Памятник "тысячелетие россии" в новгороде. Памятник "тысячелетие россии"

Памятник
Памятник "тысячелетие россии" в новгороде. Памятник "тысячелетие россии"

В центре кремлевской площади стоит величественный бронзовый монумент, увенчанный шаром с крестом. Это одна из известнейших достопримечательностей города - памятник Тысячелетию России . Его открытие состоялось в 1862 году, время установки памятника было выбрано не случайно. Согласно записанной в летописи легенде, Рюрик, вождь варяжских дружин, был приглашен в Новгород в 862 году. Эту дату принято считать годом рождения России, а через 1000 лет состоялось торжественное празднование первого тысячелетия государства Российского. Художники, скульпторы Михаил Осипович Микешин (18351896 гг.) , Иван Николаевич Шредер и архитектор Виктор Александрович Гартман − создатели памятника.

Знакомство с памятником невозможно ограничить беглым взглядом. Он создан для того, чтобы неспешно и вдумчиво обойти это грандиозное сооружение со всех сторон.

Общий вид монумента напоминает по форме колокол, − словно возвещающий о славных событиях и делах первого тысячелетия Русского государства, а также «шапку Мономаха» , знаменующую величие России.

Высота памятника − 15,7 метров, диаметр гранитного пьедестала − 9 метров, вес бронзового литья − 65,5 тонн, общее количество фигур − 128, из них 109 внизу на горельефе.

Скульптурные изображения делятся на три уровня.

Первый уровень. Группа из двух фигур — ангела с крестом в руке (олицетворение Православной Церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».

Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (так называемые «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории: от признания варягов до создания империи. Каждая группа ориентирована на определенную часть света, куда направлены были в свое время интересы России. Так, взоры князей Рюрика и Владимира обращены на юг, к стольному Киеву, Ивана III- на восток, к Москве. На юго-восточной стороне представлен Дмитрий Донской, отразивший оттуда монгольскую угрозу. Минин и Пожарский как бы противостоят угрозе с запада. Взгляд Петра I устремлен на север - к берегам Балтики, к новой столице Российской империи - Петербургу.

Начальный период русской государственности представлен мощной фигурой князя Рюрика - первого русского государя. Он изображен в доспехах древнерусского воина. В руке его щит с надписью: «Лета STO». В переводе со старославянского «год 862» - легендарная дата призвания варягов, именно она была официально признана датой рождения Российского государства.

Одна из красивейших композиций на памятнике - «Крещение Руси» . В центре - святой равноапостольный князь Владимир, в его правой руке византийский крест - символ спасения. Величественным жестом князь повелевает крестьянину разбить языческого идола, а молодая мать несет для крещения своего младенца.

Начало освобождения Руси от монгольского ига олицетворяет группа князя Дмитрия Донского , попирающего воина Золотой орды.

Великий князь московский Иван III , дед Ивана Грозного , представлен в центре композиции как единодержавный государь - в шапке Мономаха, с державой и скипетром в руках.

На западной стороне памятника находится скульптурная группа «Венчание на царство Михаила Романова». Шестнадцатилетний Михаил в 1613 году первым из династии Романовых становится русским царем. Идея сюжета такова: Минин и Пожарский − создатели легендарного народного ополчения, спасшего Русь от интервенции, венчают на трон Михаила Романова.

На центральную Софийскую площадь смотрит мощная фигура Петра I - основателя Российской империи. Над плечом императора распростер крылья «гений славы», указывающий новый путь России. У ног Петра поверженный под Полтавой швед.

Наибольший интерес представляет нижний фриз из 109 фигургорельефов − третий уровень. М. О. Микешин разделил все скульптуры на нижнем фризе памятника «Тысячелетие России» на четыре группы, с целью - «всех достойных людей представить, которые по разным отраслям знания, ума, науки и т.д. способствовали возвеличиванию России».

Группа 1. «Государственные и общественные деятели России» . Группа из 26 фигур занимает восточную часть фриза. Открывает группу фигура Ярослава Мудрого (978-1054 гг.) - великий князь киевский, крупный государственный деятель. При Ярославле выросла культура Руси и значительно упрочился международный авторитет. На троне с царскими регалиями изображен Иван III Васильевич (1440-1505 гг.) - великий князь московский с 1462 года, выдающийся государственный деятель и дипломат. При нем в 1480 году было окончательно свергнуто многовековое монголотатарское иго. Екатерина II Алексеевна (1729-1796 гг.) - императрица всероссийская с 1762 года. При Екатерине значительно окрепла абсолютная монархия. Во время ее правления к России были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ. Замыкает эту композицию император Николай I (1796-1855 гг.), вступил на престол в 1825 году.

Группа 2. «Деятели культуры» . Самая небольшая группа на западной стороне фриза включает всего 16 фигур. Здесь представлены те, кто прославил культуру России в XVIII - XIX веках. В начале мы видим «отца русской науки» Михаила Ломоносова (1711-1765 гг.) - гениального ученогоэнциклопедиста, мыслителя-материалиста, одного из основоположников современного естествознания, поэта, заложившего основы русского литературного языка, выдающегося деятеля русского просвещения. В центре композиции − фигура Ивана Крылова (1769-1844 гг.) - великого писателя, баснописца. Здесь видим также Николая Карамзина (1766-1826 гг.) - писателя и историка, основоположника сентиментализма в русской литературе; Александра Пушкина (1799-1837 гг.) - одного из величайших гениев мировой литературы, родоначальника новой русской литературы, писателя, поэта; Михаила Лермонтова (1814-1841 гг.) - великого поэта, его совершенные по форме свободолюбивые произведения сыграли огромную роль в формировании прогрессивной общественной мысли; Николая Гоголя (1809-1852 гг.) - одного из гениев мировой литературы, основателя направления критического реализма в русской литературе.

Группа 3. «Просветители» . Находится на южной стороне памятника. В основе группы − церковные деятели, те, кто стоял у истоков христианского вероучения, кто просвещал, нес в народ высокие идеалы. Всего 31 фигура. Это братья монахи Кирилл (827-869 гг.) и Мефодий (820-885 гг.) - ученые, просветители славянства в Болгарии и Моравии. Сони составили первую славянскую азбуку, которая сыграла важную роль в распространении грамотности и культуры на Руси. Княгиня Ольга (около 920 - 969 гг.) - киевская княгиня, с 945 года жена князя Игоря и мать Святослава. По свидетельству летописи, ездила в Византию, что способствовало усилению связей Древней Руси с Византией и росту культуры нашего государства. Летописец Нестор (даты рождения и смерти неизвестны) - монах КиевоПечорского монастыря, выдающийся писатель Древней Руси. Известны его произведения «Чтение о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия», в которых он призывает к единству Руси и выступает против усиления влияния на Русь Византии. Большинство историков считает Нестора автором древнейшей летописи «Повесть временных лет» − замечательного памятника древнерусской литературы. Сергий Радонежский (1314-1392 гг.) - крупный церковно-политический деятель, основатель Троице-Сергиева монастыря (город Сергиев Посад) и ряда других. Сыграл выдающуюся роль в борьбе с монголо-татарами, призывая русских князей объединиться. Содействовал Дмитрию Донскому в собирании сил для Куликовской битвы. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

8 сентября 1862 года в Великом Новгороде был открыт памятник «Тысячелетие России». Другого такого монумента в мире нет.

Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии. Посвящен не одному человеку, а всему народу.

Как создавался памятник и как относились к нему люди в разные эпохи - в конце XIX века, после революции, в годы войны?

Какие исторические реалии нашей страны скрываются за историей его создания и самим внешним обликом?

Почему одни персонажи на нем изображены, а другие - казалось бы, не менее достойные - нет? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, обратимся к самым интересным и любопытным фактам.

Уникальная возможность проверить себя и знания истории своей страны на примере отдельно взятого монумента, аналогов которому в мире нет.

История России в бронзе

Всего памятник содержит 128 фигур. Композиционно состоит из трех ярусов. Это символизирует триаду «православие, самодержавие, народность».

Верхний ярус. Православие

Группа состоит из двух фигур - Россия и ангел. Ангел с крестом в руке — олицетворение православной церкви, а коленопреклоненная женщина — олицетворяет Россию. Ангел осеняет Россию крестом. Их подножием служит шар - держава. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелетию Российского Государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862».

Средний ярус. Шесть эпох государства Российского

Среднюю часть памятника занимают 17 фигур, так называемые «колоссальные фигуры», группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени).

  • Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.

Рюрик в центре, слева Владимир, справа Дмитрий Донской, Фото: Виталий Рагулин

Рюрик — основание государства Российского в 862 году. Композиция, символизирующая призвание варягов на Русь.

Первый князь Рюрик в остроконечном шлеме с остроконечным щитом, в звериной шкуре, наброшенной на плечи. Надпись на щите «Лета 6370» - по византийскому летоисчислению, разница между этим летоисчислением и современным равна 5508 лет, следовательно получается 6370-5508=862 год н. э. За ним справа, полулёжа находится языческий бог Велес.

Бог Велес за лежачим татарином
Божество Велес согласно теории «основного мифа» - одно из центральных божеств в славянской мифологии, змей - антагонист Громовержца Перуна.

Святой равноапостольный князь Владимир - крещение Руси в 988 году.

Великий князь киевский Владимир Святославич в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом, женщина, протягивающая ему ребёнка, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна.


Фигура Великого князя Владимира

Святой великий князь Дмитрий Донской - освобождение от татаро-монгольского ига в 1380 году. Куликовская битва, 1380 год.

Дмитрий Донской в правой руке держит шестопер, а в левой - бунчук, попирает ногой побежденного татарского мурзу.


Князь Дмитрий Донской, наступивший ногой на побежденного татарина.

Иван III - основание самодержавного царства Русского в 1491 году.

Иван III в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого татарина знак власти - бунчук. Рядом лежат побежденный в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом. На заднем плане фигура сибиряка - символ грядущего освоения Сибири.


тысячелетие руси Иван III

Михаил Романов - восстановление самодержавия в 1613 году. Начало династии Романовых.

Михаил Федорович, князь Пожарский, защищающий его обнажённым мечом, и коленопреклонённый Кузьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр.


Михаил Федорович, князь Пожарский, фото: Виталий Рагулин

Петр I - основание Российской империи, 1721 год.

Пётр I в порфире, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя.


тысячелетие руси Петр Первый, фото: Виталий Рагулин

Неслучайно и то, в каком направлении обращены взгляды государственных деятелей. Князь Владимир смотрит в сторону Византии: оттуда он принес на Русь христианство. Петр I - на основанный им Петербург. Михаил Романов - на запад: туда русские прогнали польских и шведских интервентов. Князь Дмитрий Донской - на Орду: туда ушли побежденные монголы. Иван III - на Москву, прежнюю столицу (ведь когда устанавливался памятник, столицей был Петербург). А вот Рюрик… Он должен был бы смотреть на Новгород, куда его призвали княжить. Но в Новгороде-то он и стоит, так что его взгляд устремлен на второй по значению древнерусский город - Киев.

Нижний ярус. Выдающиеся персонажи русской истории

Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто - и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что.

За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт - известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика - юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав.

Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт - блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге - просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории…

Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу - нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову:

«Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России».

Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку - 109 фигур выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:

Просветители

31 фигура, например, святые Кирилл и Мефодий, святой Сергий Радонежский и другие.


Просветители, фото: Виталий Рагулин
Государственные люди

26 фигур, например, Ярослав Мудрый, императрица Екатерина II и другие.


Государственные люди, фото: Виталий Рагулин
Военные деятели и герои

36 фигур, например, Михаил Кутузов, Богдан Хмельницкий и другие.


Военные люди и герои, фото: Виталий Рагулин
Писатели и художники

16 фигур, например, Ломоносов, Пушкин и другие.


Писатели и художники, фото: Виталий Рагулин
10 часто задаваемых вопросов о памятнике

1. Почему датой открытия памятника и, соответственно, торжеством в честь тысячелетия России стало именно 8 сентября?

На эту дату приходилось сразу три других важных события: годовщина Куликовской битвы, день рождения наследника престола цесаревича Николая, а также православный праздник Рождества Богородицы, которую в народе считали заступницей и покровительницей России. Дата 8 сентября позволяла объединить светский и церковный праздники.

2. Почему памятник установили в Новгороде?

В окружении императора Александра II удивлялись: какой смысл ставить столь важный памятник в провинциальном городе, где его будут видеть лишь местные обыватели? Уникальная дата требовала столичного размаха. К тому же устойчивая ассоциация с Новгородом - это новгородское вече, республиканские традиции. Вдруг решение расположить памятник именно здесь будет воспринято как сигнал в сложное для страны время? Ведь еще свежа память о восстании декабристов, а все царствование Николая I прошло под флагом борьбы с инакомыслием. И все же Александр II поддержал кандидатуру Новгорода: державность, по мнению императора, не противоречит гражданским свободам. В их соединении царь видел цивилизованное будущее российского государства. Поэтому некоторые историки называют новгородский монумент «памятником великим реформам Александра II».


Б. П. Виллевальде, Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 г.

Михаил Микешин был блестящим выпускником Академии художеств в Санкт-Петербурге. Его дипломную работу, на которой были изображены конные гренадеры, купил сам император Николай I. Микешин вот-вот должен был отправиться на шестилетнюю стажировку в Италию.

О конкурсе на возведение памятника Михаил Микешин и его друг, не слишком удачливый скульптор Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал свое поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина. А у Микешина сразу же родилось художественное решение - трехъярусный памятник, в основе композиции которого - держава.

Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем. Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии. Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, - дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям.

Когда, по задумке Микешина, трехъярусную державу обступили фигуры людей - исторических персонажей - силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики). Микешин сразу понял, что это - удача: истинное художественное решение всегда несет в себе внутренний конфликт.

4. За что критиковали проект памятника?

В журнале «Русский вестник» вышла статья, автор которой подписался одной буквой «О». Он назвал памятник Микешина «пестрой игрушкой». Особенно его возмутило то, что фигуры памятника стоят задом к державе. В ответной статье Микешин в шутку написал, что готов согласиться и расположить фигуры задом к публике.

5. Кто работал над памятником?

Иван Николаевич Шредер

Основными авторами памятника считаются художник Михаил Микешин и его друзья: архитектор Виктор Гартман и скульптор Иван Шредер. Последний своими руками сделал львиную долю заказа. Но в реальности сделать такую работу втроем до конца было невозможно. Задумка - огромная. А сроки - меньше трех лет. Для сравнения: над «Медным всадником» скульптор Фальконе работал двадцать лет. А тут, кроме гигантской державы с шестью сюжетными композициями на втором ярусе, нужно было создать и отлить сто девять человеческих фигур для нижнего яруса. Для решения задачи был создан целый творческий коллектив, куда вошли самые знаменитые скульпторы того времени. Пикантность ситуации заключалось в том, что, по поручению императора, руководил коллективом двадцатилетний юнец Микешин - их вчерашний ученик в Академии художеств.

6. Насколько дорогим был памятник?

Строительство памятника обошлось в 500 000 рублей. Сто пятьдесят тысяч из них - пожертвования населения. Остальное дала казна. Сумма не маленькая, но и не умопомрачительная для своего времени: полмиллиона рублей тогда стоил хороший особняк в Санкт-Петербурге.

Дружба художника Михаила Микешина и скульптора Ивана Шредера не выдержала испытания славой. Они вместе работали над памятником, и их заслуги были вполне соизмеримы. Да, задумка и общее руководство Микешина, но львиную долю монумента своими руками лепил Иван Шредер! И тем не менее слава, как невеста, ушла от него к Микешину. То, что государь назначил им обоим пожизненную пенсию в 1200 рублей, не утешало. К Микешину отныне приклеился титул «лейб-мастер монументальных дел». Иностранные награды и заказы сыпались на него как из рога изобилия.

Микешин разбогател, и даже однажды пустился в финансовую авантюру, после которой не только лишился всех своих денег, но и остался должен казне 80 тысяч рублей. Отчаявшись, Микешин попросил о помощи самого императора. Александр II любил художника, поэтому заплатил за него долг, но взял слово с этих пор заниматься только искусством. Очень быстро Микешин стал желанным гостем во всех салонах и собраниях. Он был любимцем женщин. Писатель Николай Лесков даже изобразил Микешина в своем романе «Островитяне» в образе художника-сердцееда Истомина.

Михаил Микешин скончался в 1896 году. К этому времени он стал уже мэтром, признанным маститым художником. Его друзья рассказывали, что он умер так, как хотел умереть, - внезапный сердечный приступ сразил его во время работы.

8. Что уберегло памятник от сноса после 1917 года?

Как ни парадоксально - антирелигиозная кампания. Конечно же, после революции отношение к памятнику стало резко негативным. В столичной прессе его называли «художественно и политически оскорбительным».

Новгородские чиновники говорили: «Сколько цветметалла пропадает, давно пора в переплавку».

«Вину» памятника отягчало то, что его изобразили на денежных купюрах, выпущенных в Крыму правительством Врангеля. Массовым тиражом вышла брошюра под заглавием «Памятник тысячелетию самодержавного гнета».

Монумент точно снесли бы уже в первые послереволюционные месяцы, если бы все силы властей не были брошены на только что начавшееся разграбление богатейшей новгородской епархии. Вес только золотых и серебряных изделий, вывезенных спецвагоном из Новгорода, составил более десяти тонн. Проблема памятника отошла на второй план.

Монумент уцелел, но в дни коммунистических праздников его стали закрывать фанерными щитами, расписанными революционными лозунгами, - и посреди новгородского Кремля как будто вырастал стог сена.

9. Что было с памятником во время войны?

В августе 1941 года немецкие пехотные дивизии заняли Новгород. А в январе 1944 года военный комендант Новгорода генерал фон Герцог решил сделать из памятника военный трофей. Ничего другого в городе уже просто не было: церковная утварь, иконы, бронзовые ворота, золоченые листы куполов - все это было уже вывезено.

Фон Герцог решил отправить памятник в город своей юности - Инстенбург, где в то время был бургомистром друг детства генерала. Трудности с транспортировкой фон Герцога не смущали. Уже на следующий день инженерная рота прокладывала специальную узкоколейную железную дорогу от Кремля до вокзала, а другая группа занималась демонтажом. Памятник успели разобрать лишь наполовину и уже собирались начать погрузку - когда 20 января началась артподготовка, русские прорвали фронт в двух местах, и очень быстро солдаты 221-й стрелковой дивизии выгнали немцев из Новгорода.


Картина «Бегство фашистов из Новгорода», Кукрыниксы, 1944-1946 Город Великий Новгород

К этому моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы. Верхняя её часть была полуразрушена. Ранее окружавшие шар колоссальные фигуры были разбросаны вокруг памятника. При этом многие из них оказались испорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т. п. бесследно исчезли

10. Почему «идеологически опасный» памятник все же восстановили?

Не просто восстановили - за него взялись в числе первых объектов разоренного Новгорода. Дело в том, что отношение к памятнику во время войны переменилось вслед за переменой отношения к великим историческим и военным деятелем царской России, которые могли бы служить объединяющими народ символами.

Снова в чести оказались изображенные на памятнике Суворов, Кутузов, Румянцев, Багратион, Нахимов и др. Памятник заново открыли еще до окончания войны - 2 ноября 1944 года. Конечно, восемь работяг-реставраторов, которые голыми руками работали над памятником, не могли воссоздать его в первоначальном виде - какие-то детали были испорчены, какие-то - утеряны. Потребовалось изготовить более 1 500 недостающих деталей. Памятник был восстановлен уже ко 2 ноября 1944 года, после чего состоялось его второе торжественное открытие.

В своем первозданном виде памятник предстал перед публикой только после масштабных восстановительных работ в 1995 году.

Как выбирали персонажей для памятника

Кого изображать на горельефе в числе выдающихся деятелей России? Этот вопрос оказался одним из самых сложных. По двум причинам.

Первая: как выбрать сотню «самых достойных» исторических фигур из периода в несколько веков?

Автор памятника Михаил Микешин понимал, что одному ему с такой задачей не справиться. Он обратился к самым видным людям России - авторитетным ученым, историкам, писателям - с одной и той же просьбой: помочь с выбором фигур для горельефа. Микешин написал Соловьеву, Бестужеву-Рюмину, Гончарову, Тургеневу и многим другим. Откликнулись все.

Так появились «четверги у Микешина»: каждую неделю весь цвет русской культуры собирался в Академии художеств, чтобы до хрипоты спорить о достоинствах тех или иных «выдающихся деятелей». Эти споры много дали Микешину, но и в каком-то смысле осложнили задачу: слишком полярны были мнения. Окончательный выбор все равно был за автором. И он нашел, возможно, единственно верный выход: выбирать не столько разумом, сколько сердцем. Что-то внутри подсказывало ему, почему на памятнике нужна Марфа Борецкая, но не нужен Иван Грозный, нужен Пушкин, но не нужен Белинский и т. д.

Микешин отдавал предпочтение людям созидающего начала, тем, кто любил Россию в себе, а не себя в России.

Второй причиной , затруднявшей выбор персонажей для третьего яруса, была политическая конъюнктура: изобразить человека на памятнике означало публично признать его заслуги. И здесь сталкивались интересы представителей разных общественных слоев. Дискуссии не утихали ни в правительстве, когда шло согласование фигур третьего яруса, ни в обществе, когда проект памятника был опубликован.

Фигуры Гоголя, Лермонтова, Пушкина и Державина облачены в римские тоги. Почему? Они - классики литературы. Пушкин стоит рядом с Лермонтовым и Гоголем и кажется выше них ростом, хотя в жизни он был ниже. Это сделано специально: изменены положения тел Гоголя и Лермонтова, они стоят в наклоненной позе, чтобы Пушкин - «наше все» - над ними возвышался.

Это в какой-то степени отражает и отношение публики к этим писателям во второй половине XIX века. Книгочеи того времени были в недоумении. Пушкин - еще куда ни шло. Но Гоголь, Лермонтов - кто это такие? Да, модные однодневки, но зачем они нужны на памятнике? То ли дело Сумароков, Тредиаковский, Херасков - почему их не изобразили?

За то, чтобы на памятнике появился Гоголь, художнику Микешину пришлось побороться. В утвержденном правительством финальном списке Гоголя не было.

Однако Микешин на свой страх и риск распорядился подготовить две дополнительные фигуры: Гоголя и… Тараса Шевченко, другого украинского автора, к тому же горячо любимого друга Микешина. Когда о таком «самоволии» художника узнали, разразился скандал. Тогда Микешин обратился с письмом лично к императору Александру II. Несколько длинных и подробных абзацев, написанных убедительным эмоциональным языком, он посвятил Шевченко, доказывая его значение для российской литературы. Про же написал один абзац:

«Заслуга же Гоголя и его влияние на современную отечественную литературу так велики, что говорить за него я считаю лишним».

Император утвердил Гоголя, но не принял Шевченко. Есть версия о том, что Александру II, видимо, было просто некогда читать длинное письмо целиком, поэтому все, что касалось Шевченко, он просто пропустил.


Группа «Писатели и художники». Сразу узнаваемы Пушкин, Лермонтов и Гоголь. Фото И. Новиковой.

На памятнике нет Ивана Грозного. Фигуры его первой супруги Анастасии Романовой и его помощников протопопа Сильвестра и окольничего Алексея Ада­шева - своего рода «замена», компромисс: совсем не отразить эпоху Ивана Грозного - неправильно, но еще более неправильно изображать в Новгороде царя, учинившего над городом в 1570 году чудовищную расправу: якобы за измену, а на самом деле для «законного» овладения богатствами самого богатого города Руси в период затратной Литовской войны, казнили новгородских купцов.

Фигура Марфы Борецкой, вопреки ожиданиям, не вызвала нареканий в правительстве. Она была женой боярина Дмитрия Борецкого и матерью Исаака Борецкого, оба - посадники Новгорода. Сама же Марфа опосредованно влияла на политику и общественную деятельность. Запечатлеть ее на памятнике означало отдать дань уважения новгородской истории. Кроме того, Александр II готовил реформу местного самоуправления, учреждение земств, а это также ассоциировалась с республиканскими традициями - с новгородским народным вечем.

Фигуру императора Николая I поместить на горельеф Микешину пришлось. Император Александр II прямо спросил художника: «А батюшка?» Микешин пытался объяснять, что, поскольку предыдущий государь умер всего лишь несколько лет назад, слишком рано изображать его на памятнике - ведь чтобы оценить результаты его правления, должно пройти время. По воспоминаниям самого Микешина, Александр II все понимал, не очень-то одобрял политическое наследие отца и не хотел видеть его фигуру на памятнике. Но немалая часть окружения царя считала иначе - и император решил уступить.

Часто вызывает недоумение, откуда на памятнике взялись фигуры литовских князей Гедимина, Витовта и Кейстута ? Дело в том, что они боролись на стороне России против Польши, где в это время как раз начались антироссийские выступления националистов, мечтавших о независимости от Российской Империи. Кроме того, наличие этих фигур должно было подчеркнуть исконную принадлежность Литвы к русским землям.

После революции «памятник тысячелетию самодержавного гнета» клеймили за то, что он не отражает исторической действительности - ведь на нем нет изображений крестьян и рабочих. Исключения составляли Иван Сусанин и - с оговорками - сын крестьянина Михаил Ломоносов и сельский староста Козьма Минин . Но и те «запятнали» себя сотрудничеством с царским режимом.

  • Полный список всех тех, кто изображен на памятнике

Практически не прекращается в России война с памятниками (да что в России - в США тоже воюют и прямо сейчас). В разные времена и разные годы это были разные персоны, которых сносили, потом ставили, а потом опять сносили. Лично я сторонник того, что любое историческое лицо, попавшее в историю страны может быть отмечено в виде памятника. Персона была - памятник это показывает. А потом уже к ним будут подходить разные группы людей и им будут рассказывать разные версии истории и отношений у этим людям, т.к. единой утвержденной истории не будет никогда.

А вот знали ли вы, что на памятнике установленном в Новгороде еще в 1861 году на тему «Тысячелетие России» нет одного из очень ярких исторических персонажей России. Вы его точно знаете.

Угадали кого?

Идея установки памятника 1000-летию российской государственности принадлежала Александру II и была поддержана Комитетом министров. В 1859 году провели конкурс, на который было представлено 52 работы. Победителем стал никому еще не известный выпускник Императорской Академии художеств Михаил Микешин, ему помогал скульптор Иван Шредер.

На создание памятника ушло почти полтора года. Закладка монумента состоялась 28 мая 1861 года на площади между Софийским собором и присутственными местами.


Структура памятника

Силуэт памятника ассоциируется с двумя важными символами российской и новгородской истории: атрибутом царской власти — шапкой Мономаха — и вечевым колоколом. Деление монумента на три уровня подчеркивает знаменитую формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность».

В верхней части - ангел, олицетворяющий православие, благословляет коленопреклоненную женщину — Россию. Второй уровень состоит из шести групп. Каждая представляет один из этапов развития российской государственности: от Рюрика (на южной стороне) до Петра I (на северной). Лента горельефа, идущая по кругу внизу, вмещает в себя всю историю России.

129 фигур, утвержденных Александром II, объединены в группы: государственные деятели, военные и герои, деятели культуры, просветители.

Интересно, что на памятнике нет фигуры Ивана Грозного - одного из наиболее известных представителей династии Рюриковичей. Было решено, что помещать его изображение в Новгороде неэтично, ведь царь «прославился» в том числе и жестоким погромом этого города. Зато на памятнике есть фигура Марфы-посадницы, отстаивавшей древние новгородские вольности и за это высланной Иваном III из города. В число великих литературных деятелей в последний момент, по настоянию Микешина, был включен Николай Гоголь, а вот украинского поэта Тараса Шевченко Александр II из списка вычеркнул.

Памятник 1000-летию российской государственности долгое время служил предметом всевозможных дискуссий. Большая часть общественности благосклонно приняла необычный памятник. Другие, как, например, Герцен, его активно критиковали. Но снести не решились даже большевики.

«Тысячелетие России» в годы войны и в послевоенное время

В годы Великой Отечественной войны, во время фашистской оккупации, памятник разобрали немцы. К разрушенному Новгородскому кремлю они подвели узкоколейку: демонтированные фигуры и рельефы памятника планировалось отправить в Германию. Вошедшие в кремль советские солдаты обнаружили полузасыпанные снегом фрагменты...

Ну, а про самого Ивана Грозного есть и такие мнения: утверждение о том, что или вот например , ну и про

Если интересно узнать про другие сюжеты на памятнике, то это можно почитать здесь: Памятник тысячелетие России в Великом Новгороде . Интересная статья и там есть картина с торжественного открытия плюс 3d панорама того, как все выглядит вокруг.

Можно ли ставить памятники все персонам российской истории?

Да, всем кто значительно отметился в российской истории можно ставить памятники

8 (38.1 % )

Посреди кремлевской площади, в 1862 году воздвигнут величественный памятник Тысячелетия России, по проекту академика М. Микешина. Общий вид его напоминает форму Мономаховой шапки или колокола. Верх памятника представляет державу Российскую или шар, с водруженным на нем крестом. Как шар, так и все скульптурные фигуры отлиты из бронзы и покоятся на цилиндрическом гранитном пьедестале. Памятник обнесен бронзовою решеткою с шестью фонарями на бронзовых канделябрах. Высота монумента 7 ¹/₂ саж., ширина пьедестала 4 ²/₃ саж.; вес металла в нем до 6000 пудов, вес всего памятника до 6000000 пудов и стоимость при постройке до 500000 руб.

2014 год.

Установлен в Новгороде по указу императора Александра II в ознаменование празднования тысячелетней истории государства Российского в 1862 году, которая ведет отсчет, согласно летописным сведениям, от призвания варяжского князя Рюрика в Новгород.

Памятник отображает историю России с IX по XIX век в лицах. Здесь представлены государственные деятели, военные люди и герои, просветители, писатели и художники, всего – 129 фигур. Высота монумента – 15,7 метров; диаметр гранитного постамента – 9 метров; высота колоссальных фигур 3,3 метра; вес бронзового литья – 65,5 тонн.

Памятник был торжественно открыт 8 сентября 1862 года при участии императора Александра II с семьей, приближенных, представителей разных сословий со всех губерний России.

В годы оккупации Новгорода (1941-1944) памятник был разобран немецко-фашистскими захватчиками. Были вывезены окружавшие монумент фонари и бронзовая решетка – прекрасный образец художественного литья, а сброшенные с высоты бронзовые скульптуры остались лежать на земле.

После освобождения Новгорода первым был восстановлен памятник Тысячелетию России, который торжественно открыли 2 ноября 1944 года.

Во второй половине 1970-х годов ленинградские реставраторы восстановили вокруг памятника фонари и решетку.

В центре кремлевской площади стоит величественный бронзовый монумент, увенчанный шаром с крестом. Это одна из известнейших достопримечательностей Новгорода – памятник «Тысячелетие России». Торжественное открытие состоялось 8 сентября в 1862 году, на другой год после отмены крепостного права. Год установки памятника выбран не случайно. Согласно записанной в летописи легенде, Рюрик, вождь варяжских дружин, был приглашен в Новгород в 862 году. Эту дату принято считать годом рождения России, а через 1000 лет состоялось торжественное празднование первого тысячелетия государства Российского.

В Петербурге был объявлен конкурс на лучший памятник, который прославил бы самодержавие, православие и народ. Победил проект молодого 25-летнего художника Михаила Осиповича Микешина. Это была его первая работа, за ней последовали памятник Екатерине II в Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве.

Высота памятника – 15, 7 метра, вес бронзового литья 65,5 тонны, на нем 129 бронзовых фигур, 109 – внизу на горельефе. Он делится на четыре раздела, где представлены те, кто прославил тысячелетнюю историю России: князья, цари, военные люди и герои, писатели и художники, священство.

Общий вид монумента напоминает по форме колокол, возвещающий о славных событиях и делах первого тысячелетия Русского государства, а также «шапку Мономаха», знаменующую величие России. Верхняя часть монумента – мощный шар с крестом. Это держава – символ царской власти. Рядом с крестом ангел – символ православия – и коленопреклоненная перед ним женщина – Россия. Держава украшена затейливым орнаментом и опоясана надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию государства Российского в благополучное царствование императора Александра II, лета 1862». Вокруг шара-державы – шесть скульптурных групп, символизирующих шесть этапов русской истории: от призвания варягов до создания империи. Первый русский государь Рюрик изображен в воинском облачении со щитом в руке, на щите выбита надпись кириллицей: «Лета 6370» - это дата призвания варягов соответствует 862 году от Рождества Христова.

Одна из красивейших композиций памятника «Крещение Руси» - святой равноапостольный князь Владимир, справа от князя – молодая женщина, несущая для крещения своего младенца, слева – крестьянин бросает языческого идола. Начало освобождения Руси от татарского ига олицетворяет группа князя Дмирия Донского, попирающего воина Золотой Орды. Самая многочисленная группа, состоящая из пяти фигур, - «основание самодержавного царства Русского 1491 года». В центре композиции дед Ивана Грозного Иван III и покоренные в его царствие народы: монгол несет свое знамя, литовский и ливонский рыцари, обороняющиеся сломанным оружием. В группе «Венчание на царство» - юный Михаил Романов с державою в руке молит Бога даровать ему мудрость и силу. Пред ним коленопреклоненный нижегородский гражданин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, обороняющий юного государя от врагов. Идея была понятна: это они – создатели легендарного народного ополчения, спасшего Русь от интервенции.

На центральную Софийскую площадь смотрит мощная фигура Петра I, основателя Российской империи, за Петром – ангел-гений, указующий путь на север, на место основания новой столицы. У ног Петра поверженный под Полтавой швед, он пытается защитить свое порванное знамя. В нижней части горельефа изображены 109 исторических деятелей. Они «разбиты» на четыре отдела: военные люди и герои, писатели и художники, просветители, государственные люди.

Над скульптурами трудились недавние выпускники и студенты Академии художеств: Иван Шредер, Матвей Чижов, Александр Любимов, Николай Лаверецкий. Напряженная работа продолжалась два года в шести литейных мастерских Петербурга, затем фигуры на баржах по Волхову везли в Новгород. Постамент памятника выполнен из сердобольского гранита с берегов Ладожского озера.

В годы Великой Отечественной войны немцы строили планы увоза памятника в Германию. От Кремля до вокзала была проложена узкоколейка, начался демонтаж монумента. Крепежные болты перерубали зубилами, а фигуры сбрасывали с высоты. Но увезти памятник все же не удалось. 20 января 1944 года началась Новгородско-Лужская операция, фронт был прорван, и немцы спешно покинули Новгород.

Памятник решили восстанавливать. Не было металла и техники, используя рельсы, немецкую вагонетку и мужицкую смекалку, восемь рабочих, голодных и холодных, во главе с реставратором Н. А. Чернышовым подняли монумент, как символ: жива Русь, топтанная и поруганная, но не покоренная. Это было 2 ноября 1944 года.

«Великий Новгород и окрестности». 2011 год.

Верхняя группа на памятнике состоит из двух бронзовых фигур, России и ангела, держащего крест. Россия изображена в виде коленопреклоненной царственной жены в национальном русском костюме со щитом; ангел благословляет Россию и указывает на славную ее Будущность, под сенью православия. На державе славянская надпись: «Совершившемуся тысячелетию Российского государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862».

I группа (с южной стороны памятника): Первый русский князь Рюрик, в вооружении варяжского воина, с звериною шкурою на плечах, с мечом и щитом, на коем написано «лета#sto» (862). Влево от него помещен идол Перуна. Группа эта изображает начало Руси.

II группа (влево от первой) – женщина с ребенком на руках, обращенная к равноапостольному князю Владимиру, и один из принявших христианство русских с переломленным через колено идолом. Князь Владимир в полном княжеском одеянии с крестом в руке олицетворяет крещение Руси.

III группа (вправо от Рюрика) – князь Дмитрий Иоаннович Донской, герой Куликовской битвы. Изображен он в кольчуге и шлеме, наступившим на поверженного татарина. В правой руке у него шестопер, а в левой – татарский бунчук. Группа эта олицетворяет свержение Россией татарского ига.

IV группа (рядом с предыдущей) – великий князь Иоанн III, первый царь московский в царской одежде и в шапке Мономаха. По правую сторону его пораженный литвин и коленопреклоненный татарин; по левую – поверженный ливонский рыцарь, за которым фигура сибиряка, поддерживающего руками колоссальную Русскую державу. Группа эта изображает единодержавие на Руси, соединившее землю русскую в одно царство.

V группа (по левой стороне памятника, рядом со II группой) – царь Михаил Феодорович Романов, представитель восстановленного после смутного времени единодержавия русского государства. Изображен он в молитвенной позе, с непокрытой головою по левую сторону его, склонясь на колени, стоит выборный от народа, нижегородский гражданин Козьма Минин Сухорукий, подносящий юному избраннику символ царской власти: шапку Мономаха и скипетр; по правую сторону – князь Пожарский, имеющий в правой руке обнаженный меч, которым как бы защищает юного царя.

Наконец, VI группа (между IV и V групп, обращенная на сторону Софийского собора) – Император Петр I Алексеевич, первый русский Император и Самодержец. Он в порфире со скипетром. За ним ангел, осеняющий его крылом и указывающий правой рукою путь, по которому должна идти Россия, вдвинутая Петром в состав европейских держав. У ног Императора коленопреклоненный швед, как бы защищающий разорванное знамя.

Все фигуры эти значительно больше человеческого роста и отлиты превосходно на литейной фабрике Никольса и Плинке, поставщиков двора Его Императорского Величества и окончательно отделаны в мастерской завода, находящегося в Петербурге.

В. П. Ласковский. Путеводитель по городу «Софийская сторона». Пособие при обозрении города и его ближайших окрестностей, его святынь и древностей. Адаптированное и иллюстрированное издание на основе книги Новгородского общества любителей древности 1910 года.

1 – Коленопреклоненная женщина, олицетворяющая Россию.

2 – Благословляющий ее ангел.

3 – Женщина, подающая ребенка для крещения.


4 – Князь Владимир Святославович.


5 – Крестьянин, разбивающий идола.


6 – Рюрик.


7 – Татарский воин.

8 – Дмитрий Донской.

9 – Фигура, символ побежденной Литвы.

10 – Фигура, символ побежденной Золотой Орды.

11 – Великий князь Иван III.

12 – Сибиряк, символ освоения Сибири.


13 – Фигура, символ побежденного Ливонского ордена.

14 – Петр I.


15 – Фигура ангела – гения Славы, указующего России новый путь.

16 – Фигура, символ побежденной Швеции.

17 – Дмитрий Пожарский.

18 – Михаил Романов.

19 – Козьма Минин.

Стоят они все на гранитном цоколе, который опоясан бронзовым поясом, составленным из фигур и горельефов (большею частью портретов) лиц, прославивших Россию и проявивших перед ней великие заслуги за ее 1000-летнюю историю. Таких лиц помещено на поясе (вышиною в 2 арш. 2 верш.) 109, которых можно разделить по характеру их деятельности на четыре отдела; просветителей народных, людей государственных, людей военных и писателей с художниками.

В. П. Ласковский. Путеводитель по городу «Софийская сторона». Пособие при обозрении города и его ближайших окрестностей, его святынь и древностей. Адаптированное и иллюстрированное издание на основе книги Новгородского общества любителей древности 1910 года.

Подписи над фотографиями - «Великий Новгород и окрестности». 2011 год.

: 58°31′14.2″ с. ш. 31°16′30.2″ в. д.  /  58.520611° с. ш. 31.275056° в. д. (G) 58.520611 , 31.275056

Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и» - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин , Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман . Памятник находится в новгородском детинце , напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.

Описание памятника

Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте; общие очертания монумента колоколообразные (по некоторым предположениям, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России» ). Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала - 6 м; высота фигур - 3,3 м; креста на державе - 3 м).

Диаметр гранитного постамента - 9 м; шара-державы - 4 м; окружность горельефа - 26,5 м. Вес металла памятника - 100 тонн, вес всего памятника - 10000 тонн, вес бронзового литья - 65,5 тонны (шар-держава - 400 пудов; колоссальных фигур - 150 пудов; крест на шаре - 28 пудов) .

Всего памятник содержит 129 человеческих фигур.

Скульптурные изображения делятся на три уровня:

Дмитрий Донской

Военные люди

«Просветители» (31 фигура), начинается с юго-западной стороны под фигурой великого князя Владимира Святославича:

  • Кирилл и Мефодий , христианские проповедники
  • Владимир Святославич , великий князь Киевский
  • Ольга , великая княгиня Киевская
  • Нестор Летописец , историк
  • Антоний Печерский , основатель Киево-Печерского монастыря
  • Феодосий Печерский , игумен Киево-Печерского монастыря
  • Авраамий Ростовский , епископ Ростовский
  • Кукша Печерский , иеромонах Киево-Печерского монастыря
  • Алексий (Бяконт) , митрополит Киевский и Всея Руси
  • Сергий Радонежский , основатель Троице-Сергиева монастыря
  • Кирилл Белозерский , основатель Кирилло-Белозерского монастыря
  • Стефан Пермский , епископ, просветитель Пермского края
  • Иона Московский , митрополит
  • Зосима Соловецкий
  • Савватий Соловецкий , основатель Соловецкого монастыря
  • Максим Грек , крупный деятель русского просвещения, писатель
  • Макарий , митрополит Московский и Всея Руси
  • Гурий , архиепископ Казанский
  • Варсонофий , архиепископ Тверской
  • Острожский, Константин Константинович , князь, киевский воевода
  • Никон , шестой патриарх Московский и Всея Руси
  • Петр Могила , митрополит Киевский и Галицкий
  • Фёдор Ртищев, родоначальник русской благотворительности
  • Дмитрий Ростовский , церковный деятель, писатель
  • Феофан Прокопович , архиепископ Новгородский, писатель и учёный
  • Митрофан Воронежский , первый епископ Воронежский
  • Тихон Задонский , епископ Ладожский, затем Воронежский, писатель
  • Георгий Конисский , архиепископ Белорусский, писатель
  • Платон , митрополит Московский
  • Инокентий , архиепископ Херсонесский и Таврический

«Государственные люди» (26 фигур), на восточной стороне памятника:

  • Ярослав Мудрый , великий князь Киевский
  • Владимир Мономах , великий князь Киевский
  • Гедимин , великий князь Литовский
  • Ольгерд , великий князь Литовский
  • Витовт , великий князь Литовский
  • Иван III , великий князь Московский
  • Сильвестр , священник, политический деятель
  • Адашев, Алексей Фёдорович , государственный деятель
  • Анастасия Романова , первая жена Ивана Грозного
  • Гермоген , патриарх
  • Филарет , патриарх
  • Михаил Фёдорович , родоначальник династии Романовых
  • Алексей Михайлович , второй русский царь из дома Романовых
  • Пётр I , российский император
  • Матвеев, Артамон Сергеевич , государственный деятель, дипломат
  • Ордин-Нащокин, Афанасий Лаврентьевич , дипломат
  • Долгоруков, Яков Фёдорович , государственный деятель, военачальник
  • Екатерина II , российская императрица
  • Потёмкин, Григорий Александрович , дипломат
  • Бецкой, Иван Иванович , общественный деятель
  • Безбородко, Александр Андреевич , дипломат
  • Сперанский, Михаил Михайлович , государственный деятель
  • Воронцов, Михаил Семёнович , генерал-фельдмаршал
  • Кочубей, Виктор Павлович , дипломат
  • Александр I , российский император
  • Николай I , российский импратор

«Военные люди и герои» (36 фигур), с северо-восточной стороны памятника:

  • Святослав Игоревич , великий князь Киевский, полководец
  • Довмонт , великий князь литовский, князь Псковский
  • Александр Невский , князь новгородский, великий князь Владимирский
  • Мстислав Удалой , князь Торопецкий, Новгородский и Галицкий, полководец
  • Даниил Галицкий , князь Галицкий и Волынский, полководец
  • , князь Тракайский и Жемайтийский
  • Михаил Тверской , князь Тверской, великий князь Владимирский
  • Холмский, Даниил Дмитриевич , московский воевода
  • Воротынский Михаил Иванович полководец
  • Дмитрий Донской , велкий князь Владимирский и Московский, полководец
  • Даниил Васильевич Щеня , князь, воевода
  • Ермак Тимофеевич , казачий атаман
  • Козьма Минин , организатор народного ополчения
  • Пожарский, Дмитрий Михайлович , князь, организатор народного ополчения
  • Иван Сусанин , народный герой
  • Богдан Хмельницкий , украинский государственный и военный деятель, гетман
  • Марфа Посадница , жена новгородского посадника Борецкого
  • Михаил Скопин-Шуйский , князь
  • Авраамий Палицын , келарь Троице-Сергиевой лавры, писатель
  • Шереметев, Борис Петрович , дипломат
  • Голицын, Михаил Михайлович , генерал-фельдмаршал
  • Салтыков, Пётр Семёнович , генерал-фельдмаршал
  • Миних, Бурхард Кристоф , генерал-фельдмаршал
  • Румянцев-Задунайский, Пётр Александрович , фельдмаршал
  • Орлов, Алексей Григорьевич , генерал-аншеф
  • Суворов, Александр Васильевич , генералиссимус, полководец
  • Барклай-де-Толли, Михаил Богданович , генерал-фельдмаршал
  • Кутузов, Михаил Илларионович , генерал-фельдмаршал, полководец
  • Сенявин, Дмитрий Николаевич , флотоводец, адмирал
  • Багратион, Пётр Иванович , генерал, герой Отечественной войны 1812 года
  • Лазарев, Михаил Петрович , флотоводец, адмирал
  • Корнилов, Владимир Алексеевич , вице-адмирал, герой Севастопольской обороны
  • Нахимов, Павел Степанович , флотоводец, адмирал
  • Платов, Матвей Иванович , войсковой атаман, генерал от кавалерии
  • Дибич-Забалканский, Иван Иванович , генерал-фельдмаршал
  • Паскевич, Иван Фёдорович , генерал-фельдмаршал

«Писатели и художники» (16 фигур):

  • Ломоносов, Михаил Васильевич , учёный
  • Фонвизин, Денис Иванович , писатель, драматург
  • Державин, Гавриил Романович , поэт, государственный деятель
  • Кокоринов, Александр Филиппович , архитектор
  • Волков, Фёдор Григорьевич , актёр
  • Крылов, Иван Андреевич , баснописец
  • Карамзин, Николай Михайлович , писатель, историк
  • Жуковский, Василий Андреевич , поэт, переводчик
  • Гнедич, Николай Иванович , поэт, переводчик
  • Грибоедов, Александр Сергеевич , писатель, дипломат
  • Лермонтов, Михаил Юрьевич , поэт
  • Пушкин, Александр Сергеевич , поэт
  • Гоголь, Николай Васильевич , писатель
  • Глинка, Михаил Иванович , композитор
  • Бортнянский, Дмитрий Степанович , композитор
  • Брюллов, Карл Павлович , художник

История монумента

Создание

Конкурс

Создание проекта

Один из ранних макетов памятника, ГИМ. По-другому оформлено завершение памятника

Первоначальный проект Микешина представлял собой опрокинутую «шапку Мономаха » и состоял из трех частей.

Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Открытие памятника намечено было на 26 августа 1862 года . Строительство памятника было поручено Главному управлению путей сообщения и публичных зданий. «Для достижения стилистического и композиционного единства памятника Главное управление путей сообщения заказало Микешину и Шредеру модель в одну пятую часть натуральной величины. Модель была выполнена Шредером. Шредер работал, не зная отдыха, забывая о сне, и выполнил ответственное поручение с честью» . Сначала были изготовлены все части памятника в одну пятую величины из гипса, затем все было изготовлено в натуральную величину, также из гипса.

На цоколе, где сейчас располагаются исторические деятели, по первоначальному плану должны были располагаться барельефы, которые изображали шесть эпох и отделялись друг от друга медальонами. После избрания проекта предполагалось, что их подготовят в течение трех месяцев. Задание было поручено Клодту . Но в июне 1860 года император Александр II осмотрел модель и увидел, что сюжеты барельефов всего лишь повторяют сюжеты шести скульптурных групп. Он повелел (Микешин пишет, что по его рекомендации) заменить отдельные барельефы на пьедестале сплошным скульптурным поясом со знаменитыми людьми России. К 1 сентября 1860 года Микешин представил новый вариант проекта.

Долгий период заняло также утверждение списка этих «видных людей»: были исключены поэт Кольцов, драматический актёр Дмитревский, писатель Кантемир и знаменитый флотоводец, адмирал Ф. Ф. Ушаков. Не помещены на памятнике знаменитые русские зодчие: Воронихин, Захаров, Баженов, Казаков. Разразился скандал с вычеркиванием из списка поэта Тараса Шевченко . Среди государственных деятелей отсутствует изображение Ивана Грозного . Его скульптурное изображение не включили в композицию памятника из-за кровавой расправы, учинённой опричниками в Новгороде в 1570 году . Николай I добавлен в последний момент. В Российском государственном историческом архиве сохранился первоначальный список Микешина, исправленный Чевкиным .

Модель скульптурного пояса была изготовлена М. Микешиным и Шредером.

В июле 1860 года Главное управление путей сообщения заключило со скульпторами контракты, по которым за лепку каждой фигуры в глине, затем за отливку её в гипсе в двух экземплярах с последующей доставкой на бронзовую фабрику было назначено вознаграждение в 4000 рублей. К 1 июля 1862 года все бронзовые группы, рельефы и решетка вокруг памятника были собраны в литейной мастерской, и на их осмотр пригласили царя. Он одобрил готовые части памятника. Вскоре их переправили по Неве и Волхову в Новгород .

Авторы

Победивший проект принадлежал молодым скульпторам М. О. Микешину (за год до этого закончившему Академию) и И. Н. Шредеру. Формально автором проекта считается только Микешин, однако Шредер также участвовал в его создании (в частности, он вылепил уменьшенную модель памятника). Живописец, не имеющий опыта работы в скульптуре, Микешин привлек к разработке памятника своего сверстника Шредера - вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств .

Строителем назначили инженера Евреинова, а производителем работ инженера Адамса, десятником А. Казакова.

Совет академии считал целесообразным привлечь к сотрудничеству нескольких скульпторов, которые должны были выполнить отдельные группы и рельефы пьедестала" .

В создании скульптур приняли участие Р. К. Залеман (группы Михаила Федоровича, Владимира Святого и Дмитрия Донского), П. С. Михайлов (группа Рюрика), Н. А. Лаверецкий («Государственные люди»), А. М. Любимов («Военные люди»), М. А. Чижов («Просветители», «Военные люди») при участии архитекторов Г. А. Боссе (железная решетка) и В. А. Гартмана . Микешин и Шредер выполнили группу из ангела с крестом и «России», группы Петра I и Ивана III, отдельно Шредер - «Писатели и художники» .

Б. П. Виллевальде Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 г.

Возведение и открытие

Закладка памятника состоялась 28 мая 1861 года на кремлевской площади, между Софийским собором и зданием присутственных мест. До этого там находился памятник народному ополчению 1812 г., который перенесли на площадь перед зданием Дворянского Собрания.

На глубину 10 метров был заложен фундамент, выполненный в виде цилиндрической стены, расширяющейся книзу, с пустотой внутри около 4 м в диаметре. В фундамент был заложен гранитный камень, в выемку в котором был вставлен бронзовый ящик с надписью о времени закладки памятника и его назначении. В этот ящик были вложены медали времен Александра II, а также золотые и серебряные монеты 1861 года. На фундаменте был возведен гранитный пьедестал, постепенно суживающийся кверху. Он также имеет внутри пустоту, покрытую сводом. Наружная облицовка - серый полированный сердобольский гранит , добытый на северном берегу Ладожского озера . Бронзовые части памятника отлиты в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса .

Памятник был торжественно открыт 8 сентября 1862 года в присутствии Александра II. В связи с возведением и торжественным открытием памятника Новгород был отремонтирован и заново замощён. Был устроен торжественный парад, торжества длились три дня.

В Новгород к этому событию приехало всё августейшее семейство с членами ближайшей свиты, было привезено до 12 тысяч солдат и офицеров, а также просто зрители. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась . Церемония включала: крестный ход к Софийскому собору после литургии во всех храмах Новгородского кремля и в Знаменской церкви, переложение святых мощей из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную (7 сентября); на следующий день царь принял депутацию от местных дворян, затем объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию. После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и разместилась на специально сооруженных помостах публика. С памятника было снято покрывало. За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, тожественный обед. Третий день празднования совпал с днём рождения великого князя Константина Николаевича . После молебна в соборе царь принял хлеб-соль, преподнесенные ему крестьянской депутацией на деревянном блюде. Затем он посетил гимназию и приют, и за этим последовал обед, а вечером бал.

Дальнейшее существование

После революции

Как рассказывают новгородские краеведы, в 1925 году из Москвы пришло указание снести этот памятник самодержавию и православию. Но местные власти решили «спрятать» памятник: зашили его досками, благодаря чему появилась своего рода бочка в ограде, сделали на ней помост, размещали на ней революционные плакаты, сам помост служил трибуной . Спрятанный от посторонних глаз, стоял памятник почти до самой Великой Отечественной войны.

Разрушение памятника во время Великой Отечественной войны и последующее восстановление

Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение восстановить памятник в прежнем его виде в самый короткий срок, причём в числе первых объектов разорённого Новгорода. Этим занимался Ленинградский областной отдел архитектуры. «Для передвижения и подъёма фигур был построен узкоколейный путь, а для установки фигур на свои места вокруг памятника устроены леса и изготовлены необходимые приспособления. Потребовалось изготовить более 1 500 недостающих деталей» . Памятник был восстановлен уже ко 2 ноября 1944 года , после чего состоялось его второе торжественное открытие.

Последующие реставрации

При реставрациях случались неожиданные находки: