Описание внешности человека. Словесный портрет человека

Описание внешности человека. Словесный портрет человека
Описание внешности человека. Словесный портрет человека

Описание внешности человека - это описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания - найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.

Источником сочинений-описаний внешности может быть все что угодно. Как и для других описаний, это может быть жизненный опыт, когда словесный портрет воссоздаётся по памяти (например, "Внешность человека, которого я видел однажды…"). Или воображение ("Мой портрет через 10 лет").

Примерный план сочинения:

1. Вступление.
2. Общее впечатление (фигура, рост).
3. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски). Уши.
4. Одежда.
5. Манеры поведения (походка, манера говорить, поза…).
6. Заключение.

Возможные определения:

Глаза - зелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…

Брови - красивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные...

Лоб - высокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский...

Взгляд - растерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…

Нос - прямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой...

Волосы - короткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу…

Фигура - хорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская...

Походка - быстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная...

Поза - величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная...

Пример описания внешности позаимствуем у М.Ю. Лермонтова (из романа «Герой нашего времени»):

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо.

Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! - Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».

Ольга Костяева
Рисование по рассказу Е. И. Чарушина «Про Томку» (глава «У Томки были щенки») в подготовительной группе

Программное содержание. Развивать у детей образное восприятие литературного текста и иллюстраций к нему. Учить выделять образные характеристики животных, позицию автора. Формировать у детей умение передавать в рисунках внешний облик взрослой собаки (Томка , ее щенят, их позы, окрас, характер. Развивать у детей эстетическую оценку созданных изображений - как у самого ребенка так и у его сверстников.

Предшествующая работа : Чтение рассказа Е . И. Чарушина «Про Томку » (глава «У Томки были щенки » )

Ход занятия

Ребята, посмотрите сегодня к нам в гости пришла собачка. А зовут её Томка . Ей одной стало скучно и она просит нас нарисовать для неё друзей . Давайте поможем и нарисуем для Томки её друзей , как их описывает в своем рассказе «Томка » Е. И. Чарушин . Ведь Чарушин не только писатель , но и художник. Для своих рассказов он рисует сам .

Давайте ребята вспомним рассказ Е . И. Чарушин «Томка » и посмотрим как он описывает своих щенят. (Можно сначала спросить у детей, активизируя их память, сколько было щенков у Томки , прочитать им отрывок рассказа и показать иллюстрации):

«Вот один щенок - ест да спит. Из него лентяй получится. Вот злой щенок - сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. Я его не возьму, не люблю злых. А вот еще хуже - он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять. Один щенок деревяшку грыз. Отняв у него деревяшку и спрятав, он нашел её - этот будет хорошим охотником». (Обсудив с детьми характер щенков , рассмотрев иллюстрацию )

А теперь подумайте какую картину с щенками хотели бы нарисовать к этому рассказу : можно нарисовать всю семью Томки , можно нескольких щенят, а можно изобразить какого-то одного, сосредоточив внимание на передаче его характерных особенностей, позы, движения и т. д.

Предлагаю вам пройти со мной к картинам и посмотреть как своих животных рисовал Е . И. Чарушин . Обратить внимание детей при рассматривании картин Е . И. Чарушина как он рисовал ворс .

Физминутка : Раз, два, три,четыре, пять!

Начинаем мы опять.

Дружно весело шагать.

Раз, два, три, четыре! Руки в стороны пошире!

Раз, два, три! Корпус тела поверни.

Раз, два! Голова туда сюда.

Раз! Сели на места все враз.

Подумайте, где бы вы на листе бумаги разместили свою собачку или щеночка. Сначала, вы выполните основные части изображения карандашом, легко нажимая на него, чтобы можно было исправить, что-то получится не так, как хотелось бы (показываю как рисовать ) А потом перейдем к рисованию красками , стараясь изображать мех Томки и щенков , (во время рисования обращать внимание на то, как создают иллюстрации дети, напоминать им отрывки из рассказа , также о том что надо постараться нарисовать свою картинку , не срисовывая у художника ).

(Напомнить детям, что следует аккуратно закрашивать изображения; когда животные будут нарисованы , показать всем детям, как можно щетинной кистью, цветным карандашом передать пушистость меха щенка ):

Щетинную кисть (клеевую) надо обмакнуть в краску более темного или более светлого тона, снять все капли с ворса, проведя кистью по краю баночки с краской (можно предварительно попробовать на отдельном листочке бумаги- получаются тонкие ворсинки) и изобразить ворсинки на основном цвете мехового покрова. Если краска на кисти высохнет, кисть следует обмакнуть в краску, снять лишнюю каплю и продолжать изображать ворс.

Карандашом ворсинки рисуются отдельными штрихами. Это хорошо видно в иллюстрациях художника. Ворсинки при рисовании их карандашом могут быть то светлее, то темнее. Это получается при разном нажиме на карандаш во время рисования (Обратить внимание детей при показе приема изображения шерсти животного) Рисовать ворс и карандашом , и кистью следует лишь тогда, когда краска, покрывающая изображение одним цветом, высохнет - иначе краска будет растекаться и не получится красиво, выразительно.

Мы с вами нарисовали картины и давайте покажем их Томке . Посмотрите, как она обрадовалась, увидев столько друзей. Мне тоже нравится, все ваши рисунки посмотрите, какие все красивые получились собачки. А понравилось ли вам рисовать картины ? Расскажи нам , пожалуйста (имя ребенка) о своей собачке. А какую ты изобразил собачку (имя ребенка) . Посмотрите как свою собачку изобразил (а) (имя ребенка) .

Ребята, давайте мы с вами сделаем выставку наших с вами собачек. Пусть ваши мамы, папы, бабушки, тоже посмотрят на эти картины.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина» (Технология лэпбук). Подготовительная группа Цель: Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Задачи: Расширять представления о художниках-иллюстраторах детской.

Литературная гостиная «Животный мир Е. И. Чарушина». Мероприятие совместно с родителями (подготовительная группа) Цель: стимулировать самостоятельную деятельность воспитанников, пробуждать интерес к чтению книг у детей и родителей. Задачи: 1. Обобщить.

Открытое занятие по художественной литературе. Чтение рассказа «Ёж» Е. Чарушина (старшая группа) Занятие по художественной литературе. Тема: «Чтение рассказа Е. Чарушина «Ёж». Цель: знакомство детей с рассказом «Ёж» Задачи: Образовательные:.

Пересказ рассказа Чарушина Е. «Лисята» СТАРШАЯ ГРУППА. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». ЦЕЛЬ: 1. Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов;.

План НОД по ознакомлению с рассказом Е. Чарушина «Что за зверь?» в старшей группе Цель: Познакомить и заинтерисовать детей с содержанием рассказа Е. Чарушина «Что за зверь?». Задачи: 1. Развивать эстетическое восприятие.

Произведения Е. И. Чарушина в литературном чтении дошкольникам Не секрет, что в последнее время нашим детям чтение художественных произведений уже не столь интересно, как нам в свое время. Возможно это.

Доброго времени суток всем, кто читает этот отзыв! Думаю, большинство из тех, кого заинтересовала книга Евгения Чарушина «Про Томку», скорее всего являются родителями. А для каждого родителя по-настоящему важным является то, что он будет читать своему ребенку, какие мысли та или иная книга вложит ему в голову. И какие выводы ребенок сделает самостоятельно.

Издательство - «Речь».

Эта книга действительно похожа на ту самую, что я читала сыночку с детства. Стоит отметить, что это все благодаря иллюстрациям, которые во всех вариантах оставили оригинальными, то есть авторства самого Чарушина Евгения Ивановича.


У одного песика появились не свет щенки, но все разные! Один был слишком ленивый, другой - слишком сердитый, третий - чересчур ласковый. А четвертый - Томка. Томка был настоящим охотничьим псом! В коротеньких рассказах про Томку мы можем наблюдать, как он растет, познает этот мир, учится на своих ошибках. Ребенок должен мысленно отождествлять себя с этим героям, стремясь быть таким, как он, стремясь понимать, как же интересно узнавать каждый раз что-то новое о нашем мире! А вот другим щенкам ребенок должен себя противопоставлять, ведь лень, злость и чрезмерная ласка (тут явно подразумевается лесть) - это то, что должно прочно ассоциироваться у ребенка с плохой моделью поведения, которую он перенимать точно не захочет! Именно благодаря коротеньким рассказам Евгения Чарушина ребенок и учится таким, на первый взгляд, простым вещам. И знаете, я считаю, что читать подобные книги для ребенка в детстве намного полезнее, чем, допустим, включать всеми обожаемую «Машу и Медведя». Ведь дети действительно слишком восприимчивы, а потом родители еще удивляются, почему они становятся такими же непослушными и неуправляемыми, как Маша.

В общем, для правильного адекватного мировосприятия ребенка я крайне рекомендую читать рассказу Евгения Черушина «Про Томку», а также другую книгу его рассказов для самых маленьких - «Тюпа, Томка и сорока». Ведь такие добрые книги учат детей также любить животных, раскроют некоторые тайны природы. Поскольку книга написана очень просто и доступно, то будет понятна абсолютно любому ребенку. Ее можно читать уже лет с двух.

Видео обзор

Все(5)

У охотника я увидел песика. Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.

Охотник рассказал, какой песик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля... От этого песика, говорит, есть щенки. Приходите поглядите. И мы с ним пошли.

Щенки небольшие - только что научились ходить. "Который-то из них, - думаю, - мне будет помощник на охоте? Как узнать - кто толковый, а кто не годится?"

Вот один щенок - ест да спит. Из него лентяй получится.

Вот злой щенок - сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму - не люблю злых.

А вот еще хуже - он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.

В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует?

Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал - не у них ли деревяшка. Нет, не нашел. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет - уговаривает не сердиться.

И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял.

Я обрадовался. "Ну, - думаю, - вот это охотник! От такого и дичь не спрячется". Назвал его Томкой. И стал растить помощника.

Как Томка научился плавать

Мы пошли гулять и взяли с собой Томку. Сунули его в портфель, чтобы он не устал.

Пришли к озеру, сели на берег и стали кидать камушки в воду - кто дальше бросит. А портфель с Томкой на траву положили. Вот он вылез из портфеля, увидал, как камушек плюхнулся в воду, и побежал.

Бежит Томка по песочку, косолапый, неуклюжий, ноги у него в песке так и заплетаются. Дошел до воды, сунул лапы в воду и на нас оглядывается.

Иди, Томка, иди - не бойся, не потонешь!

Полез Томка в воду. Сначала по животик зашел, потом по шею, а потом и весь окунулся. Только хвост-обрубочек торчит наружу.

Повозился, повозился да вдруг как выскочит - и давай кашлять, чихать, отфыркиваться. Видно, он дышать в воде вздумал - вода и попала ему в нос да в рот. Не достал камушка.

Тут мы взяли мячик и кинули его в озеро. Томка любил играть с мячиком, - это была его любимая игрушка.

Шлепнулся мяч в воду, покрутился и остановился. Лежит на воде, как на гладком полу.

Узнал Томка свою любимую игрушку и не стерпел - побежал в воду.

Бежит, повизгивает. Но теперь носом в воду не суется. Шел, шел да так и поплыл. Доплыл до мячика, цап его в зубы - и обратно к нам.

Вот так и научился плавать.

Томка испугался

Когда Томка был совсем еще небольшим щенком, я взял его с собой на охоту. Пускай приучается.

Вот ходим мы с ним. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется. Кузнечиков ловит. На птиц лает. Только никого поймать не может. Все улетают. Бегал он, бегал - так уморился, что сунулся в кочку носом и заснул. Маленький еще. А будить мне его жалко.

Прошло с полчаса. Прилетел шмель. Бунчит, летает над самым Томкиным ухом. Проснулся Томка. Покрутился спросонья, поглядел: кто это такой спать мешает? Шмеля он не заметил, а увидал корову и побежал к ней.

А корова паслась далеко-далеко и, должно быть, показалась Томке совсем маленькой, не больше воробушка.

Бежит Томка корову загрызать, хвост кверху поднял - никогда он еще коров не видал. Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка - с кошку ростом кажется. Тут Томка немного потише побежал, а корова уж не с кошку, а с козу выросла. Страшно стало Томке. Он близко не подошел и нюхает: что за зверь такой?

В это время шевельнулась корова - ее, наверно, кто-то укусил. И побежал от нее Томка!

С тех пор он и близко к коровам не подходит.

Томкины сны

Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то.

Спрашивают у меня ребята:

Почему это Томка лает? Ведь он же спит!

Он сны видит, - отвечаю.

А какие?

Да, наверно, какие-нибудь свои, собачьи сны, - про охоту, про зверей, про птиц. Человеку таких снов не увидеть.

Вот интересно-то! - говорят ребята.

Обступили они Томку, глядят, как он спит. А Томка спал, спал и залаял тоненьким голоском. Я и спрашиваю у ребят:

Чего же это он во сне видит? Вам понятно?

Понятно, - говорят ребята. - Это он зайчонка увидел небольшого.

Томка поспал еще немного и лапками пошевелил.

Вот, - говорят ребята, - это Томка побежал.

За кем побежал?

Да не за кем, а от козы. Он ее увидел, а она бодается.

Тут Томка зарычал, залаял.

Проснись! - закричали ребята. - Проснись, Томка! Ведь он тебя сейчас съест!

Кто, - спрашиваю, - съест?

Медведь! Томка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться.

Как Томка не показался глупым

Томка не любит, когда над ним смеются, - обидится, отвернется. А потом он научился делать вид, что не над ним смеются, а над кем-то другим.

Как-то заметил Томка курочку с цыплятами. Идет поближе - хочет понюхать.

А курочка как закричит, как прыгнет на Томку - и поехала на нем. Едет, клюет Томку и кричит. Так и слышно, как она выговаривает: "Ах ты, такой-сякой, невоспитанный! Вот я тебя! Вот я тебя! Не смей к цыплятам подходить!"

Томка обиделся, но не захотел показаться смешным и сразу сделал вид, что никто его не клюет, никто на него не кричит.

И тогда курочка соскочила с него и вернулась к цыплятам.

Никита-доктор

Говорит Никита Томке:

Ну, Томка, сейчас я буду тебя лечить.

Надел Никита на себя халат из простыни, очки нацепил на нос и взял докторскую трубочку для выслушивания - дудку-игрушку. Потом вышел за дверь и постучался - это доктор пришел. Потом утерся полотенцем - это доктор вымыл руки.

Поклонился щенку Томке и говорит:

Здравствуйте, молодой человек! Вы хвораете, я вижу. Что же у вас болит?

А Томка, конечно, ничего не отвечает, только хвостиком виляет - не умеет говорить.

Ложитесь, молодой человек, - говорит доктор Никита, - я вас выслушаю.

Доктор повернул Томку кверху пузом, приставил к животу дудочку и слушает. А Томка хвать его за ухо!

Ты что кусаешься! - закричал Никита. - Ведь я же доктор!

Рассердился доктор. Ухватил Томку за лапу и сунул под мышку градусник-карандаш.

А Томка не хочет измерять температуру. Барахтается. Тогда доктор говорит больному:

Теперь вы откройте рот и скажите: а-а-а. И высуньте язык.

Хотел язык посмотреть. А Томка визжит и язык не высовывает.

Я пропишу вам лекарство, - говорит доктор Никита, - и научу чистить зубы. Я вижу, что вы, молодой человек, неряха, не любите зубы чистить. Взял Никита свою зубную щетку и стал чистить у Томки зубы.

А Томка как схватит щетку зубами! Вырвался у доктора из рук, утащил щетку и разгрыз ее на мелкие кусочки.

Ты глупый, Томка! - кричит Никита. - Ведь совсем не так играют!

Так и не научился Томка играть в больного.

Мы каждый день встречаемся с разными людьми: добрыми, грустными, странными, высокими, тучными, красивыми, веселыми... Каждый человек, с которым происходит какое-то общение, оставляет определенный след в нашей психике. Эти "следы" не обходятся без словесного описания внешности субъекта. В своем уме или в разговоре с подружкой мы всегда опираемся на аспекты описания внешности человека.

Описание внешности человека: цель

Существуют науки, которые занимаются изучением внешности людей, например психология, филология, криминалистика и некоторые другие. С элементами описания внешности сталкиваются и врачи, когда изучают анамнез болезни или психотип больного. Без этого процесса не обойтись в бизнесе, особенно шоу-бизнесе. В модельных агентствах внешность девушки или парня играет ключевую роль, поэтому при заочном знакомстве с желаемой моделью инвестор или директор сначала знакомится со словесным портретом субъекта.

Описание внешности в обыденной жизни расширяет кругозор, способствует формированию вкуса и оценки людей. Помимо этого, собеседник может с легкостью сформировать образ описываемого человека в сознании по определенным прилагательным.

В психологии описание внешности также находится на важном месте. Целые теории личности и ее поведения строятся на внешнем облике индивидуумов. Например, теория Кречмера напрямую связывает темперамент, характер и направленность человека с его телосложением. И не только он отмечал некую взаимосвязь между внешними данными и внутренним настроем людей. С годами наши эмоции и стрессы накладывают отпечаток на внешность в виде морщин, походки, жестикуляции.

В юриспруденции есть огромный раздел, который называется криминалистикой. Эта наука также использует научное описание внешности человека, определяя критерии и правила этого процесса. Здесь описание тоже является важным процессом, так как по внешним данным жертвы и свидетели запоминают преступников. В этой науке внимание уделяется каждому элементу лица, туловища, конечностей человека. Наравне с этим обращают внимание на одежду и другие приметы, когда ищут пропавшего.

Виды описания внешности

Различают много разновидностей теорий и правил, которые позволяют как можно более точно описать человека внешне. Но этот процесс в целом можно разделить на два основных вида:

  • произвольное - которое характеризуется употреблением обычных народных слов, не структурировано, поэтому могут упускаться важные моменты;
  • систематизированное - используется с употреблением научных или специальных терминов, составленное по методу словесного портрета.

Что относится к анатомическим признакам человека?

Описание внешности человека - вот с чем многие люди сталкиваются при общении. Бывают случаи, когда нужно рассказать о том или ином человеке, описывая его внешность. Также с этим могут столкнуться и дети школьного возраста, к примеру если им дали задание написать сочинение: "Описание внешности человека".

К анатомическим признакам человека можно отнести органы и части тела, например, такие как голова, подбородок, лоб, лицо или туловище.

По анатомическим признакам можно определить пол человека, его возраст, рост и телосложение. Также можно определить антропологические черты внешнего вида человека, строение его тела и головы, а ещё элемента лица. Поскольку лицо считается "обложкой", которая характеризует внешность человека, то ему уделяется особое внимание.

Какие характеристики относятся к функциональному описанию?

Описание внешности человека не может происходить без определения его функциональных признаков. Последние проявляются во время жизнедеятельности человека. Они характеризуют двигательные и физиологические функции. Функциональное описание внешности человека отображает особенности проявления его жизнедеятельности. Характеристики, относящиеся к функциональным признакам, включают осанку, жестикуляцию, мимику, походку и речь.

Создавая словесный портрет человека, описание внешности и определение функциональных его признаков, в первую очередь многие обращают внимание на осанку. Ее можно проследить по положению головы - ее отношению к туловищу. Также осанка определяется положением туловища относительно вертикали. Характеризуя ее, можно применить такие прилагательные: сгорбленная, сутулая, свободная, прямая и распущенная. К примеру, руки могут располагаться вдоль туловища, на бедрах, за спиной или в карманах. А голова бывает откинута назад, наклонена вперед либо же склонена на один из боков.

Когда ученик пишет тематическое сочинение: "Описание внешности человека", то он может с помощью прилагательных охарактеризовать походку этого человека. Она бывает, например, медленной, шаркающей, тяжелой, подпрыгивающей, вихляющей, быстрой, семенящей, вразвалочку и с размахиванием руками.

Словесное описание внешности человека по функциональным признакам можно еще долго продолжать, ведь, как говорилось выше, сюда относится и жестикуляция, и мимика, а также речевые функции.

Методы словесного портрета

Словесным портретом называют криминалистический способ описания внешности человека с использованием специальных терминов. Этот способ осуществляется определенной системой с целью уголовной регистрации (например, розыск и отождествление живых людей или трупов).

Методы словесного портрета используют для того, чтобы опознать личность. Это могут делать путем предъявления для опознания, сопоставления внешности с фотопортретом, со словесным портретом, а также сопоставления словесного портрета с фотоизображением.

Произвольное описание внешности

Характеристика человека и описание его внешности могут быть сделаны произвольным образом. Их дают свидетели-очевидцы словами и выражениями, использующимися в обыденной речи. Это могут быть бытовые термины, местные говоры и тому подобное.

Произвольное описание может дать любой человек, который видел происшествие. Причем делает он это с помощью привычных для него слов, не используя научные термины. Такие описания часто помогают криминалистам найти нужного человека.

Систематизация в описании внешности человека

Систематизированным называют описание по методу словесного портрета. Основы систематизации в конце XIX века заложил Альфонс Бертильон. Такое описание помогает единообразно охарактеризовать элементы внешности людей, их приметы и одинаково воспринимать результат описания. Есть также основные принципы описания внешности, за счет которых достигается единообразие. Это такие принципы:

  • о применении стандартизированной терминологии;
  • о соблюдении последовательности в описании;
  • о максимальной полноте;
  • об описании в анфас и в правый профиль;
  • описание, которое осуществляется применительно к стандартному положению головы и состоянию внешности;
  • об описании, при котором выделяются особые приметы.

Какие есть правила в описании внешности?

Существуют также разработанные криминалистами правила описания внешности человека, с помощью которых характеризуют личность методом словесного портрета. Сюда относится полнота описания внешности. Ведь от этого в первую очередь зависит скорость розыска человека, потому что неизвестно, по каким именно признакам его можно будет найти.

Следующее правило - это последовательность описания. Сюда относятся такие общефизические признаки, как пол и возраст. Затем уже происходит анатомическое описание (например, фигура в целом, шея, плечи, грудь, спина, голова, в том числе и лицо).

Затем происходит описание с помощью специальной терминологии. Это нужно для того, чтобы обеспечить единообразное понимание получаемой информации. А вот источники информации делят на субъективные и объективные.

Применение прилагательных в описании человека по картине

На первый взгляд может показаться, что сделать описание внешности человека по картине не так-то уж и сложно. Но это не составит труда, если мы знаем хорошо человека, а если же нет, то придется приложить некоторые усилия. Первое, что нужно, - это хорошо знать прилагательные, с помощью которых можно сделать описание.

Например, смотря на картину, можно описать голову человека, применяя прилагательные, которые говорят о её размере: маленькая, средняя или большая. Охарактеризовать волосы человека по картине можно с помощью таких критериев: обилие, длина, тип, цвет или лобная линия. Волосы могут быть густыми, средними или редкими. Длина - короткие, средней длины или длинные. Тип волос может быть прямым, волнистым и кудрявым. Цвет - светло-русый, русый, темно-русый, черный и рыжий. А лобная линия бывает прямой, дугообразной, волнистой и ломаной.

Глядя на картину, можно любыми прилагательными описать лицо человека в целом, его лоб, брови, глаза, нос, рот, губы, зубы, подбородок, ухо и шею. Так же характеризуют плечи, грудь, спину, руки и ноги.

Характеристики внешности русского человека

Еще одной загадкой для этнопсихологов, физиогномистов, филологов является внешность русского человека. Описание ее не очень легко сделать, потому что это очень расплывчатое понятие. Многие говорят, что у настоящего русского человека должны быть голубые глаза, светлые волосы и плоская высокая фигура. Но если затронуть глубже этот вопрос, то это могут быть светлые или темные карие или голубые глаза, а также все цвета и оттенки зеленого. Волосы - светло- или темно-русые и очень густые, а фигура - стройная, высокая. Нет никакой закономерности в форме носа и губ русского человека. Они могут быть абсолютно разными. А вот кожа у русских зачастую светлая и матовая.

Соотношение характеристики человека и описания его внешности

Еще несколько веков назад некоторые ученые заметили соответствие внешнего вида и некоторых черт характера, характеристик личности. Человек полный характеризуется пристрастиями (например, к еде), то есть у него слабая сила воли. Такие люди ориентируются на мнение окружающих, приветливы и любят общение.

Люди, обладающие визуально большой головой и плечами, любят риск, склонны к деятельности физической, но не отличаются милосердием и состраданием.

Худощавые люди с высоким лбом и узкой грудной клеткой характеризуются как чувствительные, любящие уединение, тихие, скрытные, неактивные в общении.

Существуют теории, которые связывают цвет лица, его несимметричность, импульсивность с образом жизни, который ведет человек. Описание внешности в этом случае будет опираться на внешние характеристики и характеристики деятельности человека.

Кроме этого, существует обратная сторона этого процесса. Нужно обратить внимание, кто делает описание внешности человека. Пример: личность, склонная все контролировать, будет описывать сначала лидерские черты человека и его поведение в этом ключе. Субъекты, стремящиеся постоянно обогащаться, будут обращать внимание на стоимость часов, косметики на лице и одежду и так далее.