Свойства и количественные характеристики случайных функций. Основы математического планирования эксперимента
Читайте также
Доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ.
Геннадий Владимирович Суходольский родился 3 марта 1934 года в Ленинграде в семье коренных петербуржцев. Скитания вместе с родительской семьей, эвакуированной из Петербурга в трудные годы блокады, привели к тому, что Г. В. Суходольский запоздало начал обучение в средней школе, после окончания школы служил в армии. Студентом ЛГУ Г. В. Суходольский стал, будучи совершенно зрелой личностью с богатым жизненным опытом. Возможно, именно взрослое отношение к профессиональной деятельности с самого ее начала обусловило дальнейшие незаурядные успехи.
Вся профессиональная жизнь Г. В. Суходольского прошла в стенах Ленинградского - Санкт-Петербургского университета: со времени окончания отделения психологии философского факультета ЛГУ в 1962 году и до последних дней жизни. Им пройден путь от лаборанта первой в СССР лаборатории индустриальной психологии, где он работал под непосредственным руководством основателя инженерной психологии академика Б. Ф. Ломова, до заведующего кафедрой эргономики и инженерной психологии.
Профессор Г. В. Суходольский стал одним из ведущих специалистов России в области психологии труда, инженерной психологии и математической психологии, имел огромный опыт научной, прикладной и педагогической деятельности. Написанные им монографии и учебники позволяют по праву назвать его одним из основателей ленинградской, затем петербургской школы инженерной психологии.
Г. В. Суходольский вел большую педагогическую работу: им разработаны оригинальные общие курсы «Применение математических методов в психологии», «Математическая психология», «Инженерная психология», «Экспериментальная психология», «Высшая математика, измерения в психологии», а также спецкурсы «Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности», «Психологическая служба на предприятии», «Инженерно-психологическая экспертиза дорожно-транспортных происшествий».
Участвовал в организации и проведении в период с 1964 по 1990 год всех всесоюзных конференций по инженерной психологии. Был вице-президентом Международной конференции по эргономике (Л., 1993), организатором и бессменным руководителем научно-практического семинара по психологической службе предприятий (Севастополь, 1988–1992 гг.).
C 1974 по 1996 год Г. В. Суходольский был председателем методической комиссии факультета психологии, работа которой содействовала совершенствованию подготовки психологов. В течение двух официальных сроков он возглавлял специализированный Ученый совет по защите диссертаций по инженерной психологии и психологии труда. Под руководством Г. В. Суходольского защищены десятки дипломных работ, 15 кандидатских и одна докторская диссертация.
Г. В. Суходольский, приобретя богатый опыт частных исследований различных видов профессиональной деятельности (системы слежения, судовождение, тяжелая промышленность, лесосплав, атомная энергетика и т. д.), разработал концепцию деятельности как открытой системы, ассимилирующей и порождающей психические и непсихические продукты, основанную на системном синтезе гуманитарного и естественнонаучного подходов в психологии. Доказал необходимость множественности теоретических концепций сложных психологических (и других) объектов и разработал методологию мультипортретирования таких объектов в эмпирических исследованиях и взаимной математико-психологической интерпретации в психологической теории и практике.
Практическое приложение концепции, разработанной Г. В. Суходольским в области профессиональной подготовки: создание моделей вариативных стохастических алгоритмов и алгоритмических структур деятельности, включая алгоритмы опасных (аварийных) действий, которым нужно учить для повышения безопасности труда; разработка методов исследования действий оперативного персонала на пультах и постах разного назначения, в том числе на БЩУ АЭС; разработка метода оптимальной компоновки и эргономической экспертизы панелей и пультов; создание психологических методов экспертизы дорожно-транспортных происшествий. Долгие годы Г. В. Суходольский был членом экспертного совета по проблеме человеческого фактора при Министерстве среднего машиностроения СССР.
Г. В. Суходольский многие годы занимался проблемами математической психологии. К числу разработанных им оригинальных методов относятся: метод многомерных помеченных стохастических матриц для пор третирования сложных объектов; метод визуализации конечномерных объектов в виде профиля в параллельных координатах; метод использования мультимножеств, операции обобщения, смешанного умножения и деления мультимножеств и матриц данных; новый метод оценки значимости коэффициентов корреляции с помощью F-критерия Снедекора-Фишера и значимости сходства - различия корреляционных матриц по G-критерию Кохрена; метод нормализации распределений через интегральную функцию.
Научные разработки Г. В. Суходольского в области психологии профессиональной деятельности находят свое применение и продолжение в решении двух важнейших задач современной психологии труда и инженерной психологии. Первая задача - продолжить разработку теории профессиональной деятельности, методов ее описания и анализа. Это ключевое направление и в современной прикладной психологии, поскольку методология, теория и инструментарий описания и анализа деятельности являются основой для развития всех остальных направлений организационной психологии и решения прикладных проблем: психологического обеспечения реинжиниринга бизнес-процессов, управления эффективностью работы, спецификации работы, организации групповой работы и т. д. Работы Г. В. Суходольского в этом направлении продолжают С. А. Маничев (компетентностное моделирование профессиональной деятельности) и П. К. Власов (психологические аспекты проектирования организаций). Вторая задача - дальнейшее развитие традиций дея-ельностного подхода в контексте современной когнитивной эргономики (проектирование и оценка интерфейсов на основе изучения деятельности человека), а также инженерии знаний. Особую актуальность и перспективы развития приобретает юзабилити (usability) - научно-прикладная дисциплина, изучающая эффективность, продуктивность и удобство использования инструментов деятельности. Концепция анализа и синтеза алгоритмических структур деятельности Г. В. Суходольского имеет ясные перспективы сохранить свое значение в обеспечении эргономического качества интерфейсов. Методология мультипортретирования используется В. Н. Андреевым (автор разработок по оптимизации интерфейсов, работает сейчас в Ванкувере, Канада) и А. В. Морозовым (эргономическая оценка интерфейсов).
В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, Геннадий Владимирович продолжал активную научную деятельность, писал книги, руководил аспирантами. Геннадий Владимирович был удостоен премий Санкт-Петербургского государственного университета за педагогическое мастерство, за цикл монографий по применению математических методов в психологии. В 1999 году ему было присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», в 2003 году - «Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета». Заслуги Г. В. Суходольского получили широкое признание. Он был избран действительным членом Нью-Йоркской академии наук.
Его перу принадлежат более 250 публикаций, в том числе пять монографий и четыре учебника и учебных пособия.
Основные публикации
- Основы математической статистики для психологов. Л., 1972 (2-е изд. - 1998).
- Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л., 1976.
- Основы психологической теории деятельности. Л.,1988.
- Математико-психологические модели деятельности. СПб., 1994.
- Математическая психология. СПб., 1997.
- Введение в математико-психологическую теорию деятельности. СПб., 1998.
Вся профессиональная жизнь Г. В. Суходольского прошла в стенах Ленинградского-Санкт-Петербургского университета: со времени окончания отделения психологии философского факультета ЛГУ в 1962 г. и до последн
Геннадий Владимирович Суходольский родился 3 марта 1934 г. в Ленинграде в семье коренных петербуржцев. Скитания вместе с родительской семьей, эвакуированной из Петербурга в трудные годы блокады, привели к тому, что Г. В. Суходольский запоздало начал обучение в средней школе, после окончания школы служил в армии. Студентом ЛГУ Г. В. Суходольский стал, будучи совершенно зрелой личностью с богатым жизненным опытом. Возможно, именно взрослое отношение к профессиональной деятельности с самого ее начала обусловило дальнейшие незаурядные успехи.
Вся профессиональная жизнь Г. В. Суходольского прошла в стенах Ленинградского-Санкт-Петербургского университета: со времени окончания отделения психологии философского факультета ЛГУ в 1962 г. и до последних дней жизни. Им пройден путь от лаборанта первой в СССР лаборатории индустриальной психологии, где он работал под непосредственным руководством основателя инженерной психологии академика Б. Ф. Ломова, до заведующего кафедрой эргономики и инженерной психологии.
Профессор Г. В. Суходольский стал одним из ведущих специалистов России в области психологии труда, инженерной психологии и математической психологии, имел огромный опыт научной, прикладной и педагогической деятельности. Написанные им монографии и учебники позволяют по праву назвать его одним из основателей ленинградской, затем петербургской школы инженерной психологии.
Г. В. Суходольский вел большую педагогическую работу: им разработаны оригинальные общие курсы «Применение математических методов в психологии», «Математическая психология», «Инженерная психология», «Экспериментальная психология», «Высшая математика, измерения в психологии», а также спецкурсы «Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности», «Психологическая служба на предприятии», «Инженерно-психологическая экспертиза дорожно-транспортных происшествий».
Участвовал в организации и проведении в период с 1964 по 1990 г. всех всесоюзных конференций по инженерной психологии. Был вице-президентом Международной конференции по эргономике (Л., 1993 г.), организатором и бессменным руководителем научно-практического семинара по психологической службе предприятий (Севастополь, 1988–1992 гг.).
C 1974 по 1996 г. Г. В. Суходольский был председателем методической комиссии факультета психологии, работа которой содействовала совершенствованию подготовки психологов. В течение двух официальных сроков он возглавлял специализированный Ученый совет по защите диссертаций по инженерной психологии и психологии труда.
Под руководством Г. В. Суходольского защищены десятки дипломных работ, 15 кандидатских и 1 докторская диссертация.
Г. В. Суходольский, приобретя богатый опыт частных исследований различных видов профессиональной деятельности (системы слежения, судовождение, тяжелая промышленность, лесосплав, атомная энергетика и т. д.), разработал концепцию деятельности как открытой системы, ассимилирующей и порождающей психические и непсихические продукты, основанную на системном синтезе гуманитарного и естественнонаучного подходов в психологии. Доказал необходимость множественности теоретических концепций сложных психологических (и других) объектов и разработал методологию мультипортретирования таких объектов в эмпирических исследованиях и взаимной математико-психологической интерпретации в психологической теории и практике.
Практическое приложение концепции, разработанной Г. В. Суходольским в области профессиональной подготовки: создание моделей вариативных стохастических алгоритмов и алгоритмических структур деятельности, включая алгоритмы опасных (аварийных) действий, которым нужно учить для повышения безопасности труда; разработка методов исследования действий оперативного персонала на пультах и постах разного назначения, в том числе на БЩУ АЭС; разработка метода оптимальной компоновки и эргономической экспертизы панелей и пультов; создание психологических методов экспертизы дорожно-транспортных происшествий. Долгие годы
От автора | |||
Введение | |||
1. Понятийная система психологии деятельности | |||
1.1. Понятие о деятельности | |||
1.2. Деятельность в системе психологических понятий | |||
1.3. Системный подход в психологии деятельности | |||
1.3.1. Методологические вопросы | |||
1.3.2. Психолого-биологическая, общепсихологические и праксиологическая концепции деятельности | |||
1.3.3. Профессиографические и психолого-педагогические концепции деятельности | |||
1.3.4. Социотехническая и инженерно-психологические концепции деятельности | |||
2. Обобщенная психологическая концепция деятельности | |||
2.1. Постулаты и теоретическая схема | |||
2.2. Морфология деятельностей | |||
2.2.1. Составы | |||
2.2.2. Структуры | |||
2.3. Аксиология деятельностей | |||
2.4. Праксиология деятельностей | |||
2.4.1. Развитие | |||
2.4.2. Функционирование | |||
2.5. Онтология деятельностей | |||
2.5.1. Существование | |||
2.5.2. Характеристики | |||
2.5.3. Познание | |||
Заключение | |||
Указатель литературы |
За прошедшие 20 лет эта книга не только не устарела, но приобрела новую актуальность. Потому что за истекший период не появилось новых обобщающих монографий по психологии деятельности, а российская современность и перспектива развития в условиях глобализации требуют психологического изучения и проектирования новых систем человеко-технических видов деятельности от обучения в школе до управления производством, международным маркетингом и политической жизнью.
Я признателен издательству URSS за возможность переиздания этой моей книги и надеюсь на интерес к ней со стороны возможных потребителей научных знаний.
Г.В.Суходольский
,
Санкт-Петербург
16.07.07
В советской психологии сложился так называемый "деятельностный" подход, согласно которому психика человека формируется и изучается в деятельности и через Посредство деятельности. На основе методологического принципа единства сознания и деятельности создаются понятийный аппарат и методы психологии, ведутся теоретические и практические разработки в психологических отраслях, в результате чего развивается и деятельностный подход.
Главное направление этого развития связано с переходом от объяснения психики человека его деятельностью к психологическому изучению и проектированию самой деятельности как опосредствуемой психическими, а также социальными и биологическими свойствами действующих людей, т.е. "человеческим фактором". Ведущая роль принадлежит здесь инженерной психологии.
Инженерная психология -- отрасль психологии, изучающая взаимоотношения человека и техники с целью достижения высокой эффективности, качества и гуманности современного труда, путем его проектирования на основе психологических принципов конструирования техники, условий труда, профессиональной подготовки кадров и на основе инженерных принципов учета человеческого фактора в человеко-технических системах.
Новая техническая реконструкция производства на базе компьютеризации и роботизации, создания гибких производственных систем вносит существенные изменения в сложившиеся формы профессиональной деятельности. Главными функциями специалиста на производстве все больше становятся программирование работы машин, управление ими и контроль. Трудовая деятельность на производстве, в управлении и хозяйствовании, а по мере компьютеризации в школе и учебная деятельность все более приближаются в основных чертах к операторской деятельности. В этой связи инженерная психология становится непосредственной производительной силой и, будучи органически связана с психологической наукой в целом, принимает на себя всю сложную систему взаимосвязей психологии с другими науками и производством.
Несмотря на определенные достижения, проектирование деятельности остается одной из центральных проблем инженерной психологии и психологии в целом, поскольку до сих пор не обобщен опыт психологического описания деятельности и нет надежных средств психологической оценки, оптимизации и проектирования как старых, так и, особенно, новых видов деятельности. По этой причине проблема деятельности признана одной из важнейших проблем для теоретической и практической разработки. В частности, требуется создать такую психологическую теорию трудовой деятельности человека, которая вооружила бы практических работников четким знанием психологических механизмов этой деятельности, закономерностей ее развития и методами использования результатов психологических исследований для решения практических задач; необходимо создать психологическую теорию совместной деятельности, раскрывающую ее сложную структуру и динамику, пути ее оптимизации.
Считается, что психологическая теория деятельности, которая служит методологической базой для всех психологических дисциплин, является одним из важнейших достижений советской психологии. Однако в этой теории имеют место нечеткость и неоднозначность в истолковании основных терминов, понятийный слой концепции, синтезированной на предыдущем и дополнительаппарат недостаточно обобщен, слабо систематизирован и не сведен воедино. В большинстве общих и специальных психологических концепций отражено стремление ограничиться в изучении деятельности узкопсихологическими закономерностями функционирования психики. При этом остаются вне изучения собственно-профессиональные, материально-технические, технологические и другие непсихологические стороны деятельностей, от которых психика "человека работающего" оказывается искусственно оторванной. ИзНза такого стремления в общей психологии предмет изучения пытаются свести к некоему "психическому", "значащим переживаниям" или "ориентировочной деятельности". В социальной психологии преимущественно ограничиваются межличностными отношениями и основанными на них феноменами. В психологии труда профессиограммы в значительной мере сводят к психограммам, а психограммы -- к перечням профессионально важных свойств или качеств, мало специфичных для конкретной деятельности. По той же причине в инженерной психологии взаимодействия людей и машин сводятся в основном к информационным взаимодействиям, что представляет собой еще и определенный результат кибернетического редукционизма. В психологическом изучение деятельности почти повсеместно ограничиваются ее анализом, хотя это противоречит не только диалектике вообще, но и конкретно-психологической методологии, практическому использованию результатов.
Таким образом, с одной стороны, поставлены актуальные государственные задачи, в решении которых должна участвовать психология в целом как наука, а с другой стороны, этому участию препятствуют недостатки психологических воззрений на деятельность -- недостатки столь существенные, что позволительно говорить об отсутствии психологической теории деятельности. Не имея хотя бы основ (или начал) такой теории, очевидно, нельзя корректно решать требуемые задачи.
Думается, что приведенные соображения в достаточной мере обосновывают актуальность целей, которые мы преследуем и которым подчинены содержание книги, логика и характер изложения.
Прежде всего необходимо разобраться в существующих психологических и других воззрениях на деятельность, выявить, обобщить, уточнить и систематизировать понятийный аппарат психологии деятельности. Этому посвящен первый раздел книги, в котором определяются "ключевые" понятия; выявляется и систематизируется существующий в психологии деятельности понятийный аппарат; критически анализируются и оцениваются имеющиеся системные концепции деятельности.
Во втором разделе книги последовательно изложены сначала предпосылки и теоретическая схема обобщенной психологиченом материале, а затем понятийные структуры, отражающие строение, потребностно-ценностную сферу, развитие и функционирование, бытие и познание деятельностей.
В заключении подведены итоги и намечены некоторые перспективы развития психологии деятельности.
Считаю своим долгом выразить признательность моим учителям, сотрудникам и ученикам за доброе отношение, поддержку и помощь.
Геннадий Владимирович СУХОДОЛЬСКИЙЗаслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Доктор психологических наук, профессор кафедры эргономики и инженерной психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
Круг научных интересов -- общая, инженерная, математическая психология.
Опубликовал 280 научных работ, в том числе несколько монографий: "Основы
математической статистики для психологов" (1972, 1996); "Математическая психология" (1997); "Введение в математико-психологическую
теорию деятельности" (1998); "Математика для гуманитариев" (2007).