Музыкально-литературная гостиная "Музыка Зимы". Сценарий для детей старшей группы в детском саду

Музыкально-литературная гостиная "Музыка Зимы". Сценарий для детей старшей группы в детском саду

Литературно-музыкальная композиция «С Новым годом!»

С новым годом, с новым годом!

Поздравляем сразу всех.

Пусть звучат с его приходом

Песни, музыка и смех.

Пусть каждый день и каждый час

К вам новое прибудет.

Пусть добрым будет ум у вас

И сердце добрым будет.

Пусть же песня моя пролетает, как птица,

Новый год вот уже на пороге.

Будем с вами, друзья, мы сейчас веселиться,

Чтобы прочь улетели тревоги.

(исполнение песни «Кабы не было зимы…»)

И беседу свою поведу я о том,

(То не сказки, а. истинно, были).

Вспоминайте родимый отеческий дом

И того, кого верно любили.

И ненадобно сердцу томительной скуки,

Уважаемый, милый народ.

Отработали ваши проворные руки,

Но стучатся сердца в новый год.

(исполнение песни «Течет ручей»)

Мы сегодня раскроим вам наши секретики,

Пожеланья плывут чередой:

Низкий-низкий поклон уважаемым медикам,

Вас обходит болезнь стороной.

Мы вам желаем любви и ласки,

Пусть метели веют,

Пусть герои доброй сказки

Сердце вам согреют.

(Инсценировка «Сказка о золотой рыбке на новый лад»)

Пусть для вас в новый год расцветает смородина,

Зажигают костры рыбаки.

И поклон до земли тебе, милая Родина,

Пусть не знают нужды старики.

(Исполнение песни «Дорогие мои старики»)

Любо при честном народе закружиться в хороводе

И поплыть, как по волнам, в песнях бабушек и мам.

Вспомним песенку такую, про утушку луговую.

Любит весь честной народ наш старинный хоровод.

(Хоровод «Выйду на улицу…»)

Четырнадцатый год тысячелетья нового…

И пускай пролетают года.

Я хочу, чтобы вы всегда были здоровыми

И весёлыми были всегда.

Навсегда пусть уйдёт из души скука – лишенько…

Пусть сияют во ржи васильки.

Пусть счастливо живёт интернат – наши «Вишенки»,

Пусть без горя живут старики.

Пусть летит над землёй моя песня несмелая!

Посмотрите – а жизнь хороша!

Я считаю, что вы не совсем престарелые,

Коль у вас молодая душа.

С Новым годом! Желаем вам счастья и радости.

Встретить утренний мирный рассвет.

Пусть останутся в старом печали…

Вам – радости.

И без горя прожить сотню лет.

(Исполнение песни «Мы желаем счастья вам»)

10
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Кадыйская общеобразовательная школа» имени М.А.Четвертного Кадыйского муниципального района Костромской области

Сценарий рождественской музыкально-литературной композиции

для учащихся начальной школы «Взошла звезда ясная» подготовила учитель начальных классов Смирнова Елена Геннадьевна

п. Кадый

2013 год


Цель : ознакомление детей с традициями народного праздника.
Задачи :
1.Дать детям представление об истории происхождения праздника.
2 . Развивать у детей духовные и нравственные качества.
3. Воспитывать любовь к традициям родного края. Действующие лица и исполнители: Бабушка Внук Мария Иосиф Хозяин гостиницы Ангелы Пастухи Пальма Маслина Ёлка Стихи читают Чтец 1: Вот и скатерть на столе, Нынче праздник на земле, Тот, который нам сияет Даже в самой смертной мгле.
Чтец 2: Блещет древо за окном, Будет песня, будет дом. Будет горечь, будет радость – Всё мы с ним переживём.
Чтец 3: Нынче, вся земля светла, И звонят колокола, И ровнее бьётся сердце, И стройней звучит хвала.
Хор:

Рождественская песня

Зажигает вечер, праздничные свечи На Рождество. Снова так случится, в двери постучится К нам волшебство. И под запах хвои вспомнится былое, Позабудем злое, час пробьёт. Слышишь, как по крыше, ходит тише мыши Новый год.
Припев: Динь! Дон! Бьют часы на башне. Динь! Дон! Где ты, год вчерашний? В норке ли мышиной? В ратуше старинной? Иль в дремучей чаще? Вспоминай почаще нас.

На сцене, сбоку сидят мальчик с бабушкой.
Мальчик: Вот и Рождество пришло! Кругом огни, все люди друг другу дарят подарки!
Бабушка: А ты знаешь, какой был самый первый и самый главный подарок?
Мальчик: Ну… Наверное… Может быть… А…
Бабушка: Сейчас, я расскажу одну историю, а ты подумай.
Музыкальный проигрыш.
На сцену выходят Иосиф и Мария. Они ищут место для ночлега, стучат в гостиницу.
Иосиф: Добрый вечер, хозяин! Нет ли у вас в гостинице свободной комнаты, чтобы переночевать бедным путникам?
Мария: Мы, пешком шли сюда, из далёкого города Назарета, и так устали.
Хозяин: Нет у меня ни одной свободной комнаты, путники. Из-за приказа кесаря, переписать весь народ страны в наш Вифлеем, прибыло столько людей, что и не сосчитать.
Иосиф: Нам бы хоть, чуланчик какой.
Хозяин: Я уже, и чулан последний сдал купцу. Осталась только пещера для скота, да вы ведь, туда не пойдёте. Там ничего нет, кроме соломы.
Мария: Пойдём, найдём эту пещеру. Переночуем на соломе.
Хор: В Вифлееме тишина, Спят луга и спят стада. Ночь светла как никогда - В небе яркая звезда Освещает всё вокруг: Реки, горы, лес и луг.
1-й пастух: Ночь темна, не растерять бы нам наши стада.
2-й пастух: Посмотри, какой сильный, яркий свет полился вдруг с неба! Что это? Как страшно!
1-й ангел: Не бойтесь. Я, возвещаю вам и всем людям, радость великую. В эту минуту, в Вифлееме Иудейском, родился младенец. Это, будущий Спаситель мира – Иисус Христос. Идите в город и там, в пещере найдёте младенца в пеленах, лежащего в яслях для скота.
Хор: Пастухи в вертеп вошли, Бога в ясельках нашли. Рядом Дева-мать сидела, На дитя своё глядела. И светилось всё вокруг: Небо, горы, лес и луг.
Чтец 4: В яслях лежит Ребёнок. Матери нежен лик. Слышат волы спросонок Слабенький детский крик.
Мария поёт: Ночь тиха, ночь свята, В небе свет, красота. Божий сын пеленами повит, В Вифлеемском вертепе лежит. Спи, младенец Святой. (2 раза)
Ночь тиха, ночь свята, И светла и чиста. Славит радостный ангелов хор, Далеко оглашая простор Над уснувшей землёй. (2 раза)
Хор: Ночь тиха, ночь свята, Мы поём Христа. И с улыбкой младенец глядит, Взгляд его о любви говорит И сияет красой. (2 раза)
Хор: Днесь Христос от девы Чистой нам рождается, Бог, невидимый от века, в мир является. Хоры ангелов слетают в изумлении И согласно воспевают песнопение:
Ангелы поют: «Слава, слава в Вышних Богу и на земли мир. В человецех, в человецех благоволение!»
2-й ангел: Ясная ночь. Тихо кругом. Ярко горит звезда над пещерой. Ангелов хор смолк за холмом, Свет голубой, тихо льётся из щелей. В яслях, младенец Спаситель лежит, Тысячи лет его ждали прихода. Счастье тому, кто к нему поспешит. Счастливы люди! Ликует природа!
1-й пастух: Мы, пришли поклониться, Божественному младенцу. Вот, хлеб у меня, сыр, мёд. Мы, принесли ему эти скромные дары.
2-й пастух: А я, положу в ясли, свежей травы и пахучего сена.
Пастухи поют: Несём вам новость из Вифлеема – Бросьте свои дела. Там Пресвятая Дева Младенца- Господа родила.
Слушайте, разумейте, внимайте, Господа своего восхваляйте И Матерь Его.
Новостью этой жить все народы Будут до дней конца. Свет Вифлеема по всей вселенной Льёт нам любовь Творца.
Слушайте, разумейте, хвалите, Господа ныне благодарите И Матерь Его.
Пальма: Какое счастье! Я, стройная пальма расту у самого входа в пещеру, в которой родился Иисус Христос.
Маслина: И я, пахучая маслина, выросла здесь же.
Ёлка: И я, зелёная ёлка, расту тут!
Пальма: Коль, Господи, будешь Ты злыми людьми Покинут без пищи, Мой дар ты прими. Я ветви радушно тебе протяну И плод золотистый на землю стряхну. Я буду лелеять и влагой питать И соком янтарным его наливать.
Маслина: Коль злобой гонимый жестоких врагов, В безбрежной равнине зыбучих песков, Ты, Господи, будешь приюта искать, Бездомным скитальцем в пустынях блуждать, Тебе я открою зелёный шатёр, Тебе я раскину цветочный ковёр. Приди ты на отдых под мирную сень: Там сумрак отрадный, там свежая тень.
Ёлка: Возьмите и меня с собой, я тоже, хочу поклониться Божественному младенцу.
Пальма: Куда тебе с нами! Что у тебя есть? Только колючие иголки, да противная липкая смола.
Уходят к младенцу.
Ёлка: Никого. Одна я, одинока. Ночь тиха. Звезда зовёт, горит. Все идут, идут к святой пещере. Каждый к Сыну Божьему спешит. Ну, а я? Ничтожнейшая ёлка. Вся в колючках здесь стою в глуши. Я отсюда за младенца только Помолюсь тихонько от души.
3-й ангел: Как скромна ты, милая ёлка. Я вознагражу тебя, сейчас ты засияешь огнями, тебя украсят звёзды с небес. И к тебе первой протянет младенец свои ручки и улыбнётся тебе, ёлка. (Снимает с неба звёзды и вешает на ёлку). И теперь каждый год в день Рождества Христова ты будешь красоваться в сиянии множества огней, а дети, глядя на тебя, будут радоваться и веселиться. И ты, скромная ёлка, станешь символом великого праздника – Рождества Христова.
Хор: Вот ель в лесу, как зелена И как она прекрасна, Но как прекраснее она, Когда в дому, свечей, полна, Она сияет ясно.
Ёлка: В одну из радостных ночей Господь Иисус родился. Он – Тот, Кто искупил людей, Ведь без него во тьме своей Мир этот заблудился.
Хор: Для всех, кто верит во Христа, И ночью свет сияет. А эта ночь для нас свята, Да будет радость всех чиста, Иисус здесь пребывает.
Ёлка: Впусти Его, дитя, в свой дом: Он в сердце обитает, Он сад устроить хочет в нём, Обогатит того плодом, Кто в дом Его впускает.
Мальчик: А! Я понял, что это за подарок! Это – Иисус!
Бабушка: Да. Ведь Бог, так сильно возлюбил Своё творение, что не хотел, чтобы человечество погибло во зле. И на землю, в образе маленького ребёнка, был послан Божий Сын, которому, надлежало стать Спасителем мира. Мальчик: А ещё, я узнал, почему именно ёлку наряжают на рождественские праздники. И главное украшение – это Вифлеемская звезда.
Хор: Взошла звезда ясная, тихая, прекрасная. И горит для всей вселенной над вертепом Вифлеема. О, грядущее спасенье, грешным людям избавленье, В этот час Святой Бог родился мой.
Чтец 5: Однажды в год, бывает ночь такая, Когда на ёлках серебрится снег И среди звёзд, одна звезда большая Сияет радостней и ярче всех.
Чтец 6: Она сияет в вышине, Она восходит в тишине, Когда, на землю ночь придёт, И хор небесный воспоёт, И люди вторят той хвале – Христос родился на земле!

Хор: Рождественская песня

Огонёк качнётся, ото сна очнётся Сказочный мир. Оживают тени, затевают тени Праздничный пир. Вьюга за окошком, подожди немножко, Сядем на дорожку, Старый год. Старый год присядет, веточку пригладит И вздохнёт.
Припев: Динь! Дон! Бьют часы на башне. Динь! Дон! Где ты, год вчерашний? В норке ли мышиной? В ратуше старинной? Иль в дремучей чаще? Вспоминай почаще нас.
Зажигает вечер праздничные свечи На Рождество. Утро гасит свечи, умолкают речи, Удержать нам нечем колдовство. Не горюй, вернётся, через год вернётся К нам Рождество.
Припев: Динь! Дон! Бьют часы на башне. Динь! Дон! Где ты, год вчерашний? В норке ли мышиной? В ратуше старинной? Иль в дремучей чаще? Вспоминай почаще нас.

Список использованной литературы

  1. Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники 17-20 в. М.: «Дом книги» 2011. Ищук В. В., Нагибина М. И. Народные праздники, Ярославль, «Холдинг», 2000 Петров В.М. , Гришина Г.Н. , Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей, М.: «Сфера», 1999 Соколов А.В. Сценарии православных праздников, М.: «Школьная Пресса», 2004. Шевченко Л. Л. Православная культура, 1-й год обучения, М., «Дом книги», 2009 Детская Библия. М: « Российское библейское общество», издание девятое, 1990. Православный народный календарь. Времена года. Ростов – на – Дону: АО «Книга», 1995. Рождественские праздники в школе. Волгоград: «Учитель», 2003.
9. Я иду на урок в начальную школу. Волгоград: «Учитель», 2009.
Использованные Интернет-ресурсы
1. http:// muzofon.com

Цели:
- пополнять и закреплять знания детей одостопримечательностях и знаменитых людях (поэтах) своего города;
- продолжать совершенствоватьхудожественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении прозыи стихотворений (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию);
- продолжать знакомить смузыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов;
- воспитывать любовь и умение видеть красоту родного края в любое время года.

Ведущие мальчик и девочка подготовительной группы, в ходе композиции прозвучали стихи Тобольских поэтов: Лелии Мезенцевой, Валентины Хохряковой, Ираиды Зубовой, а также фрагменты произведений П.Чайковского и Вивальди «Времена года», вокальныепроизведения: «Холодно, холодно», муз. А. Гречанинова, «Зима», муз. Ц. Кюи, «Береза», муз. В. Веселова.

Мальчик: Еще совсем недавно в нашемгороде Тобольске стояли осенние денечки, но вот пришла зима, кажется каждый год одно и то же: снег, да мороз. А на самом деле, если присмотреться, она и студеная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем.
1-ий ребенок: "Зимняя песенка"
Снова на окнах снежинки,
Снова идет снегопад.
С неба - белые льдинки,
В белом кружеве сад.
Вот и зима наступает -
Осени красок уж нет.
В белеющей дымке тает
Последний осенний букет.
Белое, белое царство
Зимушки - зимы,
Снежного богатства
Закрома полны.
Девочка: Как красив снегопад вбезмолвной тишине зимнего дня, когда снежинки мелькают в воздухе, будто маленькие белые мотыльки, тихонько опускаются на землю. Каждая снежинка нежная, хрупкая, как прекрасный сказочный цветок, и каждый цветокнеповторим. (звучит музыка Ц. Кюи «Зима», на экранепоявляются слайды зимнего Тобольска).
2-ой ребенок: читает стихотворение Л. Мезенцевой. " Снежинка"
Снежинка серебристая
На моемокне.
Пушистая, красивая!
Тает наруке.
Шестьлучиков имеет
Снежная звезда,
Очень ее любит Зимушка-зима.
Мальчик: После снегопада так красиво,как в сказке. Молодые березки и липы, вытянув свои тонкие стволы, образуют причудливые арки, покрытые снегом. Елочки и сосенки напоминают снегурочек в белых пушистых шубках. Кажется, что потрудился, какой - то волшебник. А наша поэтысса Валентина Хохрякова видит в хороводе снежинок, в красавице зиме, удаль беспредельную и раздолье русское. (звучит музыка Вивальди «Времена года» наэкране появляются слайды зимнего Тобольска).
3-ий ребенок: читает стихотворение В. Хохряковой.
Хлопьями снежинки
Кружат в поднебесье,
Тающие льдинки
На ветвях развесив.
Песни хороводные
В городе украшенном,
Елка новогодняя
Ледяные башенки.
Мчится тройка белая
По тропинке узкой.
Удаль беспредельная
И раздолье русское.
Девочка: Можно сказать, что ни одновремя года так не волшебно, как зима. Летом и весной все шумит жизнью, все зеленеет и цветет, дышит, радуется теплу и свету. Зимой же красотасовсем другая: деревья в кружевах, снежинки танцуют вальс на проводах, березки - красотульки стоят, прижавшись в полусне. (звучит музыка В. Веселова «Береза», на экране появляются слайды зимнего Тобольска).
4-ий ребенок: Читает стихотворение И. Зубовой "Зимняя рапсодия"
Зима.
Тобольск.
Иду счастливая.
Во взглядерадость нараспах.
Ну, до чего
Зима красивая!
Ночь. А совсем не манит спать.
Хожу - брожупо зимним улочкам.
Стоят деревья в кружевах.
Снежинки, крепко взявшись за руки,
Танцуют вальс на проводах.
Вот двеберезки - красотульки
Стоят тихонько в стороне,
Гирляндами огней мигнули,
Слегка прижавшись в полусне.
Мальчик: Но вот пейзаж меняется и перед нами картины суровой зимы ведь она иногда превращается и в грозного воеводу Мороза.(звучит музыка «Холодно,холодно», А. Гречанинова, на экране появляются слайды зимнего Тобольска).
5-ий ребенок: читает стихотворение Л. Мезенцевой "Зимние приметы"
Ох и морозецзавтра грянет!
Из трубдымок столбом уж тянет,
И солнцекрасное заходит,
То ветертучи нам наводит.
Девочка: Как много замечательных игр и развлечений принесла с собойволшебница зима: снежные игры, катание с ледяных горок, катание на лыжах и коньках и не страшны ребятишкам ни метель, ни вьюга, ни мороз, ведь в снежки играет Народец озорной, Весело мне сними На горкеледяной. (звучит музыка Чайковского «Времена года»,на экране появляются слайды зимнего Тобольска).
6-ой ребенок: читает стихотворениеЛ.Мезенцевой "Зима"
Зима дорожки забелила,
Метелью, вьюгой закружила.
В инее стоят березки,
Их веточки, словно стрекозки.
Вот с горки саночки несутся,
Детишки радостно смеются.
Им любо с горочки скатиться,
С зимой метельной подружиться.
Румяны щечки, красен нос,
Но не пугает их мороз.
На лыжах, наконьках кататься -
С зимою быне расставаться.
Мальчик: А еще и много чудес принеслаона с собой ведь зима- самое красивое, волшебное время года, когда приходят самые сказочные праздники: Новый год, святки, Рождество А сколько Дедушек Морозов И Внучек вгороде моем! И в томпоэзия и проза. Куда же мы отних уйдем? Ну, аершовские герои? Как онирадуют народ! Поздравитьих хочу, не скрою,У них ведьтоже Новый год! И. Зубова (звучит музыка «Дед Мороз» из «Альбома дляюношества» Р. Шумана, на экране появляются слайды зимнего Тобольска).
7-ой ребенок: читает стихотворение "С Новым годом!"
Засверкал вогоньках городок-
Снежный,праздничный с елкой зеленой.
Веселиться морозный Дедок:
«С Новым Годом, друзья!
С Новым Годом!»
Фейерверка цветные огни
В темном небе взрываются ярко.
Весь Тобольск осветили огни,
Стало дедушки нашему жарко.
Не на шутку пустился он в пляс,
Гармониста поймал ненароком.
Вот так елкасегодня у нас!
«С Новым Годом, друзья!
С Новым Годом!»
Валентина Хохрякова. Литературно-музыкальная композиция заканчивается, на столах зажигаютсясвечи и девочки в нарядных платьях танцуют «Вальс » музыка Г.Свиридова из кинофильма «Метель».

Цель – воспитание чувства прекрасного, любви к родной природе.

Оборудование: картины художников о зиме, рисунки ребят, сделанные деревья в снежном покрове.

Добрый день, дорогиедрузья! Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью; воздух морозный, деревья в инее и снегу. Посмотрите, пожалуйста, на картины о зиме, и вы убедитесь, что зима – это очень красивое время года.

(На фоне музыки идет демонстрация слайдов – картин о зиме.)

В заботах жизни многосложной,
В ее шумливой пустоте.
Далеко мысль о непреложной
Природы дивной красоте!
Идут чредой беспечной годы.
Один другим теснится век.
Сменились царства и народы,
Преобразился человек!..
А ты стоишь неизменимо,
Не увядаешь ты одна…

Встреча зимы
Поутру вчера дождь в стекла окон стучал,
Над землею туман облаками вставал.
Ночь прошла. Рассвело. Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист, и замерзла река.
Здравствуй, гостья – зима! Просим милости к нам
Песни севера петь по лесам и степям.

Сколько ночью звезд на небе.
В ярких искорках дома.
Здравствуй, белая как лебедь
Наша русская зима!
Здравствуй русская молодка.
Раскрасавица – душа.
Белоснежная лебедка.
Здравствуй, матушка – зима!

Осенью над лесом и болотом
Туча пролетела мимолетом.
Пролетела туча низко-низко,
Прыгнула с нее парашютистка.
А за ней сейчас же и другая,
И уже летит за стаей стая.
Спрыгивают легкие снежинки
На пустые нивы и тропинки,
На высокий берег у реки
В темные лесные уголки
И тогда в притихшие дома
Через окна глянула зима.

Да, любим мы все это прекрасное время года. По календарю зима длится три месяца. Каждый месяц зимы по-своему хорош. Декабрь нас радует первыми заморозками, первым снегом. Январь новогодними праздниками и подарками, ледяными горками и санками. Февраль мы любим за то, что это последний зимний месяц, и мы хотим вдоволь накататься на коньках и лыжах, поиграть в снежки и слепить снежную бабу.

Песня “Зимние месяцы” (с имитацией снега на сцене).

Первый снег
Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса,
Ночью буря бушевала, а с рассветом на село
На пруды, на сад пустынный первым снегом понесло.
И сегодня над широкой белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой вереницею гусей.

Первый снег
Утром глянул я чуть свет:
Двор по-зимнему одет.
Распахнул я настежь двери,
В сад гляжу, глазам не верю
Эй, смотрите, чудеса!
Было облако над нами,
Оказалось под ногами.

Чтец 3: (подходит и стряхивает искусственный снег с березы).

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине.
И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

Песня “Три белых коня”

Словно верные стражники стоят три месяца, как три братца на охране покоя матушки – зимы. Декабрь свое название получил еще в древнем Риме “денцем”, то есть десятый. Более 2000 лет назад он стал 12 месяцем в году, но название свое не изменил.

В древней Руси декабрь нарекли так: Студень. Он землю студит, ходит и гвоздит, приколачивает.

Все больше хмурится первенец зимы – декабрь: самый короткие деньки выпали на его долю. Не успел день разгуляться, как уже со всех сторон ползут сумерки, переходящие в зимнюю ночь.

Чтец 1: (на фоне записи вьюги, хруста снега)

Не ветер бушует над бором.
Не с гор побежали ручьи,
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли.
Пушисты ли сосен вершины.
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет по деревьям, шагает,
Трещит по замерзлой воде.
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Чтец 2: (на фоне тихого звучания фонограммы “Снег кружится”)

Снег порхает, кружится.
На улице бело
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики.
Сегодня – посмотри, –
Как розовые яблоки
На ветках снегири.
Снежок скрипит под лыжами
Летит как легкий пух
И ловит Жучка рыжая
Веселых белых мух.

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.

Танец: “Вальс снежинок”.

Январь – месяц больших молчаливых снегов. Этот месяц свое наименование получил в честь древнеримского бога – Януса, ведь. Начиная с 45 года до новой эры по указанию Юлия Цезаря, новый год начали отмечать с 1 января, а не с 1 марта, как было принято.

Январь – это месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов. В народе про январь говорят:

Году запевка, зиме середина.
Январю – батюшке – морозы.
Растет день – растет и холод
Зима ночью на двор крадется
Много снега – много хлеба
Много воды – много травы
Снег глубок – год хорош.
Снег – одеяло для пшеницы.

Песня “Зима”

Февраль – двуликий месяц: и лютый и бокогрей. Свое название он получил в честь мифического бога подземного царства Фебрууса.

Вот какие поговорки сложил народ об этом месяце:

Февраль зиме рог сгибает.
Февраль – кривые дороги.
Февраль три часа дня прибавляет.
Ворона сидит утром на верхушке дерева и каркает к вьюге.

В древней Руси называли февраль “снежень” и “лютень” из-за снегов и морозов. Переменчив этот месяц, он дружит с метелями и буранами.

Наши предки были наблюдательными и знали, что будущий урожай во многом зависит от зимних месяцев. Вот народные приметы и пословицы.

Зима – хранилище полей.
Снег глубок – хлеб хорош.

К зиме загодя готовились, ведь надо было и о еде подумать и теплом запастись. Хлопоты всегда веселы, и труд не разлучен с песней и шуткой. В зимнее время года больше всего народных праздников, потому то они и хороши, что проходят в морозную, снежную пору.

Танец: “Вьюга и сугробы”.

(Девочка-вьюга танцует под фонограмму вьюги, наметает сугробы.

Выходят сугробы и танцуют.)

Заметает метель
И березку и ель,
Заметает дома выше крыш.
Город наш замело,
И Москву замело,
И далекий французский Париж!
Мы растем и растем,
Скоро будем, как дом,
Что зовется, кажись, небоскреб.
Есть внучонок у нас,
К вам придет он сейчас –
Новомодный ходячий сугроб.

(Выходит снеговичок и танцует со всеми сугробами танец).

А сколько загадок о зиме. Давайте мы их отгадаем!

Лежало одеяло, мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул, одеяло согнул.
Солнце припекло, одеяло потекло. (Зима)

Кто поляны белым белым белит?
И на стенах пишет мелом?
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Мороз )

Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег )

Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц тот пройдет –
Все встречают новый год! (Декабрь )

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки Моро.
Брызнешь воду – упадет –
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Как зовется месяц этот? (Январь )

Снег мешками валит с неба,
В дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревни налетели.
По ночам мороз силен.
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Как зовется месяц этот? (Февраль )

Невидимкой осторожно
Он является ко мне,
Он рисует, как художник,
Все узоры на окне
Это клен, а это ива.
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной! (Мороз )

Стоит колючая, как еж
Зимою в платье летнем.
А к нам придет
Под новый год –
Ребята будут рады
Хлопот веселых хоровод.
Готовят ей наряды (Елка )

Бегут по дорожке
Доски да ножки (Лыжи )

Кручу, верчу, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель )

В круглом окне
Днем стекло разбито,
К вечеру вставлено (Прорубь )

Кто никуда и никогда не опаздывает? (Новый год )

Я, как песчинка, мал,
А землю покрываю.
Я из воды,а в воздухе летаю.
Как пух, лежу я на полях,
И, как алмаз, блещу
При солнечных лучах. (Снег )

У подъезда плакал мальчик
- Укусил мне кто-то пальчик!
А другой малыш орал:
- Кто-то уши мне подрал!
Третий трогал нос и щеки:
- Кто меня так больно щелкнул?
Стало ясно детворе
Невидимка во дворе. (Мороз )

Вот, ребята, и подошло к концу наше представление о зиме. Мы желаем вам самого доброго: здоровья, счастья, вдоволь накататься на санках, на коньках.

(Выходят все участники представления).

Поет зима, аукает
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но, видно, холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мертвого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясного
Красавица – весна!

(Участники кланяются и уходят).

Музыкально-литературная композиция

«Волшебная книга зимы»

Цель: - Совершенствовать песенно-хоровые навыки при передаче настроения песни.

Развивать артистизм при передаче танцевального образа

Научать видеть и слышать красоту слова, музыки, движения. Находить изобразительные средства для передачи цвета настроения зимнего образа.

Развивать музыкально-образной мышление, чувство гармонии природы в творчестве.

(Звучит «Зимняя сказка» музыка В. Шаинского , в зал входит Зима)

Зима: Здравствуйте, дорогие гости! (слайд 1)

Добро пожаловать в нашу сказочную страну!

Давайте познакомимся,

И чтобы вам меня узнать – загадку нужно отгадать.

Слушайте внимательно:

Дел у меня не мало, я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю.

Белю поля, дома, зовут меня…..

Гости: ……………….Зима!

Зима : Правильно, я – Зимушка – Зима, сколько снега намела.

Белый город, белый лес и полным-полно чудес.
Я рисую белой краской на окошках ночью сказки.
Утром погляди в окно, так красиво и светло.
Все деревья в серебре, так чудесно на дворе.
Да, я - зимушка-зима, волшебство вам принесла.

Всё сбывается на свете, если только пожелать,

Вас на зимнюю прогулку, мы задумали позвать. (входят 3 детей)

Дети – ведущие: Презентация «Зима»

  1. Попадём мы в мир мечтаний, (слайд 2 спят)

В мир волшебных детских грёз,

Где любовь, добро и счастье, (слайд 3 ребенок)

Водят с нами хоровод. (Е. Стрижакова)

  1. Волшебная книга зимы открывается, (слайд 4 книга)

Добрые слова о матушке Зиме – появляются:

Талантлива-хрустальна, чиста и холодна

Узоры кружевные плетёшь нам не спеша, (слайд 5 колыбель)

  1. Ты можешь убаюкать тихим голоском, (слайд 6 снег)

Согреть большую землю пушистеньким снежком,

А можешь раствориться льдинками звеня, (слайд 7 лед)

Колдунья, чаровница, Зимушка – Зима. (Е. Стрижакова) (слайд 8 зима)

(Девочки ст.гр. уходят) (слайд 9 зимушка - зима)

Песня «Зима – красавица» подг.гр.

(Звучит песня «Зимушка – красавица» подг.гр.)

Зима : Кто скажет, что такое снег?

  1. В ладонь возьмёшь, его как нет,

Одна вода из рук бежит,

А на земле лежит, блестит!

Неслышно падает, ложится,

На солнце зимнем весь искрится,

Как будто весь из самоцветов,

Поэтами в веках воспетых. (Е. Стрижакова)

(На музыку «Вьюга» выбегают снежинки)

  1. Летела снежинка, парила, кружилась,

И на руку тихо ко мне приземлилась,

Кристальная грань, белоснежны узоры,

Ты таинство, чудо великой природы. (Е. Стрижакова)

Танец «Вальс Снежинок» на музыку Г. Свиридова «Метель» ст.гр.

  1. То, что стужа – не беда,

В дверь стучится Коляда.

Рождество к нам в дом идет, много радости несёт!

Чтобы полон был ваш дом и добром и благом,

Хорошо чтоб жили в нём без забот и тягот.

Танец «Коляда» гр. «Иван купала»

Зима: Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы,

Приходите поиграть,

Зимний вечер скоротать!

Хохломские ложки мы возьмем,

И на них играть начнем.

Музыкальный оркестр «Субботея»

Зима : Сколько снега вам Зима

Ребятишки намела.

  1. Эх! Зима, зима, зима,
    Белая метелица.
    Снег кружится и метёт,
    Под ногами стелется.
  2. Можно на коньках кататься

И на санках с горки мчаться.

  1. Ну, а можно непростой

Дом построить ледяной:

И с окошком, и с крылечком,

Только без трубы и печки!

Зима: Приглашаю вас сейчас поскорей пуститься в пляс!

Заводите круг смелее и пляшите веселее!

(Танец «Зима» У леса на опушке…муз. Ханка)

  1. Пришла зима веселая
    С коньками и салазками,
    С лыжнею припорошенной,
    С волшебной старой сказкою.
  2. Новогодний праздник скоро,

Смех, веселье, кутерьма.

Всем забавные подарки

Приготовила Зима.

Хоровод «Зимушка хрустальная» муз.Евдотьевой подг.гр)

Зима : Я сегодня нагуляюсь, наиграюсь от души,

Раскраснеюсь на морозе, ваши пляски хороши!

  1. Незаметно пролетел зимний день зимы,

Мы с тобой полюбоваться им сполна смогли.

  1. Книга зимы закрывается,

Но чудеса продолжаются,

В картинах, что рисуем мы,

В стихах и музыке зимы.

Зима : Чтобы зимний праздник в памяти был ярок,

Вы от нас примите снеговичков в подарок.

(Под песню «Потому что зима – это здорово…» дети выходят из зала)