Как продвигать профессию художника. Как художнику раскрутить себя в Интернет и привлечь потенциальных клиентов

Как продвигать профессию художника. Как художнику раскрутить себя в Интернет и привлечь потенциальных клиентов
Как продвигать профессию художника. Как художнику раскрутить себя в Интернет и привлечь потенциальных клиентов

Эта статья скорее предназначена для начинающих художников, для которых не только важно продать свои работы, но и услышать их оценку. На данный момент существует несколько способов раскрутить художника и его услуги в интернет.
Первый - создать собственный сайт и его раскрутить, но не факт, что вы сможете привлечь потенциальных клиентов. К тому же, если вы не обладаете навыками Web дизайна, и не владеете всеми тонкостями раскрутки в интернете. Вам придётся либо обучаться всему самому, на что может потребоваться время и не маленькое.
Либо прибегнуть к услугам разработчиков и потратить не маленькие деньги. И есть ещё один способ: разместить свои работы в интернет галереях. Многие галереи позволяют размещать работы совершенно бесплатно, только берут процент, если произойдет продажа работы через их сайт.

Обзор интернет-галерей:

  • Иероглиф - сайт визуального искусства
    Достойный сайт, на нём вы можете разместить свои работы абсолютно бесплатно, правда если Вы захотите выставить и на продажу, то придётся платить, но плата не большая. А также, приготовьтесь к критике.
    Сайт: http://www.hiero.ru/
  • Artnow- on-line вернисаж.
    Размещая работы на сайте, вы сами назначаете процент, который заплатите владельцам сайта, если покупатели на вашу картину придут с данного сайта.
    Сайт: http://artnow.ru/
  • Виртуальная картинная галерея работ русских художников
    Такое впечатление, что это брат близнец сайта Artnow. Правда с некоторыми довольно незначительными отличиями. Принцип тот же, размещаете работы. И сами назначаете процент, который получат владельцы сайта, если ваши работы продадутся. На отдельных условиях информацию о вас разместят на главной странице сайта, в списке рекомендуем.
    Сайт: http://artwin.ru/
  • Библиотека изобразительных искусств
  • интересный проект, но иногда довольно долго грузится. Свободно можете выставлять работы на продажу, здесь Вы сами себе хозяин. Правда маловероятно, что покупатели и заинтересованные лица придут именно с этого сайта. Хотя…
    Сайт: http://www.artlib.ru/
  • Арт галерея, выставка продажа картин
  • на мой взгляд, не очень удобный сайт, ОЧЕНЬ долго загружается. А также не корректно отображается в различных браузерах - что не есть хорошо. На этом сайте Вы можете не только разместить свои работы, но и разместить информацию о ваших дополнительных услугах - причём совершенно бесплатно.
    Сайт: http://www.artgalery.ru/

«Раскрутка» художника не только в интернет.
«Раскруткой» художника занимается арт-дилер, галерист или куратор. Чтобы заниматься этим, надо иметь вкус и понимание современной художественной ситуации, отличать актуальное искусство от традиционного, понимать тенденции.
Известны случаи, когда продвижением (в небольших размерах) занимаются галереи, салоны, где продаются картины этого художника. Они вместе разрабатывают проект, которому будет место в сложившейся художественной ситуации, а значит и на рынке. Затем публично представленный художественный проект (в галерее, на площади, ином выставочном пространстве) должен получить освещение в СМИ, где поясняют для широкой аудитории смысл того, что делает художник. Так запускается механизм продвижения имени, который должен работать постоянно и циклично. Когда определенный уровень популярности уже достигнут, появляются покупатели, которые согласны платить за готовые работы конкретного автора или выступить заказчиками будущих. Сейчас подобным продвижением занимаются в Интернете многие арт-галереи. О некоторых из них сказано выше.

  • Художнику надо участвовать во всевозможных выставках, как виртуальных, так и реальных
  • Чем значительнее выставка и лучше освещается, тем лучше
  • В идеале, неплохо бы найти галериста, который займется продвижением Ваших работ
  • Надо обзавестись своим сайтом, с англоязычной версией (и не только)
  • Выставлять свои картины на продажу в престижных салонах
  • Обращать внимание, на какие произведения больший спрос
  • Быть оригинальным, и не похожим на остальных
    Самое главное, чем больший круг людей о вас будет знать, тем более «раскрученным» вы станете. Двигайтесь вперёд и результаты не заставят себя ждать!

| Продвижение художника

Как художнику раскрутить себя в Интернет и привлечь потенциальных клиентов.

Эта статья скорее предназначена для начинающих художников, для которых не только важно продать свои работы, но и услышать их оценку. На данный момент существует несколько способов раскрутить художника и его услуги в интернет.
Первый - создать собственный сайт и его раскрутить, но не факт, что вы сможете привлечь потенциальных клиентов. К тому же, если вы не обладаете навыками Web дизайна, и не владеете всеми тонкостями раскрутки в интернете. Вам придётся либо обучаться всему самому, на что может потребоваться время и не маленькое.
Либо прибегнуть к услугам разработчиков и потратить не маленькие деньги. И есть ещё один способ: разместить свои работы в интернет галереях. Многие галереи позволяют размещать работы совершенно бесплатно, только берут процент, если произойдет продажа работы через их сайт.

Обзор интернет-галерей:

. Artnow- on-line вернисаж.
Размещая работы на сайте, вы сами назначаете процент, который заплатите владельцам сайта, если покупатели на вашу картину придут с данного сайта.
Сайт: http://artnow.ru/

. Виртуальная картинная галерея работ русских художников
Такое впечатление, что это брат близнец сайта Artnow. Правда с некоторыми довольно незначительными отличиями. Принцип тот же, размещаете работы. И сами назначаете процент, который получат владельцы сайта, если ваши работы продадутся. На отдельных условиях информацию о вас разместят на главной странице сайта, в списке рекомендуем.
Сайт: http://artwin.ru/

. Библиотека изобразительных искусств
- интересный проект, но иногда довольно долго грузится. Свободно можете выставлять работы на продажу, здесь Вы сами себе хозяин. Правда маловероятно, что покупатели и заинтересованные лица придут именно с этого сайта. Хотя...
Сайт: http://www.artlib.ru/

. Арт галерея, выставка продажа картин
- на мой взгляд, не очень удобный сайт, ОЧЕНЬ долго загружается. А также не корректно отображается в различных браузерах - что не есть хорошо. На этом сайте Вы можете не только разместить свои работы, но и разместить информацию о ваших дополнительных услугах - причём совершенно бесплатно.
Сайт: http://www.artgalery.ru/

"Раскрутка" художника не только в интернет.
"Раскруткой" художника занимается арт-дилер, галерист или куратор. Чтобы заниматься этим, надо иметь вкус и понимание современной художественной ситуации, отличать актуальное искусство от традиционного, понимать тенденции.
Известны случаи, когда продвижением (в небольших размерах) занимаются галереи, салоны, где продаются картины этого художника. Они вместе разрабатывают проект, которому будет место в сложившейся художественной ситуации, а значит и на рынке. Затем публично представленный художественный проект (в галерее, на площади, ином выставочном пространстве) должен получить освещение в СМИ, где поясняют для широкой аудитории смысл того, что делает художник. Так запускается механизм продвижения имени, который должен работать постоянно и циклично. Когда определенный уровень популярности уже достигнут, появляются покупатели, которые согласны платить за готовые работы конкретного автора или выступить заказчиками будущих. Сейчас подобным продвижением занимаются в Интернете многие арт-галереи. О некоторых из них сказано выше.

Итоги:
. Художнику надо участвовать во всевозможных выставках, как виртуальных, так и реальных
. Чем значительнее выставка и лучше освещается, тем лучше
. В идеале, неплохо бы найти галериста, который займется продвижением Ваших работ
. Надо обзавестись своим сайтом, с англоязычной версией (и не только)
. Выставлять свои картины на продажу в престижных салонах
. Обращать внимание, на какие произведения больший спрос
. Быть оригинальным, и не похожим на остальных
Самое главное, чем больший круг людей о вас будет знать, тем более "раскрученным" вы станете. Двигайтесь вперёд и результаты не заставят себя ждать!

Ссылки

На Патриарших прудах, в отличие от множества подобных проектов, учат не просто рисовать, но и продвигать свое искусство. Помимо курсов арт-терапии, рисунка маслом или скетчинга здесь проводят индивидуальные занятия с арт-менеджером. Чтобы разобраться, зачем вообще молодому художнику нужен этот специалист и стоит ли услуга финансовых вложений, мы пообщались с главой департамента арт-менеджмента Art of You Светланой Филаретовой.

— Что такое арт-менеджмент?

— Управление проектом в сфере искусства — сюда входит продажа картин, создание и продвижение творческих коллабораций, организация локальных и международных выставок. До того как вы продадите первую работу, придется проделать огромный путь: поработать над именем, позиционированием, оформить и «упаковать» в понятный для зрителя формат.

Важно подготовить аудиторию: получить одобрение экспертов и лидеров мнений из мира искусства. Арт-менеджер — посредник между художником и целевой аудиторией, который способен эффективно организовать все бизнес-процессы.

Важно понимать, что арт-менеджмент — это не только про выставки и художников, это могут быть и проекты из сферы моды или дизайна, междисциплинарные слияния и открытие новых направлений работы.

Тот же арт-менеджер отвечает за планирование и распределение финансов, поиск партнеров и спонсоров и вообще успех всего предприятия: начиная от логистики и заканчивая получением обратной связи от гостей и заключением контрактов с клиентами.

Пит Мондриан, без названия; Нью-Йорк I

— Какими качествами должен обладать арт-менеджер?

— Это прежде всего коммуникабельность и организованность. На сегодняшний день единственный работающий канал продаж и продвижения — это умение выстраивать коммуникации, договариваться, знакомиться, просто быть приятным и интересным собеседником, с которым хочется общаться и узнавать про новые проекты.

Организованность — это про сроки: все меняется очень быстро, если не успеть сделать и реализовать идею сегодня, завтра за нее возьмется кто-нибудь другой. Особенно печально, если у вас была хорошая задумка, но вашей команде не хватило сил и времени сделать ее масштабной — потом более крупные игроки могут взять ее себе, масштабировать, и о том, что изначально она была вашей, не узнает никто.

— Можно ли успешно запустить проект без огромных стартовых вложений?

— Важно понять, что мы имеем в виду: галерейный бизнес, реализацию творческих проектов или запуск новых направлений.

Галерейный бизнес и продвижение художника без капитала сейчас сложно представить, однако капитал можно привлечь и от спонсоров. Часто если галерея соглашается с вами сотрудничать, то и затраты на продвижение берет на себя. Однако проблема в том, что многие галереи работают со своими художниками и редко обновляют их ряды.

Пит Мондриан, Цветы. Солнце; Композиция № 11

Если говорить про старт нового проекта, например запуск линии одежды, то нужно посчитать основные затраты: выпуск минимальной серии и стоимость продвижения. Любой проект нужно тестировать на малых оборотах: проверить спрос, получить обратную связь клиентов, если нужно, внести изменения. Не стоит вкладывать большие деньги в продвижение, если процессы не отлажены и не получена обратная связь. Если следовать этому совету, затраты на первую коллекцию должны быть минимальными, но, если правильно наладить каналы продаж, получится не только окупиться, но и заработать средства на новый пошив в больших объемах. Я за маленькие окупаемые шаги, все крупные мероприятия и вложения стоит делать тогда, когда продукт уже приносит доход.

— Нужна ли начинающему большая команда? Что нужно отдать на откуп профессионалам, а что лучше делать самому?

— Из моей практики — успешный проект это всегда команда единомышленников, которая видит и понимает общие цели и миссию. Команда, которая не соглашается на компромиссы и хочет для своего проекта только лучшего.

Пит Мондриан, Красная мельница; Композиция С (№3)

Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом: продавцы — продавать, бухгалтеры — делать расчеты, маркетологи — продвигать, а художники — творить. Это правило поможет сберечь нервы (да и время), ведь творить не получится, если вы постоянно в стрессе. Своим клиентам мы всегда рекомендуем выписать, что бы они хотели делать сами и в чем разбираются, а что готовы делегировать.

Посмотрим правде в глаза: художники — не бизнесмены, и нужно ли им это? Ведь есть те, кто делает это профессионально.

Все затраты и окупаемость привлеченных специалистов можно и нужно просчитать заранее. Если у вас ограниченный бюджет, начните с простых шагов, например, продвижения в социальных сетях. Сейчас даже галереи следят за новыми именами именно там. О том, как работать в социальных сетях, сейчас много доступной информации, этим можно заниматься и самостоятельно.

— Каковы самые распространенные ошибки молодых художников?

— Одна из главных ошибок — либо в уверенности, что все слишком замечательно и автор не нуждается в дополнительных знаниях, либо, наоборот, в неуверенности в своем проекте и шансах на успех. Все это от нехватки стороннего мнения специалиста. Можно много размышлять о том, насколько плох или хорош проект, но важнее узнать адекватное мнение профессионала рынка, понять перспективы и получить конструктивную критику.

Пит Мондриан, Амариллис; Композиция А

Смотреть нужно шире: есть вы и ваше творчество, но есть еще и контекст, в котором вы хотите его представить, а также общая ситуация в мире.

Бизнесмен и художник в одном лице — идеальное сочетание, но довольно редкое. Если вы скорее относите себя к творцам, то начните работать с арт-менеджером, это освободит вас от большей части организационной работы и поможет спокойно творить.

— Верьте в себя и совершенствуйтесь, прислушивайтесь к мнению тех экспертов, которым доверяете, общайтесь и учитесь выстраивать социальные связи, говорить о себе, своем творчестве и своем деле.

Бонус: 15 советов для будущего успешного художника

Команда

  • Соберите команду, с которой вы мыслите в одном направлении. Проверьте, правильно ли вы понимаете, чего хотите от проекта.
  • Если делать, то делать качественно и профессионально. Если обещать, то выполнять. А еще уметь договариваться.
  • Сталкиваясь с трудностями, научитесь быстро мобилизовываться и принимать решения. Всегда ищите новые возможности и будьте гибкими.

Маркетинг

  • Поймите свою целевую аудиторию и научитесь говорить с ней на одном языке.
  • С аудиторией нужно общаться как можно чаще, здесь помогут офлайн-мероприятия.
  • Будьте настоящими. Важно понять все свои сильные и слабые стороны, а также отличия от конкурентов.

Менеджмент

  • Ваши цели должны соответствовать вашим внутренним ценностям. Делайте то, чего действительно хотите.
  • Учитесь планировать и делите большой путь на маленькие шаги.
  • Контролируйте сроки.

Дизайн и стиль

  • Визуализация проекта — это ключ к его успеху. Общайтесь с исполнителями, проверяйте, понимают ли они вашу идею. Делайте все как можно легче, проще и понятней.
  • Ваш дизайн должен сказать как можно больше о вас.
  • Ваша позиция должна прослеживаться во всех аспектах вашей жизни. Найдите уникальный стиль и образ. Я называю это «осознанной визуализацией», когда вы творец не только внутри, но и снаружи — и стремитесь это показать.

Уверенность

  • Любите то, что делаете. Ведь если вам пришла в голову идея что-то реализовать, значит, это кому-то нужно.
  • Адекватно относитесь к критике. Нужно брать все самое полезное и двигаться вперед.


Эта статья написана о том – как продавать свои картины, как выбрать ценовую политику. Здесь описан мой личный опыт и возможные варианты стратегии продаж живописи

Стоимость Вашей живописи или как продать свою картину.

Художник Павел Рощин

Дополнения через год.
Прошел год после того как я окончил статью с советами как и где лучше купить картину. За год моя статья стала популярной на просторах интернет - ее перепечатали более чем 50 художественных и финансовых сайтов. Каждый день сюда, на artpavel.ru, заходит больше чем 50 посетителей со всего мира, интересующихся живописью. Каждый день мне приходит несколько писем с Вашими вопросами. Несмотря на широту аудитории, как правило, мне задают всего 2 вопроса. Первый и основной вопрос посетителей моего сайта - как, где и почем мне продать свою картину. Второй же вопрос - продается ли моя живопись. Я долго думал - стоит ли мне опубликовать правдивый ответ, ведь правда не всегда блестит как золотой червонец. Но... решил - стоит.
Немного теории - что определяет цену живописи?
Для затравки... немного прописных истин - надеюсь, что их оспаривать их никто не будет. В конечном итоге, цену Вашей картины будет определять уникальность сюжета, красочность и техника исполнения, возраст полотна и... Ваше имя. Только работая над всеми перечисленными аспектами, Вы можете рассчитывать на хорошие деньги для своих детей и внуков. Но если Вы планируете получить что-то лично для себя, то сконцентрируйтесь на продвижении своего имени. Быть раскрученным выгодно... Но стать раскрученным получится только у единиц.
Почем мне продавать свои картины? Способы ценообразования
Этот вопрос беспокоит каждого художника - от начинающих до великих гуру. Я попытаюсь показать логику ценообразования живописи. Но оговорю сразу. Как правило, у художников нет никакой логики ценообразования - все делается интуитивно.
Итак, самый просто способ определения цены картины - стоимость месяца Вашей жизни. Почему именно месяца? Честно скажу - я взял этот срок с потолка, но... Продавать больше 1 картины в месяц не мечтает даже самый раскрученный из художников, да и заканчивать более одной настоящей картины в месяц может далеко не каждый из нас. Итак срок - месяц. Как определить стоимость жизни? Нет ничего проще - записывайте все типичные расходы свои и своей семьи. Помните - мы стремимся получить минимальную цену своей картины, которая в перспективе должна устроить именно Вас.
Затратный метод производства полотна. Подсчитываете расходы, которые Вы несете на создание картины и стоимость своего времени. Добавляете норму прибыли и получаете цену своей картины. Но мне кажется, что для искусства этот способ использовать не правильно.
Сравнительный метод. Согласитесь, что очень неплохо было бы получить данные о ценах других художников, сравнить их картины со своими и именно таким образом вывести формулу своей цены. Но, как показывает мой опыт общения и поиска информации в интернет, эти данные всегда закрыты. Хорошее исключение - это галерея и аукционный дом СОВКОМ. Побродите - там есть оценки ожидаемой цены на картины. Конечно же сравнивать себя с Репиным или Айвазовским сложно, но ведь современные авторы редко продаются на аукционах.
Маркетинг в живописи или дополнительные расходы при продаже картин
Не будем забывать, что в цене на свою картину нужно учесть расходы на маркетинг и оборудование(например, профессиональный фотоаппарат). Известные художники проплачивают теле-передачи, амбициозные выкупают выставочные площади модных галерей, а ленивые умничают в интернет. Заложим в цену картины вероятные скидки для агентов. Учтите, что если Вам повезет, и на Вас обратит внимание художественная галерея, арт-агент или коллекционер живописи, то Вам придется отдать или сделать скидку на 40-50% от заявленной цены на картину. Почему? Эти люди или организации работают исключительно за прибыль. А теперь интересный вопрос - если Вы заявляете, что Ваша картина стоит 10 тысяч рублей, а Ваш сосед продает точно такую же за 50 тысяч - к кому обратится галерея? Правильно, к соседу. Ведь продать 5 картин по 10 тысяч гораздо сложнее, чем одну за 50. Еще вопрос - если Вы позволите себе хотя бы раз сделать распродажу на свои картины и опустить цены, скажем, в два раза... Обратится ли к Вам еще раз художественная галерея? Позволю себе предположить, что Вы как начинающий художник, скорее всего, за первые 10-20 лет своего творчества лично не продадите ни одной картины. Шанс есть только у галерей, аукционных домов, агентов и коллекционеров. Почему? Они давно на рынке и известны. Единственное что можете сделать Вы - предсказуемые цены на свои картины
Почем я продаю картины или цена на мою живопись?
Друзья, мы сейчас не будем рассматривать ни качество моих картин, ни сравнивать мою живопись с великими. Время рассудит... Моя цель - показать логику, которая, может быть, будет Вам чем-то полезна. Кто-то продает свои картины дешево, радуясь каждой заработанной копейке, кто-то предпочитает оставлять их себе чтобы любоваться своим творчеством, а кто-то сравниваясь с известными художниками заламывает непомерные цены на свои картины. Я давно определился со своим ценообразованием. Я не стремлюсь быстро избавиться от своих картин и считаю, что от продажи художник должен получать не только моральную но и финансовую выгоду. Итак, цены на мои картины начинаются от 2500 и заканчиваются 10000 евро. Средняя цена, на мои картины - 5000 евро. Дорого? Да, наверное, но не спешите хвататься за сердце в муках зависти или жадности - дочитайте до конца.
Почему нельзя продавать картины дешево?
А теперь, картельный сговор - как же без оного. Уважаемые художники, обучающиеся в школах и институтах. Обратите внимание свое рассредоточенное на сарказм внимание, что продавая дешево свои работы - Вы убиваете свое художественное будущее. Это сейчас Вам достаточно 4 или 5 тысяч рублей за картину, но вступив во взрослую жизнь, Вы поймете, что питаться пивом невозможно, что семья требует больше чем дает и... что придется заняться чем-то еще, чтобы обеспечить свое существование. Вы еще продолжаете тешить себя иллюзиями про то, что отработав 8 часов в день Вы сможете творить живопись? Согласитесь, что я рисую достаточно мрачную перспективу. Но ее можно избежать, сплотившись и не демпенгуя. Художник, помни! Продавая картину дешево сегодня - завтра ты будешь зарабатывать покраской заборов.
История продаж моих картин или а есть ли такая же но в розовых цветах
Теперь ответ на самый частый вопрос касательно моего творчества - продавались ли мои картины. На момент написания этой статьи я занимаюсь живописью около 3 лет. Скажу честно - нет, продаж не было. Да, около десяти раз мне предлагали продать картину. Но 8 предложений были за смешные деньги (до 200 евро), одно было 1000$ евро за картину, которую я считаю своей лучшей работой. Однажды, была договоренность на продажу картины за 4000 евро, при условии, если она понравится в интерьере. Картина не подошла, а нарисовать такую же, но в розовых тонах я отказался. Надеюсь этот абзац удовлетворил любопытство многих...
Как же зарабатывают художники, если картины не продаются?
Друзья, цель этой статьи не запугать зарождающийся талант, а попытка расставить все на свои места. За мои годы около-живописного общения я видел много судеб художников и способов заработка художников. Итак, на деньги от продажи своих картин, живет только 1% от моих знакомых художников. Как живет этот самый 1% мы обсуждать не будем. Как же зарабатывают остальные? Кому повезло - устраивается дизайнером, оформителем. Т.е. работают в около-художественной отрасли. Бывшие отличники дают уроки живописи.
Как же продавать картины?
Любые товары продает только тот, кто может позволить себе известность. Не будем рассматривать утопичный случай, что счастье найдет Вас само. Чтобы продавать картины - нужно продвигать свое имя! Будь популярным - найдешь ценителей. Если ваши картины хороши, уже они (ценители) расскажут о вас своим друзьям, найдут коллекционеров и т.д.
Где можно продавать картины?
Продажа через Интернет - самый доступный способ заявить о себе. Сделайте свою страничку в интернет. Может быть у Вас хватит смелости сделать себе сайт? Или может быть Вы рискнете написать несколько статей с умными советами для новичков... Так поступил я. Да, было сложно, и потребовалось изучать множество вещей не связанных с живописью. Не хотите забивать себе голову? Тогда у Вас есть другой отличный способ - разместите свои картины в online художественных галереях. Правда на этих ресурсах можно легко потеряться среди коллег-художников.
Каталоги живописи, художественные журналы, статьи и живописи.
На мой взгляд, самый вероятный способ найти своего покупателя - попасть со своими картинами на страницы каталога известного печатного издания или галереи. Ведь именно их листают люди, для которых живопись не просто минуты развлечения, а бизнес. Каталоги делаются к выставкам, к аукционам. Участие в них почти всегда платное. Кстати, как и везде, тут есть свои подводные камни. Уточняйте за что платите деньги. Оправданная цена только там, где есть налаженный сбыт печатных изданий.
Выставки, союзы, тусовки и прочие активности.
В кругу общения художников выставки считаются очень важным мероприятием. Тут не буду спорить - попасть на выставку сложно да и дело это хлопотное. Но отдача от выставки непредсказуема. Вероятность найти своего покупателя зависит от раскрученности выставки, места проведения от многих других показателей. От этого же и зависит сумма, которые запросят устроители с Вас за участие. Более простой способ получить доступ к выставкам - вступление в какой-либо союз художников. Но по моему опыту общения с этими союзами, аутсайдеров от искусства там не ждут.
Коммерциализация убивает искусство
И в заключении, я хочу Вам напомнить прописную истину - коммерциализация убивает искусство. Но думая о деньгах, Вы вряд ли сможете творить - делать что-то необычное. У каждого есть шанс найти ценителя своей живописи. Но рисуя свои картины "как все" или исключительно на продажу, Вы никогда не сможете получить за свои картины нормальные(большие) деньги. Помните - неповторимость всегда в цене. Удачных продаж!

Допустим, у вас есть хороший знакомый, и он художник. Допустим, вы хотите сделать вместе с ним бизнес и хотите продвинуть его творчество. У него есть выставки, он талантливый и энергичный, но его имя затерялось в бескрайнем море коммерческой живописи. Его картины плохо продаются, хотя и получают лестные отзывы зрителей и искусствоведов.
Как увеличить прибыли от продажи его искусства?

Во-первых, надо найти критика.

Художник не может быть сам себе критиком. Роль критика вам придется взвалить на себя, либо найти заинтересованного критика на стороне.

Обычно художники ждут, что их работы попадут в поле зрение именитого критика, который по достоинству их оценит и таким образом обеспечит им бессмертную славу. Однако посторонний критик может с легкой руки разбомбить все его творчество, и последствия для карьеры художника будут самые катастрофические. Следовательно, критик должен быть своим.

Прежде, чем искать критика, ответим на вопрос: для чего, собственно, нужны критики?

Критики нужны для того, чтобы определить направление и стиль живописи. Для художника имеет чрезвычайное значение, чтобы его работы проходили под флагом какого-нибудь кубизма, или символизма, или примитивизма, или энергетизма, или прочего изма. Очень хорошо, если критик вдруг увидит у художника самостоятельный стиль, а еще лучше, если увидит собственное направление. Необходимо дать название этому направлению. А затем в задачу критика входит повсюду говорить и писать об открытии у такого-то художника такого-то нового направления. Таким образом привлекается внимание публики.

Ибо надо запомнить одну важную вещь: сам художник, как правило, не может ничего сказать о своей живописи. Художник творит бессознательно, и о том, что получилось у него на холсте, он предпочитает молчать. Он мастер своего уникального метода, но о подосновах своего творчества он едва ли может связать пару слов. А если и свяжет, то это не имеет на начальном этапе большого значения.

Поэтому не надо бояться, что вы увидите на картинах художника то, чего он сам не видит. Смело развивайте свою теорию и убеждайте невидящую публику, что на картинах у такого-то вы видите всякие духовные и астральные миры, всякие образы, аллегории и символы. Ваши слова будут подхвачены, зрители в свою очередь усмотрят на картинах то, что сумели усмотреть вы, и от этого картины подскочат в цене. Покупатель приходит на выставку не за веселой картинкой, а за великой КАРТИНОЙ, которая имеет смысл и значение и о которой есть, что рассказать. Смысл и значение картине придает критик. Это он должен сказать, что Гоген на своих полотнах краски наносит так, а ваш художник этак.

Следующий вопрос: где найти критика?

Отправляйтесь на литературный сайт. Там, на литературном сайте много критически мыслящих личностей, которые хотят о чем-то писать, но которым писать не о чем. Зарегистрируйтесь на этом сайте, как автор, и выставите на нем свое небольшое произведение, в котором вы кратко расскажете о художнике, о его титанической производительности, о его немереном таланте, а также о роднящей его с остальными гениями непризнанности. Все художники таковы. В качестве иллюстрации поместите одну картину вашего художника и между делом обязательно скажите, что до сих никто не понял этой картины, равно как и его живописи вообще. И вы сами ее тоже не понимаете.

Вскоре вы увидите результат – под вашим рассказом появятся рецензии, и люди начнут вам клясться, что они поняли смысл картины. Если вы увидите, что кто-то из рецензентов разбирается в живописи и дружит с головой, предложите ему поработать критиком, пообещав определенный процент от продаж.
Итак, критик у вас есть. Он будет развивать концепцию творчества вашего художника. Однако этого мало. Вы по-прежнему можете остаться с вашим художником заодно с критиком на самом дне художественного бизнеса, если не создадите свой сайт.

Второе – надо открыть сайт.

И чем вы будете его заполнять?

Люди делают ту ошибку, что создают сайт специально под своего художника. Разумеется, такой сайт, где можно найти только картины какого-то непризнанного художника, не будет пользоваться большой популярностью. Это должен быть информационный сайт, посвященный живописи и искусству вообще. Направление вашего художника будет представлено на нем, как одно из возможных. Пусть ваш критик пишет статьи по всем стилям в живописи, объясняет людям, что такое реализм, что такое импрессионизм, чем Кандинский отличается от Клее, Дюрер от Мюнха и т.д.

Статей должно быть много – десятки и сотни, а не одна вечно висящая на сайте статья с коротеньким резюме вашего художника. Зритель приходит к вам, чтобы пополнить свое образование, найти интересную для него информацию, а не глазеть на то, в чем он не разбирается. В наше время люди охотнее читают статьи, чем смотрят картины. Чем интереснее будет ваша искусствоведческая продукция, тем больше купят у Вас картин.

В настоящее время очень много интересных художников, а также смышленых критиков, которые без вашего участия обречены на бездействие и безденежье. Помогите им встретиться, а заодно сделайте на этом свой бизнес!

(Перепечатка материалов только при обязательном указании источника информации и активной ссылки на сайт www.сайт)