Квн по экологии в подготовительной группе. КВН по экологии в детском саду для подготовительной группы «Шумит зеленый лес

Квн по экологии в подготовительной группе. КВН по экологии в детском саду для подготовительной группы «Шумит зеленый лес

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9

Экологический КВН «В союзе с природой» для детей подготовительной группы

Воспитатель: Кольчирина Елена Михайловна

г. Кизел, 2017 год

Цель: формировать у детей элементы экологического сознания и культуры.

Задачи:

закреплять знания детей о природе;

обобщать знания детей о природных сообществах;

формировать умение разгадывать загадки о природных сообществах,

называть природные сообщества (поле, луг, лес и др.) по составляющим их растениям и обитающим в них животным;

продолжать формировать речь, учить связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы;

активизировать словарный запас детей;

развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, эрудицию;

увлечь детей и вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности;

воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их.

Материалы и оборудование:

Ø картинки из жизни природы;

Ø оборудование для игры «Угадай кто?»;

Ø картинки с правилами поведения в лесу;

Ø панно с кормушками для птиц;

Ø эмблемы для команд;

Ø кроссворд;

Ø фишки;

Ø разрезные картинки.

Презентация:

Предварительная работа:

Заучивание стихов, пословиц, загадывание загадок о природе и погоде; беседы с детьми об исчезающих животных и растениях, которые занесены в красную книгу.

Настольные и дидактические игры о природе и погоде: «Съедобное и несъедобное», «Поле, лес, огород», «Рыбаки и рыбки», лото «Домашние и дикие животные»;

Рассматривание энциклопедии «Животные и растения нашей природы».

Ход:

Ведущий:

Добрый день, дорогие друзья! Приветствуем вас в Клубе веселых и находчивых! Наш КВН сегодня называется «В союзе с природой». Замечательный писатель и большой любитель природы М.Пришвин писал:

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие по экологическим тропинкам. Экология - это наука о доме, о природе. А природа - это и есть наш большой дом, и мы все сообща должны поддерживать в нём порядок. Воспитатель читает девиз КВН:

«Ты человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах,

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши.

Она твой давний добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги её напропалую.

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую

Нас много, а она одна.

Подготовка к игре

Ведущий раздает всем присутствующим элементы разрезных картинок. По команде, играющие начинают собирать целую картинку: например, у одних получается солнышко, у других — капелька. В команду объединяются дети, имеющие части одной и той же картинки.
Итак, сегодня в игре будут участвовать две команды. А судить их будет жюри. Позвольте представить членов нашего уважаемого жюри.

Представление членов жюри.

Жюри, как видите, у нас достойно уважения.
Им приходилось, и не раз, оценивать сражения!

За каждый конкурс жюри будет присуждать один балл.
Команды прошу занять свои места. Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Начинаем игру. Итак - вперед к победе!

Конкурс «Разминка» (вопрос-ответ)

Представляет собой блиц-опрос. Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию. Я буду задавать вопросы командам, а вы по очереди будете отвечать на них. Выкрикивать нельзя, за это будут снижаться баллы.

За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов. За каждый правильный ответ 1 балл. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал жюри.

Вопросы для команды «Солнышко»:

Когда орешки белка запасает? (осенью)
. Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
. Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
. Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)
. Какая птица лечит деревья? (дятел)
. Когда на солнце белый снег сверкает? (зимой)
. Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние)
. Собака - дикое или домашнее животное? (домашнее)
. У какого дерева белый ствол? (у березы)
. Когда в лесу подснежник расцветает? (весной)
. Чем питается бабочка? (нектаром)
. Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
. Назовите детенышей курицы (цыплята)
. Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми)
. Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
. Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
. Кто в лесу плетет паутину? (паук)
. Когда земля под снегом отдыхает? (зимой)
. Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
. Что такое зеленый покров Земли? (трава)
. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
. Что делает ёж зимой? (спит)
. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
. Сколько ног у паука? (восемь)
. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)
. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

Вопросы для команды «Капелька»

Когда картошку дедушка копает? (осенью)
. На каком дереве растут желуди? (на дубе)
. Как одним словом называются животные, которые живут рядом с человеком? (домашние)
. Ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это? (птицы)
. Как назвать детеныша коровы? (теленок)
. Когда сосулька капает и тает? (весной)
. У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
. Сколько ног у жука? (шесть)
. Кто в лесу всю зиму спит? (еж, медведь, барсук)
. Когда вода на речках замерзает? (зимой)
. У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
. Лев - дикое или домашнее животное? (дикое)
. У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей коровки)
. Когда земляника поспевает? (летом)
. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
. Как называется дом муравьев? (муравейник)
. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
. У какого зверя есть иголки? (у ежа)
. Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
. Когда над полем бабочка летает? (летом)
. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)
. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
. У какого дерева белый ствол? (береза)
. Как называется дом у муравья? (муравейник)
. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)

Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет.

2 Конкурс-эстафета «Птичья столовая»

Нужно вспомнить, какие птицы прилетают зимой на кормушку, и разместить их изображения на панно.

Ведущий:

Как назвать одним словом птиц, которых вы выбрали? (зимующие) Картинки с изображением каких птиц остались на столе? Как их назвать одним словом? (перелетные) .

3 конкурс «Экологический тренинг» - «Угадай, чей голосок?»

Представители команд по очереди называют птиц.

(пение соловья, сороки, кукушки, дятла, воробья, синицы, ворона, совы, снегиря).

Жюри оценивают результаты тренинга.

Музыкальная пауза

4 конкурс «Как вести себя в природе»

Ведущий зачитывает ситуации «Как вести себя в природе».

1 ситуация для команды «Солнышко»

Гуляла девочка в лесу ранним весенним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
- А в нем яичко.
- Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нем!
Девочки взяли яичко с собой.

Ведущий: Правильно ли девочки поступили? Почему, вы так считаете?

Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

2 ситуация для команды «Капельки»

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

Ведущий: Правильно поступил мальчик?

Дети: Неправильно. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

5 конкурс "Экологические знаки"

Каждая команда получает по 4 знака. Ребята должны определить название каждого из них.

1-ая команда:

1) - Не оставляй мусор.

Воспитатель: Почему нельзя оставлять мусор в лесу?

Знаешь ли ты, что большая часть мусора разлагается очень долго, например:

Кожура апельсина - 2 года;

Пластиковые мешочки - от 10 до 20 лет;

Жестяные банки - от 80 до 100 лет;

Пластмассовые бутылки вообще не разлагаются!

2) - Нельзя шуметь в лесу.

Варианты ответов детей.

Воспитатель: Знаешь ли ты, что в лесу можно увидеть многих интересных животных при условии, что ты будешь вести себя тихо и не испугаешь их. Олень, белка боятся шума.

3) - Не лови бабочек.

Варианты ответов детей.

Воспитатель: Знаешь ли ты, что нельзя убивать никаких животных, потому что они являются частью нашего природного окружения. Под особой охраной находятся такие животные, которые требуют особого внимания, потому что они либо очень полезны, либо очень редки.

4) - Не ломай ветки.

Варианты ответов детей.

Воспитатель: Знаешь ли ты, что растения задерживают огромное количество атмосферных загрязнений и пыли, кроме того, они гасят шум. Деревья, поглощая загрязнения, очищают воздух, но сами заболевают и гибнут. Помни, что если сломать хотя бы одну ветку, дерево может засохнуть!

2-ая команда:

1)- Не трогай птичьих гнёзд.

Варианты ответов детей.

Воспитатель: Знаешь ли ты, что птицы бросают гнёзда, которые трогал человек, и больше не возвращаются на это место. Если в гнезде были яйца, то из не появятся птенцы. Если в гнезде были птенцы, то они погибнут без матери.

2) Не разжигай костры

3) Не разоряй муравейники

Недаром муравьёв прозвали санитарами леса. Муравьи всеядны - это универсальные хищники и падальщики. Активно поедая личинок вредных насекомых - жуков, бабочек .

4) - Не рви цветы.

Варианты ответов детей.

Воспитатель: Знаешь ли ты, что люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25000 видов растений. Среди них ландыши, колокольчики, подснежники, ветреница дубравная, венерин башмачок, который зацветает лишь на 18 году жизни, и многие другие.

Подведение итогов конкурса «Экологические знаки».

Давайте подумаем вместе: будет ли нашему лесу хуже, если, проходя по тропинке, вы сломаете веточку, или наступите на мухомор; сделаете венок из цветов, которые растут на поляне? (Ответы детей)

Да природе будет хуже! Ведь каждая веточка, сломанная зря, или растоптанный гриб - это маленькая рана, нанесённая природе. А природе трудно залечивать даже самые маленькие раны.

6 конкурс «Кроссворд»

Воспитатель по очереди каждой команде загадывает загадки. Отгадайте загадки, а ответы мы запишем в кроссворд, и потом мы увидим, какое слово у нас получилось в выделенных клеточках.

«Солнышко»

1 Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе (Облака)

2 Зимой одевается в белый кафтан,
Весной - в зеленый сарафан,
Летом - в платье цветном,
Осенью ходит в плаще золотом. (Земля)

3 Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз).

4 Голубой шатер весь мир накрыл (Небо)

5 Стоит лепешка
На одной ножке,
Кто мимо ни пройдет,
Всяк поклонится. (Гриб).

6 Рыжая плутовка живет в густом лесу. (Лиса).

о Б л а к о
з Е м л я
а Р б у з
н Е б о
Г р и б
л И с а

Воспитатель: Какое слово получилось в выделенных клеточках? (Береги)

О чем говорит нам это слово?

«Капелька»

1. Не ездок, а со шпорами
Не будильник, а всех будит (петух).

2. Всю ночь летает - мышей добывает
А станет светло, спать ляжет в дупло (сова).

3. Летит, пищит, очень тоненько звенит.
Случай не упустит, сядет и укусит (комар).

4. Водяные мастера строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины и плотины (бобры)

5. Красногрудый, чернокрылый любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине он появиться опять (снегирь)

6. Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)

Воспитатель: Какое слово получилось в выделенных клеточках? (ПОМОГИ)

О чем говорит нам это волнующее слово?

О том, что иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред окружающей среде.

Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы - частица природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!

Воспитатель:

Давайте будем беречь планету -
Во всей Вселенной похожей нету,
Во все Вселенной только одна,
Для жизни и дружбы она нам дана!
Наша планета Земля.
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля-
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами!

Жюри подводит итоги

В нашем Клубе Весёлых и Находчивых победила команда… она награждается… Поощрительные призы получает команда…
Жюри: Мы проверяли вас на славу,
И победители по праву
Похвал достойны. И награды,
Сейчас вручить мы очень рады.

Проводится награждение

Благодарим вас за участье,
Вот сувениры вам на счастье!
Гляди, любуйся, принимай,
Любой по вкусу выбирай!

В нашем Клубе Весёлых и Находчивых победила команда… она награждается…
Воспитатель:

КВН закончен, друзья, до свиданья!
Всем хочу я сказать на прощанье:
Нас так много живет на Земле
И о природе - одной - позаботиться можем вполне!

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Уточнить и углубить знания педагогов по экологии, экологическому воспитанию. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей.

Место проведения : музыкальный зал детского сада.

Оборудование: поделки детей и родителей из осенних листьев для оформления зала,два стола для команд; ноутбук, проектор для презентации , тексты экологических ситуаций, музыкальное оформление – Антонио Вивальди “Времена года”.

Участники: воспитатели и специалисты детского сада – 2 команды по 7 участников в каждой.

Предварительная работа: изготовление костюмов из бросового материала, проведение консультации по методике экологического воспитания.

Ход конкурса

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы знаем, что сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают им и правила поведения в природе. При этом важно научить видеть красоту природы, тот кто не видел этой красоты, хуже, чем слепой: у него слепота души, а от того у кого слепа душа не жди добра и честности, преданности и мужества. А нужно ли говорить о воспитании в детях бережного отношения к окружающему миру? Мы воспитываем в детях четкое понимание – человек – часть природы. Не будет зелени, животных, и ему не жить на Земле, и наоборот: чем богаче мир вокруг, чем лучше человеку жить в этом мире.

Сегодня у нас проводится экологический конкурс “Знатоки природы”. Наши педагоги сегодня постараются отстоять свои знания по экологии, по экологическому воспитанию дошкольников. Педагогический состав нашего детского сада богат многочисленными талантами, знаниями и опытами.

А чтобы конкурсы начать,
Надо нам жюри созвать.
Клятву с них мы не берем,
Справедливости лишь ждем!

Судить наш конкурс будет представительное жюри в составе заведующего детским садом Шакировой Ф.В., представителя Северного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Ахметовой Л.Р.

1 конкурс. “Придумай название”.

Ведущий . Так как команды не имеют названия, первое задание командам, которое и объединит участников игры, называется “Придумай название”.

Каждая команда должна придумать название команды и представить себя в соответствии с выбранным названием. Но, прежде чем приступить к выполнению задания, командам необходимо выбрать капитанов, которые будут представлять свою команду. Время для обсуждения – 1 минута, время для представления – 1 минута. Максимальна оценка данного задания – 2 балла.

2 конкурс. Экологическая разминка.

Ведущий. В данном конкурсе времени для обсуждения не будет. Каждой команде по очереди будет задаваться вопрос, если одна команда не ответит – право ответа будет передано другой команде. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.

Вопросы команде “Ласточка” Вопросы команде “Друзья природы”
1.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла .)

2.Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью .)

3. Какое дерево является символом России? (Берёза)

4.Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб .)

5.Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит .)

6.Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб .)

7. Кто написал сказку “Гадкий утенок”? (Г.Х. Андерсен)

8.Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина .)

9.Какую траву любят кошки? (Валериана.)

1. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)

2.Лесной петух. (Глухарь .)

3.Что означает “плач” берёзы весной? (Сокодвижение. )

4. Какое дерево является символом Канады? (Клён)

5.Почему лиственницу называют “добрым деревом”? (Не колется .)

6. Кто написал музыку к балету “Лебединое озеро”? (П.И. Чайковский)

7.Пингвин птица или животное? (Птица. )

8.Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб. )

9.Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц .)

10.Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота.)

3 конкурс. Игра “Ассоциация”.

Ведущий. Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения “цветёт как роза”, “работает как лошадь”, “устал как собака” и т.д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?

Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег команды противников, не называя его (педагоги составляют описание-ассоциацию на одного из педагогов ).

Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются у вас:

Со стихией (огонь, воздух, вода, земля);

С природным явлением;

С животным (зверь, птица, насекомое);

С растением (дерево, кустарник, цветок);

С минералом. (Остальные пытаются догадаться, о ком идет речь.)

4 конкурс. “Картины - загадки”.

Ведущий. Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения.)

  • И.И. Шишкин “Рожь”;
  • И.И. Левитан “Весна. Большая вода”;
  • А.К. Саврасов “Грачи прилетели”;
  • И.И. Левитан “Март”;
  • И.Э. Грабарь “Февральская лазурь”;
  • И.И. Шишкин “На севере диком”;
  • И.Э. Грабарь “Зимний пейзаж”;
  • А.И. Куинджи “Берёзовая роща”;
  • И.И. Шишкин “Корабельная роща”;
  • И.И. Шишкин “Дубовая роща”;
  • А.А. Пластов “Первый снег”.

5 конкурс. Кто больше знает пословиц об охране природы. Ведущий. Пословица воспитывает, наставляет на правильные поступки. Пословица тесно переплетается с действительностью. Наш родной язык стал бы намного беднее без пословиц и поговорок. Прикоснитесь к чистому источнику знаний, на котором воспитывались ваши мамы и папы, бабушки и дедушки.

За каждую пословицу об охране природы команды получают 1 балл.

  • Кто умеет добрым быть – тот природу не будет губить.
  • Враг природы тот, кто ее не бережет.
  • Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.
  • Птиц, зверей оберегай – никогда не обижай.
  • Лес – богатство и краса, береги свои леса.

6 конкурс. “Простые истины”.

Ведущий. Капитаны команд выбирают по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды импровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение. Каждой команде дается по 5 минут.

Первая педагогическая ситуация.

Вы идете на работу. На дороге мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У детей в руках по большой охапке.

Как вы поступите в этой ситуации: пройдете мимо в душе осуждая матерей (детей) или остановитесь и поговорите с мамами, что скажете?

Вторая педагогическая ситуация.

На лесной поляне играют 4 детей от 5 до 7 лет. Самый маленький кричит: “Давай поймаем бабочку и подожжем ей крылья!” Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает и спрашивает мальчика: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?” Тот немного помолчав, ответил: “Просто так”

Что бы вы сказали, как поступили, какие методы и приемы применили, чтобы вызвать у мальчика сочувствие и навсегда избавить от желания издеваться над живыми существами?

7 конкурс. “Народный барометр” (Звучит музыка Антонио Вивальди “Времена года”).

Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет.
Дошли до нас и вот – живут поныне.
(Роман Ругин)

Каждого человека интересует, какая погода будет завтра, послезавтра, через неделю. Однако синоптики довольно часто ошибаются. Но на нашей планете есть существа, которые без всяких расчетов в состоянии предсказать погоду. Ученые называют сейчас около 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут выступать как барометры, индикаторы влажности, температуры воздуха, предсказатели штормов, бурь или хорошей безоблачной погоды. Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Предлагаем вам небольшой блиц-конкурс “Как растения и животные предсказывают погоду”. Напоминаем вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

1.Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник (будет дождь ).

2.Комары и мошки вьются столбом (будет хорошая погода ).

3.Синичка с утра начинает пищать (жди мороза ).

4.Собака свертывается и лежит калачиком (наступят холода ).

5.Лошадь храпит – (к ненастью ), фыркает – (к теплу ).

6.Воробьи купаются в пыли или в луже (будет дождь ).

7.Паук усиленно плетет паутину (к сухой погоде).

8. Стрижи, ласточки низко летают (дождь предвещают).

9.Когда цветет черемуха (к холоду, заморозкам).

10.Если утром трава сухая (к вечеру ожидай дождя).

11.Цветы перед дождем (пахнут сильнее).

12.Вороны садятся на нижние ветки деревьев (к ветру).

13. Куры раскудахтались (будет снег).

14.Из березы течет много соку (к дождливому лету).

15. Лягушки вечером громко квакают (будет теплая погода).

16. Много шелухи на луковицах (быть зиме холодной).

8 конкурс. Домашнее задание “Презентация костюмов”.

Ведущий. Мечта современного человека – мир без свалок, чистые улицы и чистый воздух. Экологи уже не первый год задумываются над тем, как этого достичь и одним из лучших способов много лет подряд называли утилизацию. Творчество и воображение способно привнести революцию в мир старых вещей. Все эти и ещё множество других интересных идей позволят реализовать мечту многих экологов о мире, свободном от пластикового мусора. Творческий человек хоть из чего сделает яркие вещи. Мы сейчас убедимся в этом. А теперь каждая команда представляет костюм из фантиков, пластиковых бутылок, пакетов и т.д.

9 конкурс. “Методический турнир”.

Ведущий. А теперь участникам команд предстоит показать свои методические и природоведческие знания. Данный конкурс мы проведем в форме соревнования. Это значит, что командам будет задан один и тот же вопрос. Для обсуждения каждого вопроса будет дано 30 секунд. Та команда, которая первая подготовит ответ, поднимает флажок. Если ответ будет дан неправильный или неточный, то право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Все вопросы составлены по “Программе воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой.

1. С какой возрастной группы введен раздел “Экологическое воспитание”? (С первой младшей группы)

2. Назовите основную цель раздела “Экологическое воспитание”? (Формирование осознанно бережного отношения к живой и неживой природе, формирование начал экологической культуры)

3. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников (уголок природы, модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений; огород, цветник, уголок леса, поля и сада)

4. Перечислите основные экологические праздники и дату их проведения? (22 марта – Всемирный день воды, 1 апреля – Международный день птиц, 22 апреля – День Земли, 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды, 4 октября – Всемирный день животных).

5. Как называется книга, в которой дается информация об исчезающих видах животных и растениях? (Красная книга) Почему эта книга “Красная”?

6. Какие требования предъявляются к оформлению гербария? (Засушивать можно только те растения, которые не занесены в Красную книгу)

7. Перечислите составляющие части окружающей среды? (Вода, воздух, лес, почва)

8. Какие природоохранные мероприятия можно проводить в детском саду? (Экологические акции)

9. Назовите парциальные программы развитию основ экологической культуры. (С.Н. Николаева “Юный эколог”, Н.А. Рыжова “Наш дом – природа”).

10. “Песенно-поэтический марафон”.

Ведущий. Последнее конкурсное задание – самое интересное. Командам предстоит вспомнить стихи и песни, в содержании которых присутствует название дерева. Зачитывается или поется только одна строчка. За каждое выступление – 1 балл.

Подведение итогов конкурса совместного творчества детей и родителей “Осенний листопад”.

Подведение итогов. Награждение команды-победителя.

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!

Литература/

1. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 1999г.

3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. – М., 2000.

4. Рыжова Н.А. “Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ”. Дошкольное воспитание, 2000 г. № 9.

5. Николаева С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.

(Для детей старшего дошкольного возраста)

1. Расширять круг экологических представлений дошкольников.

2. Способствовать пониманию закономерностей, зависимостей и взаимосвязей в природе, дать возможность детям почувствовать себя неотъемлемой частью этого процесса, причастным к сохранению его красоты и многообразия.

3. Развивать смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.

4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание принимать участие в охране природы.

5. Способствовать развитию навыков социальной адаптации детей в коллективе сверстников других дошкольных учреждений.

Подготовительная организационная работа.

Изготовление эмблем для команд, подбор музыкального сопровождения, подготовка дипломов и призов.

Предварительная работа для детей:

Придумать название и девиз команды – для всех команд;

Подготовить сценку «На свете все нужны» - для команды д/с № 38.

Материалы и оборудование:

Муляжи овощей, корзинка, мешочек – для конкурса «Определи на ощупь»;

Три обруча, картинки с объектами природы (звери, фрукты, насекомые), условные обозначения – для конкурса «Найди свой дом»;

Три картинки с силуэтами животных в лесу – для конкурса «Найди животных»;

Экологические знаки – для конкурса «Объясни знак»;

Картины природы на экране.

Ведущий:

Нас солнца луч смешит и дразнит

Нам нынче весело с утра,

Весна нам дарит звонкий праздник

И главный гость на нем – игра.

Она наш друг большой и умный,

Не даст скучать и унывать.

Затеет спор веселый, шумный,

Поможет новое узнать.

Ведущий:

Есть мир чудесный – он вокруг

И стоит только захотеть,

Как оживёт природа вдруг

И всем захочется лететь, как птица,

Шуметь кудрявою берёзкою в лесу…

И я вам предлагаю окунуться

В чудесный этот мир и красоту!

Ведущий:

Мы рады приветствовать Вас, ребята на экологическом КВН.

Вы знаете, что такое КВН?

А что значит экологический?

КВН называется «Наш дом – природа». И говорить мы сегодня будем о природе, о нашей планете, о нас с вами, потому что мы все являемся частью природы.

Ребенок читает стихотворение о природе (по выбору воспитателя).

Ведущий:

Оценивать сегодня игру будет жюри (представление членов жюри).

Жюри, как видите, у нас достойно уважения.

Им приходилось, и не раз, оценивать сражения!

В нашем клубе веселых и находчивых присутствуют 3 команды. Итак – вперед к победе! Начинаем игру!

1 конкурс «Приветствие команд» (название, девиз, эмблема)

«Солнышко»

Береги свою планету –

Ведь другой на свете нету.

Девиз Солнышка такой:

Побеждаем с добротой!

«Птички»

Без особого усилья,

Мы расправим наши крылья,

Ну-ка, Птички - все на взлёт!

Высь небесная зовёт!

«Пчёлки»

Пчелки - дружная семья!

Так зовёмся мы не зря...

И в потехе, и в работе

Мы жужжим на доброй ноте!!

Команды прошу занять свои места.

Ведущий:

Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Наша игра в КВН продолжается.

2 конкурс «Разминка»

Вам необходимо подобрать весенние слова или весенние приметы. Команда, назвавшая больше слов – получает очко.

(Дети называют слова, например: сосулька, капель, ручейки, травка и т.д. или приметы, например, тает снег, бегут ручьи и т.д.)

Молодцы! Легко справились с разминкой.

Ведущий:

3 конкурс «Определи на ощупь овощи»

Все вместе рассматривают овощи и фрукты в корзине, затем ведущий раскладывает их в мешочек. Каждый на ощупь определяет, что он выбрал.

Ведущий:

4 конкурс «Капитанов»

«Стояла тихая спокойная ночь, темно и пустынно. Только изредка было слышно завывание волка. А рядом ему вторил другой. Но вот лучик солнца разбудил петуха.

Следом за ним проснулась курочка. Загоготал гусь. Около сарая послышался лай Полкана. Замычала корова. За забором жалобно замяукал котёнок. Наступило утро».

- Молодцы капитаны, изо всех сил старались выполнить задание.

Ведущий:

5 конкурс «Загадок»

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

На овчарку он похож:

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк.)

Носом-шлангом великан

Моется, как в душе.

Этот житель жарких стран

Всех крупней на суше. (Слон.)

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло -

Спать летит в дупло. (Сова.)

Все время стучит,

Деревья долбит.

Он их не калечит,

А только лечит. (Дятел.)

Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появиться опять. (Снегирь.)

Волосата, зелена,

В листья прячется она,

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может. (Гусеница.)

Летит, пищит, очень тоненько звенит.

Случай не упустит, сядет и укусит (Комар.)

Это что за вертолёт

Отправляется в полёт?

Над озёрами, лугами,

Над цветущими полями? (Стрекоза.)

По реке плывёт бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит… (Крокодил.)

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что гордый нрав,

Не потому, что важный граф,

А потому, что он … (Жираф.)

Рот похож на чемодан,

Сам большущий, как диван.

Вон купаться он идёт -

Толстокожий... (Бегемот.)

Ведущий:

6 конкурс- эстафета «Найди свой дом»

Принимают участие вся команда.

На общем столе лежат картинки с объектами природы, перевернутыми вниз картинкой. На полу разложены три обруча с условным обозначением объекта природы. По одному каждый игрок переворачивает карточку и если она соответствует условному обозначению своего домика, бежит к нему и кладет карточку. Если не соответствует, берет другую до тех пор пока не найдет нужную. Возвращается, передает эстафету следующему. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.

Молодцы, ребята!

Слово жюри.

Ведущий:

7 конкурс «Найди животных» (Приложение 1.)

Я смотрю – глазам не верю:

Что за птица, что за зверь?

То ли лошадь, то ли слон

То ли сказочный дракон?

Я гляжу вторые сутки

Не найду ни пса ни утки.

Помогите мне скорей

Сосчитайте всех зверей!

Игрокам каждой команды раздаются картинки с изображением силуэтов животных в лесу. Нужно сосчитать всех животных. Кто быстрей!

(Ответ: 7 животных – медведь, лиса, заяц, еж, белка, глухарь, синица.)

Молодцы! Правильно нашли всех животных. Отлично знаете животных родного края.

Ведущий:

Много удивительного можно увидеть в природе, она всех встречает с радостью, но нам всегда надо помнить как вести себя, чтобы не нарушить её красоту, не беспокоить её жителей, давайте вспомним некоторые правила поведения в природе:

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь и, конечно, громко петь:

испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

Никогда не забывать мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

ТЫ в лесу всего лишь ГОСТЬ, здесь хозяин ДУБ и ЛОСЬ!

Сценка «На свете все нужны».

Насекомые стоят в кругу – ссорятся: я самый важный, я самый полезный, я самый красивый, я самый нужный. И решили они пойти к мудрой сове, чтобы она их рассудила. Подходят к сове. Сова спит.

Бабочка: - Ах, ты, совушка-сова, ты большая голова. Проснись, пожалуйста, поговори с нами.

Сова: - Не могу открыть глаза, пока вы мою загадку не отгадаете:

Днём спит,

Ночью летает

И зверюшек пугает.

Насекомые задумываются, чешут затылок.

Муравей: - Так это же про тебя загадка, совушка-сова!

Сова (открывает глаза): - Да! Правильно! Ну, так о чем вы хотели меня спросить?

Божья коровка: - Мы поспорили, кто из нас самый полезный.

Сова: - Хорошо, давайте по порядку. Вот ты, муравей, чем полезен?

Муравей: - Я лес очищаю от вредителей. Где есть муравейники - там лес здоровый и чистый.

Сова: - Хорошо, ты действительно полезный, вставай со мной за руку. Ну, а ты, бабочка, такая красивая, неужели и ты пользу приносишь?

Бабочка: - Да, я летаю с цветка на цветок и переношу пыльцу, от чего потом вырастают плоды и ягоды.

Сова: - Да, вижу и ты полезная, вставай с нами. Ну, а ты, божья коровка, чем полезна?

Божья коровка: - Я уничтожаю вредных тлей, которые поедают листья деревьев, кустов, травы.

Сова: - И ты, божья коровка, очень полезная, вставай вместе с нами. Посмотрите, остался один дождевой червяк.

Уж какую он пользу может приносить?

Червяк: - А я очень большую пользу приношу: я своими подземными ходами всю землю перекопал, взрыхлил - от этого все растения лучше растут.

Сова: - Вставай тоже к нам. Что же получается? Все вы очень полезные и очень важные, без вас было бы очень плохо на свете.

Все-все-все

На свете нужны,

И мошки не меньше нужны,

Чем слоны.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки - получше делишки.

Да если мы с кем-то не очень дружны,

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется!

Все-все-все на свете нужны,

И это все дети запомнить должны!

Ведущий:

8 конкурс «Объясни знак» (Приложение 2.)

Детям каждой команды предлагается по 2 экологических знака. Нужно объяснить, что обозначают эти знаки.

Молодцы, быстро справились. Экологические знаки вы знаете отлично!

О чем говорит нам слово природа? Природа – это всё, что вокруг нас. Это воздух, вода, растения и животные. Иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред окружающей среде. Ребята, мы не должны обижать ни кошку, ни жучка, ни воробья. Человек должен быть добрым! Давайте будем беречь природу, наш общий дом. Беречь и любить все живое!

Ведущий: Наша игра подходит к концу, мы вас приглашаем всех встать в круг. А жюри подводит итоги.

Хоровод «Шире круг»

(Музыка: Сигизмунд Кац, слова Яков Хеленский.)

(Движения выполняются в соответствии со словами.)

Шире круг, шире круг,

Музыка зовёт

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

Дружат птицы в вышине,

Дружат рыбы в глубине,

Дружит с небом океан,

Дружат люди разных стран.

Шире круг, шире круг,

Музыка зовёт

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

Дружат солнце и весна,

Дружат звезды и луна,

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей земли.

Шире круг, шире круг,

Музыка зовёт

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

Подведение итогов, вручение дипломов друзей природы и призов.

КВН вы хорошо сыграли,

И о природе многое сказали!

Все вместе «Спасибо!» вам мы говорим,

И ВСЕМ призы мы вам дадим!

Версию работы с приложениями можно .

Лариса Осипенко
Экологический КВН для детей старшего дошкольного возраста

Экологический КВН

Цель : выявить знания детей о неживой и живой природе, о перелетных и зимующих птицах. Развивать сообразительность, смекалку, умение найти правильный ответ за короткое время. Вызвать интерес, желание узнать как можно больше о природных явлениях. Воспитывать умение общаться друг с другом в деловой ситуации, радоваться успехам сверстников, правильно принимать поражения.

Правила игры : быстро и сообща искать ответы, принимать решения и четко отвечать на вопросы.

Ход игры:

Ведущая : Всем, всем, всем! Начинаем КВН! В нем участвуют две команды :

«Знайки» и «Почемучки» . Поприветствуем их!

Под музыку команды входят в зал.

Ведущая : представляет капитанов команд и знакомит с жюри, которое будет подводить итоги после каждого конкурса.

1 конкурс. Приветствия команд.

Команда «Знайка» :

Мы команде «Почемучек» шлем наш любознательный привет,

От души мы вам желаем знать проверенный ответ.

Мы узнаем вместе с вами про животных и про птиц,

Не желаете сразиться с нами? Мы не видели таких умнейших лиц.

Про природу все мы знаем, бережем и охраняем.

И беречь будем всегда, чтобы вечной жизнь была!

От команды «Почемучки» :

Мы пришли на вечер наш, будем не лениться,

На вопросы отвечать, петь и веселиться.

Мы соперникам своим «Знайкам» громко говорим :

«С вами мы сразимся, но так просто не сдадимся» .

Хорошо знакомы мы с природой, будем охранять и лес, и воду.

Все живое жить должно, пусть растет и здравствует оно!

Пока жюри оценивает конкурс, дети садятся на стульчики.

2 конкурс. Разминка. «Кто больше» ?

Назвать как можно больше народных примет. Например :

1. Муравьи прячутся в гнездо к грозе.

2. Ласточки летают низко перед дождём.

3. Вечером сильно стрекочут кузнечики – к хорошей погоде.

4. Большие дождевые пузыри – к ненастью и сильному дождю.

5. Дым столбом – к морозу или к ветру.

6. Воробьи барахтаются в пыли и чирикают – жди дождливой погоды.

7. Багряные зори – быть ветреной погоде.

Жюри оценивает конкурс.

Театрализованная игра :

«Веселый Старичок - Лесовичек »

Воспитатель читает стихотворение, Старичок - Лесовичек произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

Воспитатель : Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто :

Старичок-Лесовичек : Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух!

Бу-бу-бу да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Воспитатель : Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся :

Старичок-Лесовичек : Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо да гуль-гуль-гуль!

Го-го-го да буль-буль-буль!

Воспитатель : А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился :

Старичок-Лесовичек : Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

Го-го-го да бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах-ах-ах!

3 конкурс. Найти на картинках животных, живущих рядом с человеком.

Найти на картинках животных, которые живут в лесу.

Узнай животных по описанию :

1. У него короткие, толстые, широкие ноги. Передние ноги вывернуты в стороны. Дом с собой носит. В природе прячется в песок. Любит овощи и фрукты. (Черепаха)

2. Летом и зимой копит жир. Не любит жару и холод. Ест корешки, грибы, малину, мед. Зимой спит. (Медведь)

Жюри оценивает конкурс.

Театрализованная игра :

«Лиса и Волк»

Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису :

Волк : Лизавета, здравствуй!

Лиса : Как дела, зубастый?

Волк : Ничего идут дела,

Голова еще цела.

Лиса : Где ты был?

Волк : На рынке.

Лиса : Что купил?

Волк : Свинки.

Лиса : Сколько взяли?

Волк : Шерсти клок Ободрали правый бок.

Хвост отгрызли в драке

Лиса : Кто отгрыз?

Волк : Собаки.

Лиса : Жив ли, милый куманек?

Волк : Еле ноги уволок.

Как кума твои дела?

Лиса : На базаре я была.

Волк : Что ты так устала?

Лиса : Уток я считала.

Волк : Сколько было?

Лиса : Семь с восьмой.

Волк : Сколько стало?

Лиса : Ни одной.

Волк : Где же эти утки?

Лиса : У меня в желудке!

4 конкурс «Знатоки природы»

1. У какого животного есть иголки?

2. Кто в лесу всю зиму спит?

3. В какое время года на деревьях распускаются листья?

4. Лев – дикое или домашнее животное?

5. Какие домашние птицы умеют плавать?

6. В какое время года собирают урожай с полей и огородов?

7. У каких домашних животных есть рога и копыта?

8. Что страшнее : гром или молния?

9. Почему осенью птицы покидают родные места?

10. Что такое лес?

11. Почему цветы красивые и душистые?

12. Почему птиц называют нашими помощниками, пернатыми друзьями?

13. Чем полезны насекомые?

14. Отчего крапива жжется?

15. Умеют ли животные разговаривать?

16. Какие лекарственные растения вы знаете?

17. Какие цветы первыми расцветают весной?

18. Что ест зимой жаба?

19. У кого уши на ногах?

Жюри оценивает конкурс.

Физкультминутка :

«Звериная зарядка»

Раз – присядка,

Два – прыжок.

Это заячья походка

А лисята, как проснуться

(кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться

(потянуться)

Обязательно зевнуть

(зевнуть, прикрывая рот ладошкой )

Ну и хвостиком вильнуть

(движение бедрами в сторону)

А волчата спинку выгнут

(прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть

(лёгкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый

(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы

(ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе

(переступание с ноги на ногу)

Долго топчемся на месте

(раскачивание туловище в стороны)

А кому зарядки мало –

Начинает все сначала

(развести руки в стороны на уровне пояса ладони вверх)

Ведущая : Дети, сейчас мы с вами пойдем в лес.

Там нынче множество чудес.

Дети здороваются с лесов.

Ребенок читает стихотворение Погореловского.

Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на зоре, весь в росе, как в серебре?

Что в глуши твоей таится, что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи : ты же видишь – мы свои!

Ведущая : Посмотрите вокруг, как красиво! Какие цветы красивые! Посмотрите, какой красивый расцвел цветок с большими лепестками.

Ой, да здесь загадки!

5 конкурс «Угадай загадку»

1. Одна нога, а рук много. (Дерево)

2. Зимой и летом одним цветом.

3. Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

4. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?

5. Что зимой белеет, а летом зеленеет?

6. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает.

Жюри оценивает конкурс.

Ведущая : Продолжаем прогулку. Выходим на полянку.

Дети, посмотрите, что тут творится. Везде мусор, пакеты, банки. Давайте мы с вами проведем экологический субботник .

Дети убирают мусор.

Ведущая : А каких санитаров леса вы знаете? (Муравьи, дятлы)

6 конкурс «Игра «Земля, воздух, вода»

Ведущая : Дети, вы хорошо поработали. А сейчас поиграем в игру.

При слове «Земля» называем животных, при слове «Воздух» - птиц, при слове «Вода» - рыб. Тот, кто неправильно назовет – выходит из игры. Победит та команда, в которой останется больше игроков.

Жюри оценивает конкурс, подводит итоги.

Ведущая : Предлагает сделать живую картинку «Если был бы я деревом» .

Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд.

Ведущая спрашивает – кто каким деревом был. (Дуб, сосна, ель, береза, осина, липа, клен, рябина)

Дети, посмотрите, какие-то знаки, давайте внимательно рассмотрим их :

1. «Берегите муравейники»

2. «Не подходите близко к гнездам»

3. «В лесу старайтесь ходить по тропинкам »

Стихотворение «Никого не обижай»

Никого не обижай

Ни пчелу, ни мушку

Ни улитку,

Ни жука – темненькое брюшко,

Ни кузнечика, в траве

Скачущего ловко,

Ни блестящую в траве

Божию коровку,

Ни синицу, ни дрозда,

Ни крота слепого …

Ни за что,

Не обижай живого

К. Россетти

А теперь прощаемся с лесом.

Перекличка :

Лес дремучий – до свиданья!

Ты расти на радость людям.

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полон сказок и чудес!

Жюри подводят итоги, вручает подарки.

Цели:

  • выявлять уровень экологической культуры педагогов
  • формировать в сознании педколлектива значимости проблем экологии, понимание необходимости участия каждого в их позитивном решении;
  • потребность в экологическом образовании.

Форма проведения: игровая - экологический КВН

Правила. Играют две команды. Право на ответ получает та, которая первой подала сигнал готовности (для этот можно используем сигнальные карточки) . Дл оценки работы команд независимое жюри:

  • Сивохина Е.В.
  • Ковалёва Т.А.
  • Соколова Л.В.

На обдумывание каждого вопроса дается одна минута.

Оборудование: 2 игровых стола, сигнальная карта, репродукции картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» , И.И. Левитана «Золотая осень» , И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» , П.П. Кончаловского «Сирень» , А.К. Саврасова «Грачи прилетели» , К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюр-морт» , музыкальные композиции.

Ведущий. Добрый день, дорогие педагоги. Я рада видеть всех вас. Сегодня состоится КВН между командами «Ягодка» и «Фруктик» .

Что ж, пора нам начинать.
Я хочу вам пожелать в КВН,
Чтобы дружными вы были,
Чтоб смеялись, не грустили в КВН.

Чтобы не было печали,
Чтоб на все вы отвечали в КВН.
Чтоб жюри довольно было в КВН.
Игрокам раздаются карточки.

Тот, кто получит карточку с изображением, принимает участие в игре. Играют команды «Ягодка» и «Фруктик» . Каждая состоит из шести человек. Команды выбирают капитана.

Свои ответы команды озвучивают сигнальной картой.

  • разминка,
  • загадки,
  • вопросы,
  • зоо-театр,
  • конкурс капитанов,
  • живопись,
  • поэзия,
  • переставь буквы,
  • буриме,
  • песни.

Разминка

Какой цветок зацветает первым? (Мать-и-мачеха.)

Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка.)

Какая птица носит название танца? (Чечетка.)

У какого хвойного растения осенью опадает хвоя? (У лиственницы.)

Сколько лет живет брусника? (300 лет.)

Какая птица может бегать по дну водоема? (Оляпка.)

Кит - это рыба? (Нет, млекопитающее.)

Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка.)

Какое растение используют для лечения мелких ран? (Подорожник.)

Растет ли дерево зимой? (Нет.)

В сенокос горька, А в мороз сладка. Что за ягодка? (Рябина, калина.)

Синий пиджак, Желтая подкладка, В середине - сладко. (Слива.)

Не страшна ей стужа, Не страшна метель, Острая вершина, А зовется... (ель) .

Живет лет 300 или больше,

Светолюбивая она,

Совсем неприхотлива к почве,
Иголки по две, то -... (сосна) .

Цветет позднее всех деревьев,
Лекарственны ее цветы,
Коль их заваришь -то простудой
Болеть не будешь больше ты. (Липа.)

Этот кустарник в лесу взор ласкает,
Лист сложный, перистый,
Плод - небольшой,
В нем витаминов великое множество...
Вы догадались? Кто же такой? (Шиповник.)

И лист и почки - все врачует,
И сок - целебное сырье.
Шумит от ветра, если дует.
Краса России - ствол ее. (Береза.)

Для бани веничек готовят,
Листочки прочно так сидят,
Его плоды зверей накормят,
Если ты крепок - с ним сравнят. (Дуб.)

Он газ и пыль - все поглощает,
Нелегок летом этот труд.
За это его очень ценят,
«Воздушный санитар» зовут. (Тополь.)

Как зовут ее, кто знает?
Ветра нет, а лист дрожит,
Нечисть, скверну отгоняет,
Если кол ее забит.

(Осина.)

Она весну встречает - Сережки надевает.
Накинута на спинку Зеленая косынка.
А платьице - в полоску. Ты узнаешь... (березку) .

Чей пух по городу летает? Среди июня - снегопад.
Прохожие его ругают, А это ветер виноват. (Тополь.)

  1. Почему у ели всегда острая вершина? (Потому что ель, пока она жива, все время непрерывно растет в высоту, а другие лесные деревья, достигшие определенного возраста, перестают расти в высоту, зато стволы их начиная раздаваться вширь. Закругленная вершина кроны - первый признак прекращения роста в высоту.
  2. Древесина какого хвойного дерева очень прочна и устойчива против гниения? (Лиственница. Известны постройки из нее, просу

ществовавшие 300-500 лет и более (в Сибири, Литве, Швейцария. Польше.) В 1958 г. на Дунае во время засухи, когда уровень воды упал, были обнаружены лиственничные сваи моста, построением римлянами в начале IIв. Древесиш оказалась неразрушенной.)

3. Чтотакое годичные кольца прироста и что по ним можно определить? (Годичное кольцо прироста - это все слои клеток древесины, образовавшиеся весной.. По годичным кольцам можно определить возраст дерева. По толщине колец можно уэнатъ, в каких условиях росло дерево разные годы жизни. Узкие годич-ные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, затенении деревьев и его плохом питании. По годичным кольцам можно определить и страны света. Они обычно шире с той стороны дерева, которая обращена к югу, и уже с той, которая обращена к северу.)

4. У всех ли деревьев и кустарников по годичным кольцамможно определить возраст? (Нет, не у всех. Например, у саксауле на одном году образуется несколько

годичных колец (во время выпадения дождей) , что не позволяет

нам определить возраст дерева)

5. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, клена,

осины, черемухи и др.)

6. Названия каких деревьев совпадают с названиями цветов?

Гвоздичное дерево, тюльпанное дерево.)

7. Какой самый страшный враг лeca? (Лесной пожар.)

8. Какую пользу приносят птицы для леса?

(Совы уничтожают вредных грызунов и насекомых. Одна сова съедает 12-14 мышейв день. Кукушки в большом количестве истребляют мохнатых гусениц. Дятлы уничтожают личинок вредных насекомых. Жаворонки, ласточки, стрижи, мухоловки, трясогузки, синицы, корольки, пеночки, горихвостки, малиновки, поползни, пищухи, дрозды, соловьи приносят своим птенцам пищу от300 до 600раз в день, скармливая при этом огромное количество вредных насекомых и их личинок.)

9. Что называют природными заповедниками? (Заповедники - то специально выделенные участки территории, где изучаются и сохраняются в неприкосновенности растительность и животный мир.

В настоящее время общее число заповедников, национальных парков и охраняемых участков во всем мире составляет около 800.)

10. Назовите сильно ядовитые растения леса? (Тисе - хвойное дерево, ядовиты все части; волчье лыко - кустарник, очень ядовит, особенно ягоды; бересклет - кус-парник, ядовиты кора, листья, плоды; всех ядовитый, или цикута - травянистое растение, ядовито все растение, особенно корневище, ядом цикуты был отравлен древнегреческий философ Сократ; белладонна (бешеная вишня, сонная одурь) - травянистое растение, ядовиты все части, особенно плоды, сок этого растения раньше использовали модницы для увеличения своих зрачков.)

11. Отчего образуются морозобойные трещины на стволах деревьев в лесах и парках? В каком месяце чаще? (Морозобоины появляются от резких колебаний температуры дня и ночи, когда стволы днем сильно

нагреваются, а ночью охлаждаются. Обычно холод раскалывает деревья в морозные февральские ночи.)

12. Из чего была получена первая бумага? (Первый лист бумаги получен из луба тутового дерева. Основное сырье для производства бумаги в России - древесина ели, а также осины.)

13. Какое из известных лекарственных растений традиционно использовали для стерилизации родильных помещений, сжигая его ветви? (Можжевельник.)

14. Почему березку называют пионером леса, а березовый лес - временным? (Береза первой осваивает открытые пространства, вырубки, гари. Она не боится яркого солнца и заморозков. Под ее кроной поселяются молодые елочки. Когда ель подрастает, то вытесняет березу.)

15. Почему гибнет лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев жили птицы, летучие мыши. Они истребляли вредных насекомых леса. Не стало гнезд - не стало птиц. Молодой лес гибнет от вредных насекомых.)

16. Назовите основные правила поведения на природе. (Никогда нельзя пробовать незнакомое растение, оно может быть ядовито. Нельзя шуметь, так как можно нарушить нормальную жизнь обитателей леса. Нельзя рвать цветы, зная, что никогда не поставишь их в вазу (ведь домой еще не скоро) . Нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар. Нельзя купаться, если водоем незнаком, там могут быть воронки и глубокие места, обрывы, стекла, камни и коряги на дне. Нельзя пить воду из открытого водоема, ее обязательно нужно кипятить. Нельзя ломать кустарники, маленькие деревья, ветки.

Нельзя ловить бабочек, жучков и других мелких обитателей леса.)

В названиях каких деревьев заключены названия пищевых продуктов, плодов? (Земляничное дерево - в Крыму, западном Закавказье, относится к семейству вересковых, вечнозеленое, декоративное, плоды - съедобные красные ягоды, похожие на землянику; конфетное дерево - в субтропиках, плодовое и декоративное растение, в пищу употребляют мясистые утолщенные плодоножки, они содержат много сахара и применяются для начинок в кондитерской промышленности; хлебное дерево - Индонезия, Цейлон, похоже на дуб, плоды богаты крахмалом, сходны по вкусу с картофелем, употребляют в вареном и жареном виде, плоды, подвергнутые брожению, превращаются в тестообразную массу, в которой пекут лепешки, отсюда название- «хлебное дерево» ; шоколадное дерево - Мексика, еще aцтеки умели готовить из его семян тонизирующий напиток (какао, кофейное дерево - Африка.)

Зоотеатр

А этот этап самый веселый. Здесь командам предлагаете! изобразить животных, птиц, насекомых, правильно передать та повадки и поведение.

Возможные задания:

  • улетающие на юг журавлик.
  • утка с выводком.

Во время подготовки команд проводится игровой прием «Яблоко» . Возьмите в руку яблоко и скажите: «Все яблоко - это наша Земля. Три четверти поверхности суши занимает вода. С этими славами разделите яблоко на четыре части и три из них уберите. Одна четвертая поверхности Земли - суша. Если разделить четвертушку) на две восьмушки, одна восьмая поверхности Земли представляет ту сушу, на которой почва практически отсутствует. Это - Антарктида, высокие горы, пустыни и та оставшаяся одна восьмая покрыта почвой, но часть этой территории занята городами, поселками, дорогами и т.д. Если эту восьмушку разделить еще на четыре части, только одна часть будет представлять собой ту поверхность суши, которая покрыта плодородными почвами. Но почва - это очень тонкий слой земной коры. Чтобы представить, сколько плодородной на Земле, надо срезать тонкую кожуру яблока» .

Конкурс капитанов

Задание для капитанов: нарисуйте запрещающий знак поведения в природе, которым мы можем пользоваться, и расскажите о нём. Капитану может помогать советом команда. Во время работы титанов звучит музыка.

Живопись

Назовите художников и название данных картин: И.И. Шишкин «Лесные дали» , «Утро в сосновом лесу» ; И.И. Левитан «Золотая осень» ; И.Э. Грабарь «Февральская лазурь» ; П.П. Кончаловский «Сирень» ; А. К. Саврасов «Грачи прилетели» ; К.С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт» .

Я пришел к тебе с приветом рассказать,
Что солнце встало, что оно горячим светом
По листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся, весь проснулся,

Веткой каждой, каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.

Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром. С.А. Есенин

Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль...
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль...

С.А. Есенин

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком... С.А. Есенин

Здесь некогда, могучий и прекрасный,
Шумел и зеленел волшебный лес,
Не лес, а целый мир разнообразный,
Исполненный видений и чудес. Ф.И. Тютчев

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках с нежною каймой
Распустились листья белой бахромой.

И стоит берёза в сонной тишине
и горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром (Есенин)

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала. А.Н. Плещеев

Переставь буквы

Переставьте буквы так, чтобы получить название растения:

  • сеянь (ясень) ;
  • резабё (берёза) ;
  • ансио (осина) ;
  • дышлан (ландыш) ;
  • насос (сосна) ;
  • рождопоник (подорожник)

Используя предложенные рифмы, составьте четверостишия:

  • птицы - границы, леса -небеса;
  • почки - листочки, стебель -мебель.

Кто больше знает песен о деревьях, кустарниках, травах, цветах? (Командам предстоит узнать песню по вступлению и пpопеть куплет песни)

Что стоишь качаясь, тонкаш рябина...
Маленькой елочке...
Травы, травы, травы не успели...
В лесу родилась елочка...

Ой, цветет калина...
Миллион, миллион, миллион алых роз...
Старый клен, старый клен..
Во поле береза стояла...

Раскудрявый, клен зеленый-
Расцветали яблони и груши-
Ой, рябина кудрявая...
Расцвела под окошком белоснежная вишня...
Ландыши, ландыши...