркивают, что они ни в ком не нуждаются.
Кошка ненавязчива в общении, она тщательно дозирует знаки своей любви и сама решает, что ей делать.
Расхожий стереотип, приписывающий любителю кошек черты мечтателя-одиночки, не так уж далёк от истины. Чтобы жить с ней в ладу, хозяин должен уважать её территорию и ритм жизни, а это предполагает в нём склонность скорее к размышлению, чем к действию.
Чему нас учат кошки? Жить и давать жить другим. Кошка знает, чего хочет, и безошибочно выбирает то, что ей в самом деле подходит лучше всего. Именно поэтому многие склонны считать её холодной и эгоистичной. Но это неверно: кошка - очень чувствительное существо, а её привязанность к хозяину, пусть и не такая очевидная, как у собаки, делает её верным другом, готовым поддержать и успокоить - главным образом, посредством нежных прикосновений. Тем самым кошка даёт нам прекрасный урок того, как можно соблюдать баланс между собственными интересами и потребностями окружающих.
Египтяне считали кошку воплощением бога Солнца на земле, возводили ей памятники и хоронили на отдельном кладбище со всеми почестями и надлежащими дорогими атрибутами. Ей приписывали необыкновенные магические свойства, верили, что кошка охраняет живых людей от душ мертвых.
И в наше время полагают, что кошки приносят в дом счастье, особенно трехцветные. Стоит только погладить такую кошечку - и все твои мечты сбудутся. В Средние века кошки впали в немилость. Вероятно, потому, что действительно были загадочными существами. Особенно инквизиторов смущали фосфоресцирующие в темноте кошачьи глаза. Их называли дьявольскими. См.

Мужчина и кошка...
Шотландский Виски
Одинокий мужчина и его одинокая кошка
Утром встав, потянувшись, как в принципе было всегда...
А потом эти двое сидели, смеясь, у окошка…
Не могли поделить круассан на двоих, вот беда...
И сидели, деля подоконник, кто справа, кто слева...
Подставляя взошедшему солнцу два разных лица...
На одном, помохнатей, читалось "Я все ж королева"...
На втором, чуть небритом, блестели задорно глаза...
И допив капучино, а кошка - тарелочку сливок,
Посмотрев друг на друга, глазами сказали: ПОРА!
Он ушел на работу, насыпав ей в чашку оливок...
Вот такая вот странная кошка с мужчиной жила…
И ждала его, взглядом зеленым скользя по дорожке,
Потому, что однажды к замерзшей он вдруг подошел...
И сказал: - Извини, я давно так мечтаю о кошке...
Может, будешь моей? Вдруг тебя не случайно нашел?..
И она согласилась. Ну, а как было кошке ответить?..
"Он такой одинокий, как я... и глаза ничего...
Да и пахнет приятно, печеньем, как пахнут лишь дети…
Этот ведь не обидит…"- подумав. И стала его...
С той поры и живут одинокие, странные рядом...
Иногда он читает для кошки стихи до утра…
А когда засыпает, то кошка с зелено-таинственным взглядом
Охраняет его...
раскрывая два белых крыла...

©Copyright: Шотландский Виски, 2009

Тот, кого восхищает полет ОРЛА, отличается быстротой реакции и способностью мгновенно ориентироваться в любой обстановке. Он не боится принимать решения и любит держать в узде окружающих. Словом, прирожденный руководитель.

Многие любят пингвинов, которые неуклюжи на суше, зато прекрасно двигаются в воде. Такая двойственность свойственна и людям, которые выделяют пингвинов из всех других животных: они общительны, но в то же время нередко бывают скрытными.

Любители ЛЬВОВ - это люди властные, что проявляется как на работе, так и в партнёрских отношениях. Подобно царю зверей, они стремятся к признанию и почитанию.

Рыбки замкнутые и невозмутимые в своём герметичном аквариуме, они демонстрируют нам душевное спокойствие, которому стоит поучиться.
Тот, кто заводит рыбок, скорее созерцателен и сдержан. Рыбки, не требующие от своего хозяина эмоций или активного участия в их жизни, станут для такого человека идеальными компаньонами. Помимо того, рыбок нередко заводят люди, привыкшие всё контролировать.
Чему нас учат аквариумные рыбки? Расслабляться. Давно замечено, что аквариумные рыбки - прекрасный объект для медитации. В жёстких условиях большого города многие из нас просто утратили способность отдыхать душой и телом, тогда как аквариум помогает нам восстановить этот бесценный навык. К тому же он позволяет нам органично сочетать восхищение перед непредсказуемостью и красотой дикой природы с естественным стремлением к покою, комфорту и безопасности: аквариум - настоящий океан в миниатюре, но на этом океане никогда не бывает ни цунами, ни штормов.

Главная черта крыс - любознательность. В поисках пропитания и новых впечатлений это маленькое существо готово исследовать самые отдаленные уголки человеческого жилища. Крысы легко поддаются дрессировке, различают людей по запаху и безошибочно узнают среди них хозяина.
Крыс заводят оригинальные натуры: как правило, им нравится, что эти грызуны не требуют специального ухода, а в силу любознательного характера отлично адаптируются к любой ситуации. Эти качества делают крысу отличным компаньоном: её можно постоянно носить с собой, брать в поездки и демонстрировать окружающим. Кроме того, крыс нередко выбирают люди, которым в обыденной жизни недостает тактильных ощущений: их миниатюрные питомцы не просто любят ползать по рукам, плечам и голове хозяина, но и получают огромное удовольствие от этого.
Чему нас учат крысы? Приятию близкого существа вопреки сопротивлению окружающих: древние стереотипы, приписывающие крысам массу отрицательных качеств, по-прежнему достаточно сильны, и человеку, рискнувшему завести это животное, придётся утверждать свои чувства к нему, невзирая на осуждение и непонимание других. Кроме того, несмотря на известную неприхотливость, крыса все же нуждается в соблюдении некоторых норм (так, в клетке у нее всегда должно быть чисто), что приучает человека ответственно и уважительно относиться к соблюдению чужих интересов - впрочем, в достаточно мягкой и необременительной форме.

Наблюдая за животными, мы учимся пониманию без слов, развиваем свою интуицию и наблюдательность - думаю, в первую очередь именно в этом и состоит положительный эффект от общения с ними.

С древнейших времен люди двойственно относились к животным: с одной стороны, многие из них - постоянный объект охоты, с другой - человеческое общество заинтересовано в восполнении их популяции, и, следовательно, с ними необходимо устанавливать отношения, а свою вину перед ними - искупать, - рассказывает антрополог Артем Козьмин. - Именно поэтому сегодня, как и в давние времена, хорошие охотники "разговаривают" с теми, кто должен стать их добычей; во многих племенах, живущих охотой, кости убитого и съеденного зверя закапывают с почестями… Возможно, и наша любовь к домашним животным, отчасти, продолжает традицию. Окружая заботой и вниманием кошек, собак, лошадей, мы бессознательно искупаем массовое убийство коров, свиней и овец".
Иными словами, привязанность к домашним животным позволяет человеку снять с себя вину за истребление животных, мясо которых мы ежедневно употребляем в пищу, в мех и кожу которых одеваемся.
В общении с питомцами привлекают их некритическое отношение к нам, безусловное эмоциональное принятие и внимательность к нашим действиям и эмоциональным состояниям. Многие навыки, которые мы приобретаем, живя рядом с ними, помогают общаться с окружающими и глубже понимать себя.

Животные учат нас принимать и отдавать свою любовь, не бояться выражать свои чувства. Иными словами, наши отношения с домашними животными не заменяют, не имитируют человеческие отношения - они служат лишь полезным и обогащающим дополнением к ним.

ТОТЕМЫ

Тотем определяется как живое существо, обладающее сознанием и способное двигаться.
Тотем можно описать как источник энергетизирующей силы в облике животного, движимый разумом.
Тотем представляют собой энергетическую схему, наделяющую шамана теми свойствами и атрибутами, которыми он обладает. Эти свойства, атрибуты принадлежат не отдельному животному, но идеальной "групповой душе" того или иного вида животных, чьё "эхо" содержится в энергетической системе человека, поскольку является аспектом его собственной животной природы.
Это Жизненная Сила в образе Архетипа, который может найти выражение в терминах человеческого сознания. Поэтому, хотя тотем обладает всеми качествами своего земного аналога, он даёт физическую, эмоциональную, умственную и духовную энергию, которая может быть усвоена человеком. Соединяясь с этим источником силы, человек может пользоваться его особыми свойствами. См.


«Мне жаль женщин, которые до сих пор покупают настоящий мех. Они не знают, что такое быть женщиной - иметь сердце и душу». Джейн Медоуз, актриса.


«Не лишайте ребенка радости общения с животными. Ведь никто не сможет научить маленького человечка состраданию и ответственности так мастерски, как это делают четвероногие друзья. Никакие рассказы и нравоучения не заставят сердце вашего чада стать отзывчивым к чужому горю. Если бы только люди могли любить как собаки, мир стал бы раем» Джеймс Дуглас


Я готова нырнуть в его шкуру
И хлебнуть все его беды
Ты мне будешь кричать «дура!»
Когда я умоляю небо…


Не бросайте животных, и не относитесь к ним как к вещам! ОНИ ЖИВЫЕ И ЧУВСТВУЮТ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, ЧЕМ НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ!!!


Я просто хочу... чтобы животных не выбрасывали, как старые игрушки…

«Для животных человек - это Бог.
Как мы просим помощи у Бога, так они просят помощи у человека».
Паисий Святогорец

Через излучение любви, доброты, благодарности и радости, вся Природа в конце концов вернется к первозданному состоянию Эдема, где «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их…» (Исайя 11: 6)

Список литературы:
12. Даниил Андреев. Роза мира. М. 2001.

КАТАЛОГ СТАТЕЙ

Одним из писателей, чьи произведения вошли в круг детского чтения, был Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) Его сочинения для детей различных жанров (рассказы, сказки, очерки на различные темы) адресованы читателям разных возра­стов.

«Сибиряк» - это литературный псевдоним писателя, детство и юность которого прошли в Пермской губернии. Писатель хоро­шо помнил время, проведенное на Урале, и его произведения

раскрывают удивительный мир природы, показывают быт людей, живущих в уральской глуши. Это рассказы «Емеля-охотник» (1884), «Зимовье на Студеной» (1892), «Приемыш» (1893), «В глуши» (1896), «Богач и Еремка» (1904), «Пимка-жигаленок» (1911), очер­ки «На реке Чусовой» (1900), «В степи» (1900), повесть «Белое золото» (1897).

Проза Д.Н.Мамина-Сибиряка для детей отличается темати­ческим и жанровым многообразием. Кроме социально-бытовых по­вестей и рассказов, реалистических произведений о животных в круг детского чтения входят также публицистические хроники и художественные очерки писателя («Славен город Великий Новго­род», «Покорение Сибири», «На реке Чусовой»); пейзажные этюды («Зеленые горы»); сатирические, бытовые и познавательные сказки; рассказы, отражающие психологию маленьких детей («Фунтик», «Бедный пильщик», «Кукольный магазин»).

В «Уральских рассказах» Мамина-Сибиряка явственно звучат две основные темы: «взаимоотношения человека с природой и общественное зло».

В рассказе «Вертел» читателю раскрывается трагическая судьба мальчика Прошки, работающего в гранильной мастерской. С са­мого начала рассказа вводится противопоставление света и тьмы: солнце, врывающееся в мрачное помещение, не может осветить темного угла, в котором за своим точильным колесом работает Прошка, выполняя самую черную работу. В его жизни нет не толь­ко солнечного света, но и человеческого тепла. Причем самое страшное заключается в том, что он и забыл о том, каким это тепло может быть, а потому ему так непривычна неумелая забота барыни, посетившей мастерскую со своими детьми. Для одного из них, Володи, тяжелый Прошкин труд - подобие игры, которую он потом устраивает у себя в детской. А барыня не может понять, что сытная еда, которой она пытается накормить Прошку, не может заменить ему материнское тепло. Прошка умирает, угасает за сво­им точильным колесом, которое он крутит до последнего, по­скольку ему совестно есть даром чужой хлеб. В рассказе нет откры­того конфликта, не происходит в жизни персонажей ничего из ряда вон выходящего. Все буднично и обыкновенно. Но самое тра­гичное именно в этом: сама жизнь обусловливает конфликтность, заключающуюся в том, что ненормальное становится нормой су­ществования.

Рассказы, повествующие о человеке и природе, открывают возможность иного мироустройства: в них природа вовлекает че­ловека в такие отношения, которые естественны для живых существ, и человек обнаруживает в себе добро и сострадание.

Заботятся друг о друге собака и сторож, заброшенный на лес­ой кордон и обманутый купцами (рассказ «Зимовье на Студеной »), промышляет охотой, удивляясь мудрости природы, старик Емеля («Емеля-охотник» ). Природа в таких рассказах не служит фоном - она вступает с героем в своеобразный диалог, порой жестоко испытывает его. Так, в рассказе «Емеля-охотник» старик пытается выходить заболевшего внука Гришутку и отправляется на охоту за олененком, о котором мечтает мальчик. Но, увидев, как олениха подставляла себя под пулю, самоотверженно защи­щая своего детеныша, старик, пораженный поведением зверя, не смог сделать смертельный для него выстрел. История заканчивает­ся счастливо. Дед рассказывает внуку, что видел олененка - жел­тенького, с черной мордочкой и черными копытцами и как тот убежал в лес. Этого оказывается достаточно, чтобы мальчик ис­пытал радость.

Сюжет «Приемыша» развивается последовательно и нетороп­ливо. Это повествование о небольшом отрезке жизни старого охот­ника Тараса. Он заботится о молодом лебеде, которого спас и приручил, когда «наезжавшие охотники из господ» ради забавы пристрелили его родителей. Кроме лебедя у Тараса живет собака Соболько. Содержание произведения - это описание трогатель­ных отношений человека, животного и птицы. Точно ребенка, выхаживает лебедя Тарас, называет его Приемышем. Диалог меж­ду ним и автором-повествователем, ставшим участником всех опи­санных событий, помогает понять: старик уверен, что лебедь бу­дет жить с ним всегда, так как здесь хорошо - сытно и кругом вода. Однако тут же замечает, что «человеку указано одно, а пти­це - другое...».

Рассказывает старик о дружбе лебедя и собаки, которых Ма­мин-Сибиряк наделяет человеческими чертами: «собака скучает, когда лебедь уплывает далеко», а лебедь оказывается гордой пти­цей: «Помани ее кормом да и не дай, в другой раз и не подойдет». Осенью улетает Приемыш, утверждая силу законов природы, и старик переживает расставание с лебедем, разлука с которым означает для Тараса приход настоящей старости, и мы видим, что любовь человека к природе может быть источником и радости, и грусти.

В 1903 году А. И. Куприн, рецензируя повесть Киплинга «Сме­лые мореплаватели», справедливо замечал о Мамине-Сибиряке:

Я не ошибусь, сказав, что из современных наших художников толь­ко один Мамин-Сибиряк умеет и может писать те прелестные рассказы для детей, тайна которых заключается в том, что они неотразимо захва­тывают и взрослых. Последнее условие можно считать самым безоши­бочным признаком того, что произведение написано талантливо и что оно найдет путь к детскому сердцу...

В литературном наследии беллетриста особую страницу состав­ляют сказки для детей. Мастер научной сказки в предисловии к одному из сборников советует детям наблюдать ту «таинственную жизнь природы, которая кипит беспрерывно вокруг». Сказки о природе Мамина-Сибиряка продолжают традицию научно-позна­вательной сказки, заложенную в России XIX века В.Ф.Одоев­ским и продолженную детскими писателями-натуралистами XX столетия В.В. Бианки, Е.И.Чарушиным и другими. В увлека­тельной сказочной форме писатель знакомит ребенка с особенно­стями деревьев, лесных трав, цветов, с ночной жизнью обитате­лей природы, с происходящим в ней естественным отбором и межвидовой борьбой.

Прелесть художественного мира, создаваемого в литературных сказках Мамина-Сибиряка, - в мудром, добром взгляде на при­роду и «меньших братьев». Так, «Лесная сказка» - это волнующая история гибели старой ели и ее молодого потомства. Из ран сруба­емых деревьев сочатся слезы, которых люди не замечают, прини­мая их за обыкновенную смолу. Сорняки в огороде («Зеленая вой­на ») спорят за лучшее местечко под солнцем, проявляя каждый свое индивидуальное лицо. Колючий репей любит прихвастнуть. Жгучая крапива всем постоянно досаждает и ворчит. Отталкиваясь от народного животного эпоса, прозаик создает свою оригиналь­ную сказочную поэтику. Демонологических персонажей он наде­ляет совершенно реальными, узнаваемыми чертами характера. Дедушка Водяной - это хранитель лесной влаги. Леший - весе­лый и лукавый старик. Русалка - маленькая девочка, которая за­бавляется светящимся червячком. Ее все любят и нежно называют «Белочкой».

В сказке «Серая шейка» любящая утка-мать горюет из-за пред­стоящей разлуки с любимой дочерью, а Селезень-отец более сдер­жан в своих чувствах: ему приходится заботиться обо всем ути­ном семействе. Вероломная лиса произносит ласковые речи, а сама хитростью и обманом так и норовит ухватить добычу. Се­рый заяц хоть и сочувствует одинокой уточке, но уж очень трус­лив, а потому беспокоится только о собственном спасении. Мед­вежонок у Мамина-Сибиряка шаловлив («Медведко »). Воробей вороват («Старый воробей» ). Петербургский кот Васька - люби­тель легкой наживы, забияка и нахал («Скверный день Василия Ивановича» ). В сказки о животных писатель вводит персонажей из Детских потешек и прибауток: комара, муху, козявочку. Их обра­зы он раскрывает по законам реалистического психологического искусства, мастерски передавая точку зрения героя на мир, что совершенно не характерно для фольклорных произведений.

В сказках Мамина-Сибиряка много шутливого, комичного. Воробью кажется, что он единственный и искренний друг человека и к тому же прекрасный певец («Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»). Комнатная Муха уверена, что добрая маменька три раза в день накрывает на стол для того, чтобы накормить ее до сыта («Сказка о том, как жила-была последняя Муха»). Только что родившаяся Козявочка ис­кренно полагает, что мир прекрасен и принадлежит ей одной («Сказочка про Козявочку»). А кот Мурка убежден, что птицу в клетке держат исключительно для него («Притча о Молочке, ов­сяной Кашке и сером котишке Мурке»). Приключения животных забавны, но поучительны.

Лучший сказочный сборник Мамина-Сибиряка - «Аленушкины сказки» (1896). Здесь писатель проявил себя не только знато­ком детской психологии, но и умным воспитателем. Современни­ки неслучайно определили творческую манеру автора цикла как «мамин слог». Подвиг отцовства, запечатлевшийся в «Аленушкиных сказках», был интимен и для публикации не предназначался. Кому-то из друзей писателя пришла счастливая мысль единой книгой издать произведения, сочинявшиеся для больной дочери писателя, Елены Дмитриевны Маминой. Ведь в них как нельзя более полно выразилось просветительское кредо писателя, в дет­ской сказке видевшего

весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы души и вызывает рост брошенных на эту благородную почву семян.

Сила любви умного, доброго, талантливого Мамина-отца раз­мыкает границы его собственных сказок в реальность, формируя у читателя доверие к людям и миру. Это главное художественно-педагогическое достижение писателя. Неслучайно в письме к ма­тери в декабре 1896 года Мамин-Сибиряк отметил: «Это моя лю­бимая книжка - ее писала сама любовь, и потому она переживет все остальные».

Вопросы и задания

1. Как в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка раскрываются взаимоотно­шения человека и природы?

2. Расскажите о судьбе мальчика Прошки из рассказа «Вертел». Какие художественные средства использует автор для того, чтобы подчеркнуть трагизм положения ребенка?

3. Как в сказках Мамина-Сибиряка раскрывается таинственная жизнь природы?

Сказки В. М. Гаршина

Знаменитая сказка «Лягушка-путешественница», в детском чте­нии ставшая хрестоматийной, - последнее произведение Всево­лода Михайловича Гаршина (1855-1888), рано и трагически ушед­шего из жизни. При этом на литературное творчество писателя приходится немногим более десяти лет: с 1877 по 1887 год. Тем ценнее его вклад в русскую детскую литературу.

В литературу для маленьких детей Гаршин вошел как автор нескольких сказок. Интерес писателя к сказочно-аллегорическим формам повествования возник под влиянием демократического направления в литературе времени. Большое воздействие на Гар­шина оказали сатирические сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, имеющие аксиологическую природу: они говорят о мире и чело­веке с позиций вечных ценностей и нравственных истин, всеми принимаемых без доказательств. Иносказательный смысл, в це­лом характерный для русской прозы последней трети XIX века, имеют такие известные произведения писателя, как «Attalea princeps» (1880), «Красный цветок» (1883), «Сказка о жабе и розе» (1884), «Лягушка-путешественница» (1887).

Образ пальмы под пером Гаршина-сказочника становится сим­волом неудержимого стремления к свободе (Attalea princeps). Ска­зочная коллизия (столкновение противоположных сил, интере­сов, стремлений) этого произведения характеризует его умонаст­роение как романтическое по существу: мечта о свободе, как и любая мечта, чаще всего представляется ему недостижимой. И уж тем более мечта южной красавицы-пальмы о родине. Но столь же сильны и реалистические основания творчества писателя. На со­здание сказки, по собственному утверждению Гаршина, его под­толкнул подлинный случай в ботаническом саду: одна пальма пробила стеклянную крышу теплицы и замерзла.

Испытывая устойчивый интерес к детской литературе, вместе с братом Евгением Михайловичем Гаршиным (1860-1931) писа­тель выступал как библиограф произведений для детей, как редак­тор обзоров современной детской литературы. Свои произведения он нередко печатал в детских журналах. Именно в детском журнале «Родник» впервые появилась сказка Гаршина «Лягушка-путеше­ственница», ставшая самым известным произведением писателя.

Пространственно-временная организация этого произведения взята из сказки. Она начинается так:

Жила-была на свете лягушка-квакушка. <... > Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги.

А точность и реалистическое правдоподобие деталей - от ре­алистического рассказа: до юга лететь «три тысячи верст», утки решили переменяться «каждые два часа»; утки летят на юг осе­нью, «над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах». Как положено мудрому сказочнику, Гаршин знает, о чем думают и что чувствуют все ° персонажи. Но писателю интересно рассказать не столько о том, что же именно произошло. Ему важно объяснить растущему человеку, как и почему это случилось. Поступки сказочных героев он мотивирует: таковы законы письменной, а не устной литературы.

Главный признак сказочного мира - его неправдоподобие. Но в произведении Гаршина все авторские комментарии пред­стают как проявление вполне разумной, все объясняющей точки зрения самого персонажа (лягушки), и это качество сказки пи­сателя оригинально. Автор «Лягушки-путешественницы» словно переводит повествование из условной, сказочной реальности - в реальность действительную и достоверную. Из народного эпоса о животных Гаршин берет на вооружение принцип антропомор­физма (очеловечивание животных, проявляющееся в передаче мыслей и речи персонажей-животных) в сочетании с зоомор­физмом (сохранение внешности и повадок животных, свойствен­ных им в настоящей, несказочной среде обитания). Можно заме­тить в сказках писателя также отголоски характерного для фоль­клорной сказочной прозы представления о благодарном живот­ном, указывающем человеку путь. Переосмысливает автор «Ля­гушки-путешественницы» и положенный в основу народной сказ­ки «Царевна-лягушка» классический мотив мудрости существа, обладающего магической связью со своим первопредком. Но в качестве жанрового образца волшебная устная сказка Гаршиным не используется. Исходная ситуация «Лягушки-путешественни­цы» характеризуется благополучием. Там нет ни нарушения за­прета, ни деятельности вредителя, нет и недостачи, характерных для фольклора, - всех тех толчков в развитии действия, которые могут привести героя от «несчастия» к «счастью». И весь век ля­гушка «прожила бы благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел ее аист».

Но в сказке, а тем более в жизни, всегда есть место случайно­сти. Однако не ею, а исключительно собственными качествами литературно-сказочного гаршинского персонажа определяется до­стижение или не достижение героем конечной цели. Трудную за­дачу герой решает самостоятельно. А само необычное предстает у писателя как объяснимое, и в рамках предложенного объяснения закономерное. Сказочный закон «все хорошо кончается» осуще­ствляется по реалистической схеме. В ней отправка героя (путеше­ствие лягушки) облекается другим смыслом: путешествие ничуть не страшнее и не опаснее своей противоположности - остаться дома. А гаршинская лягушка близка и понятна читателю, хотя да­леко не идеальна. Свойства ее характера не претерпевают чудес­ного изменения в ходе событий. Два качества - ум и тщеславие - соединены писателем в одном персонаже, а сюжетный конфликт автором «Лягушки-путешественницы» из внешнего, физического пространства переведен во внутренний, психологический мир литературного героя, почти человека, чего не бывает ни в устной сказке, ни в басне.

Героине «Лягушки-путешественницы» Гаршина не удается из­бежать греха самолюбования и хвастовства. Беда в том, что она не может справиться с собственными эмоциями, со своей «горды­ней авторства». Уж очень лягушке хочется, чтобы все знали, что именно ей пришло в голову путешествовать таким необычным способом:

Я придумала! Я нашла! - сказала она. - Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете ле­теть, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала...

Но она квакнула, закричала изо всей мочи: «Это я! Я!». И в результате «полетела вверх тормашками на землю» и лишь чудом осталась жива, «бултыхнувшись» в грязный пруд на краю деревни. Но гаршинская лягушка по-русски сметлива: попав впросак, уме­ет вывернуться. Свое неожиданное появление в новом месте геро­иня объясняет вполне убедительно:

Я заехала к вам посмотреть, как вы живете <... > Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.

Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели ее.

Ведь при всех своих недостатках она существо любознательное. А любопытство, как гласит молва, не порок.

Зато жаба из «Сказки о жабе и розе» Гаршина действительно отвратительна, и не только внешне. Она безобразна внутренне: завистлива, злобна, мстительна. Полная противоположность ей роза, символ гармонии. По мысли автора, конфликт добра и зла, красоты и уродства, жизни и смерти вечен. Но столь же вечны в мире другие ценности: сострадание и самопожертвование, лю­бовь и Дружба, участие и стремление к действенной помощи. Это закон жизни, объединяющий все живое: людей, животных, рас­тения.

Мотивы и образы аллегорических философских притч В. М. Гар­шина порой необычны. Но ведь в сказке бывает все. Там и лягушки путешествуют! А то, что вымышленная реальность подвергается в сказках Гаршина реалистическому осмыслению, тоже важно: в своем развитии растущий человек обязан сделать своевременный шаг от игры к действительности. Помогая ребенку взрослеть, Гар­шин проявляет чуткость и дальновидность. Может быть, прежде всего именно это имел в виду И.С.Тургенев, оценивая талант писателя как «несомненный» и «оригинальный».

Вопросы и задания

1. Какие особенности русских народных сказок можно обнаружить в сказках В. М. Гаршина? Что отличает сказки писателя от фольклорных?

2. Как раскрывается тема красоты в «Сказке о жабе и розе»?

3. Как раскрывается в сказке В. М. Гаршина Attalea princeps тема сво­боды?