Музыкальный продюсер – кто это на самом деле? Кто такие музыкальные продюсеры или почему умерла музыка.

Музыкальный продюсер – кто это на самом деле? Кто такие музыкальные продюсеры или почему умерла музыка.
Музыкальный продюсер – кто это на самом деле? Кто такие музыкальные продюсеры или почему умерла музыка.

Наверняка вам приходилось слышать о такой профессии как музыкальный продюсер. Об этих людях ходят настоящие легенды, о встрече с ними мечтают все начинающие бенды и музыканты-солисты, а за хорошего продюсера буквально устраивают борьбу.

Но кто это человек? Почему он настолько важен в музыке и почему всегда остается за кадром?

Мы попытались ответить на все эти вопросы и расскажем об одной из самых спорных современных профессий.

Как мы представляем продюсера

Ситуация: талантливый парень Артемка каждый вечер радует друзей и соседей крутыми песнями под гитару. Написал он их все сам. Звучат правда неплохо. И тут все друзья сходятся во мнении: «Тема, тебе срочно нужен продюсер»!

По устоявшемуся мнению большинства этот самый продюсер выглядит как некий солидный дяденька (реже - тетенька) с большим заплывшим углеводами прессом и еще бОльшим прессом вечнозеленых купюр.

Продюсер чувствует запах денег талант за версту и готов взяться за раскрутку юного (не всегда) дарования, получая за это свой хорошенький процент.

Стоит нашему талантливому Артему найти того самого продюсера, как через несколько дней он проснется знаменитым, а мечты о просторной квартире в центре столицы, дорогих машинах и эксклюзивной одежде станут ближе.

Эфиры на радио, клипы, раскрутка альбомов - всем этим займется этот, по истине универсальный человек. В реальности все совершенно иначе.

Кто такой продюсер на самом деле

Само по себе слово "producer" произошло от английского слова "product" - продукт. Нетрудно догадаться, что задача продюсера в производстве готового музыкального продукта, который будет продаваться.

После беглого знакомства с нашим героем Артемом, продюсер просит показать все музыкальные наработки, которые есть у талантливого паренька.

Будущей звезде лучше привыкать к хорошему звуку. Аудиофильский портативный плеер с полностью переосмысленным дизайном. Но красота в этой модели не только снаружи, но и внутри. У FiiO X7 II есть все козыри для того, чтобы играть музыку максимально естественно.

Представьте, в плеере установлен 4-ядерный процессор RK3188, 2 ГБ оперативной и 64 ГБ памяти, а также новый ЦАП Pro-уровня ESS Sabre 9028. Дополняет звуковой восторг возможность смены усилителей под настроение.

Продюсер требует абсолютно все: от недописанных текстов, корявых набросков не самых благозвучных аккордов до, казалось бы, готовых песен. Весь этот материал предстоит переработать и упорядочить так, чтобы получился либо полноценный альбом, либо, на худой конец, сносный сингл.

Задача продюсера - помочь начинающему музыканту сделать готовый музыкальный материал, чтобы затем его успешно продать. Именно он расставляет акценты в музыке и, по сути, создает имидж будущего исполнителя или коллектива.

Перед музыкальным продюсером стоит масса целей и задач. Только при условии, что он разбирается во всех тонкостях продюсирования, проект будет обречен на успех.

Какие обязанности у продюсера

В отличие от киноиндустрии, у музыкального продюсера одновременно десятки задач. На плечи исполнительного продюсера ложатся:

Контроль качества как целых альбомов, так и отдельных песен;
- контроль записи музыки, определение стиля, одобрение аранжировок;
- отбор сценариев для клипов;
- разработка имиджа и продумывание публичного образа;
- подбор технического персонала: от музыкантов до звукоинженеров и монтажеров;
- контроль финансов и финансового эффекта от производства треков и альбомов;
- ведение переговоров с радиостанциями и телевизионными студиями с целью продвижения продукта.

В жизни нашего героя Артема продюсер - и царь, и Бог. Именно с этим человеком начинающий музыкант или коллектив проводят максимально много времени.

Будучи исполнительным продюсером, тот самый «авторитетный дядечка» может выполнять и роль саундпродюссера. Именно этот человек помогает сделать из музыкальных обрывков и текстовых ошметков хорошую композицию, которую, как принято говорить «схавает пипл».

Саундпродюсер отделяет всю шелуху и готовит для будущего трека только лучший материал. Он же проводит оценку песни и выступает главным критиком потенциальной звезды.

Какие бывают продюсеры

На самом деле продюсер подразумевает целую вереницу специалистов из разных сфер. Помимо музыкального и исполнительного продюсера есть еще:

Театральный продюсер;
- Телевизионный продюсер;
- Продюсер компьютерных игр;
- Линейный продюсер – управляет работой персонала и занимается вопросами, которые не касаются творчества;
- Генеральный продюсер.

Особенность продюсирования в том, что один человек может выполнять обязанности сразу нескольких специальностей. В реалиях российского шоу-бизнеса зачастую именно так и происходит.

Сколько зарабатывает продюсер


Именно этот вопрос волнует практически любого музыканта. Гонорар продюсера напрямую зависит от ряда факторов:

Опыта и авторитетности в музыкальной индустрии - чем известнее продюсер, тем дороже будут стоить его услуги;
- успешности музыкального коллектива: количества концертов, позициях в чартах, продаж альбомов;
- его собственного умения «быть в тренде» – продюсер должен чувствовать, что сегодня слушает большинство и что, в прямом смысле слова, будет продаваться.

Продюсер, который зарабатывает хорошо, просто обязан слушать музыку в первозданном виде. Новая реинкарнация плеера FiiO X5 III - это выбор тех, кто понимает, что значит по-настоящему качественный звук. Впрочем, скорее это не плеер, а настоящий музыкальный компьютер с ОС Android на борту.

Производитель предусмотрел два слота под microSD карты, встроил Wi-Fi модуль и добавил сразу три аудиопорта: балансный, «миниджк» и коаксильный, комбинированный с линейным. В качестве ЦАП используются два независимых чипа AK4490.

Еще одна фишка модели - возможность использования в качестве USB-ЦАП. Ни один конкурент на такое не способен.

Назвать диапазон финансового вознаграждения продюсера практически невозможно. Молодой, но талантливый продюсер может за несколько месяцев поднять начинающего музыканта на пик популярности (будем реалистами: если дадут акулы шоу-бизнеса), взяв за это символическую сумму.

Где его найти

Артемка хочет стать известным и знаменитым, но как ему это сделать? Где искать продюсера? Вариантов тут сразу несколько.

Во-первых, последнее время таланты особенно популяризируются через шоу, вроде «Голос» и им подобные. Так вот, тот самый продюсер может ждать Артема в зале, либо входить в состав жюри. И если парень впечатлит продюсера, его ждет встречное предложение.

Во-вторых, по всей стране разбросаны продюсерские-центры, где руководство обещает сделать звезду практически из каждого мало-мальски талантливого певца или музыканта. Разумеется, не бесплатно, да и не всегда с результатом в 100%.

Наконец, если вы уверены в собственных силах, приготовьтесь к самостоятельному штурму интересующего вас продюсера, который уже несколько лет ведет один из ваших любимых коллективов. Подготовьте диск с записями и вперед на осаду крепости. Настырность – главное достоинство в шоу-бизнесе.

По дороге в продюсерский центр нужно морально зарядиться решительностью от Lossless-музыки. Рецепт «коктейля для штурма» прост: загружаете треки в плеер FiiO X3 III , подключаете наушники к балансному порту, классическому «джеку» или спариваете по Bluetooth, и наслаждаетесь неповторимым звучанием.

В FiiO X3 II используются сдвоенные чипы PCM5242, прекрасно показавшие себя в соотношении уровня сигнала/шума. Музыкальных искажений эта модель попросту не допускает.

О «неофициальных» способах выхода на продюсеров мы рассказывать не будем. В конце концов, продюсер – это такой же человек и у него есть свои слабости.

    Марк Уитакер (англ. Mark Whitaker) музыкальный продюсер родом из Сан Франциско, в 80 е являвшийся менеджером группы Exodus и звукорежиссёром группы Metallica. Уитакер принял участие в качестве продюсера на дебютном альбоме Exodus под… … Википедия

    Продюсер, композитор, князь Бари Алибасов - Музыкальный продюсер, композитор, аранжировщик Бари Каримович Алибасов родился 6 июня 1947 года в пристанционном поселке Чарское Абаевского района Семипалатинской области. Его отец Карим Касымович (наполовину хакас, наполовину казах) был… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Музыкальный продюсер (англ. music producer) лицо, ответственное за имидж, музыкальный стиль исполнителей и процесс звукозаписи. В его ведении обычно находятся контроль за качеством звучания, определение репертуара и общая идеология проекта… … Википедия

    Музыкальный автомат кричит о любви Juke box urli d amore Жанр комедия, мюзикл Режиссёр Мауро Мо … Википедия

    Juke box urli d amore Жанр комедия, мюзикл Режиссёр Мауро Морасси … Википедия

    Музыкальный альбом набор музыкальных композиций, выпущенных вместе, в стандартном формате, доступном для проигрывания на популярных воспроизводящих устройствах. Выражение «альбомная запись» появилось после того, как несколько грампластинок… … Википедия

    Обложка мюзикла «Гейша» Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) музыкально сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. Большое влияние на мюзикл оказали… … Википедия

    Старинная мастерская музыкальных инструментов Музыкальный инструмент обычно предмет, с помощью которого музыканты извлекают любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки. Ныне существующие обыкновенные музыкальные инструменты… … Википедия

    Этикетка на виниловой пластинке Лейбл звукозаписи (англ. record label) или, если понятно из контекста, сокращённо просто лейбл это бренд, созданный компаниями, занимающимися производством, распространением и продвижением аудио и иногда… … Википедия

    В этой биографической статье о человеке из России или страны СНГ не указано отчество. Вы можете помочь проекту, добавив отчество в текст статьи и переименовав её соответственно … Википедия

Книги

  • От фарцовщика до продюсера. Деловые люди в СССР , Юрий Айзеншпис. Знаменитый музыкальный продюсер Юрий Айзеншпис рассказывает о своей жизни в Советском Союзе. Первый в России продюсер в начале своей биографии занимался фарцовкой. Спустя несколько лет с его…
11.04.2014

Вы обладаете незаурядным вокальным талантом, но не знаете, как правильно его преподнести? Вы стремитесь добиться ошеломляющего успеха на поприще шоу-бизнеса? .

Кто такой музыкальный продюсер и где его найти?

Музыкальный продюсер — это совершенно незаменимый человек в процессе успешного продвижения карьеры артиста. В его полномочия входит контроль над определением индивидуального стиля и разработкой уникального имиджа исполнителя, а также конструктивный отбор стихов и музыкальных аранжировок. Кроме этого, продюсер руководит общим процессом записи музакального материала, а также определяет общие тенденции развития конкретного проекта. Данный процесс в разговорной речи называется «раскручиванием публичного образа». Помимо контроля над написанием и записью песен, в обязанности продюсера также может входить съемка новых видеоклипов и организация концертов. Артист — это творческая личность, остро нуждающаяся в администрировании, однако эта зависимость взаимна потому, что продюсера без артиста тоже не бывает.

Существует множество способов поиска музыкального продюсера, это могут быть личные связи с активными деятелями шоу-бизнеса, интернет и различные средства массовой информации. Сегодня можно выделить четыре основных способа поиска продюсера:

1. Лейблы.

В настоящее время профессиональным продвижением творческих проектов занимаются различные продюсерские центры (лейблы), для поиска которых можно воспользоваться рекомендациями знакомых или, попросту набрать необходимый запрос в любом поисковике. В данном случае интересы компании представляют несколько человек, заинтересованных в продвижении артиста.

2. Специализированные продюсеры-одиночки.

Чаще всего такие профессионалы сами ищут себе музыкантов, поэтому для того, чтобы привлечь их внимание, следует разместить свои объявления во всех доступных источниках массовой информации: печатных изданиях, радиовещании, интернете и телевидении.

3. Широко известные продюсеры.

К популярным продюсерам следует обращаться напрямую. Как правило, они всегда заинтересованы в новых идеях и неизбалованных большими деньгами талантливых музыкантах. Контактные данные таких продюсеров и ссылки на их сайты можно безо всяких проблем найти в интернете.

4. Участие в различных шоу.

Многие современные артисты успешно позиционируют свои возможности при помощи участия в различных проектах, таких как «Фактор, А», «Народный артист», «Фабрика Звезд» и «Новая волна». Такой способ донесения своего искусства до аудитории является очень эффективным, как правило, по-настоящему одаренные исполнители после первых же своих выступлений находят продюсеров. Российской публике хорошо известны такие талантливые победители и участники из телевизионного проекта «Фабрика Звезд», как , группа « » и многие другие.

Суть музыкального продюсирования

Музыкальное продюстрование представляет собой разработку оригинального стиля музыкального проекта и создание его сценического имиджа. Такая работа подразумевает формирование идейно-художественного направления и осуществление организационно-финансового контроля над деятельностью отдельного исполнителя или целого музыкального коллектива. Продюсер может участвовать как работе целого проекта, так и над его отдельными песнями, альбомами, клипами или концертными выступлениями. Для быстрого осуществления продвижения артиста он подбирает специальный технический коллектив, в состав которого входят:

  • ассистенты;
  • сценаристы;
  • операторы;
  • звукооператоры;
  • режиссеры;
  • звукорежиссеры;
  • монтажеры;
  • саунд-продюсеры.

Все крупные студии звукозаписи, как правило, располагают своими продюсерами. Несмотря на это, современные музыканты довольно часто приглашают посторонних специалистов, а в некоторых случаях даже прибегают к самостоятельному продюсированию собственного проекта. Однако следует иметь в виду, что продюсер — это отдельная профессия, требующая специального профильного образования и колоссального опыта. В ряды таких специалистов пробиться практически невозможно при наличии одного лишь только желания, это отдельная творческая каста профессионалов, в которой все друг друга знают. Успешный музыкальный продюсер объединяет в себе множество таких талантов, как: великолепный вкус, тонкая интуиция, умение ориентироваться в информации и коммуникабельность. Такой человек должен совмещать в себе дарования композитора, аранжировщика, организатора, бухгалтера и руководителя.

Необходимость музыкального продюсирования

Современная эстрада диктует жесткие условия продвижения карьеры артиста. Она требует от исполнителей не только полной самоотдачи, но также строгого соблюдения отдельных правил. Популярность артиста, помимо соответствующих вокальных способностей и внешних данных во многом зависит от его продюсера. Многие замечательные певцы, певицы и музыкальные коллективы так и остаются незамеченными в тени своих менее талантливых, но более «раскрученных» коллег. Первостепенной задачей любого музыканта для достижения настоящего успеха является правильное преподнесение своего таланта. Стремительное развитие технических возможностей обработки звука, а также с обилие популярных музыкальных жанров и сценических образов требуют творческого созидания и методичной работы опытного продюсера над сценическим образом артиста.

Любой современный певец, певица или музыкальный коллектив может потратить целые годы на разработку уникального стиля и звука прежде, чем получить признание публики или хотя бы получить возможность профессиональной записи дебютного альбома. Несмотря на колоссальный труд, проделываемый талантливейшими артистами, они довольно редко самостоятельно достигают настоящего успеха. Профессиональное продюсирование удачного альбома является настоящим искусством, требующим специальных знаний и навыков. Без преувеличения можно утверждать то, что от продюсера зависит вся музыкальная карьера артиста. Правильное сотрудничество с талантливым руководителем способно вдохновлять артистов на лучшие проявления их способностей. Именно поэтому очень важен факт взаимопонимания между артистом и его художественным руководителем. В то же самое время, неправильная организация такого сотрудничества способна полностью уничтожить проект и навсегда лишить артиста стремления к реализации творческого потенциала.

1. Взаимный выбор.
В настоящее время выбор продюсера проще всего осуществим посредством обращения артиста в компанию звукозаписи. Чаще всего такие организации предлагают свои утвержденные схемы развития проекта. И это не удивительно потому, что команды специалистов таких компаний обладают доскональными знаниями и опытом в успешном продвижении артиста. Однако следует также учитывать тот факт, что очень важным моментом в успешном сотрудничестве артиста с продюсером является наличие общих взглядов и взаимная симпатия;

2. Правильное определение потребностей.
Перед осуществлением выбора продюсера каждый артист должен иметь четкое представление о том, чего именно он хочет получить от этих отношений:

  • Первое, что необходимо определить артисту — это собственное представление о том, каким именно должен быть проект. В случае если собственного воображения оказывается недостаточно — следует полностью положиться на своего продюсера;
  • Артист должен реально оценивать свои вокальные способности и принимать тот факт, что в случае недостаточного таланта необходимо техническое выравнивание вокала, что стоит достаточно дорого;
  • Певцу необходимо справедливо оценивать свои сонграйтерские способности, необходимые для правильного подбора репертуара и поиска свободных авторов и композиторов песен;
3. Определение приоритетов и начало сотрудничества.
Перед выбором продюсера следует детально ознакомиться с его работами и реально оценить, совпадают ли его творческие представления с задачами и пожеланиями артиста. Для этой цели следует найти подробную контактную информацию о предполагаемом партнере. Большая часть продюсеров сегодня имеет свои сайты и рекорд-лейблы, чего оказывается вполне достаточно для определения творческой совместимости с будущим коллегой. Следует также иметь в виду, что продюсер должен сам заинтересоваться конкретным певцом, певицей или целым музыкальным коллективом. В противном случае о дальнейшем сотрудничестве не может быть и речи. На этом этапе очень важными моментами являются следующие действия:
  • Запись демо-представления позволяет продюсеру ознакомиться с артистом;
  • Подготовка списка вопросов к продюсеру, ответы на которые в обязательном порядке должны сложить общее представление продюсера об артисте и его перспективах. Взаимные ожидания должны изначально совпадать;
  • Оценка предлагаемой студии и ее технических возможностей. Это место должно быть не только оснащено профессиональной техникой, но также быть достаточно комфортным для продолжительного времяпровождения;
  • Определение стоимости услуг продюсера во многом зависит от его квалификации, а также от статуса карьеры артиста. Например, оплата услуг местного продюсера в раскручивании образа неизвестного музыканта может соответствовать почасовым расценкам студии плюс дополнительная оплата за продюсирование. Работа с известными продюсерами стоит достаточно дорого, особенно для молодых «нераскрученных» музыкантов. Точная стоимость такой работы определяется в сугубо индивидуальном порядке;
  • Подписание договора о продюсировании является важным моментом будущего совместного творчества. В этом документе должны быть четко оговорены расценки услуг, сроки сотрудничества, пожелания и ожидания. Если продакшн-компания подписывает договор с артистом, это говорит о том, что она будет полностью ответственна за его развитие в рамках оговоренных условий. В таком случае также предусматриваются будущие интересы сторон от продажи записанных альбомов и возможных гастролей артиста. В данном случае очень важным моментом является согласование общего бюджета продвижения артиста. Любые договоренности между артистом и продюсером должны в обязательном порядке заключаться в письменной форме.

Следует обратить внимание неопытных артистов на тот момент, что для осуществления максимального контроля над своим творчеством и реальной экономии денег необходимо стремиться к со-продюсированию собственного проекта. Об этом достаточно легко можно договориться, будучи независимым музыкантом. Однако необходимо учитывать тот факт, что любая звукозаписывающая компания будет предъявлять высокие требования к опыту продюсера и его способности к принятию правильных решений. Это говорит о том, что, даже в со-продюсировании артиста с продюсером, решающим всегда остается мнение руководителя проекта.

У вас есть какое-то представление о том, как иначе могли бы звучать песни на радио? Мечтаете о том, чтобы ваша композиция покорила вершины хит-парадов? Из этой статьи вы узнаете о том, как стать музыкальным продюсером.

Шаги

Часть 1

Изучение продюсирования

    Научитесь играть на каком-то музыкальном инструменте. Чтобы стать продюсером, вам вовсе необязательно быть виртуозом, но натренированное ухо и знание теории музыки будут очень и очень полезны для вашей карьеры. Вам также стоит попробовать сочинять собственные композиции, освоить музыкальные темпы или даже научиться играть по нотам. Находясь по другую сторону от резонансной деки, вы сможете гораздо лучше оценить ту или иную композицию. Задумайтесь об одном из следующих основных инструментов:

    • Пианино/синтезатор. Пожалуй, для продюсера это самые нужные и широко распространенные инструменты, умение наиграть что-то на пианино невероятно полезно. Неважно, пытаетесь ли вы сформулировать какую-то идею или хотите записать музыкальную фразу, обойтись без пианино практически невозможно.
    • Гитара. Освоив гитару, вы сможете непринужденно перебирать струны и сразу сделаете большой шаг навстречу поп и рок музыке.
    • Бас-гитара. Недооцененная, но совершенно необходимая, бас-гитара поможет вести ритм-секцию и создаст основу для продюсирования.
  1. Осваивайте технологии. Чтобы научиться создавать музыку и уметь ей управлять, вам нужно будет научиться пользоваться резонансной декой и как можно большим количеством программ для обработки музыки. Если в продюсировании вам пока работать не доводилось, начать можно с Cubase, это программа-секвенсер здорово подойдет начинающим.

    • Секвенсер-программы вроде Cakewalk Sonar, Reason и Pro Tools используются продюсерами для исправления и изменения музыки, которую они записывают. Хип-хоп и дэнс продюсеры могут использовать FL Studio, она и для попа подойдет.
    • Если вы хотели бы продюсировать хип-хоп музыку, подумайте об инвестировании в сэмплер. У продюсеров "золотого века", вроде Pete Rock и DJ Premier, пользуются популярностью MPC60, SP1200 и S950.
  2. Основы микширования. Поймите, что значит микшировать трек: как слить все несовместимые звуки в один сладкозвучный микс.

    • Поймите разницу между "в коробке" и "вне коробки". В коробке значит, что вы микшируете только с помощью компьютерной программы; вне - используя резонансную деку и другое некомпьютерное оборудование.
    • Поймите разницу между стерео и моно микшированием. Стерео микс представляют собой два трека в одной песне, один - для левого уха и один - для правого; моно - один звук для трека.
    • Нужно знать, что поместить в центр микса. Обычно в центре микса, не сбоку - басс-гитара и вокал. Другие инструменты и элементы продюсирования можно немного сдвинуть влево или вправо, это делается для создания более полного звука.
  3. Начинайте изучать музыку. Относитесь к учебе серьезно. Музыкальные продюсеры существуют в бизнесе создания музыки, зачастую с помощью других песен. Особенно старательно изучать музыку должны хип-хоп продюсеры, ведь их работа состоит в том, чтобы брать сэмплы других песен и перерабатывать их в другой бит. Не изучая музыку, вы по просто-напросто ограничиваете собственные возможности.

  4. Подумайте, какие звуки будут хорошо сочетаться. Задача музыкального продюсера - создание захватывающей, пробирающей музыки. Зачастую для этого необходимо исследовать различные звуки и взаимодействие разных музыкальных жанров.

    • Джордж Мартин, колоритный продюсер Битлз, ввел в поп-музыку то, что мы называем «этнической» музыкой. Он помог ввести в популярные песни элементы индийской музыки, это – настоящая встреча востока и запада.
  5. Создавайте музыку. Делайте то, что вам больше всего нравиться: панк, ска, рэп, R&B, кантри, фанк, джаз и т.д. В начале лучше сконцентрировать усилия на освоении какого-то одного стиля. Это позволит вам сделать себя имя в каком-то одном жанре, а уже потом переходить к чему-то другому. Хип-хоп, R&B и поп проще для начинающих потому, что в них используется меньше инструментов.

    • Постепенно начинайте экспериментировать с разными жанрами. Чем больше жанров вы освоите, тем больше у вас будет возможностей (и больше клиентов). Старайтесь, однако, поначалу не распыляться. Как следует освойте один жанр и только потом переходите к следующему.
  6. Переработайте какой-то старый хит. Возьмите известную песню – желательно простую – и придайте ей свое собственное звучание. Каков ее потенциал? Можете ли вы сделать ее лучше? Каково ваше видение того, как эту песню можно было преобразить во что-то совершенно новое?

    • Создайте несколько версий, это позволит оценить возможности. Сделайте регги-версию песни "The Wall" или переработайте малоизвестную джазовую композицию в хип-хоп. Не ограничивайте себя рамками.
  7. Сотрудничайте с другими продюсерами. Некоторые из самых известных композиций были созданы в результате сотрудничества. Не бойтесь обратиться к продюсеру, которым восхищаетесь, и спросить, не хотел бы он поработать вместе. Совместная работа приносит успех потому, что можно с помощью его сильных черт скрыть свои слабости и, возможно, наоборот.

    Часть 2

    Продюсерский бизнес
    1. Начните заводить знакомства. Расскажите семье и друзьям о том, что вы продюсируете музыку. Закажите визитки. Развесьте объявления. Если цены вы предлагаете разумные, клиенты не заставят себя ждать. Берите мало за час или песню.

      • Хорошо было бы делать первые шаги на пару с другом или членом семьи. Кто-то из ваших друзей классно поет? Дядя прекрасно играете на тубе? Продюсируйте их и образцы показывайте потенциальным клиентам. (Помните, семья – отдельно, бизнес – отдельно).
      • Если ничего не подворачивается, предложите поработать добровольно, это поможет создать репутацию. В том, чтобы работать бесплатно нет ничего плохого, конечно, если вас не эксплуатируют. Оставив о себе очень хорошее первое впечатление на добровольной работе вы даже сможете получить зарплату, если, конечно, ваша работа того стоит.

Dante — несмотря на то, что карьера этого поп-исполнителя только началась, у него уже не мало успехов — поддержка со стороны музыкальных каналов и радиостанций, концерты, выступления, номинации в профессиональных премиях и самое главное, внимание и любовь публики. И что самое интересное, всего этого он достиг сам, без продюсеров и лейблов. Мы встретились с артистом и поговорили о том, как Dante совмещает в себе творчество и менеджмент и сложно ли это.

Начнем с простого.. С чего начался Ваш творческий путь?

Мой профессиональный творческий путь начался совсем недавно. Все началось с музыкальной школы, участия в различных вокальных конкурсах. Первая полноценная песня была записана в возрасте 14 лет. После чего я понял, что с композиторством я имею полное взаимопонимание. Постепенно, я совершенствовал в себе навыки написания песен. Начинал понемногу осваивать и изучать музыкальную индустрию. И примерно, лет через 7-8 я начал твердо понимать, как должна звучать песня, чтобы она нравилась абсолютно всем. Сейчас мои песни играют на радио и находят отклик в сердцах слушателей, поэтому я понимаю, что все делаю правильно.

Во-первых, хочу сразу отметить, что если у меня нет своего продюсера, это не значит, что у меня нет своей команды. Для любого артиста это, наверное, самое важное — найти своих людей, которые в вас просто поверят. Тогда все будет получаться.

Артист в первую очередь должен быть сосредоточен на творчестве, должен понимать, что именно он несет своему слушателю и как публика на него отреагирует. При этом если ты, как артист, хочешь держать весь проект в своих руках, то должен совмещать творческую часть и менеджмент. Этому нужно учиться и это приходит с опытом. Но именно это является залогом долгосрочной карьеры и независимости от продюсеров.

В России слово продюсер — это скорее инвестор, человек, который финансирует проект и поэтому считает, что является ключевой персоной. В Штатах противоположенная позиция: понятия продюсера нет, есть музыкальный продюсер — человек, отвечающий за весь музыкальный материал, и есть генеральный менеджер, от которого во многом и зависит успех проекта. Какой точки зрения придерживаешься ты?

Скажу так, что в России сейчас постепенно меняется история. Уже появилось достаточно много артистов, которые говорят, что они без продюсеров, но они работают с PR-компаниями или самостоятельными менеджерами из музыкальной индустрии. Я не исключение. В моей команде сейчас 3 человека, с которыми мы вместе обсуждаем все вопросы и дела. Также очень важно взаимодействовать со своими фан-клубами, у меня это даже не фанаты, а семья #Dantefamily. Сейчас слушатель — это самый главный продюсер. Можно напрямую у своих фанатов спросить, как им новая песня. Я не сторонник финансово зависеть от кого-то, поэтому мне, конечно, ближе американский вариант. Есть музыкальный продюсер, и есть менеджер — это очень правильно. Я, например, в своем проекте занимаю статус музыкального продюсера, я всегда сам выбираю весь материал. Но никогда артист не сможет совместить в себе все навыки. На формирование своей команды я потратил примерно около 4 лет. Я очень долго искал тех людей, с которыми мне будет очень просто, понятно и эффективно работать. А так я считаю, что времена продюсеров-инвесторов, не разбирающихся в музыкальной индустрии, закончились.

Нужно ли профессиональное образование для того, чтобы стать продюсером? Или достаточно знаний основ продвижения и база полезных и налаженных в индустрии связей?

Двоякий вопрос. Для того чтобы стать музыкальным продюсером, музыкальное образование является обязательным. Для того чтобы стать хорошим менеджером, нужно просто иметь большую практику. И, например, певица 16-ти лет может уже к 25 годам прекрасно осознавать, что и как работает в шоу-бизнесе, чтобы добиться нужных результатов. Поэтому здесь все сильно будет зависеть от персонажа, его материала и ситуации.

Как стать музыкальным продюсером? С чего начать, как продолжить? Распишите пошагово.

Для начала нужно закончить музыкальную школу и понять, что такое музыкальные стили, музыкальный формат, что такое музыка. Уже потом начать изучать индустрию. Понять, что такое «Хук» и как написать запоминающийся текст и мелодию, что такое «Хит». Естественно, нужно найти такого саунд-продюсера, который сможет гениально работать во всех стилях. После того, как вы определились со стилем, можно выбирать сферу влияния — супер коммерция, топовая коммерция и мега-актуальное. Также, музыкальный продюсер должен четко понимать, во имя чего он все делает. Есть очень много продюсеров, которые занимаются некоммерческой музыкой, в большей степени ради искусства.

Основной практический навык лично для меня заключается в том, что очень редко слышу объективное мнение по поводу своей музыки. В первую очередь нужно быть готовым к критике. Если вашу музыку критикуют, значит, вы заставили людей на вас отреагировать. А когда вам в ответ молчат, то, скорее всего, люди боятся критиковать, потому как песня откровенно плоха. Не всегда ваш хит поймут сразу и поэтому нужно действовать по одной простой схеме «Я знаю как надо и я вам это докажу!». Нужно много работать, но не перерабатывать. Много верить в себя, но не становиться очень самоуверенными. И еще один момент важный для любого музыканта — это вдохновение. Черпайте силу и энергию отовсюду, что вас окружает.

Как ты относишься к такому понятию как «Формат», которое так любят радио и ТВ? Приходилось ли тебе подгонять свои песни под ту или иную радиостанцию?

Слово «Формат» — сложная штука сейчас. Иногда мы сталкиваемся с тем, что на самых топовых радиостанциях может звучать абсолютно неформатный трек. Начинающим артистам приходится подгонять свои песни под радио. Мне пока этого не приходилось делать, так как у меня уже был огромный опыт до выхода на большую сцену и сейчас я в состоянии создать тот продукт, который будет интересен всем. И я сам люблю слушать классную поп-музыку.

Есть ли в планах создание собственного лейбла? В чем отличие продюсерского центра от музыкального лейбла?

На самом деле это очень широкий вопрос. Создание музыкального лейбла — это, прежде всего независимость, это возможность заниматься дистрибьюцией своего материала. Молодые артисты, которые приходят со своими песнями в продюсерские центры и на лейбл, должны осознавать важные отличия: ПЦ — это то место, где из артиста будут делать звезду. Музыкальный лейбл не несет никаких обязанностей перед музыкантами. И принося песню на лейбл, артист получает возможность монетизации своего контента.

Какими качествами должен обладать продюсер в России, чтобы его проект добился успеха?

Стрессоустойчивостью, причем это качество должно быть в троекратном размере. Любой продюсер всегда понимает, что с первых дней работы с артистом легко ему не будет.

Что важнее — сильный продюсер или самобытный артист?

Важнее, когда сильный продюсер и самобытный артист вместе. А когда одна сторона в этой связке хромает, ситуация будет очень плачевной. Поэтому всем молодым артистам я желаю найти очень сильных директоров и менеджеров, которые вас поддержат.

Что для вас успех. Когда можно сказать, что продюсер стал успешным?

Успех — очень индивидуальная история. В моей картине мира — это создание нескольких 100% хитов, которые прославят меня на весь мир.

Ваши кумиры и почему.

Если говорить честно, у меня нет никаких кумиров. Для меня есть очень много классных музыкантов в мире, известных и неизвестных, которых я люблю и уважаю. Люблю творчество Whitney Houston, Michael Jackson, Lady Gaga.. Я следил за тем, как они развивали свое творчество, изучал их биографии и учусь на их огромном опыте.

Какие самые большие трудности ждут начинающего и не только продюсера? Приведите свои примеры из практики и как вы с ними справились.

Самая большая трудность, которая настигает любого продюсера — доказать всем, что именно ваш артист самый лучший. Артист — это очень сложная структура и сложный человек. В первую очередь нужно справиться с собственными страхами, неуверенностью, внутренними волнениями. Любой продюсер должен очень планомерно двигаться к своей цели и четко понимать, что он делает правильно, а над чем нужно еще поработать.

В первую очередь нужно четко понять свои цели и возможности. Почитайте книги по психологии. Это нужно для повышение самооценки как продюсера, так и артиста. Совету прочитать какие-то мотивирующие статьи и книги. Понимаю, что это может выглядеть банально и смешно, но когда вы произносите про себя одну и ту же фразу 20-30 раз и она входит в ваше подсознание, двигаться к намеченной цели будет очень просто. Изучайте книги о музыкальном рынке и посещайте интересные семинары по продвижению в социальных сетях. Не стесняйтесь учиться и набираться опыта.

Post Views: 0