Некоторые особенности переломного периода между барокко и классицизмом в русской архитектуре. Классические стили в интерьере

Некоторые особенности переломного периода между барокко и классицизмом в русской архитектуре. Классические стили в интерьере
Некоторые особенности переломного периода между барокко и классицизмом в русской архитектуре. Классические стили в интерьере

То, что классическое искусство вечно, доказывает сама история. Идеалы его зародились еще в античном мире. Шло время, рушились империи, поколения сменяли поколения. После эпохи Средневековья, которое считалось периодом упадническим, европейское искусство обращается к идеалам прошлого и начинает черпать их именно в античном наследии. Начало новому этапу в культуре, а в частности в архитектуре и декоре, положило в XVI веке итальянское Возрождение. В интерьерах дворцов появилась до сих пор не виданная роскошь и декоративность, представленная отдельными элементами, пришедшими из античной эпохи. XVII век стал периодом расцвета классики. Она достигла своего яркого воплощения в интерьерах французских дворцов времен правления Людовика XVII. Именно тогда был создан великолепный Версаль. Этот же век дал разнообразные стилевые направления классики - барокко, рококо, ампир и др.

Классика и классицизм в интерьере

Кстати, в описании интерьерного искусства нередко используются термины «классика» и «классицизм». Если между ними принципиальная разница? Не вдаваясь в теоретические рассуждения, обозначим: существует точка зрения, что классицизм отличается от классики тем, что это не качественное, а функциональное понятие, которое отражает особый тип художественного мышления, основанного на стремлении к целостности, ясности, простоте, уравновешенности и логичности. В архитектуре и интерьерном искусстве понятие классицизма нередко употребляется и тогда, когда речь идет об интерпретации именно античного наследия. А понятием «классика» обобщаются разнообразные ответвления классического искусства - барокко, французский классицизм, рококо, ампир и т. д. Справедливости ради стоит отметить, что само понятие «классицизм» появилось только в XIX веке, когда эта эпоха была уже на излете и с ней начали свою непримиримую борьбу приверженцы романтического направления.

Барокко в интерьере

Стиль барокко зародился еще во времена одного из самых удивительных мастеров итальянского Возрождения - Микеланджело Буонарроти в XVI веке. Барокко в полной мере раскрыло себя во Франции и просуществовало вплоть до середины XVIII века. Торжественность, динамичность, живописность - то, чем характерно барокко. Его излюбленные формы - искривленные, овальные, витые. Они проявляются как в архитектурных элементах, так и в мебели, аксессуарах, отдельных деталях. Недаром же слово «барокко» происходит от португальского perola barroca - «жемчужина причудливой формы». Убранство интерьера нарочито перегружено декором: лепнина, позолоченные резные багеты, инкрустации и т. д. Роскошь буйствует во всех своих проявлениях.

Рококо в интерьере

Рококо появился во Франции в начале XVIII века и просуществовал практически до конца этого столетия. Некоторые считали его «истончением» барокко. Но по сути их эстетика не имеет разительных отличий. Рококо, так же как и барокко, пропагандирует роскошь и декоративную насыщенность интерьера. Эффектность - это то, ради чего рококо использовал все знакомые ему элементы барокко. А вот орнамент рококо выбирает вектором своей художественной мысли. Для этого стиля характерны сложные дробные асимметричные рисунки, излюбленными мотивами которых стали растительные завитки, амуры, рокайли и др. Также применяется изящная лепнина в виде пышных гирлянд цветов, изогнутых ветвей, птиц и т. д.

Английская классика

Английская классика, или викторианский стиль - такое двойное наименование обусловлено тем, что английская классика оформилась в период правления королевы Виктории (1837-1901 гг.). Все началось с того, что зарождающийся стиль стал примерять на себя все существующие до этого направления - рококо, ампир, неоклассицизм и т. д., существовало даже движение «Готического Возрождения». Такая эклектичность, воспринимаемая некоторыми учеными как доказательство условности викторианского стиля (есть предложения даже обосабливать это определение в кавычки), тем не менее дала английской классике свой индивидуальный характер. Обстановка английского дома соответствует стремлению английской аристократии того времени к благополучной и размеренной жизни. Комнаты заполнены и различными декоративными деталями. Мебель массивна и выполнена из натуральных материалов. Дерево в виде панелей использовали и в отделке стен. Популярными аксессуарами были антиквариат, фарфоровые сервизы, картины с изображением собак и лошадей, скульптуры. Излюбленные цвета английской классики - желтый, бежевый, красный, кирпичный, зеленый. Не обойтись в декоре такого интерьера и без цветочных узоров на шторах, обивке мебели и скатертях, а также без лаконичной яркой клетки на традиционном английском пледе. Обязательным предметом обстановки в эту эпоху стал книжных шкаф, или библиотека. Ну и конечно, камин, согревающий жителей Туманного Альбиона. Интерьер в английском стиле многим может показаться тяжелым, в нем как будто застыло прошлое, только напольные часы, громогласно бьющие каждый час (один из ключевых предметов английской классики), напоминают о непрекращающемся ходе времени.

Текст - Наталья Новикова

Введение…………………………………………………………………

    Барокко……………………………………………………………

    Классицизм………………………………………………………..

    Романтизм…………………………………………………………

    Реализм…………………………………………………………….

Список используемой литературы………………………………

Введение.

История искусства характеризуется сменой различных стилей и направлений.

Под художественным стилем понимают совокупность всех средств художественной выразительности, всех творческих приемов, которые в целом образуют определенную образную систему.

Стиль как единая образная система основан на единстве идейного содержания, которое порождает единство всех элементов художественной формы, всех художественно-выразительных средств. Таким образом,словом «стиль» обозначается то видимое, ощутимое своеобразие, которое бросается в глаза прежде всего и по которому можно сразу определить отличие одного явления в искусстве от других.

Сами эти явления бесконечно многообразны: можно говорить о стиле отдельного произведения или группы произведений, о стиле индивидуальном, авторском, о стиле тех или иных стран, народов, географических областей

Однако чаще всего понятием «художественный стиль» обозначаются крупные, «исторические» стили определенных эпох, когда единство общественно-исторического содержания определяет устойчивое единство художественно-образных принципов, средств, приемов.

В области искусства во второй половине XVII в . наблюдался расцвет стиля барокко, который был тесно связан с церковной и аристократической культурой того времени. В нем проявились тенденции к прославлению жизни, всего богатства реального бытия. Живопись, скульптура, архитектура, музыка барокко воспевали и возвеличивали монархов, церковь, дворянство.

Иного рода эстетика, противоположная художественным средствам барокко, была канонизирована в европейском искусстве и литературе классицизмом . Тесно связанный с культурой Возрождения классицизм обращался к античным нормам искусства как к совершенным образцам, для него были свойственны рационалистическая четкость и строгость.

Первая половина XIX в. стала временем интенсивного развития духовной культуры. Среди ее многообразных проявлений особо заметное распространение получил романтизм , отличающийся исключительной многогранностью. В сфере художественного творчества он ярко запечатлелся в виде направления в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. Вместе с тем романтизм представлял собой определенное мировоззрение: романтическое направление сложилось в области философских и эстетических идей, исторической науки, возник романтический тип личности и поведения.

В 30-40-е годы XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и живописи утверждается реализм. Произведения писателей-реалистов Бальзака, Стендаля, Диккенса, Теккерея и др. отличаются исключительно широким охватом действительности и преобладанием социальной проблематики. Жизнь общества в самых разнообразных ее проявлениях, быт, нравы, психология людей, принадлежащих к различным классам, никогда не получали в литературе столь многогранного отражения.

Историко-культурные процессы Нового времени – развитие капитализма, научно-технический прогресс, общественная система, построенная на либерально-демократических принципах, идеи и ценности Просвещения и позитивизма, эстетика великих стилей XVII–XIX веков (барокко, рококо, сентиментализма, классицизма, романтизма, реализма) – оказали решающее влияние на формирование современного нам мира.

    Барокко.

Баро́кко (итал. barocco - «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI-XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI в. Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представления о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко - это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике - к baroco. В Версале появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. Впервые одетые в униформу армии эпохи барокко большое внимание уделяют «муштре» - геометрической правильности построений на плацу.

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством - всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен - от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность - это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature) - это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.

Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало, 1717). Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу - в учтивом флирте, ссоры - в утончённой дуэли.

Для барокко характерна идея спящего Бога - деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться - у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию «Системе природы» (1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.

Многообразие восприятия повышает уровень сознания - примерно так говорит философ Лейбниц. Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений: капитан Гулливер и барон Мюнхгаузен.

Атенаис де Монтеспан

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо.

Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи . Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, ван Дейк (1599-1641). С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606-1669) и Вермеер (1632-1675). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599-1660), а во Франции - Никола Пуссен (1593-1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения - классицизма.

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Д.Фонтана, Р.Райнальди, Г.Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона. На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился новый стиль позднего барокко - сицилийское барокко.

Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645-1652 гг.).

Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его - собор в Сантьяго-де-Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это - самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.

Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.

Позже, в начале 18 в. французы выработали свой стиль, разновидность барокко - рококо. Он проявился не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России.

В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.

В России барокко появляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»). В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини - так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли.

В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы - И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф). Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия). В Великом княжестве Литовском получили распространение стили сарматское барокко и виленское барокко, крупнейший представитель - Ян Кристоф Глаубиц. Среди его известных проектов - перестроенные Костёл Вознесения Господня (Вильнюс), Софийский собор (Полоцк) и др.

Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны, Рим

    Классицизм.

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов . Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Большой театр в Варшаве.

Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами. Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.

Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.

Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов - в виде Марса, а Полина Боргезе - в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).

Антонио Канова. Амур и Психея (1787-1793, Париж, Лувр)

Отличия барокко от классицизма.

В эпоху классицизма, которая последовала за эпохой барокко, роль полифонического многоголосиия уменьшилась и на первое место вышло гомофонное многоголосие
(от греч. "хомос" - "один", и "фоне" - "звук", "голос")

В отличие от полифонии, где все голоса равноправны, в гомофонном многоголосии выделяется один, исполняющий главную тему , а остальные играют роль аккомпанемента (сопровождения). Аккомпанемент представляет собой, как правило, систему аккордов (гармоний). Отсюда и название нового способа сочинения музыки – гомофонно-гармонический.

В музыке стало меньше орнаментации, украшений. Произведения стали более стройными, чёткими по структуре, особенно те, которые написаны в сонатной форме .

В эпоху барокко в музыкальном произведении каждая из частей концентрировалась на выражении и раскрытии одного, ярко прорисованного чувства, что решалось с помощью изложения одной темы, которая изменялась (варьировалась) на протяжении всейчасти, а в эпоху классицизма в одной части произведения раскрывалось множество эмоций , которые выражались с помощью изложения и развития двух и более различных по образному содержанию тем.

Музыка раннего барокко (1600-1654)

Условной точкой перехода между эпохами ренессанса и барокко можно считать развитие итальянской оперы итальянским композитором Клаудио Монтеверди (1567-1643).

Композитор родился в итальянском городе Кремона в семье врача. Как музыкант Монтеверди сложился ещё в юности. Он писал и исполнял мадригалы; играл на органе, виоле и других инструментах. Сочинению музыки Монтеверди обучался у известных в то время композиторов. В 1590 г. в качестве певца и музыканта его пригласили в Мантую, ко двору герцога Винченцо Гонзаги; позже он возглавил придворную капеллу. В 1612 г. Монтеверди покинул службу в Мантуе и с 1613 г. поселился в Венеции. Во многом благодаря Монтеверди в 1637 г. в Венеции открылся первый в мире публичный оперный театр. Там композитор возглавил капеллу собора СанМарко. Перед смертью Клаудио Монтеверди принял духовный сан.

Изучив оперное творчество копозиторов ренессанса Пери и Каччини, Монтеверди создал собственные оперные произведения. Уже в первых операх - "Орфей" (1607 г.) и "Ариадна" (1608 г.) - композитору удалось музыкальными средствами передать глубокие и страстные чувства, создать напряжённое драматическое действие. Монтеверди - автор многих опер, но сохранились только три - "Орфей", "Возвращение Улисса на родину" (1640 г.; на сюжет древнегреческой эпической поэмы "Одиссея") и "Коронация Поппеи" (1642 г.).

В операх Монтеверди гармонично сочетаются музыка и текст. В основе опер – монолог – речитатив (от ит. recitare - "декламировать"), в котором декламируется каждое слово, а музыка гибко и тонко передаёт оттенки настроения. Монологи, диалоги и хоровые эпизоды плавно перетекают друг в друга, действие развивается неспешно (в операх Монтеверди три-четыре акта), однако динамично. Важную роль композитор отводил оркестру. В "Орфее", например, он использовал почти все известные в то время инструменты. Оркестровая музыка не просто сопровождает пение, но сама рассказывает о событиях, происходящих на сцене, и переживаниях персонажей. В "Орфее" впервые появилась увертюра (фр. ouverture, or лат. apertura - "открытие", "начало") - инструментальное вступление к крупному музыкальному произведению. Оперы Клаудио Монтеверди оказали значительное влияние на венецианских композиторов, заложили основы венецианской оперной школы.

Монтеверди писал не только оперы, но и духовную музыку , религиозные и светские мадригалы . Он стал первым композитором, который не противопоставлял полифонический и гомофонный методы - хоровые эпизоды его опер включают в себя приёмы полифонии.
В творчестве Монтеверди новое соединилось со старым - традициями эпохи Возрождения.

К началу XVIII в. сложилась оперная школа в Неаполе . Особенности этой школы - повышенное внимание к пению, главенствующая роль музыки. Именно в Неаполе был создан вокальный стиль бельканто (ит. bel canto - "прекрасное пение"). Бельканто славится необычайной красотой звучания, мелодичностью и техническим совершенством. Исполнитель стиля бельканто должен уметь воспроизводить множество оттенков тембра голоса, а также виртуозно передавать многочисленные, накладывающиеся на основную мелодию быстрые последовательности звуков - колоратуры (ит. coloratura - "украшение").

В XVIII столетии опера стала основным видом музыкального искусства в Италии, чему способствовал высокий профессиональный уровень певцов, обучавшихся в консерваториях (ит. conservatorio, err лат. conserve - "охраняю" ) - учебных заведениях, готовивших музыкантов. К тому времени в центрах итальянского оперного искусства - Венеции и Неаполе - было создано по четыре консерватории. Популярности жанра служили и открывшиеся в разных городах страны оперные театры, доступные для всех слоев общества. Итальянские оперы ставились в театрах крупнейших европейских столиц, а композиторы Австрии, Германии и других стран писали оперы на итальянские тексты.

Значительной фигурой периода раннего барокко, позиция которого была на стороне Католицизма, противостоящего растущему идейному, культурному и общественному влиянию Протестантизма, был Джованни Габриэли (1555-1612). Его работы принадлежат стилю «Высокого возрождения» (период расцвета Ренессанса). Однако некоторые его нововведения в области инструментовки (назначение определённому инструменту собственных, специфических задач) однозначно указывают, что он был одним из композиторов, повлиявших на появление нового стиля.

Одно из требований, предъявляемых церковью сочинению духовной музыки, заключалось в том, чтобы тексты в произведениях с вокалом были разборчивы . Это потребовало ухода от полифонии к музыкальным приёмам, где слова выходили на передний план. Вокал стал более сложен, витиеват по сравнению с аккомпанементом.

В распространение новых приёмов большой вклад внёс и немецкий композитор Генрих Шюц (1585-1672), обучавшийся в Венеции.Это наиболее известный немецкий композитор до Иоганна Себастьяна Баха и одним из самых важных композиторов периода раннего барокко наряду с Д. Габриэли и К.Монтеверди. Он использовал новые техники в своих работах, когда служил хормейстером в Дрездене.



Музыка зрелого барокко (1654-1707)

Период централизации верховной власти в Европе часто называют Абсолютизмом . Абсолютизм достиг своего апогея при французском короле Людовике XIV. Для всей Европы двор Людовика был образцом для подражания. В том числе и музыка, исполнявшаяся при дворе. Возросшая доступность музыкальных инструментов (особенно это относилось к клавишным) дала толчок к развитию камерной музыки(от ит. camera - "комната") , исполнявшейся в небольших помещения или в домашней обстановке.

Зрелое барокко отличается от раннего повсеместным распространением нового полифонического стиля (свободного письма ) и усилившимся разделением музыкальных форм, особенно в опере. Как и в литературе, появившаяся возможность многотиражной печати музыкальных произведений привела к расширению аудитории; усилился обмен между центрами музыкальной культуры.

В теории музыки зрелого барокко определяется фокусированием композиторов на гармонии и на попытках создать стройные системы музыкального обучения.
В последующие годы это привело к появлению множества теоретических трудов. Замечательным образцом подобной деятельности может служить работа периода позднего барокко - «Gradus ad Parnassum» (русск. Ступени к Парнасу), опубликованная в 1725 году Иоганном Йозефом Фуксом (нем. Johann Joseph Fux) (1660-1741), австрийским теоретиком и композитором. Это сочинение, систематизировавшее теорию контрапункта, практически до конца XIX века было важнейшим пособием для изучения контрапункта.

Выдающимся представителем придворных композиторов двора Людовика XIV был Джованни Баттиста Люлли (1632-1687). (Жан –Батист) . Уже в 21 год он получил звание «придворного композитора инструментальной музыки». Творческая работа Люлли с самого начала была крепко связана с театром. Вслед за организацией придворной камерной музыки и сочинением «airs de cour» (придворных арий) он начал писать балетную музыку. Сам Людовик XIV танцевал в балетах, которые были тогда излюбленным развлечением придворной знати. Люлли был превосходным танцором. Ему доводилось участвовать в постановках, танцуя вместе с королём. Он известен своей совместной работой с Мольером, на пьесы которого он писал музыку. Но главным в творчестве Люлли было всё же написание опер . Удивительно, но Люлли создал законченный тип французской оперы; так называемой во Франции лирической трагедии (фр. tragedie lyrique), и достиг несомненной творческой зрелости в первые же годы своей работы в оперном театре. Люлли часто использовал контраст между величественным звучанием оркестровой секции, и простыми речитативами и ариями. Музыкальный язык Люлли не очень сложен, но, безусловно, нов: ясность гармонии, ритмическая энергия, чёткость членения формы, чистота фактуры говорят о победе принципов гомофонного мышления. В немалой степени его успеху способствовало так же его умение подбирать музыкантов в оркестр, и его работа с ними (он сам проводил репетиции). Неотъемлемым элементом его работы было внимание к гармонии и солирующему инструменту.

Композитор и виолинист Арканджело Корелли (1653-1713) известен своей работой над развитием жанра кончерто гроссо(concerto grosso - "большой концерт") . Корелли был одним из первых композиторов, чьи произведения публиковались и исполнялись по всей Европе. Как и оперные сочинения Ж.Б.Люлли, жанр кончерто гроссо построен на контрастном сопоставлении звучания небольших солирующих групп оркестра и звучания полного оркестра. Музыка построена на резких переходах от громко звучащих частей к тихим, быстрые пассажи противопоставлены медленным. Среди последователей Арканджело Корелли был Антонио Вивальди, позднее сочинивший сотни работ, написанных в излюбленных формах Корелли: трио-сонатах и концертах.

В Англии зрелое барокко отмечено ярким гением Генри Пёрселла (1659-1695). Он умер молодым, в возрасте 36 лет, написав большое количество произведений и став широко известным ещё при жизни. Пёрселл был знаком с творчеством Корелли и других итальянских композиторов эпохи барокко.За свою короткую жизнь Пёрселл написал много вокальных, инструментальных, музыкально-театральных произведений, наиболее значительное из которых - опера "Дидона и Эней" (1689 г.). Это первая английская национальная опера . Она была заказана учителем танцев из пансиона для благородных девиц. Частный характер заказа повлиял на облик произведения: в отличие от монументальных опер Монтеверди или Люлли сочинение Пёрселла невелико по размерам , действие развивается стремительно . Либретто оперы (автор Николас Тэйт) было написано по мотивам героического эпоса "Энеида" римского поэта Вергилия.

У Вергилия один из защитников Трои - Эней после падения города отправляется странствовать. Буря прибивает его корабль к берегам Африки; здесь он встречается с Дидоной, царицей Карфагена. Дидона полюбила Энея и, когда герой по велению богов её покинул, лишила себя жизни. В опере Пёрселла вестника, разлучившего героев, посылают не боги, а лесные ведьмы (популярные персонажи английского фольклора). Эней принял обман за священный долг перед богами и погубил самое ценное - любовь.

Отличительная черта творчества Пёрселла - гармоничность . Композитор обладал удивительным даром создавать совершенные мелодии - спокойные, величественные и безукоризненные по форме. После Генри Пёрселла в английской музыке до XX в. вряд-ли можно назвать столь же ярких мастеров.

В отличие от вышеперечисленных композиторов Дитрих Букстехуде (1637-1707 ) не был придворным композитором. Букстехуде работал органистом , сначала в Хельсингборге (1657-1658), затем в Эльсиноре (1660-1668), а затем, начиная с 1668 года, в церкви св. Марии в Любеке. Он зарабатывал не публикацией своих произведений, а их исполнением, и патронажу знати предпочитал сочинение музыки на церковные тексты и исполнение собственных органных композиций.Его сочинения для органа отличались богатством фантазии, обилием неожиданных и красочных сопоставлений, глубоким драматизмом К сожалению, сохранились далеко не все произведения этого композитора. Музыка Букстехуде во многом построена на масштабности замыслов, богатстве и свободе фантазии, склонности к патетике, драматизму, несколько ораторской интонации. Его творчество оказало сильное влияние на таких композиторов, как И. С. Бах и Г.Ф.Телеман.

Музыка позднего барокко (1707-1760)

Точная грань между зрелым и поздним барокко является предметом обсуждения; она лежит где-то между 1680 и 1720. В немалой степени сложности её определения служит тот факт, что в разных странах стили сменялись несинхронно; новшества, уже принятые за правило в одном месте, в другом являлись свежими находками. Италия , благодаря Арканджело Корелли и его ученикам Франческо Джеминиани и Пьетро Локателли становится первой страной, в которой барокко переходит из зрелого в поздний период . Важной вехой можно считать практически абсолютное главенство тональности , как структуризирующего принципа сочинения музыки. Это особенно заметно в теоретических работах Жана Филиппа Рамо, который занял место Люлли, как главного французского композитора. В то же время, появление капитального труда Иоганна Йозефа Фукса «Градус ад Парнассум» (1725), посвященного полифонии строгого стиля, свидетельствовало о присутствии в музыке двух сочинительских стилей – гомофонно-гармонического и полифонического.

Формы , открытые предыдущим периодом, достигли зрелости и большой вариативности; концерт, сюита, соната, кончерто гроссо, оратория, опера и балет уже не имели резко выраженных национальных особенностей. Повсеместно устоялись общепринятые схемы произведений: повторяющаяся двухчастная форма (AABB), простая трёхчастная форма (ABC) и рондо.

Антонио Вивальди (1678-1741) - итальянский композитор, родился в Венеции.
В 1703 году принял сан католического священника. Первого декабря того же года он становится maestro di violino в венецианском сиротском приюте «Pio Ospedale della Pieta» для девочек. Известность Вивальди принесли не концертные выступления или связи при дворе, а публикации его работ, включавшие его трио-сонаты, скрипичные сонаты и концерты. Они были опубликованы в Амстердаме и широко разошлись по Европе. Именно в эти инструментальные жанры, в то время всё ещё развивающиеся, (барочная соната и барочный концерт), Вивальди и внёс свой самый значительный вклад. Для музыки Вивальди характерны определённые приёмы: трёхчастная циклическая форма для кончерто гроссо и использование ритурнели в быстрых частях. Вивальди сочинил более 500 концертов. Он также давал программные названия некоторым своим работам, таким как знаменитые «Времена года». Карьера Вивальди показывает возросшую возможность для композитора существовать независимо: на доходы от концертной деятельности и публикации своих сочинений.

Доменико Скарлатти (1685-1757) был одним из ведущих клавишных композиторов и исполнителей своего времени. Он начал свою карьеру, как придворный композитор; вначале в Португалии, а с 1733 года в Мадриде, где он и провёл остаток жизни. Его отец Алессандро Скарлатти считается основателем неаполитанской оперной школы. Доменико тоже сочинял оперы и церковную музыку, но известность (уже после его смерти) ему обеспечили его произведения для клавишных . Часть этих произведений он написал для собственного удовольствия, часть - для своих знатных заказчиков.

Самым знаменитым придворным композитором эпохи барокко стал Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Он родился в Германии, три года учился в Италии, но в 1711 году уехал Лондон, где и начал свою блистательную и коммерчески успешную карьеру независимого оперного композитора, выполняющего заказы для знати. Обладающий неутомимой энергией, Гендель перерабатывал материал других композиторов, и постоянно переделывал свои собственные сочинения. Например, он известен тем, что переработал знаменитую ораторию «Мессия» столько раз, что сейчас не существует версии, которую можно назвать первоначальной. Несмотря на то, что его финансовое состояние то улучшалось, то приходило в упадок, его известность, основанная на опубликованных произведениях для клавишных, церемониальной музыке, операх, кончерто гроссо и ораториях всё возрастала. Уже после смерти он был признан ведущим европейским композитором, и изучался музыкантами эпохи классицизма. За свою жизнь Гендель написал около 50 опер («Альмира» "Агриппина", "Ринальдо", «Юлий Цезарь»и др.), 23 оратории («Мессия», «Самсон», «Иуда Маковей», «Геркулес»), бесчисленное количество церковних хоралов, органных концертов, а також ряд произведений развлекательного характера («Музыка на воде», «Музыка для королевских фейерверков»).

Один из величайших композиторов эпохи барокко - Иоганн Себастьян Бах родился
21 марта 1685 года в городе Эйзенах, Германия. За свою жизнь он сочинил более 1000 произведений в различных жанрах, кроме оперы . Но при жизни он не добился какого-либо значимого успеха. Много раз переезжая, Бах сменял одну не слишком высокую должность за другой: в Веймаре он был придворным музыкантом у Веймарского герцога Иоганна Эрнста, затем стал смотрителем органа в церкви св. Бонифация в Арнштадте, через несколько лет принял должность органиста в церкви св. Власия в Мюльхаузене, где поработал всего лишь около года, после чего вернулся в Веймар, где занял место придворного органиста и устроителя концертов. На этой должности он задержался на девять лет. В 1717 году Леопольд, герцог Анхальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера, и Бах стал жить и работать в Кётене. В 1723 Бах переехал в Лейпциг, где и остался до своей смерти в 1750 году.

И.С.Баха хорошо знали в Германии при жизни как композитора, исполнителя, педагога и отца Бахов-младших, в первую очередь Карла Филиппа Эммануила. Но в последние годы жизни и после смерти Баха его известность как композитора стала уменьшаться: его стиль считали старомодным по сравнению с расцветающим классицизмом.

В 1802 году Иоганн Николай Форкель издал первую наиболее полную биографию Иоганна Себастьяна Баха. В 1829 г., через 79 лет после смерти И. С. Баха, Феликс Мендельсон исполнил в Берлине баховские «Страсти по Матфею». Успех этого концерта воскресил интерес к творчеству И. С. Баха и стал причиной появления громадного интереса к музыке Баха в Германии, а затем и во всей Европе.

Сейчас И. С. Бах является одним из самых популярных композиторов всех времён: например, в голосовании «Лучший композитор тысячелетия», проведённом на Cultureciosque.com Бах занял первое место.

Барокко и классицизм

дворец версаль культура художественный

В XVII веке в условиях активного развития экономики и искусств Франция приобрела статус образцовой страны абсолютистских форм правления и практичной экономической политики. Благодаря движению Контрреформации Рим в культурном пространстве территориально раздробленной Италии обрел новое значение. В результате этого получило сильный импульс строительство культовых зданий. Начавшийся в этих условиях в конце XVII века новый этап строительства способствовал тому, что немецкие князья ориентировались в своих потребностях на иностранные образцы. В большой степени они испытали влияние французского абсолютизма Людовика XIV. Каждый феодал - как ни мала была принадлежавшая ему территория - копировал свою резиденцию с Версаля, этой жемчужины монарших владений.

Несмотря на то, что для европейской архитектуры XVII - XVIII веков не характерно единообразие и целостность, её принято объединять общим понятием «барокко». Княжеские замки и культовые здания стали первоочередными объектами при строительстве и олицетворяли собой сопротивление Реформации. В 1730-х годах стало заметно ощущаться влияние Просвещения, что незамедлительно нашло отражение в усилении интимности сооружений. Любимым местом пребывания князей стали небольшие элегантные замки в окружении парков. Это является одной из самых ярких отличительных черт барокко.

Новый стиль призвал на помощь при ведении градостроительных мероприятий красоту окружающей среды, или проще говоря - пейзаж. Пейзаж стал одним из главных компонентов городского ансамбля. Площадь, утратив свое функциональное и демократическое содержание, стала парадной частью города, его украшением. Архитектуру барокко отличает грандиозность, пышность и динамика, зрелищность и сильный контраст масштабов и ритмов.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобрели некоторую живописность и динамичность. Они словно врастали в окружающее их пространство. Интерьеры барокко были украшены многоцветной скульптурой, лепниной, резьбой; зеркала и росписи были необходимы для иллюзорного расширения пространства, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся над зрителем сводов.

В живописи и скульптуре барокко главенствующее положение принадлежало декоративным многоплановым композициям религиозного, мифологического или аллегорического характера, а также парадным портретам. При изображении человека предпочтительными были состояния напряжения, экзальтации и повышенного драматизма. В живописи большое значение приобрело эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка; в скульптуре - живописная текучесть формы, богатство аспектов и впечатлений.

Характерные черты барокко - это усложненность планов, богатое оформление интерьеров с неожиданными и эффектными пространственно-световыми решениями, множество кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей, контрастность, напряжённость и динамичность образов, аффектация, стремление к роскоши и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. Простоте классических форм барочный стиль противопоставил изощренность в формообразовании. В архитектуре широко применялись элементы живописи и скульптуры, окрашенные поверхности стен.

Мировоззренческие основы барокко сформировались в условиях Реформации и учения Коперника. Представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, характерное для философии античности и ренессансное представление человека венцом творения изменилось. Человек начал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Зарождению Барокко в некоторой степени содействовало отсутствие средств на постройки палаццо у представителей знати. В поиске выхода из этой ситуации они обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Отчасти благодаря этому в XVI веке на территории Италии возникло Барокко.

Архитектурные формы барокко имели своей основой итальянский Ренессанс, но превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь такого строения не была самостоятельной, в отличие от периода Ренессанса. Все части ансамбля подчинены общему архитектурному замыслу, который дополняют оформление и украшение интерьеров, а также садово-парковой и городской архитектурной среды.

Во Франции стиль барокко выражен несколько скромнее, нежели в других странах. Раньше принято было считать, что здесь барочный стиль вовсе не развился, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда уместно употребить термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и другие произведения архитектуры. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, ярчайшим примером которого является Версальский парк, вершина творчества талантливого мастера Андре Ленотра.

Немецкий искусствовед и историк античного искусства Иоганн Иоахим Винкельманн писал в 1755 году: «Единственный путь для нас стать великими, а если возможно и неподражаемыми, - это подражать древним». Этим лозунгом он призывал современников обновить искусство, воспользовавшись в качестве основы красотой античности, воспринятой как идеал, и нашел в европейском обществе активную поддержку. Античное зодчество было воспринято им как эталон гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Прогрессивная общественность восприняла классицизм как необходимое противопоставление придворному барокко. Становление классицизма совпало по времени с периодом буржуазных революций - английской в 1688 году и французской - через 101 год. Таким образом, обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения стало одной из важнейших черт классицизма.

Изобразительное искусство классицизма стремилось воплотить идею гармонического устройства общества. О сложности изобразительного искусства классицизма отчетливо свидетельствуют конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума. Для художественных форм классицизма характерны черты строгой организованности, уравновешенности, простоты и гармоничности образов.

Желание воплотить благородную простоту и спокойное величие античного искусства в строительстве привели мастеров эпохи к стремлению полностью скопировать античную постройку. Таким образом, то, что у немецкого архитектора Жилли оставалось на стадии проекта памятника Фридриху II, по приказу Людвига I Баварского было осуществлено на склонах Дуная в Регенсбурге и получило название Вальхалла - «Чертог мертвых».

В Германии центрами строительства в классическом стиле стали княжеские дворцы - резиденции, среди них особую известность приобрели Марктплатц (торговая площадь) в Карлсруэ, Максимилианштадт и Людвигштрассе в Мюнхене, а также строительство в Дармштадте. Прусские короли в Берлине и Потсдаме при строительстве также отдавали предпочтение классицизму. Однако к этому времени дворцы уже утратили статус главных объектов строительства, виллы и загородные дома выглядели не менее внушительно и впечатляюще. В сферу государственного строительства вошли здания социального назначения - больницы, дома для слепых и глухонемых, а также тюрьмы и казармы. Вскоре к ним добавились и общественные сооружения, такие как театры, музеи, университеты и библиотеки. Картину дополнили загородные поместья аристократии и буржуазии, ратуши и жилые дома в городах и деревнях.Строительство церквей не являлось отныне первостепенной задачей, но в Карлсруэ, Дармштадте и Потсдаме появились замечательные сооружения, хотя при этом и велась дискуссия, подходят ли языческие архитектурные формы для христианской обители.

В живописи главенствующая роль принадлежала логическому развертыванию сюжета, ясной уравновешенности композиции, четкой передаче объема и светотеневой моделировке формы, использованию локальных цветов.

Четкая разграниченность планов в пейзажной живописи выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть прописан коричневым, второй - зеленым, а третий - голубым.

Для архитектуры классицизма характерна регулярность планировки и четкость объемной формы. Основу архитектурного языка классического стиля составил ордер, близкий по пропорциям и форме к античности. Классицизм отличают симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства и регулярная система планировки городов.

Великий венецианский мастер Палладио и его последователь Скамоцци сформулировали архитектурный язык классицизма на исходе эпохи Ренессанса. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что находили им применение даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс транспортировал палладианство в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с различной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

К этому моменту пресыщение роскошью позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика барокко и рококо решительно была малоприменимой. Уже при Людовике XV в Париже были возведены градостроительные ансамбли в «древнеримском» стиле, среди них площадь Согласия (архитектор Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI подобный «благородный лаконизм» стал уже основным архитектурным направлением.

При строительстве церкви Сен-Женевьев в Париже французский архитектор Жак-Жермен Суффло продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле смогли продвинуться даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов не был востребован.

Архитекторы наполеоновской Франции искали вдохновения в образах воинской славы, сохранившихся со времен имперского Рима, таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу императора они были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн принято использовать термин «имперский стиль» - ампир. В России незаурядными мастерами ампира были такие мастера, как Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров.

Самые значительные интерьеры в классическом стиле были выполнены шотландским архитектором Робертом Адамом после возвращения на родину из Рима в 1758 году. Археологические изыскания итальянских учёных и архитектурные фантазии Пиранези произвели на него огромное впечатление. В трактовке Адама классицизм представал стилем, едва ли уступавшим по изысканности интерьеров рококо. Это снискало ему славу как в среде демократически настроенных кругов общества, так и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам предпочитал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции. Эстетика классицизма содействовала масштабным градостроительным проектам и в определенной степени способствовала упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов.

В России большинство губернских и практически все уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. Подлинными музеями классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и некоторые другие. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии утвердился единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший после наполеоновских войн, классицизм существовал одновременно с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возрождением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику. В связи с открытием Розеттской плиты Шампольоном набрала популярность египетская тематика. Интерес к древнеримской архитектуре постепенно сменился пиететом перед всем древнегреческим, особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона. Во Франции чистота классицизма была разрежена свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко.

Выводы по 1 главе

Стили барокко и классицизм сложились в художественной культуре Западной Европы в период XVII-XVIII веков. Эти два направления в искусстве успешно сосуществовали на протяжении двух веков, развиваясь параллельно и попеременно занимая лидирующее положение или отходя на второй план.

Классицистический стиль в художественной культуре взывал к использованию искусства античного мира в качестве эталона. Зарождение классицизма происходило на этапе буржуазных революций - английской и французской,- что сказалось на характере его формирования и отразилось в особенностях характеристик в рамках национального стиля.

В изобразительном искусстве классицизм преследовал цель воплотить замысел гармонического устройства общественной стороны бытия. Художественные формы классицизма отмечены чертами строгой организованности, уравновешенности, простоты и гармоничности образов.

Характерными чертами барочного стиля стали усложненность планов, пышное убранство интерьеров с эффектными пространственно-световыми решениями, множество кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей, контрастность и яркая динамика образов, стремление к роскоши, совмещению иллюзии и реальности, к слиянию искусств. В пику классическим формам барочный стиль пропагандировал изощренность в формообразовании. В архитектуре было распространено использование элементов живописи и скульптуры, окрашенных поверхностей стен.

Человек в идеологии барокко предстал «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Le style c"est l"homme («стиль - это человек»). Эту максиму, принадлежащую Бюффону, можно уподобить математическому выражению, связывающему две переменных. Независимой переменной, аргументом, выступает человек, а стиль как некоторая упорядоченная последовательность выразительных практик - функцией. Каков человек - таков и стиль. При всей универсальности этого определения необходимо учитывать исторический контекст момента его появления - век Просвещения, с его концепцией «естественного человека». Последняя, как известно, является непосредственным развитием идей XVII века, этого начала Нового времени, и характерных для него стилей - классицизма и барокко. Можно говорить о том, что в этих стилях, их комбинации, содержится проект всего Нового времени, вплоть до современности.

Само понятие стиль (от лат. stylus - палка) и родственное ему понятие стимул (от лат. stimulus , букв. - остроконечная палка, которой погоняли животных) этимологически как нельзя лучше сопрягаются с принципами классицизма. Предпочтение прямой линии перед всякими другими свойственно картезианскому рационализму. Окружность потеряла свой онтологический статус вместе с аристотелизмом и уступила место беспредельному, бескачественному, абсолютно исчислимому. «Бог - утверждает Декарт - единственный творец всех существующих в мире движений, поскольку они вообще существуют и поскольку они прямолинейны. Однако различные положения материи превращают эти движения в неправильные и криволинейные. Точно также теологи учат нас, что Бог есть творец всех наших действий, поскольку они существуют и поскольку в них есть нечто хорошее, однако различные наклонности наших воль могут сделать эти действия порочными» (Декарт Р. Сочинения: В 2-х тт. М.: Мысль, 1989. Т.1. С.205). Не следует воспринимать подобное высказывание как попытку надеть маску ортодоксальной теологии на инерциальный принцип Галилея. Декарт не случайно затрагивает фундаментальный вопрос о проблеме зла и свободе воли, и делает это вполне в соответствии с воззрениями св. Августина. По мнению А.-И. Марру, «о первостепенном месте, которое занимал Августин во французском сознании XVII в., ничто не свидетельствует лучше, чем сыгранная им роль в развитии картезианства» (Марру А.-И. Святой Августин и августинианство. Долгопрудный: Вестком, 1999. С.185). Так между ригоризмом «внутреннего человека» св. Августина, устремленного мистически и интеллектуально к Богу по кратчайшему пути, в течение которого ему не позволительно отвлекаться, и ригоризмом «внутреннего человека» Декарта существует общность. Она состоит, во-первых, в постоянной необходимости преодоления сомнения посредством разума, ведомого Всевышним. Декартовский тезис «Бог не обманщик» гарантирует истинность Метода. Во-вторых, в возможности лишь приблизительно достичь поставленной цели. Для св. Августина таковою являлось постижение Бога, для Декарта - достижение господства над природой посредством конструирования. Отсюда возникает множественность возможных вариантов и пробабилизм картезианства (Гайденко П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: Университетская книга, 2000. С.130). Несомненно, что наиболее наглядным примером реализации картезианского проекта господства над природой может служить планировка версальского парка А. Ленотром (Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3-х тт. М.: Худож. лит., 1987. Т.3. С.488). Это одновременно и рукотворный эдем и зримое воплощение лаконичной формулы абсолютизма, принадлежащей еще Франциску I: «Un roi, une foi, une loi». Триада «один король, одна вера, один закон» оказывается созвучной трехлучевой парковой композиции, как и принцип единства времени, места и действия из «Поэтического искусства» Н. Буало с его строгой иерархией жанров.

Длительное сосуществование классицизма и барокко трудно считать случайностью. Подобный синхронизм указывает на их взаимосвязанность, которая, естественно, не устраняет существенных различий черт и генезиса двух стилей. Барокко явилось прямым наследником Ренессанса, но наследником явно разочарованным. Вот что пишет, например, А.Ф. Лосев о Монтене: «Его «Опыты» лишены всякой системы, <…> пересыпаны античными цитатами, хотя из античности ему сначала были близки только стоики, а потом стали близкими исключительно скептики» (Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. С.597). Монтень был предшественником именно Декарта, но здесь следует отметить упоминание о стоицизме и скептицизме как о имеющих непосредственное отношение к стилю барокко. Если классицизм исходил из августианства в виде секуляризованного дуализма между природой и человеком, который должен быть снят монизмом подчинения некоей единой (но не единственно возможной) форме, то барокко исходило из всеобщности стоицистского Логоса, единства в виде организма, пропитанного дыханием пневмы. В контексте все того же августианства оно ставило акцент на психологической сложности индивидуальной личности. Во взгляде на мир вместо жесткой монофонической иерархии универсализма, присущей классицизму, возникал полифонический универсализм пластичности, декларирующий возможность множественных вариаций одной и той же формы или темы. Безостановочный бег баховской фуги аккомпанирует «фаустовскому» человеку. Как явление историческое барокко предшествовало классицизму, но в плане дальнейшей перспективы смены стилей его следует признать скорее наследником, чем предшественником классицизма. Хорошо известно, что появление барокко связано с Котрреформацией. Каноны и цели ордена иезуитов нашли свое выражение именно в стиле барокко. Достаточно напомнить о главном иезуитском храме Иль Джезу в Риме (1568-1584), построенном по проекту Дж. Виньолы. Этом, быть может, первом типовом проекте в истории архитектуры, реализованном на пространствах от Парагвая до Лифляндии. Основная черта барокко - его обманчивость, симулятивность дала ему возможность обратить в своих поклонников и врагов «солдат Иисуса» - протестантов, с присущим им культом труда. «Барокко - как отмечает Ж. Делез - изобретает бесконечное производство или бесконечный процесс работы. Проблема не в том, как завершить складку, но в том, как ее продолжить, пересечь ею потолок, устремить ее к бесконечности» (Делез Ж. Складка, Лейбниц и барокко. М.: Логос, 1997. С.63). Потому сложные формы и контрапункт, за которыми скрывается симметрия чисел и функций, оказались способными прославить добродетели пуритан (например, оратория Г.Ф. Генделя «Иуда Маккавей»). Обращение к ветхозаветным сюжетам свойственно и литературе барокко. «Потерянный рай» Дж. Мильтона и «Величайшее чудовище мира» П. Кальдерона. Тема катастрофы, вытекающая из столкновения свободной воли и Закона доминирует в трагедийном жанре эпохи. При этом понимание Закона весьма эклектично: оно может быть ветхозаветным, гностическим и рационалистическим. В последнем случае обнаруживается совпадение с классицизмом. Гностические черты барокко нашли свое проявление в увлечении астрологией и алхимией, о чем свидетельствует не только литература эпохи. Так И. Кеплер никогда не скрывал своей приверженности к астрологии, она даже служила ему средством зарабатывать на хлеб. И. Ньютон предпочитал хранить на этот счет молчание, как и по поводу своего антитринитаризма. Однако ньютонианская программа физики пропитана не только математикой (в ее рационалистическом декартовском понимании), но и духом алхимии, из которой ее творец сумел извлечь немало научных идей (Дмитриев И.С. Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи. СПб.: Алетейя, 1999). Его знаменитый ответ на абсолютно справедливые упреки картезианцев в возрождении магического принципа - «гипотез не измышляю» - есть не что иное, как трюизм.

Стремление к контрасту и внешнему правдоподобию посредством применения разнообразных технологий, характерное для барокко, вытекает из его глубочайшего пессимизма. «Как бы красива ни была комедия в остальных частях, - писал Паскаль - последний акт всегда бывает кровавым. Набросают земли на голову - и конец навеки!» (Паскаль Б. Мысли. М.: REFL-book, 1994. С.256). Отсюда страсть к натюрморту и гипертрофированное жизнелюбие рубенсовской обнаженной натуры. Ирония и соблазн искусственного пытаются заговорить смерть и перехватить у нее плутовским способом власть над миром. В этом смысле наша современность с ее страстью к контрасту и синтетическому (вплоть до клонирования) продолжает тенденцию барокко. «Лепнину можно мыслить - отмечает Ж. Бодрийяр - как триумфальный взлет науки и технологии, но она также, и, прежде всего, связана с барокко <…> Здесь уже заложена вся технология и технократия - презумпция идеальной поддельности мира, которая находит себе выражение в изобретении универсального вещества и в универсальной комбинаторике веществ» (Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. С.116).

Сочетание жестких принципов классицизма и гибких барокко можно увидеть во всех последующих стилях. Доминирование одних над другими определяется лишь тактическими соображениями, должными обеспечить наибольшую эффективность. «Известно ли вам, - говорит бальзаковский Вотрен, этот «Наполеон каторги», обращаясь к юному Растиньяку, - как здесь прокладывают себе дорогу? В эту людскую массу надо врезаться пушечным ядром или проникнуть как чума». Классицизм можно сравнить с первым, барокко - со вторым. Оба они явились инструментами Нового времени по формированию Нового человека. Так доминанту классицизма можно увидеть в модерне с его проектами футуристов и Ле Корбюзье, его пафосом серьезного. Постмодерн отдает предпочтение приемам барокко. Переходит на язык двоичных кодов и детерминированного хаоса. Проявляет заботу об экологии и покрывает мир паутиной информационных сетей, симулируя «невыносимую легкость бытия».