Литературное искусство. Литература как искусство слова

Литературное искусство. Литература как искусство слова

Конспект урока по теме: « Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека»

Составила: Евдокимова С.В.,

Учитель русского языка

и литературы

г. Симферополь

Вид урока : урок усвоения новых знаний.

Тип урока : комбинированный

Цели урока:

    обучающая: определить роль художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства, дать обзорную характеристику литературных направлений и провести краткий обзор курса литературы 9 класса

    Развивающая: развивать интерес к художественной литературе, развивать культуру связной речи, обогащать словарный запас учеников.

    Воспитательная: воспитывать чувство уважения к видам искусства, развивать интерес к культуре своей страны.

Технологии: урок с применением ИКТ и игровых технологий

Оборудование: мультимедийная презентация; компьютер, мультимедиапроэктор.

Межпредметные связи : литература, изобразительное искусство.

Опережающее задание. За один день до урока 3 ученика получают индивидуальные задания:1) подготовить выступление о видах искусства;

2) найти и подготовить выразительное чтение стихотворений о слове.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

I I . Актуализация опорных знаний в форме беседы

    Задумывались ли вы, для чего существует искусство?

    Что вы понимаете под словом искусство? (Искусство - область человеческой деятельности, которая стремится к удовлетворению одной из духовных потребностей человека, а именно: любви к прекрасному.) Слайд №4

    Какова роль искусства в формировании человека? (Причины возникновения искусства нужно искать в стремлении человека украсить себя. Каждая эпоха дополняла искусство чем-то своим).

III . Восприятие и усвоение учебного материала

    Слово учителя

Образцы музыкальных произведений, литературы, живописи, архитектуры и т. д. - это отражение многовекового стремления наших предков к красоте, идеалу, мудрости. Причём стоит заметить, что произведения искусства оказывают влияние не только на область человеческих чувств, они одновременно воздействуют и на сознание человека, целостно преобразуя его.

Искусство воспитывает, просвещает, даёт возможность познать мир через его образное выражение в слове, в звуке, в цвете, а вслед за этим и создать свой образ мира, который априори не сможет вмещать разрушающих понятий.

Произведения искусства всегда несут в себе переживания творца, его взгляд на мир, на своё место в нём. Поэтому так велика сила воздействия искусства на людей: оно пробуждает в человеке ответное чувство.

Виды искусства.

Искусство распределяют на два вида:

тонические (поэзия, музыка);

образные (архитектура, скульптура, живопись с его областями).

Каждый вид искусства моделирует мир в художественных образах присущий лишь ему средствами и на соответствующем материале:

а) в изобразительном искусстве они создаются нанесением линий, черточек,
точек, пятен, красками разных цветов на полотно, бумагу, доску;

б) скульптурный образ создается вырезанием линий, углов, округлостей, выемок на дереве, камне, мраморе;

в) музыкальный - соединением звуков разной высоты, силы, тембра.

Вопросы классу:

    Какой же вид искусства, по вашему мнению, есть самый совершенным? Почему?

    Назовите вид искусства, от которого вы получаете наибольшее наслаждение, удовлетворение? Мотивируйте собственную мысль.

    Продолжение беседы по вопросам.

    Что такое художественная литература? Почему она существует много веков? Что ищет в художественной литературе человек?

    Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении слова «литература».

    Что является характерной особенностью художественной литературы?

    Кто является создателем художественной литературы?( С помощью художественного слова писатели изображают важные характерные события, явления, черты характера людей; рассказывают об их жизни, работе, борьбе, ощущении, внутреннем миру, веровании; описывается природа).

Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества – песни, сказки, героический эпос и др.

Литература - это то, что создано писателями и записано на бумаге.

    Обратимся к словарю литературоведческих терминов:

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии. (Запись определений в словарик) Слайд№4

Запись в тетрадь

Эпос, лирика, драма – основные роды литературы. Слайд №5

Какие вы знаете жанры художественной литературы? Слайд №6

Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления.

Какова роль слова в художественном произведении?

Основным средством литературы является слово . Посредством созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным». Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного.

Слово становится особым материалом, когда к нему прикасается рука художника. И это придает ему особый характер, особое звучание.

-В чем же сила слова в художественной литературе? (В способности раскрывать красоту мира, передавать чувства, мысли, отражать действительность).

И живописец, и литератор изображают явления жизни. Но поэт это делает с помощью слов, а художник рисует предметы красками, карандашом, углем. Хотя поэт и не может буквально нарисовать предмет так, как это делает живописец, зато он может нарисовать предметы и описать словами впечатление, которое произвел этот предмет или это явление. Язык способен точно выражать мысли и чувства, вызванные впечатлениями жизни.

Словесное описание требует активной работы воображения читателя. Писатель рисует лишь отдельные черты, а наше воображение дорисовывает картину. Причем, естественно, картины у всех людей разные.

    Выразительное чтение стихов (звучит «Лунная соната» Л. Бетховина).

Слайды №7,8

1 ученик

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем сурово:

"Чтобы не было в жизни ненужных бед

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!" Э. Асадов

2 ученик

Слово только оболочка,

Пленка, звук пустой, но в нем

Бьется розовая точка,

Странным светится огнем.

Бьется жилка, вьется живчик,

А тебе и дела нет,

Что в сорочке твой счастливчик

Появляется на свет.

Власть от века есть у слова,

И уж если ты поэт,

И когда пути другого

У тебя на свете нет,

Не описывай заране

Ни сражений, ни любви,

Опасайся предсказаний,

Смерти лучше не зови!

Слово только оболочка,

Пленка жребиев людских,

На тебя любая строчка

Точит нож в стихах твоих. А. Тарковский

Художественная литература - вид искусства, которое отображает действительность средствами слова в образной письменной форме. Именно наше («читательское») восприятие и глубокое переживание за судьбы героев свидетельствует о том, что литература – это искусство, искусство слова.

Потрясения от произведений искусства основ человеческой личности заставляют говорить чуть ли не о магическом воздействии духовной культуры на человека. Она преобразует его мир, активирует познавательные, эмоциональные способности, раскрепощает духовные силы. Здесь, нужно говорить об ответственности творца перед читателем, зрителем его «текстов», ведь идеи, заложенные в образах, воспринимаются и усваиваются лучше, доступнее. Благодаря тому, что литературные произведения преобразуют окружающую действительность в некий новый авторский мир, личность, обращаясь к искусству слова, обогащает своё видение

Итак, роль искусства в формировании личности велика. Она и импульс к познанию нового, к творчеству, и способ формирования ценностно-ориентационных критериев, и способ воспитания, общения, и возможность получить эстетическое наслаждение, привить вкус, реализоваться как неповторимая личность, выстроить свой образ мира, возможность пережить непережитое, испытать то, что не случилось и, наконец, спастись в переживаемом настоящем .

6 . Учитель об основной задаче курса и его программе .

В 9 классе вам предстоит сделать еще один шаг на пути познания и понимания литературы. Вас ожидает встреча с литературными шедеврами. Произведения, включенные в программу 9 класса, называют шедеврами русской культуры.

-Как вы понимаете слово шедевр? ( Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание автора.)

Обратимся к учебнику, чтобы познакомиться с программой курса.

Запись в тетради:

Основные разделы курса литературы 9 класса: Слайд№9

    1. Древнерусская литература. Слайд 10

      Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм. Слайд №11-13 (Демонстрация картины эпохи классицизма Д.Г. Левицкого «Портрет Екатерины II ).

      Литература XIX века. Романтизм. Реализм. Слайд №14-17

(Демонстрация картин эпохи романтизма И.К. Айвазовского «Девятый вал», «Итальянский пейзаж» и реализма И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», В.Г. Перова «Тройка», «Ученики – мастеровые везут воду»).

    1. Литература XX века. (знакомство по учебнику)

Вам еще предстоит испытать наслаждение от общения с писателями 19 и 20 века.

IV . Закрепление учебного материала. Игра «Кто кого?»

(Часто провожу эту игру в конце урока. Она интересна ученикам, захватывает их, а нам помогает проверить учебный материал).

Класс делится на 3 команды, и каждая команда придумывает 2 вопроса (вопрос каждой команде-сопернице) по материалу урока.

Задача команды: задать такой вопрос, который вызывает затруднение при ответе. Выигрывает та команда, чей вопрос остался без ответа. (Все ученики этой команды получают «5»).

V. Итог урока Слайд №18

Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.

Сегодня на уроке вы приоткрыли художественный мир литературы, услышали стихи поэтов, ощутили любовное внимание и уважение к живой жизни и человеку, природе, миру в целом.

VI . Рефлексия. Определение уровня учебных достижений учеников. Комментирование оценки. Слайд № 19

VII . Домашняя задача . Прочитать «Слово о полку Игореве».

Одной из задач, которую ставит общество перед современной системой образования, является воспитание культурной личности, формирование у нее не только материальных, но и духовных потребностей. Эта задача стала актуальной в связи с пересмотром в современном обществе. Формирование культурных потребностей у нового поколения осуществляется путем ознакомления с лучшими образцами, с художественными ценностями, накопленными человеческой цивилизацией на протяжении всего ее существования. Кроме этого, детей необходимо знакомить с историей культуры.

Литературу интересуют явления природы и общества, социальные вопросы, психологические и духовные проблемы личности и многое другое, что существует в реальном мире. Система и жанров отражает те или иные аспекты реальности путем драматизации, эпического повествования или лирического погружения.

Классификация литературы может быть проведена путем разделения на художественную, научную, учебную, историческую и справочную. Кроме перечисленных, существует еще много других видов литературы и постоянно возникают новые.

В свою очередь, художественная литература как вид искусства подразделяется на следующие роды: эпос, лирику и драму. Эпос включает такие жанры, как эпопея, роман, новелла, повесть, рассказ и т.д. Лирика включает поэму, балладу, стихотворение и т.д. Драма - трагедию, комедию и т.д.

Эпос - один из трех основных литературных родов, отражающий реальную жизнь через повествование, описание и рассуждение.

Лирика - основной род художественной литературы, отражающий реальность через разнообразные переживания личности. Основная форма лирики - поэтическая.

Драма, наряду с эпосом и лирикой, - основной род литературы, который представлен произведениями, созданными в форме диалогов и предназначенными, как правило, для постановки на сцене.

Литература как вид искусства - феномен исторический, все ее составляющие и отдельные элементы находятся в перманентном взаимодействии. Литература - живой и подвижный процесс, художественная система образов, которая чутко отзывается на все, даже малейшие изменения, происходящие в реальной жизни.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

Художественная литература (от лат. «буква», «буква») - это вид искусства, который осваивает мир в художественном слове.

Искусством называют воспроизведения жизнь в художественных образах. Оно всегда было и есть одним из важнейших факторов духовной жизни человечества, ведь стимулирует творческую деятельность, обогащает жизнь человека эмоциональными переживаниями и размышлениями.

Существуют разные виды искусства. их условно разделяют на три типа.

К первому относятся так называемые пространственные виды искусства, к которым относят живопись, скульптуру и архитектуру, художественную фотографию. Название «пространственные» они имеют потому, что объекты, которые они изображают, человек воспринимает в неподвижном виде, словно замершие в пространстве.

Второй тип - это временные виды искусства, к которым относятся музыка, пение, танец, пантомима и художественная литература. Временными их называют потому, что, в отличие от статической формы изображения, характерной для пространственных искусств, они воспроизводят жизнь в руси, в его развитии, что происходит в течение определенного времени.

Третий тип - это так называемые синтетические виды искусства, сочетающие элементы как пространственных, так и временных видов. Форма изображения в театре, кино и на телевидении реализуется как в пространстве, так и во времени.

Виды искусства отличаются и тем материалом, в котором стоят их произведения и которым они пользуются для художественного воспроизведения жизни. За такими «материальными» признаками мы определяем литературу как искусство слова, по сравнению, например, со скульптурой - искусством камня или глины, живописью - искусством краски, танком - искусством ритмических движений тела, пантомимой - искусством жестов и мимики, музыкой - искусством звуков и т.д.

Литература - это самый высокий вид искусства, она имеет преимущества над другими видами, ведь работает со словом, поэтому способна не ограничиваться в изображении, раскрытии внутреннего и внешнего мира человека, его тончайших переживаний. Это главное ее отличие от других видов искусства. Значение слова было акцентированное еще в Библии (Евангелия от Иоанна), где провозглашено его божественную сущность. Слово является основным элементом литературы, который создает связь между материальным и духовным.

Итак, слово - материал литературного образу. Еще немецкий философ Гегель назвал слово найпластичнішим материалом. Средствами слова - этого наиболее гибкого материала - можно воспроизводить изображаемое почти каждым другим видом искусства. Так, поэзия приемами своей звуковой организации приближается к музыке. Прозаические словесные образы могут создавать иллюзию пластического изображения и т.д. Кроме того, слово - единственный из материалов искусства, что дает возможность изображать человеческую речь. Словами можно описать звук, цвет, запах, передать настроение, «рассказать» мелодию, «нарисовать» картину. Словесный образ может соперничать с живописным и музыкальным. И все же у него есть свои пределы. Литература пользуется только словами.

В доисторические времена литература существовала в устном виде. С возникновением письменности начался новый этап развития литературы, хотя фольклор не теряет своего значения как основа литературы и до сих пор.

Литература существует в трех раВНОвидностях художественного текста (родах): эпос (дословно - рассказ), лирика (дословно - то, исполняемый под звуки лиры), драма (дословно - действие). Отличается один раВНОвидность от другой способом формирования художественного образа. Например, драма объединяет произведения, предназначенные для исполнения на сцене, ее жанры: трагедия, комедия, драма, мелодрама, фарс. Лирика чаще всего безсюжетна, отличается высокой эмоциональностью, субъективностью, насыщенностью художественного образа. Назначение эпоса - выложить последовательную рассказ о череде событий. В письменной литературе эпическими жанрами являются роман, повесть, новелла, рассказ, очерк. Характеристика каждого из этих жанров тоже требует уточнений. Так, например, исторические предания древности составили основу для средневековых рыцарского и комического романа, а потом развились в бытовой, исторический, приключенческий, любовный и другие романы.

Никакие другие художественные впечатления не могут заменить художественное чтение. Это объясняется опорой литературы на естественное речи, в котором сконцентрирован опыт человечества, ее ориентацией на творческое восприятие, на работу воображения, фантазии, на улавливание глубинного смысла (подтекста).

Виды искусства не являются изолированными, они контактируют между собой, взаимодополняют друг друга, широко и всесторонне раскрывая жизнь человека, глубины ее души. Каждый вид вносит в казну мировой художественной культуры что-то свое, новое, оригинальное. В частности мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладут в основу многих произведений других видов искусства - живописи, скульптуры, театра, балета, оперы, музыки, кино.

Всемирный литературный процесс - это историческое движение мировой литературы, которая развивается в сложных связях и взаимодействиях. Это одновременно история создания и накопления морально-этических и художественных ценностей от древнейших времен до современности.

Мировая (всемирная) литература - термин, введенный Иоганном Вольфгангом Гете в XIX ст. Гетевське понимание мировой литературы предусматривает совместное развитие литератур отдельных наций, которые, вступая во взаимодействие, в то же время сохраняют своеобразие и уникальность.

До определенного времени литературный процесс в каждой стране имел относительно замкнутый, сугубо национальный характер. Но с развитием экономических и культурных связей с многих национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература.

Всемирный литературный процесс обусловлен развитием различных национальных литератур, которые имеют собственную своеобразие, но в то же время существуют общие закономерности, присущие литературе в целом.

Литературный процесс в разных странах и национальных культурах проходит похожие этапы, и развитие жанров, методов и стилей отражает это.

Национальная литература - литература отдельной нации, народа, которой присуща собственная национальное своеобразие, обусловлена рядом факторов (прежде всего ментальностью народа) и воспроизведена в системе содержательных и формально-стилевых особенностей, присущих произведениям представителей определенных наций.

Развитие и функционирование литературного процесса происходит как за определенной эпохи, так и на протяжении всей истории нации, страны, мира. В истории мировой литературы известны несколько этапов развития.

Каждый писатель опирается на традиции как ближайших, так и отдаленных (во времени и пространстве) предшественников, участников литературного процесса отечественной и зарубежных литератур, определенной мере используя весь опыт художественного развития человечества.

Важную роль в литературном процессе играет взаимодействие литературы с другими видами искусства, с культурными и общественными явлениями, с наукой, философией. История литературы тесно связана с историей общества, однако ей присущи собственные, внутренние законы развития.

Этапы развития мировой литературы

Мифология, устное народное творчество

Античная литература (VIII в. до н. э. - V в. н. э.)

Литература эпохи Средневековья (V -Х V вв.)

Литература эпохи Возрождения (Х V -Х VII вв.)

Литература XVII ст.: барокко и классицизм

Литература эпохи Просвещения (конец XVII - XVIII ст.): просветительский реализм, просветительский классицизм, сентиментализм, рококо

Литература XIX ст.: романтизм и реализм

Литература конца XIX - второй половины XX вв.: модернизм (параллельно развиваются другие направления - реализм, романтизм)

Литература последней трети XX - начала XXI вв.: постмодернизм, развитие других направлений

III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации.

Виды искусства:

Музыка хореография живопись скульптура и др.

Вопросы классу:

    Какой же вид искусства, по вашему мнению, есть самый совершенным? Почему?

    Назовите вид искусства, от которого вы получаете наибольшее наслаждение, удовлетворение? Мотивируйте собственную мысль.

Продолжение беседы по вопросам.

    Что такое художественная литература? Почему она существует много веков? Что ищет в художественной литературе человек?

    Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении слова «литература».

    Что является характерной особенностью художественной литературы?

    Кто является создателем художественной литературы?(С помощью художественного слова писатели изображают важные характерные события, явления, черты характера людей; рассказывают об их жизни, работе, борьбе, ощущении, внутреннем миру, веровании; описывается природа).

Для свободного размышления предлагает ученикам составить «Кластер».

Свободный микрофон»

- «Впечатление произвел…»;

- «Запало в душу…»;

- «Был поражен…».

Составление периодической таблицы Для всех групп

Литература, как и другие виды творческой деятельности, является способом познания и преобразования жизни. Античность философски обосновала основные категории художественной литературы как вида искусства. Платон, рассуждая о соотношении понятий «нравственное» и «эстетическое», предложил, по существу, первое определение художественного творчества, которое исходит из более общего представления о природе души.

В диалоге «Федр» тезис о бессмертии вечного самодвижения души иллюстрируется сказкой о превращениях идеи и переселении души. Идея («эйдос» — слово, обозначающее форму, род, вид, образ), по Платону, — это воспоминание о божественном, о вечном в душе избранного, закабаленного заботами грешной земли: «Ведь человек должен познавать истину под формою так называемого рода, который составляется из многих чувственных представлений, приводимых рассудком воедино, — говорит Сократ в «Федре», — а это делается через воспоминание о том, что душа знала, когда сопровождала бога, и, презирая все, называемое ныне существующим, проникала мыслию к истинно-сущему». «Эйдос», таким образом, — общее представление рассудка, не лишенное конкретности чувственных определений. Его предоснова — идея как воспоминание или созерцание вечной истины.

Если философ, рассуждает Платон в «Республике», прямо соприкасается мыслью с надзвездным царством идей, а ремесленник или художник создают вещные воплощения «эйдосов», то поэт увлекает умы по совершенно иному пути. Он настолько прикован к вещам непосредственного опыта, что порождает лишь «тени теней», «подражания подражаний». Взгляд на поэта с точки зрения государственной пользы, им приносимой, требует убедительных доказательств.

И Платон, призывая к ответу Гомера, вопрошает: почему Гомер, который так убедительно изобразил войну, законы и болезни, никогда не был во главе войска, никого не вылечил, никаких законов не создал? Он рисовал лишь тени добродетелей и подвигов. Ригоризм философа распространяется на произведения трагиков, которые описывали «дурные» примеры и страсти.

Их следовало бы, убежден Платон, изгнать из идеального государства. Разработанное Платоном понятие «мимесис» — искусство подражает природе — предлагает первичную формулу художественного обобщения. Именно эта формула во многом определит понимание познавательных, нравственных и гражданско-эстетических функций искусства.

Платон видит в произведении искусства лишь эманацию сверхличностной духовной субстанции, а не образ действительности.

Идеи античного философа во многом определили специфику выяснения проблемы отношения искусства к действительности.

Искусство определяется Аристотелем как подражание человеческой природе, общественной жизни. Но это — подражание, а не зеркальное воспроизведение. Его цель — не фиксация «действительно случившегося» в его случайной единичности, а воплощение того, что «возможно по вероятности или необходимости».

Слово «катарсис» в философии Аристотеля отмечено неясностью и многозначностью, что в результате породило огромное количество теорий — религиозных, эстетических, эстетико-этических, медицинских.

Причина неоднозначности трактовки понятия объяснима фрагментарностью дошедшего до нас текста «Поэтики», а также вполне очевидной сложностью моделями современного сознания реконструировать духовный облик «свободного гражданина» древности. В общем виде под «катарсисом» подразумевается «очищение через страдание и страх», то есть речь идет об особом воздействии искусства на зрителя и о том художественном эффекте искусства, который свидетельствует о его преобразующей воспитательной функции.

На основе мысли о миметическом характере искусства Г. В. Ф. Гегель, Г. Э. Лессинг, Д. Дидро, И. В. Гете и И. Кант развивают основные положения эстетики — соотношение реальности и литературы и понятие «художественная правда».

Определение литературы как специфического творческого воспроизведения реальности имеет особое значение для понимания литературного творчества. Представить произведение словесности исключительно как субъективное намерение автора или как иррациональную способность духа, эстетическую игру — значит игнорировать связь художественного творчества с реальностью.

Задача литературы не сводится к соответствию образа единичному предмету, это рождение нового образа, его материализация в произведении. Литература является воплощением типичного, сущностей, закономерностей через их абстрагирование, обобщение, идеализацию или, напротив, посредством создания трагических картин. Это составляет основной момент в усилиях писателя философско-эстетически освоить реальность — познать, осмыслить, преобразить и художественно претворить.

Литература отмечена творческим, моделирующим, преобразующим характером.

Литература не регистрирует все стороны реальности, а лишь воспроизводит те, которые соответствуют ее возможностям, природе, предназначению. Нельзя предъявлять повышенных требований к художественному творчеству как к исчерпывающему отражению действительности, как энциклопедическому воспроизведению всех его сторон и особенностей жизни в художественном образе. Избирательность, единичность и индивидуализированность — характерные черты художественного изображения.

Понятие «художественное мышление» имеет сравнительно позднее происхождение и отделено значительной исторической дистанцией от обозначаемого им явления. Специфика художественной литературы чаще всего возводится к особенностям писательского мышления. Под творчеством подразумевается уникальный художественный опыт писателя, воплощающийся в создании произведения искусства, которое отражает определенные аспекты и закономерности индивидуально-духовного, социального и общечеловеческого развития, отвечает определенным философским и эстетическим потребностям читателя.

Свобода творчества несводима к демонстрации беспредельных возможностей поэта и писателя, и не следует возводить их н ранг выразителей истины. Художественное творчество, безусловно, содействует переосмыслению действительности с позиций высоких требований и бескомпромиссных рекомендаций. Автор моделирует реальность в соответствии со своим эстетическим идеалом, ужасается несовершенству мира, формирует в читателе определенную оценку реальности.

Литература является частью исторического процесса освоения действительности, однако это освоение часто связано и с сознательным обособлением автора от злободневных проблем, попыткой изобразить общие закономерности феномена человека. И в этом случае иллюзия присутствия в произведении узнаваемого читателем мира не только не нарушится, но и будет убедительна.

Многообразны определения литературного творчества: создание новых, общественно-значимых художественных ценностей, самоцельная игра человеческих сил и способностей, приводящая к возникновению новых завершенных систем или гипотетических проектов. Творчество есть преобразование природной и социальной действительности, создание новой реальности в соответствии с субъективными представлениями писателя о закономерностях мира, который изменяется и пересоздается. Это и мистическая способность человека извлекать феноменальное из эмпирики действительности, с помощью самых провокационных методик постигать случайные свойства человека и общие закономерности жизни.

Литературное творчество процессуально, оно фиксирует и познает динамику преобразования природной и общественной действительности, вскрывает противоречивую сущность явлений либо мистифицирует их, и тогда реальность существования становится проблемой, требующей поиска новых решений, в итоге расширяются представления человека о самом себе.

Художественная литература в этом смысле способствует пониманию жизни и общественных отношений, позволяет избегать волнений или, напротив, становится источником изменения окружающей физической и психической среды. Социальные и психологические метаморфозы персонажей, обнаруженные или подсказанные авторами, побуждают читателя к созданию новых связей с миром, расширяют диапазон читательского соучастия в жизни, возводят случайное в степень всеобщего, приобщают личность читателя к человеческой родословной.

Писатель высказывает свое отношение к окружающему — людям, нравам, обычаям, выражает взгляды определенной социальной среды, дает философские и этические оценки, он соотносит мораль, исповедуемую персонажами, с этическими нормами классических произведений и своей эпохи.

Ф. Феллини упрекали, что в одном из фильмов он вывел только отрицательных персонажей. Режиссер ответил: «Хватит того, что положителен я сам!»

Иными словами, позиция, с которой художник критикует общество, должна быть нравственна, и этого достаточно. Нередко положительным героем становится сам автор, его кредо, критическое отношение, нежелание равнодушно мириться с недостатками современности.

Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.