Найк Борзов: «Я всегда чувствовал себя аутсайдером. Найк борзов презентовал свой новый альбом на сцене главклуба Найк борзов интервью

Найк Борзов: «Я всегда чувствовал себя аутсайдером. Найк борзов презентовал свой новый альбом на сцене главклуба Найк борзов интервью
Найк Борзов: «Я всегда чувствовал себя аутсайдером. Найк борзов презентовал свой новый альбом на сцене главклуба Найк борзов интервью

Найк Борзов культовый музыкант российской рок-сцены, широко известен слушателям своим сольным творчеством. Автор бессмертных хитов «Лошадка», «Верхом на звезде» и «Одна она».

Интервьюер: Ruslan Batykov

— «Найк, привет, 7 июля ты очень удачно выступил на фестивале «Нашествие», твое выступление было очень интересным даже не смотря на затяжные дожди, которые доставили немало хлопот гостям рок-фестиваля. Сможешь сейчас сказать, что тебе больше всего запомнилось или понравилось на фестивале «Нашествие 2017, и насколько изменилась музыкальная рок индустрия в России за последние годы»?

Найк — «Несмотря на холодную и дождливую погоду мне понравилось мое выступление на «Нашествии 17». Собралось очень много людей, и было жарко. Во время исполнения новой песни «Кислотный Бог» начался салют. Феерично и совершенно особенно. Спасибо всем кто был со мной в этот вечер… моей группе, поклонникам и организаторам фестиваля, которые сделали этот день незабываемым.

На счёт изменений музыкальной индустрии трудно сказать. Скорее всего, они есть. Мир меняется и климат. Мы живём во время глобальных перемен и соответственно меняется и музыка.

— «Большинство людей используют для написания песен весьма схожие способы. И те кто пишет музыку, и те, кто занимается написанием только стихов, задействуют в этом процессе свой инструмент и импровизируют до тех пор, пока они не наталкиваются на что-нибудь подходящее. А как у тебя проходит процесс написания музыки? И как тебе пришла идея создать кавер-версию на песню «Не любовь» группы «Кино»?

Найк — «В основном музыка меня заполняет и большую часть песен я пишу без помощи инструмента. Беру его только, чтобы записать уже готовую песню. Так было у меня всегда с самого детства, я сочинял и напевал какие-то не существующие мелодии, наверно, еще до того момента, как научился говорить. Это был непрекращающийся процесс. В конце концов, мой дедушка купил магнитофон с функцией записи и ходил за мной повсюду с микрофоном. Где-то дома эти записи до сих пор валяются. Поэтому, я никогда не нахожусь в тишине, в голове всегда играет музыка. Часто на репетициях я беру гитару и слушаю ее, дергая по струнам, чтобы в точности передать то, что играет внутри меня.

Почти так же получилось с песней «Это не любовь» Виктора Цоя. Мое внимание на эту песню обратила моя девушка. И я услышал в треке совершенно иную, более веселую историю, нежели в оригинале. У «Кино» «Не любовь» осенняя, а я услышал в ней весну, авитаминоз, влюбленность, безбашенность, первые лучи солнца, которые приносят отношения, всем понятно, что они скоро развалятся, но всем все равно, потому что от этого от всего очень радостно.

Как мы ее сыграли первый раз на репетиции, так она и звучит сейчас. Нам песня очень нравится, мы включили ее в трек-лист концертов и с удовольствием ее играем, приходите на Большие Летние концерты 20 июля в Москве и 27 июля в Санкт-Петербурге и зацените сами».

— «Ты сейчас пишешь музыку на волне ностальгии или тебя вдохновляет что то другое»?

Найк — « Давайте я так отвечу… когда начнут выходить мои новые песни, вы сами все услышите».


— «Какие проекты сейчас у Найка Борзова происходят в жизни»?

Найк — « В основном это запись нового альбома, который увидит свет уже в будущем году».

— «Найк, как ты думаешь, что сейчас волнует музыканта: делать музыку, которая нравится ему или которая понравится всем? И выгодно ли сегодня музыканту быть скандальным»?

Найк Борзов — « Я думаю, что всем не угодишь. Здесь важно нащупать баланс. Скандальность по-прежнему хорошо продаётся».

— «Можешь сейчас проанализировать и сказать был ли какой-то золотой период в истории отечественной рок-музыки? Когда русский рок был на пике славы?»

Найк — « Наверное, это первая половина нулевых годов».

— «Сегодня музыка постоянно эволюционирует, причем «сырьем» для этой эволюции служит обыкновенный шум и набор компьютерных программ. Такой «шум» создает музыкальный вкус у современного слушателя. Великие когда-то рок группы такие как Pink Floyd, Nazareth, Accept сейчас стали сложноваты для подростающего поколения и массовый слушатель переключился на более простую электронную музыку. Найк, как ты думаешь вернется ли эмоциональная рок-музыка в мейнстрим? И на сколько актуальна будет живая рок-музыка в будущем?»

Найк — « Хотелось бы конечно верить, что живая музыка будет жить вечно, но кажется нас ждет «Красная книга», в нее занесут живых музыкантов.

— «Интернет сегодня стер все барьеры между музыкантом и слушателем. Раньше все решали музыкальные критики, промоутеры, а сейчас записал дома песню, выложил его на «youtube» и если ты талантлив, ты завтра получишь признание и известность. Таким образом можно регулярно писать халтурные треки, выкладывать их в «сеть» и обязательно эта халтура кому-нибудь понравится. Означает ли это, что музыка в России таким образом деградирует или наоборот развивается?»

Найк — « Халтура была всегда и как ни странно, это всегда продавалось и покупалось лучше»

— «Найк, как ты думаешь, является ли человек творцом и движущей силой своей жизни или жизнь — это случайный набор событий, явлений и случаев?»

Найк — « Сейчас большинство выбирает второй вариант, но только потому, что первый стал слишком сложным».

— «Оглядываясь назад, скажи: если бы тебе разрешили изменить только одну вещь в мире, что бы это было?»

Найк — « Тупость».


— «А чего бы хотелось обязательно сделать в 2017 году?»

Найк — « Помирить всех враждующих».

9 октября гостем утреннего шоу «Подъёмники» стал Найк Борзов. Если лень читать — ниже можно послушать аудиоверсию интервью.

14 октября альбому «Головоломка» исполняется 20 лет и по этому случаю будет концерт. Найк, расскажи, что там будет?

Там будет концерт. Я буду играть – а вы будете слушать. Я сыграю альбом «Головоломка» полностью. Ну, и добавится несколько треков с других моих альбомов. Включая пару треков, которые я никогда не играл на концертах. Например, из альбома «Закрыто» 1994 года будет сыграна песня, которая ни разу не исполнялась в связи с тем, что в оригинале она длится 11-12 минут и в принципе, не каждый это может выдержать. Но в этот раз я решил, что неважно – пусть будет.

Скажи Найк к слову о хронометраже. А у тебя есть какой-то стандарт? Ты вот когда записываешь песню – ты пытаешься уместиться в какой-то хронометраж или для тебя это неважно?

Сейчас человечество пришло к 30 секундам. Буквально недавно, лет 10 назад – это еще было 2 минуты с копейками внимания и восприятия чего-то нового у человека. А сейчас это 30 секунд. Поэтому мы живем в такое время превью, то есть в первые 30 секунд нужно засунуть что-то такое, что зацепит человека, и он будет продолжать смотреть видео, либо слушать музыку. А я, честно говоря, очень люблю длинные пространственные вещи. Желательно с каким-нибудь вступлением, с драматургией, со всеми пирогами. Ну, и как сказать – не то чтобы я не заморачиваюсь. Конечно, специально я не делаю, чтобы песню растянуть или сделать ее длинней, либо наоборот выкинуть какие-то куплеты. Но со многими вещами, уже после записи – я могу поступить очень жестоко. Их полностью порезать и сократить.

Соцсети у меня есть – на своих личных я пишу сам, а на официальных пишет пресс-атташе. А что касается критики в соцсетях – я понимаю людей. Людям нечего делать и, собственно говоря, самоутверждение, еще какие-то комплексы – я отношусь совершенно спокойно. Если это конструктивно, действительно человек объясняет свою точку зрения, как-то мотивирует – то это нормально. Даже интересно почитать. А когда это «пошел ты туда-то» или «идиот», то это, как говорится – «кто обзывается, тот сам так и называется».

На НАШ мобильный портал пришло много вопросов – например: «Найк, если бы вы были дверью, то куда бы вы вели?».

В светлое будущее!

А как ты вообще относишься к таким вопросам? Они для тебя из области философии или человек просто умничает? Хотел бы ты избегать таких вопросов?

По-разному бывает. Не часто, но бывает, когда я собираю в своих соцсетях вопросы от людей, которые они хотели бы мне задать. Отвечаю на них и делаю такие передачки условно. В видео формате. И бывают очень интересные. Один вопрос мне даже помог дописать новую песню. То есть был задан вопрос, и вытекающий ответ меня натолкнул на две фразы, которые я использовал в песне, которых мне очень долгое время не хватало. То есть у меня была написана песня, и вот было два пустых пробела. Вот этих фраз не хватало.

Была очень похожая история в одной из серий «Доктора Хауса». Ты, кстати, сериалы смотришь или считаешь это пустой тратой времени?

Да нет, почему? Бывает! Сериалы даже удобней – потому что бывает, когда ты приезжаешь домой или в гостиницу с концерта – и у тебя минут 15 прежде чем тебя вырубает. И вот эти маленькие серии, ты не зависаешь на 2,5 часа, как фильм какой-нибудь. И тебя это не увлекает особо сильно и ты можешь уснуть через 20-25 минут. Мне это нравится.

А что из последнего смотрел?

Мне очень понравился сериал «Американские боги». Забавный. И он прям по книге сделан. Вот вышел новый Star Trek: Discovery. Там пара серий – очень неплохо. Начало войны с клингонами. У нас с дочерью, ну не то чтобы конфликт, но она за «Звездные войны», а я за Star Trek.

А сколько вашей дочери лет? Вы понимаете друг друга?

Нет-нет. Мы совершенно на одной волне. Никаких напрягов (тьфу-тьфу-тьфу) с переходным возрастом нет, хотя он присутствует.

А какую музыку она слушает?

Она увлечена именно музыкой. Поэтому такой дури чем бы заняться и прочее у нее нет. Она очень любит петь и поет круто. Она случает в основном девочек – Уитни Хьюстон, Ариана Гранде. Таких, у которых очень широкий диапазон и у которых много мелизматики, скажем так. Ей нравится петь именно такие песни. И вот недавно запала даже на парочку моих вещей. Все время ходит, поет. И я даже хочу сделать более современные аранжировки, чтобы она спела. Ей на день рождения, которое было 27 сентября, я подарил микрофон крутой. Теперь она как настоящий профессиональный вокалист со своим микрофоном.

Мы сегодня говорили о прошедших выходных – была хорошая погода, за окном настоящая осень. Скажи, а вот как на тебя влияет это время года?

Чудесно! Я сейчас сижу в студии – пишут новый альбом. Много песен пишу. Я даже в свитере сегодня фанатском пришел. У меня тут все осенние цвета практически. Мне очень нравится это время года. Ну, это как тоталитаризм, грубо говоря, появляется очень мощное андеграундное искусство, развивается где-то в подполье. И так же и осень – внутри человека провоцирует какой-то подъём даже. Потому что мы еще живы и так далее. Есть что-то в этом прекрасное, и я очень люблю осень.

А любите ли вы книги и что последнее читали?

Да, вот книги я люблю читать больше, чем смотреть сериалы. Сейчас я читаю трехтомник – автора зовут Николай Губенков. В принципе он совершенно неизвестный автор. Сам автор мне эти книги свои подарил. Так-то он каскадер. Жанр книги – это соединение реальности и вымысла. Какой-то такой сюрреализм и психоделия. Плюс еще замесы на всяких мифических и мистических заморочках. Забавный замес, мне очень понравилось, и я сейчас взахлеб читаю. У меня тут было время, когда нечего было делать. Я поехал отдыхать, и у меня прям опять появилась любовь к чтению. Не то, что появилось время, обычно ты садишься в самолет, успеваешь прочитать три-четыре страницы и самолет уже сел, либо вырубило тебя. А здесь прям с удовольствием и хорошая книга. Она называется «Аннунак».

А где ты отдыхал?

Я отдыхал на Черноморском побережье, скажем так. Я особо не купаюсь. Почему-то в последнее время мне не очень нравится в море купаться. Вот в океане мне нравится, а в море даже входить не хочется. Плюс еще много слухов о том, что все очень плохо с людьми после купания. И я как-то так решил, что я лучше книжечку почитаю, чем буду придаваться вот этому всеобщему курортному угару.

Найк, а как вы относитесь к брендам? Телефоны, одежда и прочее?

В принципе, ровно. Мне нравится, конечно, iPhone в отличие от Android тем, что в него вирусы не попадают, он простой и удобный. Не надо заморачиваться с этим программным обеспечением. То есть это с чистой точки зрения удобства. Поэтому я покупаю себе такой телефон. Но сейчас я вообще нахожусь в оригинале – я сейчас хожу со старой кнопочной Nokia. Я когда путешествую по миру – там постоянно нужно покупать местные телефоны с местными сим-картами. У меня вот дома просто коробка с этими телефонами, и я просто беру себе телефон по цвету. Исходя из обуви или пальто, и вот под цвет одежды подбираю себе телефон и вставляю в него симку.

В твоем репертуаре есть песни, благодаря которым ты стал массово популярен – я сейчас про «Три слова» и «Лошадку». Ты не устал их исполнять?

У меня в принципе немало известных и популярных песен – поэтому я иногда что-то убираю, что-то вставляю. Иногда забываю что-то вставить, и мне напоминают. «Лошадка» и «Три слова» присутствуют практически во всех концертах. Где-то даже не исполняю «Три слова» и никто на это не обращает внимания.
Было ли такое, что тебя приглашают на «заказник» и просят спеть ту же «Лошадку» три раза подряд и все?
У меня такого не было. Но, наверное, это часто бывает у других исполнителей. Я даже видел, это было начало или середина нулевых, и я не помню, как называется группа – песня про батарейку. Был концерт – сборная солянка и весь зал скандировал: «Батарейка! Батарейка!». И они решили, что будут весь свой сет петь эту песню, и они исполнили ее раз семь или восемь. Даже я запомнил ее.

А как ты относишься к кавер-группам?

Найк, вы сыграли Курта Кобейна в спектакле. Хотели бы Вы повторить этот опыт и кого бы вы сыграли сейчас?

Да, было дело, играл в спектакле. В принципе, опыт понравился, но продолжать эту историю, сейчас по крайней мере – я не планирую. Сейчас мне нравится писать музыку, записывать ее, играть концерты. Но действительно – игра в театре мне понравилась больше, чем сниматься в кино. Потому что это все происходит здесь и сейчас, у тебя нет возможности переснять десять раз свою эмоцию. Ты вот как выходишь на сцену … Это похоже на концерт – ты выходишь и обо всем забываешь. Погружаешься в это состояние, в эту роль или еще что-то. И выныриваешь только в конце – по прошествии полутора-двух часов. И это здорово! И вот эти вот поклоны, когда ты ходишь от края сцены к началу. Да и сам спектакль был интересный. Юра (прим. редакции: Юрий Грымов) его так построил. Так интересно, конструктивно, авангардно. То есть весь второй акт, мы играли вообще в пене, которая заполняла всю сцену и с этой пеной взаимодействовали. У нас даже пена исполняла роли ребенка. Там было непонятно где все происходит – то есть из одного состояние в другое, из другого в третье. Сам спектакль мне очень понравился – я его смотрел. Он есть снятый на видео и как-то был момент, что-то мы там монтировали. В 2010 году у меня вышел вместе с альбомом «Изнутри» маленький автофильм, который называется «Наблюдатель» и вот в него я вставил небольшой кусок из этой «Нирваны» и просмотрел весь спектакль. И реально вставил очень круто и интересно.

А ты как-то готовился к роли?

Ну, конечно. Меня снабдили литературой и дали кучу дисков и кассет с его документалистикой. Я ознакомился, конечно, но и до этого я знал, что- то о самой группе, вернее о музыке этой группы. Мне очень нравился альбом In Utero. По-моему 1993 год и по-моему последний из альбом.

Спасибо большое, что пришел, Найк. И до встречи на концерте в «тоннах».

16 Марта в Школе радио, диджеинга и звукозаписи Umaker прошел открытый паблик-ток с известным музыкантом Найком Борзовым. Уже за полчаса до начала мероприятия было трудно отыскать свободное место. Желающих воочию пообщаться с Найком оказалось довольно много. Главное темой паблик-тока стала, конечно же, грядущая презентация этно-техно альбома “Молекула”. Каждый из присутствующих мог задать музыканту абсолютно любой вопрос. В конце беседы Найк сам выбрал несколько участников с наиболее интересными вопросами и вручил им по диску с автографом. Час пролетел незаметно, и многие еще долго не отпускали музыканта, продолжая спрашивать о чем-то, фотографироваться и благодарить за чудесный атмосферный вечер!

После окончания паблик-тока отзывчивый Найк любезно согласился побеседовать с журналом Eatmusic.

ЕМ: Найк, в декабре 2015 года успешно прошла презентация первой части твоего этно-техно альбома “Молекула”. Уже совсем скоро, 22 апреля, состоится релиз его второй части. Почему решил выпустить их по-отдельности?

Найк Борзов: Привет, Eatmusic! Сейчас выходит весь альбом полностью. А первую часть я воспринимаю так: в момент работы еще не готовую до конца версию альбома кто-то взял и украл из студии, а затем выложил в сеть. Ну, понятное дело, что этот кто-то – я (смеется). Это был такой подарок всем на Новый Год. А теперь эти девять песен я полностью пересвёл, и они будут звучать чуть-чуть иначе, будут отличаться от тех версий, которые уже доступны в сети. Поэтому Вас ждет уже совершенно новый альбом, и он двойной, тут нет частей. Тут есть просто сторона А и сторона В.

ЕМ: Презентация альбома будет проходить в Центральном Доме Художника (концертный зал). Почему ты выбрал столь необычное место?

Найк Борзов: Во-первых, ЦДХ находится не так далеко от Красной площади, так что, сразу после демонстрации в честь Дня Рождения Ленина (22 апреля родился вождь пролетариата) можно отправиться ко мне на концерт (смеется). А вообще, будет совершенно атмосферная обстановка. Найдем время, чтобы и помедитировать, и поплясать, и улететь в неизведанное, не вставая с кресла.

ЕМ: Наверное, и наряды гостей тоже должны быть ососбенными? Для девушек платья в пол, горжетки, бокал шампанского в руке?

Найк Борзов: И в паре с каким-нибудь сказочным карликом обязательно (смеется).

ЕМ: Недавно прошли съемки твоего нового клипа на песню “Ева”. Не секрет, что иногда ты сам выступаешь в роли режиссера и придумываешь сценарии. Что тебя вдохновляет?

Найк Борзов: Честно говоря, я не особо люблю сниматься в клипах. Но если я придумываю идею сам и мне интересно, что из этого получится, тогда я готов даже терпеть все эти бесконечные дубли и моменты ожидания. Для меня в съемках самое сложное – это сидеть и ждать. Это больше всего напрягает, ведь все это время ты просто ничего не делаешь и занимаешься какой-нибудь фигней. Поэтому я и начал сам писать сценарии и снимать. Когда снимаешь по своей идее, тебе всегда нравится в этом участвовать, а когда снимаешься в какой-то ерунде…хотя, у меня таких клипов нет! Это просто было бы мне не интересно.

ЕМ: Если бы ты не стал музыкантом, не вступил на творческий путь, то какой бы могла быть твоя альтернативная жизнь?

Найк Борзов: Я пытался сам свернуть от этого, уйти в какие-то серьезные занятия, например, в профессиональный спорт. Но творчество меня обратно всасывало и не отпускало. И в какой-то момент я просто понял, что это мое, расслабился и перестал сопротивляться.

ЕМ: Кстати, о спорте. Сейчас в тренде вести здоровый образ жизни, все в спортзалах, все качаются. А как ты к этому относишься? Найк и спорт – это две параллели, которым никогда не суждено пересечься? Или, все-таки, есть шанс?

Найк Борзов: Я не занимаюсь спортом. Мне больше близка физкультура, как одна из форм получения удовольствия. Я езжу на велосипеде, поплавать люблю. У меня турник дома висит, подтягиваюсь иногда. Мимо проходил, повисел – сразу отлично себя почувствовал! Еще профессия у меня такая, что приходится часто сидеть, играя на гитаре, или долго стоять, записываясь в студии. Поэтому нужно как-то немного двигаться, позвоночник растягивать. Но я спорт не люблю, потому что это больше из разряда фанатизма, а фанатизм в любом деле – это плохо.

ЕМ: Найк, ты веришь в реинкарнацию?

Найк Борзов: Я надеюсь, что скоро вырвусь уже, наконец, из этого бесконечного круга смертей и перерождений и войду в свою нирвану!

ЕМ: Через пару месяцев у тебя День Рождения (23 мая). Какой бы самый необычный подарок ты хотел получить?

Найк Борзов: Вряд ли мне кто-то такой подарит, поэтому даже озвучивать не буду (улыбается).

ЕМ: Теперь предлагаю тебе поучаствовать в опросе под названием “Если бы я был…”.

…фильмом

Найк Борзов: По эмоциям и по динамике был бы таким, как качели. Только ты привыкаешь к одному состоянию, фигак - резко оно меняется, и ты начинаешь быть совершенно другим, тебя несет совсем в иную сторону. И так бесконечно!

…песней

Найк Борзов: Очень длинной и динамичной. Таким гимном – мантрой, который может играть весь день.

…женщиной

Найк Борзов: Матерью, женой, сестрой…Но я бы, все равно, стал певицей! Однозначно! Это было бы прикольно

…городом

Найк Борзов: Я бы был таким маленьким городом, который только-только приближается к этому статусу, но очень приятным, по-любому

…музыкальным инструментом

Найк Борзов: Очень простым и при этом очень вставляющим. Я даже не знаю, какой такой инструмент должен быть.

ЕМ: Скажи, пожалуйста, несколько слов для читателей журнала Eatmusic.

Найк Борзов: Приглашаю всех на мой концерт. Будет весело, интересно и круто! Будет много абсолютно разных эмоций, как на качелях. Большой концерт (20 песен), большой состав, все очень классные, красивые и добрые, а музыка – светлая. А главное напоминание о моем концерте – День Рождения Ленина. Как только поймете, что этот день настал, значит вечером надо идти на концерт Найка Борзова!

ЕМ: Спасибо за интервью!

Сейчас вы активно продвигаете свою акустическую программу, с которой и выступите в ближайшую субботу на площадке Beatnik.

Вас ждет скорее акустический рейв, чем просто концерт, я придумал стилю музыки, которую вы услышите, определение «этно-техно». Название непонятное, но зато когда все приходят на выступление, значение его становится понятно. Обычно когда люди собираются на акустику, то ждут «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» и прочую нуднотеку. А здесь другая история, отчего у публики меняется отношение к акустической музыке в принципе. Мы выводим ее на новый уровень. Сюда еще подходит термин unplugged– без подключения к электричеству. Хотя у нас два гитариста играют с использованием современных высокотехнологичных приборов. Так первобытность, шаманизм соединяется с современностью. Можно сказать, мы замыкаем в цикл прошлое и будущее. И если бы рок-н-ролл придумали в Средневековье, то наверно он бы звучал так, как моя новая акустическая пластинка, которая выйдет в ноябре-декабре.

Стиль техно сейчас популярен в массах. Как думаете, почему?

Техно - это нечто первобытное, примитивное, построенное чисто на бите и перкуссии. В нем мало, что происходит. Это такое постоянное движение, которое втягивает в себя, и ты начинаешь менять свои притязания и двигаться в такт. Именно так и происходит у меня на концертах.

Вы говорили, что не используете электронику в этой программе.

Мы ее избегаем всяческими способами, используем инструменты классические акустические – рояль, варган. Вру, есть синтезатор и орган, который все же остается более акустическим, воздушным инструментом, несмотря на то, что его засунули в маленькую коробочку. Где-то год назад я познакомился с ударным инструментом кахон – его звучание меняется от более низкого по середине к более высокому по краю коробки. Когда я его услышал впервые, то сразу подумал, что он похож на аналоговую драм-машинку из ряда первых органов Хаммонда. Вот с этого кахона все и началось: я позвал перкуссионистку, которая играла на этом инструменте, я ей начал придумывать разные биты, стал выступать с двумя акустическими гитарами, сам играю на перкуссии, вокруг меня вы увидите много всякого барахла. Видя реакцию людей, и на основании собственных ощущений, мне захотелось все это записать. В декабре прошлого года мы сняли заброшенный дом культуры 1950-х годов, который не реставрировался, там лепнина осталась. На стенах были картины накаченных мужчин и женщин, танцующих с платками, полуголых детей с дедушками, все довольные и счастливые. И вот в этом помещении мы сели с музыкантами и записали больше двадцати песен из старых альбомов и две новые: одну под названием «Ева» я написал в конце 1980-х, вторую - «Молекула» - в середине нулевых. Всем знакомые песни мы сделали в таком виде, которых не услышишь в электрических альбомах.

Старые песни на новый лад – актуальная тема.

Мне всегда казалось, что для того, чтобы быть в теме, нужно не быть в теме абсолютно. Я всегда нахожусь в андеграунде современной ситуации и тем самым опережаю время. Как только заканчивается мода, вместе с ней умирает все, что с ней было связано. Вот окончательно пройдет волна хипстеров, умрут все «Помпеи», On-the-Go, «Тесла бои», лет через десять о них никто и не вспомнит. Кроме тех, кто слушают прямую бочку и ничего нового не воспринимают. Форматные модные истории я уже слышал много раз, делал много раз. Я лет двадцать назад играл с прямыми бочками - затягивающую музыку, ничего в себе не несущую, работающую в качестве саундтрека для вечеринки. У меня была группа «Бобры-мутанты» – проект свободного потока сознания, нойзовый авангардный психодел мы закончили прямой бочкой, самобытным трансом. И как только через полтора года распространилась прямая бочка, мне она осточертела, и захотелось вернуться к чему-то более человечному.

Rock Cult : После записи альбома Заноза ты не выпускал сольных работ 8 лет. Испытывал ли ты новые ощущения при создании альбома Изнутри?

Найк Борзов : Да нет. Но я решил попробовать новую для себя студию, и мне она понравилась. Я записал там три пластинки: Изнутри 2010-го, Везде И Нигде 2014-го и Молекула 2016-го. А перерыв был действительно большим, потому что надо мне было понять, что я хочу дальше делать и как я хочу это делать. Плюс у меня было много других дел: дочка родилась, в театре поиграл, аудиокниги озвучивал.

Одним словом, это был андеграундный период. Я создавал проекты, которые не вписывались в пространство мейнстрима нулевых годов с бесконечными Фабриками Звёзд и прочим трэшем. Но как только я понял, что ничего хорошего не происходит и музыки хорошей никто не делает, решил записать альбом Изнутри , который, по большому счёту, тоже стал культовым.

Rock Cult : Ты был одним из немногих рок-музыкантов России, которых показывали по MTV. Но потом MTV стало узкопрофильным и стало показывать, как ты выразился ранее, трэш, потом оно вовсе перестало быть музыкальным телевидением и стало телеканалом Пятница. Нет ностальгии по былым временам?

Найк : Мы сейчас с тобой на примере канала MTV проследили историю нашей страны: как за эти 16 лет мы пришли к вечной пятнице. Всем плевать на всё, лишь бы только угорать и ни о чём не думать. В нашей стране народ раскачан так, что процентов семьдесят готовы бегом броситься в бой. Ну, после того, как допьют пивасик, конечно же. А ностальгии по MTV нет, однако, чувствуется отсутствие музыкальных каналов, которые бы крутили нормальную музыку. Но я телевизор не смотрю и тогда не смотрел. Помню, однажды в 80-90-х посмотрел зарубежное MTV. Вот там ставили нечто прекрасное. Целую ночь крутили андеграунд – Sonic Youth, My Bloody Valentine, а в следующий раз целый вечер крутили блэк-металл. В эфире находилось место разной музыке. А теперь мы получаем либо силиконовые сиськи, либо приторных мальчиков с какими-то фрикаделическими фенечками. И всё. Включи любой музыкальный канал — там одни п[гомосеки]сы.

Rock Cult : Может быть дело в том, что сейчас все превратилось в низкопробный поп?

Найк : Ну, я и говорю – п[гомосеки]сы.

Rock Cult : Некоторые любят вспоминать, что рок — музыка протестная. Как ты считаешь, неужели всем рок-музыкантам на роду написано вести авантюрный образ жизни и пихать в себя что попало — от таблеток до самогона?

Найк : Это условно то же самое, что ребёнок должен раскручивать кармические узлы своих родителей. То есть родители навешивают на своих детей всё то, что они не смогли в своей жизни реализовать, и ребёнок живёт не своей жизнью. Я считаю, что это неправильно. А рок сегодня абсолютно беззубый. Постоянно об этом слушая, мне пришла в голову идея записать альбом социального рока, который я выпустил в этом году с группой Инфекция. Пластинка о том, что происходит сейчас в обществе и к чему мы пришли за счёт своего легкомыслия. Остро, красиво и музыкально — вот, пожалуйста, не беззубый рок.


Rock Cult : Если воспринимать Инфекцию как первую твою группу, судя по сольному творчеству можно сказать, что ты стал намного спокойнее?

Найк : Инфекция — не первая моя группа. Это Википедия отмечает 30 лет моей творческой деятельности. Можете верить ей, мне всё равно. До Инфекции у меня была одна романтическо-некрофилическая история, которая длилась чёрт знает сколько лет. В 84-м году я записал акустический альбом Диалог со стеной . У меня даже записи моих концертов до Инфекции сохранились, но я их пока не выкладывал нигде. Тем не менее записи очень смешные. Возможно, что среди них даже шлягеры есть.

Rock Cult : В какой-то рецензии было также сказано, что та же пресловутая Лошадка была сочинена в формате Инфекции, потом переписана и перезаписана для сольного проекта.

Найк : Я её просто вставил в альбом Инфекции, а до этого она года три лежала в черновиках, и я на неё даже внимания не обращал. Написана эта песня где-то в 1993-м году, первый раз она вышла на юбилейном альбоме в честь 10-летия группы Инфекция. Я его записал один, сам играл на всех инструментах. Альбом называется Возьми Свою Суку На Руки . И когда Лошадку стали крутить в Питере по радио, я понял, что песня крутая. Многие друзья говорили, что надо её в сольник вставить, а я как раз записывал альбом Головоломка и решил сделать более акустическую версию, которая начала крутиться на всех радиостанциях. А в 2000-м я её перезаписал в том виде, в котором её знает страна.

Rock Cult : А чем спровоцировано такое творчество, которое представлено в Инфекции? Это попытка быть похожим на своих отвязных кумиров, или ты хотел что-то сказать?

Найк : Вообще ничего не хотел говорить. Это всегда был прикол. Моя мама очень любит литературу, Пушкин — её любимый поэт. И вся его срамная лирика была мне очень хорошо известна с детства. В моей семье никто не ограничивал себя в подобной лексике, и в один момент мы с друзьями очень увлеклись этой срамной лирикой. Саня Лаэртский со своим Волосатым Стеклом матерился, Летов и Гражданская Оборона тоже. Я подумал, что это прикольно. Так мы на кривых гитарах и писали альбомы Инфекции на магнитофон. Просто так, ни для чего. Записали альбом, послушали его пару раз, дали послушать паре друзей и прямо на эту же катушку записали следующий.

Rock Cult : В последнее время набирает обороты российская андеграундная сцена. Ты себя с ними ассоциируешь?

Найк : Да я себя вообще ни с кем не ассоциирую. Я не люблю субкультуры, и участия в них не принимаю. Но мне нравится за этим наблюдать. Круто, что появляется нео-психоделическая волна, и что эти ребята увлекаются музыкой современных направлений, которая нравится и мне. Там, конечно, пока всё содрано с других артистов и своего ничего нет, но я уверен, что даже из тех групп, которых мы называли хипстерами, появится что-нибудь интересное и самобытное. Например, первый альбом Blur записан в типичном стиле манчестерской волны. Но следующие их работы изменили историю. Альбом 13 я считаю кульминацией творчества Blur, например. На западе это частое явление, а у нас такое – редкость. Но я уверен, что рано или поздно и из нашего андерграунда вырастет нечто самобытное и уникальное, стоящее на собственной планете.



Rock Cult : Философский вопрос: наша солнечная система движется в бесконечной вселенной, а что будет, если на полной скорости она достигнет границы реальности? Солнечная система срикошетит, или будет уничтожена?

Найк : Да при столкновении всему конец придёт, так что об этом бессмысленно думать вообще. Оно, конечно, может отскочить как мячик по каким-нибудь законам физики, но законы физики, которые мы знаем, работают только в пределах нашей планеты. Как только мы вылетаем в атмосферу, сразу же время замедляется. Оно теряет весь смысл и перестаёт быть линейным. Мы воспринимаем лишь крохотную часть реальности, а она более многомерная, чем то, что позволяют нам осознать наши десять процентов мозга.

Rock Cult : Если следовать этой логике, то для познания всей реальности не стоит судить по своим меркам и считать сеья центром вселенной?

Найк : А всех устраивает такая модель поведения.

Rock Cult : Как ты себя чувствуешь в обществе, где такая модель поведения считается нормой и все судят себя по собственному мировоззрению?

Найк : Критические выпады в мою сторону очень забавные. Но последнее время меня ни в чём не обвиняют, потому что я давно всем всё разжевал и в рот положил. Я, можно сказать, пошёл наперекор себе и стал объяснять свои тексты, чем никогда не занимался и не буду заниматься впредь. Объяснять смысл текста песни глупо – всё равно каждый воспринимает его в меру своей испорченности. Каждый воспринимает этот мир таким, каким является сам. Но в принципе и мира-то нет, а есть хаос. И основная задача человека – упорядочить хаос в своей собственной галактике. Если разобраться, то каждый человек является собственной вселенной, богом и дьяволом, и никто ни в чём не виноват. Порядка в хаосе невозможно достигнуть, можно в нём только раствориться. Становясь частью хаоса, ты подчиняешь его себе, и всё. Хотя, это сложно даже осознавать.

Rock Cult : Ты помнишь момент, когда впервые стал сочинять песни?

Найк : Творчеством я занимаюсь с тех пор, когда ещё говорить не умел. Я просто пел, потому что очень люблю музыку, и она была всегда. В детстве я очень любил The Beatles, Jefferson Airplane, Velvet Underground – кстати, одна из моих любимых групп до сих пор. Когда я начал говорить, то выдавал стихами некоторые фразы. А когда научился писать, то начал писать тексты. Так что я не помню, в какой конкретно момент я начал заниматься музыкой. А вот Инфекция — это уже юношеское безумие и максимализм, учитывая, что у нас все песни были про секс, сиськи, насилие, женщин в пьяном виде. Я брал любую фантазию, доводил её до абсурда, и это становилось песней группы Инфекция. Так происходит до сих пор, кстати. В сольном творчестве всё по-другому, там другая концепция, тексты строятся по-другому и по-другому переживаются.



Rock Cult : Инфекция — это не особенно глубоко и духовно осмысленный материал?

Найк : Это как будто я в гости приехал, а там все угарают, и я вписался в коллектив. Но я знаю, что это закончится, я поеду домой, где уже моё сольное творчество. Инфекция – адская вечеринка, где угарают до смерти. Это отдушина такая. Как только материал накапливается, мы записываем альбом. Это может происходить раз в десять лет, а может, и раз в два года.

Rock Cult : Это своего рода психотерапия?

Найк : Есть песни, которые не могут найти отражения в моём сольном творчестве. Но чтобы не убивать их, а давать им жизнь, я делаю разного рода проекты.

Rock Cult : А чем вдохновлено сольное творчество?

Найк : Точно не социумом и не социальными потрясениями. Скорее, это о моих переживаниях и вещах менее реальных, чем то, о чём поёт Инфекция. Не люблю бытописательство.

Rock Cult : Оглядываясь назад, чувствуешь ли ты перемены в себе?

Найк : И да, и нет. В чём-то я остался прежним, и ничего вообще не изменилось, а в чём-то я действительно изменил свои взгляды. Но вдаваться в подробности уже не хочется. Важно сохранить то, что было с тобой с самого начала и не растерять, а преобразовывать накопленный опыт в практические знания для себя современного. Когда ты забываешь свои корни, то ты не имеешь будущего.