Обрубовочный череп, процесс с пояснениями. Обрубовка, как основа для понимания сложных объемных форм Обрубовка головы академический рисунок

Обрубовочный череп, процесс с пояснениями. Обрубовка, как основа для понимания сложных объемных форм Обрубовка головы академический рисунок

В этом уроке рисунка я подготовил материал так, чтобы были видны ключевые принципы рисования головы человека. Чтобы научиться рисовать портрет, нужно понять форму головы, а это возможно при помощи упрощения и обобщения излишних подробностей. Для этой цели я использовал схематичное изображение головы с названием «обрубовка», академический рисунок черепа, поэтапный рисунок головы человека и дополнительные схематичные рисунки, позволяющие понять особенности анатомического строения.

1. Объемность формы. Упрощение и обобщение.

На начальном этапе обучения рисованию люди чаще всего видят контуры объекта вместо его объема. Именно так начинающие и рисуют портрет: срисовывают контуры глаз, носа… А ведь голова человека, глаза, нос, губы — все они имеют объем, это не просто контуры. Кроме того, у них достаточно сложная форма. Поэтому в начале обучения нужно уметь обобщать второстепенное и осознавать объем каждой формы.

Вначале, попробуем нарисовать лицо человека с выступающими вперед носом и лбом, представленными в виде прямоугольных геометрических фигур.

2. Череп — основа формы головы.

Далее нужно усвоить один важный урок. Все основные изгибы и контуры лица образуются от выпуклостей и изгибов черепа. Ведь именно череп является той основой, на которой строится форма головы в портрете. Попробуйте проследить эту взаимосвязь, сопоставляя форму черепа с рисунком головы. Это очень важный момент в обучении.

Поскольку череп имеет сложную форму, то понять сразу эту взаимосвязь будет непросто. Поэтому сначала мы нарисуем череп обобщенно.

Череп состоит из двух основных отделов: мозгового и лицевого.

К тому же форму черепа можно условно представить в виде куба. Череп имеет фронтальную сторону, две боковые, затылочную и, так называемый, свод черепа или крышу.

После условных, обобщенных рисунков привожу в качестве примера учебный академический рисунок черепа. При множестве деталей, в нем можно увидеть фронтальную, затылочную, боковые стороны и свод. Также видно как детали группируются в два основных отдела — мозговой и лицевой.

Еще следует отметить, что самая широкая часть черепа находится ближе к затылку. Ее хорошо видно на рисунке ниже.

Для тех, кто учится рисовать портрет, могут пригодиться следующие анатомические названия различных частей черепа:

  • надбровные дуги;
  • лобная кость;
  • теменная кость;
  • затылочная кость;
  • височная кость;
  • скуловой отросток;
  • скуловая кость;
  • верхнечелюстная кость;
  • нижнечелюстная кость;
  • носовая кость;
  • глазница или глазная впадина.

3. «Орубовка» — ключ к пониманию формы головы человека.

Кроме черепа, на форму головы и лица влияют мышцы, хрящи, жировые отложения и т. п. Чтобы не запутаться в деталях, разобраться в анатомическом строении поможет обрубовка. Обрубовка представляет собой условное изображение головы человека, состоящее из граней. При помощи таких плоскостей формируется объем всей головы. Благодаря этим граням хорошо видны основные изгибы черепа и основные мышечные группы лица. В любом портрете, у любого человека форма головы строится на основе этих граней обрубовки. Конечно у каждого человека свои особенности лица, свои пропорции, но ключевые точки в построении головы соответствуют обрубовке. Поэтому в рисовании портрета художник всегда держит в памяти эти ключевые грани.

Попробуйте проследить основные плоскости обрубовки в рисунке черепа и в тональном рисунке головы, выполненном карандашом.

4. Формирование объема посредством светотени на фронтальной, боковой и верхней сторонах головы.

Чтобы рисунок головы был объемным, его нужно проработать штриховкой. Штриховка создает нужный тон. Посредством изменения тона (светлее-темнее) мы видим объем и форму. По закону светотени свет распределяется на поверхности формы в следующей последовательности: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падющая тень. Если рисовать шар или подобные простые геометрические фигуры, то все намного проще. Но как показать светотень в тональном рисунке головы человека? В портрете светотень также прокладывается штриховкой как и в рисунке шара. Но с той разницей, что художник должен проследить свет и тень на каждом отдельном фрагменте лица в частности и на всей голове в целом. Т. е. нужно показать свет, полутень, тень — на носу, на лбу, на глазных впадинах, на губах, подбородке и т. д. Но кроме этого, свет и тень нужно показать на всей голове в целом, то есть на ее основных крупных гранях или сторонах. Например, одна сторона головы может быть темнее другой. Это важный момент при создании объема головы в портрете.

Для лучшего понимания данной темы я привожу в качестве примера наглядные схемы и рисунки гипсовой обрубовки, черепа и головы человека. В них вы можете отчетливо увидеть фронтальную, боковую и верхнюю грани головы. Схемы и рисунки карандашом составлены таким образом, что с помощью них можно поэтапно проследить основные грани головы, что поможет начинающим художникам увидеть светотень на поверхности головы в целом.

5. Мозговой и лицевой отделы головы.

Выше я уже приводил схематичный рисунок в котором были видны мозговой и лицевой отделы черепа. Но, как на практике увидеть эти области в рисовании портрета? В этом может помочь ряд рисунков и схем ниже. Здесь вы можете проследить границу между лицевой и мозговой частями головы в привычном рисунке карандашом, гипсовой обрубовке и учебном рисунке черепа.

6. Поэтапный тональный рисунок карандашом.

После изучения основных анатомических особенностей строения головы, можно приступить к поэтапному рисунку карандашом. Здесь нужно усвоить такую последовательность. Сначала мы рисуем обобщенно. Потом усложняем рисунок, добавляя подробности.

а) Поскольку форма головы напоминает форму яйца, то в начале рисуем линией соответствующую фигуру.

б) После этого выполняем построение рисунка головы. Рисуем ось симметрии, которая будет проходить по середине головы. Это очень важно так как ось позволит сравнивать левую и правую стороны, что поможет избежать ошибок и неровностей. Далее, намечаем уровни на которых располагаются брови, глаза, нос, губы. Намечаем их с помощью легких линий. О том, как определить эти уровни я писал в уроке

в) На следующем этапе можно наметить глазные впадины, глаза, нос, губы, а также скуловую кость, лобные доли, основные мышечные группы и складки на лице.

Методика представлена на Всемирный конкурс рисунков и методик ART LESSON

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Художник-педагог должен не только сам владеть достаточно высоким уровнем уме­ний, навыков реалистического рисования, живописи, композиции, глубоко понимать сущ­ность творчества, ясно представлять процесс формирования художественного образа, но и уметь донести до учеников свое видение, понимание, передать навыки.
Я, Андриянова Елена Николаевна, являюсь преподавателем рисунка, живописи, композиции, изомодели в МБОУ ДОД «Детская художественная школа» г. Димитровграда, образование — Самарский государственный университет по специальности Изобразительное искусство и черчение, по специализации Мировая художественная культура, общий педагогический стаж — 20 лет.
Прочитав положение о Международном открытом конкурсе рисунков и методик ART LESSON, поняла, что мы с Гиматдиновой Ренатой, моей ученицей, должны поучаствовать и справиться с поставленной задачей конкурса.
В действительности каждый учитель мечтает об идеальном ученике. Данный конкурс предоставил мне возможность продемонстрировать творческий потенциал, мой, как педагога, и моей ученицы.


Гиматдинова Рената является золотой медалисткой 4-ого регионального этапа дельфийских игр в 2013 году, проходившего в городе Ульяновске, вошла в состав делегации Ульяновской области для участия XIII Молодежных Дельфийских игр России и I Открытых европейских Дельфийских игр, в 2015 году получила премию от губернатора за высокие достижения в учёбе. Она лауреат и победитель конкурсов межрегионального и всероссийского уровня, в её портфолио немало и гран-при по изобразительному искусству. Рената всегда правильно распределяет свою работу во времени, постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры, иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях и делится своим опытом. Рената всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не пасует перед трудностями.
Важным моментом в нашем общении является то, что процесс обучения – это движение «навстречу». Обучение по рисунку ведётся на основе фундаментальных академических принципов и разработок. Они есть в учебниках. Особых открытий нет, учу по наработанным методикам, опираясь на многолетний стаж. Открытия происходят в процессе общения. Я, как преподаватель стараюсь открывать различные грани дарований в моей ученице, а она в свою очередь помогает мне «оттачивать» мастерство педагога. На мой взгляд это и есть взаимное сотрудничество, когда ученик и учитель «движутся» на встречу друг к другу.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Тема: Построение гипсовой головы Обрубовки по Гудону.
Цель: Овладеть методом анализа и выражения большой формы при построении головы Обрубовки.
Задачи:
1. Развить образное и техническое мышление, пространственное видение.
2. Логически осмысливать и ясно представлять образ данной пластической головы.
3. Создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач.
4. Увидеть пропорции, конструкции и объем постановки.
5. Использовать приемы выразительности для выявления света и глубины пространства.
6. Передавать объём с помощью светотени.
Работа рассчитана на 6 академических часов.
Материал: карандаш, ½ ватмана.
Обрубовка - гипсовая голова обобщенных плоскостей, изготовленная на основе экорше Гудона, французского скульптора, выдающегося мастера психологического портрета. Это учебное пособие дает представления о построении объемно-пространственной конструкции головы, закономерностях светотени, перспективных сокращений.
Обрубовка полезна на первых порах обучения, когда демонстрация основных законов формообразования и перспективы помогает в построении объема, выявлении формы.
Если ученик не будет осмысливать и представлять особенности формы головы, а будет ограничиваться только своими ощущениями и восприятиями, то он вынужден будет пойти по пути пассивного копирования натуры, срисовывания внешнего вида.
Изучение метода анализа и выражения в рисунке «большой формы» для учащихся часто сопровождается трудностями. Начиная изображать общую форму головы, учащиеся, как правило, ограничиваются линейным абрисом головы и сразу же переходят к деталям, не уточнив ни характера формы головы, ни ее объема. Отсюда и детали они начинают рисовать не с выявления основы формы, а со срисовывания конфигурации формы носа, глаз, губ.


Необходимо построение головы начинать с более обобщенных форм, такой метод построения называется ОБРУБОВОЧНЫЙ и в этом нам поможет голова Обрубовки.
Многие известные мастера начинали свои шедевры именно с этого метода построения. Обрубовочный метод был разработан еще в эпоху Возрождения Альбрехтом Дюрером. Вслед за А. Дюрером художники-педагоги для обучения рисунку головы стали разрабатывать свои схемы выражения конструктивной основы формы головы, с помощью которых помогали ученикам быстрее и лучше усваивать учебный материал. В дальнейшем, разрабатывая методику рисования головы человека, каждый автор пособия старается по-своему трактовать метод использования конструктивной схемы. Одни брали за основу схему А. Дюрера и предлагали сразу намечать все конструктивные линии. Другие отдавали предпочтение схеме Г. Гольбейна, которая ограничивалась «крестовиной» - линией разреза глаз и профильной, третьи старались совместить и то, и другое.
Конструктивный рисунок обрубовочной головы дает возможность обобщать и упрощать формы для лучшего понимания и анализа - начальной стадии построения изображения.
Обрубовочная голова представляет собой схему главного строения головы.
Обрубовка делит голову на множество планов и плоскостей, которые можно условно объединить в шесть больших планов: передний, задний, два боковых, верхний и нижний.
Только изучив расположение планов на обрубовочной голове, можно затем видеть эти планы и на гипсовой голове и на живой.
Чтобы научиться видеть цельно, надо знать, из каких элементов это целое состоит, как эти детали и части соподчиняются между собой. Овладение методом анализа и выражения большой формы дает ученику опыт зрительно предугадывать результат построения изображения, то есть заранее представлять, как будет выглядеть его рисунок в конечном виде.
В основу данного задания положен аналитический метод. Изображая обобщенную форму обрубовочной головы, ученик должен научиться видеть, как слагается из отдельных плоскостей объем, как организуется конструктивная основа формы, должен как бы осязать форму зрительно, а движения руки с карандашом подчинять пластическому выражению этой формы, причем обобщенно, без мелочей.

ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Конструктивное построение
1) Необходимо определить, где будет находиться голова в листе ватмана формата А2. Для этого наметим габаритные размеры, найдя соотношения ширины и высоты изображаемого объекта. Необходимо оставить больше места со стороны лицевой части.
2) Наметим общий объём обрубовочной головы.
3) Определим ракурс головы.
4) Найдём лицевые части в нашем ракурсе.
3) Поделим лицо на пропорциональные части лица. Наметим профильную линию.


Зная месторасположение профильной линии, Рената легко определила и положение головы в пространстве. Для этого надо мысленно соединить прямой линией точку соприкосновения профильной линии с линией надбровных дуг (переносицу) и точку соприкосновения профильной линии с линией основания подбородка и определить, какой угол образуется между этой линией и вертикалью, в таком же наклоне будет и вся голова.
Поскольку профильная линия делит голову на две симметричные части, то Ренате легко следит за расположением парных форм (выступы скуловых костей, глазничные впадины, уголки гy6, крылья носа), которые в рисунке намечаются одновременно. Она наметила кончик носа, переносицу, надбровные дуги, среднюю линию рта, подбородок.
Горизонтальные конструктивные линии между собой параллельны и членят голову на пропорциональные части. Линии надбровных дуг, основания носа и подбородка делят голову на три равные части. Эту закономерность пропорционального членения головы установили еще художники древности. Трехчастное деление формы головы мы находим и в каноне пропорций Древнего Египта, и у художников Древней Греции и Рима. Художники эпохи Возрождения на основе математического измерения также приходили к выводу, что лицевая часть головы делится на три равные части.
Необходимо помнить, что то, что ближе к нам, кажется больше, что дальше - меньше, то есть сокращается.



Тональная работа (минимальна).
1) Определим с какой стороны падает свет.
Грани на которые попадает прямой свет самые светлые, на которые скользящий свет - чуть темнее, самые тёмные грани отвёрнуты от света.
Следует не забывать о рефлексах.
2) Необходимо добиться цельности изображения.


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Дюреровская схема строения формы человеческой головы не есть абсолютная истина, но она, безусловно, правильно раскрывает конструктивную основу формы. Канон древних о членении головы на три равные части не есть абсолютная пропорция для каждого человека, но как общая закономерность пропорционального членения - она верна.
Построение обрубовочной головы помогает не только изучить методическую последовательность построения изображения, но и овладеть языком реалистического искусства. Когда учащийся определяет направление плоскостей в пространстве и старается их правильно передать в рисунке, он учится по средствам графики передавать образ объекта, следовательно, овладевает и языком рисунка.
Рената с данным заданием справилась легко.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Взаимодействие и сотрудничество, являются специфическими средствами решения продуктивных задач и условием овладения учащимися познавательной деятельности. Учащийся, наблюдающий натуру, для того, чтобы голова не получилась кривой, чтобы не было грубого нарушения пропорций, должен использовать пути, облегчающие работу - он должен знать нормы, правила и законы, которыми пользовались художники до него и которые помогали им в их работе.
Зная всё это, Рената не должна была постоянно проверять пропорциональные отношения в рисунке с помощью линейки и циркуля, что делают иногда учащиеся.


Повторяя слова великих художников эпохи Возрождения, хочется сказать, что линейка и циркуль должны быть в глазах художника, а не в руках: рука наносит изображение на бумагу, а глаз художника проверяет ее действия.
Преподавателям рисунка следует помнить, что специальные задания на линейно-конструктивное построение изображения формы головы помогают учащемуся лучше усваивать учебный материал, приучают его во время рисования постоянно мыслить и рассуждать, отучают от пассивного копирования светотеневых эффектов, так как с помощью этих заданий рисовальщик начинает понимать, что структура формы всегда остается постоянной.
СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аксенов К. Рисунок. В помощь начинающему художнику- оформителю. М.,1987.
Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.,1957.
Ли Н. основы учебного академического рисунка. М.,2003.
Ли Н. Голова человека. Основы учебного академического рисунка. М.,2009.
Радлов Н. Рисование с натуры. 3-е издание. Л., 1978.
Ростовцев Н. Академический рисунок. 3-е издание, дополненное и переработанное. М.,1995.
Ростовцев Н. Рисование с натуры. Л., 1962.
Ростовцев Н. Учебный рисунок. М., 1976.
Ростовцев Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе М., 1983.
Хогарт Б. Рисуем голову человека Мн.. ООО «Потурри», 2002.
Хогарт Б. Динамическая анатомия для художника М., 2004.

В идеале, конечно же, стоит рисовать с натуры. Но, к сожалению, дома мало у кого есть гипсовые головы, руки, ноги и черепа. А когда рисуешь за компьютером, то рисовать с натуры ещё сложнее, так как компьютер с собой не утащишь в нужную комнату, где светло и натюрмортик стоит.)

Поэтому нередко приходится набивать руку, рисуя с фотографий. Чтобы рисование не превратилось в процесс бездумного копирования, рисовать нужно с анализом.

Вот исходная фотография (взято с просторов интернета):

Перед началом работы необходимо изучить и проанализировать исходник.

"Программа минимум":

1. Анализируется форма и освещение. Обращаем внимание на то, какие грани смотрят на свет, а какие повёрнуты от света.

Освещение идёт сверху. Поэтому верхняя часть и выступающие части - самые светлые. Затем идёт градация от света к полутени, потом тень и на нижней части челюсти рефлекс - снова лёгкая градация к более светлому. Так идут общие формы. При этом есть части, которые сильнее повёрнуты от света, и, следовательно темнее. (глазницы, скулы, подбородок)

Сама черепная коробка, не смотря на то, что это обрубовка, похожа по форме на шар. Грани головы скруглённые, что влияет на неоднородное освещение как верхних граней, так и боковых.

На фотографии эта градация не столь видна, т.к. фотография "съедает" как минимум половину тонов по сравнению с натурой, но, тем не менее, она присутствует. В рисунке эту градацию можно и даже нужно сделать более явной.

Может показаться, что боковые стороны (голова+скула) - это литая форма. На самом деле, это не так. Грани скул и грани самого черепа обрубовки - на самом деле разные грани. Я прикрепляю файл в боковом ракурсе, чтобы можно было посмотреть, как это выглядит.


2. Анализируются пропорции.

Основная часть черепа условно вписывается в квадрат. При этом весь череп делится на три примерно равные части. Третью часть у него занимает челюсть.

После того, как мы проанализировали общую форму, освещение и пропорции, начинаем компоновку и построения.

Предварительная компоновка и первичные построения.

Последующие построения, которые отталкиваются от первичных.

Во время построений важно не забывать проверять левую и правую стороны на симметричность.

После построений идёт проработка объёма.

Сначала я намечаю общий объём и освещение, по принципу похожие на шар.

Потом обращаю внимание на выступающие части и на части, которые повёрнуты от света.

Двигаюсь от общего к частному. Блики оставляю на потом.

Линии построения можно перенести в верхний слой, чтобы не потерять пропорции во время проработки. При этом слои с построениями стоит сделать полупрозрачными, чтобы они не сильно мешали набору тона. А можно и вовсе их убрать, если они мешают (мне они часто мешают, поэтому я их редко использую).

Каждый новый этап начинайте на новом слое, чтобы, в случае неудачи, этот слой можно было удалить без сожалений. =)

Затем идут финальные этапы, на которых я уточняю детали освещения и добавляю контраст. Линии построения уже не нужны, их можно сделать невидимыми, удалить или оставить слой с построениями с плотностью около 5 процентов, чтобы они слегка разграничили грани друг от друга, и далее дорисовывать работу поверх них.

Последний этап и идёт в финал.

Надеюсь, это было интересно.

Спасибо за внимание. =)

В любом процессе образования всегда нужно выделить начальную базу, с которой последует дальнейшее обучение. Для первичного изучения человеческой головы лучшей основой является рисование обрубовки головы .

Обрубовкой, согласно художественной терминологии, называется скульптура человеческой головы с конструктивным строением. В обрубовке подчеркнуто, выделен каркас, на котором расположены грани и плоскости, из которых состоит человеческая голова.

Обрубовка — это схема для рисования и анализа строения головы, где наглядно обозначенная структура дает ясное представление о формообразовании головы и четкому расположению светотени на поверхности.

Благодарить начинающим художникам нужно все того же Жан-Антуана Гудона, который в конце XVIII века создал лучшее пособие для изучения человеческого тела. Обрубовка, это голова знаменитого произведения «Экорше» 1776г., которая была создана для подготовительного этапа и получила название – голова обобщенных плоскостей .

Цель рисования обрубовки головы:

  • Изучить конструктивную схему построения человеческой головы и расположения основных элементов, таких как глаза, нос, рот и уши.
  • Запомнить соотношение основных масс и узловых точек соединения объемов.
  • Разобрать и научиться пользоваться плоскостями, планами в построении рисунка.
  • Научиться правильно наносить штрих и распределять тон по всему объему головы.

Освоив построение обрубовки, ученик без проблем сможет раскладывать грани и основные тона на любой последующей постановке с участием гипсовых голов, а далее, и на натуре.
В произведении Гудона голова разделена на множество планов и сегментов, которые, в свою очередь, конструктивно соединяются в единую форму. Эффектное членение граней часто отвлекает учеников от цели задания. Не стоит начинать работу с разметки граней, пытаться поймать расположение отдельных плоскостей. Здесь, как и в каждом рисунке, действует принцип: от общего к частному.

Обрубовочная конструкция с геометрической основой поможет правильно работать с тоном и планами, используя навыки, полученные в . Направление и интенсивность штриха будут задавать логично расположенные сегменты конструкции, которые отчетливо демонстрируют, куда должен ложиться штрих, где темнее, а где светлее.
Навыки, полученные при работе над обрубовкой, пригодятся в последующих заданиях. Особенно, умение пользоваться схемой планов и граней, обозначенных на скульптуре, пригодится при работе с античными головами, а в дальнейшем, и с натурщиками.

Техника предварительного обрубовочного эскиза применялась самыми знаменитыми художниками с начала XV века. Самый ранний сохранившийся пример упрощенного рисунка человеческой головы датирован 1404 годом и был создан в колыбели Возрождения – Флоренции. Эта техника используется художниками на протяжении многих веков для предварительной раскладки объемов и планов. Благодаря Жану-Антуану Гудону она приобрела воплощение в образе методического пособия и стала стандартом для построения головы. Эта техника очень удобна для анализа и построения любых постановок.

В программе существуют задания, которые являются отправными точками, вершинами, куда ученик поднимается в процессе обучения и откуда направляется в дальнейший путь. Рисование обрубовки — одно из самых важных заданий в программе, где желательно уделить больше внимания и попробовать изобразить постановку с разных ракурсов.


Месяц назад я набрала небольшую группу учеников, которым доверила сложное, но благодарное дело - подготовку к портрету.
Как вам известно, мы придерживаемся классической школы рисования, поэтому первой серьезной работой стал у нас рисунок обрубовки. Обрубовка- это гипсовая голова, как бы "вырубленная", то есть не слепленная в полном соответствии с анатомией человека, а сделанная из плоскостей, что добавляет ей определенную сложность, но в то же время, как говорится? "Тяжело в учении, легко в бою!"
Задач, которые решает качественный рисунок этого учебного пособия много, а главное, решать их нужно со всей серьезностью, тут вранье на уровне "я так вижу" совершенно не пройдет, потому как любой зритель заметит любую из ошибок, от портретного НЕсходства, что называется у художников "не попал в характер", до нарушений перспективы.
Я специально зашла сейчас в поисковик, чтобы найти примеры рисунков разных людей. Посмотрите сами: на них изображены совершенно разные люди! Причина проста. Ученики считаются физически готовыми к рисованию человека, если они прошли последовательно курс академического рисунка, начиная с простых натюрмортов и постановок геометрических тел, до гипсовых розеток и капители. Все это было и у нас.

И все-таки мы тоже, несмотря даже на многолетнюю подготовку некоторых учащихся, столкнулись с той же проблемой. Чутье мне подсказывало - еще до задания по компоновке головы в листе, предложить нарисовать эскиз. Иными словами, впервые познакомиться и "пощупать" карандашом. Результат меня огорчил: никто не "нашел" характер обрубовки. Это значило, что можно дать им закомпоновать, и они справятся, они грамотные, дать им знания пропорций по античному канону, и они также положат их на лист, можно рассказать о формообразующих плоскостях, и они, да, они способны выстроить, этому есть подтверждение - рисунки Художки. Но самое главное, что необходимо в портрете, характер, останется "за кадром". А это было бы непозволительным пробелом в учебной программе, поэтому мы договорились еще одно занятие посвятить "прощупыванию", и результаты меня удовлетворили в бОльшей степени, хотя и не вполне. Голова узнавалась, но была у всех разной. Способ изучения мы выбрали стандартный для нашей школы - короткие наброски по моему методу.
Тут я отвлекусь и сделаю небольшое отступление от темы, потому что этот вопрос мне задают, этим интересуются, и отвечать когда-то и где-то нужно. Итак, какую цель ставить перед собой, рисуя наброски. Я, Ольга Рубцова, отвечу, не задумываясь: важнее всего схватить характер. Тут важна ловкость рук, необходимая художнику. Потом анатомия, потом грамотность, и даже конструкция потом, если вы хотите стать художником... Не архитектором, не дизайнером, а рисовальщиком, воплотителем образа, мысли, фантазии... Вам необходимо научиться извлекать из собственного внутреннего мира то самое главное, что вас тревожит, чем хочется делиться. И вот для этого нужны художники. Правда, Мой муж, преподаватель скетчинга, считает иначе. Он ведет наброски с упором на динамику, учит распознавать потоки, пятна, одним словом, работа эта более интеллектуальная, нежели предлагаю я, и она направлена скорее на развитие логики и пропорционального глазомера. Конечно, можно сочетать два вида набросков, и даже можно найти для себя собственные задачи и делать наброски по-своему, для своей цели, но важно одно - количество переходит в качество, иначе мы рисуем уже не набросок. Тут пахнет уже зарисовкой, эскизом, чем угодно, но не мимолетно схваченным дуновением ветерка...
Итак, мы начали работу с головой именно с набросков. Для нашей Художки это были средние по количеству минут наброски, по 5 минут. Четыре года назад мы начали сокращать время и результат не заставил себя ждать: от одной до трех минут выходят такие вот картинки .
И вот, вчера был третий день с обрубовкой. Я попросила принести натянутые планшеты и была морально готова еще раз подробно рассказать о канонах построения, об особенностях модели, об опорных точках и... отпустить в плаванье... Но ребята мои попросили дать им еще один день на изучение головы.
Знаете, за что я люблю взрослого ученика? За то, что он умеет быть ответственным. Не нужна палка, не нужно уговаривать и искать подход. Строгость также необходима, но она уходит в критику и в желание не отойти от принципа. А принцип у меня один- пусть учеников будет мало, потому что я много требую, потому что сложно, но они будут иметь максимальный шанс на успех, иными словами - они смогут научиться самостоятельно рисовать...
А вот вам картинки с места событий.

Начало. Психологическая подготовка уже в заточке карандаша. Он должен быть острым, послушным, гибким:). Узнаете ящичек в кадре?:)) Там уже половина наполнена стружкой! Это хороший показатель, это же индикатор труда !

Голова ждет. Как и любую натуру, с которой вам предстоит работать, ее надо внимательно продумать, промыслить, прощупать, про... Про нее вам предстоит догадываться:), ведь всем известно, что мы можем видеть только одну сторону луны, а значит, если натура не ребенок, не животное, не вольная птица - пользуйтесь, рисуйте, рисуйте мысленно и по-настоящему, много-много!

В этот раз Саша сел, было рядом с дверью, но скоро перешел на любимое свое место- рядом с учебным шкафом)). Видите, как любопытны акварельные баночки, и наверняка образцы рисунков из книг хотят выпрыгнуть и поглядеть поближе на Сашино творчество... Саша, покажешь?

Не правда ли, уже похож?! Через неделю начнем построение на большом листе. Главная цель достгнута- с головой мы познакомились, хотя, конечно, на "ты" переходить пока рано:)). Учебная обстановка... Все серьезны... На первом рисунке, слева- Елена Николаевна. Она новичок и пока рисует цилиндр. В наших группах возможно решать разные задачи на одном и том же уроке, поскольку подход индивидуальный. Это значит, что мы ждем учеников любого уровня, и они смогут работать на своей стадии обучения рабом с теми, кто немного впереди, в этом я вижу даже како-то стимул расти, развиваться, догонять...

Кстати, сзади учениц два шкафа, наполненные реквизитом:). О! Это особая моя гордость! Наверное, надо как-нибудь написать историю о том, как я его собирала, как он интересен по тематикам... А вообще, вот на сайте три фотографии с маааленькой частицей нашей коллекции кувшинов и старинной кухонной утвари:).

Так... Ага, Саша снова перешел к двери и сел рядом с Алсу. Это правильно. Нужно посмотреть с разных сторон на натуру, нужно ее зарисовать по-разному, возможно, так и выйдет сродниться...

И вот что у нас вышло к концу занятия:


По-моему, уже вполне узнаваемый товарищ!

Репортаж с места событий будет продолжен со следующей стадией рисования и со следующими успехами, будьте на связи, пишите, приходите знакомиться и учиться:). И, кстати, присоединиться к группе рисующих голову тоже пока еще не поздно!

P.S. Приношу извинения тем, кто не попал в кадр. Впрочем, вы и не рвались особенно:))