Александр Священник: Схолии. Священник Александр Дьяченко

Александр Священник: Схолии.  Священник Александр Дьяченко
Александр Священник: Схолии. Священник Александр Дьяченко

«Схолии» - таким древним словом протоиерей Александр Дьяченко называл свой первый роман, который был им представлен петербургским читателям 18 февраля в магазине «Буквоед». «Схолия» в переводе с греческого означает «небольшой комментарий на полях или между строк античной или средневековой рукописи».

Литертурное творчество отца Александра Дьяченко знакомо читателям по книгам, выходившим в издательстве «Никея», рассказы священника известны пользователям социальных сетей в интернете, но мало кто знает, что Дьяченко - это литературный псевдоним протоиерея Александра Брагара , настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери в селе Иваново Александровской епархии. На встрече в «Буквоеде» отец Александр рассказал, что на самом деле, Дьяченко - старинная фамилия его рода по мужской линии, а Брагар - своего рода псевдоним. Когда-то его предки, жившие на Западной Украине, бежали от гонений на православных, а приютил их помещик Брагар, наделивший семью своей фамилией. Когда отец Александр стал публиковать свои рассказы, то воспользовался родовым именем, чтобы, по его словам, «замаскироваться» в повседневной приходской среде, разделяя таким образом священническое служение и писательское увлечение.

Ранее «Никея» выпустила в свет три сборника рассказов протоиерея Александра Дьяченко. По словам батюшки, «формат малого рассказа хорош тем, что притягивает тех, кто не любит "много буков". Записывая их, я просто фиксировал реальные события, встречи с людьми - все, что запечатлевало сердце ».

Отец Александр признался, что «Схолии» - это первый, и, возможно, единственный его роман . На вопрос, почему, ответил так: «Потому что я не литератор, я - священник, написание большого и подлинно литературного произведения требует специальных знаний, умений, которыми я не обладаю. Мои рассказы - это зарисовки реальных событий, в них нет ничего выдуманного, а в романе без некоей доли фантазии не обойтись. Схолии - богатое, красивое, старинное слово. Я пишу мои заметки-впечатления на полях жизни людей. Каждый, кто читает со мной, оставляет свои схолии на полях книги ».

Роман написан в содружестве пяти авторов, не все из которых были знакомы друг с другом лично. Начало ему положила рукопись женщины, алтарницы храма, где служит автор книги. «Я и предположить не мог, что так близко от меня живет человек, дед которого - настоящий подвижник XX века! » - отметил священник. Женщина эта - очень мудрая, сильная. Она пережила трагедию, разыгравшуюся в семье, и будучи на грани жизни и смерти, нашла в себе силы написать о своем дедушке, чтобы оставить след в истории рода, в памяти своего внука.

Ее дед, простой крестьянин, наделенный пламенной любовью к Богу, оказал громадное влияние на духовный облик не только семьи, но и всей округи. Когда большевики громили храмы, боголюбцы-простецы шли к нему за утешением и укреплением. «Я все думал, - рассказал отец Александр на встрече в "Буквоеде", - как же мы отличаемся от них - чистых, глубоких, искренних, людей российской глубинки середины прошлого века - наших дедов и отцов. Думаю, их искренности и не хватает нам! »

На воспоминания о подвижнике XX века батюшка наложил историю своих друзей, дочь которых попала в аварию, и через это испытание вся семья пришла к Богу. Как сказал отец Александр, по отзывам читателей видно, что перекличка судеб людей, шедших различными путями, но обретших одно бесценное сокровище - веру, воспринимается органично, как перекличка поколений, напоминая, что у Бога все живы. В этом смысле ему очень нравится традиция православных сербов писать единые поминальные записки «мертвы-живы».

На презентации отцу Александру задавали вопросы о том, как он стал священнослужителем, что любил читать?

«В жизни очень важно не занимать чужого места. Начитавшись книг писателя-мариниста В.В. Конецкого, я с детства хотел быть военным моряком, но не прошел медицинскую комиссию в училище. Решил, чтоб не терять время зря, поучится в каком-нибудь вузе, но таком, где конкурс поменьше - мне ведь только до весны дотянуть, а там снова в военно-морское поступать. Прошел в сельскохозяйственный институт (из-за минимального конкурса), а, начав учиться, всерьез увлекся прикладной биологией. Так интересно было ее изучать, что я забыл про офицерскую мечту. 8 марта защитил диплом, поехал по распределению. В день моего приезда в том городке хоронили молодого солдата-срочника, привезенного с Афганской войны "грузом-200". Он получил ранение в живот как раз 8 марта, а в свое время поступал на тот самый факультет, куда, от нечего делать, поступил я. То есть, должно было быть все наоборот, и я занимал место того солдатика.

Память об этом осталась на всю жизнь. Вот уже 16 лет я - священник, и мне все не по себе, не занимаю ли я чужого места? А имею ли я право на священство? Чем становишься старше, тем больше понимаешь, с какой святыней соприкасаешься, служа Литургию. Это, по-моему, хорошее чувство - испытание своей совести рождает благоговение к святому ».

Одна из читательниц попросила ответить, как относиться к агрессии, злобе, которых все больше становится вокруг?

«Раздражение - фон бытия человеческого. Причем, живем мы нормально, голодающих людей нет, но настолько мы завистливы и ненасытны, да еще подстегивают с экрана: "Живи в кайф! Требуй! Ты этого достоин!" Наша жизнь - бумеранг: что запустил, то и вернется. Пример беззаветной любви к ближним - доктор Федор Петрович Гааз, католик, на похороны которого собралось все петербургское православное духовенство! На его могиле памятник - кандалы, сконструированные им, чтобы максимально уменьшить боль, причиняемую арестантам. Так любить, как он, образ Божий в каждом кандальнике - пример для любого христианина. Ненависть разъедает, вопреки ей надо творить добро ».

« Отец Александр Дьяченко - замечательный священник, потому что настоящий священник всегда проповедует, а он на каждый вопрос из зала ответил полноценной проповедью . Мы сегодня слышали с десяток коротких проповедей - взвешенных, назидающих и очень интересных. Дай Бог, чтобы люди, слышавшие их, почерпнули ту пользу, которая им посильна.

С творчеством отца Александра я познакомился с книги «В круге света», которую прочитал с ходу, восхитился, нашел в интернете все возможные рассказы батюшки, его «Живой журнал», прочел и еще больше восхитился.

Чем же меня так привлекло творчество отца Александра? Многое, о чем он пишет - родное, даже некоторые факты из его жизни мне сродни, потому что и я крестился примерно в 30 лет, как он, и рукоположен к 40 годам. Все то же самое, только с разницей в 15 лет. Даже то, что у него есть друг - священник, бывший спецназовец - совпадает, ведь я - бывший инструктор рукопашного боя. Все родное, да еще написанное хорошим русским языком, с сердечностью - что же можно лучше пожелать?

Произведения, написанные священником, по-разному читаются мирянами и его коллегами по священническому служению. Мирянин смотрит на события, описанные в книге, со стороны. Священник видит в них истории из своей практики, только хорошо написанные. Да, действительно, почему-то одна бабушка успевает дождаться священника, спешащего к ней на последнюю исповедь, а другая - нет. Пришел на исповедь человек впервые, да еще в непонятном состоянии, но принес свою боль, и как с ним быть, как помочь? Очень полезен этот профессиональный обмен опытом приходской практики, которого в семинарии не преподают.

«Поповская проза» - уникальный жанр, интересный не только верующим. В наше время так называемая «большая литература» обычно создает эстетскую бредятину, играя в слова, описывая, как правило, гадкие страсти. Беллетристика, фантастика погружают в слишком выдуманный мир. Священник же почти не выдумывает, у него душа не поворачивается писать откровенную выдумку. Как правило, священник описывает реальность так, чтобы она стала живой, а этого сейчас как раз и нет в массовой культуре » .

Анна Бархатова , корреспондент «Русской народной линии»

(Тут, в рассказах, вся - Вера, биография и личная жизнь Александра Дьяченко,
иерея (священника) Бога Всевышнего
)

Рассказать о Боге, Вере и о спасении так, что может ни разу о Нём и не упомянуть,
а читателям, слушателям и зрителям всё становится понятным, и на душе от этого радость…
Мне когда-то хотелось спасти мир, потом мою епархию, потом мой поселок…
А теперь вспоминаю слова преподобного Серафимушки:
"спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи" !
Так просто, и так недостижимо…

Отец Александр Дьяченко (1960 г.р.) - на фото ниже,
Русский человек, женат, прост, без в/п

И ответил я Господу Богу моему, что пойду к Цели путём страдания…

Священник Александр Дьяченко,
фото со встречи-деанонимизации сетевого блогера

Содержание сборника рассказов «Плачущий ангел» . Читайте онлайн!

  1. Чудеса (Чудеса#1: Исцеления онкобольных ) (с добавлением рассказа «Жертвоприношение» )
  2. Подарок (тренажер для попов )
  3. Новый год (с добавлением рассказов: Поминки , Образ и Вечная музыка )
  4. Мои университеты (10 лет на железке №1 )
  5. (с добавлением рассказа )
  6. Плачущий Ангел (с добавлением рассказа )
  7. Лучшая песня о любви (Немец оказался женат на русской - обрел Любовь и смерть )
  8. Кузьмич (с добавлением рассказа )
  9. Лоскутки (полная версия, с включением истории встречи Тамары с И.В.Сталиным )
  10. Посвящение (Богу, Хиротония-1 )
  11. Пересечения (с добавлением рассказа )
  12. Чудеса (Чудеса#2: Запах бездны и говорящий кот )
  13. Плоть едина (Жена священника - как стать матушкой? С добавлением: )
Вне сборника рассказов «Плачущий ангел»: 50 тысяч долларов
Анекдот
Будьте как дети (с добавлением рассказа )
В круге света (с добавлением рассказа )
Валя, Валентина, что с тобой теперь…
Венец (о.Павел-3 )
Возлюби ближнего своего
Восхождение
Время не ждет (Боголюбовский Крестный Ход + Гродно-4) (с доб.рассказа «Я люблю Гродно» - Гродно-6 )
Время пошло!
Всепобеждающая сила Любви
Встреча (с Сергеем Фуделем) (с добавлением рассказа «Средство Макропулоса» )
Всякое дыхание… (с добавлением рассказа )
Герои и подвиги
Гиезиево проклятие (с добавлением рассказа )
Дед Мороз (с добавлением микро-рассказа )
Дежавю
Детская молитва (Хиротония-3, с добавлением рассказа )
Добрые дела
Душехранитель (о.Виктор, спецназ-батя, история № 1 )
За жизнь
Закон бумеранга (с добавлением рассказа )
Звезда Голливуда
Значок
И вечный бой… (с добавлением рассказа )
(10 лет на железке №2 )
Из опыта железнодорожного богословствования
Каменщик (с добавлением рассказа )
Квазимодо
Князья (с добавлением рассказа )
Колыбельная (Цыгане-3 )
Краеугольный камень (Гродно-1) (с добавлением рассказа - Гродно-2 )
Красные маки Иссык-Куля
Лицом к лицу лица не увидать…
Маленький человек

Метаморфозы
Мир, где оживают мечты
Миражи
Мишка и Маришка
Мой первый учитель (о.Павел-1 )
Мой приятель Витька
Мужики (с добавлением рассказа )
На войне как на войне (о.Виктор, спецназ-батя, история № 6 )
Наши сны (с добавлением рассказа )
Не клонись-ка ты, головушка…
Непутёвые заметки (Болгария )
Новогодняя история
Ностальгия
О двух встречах с батюшкой Александром "в реале"
(о.Павел-2 )
(о.Виктор, спецназ-батя, история № 2 )
Отключайте мобильные телефоны
Отцы и дети (с добавлением рассказа «Дедушка» )
Паутина
Первая любовь
Письмо Зорице
Письмо из детства (с добавлением рассказа «Еврейский вопрос» )
Подарок (о счастье, как подарке )
Поклон (Гродно-3 ) (с добавлением рассказа «Геркулесова болезнь» - Гродно-5 )
Положение обязывает (с добавлением рассказа - о.Виктор, № 4 и 8 )
Послание к Филимону
(Вольф Мессинг )
Предложение
Преодоление (с добавлением рассказа - о.Виктор, спецназ-батя, № 3 и 7 )
Про Адама
Проверки на дорогах (с добавлением рассказа )
Просвет (Чюрленис )
Радоница
Cамый счастливый день
Сказка
(10 лет на железке №3 )
Соседи (Цыгане-1 )
Старые вещи (с добавлением рассказа )
Старые клячи (с добавлением рассказов и )
Страсти-мордасти (Цыгане-2 )
Три встречи
Трудный вопрос
Убогие
Урок (Хиротония-2 )
Фен-шуй, или сердечнокаменная болезнь
Чеченский синдром (о.Виктор, спецназ-батя, история № 5 )
Что делать? (Старобрядцы )
Эти глаза напротив (с добавлением рассказов и )
Я не участвовал в войне…
Язык мой… друг мой?…

Даже если Вы читаете рассказы и очерки отца Александра Дьяченко в интернете (онлайн), хорошее будет дело, если Вы купите и соответствующие оффлайн-издания (бумажные книги) батюшки Александра и дадите почитать всем своим знакомым, кто ничего не читает в сети (последовательно, сначала одним, потом другим). Благое это дело!

Немного о простых рассказах русского батюшки Александра Дьяченко

Отец Александр – это простой русский батюшка с обычной биографией простого русского человека:
– родился, учился, служил, женился, трудился (рабочим на "железке" 10 лет),.. остался человеком.

К христианской вере о.Александр пришел уже взрослым человеком. Очень уж "зацепил его" Христос. И как-то мало-по-малу (сига-сига – как греки говорят, ибо любят такой основательный подход ), незаметно для себя, неожиданно – оказался Священником, Служителем Господа у Его Престола.

Так-же неожиданно сделался вдруг "стихийным" писателем. Просто столько всего видел вокруг значительного, промыслительного и чудесного, что стал записывать жизненные наблюдения простого русского человека в стиле "акын". А будучи замечательным рассказчиком и настоящим русским человеком с таинственно-глубокой-широкой русской душой, познавшей к тому-же и Свет Христов в Его Церкви, – стал раскрывать в своих рассказах русский и христианский взгляд на прекрасную нашу жизнь в сем мире, как место Любви, труда, скорбей и побед, дабы принести пользу всем людям от своего смиренного недостоинства.

Вот и аннотация из книги «Плачущий ангел» отца Александра Дьяченко о том же:

Яркие, современные и необычайно глубокие рассказы отца Александра завораживают читателей с первых строк. В чем секрет автора? В правде. В правде жизни. Он ясно видит то, что мы научились не замечать – то, что доставляет нам неудобство и безпокоит совесть. Но здесь, в тени нашего внимания, не только боль и страдания. Именно здесь – и несказанная радость, ведущая нас к Свету.

Немного биографии Священника Александра Дьяченко

"Преимущество простого рабочего - свободная голова!"

На встрече с читателями батюшка Александр Дьяченко рассказал немного и о себе , о своем пути к вере.
- Мечта стать военным моряком не осуществилась - отец Александр закончил сельскохозяйственный институт в Беларусии. Почти 10 лет на железной дороге отходил в составителях поездов, имеет высший квалификационный разряд. "Главное преимущество простого рабочего - свободная голова" , - делился своим опытом отец Александр Дьяченко. На тот момент он уж был верующим человеком, и после "железнодорожного этапа" своей жизни поступил в Свято-Тихоновский богословский институт в Москве, по окончанию которого и был рукоположен во священники. Сегодня за плечами отца Александра Дьяченко уже 11 лет священства, большой опыт общения с людьми, множество историй.

«Правда жизни как она есть»

Беседа со священником Александром Дьяченко, блоггером и писателем

«Живой Журнал», жж alex_the_priest , отца Александра Дьяченко, который служит в одном из храмов «дальнего» Подмосковья, не похож на обычные сетевые блоги. Читателей в заметках батюшки привлекает и покоряет то, чего уж точно не следовало бы искать в интернете - правда жизни как она есть, а не как представляется в виртуальном пространстве или политических дебатах.

Отец Александр стал священником только в 40 лет, в детстве мечтал быть военным моряком, окончил сельскохозяйственный институт в Белоруссии. Более десяти лет он работал на железной дороге простым рабочим. Затем пошел учиться в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 11 лет назад был рукоположен.

Творчество отца Александра - меткие жизненные зарисовки - популярны в интернете и также издаются в еженедельнике «Моя семья». В 2010 году издатели "Никеи" выбрали 24 очерка из жж батюшки и выпустили сборник «Плачущий ангел». Готовится и вторая книга - на этот раз писатель сам выберет рассказы, которые войдут в нее. О своем творчестве и планах на будущее отец Александр рассказал порталу «Православие.ру»

- Судя по вашим рассказам в «Живом Журнале», ваш путь к священству был долгим и сложным. А каким был путь к писательству? Почему вы решили сразу публиковать все в интернете?

Совершенно случайно. Я, признаться, человек совсем не «технический». Но мои дети как-то решили, что я слишком отстал от жизни, и показали мне, что в интернете есть «Живой Журнал», где можно записывать какие-то заметки.

Но все-таки ничего случайного в жизни не бывает. Вот мне недавно исполнилось 50 лет и уже 10 лет, как я стал священником. И у меня возникла потребность подвести какой-то итог, осмыслить как-то свою жизнь. У каждого наступает такой переломный момент в жизни, у кого-то - в 40 лет, у меня вот - в 50, когда пора определяться, что ты из себя представляешь. И вот все это вылилось постепенно в писательство: пришли какие-то воспоминания, сперва я писал маленькие заметки, а потом у меня начали выходить целые рассказы. А когда та же молодежь научила меня брать текст в жж «под кат», тут уж я мог свою мысль не ограничивать...

Недавно я подсчитал, что за последние два года я написал около 130 рассказов, то есть получается, что все это время я писал даже чаще, чем раз в неделю. Вот это меня удивило - я и сам не ожидал от себя такого; что-то, видимо, двигало мной, и если я, несмотря на обычный для священника недостаток времени, все-таки успевал что-то написать, - значит это нужно было... Теперь я планирую сделать перерыв до Пасхи - а там посмотрим. Я, честно говоря, никогда не знаю, напишу ли я следующий рассказ или нет. Если у меня не будет потребности, необходимости рассказать какую-то историю - я все это заброшу сразу.

- Все ваши рассказы написаны от первого лица. Они автобиографичны?

Священник Александр Дьяченко: События, которые описаны, все реальны. А вот что касается формы изложения, мне писать от первого лица как-то ближе было, я по-другому и не могу, наверное. Ведь я не писатель, а сельский священник.

Какие-то сюжеты действительно биографичны, но, поскольку это не все происходило конкретно со мной, я пишу под псевдонимом, но от имени священника. Для меня каждый сюжет очень важен, даже если не со мной лично произошел - мы ведь тоже учимся у своих прихожан, причем всю жизнь...

И в конце рассказов всегда конкретно пишу вывод (мораль сочинения), такой, чтобы все на свои места поставить. Важно все же показывать: вот посмотри, на красный свет нельзя идти, а вот на зеленый - можно. Мои рассказы - это ведь проповедь прежде всего...

- Почему избрали для проповеди столь непосредственную форму занимательных житейских историй?

Священник Александр Дьяченко: Чтобы тот, кто интернет читает или книгу открыл, все-таки дочитал ее до конца. Чтобы какая-то простая ситуация, какую он привык не замечать в обычной жизни, его бы взволновала, пробудила немного. И, может быть, в следующий раз, столкнувшись уже сам с подобными событиями, он посмотрит в сторону храма...

Многие читатели потом мне признавались, что стали по-другому воспринимать священников и Церковь. Ведь часто священник для людей - как памятник. К нему невозможно обратиться, к нему страшно подойти. А если увидят в моем рассказе живого проповедника, который тоже чувствует, переживает, который рассказывает им о сокровенном, то может и легче потом придут к осознанию необходимости духовника в своей жизни...

Я не вижу перед собой какой-то определенной группы людей из паствы… Но у меня много надежды на молодых, чтобы им было тоже понятно.

Молодые воспринимают мир уже иначе, чем люди моего поколения. У них другие привычки, другой язык. Конечно, мы не будем копировать их поведение или выражения на проповеди в храме. А вот на проповеди в мире, я считаю, можно немного и на их языке поговорить!

- Довелось ли вам увидеть плоды вашего миссионерского послания?

Священник Александр Дьяченко: Я не подозревал, честно говоря, что будет столько читателей. Но сейчас есть современные средства связи, мне пишут комментарии в блог, чаще безтолковые, а еще приходят и письма в газету «Моя семья», где печатаются мои рассказы. Казалось бы, газета, как говорят, «для домохозяек», ее читают простые люди, занятые бытом, детьми, домашними проблемами, - и вот от них мне особенно было радостно получить отзывы, что рассказы заставили задуматься о том, что такое Церковь и какая она.

- Однако в интернете, о чем бы ты ни писал, можно получить комментарии не слишком благостные…
о.Александр: Все же мне важен отклик. Иначе мне было бы неинтересно писать...
- А от ваших постоянных прихожан в храме приходилось ли слышать благодарность за писательский труд?
о.Александр: Они, я надеюсь, не знают, что я еще и рассказы пишу - ведь во многом услышанные от них житейские истории и заставляют меня снова что-то записывать!

- А если кончатся занимательные истории из жизненного опыта, исчерпаются?

Священник Александр Дьяченко: Некоторые вполне заурядные ситуации бывают очень проникновенные - и тогда я их записываю. Я не писательствую, моя основная задача - священническая. Пока это в русле моей деятельности как священника - я пишу. Буду ли завтра писать очередной рассказ - не знаю.

Это как честный разговор с собеседником. Вот часто на приходе после Литургии община собирается, и за трапезой рассказывает что-то каждый по очереди, делится проблемами, или впечатлениями, или радостью - такая проповедь после проповеди получается.

- А вы сами перед читателем исповедуетесь? Укрепляет ли вас духовно писательский труд?

Священник Александр Дьяченко: Да, получается, что ты открываешь себя. Если будешь писать, закрываясь, никто тебе не поверит. Каждый рассказ несет в себе присутствие личности, от лица которой ведется повествование. Если смешно, то и сам автор смеется, если грустно - то плачет.

Для меня мои записи - это анализ самого себя, возможность подвести какой-то итог и сказать самому себе: вот здесь ты прав, а здесь - был не прав. Где-то это возможность попросить прощения у тех, кого обидел, а в реальности попросить прощения уже нельзя. Может быть, читатель увидит, как горько бывает потом, и не повторит какие-то оплошности, какие мы каждый день совершаем, или хотя бы задумается. Пусть не сразу, пусть через годы вспомнит - и в церковь зайдет. Хотя в жизни по-разному бывает, ведь сколько людей всё собираются, да так и не приходят в храм никогда. И им тоже адресованы мои рассказы.

Священник Александр Дьяченко: Священное Писание . Если мы не будем читать его ежедневно - мы закончимся как христиане сразу же. Если мы будем жить своим собственным умом и не будем питаться, как хлебом, Священным Писанием, то все наши книги остальные теряют смысл!

Если сложно читать - пусть не поленится в храм приходить на занятия-беседы о Священном Писании, которые каждый приход, надеюсь, проводит… Если уж преподобный Серафим Саровский каждый день читал Евангелие , хоть и наизусть знал, то что же нам говорить?

Вот все то, что мы, священники, пишем, - все это должно такого человека подтолкнуть к тому, чтобы он начал читать Священное Писание. В этом главная задача всей околоцерковной художественной литературы и публицистики.

Священник Александр Дьяченко: Ну, во-первых, мы при храме собираем нашу приходскую библиотеку, в которой каждый, кто обратится, может получить и что-то нужное, и что-то современное, что не только полезно, но интересно почитать. Так что за советом, и о литературе в том числе, не надо стесняться обратиться к священнику.

Вообще не нужно бояться иметь духовника: обязательно надо выбрать какого-то конкретного человека, пускай он часто бывает занят и иногда будет «отмахиваться» от вас, но лучше, если вы будете ходить все же к одному и тому же священнику - и постепенно установится личный контакт с ним.

  • отца Константина Пархоменко,
  • отца Александра Авдюгина,
  • Священник Александр Дьяченко: Трудно что-то одно выбрать. Вообще с возрастом я меньше стал читать художественной литературы, начинаешь ценить чтение духовных книг. Но вот недавно, например, опять открыл Ремарка «Возлюби ближнего своего» - и увидел, что это то же Евангелие, только житейски изложенное…

    Со священником Александром Дьяченко
    беседовала Антонина Мага - 23 февраля 2011 года - pravoslavie.ru/guest/44912.htm

    Первая книга, сборник рассказов, священника Александра Дьяченко «Плачущий ангел» вышла в издательстве «Никея», Москва, 2011, 256с., м/о, карманный формат.
    Батюшка Александра Дьяченко имеет и гостеприимный ЖЖ-блог - alex-the-priest.livejournal.com в сети интернет.

    О чем эта книга?

    А в 90-е вместе с любимым и любящим мужем - помогать батюшке восстанавливать из руин храм. Все воспоминания Надежды Ивановны записаны в тетрадях и в нетронутом практически виде помещены в книгу. А дальше на эти записи словно "нанизаны" другие истории - прихожан и самого отца Александра. Радостные и ужасно печальные,...

    Читать полностью

    О чем эта книга?
    В центре повествования - судьба одной из прихожанок храма во Владимирской области, где служит отец Александр. Многое выпало на ее долю нелегкого, трагического: голодное детство в далекой послереволюционной деревне, войны, разруха, гонения на Церковь, потеря единственной дочери, потом внука...

    Но несмотря на все тяжкие испытания, про героиню повести Надежду Ивановну никак не скажешь, что жизнь ее сложилась трагически и что она несчастливый человек. Воспитанная в бедной, но очень дружной верующей семье, с детства она носила в сердце ту радость бытия и благодарность Господу за каждый прожитый день, которые и дали ей силы вынести все.

    А в 90-е вместе с любимым и любящим мужем - помогать батюшке восстанавливать из руин храм. Все воспоминания Надежды Ивановны записаны в тетрадях и в нетронутом практически виде помещены в книгу. А дальше на эти записи словно "нанизаны" другие истории - прихожан и самого отца Александра. Радостные и ужасно печальные, смешные и жуткие, они образуют вторую линию книги - схолии - т.е. заметки на полях.

    Для кого эта книга?
    Для тех, кто ценит искреннюю авторскую интонацию, кто ждет от прозы подлинных человеческих историй, тепла, утешения и главное, любви к людям.

    Почему мы решили издать эту книгу?
    Во-первых, потому что ее написал отец Александр Дьяченко. А это всегда радость для читателей, ведь встреча, даже просто на страницах книги, с настоящим батюшкой, глубоко и сострадательно любящим своих прихожан - это для многих укрепление в вере и утешение. Во-вторых, потому что, несмотря на обилие литературы на книжных полках, по-настоящему живое, теплое, близкое каждому слово - по-прежнему большая редкость. Отец Александр умеет нести такое слово.

    "Изюминка" книги
    "Схолии" - необычная повесть: в ней самостоятельные и цельные, по сути, истории, рассказы батюшки о своих прихожанах, друзьях, себе и своих близких являются своего рода осмыслением, развернутым комментарием к другой линии повествования - дневнику Надежды Ивановны, верующей женщины с очень непростой судьбой. Линии сплетаются, подобно нитям, в единое целое, обнаруживая удивительные связи, существующие между людьми, казалось бы, абсолютно чужими - не связанными родственными узами, даже жившими в разное время, - но "в память вечную будет праведник".

    Об авторе
    Протоиерей Александр Дьяченко - священник Русской Православной Церкви, настоятель храма в честь иконы Тихвинской Божией Матери в с.Иваново Владимирской области. Окончил Православный Свято-Тихоновский институт. Бакалавр теологии. Активно занимается миссионерской и просветительской работой. Публикуется во всеросийском еженедельнике "Моя семья". Автор нескольких книг, в их числе "Плачущий ангел" и "В круге света", опубликованные Никеей ранее.
    Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р15-507-0385.

    Скрыть

    Эту книгу я посвящаю моей дорогой внучке Елизавете и всем, кто родился в первые годы двадцать первого века, – с надеждой и любовью.

    © Дьяченко Александр, священник, 2011

    © Издательство «Никея», 2011

    Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

    ©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

    Дорогой читатель!

    Выражаем Вам глубокую благодарность за то, что Вы приобрели легальную копию электронной книги издательства «Никея».

    Если же по каким-либо причинам у Вас оказалась пиратская копия книги, то убедительно просим Вас приобрести легальную. Как это сделать – узнайте на нашем сайте www.nikeabooks.ru

    Если в электронной книге Вы заметили какие-либо неточности, нечитаемые шрифты и иные серьезные ошибки – пожалуйста, напишите нам на

    Проверки на дорогах

    Незадолго до Нового года моему хорошему товарищу пришла печальная весть. В одном из маленьких городков соседней области был убит его друг. Как узнал, так сразу же и помчался туда. Оказалось, ничего личного. Большой, сильный человек лет пятидесяти, возвращаясь поздно вечером домой, увидел, как четверо молодых парней пытались насиловать девчонку. Он был воин, настоящий воин, прошедший многие горячие точки.

    Заступился не задумываясь, с ходу бросился в бой. Отбил девушку, но кто-то изловчился и ударил его ножом в спину. Удар оказался смертельным. Девушка решила, что теперь убьют и ее, но не стали. Сказали:

    – Живи пока. Хватит и одного за ночь, – и ушли.

    Когда мой товарищ вернулся, я, как мог, попытался выразить ему свое соболезнование, но он ответил:

    – Ты меня не утешай. Такая смерть для моего друга – это награда. О лучшей кончине для него трудно было бы и мечтать. Я его хорошо знал, мы вместе воевали. На его руках много крови, может, и не всегда оправданной. После войны он жил не очень хорошо. Сам понимаешь, какое было время. Долго мне пришлось убеждать его креститься, и он, слава Богу, не так давно принял крещение. Господь забрал его самой славной для воина смертью: на поле боя, защищая слабого. Прекрасная христианская кончина.

    Слушал я моего товарища и вспоминал случай, который произошел со мной.

    Тогда шла война в Афгане. В действующей армии, в связи с потерями, потребовалось произвести срочные замены. Кадровых офицеров из частей перебросили туда, а на их места призвали сроком на два года запасников. Незадолго до того я вернулся из армии и оказался среди этих «счастливчиков». Таким образом, мне пришлось отдать свой долг Родине дважды.

    Но поскольку воинская часть, в которой я служил, находилась не очень далеко от моего дома, то все для нас сложилось благополучно. На выходные дни я часто приезжал домой. Моей дочурке было немногим больше года, жена не работала, а денежное содержание офицеров было тогда хорошее.

    Домой мне приходилось ездить электричками. Иногда в военной форме, иногда в гражданке. Однажды, это было осенью, я возвращался в часть. Приехал на станцию минут за тридцать до прихода электропоезда. Смеркалось, было прохладно. Большинство пассажиров сидело в помещении вокзала. Кто-то дремал, кто тихо разговаривал. Было много мужчин и молодых людей.

    Вдруг, совершенно внезапно, дверь вокзала резко распахнулась и к нам забежала молоденькая девушка. Она прижалась спиной к стене возле кассы и, протянув к нам руки, закричала:

    – Помогите, они хотят нас убить!

    Тут же за ней вбегают как минимум четверо молодых людей и с криками: «Не уйдешь! Конец тебе!» – зажимают эту девчушку в угол и начинают душить. Потом еще один парень буквально за шиворот заволакивает в зал ожидания еще одну такую же, и та орет душераздирающим голосом: «Помогите!» Представьте себе эту картину.

    Тогда еще обычно на вокзале дежурил милиционер, но в тот день его, как нарочно, не оказалось. Народ сидел и застыв смотрел на весь этот ужас.

    Среди всех, кто был в зале ожидания, только я единственный был в военной форме старшего лейтенанта авиации. Если бы я был тогда в гражданке, то вряд ли встал, но я был в форме.

    Встаю и слышу, как рядом сидящая бабушка выдохнула:

    – Сынок! Не ходи, убьют!

    Но я уже встал и сесть назад не мог. До сих пор задаю себе вопрос: как это я решился? Почему? Случись бы это сегодня, то, наверное, не встал бы. Но это я сегодня такой премудрый пескарь, а тогда? Ведь у самого был маленький ребенок. Кто бы его потом кормил? Да и что я мог сделать? Еще с одним хулиганом можно было бы подраться, но против пяти мне и минуты не простоять, они просто размазали бы меня.

    Подошел к ним и встал между ребятами и девушками. Помню, встал и стою, а что еще я мог? И еще помню, что больше никто из мужчин меня не поддержал.

    К моему счастью, ребятки остановились и замолчали. Они ничего мне не сказали, и ни разу никто меня не ударил, только смотрели с каким-то то ли уважением, то ли удивлением.

    Потом они, как по команде, повернулись ко мне спиной и вышли из здания вокзала. Народ безмолвствовал. Незаметно испарились девчушки. Наступила тишина, и я оказался в центре всеобщего внимания. Познав минуту славы, смутился и тоже постарался быстренько уйти.

    Хожу по перрону и – представьте мое удивление – вижу всю эту компанию молодых людей, но уже не дерущихся, а идущих в обнимку!

    До меня дошло – они нас разыграли! Может, им делать было нечего, и, ожидая электричку, они так развлекались или, может, поспорили, что никто не заступится. Не знаю.

    Потом ехал в часть и думал: «Но я ведь не знал, что ребята над нами пошутили, я же по-настоящему встал». Тогда я еще далек был от веры, от Церкви. Даже еще крещен не был. Но понял, что меня испытали. Кто-то в меня тогда всматривался. Словно спрашивал: а как ты поведешь себя в таких обстоятельствах? Смоделировали ситуацию, при этом совершенно оградив меня от всякого риска, и смотрели.

    В нас постоянно всматриваются. Когда я задаюсь вопросом, а почему я стал священником, то не могу найти ответа. Мое мнение, кандидат в священство все-таки должен быть человеком очень высокого нравственного состояния. Он должен соответствовать всем условиям и канонам, исторически предъявляемым Церковью к будущему священнику. Но если учесть, что я только в тридцать крестился, а до этого времени жил как все, то хочешь не хочешь пришел к выводу, что Ему просто не из кого выбирать.

    Он смотрит на нас, как хозяйка, перебирающая сильно пораженную крупу, в надежде что-нибудь все-таки сварить, или как плотник, которому нужно прибить еще несколько дощечек, а гвозди закончились. Тогда он берет погнутые, ржавые, правит их и пробует: пойдут они в дело? Вот и я, наверное, такой ржавый гвоздик, да и многие мои собратья, кто пришел в Церковь на волне начала девяностых. Мы – поколение церковных строителей. Наша задача – восстановить храмы, открыть семинарии, научить то новое поколение верующих мальчиков и девочек, которые придут нам на смену. Мы не можем быть святыми, наш потолок – искренность в отношениях с Богом, наш прихожанин – чаще всего человек страдающий. И чаще всего мы не можем помочь ему своими молитвами, силенок маловато, самое большое, что мы можем, – это только разделить с ним его боль.

    Мы полагаем начало нового состояния Церкви, вышедшей из гонений и привыкающей жить в период творческого созидания. Те, для кого мы работаем, должны прийти на подготавливаемую нами почву и прорасти на ней святостью. Поэтому, причащая младенцев, я с таким интересом всматриваюсь в их лица. Что ты выберешь, малыш, крест или хлеб?

    В серии «Священническая проза», которая с недавних пор выходит в свет в Издательстве Никея, печатаются лучшие художественные произведения авторов, чье творчество неразрывно связано с православным мироощущением. Это романы, повести и рассказы о судьбах верующих людей, об испытаниях веры, надежды и любви. Истории ― смешные и грустные, трогательные и пронзительные ― основаны на реальных событиях или навеяны встречами с удивительными людьми. Они раскрывают перед читателем мир, увиденный глазами священника, без назидательных поучений и прописных истин. «Дорогой мой читатель! В твоих руках книга, жанр которой мне трудно определить. Повесть это, роман или рассказ — не знаю. Скорее, это наш с тобой разговор. Я пока ещё не знаю тебя, а ты не знаешь меня, но это поправимо. Когда ты прочитаешь эту книгу и перевернёшь последнюю страницу, мы уже будем друзьями. А иначе зачем так много писать и занимать твое время?» С такими словами обращается к читателям священник Александр Дьяченко ― автор книги с необычным названием «Схолии». Автор книги «Схолии» священник Александр Дьяченко — настоятель храма в честь Тихвинской иконы Божией Мате-ри в с. Иваново Владимирской области. Родился в 1960 году в Москве, в семье военного, но родиной своей считает Белоруссию, город Гродно, в котором прошли детство и юность. Окончил Православный Свято-Тихоновский институт. Бакалавр теологии. Активно занимается миссионерской и просветительской работой. Публикуется во всероссий-ском еженедельнике «Моя семья». Автор нескольких книг, в их числе «Плачущий ангел» и «В круге света», опублико-ванных ранее издательством «Никея». Все книги этого батюшки, по словам ведущего редактора издательства «Никея» Наталии Виноградовой, полны «любви к своим прихожанам. О своих прихожанах, о своих друзьях, о своих односельчанах он, в основном, и пишет». Вот и книга «Схолии» — это необычная повесть: в ней самостоя-тельные и цельные, по сути, истории, рассказы батюш-ки о своих прихожанах, друзьях, о себе и своих близ-ких являются своего рода осмыслением, развернутым комментарием к другой линии повествования — дневнику Надежды Ивановны, простой верующей женщины с очень непростой судьбой. Линии сплетаются, подобно нитям, в единое целое, обнаруживая удивительные связи, существующие между людьми, казалось бы, абсо-лютно чужими ― не связанными родственными узами, даже жившими в разное время, но «в память вечную будет праведник». «Затрудняюсь, ― пишет отец Александр, ― точно определить жанр этой книги, пусть будет повесть, написанная по следам реальных событий. Одна из центральных в повести ― личность Логинова Андрея Кузьмича, жителя села Старая Рачейка Сызранского района Самарской области». Простой малограмотный крестьянин, он стал одним из тех, кого сегодня мы называем подвижника-ми веры и благочестия XX века. Если задаться целью и покопаться в интернете, можно найти некоторые сведения об Андрее Кузьмиче, правда, их совсем не-много, и по ним нельзя судить о том, как он подвизал-ся, как молился, почему взял на себя подвиг отшель-нической жизни. Совсем непонятно, как обошли его стороной страшные гонения в нашей стране на хри-стианскую веру. На эти вопросы и отвечают дневники Веры Иванов-ны Шалугиной (в тексте повести Надежды Иванов-ны), внучки старца Андрея Кузьмича. Веру Ивановну, ― рассказывает батюшка, ― я знаю много лет, последние десять из них она помо-гает мне в алтаре. Однажды я услышал о ее дедушке и под впечатлением от услышанного написал неболь-шой рассказ, который назвал «Что скажет солнце?» Как отмечает священник, «Читая историю этой семьи, растворяешься в собы-тиях того времени. Написаны они в конце 1990-х годов с единственной целью — сохранить память. Передать внукам то, о чем они никогда из других источников не узнают. Пережив потерю самых близких и дорогих ей людей, Вера Ивановна сама оказалась на грани жизни и смерти. Ее состояние было таково, что никто не на-деялся на благополучный исход. В те дни она и начала писать свои воспоминания о том, чего нельзя забывать. Может, благодаря днев-нику она и выжила. Во многом это очень личные записки, потому в книгу я позволил себе включить только ту их часть, которую можно читать любому стороннему человеку. В первую очередь, это воспоминания о детстве, проведенном в деревне, рассказы о дедушке и бабушке, о маме и об отце, а также о многочисленных боголюбцах, которые стекались к почитаемому старцу. Вошли с книгу и наставления дедушки Андрея Кузьмича, адресованные, в первую очередь, его детям и внукам. В них раскрывается личность подвижника, укорененность его духовного мировоззрения в Свя-щенном Писании и наследии святых отцов. Читая их, говорит автор, я невольно представлял себе то время. Хра-мы в округе разрушены или приспособлены под клу-бы, бани, школы. Подавляющее число священников репрессировано, даже говорить о вере небезопасно. За найденное при обыске Евангелие можно было уго-дить в концлагерь. Но боголюбцы остались и нуждались в духовном окормлении. Многие из узнавших о старце Андрее Кузьмиче шли к нему за советом и мо-литвенной поддержкой. Сохранились тетради, исписанные Андреем Кузьмичом во время его затворничества в лесной пустыньке. В них множество цитат из Священного Писания и святых отцов. Всю жизнь этот человек продолжал учиться православной вере. Библия ― его самая главная книга. Еще одна характерная сторона дневников Веры Ивановны, по словам автора, это то, что старец Андрей, его семья и люди, у него окормлявшиеся, никогда не считали себя врагами су-ществующей власти. Все происходящее с ними они принимали как данность, как Божие попущение, сми-рялись и продолжали спасаться. Нам известно о подвигах мучеников и исповедни-ков нового времени. Но почти не знаем мы о жизни простых верующих людей, тех, кто жил в годы гоне-ний. Просто жил, работал, учился, создавал семьи. И в то же время сохранял свою веру — молился, уча-ствовал в Таинствах, растил в вере детей. Они не совершали, подобно мученикам и исповед-никам, открытых, явных подвигов веры, но когда на-ступило их время, пришли на руины и стали первыми строителями восстанавливаемых храмов. Стали теми, кто объяснил нам, людям от веры далеким, что эти стены с выбитыми окнами и остатками фресок на осы-пающейся штукатурке станут местом, где мы начнем обретать самих себя. Как отмечает автор, «почти все события, описанные в книге, реальны. Даже удивительная свадьба, описанная в самом начале повести, была на самом деле. История героев книги ― Глеба, его жены Елены и их дочери Кати — тоже подлинная история. Эти люди, говорит отец Александр, сегодня молятся в храме вместе с нами. Автор постарался сохранить тот стиль изложе-ния, который присущ каждому члену этой семьи. Их жизнь — настоящий подвиг. Подвиг любви, самоотвер-жения — называйте это, как хотите. Просто эти трое взяли и победили смерть. Но поскольку книга эта все-таки художественная, то автор позволил себе некоторые отступления от хроноло-гии событий, сближение или, напротив, отдаление друг от друга некоторых сюжетных линий, некоторую избирательность повествования и даже эксперимент. «Таково мое видение, ― говорит отец Александр. ― Я имею на это право, как автор и участник описываемых событий». В предисловии книги автор пишет: «В юности мне казалось, что жизнь, которую я про-живу, еще не началась, что она наступит когда-то зав-тра, где-то там, в неведомых мне замечательных да-леких мирах. Я не понимал, что уже живу и что моя жизнь творится здесь, в окружении людей, хорошо мне знакомых. Со временем я научился смотреть во-круг себя и замечать тех, кто живет рядом. Эта книга о тех, кого я полюбил и продолжаю лю-бить, даже если их уже и нет с нами. В ней нет ни одного проигравшего, несмотря на кажущийся понача-лу трагизм ситуации, здесь все ― только победители. В первую очередь, преодолевшие самих себя. Дорогой читатель, я не обещаю тебе, что, открыв эту книгу, ты получишь легкое развлекательное чте-ние. Нет. Потому что я хочу с тобою говорить. Вме-сте мы будем смеяться и вместе плакать. Потому что по-другому нельзя, если люди хотят стать друзьями, они должны быть друг с другом честными. А иначе зачем...» Еще один сборник рассказов иерея Александра Дьяченко называется «Время не ждет» . Это новый сборник рассказов священника. Со страниц этой книги отец Александр как всегда делится с читателем пронзительными историями из жизни одного из приходов российской глубинки. Перед нами встает череда образов, трагических и забавных, целая вереница человеческих судеб с их радостями, бедами, невзгодами, тяжелейшими падениями и всепобеждающими просветлениями. С другой стороны, каждый рассказ отца Александра ― это разговор по душам. Так бывает, когда случайный по-путчик через несколько минут беседы становится вдруг родным человеком и герои его историй оживают перед тобой, будто ты их тоже давно знал, а теперь внимательно и жадно слушаешь о них новости. Это безусловный дар рассказчика и собеседника — оживлять своих героев, делать их нечужими. По словам автора предисловия, Александра Логунова, батюшка, как собеседник опытный и тактичный, предлагает читателю поразмышлять над его повествованием и самому сделать выводы, приберегая свои главные слова напоследок, чтобы они прозву-чали в тот момент, когда мы готовы их услышать. Открывают сборник рассказы, которые поднимают тему свободы человека, вновь ставшую акту-альной. Советское прошлое нашей страны — вопрос полемический. Сейчас модно идеализировать его. Однако через расстояние в четверть века легко не за-метить, забыть, чего стоила та самая стабильность, вызывающая у многих ностальгию. Она стоила свободы. Конечно, не в смысле вседозволенности и беспре-дела, темных ее сторон, с которыми привычно ассо-циируется у нас эпоха 90-х. Нет, речь о свободе быть собой. Мы живем в непростое для нашей страны время, тревожное. Негромко, тактично напоминает нам ав-тор о необходимости трезвиться, бдить, ибо от каж-дого из нас зависит, каким будет завтрашний день Рос-сии, ― историю делаем мы. Да и время не ждет. Оно скоротечно. Осознание этого факта заставляет обращаться к воспоминаниям. Поводом здесь может послужить путешествие в родной город, встреча со старшеклассниками или воскресное Евангельское чтение. «Память» вообще одно из ключевых слов сборника. В память о людях совершает поступки и жертвуют на храмы. В память о родине хранят листок со стихами, в память о детской дружбе — открытку. Важными словами о памяти завершается сборник. «Там начинаешь многое забывать, ― говорит героиня рассказа “На берегу реки", пережившая клиническую смерть, — и вдруг неожиданно просыпается память. Память ― большое дело, она обязы-вает спешить к тем, кого любишь». К другой теме ― теме смерти ― автор возвращается многократно. Как он сам признается в одном из интервью, «смерть — это некий рубикон, некий момент истины, поэтому на эту тему я пишу часто». Смерть — это экзамен. «Неправильно тебе сказал, что время неумолимо приближает нас к смерти, — размышляет ли-рический герой рассказа “Время не ждет". — Нет, не к смерти оно приближает нас, а к Небу. Там исчезает власть астрономического времени, минут и секунд, и там никто не умирает». Эти рассказы не о смерти, а о жизни, вернее, о Жизни Вечной и о подготовке к ней. У кого-то это получается хорошо, у кого-то не очень, а кто-то и во-все не успевает, бесконечно откладывая подготовку... Все это становится пищей для размышлений, сначала авторских, а затем и читательских. И вот уже вместе с батюшкой мы идем на Радоницу по кладбищу, вспо-миная усопших и продолжая о них молиться, а они молятся о нас, ведь «любовь, если она, конечно, есть, и после смерти никуда не исчезает». Часто читатели становятся свидетелями чуда, произо-шедшего с тем или иным героем книги перед лицом смерти. Исцеления, обращения к вере, переоценка жизни становятся возможными благодаря любви героев, способных на жертву. «Жизнь за жизнь», высота Христова подвига — вот условие совершения чу-да. Так происходит со многими героями книги отца Александра, и каждая такая история ― доказательство бытия Бога, Который действует здесь и сейчас. Об этом повествует автор, и его истории переливаются одна в другую, и читатель вдруг перестает замечать время. Время же, как говорит Логунов, ― это один из главных героев книги. Может быть, отчасти потому, что рассказы отца Александра ― это, по сути, дневниковые записи, сотканные из житейских наблюдений, услышанных историй и приходской хроники. Это фотографии нашего времени в оптике личного эстетического и, что еще важнее, духовного опыта. Собственно, ведь проба пера отца Александра состоялась в Живом журнале — дневнике в его современном формате. А любой дневник — это зеркало, в полной мере отражающее время с его вопросами и проблемами. В рассказе «Время не ждет» автор, размышляя о времени, пишет: «Каждый возраст относится ко времени по-своему. В детстве нам очень хочется поскорей стать взрослыми, а время тогда тянется медленно-медленно. Но во наконец мы вырастаем и уже никуда не торопимся, а время нарочно разгоняется все быстрее и быстрее. Оно уже не идет и даже не бежит, оно летит, и ты летишь вместе с ним. Сперва тебя это пугает, и ты с ужасом фиксируешь каждый прожитый год, а поздравления с очередным днем рождения воспринимаешь как издевку. А потом смиряешься и перестаешь обращать на него всякое внимание, и только иногда с недоверием переспрашиваешь: “Что, уже снова Новый год?”» Главные слова об отношении ко времени и истории звучат также в рассказе «Визитная карточка», что делает его ключевым в сборнике: «Не знаю, ― пишет автор, ― что лет через 50 историки поведают о нас такого, о чем мы сегодня не догадываемся. Самое смешное, писать они будут с уверенностью, что знают нас лучше, чем мы знали самих себя». Но, как утверждает отец Александр, «суд историков ― это не главное. Главное происходит сейчас. История творится в данный момент, и каждый из нас участник этого делания. И каждому предстоит да-вать за него отчет. И еще, ― говорит батюшка, ― предложи мне сейчас сно-ва стать молодым и начать все сначала. Откажусь. Мне не нужно ничего чужого, а мое время пускай остается со мной, потому что это моя жизнь и это моя визитная карточка». Вновь и вновь в своих историях о людях отец Александр Дьяченко возвращается к вечным темам: греховности и покаянию, жестокости и мило-сердию, стяжанию и нестяжанию, благодарности и равнодушию. Раскрывая нам очередную историю прозрения или падения, с чуткостью и глубиной опытного любящего духовного пастыря он показывает читателю, как действует Господь в устроении людских судеб. При этом нет в его историях ни нравоучения, ни осуждения. Лишь печаль и сокрушение о неразумности нашей и глухоте. И еще: все более уверенно звучит в рассказах отца Александра побуждение к выбору и духовной бодрости. Словно говорит батюшка, обращаясь ко всем нам: «Решайся следовать за Христом, нести свой крест — время не ждет!»